Маканин: сочинение

Причины бегства современного человека от социума (по произведениям В. Маканина)

Скачать сочинение

Маканин не дает интервью. Ни-ког-да. Не высказывается по общим вопросам. Не примыкает к литературным группировкам. Он не “наш” и не ваш. Он сам по себе. Последний писатель в толпе суетных литераторов. Последний старатель, слышащий тихую песню подземельного слова-золота.

Владимир Семенович Маканин — признанный мастер “малой прозы”. Всем хорошо известны его рассказы, повесть “Один и одна”, “Стол, покрытый сукном и с графином посередине”. Последняя повесть интересна тем, что в ней особенно ярко проявляются возможности реалистической литературы.

В современной прозе продолжает свое развитие толстовская традиция “диалектики души”. Это не просто изображение внутреннего мира человека. Писателя может интересовать не столько психологический образ героя, сколько психологическая ситуация. Именно из психологической ситуации вырастают и психологические характеристики социальных типов, и портрет времени в повести В. Маканина “Стол, покрытый сукном и с графином посередине”.

Повесть — поток сознания героя. Ему предстоит отчитываться по какому-то вопросу перед общественной комиссией, или, как он называет ее, судилищем. За свою жизнь герой побывал на многих таких судилищах. Они стали неотъемлемой частью советского бытия. Партком, профбюро, общественный суд, а в 20-30-е годы — ревтрибуналы, тройки, чрезвычайные комиссии. Все это формы судилища. Но суть их всегда была одна: человека по самому незначительному поводу давили вопросами, требовали отчета за всю его жизнь, припоминая большие и малые проступки, вынуждали выворачивать наизнанку душу. Его стремились подловить на неточностях, уличить, — и все для того, чтобы он вышел с чувством собственной вины.

Страх перед судилищем мучит героя: “Страх — сам по себе чего-то стоит. Уйдет страх, а с ним и жизнь, страх всего лишь форма жизни, стержень жизни”. Ни физические пытки, ни боль не грозят герою. Но всю ночь перед судилищем он не спит, глотает таблетки. Он не знает никакой своей пины, но уверен, что хоть какую-то, но отыщут. Была бы конкретная вина, было бы проще, — было бы конкретное наказание. Оно “отпускает тебя сразу”. Но вины-то нет, хотя герой говорит, что, “вероятно, не жил вне чувства вины”, был всегда “виноват не в смысле признания вины, а в смысле ее самоощущения”.

Со времен Достоевского проблема вины и наказания претерпела ряд изменений. Вина Раскольникова была несомненна и конкретна. Закономерно его наказание. А вот XX век дал героя, подлежащего наказанию за несовершенное преступление. Таков Йозеф К. — герой романа Ф. Кафки “Процесс”. Такие герои преследуются не за конкретную вину, а за то, что “виновны вообще”, хотя наказание им грозит вполне конкретное.

У В. Маканина человек не виновен, и наказывать его не собираются, просто обсудят. Но этого достаточно, чтобы довести человека до исступления. Страх переполняет его, толкает на бесконечное прокручивание возможных ситуаций, изнуряет. В бесконечном ночном кошмаре герой пытается объяснить природу такого страха. Если заглянуть в историю, то раньше наказание было связано с посягательством на физическое существование человека, на его тело. Били провинившегося солдата шпицрутенами, обезглавливали преступника на эшафоте. То есть, конкретная вина требовала расплаты с конкретным телом се носителя. Душа же всегда оставалась во власти Бога.

И вот здесь открывается важный момент: наш безбожный век поставил судилище не только над человеком, но и над его душой. “. Принадлежность им твоей души и принадлежность твоего тела находятся (как ровен ход времени. ) в обратно пропорциональной зависимости. Скажем, виноватый солдат былых времен — ни во что не ставя тело (и ни на чуть не отдавая душу), он сам кричал: “Расстреляйте, братцы. Расстреляйте меня!” Во времена подвалов уже расспрашивали. И поскольку претендовали на часть души, постольку же приходилось отпускать часть тела. Уже важно было повозиться с виновным, порыться в душе: человек упорствовал. В помощь размышлениям и была боль. Во времена белых халатов судившим доставалось твоего тела еще меньше. Тело им почти не принадлежало, разве что перед инъекцией можно было растереть ваткой твою вену. Но зато уж душа, ум почти полностью были в их власти и в их возможностях. Эволюция завершилась тем, что спрашивающие уже никак не могут претендовать на тело. Но душа — вся их. Руки, -ноги, мое тело для них неприкосновенны: ни вогнать пулю, ни забить кнутом, ни даже провести курс “Аленки” — ничего нет у них, и что же тогда им остается, кроме как копаться в моей душе”. Оказывается, это копание самое страшное и невыносимое.

Владимир Маканин создает психологический тип человека, раздавленного системой общественного мнения. Человек этот совершенно лишен воли. Ему предоставлена некоторая свобода выбора: на судилище можно и не пойти. Но ведь десятилетиями нам внушали мысль о коллективной воле и неотделимости человека от общества. И вот постепенно она вросла в сознание, проникала в чувства и ощущения. Герой повести не способен на внутреннее сопротивление. Его личность разрушена присутствием в нем самом “десяти-двенадцати человек, готовых с тебя спросить”. И бунт против них для него был бы бунтом против себя.

Образ Стола, покрытого сукном, воплощает собой Судилище. Стол этот — не знак, не символ даже. Это почти существо — бессмертное, нестареющее. Атрибутом Стола является графин в центре. Графин как бы цементирует людей и предметы вокруг, придает “словам и вопросам сидящих силу спроса”, отделяет задающих вопросы от ответчика.

Стол с красным сукном и графином — нравственное судилище. Он, несомненно, связан с подвалом — судилищем телесным. Владимир Маканин говорит об этой связи как об уходящей в глубину времени, выступающей обнаженно лишь периодами, например в тридцать седьмом году.

Безымянный герой В. Маканина испытывает некое мистическое чувство к Столу. Он его почти обожествляет, — в ночных своих метаниях решает идти на поклон к нему. Пока герой сидит за Столом, решившись даже прихлопнуть по нему рукой, — всё спокойно. Автор показывает его способным на отчаянный поступок в состоянии, уже близком к помешательству. Реплика “Ужо тебе!” заставляет вспомнить бедного Евгения из “Медного всадника” А. С. Пушкина. Но вот герой посягнул на центр Стола — Графин. И тут последовало наказание: “помню, ударило резко, как хлыстом, сильнейший удар в грудь на секунду-две лишил меня сознания”. С одной стороны, вполне реальный инфаркт. Однако с другой — расплата за покушение на вечное, каковым является Графин в центре Стола.

Из многолетних наблюдений складываются социально-психологические типы тех, кто сидит за Столом. Они лишены имен и определяются по какой-то детали. Они — не личности, а функции судилища. Их психологические характеристики приложимы с небольшими вариациями к любому из ряда подобных социальных типов.

Соц-Яр — это тип социально яростный, простоватый, пьяноватый, с виду добродушный. “Он — пролетарий (самое большее — техник), постоянно чувствующий себя обманутым в жизни, обделенным. Грубо разбуженное социальное нутро (когда-то, ходом истории) в таких, как он, все еще ярится, пылает”. Соц-Яр во всем винит интеллигентов, потому испытывает к ним агрессивную злобу. Это очень простой, предсказуемый тип, составляющий большую часть “народа”.

Рядом с ним за Столом — Тот, кто с Вопросами. Это интеллигент, но Соц-Яр против него ничего не имеет, ведь они в одной упряжке, за одним Столом. Портрет его типичен для среднеоплачиваемого инженера в НИИ. Он находит особое удовольствие в том, чтобы загонять в угол мелкими вопросами, от которых возникает ощущение затравленного животного.

Своеобразное иезуитство присуще Старику. Он хочет истины. Его долгая жизнь посвящена была служению правде. Он мудр, он молчит. Герой В. Маканина раскрывает психику Старика, которая сложилась в результате повсеместного лицемерия, несовпадения лозунга и действительности. Старик знает, что должен быть гуманным. “Ему нужно, чтобы меня не просто задергали вопросами и унизили, но чтобы еще и засекли, пытали, растягивали на примитивной дыбе где-нибудь в подвале, а он бы после этого меня, может быть, оправдал и пожалел”.

Красивая женщина, Женщина с обычной внешностью, Молодые Волки, бывший Партиец, Седая в Очках — все объединены желанием спрашивать, “напоминать о непрекращающемся отчете всякой человеческой жизни. И не для наказания, а исключительно для предметности урока им нужна конкретная чья-то жизнь”.

Бессонной ночью герой выходит на источник советских столов-судилищ. Это началось, “когда передоверили совесть коллективу, и отмщение — группе людей”. В повести поднимаются вопросы: всегда ли право коллективное мнение? всегда ли право большинство? и кто они — большинство? Писатель показывает, что те, кто вершит судилище, — плоть от плоти систе мы. Эти социально-психологические типы —точный индикатор процессов, начавшихся в обществе почти столетие назад.

Повесть “Стол, покрытый сукном и с графином посередине” В. Мака-нина реалистически передает психологический портрет времени. Это трагическое повествование о разрушении цельной личности страхом. Писатель отразил психическое состояние человека и обрисовал психологию социального -,ипа. Он соединил анализ ощущений, чувств, сознания отдельной личности, находящейся в стрессовой ситуации, с синтезом типичных черт социально-психологической группы.

Метания, поиски выхода из ситуации и ее анализ составили психологический облик героя. Этот индивидуальный портрет обретает черты типичности — это тип жертвы, раздавленной обществом, претендующим на человеческую душу, ее суверенный мир,

Роман “Андеграунд, или Герой нашего времени” Владимира Мака-нина был написан в 1997 году. Но наше время — время скоростей даже в общественной жизни. Спустя всего несколько лет русскому читателю приходится напрягать память, вспоминая очереди, демократов первого призыва, демонстрации коммуняков, “смешные” тогдашние цены.

Август 91-го. Главный герой и его многочисленные собеседники говорят о смене эпох. Четко и незамысловато эту мысль проводит бизнесмен Ловянников, противополагая литературное поколение поколению политиков и бизнесменов. Но его банальные рассуждения подрываются изнутри. Молодые бизнесмены идут завоевывать столицу точно также, как шли некогда молодые литераторы. Они также верят в себя, также размахивают руками. Ловянников называет проигравшее поколение солдатами литературы. Но ведь с новым поколением возможно повторение ситуации: кто-то прорвется, кто-то ухнет в андеграунд бизнеса. Ловянников именуется “героем Вашего времени”.

“А я. подумал, что прощу, пожалуй, демократам их неталантливость во власти, их суетность, даже их милые и несколько неожиданные игры с недвижимостью — прощу не только за первый чистый глоток свободы. ”, — рассуждает маканинский герой.

Герой романа — тот, кто пытается обрести себя в “подполье” (так переводится иноземное слово “андеграунд”). Он литератор. И можно уже догадаться, что характер этого героя сродни печоринскому, раз в заглавии заявлено название знаменитого романа Лермонтова. Кольцевое построение романа ориентировано на лермонтовский прообраз. В начале и конце повествования Петрович дома, все его бедствия — изгнание из общаги, психушка — в середине романа. Все проблемы героя коренятся в прошлом. Его злоключения мотивируются судьбой родного брата, —художника, попавшего в советскую психушку.

Андеграунд — это не только литературно-художническая общность, но и общага, куда уходит из правильного мира Петрович. Это и метро, подземка, — только здесь Петрович чувствует себя уверенно, здесь он сохраняет способность читать чужую прозу. Андеграунд — это и сама Москва как город метро и общаг. Но это и подсознание.

Отрыв от “корней” — мотив, который присутствует в маканинской прозе постоянно. Ненавистная сфера “верхов” — это столы с графинами, месткомы, редакции. На поверку сфера эта оказывается той же общагой. Отождествиться с властью Петрович не может никогда. На этом и строится основной сюжет. Отождествиться с общагой он тоже вроде бы не желает. Общага — полчища и поколения мужиков “без желания жиз ни”. Из них выпили всю кровь и всю душу русский простор и русская история. Петрович думает: “Меня не втиснуть в тот утренний троллейбус. И уже не вызвать сострадательного желания раствориться навсегда, навеки в тех, стоящих на остановке курящих одну за одной, — в тех, кто лезет в потрескивающие троллейбусные двери и никак, с натугой, не может влезть”.

Все вокруг — двойники главного героя. Петрович слушает исповеди людей, с которыми сталкивает его общага, и превращает их в свое повествование, в свою жизнь. “Ты теперь и есть текст”, — думает он. Врачи-психиатры и собратья по общежитию несколько раз ставят под сомнение писательский дар Петровича, утверждая, что он лишь старый бомж. А для самого Петровича только “бомж” (разбойник, изгой, преступник) и может быть писателем.

Хотя и сам Петрович твердит, что он не писатель: отвергнутые повести погребены в редакциях, желание публиковаться он преодолел навсегда, сочинительство тоже оставлено, — автор его перерос, “. для каких-то особых целей и высшего замысла необходимо, чтобы сейчас (в это время и в этой России) жили такие, как я, вне признания, вне имени и с умением творить тексты. Андеграунд. Попробовать жить без Слова. Живут же другие, риск или не риск жить молчащим, вот в чем вопрос, и я — один из первых”.

Закольцованность романа дает себя знать во многих деталях. Так, в первой главе справляют свадьбу дочери у Курнеевых, в последней — новоселье. Допущен к торжествам не слишком приятный хозяйке Петрович. И он провозглашает тост “за перемены”. К тому же сам факт того, что он говорит, а не слушает, как раньше, всех и каждого, — обещает обновление жизни.

Петрович произносит тост, в которым славит гения без текстов и толпу без языка. “. Однако меня уже раздражали мои же слова. И, как бывает ближе к вечеру, на спаде, неприятно кольнуло, а ну как и впрямь это лучшее, что я за свою долгую жизнь им, то бишь нам, сказал”, — думает он. В итоге перед нами герой, ставший текстом и утративший имя.

Отрицание героем социума и себя в социуме очень характерно для умонастроения российского интеллигента наших дней. Воодушевление шестидесятников сменилось затяжным нигилизмом. Поэтому не стоит удивляться тому хаосу в экономике, политике и духовной жизни России, который мы видим сегодня. Когда подвергаются сомнению нравственные нормы, отрицается сам принцип разумного руководства, то это неизбежно приводит к разгулу преступности, к полному хаосу во всех областях жизни.

Но хочется верить, что стадия отрицания сменится стадией созидания. Есть надежда, что Россия сможет реализовать свой потенциал, двинувшись по новому пути. Тогда появится новый герой, появится новая литература.

5391 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Роль женщин в судьбе Печорина сочинение

Григорий Печорин является так называемым “лишним человеком”. Этот образ в литературе иллюстрирует сложных, но в то же время тонких и душевно ранимых личностей, пресыщенных жизнью и неспособных отыскать своё место в обществе. Герой романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” отчаянно искал счастья, и общение с красивыми женщинами было одним из любимых к тому способов.

Читайте также:  Блок: сочинение

Так, прибыв на службу на Кавказе, стремясь не заскучать и не захандрить, Печорин знакомится на татарской свадьбе с юной черкешенкой Бэлой. Эта девушка скоро поражает его воображение, молодой человек уже не может представить собственной жизни без неё. Он крадёт её из семьи, навлекая тем самым на возлюбленную позор и отречение родственников, ведь они были людьми разной веры, их союз был запрещён. Насытившись вниманием и любовью девушки, главный герой попросту отдаляется от неё, лишает Бэлу своего внимания. Это характеризует Печорина как эгоистичного в любви человека.

Другой пример общения с женщинами – это знакомство Печорина с княжной Мери. Молодой человек не питает к девушке никаких особенных чувств, но всё же делает шаги к тому, чтобы Мери непременно его полюбила. Мы понимаем, что Печорин умеет и любит играть с чувствами окружающих. Как и Бэле, герой доставляет княжне Мери множество неприятностей, надругавшись над её чувствами и доведя их до состояния, когда девушка не может сказать ему ничего, кроме как “я вас ненавижу”. Печорин же чувствует довольство собой.

К счастью, не только другие люди испытывают чувства к герою: он и сам однажды по-настоящему полюбил женщину, Веру. Его любовь к ней так горяча и сильна оттого, что Вера – единственная, кто смогла полностью понять и прочувствовать Печорина, не создавая в своей голове мечтательный образ героя, которому бы он не соответствовал в действительности. Но, несмотря на то, что он не идеален, Вера принимала все недостатки возлюбленного. К сожалению, как бы Печорин ни ценил её самозабвенную и жертвенную любовь, удержать её он так и не смог. В очередной раз причинив боль Вере, он навсегда теряет её, оставаясь ни с чем. Герой чувствует себя маленьким и раздавленным, ведь такой любви ему уже не встретить, но поступить иначе он не мог.

Итак, мы не можем не питать сочувствия к Печорину, ведь он, как и все, мечтал о счастье, но совершенно не умел обращаться с женщинами, предавал и ранил их чувства, за что последовала жестокая расплата. Мы можем сделать вывод, что, влюбившись, Печорину следовало уважать и чувства своей возлюбленной, тогда его жизнь не была бы столь бессмысленна, бесцельна и безрадостна.

2 вариант

Произведение «Герой нашего времени» является первым психологическим романом в истории русской классической литературы. Автор произведения – Михаил Юрьевич Лермонтов, начал работу над ним в 1837 году, находясь под впечатлением после ссылки на Кавказ. Заканчивает он прозу в 1840 году. Спустя год Лермонтов дописывает «Предисловие» и издает его в Санкт-Петербурге, в типографии Ильи Глазунова.

На протяжении всего романа вы встречаем четыре женских образа, это – Бэла, Мери, Вера и Ундина. Следуя фабуле произведения, первой мы знакомимся с Бэлой – юной красавицей, дочерью князя-татарина. Григорий Александрович влюбляется в нее на балу и проворачивает аморальную сделку с братом девушки Азаматом: он выкрадывает черкешенку и отдает Печорину за коня. Первые дни девушка безжалостно отталкивает героя, но после, когда Печорин отпускает ее на свободу, она все-таки признает свои чувства, но больше не из искренности, а из страха встречи с жестоким отцом и возможной смертью. Теперь жизнь в любви и согласии быстро надоедает Григорию и тот начинает уходить из дома и игнорировать девушку. И так, гуляя в один день с Максим Максимычем, он понимает, что Бэлу увез из дома Казбич. В ходе погони, «вор» смертельно ранит девушку и та умирает спустя три дня на руках Печорина. Ее смерть переживается Григорием тяжело, он только больше убеждается в том, что по-настоящему любить не способен. Ему надоедает абсолютно все новое в жизни. Он говорит, что «любовь дикарки мало чем отличается от любви барышни».

Впервые с Мери Печорин встречается в Пятигорске, на лечебных водах, где она живет вместе со своей матерью. Их отношения развиваются стремительно и остро: Печорин, чтобы доказать свое превосходство над Грушницким, специально влюбляет в себя юную княжну, а после разбивает ей сердце, когда на ее робкий вопрос о его чувствах к ней отвечает жестоко и говорит, что только смеялся над ней. Такой ответ глубоко ранит девушку, она тяжело заболевает и уезжает с вод. Также Мери является связующим звеном между Печориным и Верой – его бывшей женой. Здесь мы в единственный раз можем проследить настоящую и искреннюю любовь Григория, но она изначально обречена. Печорин говорит, что «не может быть рабом любимой женщины», в то время как Вера называет себя рабой этой любви. Любовь Григория приносит много страданий женщине и после ее ухода, он понимает, что только Вера могла дать то чувство, которое он искал в окружающих, но его чувства окончательно истощили ее.

Ундина появляется в главе Тамань. Имени девушки мы не знаем, можем говорить лишь то, что она является «честной» контрабандисткой. Эта любовь для Печорина – игра. Когда он угрожает ей тем, что расскажет об их нелегальной деятельности, девушка заявляет, что он «все знает» и предаст их. В его душе разыгрывается глубокий интерес. Между ними происходит борьба за жизнь и выигрывает Печорин, когда топит девушку в море. Этот случай еще больше раскрывает нам суть Печорина.

Григорий Александрович не может любить. Он несет с собой угнетающую ауру. Всякий раз чувства Печорина оборачиваются несчастьем для их адресантки, а развивающийся роман губит их.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль женщин в судьбе Печорина

Популярные сегодня темы

Являясь одним из полноправных представителей свиты Воланда, Бегемот предстает в произведении в образе большого черного кота, который на всем протяжении романа поражает своим непредсказуемым поведением.

Что может быть красивей натюрмортов, особенно если это изображение, сорванных, весенних цветов. Но еще лучше, если они выполнены рукой выдающегося, русского художника Бруснилова, который очень любил данный вид живописи

К главным героям данного произведения относится семейство по фамилии Трубины. Эти люди имеют высокие моральные принципы. Они являются приверженцами царской России. Всё, что происходит вокруг

Франсуа Рабле написал всего лишь один роман. Но его произведение прославило его на века и стало декларацией следующий эпохи.

Композитор Эдвард Григ отдыхал осенью в окрестностях Норвегии. Ему очень нравились прогулки по осеннему лесу. Однажды он встретил там девочку, собирающую в корзину еловые шишки.

Рецензии на книгу « Владимир Маканин. Собрание сочинений. Том 1 (сборник) »

Владимир Маканин

ISBN:5-85646-088-X
Год издания:2002
Издательство:Материк
Язык:Русский

Первое собрание сочинений известного русского прозаика Владимира Маканина открывается томом повестей и рассказов, написанных в 70-е годы. Признанным лидером русской прозы Маканин стал на исходе XX века, но основные принципы его творчества сложились

Лучшая рецензия на книгу

Три повести и одиннадцать рассказов (да-да, именно четырнадцать произведений всего) составляют содержание первого тома этого собрания сочинений Владимира Маканина. Одиннадцать выдернутых из реальной жизни и, скорее всего, не придуманных автором, но подсмотренных и только отлитературенных ситуаций, и три кусочка из ровно таких же непридуманных жизней.

Они очень разные — эти одиннадцать рассказов и три повести. И люди, их населяющие и одухотворяющие — тоже разные. И вместе с тем, все они — мальчишки и мужчины, женщины и влюблённые в них молодые люди, обманутые мужья и обманываемые жёны, руководители и их секретарши, алкаши и многотерпеливые жёны алкашей, соседи и проезжие, дурачки и тяжелобольные — весь этот самый обычный и совсем не книжный люд очень узнаваем и точно носит на себе отпечаток Мастера — писателя и социофилософа, немножко публициста и замечательного рассказчика Владимира Маканина.

Сложно оценивать каждое произведение этого сборника по отдельности, так же как сложно было писать что-то конкретное по каждому отдельному прочитанному названию. Но одно совершенно точно можно утверждать — ни один рассказ и ни одна повесть не оставляет читателя равнодушным и незатронутым, ни один из рассказов не является проходным и тиснутым сюда только для объёма (вообще не могу себе представить ситуацию, что у Маканина можно натолкнуться на проходное или написанное за ради копейки-рубля!). Ну, если говорить лично о своих собственных “тараканах”, то они больше всего взволновались при чтении повести “На первом дыхании” (хотя беспокойно шебуршились все эти счастливые дни чтения книг Маканина).

Вообще иногда хочется перейти на стилистику бунтарского 1917 года и написать крупно-крупно на местных LL-плакатах — ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ! ЧТЕНИЕ КНИГ МАКАНИНА — ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Прочитано в рамках 56 тура игры “Борцы с долгостроем“, в списке участников №38
Моя искренняя благодарность osservato — не только за возможность прочитать этот том великолепного отечественного автора, но и за честь иметь его (вкупе с ещё двумя томиками) в своей личной библиотеке!

Три повести и одиннадцать рассказов (да-да, именно четырнадцать произведений всего) составляют содержание первого тома этого собрания сочинений Владимира Маканина. Одиннадцать выдернутых из реальной жизни и, скорее всего, не придуманных автором, но подсмотренных и только отлитературенных ситуаций, и три кусочка из ровно таких же непридуманных жизней.

Они очень разные — эти одиннадцать рассказов и три повести. И люди, их населяющие и одухотворяющие — тоже разные. И вместе с тем, все они — мальчишки и мужчины, женщины и влюблённые в них молодые люди, обманутые мужья и обманываемые жёны, руководители и их секретарши, алкаши и многотерпеливые жёны алкашей, соседи и проезжие, дурачки и тяжелобольные — весь этот самый обычный и совсем не книжный люд очень узнаваем и точно носит на себе… Развернуть

Голоса — Владимир Маканин, повестьстр. 5-100
Страж — Владимир Маканинстр. 101-109
Простая истина — Владимир Маканинстр. 110-122
Полоса обменов — Владимир Маканинстр. 123-141
На зимней дороге — Владимир Маканинстр. 142-149
В дождливые дни — Владимир Маканинстр. 150-158
На первом дыхании — Владимир Маканинстр. 159-247
Рассказ о рассказе — Владимир Маканинстр. 248-260
Пустынное место — Владимир Маканинстр. 261-267
Пойте им тихо — Владимир Маканинстр. 268-277
Не наш человек — Владимир Маканинстр. 278-289
Дашенька — Владимир Маканинстр. 290-306
Колышев Анатолий Анатольевич — Владимир Маканинстр. 307-320
Река с быстрым течением — Владимир Маканинстр. 321-350

Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!

Рецензии читателей

Есть книжные миры, в которые хочется убежать за расслаблением. Есть другие, дающие очищение, катарсис, ответы на давно беспокоившие вопросы. А есть ни много ни мало наделенные особой атмосферой, не всем приятной, но ярко выраженной. Именно такая имеется у этой книги. Я эту атмосферу люблю, иногда даже иррационально. Речь идет о духе-обстановке позднего советского времени, семидесятых и восьмидесятых годов. Дело вряд ли только в том, что они предшествовали моему рождению и что их отголоски в свою очередь задали тон настроению моего детства. Хотя определенная доля ностальгии, пожалуй, имеет место и объясняет, почему я с таким удовольствием смотрю советские кинофильмы, телепередачи, листаю в гостях или библиотеках журналы, слушаю истории старшего поколения или читаю авторов вроде Трифонова или раннего Маканина. Более того – удивительно, почему я испытываю необъяснимые тепло и тягу к подобным образцам, тогда как те, чья молодость и зрелость пришлась на время перестройки, вспоминают с пренебрежением или вспоминать не хотят? Впрочем, в каждом отдельном случае причина может быть своя.
Я прекрасно понимаю, почему сборник “Река с быстрым течением” может не нравиться, вызывать отторжение, а то и отвращение. Если убрать мастерское изображение упомянутой едва уловимой атмосферы, останутся мелочные герои, бытовые проблемы, стиль письма, местами напоминающий в своей лаконичности публицистику. Юмор? Скорее нет. Счастливый финал историй? Ни за что. Сюжеты? О, вот они какие – одному человеку везет настолько, насколько не везет другому; люди хотят обменять свою квартиру; человек впадает в немилость на службе; человек впадает в агрессию, когда видит кого-то самодовольного; человек одновременно узнает, что жена ему изменяет и что она же смертельно больна, человек всю жизнь убегает из поселения в поселения от ответственности и везде заводит детей. Ничего особенно замысловатого, а? Зато сколько реалистичности! Но от неё читатель с тонкой душевной организацией поспешит откреститься, если не отмыться. Можно увидеть в рассказах предвестников тотальной чернушности отечественной прозы девяностых годов. Впрочем, не так и глубоко описываются страдания. Даже так – описываются поступки, а о душах персонажей складывается скверное впечатление. Даже в минуты обращения к вечному (а маканинским антилидерам, антимужьям, антиработникам, антидрузьям это не чуждо) герои делают это вскользь и, хм, бездуховно, что ли. А уж грехи их тяжкие. Алкоголизм – дело десятое, тут обыденны алчность, зависть, уныние, супружеская неверность (это вообще любимая тема, в каждом рассказе она обязательно проиллюстрирована), полный набор. И всё-таки читать интересно, причем не так, как бывает в похожих случаях, это не грязное белье. Автор умело делает так, что люди не вызывают жалости, даже умирая. Они оживают, но к ним не привязываешься, они не восхищают, но их понимаешь, как понимаешь соседей. Обязательно присутствуют ёмкие детали для основательного погружения, у персонажей отслеживаются общие черты, тем не менее они не безлики.
Рассказы одновременно имеют логичные финалы и при этом обрываются неожиданно – ещё одна причина, почему я считаю творчество Маканина очень реалистическим. “Как в жизни”. Помню, читала отзывы современников на фильм “Маленькая Вера”. “Как вам не стыдно такое показывать?!” – писали зрители режиссеру. “А как вам не стыдно так жить?” – отвечал режиссер. Пересказ условный, но суть ясна. Так и тут.

Долгая прогулка – 2017. Хоть на мгновенье прикоснуться к великому.
Пардон за сумбур, я не в форме.
Салют “Бадлону Козловского” и троим из “Ницше на коне”

Свободное время – что ещё нужно антигерою?
Пелена на глазах и желанье казаться слабей (с)

Есть книжные миры, в которые хочется убежать за расслаблением. Есть другие, дающие очищение, катарсис, ответы на давно беспокоившие вопросы. А есть ни много ни мало наделенные особой атмосферой, не всем приятной, но ярко выраженной. Именно такая имеется у этой книги. Я эту атмосферу люблю, иногда даже иррационально. Речь идет о духе-обстановке позднего советского времени, семидесятых и восьмидесятых годов. Дело вряд ли только в том, что они предшествовали моему рождению и что их отголоски в свою очередь задали тон настроению моего детства. Хотя определенная доля ностальгии, пожалуй, имеет место и объясняет, почему я с таким удовольствием смотрю советские кинофильмы, телепередачи, листаю в гостях… Развернуть

Читайте также:  Хлебников: сочинение

Сочинение Печорин (Образ и характеристика) в романе Герой нашего времени 9 класс

Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Печорин. Чтобы лучше понять сложный и противоречивый характер своего героя, Лермонтов постепенно раскрывает его образ.

Автор знакомит читателей с Печориным, рассказывая историю с Бэлой. Об этом повествует Максим Максимыч странствующему офицеру. Мы узнаем, что Печорин – офицер, по долгу службы попавший на Кавказ. Ему приглянулась красивая черкешенка Бэла, и он ее похищает с помощью брата Бэлы. А когда она ему наскучила, признается, что простота и прямодушие дикарки так же быстро надоедают, как и кокетство знатной барыни. Правда, Печорин страдает после ее гибели. Далее образ Печорина получает не только развитие, но и оценку, и психологическое обоснование его поступков. Автор дает нам описание портрета Печорина, обращая внимание на его глаза, которые никогда не смеются, когда он смеется.

Следующий шаг в глубину души Печорина мы делаем при помощи его дневника. В «Тамани» повествуется о приключениях героя, где он, пытаясь разгадать тайну, чуть не погибает от рук контрабандистов. Все закончилось благополучно, но Печорин сожалеет, что вмешался в чужую жизнь. А далее из его дневниковой записи узнаем, что до «бедствий и радостей человеческих» ему нет никаких дел. Эта фраза говорит об эгоистической сущности героя.

В «Княжне Мери» происходит столкновение Печорина с водяным обществом. Печориным заинтересовалась Мери Лиговская, и он влюбляет ее в себя, а затем отвергает. Позер Грушницкий, подлый и низкий человек, распространяет сплетни о Печорине и Мери. Грушницкий убит на дуэли, Мери нанесена душевная рана, несчастна Вера. Всем Печорин приносит горе, отчего и сам страдает. Мы видим явное противоречие: с одной стороны, благородные, высокие стремления, а с другой – мелкие чувства; жажда полноты жизни – и сознание собственной обреченности.

В «Фаталисте» Печорин ставит философский эксперимент, пытаясь определить, что управляет человеком: его воля или обстоятельства. Ставкой становится жизнь человека. Печорин бросает вызов судьбе. Это поиск какого-то выхода. Печорина преследует скука. Устав от такой жизни, он отправляется в Персию, чтобы там погибнуть.

Лермонтов в своем романе показал человека трагической судьбы, стоящего вне общества, обладающего многими достоинствами, но являющегося, по его собственному определению, «нравственным калекой».

Сочинение 2

Процесс анализа произведения «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является очень увлекательным, так как в центре внимания всех событий оказывается главный герой романа – Григорий Александрович Печорин.

Молодой офицер воспринимается читателем и его приближенными настолько неоднозначно, что его образ для некоторых становится ненавистным, но в то же время притягательным.

Внешность Григория Печорина вызывает симпатию у окружающих людей («недурен»), имел одну из физиономий, которые нравятся женщинам. Привлекательной была и другая сторона его образа – принадлежность к богатому роду. О характере героя читатель начинает узнавать тогда, когда он переезжает с одного места на другое из-за дуэли. В этом проявляется его смелость в действиях и мыслях, дух. Подобные детали подчеркивают, что человек нередко находится в центре внимания, там, где много шума.

Со слов других героев, очевидно, что он хорошо воспитан, образован. Однако его поведение порой не соответствует этой характеристике. Он является тонким психологом, знатоком души людей любого сословия, характера, пола. В какой-то момент Григорий устает от всего: от окружающих людей, различных занятий (даже чтения), от мыслей. Изменилось и его отношение к женщинам. Теперь они стали его раздражать, выработалась иная привычка и в отношении удовольствий, связанных с деньгами, «науки также надоели».

В сердце Печорина поселилась скука, даже смерть он перестал воспринимать как все, мужчина просто перестал ее бояться. Равнодушие и безразличие со временем стали его преданными спутниками. Он свободен от влияния мнения окружающих людей, независим. Стремление к победе – не единственная цель. Получить от жизни удовольствие важнее всего. Однако потеря интереса к жизни, эгоистическое начало стали препятствием во всем. Отсюда и наслаждение от страданий окружающих людей, которые стали жертвами его деяний. Ни разбитые сердца девушек, ни ранения на дуэлях не оказали влияния на его совесть. Лишь один раз настоящее чувство затронуло его сердце, однако оно прошло мимо него, тем не менее растопив его холод в душе.

Таким образом, цель автора произведения в изображении Печорина состоит не в осмеянии или вознесении его качеств, а в представлении на суд читателя образа молодого человека – умного, интересного, привлекательного, но потерянного, изображающего представителя целого поколения.

Характеристика Печорина

Григорий Печорин – персонаж нейтральный, его трудно назвать положительным или отрицательным героем. Григория легко осуждать не понимая мотивов определённого действия. Михаил Лермонтов придумал неоднозначный образ Печорина, не для высмеивания и не для примера “правильного поведения”. М.Ю. Лермонтов отобразил в юноше образ представителей того поколения, чтобы смог ответить на вопрос: Что сделало общественное устройство с личностями той эпохи?

Читая роман, складывается мнение что душа героя состоит из противоречий. Перед нами, молодой юноша двадцати с лишним лет, офицер русской императорской армии, первое что бросается в глаза это внешность – подтянутый, симпатичный и довольно аккуратный человек, производит приятное впечатление на окружающих и располагает к доверию. Григорий Александрович обладал хорошей физической подготовкой, он не уставал охотиться целый день. Ещё Григорий ценил одиночество, частенько любил побыть один.

Давая оценку моральным качествам и характера героя, нельзя не удивиться тому, как контрасты и противоположные взгляды сливаются в едино. По одну сторону характера находятся: рациональность, рассудительность, мудрость не по годам. А по другую, эгоизм и склонность к самолюбию, нежелание развивать хорошие качества. Перед нами предстал человек умеющий отстаивать свою позицию, принимать сложные решения. Что касается любви, то не способный к высокому чувству и самопожертвованию персонаж, он берет от жизни то, что хочет и когда хочет. Ни на каплю не задумываясь о последствиях. Давайте вспомним холодное, даже бездушное отношение молодого офицера к Максиму Максимовичу, который так к нему привязался.

Образ Григория Печорина является собирательным, отражая в себе взгляды целой эпохи сломанных человеческих судеб. Эти люди были вынуждены подчиняться прихотям, взглядам, устоям принятым в обществе того времени, все эти личности будто разделены на два лагеря – какими их создала природа, и какими их сделало общество. В этом кроется причина противоречий в душе самого Григория.

Я считаю, что М.Ю.Лермонтов хотел показать своим читателям, как страшно быть искалеченным нравственно человеком. У Григория, как в современном мире бы назвали, раздвоение личности, с которым не справиться в одиночку.

Герой романа “лишний человек”. Доказательство этих слов кроется в повести “Княжна Мэри”, в которой юноша дает объективную оценку всем своим поступкам: “Во мне душа испорчена светом”. Огромную роль в жизни героя играют женщины, вспомните его трепетное отношение. Как он рыдал от своей беспомощности, что не может оказать помощи Вере, а искренность в отношении к княжне Мэри: он позволил проникнуть в свою душу, объяснив причину и суть своих деяний. Правда в этот состоял его хитрый план, дабы разбудить в ней сострадание, а через сострадание любовь. Только вот сам Григорий её не полюбил, возможно он это придумал от скуки. Печорин принес всем героям романа несчастье, но и сам счастливым не стал.

Подведем итог жизни героя романа. Человеку похожему характером на персонажа, очень сложно ужиться в обществе. Нужно уметь договориться с собой. Трагическая судьба Григория Печорина, служит отличным примером того, каким не нужно быть.

Образец 4

«Герой нашего времени» – роман М. Лермонтова, наиболее ярко описывающий как саму эпоху 1830-х годов, так и сборный образ молодого юноши ей присущий. Центральный герой романа – Григорий Печорин – полностью характеризует типаж русского романтического байронического героя. Такой юноша, как и в поэме «Паломничество Чайльд -Гарольда» Дж. Байрона, постоянно стремится к активному поиску своего предназначения, неудовлетворённо смотрит на жизнь и желает перемен. Чаще всего его не принимает общество, так как он не разделяет его взгляды и по-своему понимает жизненные истины.

М. Лермонтов практически ничего не рассказывается о детских годах и родных Печорина. Известно лишь, что Григорий Александрович был рожден в Санкт-Петербурге. Впоследствии, из его дневника мы узнаем, что будучи ребенком, он говорил только правду, но взрослые не верили в слова мальчика. Соблюдая установленные правила, родители юноши старались дать ему достойное образование, однако героя совсем не привлекали никакие науки. Постепенно Григорий разочаровывается в жизни и своих идеалах. Приятная внешность и достойные манеры легко покоряли женщин. В какой-то момент он решает посвятить себя военному делу, однако и мундир не принес ему никакого удовлетворения и радости.

Первое знакомство с главным героем происходит во время его пребывания на Кавказе, куда молодой офицер был сослан за участие в дуэли. Рассказ о Печорине звучит из уст коменданта его крепости, Максима Максимыча. Основная характеристика Григория в это время – «он-то грустил непонятною тоской, то отрывался на полную катушку, не жалея себя». Именно здесь, в горах, разворачивается любовная история красавицы-черкешенки Бэлы. Печорин вначале выкрал девушку из родного дома, постепенно влюбил в себя, но как только добился взаимности, вновь пресыщенный скукой и неудовлетворенностью, сразу же потерял к ней интерес. В конце концов, девушка трагически умирает, однако Печорин, хоть и вспоминает о Бэле с жалостью, но ни в чем не раскаивается.

Можно сказать, что скука решает многое в жизни героя. Она толкает его на психологические эксперименты с чувствами людей. Например, он для забавы влюбляет в себя аристократку – княжну Мэри. Но делает это ничуть не злобно, скорее ища удовлетворения в жизни и любви. Добившись признания о своих чувствах от девушки, Григорий рассказывает ей правду и покидает, разбив сердце княжны. При этом, он убивает на дуэли друга, защищавшего честь Мэри. Единственной любовью в жизни были отношения Печорина с Верой, которые тянулись очень давно. Однако её статус замужней женщины и его невозможность приспособиться к миру сыграли против их отношений, заставив навсегда разорвать связь.

Из дневника главного героя, которой тот начал писать, в надежде понять себя, можно узнать еще о некоторых случаях его жизни. Само себе герой говорил, что в жизни подчиняется не желаниям сердца, а приказам головы. Именно поэтому в его характере проявляются и любопытство, и в тоже время фатальность. Опасное приключение с контрабандистами в Тамани могло завершиться трагично, однако находчивость героя спасла ему жизнь. При этом сам любопытный поступок героя не приносит хороших результатов и другим участникам, лишь оставляя слепого парня и старушку на грани нищеты. Испытывает судьбу герой и в последней главе романа – «Фаталист». Он буквально ищет риска, испытывает судьбу в разных случаях.

Таким образом, Печорин Григорий Александрович – очень противоречивый персонаж. В нем образованность, внешняя красота и душевное богатство сочетаются с неудовлетворенностью жизнью и невозможностью быть счастливым. Именно этот комплекс качеств и показ воплощения их в жизнь делает героя глубоко психологическим образом.

5 вариант

Роман «Герой нашего времени» был написан М.Ю. Лермонтовым в 1838-1840 годах, во время политической нестабильности и неопределенности в стране, причиной чему послужили восстания декабристов. Молодое образованное поколение Российской Империи потеряло цель в жизни, не имея представления в какое русло направить свои силы, вынужденное мириться с устоями общества того времени. Главным героем романа М.Ю. Лермонтова является Григорий Печорин, молодой офицер русской армии, послуживший собирательным образом молодого поколения николаевской эпохи Российской Империи. Многие литературоведы полагают, что автор дал имя своему герою в честь реки Печора, бурно несущейся среди гор. Словно эта горная река, Печорин стремительно несется по жизни, по дороге бесконечно расплескивая свои силы. Кроме того, в образе главного героя четко прослеживается биография самого автора, считавшим себя лишним человеком.

С главным героем автор произведения знакомит нас не сразу, давая взглянуть на него глазами Максима Максимыча и повествователя. Из слов Максима Максимыча мы сразу же узнаем, что Печорин для него был «славным малым», но в то же время и «немножко странен». В дальнейшем читатель не раз заметит двойственность в характере и в суждениях главного героя. В повествователе и в его мнении о Печорине четко прослеживается точка зрения самого Лермонтова, испытывающего жалость к молодому человеку, потерявшему надежду и мечты.

Являясь от природы человеком интересующимся, энергичным и награжденным благородными чертами характера, главный герой вынужден становиться таким, каким его хочет видеть общество, уничтожающее в нем все хорошее. Именно общество сделало его таким, какой он есть. Потеряв настоящего себя, Печорин пытается почувствовать вкус жизни, играя чужими жизнями и пользуясь слабостями людей. Подобно тонущему человеку, который старается спастись и ухватиться за других, он тянет их за собой в пучину погибели. Но мы не беремся судить нравственно искалеченного человека, который не может помочь людям, которых он увлекает за собой. Он сам страстно пытается найти того, кто поможет ему, но, потеряв всякую надежду, он оставляет свое прошлое и отправляется в новое путешествие. Дорога здесь выступает как символ поиска самого себя, именно поэтому Печорин погибает, находясь в пути, не добравшись до пункта назначения, так и не найдя свое место в обществе.

Подводя итог, стоит сказать, что Михаил Юрьевич Лермонтов создал образ человека неоднозначного, сочетающего в себе мудрость не по годам, храбрость и любовь к природе с непреодолимым эгоизмом и скукой. Сам герой описывает свой характер как «врожденная страсть противоречить», говорит о том, что от мечтателя в нем осталась лишь усталость. Стоит задаться вопросом, что сделали общественные устои с личностями той эпохи?

Образ Печорина

Популярные сочинения

В жизни каждого человека должны быть друзья. Кто бы что ни говорил, но друзья играют большую роль. Они могут поддержать в трудный момент, дать совет или составить компанию. Но обо всём по порядку.

Читайте также:  Улицкая: сочинение

Лев Николавич в своем произведении показывает человеческие проявления как смелости, так и трусости в военное время. Иногда он ставит аргументы, которые свидетельствуют о том или ином проявлении человеческой натуры

Самое сложное сравнение, которое возможно только представить. Поскольку о 20 веке известно уже все, то новый, только недавно «отметил» свое совершеннолетие. В любом случае

Сочинение Печорин, Портрет Печорина

Трагедия Печорина (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» — один из самых выдающихся произведений русской классической литературы, а Печорин — один из ярчайших персонажей. Личность Печорина неоднозначна, ее можно воспринимать по-разному: благосклонно или отрицательно. Но в любом случае этот образ трагичен.

Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, каждая из которых имеет свое название, свой сюжет и жанровые признаки. Объединяет же эти произведения в единое целое главный герой — Печорин, чрезвычайно сложная и противоречивая натура.Интересно, что композиционная «зламанисть» произведения, а особенно то, что уже в середине романа читатель узнает о гибели Печорина, также подчеркивают трагизм и необычную роль главного героя.

Чтобы как можно глубже раскрыть его личность, автор даже использует двойной повествования: в первых двух частях о жизни Печорина рассказывает Максим Максимович, в трех последних мы имеем возможность услышать голос самого Печорина. Интересно то, что автор в этой части выбирает форму исповеди: его герой говорит нам со страниц личного дневника. И такой прием еще глубже помогает понять загадку печоринского характера.

Рисуя портрет Печорина, автор отмечает необычной особенности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Автор делает вывод: «Это признак или злого характера, или глубокой постоянной сумму». И уже в этих строках дано ключ к раскрытию образа главного героя.

По моему мнению, автор не случайно дает портрет Печорина только во второй части.Начав роман с трагической любви Беллы к Печорину, Лермонтов постепенно смещает свое внимание на «страсть к противоречиям» и раздвоение личности героя. Это, собственно, и привело к такому финалу.

Печорин вначале искренне хотел сделать Бэлу счастливой. Однако он просто не способен на длительные чувства, ведь герой прежде ищет не любовь, а «лекарства» от скуки. Печорин постоянно хочет чего-то чрезвычайного, он даже готов рискнуть всем ради исполнения своей прихоти. При этом он невольно уничтожает чужие судьбы, и это противоречие Печорина обнаруживает, как пишет автор, «болезнь» целого поколения того времени.

Всю свою жизнь Печорин стремился стать цельной натурой, таким, каким был еще в юности, когда жизнь его тянуло своей таинственностью. Став «умелым в искусстве жизни», Печорин быстро разочаровался в людях, в жизни, общественной деятельности, науках. В нем зародилось чувство отчаяния и уныния, которое герой решил скрыть от всех. Однако от самого себя, ведь в дневнике он постоянно прибегает к анализу своих мыслей и переживаний. Причем делает он это настолько обстоятельно и с таким научным интересом, будто проводит над собой некий эксперимент.

Он пытается понять самого себя, не оправдываясь и не скрывая причин своих поступков. Такая беспощадность к самому себе — редкое качество, но этого мало, чтобы объяснить все сложности его натуры.

Интересно, что в своих недостатках Печорин почему-то склонен обвинять общество.Он говорит, что окружение видело в его лице признаки «дурных наклонностей».Именно поэтому, считает Печорин, они оказались в нем. Ему даже в голову не приходит винить себя.

Беда Печорина в том, что он прекрасно понимает, как предотвратить страдания, и при этом никогда отказывается от удовлетворения сознательно мучить других: «Быть для кого-то причиной страданий и радостей, не имея на это никакого права, — не сладкая это пища для нашей гордости ? «Появляясь в чьей-то жизни, Печорин всем наносит горя контрабандисты убегают, оставив старую и бедного слепого мальчика; погибает отец Беллы и сама Белла; Азамат становится на путь преступности; убит на дуэли Грушницкого; страдает Мэри; обиженно Максима Максимовича; трагически погибает Вулич.

Или злой Печорин? Возможно, так. Злой и жестокий, но прежде всего — несчастный, одинокий, измотан морально и физически. Виноват кто-то в этом? Отнюдь.

Ведь серьезный враг каждого человека — он сам, и Печорин, столь ловко умеет властвовать над другими, играть на их «слабых струнах», себя овладеть совершенно не способен.

Печорин делает страшное признание, что страдания и радости других людей «поддерживают его душевные силы». И здесь можно сделать вывод, что и «половина» души, которой были присущи скромность, готовность любить весь мир, стремление делать добро, просто испарилась, осталась только способность действовать.

Называя себя «нравственным калекой», Печорин, по сути, прав: как еще можно назвать человека, лишенного возможности жить в полную силу и вынужденной руководствоваться побуждениями лишь одной, не лучшей половины своей души? Интересно, что в разговоре с Вернером Печорин признается: «Я взвешиваю, разбираю свои собственные желания и поступки с строгим любопытством, но без пылкости … Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой думает и судит его …»

И именно та половина души, которую он считал уничтоженной, действительно жива.Вопреки собственным убеждениям, Печорин способен на искреннее большое чувство, но любовь героя сложна. Зачем он сначала хочет любви Веры? По моему мнению, он хотел прежде всего доказать самому себе, что ему под силу преодолеть недоступность этой женщины. Однако только тогда, когда Печорин осознает, что может потерять навсегда ту единственную, кто по-настоящему понимал его, чувство к Вере вспыхивают с новой силой.

Как видим, постоянно убегая от себя настоящего, Печорин так и не может до конца этого сделать. И в этом как раз и заключается трагедия этого образа: Печорин страдает не только из-за своих недостатков, но и положительные качества, ведь ежесекундно чувствует, сколько сил в нем погибает бесполезно. В его опустошенной душе нет сил для любви, есть силы только для самоанализа и самообмана. Так и не найдя ни малейшего смысла в жизни, Печорин приходит к выводу, что единственное его назначение на земле — разрушение надежд других людей. Более того, он охладевает даже к собственной смерти.

Углубление автора во внутренний мир главного героя, наконец, приобретает философское звучание. Такой подход позволяет Лермонтова по-новому осветить вопрос об ответственности человека за свои поступки, о выборе жизненного пути и о нравственности в целом.

Антиутопия в произведениях Маканина

Художник с обостренным чувством утраты, Маканин не мог не прийти к поиску особых путей предупреждения об опасности. И в этом поиске писатель безошибочно вышел к жанру антиутопии, расцветшему в русской литературе на рубеже и в начале 1990-х годов, к кафкианским мотивам, в это же самое время ставшим очень популярными. “Лаз”, “Стол, покрытый сукном и с графином посередине”, “Долог наш путь” – эти повести, рифмуясь с эпохой, вызывали живейший отклик в прессе и неизменный интерес читателя .

Один из лучших антиутопических опытов

Неважно, что Илья Иванович говорит не о реальном мире: поражает суть его вывода о человеке: “- А ты не думал

Они за ним никого не пришлют. Именно они. Зачем пускать в мир еще одного человека, узнавшего про зло?”

“История о будущем” в маканинском понимании – история грустная. Однако наиболее пронзительным стал все же реалистический роман о жестоком “сегодня” – “Андеграунд, или Герой нашего времени ” .

Роман этот литературен и злободневен одновременно. Нельзя, читая его, не вспоминать постоянно, скажем, лермонтовский роман, а еще больше – ” Преступление и наказание “. Нельзя не сопоставить маканинского героя с его предшественниками – самыми разными “маленькими людьми”. Рефлексия героя часто направлена именно в область великой русской литературы.

Но нельзя и абстрагироваться от сегодняшней неустроенности, грязи и нищеты, от всепродаваемости, от устрашающего исчезновения культуры; все это в большом пространстве романа показано подробно, дифференцированно.

Реальный – вполне удачливый, успешный – Маканин написал книгу о неудачнике. Главный герой – “не вышедший из андеграунда” писатель, которого большинство персонажей по-свойски называют Петровичем. Петрович – душеприказчик. К нему тянутся обитатели огромного общежития , чтобы излить душу. Эта доминанта романа вступает в противоречие с привычными уже пессимистическими рассуждениями об общественной роли писателя в наши дни . Действительно, общественную роль гораздо легче определить для новоявленного старообразного купца “господина Дулова” и ему подобных, нежели для непечатающегося Петровича.

Антитеза Петрович – господин Дулов – одна из самых ярких в романе. В “вымирающее литературное поколение” записывает себя и сам Петрович. Но, может быть, роль писателя в эту “эпоху нечитателей” и должна сводиться к такому – кухонному – общению с “реципиентом”?

Кухня, комната в общежитии, уже знакомый по раннему Маканину коридор – вот место действия романа. Впрочем, коридор в “Андеграунде…” на особом счету. Мотив коридора, уходящего под землю, идет из “Утраты”. Петровича коридор тоже привел в буквальном смысле “под землю”: в андеграунд. “Мы – подсознание России, – говорит Петрович. – Нас тут прописали. При любом здесь раскладе нас будут гнать пинками, а мы будем тыкаться из двери в дверь и восторгаться длиной коридора!

Будем слоняться с нашими дешевыми пластмассовыми машинками в надежде, что и нам отыщется комнатка в бесконечном коридоре гигантской российской общаги”.

Петрович-Маканин прав в главном: культура и благополучие в России почему-то не уживаются. Застанет ли Маканин иное время? Напишет ли о нем?

Хотелось бы надеяться. Хотелось бы прочитать.

Роль професіоналізму вчителя у формуванні позитивної мотивації учнів 30 жовтня 2012 року У народі кажуть ” Учитель – майстер життя” і основне його завдання – навчити дітей жити, бути людьми на землі. Я працюю в школі 31 рік.

Игра по сказке П. П. Ершова “Конек-горбунок” Подготовительный этап Класс делится на 3 команды. Команды получают домашние задания: 1) придумать название и девиз, эмблему; 2) нарисовать эскиз обложки с этой сказкой; 3) подготовить выразительное чтение по ролям.

Проблематика поеми “Божественна комедія” Поема “Божественна комедія” є вершимою творчості Данте. Поема була задумана як “бачення” – подорож поета загробким світом, і складається з 3 частин: “Пекла”, “Чистилища” та “Раю”. Ще римські поети зображували.

Публий Овидий Назон Этот, по словам Пушкина, “певец любви”, происходил из старинного “всаднического” рода. Он родился в городе Сульмоне, получил хорошее образование в Риме, готовил себя к адвокатской деятельности и считался блестящим оратором.

Зачем нужны знаки препинания в простых предложениях? Наиболее часто встречается ЗАПЯТАЯ. Во-первых, с помощью запятой можно разделить однородные члены Во-вторых, запятая используется для выделения следующих членов предложения: Обращения , Междометия , Утвердительные и отрицательные слова , Причастного.

Родина Сюськів – одна з фундаторів розвитку освіти нашого краю 4.Сюсько Іван Іванович Сюсько Іван Іванович народився 18 березня 1926 року в с. Голятин Міжгірського району Закарпатської області в незаможній селянській сім’ї. З 1933 по 1940 рік навчався у народній.

Величие человека в киноповести А. Довженко “Очарованная Десна” А. Довженко, одаренный талантом “пылать в огне своих страстей”, вознамерился открыть миру свою Украину, ее народ в величии души и бессмертии своей родословной, своей исторической жизни. В своей киноповести “Очарованная.

Повествовательные рамки прозы К. Паустовского Проза К. Паустовского в полной мере обладает тем редкостным свойством, какое присуще лишь самой жизни, – она бесконечно разнообразна в своих смысловых, красочных, музыкальных, порой едва уловимых подробностях, неизменно свежа.

Происхождение “Физиолога” ФИЗИОЛОГ – переводное природоведческое сочинение: книга о свойствах реальных и фантастических животных, птиц, деревьев, минералов с истолкованием их в символико-аллегорическом духе. Ф. известен на Руси в двух редакциях. Одна из.

Кий – полянский князь Наверное, не любой из нас ощущает свою причастность к истории. По обыкновению современность с ее повседневными хлопотами и заботами воспринимается нами, как единая возможная реальность. Другую нам тяжело вообразить. Тем.

Проблема нашего национального характера у Лескова Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был “причислен” к классикам лишь во второй половине.

Сила ораторской речи, по Цицерону Интересно философское рассуждение Цицерона о нравственности и красноречии: “Истинный оратор должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор, и.

Евгений Базаров перед лицом России Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовыми, исторически сложившимися формами может быть умнее любого человека, могущественнее отдельной личности или группы лиц. Но это доверие к опыту прошлого не.

“Кроки” до злочину в романі Достоєвського “Злочин і покарання” Ф. М. Достоєвський жив і затварів в епоху, коли в країні росло невдовалення існуючими порядками. Письменник показував у сваїх добутках людей, які намагалися протестувати проти зла, що панувало. Такий і.

Визначні пам&;apos;ятки Великобританії. Sights of Great Britain У Великобританії дуже багато визначних пам’яток. Це сучасні і давні пам’ятники, такі як Стоунхендж, стіна Хейдріана, замок Дорем і Собор у Йорку. У північній Англії знаходиться знаменитий район озер. У.

Примерный сценарий “Выпускного бала” Примерный сценарий “Выпускного бала” Совсем немного остается времени до того дня, когда чуточку грустнеют лица старшеклассников, когда подходит пора прощания со школой, лицеем, гимназией – выпускной вечер. Предлагаем некоторые сценарии.

Образ Тетяни Ларіної за романом Олександра Пушкіна “Євгеній Онєгін” Є такі твори в художній літературі, в яких зустріч з героєм осяє душу і сповнить її радістю й тривогою. Таке відчуття дарує нам образ Тетяни Ларіної з роману О. С.

Твір на вільну тему: Міркування про дружбу й любов Твір пО роману М. О. Булгакова “Майстер і Маргарита”. Людина – складна натура. Вона ходить, говорить, харчується. І є ще багато, багато всього, що вона може робити. Людина – доконаний.

Отглагольные существительные Близка по сути к неуместному использованию канцеляризмов другая распространенная ошибка – злоупотребление отглагольными существительными. Использование их без необходимости тоже “утяжеляет” стиль, делает его псевдонаучным или псевдоделовым. Кроме того, часто школьники.

Утверждение народной морали и внутренней красоты человека в пьесе “Наталка Полтавка” Доброта – большая или меньшая, а то и мизерная, но доброта. Искренность – может, и едва циничная, когда речь идет, о взятках, но откровенная. Итак, все герои воплощают в себе.

Сейчас вы читаете: Антиутопия в произведениях Маканина

Ссылка на основную публикацию
×
×