Майков: сочинение

Майков А.Н. (сочинение)

Майков Аполлон Николаевич (1821 – 1897), поэт.

Литературная деятельность Майкова, так же как Фета и Полонского, длилась больше полувека. На заре своей сознательной жизни он с непосредственностью современника воспринимал последние произведения Пушкина и творчество Лермонтова, а умер уже после выступления русских символистов.

Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 23 мая 1821 года. Раннее детство он провел преимущественно в деревне – в имениях отца и бабушки в Московской губернии. Первые детские впечатления нашли свое отражение в позднейших поэтических симпатиях Майкова, в его любви к русскому пейзажу, в пристрастии к несколько наивному патриархальному быту.

Двенадцати лет Майкова отвезли в Петербург, куда скоро переехала и вся семья. В три года он прошел весь гимназический курс и в 1837 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Занимаясь римским правом, Майков изучил латинский язык и мог читать в подлиннике римских писателей. Греческого языка он в то время не знал и греческих писателей читал во французских переводах. Занятия римским правом, философией, чтение римских и греческих поэтов пробудили в Майкове глубокий интерес и любовь к античному миру, столь характерные для его творчества.

С ранних лет Майков жил в атмосфере литературных интересов и культа искусства. Отец его был живописцем; мать писала стихи и повести. Неслучайно в братья были причастны к литературе; один из них, Валериан, был выдающимся критиком 40-х годов. На вечерах у Майковых, о которых с восторгом вспоминал неизменно посещавший их И. А. Гончаров, бывали писатели, художники, артисты, музыканты. В течение нескольких лет выходил рукописный журнал, сотрудниками которого были все Майковы, Гончаров, преподававший поэту историю литературы, поэт Бенедиктов и др. Здесь появилось много стихотворений Майкова, напечатанных впоследствии в журналах.

С начала 40-х годов Майков начал систематически печатать свои стихотворения. В 1842 году он издал их отдельной книгой. Книга вызвала единодушное признание критики. Специальную статью посвятил ей Белинский, высоко оценивший молодого поэта. Считая, что в будущем Майкову не следует ограничиваться антологическими мотивами, отразившими его влюбленность в античный мир, Белинский вместе с тем горячо приветствовал простоту его стихов, отсутствие в них ложного пафоса и нарочитой изысканности, точность слова и образов. Критик противопоставлял Майкова поэтам, связанным со славянофильством (H. M. Языкову последнего периода его творчества, А. С. Хомякову, С. П. Шевыреву), и В. Г. Бенедиктову.

В 1841 году Майков окончил университет. После выхода первого сборника стихотворений он отправился в длительное заграничное путешествие. Только теперь Майков сделал окончательный выбор между поэзией и живописью, которой он занимался в течение ряда лет; большой успех сборника убедил его в том, что именно в поэзии его подлинное призвание. Майков довольно долго прожил в Италии, куда издавна стремился. Он написал там книгу стихов “Очерки Рима”. Жил он и в Париже, усердно слушая университетские лекции. На обратном пути, в Праге, Майков познакомился с деятелями славянского национально освободительного движения – В. Ганкой и П.И. Шафариком.

Вернувшись в 1844 году в Россию, Майков поступил библиотекарем в Румянцевский музей. К этому времени относится его знакомство с молодыми писателями, стоявшими тогда в центре литературной жизни: И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым, Д. В. Григоровичем и др., а также с Белинским и кружком М. В. Петрашевского. Майков испытал воздействие идей Белинского и петрашевцев, их взглядов на задачи современной литературы, их призыва к социально направленному, реалистическому искусству. Под влиянием этих идей написаны поэмы Майкова “Машенька” и “Две судьбы”. Правда, влияние это было кратковременно, и Майков не включал эти поэмы в свои сборники и собрания сочинений.

Скоро он примкнул к консервативному лагерю и стал защитником так называемой “чистой поэзии”. “Чистая поэзия” противопоставлялась в 1850-1860 годах поэзии гражданской, наиболее ярким представителем которой был Некрасов, поэзии, теснейшим образом связанной с передовыми идеями своего времени. Среди поэтов, защищавших идеи “искусства для искусства”, Майков занимал свое, особое место. В отличие, например, от Фета, поэта, без сомнения, более крупного и оригинального, он стремился к пластичности изображения, точности зрительных образов, смысловой ясности. Основная стихия его поэзии – не лирическая взволнованность, а гармоническое “спокойствие” и “объективность”.

Вторая половина 50-х годов – очень плодотворный период в творчестве Майкова. В эти годы написаны многие из его наиболее известных произведений, в том числе превосходные стихи, рисующие своеобразие и красоту русской природы (“Сенокос”, “Осень”, “Ласточки” и др.). В 1858 году Майков принял участие в экспедиции корвета “Баян” в Грецию. Предварительно он прочитал много книг и изучил новогреческий язык. “Баян” побывал не только в Греции, но и в Италии. Литературным результатом этой поездки были два цикла – “Неаполитанский альбом” (в него входит одно из лучших стихотворений Майкова – “Тарантелла”) и “Новогреческие песни”, в которых наряду с бытовыми и любовными мотивами нашла отражение борьба греков за национальное освобождение.

В дальнейшем творчество Майкова развивалось в нескольких направлениях. Еще больше, чем в предшествующие годы, он обращался в своих произведениях как к западной, так и к русской истории. С другой стороны, Майкова привлекали темы и мотивы, почерпнутые из народной поэзии разных стран; он переводил народные песни (белорусские, сербские, греческие), написал ряд стихотворений в духе народной лирики, поэмы “Бальдур” и “Брунгильда”, темы которых заимствованы из скандинавского эпоса, и т. п. Много времени уделил он переводу “Слова о полку Игореве”.

Сын Майкова проходил “Слово” в гимназии, и поэт перечитал его вместе с ним. Натолкнувшись на ряд неясных мест, неудовлетворенный членением “Слова” на части в сделанных до него переводах, Майков обратился со своими сомнениями к профессору И. И. Срезневскому, но тот ответил: “Сами добивайтесь!” И вот поэт изучает научную литературу о “Слове”, сопоставляет его с эпосом других народов и только затем переводит. Четыре года, потраченные на перевод, Майков называл “вторым университетом” – уже не по юридическому, а по филологическому факультету.

Нужно, наконец, отметить один замысел, который волновал Майкова в течение почти всей его жизни и которому он отдал много лет труда. Это драматическое произведение на тему о столкновении христианства с язычеством. Первый его набросок, художественно слабый, появился еще в сборнике 1842 года, а окончательная редакция, под названием “Два мира”, относится к 1881 году. Кто пожелал бы проследить шаг за шагом историю этого произведения, тот увидел бы и идейную эволюцию Майкова, и то упорство, ту настойчивость, с которыми он стремился лучше и ярче воплотить свой замысел.

В 1860-1870 годах творчество Майкова, окончательно порвавшего с передовыми кругами и печатавшегося главным образом в реакционном “Русском вестнике”, не могло не встречать резкого отпора у критиков и писателей демократического лагеря. Помимо чуждых им тенденций в поэзии Майкова, некоторое значение имела здесь и его чиновничья карьера. В 1852 году он поступил в Комитет иностранной цензуры, где и служил до самой смерти. С 1882 года он стал председателем комитета.

Наряду с выпадами против “нигилистов”, прославлением царствующих особ, наряду с религиозно-националистическими настроениями, усилившимися в его творчестве, Майков создает и отдельные стихотворения (например, “Емшан”, “Весна” 1881 года), имеющие непреходящую художественную ценность.

В 80-х годах Майков писал мало. Взыскательный поэт переделывал старые произведения и подготовил к печати новое издание собрания своих сочинений. Умер Майков 8 марта 1897 года.

Майков В. И. биография

Василий Иванович Майков родился в 1728 году в Ярославле. Будучи сыном помещика, он не получил законченного образования и, в отличие от значительного большинства дворянских писателей, не знал ни одного иностранного языка, хотя происходил из старинного дворянского рода. Как писатель он был близок Сумарокову сатирико-обличительными тенденциями своего творчества и вниманием к реалиям быта. Это особенно проявилось в баснях Майкова и его ирои-комических поэмах, хотя последние и знаменовали отход от классицизма. Для своих басен, написанных в живой

В 1766-1767 гг. были изданы “Нравоучительные басни и сказки” в двух частях. Как и Сумароков, Майков ополчается на невежественных и спесивых дворян, взяточников, подьячих и др. Однако дворянский либерализм Майкова и в этих баснях был весьма ограничен: сословное неравенство ему представлялось незыблемым. В свое время Майков, служивший в Семеновском полку с 19-летнего возраста и вышедший в отставку в 1761 г. , приветствовал восшествие

Майков пробует писать в разных жанрах: басни, похвальные оды и “философские” поэмы, трагедии, но особенно прославился он своими шуточными ирои-комическими поэмами “Игрок Ломбера” и “Елисей, или Раздраженный Вакх” . Во французской литературе различались два вида комических поэм: бюрлескная и ирои-комическая. Бюрлеск – шуточная поэма, в которой возвышенная тема излагается пародийно. Родоначальником бюрлескной поэмы был французский поэт XVII в. Скаррон, рассказавший в “Переодетом Вергилии” о похождениях Энея в “низких” бытовых тонах . Вслед за Скарроном появилось много таких перелицованных поэм. Возмущенный скарроновской поэмой, снижавшей высокие мотивы классической поэзии, Буало предложил новый тип поэмы, в которой, напротив, обыденные события излагались высоким слогом героической эпопеи.

Примером такой классической поэмы Буало явилась поэма “Налой” . Сумароков в своем “Письме о стихотворстве” узаконивает оба типа комических поэм. Эти оба типа поэмы объединил, и в этом было его новаторство, Майков в своей поэме “Елисей, или Раздраженный Вакх” . Однако раньше он написал ирои-комическую поэму “Игрок Ломбера” , в которой вслед за Буало рассказал в пародийно-торжественных тонах о похождениях картежника высоким слогом героической поэмы. “Игрок Ломбера” имел большой успех, тем более что в нем затрагивалась одна из злободневных тем в жизни русского общества – карточная игра, ставшая серьезным злом, разорявшим дворянские семьи. Поэма “Елисей, или Раздраженный Вакх” Однако истинный успех принес Василию Майкову “Елисей” – поэма, в которой сочеталось несовместимое в пределах одного жанра столкновение высокого и низкого.

В парадоксальном переплетении жанровых канонов ирои-комической и бюрлескной поэм и заключалась сущность комизма. Завязкой живой, яркой поэмы “Елисей, или Раздраженный Вакх” служит повышение цен на водку откупщиками. Факт этот имел место в действительности, и Майков вслед за Сумароковым выступает противником системы откупов, которая обогащала отдельных лиц ценой разорения широких народных масс. Бог вина Вакх рассердился на откупщиков за то, что они подняли цены на вино и пьяных стало меньше. В питейном доме Вакх находит ямщика Елесю, которого и выбирает орудием мести.

В шутливо-иронической манере рассказывает Майков о похождениях пьяницы и драчуна Елеси. “Детина взрачный, картежник, пьяница, буян, боец кулачный” разоряет погреба откупщиков, бесчинствует, скандалит до той поры, пока Зевс, собрав совет богов, не решает отдать его в солдаты. В поэме купцы, откупщики, сапожники, портные, крестьяне, женщины вольного поведения, воры действуют вместе, с мифологическими божествами, о которых говорится в низких тонах. Боги занимаются в поэме обыденными делами: Плутон по мертвеце с жрецами пировал, Вулкан на Устюжке пивной котел ковал.

Вместо лиры автор просит музу настроить ему гудок или балалайку и сделать так: Чтоб Зевс мой был болтун, Ермий – шальной детина, Нептун – как самая преглупая скотина, И словом, чтоб мои богини и божки Изнадорвали всех читателей кишки. В поэме много грубых слов: “шальной детина”, “Нептун – преглупая скотина”, “друг друга в рыло бьют”, “расквашены” носы и т. д. В “Елисее” Майкова обильно представлен бытовой материал, острые зарисовки действительности. Быт городской жизни стал в поэме Майкова впервые предметом художественной разработки.

Правда, многие картины даны натуралистически. Майков несколько свысока относится к своим героям из низов общества, он не преследует каких-либо социальных целей, его задача – посмешить читателя. Вместе с тем в поэме много народно-поэтических элементов. Все это вместе с картинами “низменного” быта, взятыми из действительности, способствовало разрушению классицизма и развитию реалистических тенденций.

Многим дворянским писателям претил низкий дух поэмы Майкова, которого поддерживали Сумароков и Новиков. Так, Хемницер писал о Майкове: Он сколько не писал, Нигде не возвышался. По мнению современников, Майков имел “не высший, особый круг читателей”. Интересно, что А. С. Пушкин защищал поэму Майкова в письме А. А. Бестужеву от 13 июня 1823 г. На слова Бестужева о том, что Майков “оскорбил образованный вкус своею поэмою “Елисей”, Пушкин отвечал: “Зачем обижать Майкова. “Елисей” истинно смешон.

Ничего не знаю забавнее обращения поэта к порткам: Я мню и о тебе, исподняя одежда, Что и тебе спастить худа была надежда! А любовница Елисея, которая сжигает его штаны в печи, Когда для пирогов она у ней топилась: И тем подобною Дидоне учинилась. А разговор Зевса с Меркурием, а герой, который упал в песок И весь седалища в нем образ напечатал. И сказывали те, что ходят в тот кабак, Что виден и поднесь в песке тот самый знак – все это уморительно”.

Читайте также:  Андерсен: сочинение

Пародийная поэма Майкова была и фактом литературной полемики с “карманным” одописцем Екатерины В. Петровым. В поэме Майкова “Елисей, или Раздраженный Вакх” в целом ряду эпизодов ощущается полемика с Петровым. Майков пародируем приключения Энея, а образ распутной начальницы Калинкина дома мог восприниматься как намек на Екатерину II, аллегорически прославленную Петровым в образе Дидоны. “Елисей, или Раздраженный Вакх” был написан в пору либерализма автора, сотрудничавшего вместе с Новиковым в сатирических журналах. Однако пугачевское восстание испугало Майкова.

Он отошел от дворянского либерализма, и это отразилось на его литературном творчестве, которое стало постепенно угасать. В 1777 г. Майков написал комическую оперу – “Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель”, в которой представил идиллические отношения между крепостными крестьянами и помещиками. Его последние произведения – философски-религиозные оды написаны в мистическом, масонском духе.

Василий Иванович Майков скоропостижно скончался 17 июня 1778 года в Москве.

Аполлон Майков

«Вся моя биография — не во внешних фактах, а в ходе и развитии внутренней жизни…» — говорил поэт. Лирика Аполлона Майкова была отражением его жизни — увлечений, политических взглядов и исторических событий, свидетелем которых он стал.

Литература или живопись?

Аполлон Майков родился в дворянской семье. Любовь к искусству он унаследовал от родителей, представителей творческой интеллигенции. Отец, Николай Майков, был академиком живописи, мать, Евгения Майкова, — писательницей и поэтессой. «Дом Майковых кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств», — вспоминал писатель Иван Гончаров, дававший в семье уроки литературы и русского языка.

Выросший в такой обстановке, Аполлон Майков был уверен, что посвятит свою жизнь искусству. Он был одинаково одарен и в литературе, и в живописи, но решил сделать выбор в пользу поэзии по двум причинам: его юношеские стихи высоко оценили историк литературы Александр Никитенко и поэт Петр Плетнев, а развивающаяся близорукость мешала уделять живописи достаточно времени.

«Его стихи напоминают античных поэтов»

Поступив в 1837 году на юридический факультет Петербургского университета, Аполлон Майков начал изучать древнегреческую и римскую историю. Это увлечение повлияло на его творчество. Современники писали: «Он словно смотрит на жизнь глазами грека, его стихи напоминают античных поэтов, несут светлое и оптимистическое начало».

Первые произведения Майкова были опубликованы в конце 1830-х годов. В 1842 году вышел его первый стихотворный сборник. «Поэтический, полный жизни и определенности язык» — так прокомментировал книгу молодого поэта Виссарион Белинский. Восхищаясь произведением Майкова «Сон», критик писал: «У самого Пушкина это стихотворение было бы из лучших его антологических пьес».

За этот сборник Аполлон Майков удостоился пособия от императора Николая I. На полученные деньги он отправился в путешествие по Европе, которое длилось почти два года. Поэт побывал в Италии, Франции, Австрии и других странах.

Своими впечатлениями о поездке он поделился с читателями в новом сборнике — «Очерки Рима», вышедшем в 1847 году в Петербурге. Литературоведы отмечали, что его творчество переменилось: от античности он перешел к жизни современной, его стали больше занимать поэзия «мысли и чувства».

Кружок Петрашевского и натуральная школа

Вернувшись в 1844 году в столицу, Аполлон Майков стал заметной фигурой в литературных кругах Петербурга. Он активно сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», дружил с Виссарионом Белинским, Николаем Некрасовым и Иваном Тургеневым.

С помощью своего брата, Валериана, Аполлон попал и на заседание первого в России социалистического кружка, организованного Михаилом Петрашевским. Там у поэта завязалось тесное знакомство с Федором Достоевским и Алексеем Плещеевым. Хотя всех взглядов натуральной школы Майков не разделял, на его творчестве все-таки сказывается влияние этого литературного направления. Стихотворения 1840-х годов полны гражданских мотивов. Майков публикует свои стихи в журнале «Отечественные записки» Андрея Краевского, в 1845 году пишет поэму «Две судьбы», за которую он получил Пушкинскую премию Академии наук. В 1846 году в «Петербургском сборнике» Николая Некрасова вышла поэма «Машенька».

Когда многие участники кружка Петрашевского были сосланы, Майков изменил свое отношение к революционному движению в России. Позже в записках к поэту Якову Полонскому он говорил о своем «либеральном периоде»: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. Это была моя глупость, но не подлость».

Славянофилы и «чистое искусство»

С 1850-х годов Аполлон Майков сблизился с редакцией «Москвитянин», и в его творчестве все больше ощущаются консервативные настроения. Майков разделял славянофильские идеи Михаила Погодина (издателя журнала), Михаила Каткова, Федора Тютчева. В этот период поэт выступал против влияния западноевропейской культуры. Он много писал о красоте русской природы. Эти стихотворения, по словам публициста Михаила Бородкина, «заучивались наизусть чуть ли не с первыми молитвами». Многие произведения Майкова были положены на музыку Николаем Римским-Корсаковым, Петром Чайковским и другими композиторами.

Немного позже поэт в своем творчестве начал склоняться в сторону «чистого искусства». Майков считал, что литература не должна выполнять особых социальных задач, она должна служить лишь для эстетического наслаждения.

Поэт увлекался историей Древней Руси и славянским фольклором. В 1866–1870 годах он переводил «Слово о полку Игореве». Исследователи древнерусской литературы признали его поэтический перевод одним из лучших.

В 1882 году Майков, действительный статский советник, стал председателем Комитета по иностранной цензуре. В этот период поэт почти не создавал новых произведений. В основном занимался правкой своих трудов и подготовкой собрания сочинений.

Умер Аполлон Майков в 1897 году в Петербурге, похоронен на кладбище при Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Биография Аполлона Николаевича Майкова

Семейное воспитание

Майков (Аполлон Николаевич) – один из главных поэтов послепушкинского периода, сын Николая Аполлоновича Майкова, родился в Москве 23 мая 1821. Это была старинная дворянская семья, хранившая богатые культурные традиции. В роду Майковых были талантливые люди, много сделавшие в сфере развития русской культуры, в частности, его родители и братья. Его отец, например, был в свое время известным художником-самоучкой, с годами удостоенный звания академика живописи. Мать тяготела к литературе, писала очень качественные стихи и прозу.

Московский дом и подмосковное имение Майковых всегда были полны людей. Здесь часто гостили писатели, художники, музыканты. Визиты Гончарова И. А., Панаева И. И., Бенедиктова В. Г., Солоницына В. А., Достоевского Ф. М. были настоящим праздником в доме Майковых. Царящий в семье культ искусства, художественная атмосфера родительского дома – все способствовало становлению духовных интересов будущего поэта. Поэтому неудивительно, что аполлон с раннего детства тянулся к искусству, много читал, хорошо рисовал и писал лирические стихи.

В доме издавался рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи», где вся семья, а иногда и гости, публиковали свои произведения. Детские стихи Аполлона впервые появились именно в этих семейных изданиях.

Образование. Первый сборник

В 1834 г. семья покинула Москву и поселилась в Петербурге. С этих пор дальнейшая судьба поэта Аполлона Майкова связана с северной столицей, кроме тех лет, конечно, когда он путешествовал. С 1837 года по 1841 он обучался в Петербургском университете на факультете юриспруденции. Но литературных занятий он не оставлял. По окончании университета Майков поступил на службу в Департамент государственного казначейства, а через год выпустил свой первый сборник стихотворений, о котором одобрительно отозвался знаменитый литературный критик В. Г. Белинский. Он написал, что поэзия Майкова – это всегда картина, которая блещет истинными чертами и красками природы. Сборник имел успех и у читателей.

Заграничные путешествия

Император Николай Первый выдал Майкову пособие, которое позволило поэту совершить длительное путешествие за границу. Сначала он поехал в Италию, где побывал во многих городах, посещал музеи и выставки, занимался живописью и по-прежнему – поэзией. Потом был Париж, где Майков прослушал цикл лекций по искусству и мировой литературе. Путешествуя по Европе, поэт побывал в Дрездене, Праге и других городах с той же целью – поближе познакомиться с мировой культурой.

В 1844 г. Аполлон Майков вернулся в Россию. Устроился работать в Румянцевский музей помощником библиотекаря. Он много писал и подготовил к изданию свой второй поэтический сборник «Очерки Рима», посвященный впечатлениям от поездки в Италию (1847). В эти же годы Майков сблизился со многими известными литераторами: Белинским, Тургеневым, Некрасовым, Достоевским, Плещеевым, регулярно посещал «пятницы» в кружке М. Петрашевского. Он не в полной мере разделял многие их идеи, но все же определенное влияние они оказывали на его поэтическое творчество. Об этом свидетельствует появление поэм «Две судьбы», «Машенька», «Барышня» (1845 – 1846), которые, в отличие от предыдущих его стихов, содержали гражданские мотивы.

Идейная направленность

Поэзия Майкова отличается ровным, созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, отчетливостью и ясностью форм, но не красок, и сравнительно слабым лиризмом. Последнее обстоятельство, кроме природных свойств дарования, объясняется отчасти и тем, что поэт слишком тщательно работает над отделкою подробностей, иногда в ущерб первоначальному вдохновению. Стих Майкова в лучших его произведениях силен и выразителен, но вообще не отличается звучностью. По главному своему содержанию, поэзия Майкова определяется, с одной стороны, древнеэллинским эстетическим миросозерцанием, с явно преобладающим эпикурейским характером, с другой – преданиями русско-византийской политики. Темы того и другого рода, хотя внутренне ничем не связанные между собою, одинаково дороги поэту. Как на второстепенный мотив, заметный более в первую половину литературной деятельности Майкова, можно указать на мирные впечатления русской сельской природы, которым поэт имел особенные удобства отдаваться, вследствие своей страсти к рыболовству.

Майков сразу приобрел себе литературное имя стихотворениями “в антологическом роде”, из которых по ясности и законченности образов выдаются: “Сон”, “Воспоминание”, “Эхо и молчание”, “Дитя мое, уж нет благословенных дней”, “Поэзия”; выше всяких похвал в своем роде “Барельеф”. Одна из “эпикурейских песен” начинается редким у Майкова лирическим порывом:

Мирта Киприды мне дай!
Что мне гирлянды цветные?

но затем во второй строфе грациозно переходит в обычный ему тон:

Мирта зеленой лозой
Старцу, венчавшись, отрадно
Пить под беседкой густой,
Крытой лозой виноградной.

Характерно для поэзии Майкова стихотворение “После посещения Ватиканского музея”. Скульптурные впечатления этого музея напоминают поэту другие такие же впечатления из раннего детства, сильно повлиявшие на характер его творчества:

Еще в мдаденчестве любил блуждать мой взгляд
По пыльным мраморам потемкинских палат.
Антики пыльные живыми мне казались,
И властвуя моим младенческим умом,
Они роднились с ним, как сказки умной няни,
В пластической красе мифических преданий.
Теперь, теперь я здесь в отчизне светлой их,
Где боги меж людей, прияв их образ, жили
И взору их свой лик бессмертный обнажили.
Как дальний пилигрим, среди святынь своих,
Средь статуй я стоял.

В превосходном стихотворении “Розы” (отдел “Фантазии”) мгновенное впечатление переносит поэта из современного бала в родной ему античный мир:

. Ах, вы всему виною
О розы Пестума, классические розы!..

Там же замечательно стихотворение “Импровизация” – единственное, в котором пластическая поэзия Майкова весьма удачно входит в чуждую ей область музыкальных ощущений:

Но замиравшие опять яснеют звуки.
И в песни страстные вторгается струей
Один тоскливый звук, молящий, полный муки.
Растет он, все растет, и льется уж рекой.
Уж сладкий гимн любви в одном воспоминанье
Далеко трелится. но каменной стопой
Неумолимое идет, идет страданье
И каждый шаг его грохочет надо мной.
Один какой-то вопль в пустыне беспредельной
Звучит, зовет к себе. увы! надежды нет.
Он ноет. и среди громов ему в ответ
Лишь жалобный напев пробился колыбельный.

Из “Камей” выдаются “Анакреон”, “Анакреон у скульптора”, “Алкивиад”, “Претор” и особенно характерное выражение добродушного и невинного эпикурейства “Юношам”:

И напиться не сумели!
Чуть за столь – и охмелели
Чем и как – вам все равно
Мудрый пьет с самосознаньем,
И на свет, и обоняньем
Оценяет он вино.
Он, теряя тихо трезвость,
Мысли блеск дает и резвость,
Умиляется душой,
И владея страстью, гневом,
Старцам мил, приятен девам,
И – доволен сам собой.

Из “Посланий” первое к Я. П. Полонскому очень метко характеризует этого поэта; прекрасно по мысли и по форме послание к И. А. Плетневу (“За стаею орлов двенадцатого года с небес спустилася к нам стая лебедей”). Простотою чувства и изяществом выдаются некоторые весение стихотворения Майкова. В отделе “Мисс Мери. Неаполитанский альбом” действительно преобладает альбомное остроумие, весьма относительного достоинства. В “Отзывах истории” истинным перлом можно признать “Емшан”.

Читайте также:  Арагон: сочинение

Стихотворные рассказы и картины из средневековой истории (“Клермонтский собор”, “Савонарола”, “На соборе на Констанцском”, “Исповедь королевы” и др.), сделавшиеся самыми популярными из произведений Майкова, заслуживают одобрения особенно за гуманный дух, которым они проникнуты. Главный труд всей поэтической жизни Майкова есть историческая трагедия, в окончательном своем виде названная “Два мира”. Первый ее зародыш, забытый, по-видимому, самим автором (так как он о нем не упоминает, когда говорит о генезисе своего произведения), мы находим в стихотв. (1845) “Древний Рим” (в отделе “Очерки Рима”), в окончании которого прямо намечена тема “Трех смертей” и “Смерти Люция”.

Ты духу мощному, испытанному в битве,
Искал забвения достойного тебя.
Нет, древней гордости в душе не истребя,
Старик своих сынов учил за чашей яду:
Покуда молоды, плюща и винограду!
.
В конец исчерпай все, что может дать нам мир!
И выпив весь фиал блаженств и наслаждений,
Чтоб жизненный свой путь достойно увенчать,
В борьбе со смертию испробуй духа силы, –
И вкруг созвав друзей, себе открывши жилы,
Учи вселенную как должно умирать.

В 1852 г. на эту тему был написан драматический очерк “Три смерти”, дополненный “Смертью Люция” (1863), и, наконец, лишь в 1881 г., через 36 лет после первоначального наброска, явились в окончательном виде “Два мира”. Произведение, над которым так долго работал умный и даровитый писатель, не может быть лишено крупных достоинств.

Идея языческого Рима отчетливо понята и выражена поэтом:

Рим все собой объединил,
Как в человеке разум; миpy
Законы дал и мир скрепил.
И в другом месте:
Единство в мире водворилось.
Центр – Кесарь. От него прошли
Лучи во все концы земли,
И где прошли, там появилась
Торговля, тога, цирк и суд,
И вековечные бегут
В пустынях римские дороги.

Герой трагедии живет верою в Рим и с нею умирает, отстаивая ее и против надвигающегося христианства; то, во что он верит, переживет все исторические катастрофы:

О, Рим гетер, шута и мима, –
Он мерзок, он падет. Но нет,
Ведь в том, что носит имя Рима,
Есть нечто высшее. Завет
Всего, что прожито веками!
В нем мысль, вознесшая меня
И над людьми, и над богами!
В нем Прометеева огня
Неугасающее пламя!
.
Мой разум, пред которым вся
Раскрыта тайна бытия.
.
Рим словно небо, крепко сводом
Oблегший землю и народам,
Всем этим тысячам племен
Или отжившим, иль привычным
К разбоям лишь, разноязычным
Язык свой давший и закон!

Помимо этой основной идеи, императорский Рим вдвойне понятен и дорог поэту, как примыкающий к обоим мирам его поэзии – к миру прекрасной классической древности, с одной стороны, и к миру византийской государственности – с другой: и как изящный эпикуреец, и как русский чиновник-патриот Майков находит здесь родные себе элементы. К сожалению, идея нового Рима – Византии – не сознана поэтом с такою глубиною и ясностью как идея первого Рима. Он любит византийско-русский строй жизни в его исторической действительности и принимает на веру его идеальное достоинство, не замечая в нем никаких внутренних противоречий. Эта вера так сильна, что доводит Майкова до апофеоза Ивана Грозного, которого величие будто бы еще не понято и которого “день еще прийдет”.

Нельзя, конечно, заподозрить гуманного поэта в сочувствии злодеянием Ивана IV, но они вовсе не останавливают его прославления и в конце он готов даже считать их только за “шип подземной боярской клеветы и злобы иноземной”. В конце своего “Савонаролы”, говоря, что у флорентийского пророка всегда был на устах Христос, Майков не без основания спрашивает “Христос! он понял ли Тебя?” С несравненно большим правом можно, конечно, утверждать, что благочестивый учредитель опричнины “не понял Христа”; но поэт на этот раз совершенно позабыл, какого вероисповеданния был его герой – иначе он согласился бы, что представитель христианского царства, не понимающий Христа, чуждый и враждебный Его духу, есть явление во всяком случае ненормальное, вовсе не заслуживающее апофеоза.

Стихотворение “У гроба Грозного” делает вполне понятным тот факт (засвидетельствованный самыми благосклонными к нашему поэту критиками, напр. Страховым), что в “Двух мирах” мир христианский, несмотря на все старания даровитого и искусного автора, изображен несравненно слабее мира языческого. Даже такая яркая индивидуальность, как апостол Павел, представлена чертами неверными: в конце трагедии Деций передает слышанную им проповедь Павла, всю состоящую из апокалиптических образов и “апологов”, что совершенно не соответствует действительному методу и стилю Павлова проповедания. Кроме “Двух миров”, из больших произведений Майкова заслуживают внимания: “Странник”, по превосходному воспроизведению понятий и языка крайних русских сектантов; “Княжна”, по нескольким прекрасным местам, в общем же эта поэма отличается запутанным и растянутым изложением; наконец “Брингильда”, которая сначала производит впечатление великолепной скульптурной группы, но далее это впечатление ослабляется многословием действующих лиц. Майков – прекрасный переводчик (напр. из Гейне); ему принадлежит стихотворное переложение “Слово о Полку Игореве”.

Пейзажная лирика

Но особенно ярко проявился талант Майкова в пейзажной тематике. Природа родной земли всегда волновала поэта. Каждая пейзажная картина для него полна красоты, естественной гармонии, ощущения родства и особой теплоты. Он видел в природе невероятные творческие силы. Его волновали совсем обычные явления, знакомые всем: наступление весны, увядание осени, полет ласточки, летний дождь. В его стихах о русской природе есть задушевность, акварельная тонкость красок, напевность, зоркая наблюдательность.

Среди лучших стихотворений пейзажной лирики Майкова можно назвать «Сенокос», «Ласточки», «Весна», «Осень», «Летний дождь». Многие стихи Майкова когда-то вдохновили некоторых великих композиторов на создание романсов (Чайковский, Римский-Корсаков и другие). Но в отличие от пейзажной лирике А. Фета, стихотворения Майкова не отличаются тем утонченным «психологизмом», которым прославился выдающийся лирик – Фет.

В общем поэзия Майкова останется одним из крупных и интересных явлений русской литературы. Умер Аполлон Майков 8.03.1897 в г. Петербурге.

Могила Аполлона Николаевича Майкова на Новодевичьем кладбище

В печати первые стихотворения Майкова (“Сон” и “Картина вечера”) появились в “Одесском Альманахе” на 1840 г.; за ними последовал ряд стихотворений в “Библиотеке для Чтения” и “Отечественных Записках”, а в 1842 г. “Стихотворения Аполлона Майкова” вышли отдельною книжкою (СПб.). Но поводу восточной войны Майков написал ряд стихотворений, тогда же вышедших особою книжкою, под заглавием: “1854 год”. В 1858 г. “Стихотворения Аполлона Майкова” издал гр. Г. А. Кушелев-Безбородко, в 1879 г. – князь В. П. Мещерский. “Полное собрание сочинений А. Н. Майкова” – 1884 и 1893 г.

Критические отзывы о поэзии Майкова: Белинского – о стихотворении “Сон” (“Собрание сочин.”, т. IV, стр. 477) и о первом собрании стихотворений в “Отечеств. Записках” 1842. (соч. VI, 102). Некрасова в “Современнике” 1855 г. (по поводу сборника “1854 год”), Дружинина в “Библиотеке для Чтения” 1859 г., Страхова в Отчете о присуждении пушкинских наград за 1882 г., К. Арсеньева в “Вестн. Евр.” за 1883 г. (No.12; перепеч. во 2 т. “Крит. этюдов”), Ор. Миллера в “Русской Мысли” 1888 г., No. 5 и 6. Ср. М. Златковский, “А. Н. Майков, биографический очерк” (СПб., 1888).

Майков Аполлон Николаевич

А. Н. Майков – один из дворянских поэтом консервативного романтизма этико-философской направленности.

Семейное воспитание

Аполлон Майков родился в Москве 23.05.1821. Это была старинная дворянская семья, хранившая богатые культурные традиции. В роду Майковых были талантливые люди, много сделавшие в сфере развития русской культуры, в частности, его родители и братья. Его отец, например, был в свое время известным художником-самоучкой, с годами удостоенный звания академика живописи. Мать тяготела к литературе, писала очень качественные стихи и прозу.

Братья также оставили свой заметный след в развитии отечественной культуры. Его младший брат Валериан, к примеру, будучи видным представителем передовой интеллигенции вместе с Белинским был противником «чистого искусства», сторонником социально-исторических принципов в критике. Он написал много работ, в которых выступал против славянофилов, называя их приверженцами национального застоя, и вообще сыграл большую роль в развитии критической мысли в России.

Московский дом и подмосковное имение Майковых всегда были полны людей. Здесь часто гостили писатели, художники, музыканты. Визиты Гончарова И. А., Панаева И. И., Бенедиктова В. Г., Солоницына В. А., Достоевского Ф. М. были настоящим праздником в доме Майковых. Царящий в семье культ искусства, художественная атмосфера родительского дома – все способствовало становлению духовных интересов будущего поэта. Поэтому неудивительно, что аполлон с раннего детства тянулся к искусству, много читал, хорошо рисовал и писал лирические стихи.

В доме издавался рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи», где вся семья, а иногда и гости, публиковали свои произведения. Детские стихи Аполлона впервые появились именно в этих семейных изданиях.

Образование. Первый сборник

В 1834 г. семья покинула Москву и поселилась в Петербурге. С этих пор дальнейшая судьба поэта Аполлона Майкова связана с северной столицей, кроме тех лет, конечно, когда он путешествовал. С 1837 года по 1841 он обучался в Петербургском университете на факультете юриспруденции. Но литературных занятий он не оставлял. По окончании университета Майков поступил на службу в Департамент государственного казначейства, а через год выпустил свой первый сборник стихотворений, о котором одобрительно отозвался знаменитый литературный критик В. Г. Белинский. Он написал, что поэзия Майкова – это всегда картина, которая блещет истинными чертами и красками природы. Сборник имел успех и у читателей.

Заграничные путешествия

Император Николай Первый выдал Майкову пособие, которое позволило поэту совершить длительное путешествие за границу. Сначала он поехал в Италию, где побывал во многих городах, посещал музеи и выставки, занимался живописью и по-прежнему – поэзией. Потом был Париж, где Майков прослушал цикл лекций по искусству и мировой литературе. Путешествуя по Европе, поэт побывал в Дрездене, Праге и других городах с той же целью – поближе познакомиться с мировой культурой.

Снова на родине

В 1844 г. Аполлон Майков вернулся в Россию. Устроился работать в Румянцевский музей помощником библиотекаря. Он много писал и подготовил к изданию свой второй поэтический сборник «Очерки Рима», посвященный впечатлениям от поездки в Италию (1847). В эти же годы Майков сблизился со многими известными литераторами: Белинским, Тургеневым, Некрасовым, Достоевским, Плещеевым, регулярно посещал «пятницы» в кружке М. Петрашевского. Он не в полной мере разделял многие их идеи, но все же определенное влияние они оказывали на его поэтическое творчество. Об этом свидетельствует появление поэм «Две судьбы», «Машенька», «Барышня» (1845 – 1846), которые, в отличие от предыдущих его стихов, содержали гражданские мотивы.

Идейная направленность

В 1852 г. Майков стал цензором в штате Комитета иностранной цензуры и оставался на этой должности ведомства больше сорока лет. В эти годы ему стали близки идеи славянофилов. Разочаровавшись в либералах и радикалах, он пересмотрел свои позиции и в результате пришел к защите крепкой монархической власти, православной веры. О том, что Майков последовательно занимал консервативные позиции, говорят его поэма «Клермонтский собор» (1853), а также циклы стихотворений «Неаполитанский альбом», «Новогреческие песни» (1858), написанные под впечатлением путешествия в Грецию.

Крестьянскую реформу по отмене крепостного права (1861) Майков встретил восторженными, оптимистическими стихотворениями «Поля», «Нива». Постепенно поэт окончательно противопоставил свою позицию в отношении искусства позициям революционных демократов и стал приверженцем «чистого искусства». Это превращение резко раскритиковал Салтыков-Щедрин и Добролюбов в своих сатирических пародиях.

Славянская тематика

Долгое время Майков увлекался античностью, ее гармоническим искусством и стремился выразить в своей лирике некий воображаемый мир красоты, далекой от противоречий окружающей жизни. Но со временем к этому добавились славянофильские воззрения. По античным мотивам написана философско-лирическая драма «Два мира», за которую Академия наук удостоила Майкова Пушкинской премии (1882). Появившийся интерес к христианству и славянскому фольклору подвиг поэта к работе над переводом «Слова о полку Игореве». Его обработка великого творения эпохи Древней Руси является одной из лучших.

Пейзажная лирика

Но особенно ярко проявился талант Майкова в пейзажной тематике. Природа родной земли всегда волновала поэта. Каждая пейзажная картина для него полна красоты, естественной гармонии, ощущения родства и особой теплоты. Он видел в природе невероятные творческие силы. Его волновали совсем обычные явления, знакомые всем: наступление весны, увядание осени, полет ласточки, летний дождь. В его стихах о русской природе есть задушевность, акварельная тонкость красок, напевность, зоркая наблюдательность.

Среди лучших стихотворений пейзажной лирики Майкова можно назвать «Сенокос», «Ласточки», «Весна», «Осень», «Летний дождь». Многие стихи Майкова когда-то вдохновили некоторых великих композиторов на создание романсов (Чайковский, Римский-Корсаков и другие). Но в отличие от пейзажной лирике А. Фета, стихотворения Майкова не отличаются тем утонченным «психологизмом», которым прославился выдающийся лирик – Фет.

Читайте также:  Заболоцкий: сочинение

В 1893 г. было выпущено в свет шестое собрание сочинений Майкова в трех томах, последнее прижизненное издание за шестьдесят лет его литературной деятельности. Умер Аполлон Майков 8.03.1897 в г. Петербурге.

Об авторе

Майков Василий Иванович [1730, Москва – 17(28).VI.1778, там же; похоронен в Донском монастыре] — русский поэт и драматург, вошедший в историю русской литературы как автор двух ироикомических поэм «Игрок ломбера» и «Елисей, или Раздраженный Вакх». Родился в семье капитан-поручика Семеновского полка (в 1749–1751 гг. — командир полка) И. С. Майкова. В 1740 г. был принят в Академическую гимназию и в 1742 г. записан в Семеновский полк. В январе 1743 г. на основании указа 1742 г., разрешавшего дворянам первоначальное обучение дома, возвратился в ярославское поместье. Достаточного образования, по-видимому, так и не получил. По свидетельству современников, Майков не знал иностранных языков и позднее, обращаясь к стихотворным переложениям произведений иноязычных авторов, пользовался подстрочными переводами, сделанными для него друзьями.

В 1747 г. Майков приезжает на службу в полк. В столице получили развитие его литературные и театральные интересы. К 1750-м годам относится знакомство Майкова с А. П. Сумароковым, И. П. Елагиным, И. И. Мелиссино. Сближение с актерами Ф. Г. Волковым и И. А. Дмитревским состоялось еще в Ярославле: отец Майкова лично знал Волкова и поддерживал его домашний театр, а Майков посещал имение отца во время неоднократных отпусков. О близком характере дальнейших отношений Майкова и Волкова свидетельствуют майковские «Стихи на смерть Ф. Г. Волкова» (1763).

25 декабря 1761 г. Майков в чине капитана вышел в отставку и поселился в Москве. Он устанавливает связи с поэтами, группировавшимися вокруг журналов «Полезное увеселение» (1762) и «Свободные часы» (1763), которые М. М. Херасков издавал при Московском университе, и публикует там свои первые поэтические опыты: эклогу «Цитемель», басню «Собака на сене», духовную оду «О Страшном Суде», а также «Превращения Овидиевы» (стихотворное переложение из «Метаморфоз»). В эти же годы Майков издает отдельно ряд торжественных од, посвященных Екатерине II; одну из них в мае 1763 г., во время посещения Екатериной II Ростова и Ярославля, он от имени ярославского дворянства подносит императрице.

Первый литературный успех пришел к Майкову после выхода в свет его ироикомической поэмы «Игрок ломбера» (1763; 4-е изд., 1788), пародировавшей высокий стиль эпопей классицизма. Поэма высмеивала распространившуюся среди русского дворянства страсть к карточной игре. Mайков выпускает затем сборник «Нравоучительные басни» (1765. Ч. 1–2), где, следуя примеру Сумарокова, широко использует народные сказки и анекдоты в качестве сюжетных источников и обильно вводит в текст пословицы и поговорки. С баснями Сумарокова басни Майкова сближает также подчеркнутая ориентация на просторечную фразеологию. В 1767 г. Майков издает свободное переложение стихами сочинения Фридриха II «Военная наука. Из книги „Беспечный философ. “», которое прозой с французского языка перевел для него А. И. Бибиков.

В 1766–1768 гг. Майков занимал должность товарища московского губернатора; в 1768 г. переселился в Петербург и принял участие в работе Комиссии нового Уложения. К придворным празднествам в октябре 1768 г. по случаю успешного оспопрививания императрице и великому князю Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I) Майков сочинил драматический пролог «Торжествующий Парнас», разыгранный на сцене Придворного театра. Успех помог Майкову обеспечить постановку на той же сцене своей первой трагедии «Агриопа» (сочинена, вероятно, еще в Москве; поставлена 13 октября 1769 г.; издана в 1775 г.). К этому же времени относится создание Майковым трагедии «Фемист и Иеронима» (издана в 1775 г.), источником которой послужила повесть «История о княжне Иерониме. » (перевод с французского языка И. Шишкина; 2-е изд., 1765). Майков использовал общую сюжетную схему повести, сохранил имена главных действующих лиц, но полностью изменил ее смысл. Сыграло свою роль то, что пьеса создавалась в обстановке начавшейся в 1768 г. русско-турецкой войны: положительными героями трагедии стали греки, восставшие против турецких поработителей. В 1773 г. трагедия была намечена к постановке на сцене Придворного театра, но из-за внезапной смерти актрисы T. М. Троепольской представлена не была. Обе трагедии Майкова были высоко оценены в «Опыте исторического словаря о российских писателях» (1772) Н. И. Новикова , в журнале которого «Трутень» Майков поместил «Стихи А. А. Беклешеву на смерть брата его. » и «Стихи пример-майору Ю. Б. г. Бибикову».

С марта 1770 г. Майков занимает должность прокурора Военной коллегии, где служит под начальством графа З. Г. Чернышева. Одновременно он избирается в состав распорядительного комитета Вольного экономического общества. Членство в обществе совпало с попыткой Майкова завести в 1771 г. в Москве полотняную мануфактуру, оказавшейся безрезультатной из-за чумной эпидемии. Период петербургской жизни Майкова отмечен наибольшей творческой активностью. В литературной полемике конца 1760-х – начала 1770-х годов Майков неизменно выступал на стороне поэтов сумароковского направления, проявив себя мастером стихотворной пародии и талантливым сатириком. Блестящим образцом бурлескной сатиры нового типа явилась поэма Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771). Следование традициям бурлескных поэм П. Скаррона сочетается в ней с использованием элементов травестийной поэзии, представленной поэмой Н. Буало «Налой». Поэма Майкова была полемически направлена против поэта-одописца В. П. Петрова и пародировала выпущенный им в 1770 перевод первых шести песен «Энеиды» Вергилия. Рассказ о фантастических похождениях ямщика Елисея в сочетании с травестированным изображением древнегреческих богов пародийно соотносится с отдельными эпизодами «Энеиды», одновременно заключая в себе довольно прозрачные едкие насмешки над особенностями поэтического стиля Петрова. Отражение в поэме литературной борьбы 1760-х годов сочетается с острой социальной сатирой, направленной против винных откупов, которые приносили вред экономической жизни России. То, что мстителем откупщикам в поэме является ямщик, представитель социальных низов, способствовало активному насыщению поэмы материалами национального фольклора. «Елисей» положил начало традиции русской ироикомической поэмы и имел огромный успех у современников (переиздан в 1788 г.).

В начале 1770-х годов Майков осуществляет стихотворное переложение (по подстрочнику В. И. Бибикова) трагедии Вольтера «Меропа» (опубликована в 1775 г.), которое сыграло определенную роль в формировании традиции русской тираноборческой драматургии. Примерно к этому же периоду относится попытка Майкова создать крупное эпическое произведение — историческую поэму «Освобожденная Москва» на сюжетиз эпохи Смутного времени. Замысел завершен не был, сохранилось только вступление и начало первой песни. Интерес Майкова к истории объясняется, по-видимому, его творческими связями с Сумароковым, посвятившим тем же событиям трагедию «Димитрий Самозванец» (1771). Центральной идеей поэмы Майкова должно было стать утверждение на русском престоле династии Романовых.

В Петербурге Майков продолжает поддерживать связи с кружком Хераскова, публикуя в журнале «Вечера» (1772) свои басни, загадки и продолжение стихотворных переложений из «Метаморфоз» Овидия. Комическая опера Майкова «Любовник колдун» (опубликована анонимно, 1779) шла на сцене в Петербурге в 1772 г. и имела успех. Музыкальное оформление оперы строилось на использовании мотивов русских народных песен. В 1773 г. Майков выпускает сборник «Разные стихотворения» (Ч. 1–2). Ч. 1 составили «Оды духовные»; ч. 2 — «Оды торжественные».

Сохранились известия об особом интересе к творчеству Майкова, который проявил Д. Дидро во время своего пребывания в Петербурге (сентябрь 1773 – май 1774 гг.): в числе приобретенных им в России и вывезенных во Францию изданий было четыре книги Майкова. В мемуарной литературе содержатся сведения о том, что Дидро просил петербургских литераторов, в частности А. И. Бибикова, перевести ему отрывки из произведений Майкова, как наиболее самобытного из русских поэтов: незнание иностранных языков спасало Майкова, по мнению Дидро, от необходимости подражать европейским авторам.

Возвышение при дворе Г. А. Потемкина привело к отстранению от дел покровителя Майкова — З. Г. Чернышева. Майкову пришлось оставить службу и летом 1775 г. вновь переехать в Москву. Здесь 22 июня 1775 г. он избирается членом Вольного Российского собрания при Московском университете и участвует в издававшихся собранием «Трудах». Пребывание в Москве двора по случаю заключения мира между Россией и Турцией было отмечено устройством народных празднеств и фейерверков. Майкову было поручено составить в стихах и прозе описание «разных увеселительных зрелищ» и «увеселительных огней» на Ходынке 16 июля 1775 г.; ему же принадлежит ряд надписей к торжественным иллюминациям. Все эти сочинения, написанные по официальному заказу, были тогда же напечатаны отдельной брошюрой.

15 сентября 1775 г. по именному указу Майков был пожалован чином бригадира и получил должность главного члена в Конторе Мастерской и Оружейной палаты. Это назначение носило характер почетной награды и не было связано со сколько-нибудь значительными служебными обязанностями. В Москве устанавливаются дружеские отношения Майкова с молодыми писателями М. Н. Муравьевым и Д. И. Хвостовым, возобновляется тесное личное общение с Сумароковым, которому Майков посвятил два программных стихотворения — «Ода о суете мира» (1775) и «Ода о вкусе» (1776). В последнем Майков открыто объявляет себя последователем творческих установок Сумарокова, называя его своим учителем. В тоже время в понимании общественной природы человека Майков расходился с Сумароковым. Он был сторонником теологического в своей основе объяснения духовного бытия человека, видя в успехах человеческого разума подтверждение концепции гомоцентризма. На смерть Сумарокова Майкова сочинил надгробную надпись (1777).

Особый эпизод в биографии Майкова составляет его увлечение масонством, которому способствовало общение с Херасковым и его окружением. Масонские идеи отразились на творческих поисках Майкова, о чем свидетельствуют его переложения псалмов 41 («Им же образом желает. ») и 135 («На реках Вавилонских. »). Известно о посещении Майковым в 1773—1774 гг. масонской ложи «Урания». Об авторитете Майкова в кругах русских масонов свидетельствует тот факт, что в 1775 г. он исполнял обязанности секретаря Великой Провинциальной ложи. В 1776 г. Майков вступает в масонскую ложу, организованную князем H. Н. Трубецким; тогда же он вводит в ложу И. Е. Шварца. Тесное сближение с масонами приводит Майкова к сотрудничеству в журнале Новикова «Утренний свет» (1777). Сочинения Майкова, печатавшиеся в этом журнале (оды «Счастие», «Ода ищущим мудрости» и др.), разрабатывают темы нравственного самосовершенствования, братской любви, основанной на масонском понимании религии.

Последний этап творчества Майкова отмечен своеобразным индифферентизмом его идеологической позиции. Написанная им в 1777 г. комическая опера «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» (тогда же поставлена в Москве) содержит идиллическую картину взаимной любви и согласия помещиков и крестьян. Не лишено вероятности предположение П. Н. Беркова о том, что опера явилась переработкой более ранней пьесы Майкова «Аркас и Ириса», написанной на открытие московского публичного воксала в 1776 г. (автор музыки — И. И. Керцелли). К 1777 г. относится и создание Майковым одноактной «драмы с музыкою» «Пигмалион, или Сила любви» (опубликована в 1779 г.; возможно, образцом послужила одноименная пьеса Ж.-Ж. Руссо), которая была представленана сцене Московского театра уже после смерти Майкова. Сохраняя дружеские отношения с Н. И. Новиковым, Майков сотрудничает в его журнале «Санкт-петербургские ученые ведомости» (четыре стихотворных надписи к портретам русских писателей и художников XVIII в.).

В начале 1778 г. Майкова вызвали в Петербург, где ему была предложена должность герольдмейстера. Майков принял предложение, но, вернувшись по делам в Москву, заболел и скоропостижно умер. После смерти Майкова остались вдова (Татьяна Васильевна, урожденная Мельгунова) и дети: два сына и четыре дочери.

В отзывах современников постоянно подчеркивалась оригинальность творчества Майкова, которого Н. И. Новиков причислял к «числу лучших наших стихотворцев» («Опыт. словаря. », 1772, с. 134). Позднее, защищая Майкова от критических нападок А. А. Бестужева, считавшего, что Майков «оскорбил образованный вкус своею поэмою „Елисей“», ее достоинствами восхищался А. С. Пушкин: «„Елисей“ истинно смешон. Ничего не знаю забавнее обращения поэта к порткам. А любовница Елисея, которая сожигает его штаны в печи. А разговор Зевеса с Меркурием. все это уморительно».

Об издании

РВБ публикует «Избранные произведения» Майкова, подготовленные к печати А. В. Западовым (М.; Л., 1966). В том вошли ироикомические поэмы «Игрок ломбера» и «Елисей, или Раздраженный Вакх». Особую популярность приобрела из них вторая. Забавные, «уморительные» (по выражению Пушкина) положения, сценки, сочный народный язык и яркие бытовые краски поэмы до сих пор сохраняют свое живое воздействие на читателя. В сборник также включены басни, различные лирические стихотворения и драматические произведения поэта, не переиздававшиеся около ста лет до выхода представленного здесь тома.

Ссылка на основную публикацию
×
×