Кондратьев: сочинение

“Подвиг не рождается сразу: для этого нужно щедрую душу иметь” (Г. А. Медынский) (по повести В. Кондратьева “Сашка”)

Школьное сочинение

Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, — повесть В. Кондратьева “Сашка”. Когда Кондратьева спросили, как получилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне, он ответил: “Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то — это самое главное, что было у меня в жизни”. Его мучили воспоминания, даже запахи войны. Ночами в его сны приходили ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Кондратьев читал военную прозу, но “тщетно искал и не находил в ней своей войны”, хотя война была одна. Он понял: “О своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу — какая-то страничка войны останется нераскрытой”.

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что “Сашка” — “лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе”. Наше знакомство с Сашкой начинается с эпизода, когда ночью он задумал достать валенки для ротного. “Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или артиллерийская канонада… Как обычно…” Рисуется страшная картина, а оказывается, это обычно. Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц: “Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые… Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, перли на них, урча моторами, и поливали их пулеметным огнем, а они метались на заснеженном тогда поле… Хорошо, наши сорокопятки затявкали, отогнали фрицев”. Читаешь и видишь танки-махины, которые прут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. И рад “тявканью” сорокопяток, потому что отогнали смерть. О многом говорит заведенный на передовой порядок: “Ранило — отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца одна тысяча восемьсот девяносто первого года дробь тридцатого”.

Сашка жалел, что не знал немецкого. Он хотел спросить у пленного, как у них “с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал. Хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами… Нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах”.

Кондратьев проводит своего героя через испытания властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания? Сашкина рота, от которой осталось 16 человек, натыкается на немецкую разведку. Отчаянную храбрость проявляет Сашка, захватив без оружия “языка”. Ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге он говорит немцу, что у них пленных не расстреливают, и обещает ему жизнь, но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка не подчиняется приказу. Ему не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью.

В Сашке развито огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что отвечать он не мог. Ему стыдно перед пленным за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб тот не видел наших убитых и не захороненных еще бойцов. Этой огромной ответственностью за все, что происходит вокруг, объясняется и немыслимое в армии событие — неподчинение приказу старшего по званию. “…Надо, Сашок. Понимаешь, надо”, — говорил Сашке ротный перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал его по плечу, и Сашка понимал — надо, и делал все, что приказано, как следует. Категоричное “надо” в некотором смысле способно облегчить человеку жизнь. Надо — и ничего сверх: ни делать, ни думать, ни понимать. Герои В. Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчиняясь этому “надо”, думают и действуют “сверх” надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать. Сашка добывает валенки для ротного. Раненый Сашка под огнем возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат. Сашка ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять. Все это “сверх надо” словно слышит Сашка в самом себе: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров! Или это говорит совесть? “…Не прочитай я “Сашку”, мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек”, — так оценил значение повести Кондратьева в своей жизни К. Симонов. А как оцениваете ее вы?

«Изображение человека на войне (по повести В. Кондратьева «Сашка»)»

Нет ничего страшнее войны. Она ломает и коверкает человеческие судьбы. Война проверяете людей на прочность. На войне жизнь течет по-другому: быстрее и стремительнее, она увлекает человека от одного кровавого водоворота к другому. На войне у человека почти нет выбора, а если и есть, то выбор этот сопряжен с риском для жизни своей или другого.

Фронт— это другая жизнь. Там все по-другому. Встречи мимолетны, потому что в любой момент можно расстаться навсегда.

На войне характер человека раскрывается более полно. Один поступок может раскрыть всю человеческую натуру, что невозможно при нормальных обстоятельствах и при многолетней дружбе. В экстремальных условиях человек ведет себя совсем иначе. Об этом — повесть В. Кондратьева «Сашка”

В своем произведении Кондратьев показывает нам движение жизни, которое подчиняет себе человека и несет его за собой. Несмотря на то, что есть возможность выбора, человек все равно подчинен этому потоку, называемому военной действительностью.

Если на минуту представить, что и Сашку, и тяжелораненого солдата, которого он перевязал, пощадила война, то стал бы главный герой вспоминать об этом? Вряд ли, ведь Сашка сделал то, что должен был, сделать. Для него в этом поступке нет ничего особенного.
Но для того раненого солдата это значит много, он вряд ли забудет человека, который спас ему жизнь, хотя он даже имени его не знает. Но дело не в этом, а в том, что этот поступок раскрыл для раненого натуру Сашки, самое главное.

Художественное пространство произведения небольшое: три деревни, где расположились немцы и редеющий батальон. Овсяниковое поле ничем не примечательно, но для героев повести Кондратьева оно имеет большое значение. Здесь основной центр событий, не все перейдут это поле, а те, кто перейдет, запомнят его навсегда. Для воюющих на этом поле важны все детали: «У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо, чтобы и посидеть, когда ноги занемеют, но наблюдать надо было безотрывно. Сектор Сашкиного обзора не маленький: от подбитого танка, что чернеет на середке поля, и до Панова, деревеньки махонькой, разбитой вконец, но никак нашими не достигнутой. И плохо, что роща в этом месте обрывалась не сразу, а сползала вниз мелким подлеском да кустарником. А еще хуже метрах в ста поднимался взгорок с березняком, правда, не частым, но поле боя пригораживающим».

Все незначительное в повседневной жизни для солдата становится значимым. В этих мелочах заключена его жизнь. Даже смерть становится неотъемлемой и какой-то привычной частью военной жизни. События, разворачивающиеся на Овсяниковом поле, как в зеркале отражают судьбу большого мира, судьбу народа в период потрясений. В малом видится большое — такова особенность повести Кондратьева.

В «Сашке» внимание писателя ориентировано не только на боевые действия, но и на военный быт. Жизнь (в значении бытия) и быт у Кондратьева неотделимы друг от друга.
Поле Овсяниковое — это маленький кусочек большого фронта, где так же воюют и гибнут. Но не только к боевыми действиям приковано внимание писателя, а также к тылу, который нет-нет да и возникнет в повести. Ведь именно тыл обеспечивал фронт провизией и боеприпасами. Людям, которые остались в тылу, было не легче, чем на фронте. Герои повести хорошо понимали, что никто так не сопереживал : им, как одинокие женщины, проводйвщие своих мужей и сыновей на фронт. Именно они будут выхаживать и перевязывать раненых, прятать от фашистов.

Солдаты чувствуют свою вину за то, что те, кого они должны защищать, т. е. женщины, вынуждены выполнять всю тяжелую мужскую работу, за то, что война идет не так, как представлялась вначале.

Читайте также:  Тема сталинизма в литературе: сочинение

Фашистская армия была хорошо вооруженной, уверенной в своей неуязвимости и победе. Армия, готовая проявить жестокость и бесчеловечность по отношению к врагу ради своей цели. Но как обращались наши воины с пленными немцами? Сашка, взяв в плен немца, не может проявить к нему бесчеловечность: «Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет — доведет до штаба живым, захочет— хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало. И немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться».

Если бы он расправился с безоружным, то утратил бы чувство собственной правоты, нравственного превосходства над фашистами. Любая жизнь значит для него очень много, даже жизнь пленного немца: «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь, — но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании. »

Когда у него спросили, почему он не выполнил приказ о расстреле пленного, он ответил: «Люди же мы, а не фашисты». В этих его словах заключена вера в непоколебимость человеческого в человеке.

В Сашке боролись солдат, который обязан выполнять приказы командира, и человек, который не может лишить другого человека жизни: «Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И еще третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и все!» Это значит, что человеческое победило.

Учиться воевать тоже надо уметь, об этом говорит Кондратьев в своей повести. Уметь воевать — это не только способность преодолевать свой страх и не теряться в трудную минуту, но и уметь вести войну так, чтобы она была с минимальными потерями. Но мы учимся воевать, и за учебу эту заплачено немало жизней. Когда-нибудь мы научимся, ведь человек в любых условиях должен стремиться оставаться человеком.

Повесть Кондратьева — светлая повесть, в ней звучит вера в человечность, несмотря на то, что изображен в ней жуткий оскал войны. История жизни Сашки — это история человека, который, жертвуя собой и своей жизнью, продлевает жизнь другим, нам, мне, детям будущего, моим детям.

Возможно ли в бесчеловечных условиях войны остаться Человеком? В. Кондратьев «Сашка» (ЕГЭ по русскому)

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое,

который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего.

Что такое человечность, добро, милосердие, сострадание, чёрствость, равнодушие и так далее – над осмыслением этих понятий люди размышляют на протяжении веков, но мир от этого добрее не стал. Легко оптимистично заявлять: «Добро победит! Хороших людей больше!». Тогда откуда же берутся ежедневные новостные сюжеты о брошенных детях, о забытых стариках, о жестоких расправах с конкурентами, о дедовщине в армии?

Все рождены для жизни, для любви, все хотят душевного тепла и понимания.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Значит, всё просто: обменивайтесь этим или хотя бы не делайте другим того, чего не хотите себе. Просто? Но ведь гармонии в человеческих отношениях на разных уровнях так и нет! Анатолий Алексин в небольшой повести «Шаги» предупреждает: «Бумерангом захлестнёт нас бессердечие и чёрствость!» А глубокомысленная «Сказка» Александра Куприна сколько вызывает размышлений! .. Но страха нет! Ради себя любимого и личных благ легко переступаются грани дозволенного и недозволенного …

Неужели всё так черно и потерял человек в себе Человека?

Нет! Открытием для меня стала повесть В. Кондратьева «Сашка». Оказывается, даже в экстремальных ситуациях, в бесчеловечных условиях войны, можно остаться Человеком!

Любая война во все времена жестока, бесчеловечна, противоестественна самой жизни. Как человеку, оказавшись в неестественных условиях «маеты» военных будней, не растеряться, не сломаться, не ожесточиться? Как сохранить в себе Человека? Читая о Сашке, привыкшему к ужасам войны на передовой, сумевшему с честью и достоинством крепко держаться вечных истин: творить добро, проявлять милосердие, скромность и в то же время решительность, мужество, основой которых является чувство долга, я спрашиваю себя: «А как бы поступил я в подобных ситуациях?» Такой простой вопрос, а ответить на него непросто даже самому себе…

Уже с первых строк повести поражаешься умению героя понять ближнего, посочувствовать, помочь. Сам уставший, «изголодалый», измотанный постоянными обстрелами, он пожалел «никудышного» напарника по посту, понимая, что тот «недужный» из-за возраста и голодухи.

Интересно, а сегодня сытые и холёные молодые люди, не уступающие место в транспорте согнутой годами старухе, о чём-то думают?

А у Сашки уже новая забота: как добыть валенки для ротного, с которым случилась беда? «Для себя ни за что бы не полез… Но ротного жалко».

( Похоже, это его жизненный принцип – спешить делать добрые дела. Не зря он говорит: «Жизнь такая – откладывать ничего нельзя»).

Эпизод с пленным немцем я читал с тревогой и всё нарастающим переживанием за Сашку, за немца, вообще за исход события. Казалось бы, какие могут быть раздумья у солдата – выполни приказ и забудь! Но Человек в Сашке взял верх: «Не может он беззащитного убивать. Не может, и все!»

Описание Сашкиных мук сердечных, его волнений, его раздумий в этом эпизоде так сильны, что вместе с ним ощущаешь их на физическом уровне: «в горле комок давит, дышать мешает», и пульс барабанит, и хочется самому что-то сделать, и знаешь, что не поможешь, но чуда ждёшь, и оно свершается! На фоне разрушенной церкви! Думаю, не случайно именно этот отрывок насыщен словами, относящимися к Сашке: «человек», «сердце», «душа».

Говорят, что Человеком не рождаются, а становятся, и чтобы стать настоящим человеком, нужно много работать над собой. Не думаю, что Сашка как-то особенно работал над собой ( Он о себе как о человеке один раз только и подумал: «Не такой я человек, чтобы над безоружным издеваться»), он просто жил по совести ( а совесть – это как душа – либо есть у человека, либо нет). У Сашки совесть до того была обнажённая, чувствительная, беспокойная, я бы сказал, жизнедеятельная, что все моменты его жизни поверялись ею.

Какая-то особенная Сашкина внутренняя справедливость, деятельная доброта снова не оставят равнодушным читателя и в эпизоде с лейтенантом Володей, и в описании его отношений с Зиной.

Да, повесть В. Кондратьева «Сашка» о трудных военных буднях, но прежде всего, о человеке, простом русском солдате с беспокойной душой и чистыми твёрдыми убеждениями, не сломленном, не ожесточённом, сохранившем в себе Человека в бесчеловечных условиях войны.

Она заставила меня поверить в то, что в любых ситуациях, даже самых жестоких, можно сохранить в себе Человека. Что естественно быть таким, как Сашка, в любые времена.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id21829

Анализ «Сашка» Кондратьев

В отечественной литературе немало достойных произведений, посвященных Великой Отечественной войне. К ним относится и повесть Вячеслава Леонидовича Кондратьева «Сашка». Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1979 год.

История создания – Повесть «Сашка» во многом автобиографична, поскольку автор сам принимал участие в тяжелых боях под Ржевом. Эти воспоминания долгие годы не давали ему покоя, и в зрелом возрасте вылились в повесть, в которой раскрывалась проблематика войны.

Тема – Центральная тема произведения – проблема нравственного выбора в условиях войны.

Композиция – Композиция повести имеет мозаичную структуру и состоит из микросюжетов, с помощью которых в полной мере раскрывается сущность главного героя. Для произведения характерен неспешный темп повествования, что позволяет лучше понять внутренний мир Сашки, мотивы его поступков.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

Вячеслав Леонидович отправился на фронт, когда ему едва исполнился 21 год. В составе стрелковой бригады он отчаянно сражался за город Ржев, получил ранение, был награжден медалью «За отвагу».

Воспоминания о военном лихолетье не оставляли Кондратьева на протяжении всей жизни: они терзали его, не давали радоваться настоящему. По признанию писателя, он перечитал много художественной литературы о Великой Отечественной войне, но ни одно произведение не смогло по-настоящему зацепить его, ни в одном из них он не находил описания «своей» войны.

Читайте также:  Шевчук: сочинение

И тогда, на пороге своего 60-летия, Кондратьев решил поделиться миром тем, что на протяжении многих лет не отпускало его душу, рассказать о «своей» войне, чтобы воспоминания не канули в лету, а остались жить на бумаге. Толчком к написанию повести послужил и тот факт, что Кондратьеву так и не удалось отыскать ни одного из своих ржевских однополчан. Писателя охватил страх: он мог остаться единственным выжившим свидетелем тех страшных событий, о которых должен узнать мир.

Повесть Вячеслава Леонидовича «Сашка» была опубликована в 1979 году в журнале «Дружба народов».

В повести, описывающей все реалии Великой Отечественной войны, Кондратьев мастерски раскрывает центральную тему произведения – проблему нравственного выбора в экстремальных условиях. На долю главного героя выпадает немало жизненных испытаний, способных как нельзя более точно отобразить истинную сущность человека.

Одним из наиболее острых и эмоционально сильных эпизодов является пленение Сашкой немца. В пылу борьбы солдатом движет лишь желание одолеть врага, но затем в пленном немце он видит обычного человека. Он достойно проходит испытание властью, не причинив вреда безоружному человеку и пообещав ему сохранение жизни. Не в силах выполнить приказ комбата и расстрелять беззащитного юношу, Сашка сам подставляет себя под удар.

Весьма показательной является сцена, в которой Сашка вступается за своего нового знакомого, и берет его вину на себя. Его благородный поступок невольно вызывает чувство восхищения, поскольку герой ставит интересы товарища выше собственных.

Достойно проходит Сашка и испытание фронтовой любовью. Узнав, что избранница Зина разлюбила его, герой с достоинством принимает ее измену. Несмотря на глубокое разочарование, он находит в себе силы, чтобы понять ее и отпустить без слов упрека.

По сути, Сашка стал тем собирательным образом, в котором нашли свое отражение сотни тысяч простых ребят, оказавшихся один на один с ужасами войны. В своем произведении автор выделил простую и старую, как мир, идею – нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не убивать в себе то доброе и светлое начало, заложенное в каждом человеке при рождении. Мир может спасти только доброта, милосердие, сострадание.

Композиция

Проводя в повести «Сашка» анализ произведения, следует отметить, что для него характерна мозаичная композиция при отсутствии единого сюжета. Повесть состоит из крошечных сюжетов, призванных максимально точно и емко раскрыть характер главного героя.

Композиция повести построена таким образом, что раскрытие душевных качеств Сашки, его жизненных приоритетов происходит постепенно, чему способствует замедленный темп повествования. С продвижением героя от линии фронта вглубь страны читатель погружается и в его внутренний мир.

Для названия повести автор намеренно выбрал самое распространенное мужское имя, придав ему сниженно-бытовую форму. Благодаря этому ходу герой с первых страниц становится близким и понятным читателю.

Произведение написано в жанре повести. В произведении детально воспроизводится быт военных лет, события того времени, основные сражения, поэтому его относят к литературному направлению реализм.

Тема Великой Отечественной войны в повести В. Кондратьева «Сашка»

В течение четырех лет войны не было ни одного хоть сколько-нибудь значительного события, которое не находило бы немедленного отражения в литерату­ре. Произведения тех лет на военную тему создава­лись буквально по горячим следам. Эту прозу называ­ют «лейтенантской», что многое говорит о ее авторах.

Вячеслав Кондратьев — фронтовик, свидетель и участник описываемых им событий. Его первая же повесть «Сашка» оказалась удачной. «История «Саш­ки» — это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности — сол­датской»,— так сказал о повести Кондратьева К. Си­монов.

Герой повести — Сашка, простой деревенский па­рень двадцати двух-двадцати трех лет. Его молодость выпала на нелегкое для страны время. Прежнее пред­ставление Сашки о войне резко отличается от того, чем война в действительности оказалась. Проводя своего героя через многие испытания, автор раскры­вает читателю его характер. Показателен в этом отно­шении эпизод с валенками. Рискуя собственной жиз­нью, Сашка решает достать валенки для ротного. Ротного ему жалко. «Для себя ни за что бы не полез»,— замечает герой. Писатель подчеркивает добродушие и бескорыстие Сашки, его любовь к ближнему.

Сообразительным, смелым, ловким показывает себя герой, когда неожиданно появляются немцы. Сначала у него перехватывает дыхание, затем он при­ходит в себя, начинает быстро соображать и предпри­нимает решительное действие: «резанул длинной оче­редью по немцам». Мужественно выглядит герой на фоне «битой-перебитой» роты, которая, едва получив приказ, с удовольствием ретируется за овраг. Сашка же бросается на помощь ротному. Идя с ним в атаку и заметив, что у того расстрелян диск, Сашка отдает ротному свой, не думая о своей жизни. У него одно же­лание: «настичь немцев и обязательно перестрелять их».

Кульминационным моментом повести является схватка героя с немцем и то, что последовало дальше. С горячей ненавистью бросается герой на врага и, не­смотря на разницу сил, побеждает его. Однако после захвата немца Сашка вдруг замечает, что пленник — его ровесник, такой же молодой, такой же, наверное, жизнелюбивый, да и «на вид он прямо русский». Со­чувствие проникает в сердце Сашки. В обращении с немцем герой ведет себя гуманно, замечая, что «не та­кой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться». Сашка не только сам не применяет насилия, он против того, чтобы другие пользовались своей «страшной властью». Подробно Кондратьев описывает Сашкины мытарства, которые он переносит ради одного — со­хранения жизни врагу. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь,— но цена человеческой жизни не умалялась от этого в его сознании». И это опреде­ляющая черта в образе Сашки — умение в нечеловече­ских условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе заслон какой или преграда, преступить которую он не в силах». «Ну, Сашок. Ты человек. » — говорят о нем товарищи.

Человечен Сашка и к своим, и к чужим. Снова рискуя собственной жизнью, он приводит к раненому солдату, которому он дал слово помочь, санитаров. Не может обмануть человека Сашка, крепко держит свое слово, дорожит человеческий жизнью.

Сложно складываются взаимоотношения героя с Зиной. После первой же встречи привязавшись к ней, Сашка надеется и с ее стороны увидеть любовь и преданность. Снова повстречав Зину, герой обнаруживает, что она любит другого. Сашка находит в себе муже­ство простить ей все, потому что он ее понимает: Зина молодая, ей надо как-то устраивать свою жизнь, и ни­какой уверенности в том, что Сашка с войны вернет­ся, у нее нет. «Неосудима Зина. Просто война. » — делает заключение герой.

Понимание свойственно Сашке и в других эпизо­дах. Предельно корректно ведет он себя с местным на­селением по пути своего следования, зная: осуждать их за негостеприимство нельзя — война. Герой умеет найти к человеку подход, знает, как не обидеть его.

Когда в госпитале происходит конфликт из-за ка­чества пищи, он обнаруживает необыкновенную сме­лость, беря на себя чужую вину. Сашка понимает, что друг его, Володька очень горяч нравом и может наделать глупостей, а он, Сашка, «благоразумнее», а пото­му попытается как-то сгладить сложившуюся ситуа­цию. О наказании за содеянное герой не думает, глав­ное для него — спасти друга.

Когда очарованный красотой подснежника Жора подрывается на мине, Сашка, ни минуты не раздумы­вая, бросается за отброшенной в сторону его шапкой. Не собственная жизнь волнует его в этот момент, а осознание долга перед товарищем: накрыть его лицо и отдать таким образом последнюю дань уважения. Сашка снова не думает о себе, проявляет способность к самопожертвованию.

На вокзале герой знакомится с двумя девушками, отправляющимися на фронт. Им жаль израненного, измученного Сашку, а Сашке — их. Он отлично по­нимает, что ждет этих юных, не нюхавших пороху девчат там, на передовой, и проявляет огромное со­чувствие.

Наплыв патриотических чувств вызывает у Сашки Москва. Он вдруг понимает всю важность и нужность того дела, которое он делал «там».

В повести «Сашка» Кондратьев нарисовал образ че­стного, смелого, мужественного, доброго и отзывчи­вого человека.

Писатель развернул перед читателем объективную картину войны, беспощадной и смертоносной.

В какую тему можно привести,как аргумент произведение Кондратьева “Сашка”?

/ Сочинения / Кондратьев В. / Сашка / “Мужество есть великое свойство души: народ отмеченый им, должен гордиться собой. ” (по повести В. Кондратьева “Сашка”)

“Мужество есть великое свойство души: народ отмеченый им, должен гордиться собой. ” (по повести В. Кондратьева “Сашка”)

Повесть «Сашка» написана Вячеславом Кондратьевым в 1979 году.
Как поведет себя человек на войне? Поступится ли он, оказавшись в экстремальной ситуации, своими жизненными принципами, либо же останется самим собой? Именно эти вопросы находятся в центре внимания автора.
Повествуя о событиях минувших военных лет, писатель убеждает нас, что даже на войне человек может остаться верным себе. Молодой кадровый боец Сашка – главный герой повести. Этот человек, несмотря на юный возраст, относится к своей службе со всей серьезностью. Для него главным в жизни является защита Родины, он исполняет свой долг, руководствуясь уже сложившимися жизненными ценностями. Сашке.

Читайте также:  Островский А. Н.: сочинение

Сочинения: В. Кондратьев

Повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка» рассказывает о молодом русском пареньке, который волею судьбы оказался на фронте. Война изменила жизнь целых поколений, отняла мирный быт, возможность жить, работать.

Однако человеческие представления о чести, совести, добре и зле невозможно искоренить в человеке. Сашка удивительно добр, ему свойственно милосердие и сострадание к ближнему. Сашке удается взять в плен молодого немца. Если бы им суждено было встретиться в бою, не было бы никаких сомнений, как поступить. А теперь пленник совершенно беспомощен.

Комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Этот приказ вызывает у парня сильнейшее сопротивление. Мысль о том, что он должен расстрелять беззащитного человека, кажется Сашке чудовищной. Капитан догадывается о состоянии Сашки, поэтому приказывает другому бойцу проверить исполнение приказа.

(на примере “Сашки” Кондратьева)

К одному из недавних интервью Вячеслава Кондратьева в качестве
эпилога поставлены строки Давида Самойлова:

Как это было! Как совпало-

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

Самойловские строки служат ключом к человеческой и писательской
судьбе Вячеслава Кондратьева.

Как глубоко запало пережитое тогда. Это только в первые дни
мира казалось, как поется в песне Окуджавы: “С войной покончили
мы счеты. ” Не кончили, и сейчас уже ясно, что до конца
своих дней не рассчитаемся. Случаются дни, когда снова
подступает она вплотную, и некуда от нее деваться. Так было и
у Вячеслава Кондратьева, это и толкнуло его к перу. Только
страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны
узнать о его войне, о его товарищах, которые сложили голову в
затяжных, стоивших нам.

Нет ничего страшнее войны. Она ломает и коверкает человеческие судьбы. Война проверяете людей на прочность. На войне жизнь течет по-другому: быстрее и стремительнее, она увлекает человека от одного кровавого водоворота к другому. На войне у человека почти нет выбора, а если и есть, то выбор этот сопряжен с риском для жизни своей или другого.

Фронт— это другая жизнь. Там все по-другому. Встречи мимолетны, потому что в любой момент можно расстаться навсегда.

На войне характер человека раскрывается более полно. Один поступок может раскрыть всю человеческую натуру, что невозможно при нормальных обстоятельствах и при многолетней дружбе. В экстремальных условиях человек ведет себя совсем иначе. Об этом — повесть В. Кондратьева «Сашка”

В своем произведении Кондратьев показывает нам движение жизни, которое подчиняет себе человека и несет его за собой. Несмотря на то, что есть возможность выбора, человек все равно подчинен этому потоку, называемому военной.

В течение четырех лет войны не было ни одного хоть сколько-нибудь значительного события, которое не находило бы немедленного отражения в литерату ре. Произведения тех лет на военную тему создава лись буквально по горячим следам. Эту прозу называ ют «лейтенантской», что многое говорит о ее авторах.

Вячеслав Кондратьев — фронтовик, свидетель и участник описываемых им событий. Его первая же повесть «Сашка» оказалась удачной. «История «Саш ки» — это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности — сол датской»,— так сказал о повести Кондратьева К. Си монов.

Герой повести — Сашка, простой деревенский па рень двадцати двух-двадцати трех лет. Его молодость выпала на нелегкое для страны время. Прежнее пред ставление Сашки о войне резко отличается от того, чем война в действительности оказалась. Проводя своего героя через многие испытания, автор раскры вает читателю его характер. Показателен в этом отно шении эпизод с валенками. Рискуя.

Сочинение по произведению на тему: Человек на войне по повести В. Кондратьева «Сашка»

Наверное, до конца своих дней мы не сможем разобраться с наследием Великой Отечественной войны. И кому, как не писателям, лучше всего понимать это. Война — это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить. И поэтому вновь и вновь берутся за перо писатели и рассказывают об уроках войны. Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о его войне, о его товарищах, которые сложили голову в стоивших нам больших жертв боях подо Ржевом, руководила и Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым.

Повесть “Сашка” была сразу же замечена и оценена по достоинству. Читатели и критики, проявив на сей раз редкое единодушие, определили ей место в ряду самых больших удач нашей военной литературы. Я думаю, что причина этого отчасти в том, что посвящена она одной из важнейших проблем военной литературы вообще: человек на войне.

Я иду на урок: 7–8-й классы

Лидия ГОЛОВИНА

Лидия Анатольевна ГОЛОВИНА — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ села Сердеж Яранского района Кировской области.

Читаем повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка»

Вступительное слово учителя

В литературе о войне много произведений, посвящённых подвигу рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. В преди словии к повести «Сашка» К.Симонов писал: “Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности — солдатской”.

Писатели начали обращаться к простому человеку на войне, потому что хотели отдать дань уважения тысячам солдат, не занесённых в почётные списки героев, безвестно погибших или чудом оставшихся в живых. Особенность повести В.Кондратьева в том, что в ней показана не череда боёв, побед, поражений, а военный быт с его повседневными заботами. Кондратьев исследует “душевное вещество” человека.

Великая Отечественная война стала сильнейшим потрясением не только для советского народа, но и для всего мира. И нет ничего удивительного в том, что многие и многие писатели обращаются к ней в своих произведениях до сих пор. Но только, на мой взгляд, русский человек может понять и воссоздать те военные годы в полной мере, ибо советскому народу пришлось перенести намного больше, чем какому-либо другому.

Одним из лучших писателей, создающих произведения о войне, без сомнения, является В. Кондратьев. Особого внимания заслуживает его повесть «Сашка». После выхода этой книги в свет многие исследователи, да и обычные читатели, дали ей самую высокую оценку. Думаю, основная причина успеха этой повести заключается в том, что в ней автор обращается к проблеме обычного человека на войне. На мой взгляд, в повести заключен глубокий философский смысл.

Центральным образом произведения является поле, усыпанное воронками от бомб, мин и других снарядов. Кругом лежат трупы с.

Вячеслав Леонидович Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. В 1939 году с первого курса института был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года по собственной просьбе был отправлен в действующую армию, на фронт. В 1942 году воевал под Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен, награжден медалью «За отвагу». После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом. Закончив в 1958 году Московский заочный полиграфический институт, много лет работал художником-оформителем.
Первая повесть «Сашка» была опубликована в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». Повесть была сразу же замечена и поддержана критикой. В течение следующего, 1980 года в журнале «Знамя» были напечатаны рассказ «День победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению». Кондратьев стал постоянным автором «Знамени» и «Дружбы народов». В 1980 году был.

Повесть “Сашка” посвящена одной из важнейших проблем военной литературы вообще, человек на войне.
В центре художественной вселенной В.А.Кондратьева ов-сянниковское поле — в воронках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, с валяющимися простреленными каска ми, с подбитым в одном из первых боев танком. Оно ничем не примечательно. Поле как поле. Но для героев Кондратьева все главное в их жизни совершается здесь, и многим не суждено его перейти, они останутся здесь навсегда. А тем, кому повезет, кто вернется отсюда живым, запомнится оно навсегда во всех подробностях — каждая ложбинка, каждый пригорок, каждая тропка. Для тех, кто здесь воюет, даже самое малое исполнено немалого значения: и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. Все это составляло жизнь солдата на переднем крае, вот из чего она складывалась, чем была наполнена. Даже смерть была здесь заурядно привычной.

Ссылка на основную публикацию
×
×