Евтушенко: сочинение

Сочинение 31. Сборник ЕГЭ-2019

Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.

Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга.

Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.

Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.

Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю. только не стихи». Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией — это воспитание вкуса к литературе вообще. Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.
Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня. ». (И)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная .строчка!» Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт.

Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.

И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихами, особенно понравившимися ему.

В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.

Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. Как читатель я опередил себя, поэта.

Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. «Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. Но такое эхо может и воспитать. Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.

Я резко отделяю читателей от почитателей. Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов. Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.

Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.

Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.

Таких качеств, пожалуй, пять.

Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.

Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо

Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.

Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. «Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».

(По Е. А. Евтушенко*)
Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017) — советский и российский поэт; получил известность также как прозаик, публицист, режиссёр, сценарист, актёр, чтец-оратор.

Е.А. Евтушенко – известный советский поэт. В данном тексте он поднимает проблему восприятия красоты художественного слова.

Каждый поэт учился у кого-нибудь, прошел своеобразную поэтическую школу. Евгений Евтушенко начинает рассуждение с описания поэтических творений (предложения 8-9): поэзия производит на читателя более сильное впечатление, чем проза, использованные в ней изобразительные средства должны буквально впитываться кожей читателя, читатель должен уметь чувствовать поэтическое слово. Евтушенко считал примером такого читателя Стравинского, который поразил его тонким поэтическим слухом, причем подобного рода слух можно воспитать в себе. (предложение13). Далее автор говорит о своем отце, который любил поэзию, красотой чтения объяснял и показывал то, чего недопонимал в поэтической ткани стиха. Примером человека, тонко чувствующего красоту художественного слова, был и журналист Николай Тарасов, который вместе с автором «просиживал…. долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему». Да и сам Евтушенко старался воспитывать себя поэзией всю жизнь и часто повторял строки Тютчева:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.

Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей, – такова позиция автора данного текста.

Я согласна с позицией автора, магия поэзии безгранична. Ничто так не воздействует на наши чувства и мысли как слово. А если это слово облачено в поэтическую форму, то сила и власть его возрастает в разы. Недаром каждый поэт в своем творчестве рано или поздно поднимал тему поэта и поэзии. Все творцы поэтических строк хотели и несли определенную миссию. Они призывали поэтическим словом к борьбе, выступали против тиранов и поработителей, заставляли умы читателей стремиться к разумному вечному праведному. Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин не зря обозначил миссию поэта: «Глаголом жечь сердца людей!». И этот призыв будет еще долго вдохновлять поэтов, толкать читателей изменить мир к лучшему, всем вместе воспринимать художественное слово душой, сопереживать и сочувствовать изменениям в мире вместе с поэтом.

Таким образом, поэтическое слово, да и поэзия в целом – это особенный мир, это чудесный сад, зайдя в который однажды, ты будешь путешествовать по нему всю жизнь.

Евгений Александрович Евтушенко — лирический поэт

Школьное сочинение

Евгений Александрович Евтушенко — популярнейший и широко известный современный поэт — родился в 1933 году в г. Зима Иркутской области в семействе служащего. После того, как закончил десятилетку, обучался в Литературном институте им. А. М. Горького. Публиковаться стал в 1949 году.

Первая книга Евтушенко “Разведчики грядущего” предстала перед читателем, когда поэту исполнилось 19 лет. С этого времени систематически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира. В творчестве Е. Евтушенко нашла свое отражение поэтическая география его поездок по стране и за рубеж.

Имя Евтушенко давно и прочно вошло в современную поэзию. Более того, оно широко распространилось в самой нашей жизни среди людей разных поколений, разных профессий, разных взглядов на жизнь и разных литературных вкусов. Обширная популярность Евтушенко заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он как поэт общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам, умеет находить ключ к душам замкнутых людей.

Евгений Евтушенко в основе своей поэт лирический, поэт, пишущий от собственного лица. Начинал он в тот период, когда для многих поэтов существовал как бы один “лирический герой”, однообразно и постоянно ясный. В 1954 году поэт выступил со стихотворением “Пролог”. Это стихотворение знаменовало собой новый поворот к более пристальному взгляду на человеческий характер.

Е. Евтушенко — поэт времени, чутко улавливающий все его главные влияния. И вместе с тем он поэт каждодневности, поэт немедленного отклика. В его поэзии соседствуют и советский актер Евгений Урбанский, и французская певица Эдит Пиаф, и Стенька Разин, и Тиль Уленшпигель. Его творчество как поэта, понимающего свое предназначение, неотделимо от чувства любви к Родине:

Если будет Россия,

Значит, буду и я.

И как бы в подтверждение этих строк появилась другая книга “Катер связи”, которая отразила это познание Родины. Евтушенко не довольствуется впечатляющим сюжетом, он насыщает этот сюжет подробностями, которые можно почерпнуть лишь в самой жизни.

Он создал галерею лирических портретов, подтвердив свою известную строку: “Людей неинтересных в мире нет”. Любовью к людям поэт выражает любовь к Родине. Не может не радовать интерес поэта к истории. Его поэма “Казанский университет” связана с прошлым нашего Отечества.

В его стихах путь к любимой — это поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе. Евтушенко умеет разговаривать стихами, писать для людей, обладающих хорошим слухом. В своих стихах он вступает в духовный контакт с читателем. Его стихи открываются непосредственным обращением к другу, к любимой. К любовной лирике относятся такие стихотворения, как “Любимая, спи. “, “Нет, мне ни в чем не надо половины!”.

Поэт всегда хочет быть в своих стихах объективным. Он разъясняет свою точку зрения дотошно, подробно, что ничуть не умаляет ни качества произведения, ни его поэтического великолепия.

В стихах Евтушенко — творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие логической жизни мира, он пишет о международных форумах молодежи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте, научно-техническом прогрессе и т. п.

Россия сокращает свою армию.

Девчата гладят платьица в горошинку.

и не бомбы атомные —

взрываются частушки под гармонику.

Своим творчеством, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодежи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после Второй мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое придают его стиху неповторимость и оригинальность.

Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. В частности, читатель не может не обратить внимание на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме “Братская ГЭС”, но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами.

Евгений Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно (Нюшка, Крамер в “Братской ГЭС”, Марк Бернес в стихотворении “Он любил тебя, жизнь”, Чуковский в “Парусе”, Хикмет в “Сердце Хикмета”).

Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко (роман “Ягодные места”, 1981). Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали критические и публицистические выступления, составившие сборники “Талант есть чудо неслучайное” (1980) и “Точка опоры” (1981).

Читайте также:  Белинский: сочинение

Прозорливый поэт-лирик Е. Евтушенко написал немало стихов о любви и дружбе. Это автор знаменитых песен “Хотят ли русские войны”, “Бежит река”, “В нашем городе дождь”, “А снег идет”, “Вальс о вальсе”, “Пока убийцы ходят по земле”, “Не спеши”, “Товарищ гитара” и др. На его слова композитор Д. Шостакович создал 13ю симфонию и симфоническую поэму “Казнь Степана Разина”.

Творчество Е. Евтушенко разнообразно не только в жанровом, но и в тематическом плане. Адресуясь к самым разным вопросам современности, поэт в их эстетическом освещении базируется на традиции поэзии А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.

Евтушенко: сочинение

(1)Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. (2)Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
(3)Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. (4)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5)Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.
(6)Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю. только не стихи». (7)Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией — это воспитание вкуса к литературе вообще. (8)Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (9)Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.
(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня. ». (11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная строчка!» (12)Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. (13)Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.(14)И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (15)Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16)Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. (17)Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. (18)Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему.
(19)В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20)Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.
(21)Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. (22)Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23)Как читатель я опередил себя, поэта.
(24)Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. (25)«Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26)Но такое эхо может и воспитать. (27)Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.
(28)Я резко отделяю читателей от почитателей. (29)Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (33)Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (34)Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов.
(32)Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать. (33)Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.
(34) Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35)Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.
(36) Таких качеств, пожалуй, пять.(37) Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.
(38) Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.
(39) Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.
(40) Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.
(41) Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо
Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.
(42) Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. (43)«Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».
(По Е. А. Евтушенко)*
*Евтушенко Евгений Александрович (1932-2017) -советский и российский поэт, прозаик, публицист, чтец-оратор, актёр.

Для чего нам нужна литература? В данном тексте Евгений Александрович Евтушенко поднимает проблему значения книги в жизни человека.

Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор пишет о пользе чтения: оно позволяет нам сопереживать прочитанному и осмысливать его. По мнению Е.А. Евтушенко, если человек лишен этого, то он несчастен. Высказывая свою позицию, автор пытается донести до нас важность и необходимость чтения книг.

Затем Е.А. Евтушенко дополняет рассуждение о поставленной проблеме своими мыслями о поэзии. Он пишет, что стихи обращают внимание читателя не только на сюжет, но и на саму музыку слова, метафоры, эпитеты и прочее. По мнению автора, поэзия формирует в человеке и любовь к прозе. Таким образом, Е.А. Евтушенко продолжает убеждать нас в важности чтения литературы.

Позиция автора ясна: он считает, что книги играют значительную роль в жизни человека, развивая его мышление и способность сопереживать.

С мнением автора трудно не согласиться. Действительно, книги способствуют как умственному, так и духовному развитию читателя. Они расширяют его словарный запас, обогащают речь. Но самое главное – книги позволяют делиться опытом и дают возможность учиться на чужих ошибках. Впрочем, само по себе чтение не несет пользы – важно, чтобы оно бы

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Пишем сочинение вместе. (навстречу ЕГЭ)

Как известно, 2 часть государственного экзамена по русскому языку, ЕГЭ, – написание сочинения.

Каждый экзаменующийся получает текст, прочитав который должен сформулировать одну из проблем, поставленных автором, прокомментировать ее с помощью примера-иллюстрации из этого текста, а затем нужно высказать свое отношение к позиции автора, аргументируя это отношение, опираясь на свой читательский или жизненный опыт.

Скажем сразу: преимущество не у жизненного, а у читательского опыта: ведь если речь о важной нравственной или общественно значимой проблеме, – например, о верности, патриотизме, дружбе, – мало кто из школьников имеет уже достаточный жизненный опыт. А вот книги, литература…

Впрочем, перед нами один из ряда предполагаемых экзаменационных текстов – и как раз на важную тему. Это размышления большого нашего поэта Евгения Александровича Евтушенко, и размышления, в частности, о том, что дают нам книги, особенно – произведения поэзии.

Приглашаю вас, дорогие читатели, вместе, внимательно прочитав этот текст и подумав над ним, написать одно или несколько сочинений в связи с прозвучавшими проблемами. Например, о том, какую роль играет в жизни человека поэтическая книга, или о том, какими качествами обладает поэт, как научиться понимать и любить поэзию.

Но вначале прочтем текст, в его содержании – три выше названные микротемы:

(1) Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт. (2) Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.

(3) Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. (4) Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5) Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного – сопереживания прочитанному и осмысления его.

(6) Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю. только не стихи». (7) Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией – это воспитание вкуса к литературе вообще. (8) Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (9) Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.

(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня. ». (11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная строчка!» (12) Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. (13) Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.

(14) И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (15) Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16) Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. (17) Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. (18) Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему.

(19) В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20) Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.

(21) Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. (22) Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23) Как читатель я опередил себя, поэта.

(24) Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. (25) «Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26) Но такое эхо может и воспитать. (27) Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.

(28) Я резко отделяю читателей от почитателей. (29) Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (30) Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (31) Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов.

(32) Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся, –

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

(33) Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.

(34) Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35) Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.

(36) Таких качеств, пожалуй, пять.

(37) Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.

(38) Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.

(39) Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.

(40) Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.

(41) Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо

Поэта вне народа нет,

Как сына нет без отчей тени.

(42) Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. (43) «Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».

Как видим, своими размышлениями автор охватывает круг серьезных проблем: воспитания любви к поэзии и путей такого воспитания; проблема воспитания благодарности к тем, кто помогает увидеть красоту поэтического слова. Поднимает Евгений Александрович и вопрос о том, что такое – Настоящий Поэт и как строятся взаимоотношения поэта и читателя.

Читайте также:  Анненский: сочинение

Каждая из этих проблем может стать темой отдельного сочинения, и начать можно с той, которая, во-первых, представляется центральной: о роли поэзии в жизни человека, о том, почему поэзия – надежный источник духовного совершенствования. И которая, во-вторых, тесно связана с другими темами.

Как видно из текста, Евгений Александрович предлагает своим читателям задуматься, попытаться ответить на вопрос: в чем особенная ценность и значимость поэзии для каждого из нас? Почему он имел право сказать (и мы не устаем уже много лет вслед за ним повторять): «Поэт в России больше чем поэт»? Да и только ли в России? Почему безграничные в пространстве и времени возможности видел в поэтическом слове А.С. Пушкин, когда писал о творчестве В.А. Жуковского: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль», от них «утешится печаль», «задумается радость»?

Давайте задумаемся и мы, как ответить на эти вопросы сочинением.

Внимательно читая предложенный текст, видим: размышляя о поэзии, автор прежде всего обращает наше внимание на то, что поэзия – важная часть литературы. Он пишет (5 и 6 предложения текста): «Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю … только не стихи»… И добавляет: «… человек не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу». Действительно, ведь любовь к чтению, воспитанность вкуса к литературе, умение сопереживать прочитанному делает жизнь человека духовно полноценной, насыщенной, и своя, особая тропинка к человеческому сердцу есть у поэзии: лишь она позволяет научиться воспринимать прочитанное не просто как информацию. Поэтическое произведение быстрее и убедительнее знакомит нас со Словом, учит наслаждаться им, видеть его способность выражать многочисленные оттенки мысли и чувства.

Поэтому таким верным и точным воспринимается нами прозвучавшее в данном тексте Евгения Александровича другое важное утверждение (предложение 4): человек, не любящий, не знающий и не помнящий стихи, не чувствующий красоту поэзии, глубоко несчастен, даже если сам об этом не догадывается.

С мнением Е.А. Евтушенко трудно не согласиться. У каждого из нас найдется немало примеров, подтверждающих правоту этих мыслей. И, в продолжение нашего совместного сочинения, мы, с помощью таких примеров, постараемся поглубже вникнуть в смысл сказанного поэтом.

Ведь и правда, что поэтическое произведение нередко помогает нам выразить, понять и принять многое из сложного и непонятного, с чем встречаемся в жизни. Не случайно испанский поэт и драматург Гарсиа Лорка сказал как-то: «Миссия у поэта одна: одушевлять, в буквальном смысле – дарить душу». Гарсиа Лорка был настоящим поэтом, об этом говорит и сохранившаяся легенда о том, что на рассвете, в тюрьме, когда его вот-вот должны были казнить, он сказал: «А все-таки восходит солнце…», что, возможно, было началом так и не написанного стихотворения.

Разумеется, не всякий, кто создает рифмованные строки, – поэт. Существует немало свидетельств, рассказов о мистических явлениях, двигающих рукой поэта, мы часто слышим признания авторов, будто стихи не сочиняются, а возникают, рождаются, навеянные какой-то тайной силой. Известны и рассказы о том, как тот или иной поэт с интересом расспрашивает о впечатлениях читателей, выслушивает толкования своих произведений, известны даже такие признания: «Написал, а что – сам не понимаю».

Например, такое признание сделал однажды известный поэт Николай Асеев[1]. Он рассказал, что написал четверостишие, смысл которого не мог понять в течение десятилетий: «За отряд улетевших уток, / за сквозной поход облаков / мне хотелось отдать кому-то / золотые глаза веков. » И лишь много лет спустя вдруг понял: так сказался в его стихах образ необратимо уходящего времени.

Сожаление о своем несколько запоздавшем понимании истоков поэтического слова высказал однажды и другой известный наш писатель Валентин Катаев, он признавался: «Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии – в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться». Но, наверное, никто точнее Анны Ахматовой не сказал о возможности рождения поэзии из самых простых вещей: «Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда, / Как желтый одуванчик у забора, / Как лопухи и лебеда».

Сродни такому пониманию присутствия поэтического потенциала у любых элементов жизни и видение Бориса Пастернака. В стихотворении, которое так и называется: “Определение поэзии”, автор не находит ничего более емкого и точного для передачи сущности искусства, чем перечисление явлений окружающего мира: «Это – круто налившийся свист, / Это – щелканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьев поединок». На заданный ему как-то вопрос: «Что значит поэзия для человека?» Пастернак уверенно отвечал: в ней – наше право на бессмертие, т.к. «в рифмах умирает рок». Эти слова можно трактовать так: создавая поэтическое произведение, человек становится одновременно самостоятельным творцом и своей судьбы. Мы помним, что Пастернак непреходящее чудо поэзии называл «и творчеством, и чудотворством», но еще точнее его другая формула: поэзия – «образ мира, в слове явленный».

Еще одну важную сторону сущности поэзии заметила и отметила М. Цветаева: она видела ее в способности отражать «строй души» поэта. Этот душевный строй должен быть новым, не похожим на другие, и чтобы воплотить свое, индивидуальное видение мира, поэту необходимо по-особому слышать обычные слова, уметь обновлять, освежать стершиеся элементы смысла. В своем эссе «Искусство при свете совести» она писала: «Словотворчество есть хождение по следу слуха народного и природного, хождение по слуху». Причем поэт, – и это ее замечание особенно важно, – не только вслушивается в звучание жизни, но и трансформирует его: «Произведение искусства – то же произведение природы, но долженствующее быть просвещенным светом разума и совести. Тогда оно добру служит, как служит добру ручей, крутящий мельничное колесо…»

Многие поэты и писатели сходятся во мнении, что поэзия служит добру, но еще важнее подмеченное великим нашим поэтом Ф.И. Тютчевым свойство: широта и неожиданность результатов такого служения: «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовётся, – / И нам сочувствие даётся, / Как нам даётся благодать. »

Не случайно об этих стихах вспоминает и Е.А.Евтушенко в анализируемом нами тексте.

Таким образом, отвечая на вопрос о роли поэзии в жизни человека, мы постарались показать, почему поэзия – важнейшая часть литературы; согласились, что лишенный любви к поэзии человек не может быть счастлив, потому что лишен представления о совершающемся чуде создания стиха; потому что лишен способности увидеть и понять другое великое чудо – вечное присутствие поэзии в самых простых вещах…

Разумеется, всеми этими качествами обладают, как подчеркивал Е.А. Евтушенко, не любые рифмованные строчки. Ими обладают только произведения настоящей, высокой поэзии, а возникают они лишь тогда, когда книгу со стихами Настоящего Поэта берет в руки Настоящий Читатель. Когда, как и почему это происходит – темы других сочинений.

Может быть, мы их еще напишем…

С.Я. Гехтляр.

[1] Наша искренняя благодарность поэту и литературоведу И.Б. Непомнящему, поделившемуся рассказом об этом эпизоде.

Эссе о Евгении Евтушенко

РОССИЯ ПАМЯТЬЮ СИЛЬНА

«ЕСЛИ БУДЕТ РОССИЯ, ЗНАЧИТ БУДУ И Я. »

(Памяти великого русского поэта Евгения Евтушенко)

Об этой тяжёлой вести в семействе нашем мы узнали спустя 48 минут после ухода Евгения Евтушенко в вечность. Случайно заглянули в ноутбук, а там сообщение крупным планом. Сначала не поверили. Уж сколько раз Интернет сообщал, что Евгения Александровича нет с нами.
Но поэтические сайты (наконец-то проявили истинную оперативность!) уже выставили лучшие стихи великого «шестидесятника», а телеканал «Культура» транслировал записанную год назад встречу Евтушенко с читателями в одном из концертных залов Москвы. Значит, случилось. И мы, в семье нашей, узнали об этом почти молниеносно. Однако семья наша – лишь ячейка России. Значит, и вся Россия узнала о потере лучшего своего поэта. Да и только ли Россия?
Звонок из Канады. Сын спрашивает: крещён ли Евтушенко, и можно ли за него молиться. Я ничего не знала о крещении. Но вспомнила, что, душа «шестидесятников» Окуджава за день до кончины крестился в Париже. Евтушенко больше всех из своей поэтической пятёрки любил его. Мог и он последовать примеру товарища. А потом молиться нам, православным, можно за всех без исключения. Ведь молился же Пушкин в храме за безбожника Байрона (раба Божия Георгия), чем до слёз растрогал батюшку, проводившего службу.
В тот же вечер, перенасыщенный событиями, узнали мы о воле усопшего, чтобы похоронили его в Переделкино, «столице» российских поэтов и прозаиков; узнали, что отпевание Евгения Александровича состоится в США, в одном из храмов Оклахомы. А Интернет переполнялся откликами по поводу большой российской утраты. Сколько до этого было в виртуальном мире нелестных и даже грубых слов о патриархе нынешней поэзии! И вот – смотри ж ты! Одни возвышенные и щедрые слова. И главное – справедливые.

В ту воскресную ночь я почти не спала. Вспоминала, как в студенческие годы мы зачитывали до обветшалости журналы «Юность» с подборками Евтушенко, всегда талантливыми, всегда до невозможности острыми по тем глухим временам. Вспоминала, как университетские барды тут же сочиняли мелодии к самым ярким и задиристым евтушенковским опусам. Как потом новорождённые песни хором исполнялись в комнатах студенческого общежития на Большакова.
А тут еще и такое припомнилось. Мне, мужу и нашим друзьям посчастливилось оказаться в Москве именно в те дни, когда в Политехническом музее велись съёмки фильма «Мне двадцать лет» и «гениальная пятёрка» читала в прославленном тамошнем зале свои шедевры. Попасть на вечер было невозможно. Очередь желающих была убивающе длинной. Но мы исхитрились. Муж, с Енисея родом, написал Евтушенко записку: дескать, группа земляков-сибиряков проездом в Москве и просит поэта помочь хотя бы бочком протиснуться в зал Политехнического. И что бы вы думали? Вскоре к дверям подошёл наш кумир, мы ему помахали руками, и он кивнул на нас дюжему человеку в мундире швейцара, и мы как почётные гости были впущены под священные своды известного амфитеатра.
Боже мой! как читал Евтушенко! О «Мосовощторге» в Париже; о том, что с ним, поэтом, происходит; о страшном месте на земле – Бабьем Яре; о наследниках Сталина. Как он читал – ни один лучший артист и тогда бы не прочитал и сейчас не прочитает. Спустя полжизни, всю ночь виделось мне то вдохновенное лицо поэта и его неповторимый голос, с особыми интонациями. Впрочем, ощущение это жило во мне все долгие годы и, наверно, останется навечно.

Читайте также:  9 класс: сочинение

И к каким же я выводам пришла после ночных размышлений? Один из них – что Евтушенко бесспорно самый яркий, самый талантливый, порой доходящий до гениальности певец России. Среди других выводов – что фонтанирующий могучий талант часто уводит его от главного – лирико-проникновенной, злободевнейшей тональности его поэтической души. Частенько он брался за то, что уводило от данной Богом дороги: то брался за прозу (повести и романы), то принимался снимать фильмы, то пробовал себя в роли артиста кино, то начинал модернизировать классическую русскую поэзию, сближая ее с западной, а подчас оставляя западную далеко позади в смысле новых приёмов и форм. Почитайте многочисленные поэмы Евгения Евтушенко (почти без исключения), и вы поймёте, что они холодны и надуманы, как большинство вещей Бродского.
Но только свернёте вы на главную стезю, как дрогнет и обольётся слезами радости ваше сердце. «Я у рудничной чайной, У косого плетня, Молодой и отчаянный Расседлаю коня. »; «Паровозный гудок. Журавлиные трубы, И зубов холодок Сквозь раскрытые губы. »; «О, свадьбы в дни военные! Обманчивый уют. Слова неоткровенные О том, что не убьют. »; «Все силы даже прилагая, Признанья долго я прожду. Я жизни дружбу предлагаю, Но предлагаю и вражду. »
Нет, признанья долго ожидать не пришлось. Вот эта щемящая сила сердечных (а не спокойно-рассудочных) стихов, острые переживания проблем, которые мучили читателей, сочувствие простым, «малым» людям, жизнь которых сладкой не назовёшь – всё это сразу выделило Евтушенко из громадной армии советских писателей, даже из таких классических, как Твардовский, Исаковский, Пастернак. У него было много сердца в произведениях, но в них еще была и честная боль, страстное несогласие с маленькими и большими злодеяниями советской эпохи. Об этих своих индивидуальных качествах он скажет чуть позже в предисловии к поэме «Брасткая ГЭС»:
«Поэт в России – больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, Кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней – образ века своего И будущего призрачный прообраз. Поэт подводит, не впадая в робость, Итог всему, что было до него. »

Вот это величайшее сопереживание людям, совершенно далёким от него, но близким, по-православному «ближним», в конце концов, после сомнений и раздумий, после непростой борьбы его духа с гордыней, присущей почти всем пишущим, приведёт поэта к признанию величия и истинности учения Христа. Ведь только человек чистой веры мог написать вот эти гениальные строчки:
«Дай бог слепцам глаза вернуть И спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, Но быть нельзя чуть-чуть распятым.
Дай бог не вляпаться во власть И не геройствовать подложно, И быть богатым – но не красть, Конечно, если так возможно.
Не крест – бескрестье мы несём, А как сгибаемся убого. Чтоб не извериться во всём, Дай бог ну хоть немного Бога. »
Читая это стихотворение, только по-настоящему верующие поймут «тайный» смысл произведения. Слово «бог» здеь везде с маленькой буквы, но в последнем четверостишии – с большой. Так пишет это святое слово любой православный, всю свою жизнь и все свои силы посвящающий Христу. Думаю, к концу своего земного бытия Евгению Александровичу удалось справиться со своей духовной горделивостью, признать, что талант дан ему Богом, и что высочайший дар надо оправдывать смиренным служением Истине, а стало быть людям, «малым сим». Уже хотя бы по той причине, что и великие поэты такие же простые, грешные смертные люди.

Я прочитаю сейчас, пожалуй, самое сильное стихотворение Евтушенко, своеобразный гимн жизни, смысла человеческого бытия на земле, который в служении народу, родине, а значит и Богу:

Идут белые снеги,
Как по нитке скользя.
Жить и жить бы на свете,
Да, наверно, нельзя.

Чьи-то души, бесследно
Расворяясь вдали,
Словно белые снеги,
Идут в небо с земли.

Идут белые снеги.
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
И бессмертья не жду.

Я не верую в чудо.
Я не снег, не звезда,
И я больше не буду
Никогда, никогда.

И я думаю, грешный, –
Ну, а кем же я был,
ЧТО я в жизни поспешной
Больше жизни любил?

А любил я Россию
Всею кровью, хребтом –
Её реки в разливе
И когда подо льдом.

Дух её пятистенок,
Дух её сосняков,
Её Пушкина, Стеньку
И её стариков.

Если было несладко,
Я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно –
Для России я жил.

И надеждою маюсь
(Полный тайных тревог),
Что хоть малую малость
Я России помог.

Пусть она позабудет
Про меня без труда,
Только пусть она будет
Навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,
Как во все времена,
Как при Пушкине, Стеньке
И как после меня.

Идут снеги большие,
Аж до боли светлы,
И мои и чужие
Заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
Но надежда моя:
Если будет Россия,
Значит, буду и я.

Это стихотворение было написано зимой 1965 года, полвека назад. Тогда поэт думал о жизни земной. Уходя из неё, он уже знал, что ждёт нас жизнь вечная. Вечная, если мы с Богом, а Бог в нас.

Е.А. Евтушенко — лирический поэт

Евгений Александрович Евтушенко — один из самых популярных и хорошо известных современных поэтов — родился в 1933 году в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печататься начал в 1949 году.
Первая книга Евтушенко «Разведчики грядущего» появилась, когда поэту исполнилось 19 лет. С этого времени систематически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира. В творчестве Е. Евтушенко нашла свое отражение поэтическая география его поездок по стране и за рубеж.
Имя Евтушенко давно и прочно вошло в современную поэзию. Более того, оно широко распространилось в самой нашей жизни среди людей разных поколений, разных профессий, разных взглядов на жизнь и разных литературных вкусов. Обширная популярность Евтушенко заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он как поэт общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам, умеет находить ключ к душам замкнутых людей.
Евгений Евтушенко в основе своей поэт лирический, поэт, пишущий от собственного лица.
Начинал он в тот период, когда для многих поэтов существовал как бы один «лирический герой», однообразно и постоянно ясный. В 1954 году поэт выступил со стихотворением «Пролог». Это стихотворение знаменовало собой новый поворот к более пристальному взгляду на человеческий характер.
Е. Евтушенко — поэт времени, чутко улавливающий все его главные влияния. И вместе с тем он поэт каждо- дневности, поэт немедленного отклика. В его поэзии соседствуют и советский актер Евгений Урбанский, и французская певица Эдит Пиаф, и Стенька Разин, и Тиль Уленшпигель.
Его творчество как поэта, понимающего свое предназначение, неотделимо от чувства любви к Родине:
Если будет Россия,
Значит, буду и я.
И как бы в подтверждение этих строк появилась другая книга «Катер связи», которая отразила это познание Родины. Евтушенко не довольствуется впечатляющим сюжетом, он насыщает этот сюжет подробностями, которые можно почерпнуть лишь в самой жизни.
Он создал галерею лирических портретов, подтвердив свою известную строку: «Людей неинтересных в мире нет». Любовью к людям поэт выражает любовь к Родине. Не может не радовать интерес поэта к истории. Его поэма «Казанский университет» связана с прошлым нашего отечества:
Казань, Казань, татарская столица,
предположить ты даже не могла,
как накрепко Россия настоится
под крышкою бурлящего котла.

И в пахнущий казарменными щами,
Европою приправленный настой
войдут Державин, Лобачевский, Щапов,
войдут и Каракозов и Толстой.
Большое место в творчестве Евгения Евтушенко занимает любовная лирика. Все его стихи о любви наполнены тревожным биением сердца:
Молю тебя — в тишайшей тишине,
или под дождь, шумящий в вышине,
или под снег, мерцающий в окне,
уже во сне и все же не во сне —
весенней ночью думай обо мне
и летней ночью думай обо мне,
осенней ночью думай обо мне
и зимней ночью думай обо мне.
В его стихах путь к любимой — это поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе. Евтушенко умеет разговаривать стихами, писать для людей, обладающих хорошим слухом. В своих стихах он вступает в духовный контакт с читателем. Его стихи открываются непосредственным обращением к другу, к любимой. К любовной лирике относятся такие стихотворения, как «Любимая, спи. », «Нет, мне ни в чем не надо половины!»
Поэт всегда хочет быть в своих стихах объективным. Он разъясняет свою точку зрения дотошно, подробно, что ничуть не умаляет ни качества произведения, ни его поэтического великолепия.
Он может исследовать судьбу одинокой женщины:
Она сказала: — Он уже уснул,—
Задернув полог над кроваткой сына,
И верхний свет неловко погасила,
И, съежившись, халат упал на стул.
Мы. с ней не говорили о любви.
В стихах Евтушенко — творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие логической жизни мира, он пишет о международных форумах молодежи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте, научно-техническом прогрессе и т. п.
Россия сокращает свою армию.
Девчата гладят платьица в горошинку,
Ребята едут,
и не бомбы атомные —
взрываются частушки под гармонику.
Своим творчеством, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодежи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после Второй мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое придают его стиху неповторимость и оригинальность.
Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. В частности, читатель не может не обратить внимание на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме «Братская ГЭС», но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами.
Е. Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно (Нюшка, Крамер в «Братской ГЭС», Марк Бернес в стихотворении «Он любил тебя, жизнь», Чуковский в «Парусе», Хикмет в «Сердце Хикмета»).
Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко (роман «Ягодные места», 1981). Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали
критические и публицистические выступления, составившие сборники «Талант есть чудо неслучайное» (1980) и «Точка опоры» (1981).
Проницательный поэт-лирик Е. Евтушенко написал много стихов о любви и дружбе. Он автор популярных песен «Хотят ли русские войны», «Бежит река», «В нашем городе дождь», «А снег идет», «Вальс о вальсе», «Пока убийцы ходят по земле», «Не спеши», «Товарищ гитара» и др. На слова Е. Евтушенко композитором Д. Шостаковичем создана 13-я симфония и симфоническая поэма «Казнь Степана Разина».
Творчество Е. Евтушенко многообразно в жанровом и тематическом плане. Обращаясь к самым различным проблемам современности, поэт в их эстетическом освещении опирается на традиции А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.
Евтушенко всегда и поэт, и публицист. Даже в программных стихах, а может, особенно в программных, он рассматривает действительность в исторической и нравственной связи:
Есенин, милый, изменилась Русь.
Но говорить, что к лучшему — не стану,
А говорить, что к худшему — боюсь.
Достигшее зрелости творчество Евгения Евтушенко не утратило обаяния молодости. В этом одна из причин неослабевающего интереса к его отзывчивой музе.

Ссылка на основную публикацию
×
×