Батюшков: сочинение

Сочинение: “Чудотворец” поэзии Батюшков

Что за чудотворец этот Батюшков. А. С. Пушкин

Словно гуляка с волшебною тростью,

Батюшков нежный со мною живет.

Он тополями шагает в замостье,

Нюхает розу и Дафну поет. Осип Мандельштам

В любом сборнике русской поэзии пушкинского времени переход от Жуковского именно к Батюшкову естествен и неизбежен. Эти два поэта были создателями русского романтизма и реформаторами нашего стиха, подготовившими появление Пушкина. К тому же на протяжении двадцати лет они шли рука об руку по жизни, оставаясь друзьями и единомышленниками.

В 1815 году Батюшков писал Жуковскому. “Дружба твоя для меня сокровище.” Но и поэзию Жуковского Батюшков ценил необычайно высоко и не раз доказывал, что истинный талант чужд зависти. Батюшков — один из тех многочисленных писателей, которые были обязаны Жуковскому и хлопотами перед сильными мира сего, и ободряющим словом в трудный час.

У Белинского мы находим высокую оценку роли Батюшкова в русской литературе: “Батюшков, как талант сильный и самобытный, был неподражаемым творцом своей особенной поэзии на Руси”. Ему “немного не доставало, чтоб он мог переступить за черту, разделяющую большой талант от гениальности”. За эту черту переступил Пушкин.

Возможно, некий парадокс заключен в том, что один из страстных и темпераментных лириков русской поэзии, “идеальный эпикуреец” (выражение Белинского) и певец наслаждений, Константин Николаевич Батюшков родился и прожил долгие годы и окончил свои дни на снежном-севере России, в краях вологодских. Отец его, Николай Львович, был человеком мрачным и нелюдимым, хотя и достаточно образованным: в родовом поместье селеДаниловском хранилась прекрасная французская библиотека. Мать поэта вскоре после его рождения заболела неизлечимым душевным расстройством и умерла. Батюшков всегда носил в душе это горе:

Отторжен был судьбой от матери моей,

От сладостных объятий и лобзаний,—

Ты помнишь, сколько слез младенцем пролил я!

Четырнадцати лет он был привезен в Петербург и определен в частный пансион. Здесь будущий поэт постигал премудрости языков, истории, статистики, ботаники и иных наук. К последнему году пансиона (1802) относится первое известное стихотворение Батюшкова “Мечта”. Поэт впоследствии много раз его переделывал, но достаточно взглянуть на две заключительные строчки этого ученического еще стихотворения, чтобы угадать будущего Батюшкова. Вот они:

Так хижину свою поэт дворцом считает

И счастлив — он мечтает!

В одной из статей Батюшков сформулировал главное в своем отношении к искусству и, пожалуй, самую суть своей личности: “Поэзия, осмелюсь сказать, требует всего человека. Живи, как пишешь, и пиши, как живешь”. Вся биография Батюшкова, не столь уж богатая внешними событиями, все развитие его характера, смена настроений и мироощущение — в его стихах. Он писал, как жил: в юности — светло и беззаботно, передавая в ярких образах всю полноту радости:

Мои век спокоен, ясен,

В убожестве с тобой

Мне мил шалаш простой;

Без злата мил и красен

Лишь прелестью твоей!

О пламенный восторг!

О страсти упоенье!

Всего себя забвенье!

Своего рода манифестом романтической лирики было стихотворение “Вакханка. “Философ резвый и пиит” — так назвал Пушкин Батюшкова в юношеском послании.

Современница вспоминала о молодом Батюшкове: “Дружба была его кумиром, бескорыстие и честность — отличительными чертами его характера. Когда он говорил, черты лица его и движения оживлялись, вдохновение светилось в его глазах. Свободная и чистая речь придавала большую прелесть его беседе”.

Увы, личные невзгоды, ужасы пережитых войн’ и тяжкая наследственная болезнь рано подточили силы поэта и переменили характер лирики Батюшкова. Его тяготили постоянное безденежье, материальная зависимость — сначала от отца, потом от старших сестер; не удалась и личная судьба: любимая девушка согласилась на помолвку с ним, не испытывая ответных чувств. Разве мог он принять согласие без любви, — он, писавший: “Жертвовать собою позволено, жертвовать другими могут одни злые сердца”. И он пожертвовал собою, ибо жил, как писал. Печальные строки остались памятником этой любви:

Я видел, я читал

В твоем молчании, в прерывном разговоре,

В твоем унылом взоре,

В сей тайной горести потупленных очей,

В улыбке и в самой веселости твоей

Следы сердечного терзанья.

В 1813-1814 годах Батюшков участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Он был адьютантом генерала Раевского. Восприятие поэтом войны отличалось о восприятия современников. Война для него — весьма уродливая картина.

Все пусто. Кое-где на снеге труп чфнеет,

И брошеных костров огонь, дымяся, тлеет,

И хладный, как мертвец,

Один среди дороги

Сидит задумчивый беглец

Недвижим, смутный взор вперив на мертвы ноги.

Реализм этой зарисовки чрезвычайно нов для тогдашней поэзии. Не традиционным оказался у поэта и образ воина, “ратника”. Вот герой элегии “Переход через Рейн”, русский солдат, оказавшийся на великой реке, на границе Франции:

. Быть может, он воспоминает

Реку своих родимых мест —

И на груди свой медный крест

Невольно к сердцу прижимает.

Возвратившись из-за границы, Батюшков еще два года прослужил в армии, а потом (1816 г.) вышел в отставку. Но прежнее ощущение радости жизни, переполнявшее его элегии и дружеские послания, уже не вернулось к поэту. Ему стали присущи смена бурной радости и глубокой тоски, вспыльчивость и переменчивость намерений.

Минутны странники, мы ходим по гробам, Все дни утратами считаем, На крыльях радости летим к своим друзьям, — И что ж. их урны обнимаем.

Батюшков не находил себе места: то он стремился в Петербург, то в Москву, то надолго уезжал в любимое Хантоново, имение матери в Череповецком уезде тогдашней Новгородской губернии. Беспощадная характеристика, данная Батюшковым самому себе (в третьем лице), показывает, что он понимал свое состояние: “Ему около тридцати лет. Лицо у него точно доброе, как сердце, но столь же непостоянное. Он тонок, сух, бледен как полотно. Он перенес три войны, и на биваках бывал здоров, в покое — умирал. Он вспыльчив, как собака, и кроток, как овечка. В нем два человека.”

Да, характер Батюшкова был соткан из противоречий. Это отметил и его друг Жуковский в шуточном стихотворении: “Малютка Батюшков, гигант по дарованью. ”

Пушкин исключительно высоко оценил роль Батюшкова в истории русской литературы. Он писал: “Батюшков, счастливый сподвижник Ломоносова, сделал для русского языка то же, что Петрарка для итальянского”.

Вот перед нами признанный шедевр батюшковской звукописи:

Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы

При появлении Аврориных лучей,

Но не отдаст тебе багряная денница

Сияния протекших дней,

Не возвратит убежищей прохлады,

Где нежились рои красот,

И никогда твои порфирны колоннады

Со дна не встанут синих вод.

Все стихотворение построено на мажорном сочетании звуков “ро” — “ра”, которые оттеняются звуками “б”, “п”, “в”. К концу этот мажор затухает, и финал оркестрован под носовое “н”. В стихотворении вообще отсутствует звук “м”, который чаще всего встречается в русских словах. Но здесь для “чуткого уха” Батюшкова этот звук оказался лишним, и поэт обошелся без него. Можно сравнить здесь работу стихотворца с работой древних плотников, которые строили храмы “без единого гвоздя”.

Интересно, что Италия всегда казалась Батюшкову истинным приютом искусства, истинной родиной поэтов, не говоря уж о том, что все в Италии дышало воздухом античности, которую он боготворил. Великие ита льянцы — Данте, Петрарка, Ариосто — всегда были для Батюшкова недосягаемым образцом. Но особенно близок ему был Торквато Тассо.

Горькая судьба Тассо вдохновила Батюшкова на знаменитую его элегию “Умирающий Тасс”. Это самое сильное, самое глубокое произведение Батюшкова на одну из его излюбленных тем: поэт и мир. Удивительно пророчество Батюшкова в этом стихотворении, сам выбор сюжета был уже предвидением. В примечании к элегии автор писал: “Тасс как страдалец скитался из края в край, не находил себе пристанища, повсюду носил свои страдания, всех подозревал и ненавидел жизнь свою как бремя. Тасс сохранил сердце и воображение, но утратил рассудок”. Батюшков словно глядел на несколько лет вперед. Всего на несколько лет!

“Погиб Торквато наш! — воскликнул с плачем Рим.

Погиб певец, достойный лучшей доли. ”

Наутро факелов узрели мрачный дым;

И трауром покрылся Капитолий.

Болезнь брала свое, Батюшкову становилось все хуже. Жуковскому удалось добиться в конце 1818 г. назначения Батюшкова в состав Русской миссии в Неаполе. Друзья надеялись, что что поездка в Италию благотворно повлияет на поэта. Но тот писал из Италии: “Посреди сих чудес удивись перемене, которая во мне сделалась: я вовсе не могу писать стихов”.

В апреле 1821 г. Батюшков получил бессрочный отпуск и неизлечимо больным воротился в Россию. Первые годы болезни были ужасны: скитаясь по Кавказу и Крыму фактически в полном одиночестве, он в припадках безумия уничтожил рукописи многих новых стихов; он не мог видеть книг и сжег • свою любимую дорожную библиотеку.

Медики оказались бессильны. В 1833 г. поэту была выхлопотана пожизненная пенсия, и Батюшкова отвезли на родину, в Вологду. В 1834 г. было издано собрание его сочинений, так и не ставшее известным живому еще автору. Друзья и родственники Батюшкова рассказывали, что в родном краю поэту стало лучше. Там прожил он до 7 июля 1855 года.

Слава одного из тончайших русских лириков, чистого душой человека с.трагической судьбой надолго пережила Батюшкова. В XX веке поэт Осип Мандельштам писал о нем в своих стихах:

Наше мученье и наше богатство,

Косноязычный, с собой он принес

Шум стихотворства и колокол братства

И гармонический проливень слез.

“Колокол братства” и “говор валов” поэзии, столь гармонично и столь нежно звучавшие в стихах Батюшкова, не замолкли и поныне.

Сочинение на тему “Батюшков К. Н”

Батюшков Константин Николаевич

Родился 18 мая в Вологде в родовитой дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении – селе Даниловском Тверской губернии. Домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда.

С десяти лет Батюшков обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.

С 1802 жил в Петербурге в доме своего родственника М. Муравьева, писателя и просветителя, сыгравшую решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Он

В 1805 дебютировал в печати сатирическими стихами “Послание к стихам моим”. В этот период пишет стихи преимущественно сатирического жанра .

В 1807 записывается в народное ополчение и в качестве сотенного начальника милиционного батальона отправляется в Прусский поход. В сражении под Гейльсбергом был тяжело ранен, однако остался в армии и в 1808 – 09 участвовал в войне со Швецией. Выйдя в отставку, целиком посвящает себя литературному

Сатира “Видение на брегах Леты”, написанная летом 1809, знаменует собой начало зрелого этапа творчества Батюшкова, хотя была опубликована только в 1841.

В 1810 – 12 активно сотрудничает в журнале “Вестник Европы”, сближается с Карамзиным, Жуковским, Вяземским и другими литераторами. Появляются его стихотворения “Веселый час”, “Счастливец”, “Источник”, “Мои Пенаты” и др.

Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе “все ужасы войны”, “нищету, пожары, голод”, что позже нашло свое отражение в “Послании к Дашкову” . В 1813 – 14 участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: “Пленный”, “Судьба Одиссея”, “Переход через Рейн” и др.

В 1814 – 17 Батюшков много ездит, редко оставаясь на одном месте более полугода. Переживает тяжелый духовный кризис: разочарование в идеях просветительской философии. Нарастают религиозные настроения.

Его поэзия окрашивается в печальные и трагические тона: элегия “Разлука”, “Тень друга”, “Пробуждение”, “Мой гений”, “Таврида” и др. В 1817 вышел сборник “Опыты в стихах и прозе”, включивший в себя переводы, статьи, очерки и стихи.

В 1819 уезжает в Италию по месту новой службы – он назначен чиновником при неополитанской миссии. В 1821 им овладевает неизлечимая психическая болезнь . Лечение в лучших европейских клиниках не увенчались успехом – Батюшков уже не вернулся к нормальной жизни. Его последние годы прошли у родственников в Вологде. Умер от тифа

7 июля 1855. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

Анализ стихотворения Есенина Письмо матери Сергей Есенин – знаменитый русский поэт, чьи стихотворения до сих пор читают и любят. Стихотворение “Письмо матери” было написано в 1924 году – в последний период творчества поэта, который считается.

Евтушенко Е. А. биография ЕВТУШЕНКО, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ , русский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер. Родился 18 июля 1933 на ст. Зима Иркутской области в семье геологов, мать впоследствии стала певицей. Рос в Москве, где с.

Паратов – характеристика персонажа Произведение: Бесприданница Паратов Сергей Сергеевич – “блестящий барин, из судохозяев, лет за 30”. П. – шикарный прожигатель жизни, эффектный и красивый мужчина, который в финале пьесы окажется обычным искателем приданого.

Размышления об образовании Уровень образоования в Украине упал, по сравнению с показателями СССР, особенно в изучении точных наук. Можно сказать, что мы топчемся на месте. Фактически Украина не перешла на системуобразования, соответствующую Болонскому.

Сергею Есенину Вы ушли, как говорится, в мир в иной. Пустота… Летите, в звезды врезываясь. Ни тебе аванса, ни пивной. Трезвость. Нет, Есенин, это не насмешка. В горле горе комом – не.

М. Е. Салтыков-Щедрин Хотя и не в обычае, чтоб беллетристы вступали в объяснения с своими критиками, но я решаюсь отступить от этого правила, потому что в настоящем случае речь идет не о художественности.

Сочинение по картине Пименова Новая Москва Картина похожа на мечту. Название такое – “новая”. И все немного размыто, как во сне или в мечте. Здесь много солнца. Цвета все светлые. Наверное, на картине лета. Вот только.

Рафаэль Де Валентен – характеристика персонажа Произведение: Шагреневая кожа Рафаэль Де Валентен – герой повести О. де Бальзака “Шагреневая кожа” , входящей в “Человеческую комедию” . Р. де В.- фигура автобиографическая; этим образом Бальзак как бы.

I этап Всеукраинского Конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук Крыма “Искатель” В Красноармейской ОШ І – ІІІ ступеней в І этапе Всеукраинского Конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук Крыма “Искатель” в 2011/2012 учебном году будут принимать участие ученица 10 класса.

Сочинение на тему Моя подруга У меня есть подруга. Ее зовут Катя. Мы с ней живем в одном доме и учимся в одной школе. У нее есть маленький братик. Она помогает родителям ухаживать за ним.

Термометр Практична робота Тема: Термометр. Практична робота . Мета:формувати поняття “термометр – прилад для вимірювання температури”, дати уявлення про його будову, види термометрів, їх призначення; вчити користуватися термометром: вимірювати та записувати температуру; розвивати.

Урок-размышление по “Житию протопопа Аввакума, им самим написанному” Оформление урока. Библия, отрывки из “Жития…”, репродукция картины В. И. Сурикова “Боярыня Морозова”. Эпиграф: Печальник земли русской и собиратель ее единого духа . Словарная работа: национальный характер, семейный быт, сила.

Катерина Ивановна – характеристика персонажа Произведение: Преступление и наказание Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она.

Кабаниха – характеристика персонажа Произведение: Гроза Кабаниха – “богатая купчиха, вдова”, свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары. К. – очень сильный и властный человек. Она религиозна, но не верит в прощение и милосердие. Эта.

Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю” Подберите самостоятельно для анализа несколько стихотворений из любовной лирики Лермонтова . Возьмем, к примеру, стихотворения “Расстались мы, но твой портрет…” и “Нет, не тебя так пылко я люблю…”. В первом.

Сочинение на тему Птицы зимой Сочинение Покормите птиц зимой 2, 3 класс Скоро наступит зима. Наметет огромные сугробы снега. Водоемы покроются льдом. Деревья наденут снежные шапки. Куда бедным птицам деться? Как спрятаться от злого ветра.

Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7 Данное произведение было написанное Александром Пушкиным в 1827 году. Двумя годами ранее в Российской империи произошла восстание, которое назвали восстанием декабристов. Оно произошло в Петербурге, где восставшие дворяне и военные.

“Ночь” анализ стихотворения Бунина И. А. Бунин был прирожденным романтиком, тоскующим по прекрасным и суровым пространствам. Ярко заявляет о себе в его лирике Тема “вечной красоты” , пронизанная минорным звучанием. Стихотворение “Ночь” покоряет тихой.

О творчестве А. П. Платонова А. Платонов относится к тому поколению, которое вошло в литературу с революцией. Главная проблема его творчества – проблема сущности жизни и предназначения человека на земле. Основу раннего творчества писателя составляет.

Сочинение Зачем нужны запятые рассуждение Я учусь в нашей школе четвертый год. На одном уроке мы говорили о запятой. И теперь я знаю, что с помощью всего одного знака препинания, одной запятой, я могу просто.

Сейчас вы читаете: Сочинение на тему “Батюшков К. Н”

“Чудотворец” поэзии Батюшков (сочинение)

Что за чудотворец этот Батюшков. А. С. Пушкин

Словно гуляка с волшебною тростью,

Батюшков нежный со мною живет.

Он тополями шагает в замостье,

Нюхает розу и Дафну поет. Осип Мандельштам

В любом сборнике русской поэзии пушкинского времени переход от Жуковского именно к Батюшкову естествен и неизбежен. Эти два поэта были создателями русского романтизма и реформаторами нашего стиха, подготовившими появление Пушкина. К тому же на протяжении двадцати лет они шли рука об руку по жизни, оставаясь друзьями и единомышленниками.

В 1815 году Батюшков писал Жуковскому. “Дружба твоя для меня сокровище.” Но и поэзию Жуковского Батюшков ценил необычайно высоко и не раз доказывал, что истинный талант чужд зависти. Батюшков — один из тех многочисленных писателей, которые были обязаны Жуковскому и хлопотами перед сильными мира сего, и ободряющим словом в трудный час.

У Белинского мы находим высокую оценку роли Батюшкова в русской литературе: “Батюшков, как талант сильный и самобытный, был неподражаемым творцом своей особенной поэзии на Руси”. Ему “немного не доставало, чтоб он мог переступить за черту, разделяющую большой талант от гениальности”. За эту черту переступил Пушкин.

Возможно, некий парадокс заключен в том, что один из страстных и темпераментных лириков русской поэзии, “идеальный эпикуреец” (выражение Белинского) и певец наслаждений, Константин Николаевич Батюшков родился и прожил долгие годы и окончил свои дни на снежном-севере России, в краях вологодских. Отец его, Николай Львович, был человеком мрачным и нелюдимым, хотя и достаточно образованным: в родовом поместье селеДаниловском хранилась прекрасная французская библиотека. Мать поэта вскоре после его рождения заболела неизлечимым душевным расстройством и умерла. Батюшков всегда носил в душе это горе:

Отторжен был судьбой от матери моей,

От сладостных объятий и лобзаний,—

Ты помнишь, сколько слез младенцем пролил я!

Четырнадцати лет он был привезен в Петербург и определен в частный пансион. Здесь будущий поэт постигал премудрости языков, истории, статистики, ботаники и иных наук. К последнему году пансиона (1802) относится первое известное стихотворение Батюшкова “Мечта”. Поэт впоследствии много раз его переделывал, но достаточно взглянуть на две заключительные строчки этого ученического еще стихотворения, чтобы угадать будущего Батюшкова. Вот они:

Так хижину свою поэт дворцом считает

И счастлив — он мечтает!

В одной из статей Батюшков сформулировал главное в своем отношении к искусству и, пожалуй, самую суть своей личности: “Поэзия, осмелюсь сказать, требует всего человека. Живи, как пишешь, и пиши, как живешь”. Вся биография Батюшкова, не столь уж богатая внешними событиями, все развитие его характера, смена настроений и мироощущение — в его стихах. Он писал, как жил: в юности — светло и беззаботно, передавая в ярких образах всю полноту радости:

Мои век спокоен, ясен,

В убожестве с тобой

Мне мил шалаш простой;

Без злата мил и красен

Лишь прелестью твоей!

О пламенный восторг!

О страсти упоенье!

Всего себя забвенье!

Своего рода манифестом романтической лирики было стихотворение “Вакханка. “Философ резвый и пиит” — так назвал Пушкин Батюшкова в юношеском послании.

Современница вспоминала о молодом Батюшкове: “Дружба была его кумиром, бескорыстие и честность — отличительными чертами его характера. Когда он говорил, черты лица его и движения оживлялись, вдохновение светилось в его глазах. Свободная и чистая речь придавала большую прелесть его беседе”.

Увы, личные невзгоды, ужасы пережитых войн’ и тяжкая наследственная болезнь рано подточили силы поэта и переменили характер лирики Батюшкова. Его тяготили постоянное безденежье, материальная зависимость — сначала от отца, потом от старших сестер; не удалась и личная судьба: любимая девушка согласилась на помолвку с ним, не испытывая ответных чувств. Разве мог он принять согласие без любви, — он, писавший: “Жертвовать собою позволено, жертвовать другими могут одни злые сердца”. И он пожертвовал собою, ибо жил, как писал. Печальные строки остались памятником этой любви:

Я видел, я читал

В твоем молчании, в прерывном разговоре,

В твоем унылом взоре,

В сей тайной горести потупленных очей,

В улыбке и в самой веселости твоей

Следы сердечного терзанья.

В 1813-1814 годах Батюшков участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Он был адьютантом генерала Раевского. Восприятие поэтом войны отличалось о восприятия современников. Война для него — весьма уродливая картина.

Все пусто. Кое-где на снеге труп чфнеет,

И брошеных костров огонь, дымяся, тлеет,

И хладный, как мертвец,

Один среди дороги

Сидит задумчивый беглец

Недвижим, смутный взор вперив на мертвы ноги.

Реализм этой зарисовки чрезвычайно нов для тогдашней поэзии. Не традиционным оказался у поэта и образ воина, “ратника”. Вот герой элегии “Переход через Рейн”, русский солдат, оказавшийся на великой реке, на границе Франции:

. Быть может, он воспоминает

Реку своих родимых мест —

И на груди свой медный крест

Невольно к сердцу прижимает.

Возвратившись из-за границы, Батюшков еще два года прослужил в армии, а потом (1816 г.) вышел в отставку. Но прежнее ощущение радости жизни, переполнявшее его элегии и дружеские послания, уже не вернулось к поэту. Ему стали присущи смена бурной радости и глубокой тоски, вспыльчивость и переменчивость намерений.

Минутны странники, мы ходим по гробам, Все дни утратами считаем, На крыльях радости летим к своим друзьям, — И что ж. их урны обнимаем.

Батюшков не находил себе места: то он стремился в Петербург, то в Москву, то надолго уезжал в любимое Хантоново, имение матери в Череповецком уезде тогдашней Новгородской губернии. Беспощадная характеристика, данная Батюшковым самому себе (в третьем лице), показывает, что он понимал свое состояние: “Ему около тридцати лет. Лицо у него точно доброе, как сердце, но столь же непостоянное. Он тонок, сух, бледен как полотно. Он перенес три войны, и на биваках бывал здоров, в покое — умирал. Он вспыльчив, как собака, и кроток, как овечка. В нем два человека.”

Да, характер Батюшкова был соткан из противоречий. Это отметил и его друг Жуковский в шуточном стихотворении: “Малютка Батюшков, гигант по дарованью. ”

Пушкин исключительно высоко оценил роль Батюшкова в истории русской литературы. Он писал: “Батюшков, счастливый сподвижник Ломоносова, сделал для русского языка то же, что Петрарка для итальянского”.

Вот перед нами признанный шедевр батюшковской звукописи:

Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы

При появлении Аврориных лучей,

Но не отдаст тебе багряная денница

Сияния протекших дней,

Не возвратит убежищей прохлады,

Где нежились рои красот,

И никогда твои порфирны колоннады

Со дна не встанут синих вод.

Все стихотворение построено на мажорном сочетании звуков “ро” — “ра”, которые оттеняются звуками “б”, “п”, “в”. К концу этот мажор затухает, и финал оркестрован под носовое “н”. В стихотворении вообще отсутствует звук “м”, который чаще всего встречается в русских словах. Но здесь для “чуткого уха” Батюшкова этот звук оказался лишним, и поэт обошелся без него. Можно сравнить здесь работу стихотворца с работой древних плотников, которые строили храмы “без единого гвоздя”.

Интересно, что Италия всегда казалась Батюшкову истинным приютом искусства, истинной родиной поэтов, не говоря уж о том, что все в Италии дышало воздухом античности, которую он боготворил. Великие ита льянцы — Данте, Петрарка, Ариосто — всегда были для Батюшкова недосягаемым образцом. Но особенно близок ему был Торквато Тассо.

Горькая судьба Тассо вдохновила Батюшкова на знаменитую его элегию “Умирающий Тасс”. Это самое сильное, самое глубокое произведение Батюшкова на одну из его излюбленных тем: поэт и мир. Удивительно пророчество Батюшкова в этом стихотворении, сам выбор сюжета был уже предвидением. В примечании к элегии автор писал: “Тасс как страдалец скитался из края в край, не находил себе пристанища, повсюду носил свои страдания, всех подозревал и ненавидел жизнь свою как бремя. Тасс сохранил сердце и воображение, но утратил рассудок”. Батюшков словно глядел на несколько лет вперед. Всего на несколько лет!

“Погиб Торквато наш! — воскликнул с плачем Рим.

Погиб певец, достойный лучшей доли. ”

Наутро факелов узрели мрачный дым;

И трауром покрылся Капитолий.

Болезнь брала свое, Батюшкову становилось все хуже. Жуковскому удалось добиться в конце 1818 г. назначения Батюшкова в состав Русской миссии в Неаполе. Друзья надеялись, что что поездка в Италию благотворно повлияет на поэта. Но тот писал из Италии: “Посреди сих чудес удивись перемене, которая во мне сделалась: я вовсе не могу писать стихов”.

В апреле 1821 г. Батюшков получил бессрочный отпуск и неизлечимо больным воротился в Россию. Первые годы болезни были ужасны: скитаясь по Кавказу и Крыму фактически в полном одиночестве, он в припадках безумия уничтожил рукописи многих новых стихов; он не мог видеть книг и сжег • свою любимую дорожную библиотеку.

Медики оказались бессильны. В 1833 г. поэту была выхлопотана пожизненная пенсия, и Батюшкова отвезли на родину, в Вологду. В 1834 г. было издано собрание его сочинений, так и не ставшее известным живому еще автору. Друзья и родственники Батюшкова рассказывали, что в родном краю поэту стало лучше. Там прожил он до 7 июля 1855 года.

Слава одного из тончайших русских лириков, чистого душой человека с.трагической судьбой надолго пережила Батюшкова. В XX веке поэт Осип Мандельштам писал о нем в своих стихах:

Наше мученье и наше богатство,

Косноязычный, с собой он принес

Шум стихотворства и колокол братства

И гармонический проливень слез.

“Колокол братства” и “говор валов” поэзии, столь гармонично и столь нежно звучавшие в стихах Батюшкова, не замолкли и поныне.

Творчество К.Н. Батюшкова

К.Н. Батюшков как наиболее талантливый поэт первой четверти XIX в., в творчестве которого весьма успешно начал оформляться романтизм. Первый период творчества (1802—1812) – время создания “легкой поэзии”. Участие в событиях Отечественной войны 1812 года.

Название: “Чудотворец” поэзии Батюшков
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 13:29:22 01 сентября 2005 Похожие работы
Просмотров: 426 Комментариев: 14 Оценило: 6 человек Средний балл: 5 Оценка: 5 Скачать
РубрикаЛитература
Видлекция
Языкрусский
Дата добавления24.05.2016
Размер файла21,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

К.Н. Батюшков относится к числу наиболее талантливых поэтов первой четверти XIX в., в творчестве которых весьма успешно начал оформляться романтизм, хотя этот процесс и не был завершен.

Первый период творчества (1802–1812) – это время создания “легкой поэзии”. Батюшков был и ее теоретиком. “Легкая поэзия” оказалась звеном, связавшим средние жанры классицизма с предромантизмом. Статья “Речь о влиянии легкой поэзии на язык” была написана в 1816 г., но автор обобщал в ней опыт творчества разных поэтов, в том числе свой собственный. “Легкую поэзию” он отделил от “важных родов” – эпопеи, трагедии, торжественной оды и подобных ей жанров классицизма. Поэт включил в “легкую поэзию” “малые роды” поэзии и назвал их “эротическими”. Необходимость лирики интимной, передающей в изящной форме (“вежливо”, “благородно” и “красиво”) личные переживания человека, он связывал с общественными потребностями просвещенного века. Теоретические предпосылки, раскрывающиеся в статье о “легкой поэзии”, значительно обогащались художественной практикой поэта.

Его “легкая поэзия” “общежительна” (поэт употреблял это характерное для него слово). Творчество для него – вдохновенное литературное общение с близкими людьми. Отсюда главные жанры для него – послание и близкое ему посвящение; адресатами оказываются Н.И. Гнедич, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.И. Тургенев (брат декабриста), И.М. Муравьев-Апостол, В.Л. Пушкин, С.С. Уваров, П.И. Шаликов, просто друзья, нередко стихи посвящены женщинам с условными именами – Фелиса, Мальвина, Лиза, Маша. Поэт любит в стихах разговаривать с друзьями и любимыми. Диалогическое начало значительно и в его баснях, к которым поэт также имел большую склонность. Печать импровизаций, экспромтов лежит на малых жанрах – надписях, эпиграммах, различных стихотворных шутках. Элегии, появившись уже в начале творческого пути поэта, сделаются ведущим жанром в дальнейшем творчестве.

Батюшкову свойственны высокое представление о дружбе, предромантический культ “родства душ”, “душевной симпатии”, “чувствительного дружества”.

Шесть стихотворных посланий Батюшкова Гнедичу были созданы в период с 1805 по 1811 г., они во многом уясняют своеобразие его творчества на первом этапе. Условности жанра отнюдь не лишали послания Батюшкова автобиографичности. Поэт в стихах передавал свои настроения, мечты, философские умозаключения. Центральным в посланиях оказывается лирическое “я” самого автора. В первых посланиях лирическое “я” – отнюдь не разочарованная личность с охлажденным сердцем. Напротив, это личность, выступающая в атмосфере шуток, игр, беспечности и мечты. В соответствии с эстетикой предромантизма лирическое “я” посланий погружено в мир химер, поэт “мечтами счастлив”, его мечта “все в мире золотит”, “мечта – нам щит”. Поэт – как “безумец”, как дитя, любящее сказки. И все же его мечта – это не те романтические грезы, полные таинственных чудес и страшных загадок, грустных призраков или пророческих видений, в которые будут погружаться романтики. Мир мечты лирического субъекта Батюшкова шутлив. Голос поэта – не глас пророка, а. “болтуна”.

В “легкой поэзии” создавался полный обаяния образ юности “красной”, “цветущей, как роза”, как майский день, как “смеющиеся поля” и “луга веселые”. Мир юности подвластен “богине красоты”, Хлое, Лилете, Лизе, Зафне, Делии, и привлекательный женский образ постоянно появляется рядом с лирическим “я”. Как правило, это не индивидуализированный образ (лишь отдельные моменты индивидуализации намечены в образе актрисы Семеновой, которой посвящено специальное стихотворение), а обобщенный образ “идеала красоты”: “И кудри золотые, // И очи голубые. “; “И кудри распущенны // Взвевают по плечам. “. Идеальная дева в художественном мире Батюшкова – всегда верная подруга, воплощение земной красоты и прелести юности. Этот постоянно присутствующий в воображении поэта идеал художественно воплощен в элегии “Таврида” (1815): “Румяна и свежа, как роза полевая, // Со мною делишь труд, заботы и обед. “.

В стихотворных посланиях художественно реализовался раскрывающий индивидуальный облик Батюшкова и характерную черту русского предромантизма мотив родного крова. И в его письмах, и в стихах повторяется зов души к родным пенатам или ларам, к “гостеприимной тени отеческого крова”. И этот поэтичный образ противостоит позднее выраженной в стихах романтической неприкаянности и бродяжничеству. Батюшков же любит “домашние лары”, отчий дом.

Художественный мир Батюшкова расцвечен яркими, драгоценными красками (“золотыми”, “серебряными”, “бисерными”); вся природа, и человек, и его сердце в движении, в порыве, чувства переполняют душу. Лирический субъект “легкой поэзии” Батюшкова 1802–1812 гг. – преимущественно восторженный человек, хотя временами его восторг сменяется меланхолией. Эмоцию восторга поэт передал в зримых, пластически выразительных образах-эмблемах, поэтических аллегориях. Он искал “эмблемы добродетели”. В “легкой поэзии” особенно выделяются и многократно повторяются четыре образа-эмблемы: розы, крыльев, чаши и челна, которые раскрывают существо его поэтического мировидения.

Образы цветов, особенно розы, – любимые у Батюшкова, они придают его стихам праздничность, образ розы у него – лейтмотивный, многофункциональный. Она – выразительница идеи красоты; душистый, розовый, юный цветок ассоциирован с античными временами – детством человеческого рода: розы – Амур – Эрот – Киприда – Анакреон, певец любви и наслаждений, – такова линия ассоциаций. Но образ розы получает и смысловую протяженность, он переходит в область сравнений: любимая, вообще молодая женщина сравнивается с розой как эталоном красоты.

Также и другие образы-эмблемы – крыльев, чаши – отразили культ изящного наслаждения, потребности личности, осознающей свое право на счастье.

Условный язык поэзии Батюшкова вбирает в себя имена писателей, которые также становятся знаками, сигналами определенных этических и эстетических пристрастий: Сапфо – любви и поэзии, Тасс – величия, Парни – изящества любовных увлечений, а имя героя Сервантеса Дон Кишота (так у Батюшкова) – знак подчинения реальных поступков нежизненной и смешной мечтательности.

В “легкую поэзию” Батюшкова вошло басенное начало. Не только Гнедич, но и Крылов был другом поэта. Близкие басням Крылова и его сатирическим повестям, в особенности “Каибу”, образы появляются в посланиях Батюшкова и в других его жанрах. В стихотворных посланиях образы зверей не всегда создают аллегорическую сценку. Обычно они оказываются лишь художественной деталью, басенного типа сравнением, призванным выразить несоответствие между должным и сущим: “Кто волком быть привык, тому не разучиться // По-волчьи и ходить, и лаять завсегда”.

Первый период творчества Батюшкова – становление предромантизма, когда поэт сохраняет связь с классицизмом (“средними” жанрами и “средним” стилем). Его “общежительный” предромантизм в излюбленном жанре послания к друзьям ознаменовался, прежде всего, светлой мечтательностью и шутливостью молодой души, жаждущей земного счастья.

Второй период творчества. Участие в событиях Отечественной войны 1812 года. Становление исторического мышления Батюшкова.

1812-1813 гг. и весна 1814-го обособляются в самостоятельный период творчества поэта, пережившего подлинный перелом, полный отказ от эпикуреизма юных лет; в это время происходит становление исторического мышления Батюшкова. батюшков поэт романтизм

Участвуя в событиях Отечественной войны, свою историческую миссию очевидца, свидетеля выдающихся свершений он связывал с писательским трудом. Его письма тех лет, особенно Н.И. Гнедичу, П.А. Вяземскому, Е.Г. Пушкиной, Д.П. Северину, одновременно передавали ход исторических событий и внутренний мир человека той поры, гражданина, патриота, личности весьма восприимчивой, чувствительной.

В письмах второй половины 1812 г. – смятение, тревога за родных и близких, негодование против “вандалов” французов, усиление патриотических и гражданственных настроений. Чувство истории складывается и развивается у Батюшкова в коде Отечественной войны. Он все больше осознает себя не просто зрителем событий (“все случается перед моими глазами”), но активного их участника: “Итак, мой милый друг, мы перешли за Рейн, мы во Франции. Вот как это случилось. “; “Мы вступили в Париж удивительный город”. Понятно историческое значение происходящего: “Здесь что день, то эпоха”.

В письма и стихи входит идея относительности ценностей в свете истории – и возникает центральный философский вопрос, выношенный в перипетиях времени: “Что вечно, чисто, непорочно?”. И так же как в письмах он заявлял, что исторические превратности “превосходят всякое понятие” и все кажется таким же иррациональным, как сон, так и в стихах размышляющий поэт не находит ответа на вопросы о смысле истории. И все же его не оставляет стремление осознать ее законы.

Третий период творчества. Романтическое неприятие действительности. Поэтика элегий.

Третий период творческого развития Батюшкова – с середины 1814 г. по 1821 г. Предромантический художественный мир поэта видоизменяется, обогащаясь сугубо романтическими элементами и тенденциями. На новом этапе духовного развития появляется новое представление о человеке, о ценностях жизни, обостряется интерес к истории. “Изящное эпикурейство” его теперь не удовлетворяет, он подвергает критике идеи “школы Эпикуровой”. Для него все более важной становится не просто человеческая чувствительность, а философская, именно этическая, а также социальная, гражданская позиция человека.

Лирическое “я” его стихов и его лирические герои не только мечтают и ощущают полноту счастья, но погружаются в размышления о жизни. Философские интересы и занятия Батюшкова отразились в жанре элегий, занявших теперь центральное место в его поэзии. В элегиях – лирическое раздумье поэта о жизни человека, об историческом бытии.

Романтическое неприятие действительности усиливалось у Батюшкова. Поэт увидел странную антиномию: “страдания всего человечества во всем просвещенном мире”.

Программное стихотворение поэта, в котором он провозгласил новые идейно-художественные установки, “К Дашкову” (1813), раскрывает его патриотическое и гражданственное самосознание. Он отказывается петь любовь, радость, беспечность, счастье и покой среди могил друзей, “утраченных на поле славы”; пусть погибнут талант и лира, если будут забыты дружба и страдающая родина:

Пока с израненным героем,

Кому известен к славе путь,

Три раза не поставлю грудь.

Перед врагов сомкнутым строем, –

Мой друг, дотоле будут мне

Все чужды музы и хариты,

Венки, рукой любови свиты,

И радость шумная в вине!

Предромантизм Батюшкова получил гражданственное содержание. За элегическим посланием “К Дашкову” последовали оригинальные исторические элегии. В них обнаруживаются первые веяния романтического историзма.

В его исторических элегиях (“Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года”, “Переход через Рейн”, к ним примыкает “Тень друга”, в той же стилевой тональности “северных элегий” написана элегия “На развалинах замка в Швеции”) имеют место элементы, предвосхищающие историзм гражданского романтизма декабристов. Поэт славит героический воинский подвиг. Притом отнюдь не только выдающиеся исторические личности занимают его воображение – “старец-вождь” (Кутузов) и “царь младой” (Александр I), но прежде всего безвестные герои: “воины”, “ратники”, “богатыри”, “полки”, “славяне”.

Поэтика элегий свидетельствует о значительной эволюции стиля Батюшкова. В элегии “Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года” создана эффектная картина, в основе которой лежит сочетание контрастов: темноте ночи противопоставлены горящие костры, бросающие багровое зарево на небо. Выразительны и другие контрасты: безлюдье переднего плана картины (нарисован пустой берег, покрытый трупами) и движение полков вдалеке, лес копий, поднятые знамена; умирающий беглец с “мертвыми ногами” и могучие, вооруженные ратники; молодой царь “И старец-вождь перед ним, блестящий сединами // И бранной в старости красой”. Эстетический идеал поэта значительно изменился: автор любуется не красотой Лизы, подобной розе, а мужественной и “бранной” красой героя-воина – старика Кутузова.

К лучшим элегиям, связанным с русским “оссианическим стилем”, относится “Тень друга”. Правда, в творчестве Батюшкова заметны лишь отголоски этого стиля, выразившиеся в созданных им картинах сурового Севера, а также в воспоминаниях о древних скальдах, о “диких” и храбрых воинах Скандинавии, о скандинавских мифах (“На развалинах замка в Швеции”). В элегии “Тень друга” поэт не столько следует литературной традиции, сколько передает глубоко личное переживание: тоску о погибшем на войне друге. Элегическая идея неизбежности утраты дорогого и милого человека, жизненной скоротечности (“Или протекшее все было сон, мечтанье. “) выстрадана самим поэтом.

“Южные элегии” Батюшкова – “Элегия из Тибулла. Вольный перевод”, “Таврида”, “Умирающий Тасс”, к ним примыкает баллада “Гезиод и Омир – соперники”. Античность у Батюшкова – это, прежде всего колорит места, выраженный в названиях: “Феакия”, “восточные берега”, “Таврида”, “Древняя Греция”, “Тибр”, “Капитолий”, “Рим”, в экзотике юга: “Под небом сладостным полуденной страны”, “лазоревые моря”, “душистых трав кругом кошницы полны”, “. раскинуты средь лавров и цветов бесценные ковры и багряницы”; течет мирная жизнь людей и животных: “дебелый вол бродил свободно по лугам”, “в сосуды молоко обильною струею // Лилося из сосцов питающих овец. ” – “священные места”. Внешние атрибуты жизни, живописный облик старины для поэта весьма значимы, но все же историзм его элегий отнюдь не сводится к экзотической картинности. Поэт чувствует движение времени. Он сохраняет в переводах признаки миросозерцания и психологии античного человека (поклонение богам, жертвоприношения, страх перед судьбой), но все же особенно важны для него те элементы старины, которые ассоциированы с современностью.

Сильны романтические начала в элегии “Умирающий Тасс”. Эпиграф на итальянском языке из трагедии Тассо “Торрисмондо” провозглашал ненадежность славы: после триумфа остаются печаль, жалобы, слезные песни; к числу ненадежных благ отнесены и дружба, и любовь. Батюшков сделал лирическим героем элегии прославленного итальянского поэта с трагической судьбой – Торквато Тассо. Увлечение Тассо, как и Данте, относится к первым веяниям романтизма в России. В батюшковском образе сочетаются два начала – величие и трагедийность. В личности великого поэта, творчество которого прошло сквозь века, как и творчество Тибулла, Батюшков обнаружил воплощение важнейшей и вечной, согласно поэту, исторической закономерности: неоцененность гения его современниками, трагичность его судьбы; его дар получает “запоздалую оплату”.

Историческая элегия утверждала нравственную идею необходимости человеческой благодарности (“памяти сердца”) великим людям-мученикам, отдавшим свой гений другим. Вместе с тем в элегии заметна нравоучительность – история в лице Тасса дача урок потомкам.

Творчество Батюшкова вершина русского предромантизма.

Лирика Батюшкова пережила свое время и не утратила обаяния и в наши дни. Ее эстетическая ценность – в пафосе “общежительности”, в поэтическом переживании молодости и счастья, полноты жизни и духовной окрыленности мечтой. Но и исторические элегии поэта сохраняют поэтическую привлекательность и своей гуманной нравственной тенденцией, и яркой живописью лирико-исторических картин.

1. Батюшков К.Н. Сочинения (любое издание)

2. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. – М., 1971.

3. Григорьян К.Н. Батюшков // К.Н. Григорьян. Пушкинская элегия: национальные истоки, предшественники, эволюция. – Л., 1999.

Художественное мастерство Батюшкова

Для Батюшкова основной критерий оценки художественного произведения – это понятие «вкуса». «Вкус» Батюшкова проявляется в том единстве формы и содержания, которое почти всегда присутствует в его поэзии. Батюшков требует от поэта точности и ясности. Самого Батюшкова привлекают не просто яркие краски. В его динамических картинах мы почти физически ощущаем конкретные детали: «счастливый Иль де Франс, обильный, многоводный», «огромный бог морей», «под эту вяза тень густую».

Батюшков не изобретает новые слова (что мы увидим в творчестве Языкова) и очень редко новые сочетания («развалины роскошного убора»). Поэт смело использует в своих стихотворениях архаизмы («согласье прям», «зане»), славянизмы («десница», «веси», «стогны»); философскую «лексику» («соразмерность», «явленья», «равновесье»); разговорные выражения.

В его элегии «Таврида» (1815) мы находи те же особенности стиля; с «возвышенной фразеологией» («под небом сладостным полуденной страны», «под кровом тихой ночи») мирно сочетаются обиходные слова («сельский огород», «простая хижина»).

Автор смело вставляет в поэтический текст пословицы («А счастие лишь там живет, // Где нас, безумных, нет», «День долгий, тягостный ленивому глупцу, // Но краткий, напротив, полезный мудрецу»; «Здесь будет встреча не по платьям»).

Современники в стихах Батюшкова особенно ценили гармонию, музыкальность, «сладкозвучие». «Никто в такой мере как он не обладает очарованием благозвучия, – писал В.А. Жуковский. – Одаренный блестящим воображением и изысканным чувством выражения и предмета, он дал подлинные образцы слога. Его поэтический язык неподражаем. в гармони выражений». «Звуки италианские, что за чудотворец этот Батюшков», «прелесть и совершенство – какая гармония», – восхищенно писал Пушкин, делая свои замечания на «Опытах» Батюшкова.

Плавность и музыкальность ритма – вот чем особенно пленяет поэзия Батюшкова. Так, в стихотворении Батюшкова «Песнь Гаральда Смелого» (1816) картина плавания по бурному морю получает звуковую окраску благодаря постоянной аллитерации «л» – «р» – усиление нагнетания этих звуков характерно для всего стихотворения. Приведем лишь одну строфу:

Нас было Лишь тРое на Легком чеЛне;
А моРе вздымаЛось, я, помню, гоРами;
Ночь чеРная в поЛдень нависЛа с гРомами,
И ГеЛа зияЛа в соЛеной воЛне.
Но воЛны напРасно, яРяся, хЛестаЛи,
Я чеРпал их шЛемом, Работал весЛом:
С ГаРаЛьдом, о дРуги, вы стРаха не знаЛи
И в миРную пРистань вЛетели с чеЛном!

В этом стихотворении интересны и звуковые повторы (Стена, Станина, приСТань, хлеСТали), которые придают стиху большую выразительность. Фонетическая гармония – это тот фон, на котором с удивительной силой проявляется поэтическое своеобразие Батюшкова.

Ритмический эффект достигается различными способами. Поэт любит анафору:

Ему единому, – все ратники вещали, –
Ему единому вести ко славе нас.

(«отрывок из I песни» «Освобожденного Иерусалима») (1808).

Прибегает он и к инверсии («Я берег покидал туманный Альбиона» – расположение слов зависит от ритма стиха); перемежает различные ямбы (часто шести-, пяти- и четырехстопные); любит усеченные прилагательные:

Воспел ты бурну брань, и бледны эвмениды
Всех ужасов войны открыли мрачны виды.
Рассеял. нежны красоты.
То розы юные, Киприде посвященны.
А там что зрят мои обвороженны очи?

Батюшков смело сочетает различную лексику, разные стили. У позднего Батюшкова эта разностильность употребления «выполняет ответственнейшую задачу разрушения гармоничного образа мира, – пишет Н. Фридман, – Батюшкову нужно, чтобы читатель с наибольшей живостью воспоминаний переживал глубину утраты, чтоб он узнавал прекрасное, прежде чем его потерять».

Обобщая все сказанное, можно определить историко-литературное значение К.Н. Батюшкова словами В.Г. Белинского: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно.

Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением».

Вопросы о творчестве К.Н. Батюшкова

  1. В каких жанрах пробует свои силы Батюшков?
  2. Какая основная идея его «анакреонтической» лирики?
  3. Какой тип сатиры использует Батюшков?
  4. В каком жанре с особой силой расцветает его талант?
  5. Что нового внес Батюшков в русскую поэзию?
  6. Можно ли утверждать, что Батюшкову удалось воссоздать «антологический» стих?
  7. Можно ли согласиться, что своей поэзией Батюшков создал красоту «идеальной» формы?
  8. Что отличает поэтический язык Батюшкова?
  9. Согласны ли вы со словами Белинского, что в лирике Батюшкова «старое и новое дружно жили друг подле друга, не мешая одно другому»?
  10. Удалось ли Батюшкову создать собственную «школу»?
  11. Каково основное отличие поэзии Батюшкова от поэзии Жуковского?
  12. Как можно определить роль Батюшкова и его значение в истории русской поэзии?

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве К.Н. Батюшкова:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Сочинение на тему “Батюшков К. Н”

Батюшков Константин Николаевич (1787 – 1855)

Родился 18 мая (29 н. с.) в Вологде в родовитой дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении – селе Даниловском Тверской губернии. Домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда.

С десяти лет Батюшков обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.

С 1802 жил в Петербурге в доме своего родственника М. Муравьева, писателя и просветителя, сыгравшую решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Он изучает философию и литературу французского Просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения. В течение пяти лет служит чиновником в Министерстве народного просвещения.

В 1805 дебютировал в печати сатирическими стихами “Послание к стихам моим”. В этот период пишет стихи преимущественно сатирического жанра (“Послание к Хлое”, “К Филисе”, эпиграммы).

В 1807 записывается в народное ополчение и в качестве сотенного начальника милиционного батальона отправляется в Прусский поход. В сражении под Гейльсбергом был тяжело ранен, однако остался в армии и в 1808 – 09 участвовал в войне со Швецией.

Выйдя в отставку, целиком посвящает себя литературному творчеству.

Сатира “Видение на брегах Леты”, написанная летом 1809, знаменует собой начало зрелого этапа творчества Батюшкова, хотя была опубликована только в 1841.

В 1810 – 12 активно сотрудничает в журнале “Вестник Европы”, сближается с Карамзиным, Жуковским, Вяземским и другими литераторами. Появляются его стихотворения “Веселый час”, “Счастливец”, “Источник”, “Мои Пенаты” и др.

Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе “все ужасы войны”, “нищету, пожары, голод”, что позже нашло свое отражение в “Послании к Дашкову” (1813). В 1813 – 14 участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: “Пленный”, “Судьба Одиссея”, “Переход через Рейн” и др.

В 1814 – 17 Батюшков много ездит, редко оставаясь на одном месте более полугода. Переживает тяжелый духовный кризис: разочарование в идеях просветительской философии. Нарастают религиозные настроения.

Его поэзия окрашивается в печальные и трагические тона: элегия “Разлука”, “Тень друга”, “Пробуждение”, “Мой гений”, “Таврида” и др. В 1817 вышел сборник “Опыты в стихах и прозе”, включивший в себя переводы, статьи, очерки и стихи.

В 1819 уезжает в Италию по месту новой службы – он назначен чиновником при неополитанской миссии. В 1821 им овладевает неизлечимая психическая болезнь (мания преследования). Лечение в лучших европейских клиниках не увенчались успехом – Батюшков уже не вернулся к нормальной жизни.

Его последние годы прошли у родственников в Вологде. Умер от тифа

7 июля (19 н. с.) 1855. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

Твір на тему: Сочинение на тему “Батюшков К. Н”

Related posts:

Сочинение на тему “Чудотворец” поэзии Батюшков” “Чудотворец” поэзии Батюшков” Что за чудотворец этот Батюшков. А. С. Пушкин Словно гуляка с волшебною тростью, Батюшков нежный со мною живет. Он тополями шагает в замостье, Нюхает розу и Дафну.

Константин Николаевич БАТЮШКОВ Очерк жизни и творчества Эту статью о поэте Константине Николаевиче Батюшкове (1787-1824-1855), определившем облик русской культуры эпохи романтизма, предваряют три даты. Почему? Да потому, что Батюшков в каком-то смысле прожил.

“Чудотворец” поэзии Батюшков Что за чудотворец этот Батюшков. А. С. Пушкин Словно гуляка с волшебною тростью, Батюшков нежный со мною живет. Он тополями шагает в замостье, Нюхает розу и Дафну поет. Осип Мандельштам.

М. Цветаева и К. Батюшков К вопросу о творческом диалоге К восьмому стихотворению цикла “Плащ” (1918) Марина Цветаева в качестве эпиграфа выбрала следующую строку: “Я берег покидал туманный Альбиона…” Это начало знаменитой элегии К. Н.

В. Жуковский и К. Батюшков – первые русские поэты-романтики Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского.

Сочинение на тему Поэт! В твоей предметы воле! размышления о поэзии Пушкина Поэт! В твоей предметы воле! размышления о поэзии А. С. Пушкина Передо мной два не очень толстых тома, включающих в себя лирику Пушкина с 1813 по 1836 год. И чуть.

Сочинение на тему “Дети войны” Поколение детей войны – это наши бабушки и дедушки, а у кого-то это даже прабабушки и прадедушки. Хотя детям войны не приходилось воевать самим, во время Великой Отечественной войны им.

Помогите) сочинение на тему детство по повести л. Н. Толстого Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого началась в 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи – “Современнике” – появилась его повесть “Детство”, в которой он изобразил сложный процесс формирования духовного.

Сочинение на тему “Поэзия прозы” Поэзия прозы Не надо рамазывать манную кашу по чистому столу. И. Бабель В небольшом шедевре И:Бабеля “Конармия”, написав которую он одновременно подписал себе приговор, лишь оттянутый во времени, есть такое.

Очень надо! Сочинение на тему воспоминание предков о войне! В нашей стране нет семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. И наша семья не исключение. У меня на войне воевали два прадедушки. Оба они ушли на фронт добровольцами.

Сочинение на тему Человек на войне Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире это Великая Отечественная. Она ни один год испытывала силы и волю нашего народа, но наши предки прошли это испытание.

Помогите написать сочинение – рассуждение на тему моя любимая книга! Спасибо: ) Мне 12 лет. Я – обычный подросток. Среди моих увлечений танцы, компьютер, лыжи. Но особое место занимает чтение. Современные Дети и подростки больше любят посидеть за компьютером или посмотреть телевизор.

Сочинение на тему Салават Юлаев Являясь борцом за освобождение и счастье не только представителей башкирского народа, но и всех народов России, Салават Юлаев стал одним из выдающихся людей времен Крестьянской войны. Царские власти пытались искоренить.

Сочинение на тему Великая Отечественная война Каждый человек проживающий в России должен знать свою историю, что бы не повторять прошлых ошибок и знать устройство общества. Война, сколько всего вложено в смысл этого слова. Горе, печаль, потери.

Пожалуйста помогите найти сочинение на тему если вы заблудили в лесу чтоб вы зделали Как я заблудился в лесу (сочинение-рассказ) Рано утром в воскресенье мы с Романом решили пойти в лес прогуляться, а заодно и насобирать грибов. Доехали на электричке до Левковки, прошли через.

Написать сочинение на тему когда моя мама училась в школе 1 страница и меньше Моя Мама всегда была для меня примером. Все что она делает, кажется самым правильным и верным. Для кого-то мама авторитет, а для меня она просто самый умный, грамотный, добрый, ответственный.

Сочинение на тему Школьная жизнь Когда ты школьник, столько разных событий и впечатлений приходится пережить. Это и первый день в школе, и первая любовь, и первый синяк… Каждый день готовит для тебя все новые и.

Сочинение на тему “Эпилептический мир Федора Достоевского” Сочинение на тему “Эпилептический мир Федора Достоевского” Валентин Домиль … Кто-то сказал: – Наши Дети становятся американцами. Они не читают по-русски. Это ужасно. Они не читают Достоевского. Как они смогут.

Новое сочинение на тему “Великая Отечественная Война” О каждой большой войне люди помнят долго. Вот уже семьдесят лет человечество сохраняет память о Второй Мировой, что длилась около шести лет и унесла миллионы жизней. Та часть военного конфликта.

Сочинение на тему Радзинский Э. С. 104 страницы про любовь. Краткое изложение – сочинение Сочинение на тему : Радзинский Э. С. Произведение “104 страницы про любовь” В молодежном кафе “Комета” поэт читает стихи. Председатель общественного совета кафе пытается устроить обсуждение. Девушка-посетительница хвалит стихи. Для.

Сочинение на тему Мой любимый город – Москва Город Москва основан в 1147 году. Находится в центре европейской части и является столицей России. Один из самых густонаселенных городов. Своей красотой притягивает множество гостей и туристов. Имеет многовековую линию.

Сочинение на тему Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака С начала своего творческого пути Б. Пастернак был при­верженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился.

Сочинение на тему Сила воли 15.3 Сила воли – это качество характера, дающее возможность человеку достигать поставленных целей и не отступать перед трудностями. Достижение больших высот невозможно без приложения больших усилий, умения преодолевать неудобства и лишения.

Характеристика литературы первой половины XIX века сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература История России в первой половине XIX в. полна важных политических событий, определивших и духовную жизнь страны. В 1801 г. был убит Павел I. Его сын Александр I начал с либеральных.

Сочинение на тему “Сестра моя – жизнь” Б. Л. Пастернака “Сестра моя – жизнь” Б. Л. Пастернака Книга “Сестра моя – жизнь” – вторая (после “Поверх барьеров”) книга стихотворений Пастернака. Стихотворения, которые собраны в ней, объединены общей идеей, общими образами.

Сочинение на тему Повесть Гоголя Шинель Гоголь написал это произведение с какой-то определенной целью, не просто так, ведь никакой романтики или очень интригующего чего-то в этом произведении особо не наблюдается. Цель этого произведения – показать, что.

Сочинение на тему Это все о России по творчеству Блока Это все о России по творчеству А. А. Блока На одном из поэтических вечеров А. А. Блок, завершая выступление, прочел стихотворение, которым часто заканчи­вал свое чтение – “Голос из хора”.

Сочинение на тему человек будущего Интересно было прочесть послание подростков 60-х годов к современной молодежи. Они надеялись, что на данный момент наш мир кардинально отличается от того, в котором жили они. Они были уверены, что.

Сочинение на тему О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны Наша память хранит с малолетства доброе имя Пушкин. Каждый год на уроках литературы мы чи­тали произведения этого замечательного поэта: сказ­ки.

Сочинение на тему 8 марта Сочинение для 4 класса Когда приходит весна настроение всегда становиться лучше. Слышна первая капель, день становиться длине и светит солнышко. Весна – это праздничное время года. Весна – это время.

Сочинение на тему “Батюшков К. Н”

Читайте также:  Бодлер: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×