Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Щедрин любил народ без слепого поклонения, без преклонения перед ним: он глубоко понимал сильные стороны народной массы, но, тем не менее, зорко видел и слабые стороны ее. И это двустороннее отношение к народу – любящее и критическое – проходит красной нитью через все творчество писателя.

В “Сказках” Салтыков-Щедрин воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, свои горькие раздумья над судьбами угнетенных масс, свои светлые надежды на силу народную.

Источникам раздумий писателя служил поразительный контраст между сильными и слабыми сторонами русского крестьянства. Проявляя беспримерный героизм в труде и способность превозмочь любые трудности жизни, оно, вместе с тем, безропотно, покорно терпело своих притеснителей, пассивно переносили гнет, питая наивную веру в пришествие добрых начальников.

С горькой иронией изобразил Салтыков-Щедрин рабскую покорность крестьянства в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Громадный мужик, мастер на все руки, перед протестом которого, если бы он был на это способен, не устояли бы генералы, безропотно подчиняется тунеядцам. Дал им по десятку яблок, а себе взял “одно, кислое”. Сам же веревку свил, чтоб генералы держали его ночью на привязи. Да еще благодарен, что генералы “мужицким его трудом не гнушаются”. Трудно представить более рельефное изображение силы и слабости русского народа в эпоху самодержавия.

Накопившаяся боль, неугасимая ненависть, поиски выхода водили пером сатирика. Его сказки – размышления о путях исцеления от боли, и каждая написанная строка звала против тех, кто причиняет боль.

Сказка “Коняга” – вопль боли о родине. Коняга – символ крестьянина, народа, страны, униженных политических режимом и подавленных зверской эксплуатации. Труд – источник самоуважения и довольства. Так должно было быть, но так не было на деле. Тощие поля были ареной каждодневных мучений Коняги, “обыкновенного мужичьего живота, замученного, побитого, узкогрудого, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами”.
Для Коняги эти поля были местом каторги, длящейся из года в год без передышки. Не было конца работе Коняги – и ничего он не получал за работу, кроме усталости, боли, злосчастия. Коняга – символ силы народной и, в тоже время, символ забитости, несознательности, длившейся веками. Это громадина, не осознавшая своей мощи и причин своего страдальческого положения.

Высмеяв выговоры о мужике “пустоплясов”, Щедрин, может быть, единственный из писателей-современников отказался от всякой идеализации крестьянской жизни, труда крестьян. В сказке выражены не просто сочувствие и сострадание, но и глубокое понимание той трагической безысходности, которая таится в самом бессмертии мужика и Коняги. Мера страданий народа, определяемая духовным, нравственным потенциалом самого писателя, вырастает до вселенских масштабов, не подвластных времени. “Сколько веков он несет это иго – он не знает, сколько веков предстоит нести его впереди – не рассчитывает”. Народ – это “неумирающий, нерасчленимый и неистребимый”, но где выход из плена? Салтыков-Щедрин мучительно ищет выход, ответ, но эти поиски не дают утешительных результатов.

Писатель не знал, какие силы освободят Россию и русский народ, но что нужно было предпринять в качестве самой первой, элементарной меры, он знал. Прежде всего, необходимо было устранить самодержавие.

Коняга – это не только художественный символ всего подневольного русского крестьянства старой России, но и (объективное) выражение страдальческой любви писателя-гуманиста к порабощенному народу. Любовь Щедрина к народу – это любовь, опирающаяся на изначальный элемент жалости к угнетенной массе. Скорбная дума о положении народа, о его судьбе и счастье образуют основную тему душевных переживаний автора. Освобождение “человека, питающегося лебедой” было заветной целью всей его деятельности.

Конечно, симпатии Щедрина к народу – это не просто непосредственное чувство гуманного человека, безотчетно проникшегося состраданием к угнетенным. В симпатиях Салтыкова-Щедрина к народу решающую роль играет глубокое и всестороннее понимание классовых интересов крестьянства, понимание, возведенное до уровня демократического и социального идеала.

Образ народа представлен в той или иной мере почти во всех щедринских сказках (“Дикий помещик”, “Соседи”, “Кисель”, “Путем-дорогою” и др.) И в тех сказках, тема которых не касалась непосредственно мужика, последний является то в собирательном образе “малого и среднего люда, который из-за гроша целый день на дождю, да на слякоти” (“Пропала совесть”), то в эпизодической фигуре Иванушки, то Ивана Бедного, лишившегося коровы за неуплату податей (“Рождественская сказка”).
И даже картины природы запечатлели в себе глубокую скорбь о крестьянской России, задавленной грозной кабалой. На темном фоне ночи “траурные точки деревень”, “безмолвствующий поселок”, многострадальное воинство людей “серых, замученных жизнью и нищетою, людей с истерзанными сердцами и поникшими долу головами” (“Христова ночь”).

Если собрать и сгруппировать воедино многочисленные эпизоды и образы сказок, то мы получим многостороннюю, глубокую и полную драматизма картину жизни пореформенной крестьянской России. Здесь рассказывается о бесправном труде, о страданиях, о сокровенных думах народа, о его вековой покорности, о его тщетных попытках найти правду и защиту в правящих верхах (“Ворон-челобитчик”), о стихийных взрывах его классового негодования против угнетателей (“Медведь на воеводстве”, “Бедный волк”) и т. д.

Щедрин умел понять нужду и объяснить причину происхождения народных бедствий, призывал народ положить конец своему терпению и внушал ему веру в свои силы и оптимистические надежды на торжество справедливости.

Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (1)

Школьное сочинение

Сказка — малый эпический жанр, истоки которого коренятся в устном народном творчестве. В основе сказки лежат вымышленные, фантастические или авантюрные события, а финал чаще всего оптимистический: добро побеждает зло. Как и большинство других эпических жанров, сказка параллельно существует в фольклоре и в форме авторского литературного творчества.

Форму народной сказки использовали многие писатели. Их литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Одним из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки стал цикл фантастических миниатюр М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Призванием М.Е. Салтыкова-Щедрина была политическая сатира, основным оружием — бичующий смех, социальным идеалом — общество равноправных, свободных, счастливых людей. Для сатиры Салтыкова-Щедрина были обычны приемы художественного преувеличения (гипербола, гротеск), фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира. Эти приемы приводили сначала к появлению сказочных эпизодов внутри произведений, а затем и к первым самостоятельным сказкам как к жанру. Именно сказки стали итогом многолетних жизненных наблюдений и размышлений писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, в них широко используется гротеск и гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Но в отличие от народных сказок, сказки Салтыкова-Щедрина всегда острополитичны, в них ставятся самые животрепещущие вопросы современной ему жизни.

Каждая из сказок Щедрина — законченное и совершенное произведение. Но целостное представление о замысле и идее возникает только после знакомства со всем сказочным циклом.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обратился еще в 60-е годы XIX века, создав три замечательных произведения: “Дикий помещик”, “Пропала совесть” и “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Большинство же сказок цикла, состоящего из тридцати двух произведений, было написано в 80-е годы. Все сказки объединяются в цикл общими идеями и темами. Основной смысл цикла — в развитии идеи непримиримости классовых интересов в эксплуататорском обществе, в стремлении поднять самосознание угнетенных, пробудить в них веру в собственные силы. Не случайно сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина издатели-подпольщики назвали “Сказками для детей изрядного возраста”, то есть для взрослых, вернее, для тех, кто не только размышляет о жизни, но в ком пробуждается осознание своего человеческого достоинства.

Почему писателем был избран именно этот жанр? Во-первых, для едкой обличительной сатиры хороша была аллегорическая форма, ведь иносказания — любимая сфера мастера эзопова языка. Во-вторых, любая сказка заключает в себе или откровенное назидание (как мораль в басне), или фокусирует народную мудрость, идеальные представления. В-третьих, язык сказок необыкновенно ярок и образен, что позволяет наиболее точно донести до читателя идею произведения.

По своему содержанию сказки Салтыкова-Щедрина больше всего похожи на бытовые или плутовские, но действующие лица в них (как в баснях или сказках о животных) — звери, птицы, рыбы. С волшебными сказками щедринские роднит использование традиционных зачинов, присказок: “жили да были” (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), “в некотором царстве, в некотором государстве” (“Дикий помещик”, “Недреманное око”), “в старые годы, при царе Горохе” (“Дурак”) и другие; “ни в сказке сказать, ни пером описать”, “по щучьему велению, по моему хотению” и тому подобное; встречаются и троекратные повторы.

А дальше начинаются новаторские введения: в основе сатирической фантазии Щедрина лежат народные сказки о животных, и каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж. Герои-животные вроде ведут себя, как им положено, но вдруг проскользнет что-то, присущее человеку, да еще принадлежащему к определенному сословию и живущему в то или иное историческое время (“премудрый пискарь”, например, просвещенный, умеренно-либеральный, в “карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется”).

Читайте также:  М. Е. Салтыков-Щедрин Художественные особенности: сочинение

Кроме всем известных по народным сказкам трусливого зайца, туповатого медведя, хищной щуки писатель придумывает новые обобщающие образы-аллегории: карась-идеалист, орел-меценат и другие. Язык сказок Салтыкова-Щедрина тоже не совсем сказочный: фольклорные обороты в нем смешиваются с канцеляризмами, книжная лексика сменяется просторечием (причем как в речи персонажей, так и в авторском повествовании). Это создает комические эффекты несоответствия, например, положения в обществе — умственному кругозору (Орел-меценат, если понимал что-то, произносил одно слово: “Имянно”).

Излюбленные художественные приемы Щедрина — ирония, гипербола и гротеск, которые усиливают горестные впечатления от столкновения с “чудесами” русской жизни. Так, например, генералы, откормленные мужиком (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сделались “веселые, рыхлые, сытые, белые”. Такое перечисление неоднородных определений как однородных звучит издевательски: только сытое тело может развеселить генералов. В “Диком помещике” почти те же эпитеты еще больше усиливают обличение паразитизма “русского дворянина” — “тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”.

Сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на несколько основных тематических групп. Это сатира на правительственные верхи, эксплуататорские классы: “Дикий помещик”, “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Обличение поведения и психологии обывательски настроенных интеллигентов: “Премудрый пискарь”, “Самоотверженный заяц”, “Карась-идеалист”, “Вяленая вобла”. Изображение трудолюбивых, талантливых, могучих и вместе с тем покорных своим угнетателям народных масс: “Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Богатырь”. Пропаганда новой морали: “Дурак”, “Христова ночь”.

В сказке “Медведь на воеводстве” разворачивается беспощадная критика самодержавия в любых его формах — в лесу царствуют трое воевод-медведей, разных по характеру: злого сменяет ретивый, ретивого — добрый, но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни.

Зло заключается не в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной природе власти. В сказке “Орел-меценат” Щедрин показывает враждебность деспотической власти просвещению, а в “Богатыре” история российского самодержавия заключена в образе гниющего богатыря и завершена полным его распадом и поражением.

Обличению паразитической сущности господ посвящены сказки о диком помещике и двух генералах. Между ними много общего: и в том и в другом случае писатель оставляет господ наедине, освобожденными от кормильцев и слуг. Но перед “освобожденными” от мужика господами открывается один-единственный путь — полное одичание.

В сказке “Карась-идеалист” писатель развенчивает драматические заблуждения русской и западноевропейской интеллигенции, примыкающей к социалистическому движению. Карась-идеалист исповедует высокие социалистические идеалы и готов к самопожертвованию ради их осуществления, он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук. Но дело совсем не в “злых” и “неразумных” щуках: сама природа хищников такова, что они проглатывают карасей непроизвольно—у них тоже “комплекция каверзная”.

С негодованием и болью пишет Салтыков-Щедрин о трудящихся, жизнь которых можно приравнять только к каторге (“Коняга”). “Работой исчерпывается весь смысл его существования, для нее он зачат и рожден, вне ее он не только никому не нужен, но как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб”. Писатель возмущен пассивностью народа, каким-то врожденным холопством: умный мастеровитый “мужичина” в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” не только беспрекословно служит генералам, но и всячески унижается перед ними: им нарвал спелых яблок, а себе взял одно кислое; по требованию “хозяев” сплетает себе веревку и сам же себя привязывает, “чтоб не убег”. Это предел абсурдности холопского поведения, но в этом проявляется и главная особенность сказок Щедрина — сочетание смешного и трагического.

Тем не менее, вера Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю остается неизменной. Свою надежду на счастливое преображение жизни, на неизбежность справедливого возмездия писатель воплотил в сказке “Христова ночь”. Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж. На всем лежит печать сиротливости, все сковано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. Но раздается звон колоколов, и мир оживает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос. Воскресает, чтобы словами “Мир вам!” к народу, не утратившему веры в торжество правды, клеймить “мироедов”, но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное странствие. На наших глазах совершается страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, забывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно.

“Я люблю Россию до боли сердечной”, — писал Щедрин. И все его творчество, вся жизнь — яркое тому доказательство.

Сочинение: Салтыков-щедрин m. e. – Тема народа в сказках м. е. салтыкова-щедрина.

Его сказки – та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства.
Из доклада царского цензора.

Где-то я вычитал и запомнил мысль, что, когда в искусстве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, искусство и литература начинают вырождаться. Не потому ли сегодня с неохотой читаем мы “Что делать?” Н.Г.Чернышевского, произведения В.В.Маяковского, и уж совсем никто из молодых не знает “идейные” романы 20-30 годов, скажем, “Цемент”, “Соть” и прочие.
Мне кажется, что преувеличение роли литературы как трибуны и арены политической борьбы повредило и Салтыкову-Щедрину.
Ведь писатель был убежден, что “литература и пропаганда- одно и то же”. Салтыков-Щедрин- продолжатель русской сатиры Д.И.Фонвизина, А.Н. Радищева, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя и других. Но усилил это художественное средство, придав ему характер политического оружия. От этого его книги были острыми и злободневными. Однако сегодня они, пожалуй, менее популярны, чем произведения Гоголя. Не потому ли, что в них меньше художественности?
И все же трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. “Диагност наших общественных зол и недугов”- так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Молодым сосланный в Вятку за свои ранние произведения, обязанный служить, Михаил Евграфович досконально изучил чиновничество, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, убедился, что Российское государство прежде
всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением.
Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил в “Господах Головлевых”, начальников и чиновников – в “Истории одного города” и многих других произведениях. Но мне кажется, что вершин выразительности он достиг в своих небольших сказках
“для детей изрядного возраста”. Эти сказки, как правильно отмечали цензоры,- самая настоящая сатира.
В сказках Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель изображает их часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. С едкой иронией
Салтыков пишет: ” Служили генералы. в какой-то регистратуре. следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности”. А когда оказались на необитаемом острове, то думают, не написать ли доклад, ибо всю жизнь жили по инструкциям”.
Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях. Они едва не умерли от голода на острове, где в изобилии плоды и дичь. Но зато эти господа знают главное средство безбедно жить: найти мужика! Не беда, что остров необитаемый: раз есть господа, то должен быть и мужик! Он “везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!”,- рассуждают они. Сильнее нельзя поддеть, противопоставить: всю жизнь занимавшиеся бессмыслицей и бездельем, генералы всегда считают мужика- работягу лодырем. Ах, как много таких “генералов” в нашей жизни, которые тоже считают, что они должны иметь квартиры, машины, спецпайки, спецлечебницы и прочее и прочее, а “бездельники” обязаны работать. Если бы и этих на необитаемый остров.
Мужик показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварить. Но его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужичину вить для самого себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно исполняет приказ. В литературе это называется преувеличением, но как оно верно! Разве не на тех же крестьянах держалась власть господ, когда одни мужики следили за другими и усмиряли их?
Если генералы оказались на острове без прислуги не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Да и вообще он, столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев (иронический намек на то, что над русским народом сидели то потомки татар, то немцев), белая кость, не может терпеть мужичья. Крестьянам тоже не нравится
их житье: “куда ни глянут – все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: ” Моя вода!”- курица за околицу выбредет – помещик кричит: “Моя земля!”.
Наконец, мужицкий мир вдруг исчез. И остался помещик один-одинешенек. И, конечно, одичал. “Весь он. оброс волосами. а ногти у него сделались как железные”. Намек совершенно ясен: трудом крестьян живут баре. И потому у них всего довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, а у крестьян всего мало.
Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он намекает, что силы, стоящие над народом, жестокие, но не такие уж страшные. Богатырь из одноименной сказки, которому народ поклонялся целую тысячу лет, в конце концов оказался гнилым, у него “гадюки туловище до самой шеи отъели”. Да, этот образ наводит меня на грустные мысли о нашей жизни. В сказке “Медведь на воеводстве” изображен Медведь, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, “содрали шкуру”.
Есть и сказки, где крестьяне ищут правду.
Не все в творчестве Щедрина интересно нам сегодня. Но по-прежнему дорог нам писатель своей любовью к народу, честностью, желанием сделать жизнь лучше, верностью идеалам. И многие его образы как бы ожили, стали близкими, понятными мне и моим ровесникам. Ведь разве не звучат и ныне горькой правдой слова из сказки “Дурак” о герое ее, что “совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет- от этого он и к жизни
приспособиться не может”?

Сочинение Сказки Салтыкова-Щедрина 7, 10 класс

Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, наполнены глубоким смыслом и рассудком. Но творчество этого писателя является очень тонким и личным для него самого. Ни у кого из писателей, нельзя встретить нечто похожее, написанное в одном стиле с Михаилом Евграфовичем.

Сплетаются воедино вроде бы совершенно разные понятия, так скажем антонимы, которые по праву должны иметь различное значение. Прочитав одно из произведений, можно заметить, как сочетается добро и зло, ложь и правда, любовь и ненависть. Любимое средство в литературном написании для писателя является гипербола.

Все герои сказок, обозначают что-то целое и всем понятное. Так, например, можно условно поделить их на злых героев и добрых.

Основным вопросом в творчестве Салтыкова-Щедрина, является идея о том, что наемный рабочий и его «руководитель» обладают разными правами и между ними всегда возникают разногласия. Во время того, как писатель повествует о жизни народа, он как бы сочувствует ему, но в тоже время и усмехается над ним за то, что все любят очень долго терпеть.

В сказках Салтыкова-Щедрина, заложен по истине совершенно не детский смысл, некоторые из них могут быть не сразу понятны и для взрослого человека. Основные герои, которые живут в сказках Михаила Евграфовича, это люди, живущие в период после многочисленных реформ, но также и все социальные слои России. Щедрин пытается высмеять всех героев, это является одной из главных задач во время написания его произведений, это довольно-таки ценно и до сегодняшнего дня остаётся быть актуальным. Одним из важных и как бы фундаментом в сказках этого писателя, является сатира, с которой так ловко справляется Салтыков-Щедрин. Необходимо отметить, что в произведениях Гоголя, также заложено сатирическое начало, но в отличие от сатиры Салтыкова-Щедрина, в ней раскрывается обучение личности на собственных ошибках. Но сатира Михаила Евграфовича создана для того, чтобы раскрыть все пороки как в человеке, так и в обществе, поэтому сатиру Салтыкова-Щедрина принято называть социальной.

Вариант 2

Сказка – самый интересный и яркий жанр фольклорной литературы. Это воплощение народной мудрости. В иносказательной и фантастической форме зашифрованы нравственные уроки. В старину говорили: «сказка ложь, да в ней намек». Здесь особенно важно умение читать «между строк». Народные истории носят не только воспитывающий, обучающий, но и развлекательный характер. Авторские сказки обладают более четкими целями. Существуют даже терапевтические сказки, тонко воздействующие на психологию человека.

Особое место в русской литературе занимают сатирические сказки М. Салтыкова-Щедрина. Аллегорические образы которых носят социальный характер. Жизнь простого народа в России никогда не была легкой. А во второй половине XIX века была наиболее горька.

Салтыков-Щедрин написал большой цикл сказок, но они не для детей. Это жесткая и обличающая сатира. В каждых образах, даже самых мелких, угадываются определенные типы людей. Сюжет сказки «Как мужик двух генералов прокормил» фантастичен только на первый взгляд. Два человека, ничего не сделавшие полезного за свою жизнь, но дослужившиеся до генеральского чина, попадают на необитаемый остров. Автор показывает всю глупость высших чинов, отсутствие приспособленности к жизни. Генералы были уверены, что «булки на деревьях растут». И очень удивились тому, что еда до попадания на стол бегает, прыгает и живет. Но простые люди обязаны на высшие чины работать, их кормить. Генералы находят мужика, «лежебока», который «от работы отлыневает». Все в сказке доведено до абсурда. Полной неспособности генералов о себе позаботиться противопоставляются совершенно фантастические способности «мужика». Он и суп в пригоршне варит, и из собственных волос силок плетет, и корабль строит, доставляя своих подопечных прямо к их квартирам в Петербурге.

Поднимается также тема абсурдности прессы того времени. «Московские ведомости» пишут только о еде, обедах, званых вечерах. И все это читать очень не приятно. Чтобы сварить уху по новому рецепту, налима необходимо высечь, а в огромной рыбе, выловленной, приготовленной и съеденной был признан какой-то мелкий чиновник. Что тоже очень аллегорично.

В сказке «Дикий помещик» поднимается также тема «мужиков» и дворян, крестьян и помещиков. Барин не понимает, что крестьяне его кормят. И боится, что «мужик весь его хлеб приест». Поэтому просит Бога об избавлении от мужика. В следствии чего, дичает. Ведь сам он не способен даже умыться и одеться.

«Премудрый пескарь» повествует о людях, которые всю жизнь чего-то боятся. И живут как чеховский «человек в футляре», а точнее не живут, а существуют.

Фольклорный, сказочный жанр был необходим автору, чтобы избежать цензуры. Какой спрос со сказки? При этом достучаться, донести до людей истину в аллегоричной форме.

Также читают:

Картинка к сочинению Сказки Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

Василь Быков известный отечественный писатель, который не боялся писать про войну, а так же про тот холод и грязь, потери и слезы. Прошедший Великую Отечественную Войну Быков смог донести до читателя всю боль

Это непростой вопрос, по-моему… Таких, как Данко совсем не много. Он ведь принёс себя в жертву ради людей. А сейчас не так много даже героев! И если они есть, то действуют или по профессии, или мгновенно

Оля Розова – главная героиня, честная и преданная женщина, живет в окружении таких же честных людей на протяжении трех лет. Но, когда она пришла за покупками в Гостиный двор

Главным героем произведения оказывается безмозглый Самовар, случай которого принят за основное содержание сказки. Он находится на широком столе в одном из зданий и утверждает находящейся неподалеку столовой посуде

Данная былина повествует о жизни довольно бедного, но очень талантливого человека, который буквально поразил всех окружающих своей мастерской игрой на гуслях. Можно отметить

32 Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В каждой сказке обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе. Сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле. Цикл фантастических миниатюр Салтыкова-Щедрина — один из ярких образцов жанра русской литературной сказки, в котором автор размышляет о важнейших вопросах философии, политики и нравственности, просто и доступно представленных писателем.

Излюбленные художественные приемы Салтыкова-Щедрина — гипербола и гротеск, которые усиливают горестные впечатления от столкновения с «чудесами» русской жизни. Ярким примером может служить сказка «Дикий помещик». «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик». Всем он был доволен, кроме одного: очень много мужиков развелось. И вот однажды бог по его молитве все его владения от мужиков очистил. С исчезновением мужиков исчезли продукты питания. Тут выяснилось, что без мужика он совсем беспомощен: ни умыться, ни поесть. Потом совсем одичал. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами,… а ногти у него сделались, как железные». Со временем мужики обратно вернулись, и сразу на базаре все появилось. Выводы о пользе мужика и помещика очевидны.

В сказке «Коняга» рассказывается о тяжелой судьбе рабочей лошади, которая существует только для того, чтобы непрерывно работать. «Не благополучие его нужно, а жизнь, способная выносить иго работы… Из всех ощущений, доступных живому организму, знает только ноющую боль, которую дает работа». Его братья Пустоплясы едят овес, работой себя не утруждают и подбадривают Конягу: «Упирайся, Коняга! Вот у кого учиться надо! вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!» Персонажи этой сказки легко угадываются.

В основе сюжетов сказок лежит гротескная ситуация, но за ней всегда угадываются реальные общественные отношения, под видом сказки показана действительность. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показал, как д ва генерала, всю жизнь прослужившие в какой-то регистратуре, которую затем устранили «за ненадобностью», внезапно оказались на необитаемом острове. Они чуть не съели друг друга, хотя кругом было много плодов, дичи, рыбы. Генералы, наверное, умерли бы с голоду, если бы в конце концов не нашли сообразительного и предприимчивого мужика, который обеспечил их всем необходимым. Сам и веревку свил, чтобы генералы держали его ночью на привязи. Да еще готов был «генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не брезговали!» Сколько генералы ни ругают мужика за тунеядство, а мужик «все гребет и гребет, да кормит генералов селедками». Не забыли спасенные отблагодарить своего спасителя: «выслали рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Династия Топтыгиных в сказке «Медведь на воеводстве» сразу направила свою деятельность только на усмирение «внутренних супостатов» и занялась «злодействами»: один из правителей «чижика съел», другой «задрал» у крестьянина лошадь, корову, свинью и пару овец. Третий Топтыгин, правда, не жаждал «кровопролитиев» и слыл либералом, но это не мешало ему в течение многих лет обирать народ, пока терпение мужиков не кончилось и они не расправились с воеводой.

Сказки Салтыкова-Щедрина – это не волшебные, а социально-бытовые сатирические сказки. Персонажи этих сказок – умелые мужики и глупые генералы и помещики, которые ничего не знают и ничего не умеют. Характеристика мужика в его сказках значительно отличается от характеристики в народных сказках. В народных сказках мужик всегда умнее, храбрее, сильнее; он всегда оставляет угнетателей в дураках. Автор подчеркивает парадоксальную смесь ценных, жизненно необходимых качеств крестьянина, его умения и покорности, долготерпения. Типичная для писателя антитеза: резкий контраст физической силы, смекалки и покорности, смирения.

Фольклорный жанр был необходим автору, чтобы достучаться до каждого сердца, заставить каждого человека поверить в свои силы, отказаться от добровольного рабства. Салтыков-Щедрин страдал от того, что лучшие и достойные люди находились в зависимости от невежественных, жадных, бесполезных «хозяев», что несправедливые общественные отношения противоречили незыблемым нравственным законам. Философские уроки писателя важны не только для прошлого, но и для будущего. Его сказки учат нас быть верными добру и предупреждает тех, кто забыл о законах нравственности.

Тема народа в сказках Салтыкова – Щедрина (ЕГЭ по литературе)

«Сказки для детей изрядного возраста» – так назвал своё итоговое произведение восьмидесятых годов Салтыков – Щедрин. Название подчёркивает, что «Сказки» предназначены для взрослых. Перед нами не традиционные бытовые и волшебные сказки или сказки о животных. Это сатира, сосредоточенная на социальной проблематике. «Сказки» вобрали в себя всё тематическое многообразие творчества Салтыкова – Щедрина: темы правящих кругов и господствующих сословий, народа, либеральной интеллигенции, нравственности.

Почему писатель обратился к жанру сказки? Потому что они выражают непреходящие ценности, близкие народному идеалу. Потому что они просты и доступны для понимания, адресованы широкому читательскому кругу, содержат готовые сказочные образы. Жанр сказки позволял Салтыкову – Щедрину в остро-сатирической и занимательной форме выражать самые сокровенные мысли и чувства. Сказочный тип мышления помогает создать типические образы, отражающие картину жизни пореформенной России.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Обратимся к сказкам, в которых раскрывается тема народа. Одной из таких сказок является «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Жанровое определение сказки как повести настаивает на правдоподобии изображённого. Название подчёркивает, что народ в образе одного мужика показан во взаимоотношениях с правящими классами в образах двух генералов. Название утверждает превосходство одного мужика над двумя генералами.

Чтобы показать беспомощность, никчёмность генералов, ничего не знающих и ничего не умеющих, Салтыков – Щедрин прибегает к фантастике и помещает этих служащих какой-то регистратуры на необитаемый остров. Генералы не знают сторон света, не могут добыть себе пищу на плодоносном острове, кишащем всякой живностью. Показательна счастливая мысль, которая осенила генерала, бывшего когда-то ещё и учителем каллиграфии. Во-первых, он уверен, что мужик везде есть, его много; во-вторых, он обязательно от работы отлынивает, а в – третьих, мужик «и рябчиков бы наловил, и рыбы». Мысль о том, что мужики обязаны на них работать, не подлежит для генералов сомнению.

Но и «громаднейший мужичина», которого оголодавшие генералы нашли под деревом «кверху брюхом», не сомневается в том, что он должен работать на этих «серьёзных господ». В образе мужика писатель изображает и то, что вызывает восхищение, и то, что наводит грустные, горькие мысли. Восхищает в мужике его мастерство, поистине фантастические сноровка, умелость и находчивость. Автор прибегает к гиперболе, чтобы ярче показать талантливость мужика. Он и огонь быстро извлёк, использовав два куска дерева, и рябчиков поймал, сделав силок из собственных волос. А через два дня «мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Он и «посудину» выстроил, чтобы «океан-море» переплыть и доставить генералов до самой Подъяческой.

Но этот же «громаднейший мужичина», размочив дикую коноплю, приготовил верёвку и безропотно позволил двум никчёмным господам привязать себя к дереву. Этот эпизод наводит на грустные мысли о том, что народ – производитель всех материальных благ – покорно и смиренно подчиняется власти, не думая о справедливости, о чувстве собственного достоинства. Мужик уничижительно представляет себя генералам: «…висит человек снаружи дома, в ящике на верёвке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит – это он самый я и есть!»

В сказке «Дикий помещик» мысль о том, что помещики не смогут прожить без крестьян, доказывается «от противного». В «Повести…» два генерала понимают, что для того, чтобы не умереть на необитаемом острове с голоду, надо найти мужика, и «острый запах мякинного хлеба и кислой овчины» не пугает их. А вот герой сказки «Дикий помещик» уверен, что он прекрасно обойдётся без крестьян. Когда однажды «мякинный запах пронёсся в воздухе и исчез, скрылся из виду», помещик возрадовался тому, что мужиков нет больше в его поместье и «чистый – пречистый во всех владениях воздух сделался». Без крестьян помещик стал диким: оброс шерстью, стал лазить по деревьям, охотиться на зверей и есть сырое мясо. Когда «отроившийся рой мужиков» «осыпал всю базарную площадь» губернского города, то «эту благодать обобрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Вновь на базаре появились исчезнувшие было «и мука, и мясо, и живность всякая».

Подведём итоги. Какие же идеи отражены в сказках Салтыкова-Щедрина, в которых затронута тема народа? Во-первых, это мысль о том, что именно народ производит все материальные ценности, народ кормит правящие классы. Во-вторых, подчёркивается идея социальной несправедливости; народ-труженик угнетается господствующим классом, крестьяне достойны лучшей жизни. В – третьих, автор раскрывает лучшие качества народа: трудолюбие, талантливость. В-четвёртых, писатель с грустью говорит о покорности и смирении народа, о его долготерпении; народ не пытается бороться за лучшую жизнь.

Салтыков –Щедрин искренне страдал за свой народ и верил в его счастливое будущее.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id19553

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Салтыков-щедрин m. e. – Тема народа в сказках м. е. салтыкова-щедрина.
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение Добавлен 03:43:31 10 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 10 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать