Тема либеральной болтовни в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (1)

Школьное сочинение

Сказка — малый эпический жанр, истоки которого коренятся в устном народном творчестве. В основе сказки лежат вымышленные, фантастические или авантюрные события, а финал чаще всего оптимистический: добро побеждает зло. Как и большинство других эпических жанров, сказка параллельно существует в фольклоре и в форме авторского литературного творчества.

Форму народной сказки использовали многие писатели. Их литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Одним из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки стал цикл фантастических миниатюр М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Призванием М.Е. Салтыкова-Щедрина была политическая сатира, основным оружием — бичующий смех, социальным идеалом — общество равноправных, свободных, счастливых людей. Для сатиры Салтыкова-Щедрина были обычны приемы художественного преувеличения (гипербола, гротеск), фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира. Эти приемы приводили сначала к появлению сказочных эпизодов внутри произведений, а затем и к первым самостоятельным сказкам как к жанру. Именно сказки стали итогом многолетних жизненных наблюдений и размышлений писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, в них широко используется гротеск и гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Но в отличие от народных сказок, сказки Салтыкова-Щедрина всегда острополитичны, в них ставятся самые животрепещущие вопросы современной ему жизни.

Каждая из сказок Щедрина — законченное и совершенное произведение. Но целостное представление о замысле и идее возникает только после знакомства со всем сказочным циклом.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обратился еще в 60-е годы XIX века, создав три замечательных произведения: “Дикий помещик”, “Пропала совесть” и “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Большинство же сказок цикла, состоящего из тридцати двух произведений, было написано в 80-е годы. Все сказки объединяются в цикл общими идеями и темами. Основной смысл цикла — в развитии идеи непримиримости классовых интересов в эксплуататорском обществе, в стремлении поднять самосознание угнетенных, пробудить в них веру в собственные силы. Не случайно сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина издатели-подпольщики назвали “Сказками для детей изрядного возраста”, то есть для взрослых, вернее, для тех, кто не только размышляет о жизни, но в ком пробуждается осознание своего человеческого достоинства.

Почему писателем был избран именно этот жанр? Во-первых, для едкой обличительной сатиры хороша была аллегорическая форма, ведь иносказания — любимая сфера мастера эзопова языка. Во-вторых, любая сказка заключает в себе или откровенное назидание (как мораль в басне), или фокусирует народную мудрость, идеальные представления. В-третьих, язык сказок необыкновенно ярок и образен, что позволяет наиболее точно донести до читателя идею произведения.

По своему содержанию сказки Салтыкова-Щедрина больше всего похожи на бытовые или плутовские, но действующие лица в них (как в баснях или сказках о животных) — звери, птицы, рыбы. С волшебными сказками щедринские роднит использование традиционных зачинов, присказок: “жили да были” (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), “в некотором царстве, в некотором государстве” (“Дикий помещик”, “Недреманное око”), “в старые годы, при царе Горохе” (“Дурак”) и другие; “ни в сказке сказать, ни пером описать”, “по щучьему велению, по моему хотению” и тому подобное; встречаются и троекратные повторы.

А дальше начинаются новаторские введения: в основе сатирической фантазии Щедрина лежат народные сказки о животных, и каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж. Герои-животные вроде ведут себя, как им положено, но вдруг проскользнет что-то, присущее человеку, да еще принадлежащему к определенному сословию и живущему в то или иное историческое время (“премудрый пискарь”, например, просвещенный, умеренно-либеральный, в “карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется”).

Кроме всем известных по народным сказкам трусливого зайца, туповатого медведя, хищной щуки писатель придумывает новые обобщающие образы-аллегории: карась-идеалист, орел-меценат и другие. Язык сказок Салтыкова-Щедрина тоже не совсем сказочный: фольклорные обороты в нем смешиваются с канцеляризмами, книжная лексика сменяется просторечием (причем как в речи персонажей, так и в авторском повествовании). Это создает комические эффекты несоответствия, например, положения в обществе — умственному кругозору (Орел-меценат, если понимал что-то, произносил одно слово: “Имянно”).

Излюбленные художественные приемы Щедрина — ирония, гипербола и гротеск, которые усиливают горестные впечатления от столкновения с “чудесами” русской жизни. Так, например, генералы, откормленные мужиком (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сделались “веселые, рыхлые, сытые, белые”. Такое перечисление неоднородных определений как однородных звучит издевательски: только сытое тело может развеселить генералов. В “Диком помещике” почти те же эпитеты еще больше усиливают обличение паразитизма “русского дворянина” — “тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”.

Сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на несколько основных тематических групп. Это сатира на правительственные верхи, эксплуататорские классы: “Дикий помещик”, “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Обличение поведения и психологии обывательски настроенных интеллигентов: “Премудрый пискарь”, “Самоотверженный заяц”, “Карась-идеалист”, “Вяленая вобла”. Изображение трудолюбивых, талантливых, могучих и вместе с тем покорных своим угнетателям народных масс: “Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Богатырь”. Пропаганда новой морали: “Дурак”, “Христова ночь”.

В сказке “Медведь на воеводстве” разворачивается беспощадная критика самодержавия в любых его формах — в лесу царствуют трое воевод-медведей, разных по характеру: злого сменяет ретивый, ретивого — добрый, но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни.

Зло заключается не в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной природе власти. В сказке “Орел-меценат” Щедрин показывает враждебность деспотической власти просвещению, а в “Богатыре” история российского самодержавия заключена в образе гниющего богатыря и завершена полным его распадом и поражением.

Обличению паразитической сущности господ посвящены сказки о диком помещике и двух генералах. Между ними много общего: и в том и в другом случае писатель оставляет господ наедине, освобожденными от кормильцев и слуг. Но перед “освобожденными” от мужика господами открывается один-единственный путь — полное одичание.

В сказке “Карась-идеалист” писатель развенчивает драматические заблуждения русской и западноевропейской интеллигенции, примыкающей к социалистическому движению. Карась-идеалист исповедует высокие социалистические идеалы и готов к самопожертвованию ради их осуществления, он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук. Но дело совсем не в “злых” и “неразумных” щуках: сама природа хищников такова, что они проглатывают карасей непроизвольно—у них тоже “комплекция каверзная”.

С негодованием и болью пишет Салтыков-Щедрин о трудящихся, жизнь которых можно приравнять только к каторге (“Коняга”). “Работой исчерпывается весь смысл его существования, для нее он зачат и рожден, вне ее он не только никому не нужен, но как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб”. Писатель возмущен пассивностью народа, каким-то врожденным холопством: умный мастеровитый “мужичина” в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” не только беспрекословно служит генералам, но и всячески унижается перед ними: им нарвал спелых яблок, а себе взял одно кислое; по требованию “хозяев” сплетает себе веревку и сам же себя привязывает, “чтоб не убег”. Это предел абсурдности холопского поведения, но в этом проявляется и главная особенность сказок Щедрина — сочетание смешного и трагического.

Тем не менее, вера Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю остается неизменной. Свою надежду на счастливое преображение жизни, на неизбежность справедливого возмездия писатель воплотил в сказке “Христова ночь”. Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж. На всем лежит печать сиротливости, все сковано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. Но раздается звон колоколов, и мир оживает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос. Воскресает, чтобы словами “Мир вам!” к народу, не утратившему веры в торжество правды, клеймить “мироедов”, но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное странствие. На наших глазах совершается страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, забывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно.

“Я люблю Россию до боли сердечной”, — писал Щедрин. И все его творчество, вся жизнь — яркое тому доказательство.

Тема либеральной болтовни в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина очень многообразно. В поэтическом наследии писателя огромное значение имеют сказки. Они привлекают жизненной правдой, честностью.

К теме либеральной болтовни относятся сказки: «Карась-идеалист», «Либерал».

Я хотела бы остановиться на первой. Главными героями этой повести являются карась и ерш. Их главная цель в сказке — определить, какой же на самом деле мир. Карась проповедует всем идеи справедливости: «В жизни первенствующую роль добро играет… зло — это так, по недоразумению допущено,

Герой настолько плохо знает реальную жизнь, что даже понятия не имеет, как выглядит щука. «Ах, фофан ты, фофан! Мировые задачи разрешать хочешь, а о щуках понятия не имеешь!» — с такими словами ерш начинает проповедовать ему свои идеи. В итоге все заканчивалось плачевно.

Карась в сказке проповедует несбыточные жизненные идеалы, подобно либералам, и это создает образ его глупым. Обыватель, скрытый за маской рыбы, является покорным человеком. Он всегда исполняет даже самые гнусные приказы властей и всем доволен, поэтому Щедрин высмеивает карася в сказке.

Карась-идеалист надеется повлиять на уже сложившиеся идеи щуки мирным путем, при этом забывая, что он может стать ее жертвой в любой момент. Герой принимает вызов щуки на «диспут», а в итоге становится пищей.

При написании этой сказки Щедрин поставил перед собой определенную цель. Он хотел попытаться объяснить людям, что общего счастья нельзя достичь одними словами, без действий. В этом смысл сказки.

Читайте также:  Что сближает роман Замятина Мы и роман Салтыкова-Щедрина История одного города?: сочинение

Дайджест:

Жанровое своеобразие в сказках Салтыкова-Щедрина Жанровое своеобразие. Сказки Щедрина основаны на фольк­лорной форме и стиле, но при этом являются литературными сказ­ками, которые в фантастической, аллегорической или гротесковой форме изображают окружающий мир. По духу они ближе. .

Краткое содержание «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович Произведение «Карась-идеалист» Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку, что. .

Сатирические сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина К жанру сатирических сказок Салтыков-Щедрин обратился еще в 1869 г.; большая же их часть написана в середине 80-х годов, в период ожесточенной правительственной реакции, наступившей после поражения второй революционной ситуации. .

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина как политическая сатира Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года —. .

Как я понимаю значение сатиры в творчестве Салтыкова Щедрина Имя Салтыкова Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром — государственный режим никогда. .

Сказки Салтыкова-Щедрина как социально-политическая сатира Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях. .

Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть, господа и рабы, страх как. .

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Реальное и фантастическое 1. Сатира Салтыкова-Щедрина. 2. Жанровые особенности сказок. 3. Герои. 4. Фантастические мотивы. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — это совершенно особый пласт творчества писателя. Практически все Салтыков-Щедрин создал в последние годы. .

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенности Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории одного города». Параллели сказки «Медведь на воеводстве» и романа «История. .

Анализ сказки «Дикий помещик» М. Е. Салтыкова-Щедрина Появившись одновременно с «Повестью о том, как…», сказка «Дикий помещик» отразила пореформенное положение временнообязанных крестьян. Ее начало напоминает вступительную часть «Повести…». В журнальном варианте сказка «Дикий помещик» тоже имела подзаголовок. .

Сатирическое изображение правящих кругов в сказках Салтыкова Щедрина Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова‑Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни. .

Современники о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Щедрин известен в литературе нашей как писатель-беллетрист, посвятивший себя, преимущественно объяснению явлений и вопросов общественного быта. Г. Щедрин не знает таких случаев в жизни, которые важны были бы одним своим. .

Система образов в сказках Салтыкова-Щедрина Система образов. В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает за­ложенное в них сатирическое содержание. Образы. .

Анализ сказки М — Е — Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» Премудрый пискарь Салтыков-Щедрин М — Е — Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» Премудрый пискарь Салтыков-Щедрин М. Е. Сказка «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыкова-Щедрина изображает обывателя либерала. Со всех сторон окруженный опасностями. .

О чем заставляют нас задуматься «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина? М. Е. Салтыковым-Щедриным за основу для написания своего сатирического цикла был взят жанр, полюбившийся народу, а именно — сказка. В качестве грозного оружия для борьбы с существующим строем Салтыков-Щедрин использовал. .

Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Решая авторские задачи сатирического изображения современной ему действительности, Щедрин использовал различные виды иносказаний. Щедрин называл эзоповской свою творческую манеру, по его словам «обнаруживавшую замечательную изворотливость в изображении оговорок, недомолвок, иносказаний. .

Идейное содержание «сказок» Салтыкова-Щедрина «Сказки» Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях. .

Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — продолжатель традиций рус­ской сатиры, в первую очередь Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя. Но Салты­ков-Щедрин — самобытный и своеобразный писатель, без которого труд­но представить нашу. .

Анализ сказки «Премудрый пискарь» Салтыкова — Щедрина М. Е Жанр сказки в творчестве М. Е. Салтцкова-Щедрина в полной мере проявился в 80-е годы XIX столетия. Это был период общественной реакции. Демократическим силам все труднее было преодолевать цензурные запреты. Сказка. .

Сопоставительная характеристика народных сказок и Салтыкова-Щедрина В сказках народных всегда присутствует зачин. Это характерная часть, начинающая повествование, погружающая читателя в историю. Обычно зачин начинается с характерных для народных сказ клише, например «Жили-были…». Зачин есть и в. .

На тему: Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина В годы реакции и ужесточения цензуры открыто писать о та­ких больных и опасных вопросах, как народ и самодержавие, произвол господствующих классов и т. д., было невозможно. Сал­тыков-Щедрин прибегает к жанру. .

Критика о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Хотя и не в обычае, чтоб беллетристы вступали в объяснения с своими критиками, но я решаюсь отступить от этого правила, потому что в настоящем случае речь идет не о художественности. .

Рецензии к сказкам Салтыкова-Щедрина. Часть 2 Дурак Сказка об Иванушке-дурачке — частичное воплощение давнего замысла Салтыкова-Щедрина создать образ революционера, целиком преданного идее. Салтыков-Щедрин намеревался решить эту тему в жанре сказки. Сказка не была написана, но сохранившиеся. .

Тема сочинения: Сюжет сатиры Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия» В 1876 г. Салтыков-Щедрин писал одному из своих корреспондентов: «Тяжело жить современному русскому человеку и даже несколько стыдно. Впрочем, стыдно еще немногим, а большинство даже людей так называемой культуры просто. .

План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как «уничтожение смехом» . Своеобразие сатиры того или иного писателя определя­ется объектом сатиры и художественными средствами сатири­ческого изображения. II. Главная часть 1. .

Идейно-тематическое содержание Салтыкова-Щедрина Идейно-тематическое содержание. В сказках получают раз­витие излюбленные темы писателя: обличение самодержавия и бюрократизма, трусости и политической несостоятельности русского либерализма, паразитизма правящих сословий, пассивности наро­да, обывательской психологии. Условно все сказки Щедрина. .

Почему смешны и одновременно грустны произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина? Салтыков-Щедрин писал свои сказки вовсе не для детворы. В образах медведей, зайцев, лошадей, карасей, пескарей критически мыслящие современники автора узнавали чиновников, помещиков, крестьян. Мораль его сочинений заключалась в сатирическом обличении. .

Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина Сочинения по литературе: Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин — один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, укоренившиеся. .

Анализ цикла «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. «Сказки» Салтыкова-Щедрина, состоящие из 32 произведений, представляют собой самостоятельный сатирический цикл. Они были написаны в период с 1869 по 1886 г. Однако к этому жанру Щедрин проявлял интерес. .

Анализ сказки «Коняга» Салтыкова-Щедрина М. Е Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф. М. Достоевский в романе. .

Народные сказки как основа сюжета произведения Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыков‑Щедрин — русский сатирик, создавший множество замечательных произведений. Его сатира всегда справедлива и правдива, он бьет точно в цель, вскрывая проблемы современного ему общества. Вершин выразительности автор достиг. .

Сказки Салтыкова-Щедрина 30-е годы XIX столетия — одна из самых тяжелых страниц в истории России. Революционное движение было разгромлено, реакционные силы праздновали свою победу, либеральная и народническая интеллигенция трусливо заискивала перед властями. .

Реальное и фантастическое в прозе Салтыкова-Щедрина Реальное и фантастическое в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина. В начале рассуждения отметьте, что сатирические сказки М. Е. Сал­тыкова-Щедрина, написанные в основном в поздний период творчества писателя, обличают правителей России, государственное. .

Сатира на человеческие пороки в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина Много сказок Салтыкова-Щедрина посвящены разоблачению обывательщины. Одна из наиболее острых — «Премудрый пескарь». Пескарь был «умеренным и либеральным. Папка научил его «мудрости жизни»: ни во что не вмешиваться, беречь себя. .

Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Появление сказок Салтыкова-Щедрина в первой половине 80-х годов XIX века во многом объясняется тем, что в то время аллегорические образы и сказочная фантастика стали для писателя средством художественной «конспирации» наиболее. .

Рецензии к сказкам Салтыкова-Щедрина. Часть 1 В настоящее издание включены избранные сказки Салтыкова-Щедрина, часть сказочного цикла, в который входит 32 произведения. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Горячим поклонником сатирического таланта Салтыкова-Щедрина был. .

Краткое содержание «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина Жил-был «просвещенный, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека. Пескарь построил. .

«Премудрый пискарь» Салтыкова-Щедрина в кратком изложении Жил-был «просвещенный, умеренно либеральный» пискарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пискарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пискарей, от человека. Пискарь построил. .

Какова особенность названий сатирических сказок Салтыкова-Щедрина? Сказка — один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической. .

Сюжет сказки Салтыкова-Щедрина «Коняга» По манере повествования «Коняга» представляет собою как бы лирический монолог автора и в этом отношении напоминает сказку-эпопею «Приключение с Крамольниковым», очерк «Имярек» и предсмертную страницу незаконченных «Забытых слов». И совершенно. .

Читайте также:  История одного города М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие: сочинение

Подробный анализ сказки «Либерал» Салтыкова-Щедрина

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Либерал» показывает, что в ней писатель разоблачил либеральную интеллигенцию, скрывающую под кричащими лозунгами трусливую и жалкую гражданскую позицию. Критики назвали это произведение «трагикомедией либерализма». Сказка знаменита не только раскрытием внутренней сущности ее героя — представителя либеральных взглядов, безымянного интеллигента, но и предсказанием эволюции русского буржуазного либерализма до 1917 года.

Краткий анализ

Сказка «Либерал» — самая резкая изо всех литературных произведений, критикующих либерализм. Автор пренебрежительно насмехается над либеральной интеллигенцией, ее позорным малодушием.

Благородный общественный деятель, мыслящий об идеалах:

  1. Просит у правительства реформ «по возможности».
  2. Довольствуется «хоть чем-нибудь».
  3. Соглашается на действия «применительно к подлости».

Так прослеживается эволюция либеральной общественной прослойки. Автор сумел достоверно изобразить портрет российского либерала тех лет. По мнению многих, не только прославленного сатирика, более трусливых и ничтожных политиков, чем русские либералы, не существует. Салтыков-Щедрин показывает, как либеральные устои заставляют пресмыкаться перед властью, подобно гиене.

Интересный факт: В. И. Ленин очень часто обращался к сказке Салтыкова-Щедрина, употребляя цитаты из нее. Выражения «по возможности» и «применительно к подлости» стали крылатыми.

Главный герой, разбор сюжета

Салтыков-Щедрин создавал свои сказки в годы жесткой литературной цензуры. Все произведения, неблагонадежные с точки зрения власть предержащих, запрещались. Авторам, если они хотели донести свои мысли до читателей, приходилось использовать метафоры и другие художественные средства, скрывающие от цензуры настоящий смысл литературных произведений.

Основным персонажем в сказке является безымянный представитель либеральных взглядов. Он активно пропагандирует идеологию, суть которой выражается в:

  • абсолютной свободе,
  • народной самодеятельности,
  • всеобщей обеспеченности.

На самом деле это всего лишь слова, лишенные четкого содержания, и их никак нельзя использовать практически — для устройства общественного порядка. Окружающие хорошо относятся к главному герою, понимая и поддерживая его стремление улучшить жизнь людей, но при этом проявляют снисхождение. Им понятно, что лозунги — всего лишь слова, которые вряд ли будут подкреплены действиями из-за расплывчатости формулировок.

Либерал, видя бесполезность своей пропагандистской деятельности, решает обратиться за советом к «знающим людям» — так образно Салтыков-Щедрин представил в сказке господствующий класс — людей обеспеченных, хорошо устроенных в жизни. Они уверили либерала, что не меньше его переживают за общество, и поддерживают идеи свободы, самодеятельности и обеспеченности — но только в установленных пределах.

Ободренный и получивший разрешение действовать дальше, либерал начинает требовать реформ в пределах норм, установленных «сведущими людьми». У него ничего не получается, поэтому ему приходится ужимать свои планы и идеалы до микроскопических размеров.

Даже «по возможности» оказывается слишком революционным и неприемлемым для «сведущих людей». Всемогущие чиновники убеждают главного героя довольствоваться «хоть чем-нибудь». Это удобный для них масштаб, и бюрократы настаивают на нем, намекая, что иначе героя постигнут негативные последствия. Либерал послушно подстраивается к государственной политике и утешается тем, что сам он мудр и благороден несмотря на то, что его идеалы стали трактоваться «относительно к подлости».

Российская действительность XIX века

Для письменного анализа стихотворения Салтыкова-Щедрина необходимо знать исторический контекст. Произведение было написано в 1885 году. Автор назвал его сатирической сказкой, но создавалось оно не для детей. Даже не любой взрослый сможет проанализировать «Либерала», понять его смысл и суть.

Автор показал, что такое либералы того времени, живущие в России. Сначала они требуют от господствующего класса реформ, причем значительных, идеалистических, не привязанных к реалиям. Получив отказ, снижают требования все больше, и в конце готовы довольствоваться хоть чем-нибудь. Действуя «применительно к подлости», они показывают свою трусость и согласие на молчание.

В то время в России называли либералами людей, требующих реформ, но желающих найти компромисс с правящим классом. Салтыков-Щедрин описывает именно эту категорию политиков и общественных деятелей.

Это так называемые «умеренные либералы», которых сатирик беспощадно высмеивал начиная с 1860 г. В сказке точно показан портрет среднего представителя этого политического течения. Анализ Салтыкова-Щедрина показал, что нет более трусливого и ничтожного человека, чем русский либерал. Сатирик блестяще объяснил в своей сказке, почему это общественно-политическое течение не может улучшить жизнь людей.

Сочинение на тему «Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина»

Перед вами сочинение, в котором проводится анализ сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Данное сочинение поможет вам в подготовке к урокам русской литературы.

В сочинении упоминаются произведения Господа Головлевы, История одного Города, Сказки для детей изрядного возраста, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.

Сатира Салтыкова-Щедрина – сочинение.

А.С. Пушкин, говоря о Фонвизине, назвал его «сатиры смелый властелин». Это определение в большей степени подходит великому русскому сатирику — Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину. Он использовал в своем творчестве самые разные литературные жанры: романы, повести, рассказы, очерки и пьесы. Все они, как бы сливаются в одно целое, ярко и могуче изображают целое историческое время. Критикуя в своих произведениях темные и порочные стороны жизни, Салтыков-Щедрин всегда явно или скрыто, если того требовала цензура, воспевал счастливые идеалы социальной справедливости, разума и света.

Выступая беспощадным обличителем общественных пороков «сверху донизу», Салтыков-Щедрин исходил из своих собственных глубоких впечатлений и наблюдений жизни. Состоя на государственной службе в должности вице-губернатора, Михаил Евграфович воочию познакомился с царскими структурами власти и убедился, что государство прежде всего стоит на страже интересов правящего сословия — дворянства. Нужды простого народа никого не заботили, а напротив, считалось, что русский мужик счастлив и всем доволен. Его обманывали, обкрадывали, унижали и притесняли различные слои чиновничества, с которым писатель вплотную познакомился и изучил его, находясь в ссылке, в Вятке. Умело замечая в жизни все негативные ее проявления, известный сатирик воспроизводил действительность в своих произведениях с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации и гротеска. Бескомпромиссностью своих суждений о предмете осмеяния Салтыков-Щедрин снискал у своих современников уважение и восхищение. Его называли «диагностом наших общих зол и недугов«.

Описывая в «Господах Головлевых» жизнь дворянской семьи, писатель остро высмеивает ущербную личность, тонко исследует природу зла в психологическом плане человека. Достается от его иронии и чиновникам да начальникам различных рангов, которые он едко изображает в «Истории одного города«. Здесь повествование ведется от лица летописца-обозревателя, который насмешливо коллекционирует пороки своего города. Конечно, сатира писателя создает образы высокой степени условности, но такие образы яснее и контрастнее дают нам возможность увидеть реальные недостатки и изъяны общества того времени, его различных слоев.

Многие из образов Салтыкова-Щедрина напоминают нам и сейчас встречающихся людей. Такие типы показаны в сатирических «Сказках для детей изрядного возраста«. Это великолепное произведение было издано нелегально, потому что царская цензура сочла его за яростный выпад против правящего класса. В сказках Щедрина изображено множество типов господ: помещиков, купцов, чиновников и прочих. Все они нарисованы художником высокомерными, заносчивыми и при этом совершенно беспомощными, неумелыми и глупыми. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин пишет с присущей ему иронией:

«Служили генералы в какой-то регистратуре…, Следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали».

Они ничего не умели делать, кроме как жить за чужой счет. Твердо зная, что булки растут на деревьях, они верили в свою исключительность, не задумываясь нисколько о собственной личной значимости. Разве нет таких «генералов» в нашей жизни? Они нередко встречаются, амбиции их велики. Они желают только иметь, а работать, по их убеждению, обязаны такие «бездельники«, как мужик из «Повести…» Изобличительная пародия Салтыкова — Щедрина, всегда снисходительная к народу-труженнику, ставит в укор мужику его безропотность и покорность. Мужик показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит, но вот получает приказ вить для себя веревку, чтоб не убежал, и он с готовностью берется за дело.

В сказке «Дикий помещик» Щедрин так же высмеивает неспособность русских господ прожить без своих, хоть и дурно пахнущих, мужиков. Героя этой сказки мучает холопий дух и неприглядный вид его крестьян, он мечтает избавиться от них. И вот, оставшись один-одинешенек, он превращается в «дикого помещика»: «весь… оброс волосами… а когти у него сделались как железные«.

Сказки писателя полны сетований, что народ слишком молчалив, терпелив, забит и темен. Он смиренно несет лишения н свой тяжкий труд, не помышляя даже о сопротивлении. В сказке «Медведь на воеводстве» писатель показывает, на что способно возмущение народа. Медведь, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, оказался посаженным на рогатины, с него «содрали шкуру». Понятно, почему эти сказки не допускали к изданию. Здесь явно слышится угроза жестокому правящему классу.

Уничтожающе беспощадная сатира Салтыкова-Щедрина воспроизводит действительность как нечто превратное, несообразное, несостоятельное, она вызывает очищающий смех над пороками времени и общества и одновременно возбуждает воспоминание о высших жизненных ценностях: добре, истине, красоте. Провожая в «царство теней все отжившее«, сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина тем самым защищает положительное, подлинно живое, нравственное и духовное начало человека.

Читать произведения великого сатирика довольно непросто, не все в его творчестве понятно и интересно современному человеку. Но большинство «детей изрядного возраста» до сих пор с удовольствием читают «правдоподобное неправдоподобие» салтыковской сатиры.

«Либерал» – анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Работы автора необычны тем, что он с их помощью обличал власть, эгоистичные поступки людей. Делал это Михаил Евграфович в иносказательной форме.

История создания

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина будет неполным без упоминания того, что сподвигло писателя на создание такой работы. В конце XIX века в России была строгая цензура, которая не давала публиковать большинство работ.

Сказка «Либерал» была написана в апреле 1885 года. Сам писатель остался доволен работой, но в то же время в письме к Соболевскому высказывал сомнения в ее качестве. Рукопись и корректура работы не сохранились. Предположительно, Салтыков-Щедрин написал сказку после известия о поступках известного либерального деятеля В. И. Лихачева, чьи неэтичные методы касались избрания главой петербуржской думы.

В конце апреля он отправил рукопись в журнал «Русские ведомости», но они два месяца не публиковали ее. Возможно, редакция опасалась цензуры или не хотела публиковать едкую сатиру. Впервые работа была опубликована в конце июня 1885 года.

Краткое содержание

В истории нет конкретных героев и не указано место действия. В ней идет речь о человеке, который был либералом. Ему всегда было до всего дело, он везде лез и все узнавал. Считал своим долгом предупреждать об опасных последствиях.

Читайте также:  «Сказка — ложь, да в ней намек...» (по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина): сочинение

По его мнению, в основе общественности лежат три вещи — идеалы, обеспеченность, самодеятельность. Его раздражали люди, которые не понимали своей роли и не хотели быть творцами своей судьбы. Либерал пытался им внушить собственные идеалы. Его стремления все прощали.

Главный герой ничего не требовал, предлагал по мере возможности помощь. Его идеи были очень расплывчатыми, но он не спешил наполнять их смыслом. Либерал обратился к знающим людям, и они ему посоветовали действовать в пределах.

С этого момента главный герой начал действовать просто — то урвет, то урежет, то спрячет. Его соратники молчали и давали возможность исполнять задуманное. Позже сведущие люди признали, что им тяжело выдерживать идеалы либерала. Он смирился с их решением и время от времени старался что-то урвать.

Потом героя и вовсе попросили забыть об идеалах. Через некоторое время либерал шел с другом по улице и почувствовал брызги.

Дождя не было, и помои никто не выливал. Оказалось, что это из-за угла человек плюнул в героя и его идеи. Только ему не хватило смелости сделать это прямо в глаза.

Анализ произведения

Детальный разбор сказки позволяет лучше понять не только сюжет, но и ее идею. Сложность восприятия работы Салтыкова-Щедрина заключается в том, что он писал в иносказательной манере.

В анализе произведения поможет письменный план:

  • тема и главная мысль сказки;
  • особенности сюжета;
  • сатирические приемы.

В своей сказке писатель показал трусость либералов, подчеркнул их тягу к подлостям. Особенно зол Салтыков-Щедрин стал после закрытия «Отечественных записок», и никто из либералов не выразил ему сочувствия. В сказке писатель наглядно показал, как новое политическое течение стремится к прислуживанию буржуазии и правительству.

Центральная тема сказки — настоящая сущность российского либерализма. В работе наглядно показано, как был совершен переход от идеала к подлости.

Интересен тот факт, что сатирические работы писателя не раз вспоминал Ленин. Он соглашался с тем, что сторонники либерализма — эгоистичные и трусливые люди.

Отзывы читателей

Работа Салтыкова-Щедрина «Либерал» небольшая по объему, но это не мешает ей быть интересной. Писатель талантливо обнажил человеческие пороки, его фраза «применительно к подлости» стала крылатой. Мне очень понравилась его работа, так как она остроумная.

Первоначально мне показалось странным, что сказкам Салтыкова-Щедрина уделяется столько внимания. Только после внимательного чтения мне удалось понять их прелесть и ценность для русской литературы. В сюжетах скрыто множество смыслов, идей. Разбор каждого сюжета занимает время, но оно того стоит. В сказке «Либерал» писатель красиво обличает всю суть этого политического движения.

Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина сохраняют актуальность по сегодняшний день. Со времен писателя мало что изменилось, и многих персонажей можно увидеть и сегодня. В произведении «Либерал» красочно отражена эволюция российских либералов. Мне очень понравилась работа Салтыкова-Щедрина, она емкая и яркая.

Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Книга Салтыкова-Щедрина “Сказки” включает тридцать два произведения. Сказки обычно определяют как итог его сатирического творчества.

Салтыков-Щедрин затронул в этих маленьких произведениях множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем. Он широко представил и глубоко осветил жизнь русского общества второй половины XIX в., воспроизвел всю его социальную анатомию, коснулся всех основных классов и группировок.

Произведения щедринского сказочного цикла объединяются некоторыми общими идеями и темами. Эти общие идеи и темы, проникая друг в друга, придают определенное единство всему циклу и позволяют рассматривать его как произведение целостное, охватываемое общей идейно-художественной концепцией.

Самый общий смысл в проблематике “Сказок” заключается в развитии идеи непримиримости классовых интересов в обществе, в стремлении понять самосознание угнетенных, в пропаганде социалистических идеалов и необходимости общенародной борьбы.

Идея непримиримости классов и борьбы против социального неравенства особенно ярко выражена в сказках “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Карась-идеалист”, “Бедный волк” и др. Сатирик, с одной стороны, рисует картину классовых противоречий, произвола властей и страдания угнетенных, с другой – разоблачает и клеймит несостоятельность и вред всяких рецептов мирного урегулирования классовых интересов.
В художественном зеркале “Сказок” представлены: 1) сатира на правительственные верхи самодержавия и эксплуататоров; 2) сатира на поведение разных слоев интеллигенции; 3) положение народных масс; 4) моральные проблемы и проблемы революционного мировоззрения.

Словами и образами, полными гнева и сарказма, Щедрин изобличает в сказках принципы эксплуататорского общества, идеологию и политику дворянства и буржуазии. Резкостью сатиры против верхов самодержавия отличаются три сказки: “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат” и “Богатырь”. В сказке “Медведь на воеводстве” издевательски высмеиваются царь, министры, губернаторы, заметны признаки памфлета на правительство Александра III. Основной смысл этой сказки состоит в разоблачении жестоких невежественных правителей эпохи и монархии как антинародной деспотической государственной системы.

В сказке “Орел-меценат” писатель высмеивает деятельность царизма на поприще просвещения. Орел-меценат решил заняться водворением наук и искусств при дворе, учредить “золотой век” просвещения. В этом произведении Щедрин заклеймил холопство в народе и искусстве, показал, что монархический строй враждебен подлинному просвещению. Он допускает его только в таких пределах и в таком виде, которые потребны для услаждения паразитических верхов: “орлы для просвещения вредны”.

Карающий смех сатирика не оставляет в покое представителей массового хищничества – дворянство и буржуазию. Они выступают в сказках то в обычном социальном облике помещика (“Дикий помещик”), генерала (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), купца (“Верный Трёзор”), кулака (“Соседи”), то – и это чаще – в образах волков, лисиц, щук, ястребов и т.д.
Умение сатирика обнажать “хищные интересы” крепостников ярко проявилось уже в первых его сказках – “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” и “Дикий помещик”. Приемами остроумной сказочной фантастики Щедрин показал, что источником материального благополучия и дворянской культуры является труд мужика. Генералы-паразиты обнаружили повадки диких зверей, очутившись на острове без прислуги, одни: “В глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились”. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный “генеральский” облик.

В повествовании же о диком помещике мужик не нашелся. И помещик одичал, с головы до ног оброс волосами, “ходил же все больше на четвереньках”, “утратил даже способность произносить членораздельные звуки”.

Щедрин высмеивает лицемерие хищников-тунеядцев и разных прекраснодушных апологетов разбоя. Волк обещал помиловать зайца (“Самоотверженный заяц”), другой волк однажды отпустил ягненка (“Бедный заяц”), орел простил мышь (“Орел-меценат”), добрая барыня дала погорельцам милостыню, а поп обещал им счастливую загробную жизнь (“Деревенский пожар”) – об этом пишут с восхищением другие. Салтыков ниспровергает все эти панегирики, усыпляющие бдительность жертв. Разоблачая ложь о великодушии и красоте “орлов”, он говорит, что “орлы суть орлы только и всего. Они хищны, плотоядны . хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное время (от разбоя) дремлют”.

Еще больше внимания, чем верхам, сатирик уделил в своих сказках изображению быта, психологии, поведения “пестрых людей”, разночинной массы, разоблачению обывательского страха перед жизнью. В “Премудром пискаре” сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы реакции поддалась постыдной панике. Пискарь, чтоб не быть съеденным хищными рыбами, забился в глубокую нору, лежит и “все-то думает: кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?” Он не заводил ни семьи, ни друзей. “Он жил и дрожал – только и всего”.

Щедрин в сказке “Самоотверженный заяц” иронизирует, с одной стороны, над наглыми волчьими повадками поработителей, а с другой – над слепой покорностью их жертв.

В сказке “Карась-идеалист” речь идет о тех идейных заблуждениях, утопических иллюзиях, которые были присущи части передовой интеллигенции, принадлежавшей к лагерю демократии и социализма. В ней звучит мотив наивного правдоискательства и критика утопических иллюзий о возможности достижении социальной гармонии путем морального перевоспитания эксплуататоров.

Скорбная дума о положении народа, о его судьбе, о его нуждах, любовь к нему и забота о его счастье проходят через все творчество Щедрина. Образ народа представлен во многих сказках и, прежде всего, в таких, как “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Праздный разговор”, “Коняга”, “Кисель” и др. В них писатель воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, горькие раздумья над судьбой угнетенного народа и свои светлые надежды на силу народную.

Наряду с политическими и социальными проблемами Щедрин постоянно касался в своем творчестве и проблем моральных. Осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде революционно-демократической нравственности посвящены такие сказки, как “Пропала совесть”, “Добродетели и пороки”, “Дурак”, “Баран Непомнящий”, “Христова ночь”, “Приключение с Крамольниковым”. В них сатирик показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитическом обществе, где совесть превращена в “негодную тряпицу”, добродетели легко уживаются с пороками на почве лицемерия, подлинное человеческое достоинство признают ненормальным, опасным и подвергают гонению.

Особое место в творчестве Щедрина занимают сказки о правдоискателях (“Христова ночь”, “Рождественская сказка”, “Путем-дорогою”). В них раскрывается трудность борьбы за правду и все-таки необходимость ее.

Внести сознание в народные массы, вдохновить их на борьбу за свои права, пробудить в них понимание своего исторического значения – в этом состоит основной идейный смысл “Сказок” Щедрина, и к этому он призывает своих современников.

Ссылка на основную публикацию
×
×