Сказки для детей изрядного возраста: сочинение

Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (1)

Школьное сочинение

Сказка — малый эпический жанр, истоки которого коренятся в устном народном творчестве. В основе сказки лежат вымышленные, фантастические или авантюрные события, а финал чаще всего оптимистический: добро побеждает зло. Как и большинство других эпических жанров, сказка параллельно существует в фольклоре и в форме авторского литературного творчества.

Форму народной сказки использовали многие писатели. Их литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Одним из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки стал цикл фантастических миниатюр М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Призванием М.Е. Салтыкова-Щедрина была политическая сатира, основным оружием — бичующий смех, социальным идеалом — общество равноправных, свободных, счастливых людей. Для сатиры Салтыкова-Щедрина были обычны приемы художественного преувеличения (гипербола, гротеск), фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира. Эти приемы приводили сначала к появлению сказочных эпизодов внутри произведений, а затем и к первым самостоятельным сказкам как к жанру. Именно сказки стали итогом многолетних жизненных наблюдений и размышлений писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, в них широко используется гротеск и гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Но в отличие от народных сказок, сказки Салтыкова-Щедрина всегда острополитичны, в них ставятся самые животрепещущие вопросы современной ему жизни.

Каждая из сказок Щедрина — законченное и совершенное произведение. Но целостное представление о замысле и идее возникает только после знакомства со всем сказочным циклом.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обратился еще в 60-е годы XIX века, создав три замечательных произведения: “Дикий помещик”, “Пропала совесть” и “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Большинство же сказок цикла, состоящего из тридцати двух произведений, было написано в 80-е годы. Все сказки объединяются в цикл общими идеями и темами. Основной смысл цикла — в развитии идеи непримиримости классовых интересов в эксплуататорском обществе, в стремлении поднять самосознание угнетенных, пробудить в них веру в собственные силы. Не случайно сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина издатели-подпольщики назвали “Сказками для детей изрядного возраста”, то есть для взрослых, вернее, для тех, кто не только размышляет о жизни, но в ком пробуждается осознание своего человеческого достоинства.

Почему писателем был избран именно этот жанр? Во-первых, для едкой обличительной сатиры хороша была аллегорическая форма, ведь иносказания — любимая сфера мастера эзопова языка. Во-вторых, любая сказка заключает в себе или откровенное назидание (как мораль в басне), или фокусирует народную мудрость, идеальные представления. В-третьих, язык сказок необыкновенно ярок и образен, что позволяет наиболее точно донести до читателя идею произведения.

По своему содержанию сказки Салтыкова-Щедрина больше всего похожи на бытовые или плутовские, но действующие лица в них (как в баснях или сказках о животных) — звери, птицы, рыбы. С волшебными сказками щедринские роднит использование традиционных зачинов, присказок: “жили да были” (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), “в некотором царстве, в некотором государстве” (“Дикий помещик”, “Недреманное око”), “в старые годы, при царе Горохе” (“Дурак”) и другие; “ни в сказке сказать, ни пером описать”, “по щучьему велению, по моему хотению” и тому подобное; встречаются и троекратные повторы.

А дальше начинаются новаторские введения: в основе сатирической фантазии Щедрина лежат народные сказки о животных, и каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж. Герои-животные вроде ведут себя, как им положено, но вдруг проскользнет что-то, присущее человеку, да еще принадлежащему к определенному сословию и живущему в то или иное историческое время (“премудрый пискарь”, например, просвещенный, умеренно-либеральный, в “карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется”).

Кроме всем известных по народным сказкам трусливого зайца, туповатого медведя, хищной щуки писатель придумывает новые обобщающие образы-аллегории: карась-идеалист, орел-меценат и другие. Язык сказок Салтыкова-Щедрина тоже не совсем сказочный: фольклорные обороты в нем смешиваются с канцеляризмами, книжная лексика сменяется просторечием (причем как в речи персонажей, так и в авторском повествовании). Это создает комические эффекты несоответствия, например, положения в обществе — умственному кругозору (Орел-меценат, если понимал что-то, произносил одно слово: “Имянно”).

Излюбленные художественные приемы Щедрина — ирония, гипербола и гротеск, которые усиливают горестные впечатления от столкновения с “чудесами” русской жизни. Так, например, генералы, откормленные мужиком (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сделались “веселые, рыхлые, сытые, белые”. Такое перечисление неоднородных определений как однородных звучит издевательски: только сытое тело может развеселить генералов. В “Диком помещике” почти те же эпитеты еще больше усиливают обличение паразитизма “русского дворянина” — “тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”.

Сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на несколько основных тематических групп. Это сатира на правительственные верхи, эксплуататорские классы: “Дикий помещик”, “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Обличение поведения и психологии обывательски настроенных интеллигентов: “Премудрый пискарь”, “Самоотверженный заяц”, “Карась-идеалист”, “Вяленая вобла”. Изображение трудолюбивых, талантливых, могучих и вместе с тем покорных своим угнетателям народных масс: “Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Богатырь”. Пропаганда новой морали: “Дурак”, “Христова ночь”.

В сказке “Медведь на воеводстве” разворачивается беспощадная критика самодержавия в любых его формах — в лесу царствуют трое воевод-медведей, разных по характеру: злого сменяет ретивый, ретивого — добрый, но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни.

Зло заключается не в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной природе власти. В сказке “Орел-меценат” Щедрин показывает враждебность деспотической власти просвещению, а в “Богатыре” история российского самодержавия заключена в образе гниющего богатыря и завершена полным его распадом и поражением.

Обличению паразитической сущности господ посвящены сказки о диком помещике и двух генералах. Между ними много общего: и в том и в другом случае писатель оставляет господ наедине, освобожденными от кормильцев и слуг. Но перед “освобожденными” от мужика господами открывается один-единственный путь — полное одичание.

В сказке “Карась-идеалист” писатель развенчивает драматические заблуждения русской и западноевропейской интеллигенции, примыкающей к социалистическому движению. Карась-идеалист исповедует высокие социалистические идеалы и готов к самопожертвованию ради их осуществления, он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук. Но дело совсем не в “злых” и “неразумных” щуках: сама природа хищников такова, что они проглатывают карасей непроизвольно—у них тоже “комплекция каверзная”.

С негодованием и болью пишет Салтыков-Щедрин о трудящихся, жизнь которых можно приравнять только к каторге (“Коняга”). “Работой исчерпывается весь смысл его существования, для нее он зачат и рожден, вне ее он не только никому не нужен, но как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб”. Писатель возмущен пассивностью народа, каким-то врожденным холопством: умный мастеровитый “мужичина” в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” не только беспрекословно служит генералам, но и всячески унижается перед ними: им нарвал спелых яблок, а себе взял одно кислое; по требованию “хозяев” сплетает себе веревку и сам же себя привязывает, “чтоб не убег”. Это предел абсурдности холопского поведения, но в этом проявляется и главная особенность сказок Щедрина — сочетание смешного и трагического.

Тем не менее, вера Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю остается неизменной. Свою надежду на счастливое преображение жизни, на неизбежность справедливого возмездия писатель воплотил в сказке “Христова ночь”. Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж. На всем лежит печать сиротливости, все сковано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. Но раздается звон колоколов, и мир оживает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос. Воскресает, чтобы словами “Мир вам!” к народу, не утратившему веры в торжество правды, клеймить “мироедов”, но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное странствие. На наших глазах совершается страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, забывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно.

“Я люблю Россию до боли сердечной”, — писал Щедрин. И все его творчество, вся жизнь — яркое тому доказательство.

Размышления о «Сказках для детей изрядного возраста»

Сочинение написано в жанре эссе. Автор размышляет о творческом таланте писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Акцент сделан на «Сказках для детей изрядного возраста». Тема рассматривается на основе трех произведений /сказок/. Это «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «Премудрый пискарь». Автор пытается увидеть основные черты писательского почерка. В работе прослеживается острая проблематика сказок. Автор делится собственными мыслями о прочитанном, выражая их интересно и лаконично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Сочинение по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина544.62 КБ

Предварительный просмотр:

о «Сказках для детей изрядного возраста»

Номинация «Проза» /эссе/

Петухова Дарья Викторовна, 03.01.2003 г.,

399 370, Липецкая область, г. Усмань,

ул. Терешковой, д.13, кв. 12а, т. 89205044584

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г. Усмани Липецкой области,

Адрес организации: Липецкая область, г. Усмань,

ул. Шмидта, д. 15, т. 8 474 72 2-17-52

Педагог: Костерева Елена Николаевна

Сочинение написано в жанре эссе. Автор размышляет о творческом таланте писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Акцент сделан на «Сказках для детей изрядного возраста». Тема рассматривается на основе трех произведений /сказок/. Это «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «Премудрый пискарь». Автор пытается увидеть основные черты писательского почерка. В работе прослеживается острая проблематика сказок. Автор делится собственными мыслями о прочитанном, выражая их интересно и лаконично.

Средняя полоса России, говорил когда-то Иван Бунин, дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский язык, по его мнению, зародился и постоянно обогащался именно в этих местах. Нам часто напоминали эти слова на уроках литературы в связи с изучением творчества какого-то писателя. Пушкин, Толстой, Бунин, Лесков, Платонов… Кажется, этот список можно продолжать бесконечно. Какие таланты! Какие великие умы! И такая гордость берет, когда осознаешь, что ты ходишь по той же земле, дышишь тем же воздухом, что и они.

И вот ещё одно имя – Михаил Евграфович Салтыков –Щедрин. Он тоже отсюда, из средней полосы России, из Тульской губернии. Обучаясь в Царскосельском лицее, потом Александровском, Салтыков-Щедрин уже, что называется, показал себя. Он писал стихи, которые учителя называли «неодобрительными», то есть вольнодумными. Меня это поразило: он умел уже в таком юном возрасте не только видеть недостатки окружающей действительности, но и открыто говорить о них. Смело! Особенно в то время, когда за любые проявления вольнодумия наказывали.

Знакомясь с творческой биографией дальше, я поняла, что свобода мысли, её смелость, честность и неподкупность – это почерк Салтыкова-

Щедрина. А когда это переплетается с острой сатирой, иронией, то становится просто «горючей смесью». Это меня и подкупило. Я с интересом перечитала его сказки, поняв, как много я недопонимала в них раньше. Это же почти исторические документы, запечатлевшие примеры социального неравенства. На уроках истории вполне можно вспоминать сказки писателя при изучении истории крепостного права в России. И надо отдать должное мудрому сатирику, который обвинял не только жестоких эксплуататоров, но и сам народ, пассивный, забитый и все терпящий.

Снова перелистываю страницы «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». И вспоминаю, как я с нескрываемым удовольствием смеялась над глупостью и беспомощностью двух генералов и очень-очень хотела, чтобы они все-таки не нашли мужика. Ведь для этого мужика, сильного и умеющего все, необитаемый остров был раем. Разве можно отказаться от рая? Оказывается, можно. И кого ради?! Вот тут мои переживания за мужика переросли в злость на него. Спрашивается, ну зачем? Зачем ты разбудил в себе раба? Да будь что будет с этими генералами! Но нет, быть подневольным, послушным

–это многолетняя привычка человека из народа.

Кстати, не будь мужика на острове, генералы стали бы, наверное, животными. Как дикий помещик из одноименной сказки Салтыкова –Щедрина. Он попробовал жить без мужика. Результат говорит сам за себя- помещик быстро одичал. Я вот думаю: а может он уже и до этого был диким, раз ни к чему не приспособлен, раз брезгует теми, от кого зависит его сладкая жизнь? Мне ничуть его не жаль. Так ему и надо. Пусть остаётся получеловеком. Эта сказка – намек и на зверство крепостников, и на их глупость, самодурство, бесполезность.

Да, какой все-таки молодец писатель. Как доступно, легко и оригинально он рассказал о проблеме, которая существовала в России столетия. А ведь как нужны были в то время люди, которые могут громко, не боясь, сказать об этом, не отсиживаться прикусив язык, не жить по принципу «моя хата с краю». Кстати, Салтыков –Щедрин и подобных молчунов тоже не обошел вниманием. Да, я сейчас говорю о «Премудром пискаре». Именно пИскаре. У писателя это слове пишется через И. Может, потому, что этот представитель мелких

рыбешек даже пискнуть боялся? Зарывшись в своей норе на самом дне,

люди, подобные таким пискарям, не только впустую проживают свою жизнь, но и наносят вред окружающим своим равнодушием и преступным молчанием. Конечно, здесь снова намек на серьезные проблемы общества, на отстраненную позицию тогдашней интеллигенции.

Хороши, очень хороши сказки Салтыкова-Щедрина. Читая, я смеялась и злилась, сочувствовала и осуждала. Может быть, я не все до конца поняла, но уверена, что перечитаю сказки не раз, ведь мне еще далеко до «изрядного возраста». А перечитывая, буду делать новые открытия.

Сказки для детей изрядного возраста (Салтыков-Щедрин М. Е.)

“Я — писатель, в этом моё призвание”, — говорил Щедрин.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — яркий представитель русской сатирики. Из его произведений широко известен сборник “Сказки для детей изрядного возраста”. В него входит несколько произведений, представляющих собой сатирические сказки. Но это не совсем сказки, они не предназначены для развлечения.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

На это указывает название. “Изрядный возраст” показывает, что под читателями подразумеваются взрослые. Но слово “дети” подчеркивает, что автор надеется на проявление читателями некоторых детских черт: любознательность, наивность, непосредственность, готовность к переменам. Прочитав сказки “Медведь на воеводстве” и “Премудрый пискарь”, я заметила, что в костюме детских произведений прячутся серьезные размышления.

В первой сказке под животными ясно видятся обычные начальники, чиновники. Представлены три типа управленцев. Первый стремится увековечить свое имя любой ценой, даже через кровопролития. Второй не собирается совершать преступления и злодейства, но хочет создать иллюзию активной деятельности, поэтому публично грабит мужиков. Третий боится высунуть нос и влезть в дела, поэтому лишь получает жалованье, использует свое служебное положение. Все три медведя плохо закончили: Топтыгин первый остался майором навек, второй Топтыгин был убит мужиками, третий пойман охотниками. Этим показывается, что такие стратегии не оправдали себя. Автор освещает очень серьезную проблему, актуальную и сейчас — у власти состоят незаинтересованые в процветании подопечных, неумелые и неразбирающиеся в политике люди. Чтобы народ жил припеваючи, верхушку общества должны представлять достойные люди, действительно заслуживающие своё место. Также стоит обратить внимание на второстепенного, на первый взгляд, героя — Историю. Правители боятся её, поэтому она контролирует их. При этом герои так и не поняли, как же оставить в ней положительный след. М. Щедрин даёт возможность читателю самому найти ответ на этот очень важный и философский вопрос. В сказке широко представлены сатирические приёмы. Например, гипербола, иносказание, говорящие имена, повтор имён (Топтыгин). Гипербола в том, что все трое не добились успеха, в реальности даже бездарные личности, держащие бразды правления, часто достигают благополучия. Иносказание очевидно — герои не люди, а животные. Тут же представлены говорящие имена. Автор называет своих героев конкретными животными. Лев — царь зверей, логично поставить его наверх, но при этом всем он безграмотен и тоже преклоняется перед Историей. С Ослом всё понятно, это упрямый тугодум. Медведь — символ простоты, наивности, не заморачивается мелочами, идёт напрямик. Но медведям автор не даёт индивидуальные имена и фамилии, тем самым подчеркивая, что, несмотря на разные линии поведения, по своей сути они одинаковые.

Вторая сказка сильно заинтересовала меня, заставила задуматься о смысле жизни. В центре повествования пискарь, которые не живёт, а существует. Папа посоветовал ему, если он хочет жуировать жизнь, глядеть в оба, но ребёнок сделал это жизненной целью. Все его помыслы были сосредоточены на окружающих его опасностях. Но, буквально лежа на смертном одре, он начал вспоминать свою жизнь. А вспомнить-то нечего. И тут он понял, что был бесполезным, вся жизнь пронеслась перед глазами: “Какие были у него радости? Кого выручил? Кому он добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём? Кто об его существовании вспомнит?”. Вопросы эти очень важные, но на все пришлось ответить: никому, никто. я считаю, что в этом произведении М. Салтыков хочет сказать, что свою жизнь надо прожить разнообразно, не замыкаться, принести пользу обществу. А если ты, как вот этот пескарь, всю жизнь просидел в норке и дрожал, то есть нет смысла ни тебе, ни окружающим, только хлеб даром ел.

Если вспомнить некоторые произведения М. Лермонтова, то можно увидеть некоторые сходства. При знакомстве с главным героем М. Салтыков упоминает, что этот пискарь был умеренно-либеральным, то есть делает отсылку к либералам. Во времена М. Лермонтова многие противники текущей политики прятались, берегли свою жизнью М. Лермонтов не одобрял это. Точно также и М. Щедрин считает, что взгляды не стоит держать в себе, если ты можешь принести какую-то пользу обществу, заставить его развиваться, то делай это! В этом произведении представлены те же приёмы, как и в первом. Иноскаказание — представление героев через животных. Гипербола-пискарь прожил сто с лишком лет. это в очередной раз подчёркивает, что, хотя он и прожил очень-очень много по сравнению с другими, но вспомнить правда было нечего. Другие пискари жили по несколько лет, но их жизнь была в разы богаче по шкале впечатлений, воспоминаний, чем его.

Итак, эти сказки — прекрасный пример того, что даже в несерьезных, как кажется вначале, произведениях может таиться глубокий смысл. Автор стремился, высмеяв пороки, задеть читателя за живое, показать ему, насколько глупы и негативны эти явления для общества. Очевидцы чтений М. Салтыковым-Щедриным его рассказов говорили: “Было что-то страшное в этом смехе, публика смеялась и чувствовала, как бич хлещет её самое”. Так что автор достигал своей цели: люди понимали, что это не фантазия, а суровая реальность, ясно осознавали то, что творится вокруг. Сатира освещает вечные проблемы, помогает их осознать, понимание проблемы- ключ к успешному движению вперёд.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id76567

Сказки для детей изрядного возраста: сочинение

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Какой предстаёт жизнь поместного дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

С17.2. О чём заставляют нас задуматься «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина? (По двум-трём сказкам по выбору).

С17.3. Какой след в жизни ночлежников оставил странник Лука? (По пьесе М. Горького «На дне»).

С17.4. Современный читатель и современный писатель. (Читая романы Бориса Акунина о Фандорине).

Комментарии к сочинениям.

C17.1. Какой предстаёт жизнь поместного дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных — эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни. Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими. Однако Пушкин пишет о поместном дворянстве с большей симпатией, чем о петербургском. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.

C17.2. О чём заставляют нас задуматься «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина? (По двум-трём сказкам по выбору).

Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Сказки — итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. В сказках мы встречаем всех щедринских героев. Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа, его эксплуататоры («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Дикий помещик») здесь и сам народ, трудолюбивый, талантливый, могучий и вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Коняга») здесь и народ пробуждающийся, ищущий правды и свергающий иго самодержавия («Ворон-челобитчик», «Путем-дорогою», «Богатырь»). В сказках рисуется предательство либералов («Либерал», «Вяленая вобла»), трусливая ограниченность обывателя («Здравомысленный заяц»). Во многих сказках Щедрина звучит вера в конечное торжество положительных идеалов. Эта вера освещает светом оптимизма горестные страницы его сатиры. Так, в сказке «Пропала совесть» Щедрин клеймит мир хищников, стяжателей и лихоимцев — общество, потерявшее совесть. Но писатель выражает уверенность в том, что совесть, выброшенная, как ненужная старая тряпица, попав в колыбель, где лежит маленькое русское дитя, найдет в нем своего защитника. Как и Некрасов, Щедрин писал свои сказки для народа, для самых широких читательских кругов.

C17.3. Какой след в жизни ночлежников оставил странник Лука? (По пьесе М. Горького «На дне»).

Автор «На дне» пробуждает читателей поразмыслить над тем, что же полезнее человеку: суровая правда или сладкая ложь? Нужно ли лгать во имя сострадания, как это делает Лука? Горький выражает свою точку зрения устами Сатина: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». Позиция Луки абсолютно противоположна. Принцип, которому следует этот добрый ненавязчивый странник — «ложь во спасение». Лука не столько придумывает для каждого из них заветную мечту, сколько помогает оформиться тому, что давно уже зрело в их душах. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке Сибирь, где тот сможет начать совершенно новую, честную жизнь; Актера уверяет в том, что тот сможет излечиться от пьянства в бесплатной чудо-лечебнице; умирающую Анну теплит надеждой, что за свои нестерпимые муки та после смерти обретет покой и вечное блаженство на небесах. Однако его утешения никому не помогли, так как Лука своими сладкими пилюлями лжи не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Весь его пассивно-сострадательный гуманизм основан на неверии в возможности человека. В глубине души он уверен, что реальное положение изменить уже нельзя, поэтому, и подходит ко всем со своей утешительной ложью. Впрочем, Джо ухода пожилого странника у большинства ночлежников крепнет вера в возможность начать новую жизнь. Ему, безусловно, вдохнуть в них надежду н6а лучшее будущее, согреть их души своим бесконечным сочувствием, которого так не хватало брошенным на дно жизни людям. Однако его проповеди еще больше воспитывали в «босяках» слабость и не способность бороться. «Ты — надейся! Ты — верь!» — внушал он. Но человек же не может постоянно жить иллюзиями. Столкновение с горькой правдой, в конце концов, неизбежно. Яркий пример тому — судьба Актера, не нашедшего силы действовать, разбившегося о суровую реальность, упав с высоты своей мечты, проснувшись он навеянного странником «сна». Философия странствующего проповедника, проверяясь на героях пьесы, всё-таки терпит поражение, ибо ложь, даже «во спасение» — прежде всего проявление неуважения к человеку, и, кроме временного утешения, она не способна ничего принести тому, кто верит в это заблуждение.

C17.4. Главный герой серии приключений Бориса Акунина — Эраст Фандорин. На его поступки мы, как правило, смотрим глазами малознакомых ему людей, мнение которых о нем по ходу действия изменяется. Автору удалось создать живого романтического героя, привлекающего на свою сторону симпатию всех без исключения читателей. Хотя герой и необыкновенный человек, со своими недостатками и достоинствами, он, как и все люди, испытывает чувства к окружающим, порой это любовь или симпатия, иногда ненависть или отвращение, и, несмотря на то, что он их тщательно скрывает, мы знаем, что он может быть и чувствительным человеком; он все время размышляет, обдумывает что-либо. То это очередное расследование, то просто анализ, попытка понять и разузнать все об интересующем его человеке — ведь он необычайно наблюдателен.

На примере жизни Эраста Фандорина мы видим, что жизнь — это не череда только белых или черных полос, жизнь прекрасна. Хотя и бывают несчастья, все пройдет, и жить следует ради простых вещей, которые заставляют людей радоваться. И чтобы понять это, люди страдают. Не испытав горя или несчастья, человек никогда полностью не осознает, не увидит и не поймет, что значит, счастье. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и современной литературой подтверждается высказывание В. Г. Белинского: «Жить — значит, чувствовать, мыслить, страдать».

Смех Салтыкова-Щедрина в цикле «Сказки для детей изрядного возраста»

Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию.

Понимая, что революцию может совершить только народ, Салтыков-Щедрин старается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем блеске раскрылся талант сатирика в его сказках. Этот жанр позволяет скрыть истинный смысл произведения от цензуры. В сказках Салтыков-Щедрин раскрывает тему эксплуатации народа, дает уничтожающую критику паразитизму дворянства, чиновникам — всем тем, кто живет народным трудом.

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» писатель изображает двух генералов, которые попали на необитаемый остров. Два крупных чиновника всю свою жизнь прослужили в регистратуре, которую потом «за ненадобностью упразднили». Попав на остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на острове мужика, бездельники так и умерли бы с голоду, хотя на острове было множество плодов, рыбы и всякой живности. Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность в себе. «Вишь, как хорошо генералом быть», — говорит один из них.

В этой сказке Салтыков-Щедрин изобличает паразитизм, полную неспособность людей, которые давно отвыкли от труда. Позднее Чехов в пьесе «Вишневый сад» покажет нам Гаева, зрелого человека, которому старый лакей Фирс надевает штаны. Окажись Гаев на необитаемом острове, он так же, как и генералы, умер бы с голоду. Генералам не приходит в голову, что эксплуатировать мужика — это позорно и безнравственно, они полностью уверены в своем праве, что на них должен кто-то работать.

Сатирик пишет: «Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег загребли, но и мужика не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра. Веселись, мужичина».

С такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачает самодержавие в сказке «Медведь на воеводстве». Лев в свое дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения «внутреннего супостата». Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода злодеяниями: первый Топтыгин — мелкими (чижика съел), второй — крупными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). Третий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьян против своих угнетателей.

Салтыков-Щедрин показал, что недовольство народа обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью всей самодержавной системы.

Сатирик не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. В сказке «Орел-меценат» выдающийся писатель показал отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один вывод, «что орлы для просвещения не нужны».

В сказке «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин высмеивает мещанство («жил дрожал и помирал дрожал»). Также неравнодушен Салтыков-Щедрин и к идеалистам-утопистам (сказка «Карась-идеалист»). Писатель утверждает, что не словами, а решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это может сам народ.

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина талантлив, самобытен житейской смекалкой. Мужик делает из собственных волос невод в сказке о генералах. Писатель-гуманист полон горечи за свой многострадальный народ, утверждая, что он своими руками «вьет веревку, которую ему потом накинут на шею угнетатели». Образ коняги из сказки Салтыкова-Щедрина — символ порабощенного народа.

Свой стиль Салтыков-Щедрин называет эзоповским, в каждой сказке присутствует подтекст, различные иносказания. Тесно связаны сказки Салтыкова-Щедрина с народным творчеством: он часто употребляет народные пословицы и выражения. Литературное наследство Салтыкова-Щедрина, как и всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и будущему.

Смех Салтыкова-Щедрина — это смех сквозь слезы, горе и страдания. Ярким примером тому являются «Сказки для детей изрядного возраста». Они написаны в русских народных традициях: действующие лица — животные, проблемы у них небывалые, и, наконец, в каждом произведении заложено поучение читателю. Но вот удивительно, звери точь-в-точь как люди! Рыбы читают журналы, современные Михаилу Евграфовичу, птицы служат в государственных учреждениях, платят налоги, учатся в кадетских корпусах. Эти несоответствия традициям являются подтверждением своеобразия цикла «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Мельчайшие детали в описании поведения зверей, их образа жизни дают нам понять, что «Сказки» эти написаны о насущных проблемах России середины восьмидесятых годов девятнадцатого века. Но страшно становится, когда осознаешь, как созвучны они нашему времени, спустя сто лет! В «Сказках» четко прослеживается отношение автора к тому, что происходит в стране. Его сатира направлена против произвола власти и покорности простого обывателя.

В сказке «Премудрый пескарь» автор в аллегоричной форме высмеивает пугливого интеллигента, боящегося перемен, происходящих в обществе, и потому стремящегося прожить так, «. чтобы никто не заметил». «Самоотверженный заяц» напоминает нам законопослушного гражданина, не оказывающего сопротивления вероломству верховной власти.

Но не во всех «Сказках» Салтыков-Щедрин только обличает. Так, в «Коняге» автор задается вопросом о будущем крестьянства. «Самая жизнь Коняги запечатлена клеймом бесконечности. Он не живет и не умирает». Проблема эта рассматривается художником и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Произведение это является изобличающим власть имущих в беспомощности: «И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение. — А что, ваше превосходительство, — сказал он радостно, — если бы нам найти мужика. Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!»

В мужике Салтыков-Щедрин видит единственную силу, способную действовать. Но на работника тут же находятся два генерала, от которых проку, как от дырявых ведер. Герой, у которого были все возможности скрыться от своих эксплуататоров, что удивительно, не предпринимает никаких действий в свое спасение. Эта бессловесная рабская покорность вызывает гнев писателя. Нередко для иллюстрации чрезвычайной мерзости ситуации Салтыков-Щедрин использует гротеск. Особенно часто он прибегает к этому художественному приему в повести «История одного города». Краткие характеристики градоначальников — «отцов» города — изобилуют фантастикой и сарказмом. Так, некий город- ничий имел в голове механизм наподобие часов, за что и был прозван «органчиком»; другой же был так охоч до женского пола, что за время своей службы увеличил число жителей города вдвое. Эти строки приводят в ужас читателей, внушают им ненависть к любой власти. Салтыков-Щедрин — настоящий мастер слова, который использует богатство и образность языка для достижения цели: разбудить мысль и чувства покорного русского человека.

Урок–анализ “Сказок (для детей изрядного возраста)” М.Е. Салтыкова–Щедрина (“Медведь на воеводстве”, “Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”)

Разделы: Литература

Оформление: портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, на доске записан эпиграф; отзывы современников о сатирике; выставка популярный изданий щедринских произведений.

Цели урока: выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; показать своеобразие; повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки.

Предварительное домашнее задание

1. Из биографии Салтыков-Щедрина. Устно подготовить ответ на вопрос: какие факты биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения?
2. Прочитать сказки «Премудрый пискарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве».
3. Написать отзыв на одну из прочитанных сказок (по выбору).
4. К инсценированию подготовиться: учащимся-исполнителям роли 2 генералов из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»; ученику-исполнителю роли дикого помещика из сказки «Дикий помещик».
5. Сделать костюмы Гриневу, Молчалину, Чичикову; попросить их ответить на вопрос: какие советы давали своим детям (Гриневу, Молчалину, Чичикову) их отцы?

Эпиграф к уроку:

Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством. А. В. Луначарский

Ход урока

I. Опрос по вопросам домашнего задания

1. Обратимся к портрету Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Чем поражает внешний облик писателя? (Портрет создан И. Н. Крамским в 1887 г.).

♦ Сочетанием суровости, твердости и подлинной доброты.

♦ А. В. Луначарский (о портрете сатирика) с восхищением писал: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо. Какая суровость! Какие глаза судьи. Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лице подвижника!»

♦ А вот отзыв Н. К. Михайловского (современника, лично знавшего писателя): «Внешность усиливала впечатление его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу. Сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как-то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти детски-добродушною улыбкою, что даже люди, знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмой внешностью».

2. Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения?

♦ Его детство «на лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».

♦ На мировоззрение писателя оказала влияние учеба, а учился Салтыков-Щедрин в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее, где когда-то получал знания великий Пушкин. Но за двадцать один год, прошедший после пушкинского выпуска, характер этого учебного заведения переменился: насаждался близкий к казарменному стиль жизни. Просвещенные преподаватели были изгнаны из лицея. «Для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных. Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушал, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», – вспоминал писатель-сатирик об учебе в лицее.

Но, тем не менее, лицеисты жили напряженной духовной жизнью: читали запрещенную литературу, слушали пламенные речи В. Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России. Знакомство Салтыкова с социалистом-утопистом М. В. Петрашевским переросло в дружбу.

♦ Необходимо сказать, что уже первые произведения (повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) затронули тему социального неравенства. Писатель выступил с критикой существующего строя. Естественно, прогрессивные идеи в первых произведениях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай I усмотрел в повестях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу».

По решению Николая I Салтыков был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции. «Вятский плен» продолжался около восьми лет! После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов.

♦ Впервые псевдонимом Николай Щедрин были подписаны «Губернские очерки», вышедшие в журнале «Русский вестник».

На мировоззрение писателя повлияло не только увлечение «писательством», но и работа в Министерстве внутренних дел. Справедливый и принципиальный, Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений. Современник писателя С. Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен. Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству. » (см. по теме Литература №4) Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М. Е. Салтыков-Щедрин ушел в отставку. («Я – писатель, в этом мое призвание».)

♦ Знакомство с Некрасовым, работа в «Современнике» и «Отечественных записках» (журнальной деятельности Щедрин отдал все свои силы, знания и талант).

Салтыков-Щедрин стал примером для своих товарищей по журналам. (Некрасов: «Журнальное дело у нас всегда шло трудно. Салтыков нес его не только мужественно, но и доблестно, и мы тянулись за ним, как могли».) Происходило как бы взаимное влияние (Салтыков-Щедрин – товарищи по журналу).

3. Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик, критик и публицист?

♦ Салтыков-Щедрин – человек необычайной работоспособности. Работа для него – непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни какие-нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого. он садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку – другую», сколько мог» (С. Н. Кривенко).

♦ Салтыков-Щедрин представляется мне прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать свое веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызывал ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьером». Щедрин – создатель сатирических произведений.

4. Как вы понимаете слово «сатира»? (Сатираобличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирик в сущности тот же врач. Медик ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик определяет диагноз «социально-классовых болезней», которые обнаруживают себя в человеческих характерах и отношениях.)

Физиолог И. М. Сеченов называет Салтыкова-Щедрина «всеми уважаемым диагностом наших общественных зол и недугов».

II. Слово учителя

М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства.

Еще в 1869 г. Щедрин написал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).

Инсценирование

1. Эпизод из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» в исполнении 2 учащихся – двух генералов.

(Со слов «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, – вижу, будто живу я на необитаемом острове. » до слов «С нами крестная сила! Ведь этак мы друг дуга съедим! И как мы попали сюда! Кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл!».)

2. Эпизод из сказки «Дикий помещик». Ученик в роли «одичавшего помещика».

«Кши. – бросился он на мышонка. »

«Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин. от принципов отступил!»

Учитель. Вот вы и вспомнили героев щедринских сказок.

В 80-е годы ХIХ века Салтыков-Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна. между прочим, сказками. Надобно отказаться от этой книги, которая не повредила бы мне. » – писал сатирик.

80-е годы – «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснять только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок.

Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста». Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.

Запись в тетрадях:

«Сказки (для детей изрядного возраста)» – итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова-Щедрина, итог его творческого пути.

IV. Основные темы сказок

  1. Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Сказка о ретивом начальнике».)
  2. Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга».)
  3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла».)

V. Работа над литературным терминами

  1. Вспомните, что такое «гротеск». Приведите примеры гротеска из известных произведений Щедрина.
  2. Как вы понимаете смысл слов «сатира», «эзопов язык» или «эзопова речь»?
  3. Что такое «фантастика», «пародия», «ирония», «сарказм», «литота»?

Фантастика – несуществующее в действительности, выдуманное. Преувеличивая или преуменьшая, выдумывая неожиданное сочетание деталей, сатирик выявляет скрытые в обыденной жизни пороки и делает их в то же время смешными.

Пародия (от греч. parodia перепев, противопеснь) – произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», «переворачивании» оригинала, сведении его «высокого», серьезного образного языка в низкий смешной план.

Ирония (от греч. eironeia– притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается.

Сарказм(от греч. sarkasmas– издевательство) – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии. В сарказме – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.

Литота (от греч. litotes– простота) – это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.

Эзопов язык вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

VI. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина

1. «Премудрый пискарь» (1882-1883)

Время написания и публикации сказки – трудная пора реакции и террора в стране. Салтыков-Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.

– Какое впечатление произвела на вас эта сказка? (Учащиеся зачитывают написанные дома свои впечатления о сказке.)

– Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»? Что означает эпитет «премудрый»? (Синоним – умный, рассудительный. Антоним – глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, ироничный.)

Какие советы дает своему сыну старый пискарь? («Гляди в оба. »)

А какие заветы оставляют своим детям другие отцы – герои классических произведений русской литературы?

Чичиков (ученик в костюме): «Копи копейку, копейка не выдаст».

Молчалин (ученик в роли); «Угождать всем людям без изъятья. »

Петр Гринёв (ученик в роли): «Береги платье снову, а честь смолоду».

Чичиков, Молчалин и Гринев (ученики), поклонившись, уходят.

– К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря? (Жизненная позиция пискаря не совпадает ни с позицией Чичикова и Молчалина, ни с позицией Гринева.)

Какова жизненная позиция пискаря? (См. цитату в тексте.) Итог жизни пискаря? Что за мысли «посещают» его перед смертью?

– Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу, наделенную обывательскими чертами?

Выводы (записать в тетради):

М. Е. Салтыков-Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. только дрожит да одну думу думает: слава богу! кажется, жив!» Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков-Щедрин приписал мелкой и жалкой рыбешке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.

Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

(«Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть».)

2. «Вяленая вобла» (1884)

Сказка была написана для февральского журнала «Отечественные записки» за 1884 год, но была изъята по требованию цензуры. Писатель трижды (без успеха) пытался напечатать сказку в России. Удалось это сделать лишь в 1906 г. в смягченной редакции под заглавием «Мала рыбка, а лучше большого таракана».

– С чего начинается сказка? (Все высушено, и мозги тоже, все выветрилось.)

Как жила вобла? Как объясняет свой ум-разум? (Умна, что вовремя провялили, лишили мыслей, чувств, совести. «Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совестиничего такого не будет!» Как рефрен звучат слова: «Уши выше лба не растут».)

Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке?

Проповедью идеала аккуратности и умеренности во имя сохранения, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких «премудрых пискарей». Процесс «вяления», омертвения и оподления душ показывает сатирик.

Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, «жить», ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.

3. «Медведь на воеводстве» (1884)

– Каковы впечатления от прочитанной сказки? Зачитайте.

– Как автор называет Топтыгина I? («Гнилой чурбан», «негодяй» и т. д. Но предварительно сатирик «превратил» царского сановника в медведя.)

Расскажите о судьбе Топтыгиных. Чего же им надо? («Кровопролитиев»вот что нужно. Судьба Топтыгина I– «погорел на ерунде», хоть потом все погромилбыл отчислен. Топтыгин II -распоясался, все уничтожил, но мужиков «взорвало», они и проучили его рогатиной. Толпыгин III выбрал золотую средину: ничего не делал, но и его «настигла участь всех пушных зверей».)

Учитель. Политический смысл сказки был понятен современникам писателя. Сказка была написана спустя три года после убийства Александра II. По требованию цензуры произведение Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки».

– Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка?

Выводы. М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса-администратора, который притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение.

VII. Художественное своеобразие сказок

(Доклад ученика или сообщение.)

♦ Сказки Салтыкова-Щедрина – политические сказки-сатиры, но они связаны с устным народным творчеством. Писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины, а также пословицы и поговорки.

♦ Будучи писателем-реалистом, Щедрин создал множество типических образов, художественных обобщений. В сказках сочетается реальное и фантастическое, сказочное. Писатель мастерски пользуется эзоповской манерой письма («эзопов язык»), прибегает к «заострению образов» с помощью гипербол, гротеска, иронии.

Домашнее задание

1. Прочитать сказки «Верный Трезор», «Коняга», «Карась-идеалист».
2. Письменно проанализировать одну из прочитанных сказок.

Литература

1. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 8. М: Правда, 1988.
2. Бушмин А. С. Сказки Салтыкова-Щедрина. 2-е изд. Л.: Ху-дож. лит., 1976.
3. Лебедев Ю. В. Литература: Учеб. пособие для уч-ся 10 кл. сред, школы. Ч. 2. М: Просвещение, 1996.
4. Прозоров В. В. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. Л.: Просвещение: Ленинград, 1989.

Читайте также:  Есть ли в комедии М.Е. Салтыкова-Щедрина Смерть Пазухина хоть один положительный герой?: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×