Органчик: сочинение

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Пересказ с цитатами из текста, комментарий. Органчик.

Органчик.

Начало правления Дементия Варламовича Брудастого- Органчика- 1762 год.

Летописец отмечает, как глуповцы с радостью ждали нового правителя. («…Поздравляли друг друга с радостью, целовались, проливали слезы). Некоторые надеялись, что при нём расцветёт торговля, что «под наблюдением квартальных надзирателей, возникнут науки и искусства». Далее автор с иронией пишет, что в этом «вполне выразились: и обычная глуповская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие».

Но градоначальник «оказался молчалив и угрюм». Очень скоро они поняли, «что такое упорное начальстволюбие».

Но больше всех поразило то, что начальник во время приёма чиновников произнёс всего лишь: «Не потерпю!». Все «остолбенели», так как любили, «чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка, чтобы из уст его, по временам, исходили любезные прибаутки».

Начальники могут даже ничего не делать или сечь и взыскивать недоимки, но при этом чтобы «приговаривали что-нибудь любезное» ( «…ты пригрозить-то пригрози, да потом и помилуй!)

«Новый градоначальник заперся в своем кабинете, не ел, не пил и все что-то скреб пером». Он изредка выбегал в зал, кидал кипу листов, произносил «Не потерплю!» и исчезал в кабинете.

Но что удивительно! В городе закипела деятельность чиновников! «Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают…»

Глупов приуныл. «Улицы запустели, на площадях показались хищные звери». Все люди были «испуганными и изнурёнными».

По городу поползли слухи, что градоначальник- оборотень.

Вдруг стало известно, что «градоначальника секретно посещает часовых и органных дел мастер Байбаков». Никак не могли глуповцы выведать у того тайну.

Но однажды путеводитель, войдя в кабинет к градоначальнику увидел, что тот сидел без головы, а голова его лежала на столе, «совершенно пустая».

Путеводитель выбежал, испугавшись. Пригласили надзирателя, а затем врача, стали допытываться, может ли быть тело без головы.

Помощник градоначальника » наказал хранить по этому предмету глубочайшую тайну, дабы не волновать народ и не поселить в нем несбыточных мечтаний».

Новость всё же дошла до глуповцев. По-разному они её восприняли: кто-то почувствовал себя сиротами и плакал, кто-то боялся ответственности за то, что подчинялся градоначальнику без головы.

Наконец настройщик Байбаков сознался, что не раз чинил голову градоначальнику, в которой было всего только две «пьесы» — «не потреплю! и «разорю». На данный момент механизм находится в Санкт-Петербурге, у часовых дел мастера Винтергальтера, и, видимо, ещё не привезён в город.

Однако шли дни, а механизм не доставлялся. В городе начались беспорядки. «Присутственные места запустели; недоимок накопилось множество,… начались убийства».

Оказывается, голову по дороге выбросил с телеги мальчик, который её доставлял. Он испугался, так как голова кричала: «Не потерплю!»

Между тем возмущения в народе продолжались. «Противообщественные элементы всплывали наверх с ужасающею быстротой». Но вдруг в город въехал градоначальник с перепачканной головой, кричащей: «Разорю!»

Оказалось, что это был самозванец. Через некоторое время приехал другой.

Заканчивается глава так: «Самозванцы встретились и смерили друг друга глазами. Толпа медленно и в молчании разошлась».

В следующей главе читатель узнаёт, что из губернии тут же прибыл рассыльный и забрал обоих самозванцев. А глуповцы, оставшись без градоначальника, немедленно впали в анархию.

КОММЕНТАРИЙ.

Каким изобразил Органчика автор?

С одной стороны, градоначальник постоянно работает, что -то пишет, чем-то распоряжается, усиленно занимается сбором накопившихся недоимок. При нём кипит деятельность всех чиновников.

Однако это жестокий, суровый человек, мрачный, неразговорчивый, с которым нередко случаются приступы ярости. Он вообще ни с кем не говорит, только приказывает. Ему двух фраз хватает, чтобы руководить целым гордом: «Не потерплю!» и «Разорю!»

Главное – народу не стало лучше от его правления! Глуповцы перестали радоваться, веселиться, общаться. В их душах поселился страх.

Автор сатирически описывает и правителя с его жесткими методами, с его недалёкостью ума и в то же время безнравственностью, и народ, который всё ещё надеется , что правитель может быть справедливым (вспомним, с какой радостью он ждал нового градоначальника). Это критика всей системы, существовавшей в царской России, и в то же время огромная боль автора за бесправное положение народа.

Пересказала и прокомментировала: Мельникова Вера Александровна.

Образ и характеристика Брудастого в Истории одного города (Органчик) сочинение

Одним основных героев творения «История одного города» считается градоначальник Глупово Дементий Варламович Брудастый. Дементий был восьмым градоначальником Глупово. Дементий Брудастый был мрачным и неразговорчивым человеком, одновременно герой был бессердечным и строгим.

Только став градоначальником, герой начал проявлять свою жестокость и избивать ямщиков. Иногда у градоначальника случались приступы ярости. Дементий любил приказывать и распоряжаться. Попав в Глупово, он начал давать указания. Он не выходил из кабинета, лишний раз не пил, и не ел. Градоначальник начал истово заниматься скопившимися делами, касаемо неуплаченных налогов. Брудастый занимался бумажными делами и почти не разговаривал с глуповцами. При правлении Дементия работа полиции и бюрократов активно развилась. По требованию градоначальника, полицейские и чиновники нападают и избивают жителей, отнимая у них имущество в счет неуплаченных налогов.

Люди начали испытывать страх и ужас перед Брудастым. Жители города перестали смеяться, играть и веселиться. Улицы запустели, люди выходили из дома только о сильной нужде. Суровый градоначальник произносил только «Не потерплю!» и «Разорю!». Чиновники заметили, что у главы города вместо головы есть орган. Дементия Брудастого начали обзывать органчиком. Брудастый вместо настоящей головы имел орган. Как – то раз его голова сломалась, и чиновникам пришлось заказать новый орган. Орган чиновники приобрели у мастера в Петербурге. Голову градоначальника нужно было наполнять особой жидкостью. Иначе орган был простой оболочкой с отсутствием мозгов.

В это время мастер из Глупово начал исправлять старую голову. В итоге в городке начали работать 2 градоначальника под фамилией Брудастый. Чуть позже обманщиков отстраняют от должности и вывозят из Глупово. Главной правдой является только то, что градоначальники были обманщиками. За ними в Глупово приезжал рассыльный. Они были помещены в емкости со спиртом.

Подобным образом, за счет градоначальника писатель показал, что правители городка являются только пешками, над которыми властвуют подобные отрицательные качества как глупость, предубеждения, косность, злая проницательность. По словам автора, русский народ тоже смог бы жить без подобных руководителей. После того как градоначальник заболел, лишившись головы, в городке настали беспорядки и безвластие. Включив в произведение 2 градоначальников, автор написал, что все правители городка одинаково безличны и ничтожны, также ужасны.

Вариант 2

Произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» в наивысшей форме иронии и сарказма высмеивает чиновничьи пороки в образах градоначальников. Одним из таких персонажей является фигура Дементия Варламовича Брудастого, правившего глуповцами около года.

Внешне ничем не примечательный, восьмой по счету начальник города одет в мундир. На его лице никто никогда не видел и намека на улыбку, а злое, угрюмое и расчетливое лицо никогда не бывает довольно. Градоначальник, вместо заботы о местных жителях, наводит на окружающих ужас и страх, запугивая наказаниями в виде телесных наказаний и прилюдных унижений. Даже само правление в городе начинается с порки розгами ямщиков.

Из-за того, что один из чиновников обратил внимание на странный механизм в голове Брудастого, который внешне напоминает небольшой орган, градоначальник получил прозвище «органчик». Подтверждая своё неофициальное обозначение, Брудастый выдавал одни и те же заранее заготовленные фразы: «Не потерплю!», «Разорю!» Салтыков-Щедрин усугубляет образ чиновника, повествуя о ситуации, в которой голова «выходит из строя». Брудастый сдает её в ремонт и отправляет в Петербург мастеру по ремонту механизмов. Кроме того, «говорящая» фамилия чиновника также характеризует его образ, ведь известно, что брудастые – это порода собак, отличающаяся особой жестокостью.

В образе Брудастого Салтыков-Щедрин воплотил образ механического руководства властью чиновником, не обладающего никакими человеческими качествами. Мало того, что он не выполнял никакой государственной роли. Брудастый обирал народ, безбожно взимал налоги, бездушно наказывал за непослушание или провинность и был при этом полностью удовлетворен своей государственной службой. Период его правления обрек город на страх, измождение, панику и жестокость, так как машине-исполнителю чуждо все человеческое. Только полиция и чиновничий аппарат всегда были у дела: полиция – исполняя наказания, а чиновники – вторя за градоначальником нелепости.

Именно такие ключевые черты чиновничьего произвола отметил автор во времена Царской России, когда самодурство, чинопочитание, исполнительность без здравого смысла, жестокость и бесконечный бюрократизм были теми «китами», на которых строился государственный аппарат. Салтыков-Щедрин, будучи сам частью этого устройства, как никто другой, мог изобразить её подлинно и с размахом настоящего мастера слова.

Образ и характеристика Брудастого в Истории одного города

Несколько интересных сочинений

Моя семья – это я, папа, мама, сестра и кот. Мы редко видимся с другими родственниками, потому что они живут далеко, а вот всей семьёй каждый вечер проводим вместе.

Роман под названием Три товарища создавался знаменитым немецким писателем Эрих Марией Ремарком, около четырех лет и окончательно был представлен читателям в 1936 году

Левитан Исаак Ильич – известный российский художник, член общества передвижников. Прославился в написании пейзажей. Родился в 1860 году в Литве. В 1870-х годах семья Левитан переезжает в Москву.

Одной из главных тем в творчестве Александра Сергеевича Пушкина является дружба. Он трепетно относился к этому чувству. Данная тема появляется в произведениях в самых ранних стихах.

Характеристика и образ Брудастого (История одного города)

Одним из градоначальников города Глупово в произведении М.Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города» является Дементий Варламович Брудастый, имеющий прозвище «Органчик».

Внешность его ничем не привлекательна. На злом и расчетливом лице почти никогда не видно улыбки и доброжелательности. Он вечно не довольный всем человек.

У власти находился примерно год, его правление и поведение были более чем странными, непродуктивными и причиняли вред, страдание простому народу. Характер его суровый, бессердечный и грозный, с приступами сумасшедшей ярости, только посетив город, он уже высекает розгами крестьян. Ведет себя молчаливо и угрюмо. Любит отдавать распоряжения, все держит под контролем и работает не покладая рук, постоянно повторяя фразы «не потерплю», «разорю». Из своего кабинета лишний раз не выходил, не ел, не пил. Неоплаченные долги крестьян не устраивали Дементия, и чиновникам он дает приказ отбирать имущество у должников, не забывая их пороть и сечь.

При его правлении бюрократы и полиция работали осень напряженно.

Брудастый с жителями города предпочитает не общаться, и все время занят бумажными делами. Вместо заботы и благополучия они получают от него только наказания и прилюдные унижения. Глуповцы впадают в уныние, перестают радоваться жизни, они испытывают страх и ужас от происходящего. Город опустел, жители выходили на улицы только при острой необходимости.

Однажды чиновники заметили, что вместо головы у него орган. И в один момент он вышел из строя. Градоначальник заказывает новый орган в Петербурге, в тоже время глуповский мастер смог привести в работу старый. Таким образом, в городе стало два Брудастых и обманщиков с позором изгоняют из города. Этим автор подчеркивает всю бессмысленность и бесполезность его правления, да остальных предшественников, упрекая их в ничтожности и глупости.

Салтыков – Щедрин доносит до читателя свои мысли о том, что подобные люди всего лишь пешки, которыми управляют такие отрицательные качества как злость и предубеждение.

Правление градоначальника было бессмысленным и коротким. После снятия его с должности в Глупово наступает семидневная анархия.

2 вариант

«История одного города» – сложно читаемое, но очень интересное произведение Салтыкова-Щедрина, которое во многом соответствует действительности, несмотря на некоторые гиперболизированные и выдуманные вещи. В градоначальниках этого города угадываются многие правители нашей страны в определённый период, а в самих событиях – история России.

Один из градоначальников, Брудастый, внешне совершенно ничем не отличается от других правителей. Он также зол и недоволен, никогда не улыбается и время от времени гневается. Что интересно, в словарном запасе градоначальника почти не было слова, кроме «Разорю!», иногда он также произносил фразу «Не потерплю!». Однажды его помощник заметил, что голова Брудастого – не голова вовсе, а что-то вроде органчика, только органчика, который издаёт не прекрасную мелодию, а раз за разом проигрывает одни и те же слова. Страшное было время, когда этот органчик сломался и был отправлен в ремонт в Петербург – кругом царила анархия, происходили ужасные вещи.

Дементий Варламович был восьмым по счёту правителем города глуповцев, он управлял им около года и за это время успел собрать не только налоги, но и недоимки, которые народ не успел выплатить прошлому градоначальнику. Брудастому неведомо было человеческое чувство, он не являлся живым существом, а был машиной, которая лишь исполняла свою программу, работающим механизмом. Во время властвования этого человека город Глупов приуныл, а его жители стали бояться даже выходить на улицу, всё время прятались дома. Жизнь города приостановилась, больше не было слышно смеха, никто не осмеливался сходиться за воротами, как делали раньше. Неразбериха и бардак – вот как можно охарактеризовать правление Дементия Варламовича.

Каждый образ в книге не случаен, а что же символизирует в ней Брудастый? Самодурство власти, бюрократизм, исполнительность без раздумий, злость и жестокость, отсутствие права голоса народа – вот столпы, на которых держалась в те времена Российская власть. Брудастый – ярчайший образ, показывающий историю как она есть. Он – простой механизм, не способный быть человечным, у него нет сердца и души. Однако, самое страшное не это, а то, что народ был готов жить даже с таким правителем, ведь без его головы у всех началась паника. Люди привыкли к ужасам и были согласны даже на самого дурного царя, лишь бы только он был и продолжал ими править, а если точнее – управлять.

Читайте также:  Язык произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина: сочинение

Михаил Евграфович – отличный сатирик. Благодаря его умению сатирически высмеивать дурной порядок вещей, а также умело прятать это в своих произведениях, мы можем видеть какой раньше была Россия на самом деле, и, конечно же, задумываться о настоящем.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Брудастого (История одного города)

Популярные сегодня темы

На очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех

Римский Григорий Данилович — второстепенный герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита». По профессии он финдиректор Варьете — театра, где тёмный маг Воланд со своей свитой устраивает представления.

Русские поэты находят неисчерпаемый источник вдохновения в двух основных формах существования человека — жизни и смерти. Поэты благодарят жизнь, любуются ею, но в то же время ощущают ее конечность

Автор данной картины, участвовал в военных действиях. И поэтому является очевидцем всех ужасов войны. Создавая данную картину, он хотел показать, что война, наконец, то окончена и все кто остался в живых вернулись домой.

Офицер Жилин проходил службу на Кавказе. Служил он в старой крепости. Однажды Жилин получает печальную новость, его мать больна. Он получает от подполковника разрешение идти в отпуск.

Органчик – характеристика персонажа

Произведение: История одного города

Органчик – один из градоначальников в Глупове. При первом же своем появлении “пересек уйму ямщиков” и ошеломил глуповских чиновников возгласом: “Не потерплю!” Во время своего дальнейшего правления О. ограничивался только этой фразой. Этим он повергал в ужас весь город. Загадочное поведение градоначальника объяснилось самым неожиданным образом: в голове у него обнаружился органчик, который исполнял только две пьесы – “Раззорю!” и “Не потерплю!” Однажды этот органчик сломался.

Местный мастер, как ни старался, не мог починить его. Тогда, под страшным секретом, в Петербурге заказали новую голову градоначальника. На обратной дороге голова О. упала и сильно помялась.

Тем временем в Глупове, видя, что О. куда-то исчез, народ начал волноваться и требовать предъявить ему градоначальника. Решили, что на О. наденут старую голову и выведут его к глуповцам. В итоге перед народом предстали два О.- с новой головой и со старой.

В результате этого в Глупове началась смута.

Сочинение на тему Карманные деньги Деньги испокон веков имеют особую ценность в обществе. В мире все решается деньгами их количеством. Карманные деньги для подростков несут немало важную роль, ведь благодаря им, подростки реализуют свои потребности.

Анализ стихотворения Пушкина Два чувства дивно близки нам Это философское патриотическое стихотворение. И патриотизм здесь не направлен прямо на Россию, Пушкин говорит о патриотизме для любого человека, вне зависимости от национальности. Из чего складывается это чувство? В стихотворении.

“Пророк” анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина “Пророк” – одно из наиболее известных стихотворений Пушкина. Александр Сергеевич написал его осенью 1826 года во время ссылки в Михайловском. Для поэта это был очень сложный период. Пушкин глубоко переживал.

О, я хочу безумно жить… разбор стихотворения Автор: Блок А. А. О, я хочу безумно жить: Все сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне,- Быть.

Сочинение Как характеризует человека забота о живой природе Все мы каждый день сталкивается с природой. Неважно, гуляем по своему любимому городу или едем отдыхать в лес, всегда нас окружает прелестная природная живность. Но многие не ценят этого и.

Народное начало в “Книге про бойца” А. Т. Твардовского “Василий Теркин” “И читатель вероятный Скажет с книжкою в руке: – Вот стихи, а все понятно, Все на русском языке”. А. Твардовский Еще бы не была понятна эта “Книга…”, если она связана.

Результаты XII Всероссийской олимпиады школьников по литературе Дипломы I степени 9-й класс ПАВЕЛ АЛИКИН, Пермский край, г. Пермь, МОУ “Гимназия № 17”. 10-й класс АННА ХАЧАТУРОВА, Свердловская обл., г. Екатеринбург, МОУ “СОШ № 59”. 11-й класс СВЕТЛАНА.

Виола – характеристика персонажа Произведение: Двенадцатая ночь, или что угодно ВИОЛА – героиня комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно” . Образ, максимально полно выражающий представление о человеке эпохи Ренессанса. Деятельная, смелая, предприимчивая.

Анализ стихотворения Фета Учись у дуба у березы А. А. Фета принадлежал к представителям “чистой лирики”. Его не зря называют поэтом природы, он как никто другой умел изображать красоту русских пейзажей. Он из современников наиболее ярко сумел показать.

Мовознавча гра Конкурс 1. Розминка ” Творимо слова”. -Запишіть якомога більше слів, складених із букв слова Україна . Конкурс 2. Ребуси. -Розшифруйте ребуси . 40 А 3 буна Пі 2 л 10. на.

“Листопад” анализ стихотворения Бунина Стихотворение “Листопад” относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком “Осенняя поэма” было.

“Каменщик” анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение “Каменщик” было написано Брюсовым в 1901 г. и опубликовано в сборнике “Urbi et orbi” в 1903 г. в цикле “Картины. На улице”. Литературное направление и жанр Стихотворение.

Анализ стихотворения Пушкина Разговор книгопродавца с поэтом Произведение “Разговор книгопродавца с поэтом” Пушкин написал в 1826 году в сентябре. Это произведение очень необычно и весьма своеобразно. Но это произведение наверно никак бы не существовало бы и не.

Конспект урока по математике “Путешествие на морское дно” Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение “Детский сад №12” г. Усинска Конспект урока по математике “Путешествие на морское дно” Подготовила Воспитатель МАДОУ “Детский сад № 12” Бочкун Галина Александровна Г. Усинск.

Периодизация и продолжительность жизни животных Вопрос 1. Что позволяет выделить четыре основных периода в жизни животных, размножающихся половым путем? Основных периоды в жизни животных, размножающихся половым путем, позволяет выделить изучение совокупности анатомо-физиологических признаков данных животных.

Сочинение рассуждение на тему Родительская любовь Любовь – это понятие обширное. Это чувство можно испытывать к Родине, родителям, друзьям, к противоположному полу. Но родительская любовь – самая сильная, бескорыстная, нежная, трепетная, огромная, бесконечная. Счастливы те люди.

Сочинение по картине Сатарова Мороз На картине Михаила Сатарова “Мороз” мы видим изображение зимней поры в лесу. Заснеженные деревья и дороги говорят о том, что всю ночь шел снег, а сейчас царит спокойная погода. Снег.

“Два Шурика”, или Прогулки в Садах Учебной Словесности Я не училась на филфаке МГУ. И даже не пыталась туда поступить. А мои ученики поступали, учились, оканчивали. И никогда не получали за вступительное сочинение больше четверки. Даже самые лучшие.

Эвридика-Орфею разбор стихотворения Автор: Цветаева М. Для тех, отженивших последние клочья Покрова О, не превышение ли полномочий Орфей, нисходящий в Аид? Для тех, отрешивших последние звенья Земного… На ложе из лож Сложившим великую.

Образ Обломова 1. Образ жизни Ильи Ильича. 2. Образ Обломова и окружающие. 3. Что такое Обломовщина? Илья Ильич Обломов живет в большом доме на Гороховой улице. Это молодой человек, помещик “лет тридцати.

Сейчас вы читаете: Органчик – характеристика персонажа

Органчик – характеристика персонажа

Произведение: История одного города

Органчик (Брудастый Дементий Варламович) – один из градоначальников в Глупове. При первом же своем появлении “пересек уйму ямщиков” и ошеломил глуповских чиновников возгласом: “Не потерплю!” Во время своего дальнейшего правления О. ограничивался только этой фразой. Этим он повергал в ужас весь город.
Загадочное поведение градоначальника объяснилось самым неожиданным образом: в голове у него обнаружился органчик, который исполнял только две пьесы – “Раззорю!” и “Не потерплю!” Однажды этот органчик сломался. Местный мастер, как ни старался, не мог починить его. Тогда, под страшным секретом, в Петербурге заказали новую голову градоначальника.
На обратной дороге голова О. упала и сильно помялась. Тем временем в Глупове, видя, что О. куда-то исчез, народ начал волноваться и требовать предъявить ему градоначальника. Решили, что на О. наденут старую голову и выведут его к глуповцам.
В итоге перед народом предстали два О.- с новой головой и со старой. В результате этого в Глупове началась смута.

Related posts:

История одного города характеристика образа Брудастого Дементия ВарламовичаБрудастый Дементий Варламович (Органчик) – глуповский градоначальник. При первом же появлении “пересек уйму ямщиков” и ошеломил представлявшихся ему чиновников возгласом: “Не потерплю!” Ограничиваясь и в дальнейшем повторением этой единственной фразы, он поверг всех в ужас. Загадочность поведения Б. нашла неожиданное объяснение: у него в голове был органчик, способный исполнять “нетрудные музыкальные пьесы” – “Раззорю!” и […].

Глуповцы – характеристика персонажаПроизведение: История одного города Глуповцы – жители города Глупова, на примере которого рассматривается история русского самодержавия. Глуповцы – “люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов…” Образ жизни и образ правления сделал их пассивными, невежественными, забитыми, легковерными, иногда очень жестокими, но боготворящими всякое начальство. Все эти […].

Образ Павлуши – характеристика персонажаПроизведение: Записки охотника: Бежин луг Павлуша – один из мальчиков, встреченных охотником у ночного костра. Сначала мы узнали имя героя, потом автор описал внешность мальчика, в немногих репликах и поступках раскрылся характер двенадцатилетнего мужичка. Внешность Павлуши непримечательна: волосы всклоченные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное и рябое, огромная голова, приземистое тело. Но именно его сразу […].

Кирсанов – характеристика персонажаПроизведение: Что делать? Кирсанов Александр Матвеич – один из главных героев произведения. У него “русые волосы довольно темного оттенка, темно-голубые глаза, прямой греческий нос, маленький рот, лицо продолговатое, замечательной белизны”. Он обладает большой физической силой. С юного возраста стал стараться обеспечивать себя. К. сын писца уездного суда, с 12 лет он помогал отцу в переписывании […].

Ионыч – характеристика персонажаПроизведение: Ионыч Ионыч (Старцев Дмитрий Ионыч) – сын дьячка, земский врач. Познакомившись с семьей Туркиных, он начинает часто бывать у них. С. увлекается дочерью Туркиных, Екатериной Ивановной, и объясняется ей в любви. Герой пребывает в романтических мечтах и возвышенных чувствах. Но получает твердый отказ. Первое время после этого И. пребывает в расстройстве. Но, когда Екатерина […].

Павел Власов – характеристика персонажаПроизведение: Мать Власов Павел Михайлович – сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил сормовский рабочий П. Заломов. В то же время судьба горь-ковского персонажа связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен резкий перелом в жизни П., который из обычного фабричного парня превращается в сознательного политического борца, допустимо […].

Тальберг – характеристика персонажаПроизведение: Белая гвардия Тальберг Сергей Иванович – муж Елены Турбиной, предатель и приспособленец. Видя грядущие перемены, Т. решает бежать за границу, оставив жену и родственников. Елена знала, что он не вернется, что он первым сдастся, испугается и бежит, оставив на произвол судьбы ее, женщину, которую любил, своих друзей, родственников, гетмана. Т. не может не уехать, […].

Морозка – характеристика персонажаПроизведение: Разгром Морозка (Морозов Иван) – шахтер 27-ми лет. Внешность его описывается по сходству с конем: “такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив”. С 12 лет М. работал на шахте, на первой мировой войне был 6 раз ранен, дважды контужен. “Жизнь казалась ему простой, немудрящей…” В романе […].

Город N – характеристика персонажаПроизведение: Ревизор Собирательный образ города N. – собирательный портрет провинциальных городов России времен Гоголя. Во главе города стоит маленький царек – городничий. Управлять ему помогают чиновники, представляющие разные стороны социальной и хозяйственной жизни. Законодательством ведает Тяпкин-Ляпкин, социальным обеспечением – Земляника, народным образованием – Хлопов, почтой – Шпекин, карательными органами – Держиморда и т. д. Все […].

Соня – характеристика персонажаПроизведение: Война и мир Она “тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, […].

Человек – характеристика персонажаПроизведение: Жизнь человека Человек – герой пьесы Л. Н. Андреева “Жизнь человека” (1907). “Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни” – так определяет историк театра и литературы С. А. Венгеров сущность творчества Андреева. “Искание бесконечного в конечных его проявлениях” настолько сильно у писателя, что едва ли есть хотя бы одно произведение, где бы ни ставились […].

Читайте также:  Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Иван-дурак – характеристика персонажаПроизведение: Конек-Горбунок ИВАН-ДУРАК – герой сказки П. П. Ершова “Конек-Горбунок” (1834). Как и полагается в русской сказке, тот, кого зовут И.-д., вовсе и не дурак, а ловкий крестьянский парень, сам себе на уме. Хоть и распевает, лежа на печи, “изо всей дурацкой мочи”,- “сам не прост”, может и “черта оседлать”. С помощью верного Конька-Горбунка он […].

Щукарь – характеристика персонажаПроизведение: Поднятая целина Щукарь – старый крестьянин. Образ персонажа придает комически-пародийное освещение основным драматичным событиям. Свое прозвище герой получил в детстве после того, как, пытаясь откусить крючок с удочки рыболова, сам попался на удочку. Во время раскулачивания Щ. треплет собака, разрывая на нем тулуп. Когда колхозники начинают резать скот, Щ. тоже делает это, но объедается […].

Неизвестный – характеристика персонажаПроизведение: Маскарад Неизвестный выступает активным действующим лицом дважды – в начале, предостерегая АРбенина, и в конце, как бы подводя итог. Он не участвует в интриге, не направляет на Арбенина ход событий, но является одним из главных героев в этой истории и вводит особый смысл в нее. Этот Неизвестный такой же, как Арбенин, только с другой […].

Квазимодо – характеристика персонажаПроизведение: Собор Парижской Богоматери КВАЗИМОДО (фр. Quasimodo) – центральный персонаж романа В. Гюго “Собор Парижской богоматери”. Образ поразительной силы, яркий и мощный, одновременно отталкивающий и притягательный. Пожалуй, из всех персонажей романа именно К. более всего соответствует эстетическим идеалам романтизма: он как гигант-исполин возвышается над чередой довольно заурядных, поглощенных своими обыденными занятиями людей. Принято проводить параллели […].

Вожеватов – характеристика персонажаПроизведение: Бесприданница Такой фамилией А. Н. Островский наградил одного из героев пьесы “Бесприданница” неслучайно. Слово это прежде было общепонятным. “Марья малость рябовата, да смиренна, вожевата” – так характеризует сват невесту в стихотворении Некрасова “Сват и жених “. Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, представитель богатой торговой фирмы; по одежде европеец. Вожеватов является типичным представителем купеческого […].

Вернер – характеристика персонажаПроизведение: Герой нашего времени Вернер – персонаж повести “Княжна Мери”; доктор, приятель Печорина. В. – своеобразная разновидность “печоринского” типа, существенная как для понимания всего романа, так и для оттенения образа Печорина. Подобно Печорину, В. – скептик, эгоист и “поэт”, изучивший “все живые струны сердца человеческого”. Он невысокого мнения о человечестве и людях своего времени, он […].

Маргарита – характеристика персонажаПроизведение: Мастер и Маргарита Главная героиня романа, возлюбленная Мастера. Ради любви готова на все. Она играет в романе очень важную роль. С помощью М Булгаков показал нам идеальный образ жены гения. До встречи с Мастером М была замужем, мужа не любила и была полностью несчастлива. Повстречав Мастера, поняла, что нашла свою судьбу. Она стала его […].

Вера – характеристика персонажаПроизведение: Герой нашего времени Героиня повести “Княжна Мери”. Вера – светская дама, давняя любовница Печорина. Описание ее внешности дано из уст доктора Вернера: “какая-то дама из новоприезжих, родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня […].

Николай Турбин – характеристика персонажаПроизведение: Белая гвардия Самый младший в семье Турбиных. Н. еще только 17 лет, он юнкер. Этот герой, как и все Турбины, отличается большой нравственностью, обостренным понятием чести, приверженностью к идеалам монархизма. Позицию Н. автор выражает следующими словами: “Но честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете”. Несмотря на […].

Вощев – характеристика персонажаПроизведение: Котлован Вощев – главный герой повести. В день 30-летия героя его увольняют с завода за “задумчивость среди общего темпа труда”. В. хотел “выдумать что-нибудь вроде счастья”. Отправившись странствовать, В. приходит в какой-то город. Ночевать он идет, по совету косаря, в барак к рабочим, а утром направляется вместе со всеми рыть котлован. Поработав несколько дней, […].

Сашка – характеристика персонажаПроизведение: Сашка Сашка – главный герой повести, молодой солдат, оказавшийся на передовой, подо Ржевом. В повести показано несколько дней из жизни героя: сначала на фронте, после ранения – в поезде по дороге в госпиталь. В этой жизни простого солдата смешалось высокое и будничное, героическое и повседневное. С. давно привык к реалиям войны: “оттерпелся и понял, […].

Фома Гордеев – характеристика персонажаПроизведение: Фома Гордеев Фома Гордеев – сын Игната Гордеева. Положение Ф. в жизни символизируют слова из “Книги Иова”: “На что дан свет человеку, которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком?” У Ф. нет цельности и силы характера отца. В момент тяжелых раздумий он видит себя в стороне от “котлована жизни”. Ему хочется понаблюдать за […].

Кулигин – характеристика персонажаПроизведение: Гроза Кулигин – “мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле” (т. е. вечный двигатель). К. – натура поэтическая и мечтательная (восхищается красотой волжского пейзажа, например). Первое его появление ознаменовано литературной песней “Среди долины ровныя…” Это сразу же подчеркивает книжность К., его образованность. Но в то же время технические идеи К. (установка в городе солнечных часов, громоотвода и […].

ГОМУНКУЛУС – характеристика персонажаПроизведение: Фауст ГОМУНКУЛУС (нем. Homunkulus от лат. человечек) – центральный персонаж второй части трагедии И. В. Гете “Фауст” (1797-1831). Изобретение Г., человекоподобного существа, выращенного в колбе путем химических реакций,- коронная идея средневековой алхимии, владевшая умами на протяжении нескольких веков. Дань этой идее заплатили едва ли не все представители “магического естествознания”, в их числе – Парацельс, […].

Вася – характеристика персонажаПроизведение: Дети подземелья Рассказчик – Вася, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет. Его характер раскрывается в отношении к людям, в том, какими он их видит, в переживаниях, поступках. Вася: милосердный, сострадательный, […].

Лопухов – характеристика персонажаПроизведение: Что делать? Лопухов Дмитрий Сергеич – один из главных героев романа. Л. – сын рязанского помещика. Учился в гимназии. С Кирсановым они лучшие друзья. Привык всегда сам пробивать себе дорогу, зарабатывает на жизнь уроками. Когда-то он сильно кутил, но только от тоски из-за большой нищеты. У него было много любовных приключений, но он все […].

Рагин Андрей Ефимович – характеристика персонажаПроизведение: Палата №6 Рагин Андрей Ефимович – доктор, живет в провинциальном городе и служит в городской больнице, Р. никогда не чувствовал призвания к медицине и специальным наукам; в юности он был очень набожен и даже собирался по выходе из гимназии, которую закончил в 1863 г., поступить в духовную академию, но под влиянием отца, доктора медицины […].

Васков – характеристика персонажаПроизведение: А зори здесь тихие ВАСКОВ – герой повести Б. Л. Васильева “А зори здесь тихие…” (1969). Свобода от тенденциозности и излишней патетики, подлинность и правда в изображении простого рядового Великой Отечественной отличают психологическую военную прозу 70-х годов (Б. Васильев, В. Быков, В. Кондратьев). Мужицкий ум, мужицкую закваску подчеркивает автор в “хмуром старшине”, коменданте разъезда […].

Лиза Калитина – характеристика персонажаПроизведение: Дворянское гнездо ЛИЗА КАЛИТИНА – героиня романа И. С. Тургенева “Дворянское гнездо” (1859). Образ Л. К. удивительный по красоте, силе и художественной выразительности. Эта молодая девушка отличается особой одухотворенной красотой, она тонко чувствует поэзию, музыку, ее натуре свойственна богатая душевная жизнь. Внутренний мир героини формируется под влиянием ее бабушки Марфы Тимофеевны, чьи взгляды можно […].

Иван Иваныч Чимша-Гималайский – характеристика персонажаПроизведение: Крыжовник Чимша-Гималайский Иван Иваныч – ветеринарный врач, дворянин, персонаж также рассказов “Человек в футляре” (здесь дается его портрет: “высокий, худощавый старик с длинными усами”, а также сообщается, что живет он на конском заводе около города) и “О любви”. В “Крыжовнике” он выступает в роли рассказчика, повествующего о своем брате Николае Ивановиче, мечтой которого стало […].

Вронский – характеристика персонажаПроизведение: Анна Каренина ВРОНСКИЙ – центральный персонаж романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина” (1873-1877), граф, флигель-адъютант, богач и красавец. До романа Толстого фамилия В. встречается в наброске А. С. Пушкина “На углу маленькой площади”, послужившем автору одним из источников замысла произведения. Обстоятельства жизни, внешность, характер героя и его сюжетная линия могут быть соотнесены с традицией […].

Швондер – характеристика персонажаПроизведение: Собачье сердце Швондер – пролетарий, “выбранный на заседании жилтоварищества новый глава домкома”. Автор представляет его как человека, “у которого на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос”. Несмотря на активное участие в сюжете, этот персонаж не получает развернутой характеристики. Он представлен в повести схематически. Ш. не человек, он – “общественное лицо”, один […].

Митраша – характеристика персонажаПроизведение: Кладовая солнца Митраша – главный герой сказки-были М. Пришвина “Кладовая солнца” Автор описывает мальчика так:”Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. “Мужичок-в-мешочке”,- улыбаясь называли его между собой учителя в школе. “мужичок-в-мешочке”, как и Настя, был в золотых […].

Астров – характеристика персонажаПроизведение: Дядя Ваня АСТРОВ – центральный персонаж “сцен из деревенской жизни” А. П. Чехова “Дядя Ваня” (1896). Образ А. отмечен в пьесе особым авторским отношением, связанным с профессией героя: врач в произведениях Чехова всегда выделен в особую “касту”, к которой принадлежал и сам Чехов. Уездный лекарь А. не понаслышке знает русскую провинцию. Он сталкивается с […].

Катюша Маслова – характеристика персонажаПроизведение: Воскресение КАТЮША МАСЛОВА – героиня романа Л. Н. Толстого “Воскресение” (1889-1899). “Дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер барышень-помещиц”. Барышни-помещицы воспитали девочку и сделали своей горничной: “из девочки, когда она выросла, вышла полугорничная, полувоспитанница. Ее и звали так средним именем – не Катька и не Катенька, а Катюша”. […].

Грушницкий – характеристика персонажаПроизведение: Герой нашего времени Персонаж из повести “Княжна Мери”. Г. – посредственность, но он чрезвычайно любит пафос. “… он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение…”. Г. стремится […].

Печорин – характеристика персонажаПроизведение: Герой нашего времени Печорин Григорий Александрович – главный герой романа. Именно его Лермонтов называет “героем нашего времени”. Сам автор замечает следующее: “Герой Нашего Времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего […].

Несчастливцев – характеристика персонажаПроизведение: Лес Несчастливцев – центральный персонаж комедии А. Н. Островского “Лес” (1870). Геннадий Демьяныч Гурмыжский, оставшийся в пятнадцать лет сиротой, учившийся “на медные деньги”, оставляет дворянское общество и идет в актеры под псевдонимом Н. Превыше всего ценящий в артистах “страсть”, “чувство”, “огонь”, Н. и сам обладает “широкой душой”, которая, по словам его товарища по искусству […].

Коробочка – характеристика персонажаПроизведение: Мертвые души Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая “продавщица” мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. – это только потенциальный покупатель. Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся […].

Градоначальник брудастый. Образ и характеристика Брудастого в Истории одного города (Органчик) сочинение. Место и значение ролевой игры на уроке

Дементий Варламович Брудастый является восьмым по счету градоначальником, поставленным править злосчастным городом Глуповым. В “Описи градоначальников” дается его краткая, но емкая характеристика: “Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство… Это не мешало ему, впрочем, привести в порядок недоимки, запущенные его предместником”.
В этих саркастических словах заключен и смысл деятельности сего “великого мужа”, и отношение в этой деятельности автора.
Молчаливый и угрюмый Брудастый знал лишь одно слово – “Не потреплю!” Его правление началось с того, что он “пересек уйму ямщиков”. Да и впоследствии Брудастый создавал видимость самой бурной деятельности – сутками он, запершись у себя в кабинете, что-то “скреб пером”. Последствия этого бумагомарания наводили ужас на все население Глупова: “Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают…”
В этих шести глаголах заключалась суть деятельности Брудастого, не отличавшейся, впрочем, от деятельности других градоначальников. Насилие, жестокость, глупость, косность, преклонение перед чинами и презрение к народу – вот черты правления всех глуповских градоначальников, и Брудастого, в частности.
Образ этого персонажа символичен. Вспомним, что его прозвали “Органчиком” за то, что вместо головы он имел некое механическое устройство. Голову Брудастого необходимо было наполнять искусственным содержимым, иначе она являлась просто оболочкой, лишенной мозгов: “…градоначальниково тело, облеченное в вицмундир, сидело за письменным столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде щегольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова…”
Таким образом, с помощью емкого образа Щедрин показывает, что правители – всего лишь марионетки, которыми руководят злые инстинкты, глупость, косность, предрассудки. Но и без таких руководителей не может жить русский народ. Пока Брудастый лежал без головы – в ожидании очередного органчика, в городе наступили анархия и разруха. Однако вскоре глуповцы – “в награду” за все страдания – получили сразу двух правителей – с “железными бащками”. Такой финал правления Брудастого в очередной раз подчеркивает мысль автора о том, что все правители Глупова одинаковы – одинаково ничтожны, безлики, ужасны.

Читайте также:  Череда градоначальников в Истории одного города М.Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Сочинение по литературе на тему: Характеристика градоначальника Брудастого (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”)

Другие сочинения:

  1. Роман “История одного города” – вершина сатирической прозы Салтыкова-Щедрина. Для описания русской истории в разрезе взаимоотношений народа с властью писатель использует такие приемы, как фантастику, гиперболу, гротеск. Так, с помощью приема гротеска – “суть которого составляет сочетание реального и фантастического, Read More .
  2. Салтыков прибегает только к такому роду карикатуры, который преувеличивает истину как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не извращает полностью ее сущность. И. С. Тургенев. Незаменимым и первым средством сатиры в “Истории одного города” является гиперболическое преувеличение. Сатира – род Read More .
  3. Портреты всех городских начальников в романе Салтыкова-Щедрина “История одного города” написаны автором очень лаконично. Каждый из них оставил свой заметный след в “жизнеустройстве” города и по-своему отличился. Нельзя не отметить и двадцать третьего глуповского градоначальника – Савелия Кузьмича Щенков-Безделина. В Read More .
  4. “История одного города” (1869-1870) Салтыкова-Щедрина – произведение сложное и неоднозначное. Сразу же после его выхода в свет Салтыкова-Щедрина обвиняли в оскорблении русского народа и искажении русской истории. Сам автор утверждал: “Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей… Read More .
  5. Произведение Салтыкова-Щедрина “История одного города” является своего рода пародией на других авторов и их творчество. Некоторые моменты, имена и исторические события заимствованы у других известных писателей того времени. Также можно проследить и сатирическое изображение героев и России. “История одного города” Read More .
  6. “История одного города” – одно из наиболее оригинальных и совершенных творений великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. Город Глупов мы не найдем ни на одной географической карте. И не потому, что он слишком мал или переименован, а потому, что это Read More .
  7. Тема самовластия, как и тема собственности, постоянно была в центре внимания Щедрина-писателя. И если служение призраку собственности нашло свое выражение в романе “Господа Голов левы”, особенно в образе Иудушки, то служение призраку государства обрело аналогичное, классическое воплощение в “Истории одного Read More .
  8. Основными темами произведений М. Е, Салтыкова-Щедрина являются обличение самодержавия, господствующего класса, а также проблема народа. В сказках и в романе “История одного города” сильны фольклорные традиции. Многие сказки начинаются, как русское народное творчество: “В некотором царстве, некотором государстве жил-был помещик” Read More .

Характеристика градоначальника Брудастого (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”)

Дементий Варламович Брудастый является восьмым по счету градоначальником, поставленным править злосчастным городом Глуповым. В «Описи градоначальников» дается его краткая, но емкая характеристика: «Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство… Это не мешало ему, впрочем, привести в порядок недоимки, запущенные его предместником».
В этих саркастических словах заключен и смысл деятельности сего «великого мужа», и отношение в этой деятельности автора.
Молчаливый и угрюмый Брудастый знал лишь одно слово – «Не потреплю!» Его правление началось с того, что он «пересек уйму ямщиков». Да и впоследствии Брудастый создавал видимость самой бурной деятельности – сутками он, запершись у себя в кабинете, что-то «скреб пером». Последствия этого бумагомарания наводили ужас на все население Глупова: «Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают. »
В этих шести глаголах заключалась суть деятельности Брудастого, не отличавшейся, впрочем, от деятельности других градоначальников. Насилие, жестокость, глупость, косность, преклонение перед чинами и презрение к народу – вот черты правления всех глуповских градоначальников, и Брудастого, в частности.
Образ этого персонажа символичен. Вспомним, что его прозвали «Органчиком» за то, что вместо головы он имел некое механическое устройство. Голову Брудастого необходимо было наполнять искусственным содержимым, иначе она являлась просто оболочкой, лишенной мозгов: «…градоначальниково тело, облеченное в вицмундир, сидело за письменным столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде щегольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова. »
Таким образом, с помощью емкого образа Щедрин показывает, что правители – всего лишь марионетки, которыми руководят злые инстинкты, глупость, косность, предрассудки. Но и без таких руководителей не может жить русский народ. Пока Брудастый лежал без головы – в ожидании очередного органчика, в городе наступили анархия и разруха. Однако вскоре глуповцы – «в награду» за все страдания – получили сразу двух правителей – с «железными бащками». Такой финал правления Брудастого в очередной раз подчеркивает мысль автора о том, что все правители Глупова одинаковы – одинаково ничтожны, безлики, ужасны.

Создавая ироничную гротескную «Историю одного города» Салтыков-Щедрин рассчитывал вызвать у читателя не смех, а «горькое чувство» стыда. Идея произведения построена на изображении некой иерархии: простой народ, который не будет сопротивляться указаниям зачастую глупых правителей, и самих правителей-тиранов. В лице простого народа в данной повести выступают жители города Глупов, а их угнетатели – градоначальники. Салтыков-Щедрин с иронией подмечает, что этому народу нужен начальник, тот, который им будет давать указания и держать в «ежовых рукавицах», иначе весь народ впадет в анархию.

История создания

Замысел и идея романа «История одного города» формировались постепенно. В 1867 году писатель написал сказочно-фантастическое произведение «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», оно впоследствии легло в основу главы “Органчик”. В 1868 году Салтыков-Щедрин начал работать над “Историей одного города”, закончил в 1870 году. Первоначально автор хотел дать произведению название «Глуповский Летописец». Роман был опубликован в популярном в то время журнале «Отечественные записки».

Сюжет произведения

(Иллюстрации творческого коллектива советских художников-графиков “Кукрыниксы” )

Повествование ведется от лица летописца. Он рассказывает о жителях города, которые были настолько глупы, что их городу дали имя «Глупов». Роман начинается главой «О корени происхождения глуповцев», в которой дана история этого народа. Рассказывается в частности о племени головотяпов, которые, после победы над соседними племенами лукоедов, гущеедов, моржеедов, кособрюхих и прочих решили найти себе правителя, поскольку хотели навести порядок в племени. Решился на правление лишь один князь, да и тот вместо себя послал вора-новотора. Когда тот проворовался, князь послал ему петлю, но вор смог в каком-то смысле выкрутиться и зарезал себя огурцом. Как видим, ирония и гротеск отлично уживаются в произведении.

После нескольких неудачных кандидатур на роль заместителей князь явился в город лично. Став первым правителем, он положил отсчет «исторического времени» города. Говорится, что двадцать два правителя с их достижениями правили городом, но в «Описи» перечислены двадцать один. Судя по всему, недостающий – основатель города.

Главные герои

Каждый из градоначальников выполняет свою задачу в осуществлении идеи писателя посредством гротеска показать абсурдность их правления. Во многих типажах просматриваются черты исторических личностей. Для большей узнаваемости Салтыков-Щедрин не только описал стиль их правления, смешно исказил фамилии, но и дал меткие характеристики, указывающие на исторический прототип. Некоторые личности градоначальников представляют собой образы, собранные из характерных черт разных лиц истории государства российского.

Так, третий правитель Иван Матвеевич Великанов, прославленный тем, что утопил директора по хозяйственным вопросам и ввел налоги по три копейки с человека, был сослан в острог за роман с Авдотьей Лопухиной, первой женой Петра I.

Бригадир Иван Матвеевич Баклан, шестой по счету градоначальник, был высокого роста и гордился тем, что является последователем линии Ивана Грозного. Читатель понимает, что имеется в виду колокольня в Москве. Смерть правитель нашел в духе того же гротескного изображения, которым наполнен роман, – бригадир был сломан пополам во время бури.

На личность Петра III в изображении сержанта гвардии Богдана Богдановича Пфейфера указывает данная ему характеристика – «голштинский выходец», стиль правления градоначальника и его исход – смещен с поста правителя «за невежество».

Дементий Варламович Брудастый прозван «Органчиком» за наличие механизма в голове. Держал город в страхе, поскольку был угрюм и замкнут. При попытке отвезти голову градоначальника для починки к столичным мастерам, она была выброшена испуганным кучером из экипажа. После правления Органчика в городе воцарился хаос на 7 дней.

Краткий период благополучия горожан связано с именем девятого градоначальника, Семена Константиновича Двоекурова. Штатский советник и новатор, он занялся внешним видом города, завел медо- и пивоварение. Пытался открыть академию.

Самым долгим правлением отметился двенадцатый градоначальник, Василиск Семенович Бородавкин, напоминающий читателю стилем правления Петра I. На связь персонажа с историческим лицом указывают и его «славные дела» – уничтожил Стрелецкую и Навозную слободы, и непростые отношения с искоренением невежества народа – провел в Глупове четыре войны за просвещение и три – против. Решительно готовил город к сжиганию, но внезапно умер.

По происхождению бывший крестьянин Онуфрий Иванович Негодяев, до службы градоначальником топивший печи, разрушил вымощенные прежним правителем улицы и поставил на этих ресурсах монументы. Образ списан с Павла I, на что указывают и обстоятельства его смещения: уволен за несогласие с триумвиратом насчет конституций.

При статском советнике Эрасте Андреевиче Грустилове глуповский бомонд был занят балами и ночными собраниями с чтением трудов некоего господина. Как и в правление Александра I, градоначальнику не было дела до народа, который обнищал и голодал.

Прохвост, идиот и «сатана» Угрюм-Бурчеев носит «говорящую» фамилию и «списан» с графа Аракчеева. Он, наконец, разрушает Глупов и решает построить на новом месте город Непреколнск. При попытке осуществления столь грандиозного проекта произошел «конец света»: солнце померкло, земля затряслась, а градоначальник исчез бесследно. Так закончилась история «одного города».

Анализ произведения

Салтыков-Щедрин с помощью сатиры и гротеска ставит цель достучаться до человеческой души. Он хочет убедить читателя, что в основе человеческого института должны лежать христианские принципы. В противном случае жизнь человека может быть деформирована, изуродована, и в конце может привести к гибели человеческой души.

«История одного города» – произведение новаторское, преодолевшее привычные рамки художественной сатиры. Каждый образ в романе имеет ярко выраженные гротескные черты, но при этом узнаваемы. Что дало повод к шквалу критики в адрес автора. Его обвиняли в «клевете» на народ и правителей.

Действительно, история Глупова во многом списана с летописи Нестора, рассказывающей о времени начала Руси – «Повести временных лет». Эту параллель автор намеренно подчеркнул, чтобы стало очевидным, кого он подразумевает под глуповцами, и что все эти градоначальники – отнюдь не полет фантазии, а реальные русские правители. При этом автор четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно Россию, переиначивая ее историю на свой сатирический лад.

Однако целью создания произведения Салтыков-Щедрин не делал насмешку над Россией. Задачей писателя стало подвигнуть общество к критическому переосмыслению своей истории для искоренения существующих пороков. Гротеск играет огромную роль в создании художественного образа в творчестве Салтыкова-Щедрина. Главная цель писателя – показать пороки людей, которые не замечаются обществом.

Писатель высмеивал безобразие общества и был назван «великим насмешником» в ряду таких предшественников, как Грибоедов и Гоголь. Читая ироничный гротеск, читатель хотел смеяться, но в этом смехе было нечто зловещее – публика “чувствовала, как бич хлещет её самое”.

Брудастый Дементий Варламович (Органчик) – глуповский градоначальник. При первом же появлении «пересек уйму ямщиков» и ошеломил представлявшихся ему чиновников возгласом: «Не потерплю!» Ограничиваясь и в дальнейшем повторением этой единственной фразы, он поверг всех в ужас. Загадочность поведения Б. нашла неожиданное объяснение: у него в голове был органчик, способный исполнять «нетрудные музыкальные пьесы» – «Раззорю!» и «Не потерплю!». Отвечая на упреки в «преувеличении», Щедрин писал: «Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывавший романсы: «Не потерплю!» и «Раззорю!», а в том, что есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет?»

М.Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы очерки сказки. Почти все произведения Салтыкова-щедрина имеют сатирическую направленность. Писателя.

Перед нами суровый старик, проницательно и строго всматривающийся в людей, в окружающую действительность; в его больших, несколько выпуклых глазах живет пламенная, непреклонная воля, страстная, требовательная мысль, проникающая далеко вперед, в будущее;.

История города Глупова – это «история, содержанием которой является беспрерывный испуг», история, которая сводится к тому, что «градоначальники секут, а обыватели трепещут». Летопись города Глупова вон лощает наиболее темные стороны истории «немытой».

«История одного города» – образец политической сатиры. В этом произведении автор подвергает решительной критике основы самодержавного строя, разоблачает деспотичных представителей власти, выражает протест против смирения, покорности, пассивности и трусости. Нетрудно.

Ссылка на основную публикацию
×
×