Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Салтыков-Щедрин – один из выдающихся писателей-сатириков русской литературы. Многие его произведения направлены на обличение пороков общества. Вершины выразительности он достигает в своих небольших сказках «для детей изрядного возраста». Именно отношения между народом и помещиками, чиновниками стали основной темой многих его сказок. Писатель прекрасно изучил жизнь чиновников, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, он имел возможность убедиться, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе.

Пафос сказок заключается в разоблачении социального неравенства, жестокой эксплуатации народных масс помещиками, в любви к угнетенному и страдающему народу, в думах о его бесправном положении, в горьких сетованиях на его покорность, на его наивные политические надежды найти правду и защиту у власти.

Сатирик критикует не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность самого трудового народа. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин клеймит ничего не умеющих, беспомощных генералов. Он с достаточной долей сарказма показывает нам ужасающую картину, как голодные генералы готовы съесть друг друга, не умея достать пищу в кишащих рыбой ручьях, в лесу, полном фруктов. Паразитический образ жизни приводит к тому, что они не знают элементарного: верят, что булки растут на деревьях в том виде, в каком их подают к столу. Но вот, что генералы прекрасно знают и умеют, так это эксплуатировать народ. Чтобы не погибнуть на острове, они отыскивают «лежебоку мужика», который впоследствии все для них и сделает: и пищу приготовит, и с острова вывезет домой, и платы не потребует. Но сатира писателя направлена здесь и против мужика, который «суп в пригоршнях готовит, силки плетет…», но и веревку, которой его связывают, он изготавливает сам.

Даже когда мужик кормит генералов яблоками, для них он выбирает спелые да румяные, а себе – кислые да гнилые. Откуда такая покорность? Писатель возмущен таким положением вещей, он видит в этом вину не только правящего класса, но и крестьян, разрешающих закабалять себя, не поднимающихся на социальный протест, довольствующихся малым.

В сказке «Самоотверженный заяц» похожая ситуация. Заяц покорно ждет, когда сытому волку придет охота его съесть.«Добрый» волк отпускает Зайца домой проведать невесту. И Заяц возвращается , покорно ждет своего часа.

В сказке «Коняга» писатель размышляет о судьбе крестьянства. Если мужик из сказки о двух генералах сообразителен, то образ коняги из одноименной сказки становится символом порабощения народа. Генералы, помещики, буржуазия, купцы, как «пустоплясы», говорят о своей любви к народу, восхищаются его трудолюбием, а на деле живут чужим трудом. Сытые «пустоплясы» в духе идей славянофилов и либералов рассуждают о причинах бессмертия Коняги. Один предполагает, что Коняга силен тем, что в нем от постоянной работы «здравого смысла много накопилось», другой видит в Коняге «жизнь духа и дух жизни», третий утверждает, что Коняге «труд дает… душевное равновесие», четвертый – что просто Коняга привык к участи своей и нуждается только в кнуте.

Писателю горько, что русское крестьянство своими руками вьет веревку, которую угнетатели накинули ему на шею. Щедрин призывает народ задуматься над своей судьбой, сбросить гнет.

Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступает против жестокой эксплуатации народных масс помещиками. Помещики изображаются никчемными, дикими, ведущими паразитический образ жизни. В сказке «Дикий помещик» эксплуататор народа пожелал, чтобы все мужики пропали. Так и произошло. Только помещик в результате стал диким, беспомощным, потому что без крестьян он ничего не мог сделать. Всю жизнь этот помещик жил за счет труда крестьян, а когда они исчезли, он совсем одичал. Крестьянский труд не ценился, помещики не осознавали, что без него они погибнут.

Мы видим, что сказки Салтыкова-Щедрина – великолепный художественный памятник минувшей эпохи, пример осуждения всех форм зла во имя добра, равноправия и справедливости. В этих небольших шедеврах сатирического искусства, предназначенных «для детей изрядного возраста», писатель создает очень яркий образ крестьянской и помещичьей Руси, который поражает своей точностью и актуальностью и для наших дней. Автор изображает бесправие русского народа, противопоставленное хорошей жизни «власть имущих». Не это ли же, по сути, присутствует и в современной жизни? Остается только надеяться, что труд Салтыковка-Щедрина, направленный на борьбу за улучшение жизни, когда-нибудь принесет достойные плоды и его голос будет услышан.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Салтыков-Щедрин М.Е. / Разное / Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Смотрите также по разным произведениям Салтыкова-Щедрина:

Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Среди огромного наследия М.Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки в стихах или прозе воссоздавали целый мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические мотивы, примером тому могут служить сказки А.С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Щедрин в 1869-м, а также в 1880-1886 годах.

Сказки — итог многолетних наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используются гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка.

Существует мнение, что, когда в творчестве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, искусство и литература начинают вырождаться. Не потому ли сегодня малоизвестны «идейные» романы 20-30-х годов, скажем, «Цемент», «Соть» и прочие? Салтыков-Щедрин считал, что литература — это прекрасное средство в политической борьбе. Писатель убежден, что «литература и пропаганда — одно и то же». Салтыков-Щедрин — продолжатель русской сатиры Д.И. Фонвизина, Н.А. Радищева, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя и других великих писателей. Но он в своих произведениях усилил это художественное средство, придав ему характер политического оружия. От этого его книги были острыми и злободневными. Однако они сегодня, пожалуй, не менее популярны, чем в XIX веке. Трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. «Диагност наших общественных зол и недугов» — так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Сосланный в молодости в Вятку, Михаил Евграфович хорошо изучил социальную несправедливость, произвол властей. Убедился, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам Салтыков-Щедрин проникся уважением. Жизнь помещичьей семьи писатель прекрасно изобразил в «Господах Головлевых», начальников и чиновников — в «Истории одного города» и многих других произведениях. Но наибольшей выразительности он достиг в произведениях малой формы, в сказках «для детей изрядного возраста». Эти сказки, как справедливо отмечали цензоры, — самая настоящая сатира.

В сказках Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, военачальников и даже самодержцев. Писатель изображает их часто совершенно беспомощными, глупыми и высокомерными. Например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». С едкой иронией Салтыков пишет: «Служили генералы в какой-то регистратуре. следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали». Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях.

Прав был Чехов, когда писал, что косность и скудоумие искореняются с большим трудом. В современной нам реальности часто встречаются герои произведений Салтыкова-Щедрина.

А русский мужик — молодец. Он все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик за смирение и низкопоклонство. Генералы заставляют этого здоровенного мужичину вить для самого себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно выполняет приказ.

Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной холопский дух. Наконец, мужицкий мир исчез. И остался помещик один-одинешенек. И, конечно, одичал, потерял человеческий облик. «Весь он. оброс волосами. а когти у него сделались, как железные». Намек автора совершенно ясен: трудом крестьян живут помещики. И потому у них всего довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли. Все это отобрано у крестьян, а главное — отнята свобода.

Салтыков-Щедрин не может и не хочет смириться с тем, что народ слишком терпелив, забит и темен. И потому выводит «господ» в карикатурном свете, показывая, что не так уж они страшны.

Читайте также:  Особенности жанра сказки у М. Салтыкова-Щедрина: сочинение

В сказке «Медведь на воеводстве» изображен Медведь, который своими бесконечными разоряющими крестьян погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, «содрали шкуру». Идея сказки заключается в том, что в бедах народа виновато самодержавие вообще, а не только жестокие или плохие чиновники.

Основной художественный прием в сказках Салтыкова-Щедрина — аллегория. И то, что Медведь оказался на рогатине, символично. Это своеобразный призыв народа к борьбе за свои права и свободы.

Также и в сказке «Коняга» в образе заморенной непосильным трудом лошади представлен народ-труженик, «сеятель и хранитель» родной земли, безграничных ее просторов, создающий ее красоту и богатство. А «Пустоплясы» — краснобаи-народники, которые на словах сочувствуют трудовому народу, его тяжелому положению, а на деле ведут такой же паразитический образ жизни, как и господа.

Сказка-символ, которая в аллегорической форме обобщает обличительный пафос отсталого самодержавного строя в России, — «Богатырь». Уповают «людишки» на Богатыря напрасно: спит Богатырь. Не приходит он к ним на помощь и когда пожар сжег русскую землю, и когда враг на нее напал, и когда голод случился. Только на свои силы нужно рассчитывать «людишкам». А Богатырь в дупле не проснется, так как гадюки ему все туловище проели. Поднимайся, Иван-богатырь, защищай землю родную, думай своей головой о ее будущем.

Каким бы ни было отношение к творчеству Салтыкова-Щедрина в наши дни, но по-прежнему дорог нам писатель-сатирик своей любовью к народу, честностью, желанием сделать жизнь лучше, верностью идеалам. Многие его образы стали близкими и понятными нам сегодня. Разве не звучат и ныне горькой правдой слова из сказки «Дурак» о герое ее, что «совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет, оттого он к жизни приспособиться не может»?

Спустя полвека М. Горький говорил о значении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Необходимо знать историю города Глупова — это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина — самого правдивейшего свидетеля нашей духовной нищеты и неустойчивости. »

Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

  1. Становление М. Е. Салтыкова-Щедрина как писателя.
  2. Взаимодействие власти с народом в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
  3. Отношение автора к героям сказки.

Как известно, ко многим писателям 40-х годов девятнадцатого века, современникам Салтыкова-Щедрина, литературная слава пришла сразу же после опубликования первого произведения. К сожалению, первые начинания не принесли писателю славы. Однако навлекли на него строгие репрессии властей. После многолетней вятской ссылки Салтыков-Щедрин опубликовал «Губернские очерки». По-настоящему писатель получил известность и народную любовь только на рубеже 70-80-х годов. В это время появляются такие блестящие сатирические произведения Салтыкова-Щедрина, как «История одного города», «Помпадуры и помпадурши», «Господа Головлевы», «Сказки», «Пошехонская старина» и многое-многое другое. Всю свою жизнь писатель посвятил словесности. Как-то раз он даже заметил, что за долгие годы «отождествился. с литературной деятельностью». Перед смертью он завещал своему сыну больше всего любить родную литературу. Он мечтал, чтобы его отпрыск тоже стал писателем.

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор пытается предположить, что же будет с баловнем судьбы, если его поместить в естественные условия. Так «по щучьему велению, по моему хотению» два отставных генерала оказались на необитаемом острове. Сначала главные герои даже не поняли, что произошло, однако им очень быстро пришлось смириться с суровой действительностью. Генералы вскоре почувствовали голод. Следует отметить, что кругом было полным полно еды: в речке плескалась всевозможная рыба, на деревьях наблюдалось изобилие плодов, в лесу было много животных. Сначала герои попытались найти что-нибудь съестное, однако ни один из них неспособен был обслуживать себя, не говоря о других. В результате, побродив по острову, генералы вернулись ни с чем. «Сильные мира сего», промучившись день, сначала попытались заснуть, однако скоро «оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание». Оказалось, что внутри благородной личности скрывается примитивное животное, готовое разорвать своего сородича. То есть оно похоже на человека только при условии, что кто-то его кормит, одевает, умывает, подает чистую одежду. Я думаю, автор намекает читателю на тех помещиков, которые «воротят нос» от мужика, однако и дня без него прожить не могут. В результате наши генералы отправились на поиски того самого мужика, который бы их накормил.

Вскоре поиски главных героев увенчались успехом. Под одним из кустов и в самом деле безмятежно спал, а значит, отлынивал от работы громаднейший мужик. Я думаю, автор специально акцентирует внимание на поведении мужика. Сначала, видя, что «генералы строгие», хотел было убежать, однако те так и вцепились в него, поэтому пришлось действовать. На примере мужика показано отношение обывателя, народа того времени к власти, к сильным мира сего. Даже на необитаемом острове, вдали от цивилизации, будучи более сильным и приспособленным к окружающей действительности мужик подчиняется генеральским погонам. Даже если эти знаки отличия находятся на обыкновенных ночных рубахах. Страх перед властью, помещиками настолько укоренился в сознании простого народа, что он сам готов подчиняться, сам ищет себе правителей. Единственная реакция – это попытка убежать, да и та довольно-таки вялая. Салтыков-Щедрин иронизирует над готовностью мужика, а значит, и простого народа смиряться со своим положением. В дальнейшем в сказке добровольный раб берет на себя заботу о пропитании генералов. Здесь автор показывает, что мужицкая смекалка не знает предела: и хлеб испечь, и суп в пригоршне сварить. Все ему по плечу. Мужик не только не тяготится внезапно свалившейся на него обузой, но и благодарен генералам за то, что они не гнушаются плодами его труда. Жизнь на острове на всем готовом начинает нравиться главным героям, тем более в Санкт-Петербурге пенсия копится. Если бы генералы не соскучились о своих кухарках, то наверняка так и остались бы на острове до конца жизни. Умения мужика не ограничились только кулинарией. Он умудрился смастерить посудину и отвезти генералов на родину. В благодарность генералы пожаловали мужику рюмку водки и пятак серебра.

Из сказки можно сделать вывод, что Салтыков-Щедрин с явным сарказмом относится к генералам. Он высмеивает их глупость, никчемность, эгоизм, отсутствие навыков самообслуживания. Герои родились, воспитались и состарились в какой-то регистратуре, «следовательно, ничего не понимали». Они никогда и ни о ком не заботились и думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Генералы настолько уверены в своей исключительности и праве повелевать, что, отыскав мужика, они не сомневаются в том, что он им немедленно подчинится. Главные герои считают, что мужик просто обязан их кормить, хочет он того или нет. В дальнейшем показано, что вся жизнь генералов вертится вокруг стола и обеда, а главное развлечение – это вычитать в «Московских ведомостях», где и что ели. Я думаю, автор не испытывает особого сочувствия и по отношению к мужику. Он иронизирует над его готовностью услужить сильным мира сего и возмущен его примирением со своей долей.

Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыкова-Щедрина можно назвать одним из величайших русских сатириков. В своем творчестве он развил традиции таких писателей, как Фонвизин, Крылов, Гоголь.

Чрезвычайно острые и желчные произведения писателя были направлены на обличение

многих пороков современного ему общества.

Он изображает целое историческое время, изображает в могучих сгущениях темных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя всегда присутствующих, явно или скрыто, идеалов социальной справедливости и света.

“Диагност наших общественных зол

начальников и чиновников – в “Истории одного города” и многих других произведениях. Но мне кажется, что вершины выразительности он достиг в своих

небольших сказках “для детей изрядного возраста”. Именно отношения между народом

и помещиками, чиновниками стали основной темой многих произведений писателя,

объединенных в цикле “Сказки”. Михаил Евграфович прекрасно

чиновников, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, он имел возможность убедиться, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением.

В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина множество самых разных типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель их изображает часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. С едкой иронией М. Е. Салтыков-Щедрин пишет: “Служили

генералы в какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”.

Похожие сочинения:

В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки в. стихах или прозе воссоздавали целый мир народных представлений.

НАРОД И ГОСПОДА В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА К М. Е. Салтыкову-Щедрину можно отнести пушкинскую фразу: “Сатиры смелый властелин”. Эти слова были сказаны А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под.

Образы животных в сказках Салтыкова-Щедрина И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: “В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно.

Народ и самодержавие в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказках перед читателем возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (“Бедный волк”, “Медведь на воеводстве”), жестокие эксплуататоры (“Дикий помещик”, “Повесть о том.

Сатирическое изображение правящих кругов в сказках Салтыкова-Щедрина Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова-Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни.

Система образов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. Образы из Сказок.

Сочинение на тему Басенное начало в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыкова-Щедрина называют баснями в прозе, в них отчетливо прослеживаются фольклорные и русская сатирическая литературная традиции. В его сказках правдиво раскрываются проблемы народа. Сатирик зло обличает самодержавие, либерализм и господствующий.

ЭЛЕМЕНТЫ САТИРЫ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказка – ложь, да в ней намек… А. С. Пушкин В сказках Салтыкова-Щедрина отображены основные социальные, политические, идеологические и моральные проблемы, которыми характеризовалась русская жизнь второй половины XIX века. В.

Особенности авторских приемов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь” и “Дикий помещик” М. Е. Салтыков-Щедрин – великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, продолжив и развив в новых исторических условиях.

Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Сказки – итог творчества писателя. Три из них написаны в 60-е гг. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Пропала совесть”), остальные.

Образ народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина и в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В сказках великого сатирика Салтыкова-Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц.

Проблема классового неравенства на примере крестьян и помещиков в сказках Салтыкова-Щедрина Произведения о крестьянах и помещиках занимают значительное место в творчестве Салтыкова-Щедрина. Скорее всего это произошло потому, что с этой проблемой писатель столкнулся еще в юном возрасте. Свое детство Салтыков-Щедрин провел.

Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” и в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, друг другу противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц.

В чем непреходящая ценность сказок Салтыкова-Щедрина? Все писатели через свои произведения пытаются донести до нас, читателей, собственные сокровенные мысли. Настоящий писатель, в силу своего таланта и особенностей внутреннего мира, происходящие вокруг события всегда чувствует острее и.

Тематическое и идейное разнообразие сказок Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыкова-Щедрина можно по праву назвать одним из величайших сатириков России. Наиболее ярко и выразительно сатирический талант Салтыкова-Щедрина проявился в сказках “Для детей изрядного возраста”, как он сам их.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры Привычке писать иносказательно Я обязан… цензурному ведомству. М. Е. Салтыков-Щедрин Сказки и сказочная фантастика всегда были близки творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он использовал их и в “Истории одного города”, и.

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года –.

Жанр сказки в творчестве Михаила Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыкова-Щедрина – это длинная череда миниатюрных по объему картин, в которых запечетлена жизнь русского общества. Постепенно вызревая в творчестве писателя из фантастических и образных элементов его сатиры, сказки выкристаллизовались.

В каких еще эпических произведениях русской литературы вы встречались с применением данных приемов и в чем их сходство и различие с художественной практикой М. Е. Салтыкова-Щедрина? В каких еще эпических произведениях русской литературы вы встречались с применением данных приемов и в чем их сходство и различие с художественной практикой М. Е. Салтыкова-Щедрина? В начале своих размышлений.

Вопросы и ответы к творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Каковы основные темы творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина? Через все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравственно-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти.

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ “СКАЗОК” М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА “Сказки” Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях.

Герои и сюжеты сатирических сказок Михаила Салтыкова-Щедрина В “Сказках” ярко проявились художественные приемы сатирической типизации. Фантастика, гротеск, гипербола, аллегория являются основными. Широко используются образы животного мира. Выбор образов, конечно, не случаен, корреспонденции в газеты пишут зайцы, медведи.

ЖАНР СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог творчества великого сатирика. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирические произведения писателя. Как жанр щедринская сказка постепенно вызревала в.

Новые тенденции в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Новые тенденции, проявившиеся в пореформенной жизни, нашли всестороннее раскрытие в очерках Щедрина, объединенных названием “Дневник провинциала в Петербурге”. Повествование ведется от имени некоего провинциала, который, приехав в Петербург, предполагал найти.

СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. М. Е. Салтыков-Щедрин Литературный стиль Салтыкова-Щедрина сложился в процессе постоянного преодоления.

Сочинение на тему: “Покорность мужика в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М. Е. Салтыкова-Щедрина” В произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” мы видим необычный сюжет, за которым скрывается обычная реальность. Автор показывает нам, насколько глуп и прост.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА СКАЗКИ У М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказку как жанр использовали в своем творчестве многие писатели и поэты. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и.

Сказки Салтыкова-Щедрина: сюжетные линии и образы Сказки Салтыкова-Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию “Сказок” автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено.

Гипербола и гротеск в сказке Михаилп Салтыкова? Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” Творчество Салтыкова Щедрина можно с полным правом назвать высшим достижением социальной сатиры 1860-1880 х гг. Ближайшим предшественником Щедрина не без основания принято считать Н. В. Гоголя, создавшего сатирико философскую картину.

Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина Имя Салтыкова-Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали “неблагодарным” жанром – государственный режим никогда не.

Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин – один из выдающихся писателей-сатириков русской литературы. Многие его произведения направлены на обличение пороков общества. Вершины выразительности он достигает в своих небольших сказках “для детей изрядного возраста”.

Именно отношения между народом и помещиками, чиновниками стали основной темой многих его сказок. Писатель прекрасно изучил жизнь чиновников, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, он имел возможность убедиться, что Российское государство прежде

Пафос сказок заключается в разоблачении социального неравенства, жестокой эксплуатации народных масс помещиками, в любви к угнетенному и страдающему народу, в думах о его бесправном положении, в горьких сетованиях на его покорность, на его наивные политические надежды найти правду и защиту у власти. Сатирик критикует не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность самого трудового народа. В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” Салтыков-Щедрин клеймит ничего не умеющих, беспомощных генералов. Он с достаточной долей сарказма показывает нам

Но вот, что генералы прекрасно знают и умеют, так это эксплуатировать народ. Чтобы не погибнуть на острове, они отыскивают “лежебоку мужика”, который впоследствии все для них и сделает: и пищу приготовит, и с острова вывезет домой, и платы не потребует. Но сатира писателя направлена здесь и против мужика, который “суп в пригоршнях готовит, силки плетет…”, но и веревку, которой его связывают, он изготавливает сам. Даже когда мужик кормит генералов яблоками, для них он выбирает спелые да румяные, а себе – кислые да гнилые.

Откуда такая покорность? Писатель возмущен таким положением вещей, он видит в этом вину не только правящего класса, но и крестьян, разрешающих закабалять себя, не поднимающихся на социальный протест, довольствующихся малым. В сказке “Самоотверженный заяц” похожая ситуация.

Заяц покорно ждет, когда сытому волку придет охота его съесть.”Добрый” волк отпускает Зайца домой проведать невесту. И Заяц возвращается, покорно ждет своего часа. В сказке “Коняга” писатель размышляет о судьбе крестьянства. Если мужик из сказки о двух генералах сообразителен, то образ коняги из одноименной сказки становится символом порабощения народа.

Генералы, помещики, буржуазия, купцы, как “пустоплясы”, говорят о своей любви к народу, восхищаются его трудолюбием, а на деле живут чужим трудом. Сытые “пустоплясы” в духе идей славянофилов и либералов рассуждают о причинах бессмертия Коняги. Один предполагает, что Коняга силен тем, что в нем от постоянной работы “здравого смысла много накопилось”, другой видит в Коняге “жизнь духа и дух жизни”, третий утверждает, что Коняге “труд дает… душевное равновесие”, четвертый – что просто Коняга привык к участи своей и нуждается только в кнуте. Писателю горько, что русское крестьянство своими руками вьет веревку, которую угнетатели накинули ему на шею.

Щедрин призывает народ задуматься над своей судьбой, сбросить гнет. Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступает против жестокой эксплуатации народных масс помещиками. Помещики изображаются никчемными, дикими, ведущими паразитический образ жизни.

В сказке “Дикий помещик” эксплуататор народа пожелал, чтобы все мужики пропали. Так и произошло. Только помещик в результате стал диким, беспомощным, потому что без крестьян он ничего не мог сделать. Всю жизнь этот помещик жил за счет труда крестьян, а когда они исчезли, он совсем одичал. Крестьянский труд не ценился, помещики не осознавали, что без него они погибнут.

Мы видим, что сказки Салтыкова-Щедрина – великолепный художественный памятник минувшей эпохи, пример осуждения всех форм зла во имя добра, равноправия и справедливости. В этих небольших шедеврах сатирического искусства, предназначенных “для детей изрядного возраста”, писатель создает очень яркий образ крестьянской и помещичьей Руси, который поражает своей точностью и актуальностью и для наших дней. Автор изображает бесправие русского народа, противопоставленное хорошей жизни “власть имущих”.

Не это ли же, по сути, присутствует и в современной жизни? Остается только надеяться, что труд Салтыковка-Щедрина, направленный на борьбу за улучшение жизни, когда-нибудь принесет достойные плоды и его голос будет услышан.

Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин – один из выдающихся писателей-сатириков русской литературы. Многие его произведения направлены на обличение пороков общества. Вершины выразительности он достигает в своих небольших сказках «для детей изрядного возраста». Именно отношения между народом и помещиками, чиновниками стали основной темой многих его сказок. Писатель прекрасно изучил жизнь чиновников, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, он имел возможность убедиться, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе.

Пафос сказок заключается в разоблачении социального неравенства, жестокой эксплуатации народных масс помещиками, в любви к угнетенному и страдающему народу, в думах о его бесправном положении, в горьких сетованиях на его покорность, на его наивные политические надежды найти правду и защиту у власти.

Сатирик критикует не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность самого трудового народа. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин клеймит ничего не умеющих, беспомощных генералов. Он с достаточной долей сарказма показывает нам ужасающую картину, как голодные генералы готовы съесть друг друга, не умея достать пищу в кишащих рыбой ручьях, в лесу, полном фруктов. Паразитический образ жизни приводит к тому, что они не знают элементарного: верят, что булки растут на деревьях в том виде, в каком их подают к столу. Но вот, что генералы прекрасно знают и умеют, так это эксплуатировать народ. Чтобы не погибнуть на острове, они отыскивают «лежебоку мужика», который впоследствии все для них и сделает: и пищу приготовит, и с острова вывезет домой, и платы не потребует. Но сатира писателя направлена здесь и против мужика, который «суп в пригоршнях готовит, силки плетет…», но и веревку, которой его связывают, он изготавливает сам.

Даже когда мужик кормит генералов яблоками, для них он выбирает спелые да румяные, а себе – кислые да гнилые. Откуда такая покорность? Писатель возмущен таким положением вещей, он видит в этом вину не только правящего класса, но и крестьян, разрешающих закабалять себя, не поднимающихся на социальный протест, довольствующихся малым.

В сказке «Самоотверженный заяц» похожая ситуация. Заяц покорно ждет, когда сытому волку придет охота его съесть.«Добрый» волк отпускает Зайца домой проведать невесту. И Заяц возвращается , покорно ждет своего часа.

В сказке «Коняга» писатель размышляет о судьбе крестьянства. Если мужик из сказки о двух генералах сообразителен, то образ коняги из одноименной сказки становится символом порабощения народа. Генералы, помещики, буржуазия, купцы, как «пустоплясы», говорят о своей любви к народу, восхищаются его трудолюбием, а на деле живут чужим трудом. Сытые «пустоплясы» в духе идей славянофилов и либералов рассуждают о причинах бессмертия Коняги. Один предполагает, что Коняга силен тем, что в нем от постоянной работы «здравого смысла много накопилось», другой видит в Коняге «жизнь духа и дух жизни», третий утверждает, что Коняге «труд дает… душевное равновесие», четвертый – что просто Коняга привык к участи своей и нуждается только в кнуте.

Писателю горько, что русское крестьянство своими руками вьет веревку, которую угнетатели накинули ему на шею. Щедрин призывает народ задуматься над своей судьбой, сбросить гнет.

Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступает против жестокой эксплуатации народных масс помещиками. Помещики изображаются никчемными, дикими, ведущими паразитический образ жизни. В сказке «Дикий помещик» эксплуататор народа пожелал, чтобы все мужики пропали. Так и произошло. Только помещик в результате стал диким, беспомощным, потому что без крестьян он ничего не мог сделать. Всю жизнь этот помещик жил за счет труда крестьян, а когда они исчезли, он совсем одичал. Крестьянский труд не ценился, помещики не осознавали, что без него они погибнут.

Мы видим, что сказки Салтыкова-Щедрина – великолепный художественный памятник минувшей эпохи, пример осуждения всех форм зла во имя добра, равноправия и справедливости. В этих небольших шедеврах сатирического искусства, предназначенных «для детей изрядного возраста», писатель создает очень яркий образ крестьянской и помещичьей Руси, который поражает своей точностью и актуальностью и для наших дней. Автор изображает бесправие русского народа, противопоставленное хорошей жизни «власть имущих». Не это ли же, по сути, присутствует и в современной жизни? Остается только надеяться, что труд Салтыковка-Щедрина, направленный на борьбу за улучшение жизни, когда-нибудь принесет достойные плоды и его голос будет услышан.

Ссылка на основную публикацию
×
×