История одного города М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие: сочинение

“История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие

Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

Многие считают М. Е. Салтыкова-Щедрина сложным писателем, читают его мало и неохотно. Однако на сегодняшний день он необыкновенно актуален, точен и нужен. Ибо писатель подвергал едкой сатире современную ему действительность (бюрократический механизм, деятельность государственной администрации, экономическую жизнь страны), а в сегодняшней жизни мало что изменилось. Но обо всем этом он не мог писать открыто, дабы избежать царской цензуры. Поэтому естественны трудности в прочтении Салтыкова-Щедрина. Но чем сложнее писатель, тем интереснее его открывать.
Одно из самых сложных произведений Салтыкова-Щедрина – “История одного города”. Содержание этой, по отзыву Толстого, “странной и поразительной книги” не сразу поддается полному и глубокому уяснению. Но после каждого вдумчивого прочтения становится ясно, что оно прикрыто исторической формой, – гротеском, эзоповскими иносказаниями, Историческая форма рассказа была удобна писателю потому, что позволяла ему свободнее обращаться к известным явлениям жизни.
“Те же самые основы жизни, которые существовали в 18 веке, – существуют и теперь”, – писал Салтыков-Щедрин. Лишь под покровом исторической формы, а также поэтики гротеска и эзопова языка автор смог высказать предельно смелые суждения о существующем в стране абсолютистском строе. Ни русская, ни мировая художественная литература не знают другого произведения, в котором российское самодержавие подвергалось бы столь же яростному обличению и беспощадному суду, как в “Истории. “

Уже первые строки “Истории. ” являются пародией на памятники древнерусской письменности (“Слово о полку Игореве”, “Повесть временных лет”). Высмеиваются здесь, естественно, не памятники, а установившееся мнение, согласно которому история творится не народными массами, а отдельными личностями. Салтыков-Щедрин указывает на воззрения глуповских архивариусов, видевших в истории лишь жизнеописания следовавших друг за другом градоначальников с описанием их “замечательных” деяний.

Связь сатирических иносказаний глуповской летописи с историческими прототипами очевиднее всего в главе “Сказание о шести градоначальниках”. Картина “глуповского междоусобия” – пародия на знаменитые дворцовые перевороты после смерти Петра I. Салтыков-Щедрин создал гротескные фигуры российских императриц, их сподвижников и любовников. При всем этом, ни об одной из этих фигур нельзя определенно сказать, что это Екатерина I, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна или Екатерина II. Это обобщенный образ всех русских цариц.

В “Истории. ” читатель встречается, прежде всего, с образами градоначальников (Фердыщенко, Двоекуров, Бородавкин, Негодяев, Прыщ, Угрюм-Бурчеев). Все они являются своего рода элементами одного собирательного образа – глуповской власти. И образ этот ужасает.
Образы всех персонажей строятся по принципу сатирических аналогий и парадоксализма. Во времена правления просветителя Фердыщенко город охватил пожар и голод. Двоекуров занимался пивоварением, разведением горчицы, лаврового листа. В конце правления Негодяева Глупов представлял собой скопище почерневших изб.

Сюжеты и сатирические образы “Истории. ” содержат элементы сходства с реальными событиями прошлого. Например, в рассказе о фантастических путешествиях градоначальника Фердыщенко по выгодным землям Глупова осведомленный читатель уловит намеки на пышные церемониальные путешествия особ царственного дома по вверенным им краям и весям Российской державы. Достаточно вспомнить хотя бы устроенное Потемкиным путешествие Екатерины II в Крым.

Вереница градоначальников завершается Угрюм-Бурчеевым. Он превзошел всех своим идиотизмом. В лице Угрюм-Бурчеева все узнали зловещий облик Аракчеева и портретное сходство с Николаем I. Угрюм-Бурчеев задумал фантастический проект переустройства города Глупова, стремился прекратить течение реки. Река здесь символизирует жизнь, неистребимую силу народа. Сколько не измывался Угрюм-Бурчеев над народом, народ был жив.

Постепенно страх перед градоначальниками начал исчезать. Однажды глуповцы поняли, что перед ними просто бездушный идиот. Прошло полное гнева Оно, символизирующее собой революцию, стихийный бунт, проявление народной вилы. Великая сатира на “порядок вещей” глуповской жизни заканчивается словом о гибели этого ненавистного порядка и его последнего правителя Угрюм-Бурчеева. “Оно прошло. История прекратила течение свое”. Вся атмосфера, вся стилистика этого отрывка недвусмысленно свидетельствует о наступлении чего-то жуткого.

Салтыкову-Щедрину были совершенно чужды народнические идеи. Он не верил в способность подняться всем народом на революцию. Темнота и бледность народной жизни могли, по его мнению, привести лишь к стихийной, страшной “революции брюха”. Писатель страшился ее неимоверно.

Таким образом, “История одного города” – это двусторонняя сатира: на самодержавие и на политическую пассивность народных масс. Если по отношению к самодержавию сатира носила характер беспощадного и полного отрицания, то по отношению к народу целью ее было исправление нравов, политическое просветление.

Все это нашло свое воплощение в романе.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Салтыков-Щедрин М.Е. / История одного города / “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие

Смотрите также по произведению “История одного города”:

“История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие

Многие считают М. Е. Салтыкова-Щедрина сложным писателем, читают его мало и неохотно. Однако на сегодняшний день он необыкновенно актуален, точен и нужен. Ибо писатель подвергал едкой сатире современную ему действительность , а в сегодняшней жизни мало что изменилось. Но обо всем этом он не мог писать открыто, дабы избежать царской цензуры. Поэтому естественны трудности в прочтении Салтыкова-Щедрина.

Но чем сложнее писатель, тем интереснее его открывать. Одно из самых сложных произведений Салтыкова-Щедрина – “История одного города”.

Но после каждого вдумчивого прочтения становится ясно, что оно прикрыто исторической формой, – гротеском, эзоповскими иносказаниями, Историческая форма рассказа была удобна писателю потому, что позволяла ему свободнее обращаться к известным явлениям жизни. “Те же самые основы жизни, которые существовали в 18 веке, – существуют и теперь”, – писал Салтыков-Щедрин. Лишь под покровом исторической формы, а также поэтики гротеска и эзопова языка автор смог высказать предельно смелые

Связь сатирических иносказаний глуповской летописи с историческими прототипами очевиднее всего в главе “Сказание о шести градоначальниках”. Картина “глуповского междоусобия” – пародия на знаменитые дворцовые перевороты после смерти Петра I. Салтыков-Щедрин создал гротескные фигуры российских императриц, их сподвижников и любовников. При всем этом, ни об одной из этих фигур нельзя определенно сказать, что это Екатерина I, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна или Екатерина II. Это обобщенный образ всех русских цариц.

В “Истории…” читатель встречается, прежде всего, с образами градоначальников . Все они являются своего рода элементами одного собирательного образа – глуповской власти. И образ этот ужасает. Образы всех персонажей строятся по принципу сатирических аналогий и парадоксализма. Во времена правления просветителя Фердыщенко город охватил пожар и голод. Двоекуров занимался пивоварением, разведением горчицы, лаврового листа.

В конце правления Негодяева Глупов представлял собой скопище почерневших изб. Сюжеты и сатирические образы “Истории…” содержат элементы сходства с реальными событиями прошлого. Например, в рассказе о фантастических путешествиях градоначальника Фердыщенко по выгодным землям Глупова осведомленный читатель уловит намеки на пышные церемониальные путешествия особ царственного дома по вверенным им краям и весям Российской державы.

Достаточно вспомнить хотя бы устроенное Потемкиным путешествие Екатерины II в Крым. Вереница градоначальников завершается Угрюм-Бурчеевым. Он превзошел всех своим идиотизмом. В лице Угрюм-Бурчеева все узнали зловещий облик Аракчеева и портретное сходство с Николаем I. Угрюм-Бурчеев задумал фантастический проект переустройства города Глупова, стремился прекратить течение реки. Река здесь символизирует жизнь, неистребимую силу народа.

Сколько не измывался Угрюм-Бурчеев над народом, народ был жив. Постепенно страх перед градоначальниками начал исчезать. Однажды глуповцы поняли, что перед ними просто бездушный идиот. Прошло полное гнева Оно, символизирующее собой революцию, стихийный бунт, проявление народной вилы. Великая сатира на “порядок вещей” глуповской жизни заканчивается словом о гибели этого ненавистного порядка и его последнего правителя Угрюм-Бурчеева. “Оно прошло.

История прекратила течение свое”. Вся атмосфера, вся стилистика этого отрывка недвусмысленно свидетельствует о наступлении чего-то жуткого. Салтыкову-Щедрину были совершенно чужды народнические идеи. Он не верил в способность подняться всем народом на революцию.

Читайте также:  Сказки для детей изрядного возраста: сочинение

Темнота и бледность народной жизни могли, по его мнению, привести лишь к стихийной, страшной “революции брюха”. Писатель страшился ее неимоверно. Таким образом, “История одного города” – это двусторонняя сатира: на самодержавие и на политическую пассивность народных масс.

Если по отношению к самодержавию сатира носила характер беспощадного и полного отрицания, то по отношению к народу целью ее было исправление нравов, политическое просветление. Все это нашло свое воплощение в романе.

Тема дороги, пути в поэмах “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова Поиски. Глубины. Дороги… Вечная тема пути. Две поэмы-эпопеи: “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Словно тонкой ниточкой пронизывает эта тема оба произведения.

Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века Повесть И. А. Тургенева “Ася” – одно из лучших произведений русской литературы. Творчество писателя конца 50 годов 19 века пронизано мыслью о трагичности человеческого существования, о мимолетности юных лет. По.

Советская Москва и “новый человек” Булгаков умел талантливо объединять противоречия эпохи в одно целое, подчеркивать их взаимосвязи. Писатель в своей повести “Собачье сердце” показал явления и героев во всей их противоречивости и сложности. Тема повести.

Конспект урока на тему “Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме” Конспект урока на тему “Пищевые продукты, питательные вещества и их Превращения в организме” Задачи: Образовательные: сФормировать у учащихся знания о составе Пищи, питательных веществах, пищеварении и методах его изучения. Воспитательные.

Сопоставление стихотворения “Осень” Пушкина и “Бабье лето” Пастернака Ни одно время года не вызывало у русских поэтов такого очарования, как осень. Потому-то они и посвящали свои лирические произведения этой прекрасной поре. Обычно осень в поэзии связана с настроениями.

Лирика Сергея Есенина Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Богата талантами русская земля. Родился Есенин в селе Константинове, где прошли его детские годы, а затем и годы.

Урок на тему “Тестирование системной платы” 10 класс. Физико-математический профиль. ОС Alt Linux “Школьный мастер 5.0.2” Урок на тему “Тестирование системной платы” Цель работы: протестировать компоненты системной платы, ознакомиться с основными характеристиками ПК. Откройте программу Hardware.

Смысл названия, заглавия романа Отцы и дети Тургенева Взаимоотношения разных поколений являются одной из вечных проблем, которую пытаются решить психологи и журналисты, писатели и критики, художники и композиторы. В романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” эта тема.

Природа в романе “Герой нашего времени” Роман “Герой нашего времени” – самое зрелое и серьезное произведение М. Ю. Лермонтова, ставшее значительной вехой в развитии русского реализма. Роман представляет собой несколько различных по жанру частей, связанных образом.

Проблема любви в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?” “Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим…” А. С. Пушкин Когда я стала подробно разбирать роман Н. Г. Чернышевского по содержанию, у меня.

Анализ стихотворения “Русь” С. А. Есенина Из ранних произведений “Русь” – наиболее зрелое идейно и художественно. Этим стихотворением Есенин приобрел себе известность. Оно стало своего рода художественным кредо молодого поэта. Война для крестьянской Руси стала непоправимым.

Человек природе – друг? В нашем представлении природа существует в отдельности от человека, где-то извне. И нам стала привычной мысль, что человечество покорило природу, поставило ее себе на службу. Люди пользовались ее дарами, не.

Конспект уроку з географії рідного краю: “Характеристика міст Дніпропетровської області:Апостолове, Верхівцеве”. 8 клас Тема: характеристика міст Дніпропетровської області: Апостолове, Верхівцеве Мета: сприяти засвоєнню знань про основні фізико-географічні характеристики найбільших міст Дніпропетровської області, визначати їх географічне положення, характеризувати господарський комплекс, сферу послуг та соціальну.

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – роман о жизни и о человеке Роман “Мастер и Маргарита” является наиболее значительным и сложным произведением Михаила Булгакова. В произведении поднимаются важные жизненные вопросы, многие века стоявшие перед художниками слова: проблема любви и ненависти, добра и.

Полное описание образа наташи ростовой . Война и мир В романе Толстого “Война и мир” одной из главных героинь является Наташа Ростова. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщины-матери. Автор рисует Наташу в развитии, он прослеживает ее.

Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой “Реквием” Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой “Реквием” занимает важнейшее место. Это связано с тем, что образ матери – центральный в поэме. Он чрезвычайно сложен. В нем сплелись три.

Своеобразие конфликта. Система образов в пьесе “Вишневый сад” А. П. Чехова Драматические конфликты бывают разные: внешние и внутренние, психологические. Для драматургии Чехова характерны конфликты второго рода. В дочеховской драматургии система образов нередко строилась по принципу прямого противопоставления. Конечно, это облегчало путь.

Анализ 5 глав в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” “История одного города” Салтыкова-Щедрина – произведение сложное и неоднозначное. Сразу же после его выхода в свет Салтыкова-Щедрина обвиняли в оскорблении русского народа и искажении русской истории. Сам автор утверждал: “Я.

Отзыв по произведению Анны Гавальда “35 кило надежды” Анна Гавальда – очень известная французская писательница, получившая множество наград за свои романы. Ее смело можно назвать “автором для взрослых”, ведь большинство книг Гавальда предназначено именно для них. Но не.

Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина Образ Печорина – главного героя романа “Герой нашего времени” – одно из главных открытий М. Ю. Лермонтова. Печорин в своем журнале неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность.

Сейчас вы читаете: “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие

История одного города М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие: сочинение

«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие.

Творчество Салтыкова-Щедрина, демократа, для которого самодержавно-крепостнический строй, царящий в России, был абсолютно не приемлем, имело сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество «рабов и господ», бесчинство помещиков, покорность народа, и во всех своих произведениях он обличал «язвы» общества, жестоко высмеивал его пороки и несовершенства.

Так, начиная писать «Историю одного города», Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, невозможность существования самодержавия с его общественными пороками, законами, нравами, высмеять все его реалии.

Таким образом, «История одного города» — произведение сатирическое, доминирующим художественным средством в изображении истории города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск, прием соединения фантастического и реального, создающий абсурдные ситуации, комические несоответствия. По сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском. Жители его, глуповцы, «ведущие свой род от древнего племени головотяпов», не умевших жить в самоуправлении и решивших найти себе повелителя, необычайно «начальстволюбивы». «Испытывающие безотчетный страх», неспособные самостоятельно жить, они «чувствуют себя сиротами» без градоначальников и считают «спасительной строгостью» бесчинства Органчика, имевшего в голове механизм и знавшего только два слова — «не потерплю» и «разорю». Вполне «обычны» в Глупове такие градоначальники, как Прыщ с фаршированной головой или француз Дю-Марио, «при ближайшем рассмотрении оказавшийся девицей». Однако своей кульминации абсурдность достигает при появлении Угрюм-Бурчеева, «прохвоста, задумавшего охватить всю вселенную». Стремясь реализовать свой «систематический бред», Угрюм-Бурчеев пытается все в природе сравнять, так устроить общество, чтобы все в Глупове жили по придуманному им самим плану, чтобы все устройство города было создано заново по его проекту, что приводит к разрушению Глупова его же жителями, беспрекословно выполняющими приказания «прохвоста», и далее — к смерти Угрюм-Бурчеева и всех глуповцев, следовательно, исчезновению заведенных им порядков как явления противоестественного, неприемлемого самой природой.

Читайте также:  Игрушечные люди: сочинение

Так, с помощью использования гротеска Салтыков-Щедрин создает логическую, с одной стороны, а с другой стороны — комически- нелепую картину, однако при всей своей абсурдности и фантастичности «История одного города» — реалистическое произведение, затрагивающее множество злободневных проблем. Образы города Глупова и его градоначальников аллегоричны, они символизируют самодержавно-крепостническую Россию, власть, в ней царящую, русское общество. Поэтому гротеск, используемый Салтыковым-Щедриным в повествовании, — это еще и способ обличить отвратительные для писателя, уродливые реалии современной ему жизни, а также средство выявления авторской позиции, отношения Салтыкова-Щедрина к происходящему в России.

Описывая фантастически-комическую жизнь глуповцев, их постоянный страх, всепрощающую любовь к начальникам, Салтыков-Щедрин выражает свое презрение к народу, апатичному и покорнорабскому, как считает писатель, по своей природе. Единственный лишь раз в произведении глуповцы были свободны — при градоначальнике с фаршированной головой. Создавая эту гротесковую ситуацию, Салтыков-Щедрин показывает, что при существующем общественнополитическом строе народ не может быть свободен. Абсурдность же поведения «сильных» (символизирующих реальную власть) мира сего в произведении воплощает беспредел и произвол, чинимый в России высокопоставленными чиновниками. Гротесковый образ Угрюм-Бурчеева, его «систематический бред» (своеобразная антиутопия), который градоначальник решил во что бы то ни стало воплотить в жизнь, и фантастический конец правления — реализация идеи Салтыкова-Щедрина о бесчеловечности, противоестественности абсолютной власти, граничащей с самодурством, о невозможности ее существования. Писатель воплощает мысль о том, что самодержавно-крепостнической России с ее безобразным укладом жизни рано или поздно придет конец.

Так, обличающий пороки и выявляющий нелепость и абсурд реальной жизни гротеск передает особую «злую иронию», «горький смех», характерный для Салтыкова-Щедрина, «смех сквозь презрение и негодование». Писатель порой кажется абсолютно безжалостным к своим героям, чересчур критичным и требовательным к окружающему миру. Но, как говорил Лермонтов, «лекарство от болезни может быть горьким». Жестокое обличение пороков общества, по мнению Салтыкова-Щедрина, — единственное действенное средство в борьбе с «болезнью» России. Осмеяние несовершенств делает их очевидными, понятными для всех. Неверно было бы говорить, что Салтыков-Щедрин не любил Россию, он презирал недостатки, пороки ее жизни и всю свою творческую деятельность посвятил борьбе с ними.

««История одного города» Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие»

Творчество Салтыкова-Щедрина, демократа, для которого самодержавно-крепостнический строй, царящий в России, был абсолютно неприемлем, имело сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество «рабов и господ», бесчинство помещиков, покорность народа, и во всех своих произведениях он обличал «язвы» общества, жестоко высмеивал его пороки и несовершенства.

Так, начиная писать «Историю одного города», Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, невозможность существования самодержавия с его общественными пороками, законами, нравами, высмеять все его реалии.

Таким образом, «История одного города» — произведение сатирическое, доминирующим художественным средством в изображении истории города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск, прием соединения фантастического и реального, создающий абсурдные ситуации, комические несоответствия. По сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском. Жители его, глуповцы, «ведущие свой род от древнего племени головотяпов», не умевших жить в самоуправлении и решивших найти себе повелителя, необычайно «начальстволюбивы». «Испытывающие безотчетный страх», неспособные самостоятельно жить, они «чувствуют себя сиротами» без градоначальников и считают «спасительной строгостью» бесчинства Органчика, имевшего в голове механизм и знавшего только два слова — «не потерплю» и «разорю». Вполне «обычны» в Глупове такие градоначальники, как Прыщ с фаршированной головой или француз Дю-Марио, «при ближайшем рассмотрении оказавшийся девицей». Однако своей кульминации абсурдность достигает при появлении Угрюм-Бурчеева, «прохвоста, задумавшего охватить всю вселенную». Стремясь реализовать свой «систематический бред», Угрюм-Бурчеев пытается все в природе сравнять, так устроить общество, чтобы все в Глупове жили по придуманному им самим плану, чтобы все устройство города было создано заново по его проекту, что приводит к разрушению Глупова его же жителями, беспрекословно выполняющими приказания «прохвоста», и далее — к смерти Угрюм-Бурчеева и всех глуповцев, следовательно, исчезновению заведенных им порядков, как явления противоестественного, неприемлемого самой природой.

Так с помощью использования гротеска Салтыков-Щедрин создает логическую, с одной стороны, а с другой стороны — комически-нелепую картину, однако при всей своей абсурдности и фантастичности «История одного города» — реалистическое произведение, затрагивающее множество злободневных проблем. Образы города Глупова и его градоначальников аллегоричны, они символизируют самодержавно-крепостническую Россию, власть, в ней царящую, русское общество. Поэтому гротеск, используемый Салтыковым-Щедриным в повествовании, — это еще и способ обличить отвратительные для писателя, уродливые реалии современной ему жизни, а также средство выявления авторской позиции, отношения Салтыкова-Щедрина к происходящему в России.

Описывая фантастически-комическую жизнь глуповцев, их постоянный страх, всепрощающую любовь к начальникам, Салтыков-Щедрин выражает свое презрение к народу, апатичному и покорно-рабскому, как считает писатель, по своей природе. Единственный лишь раз в произведении глуповцы были свободны — при градоначальнике с фаршированной головой. Создавая эту гротесковую ситуацию, Салтыков-Щедрин показывает, что при существующем общественно-политическом строе народ не может быть свободен. Абсурдность же поведения «сильных» (символизирующих реальную власть) мира сего в произведении воплощает беспредел и произвол, чинимый в России высокопоставленными чиновниками. Гротесковый образ Угрюм-Бурчеева, его «систематический бред» (своеобразная антиутопия), который градоначальник решил во что бы то ни стало воплотить в жизнь, и фантастический конец правления — реализация идеи Салтыкова-Щедрина о бесчеловечности, противоестественности абсолютной власти, граничащей с самодурством, о невозможности ее существования. Писатель воплощает мысль о том, что самодержавно-крепостнической России с ее безобразным укладом жизни рано или поздно придет конец.

Так, обличающий пороки и выявляющий нелепость и абсурд реальной жизни гротеск передает особую «злую иронию», «горький смех», характерный для Салтыкова-Щедрина, «смех сквозь презрение и негодование». Писатель порой кажется абсолютно безжалостным к своим героям, чересчур критичным и требовательным к окружающему миру. Но, как говорил Лермонтов, «лекарство от болезни может быть горьким». Жестокое обличение пороков общества, по мнению Салтыкова-Щедрина, — единственное действенное средство в борьбе с «болезнью» России. Осмеяние несовершенств делает их очевидными, понятными для всех. Неверно было бы говорить, что Салтыков-Щедрин не любил Россию, он презирал недостатки, пороки ее жизни и всю свою творческую деятельность посвятил борьбе с ними.

Сочинение по произведению История одного города Салтыкова-Щедрина (рассуждение)

В своем произведении «История одного города» Салтыков – Щедрин ловко переплетает фантастику с реальностью. Этот шедевр автора многие называют рассказом, что не совсем верно. Скорее его можно именовать юмористическим романом, в котором выставляются на показ все изъяны правящей власти, при чем сделано это в сатирическом жанре.

Сюжет романа развивается в одном городе, в котором друг за другом меняются начальники, но всё это не приносит абсолютно никаких результатов. Ни одному из них не удается хоть как-то стабилизировать и улучшить качество жизни горожан.

В романе описывается не только обстановка этого конкретного города, но и проблемы всей России в целом. Начальство отличается глупостью и каждый из обладающих какой-либо властью, преследует свои собственные цели.

Автор описывает город Глупово каждый раз по новому: иногда у него это столица, иногда небольшой городишко, а иной раз и вовсе большая деревня. В основном произведение посвящено высмеиванию местных градоначальников, которых ставят во главе управления городом, а они, вместо того, чтобы способствовать его развитию и процветанию, медленно, но верно растаскивают его по кускам.

Уделяется также внимание и местному населению. Создаётся такое впечатление, что жителям вообще наплевать, что происходит в их родном городе. Они даже не пытаются изменить что-либо в сложившихся обстоятельствах и не рискуют идти против системы. Народ просто принимает позицию молчаливого наблюдателя и равнодушно следит за привычной уже сменой руководства. Горожане в очередной раз подстраиваются под нового начальника и смотрят, как он разрушает их город, а вместе с ним и их собственную жизнь, при этом ни на что не надеются и смиренно довольствуются тем, что имеют.

Читайте также:  Что сближает роман Замятина Мы и роман Салтыкова-Щедрина История одного города?: сочинение

Всех неоднократно сменившиеся начальников объединяет особое деспотичное отношение и откровенная тирания народа. К примеру, люди боялись и трепетали от одного только взгляда последнего из градоначальников, Угрюм – Бурчеева и подобно зомби беспрекословно подчинялись и готовы были следовать за ним повсюду. Именно ему пришла в его бестолковую голову идея разрушить город до основания, а затем начать отстраивать его заново. Разрушить то он его разрушил, а вот строительство нового города так и не началось и остались его жители жить на этих развалинах.

В своем романе автор обвиняет в сложившейся ситуации не только власть имущих, но и равнодушный народ. Он не призывает никого к восстанию, а просто даёт понять, что руководителю в одиночку не под силу управлять ни городом, ни страной. Поддержка простых людей ему просто необходима.

2 вариант

М.Е. Салтыков-Щедрин, один из известнейших русских писателей 19 века, всю свою жизнь был защитником правды и свободы, борцом против зла.

«История одного города», написанная в 1869 году, представляет собой сатиру на политику российского самодержавия 18-19 веков, оформленную в виде пародии на летопись. Произведение изображает жизнь города Глупова в уродливо-комическом виде.

Жители города Глупова – головотяпы – с целью наведения порядка в городе сами нашли себе градоначальника. Его правление не привело ни к чему хорошему, а только разорило город. С тех пор в Глупове сменяются градоначальники, один лучше другого. Они ничего не делают для того, чтобы улучшить жизнь горожан, заботятся только о своем благополучии. В «Описи градоначальникам» перед нами проходит галерея правителей, страшных своей жестокостью и тупостью: Органчик, Прыщ, Бородавкин, Негодяев, Перехват-Залихватский и другие. Один из них оказался с фаршированной головой, другой – безмозглым существом, а самый страшный из них – Угрюм-Бурчеев – деспотом и тираном, мечтой идеального мира которого являются казармы военного типа.

Городские жители привыкли к чинопочитанию и раболепию, поэтому не борются за свои права. Они радуются, когда происходит смена правителя, и верят, что новый наведет порядок. Под глуповскими градоначальниками Салтыков-Щедрин иносказательно изобразил русских царей и министров. Автор мастерски использует прием гротеска, употребляет говорящие фамилии, тем самым выражая свое отношение к персонажам.

Задача писателя заключалась в том, чтобы показать неспособность градоначальников к управлению страной, их враждебность народу, идиотизм, потерю всех человеческих свойств. Все эти люди – олицетворение несправедливого строя, основанного на произволе и порабощении народа.

Роман осуждает народную пассивность и долготерпение, в нем содержатся подлинные факты и события русской жизни. Критикуя долготерпение и покорность народа, Щедрин показывает и пробуждение сознания глуповцев: в сцене смерча можно предположить назревание народной революции против самого страшного из правителей – Угрюм-Бурчеева.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению История одного города

Популярные сегодня темы

Произведение является одним из значимых сочинений писателя и в качестве основной тематики рассматривает проблему передового человека современности.

Павел Иванович Чичиков – один из самых неоднозначных героев в эпохе реализма. Гоголь становится новатором, провозгласив “итак, припряжем подлеца!”. Это говорит о том, что писатель стремился показать реальность такой

В одном из южных портов кипит работа. Грузчики заняты своим делом. В обеденное время среди рабочих появляется лицо Челкаша. Этот человек похож на хищную птицу. Гришка Челкаш худ.

Поэма «Мертвые души» считается вершиной творчества великого писателя Николая Васильевича Гоголя. Для ее написания автор проделал колоссальный труд, который занял около семнадцати лет

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов тонко подмечает нравы «золотого века» и существующий конфликт между дворянами, молодыми и вольными, и дворянами старого уклада.

«История одного города» Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие

Творчество Салтыкова-Щедрина, демократа, для которого самодержавно-крепостнический строй, царящий в России, был абсолютно неприемлем, имело сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество «рабов и господ», бесчинство помещиков, покорность народа, и во всех своих произведениях он обличал «язвы» общества, жестоко высмеивал его пороки и несовершенства.

Так, начиная писать «Историю одного города», Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, невозможность существования самодержавия с его общественными пороками, законами, нравами, высмеять все его реалии.

Таким образом, «История одного города» — произведение сатирическое, доминирующим художественным средством в изображении истории города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск, прием соединения фантастического и реального, создающий абсурдные ситуации, комические несоответствия. По сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском. Жители его, глуповцы, «ведущие свой род от древнего племени головотяпов», не умевших жить в самоуправлении и решивших найти себе повелителя, необычайно «начальстволюбивы». «Испытывающие безотчетный страх», неспособные самостоятельно жить, они «чувствуют себя сиротами» без градоначальников и считают «спасительной строгостью» бесчинства Органчика, имевшего в голове механизм и знавшего только два слова — «не потерплю» и «разорю». Вполне «обычны» в Глупове такие градоначальники, как Прыщ с фаршированной головой или француз Дю-Марио, «при ближайшем рассмотрении оказавшийся девицей». Однако своей кульминации абсурдность достигает при появлении Угрюм-Бурчеева, «прохвоста, задумавшего охватить всю вселенную». Стремясь реализовать свой «систематический бред», Угрюм-Бурчеев пытается все в природе сравнять, так устроить общество, чтобы все в Глупове жили по придуманному им самим плану, чтобы все устройство города было создано заново по его проекту, что приводит к разрушению Глупова его же жителями, беспрекословно выполняющими приказания «прохвоста», и далее — к смерти Угрюм-Бурчеева и всех глуповцев, следовательно, исчезновению заведенных им порядков, как явления противоестественного, неприемлемого самой природой.

Так с помощью использования гротеска Салтыков-Щедрин создает логическую, с одной стороны, а с другой стороны — комически-нелепую картину, однако при всей своей абсурдности и фантастичности «История одного города» — реалистическое произведение, затрагивающее множество злободневных проблем. Образы города Глупова и его градоначальников аллегоричны, они символизируют самодержавно-крепостническую Россию, власть, в ней царящую, русское общество. Поэтому гротеск, используемый Салтыковым-Щедриным в повествовании, — это еще и способ обличить отвратительные для писателя, уродливые реалии современной ему жизни, а также средство выявления авторской позиции, отношения Салтыкова-Щедрина к происходящему в России.

Описывая фантастически-комическую жизнь глуповцев, их постоянный страх, всепрощающую любовь к начальникам, Салтыков-Щедрин выражает свое презрение к народу, апатичному и покорно-рабскому, как считает писатель, по своей природе. Единственный лишь раз в произведении глуповцы были свободны — при градоначальнике с фаршированной головой. Создавая эту гротесковую ситуацию, Салтыков-Щедрин показывает, что при существующем общественно-политическом строе народ не может быть свободен. Абсурдность же поведения «сильных» (символизирующих реальную власть) мира сего в произведении воплощает беспредел и произвол, чинимый в России высокопоставленными чиновниками. Гротесковый образ Угрюм-Бурчеева, его «систематический бред» (своеобразная антиутопия), который градоначальник решил во что бы то ни стало воплотить в жизнь, и фантастический конец правления — реализация идеи Салтыкова-Щедрина о бесчеловечности, противоестественности абсолютной власти, граничащей с самодурством, о невозможности ее существования. Писатель воплощает мысль о том, что самодержавно-крепостнической России с ее безобразным укладом жизни рано или поздно придет конец.

Так, обличающий пороки и выявляющий нелепость и абсурд реальной жизни гротеск передает особую «злую иронию», «горький смех», характерный для Салтыкова-Щедрина, «смех сквозь презрение и негодование». Писатель порой кажется абсолютно безжалостным к своим героям, чересчур критичным и требовательным к окружающему миру. Но, как говорил Лермонтов, «лекарство от болезни может быть горьким». Жестокое обличение пороков общества, по мнению Салтыкова-Щедрина, — единственное действенное средство в борьбе с «болезнью» России. Осмеяние несовершенств делает их очевидными, понятными для всех. Неверно было бы говорить, что Салтыков-Щедрин не любил Россию, он презирал недостатки, пороки ее жизни и всю свою творческую деятельность посвятил борьбе с ними.

Ссылка на основную публикацию
×
×