Есть ли в комедии М.Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина» хоть один положительный герой?
![]() | ![]() | ![]() | |
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Комедия «Смерть Пазухина» написана в 1857 году, в период создания Салтыковым-Щедриным «Губернских очерков». Уже в ноябре 1857 года это произведение было запрещено к постановке III отделением полиции.
Замысел пьесы перекликается с замыслом романа-хроники «Господа Головлевы» и сатирической хроникой «Благонамеренные речи». Щедрин рисует здесь борьбу за наследство, разворачивающуюся в богатой купеческой семье. Писатель показывает, как ради наживы люди готовы забыть и предать самое дорогое и святое, что у них есть.
Умирает богатый купец Иван Прокофьевич Пазухин. Мы узнаем, что он вышел из «самых низов» и разбогател на продаже спиртного. Все жизнь этот человек жил «во грехе», имея множество любовниц. Одна из них, Анна Петровна Живоедова, служит у купца экономкой.
Пазухин не общается с сыном, потому как не одобряет его переход в старообрядчество и повторную женитьбу на бедной девушке («поганке»). Однако Прокофий Иванович считает себя законным наследником огромного состояния – по его мнению, именно благодаря его заслугам отец сумел так разбогатеть.
Помимо этого героя, на миллионы купца претендует его дочь Настасья Ивановна (вернее, главным образом, ее муж – статский советник Семен Семеныч Фурначев); внук Пазухина – Гаврила Прокофьевич; генерал Лобастов, который мечтает выдать свою дочь замуж за Гаврилу и получить солидный куш; Живоедова. Все эти герои строят козни друг другу, готовы пойти на аферы и преступления ради денег. Так, ханжа и лицемер Фурначев «вступает в союз» с Живоедовой, чтобы самым бесстыдным образом обокрасть умирающего старика. Генерал Лобачев сговаривается с Прокофием Ивановичем: он проследит, чтобы старик не написал завещания, в обмен на это Пазухин–младший обещает женить своего сына на дочери генерала и отдать молодым четвертую часть всего состояния.
Сам же Прокофий Иванович готов на все, чтобы получить деньги отца. Ради этого он вновь становится «правоверным» (сбривает бороду), приходит мириться к отцу. Но остальные заинтересованные лица, присутствующие при этой сцене, выдают грязные планы героя. Все вместе они напоминают свору шакалов, готовых зубами вырывать добычу у старого купца и друг у друга.
Но не все герои активно участвуют в этих мерзких делах. Так, например, Настасья Ивановна «стоит в сторонке». А Гаврила Прокофьевич вообще не появляется на сцене, мы слышим лишь упоминания о нем. Однако понятно, что дочери Пазухина все равно, что происходит с ее отцом. Эта женщина «заражена» патологической скукой и безразличием. Она жаждет разнообразия и на все в жизни смотрит лишь с одной стороны – что может привнести в ее жизнь интерес. О моральной и нравственной стороне дела Настасья Ивановна не печется.
О Гавриле же мы узнаем, что он не уважает отца, а поносит его при «всем честном народе», потому что он ничего не может дать своему сыну, а лишь позорит его своим «старообрядчеством».
Вроде как не участвуют в «грызне за наследство» жена Прокофия Ивановича и ее мать. Однако мы понимаем, что эти женщины очень хотят получить деньги старого купца. Вероятно, они рассчитывали на них с самого начала.
В итоге Пазухин-младший получает все деньги своего умершего отца. И начинает вести себя как богатый самодур, никого и ничего не замечающий и не признающий.
Таким образом, среди героев комедии мы не находим ни одного положительного лица. Наверное, таковым мы можем считать лишь Баева – старого дядьку купца Пазухина. Он, любя Ивана Прокофьевича, печется о его пользе, его семье. Он, рожденный и выросший в патриархате, хочет, чтобы отец с сыном помирились, чтобы деньги остались в семье. Но от этого, уже поросшего мхом, человека ничего не зависит – он всего-навсего старый слуга.
Комедия заканчивается словами: «порок наказан, а добродетель. да где ж тут добродетель-то!» Сам писатель, таким образом, показывает нам, что в его пьесе, среди основных действующих лиц, нет добродетели, а, следовательно, нет и положительного героя.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Салтыков-Щедрин М.Е. / Смерть Пазухина / Есть ли в комедии М.Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина» хоть один положительный герой?
Смотрите также по произведению “Смерть Пазухина”:
Есть ли в комедии М.Е. Салтыкова-Щедрина Смерть Пазухина хоть один положительный герой?: сочинение
СМЕРТЬ ПАЗУХИНА
(Стр. 64)
Впервые — в журнале «Русский вестник», т. 11, 1857, октябрь, кн. 1, стр. 467—538 (ценз. разр. — 15 октября). Подпись: Н. Щедрин. При жизни автора не перепечатывалось.
Рукописный материал представлен: 1) полным черновым автографом первоначальной редакции, называвшейся сначала «Смерть», затем «Царство смерти» и отнесенной цикловым заглавием, вписанным сверху, к «Губернским очеркам»; 2) писарской копией действия 1 второй редакции, первоначально озаглавленной, как и черновая — «Губернские очерки. Царство смерти. Комедия в 4-х действиях», — затем получившей заголовок
«Конец венчает дело», в свою очередь зачеркнутый и замененный еще одним названием, которое стало окончательным, — «Смерть Пазухина».
Переработка «Царства смерти» в «Смерть Пазухина» сопровождалась значительными сокращениями текста. Ряд сокращений был вызван частичным изменением замысла и отражал новые требования автора к структуре произведения, так, например, были значительно сжаты сцены бытового характера, замедлявшие действие. Другая часть сокращений, по предположению В. В. Гиппиуса, имела характер приспособления к цензуре: исключены были, например, упоминания о государе, о пьянстве и воровстве в армии, о роли третьего сословия, о мошенничестве откупщиков (см. «Царство смерти», действие 1, сцены III, IV, VII, IX, стр. 422, 424, 428) и т. п. Переделав «Царство смерти» в «Смерть Пазухина», Салтыков использовал часть отброшенного материала действия 1 для самостоятельной сцены «Утро у Хрептюгина» (см. в т. 3 наст. изд.). Текст сцены вырабатывался на писарской копии действия 1 «Смерти Пазухина» (начиная с л. 24 рукописи). Подробную характеристику авторской работы над переделкой «Царства смерти» в «Смерть Пазухина» см. в текстологическом комментарии В. В. Гиппиуса в т. 4 изд. 1933—1941 гг. (стр. 477—489).
В настоящем издании «Смерть Пазухина» печатается по тексту «Русского вестника» с проверкой по рукописным источникам. В разделе «Из других редакций» впервые полностью печатается первоначальная редакция пьесы — «Царство смерти».
Документальных данных о времени написания «Смерти Пазухина» не имеется. Но хронологические рамки этой работы определяются довольно точно. Пьеса не могла быть написана раньше рассказа «Жених». В рассказе (и еще раньше в «Губернских очерках») уже упоминается купец Пазухин, но упоминание это еще совершенно беглое, эскизное и не совпадающее в деталях с явно позднейшими развернутыми описаниями Пазухина и его семьи в пьесе. «Жених» написан где-то между июнем и сентябрем 1857 г. (см. выше, стр. 525). А не позже первых чисел октября рукопись «Смерти Пазухина» уже должна была находиться в редакции «Русского вестника», первая октябрьская книжка которого с пьесой Салтыкова вышла в свет 15-го числа. Следовательно, датировать работу Салтыкова над «Смертью Пазухина» нужно в рамках июля — начала октября 1857 г.
Первоначальное заглавие пьесы — «Губернские очерки. Царство смерти. Комедия в 4-х действиях» — с очевидностью свидетельствует о существовавшем у Салтыкова намерении ввести это произведение в свой первый цикл. Неясно, однако, хотел ли он включить пьесу в третий том «Губернских очерков», но опоздал, так как том этот вышел в октябре 1857 г., или думал начать «Смертью Пазухина» «собирание» четвертого тома «Губернских очерков». Так или иначе, но пьеса тесно связана с «Губернскими очерками» и не только первоначальным заглавием, но и местом
действия (Крутогорск) и рядом персонажей (Фурначев, Разбитной, Доброзраков, Хрептюгин и сам Пазухин).
Вместе с тем «Смерть Пазухина» связана и с другим творческим замыслом Салтыкова конца 50-х годов — «Книгой об умирающих», над которой он начал работать, отказавшись от намерения продолжать «Губернские очерки» (об этом замысле см. в т. 3 наст. изд., стр. 554 и след.). Вряд ли приходится сомневаться, что, если бы этот новый цикл был завершен, Салтыков ввел бы в него и столь подходящую для него по теме «Смерть Пазухина».
Салтыков был убежден, что развитие страны, требующее коренных перемен в ее общественных порядках, столкнет в историческую могилу, вместе с помещиками-рабовладельцами и дореформенным приказным чиновничеством, также и других «ветхих людей» крепостнической России. Не избегнет этой участи и патриархальное купечество — один из устоев той же изжившей себя крепостнической системы.
Такой подход был полемичен по отношению к почвенничеству и славянофильству. Идеологи этих направлений усматривали в русском купечестве хранителя лучших сторон национального характера, быта, миросозерцания. Ап. Григорьев, например, в своих статьях об Островском превозносил «огромный по значению в общественной жизни и огромный же по значению историческому купеческий класс, класс, составляющий, так сказать, цвет собственно народных соков, класс, в котором, при многих, может быть, комических сторонах, сохранились наиболее остатки народного быта и развились притом на свободе, широко, вольно »1 . Со своей стороны, К. Аксаков видел в купечестве носителя «высоких нравственных преданий простоты, братства, христианской любви, семейного чувства» и утверждал, что купечество даст «добрый плод, творя теперь, и в ограниченной своей сфере, много истинно добрых дел» 2 .
В «Смерти Пазухина» Салтыков решительно отвергает эту идеализацию российского купечества. Купеческая среда предстает в его пьесе средоточием невежества, семейственной грызни, обмана, наглых преступлений. Той же печатью разложения и деградации отмечены и другие социальные силы — чиновничество (образ взяточника и лицемера Фурначева, предвосхищающий некоторые черты Иудушки Головлева) и опустившееся, ни на что не годное барство (генерал в отставке Лобастов, приживалка из «благородных» Живоедова и др.).
«Смерть Пазухина», утверждавшая в русской драматургии поэтику общественной реалистической комедии, резко противостояла либерально-обличительной драматургии конца 50-х годов. Развивая традиции гоголевского «Ревизора», Салтыков не дал в своей комедии ни одного положительного образа, в то время как, например, В. Соллогуб в «Чиновнике» (1856) нарисовал фигуру «идеального чиновника» Надимова, послужившую
1 «Москвитянин», 1805, т. IV, №№ 13 и 14, июль, кн. 1 и 2, отд. «Журналистика», стр. 118.
2 «Русская беседа», 1857, т. I, кн. 5, отд. «Обозрения», стр. 32, 33.
образчиком для целой галереи подобных «героев» либерального «обновления» России. Свое отношение к Надимову Салтыков выразил в рассказах «Озорники» и «Приезд ревизора» (см. наст. изд., т. 2, стр. 266, 539, и т. 3, стр. 35—36, 53—55, 566).
По свидетельству Л. Ф. Пантелеева, на вопрос, пробовал ли он писать для сцены, Салтыков «раздраженно отвечал»: «Написал одну гадость. совестно вспомнить. написал черт знает что такое — «Смерть Пазухина». Я ее теперь больше и не перепечатываю »1 . Однако этот позднейший отзыв писателя не совпадал с его отношением к пьесе в момент, когда она публиковалась. В 1857 г. Салтыков хотел видеть «Смерть Пазухина» на сцене и представил пьесу на рассмотрение театральной цензуры. Цензор И. Нордстрем в докладе Управлению III Отделением отрицательно расценил пьесу, увидев в ней беспощадное разоблачение российского общественного строя: «Лица, представленные в этой пьесе, доказывают совершенное нравственное разрушение общества» 2 .
Представляет интерес как первый читательски-сочувственный отзыв о пьесе запись о ней 21 октября (2 ноября) 1857 г. в дневнике А. И. Артемьева, известного в свое время статистика, этнографа и историка, сослуживца писателя по министерству внутренних дел: «„Смерть Пазухина“ — хороша и замечательна в том отношении, что в первый раз выводит на сцену генералов и статских советников настоящими ворами, забирающимися в чужой сундук» 3 .
В некоторых либеральных кругах пьеса оценивалась также положительно, но при этом оказались непонятыми обобщающий смысл ее образов, особенности ее драматического конфликта. «„Смерть Пазухина“ как очерки явлений из современной русской жизни, — писал, например, известный общественный деятель и педагог В. Я. Стоюнин, — представляет много интересного и, пожалуй, много характеристического. Читая все эти сцены, мы верим, что все это действительно было, но было как случай; что все эти лица действительно жили, живут, но как исключительные личности» 4 .
Отрицательному разбору пьеса Салтыкова подверглась на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей», расхваливавших комедии В. Соллогуба, Н. Львова и других либерально-обличительных драматургов. Анонимный рецензент писал: «Где действие, где борьба, где катастрофы, где характеры, где идея, где естественность, где жизнь, где правда? Как не было начала, так нет и конца: какой драматизм в том, что богатство Пазухина досталось законному наследнику без борьбы, без усилий, без препятствий? В судьбе Фурначева тоже нет ничего жизненного и драматичного; все искусственно, нелепо, отвратительно» 5 .
1 «Щедрин в воспоминаниях современников. », стр. 182.
2 «Литературное наследство», т. 13—14, 1934, стр. 122.
3 «Щедрин в воспоминаниях современников. », стр. 439.
4 «Театральный и музыкальный вестник», 1858, № 10, 9 марта, стр. 111.
5 H. H. «Русская литература. Журналы. «Смерть Пазухина», комедия Н. Щедрина». — «Санкт-Петербургские ведомости», 1857, № 261, 30 ноября,
Резко отозвался о «Смерти Пазухина» Л. Н. Толстой, осуждавший «изобличительную литературу» как «благородное», но «одностороннее увлечение»: «„Смерть Пазухина“ невозможная мерзость» 1 , — записал он в своем дневнике под 30 октября 1857 г.
«Смерть Пазухина» была разрешена к представлению лишь после смерти Салтыкова. Впервые и с успехом она была показана Харьковским театром 30 декабря 1889 г. («Харьковские губернские ведомости», 1890, № 1, 1 января, стр. 3).
Две следующие постановки, осуществленные в 1893 г. Александрийским театром в Петербурге и одновременно театром Ф. Корша в Москве, были неодобрительно встречены критикой, упрекавшей и пьесу и спектакль в «натурализме» (А. Суворин. — «Новое время», 1893, № 6382, 3 декабря), в «отражении литературных влияний» Гоголя и Островского (К. — «С.-Петербургские ведомости», 1893, № 381, 4 декабря). Такие суждения объяснялись в значительной мере тем, что в обеих постановках сатирическая комедия Салтыкова была трактована как чисто бытовая драма из жизни купечества, в духе подражания театру Островского.
Аналогичными оценками была встречена критикой возобновленная в 1904 г. постановка салтыковской комедии в Александрийском театре.
Крупной вехой в истории театральной интерпретации «Смерти Пазухина» явилась постановка пьесы в Московском Художественном театре 3 декабря 1914 г. (режиссеры — В. И. Немирович-Данченко, В. В. Лужский и И. М. Москвин; исполнители главных ролей — И. М. Москвин, Л. М. Леонидов, В. Ф. Грибунин и др.). В письме к Л. Я. Гуревич от 2 октября 1914 г. К. С. Станиславский писал: «. против Щедрина — ничего нельзя сказать. Это сатира, но и в ней сказывается русская мощь» 2 .
«„Смерть Пазухина“ был очень полнокровный спектакль», — вспоминал впоследствии В И. Немирович-Данченко 3 . Сила этой постановки заключалась в том, что в ней впервые «Смерть Пазухина» прозвучала не как бытовая только, но и яркая сатирическая комедия.
В том же духе, но все же с меньшей социальной остротой пьеса была истолкована Художественным театром и в первой послереволюционной
Стр. 1359. Любопытный отклик на эту рецензию сохранился в дневниковой записи упомянутого А. И. Артемьева от 30 ноября (12 декабря) 1857 г.: «В сегодняшнем нумере «С.-Петербургских ведомостей» помещен очень злой разбор салтыковской пьесы «Смерть Пазухина». Ее бранят страшно. Но, по моему мнению, эта пьеса несравненно выше львовской, производящей теперь фурор благодаря превосходной игре актеров. «Свет не без добрых людей» — тот же «Чиновник» , вывернутый наизнанку: та же риторика, те же ходули, та же неестественность. У Салтыкова более последовательности и связи». — «Щедрин в воспоминаниях современников. », стр. 439.
1 Л. Н. Толстой . Полн. собр. соч., т. 47, М. 1937, стр. 161.
2 «О Станиславском». Сборник воспоминаний, изд. ВТО, М. 1948, стр. 156.
3 Вл. И. Немирович-Данченко . Щедрин в Художественном театре. — «Литературное наследство», т. 11—12, 1933, стр. 46.
постановке 1924 г. А. В. Луначарский, высоко оценив этот спектакль в целом как «удивительно талантливый, глубоко содержательный», одновременно отмечал: «. в исполнении Художественного театра не было достаточной злобы. Было страшно весело. Чудесное искусство актеров как бы примиряло с действительностью» 1 .
Глубокое прочтение пьесы в духе беспощадного социального критицизма и политической сатиры было дано Художественным театром в третьей постановке, 1939 г. (режиссеры — В. И. Немирович-Данченко и И. М. Москвин, ведущие актеры И. М. Москвин, игравший Прокофия Па-зухина, и M. M. Тарханов, исполнявший роль Фурначева).
Успешные постановки «Смерти Пазухина» осуществили также: в 1954 г. — Театр киноактера в Москве с ярким исполнением С. А. Мартинсоном роли Живновского и в 1955 г. — Ленинградский театр драмы имени Горького 2 .
Стр. 64. Посвящается В. П. Безобразову.— В конце 50-х годов Салтыков находился в близких дружеских отношениях со своим младшим лицейским товарищем, экономистом и публицистом В. П. Безобразовым, одним из посредников в деле опубликования «Губернских очерков» в «Русском вестнике». Вскоре, однако, Салтыков разошелся с политически поправевшим Безобразовым. Об их взаимоотношениях см. в комментариях к письмам Салтыкова к Безобразову (т. 18 наст. изд.) и к памфлету сатирика против Безобразова «Человек, который смеется» (т. 9 наст. изд.).
. происхождением из сдаточных — из рекрутов.
Стр. 65. «И возлюбят людие. »— Впервые эта цитата из раскольнического «Слова от старчества об антихристовом пришествии» приводится в рассказе «Хрептюгин и его семейство» из «Губернских очерков» (см. т. 2 наст. изд., стр. 145).
Стр. 66. «Постризало да не взыдет на браду твою. » И в Стоглаве так сказано! — Неточная цитата из «Стоглава», свода установлений церковного собора 1551 г. по вопросам религиозной обрядности и житейского быта (ср. «Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзско есть пред богом»). «Стоглав», осужденный церковью после реформы Никона и запрещенный духовной цензурой, признавался в старообрядчестве за обрядово-религиозный кодекс. Салтыков познакомился со «Стоглавом» по одному из его рукописных «изданий» в годы службы в Вятке. Первое печатное издание «Стоглава» появилось лишь в 1860 г. в Лондоне.
Стр. 67. . в благородные, чу, скоро попадет! Губернатор-от его уж в
1 «К возвращению старшего МХТ». — А. В. Луначарский . Собр. соч. в восьми томах, т. 3, изд. «Художественная литература», М. 1964, стр. 163.
2 О постановках «Смерти Пазухина» на сцене русских и зарубежные театров см. сводку материалов в работах: Ю. Соболев . Щедрин на сцене. — «Литературное наследство», т. 13—14, 1934, и Д. Золотницкий . Щедрин-драматург, М. — Л. 1961.
надворные советники. представил! — Надворный советник — гражданский чин седьмого класса, дававший, до 1856 г., право на потомственное дворянство независимо от социального происхождения.
Стр. 68. . как отцы соловецкие за древнее благочестие пострадали. — Имеется в виду жестокая расправа царского правительства с монахами, участниками восстания Соловецкого монастыря в XVII в. Это восстание, имевшее антикрепостнический характер, проходило под лозунгом борьбы за «старую веру» против реформ Никона. Среди старообрядцев пользовалось популярностью посвященное этому событию сочинение Семена Денисова — «История об отцах и страдальцах соловецких». Уды — конечности (церковнослав.). Ср. ту же цитату из «Истории об отцах и страдальцах соловецких» в наброске «Мельхиседек» (т. 2 наст. изд., стр. 546).
Стр. 71. . у меня на ломбартном билете птица есть нарисована. О таких же билетах Сохранной казны упоминается в «Женихе» (см. выше, стр. 26 и 527).
Стр. 72. Про родительское сердце еще царь Соломон в притчах писал! — «Книга притчей Соломоновых» в Библии написана в форме родительских наставлений любимому сыну.
Стр. 76. Шавера — сплетники (ср. «Губернские очерки» — т. 2 наст. изд., стр. 191).
Стр. 78. Статский советник — гражданский чин пятого класса, равный первому генеральскому чину на военной службе.
Стр. 79. Итак, в настоящем году следует ожидать кометы! — Слухи о возможном появлении кометы ходили в 1857 г. В «Московских ведомостях», например, от 20 апреля 1857 г., № 48, на стр. 409 сообщалось (эту газету и читает Фурначев) : «Ныне некоторые обеспокоены появлением какой-то огромной кометы, которая будто бы столкнется с Землею».
Стр. 89. Откупа — система сбора налогов и других государственных доходов частными лицами (откупщиками), уплачивающими государству определенную, гораздо меньшую сумму от общего количества собранных с населения денег.
. от дел удалюсь, да и стану в правительствующем сенате на крылечке, с залогами в руках, отступного поджидать. — Правительствующий сенат — высшая судебная инстанция Российской империи — контролировал, в частности, выполнение залоговых обязательств. В случае неисполнения должником этих обязательств кредитор имел право на удовлетворение их из стоимости заложенного имущества. Фурначев намекает на то, что, став кредитором, он пригрозит несостоятельному должнику судом и потребует от него отступное — дополнительное вознаграждение.
Стр. 90. . тот, что ли, что наемщиками торгует? — Речь идет о замене лиц, сдаваемых в рекруты по очереди или жребию, другими лицами — наемными, то есть теми, кто за известное вознаграждение добровольно шел в солдаты.
Стр. 94. Купец первой гильдии.— Гильдия — один из трех разрядов, на которые делилось купечество в зависимости от величины капитала и
рода торговли. К первой гильдии причислялись обладатели самого большого капитала.
Потомственный почетный гражданин — см. прим. к стр. 6.
Стр. 95. Синенькая — ассигнация в пять рублей.
Стр. 98. . число 666. — мистическое число или «число зверя», обозначающее антихриста и упоминающееся в Апокалипсисе («откровении») — раннехристианском произведении Нового завета. Среди раскольников пользовались популярностью апокрифические апокалипсисы, предсказывающие «светопреставление».
Комиссариатский — чиновник комиссариатского департамента военного министерства, ведавшего до 1864 г. снабжением армии.
Стр. 104. Малаканы.— Молокане — возникшая во второй половине XVIII в. секта, отрицавшая официальную православную церковь с ее обрядами и признававшая единственным источником вероучения Библию.
Иудействующие — возникшая в конце XV в. религиозная секта, стремившаяся сблизить идеи христианства с иудаизмом.
Стр. 118. . по нижегородке-то пройтись! — Дорога из Центральной России в Сибирь, по которой отправлялись приговоренные к каторге (она же — Владимирка).
Стр. 124. . я его. сквозь зеленые луга проведу. — то есть подвергну палочному наказанию (см. в т. 3 наст. изд. прим. к стр. 156).
Есть ли в комедии М. Е. Салтыкова-Щедрина “Смерть Пазухина” хоть один положительный герой?
Комедия “Смерть Пазухина” написана в 1857 году, в период создания Салтыковым-Щедриным “Губернских очерков”. Уже в ноябре 1857 года это произведение было запрещено к постановке III отделением полиции. Замысел пьесы перекликается с замыслом романа-хроники “Господа Головлевы” и сатирической хроникой “Благонамеренные речи”. Щедрин рисует здесь борьбу за наследство, разворачивающуюся в богатой купеческой семье. Писатель показывает, как ради наживы люди готовы забыть и предать самое дорогое и святое, что у них есть.
Пазухин не общается с сыном, потому как не одобряет его переход в старообрядчество и повторную женитьбу на бедной девушке . Однако Прокофий Иванович считает себя законным наследником огромного состояния – по его мнению, именно благодаря его заслугам отец сумел так разбогатеть. Помимо этого героя, на миллионы купца претендует его дочь Настасья Ивановна ; внук Пазухина
Генерал Лобачев сговаривается с Прокофием Ивановичем: он проследит, чтобы старик не написал завещания, в обмен на это Пазухин-младший обещает женить своего сына на дочери генерала и отдать молодым четвертую часть всего состояния. Сам же Прокофий Иванович готов на все, чтобы получить деньги отца. Ради этого он вновь становится “правоверным” , приходит мириться к отцу.
Но остальные заинтересованные лица, присутствующие при этой сцене, выдают грязные планы героя. Все вместе они напоминают свору шакалов, готовых зубами вырывать добычу у старого купца и друг у друга. Но не все герои активно участвуют в этих мерзких делах. Так, например, Настасья Ивановна “стоит в сторонке”.
А Гаврила Прокофьевич вообще не появляется на сцене, мы слышим лишь упоминания о нем. Однако понятно, что дочери Пазухина все равно, что происходит с ее отцом. Эта женщина “заражена” патологической скукой и безразличием. Она жаждет разнообразия и на все в жизни смотрит лишь с одной стороны – что может привнести в ее жизнь интерес.
О моральной и нравственной стороне дела Настасья Ивановна не печется. О Гавриле же мы узнаем, что он не уважает отца, а поносит его при “всем честном народе”, потому что он ничего не может дать своему сыну, а лишь позорит его своим “старообрядчеством”. Вроде как не участвуют в “грызне за наследство” жена Прокофия Ивановича и ее мать.
Однако мы понимаем, что эти женщины очень хотят получить деньги старого купца. Вероятно, они рассчитывали на них с самого начала. В итоге Пазухин-младший получает все деньги своего умершего отца. И начинает вести себя как богатый самодур, никого и ничего не замечающий и не признающий.
Таким образом, среди героев комедии мы не находим ни одного положительного лица. Наверное, таковым мы можем считать лишь Баева – старого дядьку купца Пазухина. Он, любя Ивана Прокофьевича, печется о его пользе, его семье. Он, рожденный и выросший в патриархате, хочет, чтобы отец с сыном помирились, чтобы деньги остались в семье. Но от этого, уже поросшего мхом, человека ничего не зависит – он всего-навсего старый слуга.
Комедия заканчивается словами: “порок наказан, а добродетель… да где ж тут добродетель-то!” Сам писатель, таким образом, показывает нам, что в его пьесе, среди основных действующих лиц, нет добродетели, а, следовательно, нет и положительного героя.
Рецензия на сборник стихотворений Н. М. Рубцова “Подорожник” За свою недолгую – в тридцать пять лет – жизнь Николай Рубцов успел оставить заметный след в душе читателя как поэт, влюбленный в свою Отчизну, и гражданин. С появлением его.
Конспект урока на тему “Семья, семейные ценности” МОУ СОШ № 1 г. Камешково Владимирской области Конспект урока на тему “Семья, Семейные ценности” Подготовила и провела: учитель начальных классов Панова Ирина Александровна 2012 -2015 учебный год Тема .
Художественная интерпретация стихотворения Ф. И. Тютчева “К. Б.” В лирике Тютчева на всем протяжении его творческого пути тема любви остается одной из важнейших. В ее воплощении наряду с психологической конкретикой, позволяющей определить адресаты стихотворений, присутствует тенденция к философскому.
Описание “крещенского вечерка”. Сон героини У современного читателя баллада “Светлана” оставляет обычно приятное впечатление легкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас кажется колыбельной песней. К сожалению, нам трудно.
Мифология Николая Гумилева Образная система ранней поэзии Гумилева – это своеобразная “египетская пирамида”, к которой не так-то легко подступиться. У подножия этой пирамиды лежит самый ранний сборник стихотворений поэта “Путь конквистадоров”. Волевое начало.
Рабочая программа по алгебре 9 класс Макарычев 3 часа в неделю 2014г – скачать бесплатно Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа№10 Городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: На заседании МК заместитель Директор МБОУ СОШ№10 Протокол директора по УВР _______Л. М. Моисеева.
Трудно ли быть хорошим другом? До сих пор мне казалось: что же тут трудного? Если друг тебе – друг, то ведь это прекрасно, есть с кем поделиться, а это так облегчает жизнь! И радости, и.
Экзаменационные вопросы по курсу Экзаменационные вопросы по курсу “Инженерные конструкции “ Метод расчета инженерных конструкций по предельным состояниям” Строительные стали, их состав, их свойства. Выбор марок стали для инженерных конструкций. Расчет центрально растянутых и.
Сочинение Дружба в лирике Пушкина Одной из главных тем в творчестве Александра Сергеевича Пушкина является дружба. Он трепетно относился к этому чувству. Данная тема появляется в произведениях в самых ранних стихах. Пушкин понимал дружбу как.
Поточний контроль до теми “Атмосфера” 6 клас Поточний контроль з теми ” Атмосфера” № п/п Прізвище учня Запитання Бали І Повітря складається… Над тропосферою розташований шар… 22 червня – день… ІІ Атмосфера складається з… 22 грудня –.
Родительское собрание “Ребенок учится тому, что видит у себя в дому” Родительское собрание Ребенок учится тому, что видит у себя в дому Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л. Н. Толстой. (Действующие лица: ведущий1, ведущий2., Директор школы, Мама , Доктор.
Живая Россия в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Современник А. С. Пушкина, Н. В. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачного первого революционного выступления – выступления декабристов в 1825 году. Обращаясь.
Анализ двух стихотворений Б. Окуджавы Произведения Б. Ш. Окуджавы невозможно назвать “текстами к песням”, хотя Окуджава – один из основоположников авторской песни в России. Его творения – это полноценные стихотворения, обладающие несомненными идейными и художественными.
29 лучших ВУЗов Украины Рейтинг высших учебных заведений “Топ-29 Украина” № ВУЗ Регион Оценка качества научно-педаго-гического потенциала Оценка качества обучения Оценка междуна-родного признания Оценка интеграль-ного показателя деятельности вуза 1 Киевский национальный университет имени Тараса.
Россия и мир в 2020 Человечество не может жить без прогнозов – нам нужно знать, чего ожидать от будущего. Так спокойнее и надежнее. И даже всем известная истина, что прогнозы – дело неблагодарное, не останавливает.
Основные темы и мотивы лирики Н. М. Рубцова Самые сокровенные моменты жизни Н. М. Рубцова связаны с написанием стихов. Лейтмотив его произведений: “из души живые звуки в стройный просятся мотив”. Талант этого поэта не смогли заглушить ни голодное.
Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина “Пророк” и М. Ю. Лермонтова “Пророк” Тема поэта и поэзии является классической для русской литературы. Так, два самых ярких представителя золотого века – Пушкин и Лермонтов – также не оставили без внимания эту тему. Но они.
Основные образы в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” – историческое произведение, в котором мы видим важные события того времени глазами их современника, Петра Гринева. Судя по названию и форме повести , можно.
Проблема чтения книг Моя мама рассказывала мне о том, как много она читала в детстве. Могла прочитать большой роман и рассказать его содержание своим друзьям. Во времена ее детства страна была самой читаемой.
“Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге” В целом поэзия Александра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его эпоху общественно-историческими противоречиями. Связующим началом этой поэзии.
Сейчас вы читаете: Есть ли в комедии М. Е. Салтыкова-Щедрина “Смерть Пазухина” хоть один положительный герой?
О чём нас заставляют задуматься Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина? (ЕГЭ по литературе)
Сказки Салтыкова-Щедрина являются одними из самых ярких и сатирических произведений своего времени. Создавая их под гнетом жесткой цензуры, автор смог замаскировать насмешку над властью и образом мысли русского народа, используя аллегорические образы и фантастический сюжет. С помощью сказок Салтыков- Щедрин пытался донести до читателя абсурдность рабского преклонения и страха перед властью, желание услужить и использование рабочей силы крестьян дворянами в своих целях.
В произведении «Как один мужик двух генералов прокормил» можно увидеть сатиру на устоявшиеся отношения крестьян и дворян, эксплуатирование ими других социальных классов.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Представители высших чинов, оказавшись на острове, не способны сами прокормить себя, что уже говорит об их ничтожности: «- Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?». О низком словарном запасе генералов говорит постоянный повтор слов: « Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Выживая без прислуги, герои начинают вести себя как дикие животные. Их положение спасает мужик, живший на острове, который является собирательным образом всей крестьянской силы России. Автор высмеивает и его, потому что тот беспрекословно начинает кормить и поить генералов, не имя собственного мнения. Салтыков-Щедрин презирает рабскую натуру представителей низких социальных классов, считая её главным пороком. Мужик в сказке представляется хоть и умелым, но ужасно глупым: « И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!». Казалось бы, генералы должны быть благодарны крестьянину за оказанную помощь, но они лишь оскорбляли его: « Ты смотри, однако, каналья, не утопи нас!». В этой сказке Салтыков-Щедрин смог в шуточной форме описать поведение неблагодарных генералов как эксплуататоров чужого труда. Автор создал персонажей, которые хоть и являются представителями интеллигенции, но не могут сами себя прокормить, что очень иронично. Люди, которые стоят выше крестьян по статусу, гораздо глупее и беспомощнее их, потому что все хозяйство дворян держится на их подданных. А что бы было, если бы мужик не подоспел на помощь генералов?
Тему беспомощности дворян без своих слуг автор продолжает в сказке «Дикий помещик», где представитель высшего класса решил выгнать всех своих крестьян и жить один. Это обернулось «озверением» помещика, который не смог сам себя одеть, вести домашнее хозяйство и готовить еду: «ходил же все больше на четвереньках», «утратил даже способность произносить членораздельные звуки». Наряду с сатирическим обличением сословий дворян Салтыков-Щедрин изображает участь народа в эксплуататорском обществе.
В годы жизни писателя можно было наблюдать постыдный страх интеллигенции перед властью, запугивание общества. Под впечатлением от политических гонений и паники людей писатель создает сказку «Премудрый пескарь», в которой изображает жалкую участь обезумевшей от страха рыбы, замуровавшей себя в норе на всю жизнь. Послушавшись завета отца: «Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!», пескарь жил тихо и мирно, словно его и не существовало никогда. Автор с горькой иронией называет героя «просвещенным», «умеренным либералом», еще больше показывая глупость персонажа. Сатирик обличает поведение интеллигента-обывателя, который лишает себя прелестей жизни, покоряясь инстинкту самосохранения: «И жил-дрожал, и умирал-дрожал». Пескарь решил прожить свою жизнь так, чтобы «никто не заметил», поддаваясь страху быть съеденным. Сатирик ловко изобразил бессмысленность жизни представителей интеллигенции, которые не имеют собственного мнения или не могут его высказать, боясь наказания от власти. Высшие чины изображаются в сказке опасными хищниками, которые съедают невинных рыб. Так прожил пескарь сто с лишним лет, не было у него ни родных, ни друзей: «Смерть у него на носу, а он дрожит, сам не знает, из-за чего». Когда герой понял, что всю свою жизнь он прожил зря, то было слишком поздно. С помощью этой сказки Салтыков-Щедрин пытается вызвать отвращение к обывательской философии и бессмысленности человеческого существования. Ведь не интересуясь жизнью и пытаясь спрятаться от проблем, люди превращаются в существ, удовлетворяющих только физические потребности. Они бесполезны для общества, и если каждый станет таким как пескарь, то все человечество может исчезнуть.
Таким образом, произведения Салтыкова-Щедрина обличают пороки разных социальных классов. Используя аллегорические образы и фантастические мотивы, автор мастерски маскирует критику поведения власти, интеллигенции, крестьян, пытаясь воздействовать на читателя и показать ему всю абсурдность ситуации в стране. Тем не менее, работы писателя до сих пор продолжают быть актуальными и позволяют “детям изрядного возраста” находить в них все больше и больше иронических высказываний и насмешек над действительностью.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id29197
Сочинение на тему «Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина»
Перед вами сочинение, в котором проводится анализ сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Данное сочинение поможет вам в подготовке к урокам русской литературы.
В сочинении упоминаются произведения Господа Головлевы, История одного Города, Сказки для детей изрядного возраста, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.
Сатира Салтыкова-Щедрина – сочинение.
А.С. Пушкин, говоря о Фонвизине, назвал его «сатиры смелый властелин». Это определение в большей степени подходит великому русскому сатирику — Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину. Он использовал в своем творчестве самые разные литературные жанры: романы, повести, рассказы, очерки и пьесы. Все они, как бы сливаются в одно целое, ярко и могуче изображают целое историческое время. Критикуя в своих произведениях темные и порочные стороны жизни, Салтыков-Щедрин всегда явно или скрыто, если того требовала цензура, воспевал счастливые идеалы социальной справедливости, разума и света.
Выступая беспощадным обличителем общественных пороков «сверху донизу», Салтыков-Щедрин исходил из своих собственных глубоких впечатлений и наблюдений жизни. Состоя на государственной службе в должности вице-губернатора, Михаил Евграфович воочию познакомился с царскими структурами власти и убедился, что государство прежде всего стоит на страже интересов правящего сословия — дворянства. Нужды простого народа никого не заботили, а напротив, считалось, что русский мужик счастлив и всем доволен. Его обманывали, обкрадывали, унижали и притесняли различные слои чиновничества, с которым писатель вплотную познакомился и изучил его, находясь в ссылке, в Вятке. Умело замечая в жизни все негативные ее проявления, известный сатирик воспроизводил действительность в своих произведениях с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации и гротеска. Бескомпромиссностью своих суждений о предмете осмеяния Салтыков-Щедрин снискал у своих современников уважение и восхищение. Его называли «диагностом наших общих зол и недугов«.
Описывая в «Господах Головлевых» жизнь дворянской семьи, писатель остро высмеивает ущербную личность, тонко исследует природу зла в психологическом плане человека. Достается от его иронии и чиновникам да начальникам различных рангов, которые он едко изображает в «Истории одного города«. Здесь повествование ведется от лица летописца-обозревателя, который насмешливо коллекционирует пороки своего города. Конечно, сатира писателя создает образы высокой степени условности, но такие образы яснее и контрастнее дают нам возможность увидеть реальные недостатки и изъяны общества того времени, его различных слоев.
Многие из образов Салтыкова-Щедрина напоминают нам и сейчас встречающихся людей. Такие типы показаны в сатирических «Сказках для детей изрядного возраста«. Это великолепное произведение было издано нелегально, потому что царская цензура сочла его за яростный выпад против правящего класса. В сказках Щедрина изображено множество типов господ: помещиков, купцов, чиновников и прочих. Все они нарисованы художником высокомерными, заносчивыми и при этом совершенно беспомощными, неумелыми и глупыми. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин пишет с присущей ему иронией:
«Служили генералы в какой-то регистратуре…, Следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали».
Они ничего не умели делать, кроме как жить за чужой счет. Твердо зная, что булки растут на деревьях, они верили в свою исключительность, не задумываясь нисколько о собственной личной значимости. Разве нет таких «генералов» в нашей жизни? Они нередко встречаются, амбиции их велики. Они желают только иметь, а работать, по их убеждению, обязаны такие «бездельники«, как мужик из «Повести…» Изобличительная пародия Салтыкова — Щедрина, всегда снисходительная к народу-труженнику, ставит в укор мужику его безропотность и покорность. Мужик показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит, но вот получает приказ вить для себя веревку, чтоб не убежал, и он с готовностью берется за дело.
В сказке «Дикий помещик» Щедрин так же высмеивает неспособность русских господ прожить без своих, хоть и дурно пахнущих, мужиков. Героя этой сказки мучает холопий дух и неприглядный вид его крестьян, он мечтает избавиться от них. И вот, оставшись один-одинешенек, он превращается в «дикого помещика»: «весь… оброс волосами… а когти у него сделались как железные«.
Сказки писателя полны сетований, что народ слишком молчалив, терпелив, забит и темен. Он смиренно несет лишения н свой тяжкий труд, не помышляя даже о сопротивлении. В сказке «Медведь на воеводстве» писатель показывает, на что способно возмущение народа. Медведь, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, оказался посаженным на рогатины, с него «содрали шкуру». Понятно, почему эти сказки не допускали к изданию. Здесь явно слышится угроза жестокому правящему классу.
Уничтожающе беспощадная сатира Салтыкова-Щедрина воспроизводит действительность как нечто превратное, несообразное, несостоятельное, она вызывает очищающий смех над пороками времени и общества и одновременно возбуждает воспоминание о высших жизненных ценностях: добре, истине, красоте. Провожая в «царство теней все отжившее«, сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина тем самым защищает положительное, подлинно живое, нравственное и духовное начало человека.
Читать произведения великого сатирика довольно непросто, не все в его творчестве понятно и интересно современному человеку. Но большинство «детей изрядного возраста» до сих пор с удовольствием читают «правдоподобное неправдоподобие» салтыковской сатиры.
Пьеса М.Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина» в критическом осмыслении Ю.Н. Говорухо-Отрока
Имя Ю.Н. Говорухо-Отрока надежно входит в литературный оборот в наши дни. Его художественное творчество и особенно литературная критика представляют собой новое явление в литературоведении. Известно также, что Юрий Николаевич был и постоянным театральным обозревателем. Каждую неделю в газете «Московские ведомости», в которой сотрудничал Говорухо-Отрок, появлялись его заметки о просмотренных постановках. К одной из них относится отзыв критика об увиденной в театре Корша пьесе «Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Это произведение было опубликовано в журнале «Русский вестник» в 1857 году. «Смерть Пазухина» Салтыков, по собственному признанию, написал, послушавшись М. Каткова, натвердившему ему: «У вас настоящий талант для сцены». По другому свидетельству, писатель взялся за написание произведения по просьбе П. Садовского, захотевшего поставить в свой бенефис пьесу, принадлежавшую гремевшему тогда на всю Россию автору «Губернских очерков». Первоначальное заглавие пьесы – «Губернские очерки. Царство смерти. Комедия в 4-х действиях», – свидетельствует о существовании у Салтыкова намерений ввести это произведение в свой первый цикл. Пьеса связана с «Губернскими очерками» и местом действия (Крутогорск) и рядом персонажей (Фурманов, Разбитной, Доброзраков, Хрептюгин и сам Пазухин).
В центре изображения – купец- старообрядец Прокофий Иванович Пазухин. В отличие от богатого отца, живущего по новым порядкам, он отказывается «браду сбрить» и «штаны натянуты носить». За это старый Пазухин грозится лишить сына огромного наследства. Помимо Прокофия Ивановича на него претендует ряд действующих лиц – это отставной генерал Лобастов, желающий получить деньги старика, женив его внука на своей дочери, статский советник Фурначев – зять старого Пазухина, во что бы то ни стало хотевший получить миллионное состояние старого купца, приживалка из благородных – Живоедова, также стремящаяся заполучить часть денег купца. Прокофий осознав, что действительно может остаться без наследства, поступается своими принципами и является к отцу одетым по новой моде. Между героями происходит примирение. Однако Фурначев вмешивается и расстраивает мир между отцом и сыном. Тем не менее, происки статского советника и других претендентов на миллионы Пазухина, терпят неудачу. Состояние достается законному наследнику – Прокофию Ивановичу, а Фурначев с позором изгоняется из дома купца за намерение ограбить мертвого старика.
Конфликт в пьесе основан на стремлении всех героев заполучить деньги старого Пазухина. По мере развития действия обнаруживается, что всеми персонажами движет только жажда к наживе, а методы, которыми они пользуются, свидетельствуют о степени их душевного падения. Ради наследства каждый готов поступиться всем – жизненными принципами, честным именем, совестью.
Сам Салтыков не любил этой пьесы, в разговоре с Пантелеевым называл её «гадостью». Однако этот позднейший отзыв писателя не совпадал с его отношением к пьесе в момент, когда она публиковалась. В 1857 г. Салтыков хотел видеть «Смерть Пазухина» на сцене и представил пьесу рассмотрение театральной цензуры. Произведение было оценено отрицательно, цензор писал: «Лица, представленные в этой пьесе, доказывают совершенное нравственное разрушение общества». «Смерть Пазухина» была разрешена к представлению лишь после смерти Щедрина. На постановке, осуществленной театром Корша в Москве в 1893 г, побывал и Ю.Н. Говорухо- Отрок. В отличие от неодобрительных критических отзывов, встретивших появление пьесы, Говорухо-Отрок видит в «Смерти Пазухина» оригинальное литературное явление. Критик отмечает, что «Смерть Пазухина» – «одна из лучших вещей, написанных сатириком в драматическом роде». Он называет пьесу «исключительно комедией», а точнее «бытовой комедией», «комедией нравов». «Действие в ней развивается логично и последовательно, – отмечает критик,- душевная жизнь действующих лиц с развитием действия все более уясняется».
Говорухо-Отрок замечает, что и в пьесе Салтыкова-Щедрина и в пьесах Островского один материал для творчества – быт купечества. Однако в произведении сатирика «нет мягкости Островского, его поэзии, которая смягчает резкие контуры, нет поэтичного языка его», что и определяет своеобразие художественной манеры сатирика. По мнению критика, это 130 «жестокая пьеса». «Автор,- продолжает Говорухо-Отрок,- как бы аналитическим ножом вскрывает душу своих героев». В изображении человеческих пороков Салтыков-Щедрин беспощаден, под его пером наглость, алчность, беспринципность, подлость предстают в самом неприглядном виде.
В отличие от современных литературоведов, невидящих в пьесе ни одного положительного героя, Говорухо-Отрок обращает внимание на древнего раскольника – Финагея Баева. Это «обросший мохом» старик, относящийся к жизни сурово и строго, но умеющий понимать людей и прощать им. Критик замечает, что «этот герой вышел у автора великолепно». Созданный Салтыковым-Щедриным образ, близок самому Говорухо-Отрокучеловеку с православным мироощущением. Именно в этом герое критик находит выражение столь важных для каждого христианина идей милосердия и нравственной стойкости.
Особого внимания, согласно взглядам Говорухо-Отрока, заслуживает лицо Фурначева. Это как бы первый и очень удачный очерк Иудушки – «русского пустосвята». «Это совсем не то, что европейский лицемер,- продолжает критик, – это не Тартюф. Потому как для русской натуры тартюфство слишком мелко. Русское пустосвятство есть явление трагическое и русский пустосвят есть лицо трагическое». По мысли Говорухо-Отрока, «именно этот тип занимал Салтыкова всю его жизнь». В Фурначеве намечены трагические черты этого типа. Из русского пустосвятства есть только один выход, который недоступен для лицемера. Исход этот показан в смерти Иудушки. «Мертвая душа ожила и содрогнулась перед всем своим ужасным прошлым, мертвым, пустым и преступным». В этом наблюдении критика обнаруживается глубокое знание им произведений Салтыкова-Щедрина, ранняя пьеса анализируется в контексте всего творчества сатирика.
Понимая важность и актуальность затронутых писателем проблем, Говорухо-Отрок пишет: «Пьеса направлена на серьезного зрителя, и в нем с каждым актом возбуждает все больший интерес». В заключении, критик отмечает, что «Смерть Пазухина» – «одна из лучших пьес в русском репертуаре».
Благожелательная оценка пьесы Говорухо-Отроком выступила как своеобразная хвалебная эпитафия сатирику, в конце жизни не верившему в художественную основу своего драматургического произведения.
Впечатление, оказанное на критика пьесой, поставленной на сцене спустя сорок лет после написания, подтвердило «современность» затронутых в ней вопросов. Герои, выведенные сатириком, существовали и во время Говорухо-Отрока, и в наше. Поэтому нам представляется, что возобновление постановок пьесы Щедрина было бы интересным и полезным для сегодняшнего зрителя.
Список литературы
1. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860 годов. Биография. М., 1972.
2. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. Т.1. – М., 1973.
3. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений. Т.4. – М., 1966.