Что такое элегия в творчестве Пушкина: сочинение

Что такое элегия в творчестве Пушкина: сочинение

Доклад подготовил Игорь Ирлин

Vilniaus Pedagoginis Universitetas

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Средь горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт.

Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором.

В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело,как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть.

Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».

После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» – это ещё и способность к состраданию.

Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь.

Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения.. Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.

И может быть на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть ( поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя.

«Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» – к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.

Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.

Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.

сулит = предвещает (обещает)

«грядущего волнуемое море» – метафора из канона заупокойной церковной службы:

Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею.

Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу», но снова в стихию чувств и переживаний.

порой – слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:

. О жены Севера, меж вами

Она является порой

Порой восточный краснобай

Здесь разливал свои тетради

(«В прохладе сладастной фонтанов. »)

Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.

Существительные почти тоько абстрактные:

веселье – печаль – труд – горе – грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат – любовь.

В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:

безумных – тяжело – смутное – минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.

Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:

умирать – жить – мыслить – страдать – упьюсь – обольюсь – блеснёт.

А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:

упьюсь – обольюсь – тут даже отзвуки оргии.

На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.

Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.

Теги: Анализ стихотворения А.С.Пушкина “Элегия” Сочинение Литература

Что такое элегия в творчестве Пушкина: сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Элегия”

В жизни любого творца бывают периоды, когда судьба посылает ему моменты тишины и покоя, вынужденного затворничества и одиночества, оторванности от привычного круга общения и мирской суеты. В такие минуты трудно устоять перед праздным времяпрепровождением и не окунуться в мир безделья. Однако для поистине талантливого человека, живущего для того, “чтоб мыслить и страдать”, такая уединенность означает возможность остаться наедине со своей музой и творить, творить, творить.
Такой период был и в жизни великого русского поэта А.С. Пушкина. Болдинская очень стала для него временем создания истинных шедевров. Именно в этот период Пушкиным создаются два произведения: 7 сентября – “Бесы”, 8 сентября – “Элегия”. Если в “Бесах” господствуют мрачные, безысходные настроения, то “Элегия” становится своеобразным преодолением всего пессимистического. “Элегия” – это как бы просветленное предчувствие будущего.
“Безумных лет угасшее веселье” повергло лирического героя в тягостное состояние, сравнимое лишь со “смутным похмельем”:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.

Первая строфа стихотворения условно поделена на три двустишия: поэт представляет здесь как бы три этапа человеческой жизни. Первое двустишие означает подведение итогов прошлой жизни, второе – ощущение сегодняшнего дня, преодоление того добровольного сумасшествия, в плену которого пребывал лирический герой. Хотя “печаль минувших дней” не оставляет пушкинского героя и горечь прошлого все же остается в его душе, она упорядочивается, и душа светлеет. И третье двустишие подводит человека к своеобразному итогу, а затем и трудному процессу самоочищения, который будет “уныл” и “тяжел”. Лирический герой понимает, что ему необходимо принять такое положение вещей: он трезво смотрит на жизнь, не обольщаясь иллюзиями, которые способны, как вино, опьянить.
Поэт пишет это стихотворение перед женитьбой, что объясняет ту душевную “перестройку”, которая и нашла свое выражение в “Элегии”. Произведение изобилует многосложными словами (“волненье”, “наслажденья”, “волнуемое”, “грядущего” и т.п.), причастия, встречающиеся в тексте стихотворения, несут в себе значение и признака, и действия (“угасшее веселье”, “минувших дней”, “волнуемое море”), а эпитеты отсутствуют. Это, видимо, призвано четче выразить основную мысль поэта, его желание показать читателю ясность и простоту стиха, не требующего словесных “украшений”.
Внимательный читатель заметит нарочитое нагнетение гласных звуков в первой строчке “Элегии”, что создает впечатление камерности, доверительности, приглушенности голоса поэта, повествующего о своем духовном кризисе. Часто встречается звук “у”, означающий что-то темное, ассоциирующееся с ночью – временем размышлений и выводов. В воображении читателя возникает образ костра, в который плеснули воды, и он шумит, затухая: это впечатление усиливает звук “ш” – тоскливый и меланхоличный, как свист ветра в одинокой хижине. Такое звуковое оформление стиха углубляет его содержание: подобным образом Пушкин показывает, как постепенно, шаг за шагом, его лирический герой приходит к пониманию того, что жизнь не стоит на месте, она дарит “веселье” и “горе”, “труд” и “страданье”. И только тот, кто воспринимает “грядущее” как необходимое испытание, достоин нового “наслажденья”.
В стихотворении всего 14 строк и 2 строфы – форма, характерная для сонета – жизнеутверждающего жанра поэзии. И это не случайно: вторая строфа “Элегии” пронизана оптимизмом. Лирический герой принимает как должное все тяготы жизненного пути и верит в свою счастливую звезду, которая в будущем подарит ему счастье познания гармонии в творчестве и “прощальную улыбку” любви – награду за внутреннюю стойкость.

Читайте также:  Сатирическая хроника русской жизни: сочинение

И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гаромонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Лирический герой не мечтает о легкой жизни, она не может доставить ему наслаждение. Все познается в сравнении, поэтому в “Элегии” “наслажденья” перекликаются с “трудом и горем”, с минувшим весельем, но это уде не безумные мимолетные наслаждения, а возвышенные страданием.
В последних строчках энергия стиха опять стихает. “Закат печальный” перекликается с угасанием. Но это не творческое, а жизненное угасание. Молодость, жаждущая все узнать: любовь, ненависть, добро, зло, – прошла, и лирический герой уже не горит жаждой познания, ему не нужно счастья на всю жизнь. Хочется сильного чувства, которое блеснет, словно молния, и в одно мгновение угаснет, и уже за одно это можно быть благодарным жизни, веру в которую герой не утрачивает, несмотря ни на что.

Сочинение «Что такое элегия в творчестве Пушкина»

В одной статье Е. Евтушенко я прочитала, что каждого поэта можно сравнить с музыкальным инструментом: Михаил Лермонтов — рыдающий рояль, Александр Блок — трагически звучащая скрипка, Сергей Есенин — крестьянская тальянка. Но есть поэт, который олицетворяет собой целый оркестр. Конечно же, целому оркестру подобен Александр Сергеевич Пушкин.

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье. » — одно из первых произведений, созданных поэтом в дни болдинской осени 1830 года, оно определило последующее творчество этого периода.

Пушкин как бы с высоты осматривает свою жизнь. Стихотворение — и подведение итогов, и заявка на будущее. В нем звучит мотив, в той или иной степени уже затрагивавшийся в других стихах: раздумья о цели и смысле существования. Взгляд в «минувшие дни» возвращает нас к концовке шестой главы «Евгения Онегина», где речь идет «о юности легкой», а светлая грусть роднит это стихотворение с произведением «На холмах Грузии».

При публикации «Безумных лет угасшее веселье. » Пушкин дал ему заголовок «Элегия». Как известно, в молодые годы поэт отдал дань этому жанру. Однако именно анализируемое стихотворение стало в нем вершинным. Оно представляет собой монолог, начальные слова которого констатируют внутреннее состояние лирического героя: «мне тяжело». Однако постепенно тема расширяется и превращается в свободное обращение не только к друзьям («о други»), но и — шире — к современникам. Мне кажется, что в этом смысле «Элегию» можно сравнить с более поздним стихотворением «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » (1836), где в центре будет находиться оценка уже не жизни, а исторического дела поэта.

Стихотворение начинается обращением к прошлому:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.

И здесь же вполне естественное сравнение (ведь речь идет о похмелье!) «печали минувших дней» со старым и сильным вином. Мысль поэта движется от прошлого к настоящему:

Однако эту тоску сегодняшнего дня объясняет уже будущее:

. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнующее море.

Один образ, как бы всплывающий в сознании, рождает новый. Образ «волнуемого моря» уже не имеет ничего общего с «унылостью». Он является предчувствием будущей бурной жизни, где найдется место и раздумьям, и страданиям, и творчеству, и любви.
Все стихотворение пронизывает мысль о неизбежности и неотвратимости изменений жизни человека. Поэтому «горести, заботы и треволненья» не вызывают у лирического героя ни мечтательных сожалений об ушедшей молодости, ни страха перед будущим. Пока человек жив, он не должен отступать перед трудностями бытия:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Поэтому ощущение наступающего «горя», «заката печального» освящено идеей «наслаждения», которое даруют человеку сознание, поэтическая гармония, любовь и дружба:

. Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И — может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

В отличие от других элегий (например, «Погасло дневное светило»), в стихотворении «Безумных лет угасшее веселье. » нет указаний на какую-то биографическую ситуацию. Сложный этап жизни оставлен автором «за порогом» стихотворения. Не в анализе какого-либо отдельного момента, а в осознании судьбы человека заключен смысл этого великого стихотворения.
«Элегия» написана пятистопным ямбом — размером, который, в отличие от четырехстопного ямба, обладает большей плавностью, каким-то замедленным течением. Такая форма отвечает требованиям философской, лирики.
Меня стихотворение поразило удивительной гармонией: все чувства лирического героя уравновешены, в его душе нет разлада.
«Элегия», написанная в 1830 году, появилась в печати через четыре года. Как же я удивилась, прочитав стихотворение другого великого русского поэта, датированное 1832 годом, т. е. временем, когда пушкинское произведение еще не было издано:

Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло.

Эти строки написал восемнадцатилетний М. Ю. Лермонтов. Конечно, здесь иной поворот темы, иной размер. Однако эти стихи, на мой взгляд, родственны.
Подобно А. С. Пушкину, на смерть которого Лермонтов через пять лет напишет свое великое стихотворение, молодой поэт так же не сгибается под тяжестью жизни, так же не страшится будущего, как и его великий предшественник:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

В строчках проанализированной элегии, на мой взгляд, отражена одна из главных поэтических традиций А. С. Пушкина, которую творчески развили не только Лермонтов, но и вся классическая русская поэзия.

Анализ стихотворения «Элегия» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 01.10.2019 · Обновлено 01.10.2019

В творчестве А. С. Пушкина часто встречаются рассуждения о смысле жизни и быстротечности времени. » Элегия «, разбор которой Вам предлагает Многомудрый Литрекон, не является исключением. В этом стихотворении глубокомысленный читатель найдет поводы для раздумий.

История создания

Стихотворение А. С. Пушкина «Элегия» было опубликовано 8 сентября 1830 года. Поэт пишет данное произведение будучи уже немолодым, опытным творцом. Стихотворение относится к Болдинской осени, важному периоду в творчестве Пушкина.

В «Элегии» прослеживаются автобиографические черты. Поэт подводит некий итог уже прошедшим годам жизни, делает первые выводы и заглядывает в будущее.

Пушкин пишет данное стихотворение, находясь в Болдино, куда уезжает решить дела с наследством перед женитьбой на Наталье Гончаровой. Незадолго до отъезда женщина дала поэту долгожданное согласие. Пребывание в имении отца затянулось из-за эпидемии холеры. В течение трех месяцев Пушкин творит и переосмысляет жизнь перед судьбоносным шагом — свадьбой. Поэтому можно сделать вывод, что «Элегия» посвящена Наталье Гончаровой.

Жанр, направление, размер

По жанру данное стихотворение — элегия. Она относится к философской лирике. Пушкин поднимает проблемы быстротечности времени и анализирует ошибки прожитых лет.

Поэзию Александра Сергеевича делят на романтизм — раннее творчество, и реализм — поздний период. Данное стихотворение имеет романтические черты: грустный настрой, ностальгический тон, гордое сопротивление невзгодам и отсутствие светлых горизонтов впереди. Судьба безрадостна, и борьба с нею — это и есть жизнь. Для романтизма такая позиция вполне типична.

«Элегия» написана пятистопным ямбом с парной рифмой.

Смысл названия

Название стихотворения созвучно жанру. Оно определяет грустное настроение и предстоящую рефлексию. Пушкин уже в названии обращает внимание на то, что стихотворение будет проникнуто печалью.

Читайте также:  История одного города М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие: сочинение

Отчасти данное название иронично, ведь автор заранее уведомляет читателя о типичности содержимого и подтрунивает над своей грустью, как бы говоря: «Это всего лишь хандра, название и суть которой Вам уже известны».

Композиция

Композиционно стихотворение «Элегия» можно поделить на две части, у него довольно интересная структура. Особенность композиции заключается в антитезе смерти и жизни, первой и второй строфы:

  1. Первая наполнена грустным настроением и рассуждениями и прошлом. Поэт вспоминает безумные годы веселья — юность. Воспоминания с каждым годом становятся все тяжелее, как вино, «чем старе, тем сильней». Жизненный путь Пушкин называет унылым. Лирический герой пытается заглянуть в будущее. Но оно приносит лишь тоску. Герой чувствует отчаяние из-за приближающегося горя. Он видит смерть, и эта мысль тяготит его.
  2. Вторая часть построена на контрасте с первой. Антитеза: умирать- жить. Лирический герой не хочет умирать, он выбирает жизнь: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Под страданиями герой понимает тяжелый труд поэта, самоотверженность и критику общества. Но мир многообразен, поэтому на смену страданиям приходит наслаждение. Счастье для поэта — порыв гармонии, который спасает от отчаяния. В последних строках настроение лирического героя улучшается. Он надеется на взаимную любовь и счастье.

Образы и символы

Основные образы в стихотворении «Элегия» раскрывают внутренний мир автора:

  1. «Смутное похмелье» выражает состояние тупика, в котором пребывает лирический герой. Он находится в неком переходном состоянии — переосмыслении смысла жизни.
  2. Вино символизирует печаль героя. Она пьянит и заволакивает сознание туманом.
  3. Образ моря — неизвестность, страх перед будущим.
  4. Образ лирического героя весьма интересен и динамичен: сначала он вспоминает о бурной, но безотрадной юности, сожалеет и грустит о прошлом, но и в будущем не видит отрады. Это меланхолик, обуреваемый приступом хандры. Но затем он преображается и принимает свой крест. Не зря он хочет «мыслить и страдать», ведь одно неразрывно связано с другим. Герой, видимо, не раз испытывал горе от ума, но теперь он надеется познать не только муки пророка, но и наслаждение от любви. Заканчивается стихотворение почти оптимистично.

Темы, проблемы и настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» весьма многозначительны и интересны даже для современного читателя:

  • Основная тема стихотворения «Элегия» — подведение жизненных итогов. Герой оценивает прошлое и будущее, но приходит к мысли, что грядущий день дает основания для надежды на лучшее.
  • Тема прошлого и будущего тоже занимает важное место в тексте, ведь все стихотворение построено на контрасте между смертью (тоской, унынием) и жизнью (надеждой, любовью).
  • Еще одна тема — одиночество лирического героя. Он ощущает себя незначительной каплей в огромном море событий, но все же он верит в возможность любви и наслаждения, и эта вера подпитывает его любовь к жизни.
  • Пушкин поднимает проблему быстротечности времени. Юность сменяется зрелым периодом, когда человек начинает анализировать свои поступки, в чем-то огорчается, но это помогает избежать ошибок в будущем.
  • Проблема любви к жизни также отражена в «Элегии» Пушкина. Несмотря на страдания и потери, человек должен любить жизнь, в том числе и за то зло, которое она причиняет.
  • Проблема поиска смысла жизни — основная в «Элегии». Жить нужно, чтобы «мыслить и страдать», а в пучине горестей находить наслаждение и тихую гавань любви. Словом, смысл бытие — борьба с судьбой и собой.
  • Настроение представляет собой переход от грустного к радостному: после тоскливых размышлений о прошлом автор выражает надежду на изменение жизни в будущем.

Главная мысль

А.С. Пушкин вложил в «Элегию» особый смысл. При поиске истины жизни следует быть искренним перед самим собой, принимать проступки и самосовершенствоваться. В момент ощущения бесполезности своего существования стоит помнить, что данный момент переходный. Грусть сменится радостью и появится желание развиваться, нужно только любить жизнь и принимать ее во всем многообразии.

Основная идея «Элегии» Пушкина заключается в том, что, даже несмотря на прошлые обиды и утраты, нужно надеяться на лучшее и ждать от будущего не только страдания, но и наслаждения. Чему учит Пушкин? Конечно же, оптимизму и любви к жизни, которые помогают преодолевать любые препятствия.

Средства выразительности

Важной частью создания поэтического текста является употребление тропов. Пушкин использует художественные средства в стихотворении «Элегия», а именно:

  1. эпитеты (безумных лет, волнуемое море, закат печальный);
  2. антитезу — противопоставляет смерть и желание жить, печаль и радость;
  3. сравнения (как смутное похмелье).
  4. звукопись. «Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море» — например, в этом предложение автор сгущает твердые и резкие звуки и сочетания звуков («гр», «мор», «тр», «гор»), чтобы на уровне звука отразить тяжесть пути и мрачные предчувствия.
  5. поэт обращается к читателю: «О други», призывая обратить внимание на поднимаемую проблему бытия и быстротечности времени.

Таким образом, Пушкин подчеркивает существование судьбы и жизненных изменений, которые могут как печалить, так и радовать. Каждая тяжесть сменяется легкостью, минорность — мажорностью.

Художественные приёмы используемые А. С. Пушкиным в своих произведениях

Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнообразие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую систему. Жанр утратил свою строгость, перестал быть связанным с нормами определенного литературного направления.

Жанр в поэзии Пушкина теряет свою строгую самостоятельность и ограниченность. Для творчества поэта становится возможным сочетание в пределах одного произведения различных жанров. Такое взаимообогащение и взаимопроникновение жанров вело к расширению тематики и идейного смысла стихотворений, но при этом уничтожало строгую жанровую систему. Стихотворение становилось просто текстом, содержащим черты многих жанров, и потому его нельзя отнести строго ни к одному их них.

Элегия – один из наиболее распространенных среди романтиков жанров. Это стихотворение грустного содержания, состоящее из двух частей: описания природы и размышлений лирического героя. В творчестве Пушкина жанр элегии претерпевает также сложную эволюцию, хотя, несмотря на многообразие тем, для всех элегий характерной является погруженность лирического героя в себя, в мир своих переживаний и иллюзий, обращение к своим переживаниям и мечтам, как правило, недостижимым.

Эволюция жанра определяется эволюцией творческого метода поэта -воплощением в произведении характерных черт того или иного направления.

А. С. Пушкин в своем творчестве явился достойным продолжателем первых русских романтиков. Он не скрывал своих пристрастий и того факта, что вырос на этой литературе. Неоднократно он называл Жуковского — главу русского элегического романтизма — своим учителем. Особенно четко прослеживается влияние Жуковского на молодого поэта в начальный период творчества, в лицейские годы, в период становления жанра элегии в творчестве Пушкина.

В элегиях этого времени преобладает любовная тематика. Слезы, печаль, меланхолия, воспоминания — все это неразрывно связано с этим чувством:

Я слезы лью; мне слезы утешенье;

Моя душа, плененная тоской,

В них горькое находит наслажденье.

Тем не менее любовь воспринимается как счастье, как чувство, делающее человека добрее, сострадательнее к горестям других. Однако в мире людей любовь обязательно связана с разлукой, муками и слезами:

Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру любя!

Лирический герой покоряется судьбе, року, который отнимает любовь и который вновь толкает его в неволю любви:

Но я молчу; не слышен ропот мой.

В элегиях Пушкина появляются устойчивые выражения, образные клише, характерные для сентиментальной и романтической поэзии. Пушкин использует много абстрактных понятий, далеких от реальной действительности:

Уж нет ее. До сладостной весны

Простился я с блаженством и с душою.

(“Осеннее утро”, 1816)

Возникает и мотив надежды на исполнение желаний:

Когда ж вечернею порою

И мне откроется окно?

Обязательным мотивом становится и мотив разочарования:

Напрасный сердца крик.

По жизненной стезе во мраке вождь унылый,

Влечет несчастного до хладных врат могилы.

Во время южной ссылки элегия становится основным жанром в творчестве А. С. Пушкина. Возникают постоянные поэтические образы: море, волны, небо, звезды и т. д.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине.

Читайте также:  Игрушечные люди: сочинение

(“Редеет облаков летучая гряда”, 1820)

Мотив разочарования и в эти годы пронизывает лирику Пушкина. Лирический герой разочаровывается в прошлом:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья.

(“Погасло дневное светило”, 1820)

Поэт ищет цель в жизни, смысл своего существования, но не находит его даже в самом себе:

Я пережил свои желанья,

Я разлюбил свои мечты;

Остались мне одни страданья,

Плоды сердечной пустоты.

(“Я пережил свои желанья”, 1821)

В жанре элегии часто присутствует и образ дороги, воплощающий в себе мотив изгнанничества, бегства. Одиночество, отчужденность от мира людей — естественное состояние лирического героя романтических произведений. Оно связано с особенностями романтического мировоззрения. Изгнанничество – одна из граней одиночества, оно свойственно не только лирическому герою стихотворений, но подчас и самому автору.

1823 год является переломным в творчестве Пушкина: он приходит к убеждению, что свобода возможна лишь как внутренняя свобода личности. Свобода стала главной целью его творчества; ее духом пронизаны все его стихи. Возможность “хоть одному творенью свободу даровать” -великое счастье, как заявляет поэт в стихотворении “Птичка” (1823). Но “дары свободы” ни к чему людям с несвободным сознанием (“Свободы сеятель пустынный”, 1823). Народ “без чести” обречен на “ярмо с гремушками да бич”.

Элегия “К морю” (1824) завершает романтический период творчества Пушкина. Море олицетворяется, поэт обращается к нему как к живому существу. Для Пушкина море – символ абсолютной свободы. Здесь мы уже видим, как элегия постепенно теряет свою жанровую замкнутость. В ней есть реалистические детали. В этом стихотворении мы встречаем сочетание таких жанров, как послание и элегия. Жанр послания проявляется уже в самом названии стихотворения, а содержание остается чисто элегическим.

В элегии нет двух конкретных частей: описания природы и размышления лирического героя взаимопроникают. Сначала море предстает перед нами в традиционно романтическом духе: оно символизирует жизнь человека, его судьбу, борьбу за выживание. Затем картина конкретизируется: море связано с судьбами великих личностей — Байрона и Наполеона.

В этом стихотворении происходит прощание поэта с романтизмом, с его идеалами. Пушкин постепенно обращается к реализму. В двух последних строках элегии море перестает быть романтическим символом, а становится просто пейзажем.

Таким образом, в более позднем творчестве Пушкина утверждается синтетический жанр, в котором наряду с традиционными элегическими мотивами присутствуют элементы послания, появляется социальная и философская проблематика.

Примером может служить стихотворение “Деревня”, написанное еще в 1819 году. Это произведение уже не пассивного романтизма, оно наполнено пафосом гражданской лирики.

Композиционно элегия состоит из двух ярко выраженных частей. Однако части разделены не по предмету описания, а по построению и по пафосу. Первая часть — это идиллия, композиционное ядро которой составляет сентиментальный пейзаж. Здесь присутствует типично романтический мотив бегства поэта на лоно природы, противопоставления духовно свободной жизни “на лоне счастья и забвенья” несвободе светских оков:

Я здесь, от суетных оков освобожденный.

Вторая часть – политический памфлет. Настроение резко меняется, стихотворение приобретает обличительный характер. Пушкин традиционный жанр элегии насыщает острой социальной тематикой. Таким образом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни деревни обусловлено жанровым контрастом (идиллия и памфлет). В финале поэт рассуждает о роли поэзии в обществе, о своем назначении.

Многие из стихотворений, которые Пушкин причислял к элегиям, получали подзаголовок “отрывок”. Этим поэт хотел подчеркнуть отступление от традиционной жанровой принадлежности, указать на открытость лирического замысла, фрагментарность и жанровую незавершенность стихотворения. Лирический фрагмент дает максимальную свободу, демонстрируя отказ автора от всякого жанра.

Таким образом, мы видим, что Пушкин быстро перерос своих учителей, он стал развивать жанр элегии, вводя в него свои элементы.

Что такое элегия в творчестве Пушкина?

В одной статье Е. Евтушенко я прочитала, что каждого поэта можно сравнить с музыкальным инструментом: Михаил Лермонтов — рыдающий рояль, Александр Блок — трагически звучащая скрипка, Сергей Есенин — крестьянская тальянка. Но есть поэт, который олицетворяет собой целый оркестр. Конечно же, целому оркестру подобен Александр Сергеевич Пушкин.

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье. » — одно из первых произведений, созданных поэтом в дни болдинской осени 1830 года, оно определило последующее творчество этого периода.

Пушкин как бы с высоты осматривает свою жизнь. Стихотворение — и подведение итогов, и заявка на будущее. В нем звучит мотив, в той или иной степени уже затрагивавшийся в других стихах: раздумья о цели и смысле существования. Взгляд в «минувшие дни» возвращает нас к концовке шестой главы «Евгения Онегина», где речь идет «о юности легкой», а светлая грусть роднит это стихотворение с произведением «На холмах Грузии».

При публикации «Безумных лет угасшее веселье. » Пушкин дал ему заголовок «Элегия». Как известно, в молодые годы поэт отдал дань этому жанру. Однако именно анализируемое стихотворение стало в нем вершинным. Оно представляет собой монолог, начальные слова которого констатируют внутреннее состояние лирического героя: «мне тяжело». Однако постепенно тема расширяется и превращается в свободное обращение не только к друзьям («о други»), но и — шире — к современникам. Мне кажется, что в этом смысле «Элегию» можно сравнить с более поздним стихотворением «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » (1836), где в центре будет находиться оценка уже не жизни, а исторического дела поэта.

Стихотворение начинается обращением к прошлому:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.

И здесь же вполне естественное сравнение (ведь речь идет о похмелье!) «печали минувших дней» со старым и сильным вином. Мысль поэта движется от прошлого к настоящему:

Однако эту тоску сегодняшнего дня объясняет уже будущее:

. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнующее море.

Один образ, как бы всплывающий в сознании, рождает новый. Образ «волнуемого моря» уже не имеет ничего общего с «унылостью». Он является предчувствием будущей бурной жизни, где найдется место и раздумьям, и страданиям, и творчеству, и любви.
Все стихотворение пронизывает мысль о неизбежности и неотвратимости изменений жизни человека. Поэтому «горести, заботы и треволненья» не вызывают у лирического героя ни мечтательных сожалений об ушедшей молодости, ни страха перед будущим. Пока человек жив, он не должен отступать перед трудностями бытия:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Поэтому ощущение наступающего «горя», «заката печального» освящено идеей «наслаждения», которое даруют человеку сознание, поэтическая гармония, любовь и дружба:

. Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И — может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

В отличие от других элегий (например, «Погасло дневное светило»), в стихотворении «Безумных лет угасшее веселье. » нет указаний на какую-то биографическую ситуацию. Сложный этап жизни оставлен автором «за порогом» стихотворения. Не в анализе какого-либо отдельного момента, а в осознании судьбы человека заключен смысл этого великого стихотворения.
«Элегия» написана пятистопным ямбом — размером, который, в отличие от четырехстопного ямба, обладает большей плавностью, каким-то замедленным течением. Такая форма отвечает требованиям философской, лирики.
Меня стихотворение поразило удивительной гармонией: все чувства лирического героя уравновешены, в его душе нет разлада.
«Элегия», написанная в 1830 году, появилась в печати через четыре года. Как же я удивилась, прочитав стихотворение другого великого русского поэта, датированное 1832 годом, т. е. временем, когда пушкинское произведение еще не было издано:

Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло.

Эти строки написал восемнадцатилетний М. Ю. Лермонтов. Конечно, здесь иной поворот темы, иной размер. Однако эти стихи, на мой взгляд, родственны.
Подобно А. С. Пушкину, на смерть которого Лермонтов через пять лет напишет свое великое стихотворение, молодой поэт так же не сгибается под тяжестью жизни, так же не страшится будущего, как и его великий предшественник:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

В строчках проанализированной элегии, на мой взгляд, отражена одна из главных поэтических традиций А. С. Пушкина, которую творчески развили не только Лермонтов, но и вся классическая русская поэзия.

Ссылка на основную публикацию
×
×