Анализ стихотворения Рылеева Я ль буду в роковое время: сочинение

Анализ стихотворения «Гражданин»

Венцом гражданской лирики Рылеева, замечательным памятником политической лирики декабристов стало его стихотворение «Гражданин», написанное незадолго до декабрьского восстания (в списке Мих. Бестужева названо «К молодому поколению»). Это самое распространенное нелегальное произведение Рылеева, при жизни поэта известное по многочисленным спискам. Да и публикация его в то время была невозможна. Цель стихотворения – агитация, обращение к современникам, призыв к решительным действиям:

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сон

И подражать тебе, изнеженное племя

Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

Стихотворение построено на резкой антитезе: лирический герой – «я» и «они». Лирический герой – мужественный и суровый в душе боец, равнодушный к радостям жизни, презирающий слабость, готовый к смерти ради торжества своих идей.

Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

«Они» – «изнеженное племя // Переродившихся славян»; радость для них – пустая светская жизнь, дни свои они проводят в парадах и смотрах. У них – «хладная душа» (эпитет «хладный» часто использовал и А.С. Пушкин при описании светской «черни»).

Это противопоставление было очень актуальным для многих поколений русской молодежи. В стихотворении Рылеева нет канонизированного конфликта добра со злом, «неправды с правдою святой». Конфликт – в равнодушии и убежденности, в безучастности к событиям и готовности жертвовать собой, безразличии к общественной жизни и вере в грядущую победу свободы и справедливости. Этот только намеченный в стихотворении Рылеева конфликт едва ли не стал ведущей темой русской литературы.

Построение «Гражданина» стройное и логичное. Страстность и взволнованность интонации достигается метрическими изменениями – чередованием пяти-, четырех- и шестистопного ямба. Поэт избегает архаичной лексики, нет инверсионной формы. Говоря о современниках («племя переродившихся славян»), поэт как бы возвращает читателей к великому прошлому, когда любовь к свободе и личное мужество считались национальной доблестью предков-славян (можно вспомнить «новгородские циклы» поэтов-декабристов – их любимая историческая тема), и тем как бы сравнивает минувшее и нынешнее «роковое время». Что же ждет «изнеженное племя»?

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

Опять мы встречаем слова-«сигналы» – «гражданина сан». «Сан – высокий чин или званье, знатная должность, жалованное достоинство, почет», – напишет В.И. Даль в своем «Толковом словаре».

«Прямым гражданином» Рылеев позднее назовет и другого своего героя – Войнаровского.

Это по-настоящему любовные стихи, но о иной любви – к Родине. Верно было замечено, что Рылеев явился истинным предшественником Лермонтова. Стихотворение «Гражданин» звучит по-лермонтовски. Высокий гражданский пафос и личные мотивы придают этому «посланию к молодому поколению» исключительную напряженность.

Гражданские стихи Рылеева – агитационный монолог. Лирический герой – служитель высшей нравственности – близок самому поэту-декабристу. Это поэт-гражданин, поэт-борец, современник или участник описываемых событий, переживающий «все бедствия своей отчизны» как свое личное страдание, он лишен мелких бытовых черт. Главное для него – любовь к свободе, это смысл его жизни, отсюда его готовность умереть за свои убеждения. Для Рылеева искусство и литература – агитационная трибуна; истинный же поэт – прежде всего боец. Его поэтический словарь – слова-«символы» («гражданин», «отечество», «доблесть», «свобода»). По мысли Рылеева, главная задача литературы – «пробудить в душах своих соотечественников чувствование любви к отечеству, зажечь желание свободы», – писал декабрист Ник. Бестужев. Рылеев с исключительной требовательностью относился к собственному поэтическому дарованию, так определив свою роль в русской поэзии: «Я не поэт, а гражданин».

Для Рылеева важен был образ поэта-гражданина. Таким для него в 1822 г. был Г.Р. Державин, который «всю жизнь вел борьбу с пороком» и, действуя во имя «святой правды», не уронил «высокий сан певца»:

. нет выше ничего

Святая правда – долг его,

Предмет – полезным быть для света.

Любовь к благу отечества, гражданственность, борьба с несправедливостью принесли Державину (не просто поэту, но и истинному сыну своего отечества) признание современников:

Ты памятник воздвигнул вечный:

Его не могут сокрушить

Ни гром, ни вихорь быстротечный.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Речь гражданина стихотворении «Я ль буду в роковое время»

Речь гражданина, лирически взволнованная, рассчитана на большую аудиторию. Она обращена к тем, кто холоден и равнодушен к общественному благу. Это – «юноши» одного с гражданином возраста (он говорит о своем «веке младом»), поколения и круга. Образ «юношей» создается стилистическими средствами, восходящими к интимной лирике, к жанрам элегий, посланий, романсов. Рылеев намеренно повторяет одни и те же характерные черты – «изнеженное племя», «праздность», «объятья сладострастья», «хладная душа», «хладный взор», «объятья праздной неги».

Гражданское равнодушие, праздность, эгоизм, утверждает Рылеев, препятствуют общественной активности дворянской молодежи. Но эти чувства могут быть преодолены в борьбе – в ней мужает и закаляется характер. Раскрывая перед «юношами» печальную историческую перспективу, поэт пророчит им позднее раскаяние, «справедливые потомков укоризны». Его цель – осудить пассивность недовольной, но нерешительной и не слишком отважной дворянской молодежи, увлечь историческим примерами, высоким смыслом гражданской деятельности и самим образом сурового, непреклонного и смелого сына отечества.

В стихотворении «Я ль буду в роковое время…» наиболее полно выразился тот образ декабриста, страстного и горячего, чистого и высокого душой, живым воплощением которого был сам Рылеев.

Пушкин не увидел в рылеевских думах правды истории, правды характеров, и это позволило ему рассказать, что «национального, русского нет в них ничего, кроме имен…» Он писал В.А.Жуковскому: «Думы Рылеева и целят, а все невпопад ».

Рылеев осмелился обесславить грозного Аракчеева, любимца Александра I, в своей сатире «К временщику». Декабрист Николай Бестужев позднее вспоминал:
«Все государство трепетало под железной рукой любимца правителя. Никто не смел, жаловаться: едва возникал малейший ропот – и навечно исчезал в пустынях Сибири или в смрадных склепах крепостей.

В таком положении была Россия, когда Рылеев громко и всенародно вызвал временщика на суд истины; когда назвал его деяния, определил им цену и смело предал проклятию потомства слепую или умышленную покорность вельможи для подавления отечества.

Нельзя представить изумления, ужаса, даже, можно сказать, оцепенения, каким поражены были жители столицы при сих неслыханных звуках правды и укоризны, при сей борьбе младенца с великаном».

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец, и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей…

О, как на лире я потщусь того прославить,
Отечество мое кто от тебя избавит!

По воспоминаниям одного из современников, «Аракчеев, оскорбленный в своем грозном величии неслыханною дерзостию, отнесся к министру народного просвещения князю Голицыну, требуя предать цензора, пропустившего эту сатиру, суду. Но Александр Иванович Тургенев, тайно радуясь этому поражению и желая защитить цензора, придумал от имени министра дать Аракчееву такой ответ: «Так как, ваше сиятельство, по случаю пропуска цензурою Персия сатиры, переведенной стихами, требуете, чтобы я отдал под суд цензора и цензурный комитет за оскорбительные для вас выражения, то прежде чем я назначу следствие, мне необходимо нужно знать, какие именно выражения принимаете вы на свой счет?» Тактический ход влиятельного чиновника министерства народного просвещения Александра Тургенева спас и цензора, и Рылеева. Аракчеев вынужден был промолчать.

Сближение с Пущиным стало важнейшей вехой в жизни Рылеева. Пущин по достоинству оценил и поэтическую деятельность своего сослуживца, и его смелое, полное гражданского мужества поведение в судебной палате. Трудно было Пущину сыскать более преданного единомышленника, и вполне естественно, что несколько месяцев спустя он вводит Рылеева в тайное общество. Вскоре выясняется, что в организацию вступил не рядовой член, а человек неукротимого революционного темперамента.

В ночь на 14 декабря у Рылеева снова состоялось собрание. Декабристы приняли окончательный план восстания. Михаил Бестужев вспоминал: «…Как прекрасен был в этот вечер Рылеев! Он был нехорош собой, говорил просто, но не гладко; но когда он попадал на свою любимую тему – на любовь к родине, – физиономия его оживлялась, черные, как смоль, глаза озарялись неземным светом, речь текла плавно, как огненная лава, и тогда, бывало, не устаешь любоваться им ».

Вспоминая о последних встречах с Рылеевым, Федор Глинка показал на следствии: «Рылеев был болен сильною опухолью в горле и ни о чем не говорил со мною, как только о разных предначертаниях его поэм, также о трагедии «Богдан Хмельницкий», которую начал писать, и намеревался объехать разные места Малороссии, где действовал, сей гетман, чтоб дать историческую правдоподобность своему сочинению». Год за годом историки литературы собирали по крупицам «осколки» незавершенных произведений Рылеева, и теперь ясно видно, что он погиб на мощном творческом взлете.
В наши дни исполнилась мечта Огарева, который писал о Рылееве:

Мы стих твой вырвем из забвенья
И в первый русский вольный день,
В виду младого поколенья,
Восстановим для поклоненья
Твою страдальческую тень.

Анализ стихотворения “Я ль буду в роковое время…”

Я ль буду в роковое время
Позорить Гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги.
В стихотворении “Я ль буду в роковое время…” поэт обнажил иную общественную коллизию. Здесь идет речь о том, что “юноши”, отгородившиеся от активного участия в борьбе, лишают себя возможности понять “предназначение века”, остаются вне истории и обречены на позор и презрение потомков. Конфликт между молодым поколением и “веком” осмыслен Рылеевым как спор гражданина с “изнеженным племенем”, в ходе которого гражданин обличает, агитирует, убеждает. Образ гражданина глубоко лиричен и оправданно приподнят. Гражданин постиг “предназначенье века”. Содержание современной исторической жизни – “рокового времени” – он понимает как борьбу с самовластьем “за угнетенную свободу человека”. Он предвидит грядущий “бурный мятеж” и готов пожертвовать собой. Он “разгадал” свою судьбу и всего себя посвятил отчизне. Образ гражданина в стихотворении намеренно возвышен. Речь его пламенна, красноречива, насыщена ораторскими оборотами. Слово “гражданин”, как и сочетания “иго самовластья”, “свобода человека”, “бедствия…отчизны”, “свободные права”, заключало целый комплекс общественных понятий и чувств.
“Славянин” для декабристов – свободолюбивый, гордый человек, суровый душой, непреклонный тираноборец и патриот. Вводя имена Брута и Риеги, Рылеев напоминал о славном герое античной древности, стойком, убежденном республиканце и о знаменитом вожде испанской революции. Несмотря на одиночество гражданина, его голос громок и убеждающее правдив: за ним стоит история и он говорит от ее лица. Прошлое, настоящее и будущее как бы сделали его своим полпредом. Поэтому гражданин взывает и к традиционным национальным доблестям, и к грядущим поколениям.
Речь гражданина, лирически взволнованная, рассчитана на большую аудиторию. Она обращена к тем, кто холоден и равнодушен к общественному благу. Это – “юноши” одного с гражданином возраста (он говорит о своем “веке младом”), поколения и круга. Образ “юношей” создается стилистическими средствами, восходящими к интимной лирике, к жанрам элегий, посланий, романсов. Рылеев намеренно повторяет одни и те же характерные черты – “изнеженное племя”, “праздность”, “объятья сладострастья”, “хладная душа”, “хладный взор”, “объятья праздной неги”.
Гражданское равнодушие, праздность, эгоизм, утверждает Рылеев, препятствуют общественной активности дворянской молодежи. Но эти чувства могут быть преодолены в борьбе – в ней мужает и закаляется характер. Раскрывая перед “юношами” печальную историческую перспективу, поэт пророчит им позднее раскаяние, “справедливые потомков укоризны”. Его цель – осудить пассивность недовольной, но нерешительной и не слишком отважной дворянской молодежи, увлечь историческим примерами, высоким смыслом гражданской деятельности и самим образом сурового, непреклонного и смелого сына отечества.
В стихотворении “Я ль буду в роковое время…” наиболее полно выразился тот образ декабриста, страстного и горячего, чистого и высокого душой, живым воплощением которого был сам Рылеев.

Сочинение по литературе на тему: Анализ стихотворения “Я ль буду в роковое время…”

Другие сочинения:

Краткое содержание Я ль буду в роковое время… Рылеев Я ль буду в роковое время… Гражданин, который яростно сражается за будущее и не боится неудобств и трудностей, взывает к изнеженным и пассивным сынам своего Отечества. Он считает слабохарактерных людей недостойными великого прошлого славянских народов, но осуждать их не осмеливается. Read More .

Анализ стихотворения Некрасова “Поэт и гражданин” В стихотворении Н. А. Некрасова “Поэт и гражданин” сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки (“входит”, “берет книгу”, “чита­ет”, “с восторгом”). Стихотворение написано в целях полеми­ки поборника гражданственной Read More .

Анализ стихотворения “Поэт и гражданин” “Поэт и гражданин”, открывавшем сборник его стихотворений, Некрасов нарисовал свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта. Некрасов требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и народа. Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не Read More .

Анализ стихотворения Рылеева “Гражданин” Стихотворение “Гражданин” (1825) – вершина гражданской лирики Рылеева. Здесь явно слышится голос поэта-трибуна, пламенного оратора, который считает себя вправе грозно упрекать, требовать ответа от колеблющихся сограждан. Стихотворение строится на прямом противопоставлении поэта, борца за свободу, истинного гражданина, и толпы, состоящей Read More .

Что я буду вспоминать о школе 2 Что же я буду вспоминать о школе? Некоторые вспоминают одноклассников, другие школьную столовую. А что же буду вспоминать я? Может быть, классного руководителя? Или вид из окна? Нет, скорее всего, я буду вспоминать своего первого учителя – Елену Владимировну Рожкову. Read More .

Кондратий Федорович Рылеев Рылеев сыграл очень важную роль и в истории русского освободительного движения, и в истори русской литературы. Участник Отечественной войны 1812 г., он, как и многие другие будущие декабристы, вынес из нее чувство любви и восхищения народом и ненависти к его Read More .

Что я буду вспоминать о гимназии 1 Время в нашей жизни может тянуться медленно или лететь с большой скоростью. Но оно все равно проходит. Мне кажется, что каждый ученик школы или учебного заведения хочет побыстрее его закончить. Но и это все проходит, а воспоминания остаются на долгие Read More .

“Стихотворения Маяковского все время на острие комического и трагического…” Казалось бы, комическое и трагическое, сочетаясь в любом произведении, указывают на его противоречивость, на некоторую неясность мысли писателя или поэта. Но это лишь поверхностное впечатление, какое, например, складывалось у многих критиков “Ревизора” Н. В. Гоголя, оказавшихся неспособными оценить произведение выше, Read More .

Анализ стихотворения Рылеева «Я ль буду в роковое время»

В стихотворении «Я ль буду в роковое время…» поэт обнажил иную общественную коллизию. Здесь идет речь о том, что «юноши», отгородившиеся от активного участия в борьбе, лишают себя возможности понять «предназначение века», остаются вне истории и обречены на позор и презрение потомков. Конфликт между молодым поколением и «веком» осмыслен Рылеевым как спор гражданина с «изнеженным племенем», в ходе которого гражданин обличает, агитирует, убеждает. Образ гражданина глубоко лиричен и оправданно приподнят. Гражданин постиг

Содержание современной исторической жизни – «рокового времени» — он понимает как борьбу с самовластьем «за угнетенную свободу человека». Он предвидит грядущий «бурный мятеж» и готов пожертвовать собой. Он «разгадал» свою судьбу и всего себя посвятил отчизне. Образ гражданина в стихотворении намеренно возвышен. Речь его пламенна, красноречива, насыщена ораторскими оборотами. Слово «гражданин», как и сочетания «иго самовластья», «свобода человека», «бедствия…отчизны», «свободные права», заключало целый комплекс общественных понятий

Упоминая о «славянах», Рылеев обращался к историческому прошлому. «Славянин» для декабристов – свободолюбивый, гордый человек, суровый душой, непреклонный тираноборец и патриот. Вводя имена Брута и Риеги, Рылеев напоминал о славном герое античной древности, стойком, убежденном республиканце и о знаменитом вожде испанской революции. Несмотря на одиночество гражданина, его голос громок и убеждающее правдив: за ним стоит история и он говорит от ее лица. Прошлое, настоящее и будущее как бы сделали его своим полпредом. Поэтому гражданин взывает и к традиционным национальным доблестям, и к грядущим поколениям. Речь гражданина, лирически взволнованная, рассчитана на большую аудиторию. Она обращена к тем, кто холоден и равнодушен к общественному благу. Это – «юноши» одного с гражданином возраста (он говорит о своем «веке младом»), поколения и круга.

Образ «юношей» создается стилистическими средствами, восходящими к интимной лирике, к жанрам элегий, посланий, романсов. Рылеев намеренно повторяет одни и те же характерные черты – «изнеженное племя», «праздность», «объятья сладострастья», «хладная душа», «хладный взор», «объятья праздной неги». Гражданское равнодушие, праздность, эгоизм, утверждает Рылеев, препятствуют общественной активности дворянской молодежи. Но эти чувства могут быть преодолены в борьбе – в ней мужает и закаляется характер. Раскрывая перед «юношами» печальную историческую перспективу, поэт пророчит им позднее раскаяние, «справедливые потомков укоризны». Его цель – осудить пассивность недовольной, но нерешительной и не слишком отважной дворянской молодежи, увлечь историческим примерами, высоким смыслом гражданской деятельности и самим образом сурового, непреклонного и смелого сына отечества. В стихотворении «Я ль буду в роковое время…» наиболее полно выразился тот образ декабриста, страстного и горячего, чистого и высокого душой, живым воплощением которого был сам Рылеев.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Рылеева «Гражданин» Судьба Кондратия Рылеева сложилась весьма трагически: он было одним из пятерых организаторов восстания декабристов, которого по приказу царя Николая I.

Анализ стихотворения Рылеева «К временщику» Имя Рылеева стало широко известно читателям-современникам с момента появления в печати его Оды-сатиры «К временщику» (1820). Напечатанная в популярном журнале.

Анализ стихотворения Рылеева «Смерть Ермака» Дума К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака» основана на реальных исторических событиях. Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к.

Анализ стихотворения Рубцова «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…» В стихотворении дан узнаваемый тютчевский образ — человек перед лицом мироздания, один на.

Анализ стихотворения Рылеева «Иван Сусанин» «Иван Сусанин» — это дума, в которой описывается невероятный героизм и самопожертвование обычного русского крестьянина, который ценной своей жизни сохранил.

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан 1856 году вышел из печати сборник Н. А. Некрасова, где было опубликовано его программное стихотворение «Поэт и гражданин». Стихотворение появилось.

Краткое содержание «Время жить и время умирать» Ремарка Апрель. В русской деревне стоят немецкие солдаты. Тает снег, трупы убитых зимой выглядывают из грязи, смешанной с водой. Роте доставляют.

Анализ стихотворения Рылеева Я ль буду в роковое время: сочинение

В стихотворении “Я ль буду в роковое время…” поэт обнажил иную общественную коллизию. Здесь идет речь о том, что “юноши”, отгородившиеся от активного участия в борьбе, лишают себя возможности понять “предназначение века”, остаются вне истории и обречены на позор и презрение потомков.

Конфликт между молодым поколением и “веком” осмыслен Рылеевым как спор гражданина с “изнеженным племенем”, в ходе которого гражданин обличает, агитирует, убеждает. Образ гражданина глубоко лиричен и оправданно приподнят. Гражданин постиг “предназначенье века”.

Содержание современной исторической жизни – “рокового времени” – он понимает как борьбу с самовластьем “за угнетенную свободу человека”. Он предвидит грядущий “бурный мятеж” и готов пожертвовать собой. Он “разгадал” свою судьбу и всего себя посвятил отчизне. Образ гражданина в стихотворении намеренно возвышен. Речь его пламенна, красноречива, насыщена ораторскими оборотами. Слово “гражданин”, как и сочетания “иго самовластья”, “свобода человека”, “бедствия…отчизны”, “свободные права”, заключало целый комплекс общественных понятий и чувств.

Упоминая о “славянах”, Рылеев обращался к историческому прошлому. “Славянин” для декабристов – свободолюбивый, гордый человек, суровый душой, непреклонный тираноборец и патриот. Вводя имена Брута и Риеги, Рылеев напоминал о славном герое античной древности, стойком, убежденном республиканце и о знаменитом вожде испанской революции. Несмотря на одиночество гражданина, его голос громок и убеждающее правдив: за ним стоит история и он говорит от ее лица. Прошлое, настоящее и будущее как бы сделали его своим полпредом. Поэтому гражданин взывает и к традиционным национальным доблестям, и к грядущим поколениям. Речь гражданина, лирически взволнованная, рассчитана на большую аудиторию. Она обращена к тем, кто холоден и равнодушен к общественному благу. Это – “юноши” одного с гражданином возраста (он говорит о своем “веке младом”), поколения и круга.

Образ “юношей” создается стилистическими средствами, восходящими к интимной лирике, к жанрам элегий, посланий, романсов. Рылеев намеренно повторяет одни и те же характерные черты – “изнеженное племя”, “праздность”, “объятья сладострастья”, “хладная душа”, “хладный взор”, “объятья праздной неги”. Гражданское равнодушие, праздность, эгоизм, утверждает Рылеев, препятствуют общественной активности дворянской молодежи. Но эти чувства могут быть преодолены в борьбе – в ней мужает и закаляется характер. Раскрывая перед “юношами” печальную историческую перспективу, поэт пророчит им позднее раскаяние, “справедливые потомков укоризны”. Его цель – осудить пассивность недовольной, но нерешительной и не слишком отважной дворянской молодежи, увлечь историческим примерами, высоким смыслом гражданской деятельности и самим образом сурового, непреклонного и смелого сына отечества. В стихотворении “Я ль буду в роковое время…” наиболее полно выразился тот образ декабриста, страстного и горячего, чистого и высокого душой, живым воплощением которого был сам Рылеев.

Помоги другу. Поделись ссылкой

Анализ стихотворения Бодлера “Неудача”

Попав в Аид, коринфский царь Сизиф упросил Плутона отпустить его назад к людям, чтобы навестить жену, не воздавшую умершему посмертные почести. Но Сизиф не сдержал слова и не возвратился в царство мертвых, за что, после того как он прожил вторую жизнь и снова попал в Аид, Плутон наказал обманщика вечным тяжким и безрадостным трудом: едва Сизиф вкатывал на вершину скалы огромный камень, как глыба скатывалась к подножию – и все повторялось сначала.
Тема скалы и отколовшегося от нее камня, звучащая в сонете, имеет параллели в библейской мифологии.

Анализ стихотворения Рубцова «Тихая моя родина»

В этом стихотворении лирический герой возвращается на свою родину, в край, где он не был много лет. Все ему здесь близко и знакомо: купол церковной обители, «речка туман­ная», деревянная школа, крестьянские избы. Он обращается к родине, извлекая прошлое из глубин памяти, раскрывая свою сыновнюю любовь. Родина героя Рубцова – «тихая», неторопливая, кроткая, смиренная.

Анализ песни Высоцкого «Райские яблоки»

В сборнике стихов Владимира Семеновича Высоцкого “Лирика” нахожу балладу “Райские яблоки”. Она датирована 1978 годом. Известно, что поэт пережил две клинические смерти: одну в 1969 году и потом за год до смерти в 1979. Человек, который пережил подобное, я думаю, смотрит на окружающий мир уже по-другому.

Баллада “Райские яблоки” – одно из наиболее сложных философских произведений нашего великого поэта-современника.

Анализ стихотворения Блока «Грешить бесстыдно непробудно»

1907-1908 гг. – переломное время в жизни и творчестве Блока. В этот период стартовал новый этап его пути. Поэт стал уделять все меньше внимания поискам идеалов в ирреальных мирах. Взгляд его переключился на действительность. Он пришел к пониманию, что фундаментальные ценности неразрывно связаны с приобщением к родной стране, что Россия – высший духовный идеал. Именно в конце 1900-х годов Александр Александрович приступил к работе над важнейшим своим поэтическим циклом – «Родина», который множество раз трансформировался до того, как на свет появился окончательный вариант.

Анализ стихотворения Тютчева “Небо бледно-голубое”

После возвращения из Европы Федор Тютчев не оставил государственной службы и до самой смерти совмещал ее с литературной деятельностью. Он был приближен к царскому двору и мог бы рассказать своим современникам массу поучительных историй, раскрыв интриги, очевидцами которым являлся. Однако Тютчев отличался врожденным тактом, поэтому многие дворцовые тайны унес с собой в могилу.

Анализ стихотворения Рембо «Гласные»

Этот сонет, опубликованный в 1883 году, но написанный раньше и являющийся «игрой ума» поэта, вызвал значительное количество комментариев и исследований – в том числе и лженаучных. «… сам повзрослевший Рембо признавался в своем очерке с примечательным названием «Алхимия слова»: «История одного из моих безумств… Я придумал цвет гласных… Я установил движенье и форму каждой согласной и льстил себя надеждой, что с помощью инстинктивных ритмов я изобрел такую поэзию, которая когда-нибудь станет доступной для всех пяти чувств.

Поэзия К.Ф.Рылеева

Одним из виднейших деятелей декабристского движения и круп­нейшим поэтом-декабристом был К- Ф. Рылеев. За короткий срок своей литературной деятельности (1820—1825) он создал ряд худо­жественных произведений, занимающих одно из первых мест в исто­рии русской гражданской поэзии. Стихи Рылеева наряду с политиче­скими стихотворениями А. С. Пушкина и комедией «Горе от ума» А. С. Грибоедова явились лучшим выражением общественных идеа­лов поколения дворянских революционеров и стали для декабристов средством пропаганды их политических взглядов. Участник восстания 14 декабря 1825 г., Рылеев жизнью заплатил за попытку осуществить на практике те идеи, которым он служил своим поэтическим творче­ством.

Первые поэтические опыты К. Ф. Рылеева, увидевшие свет, ничем не выделялись среди популярных в то время жанров «легкой поэзии». Рождением нового поэта со своей темой и с собственной интонацией, было стихотворение «К временщику» (1820), появившееся в первый же год вступления будущего поэта-декабриста в литературу. Сатира Рылеева оказалась политически весьма актуальной. Реакция, сме­нившая общественный подъем эпохи Отечественной войны 1812 г., торжествовала повсюду: и в России, и в Западной Европе. Ближай­шим сотрудником Александра I стал его любимец, военный министр, организатор военных поселений, ярый реакционер А. А. Аракчеев. Активным протестом против аракчеевского режима в армии явились волнения Семеновского полка осенью 1820 г. Атмосфера накалялась. В такой обстановке появилась острая и смелая сатира на «временщи­ка», в котором без труда можно было узнать всесильного Аракчеева. Подзаголовок «Подражание Персиевой сатире „К Рубеллию”» объ­ясняется цензурными соображениями (у римского сатирика I в. Пер­сия Флакка нет сатиры «К Рубеллию»).

У Рылеева дана конкретная политическая характеристика Аракче­ева (ср., в частности, прямое указание на военные поселения: «Селе­ния лишил их прежней красоты»), а в качестве угрозы выдвигается тираноубийство, о котором говорится весьма откровенно и весьма эмоционально:

О, как на лире я потщусь того прославить. Отечество мое кто от тебя избавит!

Впечатления современников и догадки о причинах благополучного для Рылеева исхода столь дерзкого выступления излагает Н. А. Бесту-

жев: «Нельзя представить изумления, ужаса, даже можно сказать оцепенения, каким поражены были жители столицы при сих неслы­ханных звуках правды и укоризны, при сей борьбе младенца с велика­ном. Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта, и тех, которые внимали ему; но изображение было слишком верно, очень близко, чтобы обиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признаться явно, туча пронеслась мимо» ‘. Бестужев верно определяет и значение сатиры: «Это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью».

Чувство гражданского негодования, продиктовавшее Рылееву его сатиру, делает понятным стремление к общественной борьбе, отра­зившееся в его послании «К Косовскому» (написано в 1821 г., в свое время не было напечатано) в ответ на стихи, в которых адресат 2 советовал поэту «навсегда» остаться на Украине:

Чтоб я младые годы

Ленивым сном убил!

Чтоб я не поспешил с

Под знамена свободы!

Нет, нет! тому вовек

Со мною не случиться.

Отказываясь почти полностью от разнообразных жанров «легкой поэзии», Рылеев сохраняет один из них — дружеское послание. Но и этот жанр под его пером приобретает иной характер по сравнению с тем, что было типично для поэтов школы В. А. Жуковского и К- Н. Батюшкова. В дружеское послание Рылеев, подобно А. С. Пуш­кину, вводит политическую тематику, а затем послание и в целом становится политическим. В этом отношении показательно стихотво­рение «Пустыня» (1821). Близкое по мотивам и манере к посланию «Мои пенаты» Батюшкова, стихотворение Рылеева имеет неожи­данную концовку. Воспев по традиции прелесть деревенской тишины и уединения, поэт обращается мыслью к предстоящему возвращению в столицу, и тогда идиллический тон сменяется сатирическим. Рылеев обрушивается на высшую бюрократию, на несправедливый суд, на поэтов, равнодушных к общественным нуждам. Неудивительно, что политическая концовка стихотворения в свое время не была опублико­вана.

Рост гражданской патетики вызывает появление оды в лирике Рылеева, но этот жанр в творчестве поэта-декабриста коренным образом отличается от реакционной одописи эпигонов классицизма и продолжает традиции революционной оды Радищева, поэтов-про­светителей, молодого Пушкина. Таковы оды «Видение» (1823) и «Гражданское мужество» (1823). Правда, в первой из них Рылеев пытается дать «урок царям» в лице великого князя, будущего импе-

1 Воспоминания Бестужевых, с. 12.

2 Послание обращено к сослуживцу Рылеева по армии А. И. Косовскому, а не к П. Г. Каховскому, как долгое время предполагали некоторые исследователи (с Кахов­ским поэт-декабрист познакомился позднее).

ратора Александра II. Здесь, с одной стороны, сказались еще не окончательно отброшенные Рылеевым политические иллюзии, застав­лявшие иногда и его предшественников взывать к чувству справедли­вости и гуманности просвещенного монарха. С другой стороны, это было использование легальных возможностей для пропаганды своего политического идеала, к осуществлению которого призывалась пре­жде всего законная власть. Историческая мотивировка необходимо­сти преобразований звучала скрытой угрозой правительству, если оно останется глухим к велениям истории, не поймет «потребность русских стран»:

Уже воспрянул дух свободы Против насильственных властей; Смотри — в волнении народы, Смотри — в движеньи сонм царей.

Не напрасно цензура испугалась этих строк и потребовала вло­жить в них благонамеренный смысл:

Дух необузданной свободы Уже восстал против властей.

Венцом гражданской лирики Рылеева явилось стихотворение «Я ль буду в роковое время. » (опубл. 1824 под заголовком «Гражда­нин»), написанное в дни подготовки восстания. Еще в начале 1825 г. среди черновых набросков поэмы «Наливайко» Рылеев по­местил четверостишие:

Нет примиренья, нет условий Между тираном и рабом; Тут надо не чернил, а крови, Нам должно действовать мечом.

Эти чеканные строки были свидетельством окончательного разрыва Рылеева с какими бы то ни/было надеждами на мирное разрешение общественных противоречий. Теперь, в стихотворении «Я ль буду в роковое время. », Рылеев заявляет о своей готовности к революци­онному действию и призывает к этому друзей, среди которых он, видимо, успел распространить свою стихотворную прокламацию. Об этом свидетельствуют слова декабриста А. М. Булатова, который, перефразируя последнюю строку стихотворения Рылеева, сказал брату, выходя из дому утром 14 декабря 1825 г.: «И у нас явятся Бруты и Риеги, а может быть и превзойдут тех революционистов». Особое место в лирике Рылеева занимают агитационные песни, напи­санные им в сотрудничестве с А. А. Бестужевым.

Уезжая весной 1821 г. в деревню, К. Ф. Рылеев захватил с собой только что вышедший девятый том «Истории государства Российско­го» Н. М. Карамзина. Под свежим впечатлением от прочитанного Рылеев пишет Ф. В. Булгарину 20 июня 1821 г.: «Ну, Грозный! Ну, Карамзин! — не знаю, чему больше удивляться, тиранству ли Иоанна или дарованию нашего Тацита». «Плодом чтения» Карамзина, по словам Рылеева, явилась его первая историческая дума «Курбский»

(1821). Так в поэзию Рылеева входит историческая тематика, за­нявшая в дальнейшем в его творчестве основное место.

На протяжении 1821 —1823 гг. Рылеев напечатал свыше двадцати дум. В 1825 г. «Думы» вышли отдельным сборником. Около десяти дум (считая и неоконченные) было найдено в бумагах Рылеева. При своем появлении думы вызвали противоречивую оценку. Известен суровый отзыв о них А. С. Пушкина, который не нашел в них ничего национального, русского, кроме имен, и признал их однообразными по композиции (см. письма П. А. Вяземскому и Рылееву в мае 1825 г.). Пушкин судил о думах Рылеева с точки зрения того более глубокого, чем это было у декабристов, понимания историзма и народности литературы, к которому он подходил как раз в эти годы. Но при всей своей романтической условности думы увлекли читателей героически­ми образами многочисленных деятелей русской истории и патриотиче­скими чувствами автора. С этой точки зрения рылеевским думам нельзя отказать в народности, что подтверждается, в частности, широкой популярностью «Смерти Ермака» (1821), называемой на­родной песней.

Определяя жанровую природу дум, Рылеев возводит их к украин­ской народной поэзии: «Дума, старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретение». Стремление поэта-де­кабриста связать идейно-художественный замысел своих историче­ских баллад с народной традицией отвечало одному из положений декабристской эстетики — признанию фольклора источником литера­туры.

Думы Рылеева связаны и с традициями художественной литерату­ры, а именно с жанром исторической баллады, получившим в те годы распространение в русской литературе. Крупнейшим явлением в этой области была пушкинская «Песнь о вещем Олеге» (1822). Но Рылеев своеобразно трактовал этот жанр, что было отмечено А. А. Бестуже­вым в его критическом обзоре «Взгляд на старую и новую словесность в России»: «Рылеев, сочинитель дум или гимнов исторических, пробил новую тропу в русском стихотворстве». Это своеобразие заключалось в ощутительном присутствии в произведении, а иногда и в преоблада­нии, лирико-публицистического элемента.

Рисуя героев русской истории на протяжении ряда столетий, Рылеев поэтизирует образ борца за свободу и независимость родины (Мстислав Удалой, Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Богдан Хмель­ницкий) или образ гражданина, мужественно отстаивающего свои общественные идеалы (Матвеев, Долгорукий, Волынский). В уста своих героев Рылеев вкладывает монологи, в которых находят выра­жение гражданские идеи и настроения декабристов. Так, Волынский признает верным сыном отчизны только того,

. кто с сильными в борьбе За край родной иль за свободу, Забывши вовсе о себе. Готов всем жертвовать народу.

Это далеко от истории, которая не дает оснований для такой идеали­зации кабинет-министра А. П. Волынского, но это близко к той современности, активно воздействовать на которую стремились де­кабристы. Столь же по-декабристски звучало и обращение Дмитрия Донского к соратникам перед битвой на Куликовом поле.

В думах Рылеева нашел выражение художественный метод рево­люционного романтизма. Рисуя героев прошлого, поэт-декабрист стремился не столько воссоздать историческую действительность, сколько воплотить свой идеал гражданина. Это отвечало обществен­но-воспитательным задачам, которым должны были служить думы. Соответствует этим задачам и композиционный строй дум, в котором Пушкин разграничил три основных элемента: описание места дей­ствия, речь героя и «нравоучение». Как правило, думы не имеют сюжета и представляют собой своего рода серию исторических порт­ретов или картин. Значительная роль лирического монолога, про­износимого героем, сближает думы по их общему характеру с граж­данской лирикой Рылеева.

Рылеевские думы не отличаются и стилистическим единством. В соответствии с тематико-композиционными особенностями дум в них преобладает лирическое начало, что находит особенно яркое выражение в обилии стилистических фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический (ораторский) стиль. Но в некоторых думах (например, «Иван Суса­нин») заметно стремление автора найти повествовательные формы изложения, отвечающие принципу простого рассказа о событиях. С этим связано и введение в гражданско-патетический стиль дум бытовой лексики, отражающей реальные подробности изображаемого действия, например:

Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями.

Тенденции национально-исторического эпоса, для которых узкие рамки дум не давали простора, нашли развитие в поэмах Рылеева.

Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Первоначально в его поэзии соседствую два жанра – ода и элегия. Особенность его творчества заключается в том, что Рылеев сочетает традиции гражданской поэзии прошлого столетия и достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова. Герой элегий обогащается чертами общественного человека, гражданские же страсти получают достоинства живых эмоций. Так рушатся жанровые перегородки.

В 1821 года в творчестве Рылеева начинает складываться новый для русской литературы жанр – думы, лиро-эпического произведения, сходного с балладой, основанного на реальных исторических событиях, преданиях, лишённых фантастики. Дума – изобретение славянской поэзии, в качестве литературного жанра уже давно существовавшая в Украине и Польше, заимствованной ей у нас. Фольклорное начало, признаки медитативной и исторической (эпической) элегии, оды – это характерные признаки Дум Рылеева.

Первую думу – « Курбский» (21г) поэт опубликовал с подзаголовком элегия, и лишь потом появляется подзаголовок « дума». Сходство с элегией замечали многие современники Рылеева. Исторические события осмыслены в думах Рылеева в лирическом ключе, поэт сосредоточен на внутреннем состоянии истор. Личности, в какой либо кульминационный момент жизни.

Композиционно дума разделяется на две части – жизнеописание и нравственный урок. В думе соединены два начала – эпическое и лирическое, агитационное, а жизнеописание играет подчинённую роль.

Почти все думы строятся по единому плану – сначала пейзаж, местный или исторический, появление героя, речь, из которой становиться известной предыстория героя и его нынешнее духовное состояние, далее следует урок – обобщение. Так как композиция почти всех дум одинакова, Пушкин назвал Рылеева «планщиком».

В задачу Рылеева входило дать панораму исторической жизни и создать монументальные образы героев. Цель его – возбудить высокими героическими примерами патриотизм и вольнолюбие современников. Субъективно Рылеев не собирался покушаться на точность исторических фактов и «подправлять» дух истории, но это было неизбежно. Даже привлёчённый им историк Строев, писавший комментарии к каждой думе, не смог исправить вольного романтически-декабристского антиисторизма.

Этот Рылеевский антиисторизм вызвал решительное осуждение Пушкина, стремившегося к исторической достоверности. Историческое лицо любого века приравнивается к декабристу по своим мыслям и чувствам (Дмитрий Донской).

Как романтик, Рылеев ставил в центр нац. Истории личность патриота и правдолюбца. История – это борьба свободолюбцев и тиранов, силы, которые участвуют в конфликте – двигатель истории, никогда не исчезают и не меняются.

Психологическое состояние героев, особенно в портрете, всегда аналогично. Герой изображён не иначе, как с думой на челе, у него одни и те же позы и жесты. Чаще всего они сидят. Обстановка – темница или подземелье.

Среди Дум выделяются Дмитрий Донской, Курбский, Борис Годунов, Смерть Ермака, Петр Великий в Острогожске, Иван Сусанин.

Годунов – о страданиях царя, достигшего престола путём преступлений. Рок принимает его покаяние, обет творить только на благо государства и даёт ему сон.

Сусанин – о подвиге русского крестьянина. В его деревню пришли сарматы, отужинали, легли на покой. Сусанин отправляет сына к царю, предупредить, а сам по утру идёт проводником врагов. Заводит в лес и там раскрывает тайну, пав жертвой во имя спасения царя.

Гибель Ермака – буря в ночь над Иртышом, воины спят, набираясь сил перед боем, Ермак же в раздумьях об искуплении ошибок жизни молодой завоеваниями для царя Сибири. Но хан Кучум не ждёт утра, боясь открытого столкновения. Он нападает исподтишка, ночью и Ермак вынужден плыть к челнам. Тяжёлый панцирь, дар царя, увлекает его под воды. Герой не успевает добраться до челнов, а буря всё играет.

В соотв. с тематико-композиционными особенностями дум,в них преоблад. лир. начало,что находит особенно яркое выражение в обилии стилист. Фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический стиль.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
×
×