Гражданская лирика Рылеева: сочинение

Лирика К.Ф.Рылеева. Проблематика, жанровое и стилевое своеобразие.

«Рылеев создал новую поэзию, отвечающую поступательному движению декабризма». Его поэзия медитативно-одическая.

Творческое наследие Рылеева легко распадается на три группы I произведений:

а) разные лирические стихотворения, малые формы;

б) лиро-эпические «Думы» и

в) крупные формы – поэма «Войнаровский» (замыслы поэм о Наливайке, трагедии о Хмельницком и пр.).

К первой группе мы относим стихотворения: «К временщику», «К Косовскому», «А.П. Ермолову», «Гражданское мужество», «Гражданин», «На смерть Байрона», «Стансы» (А. Бестужеву), «Вере Николаевне Столыпиной», «Бестужеву» (т.е. все тому же Александру Бестужеву).В сатире «К временщику» клеймится окружающая действительность, «аракчеевский» режим. В оде «Гражданское мужество» в обобщенной форме прославляется одно из коренных качеств подлинной доблести, служения отчизне, идеал, которому надо следовать; тут программа действия для целого поколения. Здесь и отечественные образцы гражданского мужества: Долгорукий, Панин, – дерзавшие говорить истину при Петре I, и Екатерине II, и ныне здравствующий Мордвинов, член Государственного совета, отличавшийся справедливостью и непреклонностью своих позиций. Из всемирных образцов вспоминаются оба Катана, Цицерон. Образцом служит и герой 1812 года А.П. Ермолов, которому адресуется особое послание. Это послание – от целого поколения, от всех декабристов: они знали об оппозиционных настроениях Ермолова и что его не жалуют при дворе; декабристы даже рассчитывали на помощь Ермолова в случае восстания. Из ближайших примеров доблести всеевропейской значимости избирался Байрон, кончине которого в Греции посреди восставшего народа Рылеев посвящает специальное стихотворение.самое знаменитое стихотворение Рылеева «Гражданин», написанное в год восстания. Здесь и сатира на общество, «ветреное племя» «переродившихся славян», здесь и призыв к «гражданскому мужеству» (само название стихотворения), здесь и образцы доблести (Брут, Риэго). Но здесь еще и автобиографическая тема, разработанная в упомянутых посланиях, тема поэта-гражданина, отрешившегося от наслаждений и удовольствий жизни и целиком посвятившего себя служению высокому долгу. Стихотворение «Гражданин» и начинается с прямой постановки самому себе особой задачи в жизни: «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан», поэт не хочет «в постыдной праздности влачить свой век», прожигать жизнь «в объятьях сладострастья», он другой – он постигнул «предназначенье века», он хочет бороться «за угнетенную свободу человека».

2. «Песня про… купца Калашникова». Проблематика, система персонажей, стилевое своеобразие.

В поэме Лермонтова не отражены эти факты, как и сведения о похищениях красивых жён знатных людей, которые поощрял Грозный. Исторический Грозный конфисковывал имущество казнённых, а не заботился о благосостоянии их семей, как это происходит в «Песне…». XVI век в изображении Лермонтова — высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются “за кадром”. Вместе с тем досто-верна вседозволенность Кирибеевича, ужас, охвативший Алёну Дмитриевну при его словах о происхождении из “слав-ной семьи из Малютиной”, нарушение царём своей клятвы помиловать победителя. Да и основной конфликт поэмы — конфликт между удалым, благородным, независимым Калашниковым и кромешником, “лукавым рабом” царя Кирибе-евичем, — безусловно, прочитывается в контексте “лютого времени”. Проблематика поэмы не сводится к противопо-ставлению века незаурядных людей и унылой современности. В центре «Песни» — вопрос о чести и бесчестии, ключевой вопрос лермонтовских произведений.

«Песня про купца Калашникова» (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны «Бородино» и «Смерть поэта»). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. Близость эта проявляется не просто в определенных формальных особенностях (в языке, стихе), но прежде всего в вос-произведении народного сознания. Замысел поэмы был связан с идеей, отразившейся в «Бородино»: восхищение герои-ческими подвигами и личностями прошлых эпох и горечь при мысли о ничтожестве нынешнего поколения.

В «Песне…» выражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современно-сти, о правах человеческой личности. В частности, существует предположение, что в поэме нашли отражение раздумья автора о судьбе и причинах гибели Пушкина. Смысл поэмы Белинский видел в том, что в нец «…поэт от настоящего ми-ра не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее…

Два крупных, сильных характера, созданные Лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены друг другу. Их основные свойства были уже намечены в лирике Лермонтова и его ранних поэмах. Царский опричник Кирибеевич — продолжение романтического героя-индивидуалиста, не признающего для себя никаких нравственных запретов и гото-вого принести в жертву своим страстям честь и достоинство других людей. Купец Калашников выражает народное начало, он продолжает линию лермонтовских героев-мстителей. Калашников дорог поэту не только как борец против неправды и произвола. Не менее дорога его нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте. С ним связано представление о твердых нравственных устоях, народной традиции. Он одерживает моральную победу над сво-им противником.

Еще недавно Кирибеевич, обнаруживающий способность к сильной любви и во имя страстного чувства нарушаю-щий общепринятые нормы, мог оказаться в центре поэмы как высокий романтический герой. Теперь концепция Лер-монтова заметно меняется. Байронический герой-индивидуалист развенчивается. В образе Кирибеевича есть свое поэ-тическое обаяние, он даже не лишен угрызений совести, но у Лермонтова он прямо противопоставлен Калашникову как носителю народного сознания и, несомненно, уступает ему в нравственном отношении. В конце поэмы говорится о по-клонении народа могиле Калашникова, но не Кирибеевича, хотя погиб и он.

Важное место в системе образов поэмы занимает Иван Грозный. Он дан в духе народных представлений, зафикси-рованных во многих фольклорных произведениях, в которых отмечалось соединение в характере царя черт справедли-вости и вместе с тем деспотизма. Так проявляется важнейший идейно-эстетический принцип Лермонтова: он смотрит на своих героев глазами народа, подвергает их контролю и суду с позиций народных представлений о долге, чести и нравственности. Естественно, что в такой поэме Лермонтов широко использовал систему изобразительных средств, при-сущих народно-поэтическому творчеству.

Но в «Песне про купца Калашникова» нет прямого, буквального заимствования из каких-то определенных фольклор-ных текстов. Лермонтов творчески использует народную поэзию, свободно переплавляя ее в соответствии со своим за-мыслом. Мир устного народного творчества органически входил в художественный мир Лермонтова. «Песня…» была опубликована анонимно (ссыльный поэт не мог подписать ее своей фамилией). Белинский уже в первом своем отзыве на поэму сразу же отметил появление нового таланта в русской поэзии: «Не знаем автора этой песни, но не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование».

“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” написана в особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго бо-ярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оце-ниваются персонажи “Песни. “, не лично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество “правды-матушки” в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

Гражданская лирика К. Ф. Рылеева 1820 – 1824 гг.

Кондратий Федорович Рылеев родился 18(29) сентября 1795 г. После окончания кадетского корпуса участвовал в 1814 и 1815 гг. в заграничных походах русской армии. Именно в ту пору он, по собственному позднейшему признанию, первоначально “заразился свободомыслием”. Русская действительность укрепила революционные убеждения будущего декабриста. В октябре 1823 г. Рылеев стал членом Северного тайного общества, где возглавил левое крыло. Он был одним из организаторов, вдохновителей и руководителей восстания на Сенатской площади.

Осенью 1820 г. появляется знаменитая сатира “К временщику”. Она привлекла к себе огромное внимание современников и снискала ее автору популярность в передовых кругах русского общества. Поразившие всех как выдающееся проявление гражданского мужества, стихи эти в литературном отношении были достаточно традиционны, других подобных сатир Рылеев не писал.

Читайте также:  Традиции русской классической литературы в современной прозе: сочинение

Первое произведение Рылеева, появившееся в печати, — сатира «К временщику». Написанная по сюжетной канве сатиры обличительного поэта М. В. Милонова, она намного превзошла ее идейно и эстетически. Вынося деспотическому фавориту беспощадное осуждение, поэт обращается к самым резким эпитетам: «надменный». Рылеев противопоставляет его нравственной низости душевное благородство.

Создавая послание «К временщику», Рылеев продолжал обличительно-сатирические традиции классицистского направления, обращаясь к высокой лексике. Ораторскому пафосу монолога, произносимого народным трибуном, способствует и торжественный шестистопный ямб, возвышенная лексика. Энергичность монолога усиливается смежными мужскими рифмами, чередующимися с женскими.

Сатира «К временщику» предельно ясная по теме и идее, блистательная по их художественному выражению. Сатира «К временщику» имела всем попятный прицел — всесильного фаворита Александра I, «чудовище, перед которым трепетала вся страна» (. Беззаветная отвага Рылеева вызвала сенсацию среди его друзей и врагов. Сторонники Рылеева опасались за его свободу и жизнь и ждали немедленной и страшной кары. Но сатира была настолько верной, правдивой, что вельможа постыдился признать в ней себя, и «туча пронеслась мимо».

Дерзостный вызов деспотизму, смелое отстаивание человеческих прав, бескомпромиссная защита свободы, ревность к отечеству, так громко прозвучавшие в сатире «К временщику», стали идейно-тематической основой всех последующих социально-политических стихотворений Рылеева. В оде «Видение», посвященной именинам наследника престола великого князя Александра Николаевича, явно сказались либеральные иллюзии поэта о «просвещенном монархе. В свете этих иллюзий поэт, исторический оптимист, наметил для наследника широкую программу действий. Он желал будущему императору великих деяний на поприще мира. Поэт бесстрашно указывает будущему царю на возросшую силу общественного мнения.

1795-1826 «Гражданин» (Я ль буду в роковое время…). Непрестанно растущий накал социально-политических страстей, захвативших и вдохновлявших Рылеева в последние годы его жизни, с исключительной силой отразился в стихотворении «Гражданин» (1824-1825, 1856). Безраздельно отдаваясь бурям революционной борьбы, лирический герой Рылеева отказывается от любовных наслаждений в «роковое время» «борьбы за угнетенную свободу человека». Эта мысль еще более решительно звучит в стихотворении «Гражданин». Эта социально-политическая речь общественного трибуна построена на противопоставлении изнеженного, переродившегося племени «с хладною душой» гражданину «с кипящею душой». Ее лирический герой, укоряя тех, кто «в постыдной праздности» влачит свой век, уверяет, что юноши, не желающие постигнуть «предназначенье века.

Стихотворение «Гражданин» — вершинное произведение декабристской лирики.

Стихи Рылеева, объединенные пафосом патриотизма, свободы, вражды к деспотизму, как правило, используют художественные приемы «гражданского» классицизма, сочетающиеся с глубоким лиризмом побеждающего в поэзии Рылеева гражданско-героического романтизма. Рылеев противопоставляет социально-политическую поэзию интимной. Его стихотворения, отличаясь эмоциональной приподнятостью, изобилуют словами социально-политической окраски: «герой», «цепи», «вольность».

Возвышенному пафосу стихов, произносящихся как бы с всенародной трибуны, сообщая им торжественность, служит и церковнославянская лексика: «узрев», «вотще». Усиливая социальные ассоциации, поэт вводит в стихи имена политических деятелей прошлого и современности. Негодующие осуждения, ликующие восхваления и воодушевляющие призывы воплощаются здесь в напряженной синтаксической структуре восклицаний, вопросов. В лучших образцах социально-политической лирики, какими являются стихотворения «Ты посетить, мой друг, желала», «А.А. Бестужеву» и «Гражданин», Рылеев добился истинной художественности. Но заимствованные им классицистские средства высокого слога не всегда- оказываются для него органичными и последовательно подчиненными свойственному ему стилю: они начинают разноголосить с его пламенной эмоциональностью, внося в нее элементы резонерства и риторики.

«Гражданская лирика Рылеева»

Чувство гражданского негодования, продиктовавшее Рылееву его сатиру, делает понятным стремление к общественной борьбе, отразившееся в его послании «К Косовскому», (написано в 1821 г., в свое время не было напечатано) в ответ на стихи, в которых адресат советовал поэту «навсегда» остаться на Украине:

* Чтоб я младые годы
* Ленивым сном убил!
* Чтоб я не поспешил
* Под знамена свободы!
* Нет, нет! тому вовек
* Со мною не случиться.

Отказываясь почти полностью от разнообразных жанров «легкой поэзии», Рылеев сохраняет один из них – дружеское послание. Но и этот жанр под его пером приобретает иной характер по сравнению с тем, что было типично для поэтов школы В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. В дружеское послание Рылеев, подобно А. С. Пушкину, вводит политическую тематику, а затем послание и в целом становится политическим. В этом отношении показательно стихотворение «Русь моя» (1821). Близкое по мотивам и манере к посланию «Мои пенаты» Батюшкова, стихотворение Рылеева имеет неожиданную концовку. Воспев по традиции прелесть деревенской тишины и уединения, поэт обращается мыслью к предстоящему возвращению в столицу, и тогда идиллический тон сменяется сатирическим. Рылеев обрушивается на высшую бюрократию, на несправедливый суд, на поэтов, равнодушных к общественным нуждам. Неудивительно, что политическая концовка стихотворения в свое время не была опубликована.

Рост гражданской патетики вызывает появление оды в лирике Рылеева, но этот жанр в творчестве поэта-декабриста коренным образом отличается от реакционной одописи эпигонов классицизма и продолжает традиции революционной оды Радищева, поэтов-просветителей, молодого Пушкина. Таковы оды «Видение» (1823) и «Гражданское мужество» (1823). Правда, в первой из них Рылеев пытается дать «урок царям» в лице великого князя, будущего императора Александра II. Здесь, с одной стороны, сказались еще не окончательно отброшенные Рылеевым политические иллюзии, заставлявшие иногда и его предшественников взывать к чувству справедливости и гуманности просвещенного монарха. С другой стороны, это было использование легальных возможностей для пропаганды своего политического идеала, к осуществлению которого призывалась прежде всего законная власть. Историческая мотивировка необходимости преобразований звучала скрытой угрозой правительству, если оно останется глухим к велениям истории, не поймет «потребность русских стран»:

* Уже воспрянул дух свободы
* Против насильственных властей;

* Смотри – в волнении народы,
* Смотри – в движении сонм царей.
* Не напрасно цензура испугалась этих строк и потребовала вложить в них благонамеренный смысл:
* Дух необузданной свободы
* Уже восстал против властей.

Венцом гражданской лирики Рылеева явилось стихотворение «Я ль буду в роковое время…» (опубл. 1824 подзаголовком «Гражданин»), написанное в дни» подготовки восстания. Еще в начале 1825 г. среди черновых набросков поэмы «Наливайко» Рылеев поместил четверостишие:

* Нет примиренья, нет условий
* Между тираном и рабом;
* Тут надо не чернил, а крови,
* Нам должно действовать мечом.

Эти чеканные строки были свидетельством окончательного разрыва Рылеева с какими бы то ни было надеждами на мирное разрешение общественных противоречий. Теперь, в стихотворении «Я ль буду в роковое время…», Рылеев заявляет о своей готовности к революционному действию и призывает к этому друзей, среди которых он, видимо, успел распространить свою стихотворную прокламацию. Об этом свидетельствуют слова декабриста А. М. Булатова, который, перефразируя последнюю строку стихотворения Рылеева, сказал брату, выходя из дому утром 14 декабря 1825 г.: «И у нас явятся Бруты и Риеги, а может быть и превзойдут тех революционистов». Особое место в лирике Рылеева занимают агитационные песни, написанные им в сотрудничестве с А. А. Бестужевым.

Уезжая весной 1821 г. в деревню, К. Ф. Рылеев захватил с собой только что вышедший девятый том «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Под свежим впечатлением от прочитанного Рылеев пишет Ф. В. Булгарину 20 июня 1821 г.: «Ну, Грозный! Ну, Карамзин! – не знаю, чему больше удивляться, тиранству ли Иоанна или дарованию нашего Тацита». «Плодом чтения» Карамзина, по словам Рылеева, явилась его первая историческая дума «Курбский» (1821). Так в поэзию Рылеева входит историческая тематика, занявшая в дальнейшем в его творчестве основное место.

Гражданская лирика

1820-е гг., – особенно начало, – важный этап исторической жизни Европы и России. Убийство наследника французского престола герцога Беррийского ремесленником Лувелем, революционные восстания в Португалии и Испании; в России – рост крестьянских волнений, бунт в Семеновском полку. Все это оказывало воздействие на настроение передовых людей.

Читайте также:  Воспоминания современников о Рылееве: сочинение

1820 г. решительно изменил личную и творческую жизнь К.Ф. Рылеева. Он переезжает в Северную столицу. Завершен ученический период его творчества (свои ранние произведения он публикует под псевдонимом «К.Р-в», считая их подражательными и незначительными).

Рылеев находит свое призвание – в гражданской лирике, в вольнолюбивых стихах, и он бесповоротно встает на этот путь. Началом послужила сатира «К Временщику», опубликованная в «Невском зрителе» (1820 г., №10) за полной подписью поэта. Сатира метила во всесильного Аракчеева. «Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта, и тех, которые внимали ему, – писал Н. Бестужев, – но изображение было слишком верно, очень близко, чтобы обиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признаться явно. это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью. ». С этого стихотворения началось политическое поприще поэта. Он привлек всеобщее внимание.

Подзаголовок сатиры указывает на один из множества источников – сатиру М.В. Милонова «К Рубеллию» (1810), имеющую подзаголовок «Из Персия». Стихотворение Милонова не перевод, а вольное подражание. У римского поэта Персия (34 – 62) такой сатиры нет. Рылеевские обличения временщика звучали несравненно острей, чем у Милонова. Произведение Рылеева как бы воспроизводит сатиру XVIIIвека (их сближает поэтический язык, обильно использованы восклицания, вопросы, «архаическая» лексика; гражданская и патриотическая тематика вели за собой одический настрой, и риторическое построение). В сатире Рылеева встречаются и слова-«символы». Как верно было замечено, в военной поэзии 1812 г. формируется особый лексический пласт, который практически без изменений переходит в лирику 1820-х гг. Это слова-«сигналы», «система упорных символических понятий» – «тиранство», «рабство», «цепи», «бичи» – как бы образуют семантическое поле «врага»; «высокие» же слова гражданского языка: «отчизна», «отечество» (это слово указом Павла I вообще было запрещено употреблять), «свобода» («священная свобода»), «сыны», «деяния», «мужи» – прикрепляются к теме национально-освободительной борьбы.

Временщик в сатире Рылеева «тиран», «неистовый», «подлый», «коварный», «хитрый», «неблагодарный» – все эти образные эпитеты имеют яркую отрицательную окраску. Негативное отношение автора к «надменному временщику» доходит до полной своей кульминации (используются эмоционально-экспрессивные эпитеты противоположного оценочного значения):

Твоим вниманьим не дорожу, подлец,

Из уст твоих хула – достойных хвал венец!

Упоминаемые в сатире Сеян, Кассий, Брут, Катон – римские государственные деятели, составившие заговор против тиранов, – в представлении Рылеева они – символ любви к свободной отчизне.

Обращаясь к «неистовому тирану», не боясь его «ярого гнева», автор предлагает ему выбрать иной путь:

Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,

Чем с низкими страстьми и подлою душой

Себя, для строгого своих сограждан взора,

На суд их выставлять, как будто для позора!

Здесь явный намек на тех преступников, которых для наказания выставляли на площадях на суд людской, на всеобщее посмешище. Суд людской, возмездие народа будут страшными:

Народ тиранствами ужасен разъяренный!

В поэзии Рылеева начала 1820-х гг. (как и у многих русских поэтов) гражданские и элегические темы, гражданские и элегические стили существовали раздельно и не сливались. Это ограничение сохранилось в таких произведениях Рылеева, как послание «А.П. Ермолову» (1821) и ода «Гражданское мужество» (1823 г.), обращенная к Н.С. Мордвинову. Оба героя – и Мордвинов и Ермолов – полная противоположность временщику Аракчееву. Они достойны подражания личным мужеством, независимостью суждений. В понимании Рылеева – это идеал, они носители политической и нравственной доблести. Ермолов – «любимец славы», «наперсник Марса и Паллады! // Надежда сограждан, России верный сын», «гений северных дружин». Мордвинов – «гражданским мужеством дивит», «Души возвышенной свободу // Хранит в советах и суде».

Хотя названные произведения Рылеева обращены к реальным историческим лицам, его герои показаны достаточно абстрактно («О, витязь юный!» – обращается поэт к 44-летнему Ермолову), они лишены индивидуальных черт, они подобны античным героям, не знающим колебаний и сомнений.

Одический стиль Рылеева – источник патетических интонаций. Он как бы продолжает то направление развития оды в русской поэзии, которое было начато еще Радищевым. Оды Рылеева «Гражданское мужество», «Видение» (1823 г.) стали для него легальной возможностью для пропаганды своих политических идеалов. В «Видении» автор выражает надежду и веру в просвещенного монарха (оно обращено к пятилетнему мальчику, будущему Александру II). Это своеобразное послание просвещенной монархини – Екатерины II – к своему правнуку. Умудренная опытом императрица произносит те слова, которые близки автору, буквально выстраданы им:

Довольно лавров и побед,

Довольно громозвучной славы.

Иные ждут тебя дела.

Настанет век борений бурных

Неправды с правдою святой.

Уже воспрянул дух свободы

Против насильственных властей;

Смотри – в волнении народы,

Смотри – в движеньи сонм царей.

Забота о благе отечества и народное счастье – приоритетны в воспитании будущего императора:

Люби народ, чти власть закона,

Учись заране быть царем.

Люби глас истины свободной,

Для пользы собственной люби,

И рабства дух неблагородной –

Власть закона, свобода совести, уничтожение крепостничества – идеалы, за которые боролся Рылеев. Но их отстаивает и императрица, процарствовавшая 34 года (долгий срок для России):

Дай просвещенные уставы,

Свободу в мыслях и словах,

Науками очисти нравы

И веру утверди в сердцах.

Во всех перечисленных произведениях Рылеев использует свои любимые приемы: красочные эпитеты, риторические вопросы, повторы слов, архаичную лексику – все это усиливает эмоциональную картину.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Гражданская лирика Рылеева

Чувство гражданского негодования, продиктовавшее Рылееву его сатиру, делает понятным стремление к общественной борьбе, отразившееся в его послании «К Косовскому», (написано в 1821 г., в свое время не было напечатано) в ответ на стихи, в которых адресат советовал поэту «навсегда» остаться на Украине:

* Чтоб я младые годы
* Ленивым сном убил!
* Чтоб я не поспешил
* Под знамена свободы!
* Нет, нет! тому вовек
* Со мною не случиться.

Отказываясь почти полностью от разнообразных жанров «легкой поэзии», Рылеев сохраняет один из них – дружеское послание. Но и этот жанр под его пером приобретает иной характер по сравнению с тем, что было типично для поэтов школы В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. В дружеское послание Рылеев, подобно А. С. Пушкину, вводит политическую тематику, а затем послание и в целом становится политическим. В этом отношении показательно стихотворение «Русь моя» (1821). Близкое по мотивам и манере к посланию «Мои пенаты» Батюшкова, стихотворение Рылеева имеет неожиданную концовку. Воспев по традиции прелесть деревенской тишины и уединения, поэт обращается мыслью к предстоящему возвращению в столицу, и тогда идиллический тон сменяется сатирическим. Рылеев обрушивается на высшую бюрократию, на несправедливый суд, на поэтов, равнодушных к общественным нуждам. Неудивительно, что политическая концовка стихотворения в свое время не была опубликована.

Рост гражданской патетики вызывает появление оды в лирике Рылеева, но этот жанр в творчестве поэта-декабриста коренным образом отличается от реакционной одописи эпигонов классицизма и продолжает традиции революционной оды Радищева, поэтов-просветителей, молодого Пушкина. Таковы оды «Видение» (1823) и «Гражданское мужество» (1823). Правда, в первой из них Рылеев пытается дать «урок царям» в лице великого князя, будущего императора Александра II. Здесь, с одной стороны, сказались еще не окончательно отброшенные Рылеевым политические иллюзии, заставлявшие иногда и его предшественников взывать к чувству справедливости и гуманности просвещенного монарха. С другой стороны, это было использование легальных возможностей для пропаганды своего политического идеала, к осуществлению которого призывалась прежде всего законная власть. Историческая мотивировка необходимости преобразований звучала скрытой угрозой правительству, если оно останется глухим к велениям истории, не поймет «потребность русских стран»:

* Уже воспрянул дух свободы
* Против насильственных властей;

* Смотри – в волнении народы,
* Смотри – в движении сонм царей.
* Не напрасно цензура испугалась этих строк и потребовала вложить в них благонамеренный смысл:
* Дух необузданной свободы
* Уже восстал против властей.

Читайте также:  Воспоминания современников о Рылееве: сочинение

Венцом гражданской лирики Рылеева явилось стихотворение «Я ль буду в роковое время…» (опубл. 1824 подзаголовком «Гражданин»), написанное в дни» подготовки восстания. Еще в начале 1825 г. среди черновых набросков поэмы «Наливайко» Рылеев поместил четверостишие:

* Нет примиренья, нет условий
* Между тираном и рабом;
* Тут надо не чернил, а крови,
* Нам должно действовать мечом.

Эти чеканные строки были свидетельством окончательного разрыва Рылеева с какими бы то ни было надеждами на мирное разрешение общественных противоречий. Теперь, в стихотворении «Я ль буду в роковое время…», Рылеев заявляет о своей готовности к революционному действию и призывает к этому друзей, среди которых он, видимо, успел распространить свою стихотворную прокламацию. Об этом свидетельствуют слова декабриста А. М. Булатова, который, перефразируя последнюю строку стихотворения Рылеева, сказал брату, выходя из дому утром 14 декабря 1825 г.: «И у нас явятся Бруты и Риеги, а может быть и превзойдут тех революционистов». Особое место в лирике Рылеева занимают агитационные песни, написанные им в сотрудничестве с А. А. Бестужевым.

Уезжая весной 1821 г. в деревню, К. Ф. Рылеев захватил с собой только что вышедший девятый том «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Под свежим впечатлением от прочитанного Рылеев пишет Ф. В. Булгарину 20 июня 1821 г.: «Ну, Грозный! Ну, Карамзин! – не знаю, чему больше удивляться, тиранству ли Иоанна или дарованию нашего Тацита». «Плодом чтения» Карамзина, по словам Рылеева, явилась его первая историческая дума «Курбский» (1821). Так в поэзию Рылеева входит историческая тематика, занявшая в дальнейшем в его творчестве основное место.

Анализ Стихотворения «Гражданин» Рылеева

Эпиграф: «Я люблю человеческий голос. Одинокий человеческий голос, измученный любовью и вознесённый над гибельной землёю. Голос должен высвободиться из гармонии мира и хора при роды ради своей одинокой ноты» (Федерико Гарсия Лорка).

Так говорил в начале хх века великий испанский поэт Лорка. Так думал на заре XIX века и русский поэт Рылеев. «Одинокий человеческий голос» был услышан. Этот голос «выделился», «освободился», он был услышан.

Кем? Какой это был голос? Почему он был услышан?

Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на уроке. Задумаемся, кто же из нас гражданин? Чем отличается обыкновенный обыватель от гражданина? Рылеев задаёт всем нам вопрос: «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан?» Вопрос задан, попытаемоя найти ответ на него.

Краткие биографические сведения о писателе. История создания стихотворения.

Кондратий Фёдорович Рылеев (1795- 1826). В литературном движении 1 0-20-х годов XIX века видное место занимает творчество поэтов-декабристов: К.Рылеева, А.Одоевского, В.Кюхельбекера) В.Раевского и многих других. Наиболее ярким и талантливым был руководитель «Северного общества» Рылеев.

Рылеева можно назвать поэтом гражданином, в творчестве которого жизнь и поэзия слились В одно целое. Незадолго до восстания декабристов в 1825 году Рылеевым было написано небольшое, но очень яркое стихотворение «Гражданин». Именно это стихотворение считается вершиной гражданской лирики поэта.

Какова тематика произведения?

— Это агитационное стихотворение. Именно его распространили декабристы в своих кругах.

— О чём это стихотворение?

— О долге перед Отечеством, о гражданской оппозиции, о чести.

— Каким мы представляем автора стихотворения?

— Это человек, убеждённый в правоте своего дела.

— Как автор передаёт своё возмущение, недовольство?

— Конечно, через слово, сказанное им: «вековое», «время», «позорить», «гражданин», «подражать», «переродившихся славян» в сочетании согласных выделяется звук «Р»: «время», «позор». Поэт чувствует ветер перемен в царской России.

— О чём говорит последняя строфа?

— Сила её — в звуках слов «народ», «поздний», «прав», Рылеев предчувствует восстание народа и его поражение.

— К чему зовёт Рылеев? О чём он говорит?
О чём страстно спорит?

— О самовластье. О веке. О борьбе за свободу человека.

— Какие слова обращают на себя внимание?

— Устаревшие слова, устаревшая лексика: «младой», «хладною», «неги». Архаизмы, придающие тексту оттенок взволнованности.
— Найдите эпитеты в стихотворении.

Эпитеты в стихотворении «роковое время», «изнеженное племя», «постыдная праздность», «кипящею душой», «под тяжким игом», «С хладною душой», «хладный взор», «праздной неги», «в бурном мятеже».

В чём сила подобных эпитетов?

— В их яркости, неповторимости. Это эпитеты-определения, они подчёркивают наиболее существенные признаки описываемого Рылеевым времени.

— Стилистические фигуры — это повторы:
«Пусть юноши, своей не разгадав судьбы … »,
«Пусть с хладною душой бросают хладный взор … »

— Какова роль повторов?

— Они усиливают художественную выразительность. Используются также как доказательство в споре, как аргумент.

— Какое слово в стихотворении, по-вашему, несёт на себе особую смысловую нагрузку?

— Конечно, это слово «Я». Обратите внимание, как отчётливо слышится это слово, как оно «рвется» вперёд: «Я ль буду … », «Не способен Я … »

— Что мы чувствуем?

— Разве буду «я» позорить? Разве буду «Я» подражать? Нет, «Я» не смогу этого сделать, «Я» выбираю другой путь, идите за мной, этот путь верный!

— А в чём заключён позор подражания?

— «Юноши» отгородились от активного
участия в жизни, от борьбы, от действия. Они не хотят понять -прецнааначенье века», они остались вне истории, поэтому обречены на позор,напрезрениепотомков.

— Есть ли конфликт, противоборство, столкновение в произведении?

— Конечно) есть! Конфликт между молодым поколением и «веком», между гражданином и «изнеженным племенем». И от этого общественная значимость стихотворения высока.

— Каков же образ Гражданина?

— Гражданин вызывает уважение читателей, слушателей, ведь он понял -прелназначенье века», он знает, для чего нужна борьба: «за свободу», «за угнетённую свободу человека». Гражданин посвящает свою жизнь служению Отчизне. Если сказать, что образ гражданина намеренно возвышен Рылеевым, то и с этим можно согласиться. Да, возвышен образ, но от этого становится ближе, понятнее нам) читателям. Речь его взволнованна.

— А кого Рылеев назвал «славянами»?

— Для декабристов «славянин» — свободолюбивый человек, это патриот, человек гордый и честный. В нём есть черты античного героя Брута и Риеги — знаменитого вождя испанской революции.

— Против кого выступает Рылеев?

— Понять мысль Рылеева помогают глаголы, глагольный ряд: «влачить», «изнывать», «не готовятся», «бросают», «не читают». Это «юноши» одного С гражданином возраста, одного с ним круга, но это «изнеженное племя» проэябает в «объятьях праздной неги».

— Что же, по-вашему, препятствует общественной активности дворянской молодёжи?

— Это равнодушие, эгоизм, праздность.
Разве может быть молодой человек таким? Вот это и возмущает автора, Гражданина!

— Какую цель преследует поэт?

— Дворянская молодёжь пассивна. Автор осуждает пассивность, бездействие, нерешительность. Он стремится увлечь молодёжь историческими примерами, наполнить жизнь гражданской деятельностью. Читая стихотворение) мы представляем поэта) декабриста, страстно любящего свою Родину, патриота, умеющего собственным примером увлечь за coбой)
— Прочитаем текст повторно.
«Тихое чтение», про себя. Прочувствуем автора.

Какой человек мог написать это стихотворение?

Мы граждане. Гражданственность заключается в заботе о судьбах Отечества, в патриотизме, в служении идеалам. Гражданские чувства — чувства гуманизма, интернационализма. Гражданские чувства порождают духовные потребности, подталкивают к деятельности, определяют поведение человека.

Иногда именно гражданские чувства помогают преодолеть страх, поднимают личность на подвиг, на самопожертвование. Таким подвигом стало и написание стихотворения «Гражданин», честного, смелого, яркого, и сама жизнь Рылеева.

«Одинокий человеческий голос, измученный любовью и вознесённый над гибельной землёю, — говорит Федерико Гарсия Лорка,- должен высвободиться из гармонии мира и хора природы ради своей одинокой ноты».

Этот голос Рылеева мы слышим в стихотворении «Гражданин», слышим и понимаем: каждая эпоха наполняет понятия «патриот», «гражданин» конкретно-историческим содержанием, но именно патриотизм и отличает настоящего гражданина от обывателя.

Ссылка на основную публикацию
×
×