Проблемы молодежи в современной литературе: сочинение

Сочинение: Проблема молодежи в современной литературе

Яд блатного мира невероятно страшен. Отравленность этим ядом – растление всего человеческого в человеке. Этим зловонным дыханием дышат все, кто соприкасается с этим миром.

Знаем, что такое в армии быть порядочным. Многие ребята после службы морально сломались, особенно интеллигентные.

“Мне шестнадцать, я мир обнимаю любя. ” – написал юныйволгоградский поэт, трагически погибший в 18 лет. Мне тожескоро будет 18. Порой чувствую необъятность жизненных сил,беспричинную веселость и любовь ко всему свету. Чего, кажется,тревожиться, когда в жизни все складывается хорошо? Почему жеиной раз жестокая тоска охватывает меня, ничто не радует,жизнь представляется бессмысленной? Я заметил, что чаще всегоэто бывает, когда в действительности или в искусстве сталкиваюсь с новыми для меня явлениями несправедливости, жестокости,бесчеловечности.

Как проводят время чуть не большинство моих ровесников?Гоняют до одури на мотоциклах, мешая отдыхать жителям, слоняются по улицам, ищут, где выпить, или развлекаются драками ибезобразиями на дискотеках. Интересно, что у многих моих товарищей даже мысли не возникает помочь своим родителям. Мне не очем порой даже поговорить с теми, с кем принадлежим к одномупоколению. Но больше всего меня поражает жестокость парней идевчат. Ко всем: К родителям, которых совсем не жалеют; к учителям, которых доводят до болезни; к слабым, над которыми могут издеваться бесконечно; к животным.

Я много размышлял о том, откуда идет жестокость и почемуона так часто торжествует. Конечно, здесь много причин: войныи революция этого века, сталинские лагеря, через которые прошло чуть не полстраны, повальное пьянство и безотцовщина, дажето, что школа ставит ни за что тройки, позволяя бездельничать.А в последние годы, когда выяснились факты злоупотреблениявластей, многие из нас совсем изверились.

Но в этом сочинении мне хотелось бы сказать о двух явлениях и временах нашего общества, которые рождают жестокость.Очень многие проходят через колонию, и почти все – через армию.О зоне и об армии два произведения современной литературы.

Роман Леонида Габышева “Одлян, или Воздух свободы” – повествование о подростке, позже юноше, Коле, по кличке сначалаКамбала, потом Глаз, позднее Хитрый Глаз. Если кратко, эторассказ о мире, где господствует сплошное унижение и насилие.”Глазу становилось невмоготу. Тиски так сдавили кисть, что онаперегнулась пополам: мизинец касался указательного пальца. Казалось, рука переломится, но гибкие косточки выдерживали.

– Глаз, а ну улыбайся. И знай: медленно буду сжимать, пока кости не хрустнут или пока не сознаешься.

– Ладно, Глаз, пока хватит. Вечером пойдем с тобой в кочегарку. Суну твою руку, правую руку, в топку и подождем, покане сознаешься”.

Страшнее всего, что по требованию заправил зоны (в данномслучае Камани) Коля сам сует руку в тиски или подставляет голову под удар. Иначе будет еще хуже. Читаешь роман и понимаешь: человек попадает в колонию, и общество перестает его защищать. Лагерное начальство делает вид, что ничего не замечает. Нет, хуже, сознательно использует часть заключенных (такназываемых рогов и воров), которым предоставляются льготы ипослабления, чтобы те держали всех остальных в порядке”. А ужпорядок зеки-заправилы наводить умеют. Сцен, подтверждающихсказанное, в романе много. Вот одна. Коля первые дни в зоне.Майор, по прозвищу Рябчик, проверяет его дежурство. Он спрашивает парня:

Коля молчал. Ребята заулыбались.

– Сделали, товарищ майор,- отвечал цыган.

– Получил,- теперь ответил Коля.

– Какую кличку дали?

– Камбала,- ответил Миша.

То, чему улыбнулся майор с зеками, прописка и кырочки,заключались в жестоком избиении и унижении, но к этому люди,поставленные следить за исправлением заключенных, относятсякак к должному.

Значительная часть романа состоит из подобных эпизодов.Что же, может быть, благодаря писателю, не только Хитрый Глаз,но и читатель постигает, что такое свобода.

В повести Сергея Каледина “Стройбат” показаны несколькодней из жизни военных строителей, которые выполняют “почетнуюобязанность советских граждан”. Это сборная часть, своего родасвалка, куда собрали “скверну” из многих стройбатов. Поэтомунравы здесь не так уж отличаются от зоны, да и интересы те же.”Короче, ехали в ад, а попали в рай. Вот ворота, а справа,метров двести,- магазин. А в магазине – рассыпуха молдавская,семнадцать градусов, два двадцать литр. С десяти утра. Малинник!”

Закон здесь: у сильного всегда бессильный виноват! Сильные- это деды, слабые- салабоны. Казалось бы, разница небольшая: на год раньше пришел на службу. Но она как цвет кожи илиязык. Деды могут не работать, пьянствовать, издеваться надпервогодками. Те должны все терпеть. Мало того, будучи отделенными начальниками, деды распоряжаются, как рабовладельцы.”Сперва Женька решил Егорку с Максимкой Косте подарить, да потом одумался- всего-то пахарей у него- эти двое. Егорка, кромеосновной работы, Женьку с Мишей Поповым обслуживает: койкузаправить, пайку принести из столовой, постирать по мелочи, аМаксимка- Колю, Эдика и Старого”. Порядок здесь старшие тоженаводят быстро: “Егорку Женька обработал сразу, тот почти нерыпался. Пару раз ему кровь пустил слегка, а чучмеки почему-токрови своей боятся. А. с Максимкой повозился подольше. “.

В повести не раз описывается, как солдаты пьют или колются. Центральная сцена- грандиозная драка между ротами.После всего жутким издевательствам воспринимается характеристика на Костю Карамычева. Последние восемь месяцев он работал грузчиком на хлебокомбинате и крал, что только мог. От пьянства “не просыхал”. Когда же, “вконец оборзев”, попался, командир роты Дощинин “предложил Косте на выбор: или он дело заводит, или Костя срочно чистит. все четыре отрядных сортира”. Тот выбрал последнее, взяв, разумеется, помощников из молодых. При “дембеле” же этот командир дал Косте следующую характеристику: “За время службы. рядовой Карамычев К.М. проявил себя как инициативный, выполняющий все уставные требованиявоин. морально устойчив. Характеристика дана для предъявления в Московский университет”. Что ж, готов интеллигент.Беспредел, как говорят зеки. Сейчас готовят военную реформу.Боюсь, однако, мои ровесники ею не успеют воспользоваться.Возможно, скоро и мне предстоит идти служить. Неужели придетсядва года жить с парнями, в которых отсутствуют человеческиечувства? Нет, физических лишений я не боюсь. Как говорится:”Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Прочитаны оба произведения. Они не слишком художественны,есть погрешности против стиля и законов литературы. В них нетзато погрешностей против правды. Писателям веришь. И веришьеще в то, что если мы очень захотим, то жестокости станетменьше.

Проблемы молодежи в современной литературе

Вопрос о том, насколько реалистично отражает литература последних лет жизнь молодежи, является, по-моему, камнем преткновения для критики. “Легко ли быть молодым?”, “Чем живет наша молодежь, каковы ее духовные потребности?” — эти вопросы встали перед обществом наиболее остро именно в последние годы.

Одним из самых злободневных произведений, посвященных этой теме, является, по-моему, роман Ч. Айтматова “Плаха”. Роман отличается постановкой острых идеологических и философских вопросов, вставших перед нами в последние годы. Главное действующее лицо в книге — Авдий Каллистратов, молодой человек, не отличающийся особенно физической силой и красотой, но с ясно выраженной жизненной позицией, целеустремленный и способный на непоколебимую смелость, обусловленную верой в свои убеждения, пусть даже и спорные.

Авдий — человек верующий, он считает, что Бог есть в каждом человеке, но только не все люди понимают это. Он отличается философской направленностью мышления, отлично знает историю церкви и философию христианства, ведь юноша окончил высшее духовное учебное заведение православной церкви.

Обращение Ч. Айтматова к герою, который является деятелем церкви, по-моему, не случайно. Ч. Айтматов, один из известнейших писателей-реалистов, сам отличается философской постановкой вопросов нашей действительности. Он не мог “просто так”, “случайно” изобразить деятеля церкви выходцем из молодежной среды, вступившим в лоно церкви еще в ранней молодости, сознательно. Определенные предпосылки для этого создавались в нашей действительности. Это прежде всего возникновение отчуждения среди некоторой части молодежи, выразившегося в употреблении наркотиков, разочаровании в прежних идеалах и т. д. Все эти вопросы молодежной действительности анализируются автором. Авдий отвергает в конце концов философию религии, выдвигая требование ревизии церкви. Увлеченный идеей служения Отечеству, он устраивается на работу в редакцию одной из провинциальных газет, пытаясь в своих корреспонденциях отразить реальное положение дел в стране.

Вначале его заметки являются действительным примером гласности, но очерк о наркоманах в казахстанских степях не привлекает должного внимания. Видимо, кому-то не понравились правдивые высказывания автора. Авдий оказывается в сложном положении. Вновь в его жизни встают вопросы: “Что делать? Как жить дальше?” Трудность выбора дальнейшего пути, сложность жизни приводят Авдия к осознанию необходимости перевоспитания людей с помощью религии. И вновь Каллистратов в степях Казахстана пытается ввести наркоманов, охотящихся за анашой, в лоно церкви. Но эти нелюди, в упор расстреливающие беззащитных животных, думающие лишь о собственном благе, уничтожающие природу, в конце концов убивают и Авдия.

Если в романе “Плаха” исследуются в основном идеологические и этические проблемы, то в романе В. Липатова “И это все о нем” поднимаются вопросы нравственности в производственной сфере, актуальные в наши дни. Молодой герой романа Евгений Столетов — выходец из рабочей семьи. Он человек честных, прямых убеждений, можно сказать, передовая личность среди рабочих. Совесть Столетова всегда чиста. Но, используя его, многие люди пытаются злоупотреблять служебным положением в личных целях. Таков мастер Гасилов, занимающийся приписками. Не желая мириться с нарушениями законности на участке, Столетов выступает на собрании против Гасилова и “гасиловщины”. Этим термином автор обозначает всю ту систему правонарушений, которая оформилась не только на данной лесосеке, но и по всей стране. Именно “гасиловщина” поставила Женьку в безвыходное положение, косвенно оказалась причастной к его смерти.

В последние годы усилилось внимание поэтов к изображению современной молодежной действительности. Целое поколение поэтов, которых по возрасту нельзя отнести к молодежи, является молодежным по духу, по гражданской и общественной активности. Поэт Андрей Вознесенский в своем знаменитом стихотворении “Прорабы духа” призывает молодых более активно участвовать в духовном строительстве нового общества. Он утверждает, что обществу нужны не те, кто разрушал Петергофы, а те, кто их строил. Вознесенский предупреждает молодежь, что на ее пути могут встретиться многочисленные препятствия, что молодым в наши дни нелегко.

Интересно обращение к молодежной теме и трудностям молодежи группы “поющих поэтов”, так называемых бардов. У известного автора-исполнителя А. Розенбаума есть песня “Гулливер”. Она написана явно про наше время. Гулливеру “плевать на то, что негде жить в домишках лилипутских”. Он пытается всем, чем может, помочь лилипутам в их войне с островом Блефуску, но:

Казалось бы — наоборот:
От щедрости щедреют,
Но — удивительный народ —
Чем больше Гулливер дает,
Тем лилипуты злее.

В этом стихотворении описаны чисто житейские проблемы, так характерные для нашей молодежи, особенно отсутствие жилья у многих молодых людей.

Как видим, проблема, которая обозначена темой моего сочинения, разрабатывается отечественной литературой подробно и обстоятельно. Среди причин того, почему молодежь сталкивается с трудностями, называются и экономические, и политические, и социальные. Многие писатели говорят и пишут, что молодым жить нелегко и быть нелегко, но только молодым решать, в каком обществе и как им жить.

Сочинение: Проблема молодежи в современной литературе

Яд блатного мира невероятно страшен. Отравленность этим ядом – растление всего человеческого в человеке. Этим зловонным дыханием дышат все, кто соприкасается с этим миром.

Знаем, что такое в армии быть порядочным. Многие ребята после службы морально сломались, особенно интеллигентные.

Из письма в газету.

“Мне шестнадцать, я мир обнимаю любя. ” – написал юный волгоградский поэт, трагически погибший в 18 лет. Мне тоже скоро будет 18. Порой чувствую необъятность жизненных сил, беспричинную веселость и любовь ко всему свету. Чего, кажется, тревожиться, когда в жизни все складывается хорошо? Почему же иной раз жестокая тоска охватывает меня, ничто не радует, жизнь представляется бессмысленной? Я заметил, что чаще всего это бывает, когда в действительности или в искусстве сталкиваюсь с новыми для меня явлениями несправедливости, жестокости, бесчеловечности.

Как проводят время чуть не большинство моих ровесников? Гоняют до одури на мотоциклах, мешая отдыхать жителям, слоняются по улицам, ищут, где выпить, или развлекаются драками и безобразиями на дискотеках. Интересно, что у многих моих товарищей даже мысли не возникает помочь своим родителям. Мне не о чем порой даже поговорить с теми, с кем принадлежим к одному поколению. Но больше всего меня поражает жестокость парней и девчат. Ко всем: К родителям, которых совсем не жалеют; к учителям, которых доводят до болезни; к слабым, над которыми могут издеваться бесконечно; к животным.

Я много размышлял о том, откуда идет жестокость и почему она так часто торжествует. Конечно, здесь много причин: войны и революция этого века, сталинские лагеря, через которые прошло чуть не полстраны, повальное пьянство и безотцовщина, даже то, что школа ставит ни за что тройки, позволяя бездельничать. А в последние годы, когда выяснились факты злоупотребления властей, многие из нас совсем изверились.

Но в этом сочинении мне хотелось бы сказать о двух явлениях и временах нашего общества, которые рождают жестокость. Очень многие проходят через колонию, и почти все – через армию. О зоне и об армии два произведения современной литературы.

Роман Леонида Габышева “Одлян, или Воздух свободы” – повествование о подростке, позже юноше, Коле, по кличке сначала Камбала, потом Глаз, позднее Хитрый Глаз. Если кратко, это рассказ о мире, где господствует сплошное унижение и насилие. “Глазу становилось невмоготу. Тиски так сдавили кисть, что она перегнулась пополам: мизинец касался указательного пальца. Казалось, рука переломится, но гибкие косточки выдерживали.

– Глаз, а ну улыбайся. И знай: медленно буду сжимать, пока кости не хрустнут или пока не сознаешься.

– Ладно, Глаз, пока хватит. Вечером пойдем с тобой в кочегарку. Суну твою руку, правую руку, в топку и подождем, пока не сознаешься”.

Страшнее всего, что по требованию заправил зоны (в данном случае Камани) Коля сам сует руку в тиски или подставляет голову под удар. Иначе будет еще хуже. Читаешь роман и понимаешь: человек попадает в колонию, и общество перестает его защищать. Лагерное начальство делает вид, что ничего не замечает. Нет, хуже, сознательно использует часть заключенных (так называемых рогов и воров), которым предоставляются льготы и послабления, чтобы те держали всех остальных в порядке”. А уж порядок зеки-заправилы наводить умеют. Сцен, подтверждающих сказанное, в романе много. Вот одна. Коля первые дни в зоне. Майор, по прозвищу Рябчик, проверяет его дежурство. Он спрашивает парня:

Коля молчал. Ребята заулыбались.

– Сделали, товарищ майор,- отвечал цыган.

– Получил,- теперь ответил Коля.

– Какую кличку дали?

– Камбала,- ответил Миша.

То, чему улыбнулся майор с зеками, прописка и кырочки, заключались в жестоком избиении и унижении, но к этому люди, поставленные следить за исправлением заключенных, относятся как к должному.

Значительная часть романа состоит из подобных эпизодов. Что же, может быть, благодаря писателю, не только Хитрый Глаз, но и читатель постигает, что такое свобода.

В повести Сергея Каледина “Стройбат” показаны несколько дней из жизни военных строителей, которые выполняют “почетную обязанность советских граждан”. Это сборная часть, своего рода свалка, куда собрали “скверну” из многих стройбатов. Поэтому нравы здесь не так уж отличаются от зоны, да и интересы те же. “Короче, ехали в ад, а попали в рай. Вот ворота, а справа, метров двести,- магазин. А в магазине – рассыпуха молдавская, семнадцать градусов, два двадцать литр. С десяти утра. Малинник!”

Закон здесь: у сильного всегда бессильный виноват! Сильные- это деды, слабые- салабоны. Казалось бы, разница небольшая: на год раньше пришел на службу. Но она как цвет кожи или язык. Деды могут не работать, пьянствовать, издеваться над первогодками. Те должны все терпеть. Мало того, будучи отделенными начальниками, деды распоряжаются, как рабовладельцы. “Сперва Женька решил Егорку с Максимкой Косте подарить, да потом одумался- всего-то пахарей у него- эти двое. Егорка, кроме основной работы, Женьку с Мишей Поповым обслуживает: койку заправить, пайку принести из столовой, постирать по мелочи, а Максимка- Колю, Эдика и Старого”. Порядок здесь старшие тоже наводят быстро: “Егорку Женька обработал сразу, тот почти не рыпался. Пару раз ему кровь пустил слегка, а чучмеки почему-то крови своей боятся. А. с Максимкой повозился подольше. “.

В повести не раз описывается, как солдаты пьют или колются. Центральная сцена- грандиозная драка между ротами. После всего жутким издевательствам воспринимается характеристика на Костю Карамычева. Последние восемь месяцев он работал грузчиком на хлебокомбинате и крал, что только мог. От пьянства “не просыхал”. Когда же, “вконец оборзев”, попался, командир роты Дощинин “предложил Косте на выбор: или он дело заводит, или Костя срочно чистит. все четыре отрядных сортира”. Тот выбрал последнее, взяв, разумеется, помощников из молодых. При “дембеле” же этот командир дал Косте следующую характеристику: “За время службы. рядовой Карамычев К.М. проявил себя как инициативный, выполняющий все уставные требования воин. морально устойчив. Характеристика дана для предъявления в Московский университет”. Что ж, готов интеллигент. Беспредел, как говорят зеки. Сейчас готовят военную реформу. Боюсь, однако, мои ровесники ею не успеют воспользоваться. Возможно, скоро и мне предстоит идти служить. Неужели придется два года жить с парнями, в которых отсутствуют человеческие чувства? Нет, физических лишений я не боюсь. Как говорится: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Прочитаны оба произведения. Они не слишком художественны, есть погрешности против стиля и законов литературы. В них нет зато погрешностей против правды. Писателям веришь. И веришь еще в то, что если мы очень захотим, то жестокости станет меньше.

Проблемы молодежи в современной литературе

Вопрос о том, насколько реалистично отражает литература последних лет жизнь молодежи, является, по-моему, камнем преткновения для критики. “Легко ли быть молодым?”, “Чем живет наша молодежь, каковы ее духовные потребности?” – эти вопросы встали перед обществом наиболее остро именно в последние годы. Одним из самых злободневных произведений, посвященных этой теме, является, по-моему, роман Ч. Айтматова “Плаха”. Роман отличается постановкой острых идеологических и философских вопросов, вставших перед нами в последние годы. Главное действующее лицо в книге – Авдий Каллистратов, молодой человек, не отличающийся особенно физической силой и красотой, но с ясно выраженной жизненной позицией, целеустремленный и способный на непоколебимую смелость, обусловленную верой в свои убеждения, пусть даже и спорные.

Авдий – человек верующий, он считает, что Бог есть в каждом человеке, но только не все люди понимают это. Он отличается философской направленностью мышления, отлично знает историю церкви и философию христианства, ведь юноша окончил высшее духовное учебное

заведение православной церкви. Обращение Ч. Айтматова к герою, который является деятелем церкви, по-моему, не случайно. Ч. Айтматов, один из известнейших писателей-реалистов, сам отличается философской постановкой вопросов нашей действительности.

Он не мог “просто так”, “случайно” изобразить деятеля церкви выходцем из молодежной среды, вступившим в лоно церкви еще в ранней молодости, сознательно. Определенные предпосылки для этого создавались в нашей действительности. Это прежде всего возникновение отчуждения среди некоторой части молодежи, выразившегося в употреблении наркотиков, разочаровании в прежних идеалах и т. д. Все эти вопросы молодежной действительности анализируются автором. Авдий отвергает в конце концов философию религии, выдвигая требование ревизии церкви. Увлеченный идеей служения Отечеству, он устраивается на работу в редакцию одной из провинциальных газет, пытаясь в своих корреспонденциях отразить реальное положение дел в стране.

Вначале его заметки являются действительным примером гласности, но очерк о наркоманах в казахстанских степях не привлекает должного внимания. Видимо, кому-то не понравились правдивые высказывания автора. Авдий оказывается в сложном положении. Вновь в его жизни встают вопросы: “Что делать?

Как жить дальше?” Трудность выбора дальнейшего пути, сложность жизни приводят Авдия к осознанию необходимости перевоспитания людей с помощью религии. И вновь Каллистратов в степях Казахстана пытается ввести наркоманов, охотящихся за анашой, в лоно церкви. Но эти нелюди, в упор расстреливающие беззащитных животных, думающие лишь о собственном благе, уничтожающие природу, в конце концов убивают и Авдия. Если в романе “Плаха” исследуются в основном идеологические и этические проблемы, то в романе В. Липатова “И это все о нем” поднимаются вопросы нравственности в производственной сфере, актуальные в наши дни.

Молодой герой романа Евгений Столетов – выходец из рабочей семьи. Он человек честных, прямых убеждений, можно сказать, передовая личность среди рабочих. Совесть Столетова всегда чиста. Но, используя его, многие люди пытаются злоупотреблять служебным положением в личных целях.

Таков мастер Гасилов, занимающийся приписками. Не желая мириться с нарушениями законности на участке, Столетов выступает на собрании против Гасилова и “гасиловщины”. Этим термином автор обозначает всю ту систему правонарушений, которая оформилась не только на данной лесосеке, но и по всей стране. Именно “гасиловщина” поставила Женьку в безвыходное положение, косвенно оказалась причастной к его смерти. В последние годы усилилось внимание поэтов к изображению современной молодежной действительности.

Целое поколение поэтов, которых по возрасту нельзя отнести к молодежи, является молодежным по духу, по гражданской и общественной активности. Поэт Андрей Вознесенский в своем знаменитом стихотворении “Прорабы духа” призывает молодых более активно участвовать в духовном строительстве нового общества. Он утверждает, что обществу нужны не те, кто разрушал Петергофы, а те, кто их строил. Вознесенский предупреждает молодежь, что на ее пути могут встретиться многочисленные препятствия, что молодым в наши дни нелегко.

Интересно обращение к молодежной теме и трудностям молодежи группы “поющих поэтов”, так называемых бардов. У известного автора-исполнителя А. Розенбаума есть песня “Гулливер”. Она написана явно про наше время. Гулливеру “плевать на то, что негде жить в домишках лилипутских”.

Он пытается всем, чем может, помочь лилипутам в их войне с островом Блефуску, но: Казалось бы – наоборот: От щедрости щедреют,

Но – удивительный народ – Чем больше Гулливер дает, Тем лилипуты злее. В этом стихотворении описаны чисто житейские проблемы, так характерные для нашей молодежи, особенно отсутствие жилья у многих молодых людей. Как видим, проблема, которая обозначена темой моего сочинения, разрабатывается отечественной литературой подробно и обстоятельно.

Среди причин того, почему молодежь сталкивается с трудностями, называются и экономические, и политические, и социальные. Многие писатели говорят и пишут, что молодым жить нелегко и быть нелегко, но только молодым решать, в каком обществе и как им жить.

Проблемы молодежи в современной литературе

Название: Проблема молодежи в современной литературе
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 23:33:42 16 августа 2001 Похожие работы
Просмотров: 461 Комментариев: 15 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Скачать сочинение

Вопрос о том, насколько реалистично отражает литература последних лет жизнь молодежи, является, по-моему, камнем преткновения для критики. “Легко ли быть молодым?”, “Чем живет наша молодежь, каковы ее духовные потребности?” — эти вопросы встали перед обществом наиболее остро именно в последние годы.

Одним из самых злободневных произведений, посвященных этой теме, является, по-моему, роман Ч. Айтматова “Плаха”. Роман отличается постановкой острых идеологических и философских вопросов, вставших перед нами в последние годы. Главное действующее лицо в книге — Авдий Каллистратов, молодой человек, не отличающийся особенно физической силой и красотой, но с ясно выраженной жизненной позицией, целеустремленный и способный на непоколебимую смелость, обусловленную верой в свои убеждения, пусть даже и спорные.

Авдий — человек верующий, он считает, что Бог есть в каждом человеке, но только не все люди понимают это. Он отличается философской направленностью мышления, отлично знает историю церкви и философию христианства, ведь юноша окончил высшее духовное учебное заведение православной церкви.

Обращение Ч. Айтматова к герою, который является деятелем церкви, по-моему, не случайно. Ч. Айтматов, один из известнейших писателей-реалистов, сам отличается философской постановкой вопросов нашей действительности. Он не мог “просто так”, “случайно” изобразить деятеля церкви выходцем из молодежной среды, вступившим в лоно церкви еще в ранней молодости, сознательно. Определенные предпосылки для этого создавались в нашей действительности. Это прежде всего возникновение отчуждения среди некоторой части молодежи, выразившегося в употреблении наркотиков, разочаровании в прежних идеалах и т. д. Все эти вопросы молодежной действительности анализируются автором. Авдий отвергает в конце концов философию религии, выдвигая требование ревизии церкви. Увлеченный идеей служения Отечеству, он устраивается на работу в редакцию одной из провинциальных газет, пытаясь в своих корреспонденциях отразить реальное положение дел в стране.

Вначале его заметки являются действительным примером гласности, но очерк о наркоманах в казахстанских степях не привлекает должного внимания. Видимо, кому-то не понравились правдивые высказывания автора. Авдий оказывается в сложном положении. Вновь в его жизни встают вопросы: “Что делать? Как жить дальше?” Трудность выбора дальнейшего пути, сложность жизни приводят Авдия к осознанию необходимости перевоспитания людей с помощью религии. И вновь Каллистратов в степях Казахстана пытается ввести наркоманов, охотящихся за анашой, в лоно церкви. Но эти нелюди, в упор расстреливающие беззащитных животных, думающие лишь о собственном благе, уничтожающие природу, в конце концов убивают и Авдия.

Если в романе “Плаха” исследуются в основном идеологические и этические проблемы, то в романе В. Липатова “И это все о нем” поднимаются вопросы нравственности в производственной сфере, актуальные в наши дни. Молодой герой романа Евгений Столетов — выходец из рабочей семьи. Он человек честных, прямых убеждений, можно сказать, передовая личность среди рабочих. Совесть Столетова всегда чиста. Но, используя его, многие люди пытаются злоупотреблять служебным положением в личных целях. Таков мастер Гасилов, занимающийся приписками. Не желая мириться с нарушениями законности на участке, Столетов выступает на собрании против Гасилова и “гасиловщины”. Этим термином автор обозначает всю ту систему правонарушений, которая оформилась не только на данной лесосеке, но и по всей стране. Именно “гасиловщина” поставила Женьку в безвыходное положение, косвенно оказалась причастной к его смерти.

В последние годы усилилось внимание поэтов к изображению современной молодежной действительности. Целое поколение поэтов, которых по возрасту нельзя отнести к молодежи, является молодежным по духу, по гражданской и общественной активности. Поэт Андрей Вознесенский в своем знаменитом стихотворении “Прорабы духа” призывает молодых более активно участвовать в духовном строительстве нового общества. Он утверждает, что обществу нужны не те, кто разрушал Петергофы, а те, кто их строил. Вознесенский предупреждает молодежь, что на ее пути могут встретиться многочисленные препятствия, что молодым в наши дни нелегко.

Интересно обращение к молодежной теме и трудностям молодежи группы “поющих поэтов”, так называемых бардов. У известного автора-исполнителя А. Розенбаума есть песня “Гулливер”. Она написана явно про наше время. Гулливеру “плевать на то, что негде жить в домишках лилипутских”. Он пытается всем, чем может, помочь лилипутам в их войне с островом Блефуску, но:

Казалось бы — наоборот:

От щедрости щедреют,

Но — удивительный народ —

Чем больше Гулливер дает,

Тем лилипуты злее.

В этом стихотворении описаны чисто житейские проблемы, так характерные для нашей молодежи, особенно отсутствие жилья у многих молодых людей.

Как видим, проблема, которая обозначена темой моего сочинения, разрабатывается отечественной литературой подробно и обстоятельно. Среди причин того, почему молодежь сталкивается с трудностями, называются и экономические, и политические, и социальные. Многие писатели говорят и пишут, что молодым жить нелегко и быть нелегко, но только молодым решать, в каком обществе и как им жить.

10253 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сочинение на тему Проблема молодежи в современной литературе

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-06-27

Яд блатного мира невероятно страшен. Отравленность этим ядом – растление всего человеческого в человеке. Этим зловонным дыханием дышат все, кто соприкасается с этим миром.

Знаем, что такое в армии быть порядочным. Многие ребята после службы морально сломались, особенно интеллигентные.

Из письма в газету.

“Мне шестнадцать, я мир обнимаю любя. ” – написал юный волгоградский поэт, трагически погибший в 18 лет. Мне тоже скоро будет 18. Порой чувствую необъятность жизненных сил, беспричинную веселость и любовь ко всему свету. Чего, кажется, тревожиться, когда в жизни все складывается хорошо? Почему же иной раз жестокая тоска охватывает меня, ничто не радует, жизнь представляется бессмысленной? Я заметил, что чаще всего это бывает, когда в действительности или в искусстве сталкиваюсь с новыми для меня явлениями несправедливости, жестокости, бесчеловечности.

Как проводят время чуть не большинство моих ровесников? Гоняют до одури на мотоциклах, мешая отдыхать жителям, слоняются по улицам, ищут, где выпить, или развлекаются драками и безобразиями на дискотеках. Интересно, что у многих моих товарищей даже мысли не возникает помочь своим родителям. Мне не о чем порой даже поговорить с теми, с кем принадлежим к одному поколению. Но больше всего меня поражает жестокость парней и девчат. Ко всем: К родителям, которых совсем не жалеют; к учителям, которых доводят до болезни; к слабым, над которыми могут издеваться бесконечно; к животным.

Я много размышлял о том, откуда идет жестокость и почему она так часто торжествует. Конечно, здесь много причин: войны и революция этого века, сталинские лагеря, через которые прошло чуть не полстраны, повальное пьянство и безотцовщина, даже то, что школа ставит ни за что тройки, позволяя бездельничать. А в последние годы, когда выяснились факты злоупотребления властей, многие из нас совсем изверились.

Но в этом сочинении мне хотелось бы сказать о двух явлениях и временах нашего общества, которые рождают жестокость. Очень многие проходят через колонию, и почти все – через армию. О зоне и об армии два произведения современной литературы.

Роман Леонида Габышева “Одлян, или Воздух свободы” – повествование о подростке, позже юноше, Коле, по кличке сначала Камбала, потом Глаз, позднее Хитрый Глаз. Если кратко, это рассказ о мире, где господствует сплошное унижение и насилие. “Глазу становилось невмоготу. Тиски так сдавили кисть, что она перегнулась пополам: мизинец касался указательного пальца. Казалось, рука переломится, но гибкие косточки выдерживали.

– Глаз, а ну улыбайся. И знай: медленно буду сжимать, пока кости не хрустнут или пока не сознаешься.

– Ладно, Глаз, пока хватит. Вечером пойдем с тобой в кочегарку. Суну твою руку, правую руку, в топку и подождем, пока не сознаешься”.

Страшнее всего, что по требованию заправил зоны (в данном случае Камани) Коля сам сует руку в тиски или подставляет голову под удар. Иначе будет еще хуже. Читаешь роман и понимаешь: человек попадает в колонию, и общество перестает его защищать. Лагерное начальство делает вид, что ничего не замечает. Нет, хуже, сознательно использует часть заключенных (так называемых рогов и воров), которым предоставляются льготы и послабления, чтобы те держали всех остальных в порядке”. А уж порядок зеки-заправилы наводить умеют. Сцен, подтверждающих сказанное, в романе много. Вот одна. Коля первые дни в зоне. Майор, по прозвищу Рябчик, проверяет его дежурство. Он спрашивает парня:

Коля молчал. Ребята заулыбались.

– Сделали, товарищ майор,- отвечал цыган.

– Получил,- теперь ответил Коля.

– Какую кличку дали?

– Камбала,- ответил Миша.

То, чему улыбнулся майор с зеками, прописка и кырочки, заключались в жестоком избиении и унижении, но к этому люди, поставленные следить за исправлением заключенных, относятся как к должному.

Значительная часть романа состоит из подобных эпизодов. Что же, может быть, благодаря писателю, не только Хитрый Глаз, но и читатель постигает, что такое свобода.

В повести Сергея Каледина “Стройбат” показаны несколько дней из жизни военных строителей, которые выполняют “почетную обязанность советских граждан”. Это сборная часть, своего рода свалка, куда собрали “скверну” из многих стройбатов. Поэтому нравы здесь не так уж отличаются от зоны, да и интересы те же. “Короче, ехали в ад, а попали в рай. Вот ворота, а справа, метров двести,- магазин. А в магазине – рассыпуха молдавская, семнадцать градусов, два двадцать литр. С десяти утра. Малинник!”

Закон здесь: у сильного всегда бессильный виноват! Сильные- это деды, слабые- салабоны. Казалось бы, разница небольшая: на год раньше пришел на службу. Но она как цвет кожи или язык. Деды могут не работать, пьянствовать, издеваться над первогодками. Те должны все терпеть. Мало того, будучи отделенными начальниками, деды распоряжаются, как рабовладельцы. “Сперва Женька решил Егорку с Максимкой Косте подарить, да потом одумался- всего-то пахарей у него- эти двое. Егорка, кроме основной работы, Женьку с Мишей Поповым обслуживает: койку заправить, пайку принести из столовой, постирать по мелочи, а Максимка- Колю, Эдика и Старого”. Порядок здесь старшие тоже наводят быстро: “Егорку Женька обработал сразу, тот почти не рыпался. Пару раз ему кровь пустил слегка, а чучмеки почему-то крови своей боятся. А. с Максимкой повозился подольше. “.

В повести не раз описывается, как солдаты пьют или колются. Центральная сцена- грандиозная драка между ротами. После всего жутким издевательствам воспринимается характеристика на Костю Карамычева. Последние восемь месяцев он работал грузчиком на хлебокомбинате и крал, что только мог. От пьянства “не просыхал”. Когда же, “вконец оборзев”, попался, командир роты Дощинин “предложил Косте на выбор: или он дело заводит, или Костя срочно чистит. все четыре отрядных сортира”. Тот выбрал последнее, взяв, разумеется, помощников из молодых. При “дембеле” же этот командир дал Косте следующую характеристику: “За время службы. рядовой Карамычев К.М. проявил себя как инициативный, выполняющий все уставные требования воин. морально устойчив. Характеристика дана для предъявления в Московский университет”. Что ж, готов интеллигент. Беспредел, как говорят зеки. Сейчас готовят военную реформу. Боюсь, однако, мои ровесники ею не успеют воспользоваться. Возможно, скоро и мне предстоит идти служить. Неужели придется два года жить с парнями, в которых отсутствуют человеческие чувства? Нет, физических лишений я не боюсь. Как говорится: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Прочитаны оба произведения. Они не слишком художественны, есть погрешности против стиля и законов литературы. В них нет зато погрешностей против правды. Писателям веришь. И веришь еще в то, что если мы очень захотим, то жестокости станет меньше.

Читайте также:  Проблема интеллигенции и революции: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×