Проблема интеллигенции и революции: сочинение

Проблема интеллигенции и революции: сочинение

Начало XX века явилось переломной эпохой в судьбе России. Революция, Гражданская война изменили не только социально-политическую обстановку в стране, они сильно повлияли на мысли, настроения людей. Многие потеряли веру, опору в жизни. Все вокруг перевернулось с ног на голову. Человеку трудно было ориентироваться в безумном мире, где старые, существовавшие на протяжении столетий ценности разрушены, а новые еще не утверждены. Каждого затронули революционные события, и поэтому естественным было желание осмыслить происходящее. Большинство писателей не могли не отразить случившееся в своих произведениях, потому что сами часто являлись участниками революций, свидетелями коренных изменений. Как творческие личности, они стремились дать оценку сложившейся в стране ситуации, когда были подняты многочисленные проблемы, когда люди оказались разделенными на два лагеря и их отношения стали строиться на основе выработанных новой эпохой законов, по принципу классовой ненависти и неприятия инакомыслящих.

Многие оказались словно выброшенными за борт, поэтому в работах писателей была поднята проблема “лишних людей” — тех, кто по своим убеждениям, воспитанию не мог согласиться с тем, что происходило вокруг. Интеллигенция чувствовала себя ответственной за Россию, за ее будущее, поэтому некоторые шли на сторону революции, искренне веря в то, что она поможет стране, другие, наоборот, разочаровывались, не принимали ее и стремились сохранить старые идеалы.

Каждый писатель по-своему относился к происходящим событиям: кто-то писал на злобу дня, выполняя социальный заказ, прославляя новые ценности, кто-то, продолжая традиции “золотого века”, желал сохранить русскую культуру, они оценивали революцию с точки зрения вечных истин: добра и зла, справедливости, любви.

Часть писателей в своих книгах писали о бессмысленности происходящего. К ним относится И. Бабель. В “Конармии” он описывает Гражданскую войну, с которой мы знакомимся через восприятие главного героя — Кирилла Лютова. Он был интеллигентом, и в новелле “Мой первый гусь” мы узнаем о том, как тяжело ему освоиться среди конармейцев, относящихся неприветливо, враждебно к ему подобным. Они грубы, жестоки и, чтобы тебя приняли, надо быть таким же. Кириллу Лютову приходится отказываться от своих позиций, опускаться до уровня этих конармейцев, внутренне герой сильно переживает, но внешне он пытается сохранить хладнокровие. Разве это нормально, когда человек ради того, чтобы остаться просто живым, должен поступаться своими принципами, превращаться в грубое, безнравственное существо. В новеллах “Письмо” и “Смерть Долгушева” И. Бабель пишет о страшной реальности, когда жестокость становится нормой жизни, когда брат убивает брата, сын — отца, отец — сына. происходит переоценка ценностей: моральное делается аморальным, утверждается понятие нового гуманизма: для укрепления идеалов революции используются любые средства, человек получает право вершить судьбу другого, решать, может он жить или нет. Так, убивают раненого Долгушева. Кириллу Лютову трудно принять окружающую действительность. В условиях нового времени интеллигент оказывается в двойственном положении, он раздваивается между требованиями реального мира и тем, что заложено в его душе. Герой Бабеля “ломается”, уступает, хотя постоянно внутренне тяжело реагирует на происходящие вокруг события. Автор сочувствует своему герою, для него страшна потеря нравственности.

Другое отношение к интеллигенции испытывает Фадеев. Он был писателем новой эпохи, участником революционных событий и событий Гражданской войны. В своем произведении Фадеев создает определенное настроение для понимания революции, утверждает идеалы нового гуманизма. В “Разгроме” явно ощущается его презрительное отношение к интеллигенту. Он изображает Мечика человеком, внутренне готовым к предательству, слабой, несформировавшейся личностью и сравнивает с Морозкой — сильным, уверенным в себе и своей позиции. Автор в образе Левинсона создает нового героя, непоколебимого, превыше всего ставящего дело. Положительным может быть только рабочий или крестьянин, интеллигент же является отрицательным героем. Фадеев относится к нему предвзято, в его понимании интеллигент не в состоянии честно служить революции. Такое отношение писателя вызвано тем, что он оценивал человека с классовой, общественно-политической точки зрения.

Можно провести параллель между произведением Фадеева и Пастернака. В “Докторе Живаго” автор тоже поднимает проблему “лишнего человека”, стремится понять, какова роль интеллигенции в происходивших событиях. Но Пастернак писал в пятидесятые годы, то есть у него была возможность посмотреть на случившееся как бы со стороны, более объективно. Его отличает совершенно другое мировоззрение, он подходит к личности с общечеловеческих позиций, с точки зрения вечных ценностей. Его герой никому не доверяет и сам отвечает за совершенные поступки. Попав в плен, Юрий Живаго ведет себя благородно. Он, несмотря на то что не по собственной воле очутился в отряде, лечит раненых, исполняет врачебный долг. Война вызвала дисгармонию в душе героя, и в плену у него возникает желание переосмыслить все, что творится с ним. Юрий Живаго возвращается к вечным истинам, которые были заложены в нем с самого рождения, с которыми он воспитывался. Пастернак стремился показать то, что никакие потрясения не могут и не должны заставить человека отказываться от выработанных многими поколениями традиций, сбивать его со светлого пути истины.

О судьбе русской интеллигенции писал Булгаков. Он был свидетелем всего происходящего и понимал, что революция I разрушит культуру России, потому что нанесет страшный удар по интеллигенции, являющейся носительницей старых традиций и олицетворяющей собой русскую культуру. Писатель с теплотой и симпатией описывает семью Турбиных. Их дом, [ несмотря на разыгравшуюся метель, на окутавший все мрак, символизирует успокоение, доброту, любовь. Для Булгакова страшно, что это должно неизбежно погибнуть и что в хаосе и неразберихе могут не заметить потери самого ценного, ведь, умирая, интеллигенция уносит с собой русскую культуру. Люди не задумываются о том, что очень трудно восстановить уничтоженное. Как будут жить новые поколения, если сметены старые основы жизни? Этот вопрос писатель задает всем своим произведением. О причинах трагедии русской интеллигенции говорит герой пьесы “Дни Турбиных” Алексей Турбин: “Народ не с нами, он против нас”. В изолированности носителей культуры видит Булгаков их трагедию. Писатель глубоко переживает, что в России утрачиваются вечные ценности, традиции, передававшиеся из поколения в поколение.

Революция сильно повлияла на людей, на творчество писателей, во многом определила тематику и проблематику их произведений. Каждый писатель в зависимости от занимаемой им позиции, от отношения к революции по-своему описывал ситуацию, стремился дать оценку тому, какова роль русской интеллигенции в происходивших событиях. Но, несмотря на различные взгляды, на преобладавшее в определенное время отрицательное отношение к интеллигенции, несомненным было то, что, разрушая старые устои, традиции, отказываясь от вечных ценностей, не так легко утвердить новые идеалы, отвечающие только потребностям революции.

Проблема интеллигенции и революции

Начало XX века явилось переломной эпохой в судьбе России. Революция, Гражданская война изменили не только социально-политическую обстановку в стране, они сильно повлияли на мысли, настроения людей. Многие потеряли веру, опору в жизни. Все вокруг перевернулось с ног на голову. Человеку трудно было ориентироваться в безумном мире, где старые, существовавшие на протяжении столетий ценности разрушены, а новые еще не утверждены. Каждого затронули революционные события, и поэтому естественным было желание осмыслить происходящее. Большинство писателей

Похожие сочинения:

Проблема интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»Осенью 1946 года Борис Пастернак сообщал одному из своих постоянных адресатов: «Я уже говорил тебе, что начал писать большой роман.

Тема интеллигенции и революции в русской литературе 20 века (Б. Лавренев «Сорок первый», А. Толстой «Гадюка»)Тема » Интеллигенции и революции» является важной темой в произведениях писателей русской литературы 20 века. Перед представителями интеллигенции вставал острый.

Судьба интеллигенции в революции на примере романа А. Фадеева «Разгром»Читая роман А. Фадеева «Разгром», невольно задумываешься, кто больше нужен России: думающий, образованный, много знающий и понимающий человек или же.

«Дни Турбиных» — пьеса об интеллигенции и революцииБулгаков — воинствующий архаик в своих пристрастиях, и патриархальность, теплая и мирная, служила ему опорой. Особое обаяние роману сообщает его.

Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М. А. Булгакова (роман «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» и «Бег»)Михаил Афанасьевич Булгаков революцию октября 1917г. воспринял как переломное событие не только в истории России, но и в судьбах русской.

Проблема взаимоотношений интеллигенции и народа в «Конармии» И. Э. БабеляВ 1920 г. Бабель добровольно вступил в ряды Первой Конной армии и отправился на фронт. Основываясь на своих непосредственных впечатлениях.

Тема интеллигенции в революции («Дни Турбиных»)В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем «Дней Турбиных» друг М. Булгакова П. С. Попов писал: «»Дни Турбиных» —.

«Дни Турбиных» М. Булгакова — пьеса об интеллигенции и революцииВедущая тема «Дней Турбиных» — судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу здесь, в этой пьесе.

«Дни Турбиных» М. Булгакова — пьеса об интеллигенции и о революцииВ 1934 году в связи с 500-м спектаклем «Дней Турбиных» друг М. Булгакова П. Попов писал: «»Дни Турбиных» — одна.

Проблема нравственного выбора в годы революции и гражданской войны (по произведениям Фадеева, Булгакова и Шолохова)В прозе первых послереволюционных лет проявились в основном две мировоззренческие точки зрения: принятие и непринятие нового общественного строя. Новую власть.

Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это сложное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей.

Тема революции в творчестве русских писателейНачало 20 века в русской истории ознаменовано несколькими революциями (1905, 1917 гг.). Эти события стали поистине судьбоносными и поворотными —.

Базаров — представитель разночинной интеллигенции (по роману «Отцы и дети»)Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» отразил общественную атмосферу, сложившуюся накануне крестьянской реформы 1861 года, когда в России появилась.

Нравственные искания русской интеллигенции в XIX векеПроблема нравственных исканий русской интеллигенции в XIX веке изначально была связана с проблемой русского дворянства, осознания им своего места в.

Судьбы русской интеллигенции в творчестве А. П. ЧеховаНа мой взгляд, ведущей темой творчества А. П. Чехова является тема судеб русской интеллигенции, русского интеллигента, в частности. Принадлежа к.

Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях русской литературы (20-е годы XX века)Интеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из.

Судьба русской интеллигенции в русской литературе 20-х годов xx векаИнтеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из.

Отражение революции 1905 года в поэзии Иннокентия АнненскогоИскать в. лирике Анненского прямолинейно гражданственной было бы наивно. А. Федоров Душа поэта Анненского слишком нежна и тонка, чтобы создать.

Летописец революции и войныАлександр Александрович Фадеев — писатель, биография которого тесно связана с историей советского государства. Его юность опалена огнем революции и гражданской.

Отношение к революции 1917 года М. Горького, А. Блока и нашеЧто зовем мы началом, Часто это конец. Мы подходим к концу Начинать все сначала. Где конец — там начало. Т.

Проблемы интеллигенции в творчестве А. П. ЧеховаВ своих произведениях Чехов откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания — мера духовной.

Отражение революции в «Окаянных днях» И. А. БунинаВ своем дневнике, озаглавленном «Окаянные дни», Иван Алексеевич Бунин выразил свое резко отрицательное отношение к революции, свершившейся в России в.

Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, МаяковскогоОктябрьская революция стала знаковым событием в истории России 20 века. Она кардинально изменила не только строй, режим в стране, но.

Тема революции и гражданской войны в творчестве А. А. ФадееваРеволюция и гражданская война — слишком масштабные события, чтобы не быть отраженными в литературе, и редкий писатель, их переживший, никак.

Тема революции в творчестве Блока и МаяковскогоТакие поэты, как Блок и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революции 1905 года, периода жестокой.

Тема революции в поэзии В. МаяковскогоТеория учит нас тому, что есть два пути развития — эволюция и революция. Первый постепенен и медленен, второй — это.

Человек в огне революции (по романам А. Фадеева «Разгром» и И. Бабеля «Конармия»)Революция 1917 года и гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не отразиться в.

Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»«Белая гвардия» М. А. Булгакова — роман о судьбе русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны. В центре повествования.

Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать»)Долгое время советские идеологи хвалили создателя «Двенадцати» за «верное понимание и воспевание революции». Искренний в своем приятии и неприятии, А.

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»Поэма А. Блока «Двенадцать» была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в.

Интеллигенция и революция – сочинение

1. Б.Л.Пастернак и его “многострадальный” роман. “Доктор Живаго”.

2. Автор и его герои.

3. Проблема интеллигенции в эпоху революции. Сопоставление с “Разгромом” А.Фадеева.

4. Другие проблемы в романе.

5. Используемая литература.

Река художника еще всесильней

Со всех вещей смывает грязь и пыль,

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль.

Б.Л.Пастернак и его многострадальный “ Доктор Живаго”.

Наверно, ни одно писательское творение XX века не вызывало такого резонанса в мире, как роман Бориса Леонидовича Пастернака “Доктор Живаго”. Великий, считавшийся самым аполитичным, поэт стал политическим символом свободы и борьбы против подавления личности. Лидеры мировых держав включились в борьбу вокруг романа.

Пастернака обвиняли в том, что его книга “ клеветнически изображающая Октябрьскую революцию, народ, совершивший эту революцию, и строительство социализма в Советском Союзе, была поднята на щит буржуазной прессой и принята на вооружение международной реакцией”.

На обще московском собрании писателей в 1958 году обсуждалось “поведение Пастернака”, где был вылит ушат грязи на Бориса Леонидовича.

Оскорбления, типа – пасквилянт, сорняк, самовлюбленный эстет сыпались на писателя.

Во время травли люди забыли простую истину, – художник всегда имел право сказать то, что сказал: без оглядки на партию, на идеологию.

Пастернака исключили из Союза писателей.

Много позднее, спустя 30 лет В. Семичастный, бывший первым секретарем ЦК ВЛКСМ скажет: “ Что поделаешь – время – собрался пленум писателей – 500 человек. И ни один не защитил.… Хоть теперь некоторые говорят: “Я бы должен был пойти, не прикидываться больным и выступить против”.

Отмена позорного исключения поэта из Союза писателей стала общественным актом.

Диапазон оценок романа велик, что понятно, когда речь идет о произведении, не вписывающемся в привычный круг литературных представлений.

Сам Борис Леонидович считал свой роман первой настоящей работой.

“ Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорока пятилетие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного, как в идеале у Диккенса или Достоевского, – эта вещь будет выражением моих взглядов на жизнь человека в истории и на многое другое…”- писал Пастернак в письме Ольге Ивинской.

Читайте также:  Разрушение стереотипов (Возвращение забытых имен): сочинение

Борис Леонидович отдавал себе прямой отчет в том, что романом отныне круто менял весь маршрут своей жизни, свою судьбу, но у него вырвалось наружу “желание начать договаривать до конца…”

Пастернак ощущал неправедность своего спокойного существования в условиях тоталитарной власти и хотел эту несправедливость искупить

Создание романа – сознательная жертва – недаром первым из сочиненных стихов Юрия Андреевича – “Гамлет” насыщенно новозаветным смыслом. “Чашу сию” Пастернак выпил и именно поэтому был счастлив.

Автор и его герои .

Д.С.Лихачев уверен, что автор (Пастернак) пишет о самом себе, но пишет как о постороннем, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь, что жизнь Юрия Андреевича Живаго – это альтернативный вариант жизни самого Пастернака.

С этим можно не согласиться. Я считаю, что сам писатель был шире своего героя и в нем не уместился, понадобились и Гордон и Дудоров, и Лара и даже Симочка, которые в некоторых вопросах дополняли Живаго.

Но без сомнения, доктор Живаго – выразитель сокровенного, лирический герой

Пастернака, который и в прозе остался лириком.

Реальная биография Бориса Леонидовича не давала ему возможности высказать до конца всю тяжесть положения между двумя лагерями в революции.

В романе эта двойственность замечательно показана в сцене сражения между партизанами и белыми. Доктор Живаго ранит одного из юнцов Белой армии, а затем находит и у этого бойца и у убитого партизана один и тот же 90-й псалом, по представлениям того времени, оберегавший от гибели.

Живаго переодевает белого солдата в одежду партизана, выхаживает его, зная намерение парня после поправки вернуться в армию Колчака. Он лечит Человека.

Заслуживает внимания взгляд С. и В. Пискуновых на Лару, как на образ Жизни.

Не случайно, в момент сближения с Живаго она работает сестрой милосердия.

“Сестра моя – жизнь”- произведение Пастернака.

В ней гармоничное сочетание стихийности и культуры, тела и ума, раскованного самоутверждения и самоотрицания.

Проблема интеллигенции в эпоху революции. Сопоставление с “Разгромом” А.Фадеева.

Юрий Живаго – представитель русской интеллигенции. Причем он – интеллигент и по духовной жизни – поэт от Бога, и по профессии милосердной, человеколюбивой – врач; по неисчерпаемой душевности, “домашности внутреннего тепла” и по стремлению к независимости.

Юрий Андреевич воспитан наукой, искусством, укладом жизни прошлого века. Отсюда в романе столько скрытых и очевидных реминисценций из русской классической литературы. Они помогают понять героя, передать его мироощущения.

У него больше колебаний и сомнений, больше лирического отношения к событиям, чем ясных ответов и окончательных выводов. В этих колебаниях не слабость Живаго, а его интеллектуальная и моральная сила. У него нет воли, если под волей подразумевать способность без колебаний принимать однозначные решения, но в нем есть решимость духа не поддаваться соблазну однозначных решений, избавляющих от сомнений.

Пастернак стремился осмыслить проблему русской интеллигенции, привыкшей к мысли о самостоятельной ценности каждого мыслящего человека, интеллигенции, которая “отшатнулась от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи”.

Борис Леонидович Пастернак был не первым, кто отразил в своем произведении проблему интеллигенции в революции. Вспомним А. Фадеева и его “Разгром”. Ведь там тоже писатель показывает неприятие революции представителем интеллигенции. Но как различен подход к этой проблеме у двух авторов!

В “Разгроме” отряд Левинсона являет собой как бы “Ноев ковчег” революции, в котором место лишь избранным. В противовес им писатель воссоздает образы “лишних людей” революционной эпохи – это и “блаженный” Пика, и самодовольный Чиж, и безвольный Мечик. Последний является представителем “колеблющейся” интеллигенции, отброшенной ходом революции в политическое небытие. По определению Левинсона, Мечик – “никчемный пустоцвет” на фоне обновляющейся жизни.

Александр Фадеев воплотил в романе “левинсонскую” мудрость революции, что и определяет в конечном итоге авторские симпатии и антипатии.

В “Докторе Живаго” же Пастернак взглянул на события гражданской войны с позиции “неприсоединившегося” интеллигента.

“… революция там изображается вовсе не как торт с кремом. Почему – то ее принято изображать как торт с кремом…” – это из слов автора о своем романе.

Примечательно, что оба героя не прижились в отрядах, хотя попали туда они по разным обстоятельствам, да и отряды разительно отличаются друг от друга.

Мечик и Живаго сильно различаются и между собой: “Революционность” Павла напоминает скорее игру в революцию, стремление найти выход для накопившихся молодых сил, требующих “борьбы и движения”.

Юрий Андреевич – человек твердых убеждений, основу которых составляет взгляд на человека, как на высшую ценность жизни. Гуманистические принципы доктора ставят его выше того выбора, перед которым встает бессильный Мечик, включившийся в схватку, и не способный на жертвенность.

Живаго не принимает законы этой схватки, обрекающей народ на несчастья и лишения.

С этим связано определенное понимание героем своего долга, оказывающегося сильнее личных симпатий: доктор с одинаковой заботой выхаживает раненых партизан и Сережу Ранцевича, добровольца колчаковской армии, видя в них, прежде всего страдающих людей.

У Пастернак одна из центральных проблем романа – незащищенность творческой личности, проблема свободолюбивой, ответственной личности, утверждающей, а не разрушающей жизнь.

Оба писателя убеждают нас в том, что интеллигенция в 20-е годы “колебаться” могла только в сторону неприятия революции. Вот только характеры этого неприятия различны: один доказывает этим свою несостоятельность, другой, наоборот демонстрирует незыблемость своих взглядов.

“Разгром” написан на “горячем” материале недавних событий.

“Доктор Живаго”- с оглядкой на десятилетия, последовавшие за “триумфальным шествием” революции.

Имеем ли мы право не обращать внимания на этот взгляд?

События Октябрьской революции входят в Живаго так же, как входит в него сама природа. Он их воспринимает, как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы.

Чтобы понять отношение Пастернака к событиям, надо привести сцену из романа: Купив у мальчика – газетчика экстренный выпуск с правительственным сообщением из Петрограда “ об образовании Совета Народных Комиссаров, установлении в России советской власти и введением в ней диктатуры пролетариата”” Юрий Живаго, возвратясь домой, громко разговаривает:

“ Какая великолепная хирургия! ( Истинное восхищение врача) Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы…

… это небывалое, это чудо истории, это откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без внимания к ее ходу.… Это всего гениальнее”.

После восхищения берет свое реальная жизнь. Житейский дискомфорт иссушает Живаго, жестокость разгулявшейся красной партизанщины отталкивает его, причем отталкивает и жестокость белых. Отталкивает равнодушие новой власти к культуре.

Революция, гражданская война развязала “звериные инстинкты”, “общипала догола государство”.

Пренебрежение законностью, культ насилия, моральное одичание – все это идет оттуда.

Критически вглядываясь в происходящее, Живаго видит, что революционным переменам сопутствует пренебрежение духовными ценностями человека во имя материального равенства, растет владычество фразы, утрачивается вера в собственное мнение.

Революционный процесс разметал среду интеллигенции и в то же время вынес ее обломки на поверхность, помещая заурядных представителей этой среды выше, чем они заслуживали: что считалось заурядным, стало выглядеть исключительным.

Пастернак всегда был чужд чистоплюйства в поэзии. Революционные события предстали перед ним во всех их обнаженной сложности, и в своем романе он и показывает противоречия в эмоциональном понимании происходящего.

Живаго – образ интеллигенции, умирает в атмосфере “ отсутствия воздуха”.

На протяжении всего романа разразившаяся в стране революция будет постепенно “хоронить” Живаго.

“Доктор почувствовал приступ обессиливающей дурноты… Его не пропускали, на него огрызались… Он стал протискиваться через толпу на задней площадке, вызывая новую ругань, пинки и озлобление…”

Пастернак реализовал метафору – отсутствие воздуха. Еще А. Блок сказал, что Пушкина “убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его культура”.

А позже он скажет уже о себе: “… Поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем, жизнь потеряла смысл”.

Г ерои романа испытываются огнем русской революции, которую Пастернак считал поворотным событием в судьбах XX века. Они занимают по отношению к ней разные позиции – и в зависимости от занятой позиции складываются их судьбы.

Путь, который выбрал Живаго, не сулит побед в финале, не избавляет от ошибок, но только этот путь достоин человека – художника, человека – поэта. Юрий остается самим собой. За это, словно в восполнении реальной биографии, ему и дается возможность прожить свою идеальную судьбу в биографии духовной, воплощением которой становится тетрадь его стихотворений. Именно она завершает роман.

Другие проблемы в романе

Но было бы ошибкой считать роман Пастернака только повествованием об интеллигенции и революции.

Это произведение о смерти и бессмертии, вечных загадках бытия, кардинальных проблемах человеческого существования, которые обнажаются на разломах истории. “Доктор Живаго” – роман о потере идеала и о попытке обрести его заново, “напоминание о свете и гармонии в условиях мглы и вихря”.

Интересен взгляд Г. Гачева на роман Пастернака, – он рассматривает проблему и сюжет романа, как проблему Истории и Жизни.

“В XX веке История обнаружила себя как враг Жизни, Всебытия. История объявила себя копилкою смыслов и бессмертий. Многие оказываются сбиты с панталыку, верят науке и газете и сокрушаются. Другое – человек культуры и Духа: из самой истории он знает, что такие эпохи, когда водовороты исторических процессов норовят обратить человека в песчинку, не раз бывали (Рим, Наполеон). И он отказывается от участия в истории, самолично приступает к творчеству своего пространства – времени, создает оазис, где обитает в истинных ценностях: в любви, природе, свободе духа, культуры. Таковы Юрий и Лара.

История может себе позволить откладывать приход к истине, счастью. У нее в запасе бесконечность, а у людей определенный срок – жизнь. Среди сумятицы, человек призван проориентировать себя прямо на настоящее, в безусловных ценностях. Они ведь просты: любовь, осмысленный труд, красота природы, свободная мысль”.

“Доктор Живаго” – учебник свободы, начиная со стиля и кончая умением личности утвердить свою независимость от тисков истории, причем Живаго, в своей независимости не индивидуалист, не отвернулся от людей, он – доктор, он лечит людей, он обращен к людям.

“… Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как трава растет. Войны, революции, цари, Робеспьеры – это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи. Революции производят люди действенные, односторонние фанатика, гении самоограничения. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, много – годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшего к перевороту, как святыне”. – Эти размышления Живаго важны, как для понимания исторических взглядов Пастернака, так и его отношение к революции, к ее событиям, как некой абсолютной данности, правомерность появления которой не подлежит обсуждению.

“Доктор Живаго” – это роман также и о любви. Сложные взаимоотношения Лары и Юрия, когда перипетии революции и войны то соединяли, то разъединяли их, в чем – то похожи на взаимоотношения Кати и Рощина в трилогии А. Толстого “Хождение по мукам”. Но Толстой ставит историю выше любви, а Пастернак поставил историю любви выше истории, как таковой. И в этом принципиальное различие не только 2-х романов, но и 2-х концепций.

В своем итоговом произведении Борис Леонидович постарался высказать отношение по всем волновавшим его вопросам философии, этики, религии, искусства, не обходя и того вопроса, от которого “бегал” не только в творчестве, но и в интервью, не только до “Живаго”, но и после него – национального, еврейского.

Правда, Юрий, главный резонер авторских идей, хранит по этому поводу “великое молчание”. Даже в разговоре с Ларой которая переживает, не от одной ли головы ее сочувствие страдающим от погромов евреям, на ее вопрос, согласен ли он с Лариным недоумением, почему евреи так упрямо не хотят ассимилмроваться, Живаго, вопреки своей обычной словоохотливости, отвечает лишь: “Я об этом не думал. У меня есть товарищ, некий Гордон. Он тех же взглядов”.

Этот Миша Гордон, будущий соученик и друг Юрия, впервые появляется на страницах одиннадцатилетним мальчиком, когда становится свидетелем самоубийства старшего Живаго.

Какие же мысли одолевают ребенка? “С тех пор, как он себя помнил, он не переставал удивляться, как это при одинаковости рук и ног и общности языка и привычек можно быть не тем, что все, и притом чем-то таким, что нравится немногим и чего не любят? Он не мог понять положения, при котором, если ты хуже других, ты не можешь приложить усилий, чтобы исправиться и стать лучше. Что значит быть евреем? Для чего это существует? Чем вознаграждается или оправдывается этот безоружный вызов, ничего не приносящий, кроме горя? [. ] Миша постепенно преисполнился презрения к взрослым, заварившим кашу, которую они не в силах расхлебать”.

Таковы мысли второклассника Миши Гордона в год. Можно предположить, что это и а взгляды 70-летнего Бориса Пастернака шесть десятилетий спустя. Дело даже не в общеизвестном равнодушии поэта к собственному еврейскому происхождению. Достаточно того, что никакого другого подхода к еврейству в романе не предложено, тогда как этот методически развивается и углубляется как самим Гордоном, так, косвенно, и другими, незнакомыми с ним персонажами.

Гордон как человек, отказывающийся от своих национальных корней, непременно должен убедить себя, что эти корни никакой ценности не представляют и держаться за них – ошибка, причем не только для него, но и для всех единородцев. Поэтому ко всем существительным, которые можно было бы сопроводить прилагательным “еврейские” (будь то долг, борьба или страдание) Гордон без долгих рассуждений и попыток обоснования привешивает определения “непонятный”, “ненужная”, “бессмысленное”. То же касается и веры. “Урожденный” христианин спокойно почитает святость обоих заветов как Ветхого, так и Нового, и может вполне веротерпимо и уважительно относиться к иудаизму: Бог-то один, а в каких формах ему поклоняться это вопрос в большой мере традиции. Но Гордон должен обосновать хотя бы для себя свой переход из одной религии в другую, превосходство второй над первой. И тут извлекаются на свет идеи, изобретенные христианским средневековьем, да позже выброшенные за ненадобностью и теологической сомнительностью: “Как могли они [евреи] дать уйти от себя душе такой поглощающей красоты и силы [речь, разумеется, о Христе и Христианстве], как могли думать, что рядом с ее торжеством и воцарением они останутся в виде пустой оболочкиэтого чуда, им однажды сброшенной?”

“Увлечение” христианством у Гордона доходит до того, что он собирается переводиться из университета в Духовную академию, и Живаго справедливо догадывается, что толкает его к этому пресловутое желание перестать “быть не тем, что все, и чего не любят”.

В зрелые годы старания Гордона “усредниться” увенчались, наконец, успехом. Автору, похоже, не хочется уже тратить место и краски на иллюстрирование этой печальной метаморфозы, и он просто “от себя” сообщает о гордоновском “неумении свободно мыслить” и “бедствии среднего вкуса, которое, хуже бедствия безвкусицы”.

Читайте также:  Тема защиты природы в современной прозе (Распутин, Айтматов): сочинение

“Доктор Живаго” – роман об участи человека в истории. Образ дороги центральный в нем.

Фабула романа прокладывается, как прокладываются рельсы… петляют сюжетные линии, стремятся вдаль судьбы героев и постоянно пересекаются в неожиданных местах – как железнодорожные колеи.

“Доктор Живаго”- роман эпохи научной, философской и эстетической революции, эпохи религиозных поисков и плюрализации научного и художественного мышления; эпохи разрушения норм, казавшихся до этого незыблимыми и универсальными, это роман социальных катастроф.

1. Сост. Л.В. Бахнов, Л.Б.Воронин “Доктор Живаго” Б.Пастернака – (С разных точек зрения). -М. Советский писатель, 1990

2. Вильмонт Н.Н.О Б.Пастернаке: Воспоминания и мысли. -М. Советский писатель , 1989

3. Масленникова З.А.Портрет Б.Пастернака- М. Сов. Россия, 1990

4. Пастернак Е.Б. Б. Пастернак: Материалы для биографии. – М. Советский писатель,1989

5. Альфонсов В.Н.Поэзия Б. Пастернака – Л. Советский писатель,1990

6. Лютов В.Русские писатели в жизни – Урал LTD,1999

Проблема интеллигенции и революции

Начало XX века стало переломной эпохой в судьбе России. Революция, Гражданская война изменили не только социально-политическую обстановку в стране, они сильно повлияли на мнения, настроения людей. Многие потеряли веру, опору в жизни. Все вокруг перевернулось с ног на голову.

Человеку трудно было ориентироваться в безумном мире, где старые, существующие на протяжении столетий ценности разрушены, а новые еще не утверждены. Каждого коснулись революционные события, и потому естественным было желание осмыслить происходящее. Большинство писателей

Как творческие личности, они стремились дать оценку сложившейся в стране ситуации, когда были подняты многочисленные проблемы, когда люди оказались разделенными на два лагеря и их отношения стали строиться на основе выработанных новой эпохой законов, по принципу классовой ненависти и неприятия инакомыслящих.

Многие оказались словно выброшенными за борт, поэтому в работах писателей была поднята проблема «лишних людей» — тех, кто по своим убеждениям, воспитанию

Каждый писатель по-своему относился к событиям, которые происходят: кто-то писал на злобу дня, выполняя социальный заказ, прославляя новые ценности, кто-то, продолжая традиции «золотого века», хотел сохранить русскую культуру, они оценивали революцию с точки зрения вечных истин: добра и зла, справедливости, любви…

Часть писателей в своих книгах писали о бессмысленности происходящего. К ним относится И. Бабель. В «Конармии» он описывает Гражданскую войну, с которой мы знакомимся через восприятие главного героя — Кирилла Лютова.

Он был интеллигентом, и в новелле «Мой первый гусь» мы узнаем о том, как тяжело ему освоиться среди конных армейцев, относящихся неприветливо, враждебно к нему подобным. Они грубые, жестокие и, чтобы тебя приняли, надо быть такими же. Кириллу Лютову приходится отказываться от своих позиций, опускаться до уровня этих конармейцев, внутренне герой сильно переживает, но внешне он пытается сохранить хладнокровие.

Разве это нормально, когда человек ради того, чтобы остаться просто живым, должен поступаться своими принципами, превращаться в грубое, аморальное существо.

В новеллах «Письмо» и «Смерть Долгушева» И. Бабель пишет о страшной реальности, когда жестокость становится нормой жизни, когда брат убивает брата, сын — отца, отец — сына… Происходит переоценка ценностей: моральное делается аморальным, утверждается понятие нового гуманизма: для укрепления идеалов революции используются любые средства, человек получает право вершить судьбу другого, решать, может ли он жить или нет. Так, убивают раненого Долгушева.

Кириллу Лютову трудно принять окружающую действительность. В условиях нового времени интеллигент оказывается в двойственном положении, он раздваивается между требованиями реального мира и тем, что заложено в его душе. Герой Бабеля «ломается», уступает, хотя постоянно внутренне тяжело реагирует на все происходящие вокруг события. Автор сочувствует своему герою, для него страшна потеря нравственности.

Другое отношение к интеллигенции испытывает Фадеев. Он был писателем новой эпохи, участником революционных событий и событий Гражданской войны. В своем произведении Фадеев создает определенное настроение для понимания революции, утверждает идеалы нового гуманизма. В «Разгроме» явно ощущается его презрительное отношение к интеллигенции.

Он изображает Мечика человеком, внутренне готовым к предательству, слабой, несформировавшейся личностью и сравнивает с Морозко — сильным, уверенным в себе и своей позиции. Автор в образе Левинсона создает нового героя, непоколебимого, который превыше всего ставит дело. Положительным может быть только рабочий или крестьянин, интеллигент же является отрицательным героем. Фадеев относится к нему предвзято, в его понимании интеллигент не в состоянии честно служить революции.

Такое отношение писателя вызвано тем, что он оценивал человека с классовой, общественно-политической точки зрения.

Можно провести параллель между произведением Фадеева и Пастернака. В «Докторе Живаго» автор тоже поднимает проблему «лишнего человека», стремится понять, какова роль интеллигенции в событиях, которые происходят. Но Пастернак писал в пятидесятые годы, то есть у него была возможность посмотреть на случившееся как бы со стороны, более объективно.

Его отличает совершенно иное мировоззрение, он подходит к личности с общечеловеческих позиций, с точки зрения вечных ценностей. Его герой никому не доверяет и сам отвечает за совершенные поступки. Попав в плен, Юрий Живаго ведет себя благородно.

Он, несмотря на то, что не по собственной воле оказался в отряде, лечит раненых, исполняет врачебный долг. Война вызвала дисгармонию в душе героя, и в плену у него возникает желание переосмыслить все, что происходит с ним. Юрий Живаго возвращается к вечным истинам, которые были заложены в нем с самого рождения, с которыми он воспитывался.

Пастернак стремился показать то, что никакие потрясения не могут и не должны заставить человека отказываться от выработанных многими поколениями традиций, сбивать его со светлого пути истины.

О судьбе русской интеллигенции писал Булгаков. Он был свидетелем всего происходящего и понимал, что революция разрушит культуру России, потому что нанесет страшный удар по интеллигенции, являющейся носительницей старых традиций и олицетворяющей собой русскую культуру. Писатель с теплотой и симпатией описывает семью Турбиных. Их дом, несмотря на метель, мрак, символизирует успокоение, доброту, любовь.

Для Булгакова страшно, что это должно неизбежно погибнуть и что в хаосе и неразберихе могут не заметить потери самого ценного, ведь, умирая, интеллигенция несет с собой русскую культуру. Люди не задумываются о том, что очень трудно восстановить уничтоженное. Как будут жить новые поколения, если сметены старые основы жизни?

Этот вопрос писатель задает всем своим произведением. О причинах трагедии русской интеллигенции говорит герой пьесы «Дни Турбиных» Алексей Турбин: «Народ не с нами, он против нас». В изолированности носителей культуры видит Булгаков их трагедию.

Писатель глубоко переживает, что в России утрачиваются вечные ценности, традиции, которые передавались из поколения в поколение.

Дайджест:

Жертва революции характеристика образа Ефима Григорьевича Ефим Григорьевич — герой-рассказчик, называющий себя «жертвой революции». Он демонстрирует зажившие ссадины и царапины на ноге и рассказывает, что шесть лет назад «был задавлен революционным мотором». Служа полотером у графа. .

Трагедия интеллигенции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» показывает нам состояние интеллигенции в переломную эпоху. Революции, произошедшие в начале века, круто изменили тогда жизнь каждого отдельного человека. От революционных событий, как правило, ждут. .

Размышления о народе и интеллигенции в поэзии Блока Размышления о народе и интеллигенции в большей мере, чем многое другое, были связаны с приближением Блока к реальному содержанию русской общественной жизни начала XX века. Но в прозе Блока, как. .

Февральская революция Причины и поводы революции Февральская революция Причины и поводы революции Причинами революции стала вся масса стоявших перед российским обществом проблем, которые фактически не были решены после Пер­вой русской революции и значительно обострились в период. .

Восприятие революции в поэме «Двенадцать» Поэма «Двенадцать» была написана в январе 18 года. Блок говорил об этом времени: «… в последний раз отдался стихии». «Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами — и прислушивался. .

Тема революции в творчестве поэтов начала XX века 1. Значение революции как исторического события. 2. Революция, воплощенная в образах красноармейцев в поэме Блока «Двенадцать». 3. Поэтохроника Маяковского «Революция». События 1917 года всколыхнули всю Россию, перевернули все привычные представления. .

Музыка революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» 1. Становление поэта. 2. Грозная музыка революций. 3. Смерть поэта. Родившись в конце XIX столетия, А. А. Блок полностью относился к обществу старой русской интеллигенции. С раннего детства мальчик воспитывался. .

Изображение революции в русской литературе XX века Роман Фадеева «Рзгром» — талантливое произведение, художественное воплощение и развитие традиций Льва Толстого и Максима Горького. Роман посвящен событиям гражданской войны, но писателя волнуют не боевые действия, а внутренняя жизнь. .

Образ революции по поэме Двенадцать Каждая революция, социальный переворот случается не просто так. Для этого масштабного изменения в обществе обычно существуют свои причины и предпосылки. Как говорил в свое время истинный коммунист В. И. Ленин. .

ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ 20-х ГОДОВ «С детства я представляла гражданскую войну как схватку «хороших» красных с «плохими» белыми, — так начала свое сочинение выпускница 11-го класса. — В той сказке правда все­гда была на стороне. .

«Дюжина ножей в спину революции» краткое содержание Предисловие Здесь автор обосновывает мысль, что революция, это не ребенок, которого нужно защищать. Это молния, но мы же не будем защищать молнию, выходя на поле во время грозы! Автору революция. .

Отношение Есенина к революции и социальным идеям, политике больше­виков Какие изменения происходили в отношении поэта к революции и социальным идеям, политике больше­виков? Как это отразилось в творчестве? В первые послереволюционные месяцы поэт был полон энтузиазма, надеялся, что теперь осуществит­ся. .

Проблема осознания и выражения истины. По тексту Л. Н. Толстого Для того чтобы совершились самые великие и важные изменения в жизни человечества Человечество на протяжении многих столетий озадачивается вечными вопросами бытия. Собственный взгляд на данную проблему выражает русский мыслитель Лев Николаевич Толстой. Великий писатель размышляет над темой, связанной с осознанием истины и. .

Размышление на тему — Проблема заимствований в русском языке Любая эпоха в развитии языка отличается спецификой, но многое повторяется. Сейчас русский язык переживает очередной всплеск заимствований. Все эти брокеры и риел­торы, хэнд-мэйды и мейк-апы, блоги и шоп-туры видны не­вооруженным. .

На тему: Изображение войны в романе Проблема гуманизма Проблема гуманизма События в романе «Разгром» относятся к первой половине 1920-х годов. Это были первые годы после Октябрьской революции. А. А. Фадеев в своем произведении наглядно показал, как в этот. .

Проблема культуры и литературы по тексту Непомнящего Современное общество стоит на краю пропасти, которое захвачено нравственной деградацией. Люди усовершенствовали новый век телевидением, компьютерами, заменив этим книги, классику и всю культуру в целом. Волнующую всех нас проблему культуры. .

Семейная проблема. Родительский подвиг Известный российский писатель Е. И. Носов поднимает в тексте вопрос родительского подвига во имя спасения своих детей. Это вечная нравственная проблема. Еще в библейских притчах рассказывалось о том, как родители. .

Проблема взаимодействия природы и человека по тексту Г. Н. Троепольского В центре нашего внимания текст Гавриила Николаевича Троепольского, советского писателя, в котором описана проблема воздействия природы на человека. В тексте автор рассказывает своим читателям о красоте природы, которая вдохновляет главного. .

Проблема неугомонных людей. По тексту В. М. Пескова В невысоких горах около Дрездена тренировались альпинисты Писатель, журналист и путешественник В. М. Песков поднимает в своей статье проблему «неугомонных людей», их роли в жизни общества. Благодаря таким неравнодушным личностям мы обогащаемся знаниями. Тема «неугомонных» людей актуальна. .

Проблема морального обов’язку в творі «І мертвим, і живим…» Шевченка Є імена в нашій літературі, які ввібрали до себе живу душу народу, стали часткою його життя. Таким ім’ям для нас, українців, стало ім’я Тараса Григоровича Шевченка, чия поезія ось уже. .

Проблема подлинных и мнимых ценностей в рассказах А. П. Чехова Один из современников Чехова заметил, что по его рассказам можно восстановить жизнь России конца XIX века до мельчайших подробностей и разобраться в проблеме подлинных и мнимых ценностей. Антон Павлович Чехов. .

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В РОМАНЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ Оливера Твиста» Проблему воспитания можно называть одной из ведущих в английской литературе. И Чарльз Диккенс не был в этом первооткрывателем, но он нашел свой путь решения проблемы, показав лондонское дно без романтизации. .

Проблема социального устройства в романе Хаксли «О дивный новый мир» Олдос Хаксли — это выдающийся писатель ХХ века, творчество на протяжении десятилетий было «лакмусовой бумажкой» основных тенденций развития литературы Запада, общественной мысли вообще для мировой критики. Роман относится к направлению. .

Проблема «отцов и детей» в романе «Глазами клоуна» События романа происходят в Бонне, и поэтому атмосфера послевоенной жизни в ФРГ здесь представлена очень выпукло, хотя и дана только глазами главного героя. Потому границы изображения здесь несколько уже. В. .

Проблема смысла человеческой жизни в сборнике повестей Н. В. Гоголя «Миргород» 1. Общественно-политическая ситуация в стране. 2. Однообразная жизнь старосветских помещиков. 3. Героизм и самоотверженность казаков. 4. Искушенность Хомы. 5. Жалкое существование чиновников. В первой половине XIX столетия для представителей творческой. .

Проблема искусства в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции» Новелла Томаса Манна «Смерть в Венеции» — образец реалистической манеры письма, обогащенной модернизмом. Именно она помогла художнику художественно постигнуть и воплотить проблему без духовности тогдашнего искусства. В 1913 году, когда. .

Проблема счастья в пьесе И. П. Котляревского «Наталка Полтавка» Название пьесы Ивана Котляревского » Наталка Полтавка » стала крылатым выражением. Так образно довольно часто называют хороших девушек и сегодня. В чем же заключается магический секрет героини пьесы? Очень мало. .

Проблема вседозволенности В предложенном для анализа тексте В. П. Астафьев поднимает проблему вседозволенности. Именно над ней он и размышляет. Это проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека. Писатель раскрывает эту. .

Проблема русского характера на войне Война — одно из страшных событий в истории человечества. Она несет горе и страдания, разлуку и смерть. Вот о такой войне пишет Алексей Толстой, поднимая проблему русского характера. В качестве. .

Проблема и смысл жизни по рассказу Господин из Сан-Франциско Иван Алексеевич Бунин — великий русский писатель и поэт. Его рассказ «Господин из Сан-Франциско» по праву считается шедевром мировой литературы. Он относится к тому типу произведений, которые нельзя читать поверхностно. .

Проблема исторической памяти народа в поэзии Н. Вороного Имя Николая Вороного навсегда вписано в историю современной литературы. Он своей плодотворной деятельностью расширил горизонты творчества и поэтических взлетов. К сожалению, тридцать лет произведения М. Вороного не выдавались. Выдающегося мастера. .

Проблема миропонимания в искусстве. По тексту Ф. А. Искандера Давно замечено, что полная неграмотность нравственно выше полуграмотности Писатель Фазиль Искандер своим текстом заставляет задуматься над вопросами природы таланта и отражении личности творца в его произведении. Что движет художником в период творческого подъема? Искандер говорит, что «для всякого. .

Проблема «маленького человека» на страницах произведений Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского 1. Гуманность идей писателей XIX века. 2. Одинокий и беззащитный Акакий Акакиевич Башмачкин. 3. Мечтатели Ф. М. Достоевского. 4. Актуальность темы «маленького человека» в наше время. Дело в том, что. .

Читайте также:  Проблемы молодежи в современной литературе: сочинение

ЕГЭ по русскому языку. Проблема бережного отношения к культурному наследию Проблема бережного отношения к культурному наследию всегда оставалась в центре общего внимания. В тяжелый постреволюционный период, когда смена политического строя сопровождалась ниспровержением прежних ценностей, русские интеллигенты делали все возможное для. .

Проблема понимания истинного милосердия. По тексту Ф. Искандера Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская» В ритме современной жизни люди все чаще забывают проявлять милосердие к нуждающимся в поддержке и сострадании. Текст Фазиля Искандера как раз и является напоминанием нам о важности этой проблемы в. .

Проблема нравственной свободы в современной прозе Кто научился думать, того полностью Лишить свободы нельзя. Вл. Дудинцев. Не так уж часто встречаются книги, чтение которых составляет впечатление беседы с мудрыми и понимающими тебя собеседниками. Еще реже попадаются. .

Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений худож­ника и толпы? Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений худож­ника и толпы? В начале 7-й главы поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголь размышляет о взаимоотношениях художника и толпы. Автор сравнивает два типа. .

Проблема подвига, героизма и самоотверженности В предложенном для анализа тексте Ю. Я. Яковлев поднимает проблему подвига, героизма и самоотверженности. Именно над ней он и размышляет. Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека. .

Проблема благородства Что такое благородство — вот проблема, которую поднимает Ю. Цетлин. Этот нравственный вопрос, вызывавший полемику в прошлые века, толкавший на дуэли сотни хороших и плохих людей, актуален и по сей. .

Проблема уничтожения деревень в России по тексту Крупина Порой подчиненные бездумно выполняют приказы чиновников и обрекают деревни и села на уничтожение. И именно о проблеме деревень, стертых с лица Земли, рассуждает В. Н. Крупин. В своем рассказе писатель. .

Проблема интеллигенции и революции

Начало XX века явилось переломной эпохой в судьбе России. Революция, Гражданская война изменили не только социально-политическую обстановку в стране, они сильно повлияли на мысли, настроения людей. Многие потеряли веру, опору в жизни. Все вокруг перевернулось с ног на голову. Человеку трудно было ориентироваться в безумном мире, где старые, существовавшие на протяжении столетий ценности разрушены, а новые еще не утверждены. Каждого затронули революционные события, и поэтому естественным было желание осмыслить происходящее. Большинство писателей не могли не отразить случившееся в своих произведениях, потому что сами часто являлись участниками революций, свидетелями коренных изменений. Как творческие личности, они стремились дать оценку сложившейся в стране ситуации, когда были подняты многочисленные проблемы, когда люди оказались разделенными на два лагеря и их отношения стали строиться на основе выработанных новой эпохой законов, по принципу классовой ненависти и неприятия инакомыслящих.

Многие оказались словно выброшенными за борт, поэтому в работах писателей была поднята проблема “лишних людей” — тех, кто по своим убеждениям, воспитанию не мог согласиться с тем, что происходило вокруг. Интеллигенция чувствовала себя ответственной за Россию, за ее будущее, поэтому некоторые шли на сторону революции, искренне веря в то, что она поможет стране, другие, наоборот, разочаровывались, не принимали ее и стремились сохранить старые идеалы.

Каждый писатель по-своему относился к происходящим событиям: кто-то писал на злобу дня, выполняя социальный заказ, прославляя новые ценности, кто-то, продолжая традиции “золотого века”, желал сохранить русскую культуру, они оценивали революцию с точки зрения вечных истин: добра и зла, справедливости, любви.

Часть писателей в своих книгах писали о бессмысленности происходящего. К ним относится И. Бабель. В “Конармии” он описывает Гражданскую войну, с которой мы знакомимся через восприятие главного героя — Кирилла Лютова. Он был интеллигентом, и в новелле “Мой первый гусь” мы узнаем о том, как тяжело ему освоиться среди конармейцев, относящихся неприветливо, враждебно к ему подобным. Они грубы, жестоки и, чтобы тебя приняли, надо быть таким же. Кириллу Лютову приходится отказываться от своих позиций, опускаться до уровня этих конармейцев, внутренне герой сильно переживает, но внешне он пытается сохранить хладнокровие. Разве это нормально, когда человек ради того, чтобы остаться просто живым, должен поступаться своими принципами, превращаться в грубое, безнравственное существо. В новеллах “Письмо” и “Смерть Долгушева” И. Бабель пишет о страшной реальности, когда жестокость становится нормой жизни, когда брат убивает брата, сын — отца, отец — сына. происходит переоценка ценностей: моральное делается аморальным, утверждается понятие нового гуманизма: для укрепления идеалов революции используются любые средства, человек получает право вершить судьбу другого, решать, может он жить или нет. Так, убивают раненого Долгушева. Кириллу Лютову трудно принять окружающую действительность. В условиях нового времени интеллигент оказывается в двойственном положении, он раздваивается между требованиями реального мира и тем, что заложено в его душе. Герой Бабеля “ломается”, уступает, хотя постоянно внутренне тяжело реагирует на происходящие вокруг события. Автор сочувствует своему герою, для него страшна потеря нравственности.

Другое отношение к интеллигенции испытывает Фадеев. Он был писателем новой эпохи, участником революционных событий и событий Гражданской войны. В своем произведении Фадеев создает определенное настроение для понимания революции, утверждает идеалы нового гуманизма. В “Разгроме” явно ощущается его презрительное отношение к интеллигенту. Он изображает Мечика человеком, внутренне готовым к предательству, слабой, несформировавшейся личностью и сравнивает с Морозкой — сильным, уверенным в себе и своей позиции. Автор в образе Левинсона создает нового героя, непоколебимого, превыше всего ставящего дело. Положительным может быть только рабочий или крестьянин, интеллигент же является отрицательным героем. Фадеев относится к нему предвзято, в его понимании интеллигент не в состоянии честно служить революции. Такое отношение писателя вызвано тем, что он оценивал человека с классовой, общественно-политической точки зрения.

Можно провести параллель между произведением Фадеева и Пастернака. В “Докторе Живаго” автор тоже поднимает проблему “лишнего человека”, стремится понять, какова роль интеллигенции в происходивших событиях. Но Пастернак писал в пятидесятые годы, то есть у него была возможность посмотреть на случившееся как бы со стороны, более объективно. Его отличает совершенно другое мировоззрение, он подходит к личности с общечеловеческих позиций, с точки зрения вечных ценностей. Его герой никому не доверяет и сам отвечает за совершенные поступки. Попав в плен, Юрий Живаго ведет себя благородно. Он, несмотря на то что не по собственной воле очутился в отряде, лечит раненых, исполняет врачебный долг. Война вызвала дисгармонию в душе героя, и в плену у него возникает желание переосмыслить все, что творится с ним. Юрий Живаго возвращается к вечным истинам, которые были заложены в нем с самого рождения, с которыми он воспитывался. Пастернак стремился показать то, что никакие потрясения не могут и не должны заставить человека отказываться от выработанных многими поколениями традиций, сбивать его со светлого пути истины.

О судьбе русской интеллигенции писал Булгаков. Он был свидетелем всего происходящего и понимал, что революция I разрушит культуру России, потому что нанесет страшный удар по интеллигенции, являющейся носительницей старых традиций и олицетворяющей собой русскую культуру. Писатель с теплотой и симпатией описывает семью Турбиных. Их дом, [ несмотря на разыгравшуюся метель, на окутавший все мрак, символизирует успокоение, доброту, любовь. Для Булгакова страшно, что это должно неизбежно погибнуть и что в хаосе и неразберихе могут не заметить потери самого ценного, ведь, умирая, интеллигенция уносит с собой русскую культуру. Люди не задумываются о том, что очень трудно восстановить уничтоженное. Как будут жить новые поколения, если сметены старые основы жизни? Этот вопрос писатель задает всем своим произведением. О причинах трагедии русской интеллигенции говорит герой пьесы “Дни Турбиных” Алексей Турбин: “Народ не с нами, он против нас”. В изолированности носителей культуры видит Булгаков их трагедию. Писатель глубоко переживает, что в России утрачиваются вечные ценности, традиции, передававшиеся из поколения в поколение.

Революция сильно повлияла на людей, на творчество писателей, во многом определила тематику и проблематику их произведений. Каждый писатель в зависимости от занимаемой им позиции, от отношения к революции по-своему описывал ситуацию, стремился дать оценку тому, какова роль русской интеллигенции в происходивших событиях. Но, несмотря на различные взгляды, на преобладавшее в определенное время отрицательное отношение к интеллигенции, несомненным было то, что, разрушая старые устои, традиции, отказываясь от вечных ценностей, не так легко утвердить новые идеалы, отвечающие только потребностям революции.

Проблема интеллигенции и революции

Начало XX столетие Появилось переломной эпохой в доле России. Революция, Гражданская война изменили не только социально-политическую обстановку в стране, они сильно повлияли на мысли, настроения людей. Многие потеряли веру, сопротивления в жизни. Все вокруг перевернулось из ног на главу. Человеку тяжело было ориентироваться в сумасшедшей мире, где старые, существующие на протяжении веков ценности разрушенные, а новые еще не утвержденные. Каждого затронули революционные события, и потому естественным было желание осмыслить что происходит. Большинство писателей не могли не отбить то что произошло в своих произведениях, потому что самые часто были участниками революций, свидетелями коренных изменений. Как творческие личности, они стремились даты оценку сформированной в стране ситуации, когда были подняты многочисленные проблемы, когда люди оказались разделенными на два лагеря и их отношения стали строиться на основе произведенных новой эпохой законов, по принципу классовой ненависти и непринятия инакомыслящих

Многие оказались словно выброшенными чем борт, поэтому в роботах писателей была поднята проблема « лишних людей» – тех, кто по своим убеждениям, воспитанию не мог согласиться с тем, что происходило вокруг. Интеллигенция чувствовала себя ответственной за Россию, за ее будущее, поэтому некоторые шли на сторону революции, искренне веря в то, что она поможет стране, другие, наоборот, разочаровывались, не принимали ее и стремились сохранить старики идеалы

Каждый писатель по-своему относился к событиям, которые происходят: кто-то писал на злость дня, выполняя социальный заказ, прославляя новые ценности, кто-то, продолжая традиции « золотого столетия», желал сохранить российскую культуру, они оценивали революцию с точки зрения вечных истин: добрая и зла, справедливости, любви…

Часть писателей в своих книгах писали о бестолковости что происходит. К ним относится и. Бабель. В «Кинармий» он описывает Гражданскую войну, из которой мы знакомим через восприятие главного героя – Кирилла Лютова. Он был интеллигентом, и в новелле «Мой первый гусь» мы справимся о том, как тяжело ему освоиться среди кон армейцев, которые относятся неприветливо, враждебно к нему подобным. Они грубые, жестокие и, чтобы тебя приняли, надо быть таким же. Кирилови Лютову приходится отказываться от своих позиций, опускаться к уровню этих кон армейцев, внутренне герой сильно переживает, но извне он старается сохранить хладнокровие. Разве это нормально, когда человек ради того, чтобы остаться просто живым, должен уступать своими принципами, превращаться в грубую, аморальное существо

В новеллах «Письмо» и «Смерть Долгушева» и. Бабель пишет о страшной реальности, когда жестокость становится нормой жизни, когда брат убивает брата, сын – отца, отец – сына… происходит переоценка ценностей: моральное делается аморальным, утверждается понятия нового гуманизма: для укрепления идеалов революции употребятся любые средства, человек получает право вершить судьбу другого, решать, может он жить или нет. Так, убивают раненного Долгушева. Кирилови Лютову тяжело принять окружающую действительность. В условиях нового времени интеллигент оказывается в двойственном положении, он раздваивается между требованиями реального мира и тем, что заложено в него душе. Герой Бабеля «ломается», уступает, хотя постоянно внутренне тяжело реагирует на все, что происходит вокруг события. Автор сочувствует своему герою, для него страшная потеря нравственности. Другое отношение к интеллигенции подвергает испытанию Фадеев. Он был писателем новой эпохи, участником революционных событий и событий Гражданской войны. В своем произведении Фадеев создает определенное настроение для понимания революции, утверждает идеалы нового гуманизма. В «Разгроме» явным образом ощущается его презрительное отношение к интеллигенту. Он изображает Мечика человеком, внутренне готовым к предательству, слабой, не сформированной личностью и сравнивает с Морозко – сильным, уверенным в себе и своей позиции. Автор в обиде Левинсона создает нового героя, непоколебимого, выше всего ставит дело. Положительным может быть только рабочий или крестьянин, интеллигент же является негативным героем. Фадеев относится к нему предубежденно, в него понимании интеллигент не в состоянии честно служить революции. Такое отношение писателя вызвано тем, что он оценивал человека из классовой, общественно-политической точки зрения

Можно провести параллель между произведением Фадеева и Пастернака. В «Докторе Живаго» автор тоже поднимает проблему «лишнего человека», хочет понять, какая роль интеллигенции в событиях, которые происходили. Но Пастернак писал в пятидесятые года, то есть у него была возможность посмотреть на то, что произошло как бы со стороны, более объективно. Его отличает совсем другое мировоззрение, он подходит к личности из общечеловеческих позиций, с точки зрения вечных ценностей. Его герой никому не доверяет и сам отвечает за совершенные поступки. Попав в плен, Юрий Живаго ведет себя благородно. Он, несмотря на то что не по собственной воле оказался в отряде, лечит раненых, выполняет врачебный долг. Война вызвала дисгармонию в душе героя, и в плену у него возникает желание переосмыслить все, что творится с ним. Юрий Живаго возвращается к вечным истинам, которые были заложены в нем из самого рождения, с которыми он воспитывался. Пастернак стремился показать то, что никакие потрясения не могут и не должны заставить человека отказываться от произведенных многими поколениями традиций, сбивать его со светлого пути истины

О судьбе российской интеллигенции писал Булгаков. Он был свидетелем всего что происходит и понимал, что революция разрушит культуру России, потому что нанесет страшный удар по интеллигенции, что является носительницей старых традиций и олицетворяет собой российскую культуру. Писатель с теплотой и симпатией описывает семью Турбиних. Их дом, несмотря на метель, которая разыгралась, на мрак, который окутал все,, символизирует успокоение, доброту, любовь. Для Булгакова страшно, что это должное неизбежно погибнуть и что в хаосе и путанице могут не заметить потери самого ценного, ведь, умирая, интеллигенция несет с собой российскую культуру. Люди не задумываются о том, что очень тяжело восстановить уничтоженное. Как будут жить новые поколения, если сметенные старые основы жизни? Этот вопрос писатель задает всем своим произведением. О причинах трагедии российской интеллигенции говорит герой пьесы «Дни Турбиних» Алексей Турбин: «Народ не с нами, он против нас». В изолированности носителей культуры видит Булгаков их трагедию. Писатель глубоко переживает, что в России теряются вечные ценности, традиции, которые передавались из поколения В поколение

Революция сильно повлияла на людей, на творчество писателей, во многом определила тематику и проблематику их произведений. Каждый писатель в зависимости от тронутой им позиции, от отношения до революции по-своему описывал ситуацию, стремился даты оценку тому, какая роль российской интеллигенции в событиях, которые происходили. Но, несмотря на разные взгляды, на негативное отношение, которое преобладало в определенное время, к интеллигенции, несомненным было то, что, разрушая старые основания, традиции, отказываясь от вечных ценностей, не так легко утвердить новые идеалы, которые отвечают только потребамреволюций.

Ссылка на основную публикацию
×
×