Эдмон Ростан (1868—1918): сочинение

Эдмон Ростан (1868—1918): сочинение

РОСТАН, Эдмон (Rostand, Edmond – 01.04.1868, Марсель, – 2.12.1918, Париж) – французский драматург и поэт, член Французской академии с 1901 г.

Родился в семье чиновника. Получил юридическое образование. Первые литературные попытки Ростана были чрезвычайно раВНОобразными. Он с одинаковым подъемом последовал реалистов, романтиков, представителей «хорошо сделанной пьесы» и др. Замысел первого драматического произведения Ростана (пьеса о карлистами, 1883) свидетельствует о попытке юного литератора продолжить героико-романтическую линию пьес В. Гюго. Смерть Гюго Ростан воспринял как потерю последнего великого романтика, как символ упадка романтизма. Поэтому в период работы над пьесой о карлистами романтические тенденции в творчестве Ростана временно отошли на второй план. Писатель увлекся театром марионеток, и этот интерес сказался на двоактовій комедии «Ґіньйоль» («Guignol», 1885). Однако, нарушая традицию, Ростан соединил в образе Ґіньйоля сразу две маски (лирического любовника и верного сообразительного слуги). Так сформировались предпосылки для развития тенденции, которая впоследствии будет побуждать драматурга к разрушению канона театра марионеток, к борьбе против маріонетковості символистского театра и создания драмы героических характеров.

В эссе «Двое романистов Прованса: Опора Д’Юрфе и Эмиль Золя» («Deux romanciers de Provence. Honore d’Urte et Emile Zola», 1887) P. впервые высказывает мнение о том, что писатель должен, отбросив крайности сентиментального и натуралистического изображения действительности, синтезировать лучшие черты этих противоположных тенденций, «в равной мере присущих национальному духу» французов. Однако мнение о синтез, которая прозвучала в эссе, на то время еще не стала творческим принципом Ростана.

В 1890 г. писатель издал сборник романтических стихов «Шалости музы» («Les Musardises») и написал небольшую стихотворную пьесу «Два Пьеро, или Белый ужин» («Les Deux Pierrots, ou le Souper-blanc»), в которой ему впервые удалось гармонично совместить развлекательную увлекательность с поэтичностью. Здесь Ростан снова использовал опыт театра масок, позаимствовав из этой драматической традиции своих персонажей; Коломбину и двух Пьеро. Но в этой пьесе уже чувствуется разрушения театра масок и принципа маріонетковості общем с помощью расщепления маски Пьеро на два внутренне антагонистических образы, которые внешне остаются вполне тождественными. Писатель поднимает проблемы оптимизма и пессимизма, условного и реального; в пьесе отчетливо прослеживается формирование таких черт поэтической драмы, как параллелизм, контраст, диалектика комического и трагического, внешнего и внутреннего – эти художественные особенности будут играть ведущую роль в зрелой творчества Ростана.

Комедия «Романтики» («Les Romanesques», 1891) стала знаменательным этапом в становлении неоромантической метода писателя и овладении им жанра поэтической драмы. Ростан пытается совместить черты романтической поэтической драмы с атрибутами водевиля в стиле школы «хорошо сделанной пьесы». Главной проблемой пьесы стала проблема значение романтики в жизни. Героев комедии трудно назвать самостоятельными характерами, это скорее образы-идеи: Персіне и Сільветта олицетворяют тип людей, для которых романтика – превыше всего; зато их родители, Бергамен и Паскіно, придерживаются совершенно противоположных взглядов – здравый смысл для них весит больше за романтику. Страфорель, который помогает родителям в осуществлении их планов в отношении детей, сочетает крайности обеих тенденций: как «романтик», он гораздо более смелый и изобретательный, чем Персіне и Сільветта, но к жизни он относится даже более серьеВНО, чем здравомыслящие Бергамен и Паскіно. В «Романтиках» Ростан художественными средствами воссоздает конфликт между романтическими иллюзиями и духом практицизма. Писатель считает, что этого конфликта можно избежать, и предлагает своеобразную «программу действий»: романтические натуры должны учитывать реальность, а с другой стороны – прозу жизни надо умеренно раВНОобразить романтикой.

В драме «Принцесса Мечта» («La Princesse lointaine», 1895) Ростан отошел от концепции «Романтиков». Веселость уступила место определенном дидактизмові, ироничный взгляд на жизнь – приподнятом трактовке мира и человека. В «Принцессе Мечте» исследователи отмечают тенденцию к превращению стихотворной драмы в «драматическую поэму». От стихотворного описания того или иного события, случая, комической ситуации Ростан переходит к созданию поэтической модели мира. Сюжет этой драмы основывается на легенде о любви средневекового трубадура Жофруа Рюделя к тріполітанської принцессы Меліссінди. Сочетание истории и легенды сделало для Ростана воплощение идеи о нераздельность мечты и действительности, одновременно создавая иллюзию реальности мира, который поэт изобразил в пределах условностей неоромантической театра.

В «Принцессе Мечте» человек не противостоит, а гармонично сливается с окружающей действительностью. Характеры главных героев (Рюдель, Бертран, Меліссінда) построены с помощью сочетания идеальных и материальных рис. Эти персонажи кажутся психологически противоречивыми, сложными образами. Психологизм Ростана связан с класицистською традиции в той ее интерпретации, которая была присущей неокласицистській и неромантичній течениям в конце XIX ст. Прежде всего это проявляется в подчеркнутом антиісторизмі изображения психологии персонажей: она не имеет ничего общего с Средневековьем, чувства героев утонченные, рафинированные и осовремененные.

В пьесе «Самаритянка» («La Samaritaine», 1897) Ростан развивает библейский сюжет об обращении Иисусом Христом грешной самаритянки. Этот сюжет был особенно приемлемым для развертывания неромантичної концепции учитывая то. что в образе Иисуса писатель мог изобразить идеального героя. Ростан не изолирует его от мира людей. Наоборот, личность Христа определяется гармоничным сочетанием двух элементов: идеального и материального. Неконфликтность этих антагонистических стихий в образе Иисуса Ростан объясняет тем, что его идеальный герой осознал синтетическую природу человека и мира, который его окружает. Христос приходит в дисгармоничный мир, чтобы открыть тайну великой гармонии. Первым тайну Иисуса, по сюжету, суждено постичь самаритянці Фотини. Под влиянием встречи с Христом характер Фотіни не меняется, происходит лишь осознание того, что даже в грешной любви есть частичка любви к Богу. Осознав это, Фотина смогла уподобиться идеальном герою пьесы, познать нераздельность земного и небесного, идеального и материального, а следовательно – возвестить Христово учение жителям Сихема. Благодаря изменению сознания героини кажется, что изменился и весь мир. Эта мысль является краеугольным камнем неоромантической представление о приоритете героя над обстоятельствами. В пьесе Ростана герой сам формирует обстоятельства, его влияние на внешний мир играет решающую роль.

1897-1903 гг. – период теоретического осознания и утверждения неоромантичних принципов в драматургии Ростана. В тогдашней Франции сложилось угрожающее политическое положение. Вспышка шовинизма, вызванный «делом Дрейфуса», достиг кульминационной точки. Именно при таких условиях французская публика впервые увидела героическую комедию Ростана «Сирано де Бержерак» («Cyrano de Bergerac», 1897) – своеобразный, полный гуманистического пафоса, новаторское произведение, вошедший в золотой фонд литературы для театра.

Сначала замысел комедии не имел ничего общего с фигурой французского писателя и мыслителя XVII в. Сирано де Бержерака. Однако исторический Сирано значительной мере соответствовал тому типовые человека, который был объектом художественных поисков Ростана. Закономерно, что писатель нашел своего героя именно в эпохе абсолютизма, ведь реалии той эпохи привели к появлению такого типа личности. Сирано де Бержерак – это человек, который бросает вызов всем законам общества, выступая против всякой регламентации, что подавляет и уничтожает индивидуальность.

В комедии Ростана человек предстает как слияние, синтез противоположных стихий. Главным способом типизации становится сочетание и гиперболизация полярных качеств личности. Так, Кристиан красив, но глуп; в Роксаны чрезмерно развитый ум, зато спят чувства и т. д. Тот же принцип Ростан взял за основу, создавая образ Сирано де Бержерака. Главный герой пьесы – поэт и воин, его остроты и веселые выходки граничат с шутовством, но иногда он бывает сентиментальным. Сирано – герой и мужественный человек, но в любви он весьма робкий, его слова возвышенные и прекрасные, но лицо уродливое и смешное. Противоречивые черты героя синтезируются, обогащают друг друга, создавая чрезвычайную – как на такие противоречия – целостность характера.

Однако не только личные качества Сирано определяют общий колорит этого образа: он сросся с ростанівським миром и не может существовать вне его. Свободолюбие Сирано воплощается в лозунге «Быть самим собой». Но в комедии никому не удается быть самим собой, и это, по мнению Ростана, заказано пагубным влиянием общества на личность. Не избежал такого влияния и Сирано. Одним из существенных моментов пьесы становится компромисс Сирано с обществом: гениальный человек отказывается от своей сущности в угоду вкусам и идеалам общества, но чувствует себя счастливой, только снова став сама собой. Именно так следует понимать соглашение Сирано с Кристианом, которого Роксана полюбила за его отродясь. Союз красавца Кристиана и прекрасного душой Сирано стал олицетворением идеала Роксаны, позірним триумфом гармонии. Однако такое воплощение идеала является искусственным, оно непременно причинит боль всем троим героям. Лишь в финале пьесы утверждается новая гармония. Для этого Роксана должна была коренным образом измениться, отбросить свой бывший неземной идеал и научиться видеть в жизни настоящую красоту, даже лед маской уродства. Видеть в действительности идеал – вот главная мысль пьесы.

Синтетический характер этой идеи сказался : на композиции произведения, это особенно заметно в особенностях жанра «героической комедии». Первое действие, что происходит в Бургундском отеле, еще не содержит завязки и поэтому выполняет функции своеобраВНОго пролога, увертюры, концентрируя основные темы, освещенные в драме. Ростан пользуется приемом «театра в театре», чтобы у зрителя появилось ощущение максимальной насыщенности пространства пьесы. У драматурга «театр – это мир». Ростан представляет все социальные слои: от общественного дна до фактического главы государства – кардинала. Решение проблемы пространства как реального, объективного и одновременно поэтического, субъективного, способного концентрироваться и расширяться, «живого» пространства (здесь стоит хотя бы вспомнить о поединке Сирано с пространством конце пятого акта) заметнее параллельным существованием двух потоков времени: бытового, описывающий повседневную жизнь, и музыкального, что воспроизводит внешний мир как отражение внутреннего мира Сирано. Синтезуючий характер первого действия оказался также и в сочетании героического, комического и лирического стихий в единое целое.

Зато вторая, третья и четвертая действие призваны развить каждую из этих стихий в частности. Во втором акте, который построен параллельно к первому и является его полной противоположностью, Ростан рассматривает комический аспект мира. Однако именно на фоне действия-пародии, согласно закону романтического контраста, драматург подает эпизод признания в любви Роксане в любви к Кристиану. Веселый и беззаботный мир отодвигает Сирано на второй план, не замечая его внутренней драмы. Ведущей стихией третьего акта становится лиризм, который достигает кульминации в сцене под Роксаниним балконом, когда Сирано от имени Кристиана проиВНОсит страстный монолог влюбленного. Четвертое действие, в котором говорится об осаде Арраса и битву с испанцами, раскрывает героическую тему, подчеркивая героический аспект мира. Это действие приобретает поистине эпического масштаба, ведь все персонажи проявляют здесь свой героизм. События, о которых идет речь в пятом акте, происходят через пятнадцать лет – эта часть драмы призвана подытожить, по-новому синтезировать содержание всей пьесы. Именно здесь наиболее отчетливо и красноречиво звучит мнение о том, что идеал существует в самой действительности. Эта идея перекликается с основополагающим принципом Сирано: быть самим собой. Следует ценить в человеке те качества, которые присущи именно ей, а не кому-то другому. Следовательно, становится очевидным, что идеалом Ростана есть личность, свободная от общественных пут и предрассудков.

Громкий успех пришелся на долю следующей пьесы Ростана – «Орленок» («L’Aiglon», 1900). Драматург написал это произведение специально для исполнительницы ролей Меліссінди и Фотіни – выдающейся французской актрисы Сары Бернар. Роль Фламбо, солдата наполеоновской гвардии, который пытается организовать побег сына Бонапарта из Австрии, должна была принадлежать первому исполнителю роли Сирано де Бержерака К. Б. Кокленові. Причиной оживленных споров, которые велись вокруг этой пьесы, стали не так ее художественные достоинства, как объективно выражены в «Орленке» националистические настроения французской буржуазии, возвеличивание наполеоновской легенды, которая в конце XIX в. приобрела крайне реакционного окраску. Бонапартистське фон – неотъемлемая и важная часть произведения. Образ Наполеона и его героической жизни играет весьма существенную роль в структуре пьесы: рядом с драматическим настоящим, с миром обыденности предстает эпическая прошлое, которое олицетворяет мир «идеальных ценностей». Ростан, разделив поэтический мир пьесы на мир прошлого и современности, придерживается принципа единства мира и героя, согласно которому макрокосм является увеличенным отражением микрокосма, то есть законы внутреннего мира человека и поэтического Вселенной – тождественны (в «Сирано де Бержеракові» Ростан отчасти пренебрег этим принципом). Следовательно, в образе главного героя сочетаются как бы два существа, а гармония противоположностей теряется. Ростан подчеркивает, что в эпическом прошлом битвы были зримыми, зато теперь они происходят в душе и победы в этих битвах оказываются не в пышных церемониях, богатстве, общей почете, а в сохранении внутреннего благородства, чести, в праве уважать самого себя. Это одна из ведущих идей пьесы. Орленок одерживает победу лишь ценой собственной жизни, поскольку его внутренний конфликт нельзя решить иначе.

Читайте также:  Человек в тоталитарном государстве (по произведениям русских писателей 20 века): сочинение

В 1901 p. Ростан был избран в состав Французской академии вместо покойного драматурга А. де Борнье. В 1903 г. состоялся официальный вступление Г. к академии. Во время торжественной церемонии писатель произнес Речь по случаю избрания в академию» («Discours de reception a l’academie»), которая по традиции была посвящена предшественнику новоизбранного академика. Борнье был одним из первых французских неоромантиків, именно поэтому необходимость традиционных дифирамбов в его адрес не противоречила осмыслению задач французского неоромантической театра. В своей речи Г. изложил неоромантическую концепцию мира, человека и искусства.

Образ провинциального городка Люнель, в котором родился Борнье, стал для Ростана концентрированным выражением мнения о том, что даже в самых обыденных явлениях мира можно найти поэтические, романтические черты. В отличие от «Принцессы Грезы» или «Самаритянки», в которых мир действительности сразу был экзотическим, легендарным, в образе Люнеля писатель окружает ореолом значимости и романтичности современное загумінкове городок.

В ростанівській концепции личности существенным представляется сочетание двух ведущих, по мнению писателя, черт человеческой натуры: героизма и способности мечтать. Эти черты, сочетаясь в разных вариациях, формируют ряд человеческих типов: собственно герой, который совершает разные подвиги, прежде всего моральные; его антипод – «герой панаша», который за эффектной позой лишь скрывает свою «буржуазную благоразумие», и, наконец, «герой в душе». «Герой панаша» и «герой в душе» характерны прежде всего для концепции «нового» романтического героя, ведь им может стать каждый человек.

В своей речи Ростан уделил особое внимание проблеме определения задач художественного творчества. По мнению писателя, драматическое искусство должно учить людей верить в иллюзию. Однако пробуждение воображения зрителя – не самоцель, оно должно сделать возможным выполнение второй задачи искусства – нравственного воспитания людей. Обе задачи гармонично взаимодействуют, если на сцене воплощается возвышенная мечта.

Третий, заключительный, период творчества Ростана (1900 – 1910-е гг.) связан с постепенным разочарованием драматурга в неоромантичній концепции. Почти десять лет продолжалось творческое молчание Ростана, от большинства замыслов новых произведений он отказывался еще на начальной стадии («Дон Кихот», «Полишинель», «Колокола»).

Среди всех созданных в это время произведений драматург полностью завершил лишь один – стихотворную пьесу «Шантеклер» («Chanteclsf, 1910).

Главная проблема произведения – место поэта в мире. Изображенное в пьесе птицы становится символико-аллегорическим образом мира людей. В центре этого мира оказывается настоящий поэт – петух Шантеклер, выдающийся мастер пения. Раскрытие тайны его искусства – это раскрытие новой эстетической программы Ростана. Прежде всего оказывается, что тело Шантеклера идеально подходит для пения. Вторая часть тайны Шантеклера заключается в том, что он чувствует свою связь с землей. Гармония микрокосма сочетается с гармонией Вселенной. И, наконец, последняя тайна Шантеклера – в идеализме, в вере в свою особую миссию, в то, что своим пением он будит утренний зарю. Даже когда Курица-Цесарка коварно разрушает эту иллюзию, заставив Шантеклера пропустить восход солнца, он все равно находит аргументы для того, чтобы еще сильнее утвердиться в своей вере. Здесь драматург обнаруживает противоречивость своей позиции: с одной стороны, в пьесе едва ли не самое широкое развивается идея синтеза противоположностей в мире и человеке, связана с поисками «синтетического метода» и «синтетического жанра», не ограниченных никакими новейшими эстетическими доктринами, а с другой – образ Шантеклера находится в трагическом конфликте с обществом (которое, в свою очередь, противопоставлено гармоничной природе). Поэтому идея синтеза приобретает характерных черт компромисса: нужно не обращать внимания на действительность, утверждаться в идеализме, веря в свое высокое призвание, даже если жизнь опровергает эту иллюзию.

Творчество Ростана завершается драматической поэмой «Последняя ночь Дон Жуана» (1911-1914; опубл. 1921). Эта пьеса является своеобразным идейным антиподом «Самаритянки». Сначала мир и Дон Жуан находятся в полной гармонии. Однако их единство обманчива, и от эпизода к эпизоду кажущееся единство меняется обнажением острого конфликта, раздора между человеком и всем, что ее окружает. Дон Жуан выступает как псевдоромантичний герой. Насмехаясь над ним, Ростан прощается со своей неоромантичною концепцией мира и человека.

Путь Ростана-драматурга был весьма сложным, в процессе эволюции его творческого метода случались крутые повороты. Однако его литературное наследие отражает общий путь развития и становления неоромантизма во Франции. «Сирано де Бержерак» стал кульминацией этого движения. Зато «Последняя ночь Дон Жуана» создавалась непосредственно перед Первой мировой войной, в период, когда неоромантизм уже падал.

Ростан сделал весьма весомый вклад в развитие французской драматургии. Он возродил романтические традиции и жанр поэтической драмы, в его творчестве отчетливо прозвучали патриотические мотивы. Ростан создал героические характеры, персонажи его пьес утверждают идеи гуманизма, высокой морали, рыцарского благородства.

2. 072. Эдмон Ростан

2.072 Эдмон Ростан
(1868—1918)

Мы не знаем точно, сколько трагедий написал Гомер, достаточно одной «Илиады», чтобы причислить его к величайшим поэтам человечества. О Ростане, жившем сто лет назад, мы знаем несравненно больше, знаем все, что он написал, но одного лишь «Сирано де Бержерака» достаточно, чтобы его имя осталось жить в веках рядом с Гомером, также как Бержераку суждено занять место рядом с Ахиллесом.

И как гомеровский герой подменил собой реального грека, наводившего ужас на троянцев, точно так же поступил и с поэтом, утопистом и дуэлянтом XVII в., «демоном храбрости» Савиньеном де Сирано де Бержераком герой Ростана.

Заодно литературный Сирано своей шпагой перечеркнул и всё прочее, что написал его создатель. «Что за комиссия, Создатель?» — вправе задать риторический вопрос поэт.

Мы не сравниваем здесь двух поэтов.
Избави нас от этого Бог!
Разве можно сравнивать двух поэтов?
Ведь каждый из них в чем-то бог.

Эдмон Ростан родился 1 апреля 1868 г. в Марселе в семье интеллигентов, близко знакомых с литературными знаменитостями того времени. Море, океанские суда, солнце Прованса дали будущему поэту широту и глубину, а его сочинениям свежесть и яркость. В доме часто собиралась элита, почитавшая и знавшая литературу Прованса. После их споров мальчик зачитывался поэзией трубадуров и пьесами французских романтиков, мечтал о благородных героях и о театре.

Вскоре семья перебралась в Париж, и отец, видевший сына успешным адвокатом, отдал Эдмона в коллеж Святого Станислава. Ростан зачитывал драматургов-классиков и пьесы Гюго и Мюссе до дыр. Карьера юриста была не по нему. Не для него была роль велеречивого адвоката — это так, уровень бессловесного слуги, он мечтал о центральной роли драматурга! Правда, одно дело мечты, а другое — реальность.

Первая пьеса «Красная перчатка» получилась откровенно слабой. И хоть ее поставил театр Клюни, это был всего-навсего реверанс в сторону начинающего драматурга, подкупившего скорее своей молодостью, нежели зрелым мастерством.

В двадцать лет самолюбие (особенно уязвленное) не порок. Оно помогло поэту после окончания колледжа создать новую комедию «Два Пьеро, или Белый ужин», а еще и сборник стихотворений «Шалости музы».

Жизнь в Париже располагала к светским усладам, но Эдмон не только услаждал себя литературными салонами, художественными выставками и приятными знакомствами, но и познал соль и горечь литературного труда. Благо, не надо было зарабатывать на хлеб, и природа подарила ему удивительно легкий язык и скорую руку. Слава о молодом виртуозе пера разошлась по столице.

Знакомство с очаровательной поэтессой Роземондой Жерар завершилось благополучной женитьбой. Супруге, посвятившей себя Эдмону, Ростан посвятил свой поэтический дар. «Любовь — это сон упоительный. », «Кто в жизни раз хотя б узнал мечту, / Тому вернуться к пошлости уж трудно» и т.п. Роземонда стала его музой, и об этом знал не только поэт, но и весь Париж — тогда стремление к популярности было не меньше, чем сегодня. Впрочем, они всю жизнь писали друг другу пылкие поэтические послания о неразделенной вечной любви.

Написав ироничную комедию «Романтики», Ростан не спешил увидеть ее на сцене. Только через три года, в 1894 г. ее поставил театр Комеди Франсез. Пьеса покорила публику. А на следующий год была создана «Принцесса Греза», посвященная Роземонде.

Пьеса о принесенной в жертву любви послужила автору наброском к героической комедии «Сирано де Бержерак». Идею написать пьесу о незаслуженно забытом Сирано подсказал Ростану писатель Шарль Нодье. До «Сирано» драматург успел опубликовать «Самаритянку» — пьесы он пек, как блины.

Премьера «Сирано» состоялась в парижском театре Порт-Сен-Мартен 28 декабря 1897 г. при огромном стечении публики. В заглавной роли блистал выдающийся французский актер Коклен-старший, которому и была посвящена пьеса. И зрители, и критики были в восторге. Это был триумф романтического театра и мастерства поэта. Даже недруги писали о том, что Ростан совершил чудо. Еще бы, Сирано стал примером настоящего героя, умного и смелого правдолюбца.

Постановка «Сирано» принесла Ростану славу и деньги. Он стал одним из самых известных европейских драматургов. Роскошный особняк в центре Парижа и вилла в Пиренеях, домашние концерты и великосветские приемы — были всего лишь дешевыми атрибутами славы. Поэт как был доступен для всех, так и остался в центре общественной жизни французской столицы. В своих письмах, статьях и стихах он призывал пересмотреть дело Дрейфуса, помочь грекам в их борьбе против турецкой агрессии, а бурам в их борьбе за независимость.

Интересом к героическому прошлому своего народа была пронизана пьеса Ростана «Орленок», поэтическая драма о судьбе сына Наполеона. Эта пьеса была необычайно популярна в начале XX в. Ростану везло с актерами. Впрочем, и он сам был не промах. «Орленка» Эдмон написал специально для знаменитой Сары Бернар. И хотя актрисе шел 56-й год, автор не сомневался в том, что она достоверно сыграет роль 20-летнего герцога Рейхштадтского.

Премьера спектакля 15 марта 1900 г. завершилась тридцатью вызовами на бис. Ростан в это время болел, ему был сделан специальный «театрофон», и он слушал пьесу по телефону. Героическая драма Ростана поразила 9-летнего Шарля де Голля, во многом определив его будущую судьбу.

В 1903 г. Ростан был выбран во Французскую Академию.

Светская жизнь, тем не менее, отрывала драматурга от творческого труда. Следующую свою пьесу он завершил лишь в 1910 г. Это была сатирическая комедия «Шантеклер», использовавшая приемы басни о животных — аллегория о назначении искусства. Пьеса, в которой автор с блеском продолжил линию Эзопа и Лафонтена, поставленная в театре Порт-Сен-Мартен, с треском провалилась. Признание к ней пришло после смерти автора, причем признание, вполне заслуженное.

Читайте также:  Разрушение стереотипов (Возвращение забытых имен): сочинение

Сегодня герой пьесы, петух Шантеклер является национальным героем и любимцем детей и взрослых. Его именем названы музей, улицы, отели, рестораны во Франции.

Свою литературную карьеру Ростан закончил книгой патриотических стихов, написанных в годы империалистической войны — «Полет Марсельезы» — она вышла в 1919 г.

В последние годы жизни писатель тяжело болел.

Умер Эдмон Ростан 2 декабря 1918 г. в Париже.

В каждой следующей постановке «Сирано» в любом году и любом месте Бержерак в финале пьесы, в какой уже раз, выхватит шпагу и станет наносить удары невидимым врагам — лжи, подлости, клевете — и умрет со шпагой в руке. Кончина поэта была прозаична, но он остался для нас навсегда альтер-эго своего главного героя.

«Смерть — единственная вещь, которая больше слова, ее обозначающего».

Несмотря на то, что герои Ростана боролись с отвлеченной пошлостью и лицемерием и обличали «неправду», вовсе не задевая основ буржуазного общества, драматург снискал самую широкую популярность среди всех слоев общества во всех странах. В России постановки пьес Ростана пользовались неизменным успехом. Принцесса Греза, как заметили многие русские критики, навсегда вплыла на золотой галере Врубеля в сегодняшнюю Москву, а Сирано прописался на театральных подмостках нашей страны.

Почти все произведения Ростана на русский язык замечательно перевела Т.Л. Щепкина-Куперник, заметившая, что их автор все стороны своей жизни поворачивал к солнцу.

В 1908—1909 гг. М.И. Цветаева, влюбленная в «мученика Рейхштадтского», героя «Орленка» сделала русский перевод пьесы, к сожалению, не сохранившийся.

Эдмон Ростан — краткая биография

1) Род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью.

Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О’Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.

Эдмон Ростан родился 1 апреля 1868 года в Марселе.

Произведения Эдмона Ростана

Орлёнок (1900). Драма, 6 актов;

Шантеклер (Певец зари) (1904). Драма, 4 акта;

1) Драматическое представление для театрального представления.

Красная перчатка (1888). Водевиль;

1) В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. Девять муз (дочери Зевса, покровительствовавшие наукам, искусствам).

2) Источник поэтического вдохновения (обычно олицетворяемый в образе женщины).

Ода музыке (1890). Поэзия;

Два Пьера или белый ужин (1890). «Комедия в стихах для поднятия занавеса», 1 акт;

Романтики (1894). Комедия, 3 акта;

Последняя ночь Дон Жуана (1911). Пьеса;

Полёт марсельезы (1915). Стихи о войне;

Принцесса Греза (1895). 4 акта.

Эдмон Ростан скончался 2 декабря 1918 года в Париже.

Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме 🙂

И чуть ниже оставьте комментарий.

Вступайте в группы, чтобы не пропустить новости:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя.

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Эдмон Ростан (Edmond Rostand) [1868–1918]

Эдмон Ростан (Edmond Rostand) [1868–1918]

Сирано де Бержерак

(Cyrano de Bergerac)

Героическая комедия (1897)

В театре — премьера, в главной роли — посредственный актер Монфлери. Но поэт и бретер, гасконец Сирано де Бержерак, запретил этому «пустейшему из шутов» появляться на сцене, и, едва в заде раздается грозный голос Сирано, актер трусливо убегает со сцены. В возмещение ущерба за сорванный спектакль Сирано великодушно отдает свои последние деньги директору театра. Желая проучить Сирано, несколько щеголей-дворян начинают подшучивать над Сирано. Объектом насмешек служит нос гасконца — не блещущий красотой Сирано является обладателем огромного носа. Но на их жалкие остроты Сирано отвечает блистательным монологом о носах, затем дает одному нахалу пощечину, а другого вызывает на дуэль. Как истинный поэт, он дерется, одновременно декламируя поэму о своем поединке, и на глазах у восхищенных зрителей попадает в противника «в конце посылки».

Публика расходится. Сирано печален — он влюблен в свою кузину, остроумную красавицу Роксану, но, зная, сколь он некрасив, Сирано даже не помышляет о взаимности. Неожиданно появляется дуэнья Роксаны. Она передает Сирано желание своей хозяйки встретиться с ним завтра. В сердце Сирано вспыхивает безумная надежда. Он назначает свидание в кондитерской поклонника муз Рагно.

Вбегает вечно пьяный поэт Линьер и сообщает, что «по дороге к дому» его подстерегает сотня наемных убийц. Обнажив шпагу, Сирано идет его провожать.

К Рагно, кондитеру, обожающему поэтов, приходит Сирано. Рагно расспрашивает его о вчерашнем сражении: весь Париж только и говорит что о доблести Сирано, сразившегося с целой бандой наемных убийц и разогнавшего их. Но Сирано не расположен говорить о себе: в ожидании Роксаны он пишет ей письмо — признание в любви.

Приходит Роксана. Она сообщает кузену, что полюбила красавца Кристиана де Невиллета. Потрясенный Сирано робко пытается намекнуть, что избранник ее может оказаться «глупей барана», но Роксана не верит ему. Кристиан получил назначение в полк гасконских гвардейцев, где служит Сирано. «Меня вчера ужасно напугали рассказами о том, как к новичкам жесток гасконский ваш отряд…» — говорит она, и просит Сирано стать покровителем Кристиана. Сирано соглашается.

Собираются гвардейцы; они требуют рассказа Сирано о вчерашнем сражении. Сирано начинает, но какой-то красавчик новичок постоянно вставляет в его рассказ слово «нос», которое в полку произносить запрещено. Гвардейцы, зная вспыльчивый нрав Сирано, перешептываются: «Его изрубит он в куски!»

Сирано требует оставить их одних. Когда все выходят, он обнимает удивленного Кристиана. Узнав, что Сирано — двоюродный брат Роксаны, Кристиан умоляет простить его за все «носы» и признается, что любит его кузину. Сирано сообщает, что чувства Кристиана нашли отклик в сердце девушки и она ждет от него письма. Просьба Роксаны пугает Кристиана: он из тех, «чьи речи не умеют» в девицах «возбудить любовь, затронуть их мечты». Сирано предлагает Кристиану стать его умом и для начала дает ему письмо, написанное им к Роксане, но еще не подписанное, Кристиан соглашается и ставит свое имя. Вошедшие гвардейцы, ожидающие увидеть фарш из Кристиана, несказанно удивлены, застав противников мирно беседующими. Решив, что «демон стал смирней ягненка», один из них произносит слово «нос» и тут же получает от Сирано пощечину.

Письмами Сирано Кристиан завоевывает любовь капризницы Роксаны. Она назначает ему ночное свидание. Стоя под балконом, Кристиан что-то невразумительно лепечет, и Роксана уже готова уйти. На помощь влюбленному красавцу приходит Сирано. Спрятавшись среди листвы, он шепчет упоительные слова любви, громко повторяемые Кристианом. Завороженная стихами Сирано, Роксана соглашается подарить возлюбленному поцелуй.

Любви Роксаны также добивается могущественный граф де Гиш, командующий полком, где служат Сирано и Кристиан. Де Гиш посылает к Роксане капуцина с письмом, где просит у нее свидания перед уходом на войну. Роксана же, читая письмо, изменяет его содержание и убеждает монаха, что в нем содержится приказ обвенчать ее с Кристианом де Невиллетом. Пока святой отец совершает брачный обряд, Сирано, надевши маску, разыгрывает из себя безумца, чтобы задержать де Гиша. Наконец процедура завершена, и усталый Сирано отбрасывает ненужную более маску. Убедившись, что он обманут, разъяренный де Гиш приказывает Сирано и Кристиану немедленно отправляться в казарму: на рассвете полк выступает в поход. «До брачной ночи им довольно далеко. » — насмешливо добавляет он, глядя на Кристиана, заключившего в объятия Роксану.

Передовая. Полк гасконских гвардейцев со всех сторон окружен неприятелем. Солдаты голодают. Сирано всеми силами старается поддержать в них бодрость духа. Сам он, без ведома Кристиана, каждое утро пробирается через вражеские посты, чтобы отправить очередное письмо Роксане: Кристиан обещал писать ей каждый день…

Неожиданно в лагерь приезжает Роксана; слова «я еду к другу сердца!» служили ей паролем, и неприятель пропустил ее карету. Обнимая изумленного Кристиана, Роксана признается: его «письма дивные» преобразили ее, и если сначала «в легкомыслии своем» она полюбила его за красоту, то теперь она «увлечена» «красотою незримой»: «Осталась бы верна своей любви, когда б, по мановенью жезла какой-нибудь волшебницы, исчезла вся красота твоя. » Кристиан в ужасе: признание Роксаны означает, что она любит не его, а Сирано. Кристиан рассказывает обо всем Сирано и собирается признаться Роксане в своем обмане. Перед Сирано вновь мелькает призрак счастья. Но неприятельская пуля сражает Кристиана, и он умирает на руках Роксаны, не успев ей ничего сказать. На груди у него Роксана находит прощальное письмо, написанное от имени Кристиана отчаявшимся Сирано. Горе Роксаны беспредельно, и благородный Сирано решает сохранить тайну Кристиана.

Прошло десять лет. Роксана живет в монастыре и носит траур. Раз в неделю, всегда в одно и то же время, ее навещает Сирано — сообщает ей последние новости. Поэт беден, он нажил себе множество врагов, и вот однажды «страшное бревно упало вдруг с окна и голову разбило там проходившему случайно Сирано». Несчастье случается в тот день, когда Сирано обычно посещает Роксану.

Роксана удивлена — Сирано опаздывает впервые. Наконец появляется смертельно бледный де Бержерак. Выслушав шутливые упреки кузины, он просит ее разрешить ему прочесть прощальное письмо Кристиана. Забывшись, он начинает читать его вслух. Роксана в изумлении смотрит на Сирано: на улице совсем стемнело… Тут она наконец понимает, какую роль добровольно играет Сирано вот уже десять дет… «Так почему же вы сегодня вдруг решили сломать секрета своего печать?» — в отчаянии вопрошает она. Сирано снимает шляпу: голова его обвязана. «В субботу, сентября шестнадцатого дня, поэт де Бержерак убит рукой злодея», — насмешливым тоном произносит он. «О, Боже! Я всю жизнь любила одного, и дорогое это существо теперь вторично я теряю!» — ломая руки, восклицает Роксана. Сирано же, выхватив шпагу, начинает наносить удары невидимым врагам — лжи, подлости, клевете и умирает со шпагой в руке.

Эдмон Ростан (1868—1918): сочинение

Ростан, Эдмон (Rostand, Edmond) (1868-1918)

Французский писатель: поэт, драматург. Родился Эдмон Ростан 1 апреля 1868 года в Марселе (провинция Прованс, Франция). Детство Эдмона Ростана прошло в Марселе. «В гостеприимном доме родителей будущего поэта часто собирались представители местной интеллигенции. Здесь бывали знаменитые тогда поэты Мистраль и Обанель, мечтавшие о возрождении древней провансальской культуры. В доме постоянно разгорались споры о литературе Прованса». (А.Михайлов, «Драматургия Эдмона Ростана»)

После переезда семьи в Париж, Эдмона отдали учиться в коллеж Святого Станислава для получения юридического образования, но карьера адвоката, о которой мечтал его отец, Эдмона не интересовала. Уже в коллеже Эдмон Ростан, увлекавшийся пьесами Виктора Гюго и Альфреда де Мюссе, решил стать драматургом.

«По окончании коллежа Ростан остался в Париже. Благосостояние семьи позволило ему вести жизнь светского денди, посещать литературные салоны и художественные выставки, всецело посвятить себя литературе. [. ] В пору своих первых литературных успехов Ростан познакомился с молодой поэтессой Роземондой Жерар, несколько экзальтированной и романтически настроенной красавицей, которая стала его женой. Отныне Роземонда принимала участие во всех творческих делах Ростана, ее пленительные черты можно различить в героинях его произведений, ей он посвятил свою пьесу «Принцесса Греза». Роземонда стала его музой, вдохновительницей его книг, первым их пристрастным судьей. [. ] Эдмон и Роземонда обменивались пылкими любовными посланиями, охотно читали их в салонах, вписывали в альбомы друзей. Здесь многое было от позы, многое – данью моде или стремлением к популярности. Но, несомненно, поэт был искренен в своих стихах, обращенных к жене, ибо искренность в любви ценилась им очень высоко, и ею он наделил всех своих героев.»(А.Михайлов, «Драматургия Эдмона Ростана»)

Первый настоящий успех пришел к Эдмону Ростану в 1894 году после постановки его комедии «Романтики» на сцене парижского театра Комеди Франсез (Comedie Francaise). Еще большую славу и деньги принесла Ростану постановка пьесы «Сирано де Бержерак» в декабре 1897 года. Эдмон Ростан «поселился в роскошном особняке в центре Парижа, устраивал домашние концерты и великосветские приемы, собирал произведения искусства, путешествовал, построил виллу в Пиренеях. Он стал модной знаменитостью.»(А.Михайлов, «Драматургия Эдмона Ростана»). В 1903 году Эдмон Ростан был выбран во Французскую Академию (в некоторых источниках указан 1901 год). Умер Эдмон Ростан 2 декабря 1918 года в Париже.

Библиография
Произведения Эдмона Ростана

Среди произведений Эдмона Ростана – стихи, драмы, комедии.

  • «Красная перчатка» (1888; первая пьеса Эдмона Ростана. Первая постановка – зимой 1888 года в парижском театре Клюни)
  • «Два Пьеро, или Белый ужин» (1889; комедия)
  • «Шалости музы» (Les Musardises; 1890; сборник стихотворений)
  • «Романтики» (Les Romanesques; 1891; комедия в стихах. Первая постановка – в 1894 в парижском театре Комеди Франсез [ Comedie Francaise ]. Первый настоящий успех Эдмона Ростана)
  • «Принцесса Грёза» (La Princesse lointaine; 1895; драма в стихах. По мотивам средневековой легенды XII века о любви трубадура Джауфре Рюделя [ ок. 1140-1170] к принцессе Мелиссанде, жившей в Триполи. Первая исполнительница роли Мелиссанды – знаменитая Сара Бернар. Первый перевод пьесы на русский язык – в 1896; автор перевода – Т.Л. Щепкина-Куперпик. Первая постановка пьесы в России – 4 января 1896 года на сцене театра “Литературно-артистического кружка” в бенефис Л.Б. Яворской; пьеса имела большой успех, но К.С. Станиславскому не понравилась.)
  • «Самаритянка» (La Samaritaine; 1897; драма в стихах; в основе сюжета – один из эпизодов из Нового Завета)
  • «Сирано де Бержерак» (Cyrano de Bergerac; 1897; героико-романтическая комедия. Герой пьесы – Савиньен де Сирано де Бержерак [ Savinien de Cirano de Bergerac; 1619-1655 ] – французский поэт, драматург и философ, выбравший карьеру военного. Первая постановка пьесы – 28 декабря 1897 года в парижском театре Порт-Сен-Мартен; в России пьеса была впервые поставлена в 1898. Первый исполнитель роли Сирано де Бержерак – Коклен-старший [1841-1909]. Первый перевод пьесы на русский язык – в 1898 в приложении к журналу «Театр и Искусство»; автор перевода – А. Федоров)
  • «Орлёнок» (L’Aiglon; 1898-1899; драма. Первая постановка пьесы – 15 марта 1900 года в театре Сары Бернар. В основе сюжета – судьба юного герцога Рейхштадтского, сына Наполеона I и Марии-Луизы.)
  • «Шантеклер» (Chantecler; 1908-1910; сатирическая комедия, пьеса-аллегория о правде в искусстве; действие разворачивается на птичьей ферме. Первая постановка пьесы – в феврале 1910 в парижском театре Порт-Сен-Мартен; первая постановка в России – весной 1910 на сцене Петербургского Малого театра. Первый перевод пьесы на русский язык – в 1910; автор перевода – Т.Л. Щепкина-Куперпик.)

Эдмон Ростан (Edmond Rostand) 1868-1918

Сирано де Бержерак (Cyrano de Bergerac)

Героическая комедия (1897)

В театре — премьера, в главной роли — посредственный актер Монфлери. Но поэт и бретер, гасконец Сирано де Бержерак, запретил этому «пустейшему из шутов» появляться на сцене, и, едва в заде раздается грозный голос Сирано, актер трусливо убегает со сцены. В возмещение ущерба за сорванный спектакль Сирано великодушно от­дает свои последние деньги директору театра. Желая проучить Сира­но, несколько щеголей-дворян начинают подшучивать над Сирано. Объектом насмешек служит нос гасконца — не блещущий красотой Сирано является обладателем огромного носа. Но на их жалкие ост­роты Сирано отвечает блистательным монологом о носах, затем дает одному нахалу пощечину, а другого вызывает на дуэль. Как истинный поэт, он дерется, одновременно декламируя поэму о своем поединке, и на глазах у восхищенных зрителей попадает в противника «в конце посылки».

Публика расходится. Сирано печален — он влюблен в свою кузи­ну, остроумную красавицу Роксану, но, зная, сколь он некрасив, Си­рано даже не помышляет о взаимности. Неожиданно появляется

дуэнья Роксаны. Она передает Сирано желание своей хозяйки встре­титься с ним завтра. В сердце Сирано вспыхивает безумная надежда. Он назначает свидание в кондитерской поклонника муз Рагно.

Вбегает вечно пьяный поэт Линьер и сообщает, что «по дороге к дому» его подстерегает сотня наемных убийц. Обнажив шпагу, Сира­но идет его провожать.

К Рагно, кондитеру, обожающему поэтов, приходит Сирано. Рагно расспрашивает его о вчерашнем сражении: весь Париж только и го­ворит что о доблести Сирано, сразившегося с целой бандой наемных убийц и разогнавшего их. Но Сирано не расположен говорить о себе:

в ожидании Роксаны он пишет ей письмо —- признание в любви.

Приходит Роксана. Она сообщает кузену, что полюбила красавца Кристиана де Невиллета. Потрясенный Сирано робко пытается на­мекнуть, что избранник ее может оказаться «глупей барана», но Рок­сана не верит ему. Кристиан получил назначение в полк гасконских гвардейцев, где служит Сирано. «Меня вчера ужасно напугали расска­зами о том, как к новичкам жесток гасконский ваш отряд. » — го­ворит она, и просит Сирано стать покровителем Кристиана. Сирано соглашается.

Собираются гвардейцы; они требуют рассказа Сирано о вчераш­нем сражении. Сирано начинает, но какой-то красавчик новичок по­стоянно вставляет в его рассказ слово «нос», которое в полку произносить запрещено. Гвардейцы, зная вспыльчивый нрав Сирано, перешептываются: «Его изрубит он в куски!»

Сирано требует оставить их одних. Когда все выходят, он обнима­ет удивленного Кристиана. Узнав, что Сирано — двоюродный брат Роксаны, Кристиан умоляет простить его за все «носы» и признается, что любит его кузину. Сирано сообщает, что чувства Кристиана нашли отклик в сердце девушки и она ждет от него письма. Просьба Роксаны пугает Кристиана: он из тех, «чьи речи не умеют» в девицах «возбудить любовь, затронуть их мечты». Сирано предлагает Кристиа­ну стать его умом и для начала дает ему письмо, написанное им к Роксане, но еще не подписанное, Кристиан соглашается и ставит свое имя. Вошедшие гвардейцы, ожидающие увидеть фарш из Кристиана, несказанно удивлены, застав противников мирно беседующими. Решив, что «демон стал смирней ягненка», один из них произносит слово «нос» и тут же получает от Сирано пощечину.

Письмами Сирано Кристиан завоевывает любовь капризницы Роксаны. Она назначает ему ночное свидание. Стоя под балконом,

Кристиан что-то невразумительно лепечет, и Роксана уже готова уйти. На помощь влюбленному красавцу приходит Сирано. Спрятав­шись среди листвы, он шепчет упоительные слова любви, громко по­вторяемые Кристианом. Завороженная стихами Сирано, Роксана соглашается подарить возлюбленному поцелуй.

Любви Роксаны также добивается могущественный граф де Гиш, командующий полком, где служат Сирано и Кристиан. Де Гиш посы­лает к Роксане капуцина с письмом, где просит у нее свидания перед уходом на войну. Роксана же, читая письмо, изменяет его содержа­ние и убеждает монаха, что в нем содержится приказ обвенчать ее с Кристианом де Невиллетом. Пока святой отец совершает брачный обряд, Сирано, надевши маску, разыгрывает из себя безумца, чтобы задержать де Гиша. Наконец процедура завершена, и усталый Сирано отбрасывает ненужную более маску. Убедившись, что он обманут, разъяренный де Гиш приказывает Сирано и Кристиану немедленно отправляться в казарму: на рассвете полк выступает в поход. «До брачной ночи им довольно далеко. » — насмешливо добавляет он, глядя на Кристиана, заключившего в объятия Роксану.

Передовая. Полк гасконских гвардейцев со всех сторон окружен неприятелем. Солдаты голодают. Сирано всеми силами старается поддержать в них бодрость духа. Сам он, без ведома Кристиана, каж­дое утро пробирается через вражеские посты, чтобы отправить оче­редное письмо Роксане: Кристиан обещал писать ей каждый день.

Неожиданно в лагерь приезжает Роксана; слова «я еду к другу сердца!» служили ей паролем, и неприятель пропустил ее карету. Об­нимая изумленного Кристиана, Роксана признается: его «письма див­ные» преобразили ее, и если сначала «в легкомыслии своем» она полюбила его за красоту, то теперь она «увлечена» «красотою незри­мой»: «Осталась бы верна своей любви, когда б, по мановенью жезла какой-нибудь волшебницы, исчезла вся красота твоя. » Кристиан в ужасе: признание Роксаны означает, что она любит не его, а Сирано. Кристиан рассказывает обо всем Сирано и собирается признаться Роксане в своем обмане. Перед Сирано вновь мелькает призрак счас­тья. Но неприятельская пуля сражает Кристиана, и он умирает на руках Роксаны, не успев ей ничего сказать. На груди у него Роксана находит прощальное письмо, написанное от имени Кристиана отча­явшимся Сирано. Горе Роксаны беспредельно, и благородный Сирано решает сохранить тайну Кристиана.

Прошло десять лет. Роксана живет в монастыре и носит траур. Раз в неделю, всегда в одно и то же время, ее навещает Сирано — сообщает ей последние новости. Поэт беден, он нажил себе множест­во врагов, и вот однажды «страшное бревно упало вдруг с окна и го­лову разбило там проходившему случайно Сирано». Несчастье случается в тот день, когда Сирано обычно посещает Роксану.

Роксана удивлена — Сирано опаздывает впервые. Наконец появ­ляется смертельно бледный де Бержерак. Выслушав шутливые упреки кузины, он просит ее разрешить ему прочесть прощальное письмо Кристиана. Забывшись, он начинает читать его вслух. Роксана в изум­лении смотрит на Сирано: на улице совсем стемнело. Тут она нако­нец понимает, какую роль добровольно играет Сирано вот уже десять дет. «Так почему же вы сегодня вдруг решили сломать секрета свое­го печать?» — в отчаянии вопрошает она. Сирано снимает шляпу:

голова его обвязана. «В субботу, сентября шестнадцатого дня, поэт де Бержерак убит рукой злодея», — насмешливым тоном произносит он. «О, Боже! Я всю жизнь любила одного, и дорогое это существо теперь вторично я теряю!» — ломая руки, восклицает Роксана. Сира­но же, выхватив шпагу, начинает наносить удары невидимым вра­гам — лжи, подлости, клевете и умирает со шпагой в руке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
×
×