Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи: сочинение

Доклад: Художественное своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ “ПУТЕШЕСТВИЯ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ” И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПЕРЕДОВУЮ МЫСЛЬ ЭПОХИ

Для многих поколений русских читателей имя Радищева окру­жено ореолом мученичества: за написание “Путешествия из Петер­бурга в Москву” автор был приговорен к смертной казни, заменен­ной Екатериной II десятью годами высылки в Сибирь. Ее преемни­ки на троне восстановили Радищева в правах, однако он не изме­нил своих взглядов и, не найдя к ним сочувствия со стороны влас­тей, в 1802 году покончил с собой. Для русской революционной ин­теллигенции XIX века он стал легендарной фигурой, в его взглядах видели радикальный гуманизм и глубину в раскрытии социальных проблем российского общества конца XVIII века. После революции 1917 года доморощенные литературоведы-марксисты увидели в Ра­дищеве даже зачинателя социализма в России и первого русского материалиста, однако в этих более чем смелых суждениях они явно шли по стопам В. И. Ленина, который поставил Радищева “первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского народа чувство национальной гордости”. Чтобы заново вернуть Радищева современному русскому читателю, требуется снять с его имени слой за слоем идеологическую и прочую шелуху и попытаться беспри­страстно оценить его философские взгляды, литературное и поэти­ческое творчество.

Хотя Радищев писал стихи, поэмы, а также сочинил философ­ский трактат “О человеке, его смертности и бессмертии”, в памяти потомков он остался всего лишь автором “Путешествия из Петер­бурга в Москву”. Это сочинение получило весьма нелестную харак­теристику у А. С. Пушкина, который написал, что оно “причина его несчастья и славы, есть очень посредственное произведение, не гово­ря даже о варварском слоге”, У Пушкина, который по праву счита­ется создателем русского литературного языка, были достаточно веские основания для столь сурового приговора. Однако вспомним, что Пушкин создавал этот новый язык, безжалостно разрушая ста­рый, который был, несомненно, громоздким, корявым, чересчур ар­хаичным, зато вполне соответствовал внутреннему строю пусть “варварской”, но самобытной русской души, тогда как язык Пуш­кина был достоянием довольно узкого круга дерзкой и вольнодум­ной молодежи, воспитанной в европейском духе и зачастую с трудом изъяснявшейся на родном “варварском” наречии. Можно ли безого­ворочно утверждать, что легкость, гладкость, гибкость, плавная те­кучесть и изящество языка Пушкина — свидетельство его несо­мненного достоинства по сравнению с языком Державина, Карамзи­на и Радищева? Быть может, правы те, кто считают стиль Пушкина легковесным, а мысль, выраженную в характерной для него свобод­ной, раскованной форме, — плоской и упрощенной? Безусловно нет, однако в оправдание Радищева с его “варварским слогом” приведем два отрывка из его стихотворения “Ода к другу моему”:

Летит, мой друг, крылатый век,
В бездонну вечность все валится.
Уж день сей, час и миг протек,
И вспять ничто не возвратится никогда.
Краса и молодость увяли,
Покрылись белизной власы,
Где ныне сладостны часы,
Что дух и тело чаровали завсегда?

Таков всему на свете рок:
Не вечно на кусту прельщает
Мастистый розовый цветок,
И солнце днем лишь просияет, но не в ночь.
Мольбы напрасно мы возводим:
Да прелесть юных добрых лет
Калечна старость не женет!
Нигде от едкой не уходим смерти прочь.

Однако, если вернуться к “Путешествию из Петербурга в Мос­кву”, то вопиющие недостатки книги действительно бросаются в глаза. Повесть представляет собой собрание разрозненных фрагмен­тов, связанных между собой лишь названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Рассуждения о вопиющей несправедливости помещиков, которые не считают своих крестьян за людей, перемежаются довольно сомнительными соображениями по поводу некоторых правил личной гигиены. Так, например, смышленые крестьянские девушки в отличие от развращенных светских дам понимают, что чистить зубы — вредно и отвратитель­но и “не сдирают каждый день лоску с зубов своих ни щетками, ни порошками”. Такие — по выражению Достоевского — “обрывки и кончики мыслей” соседствуют с вольными переводами из француз­ских просветителей. Кроме того, Радищев включил в повесть свою оду “Вольность” и “Слово о Ломоносове”.

Радищев, желая привлечь публику к своему сочинению, взял за образец модную в то время повесть Лоренса Стерна “Сентименталь­ное путешествие по Франции и Италии”, оригинальность которой состоит в том, что Стерн изящно и остроумно дурачил простодуш­ного читателя, развлекая его пустячными рассуждениями о разно­родных и ничем не связанных между собой предметах. Поражает и трогает наивность Радищева, который хотел скрыть за модной и привлекательной — по его мнению — формой всем известные идеи французских просветителей о равенстве, выразив их высокопарным стилем: “Возопил я наконец сице: человек родился в мир равен со всем другим”. Увы, повесть Радищева вышла в свет в 1790 году, после Великой французской революции, и попала, что называется, под горячую руку императрицы. Ознакомившись с ней, она почему-то решила, что “сочинитель сей книги наполнен и заражен французскими заблуждениями, всячески ищет умалить почтение к влас­ти”. Она и положила начало мифу о Радищеве, сказав о нем: “бун­товщик хуже Пугачева”. Не здесь ли начало того рокового процес­са, в результате которого русская литература сделалась в конце концов служанкой революции и стало неприличным говорить о чисто художественных достоинствах произведений, авторы которых принадлежали к “передовой” интеллигенции? Достаточно вспом­нить хотя бы бездарный роман Чернышевского “Что делать?”, ко­торый, по выражению Ленина, “глубоко перепахал” не одно поко­ление русских революционеров! Как бы то ни было, Радищев дол­жен заново отвоевать себе место в отечественной словесности если не как автор слабых в художественном отношении путевых заме­ток, то как талантливый поэт, гуманист, философ.

Художественное своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи

Для многих поколений русских читателей имя Радищева. окружено ореолом мученичества: за написание “Путешествия из Петербурга в Москву” автор был приговорен к смертной казни, замененной Екатериной II десятью годами высылки в Сибирь. Ее преемники на троне восстановили Радищева в правах, однако он не изменил своих взглядов и, не найдя к ним сочувствия со стороны властей, в 1802 году покончил с собой. Для русской революционной интеллигенции XIX века он стал легендарной фигурой, в его взглядах видели радикальный гуманизм и глубину в раскрытии

Related posts:

“Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев – рабства враг. А. Пушкин Александр Николаевич Радищев – первый русский революционер из дворян, писатель, провозгласивший в своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву” необходимость революции в ‘России против.

Что дало русской литературе творчество А. Н. Радищева? А. Н. Радищев был первым писателем в XVIII в., кто понял “существо социальных противоречий”, рассмотрел “дух самой истории, прежде всего народных движений” и перешел к “созданию концепции революционно развивающейся действительности”.

Краткое содержание Путешествие из Петербурга в Москву – Радищев Александр Петрович Путешествие из Петербурга в Москву Краткое содержание романа А. М. К. Открывается повествование письмом другу Алексею Михайловичу Кутузову, в котором Радищев объясняет свои чувства, заставившие написать эту книгу. Это своего.

Художественное своеобразие прозы Пушкина Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Но чтобы понять, в чем новаторство пушкинской прозы, необходимо проследить развитие русской прозы до.

Идейно-художественное своеобразие романа “Отцы и дети” И. С. Тургенева Трактовка как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева встречается разная. Именно поэтому следует критически относиться к этим рассуждениям, и в частности, к трактовке Писарева. Принято считать, что основная.

Идейно-художественное своеобразие поэмы А. А. Блока “Двенадцать” И была роковая отрада В попиранъи заветных святынь… А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму – создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве.

Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Особое место в русской литературе XIX века занимает творчество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он пошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто злая, но.

Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” В одном из своих писем Н. В. Гоголь, комментируя пьесу “Ревизор”, которая была неоднозначно принята в русском обществе после ее появления в печати и на театральной сцене, писал: ” В.

Художественное своеобразие романа “Мастер и Маргарита” У романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” сложная судьба. Произведение, законченное в конце тридцатых годов, не было опубликовано при жизни автора и впервые увидело свет в середине шестидесятых годов.

Идейно-художественное своеобразие поэмы Маяковского “Хорошо!” В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано.

Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака Я б разбивал стихи, как сад. Б. Пастернак В ряду великих художественных открытий русской литературы XX века поэтическая система Бориса Пастернака по праву занимает одно из первых мест наряду с.

Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические.

Идейно-художественное своеобразие стихотворения И. С. Тургенева “Повесить его!” Тургеневские стихотворения в прозе, которые сам писатель называл “старческими”, – своеобразный итог его переживаний, размышлений, духовных исканий. Имея простую форму, подчас незамысловатый сюжет, все эти произведения имеют глубокий философский смысл.

Идейно-художественное своеобразие баллад В. А. Жуковского Вопрос двоемирия интересовал человечество с древности. Не существовало ни одной языческой религии, не верящей в загробный мир. Отсюда такое мистическое отношение к смерти, переходу из одного состояния в другое. И.

Идейно-художественное своеобразие драматургии Л. Н. Толстого (по пьесам “Власть тьмы” и “Живой труп”) Драматургия Толстого неоднородна как по способам обрисовки явлений жизни, так и по своему художественному качеству. “Власть тьмы”, “Плоды просвещения”, “Живой труп” составляют ярчайшую страницу в истории русской и мировой драматургии.

Художественное своеобразие лирики Б. Л. Пастернака Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она словно пожар, словно восстание против устоявшихся жанров и разграничений. И.

Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи в романе “Отцы и дети” В чем же состоит художественное мастерство писателя, который сумел раскрыть идейные противоречия эпохи в романе. Для произведения характерны лаконичность, сжатость. Тургенев отбирает небольшое количество эпизодов, но все они необходимы для.

Художественное своеобразие романа М. Горького “Мать” В истории мировой литературы можно найти немало примеров того, что новое время часто ставит художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методы творчества. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и при попытке проанализировать.

Художественное своеобразие романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” очень сложен в композиционном плане. В его сюжете параллельно существуют два мира: мир, в котором жили Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри, и современная Булгакову.

Идейно-художественное своеобразие рассказа Л. Н. Толстого “После бала” В рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования – все это.

Художественное своеобразие произведения и его влияние на передовую мысль эпохи по роману Путешествие из Петербурга в Москву (Радищев А. Н.)

Имя Радищева для ряда поколений русских читателей связано с образом мученика. Известно, что за свое произведение “Путешествие из Петербурга в Москву” писатель был приговорен к смертной казни, которую Екатерина II «милостиво» заменила на десять лет ссылки в Сибирь. Преемники царицы на троне вернули Радищеву его права, но взгляды автора остались прежними, он не нашел к ним со стороны властей ни сочувствия, ни понимания и в 1802 году покончил жизнь самоубийством.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Русская революционная интеллигенция XIX века воспринимала Радищева как легендарную личность, во взглядах которой прослеживалось глубокое раскрытие социальных проблем, существовавших в российском обществе в конце XVIII века, а также радикальный гуманизм. После Октябрьской революции 1917 года литературоведами-марксистами даже был усмотрен в писателе первый русский материалист и зачинатель социализма в России. Но эти смелые суждения были лишь следствием взглядов В. И. Ленина, поставившего Радищева в ряду русских революционеров на первое место, поскольку писатель вызывал «у русского народа чувство национальной гордости». Возвращение Радищева как писателя современному читателю возможно лишь после снятия с его имени идеологического налета. Лишь тогда можно будет оценить философские взгляды автора, его поэтическое и литературное наследие беспристрастно.

Радищев был автором множества стихотворений, поэм, а также философского трактата “О Человеке, о его смертности и бессмертии”, однако запомнилось творчество литературного деятеля “Путешествием из Петербурга в Москву”. Пушкин нелестно отозвался об этом сочинении, он утверждал, что причиной несчастья и славы Радищева стало «очень посредственное произведение», написанное «варварским слогом». Пушкин по праву был признан создателем русского литературного языка и имел основания выносить такой суровый приговор. Но при этом не следует забывать, что Пушкин создавал новый язык, разрушая при этом старый. И пусть прежний язык был громоздким и неуклюжим, корявым и архаичным, но все же он вполне соответствовал внутреннему миру хоть и “варварской”, но необыкновенно самобытной души русского человека. На языке же Пушкина разговаривала дерзкая и вольнодумная молодежь, которая была воспитана в европейском духе и порой не могла свободно изъясняться на родном языке. И круг такой молодежи был довольно узок. Поэтому нельзя безапелляционно заявлять, что гладкий, легкий, гибкий, плавный и изящный язык Пушкина был более достойным и превосходил язык Державина, Радищева и Карамзина.

Но все же обратимся к “Путешествию из Петербурга в Москву”. В этой книге действительно есть недостатки. В повести собраны разрозненные эпизоды, которые связаны друг с другом только названиями населенных пунктов, расположенных на пути следования путешественника. Автор рассуждает о возмутительной несправедливости помещиков, не считающих своих крестьян за людей, при этом в текст произведения вкрапляются сомнительные взгляды относительно некоторых гигиенических правил. Например, Радищев рассуждает о том, что смышленые крестьянские девушки отличаются от развращенных светских дам пониманием того, что чистить зубы вредно, поэтому и «не сдирают каждый день лоску с зубов». Достоевский называл такие высказывания «обрывками и кончиками мыслей». В повесть Радищева также включается «Слово о Ломоносове» и ода «Вольность».

Желая привлечь читателя к своему произведению, Радищев использовал в качестве примера “Сентиментальное путешествие по Франции и Италии” – популярную в то время повесть Лоренса Стерна. В своей повести Стерн развлекал простодушного читателя рассуждениями о предметах, абсолютно не связанных между собой, причем само произведение написано остроумно и изящно.

В произведении Радищева идеи французских просветителей звучат наивно и трогательно. Автор высокопарно заявляет о том, что каждый человек равен другим. Произведение Радищева увидело свет в 1790 году, сразу после Великой французской революции, поэтому императрица очень остро восприняла эту повесть. Она решила, что автор этой книги полон «французских заблуждений» и желает любым путем «умалить почтение к власти». Именно Екатерина II назвала Радищева бунтовщиком, хуже Пугачева. Может быть, это и стало началом рокового процесса, в итоге которого русская литература превратилась в служанку революции. Говорить об истинно художественных достоинствах произведений стало неприличным, если их авторы принадлежали к “передовой” интеллигенции. Так, роман Чернышевского “Что делать?” был признан глубоко революционным, но был ли он таковым на самом деле? Но все же Радищеву должно быть отведено заслуженное место в отечественной словесности, ведь он был талантливым поэтом, гуманистом и философом.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3852

Идеи, темы и проблемы “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева

Название: Художественное своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: доклад Добавлен 16:38:16 16 июля 2001 Похожие работы
Просмотров: 1418 Комментариев: 13 Оценило: 11 человек Средний балл: 3.5 Оценка: 4 Скачать
Разговор с крестьянином.
Глава “Любани”.
Художник А. Н. Самохвалов

“Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева – это произведение с глубоким смыслом, затрагивающее острые проблемы своей эпохи.

В этой статье представлены материалы о том, что является основными идеями, темами и проблемами “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева.

Идеи, темы и проблемы “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева


Главная тема и проблема “Путешествия”

В своем “Путешествии” Радищев затрагивает множество острых тем, которые волновали общество второй половины XVIII века.

Конечно, главной темой “Путешествия” Радищева является крепостное право и его пагубное влияние на развитие России.

Другие темы и проблемы “Путешествия”

Взгляд исследователей на проблемы и идеи “Путешествия”

“. Круг основных идей в “Путешествии из Петербурга в Москву” Радищева, строго говоря, не заключал в себе ничего существенно нового и ограничивался все теми же вопросами, какие уже задолго до того рассматривались в произведениях нашей сатирической литературы XVIII века.

Почти вся обличительная письменность русских авторов Екатерининской эпохи исчерпывалась следующими темами, упopно повторяющимися вплоть до начала XIX века во всех видах тогдашней сатиры, начиная с периодических изданий и кончая притчами, баснями, комедиями, путешествия и т.п.:

1. Воспитание русского юношества под руководством иностранцев-гувернеров, вселявших в своих питомцев презрение к России и оказывавших на них самое тлетворное влияние в нравственном отношении.

2. Глубокий нравственный упадок всего русского общества времен императрицы Екатерины II, достигший невероятных степеней как в делах государственного управления, так равно и в частной, особенно семейной жизни.

3. Злоупотребления администрации и суда.

4. Бесчеловечное обращение помещиков с крепостными крестьянами и вообще ужасы крепостной барщины, низведшей простой народ на степень домашней утвари, особенно после того, как крестьянам запрещены были жалобы на притеснения со стороны их господ.

. перечисленные нами вопросы русской сатиры . были также повторены и в “Путешествии” А. Н. Радищева.

“. Побуждением к составлению “Путешествия из Петербурга в Москву”, по словам самого Радищева, служило простое желание прослыть писателем; но в действительности мы видит в его книге и другую, более определенную цель: автор стремился не только указать русскому обществу вопиющие язвы тогдашней жизни, но и побудить его к их исправлению.

. рассматривая общественные порядки и всю систему государственного управления, Радищев доходит, наконец, до самых высших ступеней и обращается с словами обличения к самой государыне.

Но Радищев не ограничивается в своей книге простым обличением общественных неустройств, но и указывает меры к их устранению.

. возмущаясь ужасами крепостничества. автор “Путешествия из Петербурга в Москву” . предлагает со своей стороны правительству проект постепенного освобождения крестьян от ненавистной барщины.

Мы видим, что главным вопросом для него [Радищева] являлось крепостное право, которым автор “Путешествия из Петербурга в Москву” и был занят больше всего; однако, он не упускал случая коснуться и других сторон современной ему общественной жизни русского народа. “

(М. Туманов, статья “Общий обзор «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева”, книга “А. Н. Радищев. Его жизнь и сочинения” под ред. В.И. Покровского, Москва, 1907 г.)

В. Я. Стоюнин о темах и идеях “Путешествия” Радищева:

“. на первом плане у него стоит вопрос о счастии человек. Оно возможно, по его мнению, только тогда, когда человек поставит себя в правильные отношения к природе и людям.

С мыслью о равных отношениях между людьми Радищев касался разнообразных вопросов – политических, общественных, юридических, семейных, педагогических, соединяя с каждым из них вопрос о счастии человека, но касался не как ученый, вооруженный строгою наукой, а как гражданин, который сам ищет счастья в жизни и находит ему помеху в самых социальных отношениях.

. автор направлял свои стрелы особенно против крепостного права, которое не позволяло развиваться истинному просвещению.

После уничтожения крепостного права сочинение Радищева уже теряет для нас то политическое значение, какое имело в былое еще недавнее время, и сохраняет только интерес исторический.”

(В. Я. Стоюнин, статья “”Вопрос о счастии, как основной «Путешествии»”, книга “А. Н. Радищев. Его жизнь и сочинения” под ред. В.И. Покровского, Москва, 1907 г.)

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Идейно-художественное своеобразие произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»

Лучшим произведением А.Н. Радищева является его «Путешествие из Петербурга в Москву». Эта книга – одно из ярких произведений русского сентиментализма, оказалась вершиной общественной мысли в России XVIII в.

Прежде всего, отметим жанр книги – путешествие, который позволяет объединить самый разнородный материал, разные типы очерков. Книга Радищева не исключение: она построена как цепь очерков, повествующих о поездке и дорожных впечатлениях.

Жанр «Путешествия», выбранный Радищевым, чрезвычайно характерен для сентиментализма. Он берет свое начало от «Сентиментального путешествия» Стерна. На эту книгу как на один из источников своего произведения указывал сам Радищев, взяв ряд технических приемов связывания кусков произведения: мы встретим у него и найденную рукопись, и рассказ встреченного в путешествии человека, и экскурсы в воспоминания самого путешественника.

Герой Радищева путешествует, воспитывая в себе личность. И в этом смысле, задачи литературного произведения – просветительские. Цель, с которой Радищев зовет читателя в литературное путешествие указана на первой странице: «Я взглянул окрест меня, – душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Т.е. я усовершенствовал свою душу опытом путешествия, и она стала способна воспринимать, сочувствовать, сопереживать страданиям человечества. Усовершенствование души находит выход: «Я человеку нашел утешителя в нем самом», а значит, «я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь. ». Таким образом, цель путешествия – и реального, и литературного – просветительско-сентименталис-тская: завершить образование души, научить ее сочувствию, сопереживанию, соучастию в жизни другого.

«Путешествия из Петербурга в Москву» в высшей степени эмоциональная книга. «Чувствительность», по убеждению А.Н. Радищева, – самое ценное качество человека. Люди, наделенные ею, быстро и остро откликаются на все явления окружающего мира и прежде всего на чужие страдания. Герой «Путешествия» – человек, прежде всего, чувствительный. Уже в его обращении к другу-читателю есть все «атрибуты» такого героя: «сердце», «сочувствие», «чувствительность», «сострадание», «соучастие». Жалость рождает желание помочь угнетенным: «. я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных». К кругу «чувствительных» героев относится и путешественник. Он эмоционален, впечатлителен, отзывчив к чужой радости и к чужому горю.

Одним из выражений чувствительности в «Путешествии» служат слезы, которых герои сентиментальных произведений никогда не стыдятся, видя в них проявление тонкой духовной организации человека. В слезах прощается путешественник с друзьями. Так, в главе «Любани», размышляя о нелегкой судьбе своего лакея Петрушки сообщает он «Слезы потекли из глаз моих»,. «Я рыдал вслед за ямским собранием, – пишет в главе «Клин», – и слезы мои были. для меня сладостны». При этом, повышенная чувствительность путешественника выражается не только в слезах, но и в жестах, поступках. Так, на станции Городня он «прижимает к сердцу» молодого рекрута, хотя видит его впервые. В Едрове он обнимает и целует крестьянскую девушку Анюту, что привело ее в немалое смущение. Но вопрос о чувствительности как основной черте, определяющей отношение писателя-сентименталиста к своим персонажам, относится не только к путешественнику. Под этим углом зрения осмыслены все герои книги, причем глубокий демократизм Радищева проявляется в том, что чувствительностью, отзывчивостью наделены в «Путешествии» крестьяне. Утопающих в Финском заливе спасают простые солдаты, а не самодовольный «начальник» («Чудово»). На помощь крестьянину, отстаивавшему честь своей невесты, приходит вся деревня. В главе «Медное» описано множество неоценимых услуг, которые оказали своим господам крестьяне, продаваемые теперь с публичного торга. Старший из них спас на поле боя своего барина. Он же, рискуя жизнью, вытащил из реки его сына. Жена старика была нянькой молодого барина, другая крестьянка – его кормилицей.

В противоположность крестьянам помещики изображены в «Путешествии» как люди, утратившие не только чувствительность, но и элементарные человеческие качества. Праздность и привычка повелевать глубоко развратила их и развила высокомерие и черствость. Эпитет «жестокосердый» часто употребляется А.Н. Радищевым в характеристиках крепостников. Асессор из главы «Зайцово» «зрел себя повелителем нескольких сотен себе подобных. Сие вскружило ему голову. Он себя почел высшего чина, крестьян почитал скотами. Был корыстолюбив. жесток. вспыльчив, подл. над слабейшими его надменен». Дворянка из главы «Городня» «с красотою телесною соединяла скареднейшую душу и сердце жестокое и суровое». Придворные в царском дворце «метали» взоры, в коих господствовали хищность, зависть, коварство и ненависть».

Итак, путешественник – это любознательный, внимательный и душевный человек, который «любопытствует» узнать истории всех, кого он встречает на своем пути. Он обладает редким даром располагать к себе людей, так что, встретив его в первый раз, они рассказывают свои истории с величайшей охотой, доверяя ему самое сокровенное.

Композиционно «Путешествие» организовано из 26 глав и посвящения А. М. Кутузову, «любезнейшему другу» путешественника, который едет на перекладных из Петербурга в Москву и по дороге останавливается на почтовых станциях, где ему меняют лошадей. 24 главы носят названия почтовых станций на пути из Петербурга в Москву: «София», «Тосна», «Любани», «Чудово», «Спасская Полесть», «Подберезье», «Новгород», «Бронницы», «Зайцово», «Крестьцы», «Яжелбицы», «Валдай», «Едрово», «Хотилов», «Вышний Волочок», «Выдронусшц «Торжок», «Медное», «Тверь», «Городня», «Завидово», «Клин», «Пешки», «Черная грязь»; первая глава называется «Выезд», а последняя «Слово о Ломоносове».

Каждая глава, как правило, имеет свою собственную изолированную сюжетную основу: в «Любанях» это пашущий крестьянин, в «Чудове» – «систербекская повесть», в «Зайцеве» – рассказ крестьянина о бунте крепостных, в «Крестьцах» – воспитательный трактат, в «Хотилове» – «Проект в будущем» и т.д. Иногда в пределах одной главы совмещается по два, три самостоятельных микросюжета.

В каждой из глав Путешественник не только описывает дорожные наблюдения, но и делится своими мыслями, приводит рассказы встречных лиц, излагает содержание различных документов и т.д. При этом, главы построены таким образом, что вслед за мыслями Путешественника на какую-либо тему перед ним возникает жизненный факт, на основании которого он приходит к правильным выводам. Иногда наоборот: жизненный факт заставляет Путешественника задуматься о нем и сделать вывод.

Кроме того, поражает практически полное отсутствие какой бы то ни было конкретно-географической привязки происходящих событий. По большей части не окружающая обстановка, не пейзажные зарисовки и не архитектурные подробности привлекают повествователя. И это тоже характерная черта именно сентименталистского романа-путешествия. Причина в том, что писателя-сентименталиста интересовали прежде всего люди и человеческие отношения.

Для выражения своих взглядов А.Н. Радищев использует различные приемы: он включает в повествование политический трактат («Хотилов»), стихи (ода «Вольность»), вставной рассказ встречного лица, аллегорический сон («Спасская полесть»). Различные речевые средства использованы в языке и стиле «Путешествия». В зависимости от характера сообщения Радищев прибегает то к языку, близкому к разговорному, то к торжественной ораторской речи, то к народному просторечью, когда передает речь героев из крестьянской среды.

Композиция «Путешествия» такова, что автор заставляет своего героя выехать из Петербурга с уже имеющейся определенной, четкой политической системой революционно-демократических взглядов и последовательно показывает читателям, что всякие иные точки зрения на возможность улучшения положения народа (екатерининские «просвещено-абсолютистские», конституционные, «пугачевские» и т. п.) несостоятельны, кроме одной точки зрения, – точки зрения законности и справедливости крестьянской революции.

И «Слово о Ломоносове», заключающее «Путешествие», поставлено Радищевым в конце именно для того, чтобы показать, что в условиях монархии Ломоносов, несмотря на все огромные дарования, был политически ограниченным, но что в условиях крестьянской республики он или ему подобные смогут быть великими политическими деятелями. Вместе с тем «Слово о Ломоносове» построено таким образом, что, восхваляя Ломоносова как того, кто «в отношении российской словесности путь ко храму славы проложил», «кто есть первый виновник в приобретении славы», Радищев получил возможность объяснить замысел своей книги и показать читателям, что он понимает предстоящие ему гонения: «Не достойны разве признатель-ности мужественные писатели, восставшие на губительство и всесилие, для того, что не могли избавить человечества из оков и пленения?». Таким образом, композиция «Путешествия» заключалась не в постепенном «прозрении» путешественника, а в постепенном разоблачении путешественником всех политических иллюзий и в утверждении закономерности и реальной возможности крестьянской революции.

Стиль книги А.Н. Радищева сложен, но в этой сложности есть своя логика и свое единство, который связан с материалистическим сенсуализмом философских взглядов писателя. При этом, в стиле «Путешествия» можно выделить четко про слеживающиеся три составляющих компонента. Первый из них – реально-бытовой – связан с описанием многочисленных явлений, наблюдаемых путешественником. Лексика этого стилистического пласта отличается конкретностью, предметностью, предложения – краткостью, интонации – повествовательным характером: «Карп Дементьич – седая борода, в восемь вершков от нижней губы. Нос кляпом, глаза ввалились, брови как смоль, кланяется об руку, бороду гладит, всех величает: благодетель мой». Или «Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянския избы. Четыре стены, до половины покрытыя так, как и весь потолок, сажею, пол в щелях, на вершок, по крайней мере, поросший грязью; печь без трубы. ».

Второй стилистический – эмоциональный. Он связан с психологической реакцией путешественника или других рассказчиков на те или иные факты и события. Здесь представлены самые разнообразные чувства: умиление, радость, восхищение, сострадание, скорбь, негодование. Часто употребляются формы обращения, повторы, восклицательные и вопросительные предложения. «Жестокосердый помещик! посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги. Отчего? не ты ли родших их в болезни и горести обложил сверх всех полевых работ оброком? Не ты ли несотканное еще полотно определяешь себе в пользу?». Внешним выражением эмоций служат слезы, жесты, мимика: «. прижал его к сердцу», «. поцеловал ее от всего. сердца». В ряде случаев описываются физиологические ощущения, сопутствующие тем или иным переживаниям: «Нечаянный хлад разлиялся в моих жилах»; «Почувствовал я быстрый мраз, протекающий кровь мою».

Третий – идеологический – содержит размышления автора, в ряде случаев выраженные в пространных «проэктах». В основе этих рассуждений – просветительские идеи: право на самозащиту («Зайцово»), воспитание человека и гражданина («Крестьцы»), законы природы и законы общества («Едрово»), проблема общественного договора и революция («Тверь»). Для этого пласта характерно употребление церковнославянской лексики, длинные периоды, высокая гражданская, патетическая речь.

Принципы типизации в «Путешествии из Петербурга в Москву» также обнаруживают живую связь с сентиментализмом, с его сенсуалистской основой. А.Н. Радищев сосредоточил внимание не на моральных, а на социальных и политических проблемах крепостнического государства. Мыслитель-сенсуалист, он дорожит фактами самой действительности. Этим объясняется и выбор жанра «Путешествия» – описание дорожных, путевых впечатлений, дающих наилучшие возможности для осуществления выбранной задачи. Как добросовестный следователь, Радищев собирает улики против самодержавного государства. Чем больше обличающих фактов, тем убедительнее приговор. Весь обширный материал, все обилие персонажей выступает не только как свидетельство достоверности художественного материала, но и как одна из форм типизации. Здесь типичное представлено множеством персонажей, в массе своей дающих представление о сущности, о социальной природе двух главных сословий тогдашнего русского общества – помещиков и крестьян.

Таким образом, в основу «Путешествия» положено описание разнообразных достоверных сведений о каких-либо землях, народах; описывается увиденное, излагаются факты и события; повествование осуществляется в форме заметок, записок, дневников, очерков, мемуаров, писем, зарисовок нравов и обычаев; передаются настроения и переживания путешественника; размышления автора об истории, культуре страны.

Выбирая свой жанр, Радищев сознательно опирался на русскую традицию путешествий, но вложил в старую форму принципиально новое содержание. Писатель наполнил его злободневным политическим содержанием; вместо разрозненных заметок и наблюдений путешественника, углубленного в собственные мысли и переживания, занятого только самим собой, мы находим у Радищева совершенно другого героя – Гражданина, Борца, живущего интересами своего народа. Истинный гражданин только тогда испытает удовлетворение и радость («веселио неизреченное!»), когда непосредственно включится в борьбу за освобождение народа, станет «соучастником быть во благоденствии себе подобных».

Российская действительность воспринимается исключительно глазами «чувствительного» путешественника – мыслителя, философа, гражданина и простого человека, который уставал от езды в коляске, выходил из нее, чтобы размять ноги, потирал ушибленные бока, с удовольствием пил кофе грустил, страдал и плакал, видя людское горе, ненавидел и звал к возмездию, шутил и смеялся сквозь слезы. Образ путешественника – главный внешний сюжето образующий стержень произведения. Без него не было бы и «Путешествия из Петербурга в Москву».

Проблематика и художественный метод «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №44»

ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД

«ПУТЕШЕСТВИЯ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ»

АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА РАДИЩЕВА

ГБПОУ «Профессиональное училище № 44».

Проблематика и художественный метод

«Путешествия из Петербурга в Москву»

Александра Николаевича Радищева

I. – первый русский революционер.

II. Могущество Российской империи во II половине XVIII века и внутренние противоречия.

1. Мастерство Радищева – обличителя:

а) картины угнетения и крепостничества;

б) превращение дворян в «зверей алчных»;

в) аллегорический сон путешественника.

2. Взгляды Радищева – революционера:

а) мысль о народном восстании – главная идея книги;

б) вера в светлое будущее своего народа.

III. Общественная проблематика страны в книге .

1. Черты сентиментализма:

а) жанр произведения и художественное открытие Радищева.

2. Традиции классицизма.

3. Радищев – один из зачинателей русского критического реализма.

IV. Переходный характер художественных принципов .

V. Пафос художественных произведений .

Александра Николаевича Радищева называют первым русским революционером. Ведь именно он, дворянский революционер и великий просветитель – гуманист, заложил в России основы революционного мировоззрения. Он, сумевший стать выше интересов своего класса, отстаивал передовые идеалы эпохи, выступал против отдельных сторон самодержавного строя и впервые сделал революционные выводы из наблюдений над действительностью.

Восемнадцатый век вошел в историю как эпоха величайших социальных преобразований и классовых битв. Противоречия феодальной эпохи, накапливающиеся столетиями, вырвались наружу. Народные движения в ряде стран стали важным фактором общественной жизни. Во II половине XVIII века в России крепостнический гнет приобрел особо жестокий характер. Русские помещики, поддерживаемые правительством, превращали крепостное право в «рабство дикое». Ответом на эту политику самодержавия явились крестьянские восстания. Российская империя уже стала одной из самых могучих мировых держав. В стране происходило бурное развитие промышленности, расцветала наука, литература. Но с развитием производительных сил, с развитием новых капиталистических отношений еще более обострялись социальные противоречия в стране.

В это время была написана книга «Путешествие из Петербурга в Москву». Заслугой Радищева – революционера является то, что он не только реально показал в этом произведении бесправное положение крепостного крестьянства в стране, не только наглядно вскрыл всё зло самодержавия и крепостничества, но и указал пути борьбы с этим злом, сделав революционные выводы.

В начале своего произведения Радищев в обращении к Кутузову объясняет причину и цель написания книги. Основная цель, которую ставил перед собой автор, состояла в том, чтобы показать вопиющее бесправие закрепощенного крестьянства, невыносимую тяжесть крепостного гнета, открыть тщательно скрывавшееся положение вещей в стране. «…Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала,» – писал Радищев. Путешественник отправляется в дорогу по стране, где царит зло и насилие, произвол и беззаконие, где люди, наделенные властью, без зазрения совести злоупотребляют ею, вельможи грубо попирают закон, купцы плутуют и обкрадывают.

С первой же главы автор, глазами путешественника, без прикрас, изображает действительность. В главе «София» создается образ бурлака, который после своей тяжелой работы идет в кабак. Автор еще не раз будет возвращаться к этой теме, рисуя отрицательные образы крестьян, показывая тем самым главного виновника этого – крепостное право. Так, в главе, «Медное» Радищев изобразил молодого крестьянина: «..детина лет двадцати пяти», «спутник мерзостей своего господина». Готовый угождать, он отдает свою молодую жену на поругание барину, а через год вся молодая семья была продана с аукциона. Теперь он раскаивается в своих угождениях, «в кармане его нож», «мысль его угадать нетрудно», но это мщение уже не может ничего изменить. Угождение и страх сделали его рабом, убили душу. Таким образом, автор показал, как искажало крепостничество человеческую душу и крестьянина, и дворянина.

Радищев показал и нравственное падение крестьян (главы «Медное», «Валдай» и др.), и превращение дворян в «алчных зверей».

В главе «Пешки» автор дает описание крестьянского быта. Перед читателем открывается поразительное зрелище крестьянской нищеты: задымленная изба, жалкая крестьянская одежда, пища – хлеб «из трех четвертей мякины и одной части несеянной муки». «Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитной нищеты состояние…»

Безбрежное море состраданий закрепощенного крестьянства разлито по всем страницам книги Радищева. В «Любани» путешественник встретился с пахарем, который очень удивил его тем, что работал в воскресенье. Разговорившись с крестьянином, герой книги узнает, что пахарь обрабатывает свою землю. Вот что сказал пахарь: «В неделю-то, барин, мы шесть раз ходим на барщину..» Поэтому обрабатывать свою землю ему приходится в выходные, праздники да лунные ночи. Крестьянин мечтает о том, чтобы с него брали оброк.

С потрясающей силой скорби, негодования рисуются картины угнетения в главе «Зайцово». Автор рассказывает о зверском обращении с крестьянами отставного чиновника, начавшего службу в должности истопника и дослужившегося до дворянского чина. «Он себя почёл высшего чина. Крестьян почитал скотами, данными ему (едва не думал ли он, что власть его над ними от бога проистекает), да употребляет их в работу по позволению. Он был корыстолюбив, копил деньги, жесток от природы, вспыльчив, подл, а потому над слабейшими его надменен…»

«Вышний Волочок» – рассказ о помещике, который добился «цветущего состояния» своего имения. Какой же ценой? Для достижения этой цели он отнял у крестьян их землю и заставлял их работать на себя « во все дни года», а чтобы они не умерли с голода, выдавал им «определенное количество хлеба, под именем месячины известное». Так, нещадно эксплуатируя крепостных крестьян, помещик не только получает огромные доходы, но и приобретает славу «знаменитого земледельца». На что горестно восклицает автор: « Варвар! не достоин ты носить имя гражданина. Какая польза государству, что несколько тысяч четвертей в год более родится хлеба, если те, кои его производят, считаются наравне с волом, определенным тяжкую вздирати борозду?»

Въезжая в деревню «Городня» путешественник услышал пронзающий сердце вопль. Здесь он становится свидетелем одного из варварских рекрутских наборов, которые разлучали молодых людей с их семьями на двадцать пять лет. Путешественник приходит к ужасающему выводу: «Крестьянин в законе мертв». Описывая эти частные проявления неправды, зла, насилия и жестокости, автор указывает на их источники – крепостное право и самодержавие.

В главе «Спасская Полесть» Радищев помещает аллегорический сон путешественника. Этот сон является очень смелой и очень сильной сатирой на Екатерину II и ее ближайших пособников. Автор изобразил встречу царя с «неизвестной странницей Истинной», которая снимает царю бельма с глаз, и он начинает видеть всё в истинном виде. Радищев особенно подчеркивает это несоответствие между словом и делом Екатерины II, когда за внешней пышностью и декоративностью фасада империи скрыты ужасные картины угнетения народа. очень смело, открыто заявляет, что именно царь является первейшим разбойником и нарушителем, первейшим предателем, лютейшим врагом, «устремляющим злость свою на внутренность слабого».

Итак: Радищев-обличитель правдиво изобразил истинное положение в стране, наглядно вскрыл всё зло самодержавия и крепостничества. Но главная сила книги не только в обличении пороков общества, а в том, что автор указал пути борьбы с этим злом. Писатель показал, что русский крестьянин не стал рабом по натуре. Крестьяне умны, глубоко человечны, мужественны, отзывчивы. Например, в главе «Чудово», когда автор рассказывал о том, что двадцать человек терпят кораблекрушение на море, им грозит гибель, и когда один из них, чудом спасшийся, бежит к начальнику и просит о помощи, начальник хладнокровно заявляет: «Не моя то должность». В этом небольшом эпизоде мужество и отзывчивость простых людей еще ярче выступает на контрастном фоне эгоизма начальника. Тот же принцип контраста использует автор для того, чтобы ещё художественнее нарисовать светлый образ крестьянской девушки Анюты (автор перед повествованием о ней рассказывает о развратных нравах валдайских разрумяненных красавиц). Но главная мысль, которую провел Радищев – революционер,- мысль о народном восстании. Он понимал, что народ, доведенный до отчаяния «тяжестью порабощения», может восстать против своих угнетателей, но для полной победы ещё не наступило время. И всё же. Исследуя современные социально-политические проблемы, глубоко изучая жизнь русского народа, понимая его национальный характер, Радищев горячо верил в будущее, в эту победу и восторженно приветствовал её: «О если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ и кровию нашею обагрили нивы свои!»

Итак: книга – страстный призыв к ниспровержению существующего строя.

С литературоведческой точки зрения очень интересным является художественный метод, каким написана эта книга. Дело в том, что писал свою книгу в то время, когда ведущим литературным направлением является сентиментализм. Но Радищева нельзя назвать писателем – сентименталистом, хотя бы потому, что в отличие от сентиментализма, представители которого, хотя часто неосознанно, были выразителями взглядов дворянства, они пытались сочувствовать всем людям и считали, что одного царя-тирана можно заменить другим – добрым. Радищев же делает революционные выводы. Он выступает за полное уничтожение монархии. Однако сентиментализм наложил определенный отпечаток на книгу Радищева. В этом отношении очень интересна композиция книги. Автор строит свое произведение в форме путевых записок. Такая композиция очень часто встречается у писателей – сентименталистов, у Радищева она имела несколько иное значение. Во-первых, путешествуя, он смог показать социальное зло, царящее во всей Российской империи, кроме того, взяв героем – путешественником своего современника, автор стремился сделать из него своего единомышленника, открыть истину, обнажить его заблуждения, то есть воспитать жизнью. Жанр путешествия способствует такому воспитанию жизнью. Главная идея «Путешествия из Петербурга в Москву» – идея протеста. Художественным открытием Радищева – реалиста было создание образа человека, который в своем протесте осуществляет себя как личность.

Итак, можно видеть переходный характер художественных принципов Радищева: черты сентиментализма, высокий стиль, каким была написана эта книга, говорит о том, что еще сильны были традиции классицизма, в то же время в его книге встречаются совершенно новые черты – это позволяет назвать зачинателем русского критического реализма.

Пафосом художественных произведений и, в частности, «Путешествия из Петербурга в Москву» является идея протеста. Этой идее Радищев был верен всю свою жизнь. Оригинальна в этом отношении концовка книги, где автор обещает новую встречу с читателем, и хотя эта новая встреча не была описана им, это ещё раз подтверждает постоянство интересов, склонность к продолжению начатой темы.

«Я тот же, что и был и буду весь мой век…»

1. . Путешествие из Петербурга в Москву. М., Изд-во «Советская Россия», 1987.

2. . Радищев., Л., Изд-во «Просвещение», 1964.

Ссылка на основную публикацию
×
×