Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин Прощание с Матерой, А. Солженицын Матренин двор): сочинение

Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин “Прощание с Матерой”, А. Солженицын “Матренин двор”)

Русская деревня. Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово “деревня”? Почему-то сразу же вспоминаются старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие, мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне.

Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько сложно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты.

Многие писатели затронули в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и “учились в истине блаженство находить”. Другие видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы — серыми. В советское время тема русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос так называемого великого перелома актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация заставила писателей взяться за перо.

Вспомним “Поднятую целину” Шолохова, “Котлован” Платонова, поэмы Твардовского “По праву памяти” и “Страна Муравия”. Эти произведения, казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русского крестьянства, показать положение деревни. Но все же эта тема остается для нас загадкой, ведь о “великом переломе” принято было умалчивать.

“Забыть, забыть велят безмолвно,/ Хотят в забвенье утопить/ Живую быль. И чтобы волны/ Над ней сомкнулись. Быль забыть”.

Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно отдаются в нашей сегодняшней жизни.

В повести “Прощание с Матерой” В. Распутин ставит перед читателем вопрос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации решили построить там ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родной Матеры? Деревня должна уйти под воду, а жители — переселиться в другую деревню. Крестьян никто не спрашивал, хотят ли они этого: приказали — будь добр подчиниться! Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто расстаться с Матерой. Здесь им знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах их родителей, дедов. Так, главная героиня повести старуха Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая Дарья украшает избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как мудро рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей деревни! Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что наука важнее природы и они должны переселиться во что бы то ни стало.

Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения в жизнь. Вспомним могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал, не сломился. Но так ли вечна природа? В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры — ведущая тема этого произведения.

Ну а что случалось с крестьянами, когда они покидали родную деревню в период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова “Облава”. Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор, вытерпев и пережив все, опять возвращается на родину. Вообще, главной чертой русских крестьян является то, что они не могут жить без родной земли.

Примерно об этом же и рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”. Действие рассказа происходит в 1956 году. Молодой учитель поселился в избе крестьянки Матрены, и читатель наблюдает деревенскую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражают бедность и убогость ее жилища. Это была темная комната, в которую свет попадал только из окна; это многочисленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда позади остались гражданская война, коллективизация. Неужели в 50-е годы крестьяне были такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни палисадника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка — вот и весь скот Матрены.

Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но не считалась инвалидом. Она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того чтобы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учреждений. Одним словом, как пишет сам автор, “много было наворочено несправедливости с Матреной”. Но, несмотря на все тяготы жизни, Матрена не озлобилась. Она настолько добра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думала о себе в самую последнюю очередь: лишь бы квартиранту было хорошо. Однако злость и жадность окружающих погубили крестьянку.

В конце рассказа автор утверждает, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, держится вся русская земля.

Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин “Прощание с Матерой”, А. Солженицын “Матренин двор”)

Русская деревня… Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово “деревня”?

Почему-то сразу же вспоминаются старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие, мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне. Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько сложно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты.

Многие писатели затронули в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и “учились в истине блаженство находить”. Другие видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы – серыми. В советское время тема русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос так называемого великого перелома актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация заставила писателей взяться за перо.

Вспомним “Поднятую целину” Шолохова, “Котлован” Платонова, поэмы Твардовского “По праву памяти” и “Страна Муравия”. Эти произведения, казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русского крестьянства, показать положение деревни. Но все же эта тема остается для нас загадкой, ведь о “великом переломе” принято было умалчивать.

“Забыть, забыть велят безмолвно,/ Хотят в забвенье утопить/ Живую быль. И чтобы волны/ Над ней сомкнулись. Быль забыть”. Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно отдаются в нашей сегодняшней жизни. В повести “Прощание с Матерой” В. Распутин ставит перед читателем вопрос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации решили построить там ГЭС?

Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родной Матеры? Деревня должна уйти под воду, а жители – переселиться в другую деревню. Крестьян никто не спрашивал, хотят ли они этого: приказали – будь добр подчиниться!

Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто расстаться с Матерой. Здесь им знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах их родителей, дедов. Так, главная героиня повести старуха Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая Дарья украшает избу перед тем, как ее навсегда покинуть.

Читайте также:  Колька: сочинение

Как мудро рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей деревни! Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что наука важнее природы и они должны переселиться во что бы то ни стало. Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения в жизнь.

Вспомним могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал, не сломился. Но так ли вечна природа? В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.

Ну а что случалось с крестьянами, когда они покидали родную деревню в период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова “Облава”.

Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор, вытерпев и пережив все, опять возвращается на родину.

Вообще, главной чертой русских крестьян является то, что они не могут жить без родной земли. Примерно об этом же и рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”. Действие рассказа происходит в 1956 году. Молодой учитель поселился в избе крестьянки Матрены, и читатель наблюдает деревенскую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражают бедность и убогость ее жилища.

Это была темная комната, в которую свет попадал только из окна; это многочисленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда позади остались гражданская война, коллективизация. Неужели в 50-е годы крестьяне были такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни палисадника, ни скота.

Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка – вот и весь скот Матрены. Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но не считалась инвалидом. Она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того чтобы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учреждений.

Одним словом, как пишет сам автор, “много было наворочено несправедливости с Матреной”. Но, несмотря на все тяготы жизни, Матрена не озлобилась. Она настолько добра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думала о себе в самую последнюю очередь: лишь бы квартиранту было хорошо. Однако злость и жадность окружающих погубили крестьянку.

В конце рассказа автор утверждает, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, держится вся русская земля.

Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980 годов (В. Распутин. “Прощание с Матерой”, В. Быков. “Облава”, А. Солженицын. “Матренин двор”)

Многие писатели обращались в своем творчестве к деревенской теме. Одни восхищались деревенским укладом жизни, “учились в истине блаженство находить”, иные называли деревню нищей, а ее избы – серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос о “великом переломе” актуален и в наши дни. Именно коллективизация заставила многих писателей взяться за перо. Вспомним “Поднятую целину” Шолохова, “Котлован” Платонова, поэмы Твардовского “По праву памяти” и “Страна Муравия”.

забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить.

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль – забыть.

Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно отдаются в современности, в нашей сегодняшней жизни,

В повести “Прощание с Матерой” В. Распутин ставит перед читателем вопрос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации решили поставить на ней ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родины? Деревня должна уйти под воду, а жители переселиться в другие места. Крестьян никто не спрашивал, хотят ли они этого:

приказали – будь добр, подчиняйся! Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто так расстаться с Матерой. Здесь знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах родителей, дедов. Так, главная героиня повести старуха Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая женщина украшает свою избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как мучительно переживает эта малограмотная женщина судьбу своей деревни!

Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что “наука важнее природы”, и они должны переселиться во что бы то ни стало.

Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения в свою жизнь. Вспомним, могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал и не сломился. Но так ли сильна природа? В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.

Ну а что случалось с крестьянами, когда они покидали родную деревню в период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова “Облава”. Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор вытерпев и пережив все, опять возвращается на родину. Вообще, главной чертой крестьян является то, что они не могут жить без родной земли.

К этой же теме обращается А. И. Солженицына в рассказе “Матренин двор”. Действие происходит в 1956 году. Молодой учитель поселился в избе крестьянки Матрены, и читатель видит деревенскую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость ее жилища: темная комната, в которую свет попадал только из окна, многочисленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда позади остались гражданская война, коллективизация. Неужели в 1950-е годы крестьяне были такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни палисадника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка – вот все хозяйство.

Судьба крестьянки трагична: Матрена была больна, но не считалась инвалидом, она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того, чтобы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учреждений. Одним словом, как говорит автор, “много было наворочено несправедливости с Матреной”.

Но, несмотря на все тяготы жизни, Матрена не озлобилась: она настолько добра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думает о себе в последнюю очередь, лишь бы другим было хорошо. Но злость и жадность окружающих погубили крестьянку. Во время перевоза горницы попадают под поезд несколько человек, в том числе и она. В конце рассказа автор пишет, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, держится земля.

Сочинение на тему “Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980 годов (В. Распутин. “Прощание с Матерой”, В. Быков. “Облава”, А. Солженицын. “Матренин двор”)”

Многие писатели обращались в своем творчестве к деревенской теме. Одни восхищались деревенским укладом жиз­ни, «учились в истине блаженство нахо­дить», иные называли деревню нищей, а ее избы — серыми.

В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос о «великом пе­реломе» актуален и в наши дни. Именно коллективизация заставила многих писа­телей взяться за перо. Вспомним «Под­нятую целину» Шолохова, «Котлован» Платонова, поэмы Твардовского «По праву памяти» и «Страна Муравия».

Читайте также:  Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина): сочинение

В повести «Прощание с Матерой» В. Распутин ставит перед читателем во­прос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации решили по­ставить на ней ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родины? Деревня должна уйти под воду, а жители переселиться в другие места. Крестьян никто не спрашивал, хотят ли они этого: приказали — будь добр, подчиняйся! Ин­тересно, что жители по-разному отреа­гировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто так расстаться с Матерой. Здесь знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах родителей, дедов. Так, главная героиня повести ста­руха Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая женщина украшает свою избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как мучитель­но переживает эта малограмотная жен­щина судьбу своей деревни!

Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что «наука важнее природы», и они должны пересе­литься во что бы то ни стало.

Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного втор­жения в свою жизнь. Вспомним, могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал и не сломился. Но так ли силь­на природа? В. Распутин касается многих нравст­венных вопросов в своей повести, но судьба Матеры — ведущая тема этого произведения.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Ну а что случалось с крестьянами, ког­да они покидали родную деревню в пе­риод коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова «Облава». Сначала Хведор те­ряет жену, а потом и дочь, которых лю­бил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор вы­терпев и пережив все, опять возвраща­ется на родину. Вообще, главной чертой крестьян является то, что они не могут жить без родной земли.

К этой же теме обращается А. И. Со­лженицына в рассказе «Матренин двор». Действие происходит в 1956 году. Моло­дой учитёль поселился в избе крестьян­ки Матрены, и читатель видит деревен­скую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость ее жилища: темная комната, в которую свет попадал только из окна, многочис­ленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда по­зади остались гражданская война, кол­лективизация. Неужели в 1950-е годы крестьяне были такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налажен­ного хозяйства, ни огорода, ни палисад­ника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка — вот все хо­зяйство.

Судьба крестьянки трагична: Матрена была больна, но не считалась инвали­дом, она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того, что­бы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учрежде­ний. Одним словом, как говорит автор, «много было наворочено несправедли­вости с Матреной».

Но, несмотря на все тяготы жизни, Ма­трена не озлобилась: она настолько до­бра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думает о себе в последнюю очередь, лишь бы другим было хорошо. Но злость и жад­ность окружающих погубили крестьян­ку. Во время перевоза горницы попада­ют под поезд несколько человек, в том числе и она. В конце рассказа автор пи­шет, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, дер­жится земля.

Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин “Прощание с Матерой”, А. Солженицын “Матренин двор”)

Русская деревня. Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово “деревня”? Почему-то сразу же вспоминаются старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие, мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне.
Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько сложно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть

Особенности проблематики одного из произведений В. Распутина “Уроки французского” “Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а зато, что.

Мое отношение к поступку учительницы Я прочитал рассказ В. Г. Распутина “Уроки французского”. Я думаю, что учительница поступила героически. Ей пришлось пожертвовать работой ради мальчика, его могли бы выгнать из школы или наказать на линейке.

Мои размышления над романом Распутина “Прощание с Матерой” В Сибири, где реки петляют, а потом распадаются на несколько развилок, есть понятие “матера”. Так называют основное течение, стержень реки. Отсюда и Матера у Валентина Распутина, имеющая один общий корень.

Особенности проблематики одного из произведений В. Распутина Валентин Распутин – один из известнейших писателей нашего времени, в творчестве которого важнейшее место занимает Проблема взаимоотношения человека с природой. Образ “единой реальности”, идеального мира-порядка, насильственно уничтоженого человеком, создает автор.

Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Каждый из нас проводит за школьной партой 11 лет. Много знаний мы получаем за это время, некоторые мы забываем, некотрые совсем немного помним, но есть еще уроки, которые запоминаются на.

Нравственная проблематика современной прозы Добро и зло перемешались. В. Распутин Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности. Творчество нашего современника Валентина.

Тема защита природы в современной прозе (В. Астафьев, В. Распутин) Трудно найти в мире литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме: человек и природа. Имена почти всех писателей связаны с живописными местами. Пушкин не отделим от Михайловского, Толстой –.

Мое отношение к поступку учительницы (по рассказу Распутина “Уроки французского”) (2) В рассказе Валентина Распутина учительница французского языка совершила необычный поступок по отношению к своему ученику, который жил далеко от дома. Он пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Жил.

Жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был.

Почему “Живи и помни”? Все хорошо. Все спокойно. Миф о полном умиротворении разрушается, как только мои глаза невольно останавливаются на второй полке бабушкиного стеллажа. Несомненно, мне мешает заснуть красная книга, недавно очутившаяся среди старых.

Традиции Горького и Достоевского в повести В. Распутина “Живи и помни” Писатели все чаще называют имена своих великих соотечественников: Достоевского, Толстого, Горького, используют их традиции в своем творчестве. “Два великих романа “Война и мир” и “Братья Карамазовы”, – говорит Ю. Бондарев.

Уедет Иван Петрович из Сосновки после пожара или останется? (по повести “Пожар” Распутина В. Г.) Калю грядеши? Евангелие от Иоанна 13:36 Иван Петрович Егоров – главный герой повести Распутина “Пожар”. В повести описывается, как лесозаготовители таежного поселка Сосновки целую ночь без особого успеха борются с.

Читайте также:  Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина Прощание с Матерой): сочинение

Рецензия на повесть Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологическое отделение Иркутского.

Образ учительницы в рассказе В. Г. Распутина “Уроки французского” В. Г. Распутин – интересный писатель, большой мастер, умный и чуткий к тревогам и бедам окружающих. Освещая чувства своих героев, потаенные уголки человеческой души, автор раскрывает себя. У писателя –.

Характеристики главных героев повести “Пожар” Центральный персонаж повести – шофер Иван Петрович Егоров. Но главным героем можно назвать саму действительность: и многострадальную землю, на которой стоит Сосновка, и бестолковую, временную, а потому изначально обреченную Сосновку.

Повести “Лицом к лицу” Ч. Айтматова и “Живи и помни” В. Распутина Тот, кто в беде покидает свой народ, становится его врагом. Ч. Айтматов Чингиз Торекулович Айтматов пришел в литературу с ярким и интересным произведением “Лицом к лицу” в 1958 году. Незатейливое.

Анализ повести “Живи и помни” Распутина В. Г Завязка сюжета повести В. Г. Распутина “Живи и помни” напоминает детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и габак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре.

Рецензия на повесть В. Г. Распутина “Прощание с Матерой” Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был.

Валентин Григорьевич Распутин Родился в поселке Усть-Уда Иркутской области; детство провел в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась школа средняя (об этом.

Символический смысл “пожара” в одноименной повести Распутина Повесть “Пожар” опубликована в 1985 году. В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести “Прощание с Матерой”. Людей переселяли в поселок городского.

Сейчас вы читаете: Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин “Прощание с Матерой”, А. Солженицын “Матренин двор”)

klassreferat.ru

Меню сайта

Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин “Прощание с Матерой”, А. Солженицын “Матренин двор”)

Русская деревня. Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово “деревня”? Почему-то сразу же вспоминаются старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие, мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне.

Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько сложно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты.

Многие писатели затронули в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и “учились в истине блаженство находить”. Другие видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы — серыми. В советское время тема русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос так называемого великого перелома актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация заставила писателей взяться за перо.

Вспомним “Поднятую целину” Шолохова, “Котлован” Платонова, поэмы Твардовского “По праву памяти” и “Страна Муравия”. Эти произведения, казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русского крестьянства, показать положение деревни. Но все же эта тема остается для нас загадкой, ведь о “великом переломе” принято было умалчивать.

“Забыть, забыть велят безмолвно,/ Хотят в забвенье утопить/ Живую быль. И чтобы волны/ Над ней сомкнулись. Быль забыть”.

Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно отдаются в нашей сегодняшней жизни.

В повести “Прощание с Матерой” В. Распутин ставит перед читателем вопрос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации решили построить там ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родной Матеры? Деревня должна уйти под воду, а жители — переселиться в другую деревню. Крестьян никто не спрашивал, хотят ли они этого: приказали — будь добр подчиниться! Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто расстаться с Матерой. Здесь им знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах их родителей, дедов. Так, главная героиня повести старуха Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая Дарья украшает избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как мудро рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей деревни! Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что наука важнее природы и они должны переселиться во что бы то ни стало.

Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения в жизнь. Вспомним могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал, не сломился. Но так ли вечна природа? В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры — ведущая тема этого произведения.

Ну а что случалось с крестьянами, когда они покидали родную деревню в период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова “Облава”. Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор, вытерпев и пережив все, опять возвращается на родину. Вообще, главной чертой русских крестьян является то, что они не могут жить без родной земли.

Примерно об этом же и рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”. Действие рассказа происходит в 1956 году. Молодой учитель поселился в избе крестьянки Матрены, и читатель наблюдает деревенскую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражают бедность и убогость ее жилища. Это была темная комната, в которую свет попадал только из окна; это многочисленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда позади остались гражданская война, коллективизация. Неужели в 50-е годы крестьяне были такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни палисадника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка — вот и весь скот Матрены.

Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но не считалась инвалидом. Она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того чтобы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учреждений. Одним словом, как пишет сам автор, “много было наворочено несправедливости с Матреной”. Но, несмотря на все тяготы жизни, Матрена не озлобилась. Она настолько добра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думала о себе в самую последнюю очередь: лишь бы квартиранту было хорошо. Однако злость и жадность окружающих погубили крестьянку.

В конце рассказа автор утверждает, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, держится вся русская земля.

Ссылка на основную публикацию
×
×