Классицизм XVII XVIIIвв: сочинение

«Классицизм как направление»

Классицизм как направление складывается на рубеже XVI — XVII вв. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических школ, а также объединения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху позднего Возрождения обратились к античному искусству, стремясь найти в его гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма. Появление классицизма в полной мере связано со становлением абсолютной монархии — переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и еще не набравшая силы буржуазия одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции. И здесь особенно ясно можно показать его связь с абсолютизмом.

Деятельностью классицистов руководила Французская Академия, основанная в 1635 г. первым министром кардиналом Ришелье и выполнявшая все указания правительства. Творчество крупнейших писателей, художников, музыкантов, актеров классицизма находилось в зависимости от благосклонного взгляда короля.

Классицизм как направление по-разному развивался в странах Европы. Во Франции он складывается к 1590-м годам, становится господствующим направлением к середине XVII в., достигая наивысшего расцвета в 60 — 70-е годы, затем переживает кризис.

В первой половине XVIII в. его преемником становится просветительский классицизм, который во второй половине XVIII в. утрачивает ведущие позиции в литературе. Однако в период Великой французской революции 1789— 1794 гг. возникший на его основе «революционный классицизм» господствует во всех основных сферах искусства. Классицизм как направление, утратив свое прогрессивное содержание, терпит поражение в борьбе с романтизмом вырождается в начале XIX в., но различные неоклассицистические течения продолжают существовать до наших дней.

В рамках классицистического направления шла борьба между различными течениями. Так, во Франции последователи философии Декарта (Буало, Расин) расходились в ряде эстетических вопросов с последователями материалиста Гассенди (Мольером, Лафонтеном). Существовали разные драматургические школы (Корнеля, Расина), разные театральные течения (борьба Мольера с театральной эстетикой Расина) и т. д.

Эстетика классицизма. Главным теоретическим трудом, в котором излагаются принципы классицистической эстетики, является книга Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674).

Цель искусства классицисты видели в познании истины, вы ступающей как идеал прекрасного. Они выдвигают метод его достижения, основываясь на трех центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус4. Все эти категории считались объетивными критериями художественности. С точки зрения классицистов, великие произведения — плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности знания правил вкуса. Таким образом, они сближают художественную деятельность с научной. Вот почему для них оказался приемлемым рационалистический метод французского философа Рене Декарта (1596—1650), ставший основой художественного познания в классицизме.

Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. И если от этих истин переходить к недоказанным и более сложным положениям, расчленяя их на простые, методически продвигаясь от известного к неизвестному и не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Так, разум становится центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма.

Это имело большое значение в борьбе с религиозными представлениями о ничтожестве человека, в борьбе с философами, утверждавшими непознаваемость мира. Слабой же стороной такого представления было отсутствие диалектического взгляда. Мир считался неподвижным, сознание и идеал неизменными.

Классицисты считали, что эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в античности он был воплощен в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому, чтобы вновь воспроизвести идеал, нужно обратиться к античному искусству и тщательно изучить его законы. Вот почему подражание образцам ценилось классицистами выше, чем оригинальное творчество.

Обратившись к античности, классицисты тем самым отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободное от религиозной догматики. Необходимо отметить, что от античности классицисты заимствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди XVII — XVIII вв., а древние сюжеты служили для постановки самых острых проблем современности.

Культ разума потребовал коренной перестройки содержания и формы произведений, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание гражданина. Поэтому в центре произведений классицизма оказываются проблемы, представляющие общенациональный интерес.

Классицизм XVII XVIIIвв: сочинение

ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС XVII ВЕКА.

4. Классицизм – ведущее направление литературы XVII в.

Этапы его развития

Провозгласив культ разума, классицизм требовал разумной регламентации художественного творчества. Отсюда в нем четкость, простота и убедительность во всем: в идеях, жизненных ситуациях, человеческих характерах. Идеал прекрасного, который классицизм видел в античности, он пытался соединить с умным.

В своих поисках разумных правил творчества классицизм обращался к античных теоретиков литературы – Аристотеля, Горация, брал за образец их взгляды на литературу. На базе «Поэтики» Аристотеля и «Послание к Пізонів» Горация француз Никола Буало разработал подробную регламентацию писательского творчества в книге «поэтическое Искусство» (1674), которая стала эстетической программой классицизма.

Классицизм (от лат. classicus – «образцовый», «совершенный») – литературное направление, возникшее в XVII веке во Франции и распространился в странах Европы в начале XIX века.

Следовательно, формирование сильных монархических государств на территории Европы, в частности во Франции, способствовал утверждению классицизма как литературного направления. Во многих странах, и прежде всего во Франции, классицизм стал первым официальным художественным методом, который признал правительство. Идея национального единства в политике монархов нашла воплощение в произведениях класицистів. Короли и цари приближали к себе писателей, а они, в свою очередь, прославляли их в своих произведениях, провозглашали необходимость общественного служения государственным интересам. Принципы государственности и дисциплины, которые утверждались в эпоху абсолютизма, повлияли и на регламентацию в искусстве. Произведения становятся более четкими, уравновешенными, цельными, подчиняются общепринятым канонам классицизма.

труды Рене Декарта

порядок и регламентация

укрепление власти короля

Само название «классицизм» подчеркивала тот факт, что представители направления последовали античную «классику». Однако, не следует забывать, что во времена Возрождения тоже почитали античность. Отличие в поддержании и возрождении античного искусства заключалась в том, что во времена Ренессанса ценилось чувство, а классицисты, наоборот, предпочитали ума.

В соответствии с доктриной классицизма литература должна ориентироваться на готовые высокохудожественные образцы, за которые правила, прежде всего, римская литература. Брали сюжеты из античной мифологии и в основном из римской истории, реже – из Ветхого Завета.

«Древние авторы для новых писателей – это «школа поэтического мастерства», – отмечал представитель немецкого классицизма Мартин Опиц. Античное наследие для художников-классиков – это также определенное мерило и образец. «Мы должны, – отмечает Ж. Расин, – постоянно спрашивать себя: что сказали бы Гомер и Вергилий, если бы про-читали эти стихи? Что сказал бы Софокл, если бы увидел презентованной эту сцену?»

Становление и развитие классицистического направления проходила в постоянной борьбе и полемике с литературой барокко.

Если в барочных литературных произведениях были возможны самые капризные сочетания и сплавы, теория классицизма регламентировала авторское воображение. Классицизм создал целый ряд канонов и правил, которых должен был придерживаться писатель.

Основные правила классицизма:

1. Классицисты утверждали вечность идеала прекрасного, что побудило их следовать традиции античных мастеров. Они считали, если одни эпохи создают образцы прекрасного, то задача художников последующих времен заключается в том, чтобы приблизиться к ним. Отсюда – установление общих правил, необходимых для художественного творчества.

2. В литературе прослеживался четкий распределение по определенным жанрам:

– высокие (ода, эпопея, трагедия, героическая поэма);

– средние (научные произведения, элегии, сатиры);

– низкие (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы).

Темами для произведений высоких жанров были события общенационального и исторического значения, в них принимали участие цари, выдающиеся деятели, придворные и т.д. Высокие жанры были написаны величавым, торжественным языком. Темами для средних и низких жанров были наука, природа, человеческие пороки, социальные пороки. В них действовали представители средних и низших классов, речь приближалась к разговорного стиля. Если в высоких жанрах прославлялись идеи монархии и общественного служения, то в средних и низких жанрах утверждались идеи познания мира и человеческой природы, вы-кривалися пороки общества и характеров.

Устанавливались міжжанрові границы, а любые міжжанрові сплавы (например, трагикомедия) считались недопустимыми.

Для каждого жанра регламентировались язык и герои. Так, трагедии классицизма присуща была возвышенная, патетическая речь, такие же высокие чувства, обрисовывались героические личности.

В комедиях использовалась простая речь, обязательным был сатирический струя, действовали бытовые персонажи. Жанровые формы новой литературы класицистами игнорировались, особенно это касалось прозаических жанров, которые, несмотря на их большую популярность в современной литературе, были отодвинуты в классицизме на второй план. Жанровыми доминантами классицистической литературы были ода и трагедия.

3. Важным элементом в эстетике классицизма были учения о разуме как главный критерий художественной правды и прекрасного в искусстве. Классицисты считали, что античные мастера творили по законам разума. Писателям нового времени тоже следует придерживаться этих законов. Отсюда происходили почти математическая точность правил искусства классицизма (иерархия жанров, единство драматургии и т.д.). Это накладывало отпечаток холодного бесстрастия, чрезмерной логичности произведения класицистів.

4. С учением о абсолютность идеала прекрасного и с рационализмом было связано утверждение об универсальности типов человеческих характеров. Опираясь на «Характеры» Теофраста, классицисты утверждали неизменность человеческих характеров. Поэтому созданные ими образы отличались абстрактністю и универсальностью, воплощением только общих черт, а не индивидуальных признаков. Персонажи в основном были схематичны, – строили вокруг изображения какой-то ведущей черты характера (честь, долг, храбрость, лицемерие, жадность и т.д.).

5. Характеры четко делились на положительные и отрицательные.

6. Драматические произведения (трагедия, комедия) подчинялись правилу трех единств – времени, места и действия. Пьеса воспроизводила события, которые происходили в течение одного дня и в одном месте.

Читайте также:  Проблемы нравственности в современной литературе: сочинение

7. Четкая композиция должна подчеркивать логику замысла автора и определенные черты персонажей.

8. Для классицизма в целом характерны аристократизм, ориентация на требования, вкусы высшего общественного слоя, хотя некоторые представители классицизма нарушали это правило (например, Мольер)

9. Эстетическую ценность для класицистів мало лишь вечное, неподвластное времени, как произведения античности. Следуя древних авторов, классицисты сами создавали «вечные» образы, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы (Тартюф, Сид, Гораций, Федра, Андромаха, мещанин – шляхтич, скряга и т.д.).

Классицисты настаивали на воспитательной функции литературы и искусства. Причем средством воспитания «хорошего вкуса» есть ни дидактизм, ни морализаторство. Воспитывать человека имеет наслаждение, которое должно давать искусство.

Этапы развития классицизма

В историческом плане классицизм прошел два этапа. Первый этап связан с расцветом монархических государств, когда абсолютизм способствовал развитию всех сфер общества (экономики, политики, науки, культуры). Главной задачей класицистів на этом этапе было прославление монархии, национального единства государства под властью короля. Например, Франсуа Малерб (1555 – 1628), Пьер Корнель утверждали идеал мудрого монарха и преданных ему подданных. Особенно известными стали образы Корнеля – Сид («Сид» – 1673), Август («Цинна, или Милосердие Августа») и др.

На втором этапе исторического развития монархия обнаружила свои недостатки, что обусловило изменение направленности классицизма. Писатели уже не только прославляли монархов и времена их правления, но и критиковали социальные пороки, обличали людские пороки, хотя и не отрицали абсолютизм в целом. Если на первом этапе доминировали ода, эпопея, героическая поэма, а художественные образы были величественными и возвышенными, то на втором этапе характеры героев более похожими на реальных людей, на первый план вышли комедии, сатиры, эпиграммы и т.п.

Вывод. Таким в общих чертах поставь классицизм – не только как направление в литературе и искусстве XVII-XVIII веков, но и тип художественного творчества со специфическими принципами, чувством и пониманием формы, как одна из констант европейской художественной культуры. В Украине этот тип художественного творчества появился с засну-ем Киево-Могилянской академии (1632) и широкое распространение получил в конце XVII – начале XVIII века.

Классицизм

1) Литературно-художественное направление XVII – XVIII вв., сформировавшееся во Франции и взявшее за образец античное искусство с присущими ему представлениями о прекрасном и принципами “подражания природе”, соблюдения чувства меры, стремления к гармонии. Литература классицизма выработала свод четких законов и правил, предполагавший разделение жанров, тем и стилей.

2) Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам

Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей.

Высокие жанры – трагедия, эпопея, ода.

Низкие жанры – комедия, сатира, басня.

Классицизм как культурное явление зародился в XVII веке в Северной Италии, в эпоху позднего Возрождения. Во Франции преимущественное распространение получили низкие жанры, которые достигли такого высокого уровня, что комедии Мольера даже получили название “высоких комедий”.

Русский классицизм характеризуется обращением к национальным истокам, а не к античности. Он тоже развивался преимущественно в рамках “низких жанров”.

3) Литературное направление, зародившееся в XVII в. но Франции в условиях становления абсолютистского государства. В качестве образца для подражания писатели-классицисты избрали античное искусство, но истолковали его по-своему. В основу классицизма положен принцип рационализма . Все должно подчиняться разуму и в государстве, и в личной жизни, причем эгоистические чувства, страсти именно разумом должны вводиться в рамки гражданского и нравственного долга.

Теоретиком классицизма был французский поэт Николя Буало, изложивший программу направления в книге “Поэтическое искусство”. В классицизме устанавливались определенные творческие правила :

Основной конфликт произведений – борьба между эгоистическим чувством и гражданскими долгом или между страстью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают. В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрицательные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта , т. е. характеры были однолинейны. В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров.

Все они делились на высокие и низкие . В высоких жанрах изображались выдающиеся события, героями были монархи, государственные деятели, полководцы. В них прославлялись деяния во благо государства и монархии. Язык в произведениях высоких жанров должен был быть торжественным, величавым.

В низких жанрах изображалась жизнь людей средних сословий, высмеивались бытовые явления и отдельные черты характера человека. Язык басен, комедий был близок к разговорному.

Драматические произведения в эстетике классицизма подчинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места означало, что действие в пьесе должно занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами.

Во Франции ведущими писателями классицизма были драматурги П. Корнель и Ж. Расин , Мольер , Ж. Лафонтен .

В России классицизм развивался с XVIII в. Хотя русский классицизм имел много общего с западноевропейским, в частности с французским, но в литературе отчетливо проявлялась национальная специфика. Если западноевропейский классицизм обращался к античным сюжетам, то русские писатели брали материал из национальной истории. В русском классицизме отчетливо звучала критическая нота, резче было обличение пороков, более выраженным был интерес к народному языку и в целом к народному творчеству.

Представители классицизма в русской литературе – А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин.

Сочинение на тему Опыт сын ошибок трудных Краткое сочинение Невозможно прожить жизнь и не ошибаться. Ошибка совершает каждый человек и каждое поколение, которое живет на земле. Не совершая ошибок невозможно получить опыт. Опыт – это бесценная информация.

“Во глубине сибирских руд…” анализ стихотворения Пушкина Братство, сложившееся в стенах Царскосельского лицея, где учился Александр Сергеевич Пушкин, сохранилось до последних дней каждого из лицеистов. Неслучайно ежегодно 19 октября все выпускники Лицея собирались, если появлялась такая возможность.

Об истории создания романа “Преступление и наказание” Исследователи творчества писателя предполагают, что замысел романа “Преступление и наказание” возник у Ф. М. Достоевского на каторге. Подтверждением тому служит его письмо к брату, датированное 9 октября 1859 года, в.

Сочинение на тему Идеальная семья Мини сочинение №1 Идеальная семья – это люди, которые понимают друг друга без лишних слов. Если родители испытывают настоящие чувства, это заметно даже невооруженным глазом. Нежность, с которой папа относится.

Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Silentium Ниже приведено несколько вариантов анализа этого стихотворения, выберите который вам по душе. Стихотворение известно под именами Silentium, Силентиум, Молчание Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Федор Тютчев – не был с юности.

М. А. Булгаков и власть На материале писем За последние годы в печати появилось немало различных материалов, касающихся творчества М. А. Булгакова. Авторы многих публикаций обращаются к теме художника слова в произведениях писателя. Действительно, начиная.

Оправдание Пруткова Cекрет происхождения и загадка живучести Один из самых знаменитых русских литераторов XIX века Козьма Прутков – не личность, а произведение. Над его созданием потрудились четверо братьев Жемчужниковых и их кузен.

В школьной мастерской В нашей школьной мастерской уютная рабочая обстановка. Здесь все продумано до мелочей, чтобы нам было интересно и легко учиться столярному мастерству, некоторым народным промыслам: резьбе по дереву, выжиганию, изготовлению шкатулок.

Краткое содержание поэмы “Мцыри” М. Ю. Лермонтова Неподалеку от монастыря в Грузии русский генерал везет с собой из гор пленного шестилетнего ребенка. В пути пленник заболел, ничего не ел и “тихо, гордо умирал”. Один монастырский монах оставляет.

Пасхальная аппликация из ткани Поделки к Пасхе с младшими школьниками Авторы: коллективная работа детей Возраст: 7-11 лет Педагог: Оленик Виктория Геннадьевна, воспитатель филиала “Центрального военного детского санатория ” ФГКУ СКК “Северо – Кавказский ”.

Александр Иванович Куприн . Биография Высочайшим образцом реалистического искусства рубежа ХIХ-ХХ веков стало творчество Александра Куприна. Александр Иванович Куприн – известный русский прозаик, стремившийся в своем творчестве обновить эстетические принципы реализма. Куприн, как и Иван.

Психолого-педагогічна характеристика учня – класу 1. Стан здоров’я______________ 2. Програмовий матеріал: . Техніка читання __________сл. хв. . Рівень сформованості навичок письма_____________ . Рівень сформованості обчислювальних навичок____________ 3. Характеристика пізнавальної діяльності: . Особливості пам’ті . Стійкість.

Авдеев М. В. биография Авдеев Михаил Васильевич Родился в Оренбурге, в семье богатого уральского казака, видного деятеля яицкого войска. В детстве обучался под руководством жившего тогда в ссылке в Оренбурге Фомы Зана, известного польского.

Страстный герой пушкинского романа “Евгении Онегин” Мне нравились его черты. А. С. Пушкин Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Онегин – светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени.

Сценарий новогоднего праздника “Снежная гостья” Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида №7 “Дарование” Сценарий новогоднего праздника “Снежная гостья” Подготовила Музыкальный руководитель Марусева Людмила Тимофеевна Г. Юрга Цель: Развивать музыкальные, сценические и танцевальные.

Художественный анализ поэмы “Братская ГЭС” Поэма “Братская ГЭС” была написана Е. Евтушенко в середине шестидесятых годов, по свежим впечатлениям от грандиозной стройки. В ней звучит гордость за людей и страну, осуществляющих такие небывалые проекты. Я.

Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота. Многие из его текстов.

Сладость контрафакта Весной 1831 года двадцатидвухлетний Гоголь, уже два года как петербуржец, решил издать свои повести. Помня печальный опыт с публикацией “идиллии в картинах” “Ганц Кюхельгартен” , обратился за советом к своему.

Молодой Лермонтов-романтик Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника . Лермонтовский поэт – “как демон, с гордою душой”; он “меж людей беспечный странник, / Для мира и.

Читайте также:  Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин Прощание с Матерой, А. Солженицын Матренин двор): сочинение

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Мордковича А. Г. – скачать бесплатно МОУ: ______________________________________ Наименование образовательного учреждения ________________________________ Рабочая программа По алгебре 7 класс К учебнику Мордковича А. Г. Учитель _______________________________________ _________________________________________________ Местонахождение образовательного учреждения 200 __ -200 __ учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Сейчас вы читаете: Классицизм

Классицизм XVII — XVIIIвв

Классицизм — напряженно-драматический и в то же время гармонически-величественный стиль — окончательно утвердился во второй половине XVII в. Классицизм с его устремленностью к гражданской тематике сохраняет любовь к упорядоченности, ясности языка, верен трагедии, эпической поэме, оде. Трагедии Расина, комедии Мольера, басни Лафонтена, размышления Буало о словесном искусстве можно сравнивать с творениями древних — трагедиями Еврипида, комедиями Аристофана, баснями Эзопа, поэтикой Аристотеля… Поставленная гуманистами Возрождения цель — создать искусство, ни в чем не уступающее античным образцам, — была достигнута в творениях французских классицистов и их последователей.

Именно классицизм стал символом культуры Франции XVII в. Теоретики классицизма считали, что основу красоты в искусстве составляют определенные правила, следовать которым необходимо неукоснительно они призывали подражать «упорядоченной» природе: подстриженным газонам и цветникам, радующим глаз просвещенного человека. Многочисленные трактаты об искусстве, написанные классицистами во главу угла ставили гармонию, разумность и творческую дисциплину поэта, обязанного противостоять хаотичности мира, в котором бушуют страсти. Самый известный французский теоретик классицизма — Никола Буало-Депрео . В его трактате «Поэтическое искусство» практика современников-литераторов обрела вид стройной системы.

Каждому жанру в теории Буало соответствует стиль: слог, которым может быть написана басня , не годится для героической поэмы и т. д. На первое место Буало ставил драматургию, а в ней выделял трагедию. Ей более всего подходили сюжеты из античности, из жизни королей и героев. Классицизм просветительного периода опирается на опыт классицизма XVIIв. Он стремился к упорядоченности, стройной структуре художественного мира, исходит из принципов «правильного искусства» и ясной манеры изложения и ориентируется на просвещенный вкус.

Александр Поп и Вольтер, Лессинг и Гете отдают дань этому направлению, особенно в традиционных «высоких» жанрах — эпопее, трагедии, оде, — насыщая их содержание злободневной гражданской проблематикой. Принцип классицизма — единство действия: единство действия , единство места и единство времени . Для русского классицизма характерна сословная обособленность, условность, схематизм в изображении действительности. Наличие в литературном языке классицизма церковно-славянских оборотов и слов делало его резко отличным от народного языка. Строго определялось различие между жанрами, каждому жанру соответствует определенный стиль языка — «штиль».

В последствии классицизм заменяется сентиментализмом и романтизмом.

Классицизм XVII — XVIIIвв

Другие сочинения по теме:

Классицизм Классицизм 1) Литературно-художественное направление XVII — XVIII вв., сформировавшееся во Франции и взявшее за образец античное искусство с присущими ему.

Охарактеризуйте классицизм как направление в литературе и искусстве (особенности мировосприятия, художественные открытия и величайшие представители) Классицизм — художественное направление в западноевропейском искусстве и литературе, который стал доминирующим в XVII ст., в эпоху становления абсолютистских государств.

Литературные признаки: Классицизм и Просвещение Классицизм — направление в европейской литературе и искусстве, который впервые заявил о себе в итальянской культуре XVI ст. Наибольшего расцвета.

Классицизм как направление Классицизм как направление складывается на рубеже XVI — XVII вв. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических.

Классицизм как художественное направление в литературе ХVII ст. Философская и эстетичная основа классицизма Цель: познакомить учеников с литературным направлением классицизма, его особенностями, основными правилами, причинами возникновения; вызвать интерес учеников к теме, дать возможность.

Французская академия и классицизм в литературе Париж второй половины XVII в., столица монархии Людовика XIV. Широчайшее поле для наблюдений! Здесь сосредоточены богатства, созданные трудом и гением.

Классицизм в живописи Классицизм как направление в искусстве возник в России и в других странах на политической основе. Он возник во время укрепления.

Классицизм во Франции. Паскаль. Де Лорошфуко Из трех стилевых направлений, кот. господствовали в западноевропейской лит-ре 17 в. (классицизм, барокко, ренессансный реализм), во Франции, как ни в.

Искусство классицизма Искусство классицизма возникает во Франции — в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета.

Урок на тему — М. В. Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха Ученики уже много вспомнили о жизни и творчестве М. В. Ломоносова. Предложим им самостоятельно прочитать статью учебника (с. 42-44). Что.

Французский классицизм XVII век во Франции был периодом расцвета абсолютной монархии и установления официального, общегосударственного стиля в искусстве и литературе — Классицизма.

Литература рубежа XVII-XVIII веков Рубеж веков ознаменован переходом от зрелых форм барокко и классицизма к литературе рококо и Просвещения. Просвещение в литературе было подготовлено.

Кризис ренессансного гуманизма. Классицизм и барокко По-разному сложилась историческая судьба народов Западной, Центральной и Южной Европы в XVII столетии. Италия : обнищала, культура оскудела. Раздробленность. Частично.

Судьбы реализма в западноевропейских литературах XVII века В той истории реализма, которая за последние годы создана стараниями русских ученых, есть заметное белое пятно — это литература XVII.

Луис де Гонгора и испанская поэзия XVII века Основоположником и крупнейшим представителем культистского направления в испанской барочной поэзии был Луис де Гонгора, по имени которого, как уже было.

Немецкая драматургия XVII века Специфически придворной формой театрального искусства барокко стала опера, которая пришла в Германию из Италии. На сценах придворных театров, которые возникают.

Н. Т. Пахсарьян. Західноєвропейський роман XVII століття між класицизмом і барокко Н. Т. Пахсарьян. Західноєвропейський роман XVII століття між класицизмом і барокко Н. Т. Пахсарьян. ЗАХІДНОЄВРОПЕЙСЬКИЙ РОМАН XVII СТОЛІТТЯ МІЖ КЛАСИЦИЗМОМ.

Борьба в литературе XVII века Классицизм был главным, но не единственным направлением во французской литературе XVII в. В кругах общества, оппозиционных абсолютной монархии, развивались и.

Искусство европейской комедии в XVII веке Ренессансные истоки театра XVII века На исходе Возрождения великая традиция драматического искусства складывается в двух странах — в Испании и.

Своеобразие реализма XVII века в английском романе Своеобразие реализма XVII в. в его английском варианте, его возможности и перспективы проявились в творчестве Дж. Беньяна. Уже в первом.

Классицизм

Классицизм (от лат. classicus — образцовый)

1) Литературно-художественное направление (а также эпоха и стиль) XVII— XVIII вв., сформировавше­еся во Франции и взявшее за образец античное искусство с присущими ему представлениями о прекрасном и принципами «подражания природе», соблюдения чувства меры, стремления к гармонии. Литература классициз­ма выработала свод четких законов и правил, предполагавший разделение жанров, тем и стилей.

2) Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочине­ния греческого философа Аристотеля и римского поэта Гора­ция. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей.

Высокие жанры — трагедия, эпопея, ода.

Низкие жанры — комедия, сатира, басня.

Классицизм как культурное явление зародился в XVII веке в Северной Италии, в эпоху позднего Возрождения. Во Фран­ции преимущественное распространение получили низкие жанры, которые достигли такого высокого уровня, что коме­дии Мольера даже получили название «высоких комедий». Классицизм пришёл в упадок после Великой французской ре­волюции 1789-1794 годов.

Русский классицизм характеризуется обращением к нацио­нальным истокам, а не к античности. Он тоже развивался пре­имущественно в рамках «низких жанров».

3) Литературное направление, зародившееся в XVII в. но Франции в условиях становления абсолютистского государства. В качестве образца для подражания писатели-классицисты избрали античное искусство, но истолковали его по-своему. В основу классицизма положен принцип рационализма (racio). Все должно подчиняться разуму и в государстве, и в личной жизни, причем эгоистические чувства, страсти именно разумом долж­ны вводиться в рамки гражданского и нравственного долга. Тео­ретиком классицизма был французский поэт Николя Буало, изложивший программу направления в книге «Поэтическое искусство». В классицизме устанавливались определенные твор­ческие правила (нормы):

  1. Основной конфликт произведений — борьба между эгои­стическим чувством и гражданскими долгом или между стра­стью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают.
  2. В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрица­тельные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта (трусость или храбрость, коварство или благородство и т.д.), т.е. характеры были однолинейны.
  3. В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). В высоких жанрах изобража­лись выдающиеся события, героями были монархи, государст­венные деятели, полководцы. В них прославлялись деяния во благо государства и монархии. Язык в произведениях высоких жанров должен был быть торжественным, величавым.

В низких жанрах изображалась жизнь людей средних сосло­вий, высмеивались бытовые явления и отдельные черты харак­тера человека. Язык басен, комедий был близок к разговорному.

Драматические произведения в эстетике классицизма под­чинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места означало, что действие в пьесе долж­но занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами. Материал с сайта //iEssay.ru

Во Франции ведущими писателями классицизма были дра­матурги П. Корнель и Ж. Расин (в жанре трагедии), Мольер (ко­медия), Ж. Лафонтен (басня).

В России классицизм развивался с XVIII в. Хотя русский клас­сицизм имел много общего с западноевропейским, в частности с французским, но в литературе отчетливо проявлялась нацио­нальная специфика. Если западноевропейский классицизм об­ращался к античным сюжетам, то русские писатели брали мате­риал из национальной истории. В русском классицизме отчетли­во звучала критическая нота, резче было обличение пороков, более выраженным был интерес к народному языку и в целом к народному творчеству.

Читайте также:  Рецензия на книгу В. Г. Распутина Живи и помни: сочинение

Представители классицизма в русской литературе — А.Д. Кан­темир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин.

Заключение

Классицимзм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII–XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира,басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм освобождал человека от религиозно-церковного влияния, утверждая личность как высшую ценность бытия. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Пороки и добродетели в классицистической драме и комедии распределены четко, как свет и тени на классическом барельефе, четкостью отличается и построение драмы. Барочное чувство динамизма жизни сильно умеряется этой четкостью, однозначностью этических и эстетических категорий классицизма. Мужественный герой мужествен во всем и до конца; любящая женщина любит до гроба; лицемер до гроба лицемерит, а скупой скупится; переходы и оттенки у классицизма не в чести. Разумеется, большие художники, те же Корнель, Расин и Мольер, наполняли дыханием жизни эту строгую схему. Вообще говоря, в истории искусства не было такой схемы, которая бы делала невозможным открытие внутри нее художественной правды: порой те или иные условные заданные границы даже способствуют внутренней собранности художника. Тем не менее всякая схема рождает желание от нее освободиться, раньше или позже, и тем более сильное, чем она строже

Во французской живописи самым последовательным, но и самым обаятельным классицистом был Пуссен. Его творчество приходится в основном на первую половину века; впоследствии академисты сделали его своим кумиром, но сам Пуссен был далек от угождения официальным вкусам. Это был искренний и серьезный художник, однако не обладавший свойством всечеловечности и все-временности, как Рембрандт: в наше время мы уже не можем воспринимать его непосредственно, с первого знакомства он кажется почтенным и скучным, как историческая реликвия.(2)

Нужно соотносить Пуссена с его эпохой и понять условия эпохи, чтобы оценить его и даже полюбить, хотя он никогда не изображал свою современность ни прямо, ни косвенно. Он писал мифологические картины, умышленно противопоставляя их современности. Он трактовал их как величавые видения безвозвратно исчезнувшего или никогда не бывшего золотого века. Строгий мечтатель – так можно было бы назвать Пуссена. На его известном автопортрете он похож скорее на философа, чем на живописца. У него очень волевое лицо, но нельзя не почувствовать, что это замкнутая воля, направленная вглубь души, а не вовне. Волевая личность совсем другого склада, чем ренессансные личности. Тогда верили в реальное могущество человека. А Пуссен верит в заповедь Марка Аврелия: «Если царит беспорядочный случай, то радуйся, что среди всеобщего хаоса имеешь руководителя в тебе самом – свой дух».

Во второй половине XVII века возвышенные эстетические утопии ранних классицистов были приручены монархами, заземлены, вошли в число элементов «стиля Людовика XIV». Своеобразный классический ландшафт был создан в Версале из деревьев и воды. Версаль – резиденция Людовика XIV невдалеке от Парижа. Как впоследствии Петербург по указу Петpa I, так и Версаль был построен по указу властного молодого короля в местности, дотоле болотистой и пустынной. Лево в 1670 году умер, и в основном королевский дворец построен не менее знаменитым архитектором Ардуэном-Мансаром, автором проектов парадной Вандомской площади и большой купольной церкви Дома Инвалидов в Париже.

Разбивка парков – тоже искусство, и искусство сложное: оно имеет дело с непокорным живым материалом – все время меняющимся растительным миром. В садово-парковом искусстве сложились два основных принципа – пейзажный и регулярный, по типу английского и французского парков. В английском парке, воспринявшем многое от садово-паркового искусства Китая, имитируется естественная природа: запутанные тропинки, заросли кустов и деревьев, укромные лужайки. Гуляя по такому парку, вы неожиданно набредаете на ручей с перекинутым через него мостиком, на уютную беседку или вдруг замечаете статую, смутно белеющую сквозь густую зелень. Такой «натуральный» парк вы найдете в Павловске под Ленинградом, в Алупке вокруг Воронцовского дворца. Французский парк – это парк регулярный, где природа подчинена строгой архитектонике зодчего. Дорожки выровнены, аллеи прямы, как стрелы, трава подстрижена, водоемы имеют правильные геометрические очертания, кронам деревьев приданы правильные конусообразные и шарообразные формы. В этих чинных парках есть своя прелесть, в чем убеждают сады Ленотра. Они особенно хороши вечером, в предзакатный час, когда золотое небо отражается в чашах бассейнов и длинные тени ложатся на песок четким решетчатым узором.

В заемные идеалы и нормы классицизма парадоксальным образом вмещались противоположные социальные идеи: и бунт против тирании, и поклонение тиранам, и ярое республиканство, и монархизм. И самому Наполеону была присуща эта двойственность: «мятежной вольности наследник и убийца», – удивительно точно сказал о нем Пушкин. Искусство буржуазного классицизма на протяжении каких-нибудь пятнадцати лет повторило в миниатюре эволюцию почитаемого им Древнего Рима – от республики к империи, сохраняя стилевые формы и декоративную систему, сложившиеся при республике. В противоположность рококо классицизм, напитавшись идеями Руссо, провозглашал простоту и близость к природе. Нам теперь лозунг «возвращения к природе», «естественности» кажется странным в устах классицистов, потому что их произведения достаточно искусственны. Мало естественного в их аллегориях, напыщенных жестах, в статуарности фигур, в вымученном рационализме. Тем не менее идеологи классицизма были уверены, что, подражая античности (понимаемой ими на свой лад), искусство тем самым подражает и природе. Они чтили «простоту и ясность», не замечая, что их ясность была такой же условной формой, как вычурность рококо. В некоторых же отношениях классицизм отступил от «природы» даже по сравнению с рококо хотя бы в том, что отверг живописное видение, а вместе с ним и богатую культуру цвета в живописи, заменив ее раскраской.

Понятие «верности природе» в искусстве вообще, как мы уже много раз имели возможность убедиться, – многозначное и растяжимое понятие, его никогда не следует понимать слишком буквально. В природе заложено многое, и люди в зависимости от своих идеалов и вкусов склонны абсолютизировать и особо выделять то одни, то другие ее черты, которые в данный момент привлекают и кажутся самыми важными. Так и создается искусство – чудесный сплав объективно-природного и субъективно-человеческого. Ведь люди сами являются частью природы и, даже не желая ей подражать, все-таки это делают. А с другой стороны, даже желая следовать ей в точности, они неизбежно преображают ее на свой лад.

В области декора классицизм выпрямил кудрявые, гнутые линии, возвратил права гражданства четким симметричным формам, упростил систему украшений, заменил прежние, изнеженно-женственные декоративные мотивы мужественными эмблемами скрещенных шпаг, знамен, львиными масками и грифонами, заимствованными из римских древностей. После египетского похода наполеоновской армии орнамент пополнился изображениями сфинксов: теперь эти некогда грозные колоссальные создания древней мифологии стали маленькими и ручными, превратившись в подлокотники кресел. Залы обставлялись на античный манер – длинные прямые кушетки, высокие светильники, белые алебастровые вазы; вместо прежних шелковых обоев и позолоты стали предпочитать красное дерево с обкладкой из бронзы. Разительные перемены произошли в одежде и прическах: здесь тоже все стало «a lantique» – женские платья уподобились хитонам, белые, полупрозрачные, перехваченные лентой высоко под самой грудью и свободно драпирующиеся по фигуре, волосы убраны в виде изящной маленькой диадемы. Теперь модницы хотели походить на древнюю статую. Никаких кринолинов, фижм, мушек, париков – приметой высшего шика стала считаться «античная» простота покроя при минимуме украшений, всего один какой-нибудь браслет или колье, причем не бриллианты, а предпочтительно геммы (резные камни), вделанные в оправу. Эта изысканная простота требовала, впрочем, не меньше стараний и ухищрений, чем затейливые одеяния стиля Людовика XV. Прелестный портрет госпожи Рекамье, написанный в 1800 году Давидом (в эпоху Консульства и Империи лучшим, что делал Давид, были портреты), может рассматриваться как хрестоматийный образец послереволюционного классицизма. Тут все «стильно» – кушетка, треножник с их ясными лебедиными линиями, расположение их в пространстве и сама элегантная босоножка в белом хитоне, хозяйка знаменитого салона, вполне вошедшая в роль новейшей Аспазии. Этот стиль распространялся и в других странах, привыкших следовать французским модам, каковы бы они ни были. Им безоглядно следовали и при дворе Александра I, несмотря на войну России с Францией. Умный и желчный наблюдатель Вигель записывал в своих мемуарах: «Одно было в этом несколько смешно: все те вещи, кои у древних были для обыкновенного, домашнего употребления, у французов и у нас служили одним украшением; например, вазы не сохраняли у нас никаких жидкостей, треножники не курились, и лампы в древнем вкусе, с своими длинными носиками, никогда не зажигались». Очень проницательное замечание. Вигель безошибочно уловил элемент неорганичности в классицизме нового времени. Это уже не был органический большой стиль, подобно стилям былых времен.

Ссылка на основную публикацию
×
×