Радищев Александр Николаевич: сочинение

Радищев Александр Николаевич: сочинение

Александр Николаевич Радищев

Александр Радищев — человек и писатель

Именем Александра Радищева открывается история русского освободительного движения. В. И. Ленин определил роль и место Радищева в истории России как первого революционера, предшественника декабристов и революционеров-разночинцев 70-х годов[1]. Радищев первым осознал коренные противоречия самодержавно-крепостнической России и стал на сторону угнетенного народа. Как зачинатель революционной поэзии он выступил в оде «Вольность»; как мыслитель-революционер он предстает и в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске», и в «Житии Федора Васильевича Ушакова», и в других сочинениях. Однако с наибольшей силой ненависть писателя к самодержавию и крепостничеству выразилась в «Путешествии из Петербурга в Москву» — произведении, которое раз и навсегда определило место Радищева в истории русского революционного движения и в истории русской литературы. «Путешествие» вобрало в себя весь разнообразный жизненный опыт писателя, отразило поистине энциклопедический характер его знаний и интересов, подытожило тридцатилетние наблюдения и размышления над самыми разными сторонами российской действительности, событиями мировой и русской истории.

Александр Николаевич Радищев родился 20(31) августа 1749 г. Как и большинство его сверстников, начатки образования он получил в домашних условиях — сначала в деревне, а затем в Москве, в доме дальнего родственника, где его учили профессора и учителя Московского университета. Однако в конце 1762 г. Радищев в возрасте тринадцати лет начал службу при дворе в качестве пажа.

Двадцать восьмого июня 1762 г. в результате дворцового переворота на престол вступила Екатерина II. Свергнув своего мужа Петра III, новая императрица публично, в обнародованных манифестах, осудила его как государя-деспота и противопоставила низложенному царю себя — просвещенную государыню. Тем самым Екатерина сразу же охарактеризовала свое правление как просвещенную монархию, отличную от государств с деспотическим строем. С первых манифестов Екатерина заговорила языком указов Петра I, — и это было далеко не случайно, как и насаждавшееся ею демонстративное поклонение Петру, культ Петра: ведь для всей прогрессивной русской общественной мысли, философии, литературы (Кантемир, Ломоносов, Сумароков и др.) Петр I был идеалом просвещенного монарха.

Однако практическая деятельность Екатерины расходилась с широковещательными декларациями. Отнюдь не стремлением к «общему благу», а желанием обеспечить себе поддержку ближайшего окружения и широких дворянских кругов объяснялись изливавшиеся потоками награды, чины, раздача земель с крепостными, денежные пожалования. С начала правления Екатерина искала опору в среднем дворянстве, а чтобы «опора престола» была прочной, следовало привести в повиновение крестьянство. Бунты же крестьян — крепостных, приписных, монастырских — не прекращались. Отсюда возникала необходимость активизации государственного аппарата, призванного оберегать интересы привилегированного класса. Ряд изданных в 1760-е годы указов окончательно лишил крепостных крестьян всяких, даже формальных, юридических прав. «Крестьянин в законе мертв», — с негодованием восклицал Радищев в «Путешествии», и такое положение было закреплено в русском законодательстве в первые годы екатерининского царствования.

О первых программных манифестах Екатерины Радищев узнал из печати: они не только были опубликованы в качестве приложений к обеим русским газетам — «Санкт-петербургским» и «Московским ведомостям», но и многократно переизданы. О дальнейшей деятельности императрицы и правительства, о жизни двора он мог судить по собственным впечатлениям: во время торжеств в Москве, связанных с коронацией Екатерины II, Радищев 25 ноября 1762 г. был «пожалован в пажи», зачислен в Пажеский корпус. Главная цель создания этого учебного заведения заключалась в том, чтобы, неся службу при дворе, пажи имели возможность получать образование и воспитание.

За годы пребывания в Пажеском корпусе Радищев приобрел основы разнообразных знаний. Здесь он сблизился с А. М. Кутузовым, А. К. Рубановским, П. И. Челищевым, С. Н. Яновым, познакомился с Д. И. Фонвизиным, брат которого был товарищем Радищева по корпусу. Здесь приобщился к просветительской философии и литературе, знакомство с которыми в эту эпоху было своего рода признаком светской образованности. Вместе с тем Радищев имел возможность наблюдать постоянную борьбу между придворными группировками, между отдельными лицами за возможно более высокие места в дворцовой иерархии, за влияние на императрицу. Оценивая дворцовые нравы с просветительских позиций, Фонвизин вынес приговор всей системе екатерининского самодержавия в «Недоросле».

Еще резче дворцовые нравы были охарактеризованы в фонвизинской «Всеобщей придворной грамматике» — произведении, которое при жизни писателя опубликовано не было, но разошлось в огромном количестве списков. На одну из рукописей (может быть, прочитанную у самого Фонвизина) сослался Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву». Хотя издание журнала «Друг честных людей, или Стародум» было запрещено цензурой, Радищев, бесспорно, читал сочинение выдающегося просветителя, близкого ему по критической настроенности и повлиявшего на него как писателя. Радищев в разных произведениях использовал мотивы и образы «Недоросля».

Круг жизненных наблюдений Радищева в годы пребывания в Пажеском корпусе не ограничивался дворцовыми впечатлениями. Бывая вне службы на Васильевском острове, где находился его дом, он имел возможность знакомиться с бытовым укладом и представителями самых разных слоев населения столицы — вельможами и купцами, ремесленниками и чиновниками, церковниками и учеными, русскими мастеровыми и мастерами-иноземцами (ведь в 60-е годы Васильевский остров сохранял еще традиции петровского «всесословного» заселения). Видел он и «бурлаков» — крестьян, приходивших из деревень на заработки в Петербург, наблюдал жизнь крепостных селений, расположенных в «низких и болотных местах» Ямбургского уезда Петербургской губернии, когда со своим другом Андреем Рубановским ездил в Онстапель, имение В. К. Рубановского, на дочери которого Радищев впоследствии женился.

В середине 60-х годов особенно остро встал вопрос о необходимости приведения в порядок российского законодательства. Последний общерусский свод законов — Уложение — был принят еще в XVII в., в царствование Алексея Михайловича. Для разработки нового свода законов Екатерина решила созвать Комиссию по составлению нового Уложения, в которую должны были войти выборные представители от различных сословий (кроме крепостного крестьянства), местностей, национальных меньшинств. Нужны были и квалифицированные юристы, люди с хорошим европейским образованием.

В числе других наук пажам преподавали начала юриспруденции, латинский и немецкий языки, а потому, когда встал вопрос о том, кого отправлять в Лейпциг для получения юридического образования, императрица остановила свой выбор прежде всего на пажах. В конце сентября 1766 г. вместе с друзьями отправился в Лейпцигский университет Радищев.

За годы пребывания в Лейпциге (1767–1771 гг.) помимо юридических наук Радищев занимался естествознанием, химией, медициной и т. п. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских философов-просветителей — Вольтера, Монтескье, Руссо, Мабли, Гольбаха, особенно Гельвеция, по книге которого «Об уме», по словам Радищева, он и его товарищи «мыслить научалися». По немецким газетам и рассказам проезжавших через Лейпциг соотечественников, по доходившим в Германию печатным источникам Радищев следил за горячими дебатами в Комиссии для составления нового Уложения, где наиболее острые споры шли вокруг крестьянского вопроса. После завершения работы Комиссии крестьянская проблема стала одним из предметов бурной полемики между сатирическими журналами Н. И. Новикова «Трутень», Ф. А. Эмина «Адская почта» — с одной стороны, и официозным еженедельником «Всякая всячина» — с другой.

Сочинение «А. Н. Радищев»

Восстание Пугачева, европейская просветительская мысль, уроки революционной войны в Америке и революционная ситуация во Франции способствовали возникновению в русском просветительстве революционного направления. Этот перелом в истории русской общественной мысли связан с А. Н. Радищевым (1749-1802 гг.) , с его знаменитой книгой “Путешествие из Петербурга в Москву” . Радищев писал, что крестьянин “заклепан в узы” и “в законе мертв” . Дворяне заставляют крестьян “шесть раз в неделю ходить на барщину” , взимают с них непосильные оброки, лишают их земли, применяют “дьявольскую выдумку” — месячину. Помещики истязают крестьян “розгами, плетьми, батожьем или кошками” , сдают в рекруты, ссылают на каторгу, “продают в оковах как скот” . Ни один крепостной крестьянин “не безопасен в своей жене, отец в дочери” . Помещики оставляют “крестьянину только то, чего отнять не могут, — воздух, один воздух” . Из этого Радищев делал вывод о необходимости “совершенного уничтожения рабства” и передачи всей земли крестьянину — “делателю ее” .

Еще дальше своих предшественников Радищев пошел в понимании связи между крепостничеством и самодержавием. Самодержавие защищает интересы вельмож и “великих отчинников” , в органах управления и судах царят крепостнические порядки. Он первым среди русских мыслителей подчеркнул, что религия и церковь являются одним из важнейших орудий угнетения народа.

Радищев твердо верил, что после революционного уничтожения крепостничества из крестьянской среды скоро бы “исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишенны” . Радищев наполнил понятие “патриотизм” революционным содержанием. Настоящим патриотом, по Радищеву, может считаться лишь тот, кто всю свою жизнь и деятельность подчиняет интересам народа, кто борется за его освобождение, за установление “предписанных законов естества и народоправления” .

По Радищеву, “самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние” . Он утверждал, что истина и справедливость не живут в “чертогах царских” , что одежды царя и его приближенных “замараны кровью и омочены слезами” народа, поэтому тщетны надежды просветителей на “мудреца на троне” . Мысль Радищева шла дальше: “Нет и до окончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей власти” .

Своими произведениями “Письмо другу” , “Беседа о том, что есть сын отечества” , “Житие Федора Васильевича Ушакова” и “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев готовил читателей к восприятию идеи о необходимости революции. В оде “Вольность” , наиболее важные строфы которой он включил в “Путешествие” , Радищев выступил с подлинным гимном в честь будущей победоносной революции. Как величайший праздник человечества он рисует день, когда “возникнет рать повсюду бранна” , будут “ликовать склепанны народы” и торопиться “в крови мучителя венчанна омыть свой стыд” . Праздником будет день, когда победит восставший народ.

После революции и казни царя, по мысли Радищева, на престол “воссядет народ” и воцарится вольность – “вольность дар бесценный источник всех великих дел” . Он высоко ценил Кромвеля за то, что тот научил, “как могут мстить себя народы” , и “Карла на суде казнил” .

Читайте также:  Черты гуманизма в произведении Ф.Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль: сочинение

Издавая “Путешествие из Петербурга в Москву” , запрещенное в России, Герцен писал о его авторе: “…. Он едет по большой дороге, он сочувствует страданиям масс, он говорит с ямщиками, дворовыми, с рекрутами, и во всяком слове его мы находим с ненавистью к насилью – громкий протест против крепостного состояния” .

Требуя полного освобождения крестьян, указывая на революционный путь к нему, Радищев не исключал при этом и путь реформ сверху. В этом не было ни отступления от своих основных взглядов, ни проявления либеральных иллюзий и колебаний. Он имел в виду реформы, которые не укрепляли бы существующий строй, а ослабляли бы его, ускоряли его гибель. Он разработал план постепенного осуществления мероприятий, которые должны завершиться “совершенным уничтожением рабства” .

Однако Радищев мало верил в то, что помещики, эти “звери алчные, пиявицы ненасытные” , согласятся на проведение реформ или что их осуществит монарх. Он грозил помещикам что “рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем разобьют железом главы” своих ненавистных господ.

Радищев считал, что революция – не пустая мечта: “Взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую. Я зрю сквозь целое столетие” , — писал он.

Екатерина II понимала, какую опасность для самодержавно-крепостнического строя представляет критика крепостничества, сочетающаяся с провозглашением революционных идей, одобрением стихийных крестьянских бунтов и выступлением с революционной программой.

С именем Радищева связан особый этап революционной, республиканской мысли в России. Идя “вслед Радищеву” , затравленному самодержавием, радищевцы — его современники и последователи — приняли эстафету из его рук и передали ее поколению Пестеля и Рылеева, Грибоедова и Пушкина. Если плеяда великих французских просветителей идеологически подготовила буржуазную революцию в Западной Европе, то Радищеву выпала великая честь выступить идеологом начинающегося революционного движения в России.

В дни, когда во Франции вооруженный народ штурмовал Бастилию, в России Радищев печатал свое “Путешествие из Петербурга в Москву” . Тогда же Я. Б. Княжнин завершал свою последнюю трагедию “Вадим Новгородский” , явившуюся вершиной дворянского свободомыслия. Яков Борисович Княжнин (1742—1791 гг.) , дворянин, в течение долгих лет преподавал русскую словесность в Сухопутном шляхетском корпусе и был автором многих трагедий. В своем “Вадиме” он дал образ республиканца, противопоставляя его “просвещенной монархии” . В отличие от Радищева народ в трагедии Княжнина изображен как пассивная сила. Тем не менее со страниц “Вадима” , так же как и “Путешествия из Петербурга в Москву” , хотя и по-разному, звучали призывы к борьбе с самодержавием.

С первых же дней революции во Франции ее лозунги и дела захватили многие умы в России. Современники рассказывают, что “революционные события были ежедневным предметом разговоров и жарких споров о принципах и их изложении, и невозможно было не принимать в них участия” . Революционные журналы, книги и брошюры проникали в Россию. Они вызывали живой интерес в дворянских особняках и гостином дворе, в казармах и университетских аудиториях, в столицах и провинции. Вдумчивые наблюдатели замечали, что “прелести Французского переворота” не только до Украины, но и “до глубины самой Сибири простирали свое влияние на молодые умы” . В Яссах, например, при штаб-квартире князя Потемкина офицеры стали выпускать еженедельный листок “Вестник Молдавии” , где печатались сообщения о революции во Франции. В Тобольске учителя народного училища на страницах издаваемого ими журнала помещали статьи на революционные темы: о правах человека, о Национальном собрании, о конституции 1791 г. Известиями из Франции интересовались в Пензе, в Кременчуге, в Семипалатинске, в Саратове.

Французская революция вначале была принята русским обществом чуть ли не с единодушным одобрением. Передовые дворянские круги, в частности, увидели в событиях во Франции путь к “просвещенной” монархии, горячо ратовали за насаждение “добродетели” , за “равенство чувств” людей всех сословий, за гражданское достоинство, оставляя в стороне вопросы общественно-экономических преобразований.

Но разгоравшаяся на Западе заря революции постепенно отрезвляла дворянские головы. Сообщения о городских и крестьянских выступлениях во Франции, о сожженных замках воскрешали в памяти русских помещиков грозный призрак Крестьянской войны под водительством Пугачева. В событиях во Франции они видели претворение в жизнь тех дум, которые, по яркому определению Радищева, они читали “на челе каждого из… крестьян” . Один вологодский помещик заметил, что “все крестьяне имеют оставшегося от времени Пугачева духа — дабы не было дворян” , и добавил, что это и есть дух “безначальства и независимости, распространившийся… по всей Европе” .

Сочинение: Радищев А.Н.

Радищев Александр Николаевич (1749 – 1802), писатель.

Родился в помещичьей семье. Его детские годы прошли в селе Верхнее Аблязово (ныне Пензенская область). Первыми воспитателями мальчика были крепостные крестьяне: няня Прасковья Клементьевна и обучивший его грамоте дядька Петр Мамонтов. Они ввели его в мир народного творчества, интерес и любовь к которому писатель сохранил на всю жизнь. В 1762 г. Радищева определили в привилегированное учебное заведение – Петербургский пажеский корпус. Всем наукам питомцев корпуса обучал один преподаватель-француз, но зато юные пажи дежурили во дворце, прислуживали самой императрице. Здесь и наблюдал Радищев дворцовую атмосферу и придворные нравы.

По окончании корпуса Радищева в числе лучших учеников отправили за границу, в Лейпциг, для получения специального юридического образования.

По окончании университета Радищев возвратился на родину, готовый, по его собственным словам, “жертвовать и жизнию для пользы Отечества”. Он рассчитывал принять участие в большой работе по составлению нового законодательства, обещанного Екатериной. Однако Радищев вынужден был занять весьма скромную должность протоколиста в Сенате. Здесь перед ним прошла целая вереница дел о крепостных: истязания помещиками крестьян, крестьянские бунты и волнения, усмиряемые “мелким ружьем и пушкой”. Через некоторое время он вышел в отставку.

В эти годы Радищев заводит знакомства в литературных кругах, сближается с Н. И. Новиковым. В примечаниях к переводу книги французского философа-просветителя Мабли он пишет: “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние. ” Вслед за этим он подчеркивает, что “неправосудие государя” дает народу право судить и карать его как злейшего преступника. Здесь сжато выражена мысль, которую позже писатель разовьет в знаменитой оде “Вольность” (1783).

Воспевая в ней тираноборцев – Брута, Вильгельма Телля, он славит и призывает “грозу царей” – революцию, “глас” которой должен превратить тьму рабства в свет. В то же время “Вольность” Радищева – гимн народу, его труду.

В 1789-1790 гг. одно за другим публикуются четыре произведения Радищева, написанные на разные темы. Это “Житие Федора Васильевича Ушакова”, рассказывающее о жизни в Лейпциге русских студентов; “Письмо к другу. “, дающее исторически верную оценку деятельности Петра I; “Беседа о том, что есть сын Отечества”, где в праве называться патриотом отказывается большинству представителей дворянского общества, и, наконец, главный труд и подвиг всей жизни Радищева – “Путешествие из Петербурга в Москву”.

В “Путешествии. ” Радищев поставил задачей показать современную ему русскую действительность. После выхода в свет “Путешествия-” по приказу Екатерины II Радищев был заключен в каземат Петропавловской крепости. Суд приговорил его к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Сибирь. Проезжая в ссылку через Тобольск, он писал:

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?

Я тот же, что и был и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек.

В ссылке Радищев продолжал работать: изучал местный край и написал историческую работу, посвященную Сибири.

После смерти Екатерины II Радищеву разрешили вернуться в Центральную Россию. До конца дней своих писатель жил под надзором полиции в небольшом калужском имении Немцове. Здесь он продолжал заниматься литературным трудом. В незавершенной поэме “Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам” автор “Путешествия. ” говорит о будущем, ожидающем его родной народ:

О, народ, народ преславный!

Твои поздние потомки

Превзойдут тебя во славе.

Все преграды, все оплоты

Сокрушат рукою сильной,

Победят. природу даже,

– И пред их могущим взором,

Пред лицом их озаренным

Славою побед огромных,

Ниц падут цари и царства.

11 марта 1801 г. произошел очередной дворцовый переворот: Павел I был убит и на престол взошел его сын, Александр I. Радищева пригласили принять участие в работе комиссии по составлению законов, и он принялся за дело. Но ни одному из его проектов не был дан ход. Радищев покончил с собой, приняв смертельную дозу яда.

Об авторе

Радищев Александр Николаевич (1749—1802) — крупнейший русский писатель и мыслитель конца XVIII века, открытый противник самодержавия, одна из самых трагических и спорных фигур русского Просвещения. Складывавшийся с начала XIX века образ Радищева как страдальца за идеалы вольности трансформировался в массовое представление о «первом русском революционере». Между тем, сочинения Радищева разнообразны, и помимо знаменитых «Путешествия из Петербурга в Москву» и оды «Вольность» включают поэзию, во многом новаторскую, философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», юридические сочинения и пр.

Получил общее образование в Пажеском корпусе (1762—1766). Для изучения юридических наук в числе шести лучших выпускников Корпуса был отправлен в Лейпцигский университет (1767—1771), где слушал лекции по естественному, публичному и государственному праву, всеобщей истории, логике, географии, нравственной философии, физике и математике, изучал немецкий, французский и латинский языки. О годах учения в Лейпцигском университете и произошедшем там «бунте» русских студентов Радищев рассказал в «Житии Федора Васильевича Ушакова» (1789). Вернувшись в Россию, в декабре 1771 г. Радищев был назначен протоколистом в Сенат.

Первым печатным выступлением Радищева стал перевод книги аббата Мабли «Размышления о греческой истории», изданный Н. И. Новиковым анонимно в 1773 г. Снабдив книгу своими примечаниями, Радищев в одном из них писал, что «самодержавство» (т. е. деспотизм) есть «наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В мае 1773 г. уволился из Сената и начал служить обер-аудитором (юридическим советником) в штабе Финляндской дивизии. В марте 1775 г. вышел в отставку. В том же году в Москве состоялась венчание Радищева с Анной Васильевной Рубановской (племянницей А. К. Рубановского, соученика Радищева по Лейпцигскому университету). В декабре 1777 г. Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию. В 1780 г. стал помощником советника таможенных дел по Санкт-Петербургской губернии. За годы службы в таможне изучил английский язык.

В 1782 г. Радищев начал работать над «Словом о Ломоносове», которое завершил в 1788 г. и включил в состав «Путешествия из Петербурга в Москву». В 1782 г. написал «Письмо к Другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего», посвященное открытию в Петербурге памятника Петру I работы Фальконе. В облике Петра Радищев увидел великого преобразователя, «обновившего Россию», но отметил и второй лик Петра – «властного самодержца», истребившего «последние признаки дикой вольности своего отечества». «Письмо» было первой книгой, анонимно напечатанной в 1790 г. в типографии, которую Радищев оборудовал в своем доме летом 1789 г.

3 августа 1783 г. умерла А. В. Рубановская. Радищев написал стихотворную «Эпитафию», которую хотел поместить на ее памятнике в Александро-Невской лавре, но, по воспоминаниям Н. А. Радищева (сына писателя), «ему не позволили, потому что в ней выражается недостаточная уверенность в бессмертии души», и памятник был поставлен в саду при их доме.

Около 1783 г. Радищев закончил оду «Вольность», которая имеет ярко выраженный тираноборческий характер и содержит отклики на политические события в Европе (английская революция XVII в.) и Северной Америке (Война за независимость). Екатерина II восприняла оду как «совершенно явно и ясно бунтовскую». «Вольность» представляет собой не только значительное общественно-политическое сочинение, но и выдающееся поэтическое произведение. Стих оды, как объясняет сам Радищев, отличается намеренной затрудненностью, язык изобилует архаизмами, придающими тексту торжественный и возвышенный тон.

С середины 1780-х годов Радищев работал над главным своим произведением — «Путешествием из Петербурга в Москву», в которое ввел ряд сочинений, написанных ранее (в том числе фрагменты оды «Вольность»). Цензурная редакция всей книги была завершена к концу 1788 г. Однако после подписания цензором писатель еще около года продолжал работу над рукописью, внося в нее ряд существенных и обширных дополнений.

Главы «Путешествия», имеющие названия почтовых станций на пути из Петербурга в Москву, различны по своему объему и тематике. Книга многопланова: здесь подвергаются резкой и смелой критике самые разные стороны политической и общественной жизни России, предстают зарисовки быта и нравов разных сословий. Доминирует на протяжении всего повествования крестьянская тема: бесправие крепостных, их продажа, рекрутчина, убогий быт. Важную объединяющую роль играет образ самого путешественника-повествователя. Книга включает публицистические элементы, сближаясь с традициями ораторской прозы, дидактической литературы и сатиры. В «Путешествии» проявляются также черты, характерные для сентиментализма и возникшие, помимо прочего, под влиянием «Сентиментального путешествия» Л. Стерна: исповедальное начало, гипертрофированная эмоциональность, повествование от первого лица. В то же время язык Радищева мало напоминает язык русских сентименталистов — он изобилует славянизмами, архаизированными формами, инверсиями.

Книга была отпечатана в домашней типографии Радищева без указания его имени в конце мая 1790 г. тиражом около 650 экземпляров. 30—31 мая началась продажа «Путешествия» в Гостином дворе в лавке книгопродавца Г. К. Зотова. При чтении «Путешествия» (с 26 июня по 7 июля) Екатерина II сделала на полях многочисленные замечания. По свидетельству канцлера А. А. Безбородко, императрица нашла книгу «наполненною разными дерзостными изражениями, влекущими за собой разврат, неповиновение власти и многие в обществе расстройства» повелела начать расследование с целью установить имя автора, которого она назвала «бунтовщиком хуже Пугачева».

30 июня Радищев был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Незадолго до ареста он был назначен советником таможенных дел Санкт-Петербургской казенной палаты, но не успел вступить в должность. 13 июля был подписан приказ императрицы о предании Радищева уголовному суду и рескрипт о запрещении его книги. 17 июля Радищев отвечал на вопросы Палаты уголовного суда. 24 июля Палата вынесла писателю смертный приговор. 4 сентября в связи с заключением мира со Швецией Екатерина подписала указ о замене смертной казни Радищеву ссылкой на десять лет в Сибирь в Илимский острог.

Проехав через Кунгур, Екатеринбург и Тюмень, 20 декабря 1790 г. Радищев прибыл в Тобольск и оставался здесь до 30 июля 1791. 2 марта сюда приехала вместе с его младшими детьми Екатериной и Павлом свояченица Радищева Елизавета Рубановская, разделившая с ним изгнание и ставшая затем его женой (их брак не был узаконен церковью, и отец Радищева впоследствии не признал детей от этого брака). В Тобольске между мартом и июлем 1791 г. написаны автобиографические стихотворения «Ты хочешь знать, кто я? что я? куда я еду. » и «Почто, мой друг, почто слеза из глаз катится. ».

Через Тару, Томск, Красноярск, Удинск Радищев прибыл в Иркутск, где оставался с 8 октября по 20 декабря 1791 г. 2 января 1792 г. он прибыл в Илимск, где прожил до 20 февраля 1797 г. Во время пути он вел «Записки путешествия в Сибирь», содержащие географические, исторические, этнографические сведения, а также наблюдения над бытом местных жителей. В 1792 г. Радищев начал работать над самым значительным из написанных им в Сибири произведений — трактатом «О человеке, его смертности и бессмертии», затрагивавшим широкий круг литературных и философских проблем.

После смерти Екатерины в 1796 г. Павел I разрешил Радищеву поселиться на родине в Немцове, но под полицейским надзором. В Немцове создана поэма «Бова» (авторский жанровый подзголовок: «Повесть богатырская стихами»). Из задуманных 12 песен поэмы было написано 11 и последняя начата. Сохранившаяся песнь первая дает представление о характере поэмы, в которой использованы мотивы популярной лубочной литературы, а также «Орлеанской девственницы» Вольтера.

В начале 1801 г. в Немцове Радищев написал трактат «Памятник дактилохореическому витязю», посвященный В. К. Тредиаковскому. Радищев с большим сочувствием относится к опытам Тредиаковского по реформированию стиха и первым высоко оценил заслуги поэта в создании русского гекзаметра. Здесь же Радищев изложил собственные взгляды на звуковую организацию стиха. В конце 1801 г. в журнале «Иппокрена» анонимно были напечатаны «Сафические строфы» Радищева — один из самых удачных ранних опытов русской силлабо-тонической имитации античной квантитативной метрики.

Полную свободу писатель получил лишь в марте 1801 г. при Александре I. Назначенный в Комиссию составления законов, Радищев занимался составлением проектов законодательных реформ. Председатель комиссии П. В. Завадовский был раздражен «слишком восторженным образом мыслей» Радищева и даже угрожал ему новой ссылкой в Сибирь. В состоянии тяжелой депрессии Радищев покончил с собой.

Сочинения Радищева были запрещены в России вплоть до 1905 г., однако это не помешало распространению «Путешествия из Петербурга в Москву» в рукописных списках. В 1858 г. А. И. Герцен издал «Путешествие» в Лондоне. Ценнейшими источниками биографии писателя остаются очерки, написанные его сыновьями Н. А. и П. А. Радищевыми.

Об издании

РВБ публикует академическое Полное собрание сочинений Радищева в трех томах (М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938—1952). В ряде случаев текст этого издания исправлен в соответствии с принципами, изложенными в сопроводительной заметке редактора электронного издания А. А. Костина. Кроме того, электронная публикация снабжена указателями словоформ и стиховых форм.

Александр Радищев – Сочинения

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “Сочинения”

Описание и краткое содержание “Сочинения” читать бесплатно онлайн.

«Сочинения» первого русского писателя-революционера Александра Николаевича Радищева (1749–1802) включают в себя основные прозаические и художественно-публицистические произведения писателя («Путешествие из Петербурга в Москву», «Житие Федора Васильевича Ушакова» и др.), все стихотворения и избранные письма.

Александр Николаевич Радищев

Александр Радищев — человек и писатель

Именем Александра Радищева открывается история русского освободительного движения. В. И. Ленин определил роль и место Радищева в истории России как первого революционера, предшественника декабристов и революционеров-разночинцев 70-х годов[1]. Радищев первым осознал коренные противоречия самодержавно-крепостнической России и стал на сторону угнетенного народа. Как зачинатель революционной поэзии он выступил в оде «Вольность»; как мыслитель-революционер он предстает и в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске», и в «Житии Федора Васильевича Ушакова», и в других сочинениях. Однако с наибольшей силой ненависть писателя к самодержавию и крепостничеству выразилась в «Путешествии из Петербурга в Москву» — произведении, которое раз и навсегда определило место Радищева в истории русского революционного движения и в истории русской литературы. «Путешествие» вобрало в себя весь разнообразный жизненный опыт писателя, отразило поистине энциклопедический характер его знаний и интересов, подытожило тридцатилетние наблюдения и размышления над самыми разными сторонами российской действительности, событиями мировой и русской истории.

Александр Николаевич Радищев родился 20(31) августа 1749 г. Как и большинство его сверстников, начатки образования он получил в домашних условиях — сначала в деревне, а затем в Москве, в доме дальнего родственника, где его учили профессора и учителя Московского университета. Однако в конце 1762 г. Радищев в возрасте тринадцати лет начал службу при дворе в качестве пажа.

Двадцать восьмого июня 1762 г. в результате дворцового переворота на престол вступила Екатерина II. Свергнув своего мужа Петра III, новая императрица публично, в обнародованных манифестах, осудила его как государя-деспота и противопоставила низложенному царю себя — просвещенную государыню. Тем самым Екатерина сразу же охарактеризовала свое правление как просвещенную монархию, отличную от государств с деспотическим строем. С первых манифестов Екатерина заговорила языком указов Петра I, — и это было далеко не случайно, как и насаждавшееся ею демонстративное поклонение Петру, культ Петра: ведь для всей прогрессивной русской общественной мысли, философии, литературы (Кантемир, Ломоносов, Сумароков и др.) Петр I был идеалом просвещенного монарха.

Однако практическая деятельность Екатерины расходилась с широковещательными декларациями. Отнюдь не стремлением к «общему благу», а желанием обеспечить себе поддержку ближайшего окружения и широких дворянских кругов объяснялись изливавшиеся потоками награды, чины, раздача земель с крепостными, денежные пожалования. С начала правления Екатерина искала опору в среднем дворянстве, а чтобы «опора престола» была прочной, следовало привести в повиновение крестьянство. Бунты же крестьян — крепостных, приписных, монастырских — не прекращались. Отсюда возникала необходимость активизации государственного аппарата, призванного оберегать интересы привилегированного класса. Ряд изданных в 1760-е годы указов окончательно лишил крепостных крестьян всяких, даже формальных, юридических прав. «Крестьянин в законе мертв», — с негодованием восклицал Радищев в «Путешествии», и такое положение было закреплено в русском законодательстве в первые годы екатерининского царствования.

О первых программных манифестах Екатерины Радищев узнал из печати: они не только были опубликованы в качестве приложений к обеим русским газетам — «Санкт-петербургским» и «Московским ведомостям», но и многократно переизданы. О дальнейшей деятельности императрицы и правительства, о жизни двора он мог судить по собственным впечатлениям: во время торжеств в Москве, связанных с коронацией Екатерины II, Радищев 25 ноября 1762 г. был «пожалован в пажи», зачислен в Пажеский корпус. Главная цель создания этого учебного заведения заключалась в том, чтобы, неся службу при дворе, пажи имели возможность получать образование и воспитание.

За годы пребывания в Пажеском корпусе Радищев приобрел основы разнообразных знаний. Здесь он сблизился с А. М. Кутузовым, А. К. Рубановским, П. И. Челищевым, С. Н. Яновым, познакомился с Д. И. Фонвизиным, брат которого был товарищем Радищева по корпусу. Здесь приобщился к просветительской философии и литературе, знакомство с которыми в эту эпоху было своего рода признаком светской образованности. Вместе с тем Радищев имел возможность наблюдать постоянную борьбу между придворными группировками, между отдельными лицами за возможно более высокие места в дворцовой иерархии, за влияние на императрицу. Оценивая дворцовые нравы с просветительских позиций, Фонвизин вынес приговор всей системе екатерининского самодержавия в «Недоросле».

Еще резче дворцовые нравы были охарактеризованы в фонвизинской «Всеобщей придворной грамматике» — произведении, которое при жизни писателя опубликовано не было, но разошлось в огромном количестве списков. На одну из рукописей (может быть, прочитанную у самого Фонвизина) сослался Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву». Хотя издание журнала «Друг честных людей, или Стародум» было запрещено цензурой, Радищев, бесспорно, читал сочинение выдающегося просветителя, близкого ему по критической настроенности и повлиявшего на него как писателя. Радищев в разных произведениях использовал мотивы и образы «Недоросля».

Круг жизненных наблюдений Радищева в годы пребывания в Пажеском корпусе не ограничивался дворцовыми впечатлениями. Бывая вне службы на Васильевском острове, где находился его дом, он имел возможность знакомиться с бытовым укладом и представителями самых разных слоев населения столицы — вельможами и купцами, ремесленниками и чиновниками, церковниками и учеными, русскими мастеровыми и мастерами-иноземцами (ведь в 60-е годы Васильевский остров сохранял еще традиции петровского «всесословного» заселения). Видел он и «бурлаков» — крестьян, приходивших из деревень на заработки в Петербург, наблюдал жизнь крепостных селений, расположенных в «низких и болотных местах» Ямбургского уезда Петербургской губернии, когда со своим другом Андреем Рубановским ездил в Онстапель, имение В. К. Рубановского, на дочери которого Радищев впоследствии женился.

В середине 60-х годов особенно остро встал вопрос о необходимости приведения в порядок российского законодательства. Последний общерусский свод законов — Уложение — был принят еще в XVII в., в царствование Алексея Михайловича. Для разработки нового свода законов Екатерина решила созвать Комиссию по составлению нового Уложения, в которую должны были войти выборные представители от различных сословий (кроме крепостного крестьянства), местностей, национальных меньшинств. Нужны были и квалифицированные юристы, люди с хорошим европейским образованием.

В числе других наук пажам преподавали начала юриспруденции, латинский и немецкий языки, а потому, когда встал вопрос о том, кого отправлять в Лейпциг для получения юридического образования, императрица остановила свой выбор прежде всего на пажах. В конце сентября 1766 г. вместе с друзьями отправился в Лейпцигский университет Радищев.

За годы пребывания в Лейпциге (1767–1771 гг.) помимо юридических наук Радищев занимался естествознанием, химией, медициной и т. п. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских философов-просветителей — Вольтера, Монтескье, Руссо, Мабли, Гольбаха, особенно Гельвеция, по книге которого «Об уме», по словам Радищева, он и его товарищи «мыслить научалися». По немецким газетам и рассказам проезжавших через Лейпциг соотечественников, по доходившим в Германию печатным источникам Радищев следил за горячими дебатами в Комиссии для составления нового Уложения, где наиболее острые споры шли вокруг крестьянского вопроса. После завершения работы Комиссии крестьянская проблема стала одним из предметов бурной полемики между сатирическими журналами Н. И. Новикова «Трутень», Ф. А. Эмина «Адская почта» — с одной стороны, и официозным еженедельником «Всякая всячина» — с другой.

По возвращении в Россию в 1771 г. Радищев был назначен протоколистом в Сенат — высшее административное учреждение страны, «хранилище законов», по определению Екатерины II. Но роль пассивного регистратора в этом «хранилище» Радищева привлекала мало, и в 1773 г. он перешел на должность обер-аудитора (юридического советника) штаба Финляндской дивизии в Петербурге. К этому времени относится начало литературной деятельности Радищева. Вскоре после приезда на родину он познакомился с Новиковым лично. В 1772 г. в журнале Новикова «Живописец» был анонимно опубликован «Отрывок путешествия в *** И*** Т***». Автором произведения, имевшего ярко выраженный антикрепостнический характер, как свидетельствует П. А. Радищев, был его отец. В 1771–1773 гг. он перевел ряд произведений. Наиболее интересен изданный Новиковым в 1773 г. перевод книги Г. Мабли «Размышления о греческой истории» с примечаниями Радищева. Обращался в это время он и к поэзии, причем стихи, по его собственным словам, направлены были «на нежные предметы».

Биография Радищева

Детские годы и образование

Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в Москве в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло в селе Немцово, затем его семья переехала в село Верхнее Аблязово. Начальное образование Александр Николаевич получил дома. В 1756 году отец отвез Радищева в Москву. Мальчика поселили у А. Аргамакова, который в то время служил директором Московского университета. Обучением Радищева там занимался специально нанятый француз-гувернер.

В 1762 году Александр Николаевич был пожалован в пажи и направлен в Петербургский пажеский корпус. В 1766 году по распоряжению Екатерины II был отправлен в Германию, где поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В этот период своей краткой биографии Радищев увлекся трудами Вольтера, Руссо, Гельвеция, Рейналя.

Карьера и начало литературной деятельности

В 1771 году Александр Николаевич вернулся в Петербург. Получив титул советника, устроился секретарем в Сенат. В этом же году в журнале «Живописец» впервые был анонимно опубликован отрывок из книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

С 1773 года Радищев поступает на военную службу в качестве обер-аудитора в штаб финляндской дивизии. Писатель издает перевод книги Мабли, заканчивает произведения «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели».

В 1777 году Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию, которой руководил граф А. Воронцов. С 1780 года Александр Николаевич работает в Петербургской таможне, через десять лет становится ее начальником. В 1783 году писатель создал оду «Вольность», в 1788 – произведение «Житие Ф. В. Ушакова».

Ссылка в Сибирь

В 1790 году Радищев завершает работу над самым главным своим произведением – «Путешествие из Петербурга в Москву» и печатает ее в своей домашней типографии. В книге писатель смело рассуждал о крепостной системе в России. Это вызвало резкий протест императрицы. Александр Николаевич был арестован и приговорен к смертной казни, однако ее заменили на десять лет ссылки в сибирский острог Илимск.

Находясь в Сибири, Радищев, биография которого была неразрывно связана с писательством, изучал традиции края, создал «Письмо о китайском торге», «О человеке, о его смертности и бессмертии», «Сокращенное повествование о приобретении Сибири» и др.

Жизнь после ссылки

В 1796 году император Павел I вернул Радищева из ссылки. Дата 31 мая 1801 года ознаменовала полное освобождение писателя – Александр I издал указ об амнистии, вернул ему дворянский титул. Радищева вызвали в Петербург и назначили членом Комиссии по составлению законов. В одном из проектов Александр Николаевич предлагал уничтожить крепостное право, однако ему пригрозили новой ссылкой в Сибирь. Это стало серьезным потрясением для болеющего и морально сломленного писателя.

12 (24) сентября 1802 года Александр Николаевич Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Могила писателя не сохранилась, предполагается, что он захоронен на Волковском кладбище в Петербурге.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Грамоте маленького Радищева обучили крепостные. Еще с детства он узнал о тяготах крестьянской жизни, что возродило в душе писателя ненависть к помещикам, жалость к народу.
  • Александр Николаевич был дважды женат. Первая супруга, Анна Рубановская, умерла при родах, всего у них было четверо детей. Второй женой писателя стала младшая сестра Анны Елизавета Рубановская, у них было трое детей.
  • По некоторым данным Радищев умер от тяжелого недуга, который поразил писателя еще во время ссылки.
  • Творчество Радищева оказало значительное влияние на политику России, в том числе декабристское движение. А. Луначарский отзывался о писателе как о пророке и предтече революции.
  • В школе произведения Радищева изучаются в восьмом и девятом классах.

Тест по биографии

Интересный тест по краткой биографии Радищева:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Радищев А.Н.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 07:20:07 29 августа 2005 Похожие работы
Просмотров: 452 Комментариев: 15 Оценило: 9 человек Средний балл: 4.6 Оценка: 5 Скачать