Почему жанр произведения А. Н. Радищева путешествие?: сочинение

Почему жанр произведения А. Н. Радищева “путешествие?”

Сегодня на уроке литературы я познакомилась с произведением А. Н. Радищева “Путеществие из петербурга в Москву” Повесть была опубликована в мае 1790 года. автор рассказывает нам в этой повести о том, как он совершил путешествие из петербурга в Москву. Но почемуже жанр произведения А. Н. Радищева путешествие? Да просто в повести очень много рассуждений о вопиющей несправедливости помещиков, которые не считают своих крепостных крестьян за людей.

И сколько бы раз автор не путешествовал по нашей стране, на каждой станции он увидит несправедливость,

А на станции “Городня” помещик продал трех крестьян в рекуты, так как ему понадобилась новая карета. Странное варварство творилось на станции “Медное”. Молодой барин продавал свою восьмидесятилетнюю кормилицу. Теперь понятно, что А. Н. Радищев в повести “Путешествие из Петербурга в Москву” описал всю правду тех безжалостных времет.

И по каким бы станциям он не ездил, везде творилось беззаконие и алчность!

Наташа Ростова – самый обаятельный женский образ в романе Л. Н. Толстого “Война мир” …Что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий …И шепчет счастье нам: “Постой, Я не за внешней красотой.

Княгиня Е. И. Трубецкая Почему – то, когда речь в России заходит о женском подвиге ради любви, сразу же вспоминают жен декабристов, последовавших за своими мужьями на каторгу в Сибирь. Поэма Некрасова была всецело.

Тема Гражданской войны в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Авторская позиция. Обращение М. А. Булгакова к традиционной в 1920-е гг. теме революции и Гражданской войны нашло отражение в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” и пьесе “Дни Турбиных” .

Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью расплачиваться с долгами за издание.

Классицизм в живописи Классицизм как направление в искусстве возник в России и в других странах на политической основе. Он возник во время укрепления абсолютизма и должен был служить его укреплению и прославлению. Зрелый.

Конспект урока на тему “Беседы с детьми по пожарной безопасности” Утверждаю: Директор МОУ СОШ №5 ФИО _______________ Конспект урока на тему ” Беседы с детьми по пожарной безопасности” № П/п Мероприятия Дата Ответственный Члены МО Неделя безопасности Радиожурналы: “Огонь –.

“Я голос ваш, жар вашего дыханья…” “Четки”, “Белая стая”… Первые сборники поэтессы. “К этой книге, – писала Ахматова в 1965 году, – читатели и критика несправедливы. Почему-то считается, что она имела меньше успеха, чем “Четки”. Этот.

Татьяна – любимая героиня Пушкина Для А. С. Пушкина настоящий человек – это человек, обладающий добротой, простотой, бескорыстием, душевной красотой, неразрывно связанный с народом, понимающий природу и искусство. Всеми этими качествами обладает любимая героиня Пушкина.

Религиозная символика в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” В романе Тургенева “Отцы и дети”, на первый взгляд, отсутствует религиозная тема. И действительно, произведение повествует об очень “земных” проблемах – о конфликте двух поколений, о столкновении кардинально противоположных мировоззрений.

Рассказ А. Платонова. “В прекрасном и яростном мире” В своей учительской практике я обращаюсь к рассказу “В прекрасном и яростном мире” примерно с конца 80-х годов; как показывает опыт, произведение это вполне доступно пониманию шестиклассников. На его изучение.

Мои размышления о сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь” Сказка – ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок. А. С. Пушкин Есть произведения, которые трудно обсуждать, о которых трудно говорить: говорить как положено – стыдно, говорить как есть.

КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. 2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен. 3. Точно и как можно.

Идейно-композиционные особенности романа И. А. Гончарова “Обломов” В центре романа Гончарова “Обломов” – сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее явными черты его личности: леность, безволие, созерцательность. Ярко выступают.

Почему в финале поэмы Гриша не встречает странников, а странники не видят Гришу? Как известно, сюжет поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” строится вокруг поисков семерыми мужиками счастливого на Руси. После долгого путешествия, после многочисленных встреч с людьми разных сословий, возрастов и.

Стихотворение В. А. Жуковского “Певец во стане русских воинов” Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. Но он не был чужд обращению в своем творчестве и к национально-патриотической тематике.

Анализ стихотворения В. Маяковского Стихотворение “Товарищу Нетте, пароходу и человеку” написано в 1926 году. Оно является примером гражданской лирики. Лирическое чувство и гражданский пафос в нем нераздельны. Конкретный случай – встреча с пароходом, носящим.

Оформление купчей в гражданской палате “Мертвые души” Н. В. Гоголя явились великим, крупным вкладом в литературную жизнь страны. Ни Пушкин, давший Гоголю сюжет к поэме, ни сам Гоголь не думали, какое значение будет иметь это.

ОТРУЄННЯ ГРИБАМИ Україні розпочався грибний сезон. Осінь традиційно вважається небезпечним періодом для любителів грибів. Як неодноразово наголошувало Міністерство охорони здоров’я, аналіз випадків отруєнь грибами в Україні свідчить, що більшість з них обумовлені.

Урок физики для 9 класса на тему “РАДИОАКТИВНОСТЬ. ОПЫТ РЕЗЕРФОРДА. ПЛАНЕТАРНАЯ МОДЕЛЬ АТОМА. СОСТАВ ЯДРА АТОМА” Дата: ___________ Подпись: __________ Класс: 9 класс Предмет: Физика Учитель Чернобаев А. Ю. Тема: “РАДИОАКТИВНОСТЬ. ОПЫТ РЕЗЕРФОРДА. ПЛАНЕТАРНАЯ МОДЕЛЬ АТОМА. СОСТАВ ЯДРА АТОМА” Цель урока : Изучить структуру атома, а.

Тема родины в творчестве поэтов 19 века Есть удивительная страна, имя которой – Поэзия. Нигде нет таких широких и ярких радуг, здесь каждое слово подобно цветку, вечному, ароматному. Стоит закрыть глаза – и ты почувствуешь “ласку рассвета”.

Сейчас вы читаете: Почему жанр произведения А. Н. Радищева “путешествие?”

Сочинение по повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Александр Николаевич Радищев создавал свое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» в течении десяти лет. Среди многочисленных творений автора, именно эта книга стала наиболее популярна в литературных кругах. Сначала она издавалась без всякого упоминания её автора. Литературные критики были поражены смелостью и дерзостью создателя столь откровенного повествования, который не боялся открыто высказываться о сильных мира сего и вообще о существующем в то время самодержавии в таком негативном ключе. Сама Екатерина, после того как имя автора стало известно, сравнила Радищева с самим Пугачевым. Кроме того, книга очень изменила жизнь писателя, ведь сразу после её издания он был арестован за обнародование своих вольных домыслов и якобы призыв крестьян к восстанию. По этой причине Радищев стал некой легендой своего времени, дворянином – революционером, не желающим мириться с купанием в роскоши помещиков и чиновников, между тем как крепостные крестьяне умирают от голода, работая по семь дней в неделю от зари до зари.

В своем произведении он достаточно ярко описывает всю изнанку России, страну, где царит беззаконие и хаос. По пути ему встречаются разные люди, из разных слоев населения и разного социального статуса. Каждый город – новая глава. Рассказ ведётся от лица одного путешественника, который в своем дневнике оставлял заметки о каждом населенном пункте, в котором ему приходилось останавливаться, описывал особенности жизни в том или ином городе. Все его записи сводились к тому, что где бы он не был, везде процветала коррупция и произвол среди чиновников. Помещики не считали своих крестьян за людей, с лёгкостью могли продать крепостного за порцию устриц или за новую карету. Путешественник принимал всю эту несправедливость достаточно близко к сердцу, ему до слез было обидно за русский народ, угнетаемый и униженный этими хозяевами жизни.

Люди, которые попадаются на его пути в большинстве своем обездоленные, бесправные и несчастные крестьяне. Они делятся с путешественником своими проблемами и жалуются на беспредел, творимый в их городе. Иногда среди его собеседников попадаются и помещики, которые отличаются порядочностью, но они, хоть и не довольны сложившейся ситуацией в стране, ничего не могут изменить и идти против всего капиталистического строя. Поэтому Радищев призывает их всех к восстанию и революции.

2 вариант

«Путешествие…» Радищева вошло в историю России как первое литературное произведение, изобличающее общественный и политический порядок России в конце XVIII века. Недаром приводятся слова тогдашней главы государства Екатерины II, мол автор – бунтарь не хуже самого Емельяна Пугачева.

Нужно заострить внимание на данном высказывании. Очевидно, Екатерина была женщиной неглупой. Вряд ли она лукавила, когда считала Радищева опасным человеком для российской государственности. Он не громил дворянские поместья, не вставал под ружье против регулярной армии. У писателя было более эффективное оружие – перо. Если Пугачев своими погромами мог затронуть небольшую часть европейской России, то Радищев распространением своей повести мог затронуть умы всей страны.

Издатели это прекрасно понимали, поэтому не спешили публиковать сей литературный обвинительный приговор. Более того, Радищев был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой. Все напечатанные экземпляры были преданы забвению. Что сказать, ведь даже большинство самых просвещенных русских людей не знали о ее существовании. О ней знал А. Пушкин, несколько литературоведов и ученых.

Используя современную терминологию, можно сказать, что книга было признана экстремистской. Официальный запрет с распространения книги был снят в 1905 году в свете либерализации политической системы после Первой русской революции.

В кратком анализе не стоит акцентировать внимание на сюжете, поэтому скажем, что повесть написана в стиле дорожного путешествия, где протагонист сталкивается с различными бытовыми ситуациями в ходе поездки. Он в сентиментальном ключе связывает эти ситуации с более масштабными политическими и общественными явлениями той поры: формы организации отношений между помещиками и крестьянами, тяжесть рекрутского набора на военную службу, притеснения и страдания крепостных крестьян, возможность продажи людей и другими.

Объединяющей мыслью для всех глав является то, что автор крайне негативно относится к крепостной системе тогдашнего общества. Простой работяга вынужден от зари до зари трудиться, чтобы обеспечить как барина, так и свою семью. Крестьянские девушки вообще приравнивались к скотине: помещик мог ее обесчестить по своему желанию или продать, как надоевшую игрушку.

На основании содержания повести, можно вполне сделать вывод, что Радищев был первым русским просветителем революционного толка.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Популярные сегодня темы

Главная цель автора в написании произведения «Дети капитана Гранта» показать протест против колонизации людей, любовь детей к затерявшему отцу, которого до конца рассказа пытаются найти.

Сказка о золотом петушке. Считается, что Александр Сергеевич Пушкин написал сказку о золотом петушке, опираясь на легенду о звездочёте. В этой легенде тоже есть царь, которому требуется оберегать свои границы. Есть магические предметы, помогающие царю.

Владимир Дубровский, потеряв отца и оставшись по воле Троекурова без крыши над головой, вынужден был со своими людьми искать пристанище в лесу. Там появился их лагерь, а средства для существования добывались

Однажды мама принесла домой котенка. Это был маленький, грязный кочек с больными глазками. Я была очень удивлена появлению этого комочка грязи, ведь мама очень любила чистоту. Вечером за ужином мама рассказала одну историю.

Читайте также:  Черты гуманизма в произведении Ф.Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль: сочинение

Великий творец начал свою деятельность еще в ранней юности, когда учился в Академии художеств. Далее он трудится в мастерской С.С.Щукина. Наблюдая за работой учителя и вникая во все моменты рисования

Урок литературы по теме “Анализ “Путешествия из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева в специфике жанра”. 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предварительные замечания учителя.

Творчество А.Н.Радищева, к сожалению, не известно современным школьникам.

Только две программы литературного образования для общеобразовательных учреждений, допущенные Министерством образования и науки РФ (авторы Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская и М.Б. Ладыгин), включают в изучение в 8 классе “Путешествие из Петербурга в Москву”. Однако творчество А.Н. Радищева, особенно названное произведение, чрезвычайно важно для понимания общей картины развития литературного процесса в России и решения проблем воспитания и нравственного самосовершенствования.

В главе “София” Путешественник, разозлённый наглостью почтового комиссара, хотел было ударить его, но вовремя остановился. Обдумывая затем своё поведение, он пришёл к выводу, что “рассудок есть раб нетерпеливости”, то есть ум может затмеваться страстью, страсти следует обуздывать.

В главе “Чудово” приятель Путешественника Ч:, побывав в экстремальной ситуации (кораблекрушение), понял, что все степени, чины, титулы (в том числе дворянство) – это только одежды, которые спадают, и “человек тогда становится просто человеком”.

В главе “Бронницы” Путешественник посетил церковь на месте исчезнувшего Холмограда и стал рассуждать о Боге. Человеку не нужно знать всё заранее, иначе он или испугается, или потеряет интерес к жизни; рассудок человека слаб и ему не справиться с этим знанием, поэтому лучше довериться Богу, который является каждому человеку как “тайный глас”. Значит один из способов самосовершенствования – прислушиваться к внутреннему голосу.

Таким образом, показав различные жизненные ситуации, связанные с проблемой воспитания и самосовершенствования, Радищев предлагает оригинальную воспитательную систему, утверждает, что воспитание возможно, так как оно развивает индивидуальный природный дар в человеке. Иначе говоря, первый постулат воспитательной системы Радищева звучит примерно так: человек должен рождаться и расти без принуждения, естественно.

Обращение к “Путешествию:” Радищева помогает ученикам не только открыть еще одну грань творчества писателя, но и увидеть галерею положительных образов русской реалестической литературы. Предлагаемый материал не привязан жестко к курсу 8 класса. Учитель по своему усмотрению может подготовить и провести такой урок и как урок внеклассного чтения, и как урок факультативного курса, посвящённого изучению анализу произведения в специфике жанра. Важно лишь, чтобы учащиеся понимали связь материала с историей и логикой развития отечественной литературы, а сам материал помогал раскрыть творчество А.Н. Радищева.

Хочу отметить, что учитель сам определит глубину и объем рассмотрения темы, необходимость включения дополнительных материалов и источников, характер предварительного и заключительного заданий для самостоятельной работы учеников, учитывая ряд общезначимых факторов: особенности реализуемой программы, уровень литературного развития учеников, собственные интересы и взможности и т. д.

Предварительное задание к уроку-семинару

1 .“Путешествие из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева – жанр литературного путешествия.

Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в “Путешествии из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров:

б) Древнерусской литературы.

в) Новой русской литературы.

Для подготовки к уроку учащиеся получают вопросы к семинару и опорный конспект, прорабатывая который, они ответят на свой вопрос, проанализируют данное произведение в специфике используемого автором жанра. Ученики могут работать в малых или в больших группах, разделив задание на подзадания и подготовив слайдовую презентацию ответа.

Опорный конспект-схема “Жанровое своеобразие “Путешествия:”

Комментарий учителя

В основе любого литературного “путешествия” лежит очерк. Книга Радищева не исключение: она построена как цепь очерков, повествующих о поездке и дорожных впечатлениях. Жанр “путешествия” позволял объединить самый разнородный материал, разные типы очерков. Необходимо отметить, что “погружение” в “Путешествие:” Радищева, в контекст очерковой литературы конца XVIII века, посвященной “эпохе жизни России и рассуждающей о праве народном и соблюдении законов”, расширит представление учеников о характере литературного процесса, поможет увидеть, как создается большая литературная форма с естественной, вполне обоснованной связью разнообразных художественных, политических и философских очерков, внешне объединенных сюжетом путешествия и личностью главного героя, а внутренне – идеей автора о необходимости борьбы с крепостничеством и абсолютизмом.

  1. Кроме опорного конспекта можно предложить ученикам для домашней подготовки и вопросы по “Путешествию из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева:
  2. Как вы понимаете смысл эпиграфа? Что, на ваш взгляд, Радищев называет “чудищем облым”?
  3. Какова роль вставных эпизодов (подслушанных разговоров, снов, случайных прохожих, найденных писем и др.) в “Путешествии:”?
  4. Докажите, что “Путешествие:” написано в стиле художественной публицистики.
  5. В чем суть системы воспитания гражданина по Радищеву (“Крестьцы”), прокомментируйте правила “единожития и общежития”.

Примерный ход урока

Эпиграф урока: “Книга человеческого достоинства” – В.Ю. Троицкий

1. Вступительное слово учителя. (Слайдовая презентация)

Свою главную книгу писатель создал в жанре литературного путешествия. Выбор жанра не был случайным для автора, который полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности. “Много можно узнать,- писал он,- если бы сыскался или житель столицы, или житель в губернии, или путешествователь, довольно имеющий твердости духа, любящий отечество и правду, а сверх того находяся в независимости своей в особенности, не имел нужды бояться мщения сильных, сделал бы картину преступающих в злоупотреблении властей”.

А). А.Н. Радищев, как этого требовал жанровый канон, открывал книгу посвящением другу – товарищу детства и юности Алексею Михайловичу Кутузову. Произведение Радищева – полемический отклик на книгу немецкого писателя Г.В. Бериша “Путешествие добродетели”, переведенную на русский язык А.М. Кутузовым, одним из руководителей русского масонства. Справка-сообщение ученика “Масоны”.

Масоны возлагали надежды на нравственное самоусовершенствование человека и восхождение его по ступеням добродетели к идеальному обществу социального равенства и справедливости. В предисловии к “Путешествию добродетели” Кутузов писал: “Возможно ли предпринять путешествие, во время бы которого не увидеть вещей, некогда уже виденных”? Книга Радищева развеивала иллюзии друга: в “Путешествии из Петербурга в Москву” перд читателем вставала новая Россия, которую не видел или не хотел замечать Кутузов, страна, где было узаконено рабство, где главный кормилец нации – крестьянин был задавлен непосильным трудом и бесправным положением в обществе, страна, в недрах которой зрел народный протест.

Б). В начале произведения писатели, как правило, объясняли причины создания и публикации книги. Следуя традиции путевых записок, Радищев писал, обращаясь к Кутузову: “Мой друг! Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувсвительность и сострадание; я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь”. Идея обретения счастья в борьбе за честь и свободу народа стала новым словом в отечественной этике. Писатель ставил перед собой цель – разбудить дремлющие силы “сочувственников”, сделать их единомышленниками в борьбе за счастье народа, привлечь на свою сторону колеблющихся, заставить задуматься равнодушных, бросить вызов “жестокосердным”.

В). В “Путешествии:” А.Н. Радищева встречаются такие традиционные для произведений жанра путевых записок мотивы и приемы, как культ дружбы, приём “найденной рукописи”, описание разговора с несчастной девушкой, встречи с нищим, посещение крестьянской избы и т.п. В книге Радищева каждое описанное событие – факт современной писателю русской жизни, который становится звеном общей системы антинародной политики “верхов”.

Г). “Путешествие из Петербурга в Москву”, что характерно для поэтики путевых записок, – огромный и пёстрый мир, многоликий и многоголосый, познавая который, герой Радищева обретает истинное знание жизни. Ощущение сложности, мозаичности картины мира усиливает включение в книгу различных жанров фольклора, древнерусской литературы, новой русской литературы XVIII века, а также жанров деловой и научно-публицистической прозы. При этом “Путешествие:” Радищева не хаотическое нагромождение разнородных жанровых образований, а стройная художественная система, где каждый элемент занимает строго отведенное для него место и выражает определенную мысль автора, участвуя в развитии авторской концепции мира и человека. Наглядно представить жанровое своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву” поможет опорный конспект-схема “Жанровое своеобразие “Путешествия:”.

2. Опорный конспект-схема “Жанровое своеобразие “Путешествия:”.

Беседа по вопросам семинара и опорного конспекта.

Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в “Путешествии из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров:

б) древнерусской литературы;

в) новой русской литературы.

Беседа по материалам опорного конспекта проходит в форме защиты встречающихся жанров в “Путешествии:” через слайдовую презентацию и осмысление прочитанного. Используя материалы предварительной подготовки, учащиеся двигаются от жанра к жанру, от вопроса к вопросу, предлагая свои варианты ответов. Учитель руководит беседой, задавая, где необходимо, дополнительные вопросы, развивая ответы учащихся. Такая форма работы не только позволяет обсудить предложенные вопросы, но и развивает монологическую речь школьников, навыки развития мысли в заданном ключе.

Приведем начальные предложения ответов на заданную тему (эти предложения “отталкиваются” от вопросов конспекта):

– В “Путешествии из Петербурга в Москву”, книге об исторических судьбах русского народа, закономерно обращение писателя к фольклору:

– Традиционные жанры русской средневековой литературы под пером Радищева также обретали новую жизнь:

– Широко в “Путешествие:” А.Н. Радищева входят и жанры новой русской литературы, роднящие её с западноевропейской:

– Радищев включил в “Путешествие:” ряд научно-публицистических форм и жанров:

Практика показывает, что при подготовке к уроку учителю целесообразно самому иметь ответы на вопросы, так как некоторые из них вызывают затруднения учащихся. Так, например, учитель может оказать помощь в определении встречающихся жанров в тексте “Путешествия:”.

3. Завершающий этап урока.

В качестве завершения этого этапа урока можно предложить учащимся первые фразы посвящения к “Путешествию из Петербурга в Москву”: “Я взглянул окрест меня, и душа моя страданиями человечества уязвлена стала:”. Это ключ ко всему радищевскому произведению, это как бы первоначально выраженный пафос русской литературы XIX века, искавшей пути к человеческому счастью. Потому что у неё была вера и убежденность в высокое достоинство и Божественное начало человека. (Эпиграф урока).

В ряду русских литературных “путешествий” XVIII столетия книга Александра Радищева занимает особое место: с одной стороны, она завершает многовековую историю жанра путевых записок, с другой – разрушает каноны жанра и выходит за границы собственно путевой литературы. В “Путешествии из Петербурга в Москву” находятся в органическом единстве литература и история, социология и публицистика, ораторская проза и сатира, рационализм мышления и сентиментальная чувствительность. Грандиозность и необычность замысла (познание России в её прошлом, настоящем и будущем) требовали от писателя новой формы, которая обладала бы широтой и масштабностью изображения действительности, глубиной социального и психологического анализа, давала бы возможность проследить становление и развитие характера человека. Вот почему книга Радищева лежит на стыке традиций путевой литературы и традиций романа повествования, без неё нельзя представить себе историю русского реалистического романа.

4. Домашнее задание.

Сформулировать темы проектов и исследовательских работ по проанализированным проблемным вопросам, поднятых в “Путешествии из Петербурга в Москву” А.Н. Радищевым.

Новый литературный жанр — «путешествие» Радищева

Для своей книги Радищев избрал новый в литературе жанр — «путешествие». Этот жанр получил в XVIII веке широкое распространение. Этим он обязан Лоренсу Стерну. Выдающийся английский писатель издал в 1767 году «Сентиментальное путешествие», которое стало своеобразным манифестом сентиментализма. Книга породила традицию: «сентиментальные путешествия» появились во многих национальных литературах. Знали эту книгу и в России, прочитал ее и Радищев.

Читайте также:  Радищев Александр Николаевич: сочинение

Первое «путешествие» в русской литературе было написано Николаем Новиковым и напечатано в журнале «Живописен» в 1772 году. Называлось оно — «Отрывок путешествия», в котором рассказывалось о посещении путешественником разоренной крепостнической деревни. Неизвестно, знал ли Новиков произведение Стерна, но он внес принципиальные изменения в этот жанр, создав, по существу, совершенно новый тип произведения — просветительское путешествие. Эту традицию продолжил Фонвизин, написавший «Записки первого путешествия», состоявшие кз писем писателя из Франции. «Записки» были отчетом о всем увиденном им в этой стране. В начале XIX века в этой традиции были написаны «Путешествие критики» (автор Савелий Ферельцт) и «Письма русского офицера» (автор Федор Глинка, рассказывавший в своих письмах о войнах России с Наполеоном и главным образом об Отечественной войне 1812 года).

С наибольшей полнотой художественная особенность просветительского путешествия получила выражение в радищевском «Путешествии из Петербурга в Москву». Сознательно опираясь на русскую традицию, он обогатил возможности жанра и подчинил его воплощению небызалого еще замысла. Радищев задумал создать книгу, посвященную проблемам будущей русской революции, героями которой должны были стать народ и передовей дворянин, порывающий со своим классом и становящийся в ряды «прорицателей вольности».

Книга открывалась предисловием, написанным в форме посвящения ее давнему своему другу Алексею Кутузову. Его Радищев написал уже после того, как книга пришла из цензуры, перед самым набором книги. Доверительно сообщалось в посвящении о главном и сокровенном в жизни человека, посвятившего себя служению революции: «Я взглянул окрест меня—душа моя страданиями человечества уязвленна стала». Способность «уязвляться» страданиями других и определяла нравственные качества личности, содержание ее исповеди. Распахнув свое сердце для страданий человечества, личность не просто стала жить интенсивной нравственной жизнью — изменилось качество ее эмоций: они приобрели социально-общественный характер.

Сквозным сюжетом «Путешествия» является история человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, новые идеалы и «правила», ради которых стоило жить и работать, история идейного и морального обновления путешественника. Путешествие должно было его воспитать. Личности путешественника писатель уделяет большое внимание. Пристально следя за своим героем, он обнажает его нравственные богатства, подчеркивая его духовную деликатность, отзывчивость, беспощадную требовательность к себе. Умный и тонкий наблюдатель, он наделен чувствительным сердцем, его деятельной натуре чужда созерцательность и равнодушие к людям, он умеет не только слушать, но всегда стремится прийти на помощь тому, кто в ней нуждается.

Но просветительский рационализм все же сказался на построении образа путешественника. Духовная эволюция его раскрыта не психологически (как это сделано Грибоедовым при раскрытии духовной эволюции Чацкого), а логически. Развитие образа, идейные искания героя как бы заранее запрограммированы. Вводимые в книгу факты, описания тех или иных явлений, которые определяют опыт путешественника и следующее за ним рассуждение, обобщение опыта обусловлены логическим планом эволюции, которую должен пройти герой. Отсюда — некоторая схематичность образа, строго обозначенная последовательность духовных испытаний путешественника. Его путь — от заблуждения к истине — прочерчен с такой же ясностью и прямолинейностью, как и путь от Петербурга до Москвы, по которому он едет.

В первых главах с особой остротой показано столкновение заблуждающегося путешественника с действительностью, причем результаты этих столкновений поданы читателю с редкой наглядностью: герой высказывает свое мнение раньше, чем ознакомится с фактом. Следующее затем изображение событий колеблет его ложные представления о жизни. Путешественник начинает искать выход из противоречия между своими привычными взглядами и действительными фактами. Он размышляет, еще внимательнее присматривается к тому, что казалось ранее известным, с доверием относится к сообщениям встречаемых людей.

В своих исканиях путешественник проходит как бы через три этапа. В первых главах открываются ему «частные неустройства», он понимает, что прежние его представления о благоденствующей под управлением Екатерины II России есть плод глубоких заблуждений. В главе «Новгород» он уже вынужден признать, что «прежняя система пошла к черту». Далее следует второй этап. Путешественник, убедившийся, что Россия бедствует, что в ней повсюду «неустройства», злоупотребления властью, бесчеловечный гнет рабства, страстно ищет путей к изменению положения, к уничтожению «неустройств».

И ему представляется, что единственный путь — это путь реформ сверху. Разделяя иллюзию многих дворянских деятелей той эпохи о просвещенном характере екатерининского самодержавия, он полагает, что, если открыть правду монарху, все будет немедленно исправлено. Главы «Спасская полесть», «Крестьцы», «Хотилов» и «Выдропуск» рисуют крах этой иллюзии.

Проблема жанра произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:52, контрольная работа

Краткое описание

В мае 1790 года на прилавках книжных магазинов столицы появилось произведение неизвестного автора “Путешествие из Петербурга в Москву”. В ней с удивительной дерзостью неизвестный путешественник рушил все каноны и устои, нанося удары по самой больной теме всего русского народа: «Отмене крепостного права». Суровым словом он прошёлся по всем боярским и дворянским сословиям, и по православной церкви, не забыл упомянуть даже правящую монархию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3-4
Проблема жанра «Путешествия из Петербурга в Москву»………………. 5-15
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………

Содержимое работы – 1 файл

Литература.doc

Илюшин, говоря о жанрово-стилистической монолитности произведения, произносил: «Описания увиденного в дороге перебиваются размышлениями, сновидениями рассказчика, часто не имеющими прямого отношения к его путевым впечатлениям и заметкам. В текст “Путешествия…” вошли документы, носящие характер политического и историко-культурного трактата (“Проект в будущем”, “Краткое повествование о происхождении цензуры”), отрывки из оды “Вольность” с комментариями стихов и строф, с общими соображениями о стихотворстве, “Слово о Ломоносове». Весь этот разнородный материал, по мнению Илюшина, не соответствует требованиям художественного единства, которыми Радищев якобы сознательно пренебрегал. Илюшин отмечает стремление писателя к “буйному разноголосию, непредвиденным жанрово-стилистическим смещениям и переходам” от диалога, дорожной оценки или бытовых зарисовок к размышлениям и т.д.

Вомперский и вовсе, делая интересное замечание о разных жанровых формах в “Путешествии…”, связывает их не с путешественником, а с другими повествователями: философский проект друга путешественника “К уничтожению рабства в России”, историко-публицистическая статья о происхождении цензуры, взволнованный рассказ приятеля Ч. о бегстве из Петербурга, рассказ Крестьянкина, сатирическое письмо о женитьбе барона Дурындина и т.д.

Некоторые ученые считали, что стиль «Путешествия…», его архаизированный синтаксис и обилие славянизмов, высокий слог, который вопреки теории классицизма, не давал возможности соблюдения единства «штиля», объяснялись тяготением к жанру ораторской прозы, жанру, тесно связанному с церковной проповедью.

Г.П. Макогоненко предложил собственное определение жанра путешествия, благодаря которому еще больше можно раскрыть своеобразие произведения Радищева: «Один из первых русских воспитательных романов, раскрывших духовную драму одного из тех, кто принадлежал к лучшим людям из дворянства». Однако стоит учесть, что такое понимание жанра возможно лишь при безоговорочном отрыве Радищева от автора «героя-путешественника» – «человека со своей биографией и своей судьбой.

Стоит сказать, что так же существует мнение о том, что произведение Радищева вовсе не относится к жанру путешествия – это лишь формальный прием. Радищев разбил книгу на главы, назвав каждую именем городов и деревень, лежащих на соединяющем две столицы тракте.

Кстати, названия эти сами по себе замечательно невыразительны — Завидово, Черная Грязь, Выдропуск, Яжлебицы, Хотилов. Перечислением географических точек и ограничиваются собственно дорожные впечатления Радищева. Все остальное — пространный трактат обо всем на свете. Автор собрал в свою главную книгу все рассуждения об окружающей и неокружающей его жизни, как бы подготовил собрание сочинений в одном томе. Цементом, скрепляющим все это аморфное образование, послужила доминирующая эмоция — негодование, которое и позволило считать книгу обличительной энциклопедией российского общества.

Приверженцы этого мнения предполагают, что жанр путешествий использован Радищевым только как маска, чтобы излить на бумагу бушующее море терзающих его мыслей.

В остальном, автор ударяется из красности в крайность, порой он рассказывает довольно драматичную историю, о том, как множество крестьян казнили, потому что дети их господина возжелали невинную крестьяночку, за что и схлопотали от её жениха. Дети пожаловались отцу, и тот приказал пороть жениха и невесту, но тем удалось убежать. В погоню за ними бросились отец, дети и некоторые слуги его, но вставшие на защиту невиновных крестьяне, убили своих хозяев. И всё бы ничего, могло бы такое изложение подойти для жанра «путешествия», если бы не томительные рассуждения на тему, кто прав, кто виноват и чья правда мудрее…

Порой неизвестный путешественник ударяется в долгие размышления о том, что феодалы везде живут как на Руси, что совсем не имеет общего с жанром означенным Радищевым, например, путешественник думает, как тяжко приходится неграм в Африке, работающим под изнуряющем солнцем для того, чтобы дворяне могли попить кофе с сахаром.

И вот вроде бы в Яжелбицах, проезжая мимо кладбища, герой видит, что там совершается погребение. У могилы рыдает отец покойника, говоря, что он – убийца своего сына, но не прямой, не поднял он руки на него, а ещё до рождения обрёк его на верную смерть, так как «излил яд в начало его». И всё бы ничего, прекрасная заметка для путешествия, но тут же герою кажется, что он слышит свое осуждение. В молодости предаваясь любострастию, переболел «смрадной болезнью» и боится, не перейдет ли она на его детей. После чего следуют очередные долгие размышления о том, кто является причиной распространения «смрадной болезни», путешественник обвиняет в этом государство, которое открывает путь порокам, защищает публичных женщин. И снова ничего общего с путешествиями, одна, коротенькая сценка в оправдание долгих излияний собственных мыслей на бумагу.

И так каждый раз, в Крестцах путешественник видит, как отец провожает детей на службу. Отец читает им наставление о том, как надобно жить, призывает быть добрее, не преступать закон, сдерживать страсть, ни пред кем не раболепствовать. Красивая сцена для путешествия, красивые речи отца, может быть ещё прекраснее было бы, если путешественник стал свидетелем пышных проводов, игрищ… Но вместо того герой ударяется в очередные рассуждения, разделяя мысли отца о том, что нет власти родителей над детьми, а если есть, то минимальная, что связаны они должны быть только «союзом на нежных чувствованиях сердца основанном» и нельзя отцу видеть в сыне раба своего.

А вот в Хотилове Радищев даже не вводит никакой предыстории для излияния своих мыслей, он просто делает эпиграф: «Проект в будущем», и начинает томительные рассуждения, как несправедливо крепостное право. Здесь с жанром «путешествия» его размышления роднит только то, что размышляет он в дороге. Но здравомыслящему человеку понятно, что к путешествиям это не имеет никакого отношения. Причём, именно здесь, впервые Радищев называет порабощение одного человека другим, он называет «зверским обычаем»: «порабощение есть преступление» – говорит он. Только тот, кто возделывает землю, имеет на нее право. И уж точно, думает он, не может государство, где две трети граждан лишены гражданского звания, «называться блаженным». Путешественник Радищева понимает, что работа по принуждению дает меньше плодов, а это препятствует «размножению народа». Хотя до этого по пути из Тосны в Любань путешественник видел крестьянина, который пахал «с великим тщанием» в воскресенье. Путешественник спросил у него, так ли он работает в будни на хозяина, на что ему крестьянин ответил: нет, потому что на хозяина крестьян много работает, а он один на всю семью. Но в этой главе важны не только размышления путешественника, а то, что перед почтовой станцией он поднимает бумагу, в которой выражены те же мысли. Это записи одного из друзей главного героя, в которых определена целая программа освобождения крестьян от крепостной зависимости, а также содержится положение об уничтожении придворных чинов. Таким образом, Радищев впервые, безо всяких введений и предысторий, открыто заявляет, что его книга ничего общего не имеет с жанром «путешествий», и её предназначение в том, чтобы донести до народа новые революционные мысли.

Читайте также:  Радищев Александр Николаевич: сочинение

Однако приверженцы вышеизложенного мнения не могут полностью отрицать, что порой произведение Радищева, всё же соответствует обозначенному им жанру.

Например, в главе «Чудов», где Радищеву мастерски удаётся завуалировать беспредел властьимущих за очень интригующей и драматико- приключенческой историей. Путешественника нагоняет его приятель Ч. и рассказывает, что он вынужден бежать из Петербурга. Развлечения ради Ч., поплыл на лодке из Кронштадта в Систербек. Но в пути их застигла буря, и шлюпку зажало между двумя камнями. Она наполнялась водой, и гибель находившихся в ней становилась неизбежной. Поэтому двое отважных гребцов решили по камням и вплавь добраться до берега, который был не слишком далеко, но и не близко. Одному из них удалось достичь цели, и, выбравшись на берег, он побежал к местному начальнику, чтобы послал лодки для спасения его друзей. Но начальник этот спал, и его подчиненный не посмел будить его. Но всё закончилось благополучно: лодки всё же нашлись, всех спасли, и когда Ч. выбрался на берег, он сразу пошёл в дом начальника, чтобы тот наказал подчинённого, который не смел его будить. Но начальник не только отказался это делать, а ещё и сказал, что правильно, мол, не стал будить: «Не моя то должность». Вне себя от злости, Ч. «плюнул почти что ему в рожу и вышел вон».

Споры о жанровом своеобразии «Путешествия из Петербурга в Москву» между учеными будут продолжаться, но именно благодаря этому произведение продолжает жить и удивлять читателя.

Путешествие из Петербурга в Москву — самая известная книга Александра Радищева. Радищев специально избегает всяких вуалей, и лишь изредка давая передохнуть от своих размышлений читателю, рассказывает интересную историю. Скорее всего, он предчувствовал, какую шумиху создаст его книга. И создаст её не благодаря жанру или стилю, а благодаря мыслям и точке зрения изложенной в ней, поэтому мы в основном встречаем просто ужасающий цинизм по отношению к читателю, открывающему книгу с названием: «Путешествие из Петербурга в Москву», и, рассчитывающему прочитать об истинном путешествии. Но иначе было нельзя, Радищев понимал, что не завуалированное, а открыто выраженное недовольство в публицистическом жанре, повлечёт за собой неминуемую казнь автора. Поэтому-то у него родилось порой интересное и интригующее, порой заунывное и перегруженное размышлениями, зачастую драматичное, но абсолютно точно реформаторское произведение, возможно, не имеющее ничего общего с истинным жанром «путешествие» или же, тесно связанное с ним.

«Путешествие» Радищева является его лучшим произведением. Эта книга оказалась вершиной общественной мысли в России XVIII в. Ее с полным основанием можно поставить в один ряд с такими образцами русской литературы XIX в., как «Былое и думы» Герцена и «Что делать?» Чернышевского.

«Путешествие из Петербурга в Москву» — одно из ярких произведений русского сентиментализма. Это в высшей степени эмоциональная книга. «Чувствительность», по глубокому убеждению Радищева, — самое ценное качество человека. Люди, наделенные ею, быстро и остро откликаются на все явления окружающего мира и прежде всего на чужие страдания.

Список использованной литературы

А.Н. Радищев Анализ “Путешествие из Петербурга в Москву”

Революционные идеи Радищева наиболее полно выражены в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790). Образно характеризуя русское самодержавие, Радищев поставил эпиграфом к своему произведению стих из поэмы В.К. Тредиаковского «Телемахида»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Эпитеты к слову чудище означают: обло – круглое, жирное; озорно – творящее безобразие, беззакония; стозевно – имеющие сто глоток, жадное, ненасытное; лаяй – лающее, ругающееся. В предисловии автор указывает причину, побудившую его писать: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».

Книга Радищева написана в форме путевых заметок, а главы ее поименованы названия тех почтовых станций, на которых останавливался герой-путешественник. Это дало автору возможность широко охватить русскую действительность конца XVIII века. Перед читателем предстают люди всех слоев общества: поместные и служилые дворяне, чиновники-разночинцы, дворовые слуги, крепостные крестьяне. Форма путевого дневника позволяла Радищеву глубоко раскрыть мысли, чувства, переживания путешественника, передать его впечатления от увиденного.

Екатерина II утверждала, что «лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во вселенной». Эту насквозь лживую мысль развенчал в своей книге Радищев. Крестьяне, справедливо утверждает он, отданы в кабалу помещикам: «Се-жребий заклепанного во узы… се жребий вола во ярме».

В главе «Любани» рассказано о встрече путешественника с крепостным крестьянином, который вынужден все шесть дней недели работать на барщине. Чтобы обеспечить пропитание своей семье, он трудится и в праздники, и в лунные ночи. Крестьянин мечтает о том, чтобы с него брали оброк: «Правда, что иногда и добрые господа берут более трех рублей с души, но все лучше барщины». Варварская эксплуатация крестьян производит на путешественника такое гнетущее впечатление, что, оставшись наедине с собой, он мысленно восклицает: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».

В главе «Пешки» открывается поразительное зрелище крестьянской нищеты. Вместе с радищевским героем-путешественником читатель видит тесную, задымленную избу, жалкую крестьянскую одежду («посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода»). Пища крестьян – хлеб «из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки»; сахар для них – «боярское кушанье».

Сила книги Радищева не только в обличении крепостного права. Важно и другое: писатель показывает, что русский крестьянин не стал рабом по натуре. Крестьяне умны, предприимчивы, они не утратили человеческого достоинства, способны к протесту против насилия и угнетения. В главе «Едрово» герой-путешественник взволнованно восклицает: «Нет, нет, но (крестьянин) ив, он жив будет, если того восхочет!» Эта мысль очень существенна. В ней утверждается нравственная стойкость русского народа и его святое право на восстание против угнетателей.

Радищеву были хорошо известны грозные события Крестьянской войны 1773-1775 годов. Об этих событиях он с беспощадной прямотой напоминает дворянству, угрожая ему новым Пугачевым: угнетенные «ждут случая и часа. Колокол ударяет… Мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и пожигание нам будут посул за нашу суровость и бесчеловечие» (глава «Хотилов»).

Особое место в «Путешествии…» занимает глава «Спасская полесть», посвященная обличению «чудища стозевна» – самодержавной власти. Основная часть «Спасской полести» построена как развернутая аллегория (иносказание). Путешественнику приснилось, что он царь, окруженный раболепными придворными. Царедворцы подобострастно ловят каждое его слово, каждый взгляд. Все безудержно восхваляют монарха за то, что он «усмирил внешних и внутренних врагов, расширил пределы отечества», восхищаются милосердием самодержца, его справедливостью. Но вот появляется скромно одетая женщина, Прямовзора, которая называет себя Истиной, и снимает пелену с глаз царя. Что же видит он? Оказывается, одеяния его, «столь блестящие… замараны кровию и омочены слезами»; на перстах у него «остатки мозга человеческого», ноги стоят в тине. Во взорах окружающих – «хищность, зависть, коварство и ненависть». Военачальники и министры утопают «в роскоши и веселии», вместо того чтобы исполнять свой долг. Речь в этой аллегории идет о неправой власти тирана, в частности екатерининском царствовании, внешне блистательном, а по сути своей несущем народу неисчислимые бедствия.

В «Путешествии…» Радищев показывает, что самодержавие и власть помещиков над крестьянами могут быть уничтожены только насильственным путем. В главу «Тверь» писатель включил свою оду «Вольность». В ней дана впечатляющая картина народного восстания:

Возникнет рать повсюду бранна,

Надежда всех вооружит;

В крови мучителя венчанна

Омыть свой стыд уж всяк спешит.

Восставшие, захватив власть, вершат строгий суд над царем-преступником, забывшим о своем долге перед народом. Суровый приговор грозных мстителей гласит: «Умри! Умри же ты сто крат!»

Оду «Вольность» Екатерина II признала «совершенно явно и ясно бунтовской, где царям грозится плахою…»

Радищев поставил свое дарование на службу народу. Писатель сделал именно народ центральным героем «Путешествия из Петербурга в Москву» – самой яркой своей книги.

Народ в изображении Радищева – не безликая масса. Каждое действующее лицо «Путешествия…» наделено своими отличительными чертами. Вдумчивый читатель запомнит и неутомимого крестьянина-пахаря («Любани»), и скромную, но гордую девушку Анюту («Едровово»), и крепостного интеллигента, предпочитающего двадцатипятилетнюю солдатскую службу унизительному существованию дворового слуги («Городня»), и многих других героев-крестьян.

Писатель-революционер в созданных им художественных образах раскрыл зависимость взглядов и поступков человека от социальных условий. На страницах «Путешествия…» мы встречаем не только сильных духом крестьян-тружеников, но и крестьян-холопов, развращенных крепостным правом. И дворянская среда, по мысли писателя, порождает не одних лишь «пиявиц ненасытных», но и критически мыслящих, гуманных людей, способных подняться над интересами своего класса и идейно порвать с ним.

Осуждение развращенных нравов самодержавно-крепостнической России неразрывно связано у Радищева с поисками правды и красоты. Высокую красоту писатель находил в трудовой деятельности народа, в нравственном облике труженика, создателя материальных и культурных ценностей. Писатель верил в великое будущее народа:

О, народ, народ преславный!

Твои поздник потомки

Превзойдут тебя во славе…

Все преграды, все оплоты

Сокрушат рукою сильной,

Победят – природу даже, –

И пред их могущим взором,

Пред лицом их озаренным

Славою побед огромных

Ниц падут цари и царства.

«Песни, петые на состязаниях…»

В «Путешествии» уделяется значительное внимание «волнениям сердца». Эта особенность нашла отражение и в языке книги, во внутренних монологах путешественника, в риторических вопросах, обращениях и восклицаниях.

В книге Радищева еще немало славянизмов: окрест (вокруг), мраз (мороз), вещаю (говорю), ведаешь (знаешь) и т.п. Пользуясь примерами ораторского красноречия, характерными для его времени, Радищев вводил в текст славянизмы именно там, где хотел достигнуть возвышенного, торжественного звучания художественного слова. И все же в «Путешествии» преобладает живой русский язык, на котором говорило большинство современников писателя.

Обращение Радищева к народному языку позволило ему воспроизвести стиль крестьянской речи, точной и выразительной: «Да хотя растянись крестьянской речи, точной и выразительной: «Да хотя растянись на барской работе, и то спасибо не скажут»; «Небось, барин, не захочешь в мою кожу» («Любани»). Порой крестьянская речь в передаче Радищева близка к песне, печальной, заунывной

Автор «Путешествия» ясно сознавал новаторское значение в своих творческих исканий. Не только в области общественной мысли, но и в художественной литературе ему пришлось

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах.

Радищев – предшественник великих русских писателей XIX века.

Русская литература. Учебник для 8 класса средней школы. Н.И. Громов Н.А. Спицына В.И. Коровин Н.К. Семенова 1988 г.

Ссылка на основную публикацию
×
×