Сопоставление стихотворений Деревня и Вновь я посетил…: сочинение

Сопоставление стихотворений “Деревня” и “Вновь я посетил. “

Переменилось в жизни для меня.

Итак, рассмотрим на примере этих стихотворений эволюцию Пушкина-поэта, Пушкина-гражданина и Пушкина-человека.

Интересен жанр стихотворений. В “Деревне” молодой Пушкин экспериментирует, соединяя два жанра (элегию и политическую сатиру), тем самым разделяя все произведение на две части. Стихотворение “Вновь я посетил. ” по жанру представляет собой элегию. В обоих стихотворениях Пушкин соединяет себя с природой. Так, променяв “порочный двор” на “мирные дубравы”, лирический герой оказывается не только на лоне природы, но и “погружается” в себя, в свой собственный духовный мир. Может быть, поэтому при описаниях природы слово “я” встречается в “Деревне” четыре раза, а во “Вновь я посетил. ” — одиннадцать. “Я — твой! Я — здесь!” — восклицает поэт в “Деревне”; “Я в этих рощах”, — вторит он в другом стихотворении.

Вообще, оба стихотворения построены так: сначала описание “уголка” земли (кстати, одного и того же — Михайловского), а затем переход к отвлеченным мыслям. Каков же образ природы в обоих стихотворениях? Несомненно, пейзаж Пушкина психологический, его слова в ассоциативном восприятии есть не что иное, как намек на чувства. Так, в стихотворении “Деревня” “тишина полей” знаменует душевное спокойствие, “темный сад” можно воспринимать как символ души.

Но “. десять лет ушло с тех пор. ” Поэтому-то в стихотворении “Вновь я посетил. ” возникает мотив перемен (“иные берега, иные волны”), причем сам поэт замечает, что переменился и он. И вновь с помощью образов природы и мотива единения человека с ней поднимается тема “неумолимого течения времени”. Кстати, Пушкин затрагивает ее еще в “Деревне”, но не останавливает на ней своего внимания. Причем важно заметить, что во втором стихотворении Пушкин ни разу не употребляет слова “здесь” и “везде”, коих огромное количество можно встретить в “Деревне”. Возможно, что такое отсутствие значимо, ибо знаменует непостоянство сегодняшнего дня.

Итак, какие же происходят перемены?

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда.

“Вновь я посетил. “:

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собой

Несомненно, первое описание озер более оптимистично. Возможно, что озера в обоих стихотворениях есть символ самой жизни, мистическая река, через “неведомые воды” которой можно попасть в загробный мир. И если в “Деревне” парус рыбаря (может быть, это и есть перевозчик душ Харон?) мелькает изредка, то во “Вновь я посетил. ” рыбак тянет свой убогий невод постоянно.

Интересны и дальнейшие описания: “Мельницы крилатые. ” (“Деревня”). “Скривилась мельница, насилу крылья ворочая при ветре. ” (“Вновь я посетил. “). Во втором описании уже не видно следов “довольства и труда”. Итак, все вроде бы прежнее, но все другое. Другое и отношение Пушкина к жизни. Стихотворение “Деревня” входит в вольнолюбивую лирику поэта. Действительно, Пушкин поднимает в нем тему свободы. В первой части это прежде всего внутренняя свобода, свобода творчества, во второй — свобода общественная, “свобода Родины”. И если в первой части поэт предстает уединенным философом, то во второй он устремлен в будущее. “Увижу ль я. ” — оптимистически восклицает он.

В стихотворении “Вновь я посетил. ” главной темой, как уже было сказано, становится тема неумолимого времени, которое-то и не дает свободы человеку. К этому периоду своей жизни Пушкин уже понимает невозможность абсолютной свободы. Свободна лишь сама жизнь. Мо^сет быть, поэтому во втором стихотворении поэт не использует ни одного вопроса, в отличие от “Деревни”, ибо уже знает ответы на них.

Оба стихотворения построены на антитезе. На лексической (“лоно счастья, забвенья” и “ужасная мысль”, “толпа” и “народ”), фонетической, интонационной, ассоциативной и смысловой.

Если согласиться, что “существо поэтической техники состоит в периодических возвратах”, то таким повтором в обоих стихотворениях станет мотив перемен. Так, меняется жизнь лирического героя на лоне природы в первой части “Деревни”, жаждет изменений он во второй. Стихотворение же “Вновь я посетил. ” все настроено на этом мотиве.

Итак, можно сделать вы иод: меняется не только все мировоззрение Пушкина, но на протяжении этих шестнадцати лет оттачивается и мастерство его как поэта и художника.

Личное и общественное. Сопоставление стихотворений А. Пушкина «Деревня» и «. Вновь я посетил. »

Стихотворения Пушкина “Деревня” и “. Вновь я посетил. ” разделяют шестнадцать лет. Творческую биографию поэта условно делят на несколько периодов. Конечно, эти стихотворения принадлежат к разным периодам: “Деревня” (1819 год) — петербургский; “. Вновь я посетил. ” (1835 год) — зрелые годы. Итак, рассмотрим на примере этих стихотворений эволюцию Пушкина-поэта, Пушкина-гражданина и Пушкина-человека.
Интересен жанр стихотворений. В “Деревне” молодой Пушкин экспериментирует, соединяя два жанра (элегию и политическую сатиру), тем самым разделяя все произведение на две части. Стихотворение “. Вновь я’ посетил. ” по жанру представляет собой элегию. Причем, в обоих стихотворениях автор соединяет себя с природой. Так, променяв “порочный двор” на “мирные дубравы”, лирический герой оказывается не только на лоне природы, но и “погружается” в себя, в свой духовный мир.
Вообще оба стихотворения построены так: сначала описание “уголка” земли (кстати, одного и того же — Михайловского), а затем переход к отвлеченным мыслям. Каков же образ природы в обоих произведениях? Несомненно, пейзаж Пушкина психологический, причем лирический герой и природа едины. Так, в стихотворении “Деревня” “тишина полей” знаменует душевное спокойствие, “темный сад” можно воспринимать как символ души.
Но “. десять лет ушло с тех пор”. Поэтому-то в стихотворении “. Вновь я посетил. ” возникает мотив перемен (“иные берега, иные волны”), причем сам поэт замечает, что переменился и он. Все вроде бы прежнее, но все другое. Другое и отношение Пушкина к жизни.
Стихотворение “Деревня” входит в вольнолюбивую лирику поэта. Действительно, Пушкин поднимает в нем тему свободы (в первой части: это прежде всего внутренняя свобода, свобода творчества, во второй — свобода общественная, “свобода Родины”).
В стихотворении “. Вновь я посетил. ” главной темой становится тема неумолимого времени, которое-то и не дает свободы человеку. К этому периоду своей жизни Пушкин уже понимает невозможность абсолютной свободы. Свободна лишь сама жизнь.
Оба стихотворения построены на антитезе: на лексической (“лоно счастья, забвенья” и “ужасная мысль”, “толпа” и “народ”), фонетической, интонационной (сложный синтаксис второй части “Деревни” и появление восклицаний во второй части “. Вновь. ”), ассоциативной и смысловой.
Фигура эллипса и инверсия в обоих произведениях создают образ нашей многоликой жизни. Особенно часто встречается инверсия во “. Вновь я посетил. ” (“переменился я”, “жил я”, “не слышу я”), которая, чередуясь с обыкновенным порядком слов (“я сиживал”, “я проезжал”), рисует жизнь, ставящую человека в самые различные ситуации.
Если просчитать словарь стихотворений, то можно заметить, что чаще всего употребляются прилагательные-эпитеты (“лесистый” холм, “златые” нивы, “полосатые” нивы, “убогий” невод, “пустынный” уголок, “влажные” берега, “угрюмый” сон), затем существительные и, наконец, глаголы. Во второй части “Деревни”, написанной в традициях XVIII века, эпитеты становятся оценочными (“убийственный” позор, барство “дикое”, “бесплодный” жар).
В первой части стихотворения “Деревня” чувствуется влияние лирики Жуковского, вторая же часть этого произведения — безусловно подражание Ломоносову и Державину. Отсюда использование приемов синекдохи (“покорствуя бичам”), гиперболы (гиперболично все описание), аллегории (“неумолимый владелец”), олицетворения отвлеченных понятий (“Позор”, “Судьба”, “Закон”, “Рабство”, “Заря”. ). Анафора создает решительную интонацию.

И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвященной.

Вторая же часть “. Вновь я посетил. ” написана в собственно пушкинских традициях.
Если согласиться, что “существо поэтической техники состоит в периодических возвратах”, то таким повтором в обоих стихотворениях станет мотив перемен. Так, меняется жизнь лирического героя на лоне природы в первой части “Деревни”, жаждет изменений он во второй; стихотворение же “. Вновь я посетил. ” все построено на этом мотиве.
Повторяются тематически и многие метафоры (“уголок земли” — “уголок”, “равнины” — “стелется широко”), создавая при этом таинственное мерцание Смысла.
Итак, можно сделать вывод: меняется не только все мировоззрение Пушкина, но на протяжении этих шестнадцати лет оттачивается и мастерство его как поэта и художника.

Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина

Стихотворение “Вновь я посетил” А. С. Пушкин написал в 1835 году. В нем он передал свои впечатления от возвращения в село Михайловское. Вам предлагается краткий анализ “Вновь я посетил” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 9 классе, когда изучается данное произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вновь я посетил.

История создания – стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1835 году во время его возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.

Тема – лирический герой возвращается на Родину спустя десять лет, он переосмысливает свое прошлое и настоящее, строит планы на будущее.

Композиция – произведение не делится на части, но по смыслу можно выделить три основные: появление у поэта потребности в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, ее ходе и неизбежной смене поколений.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, рифма не используется.

Метафоры“Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого ее дозора”, “озеро… синея, стелется широко “, “неведомые воды”, “По брегам отлогим рассеяны деревни”.

Эпитеты“опальный домик”, “шагов ее тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”.

Сравнения“Кусты теснятся под сенью их как дети”, “Как старый холостяк…”.

Метонимия“…уголок земли”.

Аллитерация“Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.

История создания

Стихотворение “Вновь я посетил” Пушкин написал в сложный момент его жизни. В 1835 году по возвращении в родное село Михайловское он обдумывает дальнейшие планы. Его мысли устремлены одновременно назад, ведь за спиной – уже большая часть жизни, и вперед, в будущее, которое пока не определено.

В качестве темы для стихотворения поэт выбрал свои размышления о местах, где он когда-то “провел изгнанником два года незаметных” – Михайловском. Ему одновременно приятно и горько: с этим местом связано много его воспоминаний, но оно и он сам сильно изменились с момента их последней встречи.

Композиция

Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт осознает, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.

Читайте также:  Предполагаемая судьба Евгения Онегина и Татьяны Лариной: сочинение

В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – а теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдет он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет” . В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.

Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Жанр стиха можно определить как философский. Поэт вспоминает о прошлом, приводит свои размышления о жизни и смерти, прожитых годах.

Стихотворение написано ямбом, что придает ему некую торжественность. Примечательно, что он не имеет рифмы. Ритм создается за счет того, что последнее слово в каждой строке выделяется интонацией, оно – самое значимое.

Средства выразительности

Стихотворение изобилует различными художественными средствами, умело, красиво примененными поэтом. Среди них встречается много метафор: “Минувшее меня объемлет живо” , “кропотливого ее дозора” , “озеро… синея, стелется широко” , “неведомые воды” , “По брегам отлогим рассеяны деревни” , “Зеленая семья” , “угрюмый их товарищ” , “могучий поздний возраст” .

Также в тексте присутствуют и метонимия: “уголок земли” , и эпитеты: “опальный домик” , “шагов ее тяжелых” , “нив златых” , “приветный шум” , “веселых и приятных мыслей” , и олицетворения: “Скривилась мельница, насилу крылья “ , “…в гору подымается дорога, изрытая дождями” , “…кусты теснятся” , и сравнения: “Кусты теснятся под сенью их как дети” , “старый холостяк…” .

Для передачи звуков Пушкин пользуется таким средством, как аллитерация. Например, для создания эффекта шуршания листвы повторяются звуки “ш” и “х”: “Знакомым шумом шорох их вершин” , “знакомый уху шорох” , “Но около корней их устарелых” , “Услышит ваш приветный шум” .

Пушкин А. С. Личное и общественное. Сопоставление стихотворений «Деревня» и «Вновь я посетил…»

Пушкин А. С.

Сочинение по произведению на тему: Личное и общественное. Сопоставление стихотворений “Деревня” и “Вновь я посетил.”

Борьба общественного и личного была извечным вопросом всей русской литературы XVIII-XIX веков. Поэты-классицисты утверждали приоритет гражданского. Вступая с ними в полемику, Жуковский вносит в поэзию лирическую струю. Его стихи приобретают личностную окраску, как все свойственное романтизму, и делят всю русскую поэзию на интимную, “погруженную” во внутренний мир, и общественную, обращенную к миру внешнему.

Но “жизнь и поэзия – одно” (Жуковский), поэтому, несомненно, темы, вопросы, задачи, которые поднимали поэты обоих направлений (назовем их так), прежде всего волновали их самих. И оценка того или иного чувства или действия всегда была дана глазами самого автора. После Жуковского поэзия становится “самою лучшею биографию” поэтов.

Стихотворения Пушкина “Деревня” и “Вновь я посетил.” разделяют шестнадцать лет. Духовную биографию поэта принято делить на несколько периодов. Конечно, эти стихотворения принадлежат к разным: “Деревня” (1819 год) – петербургский; “Вновь я посетил.” (1835 год) – зрелые годы. Сам Пушкин признается:

Переменилось в жизни для меня.

Итак, рассмотрим на примере этих стихотворений эволюцию Пушкина-поэта, Пушкина-гражданина и Пушкина-человека.

Интересен жанр стихотворений. В “Деревне” молодой Пушкин экспериментирует, соединяя два жанра (элегию и политическую сатиру), тем самым разделяя все произведение на две части. В первой чувствуется большое влияние традиций пейзажной обрисовки Жуковского: природа гармонична, это единая мировая душа.

Как тихая твоя гармония приятна. (Жуковский)

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. (Пушкин)

Слово “тихий” проходит у Жуковского лейтмотивом через все произведения как покой, тишина души, поэтому и у Пушкина природа – “пустынный уголок” “спокойствия”.

Стихотворение “Вновь я посетил.” по жанру представляет собой элегию. Здесь тоже слышны мотивы Жуковского: мотив дороги (“вновь я посетил”), изгнанничества (“изгнанником провел.”), воспоминаний (“минувшее меня объемлет живо”), утраты (“уже старушки нет”). “Неведомые воды” Пушкина созвучны с “морем”, символом души, у Жуковского. Причем в обоих стихотворениях Пушкин соединяет себя с природой. Так, променяв “порочный двор” на “мирные дубравы”, лирический герой оказывается не только на лоне природы, но и “погружается” в себя, в свой собственный духовный мир. Может быть, поэтому при описаниях природы слово “я” встречается в “Деревне” четыре раза, а во “Вновь я посетил.” – одиннадцать. “Я – твой! Я – здесь!” – восклицает поэт в “Деревне”; “Я в этих рощах”, – вторит он в другом стихотворении.

Вообще оба стихотворения построены так: сначала описание “уголка” земли (кстати, одного и того же – Михайловского), а затем переход к отвлеченным мыслям. Каков же образ природы в обоих стихотворениях? Несомненно, пейзаж Пушкина психологический, его слова в ассоциативном восприятии есть не что иное, как намек на чувства. Причем лирический герой и природа едины и составляют общий образ единого творения. Так, в стихотворении “Деревня” “тишина полей” знаменует душевное спокойствие, “темный сад” можно воспринимать как символ души.

Но “.десять лет ушло с тех пор”. Поэтому-то в стихотворении “Вновь я посетил.” возникает мотив перемен (“иные берега, иные волны”), причем сам поэт замечает, что переменился и он. И вновь с помощью образов природы и мотива единения человека с ней поднимается тема “неумолимого течения времени”. Кстати, Пушкин затрагивает ее еще в “Деревне”, но не останавливает на ней своего внимания. Причем важно заметить, что во втором стихотворении Пушкин ни разу не употребляет слова “здесь” и “везде”, коих огромное количество можно встретить в “Деревне”. Возможно, что такое отсутствие значимо, ибо знаменует непостоянство сегодняшнего дня.

Итак, какие же происходят перемены?

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда.

Оно синея стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собой

(“Вновь я посетил.”)

Несомненно, первое описание озер более оптимистично как на лексическом (“лазурные”, “белеет”, “парус”), так и на фонетическом (обилие звонких, сонорных согласных и гласного [а], знаменующего необъятность и широту) уровнях; тогда как второе описание имеет более приглушенную окраску звуков (глухие [с], [ш], [ч] – создают впечатление движения волны и шум ветра). В символическом плане возможно, что озера в обоих стихотворениях есть символ самой жизни, мистическая река, через “неведомые воды” которой можно попасть в загробный мир. И если в “Деревне” парус рыбаря (может быть, это и есть перевозчик душ Харон) мелькает изредка, то во “Вновь я посетил.” рыбак тянет свой убогий невод постоянно. Раскрытию этого плана стихотворений помогает звукопись (гласный [у] знаменует тоску и потерю).

Кстати, созвучна с этим пониманием жизни – реки и метафора в стихотворении “Деревня”: “где льется дней моих невидимый поток” (курсив мой. – А. П.).

Интересны и дальнейшие описания:

Мельницы крилатые. (“Деревня”)

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре.

(“Вновь я посетил.”)

Во втором описании уже не видно следов “довольства и труда”. Причем в первом стихотворении Пушкин намеренно смягчает дрожащий [р] гласным [и], тогда как во втором – ставит слово “крылья” (с [ы]) последним в строке. Вновь звукопись раскрывает авторское отношение и замысел.

Важно в этом смысле и еще одно сравнение:

Вдали рассыпанные хаты. (“Деревня”)

По берегам отлогим рассеяны деревни.

(“Вновь я посетил.”)

Вроде бы метафора тематически повторяется (“рассыпанные” – “рассеяны”), но сам звуковой состав последней (особенно исчезновение двойного “н”) создает образ “обеднения” и утрат. Интересно, что во втором стихотворении появляется слово “деревни”, тогда как в первом оно ни разу не употребляется.

Итак, все вроде бы прежнее, но все другое. Другое и отношение Пушкина к жизни. Стихотворение “Деревня” входит в вольнолюбивую лирику поэта. Действительно, Пушкин поднимает в нем тему свободы (в первой части: это прежде всего внутренняя свобода, свобода творчества, во второй – свобода общественная, “свобода Родины”). И если в первой части поэт предстает уединенным философом, то во второй он устремлен в будущее.

“Увижу ль я?” – оптимистически восклицает он.

В стихотворении “Вновь я посетил.” главной темой, как уже было сказано, становится тема неумолимого времени, которое-то и не дает свободы человеку. К этому периоду своей жизни Пушкин уже понимает невозможность абсолютной свободы. Свободна лишь сама жизнь. Может быть, поэтому во втором стихотворении поэт не использует ни одного вопроса, в отличие от “Деревни”, ибо уже знает ответы на них.

Интересно, что в обоих стихотворениях Пушкин использует разностопный пиррихированный ямб (семантика разговорной речи, непредсказуемости жизни и размышлений). Такая ритмическая свобода символизирует как саму тематику произведений, так и свободу природы, души и времени.

Оба стихотворения построены на антитезе. На лексической (“лоно счастья, забвенья” и “ужасная мысль”, “толпа” и “народ”: “прежде” и “незнакомое”, “младое”), фонетической, интонационной (сложный синтаксис второй части “Деревни” и появление восклицаний во второй части “Вновь.”), ассоциативной и смысловой.

Важно заметить, что рифма в стихотворении “Деревня” непостоянна (то кольцевая, то парная, то перекрестная), в основном встречается чередование мужских и женских клаузул – семантика любви и непредсказуемости жизни, – хотя есть и “стыковки” мужских – семантика стремления к свободе. Может быть, поэтому первая и последняя строчки как бы чередуются (мужская-мужская), образуя общую кольцевую композицию. Во “Вновь.” рифмовки как таковой нет и вовсе, как нет и разделения на строфы (только разделение частей), есть лишь укороченные и прерванные строки, тоже символизирующие невозможность ограничения времени. Не соблюдено даже какое-либо определенное чередование клаузул (чаще всего встречается женская-женская). Причем в конец строчки поставлено самое важное слово, следовательно, можно говорить о тематическом чередовании. В “Деревне” рифма в основном точная “уголок” – “поток”), но есть и ассонанс (“угрюмый” – “думы”) и тематическая (“во мне” – “глубине”, “дар” – “жар”).

Фигура эллипса и инверсия в обоих произведениях создают образ разнообразия жизни. Особенно часто встречается инверсия во “Вновь я посетил.” (“переменился я”, “жил я”, “не слышу я”), которая, чередуясь с обыкновенным порядком слов (“я сиживал”, “я проезжал”), рисует жизнь, “ставящую” человека в самые различные ситуации.

Если просчитать словарь стихотворений, то можно заметить, что чаще всего употребляются эпитеты (“лесистый” холм, “златые” нивы, “убогий” невод, “пустынный” уголок, “влажные” берега, “полосатые” нивы, “угрюмый” сон), затем существительные и, наконец, глаголы. Во второй части “Деревни”, написанной в традициях XVIII века, эпитеты становятся оценочными (“убийственный позор”, “барство дикое”, “бесплодный жар). Да и само звучание стихотворения приобретает более напряженную окраску: “Но мысль ужасная здесь душу омрачает”. Игра звуков ([у], [ы]; [ж] [з’д], [д] [ш]) и корень слова “омрачает” (мрак), возникающий в нашем сознании, создают впечатление действительного “ужаса”.

Если в связи с первой частью “Деревни” мы говорили о влиянии лирики Жуковского, то вторая часть – это безусловно подражание Ломоносову и Державину. Отсюда использование приемов синекдохи (“покорствуя бичам”), гиперболы (гиперболично все описание), прифраза (“тягостный ярем до гроба все влекут”, “прекрасная Заря”), аллегории (“неумолимый владенец”) и олицетворение отвлеченных понятий (“Позор”, “Судьба”, “Закон”, “Рабство”, “Заря”.). Анафера создает решительную интонацию.

Читайте также:  История Маши Мироновой: сочинение

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвященной.

Вторая же часть “Вновь я посетил.” написана собственно в пушкинских традициях. Интересна созвучность слов в середине каждой строчки (младое – незнакомое; могучий – поздний; старую – главу.), создающая образ гармонии, гармонии лирического героя с самим собой, с прошлым и будущим. Сравним с “Деревней”, где “сердце” и “ум” “не в ладу” у лирического героя (различное восприятие свободы).

Если согласиться, что “существо поэтической техники состоит в периодических возвратах”, то таким повтором в обоих стихотворениях станет мотив перемен. Так, меняется жизнь лирического героя на лоне природы в первой части “Деревни”, жаждет изменений он во второй; стихотворение же “Вновь я посетил.” все настроено на этом мотиве.

Повторяются тематически и многие метафоры (“уголок земли” – “уголок”, “равнины” – “стелется широко”), создавая при этом таинственное мерцание Смысла.

Итак, можно сделать вывод: меняется не только все мировоззрение Пушкина, но на протяжении этих шестнадцати лет оттачивается и мастерство его как поэта и художника.

Личное и общественное. Сопоставление стихотворений А. Пушкина “Деревня” и “. Вновь я посетил. ”

Стихотворения Пушкина “Деревня” и “. Вновь я посетил. ” разделяют шестнадцать лет. Творческую биографию поэта условно делят на несколько периодов. Конечно, эти стихотворения принадлежат к разным периодам: “Деревня” (1819 год) — петербургский; “. Вновь я посетил. ” (1835 год) — зрелые годы. Итак, рассмотрим на примере этих стихотворений эволюцию Пушкина-поэта, Пушкина-гражданина и Пушкина-человека.

Интересен жанр стихотворений. В “Деревне” молодой Пушкин экспериментирует, соединяя два жанра (элегию и политическую сатиру), тем самым разделяя все произведение на две части. Стихотворение “. Вновь я” посетил. ” по жанру представляет собой элегию. Причем, в обоих стихотворениях автор соединяет себя с природой. Так, променяв “порочный двор” на “мирные дубравы”, лирический герой оказывается не только на лоне природы, но и “погружается” в себя, в свой добросердечный мир.
Вообще оба стихотворения построены так: сначала описание “уголка” земли (кстати, одного и того же — Михайловского), а далее переход к отвлеченным мыслям. Каков же образ природы в обоих произведениях? Несомненно, пейзаж Пушкина психологический, причем лирический герой и природа едины. Так, в стихотворении “Деревня” “тишина полей” знаменует душевное спокойствие, “темный сад” можно понимать как символ души.

Но “. десять лет ушло с тех пор”. Поэтому-то в стихотворении “. Вновь я посетил. ” возникает мотив перемен (“иные берега, иные волны”), причем сам поэт замечает, что переменился и он. Все как будто бы прежнее, но все другое. Другое и отношение Пушкина к жизни.

Стихотворение “Деревня” входит в вольнолюбивую лирику поэта. Действительно, Пушкин поднимает в нем тему свободы (в первой части: это прежде всего внутренняя свобода, свобода творчества, во второй — свобода общественная, “свобода Родины”).

В стихотворении “. Вновь я посетил. ” главной темой становится тема неумолимого времени, которое-то и не дает свободы человеку. К этому периоду своей жизни Пушкин уже понимает невозможность абсолютной свободы. Свободна лишь сама жизнь.

Оба стихотворения построены на антитезе: на лексической (“лоно счастья, забвенья” и “ужасная мысль”, “толпа” и “народ”), фонетической, интонационной (сложный синтаксис второй части “Деревни” и появление восклицаний во второй части “. Вновь. “), ассоциативной и смысловой.

Фигура эллипса и инверсия в обоих произведениях создают образ нашей многоликой жизни. Особенно часто встречается инверсия во “. Вновь я посетил. ” (“переменился я”, “жил я”, “не слышу я”), которая, чередуясь с обыкновенным порядком слов (“я сиживал”, “я проезжал”), рисует жизнь, ставящую человека в самые различные ситуации.

Если просчитать словарь стихотворений, то можно отметить, что чаще всего употребляются прилагательные-эпитеты (“лесистый” холм, “златые” нивы, “полосатые” нивы, “убогий” невод, “пустынный” уголок, “влажные” берега, “угрюмый” сон), далее существительные и, наконец, глаголы. Во второй части “Деревни”, написанной в традициях XVIII века, эпитеты становятся оценочными (“убийственный” позор, барство “дикое”, “бесплодный” жар).

В первой части стихотворения “Деревня” чувствуется влияние лирики Жуковского, вторая же часть этого произведения — безусловно подражание Ломоносову и Державину. Отсюда применение приемов синекдохи (“покорствуя бичам”), гиперболы (гиперболично все описание), аллегории (“неумолимый владелец”), олицетворения отвлеченных понятий (“Позор”, “Судьба”, “Закон”, “Рабство”, “Заря”. ). Анафора создает решительную интонацию.

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвященной.

Вторая же часть “. Вновь я посетил. ” написана в собственно пушкинских традициях.

Если согласиться, что “существо поэтической техники состоит в периодических возвратах”, то таким повтором в обоих стихотворениях станет мотив перемен. Так, меняется жизнь лирического героя на лоне природы в первой части “Деревни”, жаждет изменений он во второй; стихотворение же “. Вновь я посетил. ” все построено на этом мотиве.

Повторяются тематически и многие метафоры (“уголок земли” — “уголок”, “равнины” — “стелется широко”), создавая при этом таинственное мерцание Смысла.

Итак, можно сделать вывод: меняется не только все мировоззрение Пушкина, но на протяжении этих шестнадцати лет оттачивается и мастерство его как поэта и художника.

Анализ стихотворения И вновь я посетил А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин.
«Вновь я посетил…»
* * *
. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре.
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Стихотворение «Вновь я посетил…»написано 26 сентября 1835 года в Михайловском, куда Пушкин приехал спустя 8 лет. Последние годы жизни тяжело давались поэту. 1834 год явился переломным годом в жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры, что оскорбило его, так как такие звания обычно давались юношам. Пушкин же был уже не молод. Обстоятельства его жизни складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина. Народный поэт, которым Пушкин себя уже осознал, должен быть чистым и непорочным. Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов, но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение.

В 1834 году произошло событие, необычайно взволновавшее Пушкина: полиция распечатала его письмо жене. Пушкин был возмущен действиями полиции и в особенности тем, что Николай I не посовестился прочитать доставленное ему письмо. Теперь понятие «свобода» наполняется для Пушкина новым содержанием: его не волнует свобода политическая. «Без политической свободы жить – очень можно, без семейственной неприкосновенности… невозможно. Каторга не в пример лучше» – таков итог его размышлений. Свобода теперь понимается как личная духовная независимость.

Пушкин противопоставил мрачным обстоятельствам напор творческой энергии. Жизнь пыталась его сломить, а он преобразовывал ее в своих произведениях в мир, проникнутый драматизмом. Пушкин стремился переделать жизнь, одухотворить ее, но она оставалась косной, холодной и жестокой.

Он пытался найти выход, вновь предпринимал отчаянные попытки вырваться из тесного круга. Современники замечают тяжелое состояние его духа.

Летом 1835 поэту удалось получить отпуск на четыре месяца, и он уехал в Михайловское. Здесь и было создано стихотворение «Вновь я посетил…»

В Михайловском Пушкин вспоминает свое двухлетнее изгнание, няню, которая умерла. Мысль его обратилась к прожитому, которому он подводил итог в глубокой и печальной думе о себе и времени.

Стихотворение «Вновь посетил я…» делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает об ушедших годах, в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротекущем времени, смене преемственности поколений. В стихотворении речь идет о пяти поколениях: внуке «владений дедовских» и его внуке.

Рассмотрим первую часть.
«. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах».

Лирический герой возвращается в то место, где пробыл он в заточении два года. Он говорит о том, что с тех пор прошло десять лет, десять лет прошло после восстания декабристов. В жизни лирического героя много переменилось, переменился и он, покорный общему закону. «Общий закон» – это вечное обновление и торжество жизни. Лирический герой чувствует всю важность и мудрость этого закона. Перемены объясняются возрастом, все же остальное – взгляды, убеждения, отношения к друзьям, к власти – осталось неизменным. В неизменности нравственных и идейных позиций автора убеждают нас последние строки экспозиции:
«И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах».
Следующие пятистишье (вторая часть) вводит в содержание тему памяти, ограниченную, связанную с проанализированным выше мотивом.
«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора».

Читайте также:  Общество в жизни Онегина, Татьяны, Автора (по роману А. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Лирический герой видит «опальный домик», где он некогда жил с няней, которой уже нет. Лирический герой переживает, так как он любил ее, называет ее ласково – «старушка».

Упоминание «опального домика» и «бедной няни моей» возвращают нас к важнейшим вехам в жизни поэта. Отсюда, из Михайловского, в 1825 году Пушкин решил тайно отправиться в Петербург, предчувствуя назревавшие великие потрясения, и лишь типично русское суеверие (встречи с зайцем и попом) спасло поэта от неминуемой гибели.
Упоминание Арины Родионовны также не случайно. Няня приобщала маленького Пушкина к русскому народному поэтическому творчеству, оказавшее на него огромное влияние.
Далее, уже в третьей части, предстает среднерусский пейзаж, живо напоминающий нам пейзаж «Деревни».
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре.
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.»

Лирический герой описывает пейзаж и вспоминает все, что с ним было связано в его жизни. Холм лесистый, озера, наблюдая за которым он вспоминал море:

«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »

Лирический герой встречает на своем пути три сосны, которые он видел десять лет назад. Описывает их изменения.

Пушкин убежден, что природа прекрасна и гармонична, так как естественна в своем свободном появлении. Например, строчки об озере:
«Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко»
Постоянность, неизменность природы подчеркнуты Пушкиным для того, чтобы напомнить нам, что эти частичка, свидетель прошлого, достойного любви и уважения. Постоянность и неизменность природы Пушкин подчеркивает тем, что говорит о трех соснах, вновь увиденных им.

Также мы видим, что поэт наделяет природу способностью чувствовать, вести диалог, сопереживать людям. Отсюда и прямое обращение к ней:

«Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!»

Одухотворяя природное, Пушкин делится с молодыми сосенками своими мыслями о будущем, последней теме анализируемого стихотворения. Предвидение поэта оптимистично: его внук окружен приятелями, и мысли его веселы и приятны.

В стихотворение отражен образ времени. Пушкин описывает то, как все меняется со временем, не меняются лишь идеалы, взгляды, убеждения. Меняется он, его жизнь:

«Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…»

Меня есть все вокруг – люди умирают, умирает его няня.

«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет…»

Когда Пушкин ещё был в Михайловском он часто сидел на берегу озера и вспоминал море. Это так же говорит о том, что это уже прошло, то есть упоминается образ времени.

«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »

Так же Пушкин описывает нам ситуацию, когда он встречает на пути знакомые деревья и видит, что около их корней теснятся новые, молодые кусты.

«Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети».

Но время меняет не все. И в самом человеке остается что-то прежнее, например, его память, его идеалы, помыслы, убеждения. Об этом свидетельствуют такие строчки:

«…но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах».

Время не меняет природу в корне. Природа остается прежней. Это говорит сходство пейзажа этого стихотворения и стихотворения «Деревня». Также это подтверждают такие строки:

«И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах»;

«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей»;

«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »;

«Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох».

Рассмотрим средства поэтической выразительности.
«. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провёл»

Отточие перед первой строкой как бы вводит читателя в продолжение каких-то размышлений автора. Уменьшительная форма слова уголок выражает особую близость к этой земле. Слово изгнанником точно характеризует положение ссыльного поэта.
«Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я – но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор ещё бродил
Я в этих рощах».
Слово ушло говорит о невозвратимости этих лет. Повторение слов переменилось, переменился я с лаконизмом говорит, что жизненные обстоятельства сказываются на судьбе человека, изменяют его физически и духовно. Таковы законы жизни. Это сформулировано в краткой фразе:
«И сам, покорный общему закону,
Переменился я..».
Ёмкий смысл таит и выражение “объемлет живо”. Объемлет – охватывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое с такой ощутимой ясностью (живо) предстаёт в памяти поэта, что оно стало явью. Кажется, как будто всё вчера происходило:
«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора».
Эпитет опальный (находящийся в немилости властей) перекликается по смыслу со словом изгнанник. Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах “уже старушки нет”! Поэт никогда не услышит “шагов её тяжёлых. ” Определение тяжёлых – это о старушечьей походке, когда требуются усилия для передвижения. Кропотливый – внимательный, терпеливый, заботливый; дозор в контексте – присмотр.
Вслед за воспоминаниями о няне – обращение к природе Михайловского, к которой по-прежнему влечёт поэта.
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывёт рыбак и тянет за собою
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни – там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре. »
Недвижим – поглощён думами о прошлом и настоящем. Как много сказано в строках: “. вспоминая с грустью // Иные берега, иные волны. ” Это о южной ссылке, дорогих поэту людях, вблизи от моря, свободной стихии, мощь и красоту которой Пушкин воспел в стихотворении «К морю».
Поэтичны строки:
«Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко. »
Здесь и инверсии (нив златых, пажитей зелёных), и аллитерация: синея стелется широко.
Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака, скривившаяся от времени мельница, которая давно без присмотра хозяина, да и сам домик, где жил и трудился поэт, не похож на барские хоромы.
Особенно дороги поэту три сосны “на границе // Владений дедовских”. Шумом вершин они некогда приветствовали его, проезжающего мимо них. За прошедшие годы произошли разительные перемены:
«. около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зелёная семья; кусты теснятся
Под сенью их, как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто».
Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа “зелёной семьёй”, “кусты теснятся // Под сенью” старых деревьев, “как дети”. А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства. Вокруг этой сосны – “по-прежнему всё пусто”.
Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убеждён: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит “могучий поздний возраст” сосен, но внук его услышит их “приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Весёлых и приятных мыслей полон, // Пройдёт он мимо” них.
Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.
Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:
«Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!»
Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательностью и верой в его будущее.
В этом стихотворении Пушкин обратился к белому стиху, выдерживая пятистопный ямб размер и мелодию поэтической речи. Его раздумье сохраняет естественность разговорной интонации, которая подчеркивает отсутствие рифмосочетания стихов. Это подтверждает то, что Пушкин решительно отошёл от песенного, романсного стиха, стремясь создать стих смысловой, наиболее точно воспроизводящий мысль.
«Вновь я посетил. » лишено обилия тропов, сложных образов. В нём превалируют слова литературной речи, но автор обращается и к разговорной лексике (вечор, ворочая, сиживал), и к книжным словам (объемлет, сенью, мрак), славянизмам (златых, брегам, главу, младая). И вся эта лексика органически сплавлена в единое целое.
Стихотворение, написанное в тяжелые для Пушкина дни, проникнуто бодростью, верой в разумность жизни, в конечную победу света над мраком. Поэт передал в нем прощальный привет будущим поколениям, завещал им свой исторический оптимизм. Человек в этом стихотворении кровно связан с историей и природой. Лирические переживания слиты с историческими и философскими размышлениями.

Ссылка на основную публикацию
×
×