«Край ты мой, родимый край…»: сочинение

«Край ты мой, родимый край…»: сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 6 класс. И.С. Никитин, А.К. Толстой, А.Н. Майков “Край ты мой, родимый край. “

1 вариант сочинения

Любовь к родине, к местам, где ты родился и вырос, живет в сердце каждого человека. Однако далеко не каждый сможет выразить свои чувства к родному краю так, как это делают поэты.

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле!

В небе крик орлиных стай!

Волчий голос в поле!

Сколько свежести, силы, свободы в этих словах, принадлежащих перу замечательного поэта А. К. Толстого! В них чувствуется и необъятность просторов родины, и широта, и свободолюбие людей, проживающих здесь.

Нежностью и трепетом перед первозданной красотой родной природы наполнены стихи другого русского поэта — И. С. Никитина:

Звезды меркнут и гаснут.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

В этом стихотворении автор восхищается оптимизмом и трудолюбием своего народа. Много страданий выпало на долю русского крестьянства, но люди все же сумели сохранить в себе эти чудесные качества. Еще не взошло солнце, а рыбаки уже проверяют сети, готовят лодки. Поля же просыпаются под веселую песню труженика-пахаря:

Едет пахарь с сохой, едет — песню поет;

По плечу молодцу все тяжелое.

Не боли ты! душа, отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

2 вариант сочинения

XIX век в русской литературе отмечен именами многих выдающихся поэтов и писателей. И. С. Никитина, А. Н. Майкова и А. К. Толстого по праву относят к числу тех великих русских поэтов, которыми, по словам И. А. Бунина, «создан весь своеобразный склад русской литературы, ее свежесть, ее великая в простоте художественность, ее сильный простой язык, ее реализм в самом лучшем смысле этого слова. Все гениальные ее представители — люди, крепко связанные с своей почвой, с своею землею, получающие от нее свою мощь и крепость». Они были певцами родного русского пейзажа, наполненного живыми красками, волшебными запахами и звуками. Верили в гармонию природы и человека, прославляли честный труд простого крестьянства на родной земле.

«Край ты мой, родимый край. » — замечательное стихотворение А. К. Толстого, может служить своеобразным эпиграфом к его пейзажной лирике. Он воспевает красоту своей родины, которая для него заключается и в полночном свисте соловья, и в крике орлиных стай, и вольном беге коня. Ему дороги ее широкие степи, густые леса и тучи, гонимые буйным ветром над ее просторами. Для поэта родная природа одухотворена, он наделяет ее человеческими качествами, относится к ней бережно и сочувственно, как к живому человеку.

В стихотворениях этих поэтов мы находим для себя много тех вещей, которые близки и нам. Мы так же, как и Алексей Толстой, способны испытывать нежность к колокольчикам, звенящим «средь некошеной травы», жалость к сорванным и затоптанным «цветикам степным» и к березе, раненной «острою секирой».

Мы можем завороженно наблюдать с Иваном Никитиным, как «ярко звезд мерцанье в синеве небес». Русская природа, воспетая этим поэтом, заставляет гордиться ее «золотыми нивами», «гладью и блеском» голубых озер, светлыми заливами, ее бесконечными просторами. Вместе с поэтом мы учимся видеть и чувствовать прекрасное в природе и простом крестьянском труде. Читая его «Утро», мы радуемся, удивляемся и восторгаемся красотой пробуждающейся природы, вместе с поэтом преодолеваем грустное настроение («Не боли ты, душа, отдохни от забот. »), приветствуем все живое, дарящее человеку радость жизни.

Стихотворения Аполлона Майкова знакомы нам с детства. Его пейзажная лирика очень своеобразна. Природа родного края полна для поэта скрытого смысла («Все думу тайную в душе моей питает», — писал он), часто одухотворена. А какие красочные эпитеты и сравнения он подбирает для описания красоты окружающего мира! Дождевые капли у него «точно жемчуг», дождик «благодатный», буря «золотая».

Читая произведения этих поэтов, постоянно ощущаешь их любовь к родной стороне. Их поэтическое творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства. Они словно заново открывают нам красоту привычного, заставляя взглянуть на знакомый мир «промытыми», свежими глазами. И, подчиняясь этому чувству, мы останавливаемся, чтобы вобрать в себя и навсегда запомнить воздух, краски и запах родины.

Анализ стихотворения А. Толстого Край ты мой, родимый край (сочинение)

Стихотворение А.К. Толстого посвящено русской природе, Родине, ее образности, истории. О какой истории может идти речь, если перед нами просто описание степи?

Первое предложение начинается и заканчивается словом «край», как бы окольцовывается им. О каком крае пойдет речь, мы не знаем. Поэт обращается к нему, разговаривает с ним. Нет никаких указаний на то, Подмосковье перед нами или пригород Киева, Тулы, Смоленска… Главное, что поэт описывает свою родину, свой край, вскормивший, вырастивший его, – Русь. Так задается тема произведения: «Край ты мой, родимый край…».

Многие русские поэты восхваляли природу родных мест, и каждый из них выбирал своё: образы, звуки, цвета, ассоциации. С родным краем у Толстого ассоциируется «конский бег на воле», красота степных лошадей, их гармоничное слияние с природой всегда наводят на мысль о воле, о бесконечных просторах, о высокой траве, сквозь которую мчатся лошади, сливая свои гривы с травами, ветрами, реками, встречающимися на их пути. Но не только на землю обращает свой взор герой произведения, он слышит и топот копыт лошадей, и крик орлиных стай в вышине неба, и голос волка в поле. Интересно, каких животных выбирает поэт: конь, орел, волк. У каждого свое движение, свой голос. Кони лишаются голоса, но раздается звук копыт, бега. Лошади все в движении, они мчатся, и взгляд поэта с восхищением следит за табуном. Орлы и волки, наоборот, лишены действия, но имеют свой голос. Птицы невидимы, только слышимы, но судя по множественному числу, которое употребляет автор, в небе не одна стая. А вот о голосе волка говорится в единственном числе. Что это? Вой волка-одиночки или художественный прием, позволяющий через единственное число передать множественное. «Конский бег на воле, // В небе крик орлиных стай, // Волчий голос в поле!»//. Во втором четверостишии слово «край» сменяет слово «родина». Рядом с образом степи, поля возникает образ дремучего бора с тревожным свистом соловья, не трелью, не песней, именно свистом, и воем ветра, собирающего тучи.

Для полноты картины не хватает только богатыря, одолевшего соловья-разбойника, которого предупреждали об опасности орлы и волки и который отпустил своего коня погулять на волю, пока он около заветного камня решает вопрос о том, куда ехать дальше.

XIX век дал России неповторимых лириков, самобытных поэтов. Тема родины, родного края стала для многих из них основной темой творчества. В середине девятнадцатого века Алексей Константинович Толстой пишет небольшое лирическое произведение «Край ты мой, родимый край…», в котором прославляет природные красоты своей родины.

Все стихотворение А. К. Толстого – скрытый восторг поэта, поэтому все предложения произведения представляют собой риторические восклицания:

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Родимый край ассоциируется в восприятии лирического героя с конским бегом на воле, с криком в небе орлиных стай, с волчьим голосом в поле. А. К. Толстой использует назывные предложения, характеризуя художественные образы родины:

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

В границах двух четверостиший стихотворения заключен полный образ родимого края, возникающий в восприятии лирического героя. При этом поэт стремится показать родину с разных сторон: и ее необъятные просторы (небо, поле, «бор дремучий», степь), и многообразие животного мира («конский бег», орлиная стая, волк в поле, соловей). Картина родного края наполнена природными звуками, читатель то слышит «конский бег на воле», то «в небе крик орлиных стай», то «волчий голос», то «свист полночный соловья», то гул ветра. Воспевая природу родимого края, поэт мечтает о душевном слиянии с родиной. Из небольшого текста лирического произведения узнаваема изображаемая картина, природа средней полосы России.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, что придает поэтическому произведению особую напевность, мелодичность, какой-то юношеский задор:

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Лирический герой ощущает себя частью мира, а его истинное восхищение передается читателю.

“Край ты мой, родимый край…”

Любовь к родине, к местам, где ты родился и вырос, живет в сердце каждого человека. Однако далеко не каждый сможет выразить свои чувства к родному краю так, как это делают поэты.

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле!

В небе крик орлиных стай!

Волчий голос в поле!

Сколько свежести, силы, свободы в этих словах, принадлежащих перу замечательного поэта А. К. Толстого! В них чувствуется и необъятность просторов родины, и широта, и свободолюбие людей, проживающих здесь.

Нежностью и трепетом перед первозданной красотой родной

Звезды меркнут и гаснут.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

В этом стихотворении автор восхищается оптимизмом и трудолюбием своего народа. Много страданий выпало на долю русского крестьянства, но люди все же сумели сохранить в себе эти чудесные качества. Еще не взошло солнце, а рыбаки уже проверяют сети, готовят лодки. Поля же просыпаются под веселую песню труженика-пахаря:

Едет пахарь с сохой, едет – песню поет;

По плечу молодцу все тяжелое…

Не боли ты! душа, отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

Похожие сочинения:

МОЙ ЛЮБИМЫЙ КРАЙ МОЙ ЛЮБИМЫЙ КРАЙ Я родилась и живу в замечательном городе, одном из самых больших городов мира – Москве. На этот год пришлись две знаменательные даты в моей жизни. Я заканчиваю.

Сочиненин по картине Васнецова “Северный край” Северные края – это безграничные просторы, дикая природа и чистые реки. Это нетронутые людьми места. Такие места не могут не вызвать восторга, бурю эмоций и впечатлений. Васнецов нарисовал картину “Северный.

За что я люблю свой край План 1. Чувство Родины. 2. Что значит Родину любить: А) воспоминания о детстве; Б) природа родного края; В) любовь к родному народу. 3. Будущее Родины – в наших руках. Привет.

Анализ стихотворения Есенина “Край ты мой заброшенный Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу. Но он не.

Анализ стихотворения Есенина “Я покинул родимый дом В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт.

Анализ стихотворения Блока “Там неба осветленный край В 1909 году Блок Переживает два трагических события. Его супруга, забеременевшая от своего очередного любовника, рожает сына, которого поэт готов признать своим, однако малыш вскоре умирает. Спустя некоторое время Блок.

Сочинение на тему Родной край Город, улица, дом, тропинка, знакомая до боли, – вот она моя маленькая родина. Ей всего 80. Много это или мало? Не знаю. А мне всего 14. Я по сравнению с.

Анализ стихотворения Есенина “Край любимый! Сердцу снятся Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале “Мирок” были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся.

Путешествие на край ночи ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Луи Фердинан Селин (Louis Ferdinand Celine) Путешествие на край ночи (Voyage au bout de la nuit) Роман (1932) Молодой француз, студент-медик Фердинан Бардамю, под влиянием пропаганды записывается добровольцем.

“Шаганэ ты моя, Шаганэ!” С. А. ЕСЕНИН * * * Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя.

В. Маяковский “Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет” (В. Маяковский) I. “Революцией мобилизованный и призванный”. 1. Судьба и характер поэта. 2. Поэзия “агитатора, горлана, главаря”. II. “Моя революция” и.

Весенний вечер РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ С. Л. Есенин Весенний вечер Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны, Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны.

Поездка в Константиново Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. С. Есенин В один из осенних погожих дней мы с классом поехали на.

Колодники ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. К. Толстой Колодники Спускается солнце за степи, Вдали золотится ковыль, – Колодников звонкие цепи Взметают дорожную пыль. Идут они с бритыми лбами, Шагают вперед.

Достоевский Ф. М Достоевский Ф. М Прежде чем перейду к Некрасову, скажу два слова и о Лермонтове, чтоб оправдать то, почему я тоже поставил и его как уверовавшего в правду народную. Лермонтов, конечно.

Майков а. н. – край ты мой родимый край. .. – сочинение

Любовь к родине, к местам, где ты родился и вырос, живет в сердце каждого человека. Однако далеко не каждый сможет выразить свои чувства к родному краю так, как это делают поэты.

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле!

В небе крик орлиных стай!

Волчий голос в поле!

Сколько свежести, силы, свободы в этих словах, принадлежащих перу замечательного поэта А. К. Толстого! В них чувствуется и необъятность просторов родины, и широта, и свободолюбие людей, проживающих здесь.

Нежностью и трепетом перед первозданной красотой родной природы наполнены стихи другого русского поэта – И. С. Никитина:

Звезды меркнут и гаснут.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

В этом стихотворении автор восхищается оптимизмом и трудолюбием своего народа. Много страданий выпало на долю русского крестьянства, но люди все же сумели сохранить в себе эти чудесные качества. Еще не взошло солнце, а рыбаки уже проверяют сети, готовят лодки. Поля же просыпаются под веселую песню труженика-пахаря:

Едет пахарь с сохой, едет – песню поет;

По плечу молодцу все тяжелое.

Не боли ты! душа, отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!
XIX век в русской литературе отмечен именами многих выдающихся поэтов и писателей. И. С. Никитина, А. Н. Майкова и А. К. Толстого по праву относят к числу тех великих русских поэтов, которыми, по словам И. А. Бунина, «создан весь своеобразный склад русской литературы, ее свежесть, ее великая в простоте художественность, ее сильный простой язык, ее реализм в самом лучшем смысле этого слова. Все гениальные ее представители – люди, крепко связанные с своей почвой, с своею землею, получающие от нее свою мощь и крепость». Они были певцами родного русского пейзажа, наполненного живыми красками, волшебными запахами и звуками. Верили в гармонию природы и человека, прославляли честный труд простого крестьянства на родной земле.

«Край ты мой, родимый край. » – замечательное стихотворение А. К. Толстого, может служить своеобразным эпиграфом к его пейзажной лирике. Он воспевает красоту своей родины, которая для него заключается и в полночном свисте соловья, и в крике орлиных стай, и вольном беге коня. Ему дороги ее широкие степи, густые леса и тучи, гонимые буйным ветром над ее просторами. Для поэта родная природа одухотворена, он наделяет ее человеческими качествами, относится к ней бережно и сочувственно, как к живому человеку.

В стихотворениях этих поэтов мы находим для себя много тех вещей, которые близки и нам. Мы так же, как и Алексей Толстой, способны испытывать нежность к колокольчикам, звенящим «средь некошеной травы», жалость к сорванным и затоптанным «цветикам степным» и к березе, раненной «острою секирой».

Мы можем завороженно наблюдать с Иваном Никитиным, как «ярко звезд мерцанье в синеве небес». Русская природа, воспетая этим поэтом, заставляет гордиться ее «золотыми нивами», «гладью и блеском» голубых озер, светлыми заливами, ее бесконечными просторами. Вместе с поэтом мы учимся видеть и чувствовать прекрасное в природе и простом крестьянском труде. Читая его «Утро», мы радуемся, удивляемся и восторгаемся красотой пробуждающейся природы, вместе с поэтом преодолеваем грустное настроение («Не боли ты, душа, отдохни от забот. »), приветствуем все живое, дарящее человеку радость жизни.

Стихотворения Аполлона Майкова знакомы нам с детства. Его пейзажная лирика очень своеобразна. Природа родного края полна для поэта скрытого смысла («Все думу тайную в душе моей питает», – писал он), часто одухотворена. А какие красочные эпитеты и сравнения он подбирает для описания красоты окружающего мира! Дождевые капли у него «точно жемчуг», дождик «благодатный», буря «золотая».

Читая произведения этих поэтов, постоянно ощущаешь их любовь к родной стороне. Их поэтическое творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства. Они словно заново открывают нам красоту привычного, заставляя взглянуть на знакомый мир «промытыми», свежими глазами. И, подчиняясь этому чувству, мы останавливаемся, чтобы вобрать в себя и навсегда запомнить воздух, краски и запах родины.

Анализ стихотворения «Край мой, родимый край» Толстого

А. Толстой поражал умением лаконично, но емко говорить о великом. Доказательством этой грани его таланта является стихотворение «Край мой, родимый край». В школе его изучают в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Край мой, родимый край» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Край ты мой, родимый край!.

История создания – стихотворение было создано в 1856 году, когда поэт только развивал свой литературный талант.

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к Родине.

Композиция – Анализируемое произведение – целостный монолог обращение лирического героя к родному краю. Он состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай», «прозвенит девичий смех».

Эпитеты«край родимый», «бор дремучий», «свист соловья».

История создания

Об истории создания анализируемого стихотворения известно мало. А. Толстой написал его в 1856 г., в период стремительного продвижения по карьерной лестнице и развития отношений с Софьей Миллер. До этого поэт успел побывать в разных городах России. Все это, видимо, и вдохновило на написание миниатюры «Край, мой родимый край».

В анализируемом произведении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы всегда восхищают человека своей неповторимостью, самобытностью. В центре произведения образы лирического героя и его родного края. Герой обращается к приволью, выражая восхищение свободными необъятными просторами. В ответе природы он не нуждается, ведь уверен, что Родина любит своих сыновей, хоть и не говорит об этом.

Лирический герой наслаждается родными пейзажами и, кажется, утопает в них. Заметно, что мужчина умеет не только слушать природу, но и понимает ее язык. Пейзажные зарисовки напоминают огромный пазл, сложенный из ярких частей. Герой не говорит о широких нивах и высоких горах – традиционных для русской литературы символах Родины. Бескрайние просторы он описывает при помощи образов зверей и птиц. В произведении воспроизводится конский бег, «крик орлиных стай» и волчье завыванье. При помощи такого приема поэт наполняет строки не только визуальными образами, но и звуками.

Вторая строфа тоже начинается обращением к Родине. За ним следует восклицание, адресованное дремучему бору – неотъемлемому атрибуту русских пейзажей. А. Толстой не подает детального описания бора, ведь уверен, что воображение читателя воспроизведет эту картину и без его помощи. В этом четверостишии тоже находится место звукам. Лирический герой наслаждается свистом соловья и мерным шелестом ветра в степях. В последнем стихе сливаются воздух, небо и земля. Такой эффект достигается простым перечислением элементов природы: «ветер, степь да тучи!» .

Лирический герой почти не говорит о любви к родному краю, но она ощущается в каждой строчке стихотворения.

Композиция

Композиция произведения очень проста. Оно представляет целостный монолог-обращение лирического героя к родному краю. Стихи постепенно образуют панорамную картину русской природы. «Край ты мой, родимый край» состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр произведения – элегия, так как в нем нет сюжета, зато есть описания природы. В стихотворении ярко выражен созерцательный характер. Стихотворный размер – трехстопный хорей. А. Толстой использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот прием позволяет создать величавые пейзажи, замедлить движение в окружающем лирического героя мире, чтобы читатель мог вдоволь насладится природой. Несмотря на такую особенность, пейзажные зарисовки не лишены динамизма. Читатель легко представляет, как по широкой степи мчат кони, а в небе пролетает стая орлов. Отсутствие глаголов не мешает автору создавать использовать художественные средства. Они достаточно простые, так как состоят из двух-трех слов.

В первую строфу поэт вплетает метафоры: конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай», «прозвенит девичий смех» . Эпитеты дополняют пейзажные зарисовки и передают эмоции лирического героя: «край родимый» , «бор дремучий», «свист соловья» . Сравнений в тексте нет.

Важную роль в стихотворении А. Толстого играет интонация. Все предложения в тексте восклицательные . Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Создается впечатление, что герой дал волю своим чувствам и эмоциям и, стоя посреди степей, выкрикивает свои мысли. В некоторых строках настроение лирического героя подчеркивается аллитерацией. Например, его восторг передается при помощи согласного «р»: «Гой ты, бор дремучий!» .

Урок литературы в 7-м классе “Край ты мой, родимый край!”

Разделы: Литература

Цель урока: расширить представления уч-ся о русской пейзажной лирике; показать, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов; познакомить уч-ся с именами поэтов земли Кстовской; развивать навыки анализа поэтического текста.

Оборудование урока: компьютер, проектор, репродукции Левитана, Шишкина, Саврасова, Куинджи; портреты В.А.Жуковского, Н.А.Некрасова, А.С.Пушкина.

К уроку прилагается презентация (Приложение 1)

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

Природа – это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычайное. Известный русский композитор П.И.Чайковский написал прекрасную музыку «Времена года», в которой можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день. (Прослушивание музыки).

Теперь посмотрите, как художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы. (Показ репродукций Левитана, Шишкина, Саврасова, Куинджи).

Каков жанр этих картин? (Пейзаж.)

Что чаще всего изображают на этих картинах художники?

3. Изучение новой темы (с элементами повторения изученного).

От слова «пейзаж» произошло название жанра лирики – пейзажная. Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года.

Но в поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают большее, чем обычные времена года. Например, весна связана с пробуждением и расцветом жизненных сил.

Вспомним поэта, которого принято называть певцом природы. Это Ф.И.Тютчев. (Портрет на экране.) Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах нет бездумного любования природой. Для него природа – такое же одушевлённое «разумное» существо, что и человек.

«В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык», – писал Тютчев.

В известном стихотворении «Весенние воды» ручьи – первые вестники весны оповещают о приходе праздника весны. Мы слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, тихих дней. Воды бегут, будят сонный брег, бегут, гласят: Весна идёт, весна идёт! И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

В последних строчках образ хоровода, вызывающий крестьянскую ассоциацию, приближает тютчевскую весну к народу.

Василий Андреевич Жуковский. (Портрет на доске.) Он нам известен как автор баллад «Лесной царь», «Светлана», «Людмила». Он является родоначальником пейзажной лирики. Прочитаем его стихотворение «Приход весны» на стр. 295. (Читает ученик.)

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Тёплый дождь, сверканье вод, –
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

С чем сравнивает поэт приход весны? (С жизнью души.)

Почему? (Душа человека весной оживает, как и вся природа.)

А сколько стихотворений посвящено «золотой» осени! Почему «золотой»? В каком значении употребляется слово? (Переносном.)

В художественной литературе слова в переносном значении называются тропами. Анализируя стихотворения, мы постоянно встречаем виды тропов. Мы их называем изобразительно-выразительными средствами языка.

Какие вы знаете выразительные средства языка?

(Виды тропов и их определения появляются на экране.) Именно их очень много встречается в пейзажной лирике. Они помогают точнее, выразительнее описать картины природы.

«Славная осень. » – так начинается стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога». (Портрет поэта на доске.) Отрывок читает ученица.

Какие эпитеты, сравнения использует автор для описания осени?

Стихотворение «Осень» А.С.Пушкина – одно из образцов пейзажной лирики. Перед нами в одном стихотворении проходит весь цикл времён года: весна, лето, осень, зима, точно и кратко охарактеризованные Пушкиным. Но творческое вдохновение у него наступало именно осенью. Отрывок «Унылая пора…» читает ученица. С одной стороны унылая пора, увядание природы осенью, с другой – такое богатство красок! Здесь столько эпитетов, метафор! Назовите их.

Найдите слова, которые доказывают, что осень – любимая пора поэта (приятна, люблю, расцветаю).

Мне хочется познакомить вас с чудесным стихотворением об осени, написанном поэтом Кстовской земли Юрием Пятановым. Когда я прочитаю его, мы попробуем найти сходства его со стихотворениями поэтов-классиков и своеобразие. Стихотворение «Сентябрь». (Читает учитель.)

Золотеют кудри у берёзки –
То сентябрь колдует по ночам.
Чу! Идёт чуть слышно по дорожке,
Прикасаясь посохом к ветвям.

Он богат и щедр неизмеримо:
Самоцветы, золото, янтарь
Рассыпает по кустам незримо,
А по утру не узнаешь даль.

На рассвете звёздочки-алмазы
Так и сорит на землю с небес.
Я люблю, сентябрь твои проказы-
Сказку-быль, творение чудес.

Ах, сентябрь, сентябрь… Кончина лета,
Светлые поминки по весне.
Я готов с тобою до рассвета
Песни петь любимой стороне.

Посмотрите, ведь поэт очеловечивает, одухотворяет природу так же, как и Тютчев. Как у Пушкина, осень – любимая пора.

Назовите олицетворения, при помощи которых он олицетворяет природу.

(«Кудри у берёзки», колдует, прикасаясь посохом, богат, щедр, рассыпает, сорит, твои проказы, поминки по весне»).

Какие метафоры использует автор? («золото, самоцветы, янтарь, алмазы»). Цвета, блеск этих драгоценных камней поэт увидел в сентябрьской природе. В последнем четверостишье он сливается с природой, подчёркивает свою любовь к родной стороне.

Алексей Константинович Толстой (портрет на экране) – поэт, прозаик, драматург 19 века. Краткие биографические данные: родился под Петербургом в помещичьей семье, детские годы провёл в Красном Роге (ныне Почепский район Брянской области), в эти места, богатые лесами, неоднократно возвращался в зрелом возрасте, здесь же и похоронен.

Прочитаем его стихотворение «Край ты мой, родимый край!» в учебнике на с. 297.

Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Перед нами проходят картины разных времён года. Докажите это.

Какие чувства автора выражены в стихотворении?

Другое стихотворение А.К.Толстого «Благовест» (читает наизусть ученица).

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовёт и манит
Он в край родимый,

Молюсь и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я,
От дела злого;

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я,
Лечу небесные,

И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает…

Что такое благовест? Благовест – «благая» весть, т.е. «добрая» весть, колокольный звон перед началом службы..

Найдите однокоренные слова к нему. Благодатный звон – приносящий благо, приятно успокаивающий. Благодатный край – приносящий благо, добро.

Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? Радостные чувства, воспоминания о родном крае.

Слово «благовест» мы слышим и в стихотворении кстовского поэта Архипова Николая Григорьевича. (На экране Великовражский храм Казанской божьей матери.) Стихотворение «Кстово» читает наизусть ученица.

Здесь Волга сказочно красива.
Вокруг берёзовая ясь,
И для меня моя Россия
Отсюда, с Кстова началась.

Горит здесь факел индустрии –
Кормилец наш, родной НОРСИ,
Течёт отсюда, как по жилам,
Тепло и свет по всей Руси.

Манят меня Заволжья дали,
Конца и края не видать…
Утихла грусть, прошли печали,
Кругом такая благодать.

А по утрам зовёт к молитве
Великовражский благовест,
И вечный зов к труду и битве
Над Волгой слышится окрест.

Ученик 8 класса Солодов Вячеслав прочитает стихотворение собственного сочинения «Малая Родина». (На экране Троицкий храм с. Безводное.)

Моя малая Родина,
Твоих красот никогда не забуду.
Моя малая Родина,
Тебя любить я вечно буду.

Твои бескрайние просторы,
Твой резкий берег Волги
Травы зелёной тихий шорох –
Все помнить будут долго.

Здесь жили мои предки,
Моё проходит детство.
Ты для меня наследство,
Хоть хвалю тебя я редко.

Я не забуду храм
И звон колоколов,
Что будит по утрам,
Радуя без слов.

Ты для меня дороже злата,
Ведь всех твоих красот не перечесть,
А это, впрочем, и не надо
Я люблю тебя, какая есть.

Автор передаёт любовь к своей малой Родине. Ему дороги бескрайние просторы, Волга, колокольный звон, который будит, радует без слов.

Читая стихотворения, перед нами открываются разные явления природы: и закат, и восход солнца, и снег, и дождь, и гроза. Теперь посмотрим, как изображают грозу Тютчев, Толстой и поэт, который родился и вырос в Безводном, Валентин Суконников.

Стихотворение Тютчева «Весенняя гроза» читает наизусть ученица.

Несмотря на зимнюю пору, при чтении стихотворения возникает ощущение весны и свежести.

Прочитаем стихотворение Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» (читает ученик.) на стр. 298.

Замолкнул гром, шуметь гроза устала,
Светлеют небеса;
Меж чёрных туч приветно засияла
Лазури полоса.
Ещё дрожат цветы, полны водою
И пылью золотой.
О, не топчи их с новою враждою
Презрительной пятой.

Какая основная мысль этого стихотворения? Призыв быть внимательным и бережным к природе.

Что сближает стихотворения Тютчева и Толстого? Назовите эпитеты, характеризующие человека.

Стихотворение безводнинского поэта В.Суконникова «Весенние грозы» читает ученица.

Я так любил разгневанные грозы,
Голубоватый от разрядов дым,
Дождём умытые берёзы
И радуги над лесом молодым.

Туда, к полоске горизонта,
Бежал, пока хватало сил.
Висело небо ярким зонтом
И лужам отдавало синь.

Но странно поднималось небо,
За лесом новый лес вставал.
И я бежал туда, где не был,
Я рос, я небо поднимал.

Дымилась влажная дорога,
Ползла на гору, мчалась вниз.
И шлёпали босые ноги
Из детства в будущую жизнь.

Назовите олицетворения в стихотворении. («разгневанные грозы, умытые берёзы»). С чем сравнивает автор небо? (С ярким зонтом.)

Мы видим, что все эти поэты одухотворяют природу и что природа и человек взаимосвязаны.

И.С.Тургенев, мастер русского пейзажа в прозе, писал: «Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас, – чем были бы мы без природы?»

4. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы слушали музыку, рассматривали пейзажи, прочитали много стихотворений. Что воспевали авторы всех этих произведений? ( Красоту родной природы, безграничные просторы нашей Родины.)

Анализируя стихотворения, мы говорили, как через пейзаж поэты передавали свои чувства, настроение. Какие же чувства, настроение выражают они в своих стихотворениях? (Чувство любви к своему родному краю. Настроение радости и веселья, грусти и печали. Но в природе столько красоты, что она побеждает тревогу.)

В своих произведениях они учат нас видеть красивое, необычайное, призывают любить и беречь свою Родину.

Использованная литература: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях, автор-составитель В.Я.Коровина. М. «Просвещение» 2005 год.

Ссылка на основную публикацию
×
×