Литература «культурного запроса» В XX века: сочинение

Литература «культурного запроса» В XX века

В XX в. литература «культурного запроса» представлена в двух основных моделях — модернизме и реализме. В обеих моделях усиливается авторское начало. В то же время значение жанра ослабляется, границы жанров размываются. В развивающемся в конце века постмодернизме нередко место произведения занимает достаточно неопределенный «текст».

Промежуточным рубежом периода стала середина века — время окончания Второй мировой войны, формирования социалистического лагеря в противовес лагерю стран капитализма, изобретения атомного

Роман американского писателя

Характерная черта литературы битников и хиппи — увлечение восточными религиями и философскими системами, прежде всего дзен-буддизмом. Неожиданно «контркультура», ассоциирующаяся с анархизмом, отказом от культурных достижений в пользу естественного, почти животного существования, оказывается одним из проявлений синтеза культур Запада и Востока. Другим выражением этого синтеза стало мировое признание японской литературы. Творчество Акутагавы Рюноске, соединившего национальную японскую специфику с традициями Достоевского и европейской литературы, особенно после экранизации его новелл «Ворота Расемон» и «В чаще» в фильме Куросавы «Расемон», стало явлением мирового порядка. Творчество Кавабаты Ясунари, испытавшего в молодости влияние Джойса, автора повестей «Снежная страна» , «Тысяча крылатых журавлей» , романа «Стон горы» , было отмечено Нобелевской премией по литературе за «писательское мастерство, которое с большим чувством выражает суть японского образа мышления».

Романы Кобо Абэ «Женщина в песках» , «Чужое лицо» , «Человек-ящик» в еще большей степени доступны западному читателю, не случайно его называли то японским Достоевским, то японским Сартром.

Дайджест:

Русская литература 60-х годов ХІХ века В русской литературе 60-х годов произошли существенные изменения. В новых условиях литература и литературная критика стали одним из мощных факторов социального и духовного развития. Еще более усиливается критическая направленность литературы. .

Французская литература второй половины XVII века Творчество Мольера и Лафонтена, Расина и Буало, Ларошфуко и Лабрюйера создает тот «золотой век» французской литературы, который длительное время рассматривался как культурный и художественный образец для других европейских народов. Вместе. .

Литература «века джаза» творчество Фицджеральда Творчество Ф. С. Фицджеральда — одна из самых замечательных страниц американской литературы 20 века поры ее высшего расцвета. Его современниками были Драйзер и Фолкнер, Форест и Хемингуэй, Сэндберг и Т. .

Американская литература первой половины ХХ века К началу ХХ века США становятся самой богатой страной капиталистического мира. Особенности исторического развития Америки, наличие «свободных земель» на Западе, военные поставки в ходе первой мировой войны были причинами, вследствие. .

Мировая литература ХХ века Именно с начала ХІХ ст. культура и литература разных стран мира дают возможность уверенно говорить о них как о процессе, ведь они далее все полнее именно так осознаются их творцами. .

Биографическая литература для детей начала ХХ века Влияние декабристов на книги, издававшиеся для детей, не могло по цензурным условиям проявиться так непосредственно, как влияние войны 1812 года. Однако идеи декабристов накладывали отпечаток на формирование молодого поколения, а. .

Военная литература 1940-1960-х годов ХХ века В августе 1942 г. в газете «Правда» были опубликованы пьесы А. Корнейчука «Фронт» и К. Симонова «Русские люди». В этом же году Л. Леонов написал пьесу «Нашествие». Особый успех имел. .

Политика социал-демократов в области культуры. Литература и литературная борьба в первой половине XX века Борьба различных направлений внутри рабочего движения, обусловленная наступлением империализма, имела свои последствия для искусства и культурной политики. Немецкая социал-демократия претендовала на роль «культурно-политической партии», видевшей свои задачи не только в. .

Литература периода конца XIX — начала XX века Последнее десятилетие XIX века открывает в русской, да и в мировой культуре новый этап. В течение примерно четверти века — с начала 1890-х годов до октября 1917-го — радикально изменились. .

Публицистическая литература XVI века Характер и содержание русской публицистической литературы, начиная с 40-х годов XVI в., определяются преимущественно борьбой восходящего дворянства и быстро клонившимся к политическому и экономическому упадку боярством, со времени учреждения в. .

Литература массового спроса начала XX века Первая мировая война 1914 — 1918 гг. и революции начала XX в., прежде всего революция 1917 г. в России, с которой связано формирование социальной системы, альтернативной капитализму, привели к грандиозным. .

Борьба за свободу и художественная литература ХІХ века Ведь сам ее основатель, «певец страданий народных», Николай Некрасов провозгласил, что можно не быть поэтом, но гражданином необходимо быть непременно. ХІХ ст. заканчивалось так же, как и начиналось, — под. .

За кулисами — новая эпоха. Литература и литературная борьба в первой половине XX века Капитализм «свободной конкуренции» превращался в мировую систему монополистического капитализма и империализма. Германия вступила в этот исторический период с запозданием, но к началу XX века и здесь завершился переход к монополистическому. .

Почему литература XIX века считается классикой? Подъем народного самосознания, обострение классовой борьбы, развитие общественно-политической мысли в начале XIX века вызвали борьбу и в литературе. Ожесточенные споры велись по целому ряду важных вопросов: об отношении литературы к. .

Авангардистская литература Америки 50-х годов ХХ века Авангардистская литература Америки 50-х годов обогнала во многом авангардизм Западной Европы 60-х годов, поскольку выступила с бунтом против «цивилизации потребления», «массового общества», которое сложилось в США раньше, чем в странах. .

Модернистская литература начала века ХХ век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, манифестов и школ, нередко посягавших на вековые традиции и незыблемые каноны. .

Трактовка политической и культурного наследия Украины в «Истории русов» Произведение «История Русов» было впервые опубликовано в 1846 году. Его неизвестный автор осмысливает историю украинского, народа со времен древности и до 1769 года. События описаны в хронологическом порядке. Сначала автор. .

Немецкая литература середины 18 века С середины XVIII столетия немецкая литература вступает в новый этап своего развития. Медленный, но все же ощутимый экономический подъем, способствовавший становлению буржуазных отношений в стране, обострение общественных противоречий, вызванных Семилетней. .

Возвышение Москвы Литература ХV го века «Сказание о белом клобуке»; «Сказание о князьях Владимирских» Пахомия Серба; Послание старца Филофея. Путешествия: епископа Авраамия; инока Симеона. Почти все произведения нашей древней литературы проникнуты идеей национального единства. Вспомним воззвание. .

На тему: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX века Начало XX в. характеризуется обогащением литературы кри­тического реализма, появлением произведений социалистиче­ского реализма, развитием модернистских течений. Фоном ли­тературных поисков было бурное развитие капиталистических отношений и революционного движения марксистского харак­тера, а наряду. .

Детская литература первой половины XIX века Оригинальная и переводная детская литература первой половины XIX века отличается большой пестротой идейных и художественных направлений. Продолжают появляться в большом количестве всевозможные детские энциклопедии и познавательные книги, в которых заметны. .

Французская литература религиозных войн 16 века Религиозные войны, длившиеся с некоторыми перерывами от начала 1560х годов до 1594г., когда ценой отречения от протестантизма Генрих Наваррский взошел на престол под именем Генраха 4 и принес стране умиротворение. .

Русская женская литература как явление конца XX века 1. Что такое женская проза? 2. Особенности женской литературы. 3. Представители направления. Женской литературе принадлежит будущее, а может быть уже и настоящее. Т. Морозова Феминизм, распространившись в России, пустил свои. .

Детская литература начала ХХ века В первой половине XIX века произошли два наиболее важных события в истории России, оказавшие серьезное влияние на развитие всей общественной и духовной жизни страны. Одно из них — Отечественная война. .

Литература 18 века в восприятии современного читателя Наверно, многие люди любят время. Время учит людей всем премудростям жизни, залечивает душевные раны. «Время — движущийся образ неподвижной вечности», как еще несколько веков назад сказал знаменитый французский поэт Жан. .

Искусство и литература в судьбе русской литературы золотого века Самым близким образом судьбы русской литературы в XIX веке были связаны с процессами, протекавшими не в экономике и политике, а в других видах искусства. Без музыкальных творений немецкого композитора Л. .

Теория литературы: Русская литература середины ХІХ века Поражение восстания декабристов в 1825 г. привело к большим изменениям как в политической жизни России, так и в идеологической сфере. Новый царь — Николай I — с помощью учрежденного им. .

Арабская литература После второй мировой войны арабские страны окончательно обрели независимость и стали активно развивать национальную культуру, в том числе н литературу для детей. Пока еще детская литература не стала той самостоятельной. .

Литература рубежа ХІХ-ХХ веков Рубеж XIX-XX вв. — начало Новейшего времени, которое стало эпохой перехода от региональных культур к общемировой культуре, эпохой расцвета цивилизации, но также временем мировых войн и революций. Периодизация. Новейшее время. .

На тему: Русская литература 21-го века Русская литература первого десятилетия XXI века пред­ставляет собой огромное дискуссионное поле. Особенно­стью современной культуры является ее многомерность, одновременность существования разных субкультур. Ря­дом сосуществуют элитарная и массовая литература, ли­тература «толстых журналов». .

Главы из курса лекций РГГУ. Английская литература XIX века. Английский романтизм Главы из курса лекций РГГУ. Английская литература XIX века. Английский романтизм. «О разграничении романтизмов» — именно так, романтизмов во множественном числе. В данной лекции романтизм будет пониматься не только как. .

Андре Жид. Испанская литература начала ХХ века Андре Жид искал ответы на многие нравственные вопросы времени, мечтал о справедливом мире без насилия, о полной свободе проявления личности. В ранний период творчества он испытывал влияние символизма и Оскара. .

Лубочная и рукописная литература XVIII века Влияние творчества Чулкова и традиций рукописной повести своеобразно сочеталось в сборнике Ивана Новикова «Похождения Ивана гостиного сына», состоящем из двух частей. Первая из них, названием которой озаглавлена вся книга, содержит. .

Стихотворная литература 30-50-х годов XVIII века Воспитанные на народной сказке, на литературе типа повестей о Фроле Скобееве, Савве Грудцыне, «гасториях» петровского времени, они ждали от книги не поучений, не рассуждений о высоких государственных материях, а занимательности;. .

Русская литература серебряного века, как блестящее созвездие ярких индивидуальностей Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам и манере «артистического» поведения. По отношению к искусству этой эпохи любые классификации. .

Пушкин и русская литература Пушкин — великий русский национальный поэт. По справедливому определению Гончарова, «он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собой всю свою эпоху, сам создал. .

Литература Африки и Западной Азии Распад Мировой империалистической системы во второй половине XX века характеризуется острой борьбой бывших колониальных стран за свою независимость. Ширятся национально-освободительные движения в странах Азии и Африки, появляются совершенно новые, свободные. .

Древняя литература Китая Столь же важную роль играла древняя литература Китая в III-IV, VII веках. Она оказала влияние на корейскую и японскую культуру. Поэтому за индийскими памятниками древней литературы и сказками следует раздел. .

Научно-фантастическая литература Научная фантастика стала заметным явлением современной культуры. Особенно велико ее влияние на восприимчивые молодые умы. В потоке изданных книг поражает обилие тем, сюжетов, интереснейших допущений, смелых гипотез, оригинальных художественных приемов;. .

Русская литература и борьба против фашизма Обострение военной опасности, приход фашизма к власти в Германии — все это было воспринято в широких кругах творческой интеллигенции па Западе как тревожный сигнал. Призыв Горького к мастерам культуры был. .

Специфика литературного процесса конца XIX – начала ХХ века 6 часть

Утвердившийся в обществе «культ ложных идеалов» Шоу называет «идеализмом», а его приверженцев — «идеалистами». Именно на них направлено острие сатиры Ибсена, отстаивавшего право человеческой личности поступать иначе, чем предписывают «нравственные идеалы» общества. Ибсен, по словам Шоу, «настаивает на том, чтобы высшая цель была вдохновенной, вечной, непрерывно развивающейся, а не внешней, неизменной, фальшивой. не буквой, но духом. не абстрактным законом, а живым побуждением». Задача современного драматурга в том и состоит, чтобы вскрыть таящиеся в обществе противоречия и найти путь «к более совершенным формам общественной и частной жизни».

Именно поэтому и необходимо осуществить реформу драмы, сделать главным элементом драматургии дискуссию, столкновение различных идей и мнений. Шоу убежден, что драматизм современной пьесы должен основываться не на внешней интриге, а на острых идейных конфликтах самой действительности. «В новых пьесах драматический конфликт строится не вокруг вульгарных склонностей человека, его жадности или щедрости, обиды или честолюбия, недоразумений и случайностей и всего прочего, а вокруг столкновения различных идеалов».

Школа Ибсена, таким образом, заключает Шоу, создала новую форму драмы, действие которой «тесно связано с обсуждаемой ситуацией». Ибсен «ввел дискуссию и расширил ее права настолько, что, распространившись и вторгшись в действие, она окончательно с ним ассимилировалась. Пьеса и дискуссия стали практически синонимами». Риторика, ирония, спор, парадокс и другие элементы «драмы идей» призваны служить тому, чтобы пробудить зрителя от «эмоционального сна», заставить его сопереживать, превратить в «участника» возникшей дискуссии — словом, не дать ему «спасения в чувствительности, сентиментальности», а «научить думать».

ІІ. Б. Шоу как представитель «новой драмы»

Шоу вполне сознательно ориентировался на творческий опыт Ибсена. Он высоко ценил его драматургию и в начале творческого пути во многом следовал его примеру. Как и Ибсен, Шоу использовал сцену для пропаганды своих социальных и моральных взглядов, наполняя пьесы острыми, напряженными дискуссиями. Однако он не только, как Ибсен, ставил вопросы, но и пытался на них ответить, и ответить как писатель, исполненный исторического оптимизма. По словам Б. Брехта, в пьесах Шоу «вера в бесконечные возможности человечества на пути к совершенство-ванию играет решающую роль».

Творческий путь Шоу-драматурга начался в 1890-е годы. В Независимом театре была поставлена и первая драма Шоу «Дома вдовца» (1892), с которой началась «новая драма» в Англии. Следом за ней появились «Волокита» (1893) и «Профессия миссис Уоррен» (1893–1894), составившие вместе с «Домами вдовца» цикл «Неприятных пьес». Такими же остросатиричными были и пьесы следующего цикла, «Пьесы приятные»: «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1894), «Избранник судьбы» (1895), «Поживем — увидим» (1895–1896). В 1901 г. Шоу опубликовал новый цикл пьес «Пьесы для пуритан», в который вошли «Ученик дьявола» (1896–1897), «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брассбаунда» (1899). Какие бы темы ни поднимал в них Шоу, будь то, как в «Цезаре и Клеопатре», отдаленное прошлое человечества или, как в «Обращении капитана Брассбаунда», колониальная политика Англии, его внимание всегда приковано к самым жгучим проблемам современности.

Читайте также:  Вклад Ломоносова в русский язык и литературу: сочинение

Ибсен изображал жизнь преимущественно в мрачных, трагических тонах. Шоу насмешлив даже там, где речь идет о вполне серьезном. Он отрицательно относится к трагедии и выступает против учения о катарсисе. По мнению Шоу, человек не должен мириться со страданием, лишающим его «способности открывать сущность жизни, пробуждать мысли, воспитывать чувства». Шоу высоко ценит комедию, называя ее «самым утонченным видом искусства». В творчестве Ибсена, по словам Шоу, она трансформируется в трагикомедию, «в еще более высокий, чем комедия, жанр». Комедия, по убеждению Шоу, отрицая страдание, воспитывает в зрителе разумное и трезвое отношение к окружающему миру.

Однако, предпочитая комедию трагедии, Шоу в своей художественной практике редко удерживается в границах одного комедийного жанра. Комическое в его пьесах легко уживается с трагическим, смешное — с серьезными размышлениями о жизни.

“Реалист – тот, кот сам живет, сообразуясь со своими представлениями о прошлом”.

Для Шоу борьба за новое общество была неразрывно связана с борьбой за новую драму, которая могла бы поставить перед читателями насущие вопросы современности, могла бы сорвать все маски и покровы жизни общества. Когда Б. Шоу, сначала как критик, а потом и как драматург, ввел планомерную осаду драмы 19 века, ему приходилось бороться с самой скверной из ходящих условностей театральной критики того времени, убежденной в том, что интеллектуальной серьезности на сцене нет места, что театр – это вид поверхностного развлечения, а драматург – это человек, задача которого изготовлять из дешевых эмоций вредные сласти. В конце концов осада увенчалась успехом, интеллектуальная серьезность одержала верх над кондитерским взглядом на театр, и даже его сторонники были вынуждены встать в позу интеллектуалов и в 1918 году Шоу писал: “почему понадобилась колоссальная война, чтобы приохотить людей к моим произведениям?”

Шоу намеривался создать положительного героя – реалиста. Одну из задач своей драматургии он видит в создании образов “реалистов”, практичных, сдержанных и хладнокровных. Шоу везде и всегда старался раздразнить, разозлить, публику, использую свой шовианский метод.

Он ни когда не был идеалистом – его предложения носили не романтическо-пацифистский, а сугубо практический характер и были, по свидетельствам современников, весьма дельными. Его реалистический взгляд на жизнь ни когда не затягивался мутной пленочкой, романтической или фантастической, а его шавианское здравомыслие сделало его надежно защищенным от любых уколов и нападок.

Например, в “Профессии миссис Уорен” Шоу без обидняков изложил реальное положение женщин в обществе, говорил о том, что общество должно быть устроено так, чтобы каждый мужчина и каждая женщина могли содержать себя своим трудом, не торгуя своими превязанностями и своими убеждениями. В “Цезаре и Клеопатре” Шоу предложил свой взгляд на историю спокойный, здравый, ироничный, не прикованный насмерть к щелочкам у дверей царских опочивален.

И так – во всем. Реальность в драме, на сцене, в сознании, в жизни – это то, чего добивался Бернард Шоу.

Рубеж XIX—XX вв. — начало Новейшего времени, которое стало эпохой перехода от региональных культур к общемировой культуре, эпохой расцвета цивилизации, но также временем мировых войн и революций.

Периодизация. Новейшее время включает в себя три периода: рубеж XIX—XX вв. — переходный период в истории культуры; собственно XX в. — период стабилизации социокультурного и литературного процесса; рубеж XX—XXI вв. — переходный период в развитии культурного и литературного процесса сегодняшнего дня.

Социокультурные факторы эпохи. Можно выделить следующие наиболее значимые социокультурные факторы Новейшего времени: начало перехода от индустриальной к информационной цивилизации; выход на историческую арену прежде бесправных и необразованных слоев общества, наций, стоявших у обочины истории; успехи образования, приведшие к качественному скачку в формировании читательской аудитории; глобализация и тотальная переоценка ценностей; качественное усиление значения коммерции и моды в культуре; исключительно важная роль средств массовой информации, компьютеризации в развитии цивилиза-ционных процессов.
К этому периоду относится формирование мирового литературного процесса как единого целого; контраст интеллектуализации и иррационализации, психологизации и дегуманизации, эстетизации и дисгармонизации, экспериментаторства и обращения к традициям многовекового культурного наследия в парадигме художественной литературы «культурного запроса» («концептуально-авторской», если ее рассматривать с точки зрения автора, литературы как творчества); противостояние этой парадигме ее антипода— литературы «массового спроса» (литературы как ремесла, литературной индустрии) с ее ориентацией на коммерческий принцип, развлекательность, использование готовых схем и клише, однозначность, сенсационность, потребительскую психологию читателя (эти парадигмы развиваются параллельно и, несмотря на свое противостояние, постоянно взаимодействуют).

Отличительные черты литературы рубежа XIX — XX вв. Рубеж XIX— XX вв. — переходный период в мировом литературном развитии.

В 1827 г. Гёте в разговоре со своим секретарем Эккерманом впервые отметил, что начинает складываться всемирная литература.

На рубеже веков эта отмеченная Гёте тенденция становится ведущей. Второй промышленный переворот и интернационализация духовной жизни — факторы глобального характера. Формирование мировой литературы выражается в усилении взаимодействий крупнейших литературных регионов — Европы, США, Востока, России, вхождении в их число Латинской Америки. Все это приводит к необходимости по-новому описывать историю литературы: не по региональному, национальному признаку, а в соответствии с получившими международное развитие и признание направлениями (течениями, школами).

Среди отличительных черт периода в первую очередь нужно выделить мозаичность картины литературной жизни, которая проявляется во множественности направлений, течений, школ, отсутствии магистрального направления, открытости границ различных художественных систем, множественности влияний и традиций; а также расширение литературной «географии» (включение в европейский литературный процесс литератур Скандинавии, славянских народов, «возвращение» итальянской и испанской литератур и др.).

Новые «континенты» в «географии» всемирной литературы. Преодоление региональности отражается на освоении Востоком и другими регионами, раньше закрытыми для европейского влияния, крупнейших достижений европейской литературы. В то же время и европоцентристское сознание начинает расширяться, осваивать творчество писателей разных эпох и литератур, в том числе неевропейских. В качестве примера можно назвать вхождение индийской литературы, прежде всего творчества Р. Тагора, в мировой литературный процесс.

Литература “культурного запроса” В XX века

В XX в. литература “культурного запроса” представлена в двух основных моделях – модернизме и реализме. В обеих моделях усиливается авторское начало (как в концепциях, так и в художественной форме). В то же время значение жанра ослабляется, границы жанров размываются. В развивающемся в конце века постмодернизме нередко место произведения занимает достаточно неопределенный “текст”.
Промежуточным рубежом периода стала середина века- время окончания Второй мировой войны, формирования социалистического лагеря в противовес лагерю

Что значит писать В русском языке есть два разных слова письмо. Эти слова – омонимы: их внешняя форма совпадает (пишутся и произносятся они одинаково), а значения разные. Если перевести их на другие языки.

Торжественно открыт памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно “второму рождению” поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской.

Письменное произведение по картине И. Куинджи Березовая роща И. Куинджи (1842-1910) родился в Украине в г. Мариуполе в бедной греческой семье. Он рано осиротел и в одиннадцать лет пошел зарабатывать себе на хлеб. Работал у хлебо-торговца, у подстрочника.

Репортаж Итак, мы находимся на месте удивительного события! Вчера, Демин Дмитрий Сергеевич столкнулся с нечто необыкновенным! Это нечто – Летающая тарелка! Пока неизвестно с какой она планеты и чего хотят ее.

Роль казачества в истории украинского народа Сегодня в Украине стараются возродить казачество, тщательно изучают жизни казаков, их обычаи, традиции, создают современные казацкие отряды. В самом деле, времена казачества – часть героического прошлого украинского народа. Так в.

Симфония о народном подвиге Блокада. это слово до сих пор болью и горем отзывается в сердцах жителей Ленинграда. Академик Лихачев, переживший все ужасы жизни в блокадном городе, писал: “Человеческий мозг умирал последним. Когда переставали.

28 героев – панфилофцев Первое поражение фашистским войскам удалось нанести только в битве за Москву. Гитлер хотел полностью уничтожить нашу столицу. Его отборные дивизии – крупные воинские соединения, лучшие танки и самолеты с сентября.

Анализ стихотворения А. Блока “Незнакомка” Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест.

Анализ стихотворения Есенина С. А. “Синий туман Снеговое раздолье” Будучи возвышенным романтиком и мечтателем, как и любой поэт, в творчестве, С. А. Есенин одновременно являлся жестоким реалистом в восприятии жизни. Писатель смотрел на реальную действительность как на хронологически жестко.

Человек должен быть интеллигентным Человек должен быть интеллигентным! А если его профессия не нуждается в интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если эта интеллигентность сделала его “белой вороной”.

Герой нашего времени Возможность увидеть настоящий героизм Представляется не часто. И не потому, что Героев мало. Герой восходит на вер- Шину своей высокой жизни, еще не имея на Груди привлекательного значка. Как раз.

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное.” (Восприятие, истолкование, оценка) Федор Иванович Тютчев! Как много это имя значит для русской поэзии! Сколько удивительных, прекрасных своей Мелодичностью, тонкостью мысли и лирической кроткостью стихотворений написал этот замечательный поэт! Он умел видеть и.

Сочинение по картине Г. Г. Нисского “Радуга” Знаменитый художник Георгий Григорьевич Нисский создал немало замечательных полотен, на которых изобразили просторы Подмосковья, и неброскую прелесть родной северной природы. Картина “Радуга” написана в 1950 году. Эти пять лет, что.

История моей семьи (7) Однажды моя прабабушка рассказала про свою жизнь, мне настолько стало это интересно, что я решил рассказать об этом в своем сочинении. История нашего рода идет от прапращура Карпа. Его из.

Слова в которые я верю Человеку для жизни прежде всего необходим смысл, только тогда это будет жизнь, а не бессмысленное существование. Чтобы появился смысл, нужна цель, пусть даже недостижимая, тогда смысл будет равен цели. А.

Александр Порфирьевич Бородин Бородин – неповторимо своеобразный композитор. Он проявил себя и как крупный ученый, общественный деятель. В музыке Бородин во многом продолжал традиции Глинки. Замечательно характеризуют облик композитора слова В. В. Стасова.

В. М. Васнецов “Аленушка” (сочинение по картине) Художник Виктор Васнецов любил гулять по ахтырским полям, и казалось ему, что полям этим конца-краю нет. Налетит ветерок, на мгновение потемнеют светлые краски поля – и вновь заблещут как ни.

Тема войны в русской поэзии XIX века Несмотря на то, что в теме означен век девятнадцатый, нельзя не вспомнить здесь и не назвать (а вместе с тем и отдать дань памяти и уважения великому Ломоносову) “Оду на.

Образ Максима Березовского Он, первый из триумвирата великих композиторов, которые прославили музыкальное искусство XVIII столетия, – Березовский, Бортнянский, Ведель, – стал настоящим первопроходцем во всех сферах профессиональной отечественной музыки: хоровой, инструментальной, оперной. Этому.

Стиль монументального историзма в летописи Если летописным рассказам, восходящим к фольклорным преданиям, был присущ особый эпический стиль, то преобладающим и всеохватывающим стилем в летописании XI-XII вв., а также и во всей литературе этого периода является.

Сейчас вы читаете: Литература “культурного запроса” В XX века

Тема: Основные культурные доминанты ХХ века

Культурная антропология

I семестр

Осипова Нина Осиповна

среда с 15.30 отработка лекций и семинаров

зачет (автомат: без пропусков и ответы на всех семинарах)

Тема: Основные культурные доминанты ХХ века

Конец XIX – начало ХХ века, как правило, воспринималось, с одной стороны, возможным началом новой жизни и надеждой, а с другой стороны – ощущением тревоги, безотчетного страха, кризиса и потерь. О магическом воздействии хронологических циклов на жизнь человека размышляли еще античные философы. Вопрос состоит в том, почему культура зачастую в периоды смены эпох и столетий характеризуется как кризисная.

Основными «событиями» ХХ века, перевернувшими картину мира, стали:

v Научно-техническая революция (в основном в сфере естественных наук) – огромное количество открытий, принципиально изменившее представление о мире: открытие строения атома, теория относительности, попытка проникнуть во внеземное пространство. Эти открытия повлекли за собой грандиозный кризис религиозной системы, главный образом христианской. Этот кризис привел к ощущению разлада, разочарования, аморализма, к скепсису, возникновению различных мистических учений и сект, а в конечном счете – к общему культурному кризису;

v Кризис философской мысли, который шел рядом с религиозным кризисом. Получил новый интерес к идеалистической философии Канта, Шопенгауэра, Ницше. Стремительно растет интерес к язычеству и средневековью, поэтому и Ницше, и находящиеся под его влиянием философы пытаются создать новую философию и новую религию, соединив в ней черты предыдущих религий.

v Психоанализ Фрейда, который шел в разрез с рациональными теориями XIX века. Под эгидой психоанализа разрушилась целостная художественная картина мира. Психоанализ Фрейда оказал огромное влияние на художественное творчество и привел к отказу от реалистических начал XIX века и попытке проникнуть в глубины человеческого разума. Сюда же относится концепция Анри Бёргсона, занимавшийся психоанализом в искусстве, Й. Хейзинга. Философское осмысление этих процессов принадлежит испанскому философу Ортега-и-Гессету. В частности, в его монографиях, статьях о Сезанне, статье “Дегуманизация искусства”, “Кризис гуманизма” философ выделил основные культуры, при этом дегуманизацию он представляет ни как отказ от человеческого и понимая человека, а как право писателя/художника на собственную интуицию, не совпадающую с общечеловеческой моралью и принципами. Кроме того, Ортега исходил из аксиомы о том, что изменения в культуре происходят каждые 30 лет (продуктивный возраст каждого поколения), поэтому для него ХХ век начинался примерно с 10х годов. При этом «ломку» культуры Ортега показывает на примере изобразительного искусства, которое стремится деформировать реальность, «разбить» человеческий аспект через иронию, мифологию, отказ от реалистичных форм.

Читайте также:  Жизнь и творчество М.В. Ломоносова (какой вклад внес М.В. Ломоносов в русский язык и литературу): сочинение

v Открытие кинематографа, т.к. он открывал определенный взгляд на мир, который был близок, с одной стороны, мозаичности, а с другой, удивительным образом совмещал к себе натурализм и иррационализм/виртуальность.

v Развитие массовой культуры, которое формировалось через печать, фотографии, кинематограф, литературу. Она была описана Оргета-и-Гессетом и Эрихом Фроммом. В прошлые эпохи культура была иерархизирована, т.е. развивалась по иерархии также как и общество. За каждым слоем общества были определенные устойчивые типы сознания. Большую роль сыграла доступность образования для всех. Массовая культура создавала потребность в массовой литературе, в отличие от концептуально авторской.

Литература массового спроса она составляет основной объем книжной продукции как XIX века, так и сегодня. Главное ее свойство – она развивается вне течений и направлений, а ее главной моделью является жанр. Шпионские романы, женские романы, полицейские романы, триллеры, детективы и т.д. – эта литература имеет особые формы функционирования (бесцеллер, покетбук, дайджесты).

Детектив. Истоки детектива как жанра восходят к романтизму, основателем можно назвать Эдгарда Алана По, дальше были Герберт Честертон, Конан Дойль, Агата Кристи и др. После них появилась целая плеяда самых разных детективщиков. Некоторые детективы объединяют интересный сюжет и язык, но в целом – это игра правил и жесткая схема, простой язык и некий формат обыденности.

Шпионский роман. Первые романы – 12 романов Флеминга о Бонде. Образы Бонда и его врагов стали стереотипными.

Триллер. Это сенсационный мистический или боевиковый жанр с напряженным сюжетом. Триллер может сопутствовать фантастике, мистической литературе, детективам и т.д. Психологический триллер восходит к Эдгарду По, но классиком жанра в ХХ веком является Стивен Кинг. Его первый роман «Кери» (1974г), за которым последовала целая череда произведений. В более позднем своем творчестве Кинг больше обращается к хорреру, к более подробному изображению смерти.

Фантастика. Это целая группа жанров. Она стоит на стыке классической традиции Жуля Верна и Герберта Уэллса и литературы массового спроса. В ХХ веке фантастика стала выполнять еще одну функцию: сквозь фантастическую канву писатели показывали сложные социально-философские проблемы, связанные с войной, устройством общества, проблема власти и т.д. Эти формы стали называться условными формами в литературе, т.е. когда произведение посвящено не фантастической форме, но решено именно через нее. Внутри фантастики выделяется такой жанр как фэнтези, построенный, в отличие от фантастики, на модели мифологии и волшебной сказки.

Женские романы. Истоки женского романа в классике: Джейн Остен, Шарлотта Бронте, Маргарет Митчелл и др. Эти истории написаны женщиной, включены в определенную историческую ситуацию.

Жестких границ между жанрами не существует, поэтому в большинстве типов можно обнаружить промежуточные явления.

Второй поток литературы ХХ века – литература культурного запроса. Она представлена в двух формах, при этому четких жанровых границ в ней нет. Основные модели – модернизм и реалистическая модель. Этот пласт литературы отражает измененный тип сознания человека, остро реагирующего на катаклизмы и катастрофы эпохи. Эта литература показывает кризисную ситуацию сознания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Литература как часть культуры

НазваниеЛитература как часть культуры
страница61/79
Дата публикации05.03.2013
Размер9.19 Mb.
ТипЛитература

userdocs.ru > Литература > Литература

Литература «массового спроса». Эта литература, составляющая в XX в. основной объем литературной продукции, развивается вне моделей, подобных модернизму и реализму, в функции модели в ней выступает избранный автором жанр: детектив, шпионский роман, фэнтези, приключения, триллер, хоррор (литература ужасов), женский роман, сериал, ситком (комедия положений) и др. При этом жанровые границы становятся жесткими, жанровые модификации дробными: не роман, а «женский роман», «полицейский роман» и т.д. Литература «массового спроса» имеет особые формы функционирования, описываемые такими понятиями, как бестселлер (наиболее продаваемая литература), дайджест («выжимка», краткое изложение произведения, в том числе и классики), комикс (перевод текста в серию картинок), покет-бук (карманное издание, которое удобно читать в транспорте) и др. Здесь эстетический принцип вытесняется коммерческим. Характерная черта литературы «массового спроса» — связь со средствами массовой информации и компьютеризацией общества.

^ Детективный жанр. Истоки детективного жанра, в первую очередь детективные новеллы американского романтика Эдгара Аллана По (1809—1849) начиная с «Убийства на улице Морг» (1841), и его классические образцы — произведения английских писателей Артура Конан Дойла, Герберта Кита Честертона, Агаты Кристи (1891 —1976), бельгийца Жоржа Сименона (1903— 1989), крупнейшего представителя разновидности детектива — «полицейского романа», и др. — дали модели для бесчисленного количества детективов, наводнивших прилавки книжных магазинов. В лучших

400

образцах детектива можно обнаружить сочетание черт литературы «массового спроса» и «культурного запроса». Но в целом жанр невозможен без жестких схем, своего рода правил игры. В детективе существуют и ожидаются читателем схема ситуаций (обычно загадочное убийство или другая тайна), схема сюжетов (например, расследование убийства, совершенного в закрытой комнате), схема системы образов (в центре — детектив, частный сыщик или полицейский, или просто наблюдательный и проницательный человек, ведущий расследование, и, как правило, его помощник, описывающий оригинальный метод детектива), схематичность в применении художественных средств, ретроспективная композиция, достаточно простой язык. В детективном жанре глубоко разработаны способы поддержания читательского интереса, психологизм направлен не столько на раскрытие внутреннего мира персонажей, обычно весьма схематичных, сколько на овладение внутренним миром читателя.

^ Шпионский роман. Вершиной этого популярного жанра стали 12 романов английского писателя Яна Флеминга (1908—1964) о Джеймсе Бонде, агенте 007 английской секретной службы, где два нуля в номере означают право на убийство в ходе проведения операции («Живи и дай умереть», 1954; «Из России с любовью», 1957; «Доктор Но», 1958; «Голдфингер», 1959; и др.). В романах Флеминга осознанно насаждаются черты «индустриализации» литературного производства. Писатель заменяет полнокровный художественный образ стереотипом. Его герой должен быть сразу узнаваем, поэтому в его описании оставлены две детали — прядь черных волос, спадающих на правую бровь, и шрам на правой щеке, которые подчеркивают элегантность и мужество. Подобным же образом стереотипизированы образы врагов Джеймса Бонда — руководители международного терроризма и др., а также обязательная в каждом романе девушка, сопутствующая герою.

Триллер. Большое место в литературе «массового спроса» занимает триллер (от англ. thrill вызывать трепет) — сенсационный захватывающий боевик с напряженным сюжетом и стремительным развитием действия. Восходя к новеллам Э.А. По, романам английского писателя Уилки Коллинза, жанр в XX в. развивается по нескольким линиям (триллер детективный, фантастический, мистический и т.д.). Классик жанра, читаемый во всем мире, — американский писатель Стивен Кинг (р. 1947), который уже в романе «Керри» (1974) потряс воображение читателей трагической историей гибели девушки, наделенной паранормальными способностями. Подобные свойства присущи и персонажам других романов Кинга («Мертвая зона», «Воспламеняющая взглядом», «Сияние»), Тема детей с необычными способностями, которые приводят их в столкновение с прагматичным обществом, разработана писателем необычайно трогательно. Позже Кинг перешел к со

401

зданию хорроров, где на первый план выходят образы разложения, гниения, смерти. Оказалось, что эта тематика особо притягательна для миллионов потребителей литературной продукции.

Фантастика. Развитие фантастического жанра (группы жанров) — характерная черта культуры XX в. Фантастика стоит на стыке классической традиции, идущей от Жюля Верна (1828 — 1905, свыше 65 научно-фантастических романов, в том числе «Таинственный остров», 1875) и Герберта Уэллса (1866—1946, романы «Человек-невидимка», 1897; «Война миров», 1898; и др.), и литературы «массового спроса». К выдающимся достижениям столетия можно отнести роман китайца Jiao Шэ (1899—1966) «Записки о Кошачьем городе» (1933), фантастические произведения американских писателей Рея Бредбери (р. 1920), Айзека Азимова (1920—1992), Курта Воннегута (р. 1922). Роман Станислава Лема (1921 — 2006) «Солярис» (1959—1960) — яркий образец фантастики. Направив своих героев к планете Солярис, представляющей собой один огромный мозг, автор ставит их перед необходимостью разрешать нравственные проблемы, актуальные в реальной жизни.

Популярность фантастики породила эксплуатацию ее классических моделей в массовой культуре. Фантастика, в отличие от фэнтези, ориентируется на научное мышление, достижения техники, постижение неизвестных законов Вселенной.

Фэнтези. Всемирное признание получила трехчастная фантастическая эпопея английского филолога, писателя Джона Роналда Руэла Толкиена (1892— 1973) «Властелин колец» (1954— 1955). В ней создан прообраз жанра фэнтези, в котором на основе моделей фольклорной волшебной сказки возникает особый виртуальный (мнимый, воображаемый) мир со своими законами, отличающимися от реальных законов Вселенной и человеческого общества. Герои таких произведений вынуждены учитывать эти законы, проявляя при этом свои или добрые, или злые качества. Открытия Толкиена были использованы в «массовой литературе», и на книжные прилавки хлынули потоки фэнтези.

^ Женский роман. Истоки этого жанра можно обнаружить в классической литературе (романы Джейн Остин, Жермены де Сталь, Жорж Санд; «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, 1847, опубл. 1849). В прославленном романе «Унесенные ветром» (1936) американской писательницы Маргарет Митчелл (1900— 1949), многие годы возглавлявшем списки бестселлеров, любовная история, являющаяся основной темой «женских романов» (здесь это любовь Скар- летт О’Хара к добродетельному Эшли и циничному, но смелому и обаятельному Ретту Батлеру), соединяется с монументальными описаниями сцен гражданской войны в США. Соединение женского романа и эпического описания Австралии блестяще осуществлено в романе австралийской писательницы Колин Маккалоу

402

«Поющие в терновнике» (1977). Эти своего рода шедевры способствовали необычайной популярности женских романов, выполняющих не столько эстетическую, сколько социальную роль.

^ Литература «культурного запроса». В XX в. литература «культурного запроса» представлена в двух основных моделях — модернизме и реализме. В обеих моделях усиливается авторское начало (как в концепциях, так и в художественной форме). В то же время значение жанра ослабляется, границы жанров размываются. В развивающемся в конце века постмодернизме нередко место произведения занимает достаточно неопределенный «текст».

Промежуточным рубежом периода стала середина века — время окончания Второй мировой войны, формирования социалистического лагеря в противовес лагерю стран капитализма, изобретения атомного оружия, начала «холодной войны» и угрозы третьей мировой войны, борьбы стран «третьего мира» за независимость. Меняется лицо и модернизма, и реализма: возникают неоавангардизм («новый роман», «театр абсурда»), рождается «новый латиноамериканский роман» и т.д.

«Контркультура». Разочарование в буржуазном «обществе потребления», поставившем вещь выше духовности, подчинившем современную культуру власти рекламы, приводит к бунту против навязываемых стандартов благополучной жизни, анархическому протесту протйв культуры вообще. Возникает движение, определяемое термином «контркультура». Роман американского писателя Дэвида Джерома Сэлинджера (р. 1919) «Над пропастью во ржи» (дословно «Ловец во ржи», 1951), в котором омертвевшему жизненному укладу американского общества противопоставлена позиция неглубоко затронутого культурой, а поэтому пока еще «естественного» человека — подростка Холдена Колфилда, стал по- истине культовым. Он непосредственно предваряет появление литературы битников — «разбитого поколения» во главе с писателем Джеком Керуаком (1922—1969) и поэтом Алленом Гинзбер- гом (1926—1997) — и произведений писателей-хиппи.

Этот настрой отразился и в литературе, не связанной непосредственно с «контркультурой». Настроения протеста свойственны и группе английских писателей, получивших название «разгневанные молодые люди» по своего рода манифесту этого движения — пьесе Джона Осборна (1929— 1994) «Оглянись во гневе» (1956). Протест против общества потребления ярко обозначен в романе французского писателя-реалиста Робера Мерля (1908 — 2004) «За стеклом» (1970) о студенческом бунте на филологическом факультете Сорбонны в Нантере в мае 1968 г.

^ Синтез культур Запада и Востока. Характерная черта литературы битников и хиппи — увлечение восточными религиями и философскими системами, прежде всего дзен-буддизмом. Неожиданно «контркультура», ассоциирующаяся с анархизмом, отказом от

403

культурных достижений в пользу естественного, почти животного существования, оказывается одним из проявлений синтеза культур Запада и Востока.

Другим выражением этого синтеза стало мировое признание японской литературы. Творчество ^ Акутагавы Рюноске (1892— 1927), соединившего национальную японскую специфику с традициями Достоевского и европейской литературы, особенно после экранизации его новелл «Расемон» и «В чаще» в фильме А. Куросавы «Расемон», стало явлением мирового порядка. Творчество Кава- баты Ясунари (1899—1972), испытавшего в молодости влияние Джойса, автора повестей «Снежная страна» (1934— 1937), «Тысяча крылатых журавлей» (1951), романа «Стон горы» (1954), было отмечено Нобелевской премией по литературе (1968) за «писательское мастерство, которое с большим чувством выражает суть японского образа мышления». Романы Кобо Абэ (наст, имя Кими- фуса, 1924—1993) «Женщина в песках» (I960), «Чужое лицо» (1966), «Человек-ящик» (1973) в еще большей степени доступны западному читателю, не случайно его называли то японским Достоевским, то японским Сартром.

«Новый латиноамериканский роман». Высшее выражение синтеза различных национальных культур, знаменующего начало функционирования мировой литературы как единого целого, — возникновение в Латинской Америке «нового латиноамериканского романа». У его истоков стоял гватемальский писатель Мигель Анхель Астуриас (1899— 1974), автор антидиктаторского романа «Сеньор Президент» (1933, опубл. 1946). Среди крупнейших представителей «нового латиноамериканского романа» — аргентинцы Хорхе Луис Борхес (1899— 1986), Хулио Кортасар (1914—

  1. , бразилец Жоржи Амаду (1912 — 2001), кубинец Алехо Кар- пентьер (1904—1980), венесуэлец Мигель Отеро Сильва (1908 —
  2. , перуанец Марио Варгас Льоса (р. 1936).

Самым значительным из этих писателей может быть признан колумбийский писатель Габриель ^ Гарсия Маркес (р. 1928), лауреат Нобелевской премии (1982). Ему принадлежат повести «Палая листва» (1955, опубл. 1972), «Полковнику никто не пишет» (1958, опубл. 1972), сборник новелл «Похороны Великой Мамы» (1962), романы «Недобрый час» (1962), «Осень патриарха» (1975, опубл. 1977), «Хроника объявленной смерти» (1981), «Любовь во время чумы» (1985).

Вершиной творчества Гарсии Маркеса и всего «нового латиноамериканского романа», одним из высших достижений литературы XX в. по праву считается его роман «Сто лет одиночества» (1967, опубл. 1970). Автор оригинально решает проблему героя. Функции главного героя в его произведении отданы не отдельному человеку, а целому роду Буэндиа, живущему в селении Макондо, — в этом образе воплотилась судьба всей Латинской Америки. Тради-

дия гомеровских поэм, где слиты воедино миф и эпопея, в литературе Нового времени расщепилась на экстенсивную традицию эпопеи и интенсивную традицию мифа. В романе «Сто лет одиночества» возникает их новый синтез — мифологическая эпопея 1 . Соединение реалистически описанной латиноамериканской действительности с мифологическим сознанием порождает «магический реализм», синтез реализма и модернизма XX в.

Модернизм XX в. выступает как новая модель художественного творчества. Модернизм — общее название разнородных направлений, объединенных своей противопоставленностью реалистической и романтической моделям (а также связанным с ними натурализму, символизму, неоромантизму), стремлением разрушить формы искусства, воспринимаемые в начале XX в. как слишком традиционные, консервативные, мертвые, и создать новый художественный язык, чтобы отразить тотальную переоценку ценностей человечества. Его характер тесно связан с общей культурной ситуацией рубежа XIX—XX вв. — переходного периода, отмеченного множественностью и пестротой подходов, мозаичностью научного знания и культурных явлений в целом, разрушением старых систем, казавшихся незыблемыми, открытостью новых научных и художественных систем, позволяющей им соединяться в различных сочетаниях (от эклектизма до синтеза), переоценкой культурных ценностей, ощущением неустойчивости, призрачности мира и страстным желанием найти первоначала как мироздания, так и человеческого существа.

В выдвинутых в первые годы XX в. теории относительности Эйнштейна, идеях психоанализа Фрейда ясно видны попытки пересмотреть все мировые законы, заново определить первоначала. Эта тенденция прослеживается в самых различных областях науки и искусства: достаточно вспомнить резерфордовскую планетарную модель атома (1911), додекафоническую музыку А. Веберна (1913), в частности, пять пьес для оркестра, одна из которых длится всего 19 секунд, знаменитую картину «Черный квадрат» К. С. Малевича (1913). Поиски первоэлементов в искусстве придают глубокий смысл театральным экспериментам Всеволода Мейерхольда, учению о монтаже Сергея Эйзенштейна.

Аналогичный процесс происходит в литературе (притчеобраз- ность Франца Кафки, «поток сознания» Марселя Пруста и Джеймса Джойса). Модернисты на протяжении всего XX в. ищут первоначала то в самой жизни (прежде всего — в человеке), то в искус

1 См.: Эпштейн М. Парадоксы новизны. — М., 1988. — С. 251—254.

405

стве. Для экзистенциалистов важнее первоэлементы жизни (экзистенция), для абстракционистов — первоэлементы художественного языка. В ряде случаев ведутся поиски сразу в двух направлениях.

Здесь кроется наиболее глубокая причина противостояния модернизма и реализма XX в.: модернисты пытаются найти первоосновы, в то время как реалисты воодушевлены стремлением создать общую, цельную картину бытия. В модернизме часть (первоэлемент) становится больше, важнее целого, которое обычно замещается мифом. В реализме XX в., напротив, целое (картина действительности) значительнее любой части, которая нередко может замещаться мифом. Модернистам в области поэтики важен микроуровень, поэтому художественный язык, относящийся к этому уровню, пересматривается, в то время как макроуровень (жанр, вид) мало затрагивается. Так, Пруст пишет необычный, но роман; Кафка — нетрадиционные, но притчи и новеллы; Сартр, Камю, Ануй — трагедии и т.д., подобно тому как «Черный квадрат» остается картиной, «Весна священная» И.Стравинского — балетом, «Войцек» А. Берга — оперой, «Андалузский пес» Л. Буньюэля — художественным фильмом. Реалисты более внимательны к жанрам, но ведущей для них становится тенденция выявить в избранном жанре его возможности передать целое.

Рождение и развитие модернизма в литературе XX в. подготовлено многими факторами, среди которых особое место занимает философия и — шире — традиция философствования, а также новая психология.

Здесь эстетический принцип вытесняется коммерческим. Характерная черта литературы «массового спроса» — связь со средствами массовой информации и компьютеризацией общества

Лист регистрации изменений

Номер измене­нияНомера листовОснование для внесения измененийПодписьРасшифровка подписиДатаДата введения изменения
заменен­ныхновыханнулиро­ванных

[1] См.: Катаев И.М. Дореформенная бюрократия. СПб.1914.С.12.

[2] См.: Вопросы истории. 1989.№12.С.6.

[3] См.: Государственная служба (комплексный подход). М.:Дело.1999.С.57.

Детективный жанр. Истоки детективного жанра, в первую очередь детективные новеллы американского романтика Эдгара Аллана По (1809—1849) начиная с «Убийства на улице Морг» (1841),

и его классические образцы — произведения английских писателей Артура Конан Дойла, Герберта Кита Честертона, Агаты Кристи (1891 —1976), бельгийца Жоржа Сименона (1903— 1989), крупнейшего представителя разновидности детектива — «полицейского романа», и др. — дали модели для бесчисленного количества детективов, наводнивших прилавки книжных магазинов. В лучших образцах детектива можно обнаружить сочетание черт литературы «массового спроса» и «культурного запроса». Но в целом жанр невозможен без жестких схем, своего рода правил игры. В детективе существуют и ожидаются читателем схема ситуаций (обычно загадочное убийство или другая тайна), схема сюжетов (например, расследование убийства, совершенного в закрытой комнате), схема системы образов (в центре — детектив, частный сыщик или полицейский, или просто наблюдательный и проницательный человек, ведущий расследование, и, как правило, его помощник, описывающий оригинальный метод детектива), схематичность в применении художественных средств, ретроспективная композиция, достаточно простой язык. В детективном жанре глубоко разработаны способы поддержания читательского интереса, психологизм направлен не столько на раскрытие внутреннего мира персонажей, обычно весьма схематичных, сколько на овладение внутренним миром читателя.

Шпионский роман. Вершиной этого популярного жанра стали 12 романов английского писателя Яна Флеминга (1908—1964) о Джеймсе Бонде, агенте 007 английской секретной службы, где два нуля в номере означают право на убийство в ходе проведения операции («Живи и дай умереть», 1954; «Из России с любовью», 1957; «Доктор Но», 1958; «Голдфингер», 1959; и др.). В романах Флеминга осознанно насаждаются черты «индустриализации» литературного производства. Писатель заменяет полнокровный художественный образ стереотипом. Его герой должен быть сразу узнаваем, поэтому в его описании оставлены две детали — прядь черных волос, спадающих на правую бровь, и шрам на правой щеке, которые подчеркивают элегантность и мужество. Так же стереотипизированы образы врагов Джеймса Бонда — руководители международного терроризма и др., а также обязательная в каждом романе девушка, сопутствующая герою.

Триллер. Большое место в литературе «массового спроса» занимает триллер (от англ. (thrill — вызывать трепет) — сенсационный захватывающий боевик с напряженным сюжетом и стремительным развитием действия. Восходя к новеллам Э.А. По, романам английского писателя Уилки Коллинза, жанр в XX в. развивается по нескольким линиям (триллер детективный, фантастический, Мистический и т.д.). Классик жанра, читаемый во всем мире, — американский писатель Стивен Кинг (р. 1946), который уже в первом романе «Керри» (1974) потряс воображение читателей трагической историей гибели девушки, наделенной паранормальными способностями. Подобные свойства присущи и персонажам других романов Кинга («Мертвая зона», «Воспламеняющая взглядом», «Сияние»). Тема детей с необычными способностями, которые приводят их в столкновение с прагматичным обществом, разработана писателем необычайно трогательно. Позже Кинг перешел к созданию хорроров, где на первый план выходят образы разложения, гниения, смерти. Оказалось, что эта тематика особо притягательна для миллионов потребителей литературной продукции.

Фантастика. Развитие фантастического жанра (группы жанров) — характерная черта культуры XX в. Фантастика стоит на стыке классической традиции, идущей от Жюля Верна (1828 — 1905, свыше 65 научно-фантастических романов, в т.ч. «Таинственный остров», 1875) и Герберта Уэллса (1866—1946, романы «Человек-невидимка», 1897; «Война миров» 1898 и др.), и литературы «массового спроса». К выдающимся достижениям столетия можно отнести роман китайца Лао Шэ (1899— 1966) «Записки о Кошачьем городе» (1933), фантастические произведения американских писателей Рея Бредбери (р. 1920), Айзека Азимова (1920—1992), Курта Воннегута (р. 1922). Роман Станислава Лема (р. 1921) «Солярис» (1959—1960) — яркий образец фантастики. Направив своих героев к планете Солярис, представляющей собой один огромный мозг, автор ставит их перед необходимостью разрешать нравственные проблемы, актуальные в реальной жизни.

Популярность фантастики породила эксплуатацию ее классических моделей в массовой культуре. Фантастика, в отличие от фэнтези, ориентируется на научное мышление, достижения техники, постижение неизвестных законов Вселенной.

Фэнтези. Всемирное признание получила трехчастная фантастическая эпопея английского филолога, писателя Джона Роналда Руэла Толкиена (1892—1973) «Властелин колец» (1954— 1955). В ней создан прообраз жанра фэнтези, в котором на основе моделей фольклорной волшебной сказки возникает особый виртуальный (мнимый, воображаемый) мир со своими законами, отличающимися от реальных законов Вселенной и человеческого общества. Герои таких произведений вынуждены учитывать эти законы, проявляя при этом свои или добрые, или злые качества. Открытия Толкиена были использованы в «массовой литературе», и на книжные прилавки хлынули потоки фэнтези.

Женский роман. Истоки этого жанра можно обнаружить в классической литературе (романы Джейн Остин, Жермены де Сталь, Жорж Санд; «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, 1847, опубл. 1849).

В прославленном романе «Унесенные ветром» (1936) американской писательницы Маргарет Митчелл (1900— 1949), многие годы возглавлявшем списки бестселлеров, любовная история, являющаяся основной темой «женских романов» (здесь это любовь Скарлетт О’Хара к добродетельному Эшли и циничному, но смелому и обаятельному Ретту Батлеру), соединяется с монументальными описаниями сцен гражданской войны в США. Соединение женского романа и эпического описания Австралии блестяще осуществлено в романе австралийской писательницы Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» (1977). Эти своего рода шедевры способствовали необычайной популярности женских романов, выполняющих не столько эстетическую, сколько социальную роль.

Литература «культурного запроса». В XX в. литература «культурного запроса» представлена в двух основных моделях — модернизме и реализме. В обеих моделях усиливается авторское начало (как в концепциях, так и в художественной форме). В то же время значение жанра ослабляется, границы жанров размываются. В развивающемся в конце века постмодернизме нередко место произведения занимает достаточно неопределенный «текст».

Промежуточным рубежом периода стала середина века — время окончания Второй мировой войны, формирования социалистического лагеря в противовес лагерю стран капитализма, изобретения атомного оружия, начала «холодной войны» и угрозы третьей мировой войны, борьбы стран «третьего мира» за независимость. Меняется лицо и модернизма, и реализма: возникают неоавангардизм («новый роман», «театр абсурда»), рождается «новый латиноамериканский роман» и т. д.

«Контркультура». Разочарование в буржуазном «обществе потребления», поставившем вещь выше духовности, подчинившем овременную культуру власти рекламы, приводит к бунту против навязываемых стандартов благополучной жизни, анархическому протесту против культуры вообще. Возникает движение, определяемое термином «контркультура». Роман американского писателя Дэвида Джерома Сэлинджера (р. 1919) «Над пропастью во ржи» (дословно «Ловец во ржи», 1951), в котором омертвевшему жизненному укладу американского общества противопоставлена позиция неглубоко затронутого культурой, а поэтому пока еще «естественного человека — подростка Холдена Колфилда, стал поистине культовым. Он непосредственно предваряет появление литературы битников — «разбитого поколения» во главе с писателем Джеком Керуаком (1922— 1969) и поэтом Алленом Гинзбергом (р. 1926) — и произведений писателей-хиппи. Этот настрой отразился и в литературе, не связанной непосредственно с «контркультурой». Настроения протеста свойственны и группе английских писателей, получивших название «разгневанные молодые люди» по своего рода манифесту этого движения — пьесе Джона Осборна (1929—1994) «Оглянись во гневе» (1956). Протест против общества потребления ярко обозначен в романе французского писателя-реалиста Робера Мерля (р. 1908) «За стеклом» (1970) о студенческом бунте на филологическом факультете Сорбонны в Нантере в мае 1968 г.

Синтез культур Запада и Востока. Характерная черта литературы битников и хиппи — увлечение восточными религиями и философскими системами, прежде всего дзен-буддизмом. Неожиданно «контркультура», ассоциирующаяся с анархизмом, отказом от культурных достижении в пользу естественного, почти животного существования, оказывается одним из проявлений синтеза культур Запада и Востока.

Другим выражением этого синтеза стало мировое признание японской литературы. Творчество Акутагавы Рюноске (1892—1927), соединившего национальную японскую специфику с традициями Достоевского и европейской литературы, особенно после экранизации его новелл «Расемон» и «В чаще» в фильме Куросавы «Расемон», стало явлением мирового порядка. Творчество Кавабаты Ясунари (1899—1972), испытавшего в молодости влияние Джойса, автора повестей «Снежная страна» (1934—1937), «Тысяча крылатых журавлей» (1951), романа «Стон горы» (1954), было отмечено Нобелевской премией по литературе (1968) за «писательское мастерство, которое с большим чувством выражает суть японского образа мышления». Романы Кобо Абэ (наст, имя Кимифуса, 1924—1993) «Женщина в песках» (1960), «Чужое лицо» (1966), «Человек-ящик» (1973) в еще большей степени доступны западному читателю, не случайно его называли то японским Достоевским, то японским Сартром.

«Новый латиноамериканский роман». Высшее выражение синтеза различных национальных культур, знаменующего начало функционирования мировой литературы как единого целого, — возникновение в Латинской Америке «нового латиноамериканского романа». У его истоков стоял гватемальский писатель Мигель Анхель Астуриас (1899—1974), автор антидиктаторского романа «Сеньор Президент» (1933, опубл. 1946). Среди крупнейших представителей «нового латиноамериканского романа» — аргентинцы Хорхе Луис Борхес (1899— 1986), Хулио Кортасар (1914 — 1984), бразилец Жоржи Амаду (1912 — 2001), кубинец Алехо Карпентьер (1904—1980), венесуэлец Мигель Отеро Сильва (1908 — 1985), перуанец Марио Варгас Льоса (р. 1936).

Самым значительным из этих писателей может быть признан колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес (р. 1928), лауреат Нобелевской премии (1982). Ему принадлежат повести «Палая листва» (1955, опубл. 1972), «Полковнику никто не пишет» (1958, опубл. 1972), сборник новелл «Похороны Великой Мамы» (1962), романы «Недобрый час» (1962), «Осень патриарха» (1975, опубл.

1977), «Хроника объявленной смерти» (1981), «Любовь во время чумы» (1985).

Вершиной творчества Гарсии Маркеса и всего «нового латино-американского романа», одним из высших достижений литературы XX в. по праву считается его роман «Сто лет одиночества» (1967, опубл. 1970). Автор оригинально решает проблему героя. Функции главного героя в его произведении отданы не отдельному человеку, а целому роду Буэндиа, живущему в селении Макондо, — в этом образе воплотилась судьба всей Латинской Америки. Традиция гомеровских поэм, где слиты воедино миф и эпопея, в литературе Нового времени расщепилась на экстенсивную традицию эпопеи и интенсивную традицию мифа. В романе «Сто лет одиночества» возникает их новый синтез — мифологическая эпопея. Соединение реалистически описанной латиноамериканской действительности с мифологическим сознанием порождает «магический реализм», синтез реализма и модернизма XX в.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 225 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
×
×