Литература, как одно из важнейших проявлений человеческой культуры: сочинение

Литература как одно из важнейших проявлений человеческой культуры

Литература как одно из важнейших проявлений человеческой культуры существует не просто в виде отдельных литературно-художественных произведений, а как форма общественного сознания, явление социально-исторического характера. В процессе исторического развития в социально-экономическом, политической и культурной жизни общества происходят изменения, которые предопределяют и различные изменения в литературе: обновляются как принципы отражения жизни писателями, мировоззренческие и идеологические постулаты, темы сочинений и характеры их героев, так и взгляды на роль писателя и литературе, а также язык и поэтика произведений, жанры. Совокупность и характер этих изменений свидетельствуют о постоянном развитии литературы, часто очень сложный и противоречивый. Называется это развитие литературы историко-литературным процессом.

Историко-литературный процесс принято делить на отдельные литературные периоды, каждый из которых еще называют литературным сутками, или эпохой. их отделяют друг от друга какие-то особо выдающиеся литературные или исторические явления или события. Например, эпоху античности от Средневековья отделяет в европейской литературе падения Западно-Римской империи, произошло 476 г. от Рождества Христова, а Французская буржуазная революция XIX в. ознаменовала конец эпохи просветительства и начало эпохи романтизма в Европе. Творчество Данте начала итальянскую национальную литературу, выпуск «Баллад и романсов» АМицкевича – сутки романтизма в польской литературе, а «Энеиды» И. Котляревского – новую, национальную украинскую литературу.

Литературный процесс определенного исторического периода имеет свое воплощение в стиле эпохи, а свою творческую конкретизацию – в литературных направлениях. Именно их новаторский характер, обновленный содержание или форма или то и другое вместе определяют лицо, качественное содержание конкретной литературной эпохи. Таких стилей и направлений в определенной эпохе исторического развития литературы может быть несколько. Скажем, сутки Просвещения вобрала в себя четыре стиля эпохи и направления, сформировавшиеся вокруг них: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм и рококо. В отличие от понятия стиль эпохи в литературоведении имеет потребление как более общее, универсальное понятие стиля (например, стиль реализма), так и узкое понимание стиля как художественного своеобразия того или иного автора (например, стиль Шекспира, стиль Пушкина, стиль Шевченко).

Идейно-эстетическую общность писателей, группирующихся вокруг одного ведущего стиля (проявляя вместе с тем и конкретно-индивидуальные стилевые особенности в своем творчестве), называют литературным направлением. Представители одного направления характеризуются близостью мировоззренческих позиций, эстетических принципов, заложенных в идейно-илософський основе и эстетической платформе, перед ними стоят одинаковые идеологические и культурные задачи, они близки друг к другу художественными средствами, языковыми особенностями и пользуются теми же правилами изображения и оценки персонажей и принципами изображения действительности вообще. Например, мировоззренческой основой классицизма, который многие исследователи литературы считают первым целостно оформленным литературным направлением, является рационалистическая философия Декарта и идея служения государству и королю. Собственно художественная система этого направления основывается на мифологических темах и мотивах, заимствованных из произведений античных авторов. Мифологический материал классицисты сочетают с ведущей идеей патриотической, готового на самопожертвование, служение родине, с конфликтом между чувствами и долгом, желаниями и моральными нормами, то есть с моральными конфликтами. Такая трактовка материала в связи с актуальными задачами поднимало художественное произведение над уровнем времени, придавало ему общечеловеческой стоимости.

Литературное направление является конкретной формой развития литературы, изменения ее приоритетов и художественно-эстетических ценностей. Вместе с тем следует отметить, что эти изменения никогда не бывают абсолютными. Каждая новая литературная эпоха основывается на достижениях предыдущих периодов. Так, в XVIII в. на базе классицизма сформировался новый литературное направление – просветительский классицизм. Ярким его образцом является большая часть творческого наследия Вольтера. В Германии просветительский классицизм благодаря Гете и Шиллера вступил неповторимой самобытности и был назван потому «веймарская» классицизмом (в соответствии с названием города, где проживали эти писатели. Особенно важное место в литературе XVIII в. занимает просветительский реализм (творчество Дж.Свифта, Д. Дефо, Г. Фиддингатаин). Во второй половины века он меняется на сентиментализм, что в определенной степени стал базой для возникновения романтизма. XIX в. породило многочисленные течения этого литературного направления, но постепенно романтизм сменяется реализм нового типа (его еще нередко называют критическим, хотя более точным является определение “социально-аналитический” реализм. На рубеже ХIХ-ХХ вв. литературный процесс обогащается многочисленными течениями модернизма – направления, которое на протяжении XX в. оставался во многом определяющим для развития литературы.

Для характеристики явлений, определенным образом отличаются в пределах литературного направления, литературоведы пользуются термином “литературная течение”. Так, внутри романтизма выделяют течения элегической-созерцательного, фольклорно-исторического, общественно-политического романтизма. Наименьшими составными частями литературного процесса в целом, литературных направлений и течений в частности, являются литературные школы и группы. Примером могут служить “Озерная школа” английских романтиков, “гельдейберзьки романтики” в Германии, так называемая украинская школа польских романтиков, “пражская школа” украинских поэтов XX века т.д.

Важно ю составной частью историко-литературного процесса является литературная критика. Своими истоками он в далеком прошлом. Критические суждения о литературе родились одновременно с появлением художественных произведений. Первые читатели из числа одаренных жизненным опытом и были, по сути, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности литературная критика формируется как относительно самостоятельная ветвь творчества. В по-следующие века литературная критика распространяет масштабы своей деятельности, становится влиятельной силой на общественное сознание (Лессинг в Германии, Дидро во Франции и т.д.).

Литературу отличают глубокие и разносторонние связи с другими искусствами. Однако она не стоит над ними, а вместе с ними стремится к всестороннему художественного познания мира и человека. Единство художественного процесса по-разному проявляется на разных этапах в истории искусства. Так, в эпоху Возрождения выдвигается идеал всесторонне развитой свободной личности, и этот идеал находит выражение и в литературе (Шекспир, Сервантес, Рабле), и в живописи, и в скульптуре (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Веласкес. Причем в Италии, например, в XIV – XV вв раз живопись занимает ведущее место в художественном развитии. Зато, скажем, в XXII-XIX веков ведущим видом искусства есть литература. По XX века, то здесь трудно установить доминирующую роль какого-то одного вида искусства.

ли и группы. Примером могут служить “Озерная школа” английских романтиков, “гельдейберзьки романтики” в Германии, так называемая украинская школа польских романтиков, “пражская школа” украинских поэтов XX века т.д.

Важно ю составной частью историко-литературного процесса является литературная критика. Своими истоками он в далеком прошлом. Критические суждения о литературе родились одновременно с появлением художественных произведений. Первые читатели из числа одаренных жизненным опытом и были, по сути, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности литературная критика формируется как относительно самостоятельная ветвь творчества. В по-следующие века литературная критика распространяет масштабы своей деятельности, становится влиятельной силой на общественное сознание (Лессинг в Германии, Дидро во Франции и т.д.).

Литературу отличают глубокие и разносторонние связи с другими искусствами. Однако она не стоит над ними, а вместе с ними стремится к всестороннему художественного познания мира и человека. Единство художественного процесса по-разному проявляется на разных этапах в истории искусства. Так, в эпоху Возрождения выдвигается идеал всесторонне развитой свободной личности, и этот идеал находит выражение и в литературе (Шекспир, Сервантес, Рабле), и в живописи, и в скульптуре (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Веласкес. Причем в Италии, например, в XIV – XV вв раз живопись занимает ведущее место в художественном развитии. Зато, скажем, в XXII-XIX веков ведущим видом искусства есть литература. По XX века, то здесь трудно установить доминирующую роль какого-то одного вида искусства.

«Литература, как одно из важнейших проявлений человеческой культуры»

Литература как одно из важнейших проявлений человеческой культуры существует не просто в виде отдельных литературно-художественных произведений, а как форма общественного сознания, явление социально-исторического характера. В процессе исторического развития в социально-экономической, политической и культурной жизни общества происходят изменения, которые предопределяют и разнообразные изменения в литературе: обновляют, как принципы отображения жизни писателями, мировоззренческие и идеологические постулаты, темы произведений и характеры их героев, так и взгляды на роль писателя и литературы, а также язык и поэтику произведений, жанры.

Совокупность и характер этих изменений свидетельствуют о постоянном развитии литературы, часто очень сложном и противоречивом. Называется это развитие литературы историко-литературным процессом.

Историко-литературный процесс принято делить на отдельные литературные периоды, каждый из которых еще называют литературными эпохами, или эпохой. Их отделяют друг от друга какие-то особенно выдающиеся литературные или исторические явления или события. Например, эпоху античности от эпохи Средневековья отделяет в европейской литературе падение Западно-Римской империи, которое произошло в 476 г. от Рождества Христова, а Французская буржуазная революция ХVIII столетия ознаменовала конец эпохи Просветительства и начало эпохи романтизма в Европе. Творчество Данте начало итальянскую национальную литературу, выпуск «Баллад и романсов» Амицкевича – эпоху романтизма в польской литературе, а «Энеиды» И. Котляревского – новую, национальную украинскую литературу.

Литературный процесс определенного исторического периода имеет свое воплощение в стиле эпохи, а свою творческую конкретизацию — в литературных направлениях. Именно их новаторский характер, обновленное содержание или форма или одно и второе вместе определяют лицо, качественное содержание конкретных литературных эпох. Таких стилей и направлений в определенных эпохах исторического развития литературы может быть несколько. Скажем, эпоха Просвещения вобрала у себя четыре стиля и направления, которые сформировались вокруг них: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм и рококо. В отличие от понятия стиль эпохи в литературоведении употребляется как более общее, универсальное понятие стиля (например, стиль реализма), так и узкое понимание стиля как художественной своеобразности того или другого автора (например, стиль Шекспира, стиль Пушкина, стиль Шевченко).

Идейно-эстетическую общность писателей, которые группируются вокруг одного ведущего стиля (показывая вместе с тем и конкретно-индивидуальные стилевые особенности в своем творчестве), называют литературным направлением. Представители одного направления характеризуются близостью мировоззренческих позиций, эстетичных принципов, заложенных в идейно-философской основе и эстетичной платформе, перед ними стоят одинаковые идеологические и культурные задачи, они близки друг другу художественными средствами, языковыми особенностями и пользуются теми же самыми правилами изображения и оценки персонажей и принципами изображения действительности вообще. Например, мировоззренческой основой классицизма, который много исследователей литературы считают первым целостно оформленным литературным направлением, является рационалистическая философия Декарта и идея служения государству и королю. Собственная же художественная система этого направления базируется на мифологических темах и мотивах, заимствованных из произведений античных авторов. Мифологический материал классицизма объединяют с ведущей идеей патриотичного, готового на самопожертвование, служения родине, с конфликтом между чувствами и обязанностью, желаниями и моральными нормами, то есть с моральными конфликтами. Такая трактовка материала в связи с актуальными задачами поднимала художественное произведение над уровнем времени, предоставляла ему общечеловеческой значимости.

Читайте также:  Детская литература первой половины XIX века: сочинение

Литературное направление является конкретной формой развития литературы, изменения ее приоритетов и художественно-эстетичных ценностей. Вместе с тем нужно отметить, что эти изменения никогда не бывают абсолютными. Каждая новая литературная эпоха базируется на достижениях предыдущих периодов. Так, В XVIII столетии на базе классицизма сформировалось новое литературное направление – просветительский классицизм. Ярким его образцом является большая часть творческого наследия Вольтера. В Германии просветительский классицизм благодаря Гете и Шиллеру приобрел неповторимую самобытность и был назван за это «веймарским» классицизмом (согласно названию города, где проживали эти писатели). Особенно важное место в литературе XVIII столетия занимает просветительский реализм (творчество Дж. Свифта, Д. Дефо). Во второй половине столетия он изменяется на сентиментализм, который определенной мерой стал базой для возникновения романтизма. XIX столетие породило многочисленные течения этого литературного направления, но постепенно романтизм изменяется на реализм нового типа (его до сих пор нередко называют критическим, хотя более точным является определение “социально-аналитический” реализм). На границе ХІХ-ХХ столетий литературный процесс обогащается многочисленными течениями модернизма – направления, которое в течение XX столетия оставалось во многом определяющим для развития литературы.

Для характеристики явлений, которые определенным образом отличаются в пределах литературного направления, литературоведы используют термин “литературное течение”. Так, внутри романтизма выделяют течения элегически-созерцательного, фольклорно-исторического, общественно-политического романтизма. Наименьшими составными частями литературного процесса в целом, литературных направлений и течений в частности, являются литературные школы и группы. Примером могут служить “Озерная школа” английских романтиков, “гельдейбергские романтики” в Германии, так называемая “украинская школа” польских романтиков, “пражская школа” украинских поэтов XX столетия и т.п.

Важной составной частью историко-литературного процесса является литературная критика. Своими истоками она достигает далекого прошлого. Критические суждения о литературе родились одновременно с появлением художественных произведений. Первые читатели из числа одаренных жизненным опытом и были, в сущности, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности литературная критика формируется как относительно самостоятельная ветвь творчества. В последующие столетия литературная критика распространяет масштабы своей деятельности, становится влиятельной силой на общественное сознание (Лессинг в Германии, Дидро во Франции и т.д.).

Литературу отличают глубокая и разносторонняя связь с другими искусствами. Тем не менее, она не стоит над ними, а вместе с ними стремится к всестороннему художественному познанию мира и человека. Единство художественного процесса по-разному проявляется на разных этапах в истории искусства. Так, в эпоху Возрождения выдвигается идеал всесторонне развитой свободной личности, и этот идеал находит выражение и в литературе (Шекспир, Сервантес, Рабле), и в живописи, и в скульптуре (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Веласкес). Причем в Италии, например, в XIV – XV столетиях живопись занимает ведущее место в художественном развитии. Вместе с тем, скажем, в ХVIII-ХІХ столетиях ведущим видом искусства является литература. Относительно XX столетия, то здесь тяжело установить доминирующую роль какого-то одного вида искусства.

Сочинение: Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы

(по рассказам В. Шукшина)

Около тридцати лет назад не стало человека, который воспел жизнь со всеми ее звуками, красками, запахами. Это — Василий Макарович Шукшин. Шукшин снял 5 фильмов, выпустил 7 книг, сыграл два десятка ролей — в общем, достаточно, чтобы войти в историю русской культуры. Но он не знал этого. Он знал одно — труд. О нем говорили как о «деревенском» писателе, критики искали истоки силы его таланта и забывали о Шукшине-человеке, о его сердце — нервном, наполненном кровью и действительно страдающем, которое не выдержало своей ноши…

Ни на минуту Шукшин не прекращал борьбу со злом — ни в литературе, ни в кино. «Нам бы про душу не забыть», — говорил он. Герои его книг часто говорят о душе. Что такое душа в понимании Шукшина? Доброта, человечность, милосердие, понимание ближнего, совесть, раздумья о смысле жизни. Анализируя традиционные конфликты — бедность и богатство, добро и зло, Шукшин решает их, опираясь на законы нравственности: он отвергает зло независимо от того, кто является его носителем. Писатель видит, что главное испытание сегодня не бедность, а богатство и сытость.

В одном из лучших рассказов Шукшина — «Охота жить» — добро и зло показаны в прямой схватке. Старый охотник Никитич, человек необыкновенной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь и получил от него пулю в спину. В исполненном страшной драматической силы рассказе старик-охотник говорит беглому преступнику: «Голод тебя великий воровать толкнул? С жиру беситесь, окаянные». В этих простых словах показаны и источник зла, и бескомпромиссное его отрицание. Свое негодование, свое отрицание зла, свою ненависть к страшным порокам людей — эгоизму, шкурничеству, потребительскому отношению к жизни, демагогии — с необыкновенной художественной силой Шукшин выразил в рассказе «Волки». Читая Шукшина, нужно сразу понять, что в его произведениях нет «высокого слога» и напыщенных фраз, берущих за душу своей цветистостью. Шукшин не любил повторять прописные истины, но в каждом рассказе есть своя изюминка, свой философский урок. Какой же философский урок содержит рассказ «Сапожки?» На первый взгляд, перед нами обыкновенная бытовая история, история взаимоотношений в семье. Но написана она таким добрым и таким теплым языком, что вспоминаются народные сказки с их напевностью и мелодичностью. Кажется, что в этом произведении нет больших событий и нравственных потрясений, но небольшой эпизод из жизни шофера Сергея Духанина (покупка жене новых, необыкновенных сапожек) изменил внутреннее состояние не только Сергея, но и его жены. Грубый поначалу человек, Сергей становится добрым и чутким. Он понял, что дело не в подарке, а в отношении к самому близкому человеку — жене.

Сергею Духанину не случайно 45 лет. На этом жизненном рубеже у многих людей происходит переоценка ценностей, переосмысление окружающего мира и своего места в нем. Сергей почувствовал, что малое добро, сделанное им, отозвалось большим счастьем и теплом в доме. Он пришел к мысли, что попытка понять человека и сделать для него что-то светлое — это величайшее счастье. Смысл этого рассказа заключен в таких строках: «Вот так живешь, думаешь, что когда-то будешь жить лучше…» А ведь это и есть проявление нравственной силы личности! Василий Макарович призывает нас любить Человека, любить «чудинку» в людях, не мерить всех одной меркой. Правда, считал Шукшин, есть проявление души человека, она не может быть показной. Шукшин пишет очень самобытно, интересно, у него есть свой, шукшинский, слог, своя композиция.

Любовь к Родине, отцу, матери… Писатель не говорит о ней громких слов, боясь потревожить что-то очень трепетное в наших сердцах. Любовь к старикам — высшее проявление нравственной силы. Так главный герой рассказа «Как помирал старик» — старик Степан, проживший долгую трудную жизнь. Писатель рассказывает нам о последнем дне и смерти Степана и затрагивает многие обще человеческие вопросы. Например, мы видим, как жена Степана, с первого взгляда показавшаяся нам неласковой и даже сварливой, становится чуткой и доброй, раскрывается ее подлинная душа, сердце старухи «оттаивает». Она просит прощение у мужа: «Ну, тогда прости меня, старик, если я в чем виноватая». Страх остаться одной, потерять самого дорогого человека, с которым прожила всю жизнь, не оставляет ее. Старуха понимает, что любит старика и что жизнь ее без мужа потеряет всякий смысл. Старик тоже становится мягче, добрее. Он говорит: «Агнюша… прости меня… я маленько заполошный был… А хлеб-то рясный-рясный. » Две мысли преследуют Степана перед смертью: мысль о жене и мысль о хлебе. Что еще можно сказать об этом? Человек, выросший на земле, любивший и работавший на ней, в итоге уходит в ту же землю. Старик думает в последние минуты не о себе, он завещает нам хлеб, то есть родной край, любимое дело. Простыми, неловкими словами он старается сказать о смысле жизни, о том, как она прекрасна… Но есть в этом коротком рассказе и другие, менее глобальные, но не менее актуальные проблемы. В частности, проблема взаимоотношений детей и родителей. Старик умирает один, только его жена остается с ним до конца.

Где же дети? Мишка отказался от них, Манька далеко, Петька «едва концы с концами сводит». Всех любят и понимают отец и мать, всех прощают и жалеют старики. Но жалеют ли дети своих родителей? Нравственность — это и отношение к старым людям, особенно к тем, кто тебя вырастил, отдал тебе душу и сердце. Родители всегда оправдывают своих детей, видят в них только хорошие черты. Но должны ли дети злоупотреблять этим? Черная неблагодарность вырастает из малейшего невнимания, малейшей нечуткости. Надо иметь много сил и терпения, чтобы выполнить свой сыновний долг. Но ведь на то мы и люди, чтобы не только брать, но и отдавать долги. В 1967 году Шукшин пишет удивительную статью «Нравственность есть Правда». В ней есть такие строчки: «Есть культурная тетя у меня в деревне, та все возмущается: «Одна ругань! Писатель… » Есть тети в штанах: «грубый мужик». А невдомек им: если бы мои мужики не были грубыми, они не были бы нежными…» Герои рассказов Шукшина, правда, иногда шокируют нас внешней грубостью и неотесанностью. Но талант читателя заключается в том, чтобы увидеть в самом непривлекательном человеке искорку доброты, света.

Шукшин говорил: «Как художник я не могу обманывать свой народ — показывать жизнь только счастливой, например. Правда бывает и горькой… Я верю в силы моего народа, очень люблю свою Родину — и не отчаиваюсь. Напротив». Писатель ни на миг не отделяет себя от России, русской деревни, ее природы. Его герои ищут основы жизни в родной земле. В частности, в рассказе «Алеша Бесконвойный » главный герой нашел себя в любви ко всему, что его окружает. Он обрел «покой в душе», но ни в коем случае не самоуспокоенность. Величайших русских писателей волновала таинственная зависимость между землей и человеческой совестью. Недаром в «Преступлении и наказании» Раскольников целует землю, герой «Войны и мира» Андрей Болконский приходит к философскому пониманию жизни, глядя в бездонное небо Аустерлица. Егор Прокудин (герой «Калины красной» В. Шукшина) в сцене после свидания с матерью падает на землю, хочет удержаться на ней, ищет в ней поддержку и опору, высший нравственный суд.

Искусство должно учить добру. В. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видит самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», — говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин…

Литература как одно из важнейших проявлений человеческой культуры

Литература как одно из важнейших проявлений человеческой культуры существует не просто в виде отдельных литературно-художественных произведений, а как форма общественного сознания, явление социально-исторического характера. В процессе исторического развития в социально-экономической, политической и культурной жизни общества происходят изменения, которые предопределяют и разнообразные изменения в литературе: обновляют, как принципы отображения жизни писателями, мировоззренческие и идеологические постулаты, темы произведений и характеры их героев, так и взгляды на роль писателя и литературы, а также язык и поэтику произведений, жанры.

Совокупность и характер этих изменений свидетельствуют о постоянном развитии литературы, часто очень сложном и противоречивом. Называется это развитие литературы историко-литературным процессом.

Историко-литературный процесс принято делить на отдельные литературные периоды, каждый из которых еще называют литературными эпохами, или эпохой. Их отделяют друг от друга какие-то особенно выдающиеся литературные или исторические явления или события. Например, эпоху античности от эпохи Средневековья отделяет в европейской литературе падение Западно-Римской империи, которое произошло в 476 г. от Рождества Христова, а Французская буржуазная революция ХVIII столетия ознаменовала конец эпохи Просветительства и начало эпохи романтизма в Европе. Творчество Данте начало итальянскую национальную литературу, выпуск «Баллад и романсов» Амицкевича – эпоху романтизма в польской литературе, а «Энеиды» И. Котляревского – новую, национальную украинскую литературу.

Литературный процесс определенного исторического периода имеет свое воплощение в стиле эпохи, а свою творческую конкретизацию — в литературных направлениях. Именно их новаторский характер, обновленное содержание или форма или одно и второе вместе определяют лицо, качественное содержание конкретных литературных эпох. Таких стилей и направлений в определенных эпохах исторического развития литературы может быть несколько. Скажем, эпоха Просвещения вобрала у себя четыре стиля и направления, которые сформировались вокруг них: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм и рококо. В отличие от понятия стиль эпохи в литературоведении употребляется как более общее, универсальное понятие стиля (например, стиль реализма), так и узкое понимание стиля как художественной своеобразности того или другого автора (например, стиль Шекспира, стиль Пушкина, стиль Шевченко).

Идейно-эстетическую общность писателей, которые группируются вокруг одного ведущего стиля (показывая вместе с тем и конкретно-индивидуальные стилевые особенности в своем творчестве), называют литературным направлением. Представители одного направления характеризуются близостью мировоззренческих позиций, эстетичных принципов, заложенных в идейно-философской основе и эстетичной платформе, перед ними стоят одинаковые идеологические и культурные задачи, они близки друг другу художественными средствами, языковыми особенностями и пользуются теми же самыми правилами изображения и оценки персонажей и принципами изображения действительности вообще. Например, мировоззренческой основой классицизма, который много исследователей литературы считают первым целостно оформленным литературным направлением, является рационалистическая философия Декарта и идея служения государству и королю. Собственная же художественная система этого направления базируется на мифологических темах и мотивах, заимствованных из произведений античных авторов. Мифологический материал классицизма объединяют с ведущей идеей патриотичного, готового на самопожертвование, служения родине, с конфликтом между чувствами и обязанностью, желаниями и моральными нормами, то есть с моральными

Литературное направление является конкретной формой развития литературы, изменения ее приоритетов и художественно-эстетичных ценностей. Вместе с тем нужно отметить, что эти изменения никогда не бывают абсолютными. Каждая новая литературная эпоха базируется на достижениях предыдущих периодов. Так, В XVIII столетии на базе классицизма сформировалось новое литературное направление – просветительский классицизм. Ярким его образцом является большая часть творческого наследия Вольтера. В Германии просветительский классицизм благодаря Гете и Шиллеру приобрел неповторимую самобытность и был назван за это «веймарским» классицизмом (согласно названию города, где проживали эти писатели). Особенно важное место в литературе XVIII столетия занимает просветительский реализм (творчество Дж. Свифта, Д. Дефо). Во второй половине столетия он изменяется на сентиментализм, который определенной мерой стал базой для возникновения романтизма. XIX столетие породило многочисленные течения этого литературного направления, но постепенно романтизм изменяется на реализм нового типа (его до сих пор нередко называют критическим, хотя более точным является определение “социально-аналитический” реализм). На границе ХІХ-ХХ столетий литературный процесс обогащается многочисленными течениями модернизма – направления, которое в течение XX столетия оставалось во многом определяющим для развития литературы.

Для характеристики явлений, которые определенным образом отличаются в пределах литературного направления, литературоведы используют термин “литературное течение”. Так, внутри романтизма выделяют течения элегически-созерцательного, фольклорно-исторического, общественно-политического романтизма. Наименьшими составными частями литературного процесса в целом, литературных направлений и течений в частности, являются литературные школы и группы. Примером могут служить “Озерная школа” английских романтиков, “гельдейбергские романтики” в Германии, так называемая “украинская школа” польских романтиков, “пражская школа” украинских поэтов XX столетия и т.п.

Важной составной частью историко-литературного процесса является литературная критика. Своими истоками она достигает далекого прошлого. Критические суждения о литературе родились одновременно с появлением художественных произведений. Первые читатели из числа одаренных жизненным опытом и были, в сущности, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности литературная критика формируется как относительно самостоятельная ветвь творчества. В последующие столетия литературная критика распространяет масштабы своей деятельности, становится влиятельной силой на общественное сознание (Лессинг в Германии, Дидро во Франции и т.д.).

Литературу отличают глубокая и разносторонняя связь с другими искусствами. Тем не менее, она не стоит над ними, а вместе с ними стремится к всестороннему художественному познанию мира и человека. Единство художественного процесса по-разному проявляется на разных этапах в истории искусства. Так, в эпоху Возрождения выдвигается идеал всесторонне развитой свободной личности, и этот идеал находит выражение и в литературе (Шекспир, Сервантес, Рабле), и в живописи, и в скульптуре (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Веласкес). Причем в Италии, например, в XIV – XV столетиях живопись занимает ведущее место в художественном развитии. Вместе с тем, скажем, в ХVIII-ХІХ столетиях ведущим видом искусства является литература. Относительно XX столетия, то здесь тяжело установить доминирующую роль какого-то одного вида искусства.

Литература, как одно из важнейших проявлений человеческой культуры

Литература как одно из важнейших проявлений человеческой культуры существует не просто в виде отдельных литературно-художественных произведений, а как форма общественного сознания, явление социально-исторического характера. В процессе исторического развития в социально-экономической, политической и культурной жизни общества происходят изменения, которые предопределяют и разнообразные изменения в литературе: обновляют, как принципы отображения жизни писателями, мировоззренческие и идеологические постулаты, темы произведений и характеры

Критика сталинизма в советской литературе В истории советской России 30 – е годы считаются наиболее сложными и противоречивыми. Это время бурных успехов индустриализации, время спортивных праздников, воздушных парадов, время неуклонного роста военной мощи СССР. И.

Отзыв об уроке информатики Урок информатики был проведен в 10 классе. Тема урока – “Введение в среду Windows”. Тип урока комбинированный. На уроке ставились такие цели: помочь учащимся получить базовое представление об операционной системе.

Тема сочинения: скромность есть сознание своего человеческого достоинства Можно поспорить, какой цветок красивее: гордая орхидея, высокомерная роза или неприметная в своей простоте незабудка. К какому из них больше тянутся души людей? Можно долго рассуждать о том, какой человек.

Анализ стихотворения С Есенина “Не жалею не зову не плачу” Анализ стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу.” Время, время, время. Его так мало отпущено каждому из нас, будь он вспыхнувшей соломинкой, будь он долгожителем! По истечению молодости, ближе к.

Все начинается с любви (сочинение-размышление) Современная литература 50-80-х годов очень быстро развивалась. Представителями этого времени были такие авторы, как Е. Евтушенко, Ю. Друнина, С. Орлов, Р. Рождественский, В. Высоцкий и другие. Всех авторов невозможно перечислить.

Литература рубежа XVII-XVIII веков Рубеж веков ознаменован переходом от зрелых форм барокко и классицизма к литературе рококо и Просвещения. Просвещение в литературе было подготовлено писателями конца XVII – начала XVIII века. Наиболее значительным предвестником.

Нужная профессия (Второй вариант) Много на свете нужных профессий. Одна из таких профессий, без которой человечество не может жить, – шофер. Вот уж без кого мы действительно не можем обойтись! Именно они, люди за.

Бабье лето Люблю осень. Осенью лес преображается, одевается в самые яркие и пестрые краски. Осенью природа затихает и дает призадуматься. Можно побродить по осеннему парку и помечтать. Особенно, мне нравится гулять в.

Сочинение по картине Васнецова “Иван – царевич на сером волке” Там чудеса: там леший бродит. А. С. Пушкин Картину В. Васнецова “Иван-царевич на сером волке” я помню с раннего детства. Она висела в комнате бабушки и волновала мое детское воображение.

“Я помню! Я горжусь!” Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. Советские бойцы героически сражались, выполняя приказ Сталина: “Ни шагу назад!” Так и случилось: солдаты умирали, но не отступали. “Слова.

Помните Война. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены не дождались мужей, дети остались без отцов. Разрушенные села, города, царствующие голод и холод – всюду горе.

Путешествия Научный и технический прогресс XX века позволил людям преодолеть время и расстояние, в мгновение ока покрывать огромные пространства нашей планеты. Теперь весь мир открыт. Ограничения прошлого перестали существовать. Современная жизнь.

Героический эпос Руси Героический эпос Руси 1. Отличительная особенность русских былин. 2. Исторические условия возникновения русского эпоса. 3. Богатыри как главные герои героического эпоса. 4. Близость былин и сказочного творчества. Особое место в.

Творчество А. С. Даргомыжского С творчеством А. С. Даргомыжского в русскую музыку вошли новые художественные образы, новые идеи. В них утверждалось направление критического реализма. В музыке первым представителем такого направления стал Даргомыжский, выразитель мыслей.

Беда не должна повториться Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть. Она, Как силы нам нужна. Юрий Воронов Все дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной.

Друзья познаются в беде О дружбе сложено немало песен, стихов и легенд. У каждого человека есть друзья, и только благодаря дружбе человек может проявить лучшие черты свого характера. “Если друг оказался вдруг, и не.

Природа это чудесный и необъятный храм Как и в реальной действительности, поэтическом мире Есенина время и пространство связаны с движением ( восход поливает красной водой капустные грядки, болото курит облаком, ветер пляшет, мрак синим лебедем выплыл.

Тяжело ли быть хорошим другом (Сочинение размышление) Мы с Андреем – друзья. Сидим за одной партой с первого класса. Иногда вместе делаем уроки, гуляем. Это не означает, что мы с ним некогда не ссоримся, и мы научились.

Сочинение по картине Пластова “Летом” На уроке русского языка учительница познакомила нас с удивительно красивой картиной Пластова “Летом”. На переднем плане картины художник изобразил девочку в белом платье, красном платке и с бусами из ягод.

Комната младшего брата Когда я захожу в комнату моего младшего брата, сразу вспоминаю свое детство (себя я маленьким давно не считаю) и мне иногда хочется оказаться на его месте. Представьте себе, еще не.

Сейчас вы читаете: Литература, как одно из важнейших проявлений человеческой культуры

Литература как одно из важнейших проявлений человеческой культуры – Разное

Литература как одно из важнейших проявлений человеческой культуры существует не просто в виде отдельных литературно-художественных произведений, а как форма общественного сознания, явление социально-исторического характера. В процессе исторического развития в социально-экономической, политической и культурной жизни общества происходят изменения, которые предопределяют и разнообразные изменения в литературе: обновляют, как принципы отображения жизни писателями, мировоззренческие и идеологические постулаты, темы произведений и характеры их героев, так и взгляды на роль писателя и литературы, а также язык и поэтику произведений, жанры. Совокупность и характер этих изменений свидетельствуют о постоянном развитии литературы, часто очень сложном и противоречивом. Называется это развитие литературы историко-литературным процессом. Историко-литературный процесс принято делить на отдельные литературные периоды, каждый из которых еще называют литературными эпохами, или эпохой. Их отделяют друг от друга какие-то особенно выдающиеся литературные или исторические явления или события.

Например, эпоху античности от эпохи Средневековья отделяет в европейской литературе падение Западно-Римской империи, которое произошло в 476 г. от Рождества Христова, а Французская буржуазная революция ХVIII столетия ознаменовала конец эпохи Просветительства и начало эпохи романтизма в Европе. Творчество Данте начало итальянскую национальную литературу, выпуск «Баллад и романсов» Амицкевича — эпоху романтизма в польской литературе, а «Энеиды» И. Котляревского — новую, национальную украинскую литературу. Литературный процесс определенного исторического периода имеет свое воплощение в стиле эпохи, а свою творческую конкретизацию — в литературных направлениях. Именно их новаторский характер, обновленное содержание или форма или одно и второе вместе определяют лицо, качественное содержание конкретных литературных эпох. Таких стилей и направлений в определенных эпохах исторического развития литературы может быть несколько.

Скажем, эпоха Просвещения вобрала у себя четыре стиля и направления, которые сформировались вокруг них: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм и рококо. В отличие от понятия стиль эпохи в литературоведении употребляется как более общее, универсальное понятие стиля (например, стиль реализма), так и узкое понимание стиля как художественной своеобразности того или другого автора (например, стиль Шекспира, стиль Пушкина, стиль Шевченко). Идейно-эстетическую общность писателей, которые группируются вокруг одного ведущего стиля (показывая вместе с тем и конкретно-индивидуальные стилевые особенности в своем творчестве), называют литературным направлением. Представители одного направления характеризуются близостью мировоззренческих позиций, эстетичных принципов, заложенных в идейно-философской основе и эстетичной платформе, перед ними стоят одинаковые идеологические и культурные задачи, они близки друг другу художественными средствами, языковыми особенностями и пользуются теми же самыми правилами изображения и оценки персонажей и принципами изображения действительности вообще. Твами, языковыми особенностями и пользуются теми же самыми правилами изображения и оценки персонажей и принципами изображения действительности вообще.

Например, мировоззренческой основой классицизма, который много исследователей литературы считают первым целостно оформленным литературным направлением, является рационалистическая философия Декарта и идея служения государству и королю. Собственная же художественная система этого направления базируется на мифологических темах и мотивах, заимствованных из произведений античных авторов. Мифологический материал классицизма объединяют с ведущей идеей патриотичного, готового на самопожертвование, служения родине, с конфликтом между чувствами и обязанностью, желаниями и моральными нормами, то есть с моральными конфликтами. Такая трактовка материала в связи с актуальными задачами поднимала художественное произведение над уровнем времени, предоставляла ему общечеловеческой значимости. Литературное направление является конкретной формой развития литературы, изменения ее приоритетов и художественно-эстетичных ценностей.

Вместе с тем нужно отметить, что эти изменения никогда не бывают абсолютными. Каждая новая литературная эпоха базируется на достижениях предыдущих периодов. Так, В XVIII столетии на базе классицизма сформировалось новое литературное направление — просветительский классицизм.

Ярким его образцом является большая часть творческого наследия Вольтера. В Германии просветительский классицизм благодаря Гете и Шиллеру приобрел неповторимую самобытность и был назван за это «веймарским» классицизмом (согласно названию города, где проживали эти писатели). Особенно важное место в литературе XVIII столетия занимает просветительский реализм (творчество Дж. Свифта, Д. Дефо).

Во второй половине столетия он изменяется на сентиментализм, который определенной мерой стал базой для возникновения романтизма. XIX столетие породило многочисленные течения этого литературного направления, но постепенно романтизм изменяется на реализм нового типа (его до сих пор нередко называют критическим, хотя более точным является определение «социально-аналитический» реализм). На границе ХІХ-ХХ столетий литературный процесс обогащается многочисленными течениями модернизма — направления, которое в течение XX столетия оставалось во многом определяющим для развития литературы. Для характеристики явлений, которые определенным образом отличаются в пределах литературного направления, литературоведы используют термин «литературное течение».

Так, внутри романтизма выделяют течения элегически-созерцательного, фольклорно-исторического, общественно-политического романтизма. Наименьшими составными частями литературного процесса в целом, литературных направлений и течений в частности, являются литературные школы и группы. Примером могут служить «Озерная школа» английских романтиков, «гельдейбергские романтики» в Германии, так называемая «украинская школа» польских романтиков, «пражская школа» украинских поэтов XX столетия и т. Школа” украинских поэтов XX столетия и т. п. Важной составной частью историко-литературного процесса является литературная критика. Своими истоками она достигает далекого прошлого. Критические суждения о литературе родились одновременно с появлением художественных произведений.

Первые читатели из числа одаренных жизненным опытом и были, в сущности, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности литературная критика формируется как относительно самостоятельная ветвь творчества. В последующие столетия литературная критика распространяет масштабы своей деятельности, становится влиятельной силой на общественное сознание (Лессинг в Германии, Дидро во Франции и т. д.). Литературу отличают глубокая и разносторонняя связь с другими искусствами. Тем не менее, она не стоит над ними, а вместе с ними стремится к всестороннему художественному познанию мира и человека. Единство художественного процесса по-разному проявляется на разных этапах в истории искусства.

Так, в эпоху Возрождения выдвигается идеал всесторонне развитой свободной личности, и этот идеал находит выражение и в литературе (Шекспир, Сервантес, Рабле), и в живописи, и в скульптуре (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Веласкес). Причем в Италии, например, в XIV — XV столетиях живопись занимает ведущее место в художественном развитии. Вместе с тем, скажем, в ХVIII-ХІХ столетиях ведущим видом искусства является литература. Относительно XX столетия, то здесь тяжело установить доминирующую роль какого-то одного вида искусства.

Предыдущий реферат из данного раздела: Литература на латинском языке – Разное

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 10:33:25 19 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 1055 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать