Детская литература первой половины XIX века: сочинение

«Детская литература первой половины XIX века»

Оригинальная и переводная детская литература первой половины XIX века отличается большой пестротой идейных и художественных направлений. Продолжают появляться в большом количестве всевозможные детские энциклопедии и познавательные книги, в которых заметны просветительские тенденции, а также нравоучительные сентиментальные повести французских и немецких авторов. Наряду с этим в круг детского чтения входят произведения романтиков и представителей критического реализма.

«Если за весь XVIII век было издано 296 названий книг для детей, то за первую четверть XIX века их насчитывается 320. Рост книжной продукции особенно усилился после 1812 года. Как и в предыдущем столетии, преобладающее место среди книг занимали переводные издания»1. Отечественная детская литература только еще формировалась. Отсюда — засилье иностранных авторов. Во второй четверти века книжный поток продолжает стремительно нарастать. В наиболее полной из существующих библиографий русской детской книги (с 1717 по 1854 г.), составленной О. В. Алексеевой, зарегистрировано 1511 названий. Легко подсчитать, что после 1825 года за три десятилетия было издано около 900 книг для детей. И хотя отечественная де!екая литература уже твердо стояла на ногах, иностранные авторы по-прежнему теснили русских. Пропорции уравновесились к 60-м годам.

Произведения прогрессивных авторов в этом книжном потоке составляли ничтожное меньшинство. Но именно из них постепенно образуется долговременный фонд детских библиотек. В борьбе с официальной идеологией, взявшей на вооружение пресловутую формулу «Православие, самодержавие, народность», передовая русская критика ратовала за подлинную народность (вопреки «квасному патриотизму»), за реализм и демократическую ориентацию в отборе и оценке детских книг. В. Г. Белинский и вслед за ним Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Д. И. Писарев, Н. В. Шелгунов выработали твердые критерии, исходя из идейных достоинств произведений, их эстетической, познавательной и воспитательной значимости. Лишь немногие книги и авторы отвечали столь высоким требованиям,

Белинский, посвятивший вопросам детского чтения около 200 статей и рецензий, чаще всего дает на новые книги (1830—1840) негативные ‘отзывы. «Мертвенность и безжизненность» убивают благие намерения. И тогда и позже на этом унылом фоне действительно хорошие сочинения противостоят «нравоучительным повестушкам», «которые составляют настоящий фонд нашей детской литературы и в которых рассказывается, как Ваня был груб и за это его не пустили гулять после обеда, а Маша была умница и за это получила яблоко»1. В 1840-х годах в переводной беллетристике задавали тон многочисленные рассказы и повести мещанских немецких писателей — Густава Ниритца (1795—1876) и Франца Гофмана (1814—1882), с одинаковой легкостью сочинявших на любые темы. Книги этих плодовитых ремесленников (Ниритц выпускал до двадцати повестей в год) включались в рекомендательные списки и выходили на русском языке до начала XX века.
Широкое распространение получила романтическая повесть из русской жизни «Параша Сибирячка» (1815). Ксавье де Местр (1763—1852), автор этой знаменитой книги, был французским аристократом, эмигрировавшим в годы революции в Россию, где дослужился до генеральского чина. «Параша Сибирячка» вызвала во французской литературе увлечение русской «экзотикой» (психологические и приключенческие романы о «благородных изгнанниках» с полуанекдотическими описаниями Сибири и жизни ссыльных поселенцев). Из произведений, связанных с этой темой, на полки детских библиотек перешли впоследствии романы Жюля Верна «Михаил Строгов» (1876) и «Цезарь Каскабель» (1890).

Литература романтизма заметно расширила и обновила репертуар детского чтения. Литературные и народные сказки прочно утверждаются в своих лучших образцах, вытесняя из обихода са-лонно-аристократические сказки подражателей Шарля Перро. Юные читатели постепенно знакомятся со сказками Музеуса, братьев Гримм, Вильгельма Гауфа, Эрнста Теодора Гофмана, Ханса Кристиана Андерсена. В противовес «базарной» беллетристике, писатели-романтики вводят в детскую литературу эпические сказания разных народов, греческие мифы, народные и романтические баллады, «открывают» Шекспира, чья репутация как гениального драматурга ставилась под сомнение в эпоху Просвещения. Получают известность и переводятся на несколько языков, в том числе и на русский, «Рассказы из Шекспира» (1807) английского романтика Чарлза Лэмба. (1775— 1834), пересказавшего для детей его лучшие пьесы. Окружается пиететом имя шотландского «поэта-пахаря» Роберта Бёрнса. Завоевывают внимание и пропагандируются передовой критикой романы Вальтера Скотта и Фенимора Купера, а также их младшего современника Фредерика Марриета. Из них только последний предназначал свои книги для юношества. Несколько позже в детские библиотеки попадают реалистические произведения Диккенса. Правда, первые русские издания дают о нем превратное представление как об авторе «душеспасительных» книг. Например, одна из «Рождественских повестей» изложена под заглавием «Светлое Христово Воскресенье. Повесть для детей».

Как бы то ни было, диапазон расширялся. Осваивались новые и новые темы. Рядом с экзотикой морских приключений, странствий по нехоженым лесам и прериям — исторические романы о тревожных событиях далекого и недавнего прошлого; рядом с сельской идиллией —» социальные контрасты большого города, появление «школьной повести» как новой жанровой разновидности повествования о реальной жизни.

Детская литература первой половины XIX века

Оригинальная и переводная детская литература первой половины XIX века отличается большой пестротой идейных и художественных направлений. Продолжают появляться в большом количестве всевозможные детские энциклопедии и познавательные книги, в которых заметны просветительские тенденции, а также нравоучительные сентиментальные повести французских и немецких авторов. Наряду с этим в круг детского чтения входят произведения романтиков и представителей критического реализма.
“Если за весь XVIII век было издано 296 названий книг для детей, то за первую четверть XIX века их насчитывается 320. Рост книжной продукции особенно усилился после 1812 года. Как и в предыдущем столетии, преобладающее место среди книг занимали переводные издания”1. Отечественная детская литература только еще формировалась. Отсюда – засилье иностранных авторов. Во второй четверти века книжный поток продолжает стремительно нарастать. В наиболее полной из существующих библиографий русской детской книги (с 1717 по 1854 г.), составленной О. В. Алексеевой, зарегистрировано 1511 названий. Легко подсчитать, что после 1825 года за три десятилетия было издано около 900 книг для детей. И хотя отечественная де! екая литература уже твердо стояла на ногах, иностранные авторы по-прежнему теснили русских. Пропорции уравновесились к 60-м годам.
Произведения прогрессивных авторов в этом книжном потоке составляли ничтожное меньшинство. Но именно из них постепенно образуется долговременный фонд детских библиотек. В борьбе с официальной идеологией, взявшей на вооружение пресловутую формулу “Православие, самодержавие, народность”, передовая русская критика ратовала за подлинную народность (вопреки “квасному патриотизму”), за реализм и демократическую ориентацию в отборе и оценке детских книг. В. Г. Белинский и вслед за ним Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Д. И. Писарев, Н. В. Шелгунов выработали твердые критерии, исходя из идейных достоинств произведений, их эстетической, познавательной и воспитательной значимости. Лишь немногие книги и авторы отвечали столь высоким требованиям,
Белинский, посвятивший вопросам детского чтения около 200 статей и рецензий, чаще всего дает на новые книги (1830-1840) негативные ‘отзывы. “Мертвенность и безжизненность” убивают благие намерения. И тогда и позже на этом унылом фоне действительно хорошие сочинения противостоят “нравоучительным повестушкам”, “которые составляют настоящий фонд нашей детской литературы и в которых рассказывается, как Ваня был груб и за это его не пустили гулять после обеда, а Маша была умница и за это получила яблоко”1. В 1840-х годах в переводной беллетристике задавали тон многочисленные рассказы и повести мещанских немецких писателей – Густава Ниритца (1795-1876) и Франца Гофмана (1814-1882), с одинаковой легкостью сочинявших на любые темы. Книги этих плодовитых ремесленников (Ниритц выпускал до двадцати повестей в год) включались в рекомендательные списки и выходили на русском языке до начала XX века.
Широкое распространение получила романтическая повесть из русской жизни “Параша Сибирячка” (1815). Ксавье де Местр (1763-1852), автор этой знаменитой книги, был французским аристократом, эмигрировавшим в годы революции в Россию, где дослужился до генеральского чина. “Параша Сибирячка” вызвала во французской литературе увлечение русской “экзотикой” (психологические и приключенческие романы о “благородных изгнанниках” с полуанекдотическими описаниями Сибири и жизни ссыльных поселенцев). Из произведений, связанных с этой темой, на полки детских библиотек перешли впоследствии романы Жюля Верна “Михаил Строгов” (1876) и “Цезарь Каскабель” (1890).
Литература романтизма заметно расширила и обновила репертуар детского чтения. Литературные и народные сказки прочно утверждаются в своих лучших образцах, вытесняя из обихода са-лонно-аристократические сказки подражателей Шарля Перро. Юные читатели постепенно знакомятся со сказками Музеуса, братьев Гримм, Вильгельма Гауфа, Эрнста Теодора Гофмана, Ханса Кристиана Андерсена. В противовес “базарной” беллетристике, писатели-романтики вводят в детскую литературу эпические сказания разных народов, греческие мифы, народные и романтические баллады, “открывают” Шекспира, чья репутация как гениального драматурга ставилась под сомнение в эпоху Просвещения. Получают известность и переводятся на несколько языков, в том числе и на русский, “Рассказы из Шекспира” (1807) английского романтика Чарлза Лэмба. (1775- 1834), пересказавшего для детей его лучшие пьесы. Окружается пиететом имя шотландского “поэта-пахаря” Роберта Бернса. Завоевывают внимание и пропагандируются передовой критикой романы Вальтера Скотта и Фенимора Купера, а также их младшего современника Фредерика Марриета. Из них только последний предназначал свои книги для юношества. Несколько позже в детские библиотеки попадают реалистические произведения Диккенса. Правда, первые русские издания дают о нем превратное представление как об авторе “душеспасительных” книг. Например, одна из “Рождественских повестей” изложена под заглавием “Светлое Христово Воскресенье. Повесть для детей”.
Как бы то ни было, диапазон расширялся. Осваивались новые и новые темы. Рядом с экзотикой морских приключений, странствий по нехоженым лесам и прериям – исторические романы о тревожных событиях далекого и недавнего прошлого; рядом с сельской идиллией -” социальные контрасты большого города, появление “школьной повести” как новой жанровой разновидности повествования о реальной жизни.

Сочинение по литературе на тему: Детская литература первой половины XIX века

Другие сочинения:

Русская историческая повесть первой половины XIX века Интерес к истории в начале XIX века всколыхнулся в России с необыкновенной силой после мощного национального подъема, вызванного наполеоновскими войнами и особенно Отечественной войной 1812 года. Пробудившееся национальное самосознание определило своеобразие духовного развития русского общества. И декабристское движение, и монументальный Read More .

Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века Многие великие писатели давали широкое изображение дворянства в своих Произведениях: это и А. С. Грибоедов, и А. С. Пушкин. В своих работах авторы Выступали против угнетения простого русского народа дворянами и помещиками, А так же против крепостного права. В своей Read More .

Живопись первой половины XVIII века В русской живописи Петровской эпохи наиболее значительную роль играл портрет. В нем были еще сильны влияния старой парсуны. Статичность позы портретируемой модели, плоскостная трактовка формы, интерес к орнаменту давали себя знать в подобных произведениях. Постепенно портрет начинал все глубже передавать Read More .

Русский помещик в литературе первой половины XIX века “Мертвые души” напоминают мне жизненный музей, по которому можно долго путешествовать, попадая каждый раз в новый мир. В нем всего три комнаты, распределенные по принципу матрешки: первая – самая большая – принадлежит помещикам, вторая – крестьянам и третья – чиновникам. Read More .

Читайте также:  Литература, как одно из важнейших проявлений человеческой культуры: сочинение

Русская детская литература “Детской литературой” мы называем книги, написанные специально для детей, и книги, которые были написаны для взрослых, но считаются детскими. Специально для детей написаны сказки Г.-Х. Андерсена, “Алиса в стране чудес” Л. Кэрролла, “Кавказский пленник” Л. Толстого, “Похождения Тома Сойера” М. Read More .

Детская и художественная литература Монголии В 1921 году в Монголии произошла народная революция. До революции Монголия была одной из самых отсталых стран с почти поголовной неграмотностью. Пастухи, охотники и земледельцы не имели доступа к феодальной культуре, которая развивалась либо при монастырях, где имелись типографии для Read More .

Художественная литература второй половины “шестидесятых” Несмотря на то, что обстановка пореформенной реакции и правительственных репрессий сильно затрудняла развитие общественной мысли, художественная литература достигла в этот период нового расцвета. Он был обусловлен прежде всего тем, что все выдающиеся русские писатели посвящали свое искусство отражению общественной жизни Read More .

Биографическая литература для детей начала ХХ века Влияние декабристов на книги, издававшиеся для детей, не могло по цензурным условиям проявиться так непосредственно, как влияние войны 1812 года. Однако идеи декабристов накладывали отпечаток на формирование молодого поколения, а произведения их входили в круг детского и юношеского чтения. В Read More .

Развитие литературы для детей в первой половине XIX века

Детская литература

В первой трети XIX века детская литература впервые разделилась на 2 самостоятельные ветви: художественную и познавательную.

Разнообразные азбуки становятся очень содержательными, их оригинально оформляют. Война 1812 года пробудила усиленное внимание к исторической тематике, к героическим личностям и привела к необходимости иметь национальную детскую литературу. Лучшие книги, посвященные войне 1812 года, воспитывали любовь к своей стране, ненависть к захватчикам. Лучшие из них — “Подарок русским детям в память о войне 1812 года” М.И. Требенева. в этой азбуке каждой букве соответствовала карточка с миниатюрной, выгравированной на меди карикатурой и рифмованной сатирической надписью на антинаполеоновскую тему. Это была первая в Росси детская книга с политическим и патриотическим содержанием.

Декабристы видели в книге эффективный инструмент воспитания детей и молодежи. Они пропагандировали научно-популярную историко-биографическую литературу. На русский язык переведена книга Плутарха “сравнительное жизнеописание великих греков и римлян”. Имя этого писателя дало название целому типу изданий для детей историко-библиографического жанра. Все эти издания назывались плутархи. Они были написаны французскими авторами, но при переводе на русский язык они значительно перерабатывались и дополнялись. Например, “Плутарх для юношества” (1809) пополнился жизнеописанием знаменитых россиян, а в 3-е издание (1823) вошли новые главы ,в том числе и о героях войны 1812 года. “Плутарх для молодых девиц” включал биографии знаменитых женщин, в том числе введенная переводчиком “Галерея российских женщин” из 29 биографий (переводил Федор Глинка)

Большим успехом пользовались книги Б. Полевой (?). Одна из них — “Русская история для первоначальных читателей”. Ишимова “История России в рассказах для детей”. Однако Белинский отмечал реакционный дух ее произведений и предсказывал их недолговечность.

Жанр прогулок — для детей младшего возраста. В книге Л. Ярцевой “Прогулка с детьми по Киеву” говорится о памятных местах древнего города, приводятся сведения из истории.

В первой половине XIX века появляется большое количество журналов для детей. Но не один из них не достиг идейно-художественного уровня “Детского чтения для сердца и разума”. “Звездочка” и “лучи” Ишимовой были консервативны и реакционны. “Звездочка” — журнал для благородных воспитанниц инернатов ее императорского величества (для младшего возраста), “Лучи” — для девиц (для старшего возраста). Оба журнала пропагандировали монархические идеи. Резко критически отзывались о журналах Белинский и Добролюбов.

Из всех журналов для детей наиболее прогресивным был журнал “Новая библиотека для воспитателя”, в котором помещались в основном научно-популярные произведения. Его издателем был профессор Московского, а затем СанктПетербуржского университета Редкин. В журнал помещались интересные научно-познавательные статьи. Здесь увидели свет первые переводы сказок Ганса Христиана Андерсона.

В художественной литературе для детей получил большое распространение жанр басни. Крылов написал около 200 басен. В его баснях ребенку открывается целый мир героев и образов. Житейские уроки преподносились наглядно, красочно, ярко, картинно.

Появились и талантливые, специально для детей написанные произведения: “Черная курица” Антония Погорельского, рассказы и сказки Одоевского, стихи и сказки Жуковского.

“Черная курица” А. Погорельского (Перовского) — первая фантастическая повесть для младшего возраста. Повествование в этой повести предельно доступно для детского восприятия. Впервые в детской литературе появляется не отвлеченный персонаж, а настоящий живой образ мальчика и с недостатками, и с положительными чертами характера. Вместе с 9-летним Алешей читател совершает увлекательное путешествие и задумывается над вопросом: “В чем настоящая красота и ценность человека?”

В.Ф.Одоевский интересовался детским воспитанием, глубоко задумывался над тем, как сделать процесс обучения ребенка естественым. а значит, наиболее эффективным. Взгляды Одоевского не сопвпадали с официальной педагогикой того времени. Он следовал принципам Белинского, считая, что в ребенке надо видеть прежде всего человека, воспитывать гуманизм. Детской литературе Одоевский придавал очень большое значение. Он стал издавать альманах “детские книжки для воскресных дней” и сотрудничать в журнале “Детская библиотека”. Они писал под псевдонимом “Дедушка Иреней”. В 40-е годы выходят “Детские сказки дедушки Иринея” и “Детские песни дедушки Иринея”. Он создавал для детей произведения разных жанров.

Для произведений В.Ф.Одоевского характерна научность содержания и одновременно увлекательность и драматизм повествования.

Классическое произведение выдержавшее множество изданий, — “Городок в табакерке”. В нем сложный научно-технический материал, по вырадению Белинского, “Ловко приноровлен к детской фантазии”. “Городок в табакерке” — первая в детской литературе научно-познавательная сказка. Одоевский также написал сказки “Червячок”, “Мороз Иванович”, рассказы “Серебряный рубль ” и другие. Сказка Одоевского четко ориентирована на детский возраст и лишена жесткого конца. Прием противопоставления хорошего плохому в сказке Одоевского больше не выглядит назойливым. Талант Одоевского принес ему большое признание детьми.

В. А. Жуковский (1783-1852) — поэт-романтик, обогативший русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. Многие его произведения воши в круг детского чтения. Его занимали вопросы воспитания детей, поблемы педагогики. Жуковский перевел несколько сказок братьев Гримм, сказку Ш. Перро “Кот в сапогах”. Он создал книгу, включающую азбук и арифметику и детские произведения, ставшие классикой детской литературы. 1852 год — детские стихотворения Жуковского вышли отдельным изданием. особое место в детской библиотеке принадлежало сказкам Жуковского. Сюжет “Сказки о царе Берендее” подсказал ему Пушкин. Особо любма детьми сказка Жкуовского “Мальчик-с-пальчик”. Поэт считал: сказка для детей должна быть чисто сказкой без всякой иной цели. Дети зачитывались и взрослыми произведениями Жуковскго.

А. С. Пушкин. хотя он специально для детей ничего не писал, многие его произведения входят в круг детского чтения (“Песнь о вещем Олеге”, “Утопленник”, “Жених”, “Зимний вечер”, отрывки из поэм “Руслан и Людмила”, “Кавказский пленник”, “Сказка о рыбаке и рыбке”).

Он пристально следил за развитием детской литературы. Его возмущали бездарные авторы предназначавшихся детям произведений. В заметке “О прозе” он пишет . Пушкин создал несколько пародий на назидательную детску литературу. Печатались они под рубрикой “Детская книжка”.

Таким образом, уже в середине XIX века были определены и обоснованы многие из тех качеств, которыми должна обладать литература для детей. Суммируя теоретические разработки революционно-демократических деятелей, — круг требований к детской литературе:

  1. воспитательный характер;
  2. познавательный (образовательный) характер;
  3. высокая нравственность;
  4. наличие положительного идеала;
  5. оптимизм;
  6. тематическая широта;
  7. близость к реальной жизни;
  8. учет психологических особенностей и познавательных возможностей детей, связанных с их возрастом;
  9. занимательность, динамизм;
  10. доступность изложения;
  11. художественное совершенство, высокие эстетические качества;
  12. правильность речи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8766 – | 7573 – или читать все.

Детская литература первой половины XIX века

Оригинальная и переводная детская литература первой половины XIX века отличается большой пестротой идейных и художественных направлений. Продолжают появляться в большом количестве всевозможные детские энциклопедии и познавательные книги, в которых заметны просветительские тенденции, а также нравоучительные сентиментальные повести французских и немецких авторов. Наряду с этим в круг детского чтения входят произведения романтиков и представителей критического реализма.
“Если за весь XVIII век было издано 296 названий книг для детей,

В походе Каждое путешествие – прикосновение к чему-то значительному и прекрасному. Так говорил еще писатель Константин Паустов­ский. Начинать приобщаться к путешествиям лучше всего через походы. Мои родители уже давно ходят в походы.

История моей семьи (5) Все начинается с семьи. Действительно все начинается с семьи, ведь ни родителей ни семью ребенок не выбирает. Это человек выбирает при рождении как данность. Хорошо если ребенку повезло родиться в.

Описание картины В Сурикова “Боярыня Морозова” В картине В. Сурикова Боярыня Морозова по улице Москвы везут на санях закованную в цепи, “на позорище”, Раскольницу боярыню Морозову в заточение. Высоко вскинула Морозова окованную тяжелой цепью руку с.

Тема родины в творчестве русских поэтов-классиков Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Ф. И. Тютчев Родина. Родные места. Какой-то необъяснимой силой обладают они. В.

И. И. Шишкин “Утро в сосновом лесу” (сочинение по картине) (1) Русский художник Иван Иванович Шишкин – один из крупнейших мастеров пейзажной живописи. В своих картинах он стремился как можно более объективно, точно и полно передать бесконечное разнообразие растительного мира. Художник.

Изобразительные средства фонетики русского языка Речь представляет собой поток звуков. Их изучает раздел науки о языке, называемый фонетикой. Звук – это минимальная единица, которую произносят или слышат. Звук не обладает самостоятельным значением, но с помощью.

Мужественный и находчивый Одиссей (по поэме Гомера “Одиссе”) (1) Одиссей – храбрый и неунывающий герой древнейшего письменного памятника греческой литературы – поэмы Гомера “Одиссея”. Историями о приключениях хитроумного путешественника в исполнении певцов-рапсодов заслушивались еще древние греки, не меньшей популярностью.

Осень (сочинениеописание) Еще очень тепло, но уже грустно от запаха ушедшего лета, многослойного, пряно-кисловатого. Деревья сбрасывают обожженную за лето листву. Кажется, что стволы темнеют, они устали и хотят спать. Неугомонные мелкие паучки.

Вторая мама(сочинение рассказ) У меня живут собака Алиса и кошка Дарья. У каждой из них свой характер и привычки, и очень интересно наблюдать за взаимоотношениями животных. Этим летом наша кошка родила пятерых котят.

Отображение войны во французской литературе События развернулись молниеносно и приняли трагический для Франции оборот. В сентябре 1939 года Франция вступила в войну с Германией. До мая 1940 года она переживала период “странной войны”, когда правители.

Музыка Америки Поскольку Соединенные Штаты Америки населены в основном европейцами, неудивительно, что классическая музыка и народные песни были заимствованы ими из Европы. Бетховен, Брамс, Дебюсси, Чайковский, Стравинский, Бах, Моцарт и Верди –.

Читайте также:  Переводная литература в наше время: сочинение

Как я обычно делаю уроки Уроки приходится делать каждый день, и я выработал для себя систему. Она помогает мне рационально распределить силы и время. Во-первых, я не сажусь за письменный стол сразу по возвращении из.

Мое любимое время года Каждое время года для меня окрашено в свой цвет:зима-в серебристо-синий, весна-в грязно-розовый цвет, лето-в Желто-оранжевый, но только осень представляет собой целую гамму цветов-от бежевого до коричневого. Осень окрашивается для Меня.

Вересаев и Горький (опыт статьи) Смысл жизни в красоте и силе стремления к цели. М. Горький Максим Горький – одна из самых загадочных личностей отшумевшей революционной эпохи. В сознании моем он несколько раз менял свой.

Сказка понятие обобщающее Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета.

Русское государство и XVI ( 18 ) веке – художественный анализ В XV-XVI исках наибольшее значение приобретает московская литература. Это объясняется тем, что Москва в это время стала политическим центром Русского государства. При князе Василии III (в XVI в.) к Москве.

Социокультурная обусловленность развития современных концепций воспитания Социологи отмечают, что за последние годы произошли существенные сдвиги в переориентации детей и подростков молодежи на ценности западной культуры за счет вытеснения зарубежных фильмов, клипов, мультфильмов работает на присвоение детьми.

Памятник искусства “Капля нефти” В мире есть много памятников, все они имеют огромное культурное значение для человечества. Например, в столице России, Москве, есть замечательный храм Василия Блаженного, это строение является хранителем нашей истории. Также.

Борьба за свободу и художественная литература ХІХ века Ведь сам ее основатель, “певец страданий народных”, Николай Некрасов провозгласил, что можно не быть поэтом, но гражданином необходимо быть непременно. ХІХ ст. заканчивалось так же, как и начиналось, – под.

Литература Африки и Западной Азии Распад мировой империалистической системы во второй половине XX века характеризуется острой борьбой бывших колониальных стран за свою независимость. Ширятся национально-освободительные движения в странах Азии и Африки, появляются совершенно новые, свободные.

Сейчас вы читаете: Детская литература первой половины XIX века

Литература первой половины XIX века

Художественная литература начала 19в.

Огромное значение в развитии национальной и духовной жизни русского народа в общественном движении имела литература.

Она стала не только средством познания жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство.

В начале века значительную роль в русской литературе играли

  • Н. М. Карамзин и
  • В. А. Жуковский.

Н. М. Карамзин был главой сентиментального направления. Он много сделал для развития русского языка. В его произведениях («Бедная Лиза» и др.) нашли отражение чувства простых людей. Но он представлял жизнь в идиллическом, приукрашенном виде. Близок к нему был глава романтизма В. А. Жуковский. Его блестящие по форме стихотворения оказали большое влияние на развитие русской поэзии. В. А. Жуковский прославился также как замечательный переводчик («Одиссеи» Гомера и восточного эпоса «Рустем и Зораб»).

Во второй четверти века господствующим направлением в русской литературе стал реализм. Литература стала не только правдиво изображать жизнь народа, но и пробуждала в передовых кругах русского общества стремление к борьбе против гнета и насилия, к свободе и справедливости.

Замечательным явлением литературы первой четверти XIX в. была бессмертная комедия А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума». Еще в рукописи она во множестве экземпляров разошлась по всей России и стала необычайно популярной, особенно среди молодежи. Грибоедовская комедия была настольной книгой многих декабристов. Правдивое изображение жизни, образность языка, оригинальность замысла (столкновение нового, передового со старым, реакционным) принесли огромный успех этому произведению. Грибоедов наносил тяжелый удар косности, невежеству, всему тому, что мешало утверждению нового. Он был близок со многими декабристами и, хотя во время восстания 14 декабря 1825 г. находился на Кавказе, все же был арестован и привлечен к следствию по делу декабристов. Грибоедову удалось доказать непричастность к восстанию, и царю пришлось его отпустить. Жизнь А. С. Грибоедова трагически оборвалась в 1829 г.

Утверждение реализма в русской литературе

Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка стал великий Пушкин (1799-1837). Александр Сергеевич Пушкин явился основоположником русского реализма. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы. Разделяя взгляды декабристов, Пушкин всей душой ненавидел самодержавный строй и крепостное право.

Творчество Пушкина проникнуто любовью и уважением к народам России. Продолжая традиции А. Н. Радищева, поэт создал оду «Вольность», проникнутую ненавистью к царизму. Он писал:

  • Самовластительный злодей!
  • Тебя, твой трон я ненавижу

Пушкин был другом многих декабристов. Во время восстания он был в ссылке, в Михайловском. Позднее на вопрос царя, с кем бы он был, если бы во время восстания находился в столице, Пушкин ответил, что он был бы со своими друзьями-декабристами на Сенатской площади. Этого ответа царь никогда не мог простить поэту. Правительство преследовало Пушкина, подвергало его ссылкам, установило за ним полицейский надзор. Цензура не пропускала в печать многие его произведения. В 1837 г. Пушкин погиб на дуэли. В смерти поэта было повинно высшее общество, травившее его, и прежде всего сам царь. Как тяжелое национальное горе восприняли смерть Пушкина все передовые люди России.

Гениальный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) откликнулся на гибель А. С. Пушкина стихотворением «Смерть Поэта», в котором гневно бросил высшему обществу обвинение в смерти поэта:

  • А вы, надменные потомки
  • Известной подлостью прославленных отцов.
  • Пятою рабскою поправшие обломки
  • Игрою счастия обиженных родов!
  • Вы, жадною толпой стоящие у трона,
  • Свободы, Гения и Славы палачи!
  • Таитесь вы под сению закона,
  • Пред вами суд и правда – все молчи.

Лермонтов создал замечательные образцы поэзии и реалистической прозы, глубоко вскрыл пороки современного ему общества. В «Герое нашего времени» он нарисовал типический образ своего современника – образ лишнего человека – человека, не находившего себе места в условиях затхлой крепостнической обстановки николаевского царствования. Царизм безжалостно преследовал великого поэта. Как и Пушкин, Лермонтов погиб на дуэли.

В развитии культуры народов нашей страны исключительно велика роль Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). В «Мертвых душах» и «Ревизоре» Гоголь обнажил язвы крепостнической России и вынес ей суровый приговор. Его гениальные произведения подводили читателя к выводу о необходимости борьбы с крепостничеством и ликвидации строя, основанного на насилии и невежестве. «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России»,- писал Н. Г. Чернышевский.

Под влиянием Пушкина и Гоголя в 40-50-х годах XIX в. начали свою творческую деятельность гиганты русской литературы – писатели

  • Ф. М. Достоевский,
  • Н. А. Некрасов,
  • И. С. Тургенев,
  • М. Е. Салтыков-Щедрин,
  • И. А. Гончаров,
  • А. Н. Островский,
  • Л. Н. Толстой.

Величие русской литературы заключается в том, что она сознательно поставила перед собой цель служения народу, борьбы за его освобождение.

Передовая русская литература оказала огромное влияние на развитие культуры народов нашей страны.

Образы детей в произведениях писателей 19 века

В данной работе исследованы произведения писателей 19 века

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_npk_2018_garmaeva_erzhena.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева» 671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29 Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru

Научно-исследовательская работа по русскому языку и литературе

Образы детей в произведениях писателей 19 века

Выполнила: учащаяся 8 класса Гармаева Эржена

учитель русского языка и литературы

Содержание
1. Введение………………………………………………………………
I. Теоретическая часть
1.1. Тема детства в русской литературе 19 века………………………..
II. Практическая часть
2.1. Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева
« Бежин луг ». (1851 г.).
2.2. Николенька Иртеньев из повести Л.Н.Толстого « Детство » 1852 г.).
2.3.« Дети подземелья » В.Г.Короленко (1886). .
Заключение………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………….

Приложение 1. « Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева « Бежин луг »
Приложение 2. « Николеньки Иртеньева »
Приложение 3. « Вася и Валек . »
Приложение 4. Таблица « Влияние внешних и внутренних …… на формирование личности ребенка ».

Все мы родом из детства.

Антуан де Сент-Экзюпери

Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру. На уроках русской литературы нам дается возможность увидеть удивительный мир детства наших сверстников. И узнаем о них благодаря произведениям Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и др. , где главными героями являются дети, их психология, отношения с окружающими людьми. Несмотря на то, что эти произведения были написаны в XIX веке, мне, как читателю XXI века, глубоко понятны их детские переживания, и я в полной мере разделяю вместе с ними их горечь от поражений и радость их побед. Эти произведения всегда будут настольными книгами нескольких поколений детей, потому что они очень точно раскрывают суть становления ребенка как личности. В этом и заключается актуальность моей работы.

Объектом исследования являются образы детей в литературе писателей 19 века. Предмет исследования: характер, поступки героев, их влияние на формирование личности подростка.

Цели исследовательской работы:

Исследовать изображения детей в произведениях русских писателей;

Проанализировать произведения о детях; проникнуть в их поступки и взаимоотношения, осмыслить и понять черты характера (какие он постепенно приобретает, и в чем причины этих изменений;

Научиться формулировать свои мысли.

Задачи:
1.Сравнить несколько произведений русских писателей 19 века.

2. Дать характеристику образам героев, выбранных для исследовательского проекта.

3. На основе сравнительного анализа увидеть изображение мира детства и становление личности ребёнка.
4.Подвести итог проделанной работы и сделать выводы.
Выводы оформить в виде сравнительной таблицы.

Методы исследования: исходя из задач исследования, были определены следующие методы исследования, т.е. способы достижения цели исследования:
1. общие методы (теоретические) – изучение и сопоставление литературных произведений, сравнение эпизодов (т.к. позволяет установить сходство и различие предметов и явлений; выявление общего, повторяющегося в явлениях);
2. метод целенаправленной выборки;
обобщение материала (выводы на разных этапах исследования и в работе в целом).

I. Теоретическая часть.

1.1. Тема детства в русской литературе 19 века.

Детство – одна из самых ключевых тем художественной литературы. Мир детства – это сложный мир общения ребенка с людьми, мир его взаимоотношений.

В литературе 19 века «создавался образ детства с четкими национальными чертами, растворялись признаки сословной принадлежности ребенка». Сформировались каноны образа русского детства — изображение зимы, деревенской жизни и народных забав, чувствительного и доброго ребенка.

Детство представляется писателями как пора невинности и чистоты. Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению. У детей нужно учиться пониманию истинного добра и правды. Героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях. Тема детства неразрывно связана с темой русского народа. Во всех произведениях воссоздается сложная жизнь детей, которые мечтают о лучшей жизни, которая сделала бы их счастливыми.

«Будущее человечества» так называет детей один из героев Ф. Достоевского. Каким может предстать завтра это «будущее человечества», во многом зависит от духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира и на способности чему-то научиться у них. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!- восклицал Л. Толстой – Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Тема детства позволяет оценить состояние общества. Литературу XIX века интересует социально-нравственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру

детства, ибо там цельность, чистота.

Образы детства, возникающие в произведениях художественной культуры, так или иначе, отражают важные стороны социальной реальности. На протяжении истории человечества и реальное содержание детства, и, следовательно, образ ребенка и детства в произведениях литературы многократно менялся.

II. Практическая часть.
2.1.Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». (1851г.)
«Читая рассказ, словно наяву любуешься
мальчишками- каждый из них – характер, в каждом
неповторимая душа»
И. Смольников « Середина столетия»

Каким же представил И.С.Тургенев мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?
В рассказе мы знакомимся с крестьянскими ребятишками, которые на лугу в жаркую летнюю ночь стерегли табун лошадей. Мальчиков пятеро: Павлуша, Федя, Ильюша, Костя и Ваня.
Каждый ребенок есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор очень хорошо относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?
– Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
– Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
– Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
– Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
– Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)
Образы ребят выписаны в рассказе ярко, они глубоко индивидуальны, каждый по-своему интересен, глубок, как это может быть только у профессионала такого класса, как И. С. Тургенев.
Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий это следствие темноты и забитости их отцов и матерей.
Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.
Видно, что бедность и нужда заставляют детей с самых ранних лет уже принимать серьезное участие в трудах родителей. Таким образом, крестьянские ребятишки совсем лишены образования. С другой же стороны, эти самые обстоятельства жизни ставят их в тесные отношения с природой, с трудом, и уже с детства воспитывают в них физическую силу, бодрость духа, находчивость, одним словом – характер.

2.2. Николенька Иртеньев из повести Л.Толстого «Детство» (1852г.).

Николенька Иртеньев мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны. ». [7,86-93c]
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина Наталья Савишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта одно из главных качеств в жизни человека.

Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Также большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой. Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.

2.5.«Дети подземелья» В.Г.Короленко (1886г.)

В ряду писателей, которые особое внимание уделяли детям, обделенным любовью, заботой взрослых и не имеющим необходимых условий для благополучной жизни, стоит В.Г. Короленко. В своих произведениях он создал целостные, неподдельные образы детей, лишенных детства. Однако внутренний мир этих детей отличается богатством и глубиной.
Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено. В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.

До встречи с Валеком и Марусей Вася чувствовал постоянное одиночество. Отец не замечал своего мальчика из-за горя (умерла мать Васи). Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменилось. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятием справедливости, верности и человеческой любви. Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.
Можно составить целый список человеческих качеств, которые проявляет Вася- это любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.
Во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям.

Заключение
В ходе нашей работы был проанализирован ряд произведений, написанных во второй половине 19 века. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ ребёнка.
И трудно найти такого писателя, который не обращался бы памятью к детству. Именно поэтому, перелистывая знакомые страницы любимых книг, мы убеждаемся в том, что лучшие из них о самой удивительной и прекрасной поре жизни – детстве. Ведь для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и равнодушные, злые и добрые.
Образы героев понятны и близки нам, их сверстникам. И мы вместе с ними переживаем их горечь от поражений и радость их побед.
Несмотря на разные подходы к созданию образов детей, писатели отмечают одно – ребёнок по духовной природе своей, ищет гармонии и согласия, ему претят ненависть и ожесточение, он весь открыт для любви. И как важно, чтобы из детства ребенок вступал в юность с чистой и ясной душой, верующей и любящей, и чтобы память сердца не омрачалась тягостными воспоминаниями и хранила те, которые благодатно отзовутся на всей его последующей судьбе.
Сопоставив образы героев, я пришла к такому выводу:
– В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского народа, его живую связь с родной природой.
– Л.Толстой уделяет преимущественное внимание внутреннему миру своих героев, они пристально следят за возникновением и развитием душевных движений, воспроизводя даже самые незначительные из них.
– Уроки доброты и сострадания можно увидеть в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Список использованной литературы
1. Бирюков П. Родители и дети в произведении Л.Н. Толстого. – М., 1988, – 165 с.
2. Короленко В.Г. «Дети подземелья», Искатель, 2014г.
3.Толстой Л.Н. Детство // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений- М.: Наука, 2000.
4.Тургенев И. С. Бежин луг. М.: Детская литература, 1988.- 40 с.
5. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

Ссылка на основную публикацию
×
×