Женские образы в повести Н. С. Лескова Очарованный странник: сочинение

«Женские образы в повести «Очарованный странник»»

В произведениях Лескова перед нашим взором предстаёт жизнь средней полосы России. Мы знакомимся с уездными помещиками, господами офицерами средней руки, провинциальными барышнями, купцами и скупщиками, крестьянами, ремесленниками, цыганами… Именно «глубь» русской жизни привлекала писателя.

Особый интерес представляют женские образы, которые Лесков рисует в «Очарованном страннике». Они будто остаются в тени (ярко выделен лишь образ цыганки Грушеньки). Но, несмотря на это, именно женские образы повести отображают нравы конца XIX века.

Итак, первый знаменательный образ, который мы встречаем в повести, — это «барынька», дитя которой «воспитывал» Иван Флягин. Судьба её пересекается практически со всей женской половиной России: «Замуж в своём месте за барина насильно была… выдана… злою мачехой… и мужа своего никак не могла полюбить…».

Вот образ подневольной женщины, бесправной, не имеющей возможности самой строить свою судьбу. Потому у «барышни» даже имени нет в произведении — это типически обобщённый образ. Но эта героиня пыталась бороться за своё счастье и поэтому сбежала с «ремонтёром». Однако у мужа осталось «дитё», к которому рвётся сердце бедной женщины. Материнский инстинкт толкает её обратно к ребёнку: «И вот вижу я и чувствую, как она, точно живая, пополам рвётся, половина к нему, половина к дитяти».

Главный герой «соломоновским» способом испытывает истинность любви матери, а заодно и её избранника: «Ну, тяни его: на чию половину больше оторвётся». Естественно, никто бы не допустил смерти девочки, но сам факт того, что ремонтёр «бросил тянуть», говорит о многом.

Этой «барыньке» повезло. Иван Флягин отдал ей любимое дитя, и она осталась жить да «любиться» с «ремонтёром», самой выбранным суженым. Но сколько женщин в России вынуждены подчиняться воли родителей, братьев.

Лесков одним из первых заговорил о бесправии женской половины России, ибо этот вопрос не мог долго оставаться закрытым.

Но, несомненно, самый яркий образ повести — это цыганка Грушенька. Её судьба пересекается с судьбой Бэлы из романа «Герой нашего времени» . Это цыганка неземной красоты. «Вот она где настоящая-то красота, что природы совершенством зовётся», — говорит о ней Флягин.

Но красота-то и сгубила эту героиню. Она понравилась князьку, у которого служил Иван. Это человек «пылкий был, но переменчивый». Купил князь Грушеньку у табора за баснословную сумму, да вскоре она надоела ему. Груша была необразованна, и князю постепенно стало с ней скучно. Но девушка любила его той пылкой любовью, которая способна на всё, даже на убийство. Через некоторое время князь надумал жениться на женщине с богатым приданым, так как сам все свое имущество отдал за Грушу, да еще и долгов наделал. Он отвозит бедную цыганку в лес и сдает под «конвой» трех «девиц-однодворок». Но Грушенька сумела обманным путем сбежать от них, «хоть и была тяжелой». Встретившись с Иваном, она попросила его: «Больше нет сил так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство… Ударь меня раз ножом против сердца».

Груша не могла решиться на самоубийство. Она — христианка, поэтому знает, что совершит большой грех. Кроме того, героиня боялась совершить еще больший грех: «Если я еще день поживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу… убью свою душеньку». И Иван Северьянович спихнул девушку «с кручины в реку», взял ее грех на себя.

Я думаю, лермонтовская Бэла пережила меньше душевных терзаний, чем Груша. Лесков еще раз подчеркивает, что женщина — всего лишь игрушка в руках мужчин, в руках общества, родственников, друзей, которые продали девушку князю, даже не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Что оставалось ей, брошенной и всеми забытой, наедине со своей ревностью, ненавистью к счастливой сопернице и осознанием безысходности? Загубить «невинную душу?» Но князя она бы все равно не вернула. Груша давно уже почувствовала, что «опротивела ему». Смерть — единственный выход для героини, ведь она не могла «успокоиться смирением» и «простить ради прошлых минут счастья».

Груша — такая натура, которая должна жить в гармонии с окружающим ее миром. Когда же эта гармония рушится, происходит разрушение и ее личности. Из-за своих переживаний Грушенька потеряла былую красоту, легкость характера, превратилась практически в тень, причем одержимую тень. Эту женщину, измученную горем, некому защитить и поддержать, а единственно близкого человека, Ивана Флягина, она просит лишь об одном — избавить ее от греха самоубийства.

Совершенно противоположный тип женщины — Евгения Семеновна. Она «имела с князем дочку, но располнела, и он будто за это и бросил». В этой героине не кипели сильные чувства, она смирилась со своей участью. «Прохладная кровь с парным молоком», — так говорит она о себе. Эта женщина не способна бороться с обстоятельствами. Евгения Семеновна — приспособленка, которая во всем пыталась находить положительные моменты.

Итак, мы рассмотрели три совершенно разных типа женщин. На мой взгляд, они существовали и существуют до сих пор, меняются лишь обстоятельства, фон, среда, в которой они находятся. Именно этим и интересна противоречивая галерея женских образов, которую нарисовал в «Очарованном страннике».

Женские образы в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”

В произведениях Лескова перед нашим взором предстает жизнь средней полосы России. Мы знакомимся с уездными помещиками, господами офицерами средней руки, провинциальными барышнями, купцами и скупщиками, крестьянами, ремесленниками, цыганами… Именно “глубь” русской жизни привлекала писателя. Особый интерес представляют женские образы, которые Лесков рисует в “Очарованном страннике”. Они будто остаются в тени . Но, несмотря на это, именно женские образы повести отображают нравы конца XIX века.

Итак, первый знаменательный образ,

Но эта героиня пыталась бороться за свое счастье и поэтому сбежала с “ремонтером”. Однако у мужа осталось “дите”, к которому

Главный герой “соломоновским” способом испытывает истинность любви матери, а заодно и ее избранника: “Ну, тяни его: на чию половину больше оторвется”. Естественно, никто бы не допустил смерти девочки, но сам факт того, что ремонтер “бросил тянуть”, говорит о многом. Этой “барыньке” повезло. Иван Флягин отдал ей любимое дитя, и она осталась жить да “любиться” с “ремонтером”, самой выбранным суженым. Но сколько женщин в России вынуждены подчиняться воли родителей, братьев.

Лесков одним из первых заговорил о бесправии женской половины России, ибо этот вопрос не мог долго оставаться закрытым. Но, несомненно, самый яркий образ повести – это цыганка Грушенька. Ее судьба пересекается с судьбой Бэлы из романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова.

Это цыганка неземной красоты. “Вот она где настоящая-то красота, что природы совершенством зовется”, – говорит о ней Флягин. Но красота-то и сгубила эту героиню. Она понравилась князьку, у которого служил Иван. Это человек “пылкий был, но переменчивый”.

Купил князь Грушеньку у табора за баснословную сумму, да вскоре она надоела ему. Груша была необразованна, и князю постепенно стало с ней скучно. Но девушка любила его той пылкой любовью, которая способна на все, даже на убийство.

Через некоторое время князь надумал жениться на женщине с богатым приданым, так как сам все свое имущество отдал за Грушу, да еще и долгов наделал. Он отвозит бедную цыганку в лес и сдает под “конвой” трех “девиц-однодворок”. Но Грушенька сумела обманным путем сбежать от них, “хоть и была тяжелой”. Встретившись с Иваном, она попросила его: “Больше нет сил так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство…

Ударь меня раз ножом против сердца”. Груша не могла решиться на самоубийство. Она – христианка, поэтому знает, что совершит большой грех. Кроме того, героиня боялась совершить еще больший грех: “Если я еще день поживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу… убью свою душеньку”.

И Иван Северьянович спихнул девушку “с кручины в реку”, взял ее грех на себя. Я думаю, лермонтовская Бэла пережила меньше душевных терзаний, чем Груша. Лесков еще раз подчеркивает, что женщина – всего лишь игрушка в руках мужчин, в руках общества, родственников, друзей, которые продали девушку князю, даже не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Что оставалось ей, брошенной и всеми забытой, наедине со своей ревностью, ненавистью к счастливой сопернице и осознанием безысходности?

Загубить “невинную душу?” Но князя она бы все равно не вернула. Груша давно уже почувствовала, что “опротивела ему”. Смерть – единственный выход для героини, ведь она не могла “успокоиться смирением” и “простить ради прошлых минут счастья”. Груша – такая натура, которая должна жить в гармонии с окружающим ее миром. Когда же эта гармония рушится, происходит разрушение и ее личности.

Из-за своих переживаний Грушенька потеряла былую красоту, легкость характера, превратилась практически в тень, причем одержимую тень. Эту женщину, измученную горем, некому защитить и поддержать, а единственно близкого человека, Ивана Флягина, она просит лишь об одном – избавить ее от греха самоубийства. Совершенно противоположный тип женщины – Евгения Семеновна. Она “имела с князем дочку, но располнела, и он будто за это и бросил”.

В этой героине не кипели сильные чувства, она смирилась со своей участью. “Прохладная кровь с парным молоком”, – так говорит она о себе. Эта женщина не способна бороться с обстоятельствами. Евгения Семеновна – приспособленка, которая во всем пыталась находить положительные моменты. Итак, мы рассмотрели три совершенно разных типа женщин. На мой взгляд, они существовали и существуют до сих пор, меняются лишь обстоятельства, фон, среда, в которой они находятся.

Именно этим и интересна противоречивая галерея женских образов, которую нарисовал Н. С. Лесков в “Очарованном страннике”.

Телереклама: Как распознать промывание мозгов Телевидение живет за счет рекламы. Это понятно. Но это их проблемы. А я хочу смотреть телевизор, но терпеть не могу телерекламу. Тупые рекламные ролики каждые пятнадцать минут прерывают интересный фильм.

Гармония и красота в творчестве Л. Н. Толстого Пой сладкозвучный гимн священной красоте! Она одна живет, безгрешна и извечна, Смерть может разбросать миров дрожащий рой, Но красота горит, рождаясь бесконечно… Депонт де Лиль, “Гипапсия” Человек всегда стремится к.

Лукоморье Бунина Стихотворение “Сказка” в 5-м классе ЦЕЛИ УРОКА 1. Представить детское мировосприятие поэта, ставшее основой его творчества, обучать частичному анализу лирического произведения через сопоставление и моделирование, исследование текста, творческие работы детей;.

Творческий путь Ивана Шмелева Шмелев теперь – последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелев изо всех русских самый распрерусский, да еще и коренной.

Вечные мотивы в мировой литературе Каждый народ имеет свои книги, берущие истоки из далекого и древнего фольклора. Национальные литературы отражают специфику жизни – образ мысли людей разных стран, их культуру, быт и традиции. Искусство слова.

Отражение общественной борьбы 60-х годов xix века в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Во второй половине XIX века перед Россией вновь встает проблема модернизации страны, а значит, необходимости срочных преобразований. Происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои , российская общественность делится.

“Компетентнісний підхід у навчально-виховному процесі – ключ до успіху вчителів та учнів” Міцний педагогічний ресурс школи дає можливість виховати людину ініціативну, яка здатна брати на себе відповідальність, працювати в групі на спільний результат. Це можливо лише в інноваційній школі, тому, вважаючи, що.

Образ России Русь моя, жизнь моя… А. Блок Александр Александрович Блок жил и творил на рубеже двух столетий – девятнадцатого и двадцатого. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, и вместе.

Читайте также:  Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова: сочинение

Сочинение Васюткино озеро 5 класс по рассказу Астафьева рассуждение Виктор Петрович Астафьев – великий российский писатель – прозаик, написавший множество известных повестей таких как: “Перевал”, “Стародуб”, “Звездопад”, “Кража” и другие. Васютка – это главный герой рассказа В. П Астафьева.

Достойна ли Софья Чацкого? Комедия “Горе от ума” Грибоедова, несомненно, является произведением большого социального звучания. В ней отразилось мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые идеи. В центре пьесы – Александр Андреевич Чацкий.

Проблема коллективизации и образ активиста в повести Платонова “Котлован” Повесть А. П. Платонова “Котлован” – философская драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых пятилеток и колхозного строительства. Революционный вихрь семнадцатого года поднял на.

Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества Человек – часть социальной среды, поэтому от того, насколько “здорово” общество, зависит и благополучие каждого из нас. Особое влияние на образ жизни людей оказывает социально-политический строй и национальные традиции. Окружающая.

Смех сквозь слезы в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” “В комедии я решил собрать все дурное в росии и посмеяться над всеми сразу”, – писал Н. В. Гоголь – автор пьесы “Ревизор”. Действительно, в сюжете этой комедии отражена вся.

Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом “ленивое сердце” героя? В своей ранней повести “Олеся” А. И. Куприн выразил мечту о существовании личности, не испытавшей никаких воздействий противоречивой среды, общества, и живущей лишь своими искренними порывами. Главной героиней произведения, на.

Характеристика Грея из произведения Алые паруса В повести “Алые паруса”, главный герой – Артур, богатый и знатный, единственный ребенок в семье. Живет в огромном красивом дворце. Но в его голове сложился свой мир, свое представление о.

Сравнительная характеристика главных героев повестей Л. Н. Толстого “Детство” и М. Горького “Детство” В русской классической литературе существуют два произведения с одинаковым названием – это повести “Детство”, написанные Л. Толстым и, позже, М. Горьким. Оба произведения автобиографичны – в них писатели рассказывают о.

Сравнение Гринева и Швабрина В повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” прослеживаются две совершенно разные, можно сказать, – параллельные манеры поведения. Автор изначально показывает, что Гринев – идеальный человек, герой, в то время как.

Своеобразие творчества одного из поэтов Серебряного века Период русской литературы, который принято называть Серебряным веком, подарил нам большое количество интереснейших поэтов. Именно в это время в искусстве ярко проявился поиск нового содержания, новых приемов, новой формы всех.

Анализ отрывка из романа Достоевского “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” занимает особое место в творчестве Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, бесчеловечье и жестокость современной жизни. Роман вырос на основе глубоких.

Чичиков у Манилова В поэме “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь показал распад старого уклада жизни России и нарождение новых, капиталистических отношений. В образе Чичикова писатель раскрыл характер мошенника, готового на любую аферу, лишь.

Сейчас вы читаете: Женские образы в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”

Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

В произведениях Лескова перед нашим взором предстает жизнь средней полосы России. Мы знакомимся с уездными помещиками, господами офицерами средней руки, провинциальными барышнями, купцами и скупщиками, крестьянами, ремесленниками, цыганами… Именно «глубь» русской жизни привлекала писателя.
Особый интерес представляют женские образы, которые Лесков рисует в «Очарованном страннике». Они будто остаются в тени (ярко выделен лишь образ цыганки Грушеньки). Но, несмотря на это, именно женские образы повести отображают нравы конца

Похожие сочинения:

Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник»Искусство должно и даже обязано сберечь сколь возможно все черты народной красоты. Лесков Повесть Лескова «Очарованный странник» была написана во.

Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»В своем творчестве Н. С. Лесков пытался раскрыть душу русского человека, дать оценку его неповторимому характеру. Именно поэтому в центре.

«Загадочная русская душа» в повести Н. Лескова «Очарованный странник»Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильных, необычных натур, парадоксальных в своих проявлениях. Таков герой повести «Очарованный странник». О прожитой.

Россия в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить… Ф. И. Тютчев Я хочу рассказать вам о моей любимой книге, о.

Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Как известно, название произведения несет на себе большую смысловую и символическую нагрузку. Часто оно содержит не только тему, но и.

Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»«Чудаки, право чудаки! О русском человеке хлопочут, а русского человека не знают. Тут, видите, вера прирожденная, и живет она у.

Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)Повесть «Очарованный странник» — одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков — мастер фольклорных образов.

Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»В творчестве Н. С Лескова отразилась историческая сторона русской действительности, но еще более — русский дух, сокровенная самобытность, пронизывающая все.

Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова «Очарованный странник»Творчество Лескова трудно сопоставить с произведениями других русских писателей XIX века, — и это не потому, что его талант не.

Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Н. С. Лесков — писатель колоритный, самобытный. Его художественный мир населен чудаками, обладающими подлинным человеколюбием, творящим добро бескорыстно, ради самого.

Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Творчество Лескова трудно сопоставить с произведениями русских писателей XIX века, — и это не потому, что его талант не так.

Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»«Очарованный странник» — одно из крупнейших произведений Н. С; Лескова, создающих типичного героя писателя, подлинно русского человека. Интерес к национальному.

В чем смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»?Каждый талантливый писатель, входя в литературу, ведет за собой «своих», свойственных его интересам и мировоззрению, героев. Н. С. Лесков «ввел».

Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)Н. С. Лесков никогда не терял веры в русского человека, в его способность превозмочь все бедствия. Писателю чудились и виделись.

Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Творчество замечательного и не похожего на других писателя Николая Семеновича Лескова существовало особняком от русской литературы девятнадцатого века. Он не.

Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»В «Очарованном страннике», как ни в одном другом произведении Лескова, высвечено затейливое мироотношение, свойственное русскому человеку. Простая речь Ивана Северьяновича.

Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»?Н. Лесков создал множество удивительно полнокровных разнообразных характеров, воплощающих живые силы русской жизни и ее великие возможности. В 1837 году.

Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник»)Человек, проживая жизнь, встречает на своем пути много разных людей. У каждого из них — своя судьба, свои проблемы и.

Творчество Н. С. Лескова (Рассказ «Очарованный странник»)Жизнь Лескова полна противоречий. Крайний социалист, сочувствующий всему антиправительственному, нигилист, вхожий в такие опасные места, как «коммуны». Потом — антинигилист.

Очарованный странник — самый значительный герой Н. С. ЛесковаНепременно-с: мне за народ очень помереть хочется. Н. Лесков Эта повесть Лескова — мое самое любимое литературное произведение из классической.

Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник»)Главной в творчестве Н. С. Лескова является тема личности, освобождающейся от сословных уз. Эта тема исторически связана с теми социальными.

В чем очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)Повесть «Очарованный странник» была написана Н. С. Лесковым в 1873 году. Главной в творчестве Н. С. Лескова, в том числе.

Женские образы в произведениях Н. С. ЛесковаИзображение идеала женщины у Лескова насквозь пронизано духовностью. В этом причина восхищенного удивления, которое вызывают у читателя замечательные образы обаятельных.

Странник Лескова«Очарованный странник» является одной из интересных и своеобразных повестей Н. С. Лескова». Первоначально повесть называлась «Русский Телемак», что подчеркивало национальный.

Краткое содержание Очарованный странник Лесков Н. СГЛАВА I Судно, идущее по Ладожскому озеру от острова Ковевца к Валааму, по пути причаливает у Корелы, и пассажиры из.

Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление произвели на меня образы Василисы Егоровны Мироновой — жены.

Характеристика героя Флягин (Очарованный странник Лесков Н. С.)Флягин Иван Северьяныч — главный герой произведения и основной рассказчик событий. В образе Ф. сплелись мотивы сказочного героя, персонажа бытия.

Женские образы поздней прозы И. БунинаИван Алексеевич Бунин — тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения.

Женские образы в лирике А. А. БлокаТворчество Блока пришлось на начало двадцатого века — время больших перемен и многих трагических событий в жизни страны. Но, возможно.

Женские образы в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

В произведениях Лескова перед нашим взором предстаёт жизнь средней полосы России. Мы знакомимся с уездными помещиками, господами офицерами средней руки, провинциальными барышнями, купцами и скупщиками, крестьянами, ремесленниками, цыганами. Именно «глубь» русской жизни привлекала писателя.

Особый интерес представляют женские образы, которые Лесков рисует в «Очарованном страннике». Они будто остаются в тени (ярко выделен лишь образ цыганки Грушеньки). Но, несмотря на это, именно женские образы повести отображают нравы конца XIX века.

Итак, первый знаменательный образ, который мы встречаем в повести, – это «барынька», дитя которой «воспитывал» Иван Флягин. Судьба её пересекается практически со всей женской половиной России: «Замуж в своём месте за барина насильно была… выдана… злою мачехой… и мужа своего никак не могла полюбить…».

Вот образ подневольной женщины, бесправной, не имеющей возможности самой строить свою судьбу. Потому у «барышни» даже имени нет в произведении – это типически обобщённый образ. Но эта героиня пыталась бороться за своё счастье и поэтому сбежала с «ремонтёром». Однако у мужа осталось «дитё», к которому рвётся сердце бедной женщины. Материнский инстинкт толкает её обратно к ребёнку: «И вот вижу я и чувствую, как она, точно живая, пополам рвётся, половина к нему, половина к дитяти».
Главный герой «соломоновским» способом испытывает истинность любви матери, а заодно и её избранника: «Ну, тяни его: на чию половину больше оторвётся». Естественно, никто бы не допустил смерти девочки, но сам факт того, что ремонтёр «бросил тянуть», говорит о многом.

Этой «барыньке» повезло. Иван Флягин отдал ей любимое дитя, и она осталась жить да «любиться» с «ремонтёром», самой выбранным суженым. Но сколько женщин в России вынуждены подчиняться воли родителей, братьев.

Лесков одним из первых заговорил о бесправии женской половины России, ибо этот вопрос не мог долго оставаться закрытым.

Но, несомненно, самый яркий образ повести – это цыганка Грушенька. Её судьба пересекается с судьбой Бэлы из романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Это цыганка неземной красоты. «Вот она где настоящая-то красота, что природы совершенством зовётся», – говорит о ней Флягин.

Читайте также:  Сочинение на тему Левша 6 класс: сочинение

Но красота-то и сгубила эту героиню. Она понравилась князьку, у которого служил Иван. Это человек «пылкий был, но переменчивый». Купил князь Грушеньку у табора за баснословную сумму, да вскоре она надоела ему. Груша была необразованна, и князю постепенно стало с ней скучно. Но девушка любила его той пылкой любовью, которая способна на всё, даже на убийство. Через некоторое время князь надумал жениться на женщине с богатым приданым, так как сам все свое имущество отдал за Грушу, да еще и долгов наделал. Он отвозит бедную цыганку в лес и сдает под «конвой» трех «девиц-однодворок». Но Грушенька сумела обманным путем сбежать от них, «хоть и была тяжелой». Встретившись с Иваном, она попросила его: «Больше нет сил так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство… Ударь меня раз ножом против сердца».

Груша не могла решиться на самоубийство. Она – христианка, поэтому знает, что совершит большой грех. Кроме того, героиня боялась совершить еще больший грех: «Если я еще день поживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу… убью свою душеньку». И Иван Северьянович спихнул девушку «с кручины в реку», взял ее грех на себя.

Я думаю, лермонтовская Бэла пережила меньше душевных терзаний, чем Груша. Лесков еще раз подчеркивает, что женщина – всего лишь игрушка в руках мужчин, в руках общества, родственников, друзей, которые продали девушку князю, даже не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Что оставалось ей, брошенной и всеми забытой, наедине со своей ревностью, ненавистью к счастливой сопернице и осознанием безысходности? Загубить «невинную душу?» Но князя она бы все равно не вернула. Груша давно уже почувствовала, что «опротивела ему». Смерть – единственный выход для героини, ведь она не могла «успокоиться смирением» и «простить ради прошлых минут счастья».

Груша – такая натура, которая должна жить в гармонии с окружающим ее миром. Когда же эта гармония рушится, происходит разрушение и ее личности. Из-за своих переживаний Грушенька потеряла былую красоту, легкость характера, превратилась практически в тень, причем одержимую тень. Эту женщину, измученную горем, некому защитить и поддержать, а единственно близкого человека, Ивана Флягина, она просит лишь об одном – избавить ее от греха самоубийства.

Совершенно противоположный тип женщины – Евгения Семеновна. Она «имела с князем дочку, но располнела, и он будто за это и бросил». В этой героине не кипели сильные чувства, она смирилась со своей участью. «Прохладная кровь с парным молоком», – так говорит она о себе. Эта женщина не способна бороться с обстоятельствами. Евгения Семеновна – приспособленка, которая во всем пыталась находить положительные моменты.

Итак, мы рассмотрели три совершенно разных типа женщин. На мой взгляд, они существовали и существуют до сих пор, меняются лишь обстоятельства, фон, среда, в которой они находятся. Именно этим и интересна противоречивая галерея женских образов, которую нарисовал Н.С. Лесков в «Очарованном страннике».

Образ и характеристика Ивана Флягина в повести Очарованный странник Лескова сочинение

Главный герой повести Н. Лескова “Очарованный странник” – это представитель из народа, который вобрал в себя огромное количество черт характера простого русского человека. Имея прямое отношение к определению “очарованный”, он каждым поступком подтверждает свое предназначение.

Имея внешность богатырского типа, действовал на окружающих необыкновенным образом. С этого и начинает раскрываться слово “очарованный”. Люди, испытывали притягательную силу, которая исходила от него. За счет своих внушительных размеров и поступков вызывал любопытство, уважение, а порой и чувство боязни. Седовласый мужчина со смуглым лицом притягивал внимание, напоминая богатыря древней Руси, который совершал добрые дела. Обладатель мягкой речи привлекал взгляды внешними приметами послушника.

На протяжении всей повести его образ складывался не только из внешних элементов, но и из поступков, отношений с окружающими. Опыт имел огромную подпитку с детства. Он отличался умением управлять лошадьми. Во многих эпизодах проявляется доля жестокости в обращении с ними. Ничто не оправдывает это, но существовала необходимость, чтобы справиться с неуравновешенным животным.

Вспоминая о предсказании убитого им монаха, Флягин был в таких ситуациях, когда мог погибнуть. Но он выживал. Нелегкая судьба сложилась из многих мучительных эпизодов: это избиение, побеги от хозяев. Однако сила духа не сломилась. Он не растерял человеческих качеств, оставаясь жалостливым, как в случае с птенцами. Преданным – воспитывая чужого ребенка, неоднократно подвергался соблазну заработать на этом, продав ребенка. Не задумываясь о своей безопасности, пытался спасти повозку с графом. Каждому нуждающемуся на своем пути протягивал руку.

Люди со всех сторон тянулись к герою, а способность лечить людей добавляла ему значимость. Жертвенность, имеющая особую силу, шла от сердца. Природное терпенье не раз спасало от смерти. Даже физическое увечье такое, как подрезание пяток, не сломило его. Любой поступок может быть оправдан, так как в результате он спасает, помогает беспомощным (лишает возможности Грушу совершить самоубийство, сам сталкивает в реку).

Любовь к Родине, желание вернуться туда, преданность христианским взглядам – все это не покидало его сознание. В этом и заключалась сила и спасение главного героя, который в чужих краях не видел смысла жизни. Подтверждая неравнодушие к соотечественнику, он предает земле миссионера по христианским законам.

Сам Иван также был очарован жизнью, видел в ней череду стихий, познавая которые, находил удовлетворение. Но всегда тянулся в родные края. Поступки порой были бездушны, но он не переставал творить добро, меньше всего думая о себе. Иван пронес покорно свой крест через весь жизненный путь.

Вариант 2

Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, представленный писателем в образе простого мужика.

Иван описывается в повести как огромного роста мужчина лет пятидесяти с открытым смуглым лицом, имеющего необычный оттенок седых волос, сложенных в густую волнистую шевелюру, одетого в рясу монастырского послушника.

Характерной чертой Флягина становится его очарование таинства жизни, окружающего мира, который он воспринимает как чудо. Скитаясь по миру, Иван ощущает каждый новый приют как необыкновенное событие в своей судьбе.

Странствия Флягина по миру обусловлены его жаждой познания мира, а не столько легкомысленностью и непостоянством Ивана, полагающегося на собственную интуицию и доверяя мудрости жизни.

Флягин придерживается в своих поступках своей морали и веры, оставаясь и для себя, и для окружающих честным человеком, не боящимся открыть потаенные уголки своей души и случайным попутчикам, и богу. Он понимает, что не всегда совершает добрые поступки и в будущем ему придется отвечать за все грехи своей долгой жизни. Это осознание начинает тяготить Ивана, но сила духа и воли не позволяют ему поддаваться тоскливым настроениям.

Иван Флягин обладает огромной физической природной силой, которая становится причиной его поступков, порой неприглядных и неблаговидных, но не основанных на чувствах ненависти, лжи и личной наживы, а, наоборот, демонстрирующих смелость, отвагу героя, а иногда его простоту и наивность. В некоторых моментах Флягин проявляет беспощадность и тут же становится добрейшим человеком, где-то Иван хитроумен, а затем выражает примитивность. С одной стороны, Флягин может быть дерзким, а с другой стороны – восторженно поэтичным. Часто Флягин не способен дать отчет в совершаемых им действиях. Данные черты характера героя отражают противоречивость его натуры.

Писатель изображает Ивана Флягина как мужчину, для которого не существует невозможного, Иван Северьяныч наполнен духовной силой, перекликающейся с безудержным оптимизмом и неуязвимостью. Иван постоянно вне зависимости от обстоятельств чувствует гармонию с окружающим миром.

Писатель на примере Ивана Флягина создает нового литературного героя, олицетворяющего собирательный образ русского национального характера, органично сливающегося с жизненной миром, не боясь в нем затеряться.

Повествуя о скитаниях героя повести и его встречах автор отождествляет Флягина с былинным русским богатырем, отличающимся добрым и простодушным характером, а также необычайной одаренностью и обладающим удивительным даром ощущения жизненной радости и счастья от каждого прожитого дня.

Сочинение Характеристика и образ Ивана Флягина

Повесть создана в 1873 году и вначале имела другое название. Н. С. Лесков взял образ человека из народа и похожего на Илью Муромца.

В повести пишется о добродушном и очень добром человеке, который приспосабливается к любым условиям и жизненным ситуациям. Лесков пишет, что Флягин родился крепостным и должен был стать служителем Бога. Еще, будучи ребенком, он часто совершал необдуманные поступки. Часто ошибался, но продолжал всегда любить жизнь, что бы она ему не приготовила. Он ко всему и ко всем относится искренне и, делая что-то, всегда надеется, что это во благо. Совершая какие-то ошибки, он искренне раскаивается и хочет их исправить.

С самого детства Иван обладает неким даром, который заключается в том, что он неуязвим к смерти. Даже он сам говорит о себе, что он много раз умирал, но не как не умер. Работая на графа, он спасает его семью, чуть не погибая сам. В нем очень много силы и энергии, которую он не может направить в нужное русло. Он очень справедлив, ведь даже когда кошка съела птенца он отрубил коту хвост для того чтобы наказать его. За это он, конечно, получил наказание, но он не огорчился, а принял покорно.

Флягин всегда и везде мог приспособиться к жизни, он жил с татарами, монахами, скитался по всему свету, но всегда его душа очень скучала о родной земле. Каждый эпизод его жизни это очередное приключение яркое и взрывное. Иван очень грешный человек, он убывает монаха случайно, потом цыганку Грушу, которая сама его об этом попросила. Он пошел на это осознано и понимал, что лишает человека жизни, но очень хотел помочь обманутой девушке. Ему стало ее жалко, и он взял на себя этот грех. Монах был убит случайно, но со временем Флягин очень корит себя за столь необдуманный поступок лихачества. Ивану приснился умерший монах и предупредил что пока он не станет служителем Господа, то никогда не умрет и не найдет покой. Флягин не берет это за основу, а снова пускается в путешествие.

Жизнь его заносит к татарам, они относятся к нему с уважением, ведь он показал себя в бою. Он очень хорошо живет у него две жены дети и вроде бы он должен быть счастлив, но его натура человека народного тянет его в родные края. Он хочет быть полезным своему народу и хочет вернуться домой к родителям, по которым очень скучает.

Он пытается найти свое место среди людей и каждый раз не находит. Он так часто менял место и образ жизни, что можно сказать он на себя примерил много разных масок.

Флягин помогает старикам, которые очень хотят, чтобы их сына не забирали на войну. Он решает идти вместо него под его именем и хочет умереть за родину. Ему совсем себя не жалко, он хочет помочь своему народу и защитить его. Так он прослужил целых пятнадцать лет и дослужился до офицера. Его очень уважали и ценили, к его мнению много прислушивались. Флягин всегда поступает по сердцу и приспосабливается к обстоятельствам. Когда на Кавказе они с солдатами попали в засаду, то Иван выжил, и путь ему подсказала та самая Груша, которая стала его ангелом-хранителем после своей смерти.

После долгих скитаний и приключений Иван решается идти в монастырь. Ему там понравилось и несмотря что ему все лето пришлось сидеть в погребе, он и здесь нашел для себя радость. Ведь он будет слышать звон колокола церкви. Флягин никогда не унывал и не опускал рук. Монахи ему помогли избавиться от бесов, живущих у него внутри. Иван обретает душевный покой и смирение. Он очень долго боролся с бесами.

Читайте также:  Русский характер в очерке Н. Лескова Леди Макбет Мценского уезда.: сочинение

Флягин даже предсказал войну и очень хотел попасть на нее, чтобы в очередной раз стать на защиту великой Руси и его народа. В монастыре ему пытались помочь разобраться провиденье это или лишь сумасшествие. Так он целую зиму находился наедине с самим собой целую зиму.

Иван отправляется на пароходе в очередное увлекательное путешествие и верит, что все у него получится

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Ивана Флягина в повести Очарованный странник

Популярные сегодня темы

Иван Васильевич является главным героем рассказа, от его лица идет повествование. Он рассказывает о некоторых события, которые происходили с ним в прошлом в одном провинциальном городе.

По словам самого Френсиса Скотта Фицджеральда, представителя так называемого в литературе «потерянного поколения», люди всегда приходят в восторг от жизни голливудских звезд, не зная

У художника есть большое количество картин, на которые можно смотреть с замиранием сердца. Одна из таких его работ, это картина «Голубятник». Написана в 1873 году. На данный момент, она находится в Москве

Появление Хлестакова вызвало переполох в чиновничьей среде. Административно-хозяйственная машина заработала во всю мощь. Городские властители спешили выставить напоказ внешнюю благопристойность

Сборник рассказов «Темные аллеи» был написан Иваном Алексеевичем Буниным уже в конце своего творческого и жизненного пути. Писатель был уже опытным человеком, поэтому в каждом рассказе

Русские женские характеры в прозе Н.С.Лескова Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саитова З. Р.

В статье выводятся основные типы героинь в произведениях писателя. Раскрываются особенности изображения русских женских характеров в прозе художника. Анализируются приемы воссоздания женских образов автором в литературно-художественном тексте.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Саитова З. Р.

RUSSIAN FEMALE CHARACTERS IS N.S. LESKOV PROSE

The article presents some basic types of heroines in Leskov’s works and their peculiarities. Means of creating female characters in a belles lettres text are in the focus of attention.

Текст научной работы на тему «Русские женские характеры в прозе Н.С.Лескова»

ББК 83.3 (2 Рос – Рус) 5-8

РУССКИЕ ЖЕНСКИЕ ХАРАКТЕРЫ В ПРОЗЕ Н.С. ЛЕСКОВА

В статье выводятся основные типы героинь в произведениях писателя. Раскрываются особенности изображения русских женских характеров в прозе художника. Анализируются приемы воссоздания женских образов автором в литературно-художественном тексте.

Русский национальный характер нашел свое яркое воплощение в творчестве Н.С. Лескова. Писателю удалось раскрыть глубину и сущность натуры русского человека.

Особого внимания заслуживает изображение русских женских характеров в прозе Н. С. Лескова. Их природу в произведении автор постигает чаще всего глазами своих персонажей. Так, в хронике «Соборяне» протопоп Савелий Туберозов «до глубины души потрясен сердечностью своей жены, готовой воспитать «неоперенного голубенка» (ребенка сироту). Она представилась ему русской женщиной, неразделенно связанной с народной почвой: “. пал пред ней на колени и, поклонился ей до земли, зарыдал тем рыданием, которому нет на свете описания. Да и вправду, – говорит он, -поведайте мне времена и народы, где кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины, как сия добродетель. Кто её всему этому учил? Кто её воспитал, кроме тебя, всеблагий боже.”» [1;19].

Сразу следует сказать, что изображение протопопицы, как особого русского женского характера, представляет собой выражение лучших женских качеств. В критической работе «Карикатурный идеал» Н. С. Лесков замечает, что жены священников, попадая в поле зрения писателей, часто предстают на страницах произведений смирными, тихими, безголосыми или, наоборот, не в меру деятельными, старающимися выглядеть светскими дамами. Причина тому неприглядное положение женщины в духовенстве. Действительно, «если сравнить нашу сельскую «матушку» с женой протестантского пастора из сельского прихода, то разница будет громадная и всею своею несоразмерностью обозначится не в пользу наших матушек. Положение пасторши сравнительно много лучше, и сами они много образованнее наших матушек и держат себя лучше – приятнее на вкус образованного человека» [2;225]. Но это все, по мнению писателя, на первый взгляд несведущего лица, лишь внешние стороны жизни. «Кто из людей, знающих домашний быт

нашего сельского клира, не знает там превосходящих по душе и по характеру женщин? Что до меня, то отвечаю, что их встречал, и знаю, и с самых ранних лет жизни любовался высоким нравственным изяществом такой попадьи, какую я старался воспроизвести в жене Туберозова в «Соборянах» .

Мне кажется, что нет мирнее и прекраснее сорта русских женщин, как хорошие женщины из нашего сельского духовенства, но их, конечно, очень трудно описывать, потому, что они по преимуществу олицетворяют собою известное положение, что “самая лучшая женщина есть та, о которой нечего рассказывать”» [3;225].

Добродетельность русской женщины подчеркивается и в повести «Очарованный странник» в сравнении с цыганкой: «Она (Груша) ведь не русская прохладная кровь с парным молоком, она не успокоится смирением и нечего не простит ради прошлого» [4;333] или «Груша любила его, злодея, всею страстною любовью цыганскою, каторжной, и ей было то не снесть и не покориться, как Евгенья Семеновна сделала, русская христианка, которая жизнь свою перед ним как лампаду истеплила» [5;335].

Сопоставление женщин, представляющих различные этнические культуры, позволяет художнику передать не только пылкость, безудержность цыганской страсти, но и высветить душевный мир русской женщины: её смиренность, участливость, беззаветность в отношении к своему любимому человеку.

Но в своем творчестве Н.С. Лесков не ограничивается лишь постижением положительных русских женских характеров. Его интересует и русская женщина, способная на жестокое преступление, что, по мнению автора, имеет определенные национальные особенности.

Впервые к этой теме Н.С. Лесков обратился в романе «Некуда». Здесь упоминается то, что одна солдатка убила мужа, уличив его в измене. Эта история возникает во время разговора об отсутствие драмы в жизни простых людей. Доктор Розанов доказывает обратное и подчеркивает, что у каждой нации подобная драма имеет и свои особенности: «Вы вот говорите, что у необразованных людей драматической борьбы нет. А я вам доложу, что она есть, и есть она у каждого такого народа своя, с своим складом, хотя её на театре представлять, эту борьбу, и неловко. Возьмите, например, орловскую мещаночку Матрешу или Гашу в том положении, когда на их сестру шляпу надевают, и возьмите Мину, Иду или Берту из Митавы в соответственном же положении. Миночка сейчас свою

комнатку уберет, распятие повесит и Гете в золотообразном переплете на полку поставит, да станет опускать деньги в бронзовую копилочку. И воровством или другими мастерствами она пренебрегает, а её положение ей не претит. А наша пить станет, сторублевыми платьями со стола пролитое пиво стирает, материнский образок к стене лицом завернет или совсем вынесет и умрет голодная и холодная, потому что душа её ни на минуточку не успокаивается, ни на одну минуточку не смиряется, и драматическая борьба-то идет в ней целый век. Эта черта или нет?» [6;162].

Сравнение основано на противопоставлении, где имена символизируют русское и европейское начала. Иностранки сдержаны в своем горе, не теряют своего достоинства, находят силы начать новый этап жизни, ищут помощи Бога и обращаются к культурным истокам. Они не боятся завтрашнего дня, верят в будущее. Иначе в романе «Некуда» у русской женщины. Её горе не знает границ, оно раздирает ей душу, выплескивается наружу, поглощая все её существо, отбивая интерес к жизни. Она полностью порывает со всем, даже с Богом. Чувства её затмевают разум, выливаясь порой в ужасные преступления, такие, например, которые и совершит Катерина Измайлова.

«Леди Макбет Мценского уезда», считает В. Гуминский «в сущности, представляет собой художественную разработку «хищного», по известной григорьевской классификации, русского типа. Этот “блестящий действительно, и страстный действительно, и хищный действительно тип, который в природе и в истории имеет свое оправдание, то есть оправдание своей возможности и реальности”, сосуществует в русской жизни, по мнению Аполлона Григорьева, с типом «кротким», «смиренным», «белкинским». Но “мы были бы народ весьма не щедро одаренный природою, если бы мы видели свои идеалы в одних смиренных типах. Не говоря уже о том, что у нас в истории были хищные типы”» [7;238].

Заявленное в названии прецендентное имя «Леди Макбет» выполняет функцию психологической подготовки читателя перед ужасными картинами убийств. Столкновение христианской морали, столь значимой для России, и жестокости в героине ярко демонстрирует беспредельные возможности человека, пренебрегающего этическими нормами в порыве эмоционального всплеска, будь то любовь или горе.

Образ Катерины не ограничен литературными стереотипами. Это сильная, самостоятельная, мощная натура. Но следует учесть, что все перечисленные качества получили серьезное развитие в героине после того, как она встала на путь преступлений. С точки зрения Н. С. Лескова, такое поведение хоть и возможно в русской природе, но оно совершенно противоречит духовному идеалу народа. Человек, находящийся в рамках правового, праведного поля, непременно найдет в себе силы пресечь свое зло, искупить его. Если же личность пренебрегает моральной нормой, то она обречена на саморазрушение. Использованной в повести христианской символикой усиливается мнение о том, что справедливое наказание непременно настигнет преступника и, возможно, оно будет выражено волею судьбы или рока, а не человеческим правосудием.

Противоположный Катерине русский женский тип представлен в повести Н.С. Лескова «Житие одной бабы». Это произведение о трагической судьбе крестьянской девушки. Неслучайно в заглавии присутствует знаковое слово «житие». Как известно, житие – это один из переводных жанров древнерусской литературы, который посвящен жизнеописанию святых людей. Именно святой и является героиня повести, смиренно переносящая боль, безропотно страдающая и не знающая для себя иной судьбы. Однако, по Н. С. Лескову, часто в России приходится становиться святым без права на выбор. Позднее в романе «Обойденные» даже говорится о целой категории обреченных на святость: «Она (мать главного героя романа Долинско-го) принадлежала к весьма немалочисленному разряду наших с детства забитых великорусских женщин, оставшихся на целую жизнь безответными, сиротливыми детьми и молитвенницами за затолокший их мир божий» [8;20].

Драматическая судьба героини повести «Житие одной бабы» демонстрирует трагическое положение в России, столь дорогого русскому сердцу, смиренного типа людей. Их стойкость, огромное терпение вызывают уважение и сострадание, позволяют причислить их к святым, ибо только так можно оценить и объяснить их мучения, безответность существующему злу, жестокости, насилию.

Таким образом, в творчестве Н.С. Лескова можно выделить несколько типов русских женских характеров: смиренные, добродетельные, хищные, которые в свою очередь представляют разные грани проявления богатой русской натуры.

1. Курляндская Г.Б. Проблема человека в «Соборянах» // Творчество Н.С. Лескова. Научные труды. Т.76 (169) / Отв. ред. Г.Б. Курляндская. Курск: Курский государственный педагогический институт, 1977. С.11-31

2. Лесков Н.С. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Т.10. М.: Художественная литература,1958. 598 с.

3. Лесков Н.С. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Т.10. М.: Художественная литература,1958. 598 с.

4. Лесков Н.С. Повести и рассказы. М.: Правда,1981. 576 с.

5. Лесков Н.С. Повести и рассказы. М.: Правда,1981. 576 с.

6. Лесков Н.С. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т.4. М.: Правда, 1989. 672 с.

7. Гуминский В. Органическое взаимодействие (От «Леди Макбет.» к «Соборянам»)// В мире Лескова. Сб. статей / Сост. В.А.Богдано. М.: Советский писатель,1983. С.237-260.

8. Лесков Н.С. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т.3. М.: Правда, 1989. 464 с.

Ссылка на основную публикацию
×
×