Сравнение героини пьесы Гроза Катерины Кабановой и героини очерка Леди Макбет Мценского уезда Катерины Измайловой.: сочинение

Сравнение героини пьесы «Гроза» Катерины Кабановой и героини очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Измайловой.

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

“Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда” два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини – обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с пьесой Островского. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.
Так, обе героини являются молодыми женами, выданные под венец не по любви. Они обе купчихи и поэтому не имеют материальных проблем. В их прошлом осталось беззаботное детство и отрочество в родительском доме. Также по купеческой традиции в их домах царит домостроевский порядок. У обеих нет детей. В характере у обеих Катерин прослеживается пылкость, страстность, любовь приводит их в самозабвение, они обе решились на грех. Одинаков и их печальный конец-обе покончили жизнь самоубийством, бросившись в реку.
Но также у героинь есть немало различий. Так с греческого, имя Екатерина означает «чистая, непорочная». Это определение полностью характеризует Екатерину Кабанову, она «луч света в темном царстве» города Калинова, её образ и характер никак не меняется по ходу действия и является статичным. По отношению к Екатерине Измайловой эта характеристика верна только в начале очерка, её образ динамичен, он развивается, или даже скорее деградирует по ходу повести. Если разбирать отчество и фамилию Измайловой, то вот что выходит: Екатерина – «непорочная», Львовна – «звериное, дикое», Измайлова – от этой фамилии исходит что-то чужеземное, неродное.
Обе героини решились на измену мужу, но если Катерина Кабанова винит себя и карает себя за это, считает, что совершила что-то ужасное, то Катерина Измайлова относится к этому спокойно и готова следовать в пучину за своим грехом.
И в этом коренное отличие Катерины Измайловой от Катерины Кабановой. Кабанова страстна, готова ради любимого человека на многое. Но внутри героини «Грозы» есть прочные нравственные устои, стержень, который и позволяет ей четко различать, где Добро, а где Зло. Поэтому, отдавшись счастливому «греху», Катерина уже точно знает, что за этим последует наказание. И, прежде всего, наказание внутреннее, ее собственное. Мы помним, что, не выдержав мук совести и давления окружения, героиня кончает жизнь самоубийством – она бросается в Волгу.
Екатерина Кабанова, чтобы сохранить свою любовь, не подчиниться Кабанихе идет на отчаянный шаг — самоубийство. В этот момент она чиста, она смывает свой грех в воде.
Екатерина Измайлова ради своей любви решается на убийство трех человек, в том числе собственного мужа и маленького, ни в чем невиноватого мальчика. В ней как-будто просыпается зверь, она готова на все, ради того, чтобы быть со своим любовником. Так, это хорошо видно в финальной сцене, где Измайлова бросается со своей соперницей в реку.

Эти героини во многом похожи, но суть их все же, на мой взгляд, различна. Катерина Измайлова жила страстями, подчиняясь только зову своей плоти. Катерина Кабанова же думала о своей душе, у нее была прочная нравственная основа. И хотя она тоже поддалась соблазну, но история ее любви и гибели мне гораздо ближе, вызывает у меня больше симпатии, душевного отклика.

143741 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Сравнение героини пьесы «Гроза» Катерины Кабановой и героини очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Измайловой.

Смотрите также по произведению “Гроза”:

“Две Катерины ( по пьесе “Гроза” и очерку “Леди Макбет Мценского уезда”
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме

Разработка урока литературы 10 класс по пьесе А.Н.Островского “Гроза” и очерку Н.С.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”.

Скачать:

ВложениеРазмер
dve_kateriny.rar19 КБ

Предварительный просмотр:

Русская литература 10 класс, тема « Две Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). Подготовка к сочинению.

Цель: подготовить учащихся к работе над сочинением – рассуждением

Обучающая: обучение работе над сочинением – рассуждением, умению участвовать в беседе, работать с текстом художественного произведения, сравнивать и сопоставлять героев,

Развивающая: развитие логического мышления, монологической речи, формирование культуры письменной речи учащихся, Воспитательная: нравственное и эстетическое воспитание, воспитание уважения к изучаемому предмету, любовь к чтению.

Оборудование: презентация «Портреты Катерины Кабановой разных художников» и кадры экранизации очерка «Леди Макбет Мценского уезда», интерактивная доска, тексты изучаемых произведений.

Тип урока: заключительный, подведения итогов.

Класс был предварительно поделен на две группы, каждая из которых индивидуально работала над образом отдельной героини

1 Организационный момент. Постановка темы и цели урока.

2 Индивидуальные задания. Выразительное чтение наизусть монолога Катерины (пьеса «Гроза») и диалога Катерины и Сергея (из очерка «Леди Макбет Мценского уезда»)

3 Подготовка к сочинению. Беседа с учащимися .

Ребята, наш сегодняшний урок – итоговый. Мы будем сравнивать двух героинь, Катерину Кабанову и Катерину Измайлову. Результатом нашей работы будет сочинение, которое вы напишете дома. В процессе беседы вы должны найти ответы на вопросы, подтверждая их цитатами

Вопросы и задания для беседы :

1. Как жила каждая из героинь в доме мужа? Почему замужество каждой из героинь произошло не по любви?

2. Почему обе Катерины испытывали тоску в доме мужа? Как каждая из них рассуждает об отсутствии детей? Найдите эти слова в тексте («Гроза»: действие второе, явление VIII; «Леди Макбет Мценского уезда»: гл. 1, 3). Почему Катерина Измайлова оказалась так равнодушна к родившемуся первенцу? Найдите ответ в тексте гл. 12, 13.

3. Докажите, что в каждой из героинь проявилась сила ее характера. Какие их поступки подтверждают эту черту?

4. Почему любовь каждой героини обернулась трагедией?

5. Докажите, что двух Катерин различает их жизненная позиция и отношение к жизни. Подтвердите свои суждения текстом.

6. Охарактеризуйте духовный облик каждой героини. Какие жизненные ценности они считают самыми главными?

7. Проследите ступени движения каждой героини к гибели. Меняется ли при этом их нравственный облик?

8. Какой символический смысл заключен в названии каждого произведения?

4 Составление итоговой таблицы «Сравнительная характеристика двух Катерин». Работа в группах.

Общее

— Купеческие жены (материальная и социальная устроенность).

— Спокойное и свободное детство и отрочество.

— Замужество без любви и очарованности.

— Тоска в доме мужа.

— Отсутствие детей и желание их иметь.

— Отвращение к Домострою.

— Жажда настоящей любви и борьба за нее.

— Измена мужу; тайная и несчастная любовь.

— Душевная слабость избранников обеих героинь.

Отношение к жизни :

Кабанова. Мечтательность (Ширь и красота Волги; народная песня; красота церковной службы, певучая речь), раскрепощенность души.

Измайлова. Скука (Обход пустых комнат, спальня с пуховыми перинами) Душевная и духовная неразбуженность.

Жизнь в доме мужа:

Кабанова Подневольность (Гнет свекрови, искреннее общение только с Варварой, попытка выжить в доме мужа, не изменив своему свободолюбивому характеру) Цельность натуры и высокая нравственность

Измайлова. Одиночество (Гнет свекра и мужа и свобода в его отсутствие, неумение и нежелание одолеть соблазн любовного общения с приказчиком) Нравственная слепота, отсутствие интереса к духовной жизни

Кабанова. Чистота, робость, самоотверженность, страдание оттого, что «другого полюбила», стыд от запретной любви, предчувствие расплаты, гроза в душе, боязнь Бога и его суда, Любовь-мучение, самоистязание от осознания собственного греха

Измайлова. Страстность, напористость, отсутствие душевных терзаний от измены, жадность до любовных утех, убийство, однако полное забвение своей личности во имя возлюбленного, решение отдать жизнь за любовь Любовь-страсть, обида от неверности возлюбленного

Кабанова. Красота, свет, высота любовного чувства, самоубийство как протест против бесправия и духовного гнета «Горячее сердце», вечно чистая Самоубийство

Измайлова. Бездуховность личности, хищнический инстинкт, раба любви, месть за измену, виновница гибели новой любовницы Сергея «Никогда не вспомнишь без душевного трепета» Несчастный случай

4 Подведение итога урока. Презентация

(Вывод делают учащиеся от каждой группы) Итог урока . Любовь показана в обоих произведениях как сила, приведшая каждую героиню к трагедии. Однако если любовь освещена духовностью, чистотой и нравственностью, то она является источником душевной силы, сохраняет цельность характера. Если же любовь является животной страстью и не связана с духовностью, то она источник низменных поступков. При определенной общности две Катерины сильно отличаются друг от друга. Их мыслями и поступками руководят разные силы: духовность и цельность Катерины Кабановой, бездуховность и нравственная слепота Катерины Измайловой. Поэтому в галерее лесковских праведников уместнее было бы оказаться героине Островского.

5 Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение «Две Катерины».

Две Катерины: Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (Сравнительный анализ)

Драма Н. А. Островского “Гроза” и очерк Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” схожи между собой. Например, у главных героинь этих произведений одинаковые имена: Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. Есть ли у наших героинь что-то общее, кроме имён?

Вообще, имя Катерина – греческого происхождения. Оно означает “чистая”, “непорочная”. Если Катерине Кабановой действительно подходит это имя (судя по характеру), то Катерине Измайловой – отнюдь.

Сближает девушек их происхождение и возраст: они молодые купчихи. Используя сравнение, Островский помогает воссоздать детство Кабановой: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Измайлова же вспоминает о жизни до замужества так: “Пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью…”. Обе девушки думают о детских годах с теплотой и нежностью.

“Такая уж я зародилась горячая!” – говорит о себе Кабанова. Наши героини – страстные натуры. Поневоле выйдя замуж, их жизнь становится весьма тяжёлой и неприятной. Неудачный брак без любви играет свою роль – отсутствие детей, измены мужу и даже убийства (в произведении “Леди Макбет…”). И каждая из девушек пытается справляться с этим по-своему. Катерина Кабанова заканчивает жизнь самоубийством, а Катерина Измайлова, наоборот, убивает тех, кто мешает сохранить её счастье. Но объединяет их то, что их действия – это протест, проявление отвращения к Домострою, нежелание жить по старым традициям.

Говоря о характере, стоит упомянуть, что Кабанова и Измайлова были совершенно не похожи друг на друга.

Первая героиня – наивная, набожная, человечная, мечтательная и простая. Но главное качество в ней – это, конечно же, честность: ”Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Полюбив Бориса, она всячески пытается отрицать свои чувства. Для неё эта любовь – самый настоящий грех: “…ведь мне не замолить этого греха…он камне ляжет на душу, камнем”. Кабанова осознаёт это и боится бога. Настоящая гроза разразилась у неё внутри. Наша героиня уходит из жизни по своей воле для того, чтобы спасти свою душу.

Вторая же героиня – полная противоположность: жестокая, жадная до любовных утех, бессовестная. Её жизнь наполнена лишь скукой и бездельем. Фразеологизм “баба не робкого десятка” полностью описывает Измайлову. Без памяти влюбившись в Сергея, она уничтожает все препятствия на своём пути, а именно – хладнокровно убивает свёкра, мужа и даже маленького племянника. Катерина не боится греха, а, следовательно, не боится и бога. Когда преступления раскрываются, её и Сергея ссылают на каторгу. Наша героиня уходит из жизни, сбрасываясь за борт парома, держа свою соперницу – Сонетку, которая так привлекла Сергея. Такова месть за измену. Я считаю, что в данном случае Измайлова тоже совершает самоубийство, ведь смысла жить дальше у неё нет: положение в обществе потеряно, как и любовь самого важного для неё человека.

Если у первой Катерины любовь была чистой и светлой, то у второй Катерины – наглая и безумная. Измайлова любит до полного забвения собственной личности, и это очень грустно.

Таким образом, у Катерины Кабановой и Катерины Измайловой, безусловно, есть общие черты, но различий всё-таки больше. Я думаю, что они, вообще, противопоставлены друг другу. История любви в “Грозе” вызывает у меня жалость и сострадание к несправедливой судьбе Катерины, потому что сам автор питает такие чувства к ней. Островский любит свою героиню. А вот “Леди Макбет…”, как говорил сам автор, “не вспомнишь без душевного трепета”. Но душевный трепет у меня нет от жалости или каких-то светлых чувств, а от ужаса.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id68953

Сравнение героини пьесы Гроза Катерины Кабановой и героини очерка Леди Макбет Мценского уезда Катерины Измайловой.: сочинение

Любовь, как одна из сильнейших увлекающих человека
во все крайности больше, чем всякая другая страсть, может
служить пробным камнем нравственности.

Во второй половине XIX века в художественной литературе становится очень актуальной тема судьбы русской женщины. К этой теме обращались величайшие русские писатели, в их числе был Л.Н. Толстой. В “Анне Карениной” он открыл общие закономерности в судьбах многих женщин дворянского класса и объединил эти закономерности в образе главной героини. К этой теме обращались и И.А. Гончаров, и Н.А. Некрасов, и Ф.М. Достоевский. А Н. Островский и Н.С. Лесков не были исключениями, они тоже затронули эту проблему, но каждый по-своему увидел её. Прежде всего хочется отметить, что Лесков писал “Леди Макбет…” в полемике с Островским. Но в героинях обоих произведений есть не только различия, но и общие черты. О них я и хочу поговорить.
Обе Катерины – и Островского, и Лескова – предстают перед нами как два начала в женском характере, не привязанные к эпохе, а вечные, непреходящие.
В этих произведениях мы видим двух героинь с одинаковым именем Катерина, что значит “вечно чистая”. Одной из них, к Катерине Кабановой, это имя очень подходит: она наивная, чистая и непорочная. Островский изобразил её как человека, не приемлющего того мира, в котором она живёт. Неприятие мира неподвластно ей, оно исходит из самого её сердца. Добролюбов назвал этот мир “тёмным царством”, а Катерину “лучом света” в нём. Страшным фигурам “тёмного царства” Островский противопоставил образ женщины с пылким и чистым сердцем. Катерина влюбляется в человека, отнюдь не достойного той большой любви, которой переполнено её сердце. В ней борются чувство любви и чувство долга. Но сознание собственной греховности для нее невыносимо, “всё сердце изорвалось” от постоянной внутренней борьбы, и Катерина, не видя другого выхода, бросается в Волгу.
Героиня очерка Лескова совсем другая. Её сложно назвать чистой и непорочной. Конечно, когда мы в первый раз знакомимся с Катериной Измайловой, мы считаем её не типичной для России той поры, случайной, особенно учитывая то, что Лесков даёт указание на шекспировскую трагедию. И, может быть, нам сначала кажется, что такой сюжет достоин уголовной хроники больше, чем беллетристики, тяготеющей к обобщениям. Да, удивительно: русская женщина, воспетая и возведённая на пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг… убийца! И только внимательно присмотревшись к Измайловой, можно заметить, что и она, подобно Катерине Островского, протестует против душащего ее патриархального уклада. Лесков попытался создать не русский вариант шекспировской злодейки, а образ сильной женщины, “заблудившейся” в “тёмном царстве”.
В обоих произведениях угадывается реальный мир русской провинции середины XIX века. Сходство некоторых деталей позволяет нам увидеть принципиальное различие двух героинь, живущих в похожих условиях. Обе Катерины – купчихи, в их семьях – достаток. Обе родились в патриархальном мире, в “тёмном царстве”, но детство и отрочество их прошло под знаком “простоты и свободы”. “…Я жила…точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла,… работать не принуждала; что хочу бывало, то и делаю…” – говорит Катерина Кабанова о своей жизни в девушках. У Катерины Измайловой тоже “характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе…” Но, имея полную свободу действий, как по-разному распоряжались они ею! “Обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою…” – вот чего хотелось Катерине Львовне. Совсем иного требовала душа Катерины Кабановой: “И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду…, из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…” Сравнивая двух героинь, мы замечаем, что духовный мир Катерины Кабановой несоизмеримо богаче.
Обе героини вышли замуж без любви и очарованности. “Нет, как не любить! Мне жалко его очень!”- говорит Кабанова о Тихоне. Но ведь жалость – не любовь. А душа Катерины переполнена любовью, её надо кому-то отдать, да некому. Ведь у неё даже детей нет.
Судьба Катерины Львовны похожа: “Выдали её замуж за … купца Измайлова…не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался…” Но если героине Островского было жаль мужа и хотя бы какое-то чувство связывало их, то Катерина Львовна не испытывала к мужу никаких чувств, а замуж вышла из-за бедности. Детей у Измайловой тоже не было и, по-видимому, не по её вине.
Обе героини, будучи от природы пылкими и страстными натурами, не могут мириться с домостроевскими порядками. Две Катерины похожи ещё и тем, что по полюбили, будучи уже замужем. И любят они своих избранников до самозабвения. Судьбой им был уготован похожий конец – гибель в водах Волги.
Но у этих двух литературных героинь много различий. Так Катерина Кабанова представлена Островским как героиня высокая, даже трагическая, в то время как Катерина Измайлова является героиней социально-бытовой драмы. В “Грозе” контекст образа – это народная песня, ширь и красота Волги, неоглядных волжских далей, певучая народная речь. А у Лескова Катерина живёт в купеческом доме за высоким забором, “затиснутая” в вещи, но не страдает от тоски, а “смертно скучает”. Это различие обозначено в экспозиции каждого из произведений. Если в “Грозе” Островский раскрывает нам образ Катерины в её проникновенном монологе “Отчего люди не летают”, где сразу угадывается тема грядущих страданий, духовного плена, в который заточена душа Катерины, жаждущая раскрепоститься во имя простора, любви и красоты, то у Лескова всё иначе. Он описывает быт Измайловой: “…житьё Катерины Львовны было самое скучное…Походит…по пустым комнатам, начнёт зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню…Тут тоже посидит…- опять та же русская скука, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться…” Скука – определяющее состояние души Катерины Львовны, её как будто не разбудили от какого-то сна.
Для Катерины Кабановой жизнь без любви немыслима. Она как будто весь мир любит и говорит об этом сначала Варваре (“Я сама тебя до смерти люблю…”), а потом Тихону: “Да неужели же ты разлюбил меня? Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого”. “Любовь чахнет под принуждением; самая её сущность – свобода; она несовместима с повиновением, с ревностию или страхом; она там наиболее чиста, совершенна и безгранична, где её приверженцы живут в доверии, в равенстве и отсутствии условности”, – сказал Шелли. То же происходит и с Катериной, любовь не приносит ей счастья, если она и пыталась полюбить Тихона, то её чувство зачахло под принуждением. В душе Катерины идёт борьба. Она сама осознаёт, какой страшный грех совершает, и изменяя мужу, и бросаясь в Волгу: “Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха… Теперь мне умереть вдруг захотелось…”
Изображая любовь Катерины Измаиловой и Сергея автор использует такой приём, как снижение. После отравления свёкра они встречаются в саду, на фоне изумительного лирического пейзажа, но, послушав их разговор, невозможно представить, что так говорят влюблённые: “А ты сох по мне, Серёжа? Как же не сох…Как же ты сох? Расскажи мне про это…” Кроме того, ни одна сцена свидания не обходится без упоминания животных, что тоже “работает” на снижение. Но, несмотря на это, мы всё равно понимаем, что Катерина Львовна любит Сергея, любит по-своему, как говорится, как умеет.
Именно в любви раскрывается характер героинь. Катерина Львовна проявляет напористость, жадность до любовных утех; она устраняет любые препятствия, стоящие на пути к её любви. Такой уж характер у Катерины Измайловой: она устраняет преграды во имя вожделения и жестоко мстит за измену. “Серёжечка” становится для неё выше всех, даже выше Бога, и такое поклонение ему приводит к полному забвению своей собственной личности, она встаёт на путь саморазрушения.
Практически полной ее противоположностью в проявлениях чувства является героиня “Грозы”. Любовь открывает нам в Катерине поэтичность, робость, целомудрие героини. Катерина полностью отдаётся своей любви, хотя сознает свою вину перед мужем и перед всем миром, свой грех, предчувствует наказание и боится его. В её душе бушует буря, гроза.
Несмотря на “незаконность”, Катерина своим подвигом любви утверждает высоту любовного чувства. Она показывает нам, насколько высока женская душа, которая взяла на себя расплату за грех, но соединила мечту детства о воле и людях-птицах с поступком, за который нельзя в неё бросить камень. Один из критиков того времени назвал её “женским Гамлетом из купеческого быта”.
Любовь Катерины Измаиловой на всём протяжении произведения сопровождается преступлениями. Такая любовь обнажат “тёмные желания” хищницы, которая противопоставляет простору чистого чувства рабство любви. К поступкам Катерины Львовны читатели относятся по-разному. Одни считают, что на алтарь любви Катерина Измаилова принесла всё, даже собственную жизнь. Другие говорят о том, что Лесков очень чутко почувствовал, какая “бездна” сокрыта в некоторых людях, какой зверь там дремлет. И, что самое удивительное, будит этого зверя не корысть и не подлость, и даже не стечение обстоятельств или ошибка, а самое что ни на есть естественное чувство – любовь, забирающая всю душу.
Островский не мог прямо показать своё отношение к Катерине, но он поставил рядом с ней Варвару, живущую по закону “лишь бы всё шито да крыто было”, и таким образом сумел показать, что Катерина действительно “вечно чистая” и у неё “горячее сердце”. Лесков сам обозначил свое отношение к героине, написав в начале произведения: “Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета”. Если Катерина Кабанова “прежде всего поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам” (Н. Добролюбов), то лесковская героиня как раз и становится воплощением этих начал, доказательством того, что “темное царство” не только делает людей своими жертвами, но и развращает самих жертв, заставляя их уподобиться мучителям.

(Сравнительный анализ очерка “Леди Макбет Мценского уезда” и драмы “Гроза”). Трагедия двух Катерин

Открытый урок по литературе

(Сравнительный анализ очерка “Леди Макбет Мценского уезда” и драмы “Гроза”).

Трагедия двух Катерин

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 46 г. Улан-Удэ

Обучающие: научить школьников сопоставлять образы героев; составлять монологические ответы; учить детей находить в тексте художественную деталь и объяснять ее роль; познакомить учащихся с литературоведческим понятием символ и его значением в художественном тексте.

Развивающие: развивать у школьников навыки сопоставительного анализа; развивать монологическую речь учащихся;

Воспитательные: воспитывать у школьников чувство сопереживания человеку, любви, сострадания.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: терминологические карточки (в которых даются понятия, термины с примерами); тексты произведений; карточки с индивидуальными заданиями; таблица.

Предварительное домашнее задание.

1. Перечитать драму “Гроза” и очерк “Леди Магбет Мценского уезда”.

Учащиеся делятся на группы

2. Первая группа (слабые учащиеся). Найти ответ на вопрос “Положение женщин в обществе того времени”. Дать краткую справку о произведениях.

3. Вторая группа учащихся. Проследить по тексту образ Екатерины Кабановой (портрет, соц. положение, мечты, любовь)

4. Третья группа учащихся. Проследить по тексту образ Екатерины Измайловой (портрет, соц. положение, мечты, любовь, поступки).

5. Проследить по текстам описание природы, интерьера и выявит основную цветовую гамму. Почему именно такой цвет использует автор в произведениях?

6. В произведении “Леди Макбет. ” найти описание снов. Выявить их роль в худ. тексте.

1. Орг. момент. Постановка цели.

– Обратите внимание на тему урока. Что такое трагедия, как Вы понимаете это слово?

(Это несчастье, горе, печаль)

– Обратимся к толковому словарю.

Трагедия – тяжелое потрясение, переживание, несчастье личного или общественного характера.

– Всегда ли человек испытывает душевные переживания только в несчастье?

(нет, человек может переживать, волноваться, испытывая разные чувства: любви, сострадания).

– В произведениях Лескова и Островского, какое чувство выдвигается на первый план? (чувство любви)

– Если человек любит, тогда в чем трагедия души?

Именно над этой проблемой размышляли авторы произведений, пытаясь рассмотреть тему трагической женской души. Ответ на этот вопрос попытаемся найти и мы: что такое любовь, какая она, в чем трагедия Катерин?

– Мы встретили еще одно слово, требующее толкования – это слово душа. Что вы понимаете под этим словом? Если затрудняетесь, обратитесь за помощью к терминологической карточке и сформулируйте ответ.

Учащиеся из нескольких формулировок выбирают одну или на базе данных терминов составляют ответ. Формулировку запишут в тетрадь.

Душа – это особая нематериальная бессмертная сила; внутренний мир человека, его самосознание.

– На уроке попытаемся сопоставить двух героев и ответить на поставленный вопрос. На предыдущем уроке каждая группа получила свое задание, ответы групп обсуждаем, сопоставляем, выводы запишем. По ходу урока каждый заполняет таблицу, чтобы легче было сделать вывод.

Очерк “Леди Макбет Мценского уезда”

Смысл названия произведения

Средства выразительности, символика

Любовь – великая радость и тяжкий крест, откровения и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное-то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа, и доныне таинственная и загадочная. Любовью русской женщина всегда была согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту.

– Вспомните роль женщины в социальной среде. Дайте историческую справку о создании двух произведений (Начинает работу группа историков)

19в. русской литературы подарил миру целую плеяду поэтов, писателей и драматургов. Среди них особо выделяется творчество , имя которого составляет целую эроху в рус. драматургии и имя , произведения которого несут на себе печать глубочайшего психологизма и трагичности. Очерк “Леди Макбет Мценского уезда” впервые опубликовано в журнале “Эпоха” в 1865г. – через 6 лет после выхода в свет драмы Островского “Гроза”. Очерк показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. И Островский и Лесков по-своему поднимают проблемы женской души, женской страсти.

Следует помнить о том, что женщина в России не была самостоятельной социальной единицей. Ее общественный статус сначала определялся по отцу, а затем по мужу. Расторжение брака было практически невозможно, за редким исключением – по разрешению царя или Синода. В России у женщины было три пути определить свой соц. статус: стать фрейлиной, выйти замуж, уйти в монастырь. Обе Екатерины не принадлежали к высшему свету, поэтому фрейлинами стать не могли. Выбор был только между замужеством и монашеством. Обе Екатерины были замужем, т. е. являлись хранительницами семейного очага.

3. Проблемный анализ произведений. Осмысление названий произведений.

– В чем необычность названия произведений?

(“Гроза”- это не просто явление природы а социальное потрясение, столкновение между новыми веяниями и старыми традициями).

В очерке “Леди Макбет Мценского уезда” происходит столкновение различных стилистических пластов: “Леди Макбет”- ассоциация с трагедией Шекспира; “Мценский уезд”- ассоциация трагедии с глухой российской провинцией – автор расширяем масштабы происходящего.

– Вспомним начало двух произведений, определим в чем их сходство и различие? Определим соц. статус героинь.

Работают две группы исследователей(По драме “Гроза” и по очерку “Леди Макбет Мценского уезда”).

Обе Катерины принадлежат к одному социально-бытовому укладу. Обе живут в душном для них мире, обе стараются выбраться из него, нарушив эти уклады и устои. Но начало произведений разное.

Группа № 2 Группа № 3

Островский открывает драму:

“Общественный сад на берегу Волги; за Волгой сельский вид. “

Лесков с самого начала будто опутывает героиню какой-то душной паутиной. “. скука непомерная в запертом купеческом доме с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури. “

Вывод: Внутренне пространство в драме не замкнуто, оно широкое, вольное. В очерке Лескова пространство закрыто “забор”, “собаки”, “цепи”, “скука”.

– Важную роль играют песни. Какие песни поются вокруг Катерины? Кто их поет?

“Леди Макбет Мценского уезда”

Действие “Грозы” начинается с песни, которую поет Кулигин: “Среди долины ровныя. “. В ней слышаться мотивы грозы, одиночества, неприкаянности.

В “Леди Макбет Мценского уезда” песню поет Сергей: “Без мила дружка обуяла грусть – тоска”. Но здесь нет душевности, это оружие в руках циничного человека.

– Вспомните историю замужества обеих героинь, их мечты. Как зарождается любовь? Что подталкивает их к Борису и Сергею, ведь с самого начала Борис и Сергей недостойны этих женщин?

Художественный пересказ с опорой на текст. История замужества и зарождение любви. (1-2 учащихся).

В героине огромный потенциал. Когда Катя жила в девушках, она “до смерти любила церковь ходить, молиться, лушать богомолок”. Без любви ее отдали в замуж, без любви она прозябает под строгим взглядом Кабанихи, ее тонкая натура не выносит давления, но она еще мечтает “Отчего люди не летают как птицы?”. Появляется Борис, человек не похожий на остальных ни поведением, ни манерами, ни внешностью. Катерина влюбляется, боится, мучается. Ее любовь чистая, трепетная.

“Катерина Львовна имела характер пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе”. Она мечтает пробежаться с ведрами на реку да покупаться под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою. “Я в девках страсть сильна была. Меня даже мужчина не всякий одолевал. “(гл. 2). Она была девушкой бедной, и перебирать женихами ей не приходилось. У Сергея при встречи с Катериной в голове уже был план; он щедро рассыпает комплименты. От связи с хозяйкой он ничего не теряет, а ежели повезет, и получит кое-что. Катерина Львовна, которой не сладко живется без любви, с радостью идет на измену. “Страсть захватила ее всю”.

– Кто может подвести итог? Не забывайте заполнять таблицу.

Обе Катерины живут без любви, без ласки, без понимания, но Катерину Кабанрву “выдают замуж”, а Катерина Львовна была бедна и “перебирать” жинихами не приходилось. Обе героини мечтают, но мечтают о разном: одна о молитве, о боге, “о крыльях” она возвышена; другая – о купании, шутках. бе героини идут на грех ради любви, нарушают библейскую заповедь, обе мечтают о свободе. Любовь у них тоже разная: у Кати Кабановой – чистая, светлая, возвышенная, всегда целомудренная, поэтичная; чувство бескорыстное, безоглядное. Ее любовь – это дар божий. Любовь Катерины Измайловой – страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая.

– Совершается грех, за который должна быть расплата. Чем оборачивается любовьдля этих женщин? Какие чувства они испытывают?

Коллективная работа учащихся.

Катя совершает грех. Она боится этого, боится больше не людского суда, а боится пойти против своей совести. Нарушив заповедь, она не смогла жить – совесть не позволила. Она кается перед мужем, бросается в омут.

Катерина Измайлова тоже совершает великий грех, но шагает в пропасть без особых мучений. Она старается всеми силами удержать Сергея и идет на еще большее преступления. “Много было в эти ночи в спальне Зиновия Борисыча и винца из свекрового погреба попито, и сладких сластей поедено, и сахарные хозяйкины уста поцеловано. “(гл. 4,). Катерина Львовна получила свободу.

– Что различного мы увидели? В чем трагедия?

в ее святости, совести, которые не подходят для мира, в котором она живет. Даже Борис называет ее Катей, что в переводе с греческого “всегда чистая”. Бог для Кати – это совесть. Катерину Измайлову Сергей называет “Катериной Ильвовной” – официально, отчужденно, с долей пренебрежения. Трагедия ее в том, что страсть, свобода переросли пределы измены. Как пишет Лесков: “Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая решительная стала, что и унять ее нельзя. “. “Совсем разошлась. Готова за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Она обезумела от своего счастья”. Катерина Львовна забыла про бога, ради своего счастья она через любого перешагнет.

– Какие выражения, слова использует Лесков при описании Катерины Львовны чаще всего?

Автор в произведении при описании жизни Катерины Львовны использует чаще всего слово “сладкий” – сладкие сласти, сахарные уста, сладкие речи. Повтор одного и того же слова не случаен, автор как бы подчеркивает жизнь ради удовольствия, а душе Катерины не задумывается.

– Ради своей любви Катерина Львовна пошла на многие преступления. Каждая группа найдите описания преступлений, зачитайте их, ответьте на вопросы в вашей карточке.

1. Лесков описывает смерть Бориса Тимофеевича, вставшего на пути Катерины: “Поел. на ночь грибочков с кашицей. и к утру умер, и как раз так, как умирали у него в амбарах крысы, для которых Катерина Львовна своими руками приготовляла особые кушанья с белым порошком. “. О смерти человека легко, хладнокровно. Это страшно.

2. Хладнокровное убийство Зиновия Борисыча, убили как зверя, вцепившись в горло.

– Просыпается ли совесть в душе молодой купчихи?

(Пока нет, только сны чудные тревожат).

– Сны в произведениях всегда символичны, играют важную роль в произведениях. Обратитесь к терминологическим карточкам, прочитайте и запишите вместе м примером понятие символ, символика.

– Рассказ о снах Катерины Львовны готовила 4 группа. Слушаем, дополняем.

4 группа учащихся рассказывают сны. Их роль в худ. тексте.

Первый сон – глава 6 (кот, который ластиться)

Второй сон – глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного)

Сны символичны. Они как бы предостерегают, предупреждают героиню о расплате за свои грехи. В снах кот – “это льстивый друг”. Сны предупреждают о том, что Сергей ее предаст.

– Как наступила расплата людская, пока еще не божья?

Катерина Львовна ради себя, своего ребенка, Сергея, а больше наверное из-за денег убила маленького Федора.

– Катерина Львовна преступила наивысший нравственный закон – убила ребенка. не случайно Лесков дает имя “Федор” – от греч. “божий дар”. Не случайно ее собственный ребенок именно в этот момент зашевелился под сердцем. Возмездие настигло сразу. Земной суд свершился.

Коллективная работа класса.

– Изменила ли Катерину каторга? Каким образом показывает Лесков пробуждение чувства вины? Какую худ. деталь использовал автор?

В начале каторга не влияет на Катерину. Она видела Сергея, а сним ей и каторжный путь цветет счастьем. Она любит его по прежнему, даже отказывается от своего ребенка. Но теперь это отвергнутая от любви женщина, Сергей открыто издевается над ней, изменяем, тратит ее деньги. Окончательно Екатерина прозревает лишь тогда, когда подлость Сергея переходит границы. Она увидит на ногах любовницы свои новые последние чулки.

Страстная натура оказавшаяся во власти свободы преступлений обречена на погибель. Но нравственное падение приказчика еще страшнее.

– В последней главе опять символично показано пробуждение вины героини. Зачитайте эпизод.

И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головой Федей.

И вот бросается она на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу и тонет в Волге. Бросается на виновницу того, что Сергей к ней охладел, на него рука не поднялась.

– Обратите внимание на последнее сравнение. Катерина Львовна – сильная щука, чувствуется что-то хищное, сильное, необратимое. Так заканчивается судьба Катерины Львовны. Обратите внимание еще на одну деталь текста, Катерина Львовна тонет именно в Волге, где мы встречали?(В драме Островского “Гроза”).

– Сравним таблицы и подведем итог. В чем трагедия двух Катерин? Какое проявление любви мы увидели? Какие нравственные ценности, идеалы?

Женская душа во многом не понятна, загадочна, таинственна. Любовь бывает очень разной: одна чистая, непорочная, возвышенная. Другая любовь – страсть, сгубившая все вокруг, сильная, мучительная. Трагедия Катерины Кабановой в том, что такая светлая, чистая душа не подходит для мира, в котором она живет. Трагедия Катерины Измайловой во многом в преступлениях, которые она совершает во имя разрушающей любви, во многом в том, что она забыла все нравственные законы и заповеди церкви. Какую строить жизнь, как любить никто сказать не может, каждый делает свой выбор. Литература лишь подсказывает нам, читателям.

Катерина Измайлова в повести Леди Макбет Мценского уезда характеристика, образ сочинение

Множество образов русских женщин создано великими классиками. Одни вызывают глубочайший трепет, другие восхищение, третьи – уважение. Но нет, пожалуй, другого такого образа, который вызвал бы целую гамму чувств, от ужаса до полной презрительной жалости, как образ Катерины Измайловой в очерке Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

С первых строк становится понятно, что перед нами, ошалевшая от скуки барыня. Вырвавшись из нищеты и оказавшись в сытом купеческом доме она, казалось бы, должна была и образ жизни сменить. Но нет, ей это даже в голову не приходит! Она слоняется целыми днями по дому, ест и спит. Даже почитать у нее нет желания! А ведь ту внутреннюю силу, которая бушует под внешней оболочкой сытой купчихи, можно было направить на благие дела. И сколько же великого могла совершить женщина такой мощи и упорства в достижении целей!

Однако Катерина Львовна потратила свои силы на достижение несбыточного желания – безраздельной любви приказчика Сергея. И тут уж она не остановилась ни перед чем! Действовала, как монстр – сметая и давя все, что стояло на пути, не пощадив даже маленького ребенка! Весь мир она готова была бросить к ногам ничтожества, движимого только корыстью. Но ведь не зря говорят, что любовь слепа. Так и Катерина не видит и не хочет замечать, что возлюбленный ее только о деньгах и думает. Свои корыстные интересы он ловко маскирует то ревностью, то заботой о ее финансовом благосостоянии.

В очерке хорошо прослеживается, как от убийства к убийству меняется Катерина Львовна. Если своего свекра она убивает тихо, оправдывая себя тем, что он выпорол и держит в неволе Сереженьку, то мужа уже лишает жизни демонстративно и хладнокровно. Такое чувство, что задумала она это еще до приезда домой Зиновия Борисовича. Но самым жутким было убийство Феденьки – ребенка, с которым Измайлова должна была разделить наследство. Она долго внутренне готовится к его убийству. И, даже в последние минуты, несколько раз заходит к мальчику и беседует с ним, как будто оттягивая последний страшный шаг. Но остановиться уже не может, ошалевшая от безнаказанности и своей нечеловеческой какой-то страсти. Любовью то, что испытывала Катерина к Сергею назвать нельзя. Любовь побуждает человека творить нечто прекрасное: писать стихи, картины, музыку. К убийствам может побудить только слепая жажда обладания.

Закономерным был и конец этой темной страсти. Опустившаяся на самое дно человеческого существования, бывшая купчиха, заканчивает свою жизнь в мутной и мрачной воде, прихватив с собой зазнобу своего ненаглядного Сережи, сопровождаемая образами своих жертв.

Вариант 2

Жизнь Катерины – лучшая иллюстрация к выражению «любовь – страшная сила» Катя была двадцатитрехлетней девушкой, когда ее выдали замуж. Возраст, по стандартам того времени, довольно немолодой, да и богатства особого за душой нет. Так что «перебирать женихам ей не приходилось». Это была невысокая стройная девушка с хорошей фигурой, симпатичным лицом и красивыми черными глазами. Характер у Кати был живой и непосредственный, она привыкла к простоте и свободе, к жизни, не стесненной строгими рамками. А в доме состоятельного купца Измайлова, за которого ее выдали, не спросив согласия, рамки и преграды были везде.

Муж, Зиновий Борисович, был вдвое старше ее. Детей у него не было, хотя с первой женой он прожил около двадцати лет. Кроме мужа семья включала и свекра – подозрительного и недоверчивого старика восьмидесяти лет. Жизнь в «запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками» была скучна неимоверно. Если куда-то и ездила с мужем в гости, то с большой неохотой – там она была лишь мишенью для пересудов: так ли села, так ли встала, так ли одета…Дома дел никаких не было – уедут муж и свекор с утра до вечера по делам, а ей и тошно одной по дому слоняться. А ребенка родить не получалось, за что домашние ее не любили и попрекали постоянно (хотя никакой ее вины в том не было). Читать в доме было нечего, но она читать и не любила. В общем, не жизнь – тюрьма. Срок заключения – пять лет.

И тут встретился, наконец, человек, которому она была не совсем безразлична…Молодой приказчик Сергей. Он не только молод, он красив, ведет затейливые речи, а после и признается в любви. И Катерина влюбилась. Впервые в жизни, до полной потери мироощущения и самоконтроля. И, как всякая влюбленная женщина, не видела недостатков в своем возлюбленном – ни легкости в отношениях с женщинами, ни алчности. Любовь! Рай на земле…И свекор, узнавший об их романе, воспринимается как препятствие ее счастью. Препятствие надо устранить, и старик умирает, наевшись грибов. Только вот Сергей становится более холоден и сух, отмалчивается. Наконец, разговорив его, Катерина узнает, что хотел бы он на ней жениться, а не ходить в любовниках. «Теперь она готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест.» И претензии вернувшегося из долгой отлучки мужа превращают ее в страшную разрушительную машину, готовую смести все препятствия на пути к счастью. Муж тоже был убит и надежно захоронен в погребе. Появившаяся вскоре сестра мужа с малолетним племянником также претендуют на наследство. И, при подстрекательстве Сергея, которому хочется богатой жизни, племянник попрощался с жизнью. Рай кончился, дальше – арест, суд, каторга.

Но Катерине все равно – куда, лишь бы с ним. И вот на этапе, видя равнодушие и насмешки Сергея, а потом и его явную измену, Катерина сломалась – не для чего больше жить, а значит, и не нужно. И она бросается в воду, утащив с собой и соперницу. Казалось бы, любовь – светлое созидательное чувство, возвышающее человека…Но – пути судьбы извилисты и непредсказуемы.

Сочинение про Катерину Измайлову

Лесков написал большое количество разных произведений. И одним из них является произведение под названием «Леди Макбет Мценского уезда».

Многие писатели описывали в своих произведениях именно женщин, которые работали и трудились не покладая рук, а иногда даже и умирали прямо в поле. Одним людям их очень жалко, и они бы рады им помочь, но ничего сделать не могут. А вот другие наоборот относятся к ним без уважения и даже слышать о них ничего не хотят.

Как только начинаешь читать произведение, то становится понятно, кто является главной героиней. Ей скучно и она старается сделать все для того чтобы себя развлечь. Больше всего на свете ей хотелось жить всегда в богатстве, но пока это выполнить не удалось. И вот однажды она оказалась в большом крестьянском особняке. Теперь она может себе позволить все и жить только в свое удовольствие. Вот только ей ничего не хочется менять, и она продолжает жить прошлой жизнью. Катерина целыми днями ходит из одной комнаты в другую, а когда ей это надоедает, то идет на кухню, где очень много кушает. У нее имеется внутренняя сила, при помощи которой можно добиться всего чего только пожелаешь. А ей больше всего на свете хотелось, чтобы в нее влюбился Сергей и все исполнилось. Иногда она превращалась просто в монстра, которого было не узнать и для того чтобы выполнить все что ей хочется, могла пойти даже по головам других людей. А тем временем Сергей использует всю свою злость и корысть в своих целях. Кроме этого он вовремя может скрывать все свои отрицательные стороны и прятать их за ревностью и корыстью.

Немного позже она познала, что такое убийства и если от первого не получила никакого удовольствия, то уже последующие совершила с превеликим удовольствием и радостью. Сначала она расправилась со своим свекром, который ненавидел своего сына и постоянно унижал и обижал его. За ним последовал уже сам Сережа. Теперь наследство делилось между Катериной и маленьким ребенком Федей. Вот только ни с кем и ничего она делить не хотела и поэтому очень быстро расправилась и с ним. Сначала она не хотела его убивать и думала, что обойдется без этого, но уже немного позже ничего не могла с собой сделать и остановиться тоже не смогла.

Любовью также это нельзя назвать, ведь любовь очень сильно меняет человека и делает совсем другим. Кроме этого ради любимого человека другой человек совершает различные поступки или подвиги. А вот Катерина преследовала совсем другие требования и делала все для того чтобы ей подчинялись и выполняли все что скажет.

Также читают:

Картинка к сочинению Катерина Измайлова в повести Леди Макбет Мценского уезда

Популярные сегодня темы

Моя собака Барни – лабрадор. Он светло-коричневого цвета. Наличие лабрадора в качестве домашнего животного служит у нас двойной цели. Мы не только получаем отличного друга, который всегда готов играть

Моим самым любимым животным является щенок. Я готова целый день проводить с ним время, его зовут Кузя, а подарил мне его папа на мое день рождение.

Булгаков Михаил Афанасьевич – русский писатель, известный в основном из-за своего романа «Мастер и Маргарита». Однако, у него есть и множество других произведений, над которыми стоит задуматься и которые многие люди очень любят

Татьяна с детства была не разговорчивой, задумчивой, печальной, замкнутой и отличалась от своих сверстниц. Татьяна не любила участвовать в играх, она предпочитала слушать сказки своей няни и проводить время на природе.

Повесть Гоголя можно рассматривать как притчу. В ее основе лежит повествование о деградации как личности – человека. Нам рисуют картину, когда вещь становится смыслом жизни, источником радости и бесконечного горя

Читайте также:  Русский характер в очерке Н. Лескова Леди Макбет Мценского уезда.: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×