Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова.: сочинение

Доклад “Становление личности М.Ю. Лермонтова”

Доклады к урокам

Скачать:

ВложениеРазмер
safiullin_rashid_7b_klass._doklad.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Становление личности М.Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.

На формирование личности Лермонтова повлияло множество факторов: воспитание, круг общения, общественно-политическая обстановка, интересы. Когда мальчику было два года, его мать умерла. Смерть матери стала серьезной психологической травмой для будущего поэта, и углубили конфликтные отношения между отцом и бабушкой по материнской линии. Она забрала мальчика к себе в имение, в Пензенскую губернию, лишив общения с отцом. Детство будущего поэта прошло в селе Тарханы, в атмосфере бабушкиной любви и заботы. Однако, будучи ребенком эмоциональным, романтичным, болезненным, будущий поэт часто находился в грустном настроении, погружённым в себя.

Поэт получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Бабушка возила Лермонтова лечиться на Кавказские воды. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов отразились в его раннем и позднем творчестве (“Кавказ”, 1830; “Синие горы Кавказа, приветствую вас. “, 1832).

В Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству и ориентация его на А.С. Пушкина и английского поэта – романтика Байрона. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В центре байронической поэмы – герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и отрицающий его социальные и нравственные нормы.

В сентябре 1830 года М.Ю. Лермонтов становится студентом нравственно-политического, а затем словесного отделения Московского университета, где учится меньше двух лет, так как не выдерживает публичных экзаменов. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Екатериной Сушковой. С ней связан лирический цикл 1830 года («Нищий», “ Стансы”, “Взгляни, как мой спокоен взор. “, “Ночь”).

В 1830-1832 годы идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр “отрывка” – лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления.

Чувство к Варваре Лопухиной, сестре товарища Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухиной были адресованы как ранние стихи, так и поздние произведения: “Валерик”, “Нет, не тебя так пылко я люблю”… В 1830-1831 годах раннее лирическое творчество поэта достигает вершины.

В 1832 году Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, где надеется продолжить образование в Петербургском университете. Однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Родные советуют Лермонтову избрать военное поприще, и в ноябре 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении.

В 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834), поэт снова начинает писать; в этом же году выходит поэма “Хаджи Абрек” – первое выступление Лермонтова в печати.

Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы “Маскарад”, работает над поэмами “Сашка”, “Боярин Орша”, начинает роман “Княгиня Лиговская”. Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым, С. А. Раевским и А. А. Краевским.

Написанное в 1837 г. на смерть Пушкина стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» стало переломным моментом в его биографии. Лермонтов был арестован, началось политическое дело о “непозволительных стихах”. Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: “Сосед”, “Узник”, положивших начало блестящему “циклу” его “тюремной

Во 2-й половине января 1838 года Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 – годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетнёвым, его принимают в семействе Карамзиных. В 1840 году в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненный сборник “Стихотворения”, поэма «Мцыри» и роман “Герой нашего времени”.

В феврале 1840 года у Лермонтова состоялась дуэль с сыном французского посланника де Барантом, которая закончилась примирением с противником и ссылкой поэта на Кавказ. В январе 1841 г. на три месяца Лермонтов приезжает в Санкт-Петербург в отпуск. Он мечтает выйти в отставку, чтобы посвятить себя литературе. 14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: “Сон”, “Утес”, “Они любили друг друга. “, “Тамара”, “Свиданье”, “Листок”, “Выхожу один я на дорогу. “, “Морская царевна”, “Пророк”.

В Пятигорске Лермонтов вращался в кругу давних знакомых, молодежи. Среди них был отставной майор Мартынов, с которым Лермонтов учился в школе гвардейских юнкеров. Размолвка между ними закончилась дуэлью 27 июля 1841 года, в которой поэт, не придавший значения серьезности намерений своего противника, был убит наповал. Прах Михаила Юрьевича весною 1842 г. привезли в Тарханы и похоронили в фамильном склепе.

За короткие 13 лет творческой биографии поэт внес неоценимый вклад в русскую литературу как автор исключительной по разнообразию тем и мотивов лирики. Творчество Лермонтова завершило развитие национальной романтической поэмы, создало фундамент для реалистического романа XІX.

Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова

Русская литература – литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов. С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода – грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона,

Тема вольности и гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха! Жрецы минутного, поклонники успеха! Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг.

Aнализ ранних поэм Лермонтова Ранние поэмы. К жанру поэмы Лермонтов обращается в самом начале своего творческого пути. Всего он написал около 30 поэм,- большинство из них в ранний период. Поэмы появляются у юного поэта.

Что я думаю о Печорине (размышления о романе М Ю Лермонтова “Герой нашего времени”) “Герой нашего времени” принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая. внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными.

Героизм русских людей в Отечественной войне 1812 год (М. Ю. Лермонтов. “Бородино”) “Бородино” – первое печатное произведение М. Ю. Лермонтова, написанное к 25-й годовщине Бородинского сражения. В этом сражении простые русские солдаты героически сражались с врагом и спасли от него родину. Старый.

Восприятие личности в романе “Герой нашего времени” Там же Белинский характеризует главные достоинства художественного мира Лермонтова, такие, как “глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широкость и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие.

Печорин и горцы в романе М. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Лермонтова “Герой нашего времени” – это “история души человеческой”, как определил характер своего произведения сам автор. Роман состоит из пяти повестей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мэри” и.

Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – это “история души человеческой”, как определил характер своего произведения сам автор. Роман состоит из пяти повестей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мэри”.

“Эгоизм умерщвляет великодушие.” (По роману Лермонтова “Герой нашего времени”) “Самолюбие – это соль жизни”, – утверждает Гончаров в своем романе “Обломов”. Действительно, это чувство, которое очень часто путают с себялюбием, много значит для человека, для его судьбы. Чаще всего.

Беда или вина Печорина в том, что жизнь его пуста и бесцельна Печорин – герой своего времени. В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в.

“Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) (2) В поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтов создал яркий и самобытный образ мальчика-горца. Первые шесть лет своей жизни он провел в горах, среди родных и близких, на лоне живописной природы, но.

Печорин и контрастные образы в романе М Ю Лермонтова “Герой нашего времени” На мой взгляд, главного героя романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Печорина можно сравнить с героем комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Чацким. Оба персонажа являются людьми, сталкивающимися.

Лирическое содержание стихотворения “Парус” “Парус” написан в 1832 году еще совсем юным Лермонтовым, и сам поэт, взыскательно отбиравший свои стихотворения для опубликования, не включил этот маленький шедевр в свой вышедший при жизни стихотворный сборник.

“Душой – дитя, Судьбой – монах” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) (2) Мцыри – главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Его нелегкая судьба никого не может оставить равнодушным. Шестилетним мальчиком он попадает в плен к русскому генералу, который увозит его из.

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова.

Опыт создания образа положительного героя в поэме “Мцыри” Первоначальный очерк характера будущего Мцыри Лермонтов дал в незаконченной поэме “Исповедь” (1831) в образе испанского монаха, заключенного в монастырскую тюрьму. Таков же пленник русской монастырской тюрьмы XVI в. Арсений, герой.

Демон ДЕМОН – герой “восточной повести” М. Ю.Лермонтова “Демон” (1829-1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно-поэтически переработано Лермонтовым. В повести Д.- персонифицированный человеческий дух, наделенный.

Природа в понимании Мцыри Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. М. Лермонтов Михаил Юрьевич.

Реалистическое или романтическое произведение “Герой нашего времени” Поутру ясную погоду, Но красоты их безобразной Люблю песчаный косогор, Эти стихи написаны через десять лет после известных пушкинских строф в “Путешествии Онегина”, в которых мы справедливо видим своеобразный манифест.

Образ бунтующей души в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Парус” Какие противоречивые чувства вызывает во мне сти­хотворение М. Ю. Лермонтова “Парус”: печаль одиноче­ства и восторг бури! Как удалось поэту соединить в не­скольких строках эти столь различные состояния? В своем стихотворении.

Жанр и композиция поэмы “Мцыри” “Мцыри” – лирическая поэма. В ней дается по преимуществу изображение сложных переживании героя, а не внешних событии. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ От имени героя давал возможность наиболее.

Сейчас вы читаете: Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова

Творческое развитие Лермонтова

Творческое развитие Лермонтова уникально не только потому, что он погиб в самом начале своего «великого поприща». Первые дошедшие до нас стихи Лермонтова датированы 1828 г. (тогда ему было 14 лет). Большинство лермонтовских произведений написано в 1826-1836 гг., но в литературе поэт Лермонтов появился фактически только в 1837 г., после того, как гневным стихотворением «Смерть Поэта» откликнулся на гибель Пушкина. Общественная реакция на это стихотворение, изгнание Лермонтова — ссылка на Кавказ, изменение проблематики и стиля его поэзии, публикации стихотворений, прежде писавшихся «в стол», — все это позволило говорить о том, что в России появился новый поэт.

Творчество Лермонтова — поступательное движение, суть которого — в подъеме на новый виток и одновременно в возвращении к уже открытому. На каждом новом витке творческой спирали происходило переосмысление образных «чертежей», создавшихся на предшествующем. Учитывая «спиралеобразный» характер творческого развития Лермонтова, можно выделить в нем три периода.

Юношеский период (1828-1831) — время первых литературных опытов.

Родители Лермонтова — отставной пехотный капитан Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, не имели в Москве собственного дома. Местом их постоянного проживания было село Тарханы Пензенской губернии, принадлежавшее бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой. В Тарханы семья вернулась весной 1815-го, когда Мария Михайловна оправилась от трудных родов. В 1816 году родители расстались. Зимой 1817 года у Марии Михайловны началось обострение болезни — «то ли чахотки, то ли сухотки». 24 февраля того же года она скончалась. Лицо живой матери Лермонтов практически не помнил, его заменил портрет, с которым бабушка никогда не расставалась. А вот день ее похорон, хотя ему не было и трех лет, запомнил, описав в поэме «Сашка»:

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею черный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее… и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье…

В 1828-1830 гг. юноша обучался в Благородном пансионе при Московском университете, а с 1830 по 1832гг — на нравственно-политическом отделении Московского университета.

Вершиной первого периода творчества являются 1830-1831 гг. — время интенсивной творческой деятельности поэта, когда было написано около 200 стихотворений. Лермонтов за эти же два года создал 6 поэм — «Последний сын вольности», «Ангел смерти», «Люди и страсти» и другие. Большинство произведений Лермонтова были ученическими, художественно несовершенными. Именно поэтому он не спешил публиковать их. Первая публикация — стихотворение «Весна» в журнале «Атеней» — прошла незамеченной и значения для юного автора не имела. Но уже с первых шагов в литературе Лермонтов не ограничивался «учебой» у своих именитых предшественников. В его отношении к любым литературным авторитетам, будь то Байрон, Пушкин или Рылеев, проявилась позиция притяжения-отталкивания. Лермонтов не только усваивал, но и преображал, переосмысливал поэтические традиции.

Творчество Лермонтова 1828-1831 гг. имело ярко выраженный автобиографический характер. В лирике отражались детские впечатления, первые дружеские симпатии, любовные увлечения. Автобиографизм был важнейшим творческим принципом Лермонтова, хотя этот принцип противоречил другому — стремлению поэта-романтика включить свои «подлинные», «достоверные» мысли и чувства в контекст общеромантических литературных мотивов.

Переходный период (1832-1836) — от юношеского творчества к зрелому.

Сам поэт оценивал этот период как время встряски, «действования». В биографическом плане начало нового этапа творчества совпало с уходом Лермонтова из Московского университета, переездом с бабушкой в Петербург, где он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Двухлетнее пребывание в закрытом военно-учебном заведении завершилось в 1835 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Резкая перемена жизни, поприще военного, которое избрал Лермонтов, во многом определило дальнейшую судьбу и повлияло на характер развития.

За четыре года Лермонтовым было написано сравнительно немного лирических стихотворений: они уступили место эпическим жанрам, а также драматургии. В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного непокоя, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений. Образы бурного моря, грозы, мятежного паруса созданы во многих стихотворениях 1832 г. Это не только отголоски романтической традиции Байрона — в них выразился лермонтовский порыв к действию, к преображению своей человеческой и творческой судьбы. Антитеза мятежа и покоя, свободы и неволи определяют смысл стихотворений «Парус», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Моряк» (1832).

Ослабляется автобиографизм в лирике. Лермонтов ищет новые пути для того, чтобы выразить состояние лирического героя. Один из плодотворных путей, найденных поэтом, — создание предметного образа-параллели, который соотносится с внутренним миром лирического героя. Например, в «Парусе» психологическая параллель лежит в основе образа символа одинокого паруса, плывущего по морю жизни. Предметный образ, насыщенный психологическим содержанием, вбирает в себя движение мысли поэта. Образ паруса развертывается как акт самосознания «мятежного» лирического героя: отвергая традиционные жизненные ценности, он выбирает непокой, бурю, мятеж. Поэтический принцип психологизации в лирике зрелого периода творчества (стихотворения «Три пальмы», «Спор», «Утес» и др.)

В 1832-1836 гг. Лермонтов-романтик впервые затронул проблему взаимоотношений личности и общественной среды. В неоконченном романе «Вадим»(1832-1834) и в поэме «Измаил-бей» (1832-1833) он размышляет о связи между судьбой единичного, «частного» человека и ходом истории. В 1835-1836 гг. актуальным становится вопрос об изображении человека в бытовой обстановке. Художественный итог творческих поисков Лермонтова в 1832-1836 гг. — драма «Маскарад» (1835-1836).

Период творческой зрелости (1837-1841) — время создания лирических шедевров, наивысших достижений в жанре поэмы и в прозе.

В феврале 1837 г. за стихотворение «Смерть Поэта», распространявшееся в списках, Лермонтов был арестован и помещен на гарнизонную гауптвахту. После окончания следствия в марте 1837 г. по приказу Николая I был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и отправлен на Кавказ к новому месту службы. Однако первая кавказская ссылка, во время которой Лермонтов познакомился и сблизился со ссыльными декабристами, была недолгой. Уже в январе 1838 г. благодаря хлопотам бабушки и личному заступничеству А.Х.Бенкендорфа, поэт вернулся в Петербург для продолжения службы в лейб-гвардии Гродненском полку.

В творчестве Лермонтова развивался комплекс тем, мотивов и образов, возникших ранее, однако писатель-романтик переживал острый кризис. Он все больше осознавал ограниченность романтического индивидуализма, стремился понять свою связь с исторической деятельностью: в 1837-1841 гг. на первый план выдвинулась тема современного поколения в его специфической лермонтовской трактовке. В 1837-1841 были созданы лучшие романтические поэмы «Мцыри» и «Демон». Поэмы «Тамбовская казначейша» и «Сказка для детей» написаны в иной тональности: в них проявилось движение Лермонтова к реализму. «Песня…. про купца Калашникова» поразила современников не только совершенным владением формами народной поэзии, но и пониманием самого ее духа. Высшим достижением лермонтовской прозы, своеобразной «энциклопедией излюбленных тем и мотивов его творчества стал роман «Герой нашего времени» (1838-1839). Работа над отдельными повестями, составившими произведение, формирование его общей концепции переплелись с лирическим творчеством и созданием лучших поэм.

Ссора между Лермонтовым и Мартыновым произошла 13 июня 1841 года.

Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4 километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук состоялась дуэль, на которой поэт был убит. Надлежало начинать Лермонтову, он выстрелил в воздух, желая все же кончить глупую ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов. Он был довольно бессердечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику выстрелить ему прямо в сердце. Несчастный Лермонтов тотчас испустил дух! Сразу после окончания поединка разразилась сильная гроза. Секунданты ускакали в город. Необходимо было раздобыть повозку, чтобы перевезти убитого. 17 июля 1841 года состоялось погребение тела поэта на пятигорском кладбище. Запись в метрической книге пятигорской церкви Скорбящей Богородицы: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было». Дело в том, что по православному обычаю, убитый на дуэли приравнивался к самоубийце, похоронить его по церковному было нелегким делом. Дав взятку священнику, друзья поэта добились разрешения вырыть могилу на кладбище, а не за пределами его.

Когда-то, в ранней юности, Лермонтов написал странные стихи:

Кровавая могила меня ждет,

Могила без молитв и без креста.

И вот предсказание сбылось: тело его предано земле без молитв…

С биографией поэта можно ознакомиться здесь.

Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова

Русская литература – литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов.

С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода – грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона, который был “властителем дум” молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей. Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада. На юного поэта начинают смотреть как на кандидата в “русские Байроны”.

Но вскоре Лермонтов осознает свою индивидуальность и пишет стихотворение “Нет, я не Байрон, я другой…” (1832 год), которое завершает период увлечения творчеством поэтов-романтиков:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник…

С 1833 по 1836 год продолжается второй период развития поэта. В это время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство из которых не пользовались популярностью у читателей. И с 1837 года до самой смерти поэта длится последний этап – его зрелость.

Началом этого этапа можно считать стихотворение “Смерть поэта” (1837 год), с которым молодой Лермонтов вошел в литературу. Это стихотворение было написано после того, как он получил известие о смерти Пушкина, которая вызвала раскол среди дворянской интеллигенции. Одни защищали Пушкина и негодовали на Дантеса, другие, в основном в светских кругах, оправдывали убийцу. Ответом последним и стало стихотворение “Смерть поэта”, в котором Лермонтов обвинял представителей придворной аристократии, убивших поэта:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

За последние шестнадцать строк Лермонтова обвинили в подстрекательстве к восстанию и сослали на Кавказ. Поэт без сожаления прощается с Родиной, надеясь “за хребтом Кавказа” творить, не опасаясь царя: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ… На этом этапе Лермонтов полностью осознает свое предназначение и свою судьбу, связанную с ним. Об этом стихотворение “Пророк” (1841 год). В нем Лермонтов как бы продолжает пушкинского “Пророка”, который заканчивается тем, что пророк осознает свое предназначение “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский же пророк бежит от людей, не понимающих его:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Пророк вынужден бежать в пустыню от людей:

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи…

Но люди не забывают смельчака, бросившего им вызов, и даже спустя годы, когда пророк вынужден пробираться через город, старцы указывают на него детям, говоря:

“Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами.

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!”

Таким образом, Лермонтов – поэт-пророк появился не сразу, долгое время “творческая дума” зрела на сердце у поэта, прежде чем появиться на свет в стихах зрелого периода.

Мне очень нравится читать стихотворения М. Ю. Лермонтова. В них нет навязчивой поучительности, жалостливости, слезливости, зато не занимать внутренней силы, мощи, мятежа, стремления действовать. Читая произведения поэта, понимаешь, что понятия честь, родина, свобода для него не просто слова. Так что же такое свобода в понимании М.

Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова с которым я познакомился еще в детстве было стихотворение. Парус. Еще в те годы оно произвело на меня большое впечатление своей образностью поэтической красотой глубокими пере.

Что ищет он в краю далекомЧто кинул он в краю родном. В стихотворениях. Пушкина Осень мы видим разнообразные картины зимние праздники охота помещиков от которой страдают земли крестьян катание на коньках и многое другое.

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем например тема свободолюбия тема.

Родина для Лермонтова – понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу. В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян. ”).

Взгляды М. Ю. Лермонтова на поэта и его миссию менялись по мере развития творца появления и утверждения в его лирике тенденций реализма. Смешно бессмертье на земли. Когда вы счастливы в пыли Не верь не верь себе мечтатель молодой Оно тяжелый бред души твоей больной.

Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема. Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта. Уж постоим мы головою. Простой отнюдь не выдающийся человек умирающий от пулевого ранения в грудь дает поручение боевому товарищу в стихотворений.

Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова есть все основания считать родоначальником отечественной прозы. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе, развернуть эту тенденцию Лермонтову помешала смерть.

Тема конфликта человека и общества, начатая Байроном, получила свое развитие в сочинениях и Пушкина, и Лермонтова не случайно. Дело в том, что «английский сплин», которым был болен Чайльд Гарольд, имеет аналогию — «русскую хандру». «Русская хандра» получила такое широкое распространение, что стала поистине болезнью века, и величайшие русские писатели не могли, конечно, не отразить это явление в своих произведениях.

Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно?художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта.

Если говорят о литературе первой половины ХIХ века, то первыми на ум обыкновенно приходят имена Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевиче Лермонтова. Это не просто выдающиеся поэты своего времени – можно сказать, что каждый из них и есть свое время. Тематика лирики обоих поэтов разнообразна – свобода, Родина, любовь и дружба, поэт и его назначение.

Патриотические мотивы в лирике Лермонтова М. Ю. Лермонтов страстно и вдохновенно любил свою родину, свой самобытный народ, природу России-матушки. Любить отчизну в представлениях поэта-гражданина значило ненавидеть тех, кто держал народ в цепях рабства, бороться за его свободу и счастье. Поэту горько сознавать, что Россия — «страна рабов», покорно несущих гнет лживой, бесчувственной знати.

Поэт и общество в лирике Лермонтова Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта — это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки — из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.

Автор: Лермонтов М.Ю. На протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных.

Автор: Лермонтов М.Ю. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.

Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Автор: Лермонтов М.Ю. В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: « Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ». Автор хотел показать « современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».

Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. “Два великана” Автор: Лермонтов М.Ю. В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого

Мцыри – “любимый идеал” Лермонтова Автор: Лермонтов М.Ю. Страстную тоску передовых современников Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме “Мцыри”.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Автор: Лермонтов М.Ю. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: “оклеветанный молвой”, “жажда мести”, “поникнув гордой головой”, “восстал. против мнений света”, “свободный, смелый дар”, “дивный гений”, “торжественный венок”.

Лермонтов – наш современник Автор: Лермонтов М.Ю. Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”. Но можем ли мы сказать, что это трагедия только современников Лермонтова? Почему многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения великого поэта и прозаика? Мне кажется, что Лермонтов указал на многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени.

Автор: Лермонтов М.Ю. «Поэт совсем другой эпохи, — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Трагизм судьбы М Ю Лермонтова в светском обществе представлен в стихотворениях «Смерть поэта», «Как часто пестрою толпою окружен..», «Свет». Светское общество в них не просто скучно а преступно, оно убивает поэтов.

Автор: Лермонтов М.Ю. В стихотворении «Родина» Лермонтов заявляет о своей кровной связи с природой, с народом, с его радостями и горем. Он любит все родное, русское, национальное, но ненавидит «страну рабов, страну господ», т. е. Россию самодержавно-крепостническую.

Анализ стихотворения “Родина” Лермонтова Автор: Лермонтов М.Ю. В этом стихотворении Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казённому. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, “горестями и радостями его жизни.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова “И скучно и грустно”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение «И скучно и грустно» было написано за год до смерти самого автора – Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении автор как бы подводит итог своей жизни. С высоты прожитых лет пытается разобраться в этой сложной мозаике, которую он сам же и собрал.

Как всякий истинный художник, Лермонтов был в высшей степени гражданином своего отечества, достойным, благородным и непреклонным.

Мелодичная, образная и удивительно красочная поэзия М. Ю. Лермонтова свежа и интересна нам так же, как и его современникам. Ее не старят века, ибо она творение гения. Природа в лирике Михаила Юрьевича олицетворена, полна драматизма.

Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова – это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Смерть поэта” Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения – конфликт поэта и толпы.

Автор: Лермонтов М.Ю. Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова занимают свою особую нишу, хотя о них и не так часто говорят. Однако в своем главном стихотворении, посвященном России, Лермонтов самым «дорогим сердцу» образом называет именно народную Россию, с ее непростым, суровым, но истинно русским бытом.

Автор: Лермонтов М.Ю. М.Ю. Лермонтов – это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях.

Читая стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко. » перед глазами возникает картина: на скале, среди снега и тьмы , одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется нет такой силы, которая может её свалить,обламать, согнуть.

Сочинение о творчестве великого русского поэта ХIХ века М.Ю. Лермонтова. Краткая биография, события, которые оказали влияние на его творчество. Взгляд поэта на поколение ровесников, причины душевного смятения. Любовь, боль, переживания за судьбу России.

Лирика Лермонтова

Личность и творческий облик Лермонтова сформировались в эпоху николаевской реакции, наступившей после разгрома декаб­ризма в 1925 году. Это время принесло в творчество поэта проблему сильной личности, ее отношения к обществу, государству, истории, проблему «воли для себя». Таким образом, само время поставило перед Лермонтовым вопросы, характерные для романтического ми­роощущения. Лермонтов продолжал и развивал пушкинские тра­диции, но, как сказал В.Г.Белинский, «это поэт совсем другой эпо-

хи». «Сравните, например, грустные ноты пушкинской поэзии с пе­чалью, проникающею стихи Лермонтова — писал А.И. Герцен, — негодование от полноты сил и безнадежный скептицизм надлом­ленной души». В отличие от Пушкина, Лермонтов в своем творче­стве не проходит очевидную эволюцию от ранних сугубо романтиче­ских произведений, представляющих собой необходимый этап формирования поэта, к полному господству реализма. Оба направ­ления развиваются параллельно в его творчестве.

Основные образы и мотивы лермонтовской поэзии возникают в результате сосредоточенного размышления над определенной груп­пой проблем, которые проецируются на личность лирического героя и вызывают те или иные настроения в нем. С наибольшей силой романтические мотивы и связанные с ними романтические на­строения лирического героя Лермонтова, неудовлетворенного собой и непонятого обществом, выразились в ранней лирике. Поэта часто называют «русским Байроном». Великому английскому романтику Лермонтов посвятил многие свои стихотворения, например «К***» («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…», 1830), «Нет, я не Байрон…» (1832), отмечая не только свое сходство с ним, но и ос­новное отличие — «русскую душу». Другой герой лермонтовской по­эзии, воплощающий в себе идеал романтика, — это Наполеон. С его именем связан большой цикл стихотворений («Наполеон», «Воз­душный корабль», «Последнее новоселье»). С этими двумя роман­тическими личностями многое роднит характер лермонтовского лирического героя, в котором проявляются индивидуализм и отчу­жденность, высшие устремления и трагическое одиночество, жажда деятельности и всеохватывающее отрицание.

В поэзии Лермонтова можно выделить чисто романтические мо­тивы: демонический («Мой демон», 1829; «Мой демон», 1830-1831, поэма «Демон»); мотивы одиночества, разочарования, измены («Утес», «Листок», «И скучно и грустно…», «Я не унижусь пред то­бою…» и др.); тюремный мотив («Пленный рыцарь», «Сосед», «Узник» и др.), мотивы обреченности и смерти («Выхожу один я на дорогу…», «Сон» и др.), свободолюбия и борьбы («Парус», «Мцыри» и др.). Мно­гие из них присутствуют в поэзии Лермонтова от начала до самого конца, другие — постепенно уходят. Но самым устойчивым мотивом, проявляющимся в самых различных вариациях, является мотив тра­гического одиночества — один из центральных мотивов романтиче­ской поэзии. Он воплощает идею всеобщего отрицания и недостижи­мости идеала, разрыва поэта с миром и противостояния избранной личности — романтического героя — и общества.

Этот мотив имеет и биографические основы, поскольку поэту до­велось испытать много утрат, он трудно сходился с людьми и на­стоящих друзей у него почти не было. Он рано лишился матери, а с отцом был разлучен. «Ужасная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть», — написал после смерти отца поэт. Он не нахо­дит понимания нигде: ни в дружбе («Я к одиночеству привык, / Я б не умел ужиться с другом…»), ни в любви («Пусть я кого-нибудь люблю, / Любовь не красит жизнь мою…»), ни в обществе («Никто не дорожит мной на земле, / И сам себе я в тягость, как другим…»).

Тема неразделенной любви у Лермонтова также имеет реальные биографические основы: стихотворение «Нищий» посвящено Екате­рине Сушковой, «Я не унижусь перед тобою…» — Наталье Ивано­вой, многие стихи связаны с Варварой Лопухиной (в замужестве Бахметьевой). К ней обращено одно из самых пронзительных сти­хотворений поздней лирики поэта «Валерик» («Я к вам пишу слу­чайно; право…»), точное и реалистичное по описанию и горестное, щемящее по острому чувству тоски и одиночества без любимой. Воспоминания о ней звучат в стихотворении, ставшем одним из по­следних в его творчестве, — «Нет, не тебя так пылко люблю…».

Иная интерпретации мотива одиночества в творчестве Лермонтова выражается в стихотворениях, связанных образом тюрьмы, темницы: «Сосед», «Соседка», «Узник», «Пленный рыцарь». Многие из этих стихотворений были написаны поэтом, когда он сам находился в тюрьме (за стихотворение «Смерть поэта», а затем за дуэль с Барантом), но здесь главное не тюремные реалии, а чувства заключенного. В «Пленном рыцаре», связанном с эпохой средневе­ковья, описание земной жизни строится на противопоставлении прежней воли и тюрьмы, в которой оказывается рыцарь, ратного железа и тюремного камня. Благодаря этому стихотворению, про­тивопоставление железо — камень переходит в реалистическую со­циальную лирику:

О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью.

«Как часто пестрою толпою окружен…».

1 января 1840 г.

Этот «железный стих» направлен против иной тюрьмы — лице­мерного, бездушного света, сковывающего и убивающего все естест­венное, живое, человечное. В стихотворении возникает не только мотив одиночества, но и связанный с ним мотив маскарада. Образ маски — один из главных символов лермонтовской поэзии, выра­жающий лживость, двуличие и душевную пустоту окружающих и передающий авторский скепсис, дух отрицания и сомнения. Мас­карад невыносим для лирического героя, так как маски прикрыва­ют не лица, а их отсутствие — бездушие. Потому ему и слышится «дикий шепот», от которого пробегает холодок по телу; отсюда, как из тюрьмы, лирический герой хочет вырваться — в прекрасный, гармоничный мир природы и детства. Но попытка бегства — это лишь мечта, лирический герой стихотворения обречен вернуться в мир масок — в «тюрьму».

Так возникает еще один важнейший мотив лермонтовской по­эзии — критический. Он объединяет мотивы романтические (демо­нический, мотивы отрицания и скепсиса) и реалистические (граж­данские и патриотические).

Критический мотив в романтической поэзии Лермонтова пере­растает во всеобъемлющее сомнение в том, что все мироздание уст­роено правильно. С этим мотивом связан еще один центральный лермонтовский образ — Демон, который в романтической поэзии стал символом отверженности и непокорности гордой титанической личности, противостоящей Богу и людям (стихотворения «Мой Де­мон», 1829, 1831; поэма «Демон», 1838). Лермонтов рисует в произ­ведениях, связанных с демоническим мотивом, не столько образ зла и разрушения, сколько воплощение отрицания, сомнения, скепти­цизма. Это одна из характерных особенностей лермонтовского Де­мона. Она отражает в целом философскую позицию поэта. По его представлениям, мир настолько несовершенен, что доброго отно­шения он не заслуживает. Именно силам зла поэт отводит главную роль в исправлении его пороков.

Вот почему демонический мотив органично входит в стихи Лер­монтова, связанные с темой поэта и поэзии. Он противопоставляет два рода вдохновенья и две музы. Первая — «муза кротких вдохно­вений» — всегда вынуждена уступать место другой, той, что внушает «железный стих». Эта муза и оказывается связана с именем Демона:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня…

В стихотворении «Мое грядущее в тумане…» (1835), посвященном теме поэта-пророка, поэт рассказывает о том, как он предает себя

злу, чтобы лучше понять его, изучить на себе и исправить. Это своеобразная жертвенность во благо мира. Таков поэт-пророк и в других стихотворениях, связанных с этой темой в творчестве Лер­монтова. В наполненном гражданским пафосом стихотворений «Поэт» (1836), Лермонтов напоминает о высоком назначении поэта, который своей творческой властью должен объединять людей «во дни торжеств и бед народных», пробуждая в них благородные мыс­ли. Но общество масок, привыкшее «морщины прятать под румя­ны», не приемлет такой миссии поэта. Стихотворение заканчивает­ся призывом: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?». Лермонтов верит в силу «из пламя и света рожденного слова», а по­тому пророк остается верен своему предназначению. Эта мысль звучит в его поэтическом завещании — стихотворений «Пророк» (1841). Сравнивая пушкинского «Пророка» с лермонтовским, видно, насколько трагичнее ощущение Лермонтова. Его пророк, читаю­щий «в очах людей … страницы злобы и порока», при всей жестоко­сти толпы, при всем одиночестве не теряет веры в гармонию как основу мира. Радостный разговор со звездами спасает пророка от отчаяния:

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Но путь к такому взаимопониманию с Небом был не прост для по­эта. Он должен был сначала изжить своего демона, «отделаться сти­хами» от него. Разрушение несовершенного, неправедного мира — такой видит поэт поначалу задачу того, кто, став пророком, впустил в себя силы зла. А для этого нужна сила и мощь титанического отри­цания, его действенность и активность.

Так возникает еще один характерный для поэзии Лермонтова мотив — мотив действия, борьбы: «Мне нужно действовать», — го­ворит поэт в стихотворении «1831-го июня 11 дня». Наиболее че­канную форму этот мотив получает в юношеском стихотворении «Парус», где поэт создает истинно романтическую картину. Здесь море — символ свободы и непокорности, и представлено оно во всей своей красе. Состояние природы созвучно мыслям и переживаниям автора: «А он, мятежный, просит бури, /Как будто в бурях есть по­кой!». Романтический идеал Лермонтова — мятежная, стремящая­ся к свободе личность — отражен в этом стихотворении с удиви­тельной полнотой.

Но такой личности поэт не находит в современном ему обществе, где «и скучно и грустно, и некому руку подать», а потому оно под­вергается беспощадной критике, которая накладывает свой отпеча­ток на стихи, связанные с гражданской и патриотической темой. Критика социальной среды у Лермонтова может быть направлена на какую-то отдельную его часть, например, высший свет — как в стихотворении «Смерть поэта» (1837). По мнению Лермонтова, именно те, «жадною толпой стоящие у трона», виновны в гибели Пушкина. Поэт у Лермонтова — жертва этого общества, его образ соотносится с Христом:

И прежний сняв венок — они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него…

У Лермонтова поэт противопоставлен тем, кого он называет по­томками «известной подлостью прославленных отцов», морально низким людям, живущим в мире «завистливом и душном». Он же обладает «сердцем вольным» и «пламенными страстями». Так воз­никает неравный поединок одного против всех. Светская толпа, объединяясь против «гордого» «невольника чести», восставшего «против мнений света», губит «дивного гения», которым должна была бы дорожить и гордиться. А потому лермонтовский приговор этой «толпе» звучит так грозно и зловеще:

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет…

И сам Лермонтов не раз осмеливался быть выразителем этого суда, подвергая ему все поколение 1830-х годов. Так в стихотворе­нии «Дума» (1838) он пишет:

Печально я гляжу на наше поколенье:

Его грядущее иль пусто, иль темно…

Далее, рисуя обобщенный портрет современников, Лермонтов не отделяет себя от них. Но начало и конец «Думы» — это умозаклю­чение того, кто способен оценить современное общество. И эта оценка беспощадна — только презрение потомков заслуживает по­коление бездействующих, равнодушных, «промотавших» свое ду­шевное богатство людей.

Такие люди не могли удовлетворить высоким требованиям Лер­монтова. Поэт, всегда стремившийся к активной, яркой деятельно­сти, обращается в поисках отвечающих его идеалу натур в далекое прошлое («Песня про … купца Калашникова», 1838). С этим же связан его интерес к событиям, не столь отдаленным.

О поколении участников Отечественной войны 1812 года расска­зывает стихотворение «Бородино» (1837). Оно стало переработкой раннего, романтического «Поле Бородина» (1830). В своем знамени­том стихотворении «Бородино» Лермонтов меняет рассказчика. Вме­сто традиционного для его ранней поэзии лирического героя- романтика, от лица которого ведется рассказ в стихотворении «Поле Бородина», появляется простой русский солдат, из тех, благодаря ко­торым Россия выдержала страшные испытания войны с Наполео­ном. Этот солдат и становится главным героем стихотворения, в нем для Лермонтова воплотилось то, что он хотел видеть, но не находил в своих современниках:

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри — не вы!

Россия в эпоху 1830-х годов представляется поэту совсем иной: это «немытая Россия, / Страна рабов, страна господ». Но означают ли такие страшные слова, адресованные своей родине, что Лермон­тов ее не любит, что он — не патриот?

Критические мотивы чаще всего связаны с конкретным образом той страны, где поэт не находит места своему идеалу. Но наряду с этим возникает совершенно иной образ. В стихотворении «Как час­то пестрою толпою окружен…» чувство Родины соприкасается с вос­поминаниями из детства:

И вижу я себя ребенком; и кругом Родные все мета: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей.

Это настоящая Родина, Родина сердца, она связана с природой, с народом и вызывает совсем иные настроения, с которыми соотносятся новые мотивы. В ранней лирике Лермонтова сосредоточием его идеа­ла был Кавказ — излюбленный романтический образ юного поэта:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Природа Кавказа, с его снежными вершинами и бурными река­ми, как нельзя лучше соответствовала идеалу свободы романтика.

Пейзажная лирика Лермонтова всегда вбирала в себя все основ­ные мотивы его творчества. Так мотив одиночества отразился в сти­хотворениях «Сосна», «Утес», мотив изгнанничества в стихотворении «Тучи», «Листок», мотив борьбы и свободы в стихотворении «Парус», «Поток». Именно в пейзажной лирике появляется новый мотив, ха­рактерный для позднего Лермонтова, — мотив примирения, согла­сия с миром, который вносит совершенно иные грани в трактовку темы родины. Подобные тенденции возникают уже в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837). Последнее четверо­стишие — своеобразная вариация мотива примирения, с Родиной:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Примирение происходит через созерцание природы, являющей­ся воплощением гармонии, которой так не хватает в мире. В одном из последних стихотворений Лермонтова — «Выхожу один я на до­рогу…» (1841) — соединяются вечность, Вселенная и человеческая личность:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

Здесь уже нет прежнего чувства трагического одиночества, пре­жде несовместимые, полярные понятия теперь соединяются: одино­чество — и сопричастность вечности природы; страдание — и уте­шение; свобода — и покой; смерть — и полнота жизни. В поздней лирике поэт одновременно познал свою связь с миром и обрел ту духовную свободу, человеческую, а не демоническую, которая неве­дома была герою ранней лирики.

В стихотворениях жанра «молитвы», притягивавшего Лермонто­ва с давних лет, также появляются новые интонации. Возникает чувство освобождения от страдания, сомнения, основа которого вера в «силу благодатную»:

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Молитва о другом, о покое и спасении чужой души освобождает от эгоцентризма, снимает напряжение:

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.

(«Молитва» («Я, матерь Божия…»), 1837)

У лирического героя появляется небывалая до селе возможность увидеть и почувствовать близкую, родную душу:

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть…

Стихотворение «Родина» (1841) — предсмертная попытка со­брать все, что дорого Лермонтову в мире и особенно в родной стра­не. Он создает удивительный по своей щемящей проникновенности образ, ставший выражением народной России в русской поэзии — «дрожащие огни печальных деревень». Этот образ, как и образ «че­ты белеющих берез», прочно вошел в сознание русского человека. Такая вновь обретенная родина дарит усталому страннику воз­можность раствориться в мирной деревенской жизни, с ее «пляской с топаньем и свистом» и «говором пьяных мужичков». К этим про­стым, естественным формам, родственным исконным народным ос­новам, приходит поэт в конце своей жизни.

Таков был краткий, но столь яркий путь поэта, стремящегося исчерпать «в себе и мира совершенства» и использовавшего для этого все богатые возможности своего творческого дара.

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Читайте также:  Проблемно тематический анализ романа «Герой нашего времени»: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×