«Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма: сочинение

Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова сочинение

История создания произведения

Лермонтов Михаил Юрьевич начал писать эту поэму тогда, когда закончил школу гвардейцев. К этому времени он узнал о власти достаточно для того, чтобы написать о их работе. Лермонтов понял, что русский народ – великие люди, но их действия нивелирует власть, которая несправедливо казнит и приговаривает к заключению людей. Некоторое время назад поэт и сам пострадал от царской несправедливости: его сослали за стихотворение «Смерть поэта».

Эту поэму поэт не сразу опубликовал под своим именем, поначалу он сделал это анонимно.

Направление и жанр

Жанр этого произведения – поэма. Поэт затрагивает в ней национальный вопрос, что помогает отнести его к национально-историческому произведению. Помимо этого, в произведении герой конфликтует с обществом, что указывает на направление романтизма также, как и фольклорные слова и сказания.

Смысл названия

Поэт хотел создать произведение, похожее на древние сказания, поэтому дал ему такое название. Раньше творцы не стремились интриговать читателей, поэтому писали длинные названия, указывающие на суть, показывающие содержание, и Лермонтов решил сделать также для того, чтобы полностью окунуться в старину.

Суть

Действие в поэме происходит во время правления Ивана Грозного. Царь пирует, все его бойцы веселы, а один, Кирибеевич, почему-то грустен. Царь спросил у него, что такое случилось, а тот рассказал о девушке, в которую он влюблён. Тогда царь дал ему украшения для той девушки и отправил к ней. Боец не сказал одного – она уже была повенчана. Муж, Калашников, придя домой, не увидел своей невесты, а потом она рассказала ему, что Кирибеевич к ней приставал. Калашников разозлился и вызвал бойца на битву, где его и убил, потому что был очень сильным. Царь разгневался, но Калашников достойно попросил у него наградить свою семью за его победу, а самого казнить. Так царь и сделал.

Главные герои и их характеристика

Калашников Степан – это образ истинного русского человека, богатого как силой, так и моралью. Он мстит за свою невесту не только из-за того, что его оскорбили, но и для защиты чести своей семьи. Калашников благороден, он даже умирает достойно – лишь просит, чтоб царь позаботился о его семье.

Иван Грозный в поэме является царём, который не разобравшись в проблеме, начинает отдавать приказы казнить человека, который лишь защищал честь своей невесты и свою от негодника, который был близок к царю. Это показывает его как деспотичную натуру.

Кирибеевич – это яркая личность, которая неспособна на хорошие поступки, так как одержима идеей любви к Алёне. Он позорит девушку и лжёт царю, не говоря ему о том, что она уже повенчана. Он благодаря службе стал настолько вольным, что позволяет себе играть чужими судьбами.

Темы и проблемы

Основные темы: чести, которой был полон купец, вседозволенности и любви, от которых пострадали все в этой поэме. Проблемы: несправедливости и нравственности.

Главная мысль

Основная мысль этого произведения – всегда отстаивать свою честь, пусть даже ценой жизни, не бояться ничего, выступать только на стороне справедливости, как это делал Калашников. Он знал, что молчать было нельзя, потому что это будет расцениваться как капитуляция, а жалобы ничем не помогут, поэтому решил биться за хорошую жизнь своей семьи.

Чему учит?

Поэма учит всегда отстаивать свою точку зрения, не бояться ничего. Помимо этого, автор призывает читателей любить очень сильно, всегда защищая то, что любишь.

Образец 2

В «Песне про царя, молодого опричника и купца» М.Ю. Лермонтову удалось с исторической точностью воссоздать быт и традиции русского народа времён правления Ивана Грозного. При этом не приукрашивает прошлое, что характерно для романтического художественного метода. Лермонтов использует приём стилизации под устное народное творчество, что видно уже из названия поэмы.

Центральными персонажами произведения являются царь Иван IV (Грозный), опричник Кирибеевич и представитель купечества Степан Калашников. Каждый образ раскрыт поэтом максимально полно. Царь представлен не как обезличенный правитель, а как человек, со своими страстями, заботами, размышлениями, сомнениями. При этом поэт не умаляет достоинств Ивана Грозного. В системе персонажей поэмы он находится как бы над остальными. Однако образ царя далеко не идеален: он эгоистичен, алчен и властолюбив. Заметив равнодушие опричника Кирибеевича к собственной персоне, Иван Грозный подозревает его в предательстве. Молодой опричник же испытывает мучительные любовные чувства к прекрасной Алёне Дмитриевне, жене Калашникова.

Придворному миру противостоит купеческий быт, где жизнь выстроена в соответствии с правилами Домостроя. Алёна Дмитриевна, с одной стороны, любит и уважает своего мужа, но с другой стороны, она боится его, поскольку Домострой лишает замужнюю женщину практически всех прав. Степан Калашников привык жить по строгим правилам, передающимся из поколения в поколение. Однако его сердце очень доброе. Заступившись за честь своей жены, он стремится отстоять чистоту своей фамилии.

Третья часть поэмы посвящена поединку опричника и купца на берегу Москвы-реки. Степану Парамоновичу отведена роль народного судьи над царским произволом. В этом смысле символично и то, что Кирибеевич одаривает своим поклоном лишь царя, а Калашников ещё и простой люд. Даже угроза смертью не заставляет купца признаться в том, что случилось на самом деле. Наблюдающий за поединком Иван Грозный придаёт происходящим событиям иной смысл. Это уже не поединок между обидчиком и защитником своей чести, это выступление простого человека против царского произвола и беззакония. Однако власть самодержца ещё крепка, поэтому Степан Калашников, борец за правду и справедливость, безвинно пал жертвой этого режима.

Анализ поэмы Песня про купца Калашникова 3

Часто Лермонтов любил писать именно о прошлом, а не о настоящем. Вот к таким произведениям и относится «Песня про Ивана Васильевича». Именно ему предстояло перенестись в прошлое и увидеть все своими глазами. Если быть точным, то это пятнадцатый век. В это время страной начал править Иван Васильевич. Он был всегда злым и гордым. И многие люди его очень сильно боялись и поэтому прозвали его Грозным.

Кроме этого сразу же читатели встречаются с гуслярами, которые не только сочиняют песни, но еще и поют их разными голосами. В большинстве случаев они воспевают Калашникова, а также царя и опричников. А вот сам автор больше всего данное произведение относит к песне. Ведь именно им пришлось жить не только при царствовании Ивана Грозного, но и терпеть от него оскорбления и унижения.

Немного дальше мы встречаемся с царем, которого недавно пригласили на большой и великий пир. Кроме этого здесь присутствуют и все остальные люди, а те люди, которые сидят рядом с царем наливают ему вина и смотрят, чтобы у царя не был стакан пустым. Опричники постепенно начинают разговаривать и выдавать все свои тайны. И от одного из них мы узнаем о том, что он влюблен уже давно в девушку. Многие опричники уверены, что эта любовь неразделенная, ведь девушка за всю свою жизнь еще никого не полюбила. А вот царь уверен в обратном, он говорит, что может дать специальное кольцо. Вот только этот опричник влюблен в девушку, которая уже скреплена узами брака.

У Калашникова есть любимая девушка, в которую он уже давно влюблен. А поскольку она является очень красивой девушкой, то помимо него ее любят еще и другие мужчины и оказывают знаки внимания. И это очень сильно раздражает Калашникова. Но девушка сама оказывается оскорбленной и он встает на ее защиту, а также и на защиту ее семьи и уверяет всех, что все слухи про нее являются неправдой. И ради этого даже вызывает на кулачный бой виновника.

В этот поединок вступили сразу правда и несправедливость. Калашников находится на стороне правды и свое готов доказывать до последней капли крови. Он уверен, что его поддержит не только церковь, но и царь. И они также встанут на его защиту. И ему удалось доказать свое и своего врага он победил. Вот только теперь его ждет наказание, которого ему не избежать, ведь враг Калашникова был любимцем царя. Но перед тем как начать разбираться царь решил выяснить истинную причину их драки. Только Калашников ничего не стал объяснять и сказал только, что боролся за справедливость и он восторжествовала. При этом он ничего не стал говорить про свою жену и про то, что она изменила ему.

Песня про царя Ивана Васильевича – Анализ 4

Читая само название поэмы великого автора М.Ю.Лермонтова, сразу понимаешь, что речь идёт о времени правления Ивана Васильевича, который в народе был прозван Грозным и не зря.

Во время своего правления, он создал печально известную опричнину. Она была движущей силой, которой были даны неограниченные полномочия, но в свою очередь опричники должны были беспрекословно выполнять любые приказы царя и быть преданными ему. Так вот, одним из любимых опричников Ивана IV Грозного был молодой человек по фамилии Кирибеевич.

Кирибеевич, был влюблён в одну женщину, которую звали Алёна Дмитриевна, но она была замужем за купца Калашникова, который имел хороший доход, к тому же славился в народе как примерный семьянин. Эта любовь не могла принести ничего хорошего, но чувствуя безнаказанность, Кирибеевич начинает оказывать знаки внимания к девушке, каким-либо образом заставить её стать возлюбленной. Скажу так, Алёна Дмитриевна была верной и любящей женой, а также заботливой матерью, поэтому у Кирибеевича не было никаких шансов.

Надо сказать сразу, что Кирибеевич любил кулачные бои, что в те времена было излюбленной забавой народа и считался грозой среди калачников.

Однажды сидя за обеденным столом с другими опричниками и царём во главе, Кирибеевич нахмурился, начал думать о чужой жене, Иван Васильевич начал расспрашивать о наболевшем в душе. Кирибеевич начал рассказывать о том, что влюбился в одну девушку, но при всём при этом она даже не смотрит в его сторону. Иван Васильевич сказал, что поможет в его ситуации. Он даже не подозревал, что эта девушка была замужем, при таких обстоятельствах, царь был бы категорически против, ведь положить глаз на девушку при муже считалось грехом и преступлением. Наверняка, что Кирибеевич сделал это намеренно.

Теперь имея все права и согласие царя, Кирибеевич подстерегает ночью Алёну Дмитриевну, которая задержалась в церкви и уже спешила идти домой, начинает уже в открытую проявлять свою любовь, обещая девушке всё на свете, начинает целовать и обнимать. На такое бездумное и эгоистическое поведение Алёна Дмитриевна пытается вырваться из рук и это у неё получается, но к сожалению после такого события, она и её семья является обесчестенной. Всё это происходило на глазах у любопытных соседей.

В это же время взволнованный муж ждёт свою жену дома, которая буквально вламывается в дверь. Алёна Дмитриевна пришла домой с открытой косой, что считалось недопустимым для девушки замужем.

Узнав всю правду от своей жены, Калашников зовёт своих братьев и приходит к выводу, что он обязан восстановить честь своей семьи и решает выйти на следующий день против молодого опричника Кирибеевича в кулачном бою. Больше других выходов не было и скорей всего после этого боя Калашников умрёт, но он умрёт за правду и справедливость.

День расплаты пришёл. Он решит судьбу двух людей. Выйдя как всегда на публику, Кирибеевич вызывает к себе смельчака, с которым он будет биться на кулаках. Вышел купец Калашников. Весь этот бой был закончен победой Калашникова и смертью молодого опричника.

Несмотря на то, что победа была безоговорочной, Иван IV Грозный потребовал объяснений, если их нет, Калашникову придётся погибнуть бесчестной и низкой смертью через отсечение головы. Несмотря на то, что провинность опричника была велика, для спасения своей жизни Калашников мог бы рассказать всю правду и остаться живым, но он выбрал другой путь. Я думаю, что этот бой был личной расплатой перед обидчиком и знать подробности его поступка не зачем никому.

Калашникова похоронили между трёх дорог, как хоронили каких-то преступников, воров и прочих людей, которые провинились в тяжёлых и опасных для народа проступках. Так был похоронен купец Калашников, просто и без каких-либо почестей.

Несмотря на низкую кончину своей жизни, Калашников бился за волю и интересы народа, против жестоких и безнаказанных опричников.

Читайте также:  Музыка сердца в произведениях М. Ю. Лермонтова: сочинение

Вариант 5

Данное произведение было написано одним из величайших поэтов в России, Лермонтовым М.Ю. в 1837 г. Поэма описывает не самые хорошие времена. На троне находится сам Иван Грозный. И поэт очень хорошо отобразил серость будней тех времен. Эта поэма является своего рода самородком в своем жанре на время написания поэмы.

Первое с чего хотелось начать свой анализ, это конечно основные герои произведения. Каждому главному герою, Лермонтов привил свои привычки и характер. Вся поэма закручена на трех основных героя. Начнем, пожалуй, с самого яркого персонажа, а именно с Ивана Грозного. В произведении он представлен как яркий персонаж, который во что бы то ни стало готов помогать своему войску. Понимая то что, первые кто его защитит от всех врагов, внутренних и внешних, будут именно бравые бойцы. И для этого в первую очередь он их угощает изобилием вина.

Вторым немало важным персонажем является опричник Кирибеевич. Безумно влюбленный в жену купца, и не скрывает этого факта. Именно эти эмоции служат катализатором не доверия Ивана Грозного в том, что опричник неверен и очень завистлив.

Основным героем, на котором закручен весь сюжет, является купец Калашников. Являясь примерным семьянином и трудягой. В это время он начинает ревновать свою жену к опричнику, и на фоне этого он прячет ее от посторонних взглядов общества. А вот жена, Алена Дмитриевна, безумно любит своего мужа, и при этом временами боится его. Именно такое отношение было нормой в те времена.

Финальная часть поэмы переносит все события в Москву. Именно там ревнивый муж и влюблённый опричник сразятся. Это не просто бой между ревнивцем и влюблённым, это противостояние двух крайностей. Калашников олицетворяет народ и правду. Кирибеевич же напротив, олицетворяет собой человека подлизу, который всем угождает.

Что этим произведением хотел сказать Лермонтов своим читателям? Калашников – это народ, который готов пойти против системы и добиться справедливости. Он готов идти до конца для достижения этой цели. Килибеевич – это в первую очередь власть того времени, которая несправедливо относится к своим гражданам. Отбирает последнее для того чтобы жить в свое удовольствие. И плевать что будет с народом.

Конец у поэмы очень грустный, Калашников погибает. Но погибнув он не забыт народом, который он олицетворял. И пусть никто не знает где он похоронен, зато он всегда жив сердцах людей.

Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Несколько интересных сочинений

Как нетерпеливо мы ждём первого снега, как волнуемся при виде гигантских падающих снежных хлопьев в окне. А как приятно проснуться поутру и вдруг обнаружить, что земля, которая накануне ещё чернела, теперь безукоризненно белая.

Человек — это единственное разумное существо в природном мире. Он является совершенным творением природы. Действительно ли человек — это царь природы?

Одним из самых известных потретов, написанных живописцем, считается полотно Всадница

Все давно уже знают, что после зимы обязательно наступает весна. У кого – то она ассоциируется с новой жизнью, с приближением лета, а у кого-то со слякотью и грязью

Рассказ А. П. Чехова Ионыч – это психологическая картина главного героя, образ которого к концу произведения становится неузнаваемым. Это касается и наблюдений за внешним видом Старцева

Анализ поэмы Песня про купца Калашникова Лермонтова

Произведение создается в период пребывания поэта в Царском Селе, когда у него происходит формирование собственной позиции относительно общественной российской жизни в виде понимания неоспоримых народных достоинств несправедливого произвола власти.

Поэма является составной частью единственного сборника стихотворений поэта в виде первого произведения.

Жанровая направленность поэмы представляет собой романтическое национально-историческое сочинение, близкое к народному фольклору, стилизованное под русский эпос.

Композиционная структура произведения представляется классической схемой в виде экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. При этом отличительной особенностью композиции является включение автором перед каждой частью фольклорных зарисовок, которые придают поэме народный колорит и исторические оттенки.

Стихотворным размером в поэме является форма тонического стиха, который представляется более близким к фольклорным сказовым произведениям.

Сюжетная линия поэмы разворачивается в период правления Ивана Грозного, когда главный герой, представленный в образе Степана Парамоновича Калашникова, совершает в честной кулачной битве убийство своего врага в лице Кирибеевича, являющегося царским опричником, который опозорил его жену Алену Дмитриевну.

Главный герой изображается в поэме в образе настоящего русского человека, отличающегося простотой, сердечностью, уважением к окружающим, благородством и порядочностью. Калашников совершает нравственный подвиг, жертвуя своей жизнью во имя сохранения семейной репутации.

Полной его противоположностью представляется Кирибеевич, описанный в качестве оригинальной, яркой и сильной личности, одержимой единственной физической страстью к жене Калашникова, отличающейся нравственной ущербностью, своеволием и лукавством.

Второстепенным персонажем поэмы автор представляет образ Иван Грозного, изображенный в качестве двойственной личности, отличающейся жестокостью, несправедливыми поступками и решениями, деспотичным характером, не желающим осознавать последствия своих приказов. Царь изображается в поэме как бессмысленный правитель, не проявляющий мудрости, действующий под влияниям собственных произвольных желаний, не думающий об интересах государства и народа.

Средствами художественной выразительности в поэме являются характерные для народного творчества приемы в виде разнообразных повторов, необычных сравнений, традиционно ярких эпитетов, многочисленных олицетворений, а также использование литературных методов в форме анафоры и эпифоры, подчеркивающих высокий и торжественный стиль произведения, прославляющего подвиг обычного русского человека, гибнущего во имя правды и справедливости.

Основная тема поэмы представляется в виде проблематики проявления человеком чести, в сочетании с которой раскрываются темы властной вседозволенности, любви, нравственности, свободы и человеческой несправедливости.

Ключевой идеей поэмы становится авторское размышление о необходимости защиты чести и достоинства в виде борьбы за свободу, выступления против деспотичности власти.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении любви и верности, в духовной и физической победе человека в борьбе против несправедливости и жестокости. Поэма демонстрирует авторскую позицию, заключающуюся в необходимости восстания личности против устоявшейся системы в целью выхода из замкнутого деспотичного круга власти тиранов.

Вариант 2

Лермонтов Михаил Юрьевич после окончания Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1835 году отправляется как корнет в лейб-гвардии гусарского полка в Царское Село под Санкт-Петербургом. В этот период молодого поэта начинает особенно интересовать история России. Поэтому и появляется поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1838 году поэму опубликовали, и это была первое произведение у Лермонтова, подлежащее публикации.

Сама по себе «Песня» повествуется в стиле русских народных песен, используется бытовой сюжет. И как никогда актуален этот сюжет, потому что как основное в поэме описана проблема людей с властью и деньгами, их вседозволенность и могущество, которое не подвластно простому человеку. Вообще в произведении описывается целый цикл нравственных проблем. Помимо властного человека, поднята проблема мести (как пример, отношения между Кирибеевича и Алены, а затем желание наказать бесчестного человека у самого купца Калашникова). Тут же раскрывается о человеческом достоинстве, когда Калашников не стал рассказывать царю, за что убил Кирибеевича.

Поэма очень расплывчато граничит с фольклорным произведением и историческим повествованием. Лермонтов использует и элементы действительно песенных произведений (пример, ох ты гой еси. »), и реальных трактатов. Например, описание пира в царском дворце. Описание одеяния Ивана Грозного, а затем и его личности, которую невозможно не сравнивать с личностью Петра Первого. К реализму «Песни» добавляется то, что поэт точно воссоздал колоритность той эпохи, а также показал социальное положение людей, разницу в слоях населения и их характеры в социальной обусловленности.

Вообще описание того века не могло не заинтересовать Лермонтова с его любовью к истории отечества. Ведь XVI век являлся одним из самых кровавых периодов для страны, период опричнины и правления Ивана Грозного. Величайший скачок в развитии страны, особенно в расширении территориальном, был оплачен кровавой платой народа.

Однако в поэме данный период описан более высоким и героическим, все ужасные деяния высших чинов спрятаны и не показаны читателю. На примере Кирибеевича показан образ раба царя, который следует только за своими желаниями и интересами, а нормы общества его совершенно не интересуют.

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня» является уникальнейшим произведением, поскольку является одним из единственных среди подобных вещей, в котором чутко отмечена яркая стилизация фольклора в крупной и эпической выраженной форме. Сам стиль поэмы очень сильно напоминает народную песню, в которой используются мотивы и гуслярной, и гусарской, и даже застольной песни с элементами романсов и всевозможными стилизациями.

Сочинение 3

Лермонтов написал огромное количество разных произведений и одним из них является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно его и издал писатель еще до того как умер.

Все происходит в то время, когда всем правит Иван Грозный. Еще прямо во вступлении гусляры сочинили специальную песню, а теперь хотят, чтобы ее послушал сам Иван Грозный. Кроме этого данное произведение является уникальным, потому что до Лермонтова ничего подобного никогда не сочинял.

Каждый из героев наделен специальными чертами и способностями, которые готовы проявиться в любой момент. Иван Грозный сам выбирает, кому отдать свое предпочтение и кому уделить внимание. И если человек при этом остается равнодушным, то его это очень сильно раздражает. У него есть верный слуга, который во всем ему подчиняется. Кроме этого ему кажется, что этот самый слуга ненавидит его и завидует ему.

Кирибеевич появляется в первой сцене. Больше всего на свете он влюблен в Алену Дмитриевну, которая на данный момент была не свободна и находилась замужем.

Оказывается, муж Алены был богатым купцом. Он уже давно понимает и подозревает жену в измене и постоянно угрожает ей тюрьмой. Но когда он узнает о том, что Кирибеевич оскорбил, то наоборот становится добрым и во всем защищает ее. И просит братьев, если он умрет, то вызвать на поединок Кирибеевича и убить.

Алена Дмитриевна старается во всем слушаться мужа и всегда подчиняться и выполнять все, что он прикажет ей. Поскольку в это время настали суровые времена, то и отношения друг к другу стали такие же суровые. Именно поэтому когда жена вечером возвращается без фаты, то грозится наказать ее.

Здесь описывается поединок между Кирибеевичем и Калашниковым. Многие считают этот поединок правды с неправдой. Перед тем как выйти на бой Кирибеевич глубоко кланяется Ивану Грозному. А вот Калашников прежде, чем выйти на бой кланяется церкви, а потом еще и всему честному народу, который собрался здесь. Больше всего на свете ему хочется защитить честь и достоинство своей семьи, а потом уже правду, которая мало, кому известна.

В этом поединке побеждает Кирибеевич. А если быть честным, то он побеждает его не только морально, но и физически. Даже если его казнили прямо сейчас, он никогда бы не рассказал причину, по которой вышел на это сражение. А ведь все это он делал только ради своей семьи. За все это время он ни разу не сказал имя своей жены, ведь к ней прилип бы позор.

Калашников делает все для того чтобы отомстить своему самому злейшему врагу, за все что он натворил в этой жизни.

Никто не знает, где именно похоронен Калашников, ведь все считают, что он являлся преступником. Вот только у народа совсем другое мнение.

Сочинение Анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова

«Песня…» была опубликована Лермонтовым в 1838 году. Данное произведение знаменует начало нового творческого пути Лермонтова.

Разуверившись в современном обществе, Лермонтов обращается к XVI веку. В поэме поэт рассказывает о событиях, которые взяли свое начало во времена, когда правил Ивана Грозный. По мнению Михаила Юрьевича, в те далекие времена еще можно было найти благородных и честных людей, когда понятия о долге, высоконравстенности и чести были чем-то обыденным.

Данную поэму можно отнести к такому литературному направлению, как романтизм.

Герои поэмы четко поделены на две контрастные группы. В этом и заключается главный конфликт поэмы. Опричник Киребеевич и Царь представляют недобрую силу, большую беду и несправедливость. Им противопоставлен молодой купец Степан Парамонович со своими близкими. Они демонстрируют читателю моральные устои славянского населения, его мощь и отвагу.

Читайте также:  Что заставляет Печорина проводить эксперименты над собой и окружающими? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

Немаловажную роль в системе образов поэмы занимает Иван Васильевич. Этот образ сложился исходя из простонародных представлений, передаваемых фольклорным творчеством, в которых подчеркнуто объединение в характере царя черт справедливого отношения и вместе с тем тиранства. Лермонтов мастерски использует народную поэзию, беспрепятсвенно манипулируя ею и переделывая в соответствии со своими мыслями. Как ни странно в «Песне про купца Калашникова» нет простого и буквального подражания фольклорным текстам.

Следует отметить, что встретившись лицом к лицу с Иваном Грозным Калашников показывает себя, как человека с большим достоинством. Он понимает, что находится перед царем, чувствует почтение к нему, но не кланяется и не молит о пощаде. Калашников без страха говорит Ивану Грозному, что вина за убийство Киребеевича лежит на нем, но причину, по которой он так поступил, он скажет лишь Богу.

Следуя из этого, главный конфликт произведения — это противостояние плохого и хорошего, добра и зла. Как и свойственно произведению романтизма, на практике победу одерживает зло: Степан казнен за свою победу над опричником. Но, по сути, правда остается за юным купцом, ведь на его стороне моральная победа.

«Песня. » описывает трагичный для Руси период опричнины, кровавого правления Ивана Грозного. 16 век — один из самых запоминающихся и мрачных лет в истории России.

Образец 5

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про купца Калашникова» является историческим лиро-эпическим произведением.

Действия поэмы разворачиваются во времена Опричнины. Опричники, по мнению Лермонтова, являются выражением абсолютной, сумасбродной, несправедливой власти царя. Они не следили за своим поведением и позволяли себе слишком многое.

Примером того служит Кирибеевич, опричник, которому понравилась Алена Дмитриевна, жена купца Калашникова. Он не посмотрел на то, что она замужняя женщина, стал за ней ухаживать. Опричник пытался всеми силами добиться ее силой. Алене его ухаживания были неприятны. Она была верной женой и любила мужа.

Купец Калашников является образом любящего, справедливого, благородного мужа, который готов на все ради своей семьи, ради счастья своей супруги. Он искренне ей интересуется, помогает.

Купец Калашников решил защитить честь своей жены в кулацком бое. Кирибеевич был сильным соперником, поэтому все считали, что купец погибнет.

Увы, сила оскорбленного мужа была сильнее силы опричника, поэтому тот погиб. Царь воспринял это как личное оскорбление.

Образ Ивана IV имеет много сходств с реально жившим прототипом. Царь восстает перед читателями импульсивным, несправедливым, эгоистичным, глупым самодуром. Кулацкий бой был для него лишь развлечением, в то время как он мог привести к гибели людей. Иван IV не думал о благополучии своего народа. Его волновало лишь собственное счастье и удовлетворение потребностей.

Жизнь подданных ничего не значила для государя, поэтому он совершенно свободно совершал казни. Смерть опричника он воспринял как личное оскорбление, поэтому должен был наказать купца. Как это сделать? Конечно же, царь принял решение убить его.

Тем самым Иван IV оставил Алену Дмитриевну без кормильца и без защитника. Бедная женщина была убита горем, так как искренне любила мужа и заботилась о нем, переживала. Что будет с вдовой? Бесспорно, ее ждет погибель.

Для написания поэмы Михаилу Лермонтову пришлось долго заниматься историей и изучать источники Московской Руси. В произведении используются характерные для того времени слова, правила грамматики, составления предложений. Писатель проделал колоссальный труд, результатом которого является данная поэма.

«Песнь про купца Калашникова» полностью отражает язык, традиции и обычаи времени, описанного в ней.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича

Популярные сегодня темы

На это раз художник создал превосходную картину, которая одним взглядом ошеломляет своего зрителя

Глубже раскрыть и понять различные черты характера Печорина помогают его встречи с персонажами «Героя нашего времени».

Комедия в стихах «Горе от ума» Грибоедова А.С. написана в начале ХIХ века Произведение является вершиной русской поэзии и драматургии. Афоризмы, которыми изобилует текст пьесы, народ «растащил на цитаты

Рассказ И.А. Бунина «Митина любовь» можно назвать повестью. Это повесть о трагической любви главного героя. О том, как Митя боготворит свою возлюбленную Катю. Как терзается муками ревности и ненавидит богемный свет, в котором вращается Катя.

Так сразу и не ответишь. Вообще-то, и размышление тоже не даёт ответа на этот вопрос, потому что запутываешься. Есть аргументы и за, и против! В такой ситуации, действительно, лучше письменно попробовать найти решение

Аттестационное сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
attestatsionnoe_sochinenie.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Стеклов Ю. Н.

Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенностью «государственного» закона и нравственностью закона «частного» человека? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

I. Некоторые замечания по поводу формулировки темы сочинения:

1) толкование понятия «вседозволенность государственного закона»,

2) определение понятия «нравственность закона частного человека».

II. Борьба вседозволенности и православной нравственности.

1. Иван Грозный и его опричник как олицетворение вседозволенности:

а) Иван Грозный как олицетворение неограниченной власти,

б) Кирибеевич – средоточие неограниченной страсти.

2. Калашников как олицетворение православной нравственности

III. Кулачный бой купца и опричника – это олицетворение борьбы высокой нравственности и вседозволенности.

1. Поведение Кирибеевича

а) перед поединком,

б) во время поединка.

2. Поведение Калашникова

а) до начала кулачного боя,

б) во время поединка,

IV. Предопределённость победы Калашникова.

V. Распутье дорог как символ нравственного выбора.

В названии сочинения можно заметить некоторые противоречия, которые, может быть, допущены специально, чтобы заставить думать экзаменующихся.

Первое противоречие связано со словосочетанием «вседозволенность государственного закона». Само слово «закон», тем более «государственный», предполагает выверку и упорядочение всех его статей, чёткую регламентацию всех процедур, связанных с принятием законов и строгое исполнение их, поэтому там не может быть «вседозволенности».

Второе противоречие бросается в глаза в сочетании слов «нравственность закона частного человека», который может руководствоваться своим «законом», отличающимся от государственного. Казалось бы, здесь нет никаких противоречий, но речь идет о купце Калашникове, а он в поэме олицетворяет нравственность отнюдь не частного человека, а, наоборот, всего православного трудового народа.

Скорее всего, не закон, а Иван Грозный и Кирибеевич олицетворяют вседозволенность, но между ними есть и разница, не зря же автор включил имена трёх героев в название произведения. Иван IV – олицетворение неограниченной власти, а его любимый опричник – средоточие неограниченной страсти. Купец Калашников как носитель православной культуры, как представитель трудового народа, естественно, противопоставлен им. Между ними возникает конфликт, который в сцене кулачного боя достигает кульминационной точки.

Кулачные бои были широко распространены на Руси в XVI – XVII веках. В них участвовали все желающие независимо от сословной принадлежности. В бою ударом выше пояса сбивали с ног, но никогда не добивали лежащего человека.

Однако в «Песне…» происходит смертельный бой. Причиной трагического поединка послужила преступное поведение Кирибеевича, любимого опричника Ивана Грозного.

Молодой опричник обесчестил красавицу жену Степана Парамоновича, и купец решил отомстить, защищая и своё человеческое достоинство, и доброе имя Алёны Дмитриевны. Но почему же именно кулачный бой? Почему не удар ножом из-за угла? Да потому, что простой купец не мог требовать никакой сатисфакции от человека из знатного рода, а кулачный бой таких ограничений не знает. Удар ножом из-за угла был бы для удалого купца полным крахом, отказом от христианского мироощущения. Такая месть ему и в голову не приходит. Да и слово «месть» не упоминается в поэме ни разу. Купец выходит на кулачный бой «за святую правду-матушку».

Совсем другое на уме у Кирибеевича, и поступает он не по-христиански Он шаг за шагом приближается к преждевременной смерти, оскверняя свою бессмертную душу: пылает сильной… нет, не любовью, а страстью к чужой жене, что категорически возбраняется христианину; обманывает царя, скрыв от него факт замужества Алёны Дмитриевны; хочет сделать её соучастницей сексуального преступления и снять с себя грех прелюбодеяния («не дай мне умереть смертью грешною: полюби меня, обними меня»); кланяется царю перед боем, признавая над собой лишь его власть; даёт слово оставить в живых своего соперника и тут же нарушает его, обещая «по нём панихиду служить».

Иначе ведёт себя купец Калашников. Перед боем он кланяется и царю, и Богу, и «всему народу русскому». Первым не бьёт своего соперника… Стоит задуматься: на что, на кого рассчитывал Степан Парамонович, выходя на единоборство с опытным врагом? Он, настоящий православный человек, едва ли участвовал раньше в кулачных боях: церковь всячески запрещала их и преследовала кулачных бойцов вплоть до отлучения. А это значит лишь одно: у купца не было никаких шансов победить в честном бою такого сильного бойца, как Кирибеевич. Он же говорит правду, когда на вопрос царя «Или с ног тебя сбил на кулачном бою, На Москве-реке, сын купеческий?» отвечает: «Не родилась та рука заколдованная Ни в боярском роду, ни в купеческом». Недаром против него даже после «третьего клича» никто не посмел выйти.

… Первым бьёт Кирибеевич. В середину груди, а не в висок – самое уязвимое место. Кто направил его опытную руку? Конечно, Сам Господь Бог. Не только отвёл, но и принял на Себя этот страшный удар, подставив под него «медный крест со святыми мощами из Киева». Крест погнулся, и кровь закапала с груди Калашникова. А его неопытную руку Господь направляет прямо на левый висок Кирибеевича.

Победил удалой купец, но вместо обещанной царём награды от него получает лишь плаху. Вседозволенность позволяет и опричнику, и государю поступать так, как им заблагорассудится. И после этого едва ли можно поверить обещанию Ивана Грозного помочь осиротевшей семье Калашникова. Как не вспомнить в связи с этим аналогичный эпизод из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Императрица Екатерина II тоже обещает «устроить состояние» Маши Мироновой, но в конце повести мы узнаём, что семья Гринёвых владеет лишь долей села, принадлежащего десятерым помещикам.

В борьбе между вседозволенностью сильных мира сего и высокой нравственностью представителей православной веры, между злом и добром, естественно, должны выиграть последние, ибо этого направления придерживается весь трудовой народ. Жаль нам расставаться с удалым купцом, хочется, чтобы он рассказал царю всю правду и остался жив, но не может он поступить так: честь семьи, честь супруги ему дороже собственной жизни. По этой же причине Пётр Гринёв не смог рассказать суду о всех мытарствах своей возлюбленной. Действительно, «мирская молва что морская волна»: она сметёт на своём пути и виноватых, и безвинных.

Символично то, что Калашников как преступник похоронен не на кладбище, а «на чистом поле промеж трёх дорог», но не Кирибеевичу, а ему кланяются теперь, проходя мимо его могилы, добрые люди.

А три дороги на распутье – это три жизненных пути, которые может выбрать каждый из нас. Первые два пути, путь неограниченной власти и путь неограниченной страсти, ведут к вратам ада, лишь третий путь, путь удалого купца, путь высокой нравственности, исходящей из православной веры, ведёт к вечной любви и свету.

Сочинение: Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника

В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображена эпоха Ивана Грозного, времена опричнины. Одним из центральных персонажей поэмы является царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьбы людей, казнит или милует.

В первой главе поэмы описывается царский пир:

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие свое и веселие.

Образ Ивана Грозного охарактеризован ярко: он то улыбается, наливая лучшего вина опричникам, то хмурится, когда видит, что его любимый слуга Кирибеевич не весел, то щедр, узнав о любовной тоске молодого опричника.

На Москве-реке сходятся лучшие удалые бойцы на кулачный бой, чтобы «потешить царя своего батюшку», среди них два серьезных противника: молодой опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников. Гнев Ивана Грозного, увидевшего смерть своего верного слуги, ужасен:

И нахмурил брови черные;

Повелел он схватить удалова купца

И привесть его пред лицо свое.

Но Степан Парамонович Калашников не боится гнева царского, так как его дело правое: он защищает честь своей семьи. Иван Васильевич уважает решение купца не говорить причину, по которой он «вольной волею» убил опричника Кирибеевича. Милость царская отныне распространяется на семью Калашникова:

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно.

Но сам купец должен погибнуть, и тут жестокость Ивана Грозного не знает границ:

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку.

Я топор велю наточить-навострить…

Таким образом, в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображен противоречивый образ русского царя: с одной стороны – веселого и щедрого, а с другой – жестокого и коварного.

Образ царя Ивана Васильевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника

и удалого купца Калашникова»

Центральным героем «Песни…» М.Ю. Лермонтова является Иван Грозный. Его имя на первом месте в названии, да и первая фраза произведения – обращение к царю: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»

В первой части мы присутствуем на пиру у Ивана Васильевича, гуляющего «в удовольствие свое», улыбающегося, щедрого. Сидит царь в золотом венце, вокруг стольники, бояре, князья, опричники. Но разгневался, нахмурил брови царь, палкой стукнул так, что пробил пол, когда увидел, что один из его опричников не радуется вместе с ним. Не радуешься с нами – значит, предаешь, завидуешь. Не может понять царь, чем может быть недоволен молодой человек.

Версии, выдвигаемые царем, характеризуют образ жизни опричника: испортилось платье, не хватает денег, сабля затупилась, конь захромал, в кулачном бою проиграл. Вот и все беды, которые могут быть, с точки зрения царя, у Кирибеевича. Узнав об истинной причине грусти, царь вновь смеется, дает перстень яхонтовый и ожерелье жемчужное как дар любимой опричника. «Как полюбишься – празднуй свадебку, // Не полюбишься – не прогневайся».

Второй раз видим мы царя на кулачных боях на Москве-реке. Опять окружен он опричниками и боярами, цепь, натянутая по его приказу, из серебра и золота. По воле царя выкликают охотников: «Кто побьёт кого, того царь наградит; // А кто будет побит, тому Бог простит!»

В честном бою купец Калашников убивает опричника, мстя за жену свою, понимая, что за смерть верного слуги и лучшего бойца, его не наградят, а казнят. Царь обещает не оставить жену, детей и братьев Калашникова милостью. Своеобразно выразилась милость царя по отношению к казнимому купцу: «Я топор велю наточить-навострить, // Палача велю одеть-нарядить, // В большой колокол прикажу звонить…» Царь грозен, легко поддается гневу, легко прощает. Он и Кирибеевичу грозил смертью за неповиновение: «Когда всходит месяц – звезды радуются, // Что светлей им гулять по поднебесью; // А которая в тучку прячется, // Та стремглав на землю падает…» Царь щедр: жена, дети и братья Калашникова будут обеспечены. Он всего не знает, так как ни опричник, ни купец не говорят ему правды, но и казнит, не разбираясь.

В традиционной «славе» в финале песни нет имени царя, Лермонтов намеренно нарушает традицию.

Сочинение на тему “Основной конфликт “Песни про купца Калашникова” М.Ю. Лермонтова”

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким».

В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.

«Песня про купца Калашникова» – произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.

В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.

Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…

Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.

Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.

Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о своей жене, о товарищах, о Боге:

Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!

Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.

Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.

Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.

Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».

Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.

Таким образом, основной конфликт произведения – это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.

«Песня про купца Калашникова» читательский дневник

«Песня про купца Калашникова» – историческое произведение о справедливости, чести и верности. Противостояние главных героев приводит к трагическому финалу, однако именно он является единственно правильным с нравственной точки зрения.

Краткое содержание «Песня про купца Калашникова» для читательского дневника

Число страниц: 32. Лермонтов Михаил Юрьевич. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Издательство «Издательский дом». 2011 год

Жанр: Поэма

Год написания: 1837 год

Время и место сюжета

События в поэме разворачиваются в России, в период царствования Ивана Васильевича Грозного, то есть во второй половине XVI века. Годы его правления вошли в историю России как самые жестокие и варварские по отношению к простым людям. Наиболее кровавой реформой царя стала опричнина, созданная им для укрепления и централизации собственной власти.

Главные герои

Калашников Степан Парамонович – честный купец, сильный духом и телом, справедливый, принципиальный, защитник своей семьи.

Царь Иван Васильевич Грозный – жесткий, своевольный правитель, который плохо разбирается в людях, по-своему справедливый.

Кирибеевич – опричник, приближенный царя, его любимец, хитрый, лживый и подлый молодой человек.

Алена Дмитревна – красивая, порядочная молодая женщина, жена Калашникова.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Во время царского пира молодой опричник принялся рассказывать правителю о своей любви к прекрасной Алене Дмитревне. Царь посоветовал ему не мешкая свататься к красавице, и даже пообещал устроить пышную свадьбу своему любимцу. Вот только Кирибеевич умолчал о самом главном – Алена Дмитревна была повенчана по всем христианским обычаям с купцом Калашниковым.

Однажды Степан Парамонович, вернувшись домой после торговли, застал малых детишек заплаканными, без матери. Лишь поздним вечером вернулась Алена Дмитревна – растрепанная, в разорванной одежде. В смятении рассказала она супругу, что дерзкий опричник Кирибеевич опозорил ее перед людьми прямо на улице. В слезах молодая женщина бросилась в ноги к мужу, умоляя защитить ее честное имя.

Узнав об оскорблении любимой женщины, Степан Парамонович принял решение незамедлительно наказать обидчика. На следующий день по случаю праздника на площади устраивались кулачные бои, на которые приехал посмотреть Иван Грозный со своей свитой. Дождавшись удобного момента, Калашников вызвал опричника на бой, и тот не посмел отказаться.

В честном сражении купец победил Кирибеевича, могучим ударом убив его наповал. Увидев, что любимый опричник пал замертво, царь не на шутку разгневался. Он принялся допрашивать Калашникова, но тот не раскрыл истинную причину его ненависти к своему противнику, чтобы не опозорить жену перед всем светом. Иван Грозный приказал отрубить своевольному купцу голову, но при этом пообещал помочь его жене, детям и братьям.

Вывод и свое мнение

Безнаказанность в любом ее проявлении несет лишь страдания и горе. Ради удовлетворения собственных прихотей нельзя переступать через чужие жизни и принципы. Калашников прекрасно понимал, на что он идет, вызывая на бой любимого царского слугу. Однако для купца честь его семьи была не просто звуком, и истинной, самой большой ценностью, ради которой он был готов пожертвовать собственной жизнью.

Главная мысль

Человек должен защищать свою честь даже ценой собственной жизни.

Авторские афоризмы

«…Сердца жаркого не залить вином…»

«…Чему быть суждено, то и сбудется; Постою за правду до последнева. »

«…Вышел я на страшный бой, на последний бой…»

«…Не боюся смерти лютыя, Не боюся я людской молвы, А боюсь твоей немилости…»

«…Прикажи казнить, рубить голову, — Тяготит она плечи богатырские…»

Толкование непонятных слов

Опричник – телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть личной гвардии, созданной русским царем Иваном Грозным.

Боярин – крупный землевладелец, принадлежащий к высшему слою господствующего класса.

Стольник – должностное лицо, которое занималось обслуживанием трапезы государей.

Заморский – иностранный, заграничный.

Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда.

Кушак – деталь одежды, пояс из широкого куска ткани или шнура.

Сирый – беспомощный, убогий, несчастный, одинокий.

Яхонтовый – ценный, дорогой, драгоценный.

Купец – человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

Новые слова

Трапеза – пища, еда.

Нечестивый – оскорбляющий что-нибудь священное, грешный, порочный.

Стремглав – очень быстро, стремительно, молниеносно.

Парча – тяжелая ткань из шелка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром.

Вечерня – общественное богослужение, совершаемое в вечерние часы.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 15:12:05 19 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 7428 Комментариев: 19 Оценило: 47 человек Средний балл: 3.2 Оценка: 3 Скачать