Пейзажная лирика Лермонтова
![]() | ![]() | ![]() | |
Тип: Анализ творчества поэта/писателя |
Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике.
Будучи патриотом своей страны, любя ее, «но странною любовью», Лермонтов посвятил немало стихов именно Родине. Он любил ее народ, ненавидел тех, кто держал страну в цепях рабства, желал России счастья и благополучия.
Особое место в творчестве поэта занимает описание родной природы и дорогих сердцу пейзажей. За свою жизнь Лермонтов побывал во многих местах: он видел суровую, но неповторимую и душевную красоту средней полосы, «утесы-великаны» величественных гор Кавказа. Но в каждом стихотворении, где есть описание природы, слова, описывающие пейзаж, передают духовное состояние поэта.
Например, в стихотворении «Парус», одном из лучших юношеских стихотворений Лермонтова, через образ «паруса одинокого» отражены мятежные настроения поэта, которые были характерны для передовой русской дворянской интеллигенции 30-х годов 19 века. Очень точно подобранные фразы, описывающие движение паруса, раскрывают душевный настрой поэта:
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит….
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Это стихотворение было написано в 1832 году, когда Лермонтов был исключен из университета за «вольномыслие», то есть за поддержку идей декабристов. В это же время он переезжает в из Москвы в Петербург. Именно эти события и переданы поэтом в стихе «Парус», который, подобно его автору, «счастия не ищет/ и не от счастия бежит».
Иная, более спокойная и умиротворяющая природа изображена поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Он любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая она есть. В стихотворении передана природа позднего лета или ранней осени («желтеющая нива», «малиновая слива») и весны («ландыш серебристый»). Природные явления, всплывающие в сознании Лермонтова, объединены не календарным временем, а значительностью их эмоционального воздействия на поэта. Через яркие эпитеты поэт передает свое восхищение красотами типичных русских пейзажей: «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый / приветливо кивает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу». Белинский включил это стихотворение Лермонтова в число тех, где «гармонически и благоуханно высказывается душа поэта».
Еще один яркий пейзажный стих «Тучи» написан поэтом в 1840 году, перед отъездом в ссылку на Кавказ. Об обстоятельствах создания стихотворения сохранился рассказ В.О.Соллогуба: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных и … поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые появились над Летним садом и Невою, написал стихотворение: «Тучки небесные, вечные странники. ».
Воспоминания Соллогуба ярко передают настроение этого стихотворения. Через образ «тучек» поэт передает состояние своей души перед ссылкой:
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В очередной раз Лермонтов как бы сливается с природой, становится даже не её частью, а ею самой.
В 1941 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создал стихотворение «На севере диком стоит одиноко. ». Оно выражает глубокое одиночество поэта. Это творение представляет собой вольные перевод тридцать третьего стихотворения из «Книги песен» немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов изменил тему и одновременно придал ему более обобщенный и более трагический смысл. Тема любовной тоски превратилась с легкой руки поэта в мотив безысходного одиночества: «одинокой сосне» снится, как на «утесе горючем / прекрасная пальма растет».
К этому же году относится и стихотворение «Утес». И снова творение поэта буквально «пропитано» нотами одиночества и сожаления, и свое несчастье Лермонтов выражает в образе «старого утеса».
Вновь поэт грустит в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Картины природы в этом стихотворении помогают читателю лучше понять душевное состояние поэта. Земля, дорога, туман, «кремнистый путь» выражают его реальную жизнь, его одиночество и неопределенность, но поэт обращает свой взор на небеса, где «торжественно и чудно!». Эти строки выражают его надежду на светлое будущее, «свободу и покой».
Пейзажи в поэзии Лермонтова выполняют двойную роль. Во-первых, через них поэт выражает свою любовь к Родине и к родной природе. Во-вторых, во многих стихах он передает свои чувства и состояние души с помощью природы. Мы видим Лермонтова и «утесом-великаном», и сосной, и «одиноким парусом», и вечно свободной тучкой. Но одно объединяет все эти образы – мотив вечного одиночества.
Трагедия жизни поэта находит отражение и в его стихах. Несмотря на это, мы до сих пор восхищаемся этими строками, и, гуляя по русским лесам, невольно вспоминаем слова Лермонтова:
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Лирика / Пейзажная лирика Лермонтова
Смотрите также по произведению “Лирика”:
Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова.
Вхождение Михаила Юрьевича в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Его знаменитое стихотворение «Смерть поэта» известно всем. Но писал Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Он боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой Лермонтов только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было стихотворение “Бородино”. В стихотворении “Бородино” рассказ о войне доверен старому солдату. Основная мысль стихотворения выражается в словах: “Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя . ”. В этих словах жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Поэт считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.
И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не откликнуться на это трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении, которое стало известно общественности, проявился его вольнолюбивый дух. Для лирики Лермонтова свойственны двойственность в восприятие мира. В душе поэта был свой идеальный особый мир, который резко отличался от действительности: “В уме своем я создал мир иной. ”. Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Скромное по объему, сравнительно с другими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. О Лермонтове можно сказать словами Мцыри:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть.
Как всякий настоящий, а тем паче великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
Когда читаешь эти стихотворения, тебя охватывает странное чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Это строчки из стихотворения “Дума”, в них большая горечь, которая распространяется не только на него самого, но и на все поколение.
Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение “Выхожу один я на дорогу”. В нем мы вновь видим горечь, также в нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя.
Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, — это контраст природы и внутреннего состояния человека:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтова явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: “Я поэт другой эпохи”.
Большое место в творчестве Лермонтова занимает изображение природы. Но в отличие от Пушкина его любимый пейзаж не таков: беспокойная и мятежная душа его, в которой жила какая-то трагическая сила, не серой однообразной обыденностью жизни, жаждала сильных и ярких впечатлений. Потому и в природе Лермонтов искал по преимуществу величественного, необычайного, поражающего чувства и воображение. “Любил он моря шум, молчанье синей степи и мрачных гор зубчатые хребты”, – говорит он в стихотворении, посвященном памяти князя Одоевского, – и эти же слова можно вполне отнести к нему самому. Природа родной земли, с ее “красою тихою, блистающей смиренно”, не могла дать ему тех сильных ярких впечатлений, которых искала его душа, томившаяся жаждой бури. Только величественный героический мог удовлетворить этим потребностям его духа. И такой пейзаж нашел Лермонтов в горной природе Кавказского края.
Впечатление, произведенное на него в детстве величественной дикой природой Кавказа, было настолько сильно, что сохранилось на всю его жизнь. “Мой гений сплел себе венок в расселинах Кавказских скал”, – говорит Лермонтов в одном из ранних своих стихотворений (“Посвящение” 1830г.). В другом стихотворении того же года он выражается так:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей
Люблю я Кавказ.
Обращением к Кавказу начинается и поэма “Измаил – Бей” (1832г.):
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой;
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили, –
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утёсы гор.
Сам факт постоянного обращения мысли Лермонтова к далекому доказывает, насколько сильным было то обаяние, каким этот край был окружен в воображении поэта. И это обаяние сохранилось у Лермонтова на всю жизнь.
В стихотворении “1831-го, июня 11 дня”, представляющем собой как бы исповедь молодого поэта и потому очень важном для понимания его настроений и преобладающего направления его вкусов и симпатий, Лермонтов говорит:
Что на земле прекрасней пирамид
Природы, этих горных снежных гор?
Не переменит их надменный видим
Ничто: ни слава царств, ни их позор.
Этому величественному виду снеговых гор поэт противопоставляет однообразную и печальную картину степи, причем картина эта получает у него своеобразное аллегорическое значение:
Печален степи вид.
Где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.
Здесь картина степи олицетворяет в воображении поэта все однообразие, весь мертвенный покой будничного существования. “Как жизнь скучна, когда боренья нет!” – восклицает он далее, изображая снедающую его тоску бездействия, томительную “жажду бытия”, жажду иной полной жизни. И, не находя этой жизни в окружающей его “степи людской, печальной и безбрежной”, он переносился мечтой в иные условия, в иную, прекрасную и величественную обстановку, связывающуюся в воображении поэта с картинами далекого дикого Кавказа. Туда переносил он действие большинства своих наиболее крупных по размерам и по художественному достоинству произведений (“Демон”, “Мцыри”, “Герой нашего времени”). Кавказ служит великолепным фоном, прекрасно гармонирующим с трагическими порывами духа мятежных и страдающих героев Лермонтова, Кавказу посвящены и многие лирические стихотворения, принадлежащие лучшим созданиям его зрелого периода: “Казбек”, “Сон”, “Утес”, “Дары Терека”, “Валерик” и др.
Из крупных произведений Лермонтова наиболее богаты картинами кавказской природы поэмы: “Хаджи – Абрек”, “Демон” и “Мцыри”, – особенно последняя, представляющая собой один восторженный гимн красоте Божьего мира, гимн, вложенный в уста умирающего юноши, которому только на краткий миг удалось вырваться на волю, припасть на лоно дикой, но вечно прекрасной природы, от которой он был насильно отторгнут.
Но если Лермонтов и является по преимуществу “певцом Кавказа”, если величественная и разнообразная природа этого края неудержимо влекла и приковывала к себе воображение поэта, то из этого не следует, чтобы он не умел ценить и своеобразную прелесть скромного русского пейзажа. Как раз среди его стихотворений последних двух лет есть несколько пьес, позволяющих предполагать, что в его вкусах в этом отношении начался некоторый поворот, который не укрылся от его собственного взора, хотя он и не мог ещё дать себе в нем ясного отчета. Так, в альбомном посвящении С. Н. Карамзиной (1840г.) Лермонтов говорит:
Любил и я в былые годы,
В невинности души моей,
И бури шумные природы,
И бури тайные страстей.
Люблю я больше год от году
Желаньям мирным дать простор,
Поутру ясную погоду,
Под вечер – тихий разговор.
Несмотря на шутливый тон этих стихов, в них, вероятно, скрывается намек на вполне серьезное и искреннее чувство, постепенно овладевшее душою поэта. Возможность такого предположения станет яснее, если сопоставить приведенные стихи с написанными около того времени пьесами “Первое января 1840г.”, где поэт с такою любовью отдается воспоминаниям о своем детстве и о “родных местах”, среди которых он возрос, – и в особенности со знаменитым стихотворением “Отчизна”. В этих задумчиво – спокойных стихах Лермонтов нашел новые звуки и краски, нашел новые слова, такие простые и обыденные, для выражения той “странной любви”, которая привязывала его к родной земле. И сам поэт точно с каким-то недоумением останавливается перед тайной силой своего чувства, над которым не властен холодный рассудок:
. Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее полей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.
В этих стихах Лермонтова мы видим редкое у него совпадение чувства природы с чувством Родины, той инстинктивной, кровной, сыновей привязанности к родной земле. Весьма возможно, что, проживи Лермонтов еще несколько лет, это чувство получило бы дальнейшее развитие, стало бы для него источником живого вдохновения. Но рок сулил иначе. Лермонтов умер слишком рано, и мы можем лишь смутно гадать о том, какое направление приняла бы его поэзия, если бы ему суждено было прожить дольше.
Я считаю, что за тридцать лет своего творчества Лермонтов совершил, если так можно выразиться, лирический подвиг. Он опоэтизировал всегда заедающую душу серую обыденность жизни, заронил в себе искру страсти, любви и надежды. Прекрасно, что на лирическом опыте такого поэта, как М. Ю. Лермонтов, нам выпало осваивать страну мечты, страну “горнего духа”.
Вернуться на предыдущую страницу
Пейзажная лирика Лермонтова
Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике.
Будучи патриотом своей страны, любя ее, “но странною любовью”, Лермонтов посвятил немало стихов именно Родине. Он любил ее народ, ненавидел тех, кто держал страну в цепях рабства, желал России счастья и благополучия. Особое место в творчестве поэта занимает описание родной природы и дорогих сердцу пейзажей. За свою жизнь Лермонтов побывал во многих местах: он видел суровую, но неповторимую и душевную красоту средней полосы, “утесы-великаны” величественных гор Кавказа.
Но в каждом стихотворении, где есть описание природы, слова, описывающие пейзаж, передают духовное состояние поэта. Например, в стихотворении “Парус”, одном из лучших юношеских стихотворений Лермонтова, через образ “паруса одинокого” отражены мятежные настроения поэта, которые были характерны для передовой русской дворянской интеллигенции 30-х годов 19 века. Очень точно подобранные фразы, описывающие движение паруса, раскрывают душевный настрой поэта: Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит….
….. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Это стихотворение было написано в 1832 году, когда Лермонтов был исключен из университета за “вольномыслие”, то есть за поддержку идей декабристов. В это же время он переезжает в из Москвы в Петербург.
Именно эти события и переданы поэтом в стихе “Парус”, который, подобно его автору, “счастия не ищет/ и не от счастия бежит”. Иная, более спокойная и умиротворяющая природа изображена поэтом в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…”. Он любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая она есть. В стихотворении передана природа позднего лета или ранней осени (“желтеющая нива”, “малиновая слива”) и весны (“ландыш серебристый”). Природные явления, всплывающие в сознании Лермонтова, объединены не календарным временем, а значительностью их эмоционального воздействия на поэта.
Через яркие эпитеты поэт передает свое восхищение красотами типичных русских пейзажей: “прячется в саду малиновая слива”, “ландыш серебристый / приветливо кивает головой”, “студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу”. Белинский включил это стихотворение Лермонтова в число тех, где “гармонически и благоуханно высказывается душа поэта”. Еще один яркий пейзажный стих “Тучи” написан поэтом в 1840 году, перед отъездом в ссылку на Кавказ. Об обстоятельствах создания стихотворения сохранился рассказ В. О. Соллогуба: “Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных и… поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые появились над Летним садом и Невою, написал стихотворение: “Тучки небесные, вечные странники. ”. Воспоминания Соллогуба ярко передают настроение этого стихотворения.
Через образ “тучек” поэт передает состояние своей души перед ссылкой: Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. В очередной раз Лермонтов как бы сливается с природой, становится даже не ее частью, а ею самой. В 1941 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создал стихотворение “На севере диком стоит одиноко…”.
Оно выражает глубокое одиночество поэта. Это творение представляет собой вольные перевод тридцать третьего стихотворения из “Книги песен” немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов изменил тему и одновременно придал ему более обобщенный и более трагический смысл. Тема любовной тоски превратилась с легкой руки поэта в мотив безысходного одиночества: “одинокой сосне” снится, как на “утесе горючем / прекрасная пальма растет”.
К этому же году относится и стихотворение “Утес”. И снова творение поэта буквально “пропитано” нотами одиночества и сожаления, и свое несчастье Лермонтов выражает в образе “старого утеса”. Вновь поэт грустит в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”. Картины природы в этом стихотворении помогают читателю лучше понять душевное состояние поэта. Земля, дорога, туман, “кремнистый путь” выражают его реальную жизнь, его одиночество и неопределенность, но поэт обращает свой взор на небеса, где “торжественно и чудно!”.
Эти строки выражают его надежду на светлое будущее, “свободу и покой”. Пейзажи в поэзии Лермонтова выполняют двойную роль. Во-первых, через них поэт выражает свою любовь к Родине и к родной природе.
Во-вторых, во многих стихах он передает свои чувства и состояние души с помощью природы. Мы видим Лермонтова и “утесом-великаном”, и сосной, и “одиноким парусом”, и вечно свободной тучкой. Но одно объединяет все эти образы – мотив вечного одиночества. Трагедия жизни поэта находит отражение и в его стихах.
Несмотря на это, мы до сих пор восхищаемся этими строками, и, гуляя по русским лесам, невольно вспоминаем слова Лермонтова: Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.
Сочинение: Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова
Название: Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 21:22:51 05 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 41 Комментариев: 7 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |