Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: сочинение

Образ и характеристика Мцыри

Поэма «Мцыри», написанная в 1839 году признана одним из последних образцов романтической поэзии. Мцыри, безусловно, романтический герой, но он не похож ни на одного из литературных героев, созданных ранее. Он также самобытен и оригинален, как оригинальна по сюжету сама поэма.

Образ Мцыри

Главным героем поэмы является Мцыри, молодой человек, с раннего детства оказавшийся в монастыре. Хотя Лермонтов ничего не говорит о его внешности, можно предположить, что это был красивый, физически развитый юноша. Во-первых, кавказские народности отличаются внешней красотой. Они преимущественно темноволосые, и смуглые, за исключением лезгин, среди которых встречаются люди со светлой кожей и голубыми глазами.

Ребенок принадлежал к одному из северокавказских племен, с которыми Россия вела войну, поэтому в образе Мцыри из поэмы Лермонтова видится темноволосый, слегка смуглый юноша с едва пробивающими усиками, не знающими бритвы.

По мере взросления Мцыри не сразу, но все же включился в монастырскую жизнь, вместе с монахами выполнял необходимую работу, и это развило его тело.

Характер Мцыри

Вероятно, ребенок стал свидетелем гибели родителей, и это надломило его психику настолько, что он сильно заболел. К основным чертам характера Мцыри можно причислить его впечатлительность, душевную мягкость. У юноши было доброе сердце. По его признанию, он людям никогда не причинил зла, и потому перед Богом и людьми его совесть чиста.

Делая характеристику главного героя, следует отметить его невероятную силу духа, развившуюся с младенческих лет. Он не разговаривал со своими поработителями, хотя те, скорее всего, и не обижали его. Мальчика угнетало то, что он был вынужден постоянно видеть перед собой убийцу своих родителей. Лермонтов, прекрасно знал, что значит, бороться с самим собой своей болезнью, и понимал этого ребенка.

Оставленный в монастыре мальчик перестал видеть своего врага. Он ничего не забыл, но боль душевная притупилась. Хотя на первых порах

Монахи как могли, заботились о ребенке. Они выходили мальчика, и стали воспитывать согласно своим монашеским правилам и уставам, которые противоречили свободолюбивому духу юноши. Мцыри научился скрывать свои мысли и чувства.

Он принял крещение, но в глубине души остался верен религии своих отцов. Он молился Богу в церкви и в свой келье, но ведь никто не знает, какой Бог жил в сердце юноши. Но мы можем предположить, что молился он о том, чтобы встретиться с родными. Он ничего не знал о судьбе сестер, и возможно, в молитвах он просил Бога об их благополучии.

Он был смелым юношей. Его не пугала ни гроза, ни вой шакала, ни даже барс, набросившийся на него. В этой битве с барсом Мцыри почувствовал себя мужчиной и понял, что среди односельчан он мог оказаться не в числе последних. Когда он покинул стены монастыря, сначала он бежал много часов, что лишний раз свидетельствует о том, что юноша, выросший в монастыре, совсем не был хилым и слабым. Доходяга не то, что бежать, пройти по много часов не способен.

Лермонтов наделил своего героя поэтическим взглядом на природу. Мцыри в своей исповеди с художественным мастерством описывает непроходимый мрачный лес, пышные поля,

У юноши было чувствительное, любящее сердце. Он мечтал любить своих родных, односельчан, готов был влюбиться в девушку-грузинку¸ и остаться с нею. Но мечта увидеть свой родной край, близких, была сильнее, она звала его вперед.

То, что он снова оказался на смертном одре, явилось следствием его глубоких переживаний последних дней, и не только. Мцыри сбежал в грозовую осеннюю ночь. Он выбрал именно такую ночь, потому что был уверен в том, что монахи не станут его искать в грозу, из-за страха перед силами природы. Юношу гроза не пугала.

Лил сильный дождь. Одежда была намокшей, но опьяненный свободой юноша ничего не замечал перед собой. Осенние ночи были прохладными. Юноша, который спал в мокрой одежде, пил ледяную воду из потока, и спал на прохладной земле, мог легко подхватить воспаление легких. Такова, увы, проза жизни. Пока он жил надеждой добраться до родного аула, его дух поддерживал в нем физические силы. Но когда он понял, что вернулся обратно к монастырю, отчаяние надломило его, и болезнь взяла над телом власть. Мцыри потерял сознание, где и нашли его монахи.

Лермонтов полюбил созданный им образ главного героя поэмы. Сохранилось воспоминание А. Н. Муравьева о его знакомстве с поэмой.

Сочинение на тему Образ Мцыри в поэме Лермонтова (8 класс)

Кто же такой Мцыри? Мцыри – это очень добрый и милосердный молодой человек. Он всегда говорил, правда, так сказать был человеком с чистейшей душой и с характером настоящего героя, ведь он не чего не боялся. Мцыри любил свободу, он жаждал всё время находится на воле и летать как птица. Мцыри, по сути, реальный герой. Ведь он благодаря своим качествам победителя и бесстрашного человека, смогу преодолеть все сложности и обрести ту самую свободу, о которой, о мечта всегда!

Молодой человек Мцыри был героическим от природы. Он всегда был страстным человеком, не когда не скрывал свои искренние чувства и всегда был честен. Он был поэтичным человеком по описанию Лермонтова. Мцыри в переводе означало как не странно “чужой”. То есть автор нам даёт понимать, что он одинок, но старателен, он героический и гордый. Мцыри всё время в поисках себя. В поисках своего место существования. Он может всегда изменить и проложить новый жизненный путь, он может найти выход из любой жизненной ситуации. Он не вероятно силён морально и физически.

Молодой человек жил в монастыре, в очень отдалённом и не прокосным. И этот монастырь, по сути для Мцыри стал настоящей тюрьмой. Он чувствовал себя запертым в нём. Из-за того, что Мцыри был один в этом монастыре, вся обстановка сводила Мцыри с ума. И наконец, он, думая о том, чтобы сбежать с этого монастыря он, наконец, сбежал. Так сказать мысли его материализовались в реальность.

В который раз можно убедиться, что Мцыри по настоящему смел и селён. Ведь по одной картине описания в тексте он сражался с настоящим барсом. Он голодал несколько дней и не отчаивался. Даже из-за холода и голода, да и вообще о той сложной ситуации, в которой находился Мцыри он даже и не думал, точнее даже не сожалел о том, что он сбежал из монастыря. Ведь он понимал, что возвращаясь, он фактически возвращается в тюрьму и ту самую западню, из которой он всегда мечтал выбраться.

В конце поэмы Мцыри сражается с барсом, он почти его одолевает, но у него не хватает сил. Мы видим в нём весь его героизм и волю к тому, чему он так долго стремился и мечтал. В последней сцене Мцыри, к сожалению, погибает вместе с барсом. Он не смог достичь своей цели. Он так старался, он жил этой мечта о свободе и в один миг проиграл можно так сказать всё, а точнее самое главное, свою жизнь! Он стремился попасть на Кавказ, на свою родную родину, но его нога туда так и не ступила. Очень грустно осознавать, что так всё произошло, просто не хочется верить в такой трагичный конец.

Сочинение 2

Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. По-грузински это слово обозначает «отшельник». Судьба главного героя типична для начала XIX века, когда Россия вела непрекращающиеся войны на Кавказе. Вполне объяснимо, что боевые действие уносили жизни молодых, здоровых мужчин, жителей горных селений, делали сиротами их детей. Вот и поэма «Мцыри» начинается с того, что русский генерал привозит в монастырь осиротевшего ребенка.

Герой поэмы вырос в монастырских стенах, но чувствует себя здесь невольником, узником. Он мечтает о том, чтобы увидеть родной аул, мечтает о свободе и единении со стихией. Мцыри резко противопоставляет себя всем обитателям монастыря: непокорный, бунтующий, он стремится покинуть его стены.

В одну из грозовых ночей он совершает побег. Наугад пробирается он по дебрям в надежде найти селение, где живут его предки, его родные. Мцыри кажется, что он понимает язык природы, шум ветра и шелест трав. С удивительным мастерством Лермонтов изображает горные пейзажи, жизнь природы. Но даже среди лугов и гор он чувствует себя одиноким. Даже круг деревьев на поляне и возвышающиеся рядом две скалы словно говорят его сердцу о необходимой общности, семейственности. И он, у которого сохранились лишь смутные воспоминания об отчем доме, ощущает себя изгоем.

Мцыри стремится показать себя достойным своих предков, славы, доблести и мужества представителей своего рода. Поэтому он идет на суровое испытание – сам провоцирует схватку с сильным и могучим диким зверем – барсом. Человеку приходится нелегко в этом бою, но всё же Мцыри находит в себе силы победить и убить достойного противника. Лермонтов передает напряженность и динамику этого поединка, и читатель волнуется за исход битвы и судьбу юноши.

В один из дней, проведенных на воле, Мцыри встречает у ручья девушку-грузинку, которая грациозно спускается, чтобы наполнить ключевой водой кувшин. Мцыри из укрытия наблюдает за ней, любуется ее красотой и ее движениями, но не выходит ей навстречу. Его сковывает чувство неуверенности, робость.

И вот, спустя три дня скитаний Мцыри опять оказывается неподалеку от стен монастыря. Он голоден и обессилен, полный испытаний путь привел его к воротам его тюрьмы – к монастырю, и у него больше нет сил стремиться на волю.

Читайте также:  Проблемно тематический анализ романа «Герой нашего времени»: сочинение

Один из старцев монастыря выслушивает его последнюю исповедь, юноша умирает, так и не осуществив своей мечты. Так Лермонтов показывает бессмысленность протеста, разочарованность и тщетность мечты о свободе.

Образ Мцыри в поэме Лермонтова

Популярные сочинения

В произведение Владимира Галактионовича Короленко В дурном обществе представлена жизнь достаточно бедных слоев населения. Повесть написана от лица маленького семилетнего мальчика.

Санкт-Петербург – крупный город, который находится на северо-западе России, в устье реки Невы, на побережье финского залива. Основан в 1703 году императором Петром 1. С 18 до начала 20 века являлся столицей страны

Сочинение: Лермонтов м. ю. – Образ гордого и непокорного юноши в поэме м. ю. лермонтова мцыри

Велико, беспредельно наследие великого поэта М. Ю. Лермонтова. Он вошел в русскую литературу как поэт силы и действия, в творчестве которого прослеживается активное устремление в будущее, постоянный поиск героического. Героика народной жизни, героическая действительность, героический характер, открытые Лермонтовым, не раз вдохновляли великих писателей. Героическая тема отразилась во многих великих произведениях поэта, таких как «Бородино», «Демон», воплощаясь в образах различающихся между собой, но объединенных одной идеей героев-борцов. Таков и Мцыри.

В своей поэме автор продолжил и развил идею мужества и протеста, заложенную в его предыдущих произведениях «Исповедь» и «Беглец». В образе Мцыри, как и во многих других образах, созданных поэтом, заложено протестующее начало, великая сила духа. Его характер поражает невероятной цельностью, благородством побуждений, нравственной чистотой. Он старается вырваться из мира, обрекающего его на одиночество. Монастырь становится тюрьмой для героя, кельи кажутся ему душными, стены — сумрачными и глухими, стражи-монахи — трусливыми и жалкими. Он ощущает себя рабом и узником. Его страстный порыв к свободе рождает непреодолимое желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Герой побеждает непроизвольный романтический порыв, вызванный появлением молодой грузинки у горного потока. Он сознательно отказывается от личного счастья во имя идеала свободы.

Только вне монастыря Мцыри живет, хоть и короткой, но полной жизнью. Только эти дни он называет блаженством. Герой горячо любит родину и хочет сражаться за ее свободу. Автор с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. В душе Мцыри — настоящий воин, хотя ему и не довелось участвовать в битвах. Ему снятся сражения, в которых он побеждает, мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы стать «в краю отцов не из последних удальцов».

С детских лет юноша отличался суровой сдержанностью. И, гордясь этим, он говорит: «Ты помнишь детские года слезы не знал я никогда». Трагическое одиночество в монастыре еще сильнее закалило волю Мцыри. Не случайно в грозовую ночь он бежал из монастыря, враждебного «закону сердца»: его душа чувствовала единение с грозой; он «как брат обняться с бурей был бы рад». За те три дня, в течение которых герой блуждал в поисках дороги в родной край, томимый голодом, израненный и больной, он увидел и пережил намного больше того, что он видел за годы жизни в монастыре. Он заново осмыслил свою жизнь. И понял, что смысл ее — не в смиренном существовании, а в постоянной борьбе за свободу, за естественные человеческие радости, за полное раскрытие личности.

Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом. Его не страшит гибель, так как возврат в монастырь для него — продолжение прежних страданий. И приближение смерти не ослабляет гордого, вольнолюбивого духа героя. Он не испытывает раскаяния за свой побег. Как и прежде, он бы «рай и вечность променял» за несколько минут жизни «между крутых и темных скал», где он играл ребенком.

Ничто не могло бы сломить дух лермонтовского героя, разрушить цельность характера, ослабить его мужественность и героизм. «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри. Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью», — писал в свое время выдающийся русский критик В. Г. Белинский. И я также считаю, что во многом образ Мцыри явился отражением души и стремлений самого автора.
В романтической поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов раскрывает необычную судьбу молодого горца, волею случая вырванного из родных мест и заброшенного в монастырь.

С первых же строк становится ясно, что Мцыри не присуща покорность, что в душе он мятежник. Выращенный и воспитанный монахами, обязанный им спасением от смерти, юноша тем не менее не желает провести в монастыре всю свою жизнь. Монастырь он считает тюрьмой, где нет ничего, кроме «келий душных и молитв».

Мцыри мечтает обрести свободу, умчаться прочь от серых постылых будней и размеренного однообразия. Его неукротимо влечет

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

С болью в сердце вспоминает он свой аул, рассыпанный в тени ущелья, родителей, милые памяти картины природы:

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Не желая мириться с постылой и серой жизнью в неволе, в грозовую ночь Мцыри бежит из монастыря, чтобы осуществить давнюю мечту и отыскать дорогу домой. Всего лишь три дня длится его счастье, но это — лучшая награда за долгие годы, проведенные в неволе:

Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.

Мцыри видит смысл только в жизни, наполненной борьбой и страстью, любовью и ненавистью, когда ты сам — хозяин своей судьбы. Даже перед смертью он продолжает отстаивать свои идеалы:

Увы! — за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял.

Я думаю, что смерть стала для Мцыри обретением настоящей свободы и что из этой борьбы он вышел победителем.

Образ гордого и непокорного юноши в поэме «Мцыри».

в статье автор делится разработкой открытого урока по литературе в классах с казахским языком обучения

Содержимое разработки

Образ гордого и непокорного юноши в поэме «Мцыри».

Среднесрочное планирование. календарно-тематическое планирование 9 класс.

1 Знакомство учащихся с родным местом поэта – Тарханами, с историей этого имения, открытие для себя Лермонтова-поэта; понятие истоков его грусти и печали; демонстрация умения выразительного и вдумчивого чтения стихотворений; умение четко излагать материал.

2 Развитие мыслительно-речевой деятельности, воображения и творческих способностей учащихся;

3 Воспитание свободолюбивых мотивов, чувства красоты русской природы, культуры слова, интереса к родному слову.

Будут иметь понятие о жизни и творчестве поэта; научатся находить в тексте признаки романтизма, рассуждать на литературную тему

пронаблюдать, как связаны отдельные эпизоды жизни-поэта с имением Тарханы, как они отразились в творчестве поэта; узнать, какие события, радостные и грустные, произошли с поэтом в этом имении; история создания поэмы «Мцыри»

Презентация « Жизнь и творчество М.Лермонтова», раздаточный материал с заданиями для работы в паре, индивидуально и в группе, оценочные листы, видеоклипы отрывков произведений, аудиозапись романсов на стихи Лермонтова, учебник «Русская литература» 9 класс

1)приветствие учителем учащихся.

2)проверка готовности групп.

Определение темы урока

1 Беседа с классом по вопросам:

– Ребята, сегодня у нас урок по творчеству М.Ю.Лермонтова. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Откуда это строчка? Как бы вы ответили на этот вопрос?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? Что бы вам ещё хотелось узнать по теме?

Значит, сегодня наша цельузнать

… и уметь … …И что важно понять?

2 – Так как мы сформулируем тему сегодняшнего урока?

1 Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Каждая группа к уроку получила опережающее задание. Перед вами лежат листы оценивания, которые вы должны будете заполнить к концу урока.

Итак, для проверки домашнего задания вам дается 10 минут. Вам необходимо выбрать спикера, который будет выступать у доски.

Для 1 группы задание следующее- представить биографию писателя в виде кластера.( 5 минут)

2 группе предлагается рассказать о творчестве Лермонтова и воспользоваться приемом «Лови ошибку!»

Грозой оторванный листок…

Это – «Мцыри», драма, органично вписывающаяся в творчество Лермонтова мотивом любовной тоски. Вспомните: «Выхожу один я на дорогу…», «Белеет парус одинокий», «Как часто, шумною толпою окружен», «Один, как прежде…» («Смерть Поэта»), «На Севере дальнем стоит одиноко // На голой вершине сосна…». Драму «Мцыри нужно рассматривать в контексте основных мотивов творчества Лермонтова. Мцыри, как и Печорин, как Пушкин, как сам автор поэмы, пытается разорвать условности той среды, в которой живет и становится её жертвой. В «исповеди» Мцыри есть много интонаций, общих с печоринским дневником, а его бегство из тюрьмы не просто сюжетный ход, а целая тема для всей поэзии Лермонтова (и не только Лермонтова). Здесь и «Восточный пленник», «Цыгане» Пушкина.

Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Эти четыре строки могли бы стать эпиграфом ко всему, что написал Лермонтов. Как и Мцыри, его герои исповедуют «одну, но пламенную страсть». Любовь ли это (Демон), жажда приключений (Печорин), жизнь по совести (Кирибееич), стремление отстоять Москву («Родина»). Почти тем же тернистым путем, что проделал Мцыри, шел к своей родине и сам поэт.

Читайте также:  «Эпоха безвременья» в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Но я люблю – за что, не знаю сам, –

Признается лирический герой стихотворения «Бородино». Разве не похоже это на состояние Печорина, умирающего с мыслью о «милой стране»?

Для 3 группы создать «Дерево Мудрости» по поэме «Мцыри»

Ствол – тема произведения.

Корни – основная идея.

Ветви- выводы в ходе прочтения, пословицы, поговорки.

Листья – ключевые слова, отражающие выводы.

4 группа готовит информацию о Лермонтове и искусстве.

2 Защита проектов

3 Дополнительные сведения. «В романтических произведениях романтический герой действует в романтических обстоятельствах»,- так написано в словаре.

Что значит для Мцыри быть свободным?

Что же увидел Мцыри на воле, что узнал о жизни во время своих скитаний?

Его поражает богатство и многообразие природы. Серые «мёртвые стены монастыря противопоставлены живому миру. В этих строчках чувствуется его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней. Ребята, мы с вами понимаем, что пейзаж в поэме играет большую роль. Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливы, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

1Обобщающая беседа по вопросам:

– Заканчивая разговор о лирике Лермонтова, мне хочется сказать, что чем больше вникаем мы в художественные произведения поэта , тем определённей вырисовывается перед нами его внутренний мир. Какой след в вашей душе оставила лирика Лермонтова?

– Что нового узнали сегодня? Что было трудно? Интересно?

2 Заполнение листов оценивания Ребята, вы все приняли активное участие на уроке.

Никто из вас не был равнодушным. Каждый смог высказать свою точку зрения и понять главную мысль поэта. Вся поэма посвящена главному герою, в котором воплощен идеал автора: стремление человека к свободе, в его любви к Родине.

3Закончите любое из предложений:

Когда я читаю стихи Лермонтова….

Стихи Лермонтова заставили меня задуматься о .

4 Оцените свое душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока и прикрепите свой кораблик к нужному острову

5 Задание на дом: составить цитатный план по образу Мцыри;

Придумать синквейн к слову «Лермонтов»

Эпиграф урока «А душу можно ль рассказать?»

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

Учащиеся думают, высказывают свою точку зрения.

– Чувства, переживания поэта, его желания и мечты, понять его душу.

Инструктаж по самооцениванию и взаимооцениванию.

Выполнение заданий в группе, выбор спикеров, оформление ответов на листах ватмана

Образ Мцыри в поэме Лермонтова

Поэма «Мцыри», написанная М. Лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели. Главные герои в произведении сведены до минимума: это сам Мцыри и его пожилой воспитатель-монах. Образ Мцыри в поэме Лермонтова является ключевым — благодаря ему и раскрывается основная идея произведения.

Для создания образа Мцыри в поэме Лермонтов использовал целый ряд художественно-композиционных приемов, первым из которых становится выбранный им жанр. «Мцыри» написана в форме исповеди, и главному герою дается возможность самому рассказать о себе. От себя автор прибавит лишь несколько строк о детстве героя. Из них читатель узнает, что Мцыри еще ребенком был привезен в монастырь из разрушенного войной горного аула, перенес тяжелую болезнь и был воспитан как послушник. Правда, уже и из этого краткого описания можно составить некоторое представление о том, как относится автор к образу своего героя: он описывает его с безусловной симпатией. Так, говоря о болезни Мцыри-ребенка, Лермонтов пишет: «Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух».

Каков же Мцыри? Первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни: « Что за нужда? Ты жил, старик!/ Ты жил, – я также мог бы жить!». Его речь наполнена риторическими вопросами и восклицаниями (в поэме их насчитывается не один десяток), она поэтична и образна. Мцыри не стыдится «кричать и плакать», переживая горе, не стыдится рассказать о своем страхе и радости. Он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. Все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…

Так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. Перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.

Но вместе с тем образ героя Мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. Для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного Лермонтовым. «Мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак». Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.

Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры. Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?

… Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.

Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.

Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле? Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным. Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:

… понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда…

Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом. Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.

Перед смертью Мцыри снится сон, в котором он говорит с золотой рыбкой. Эта рыбка предлагает ему забыться глубоким сном на дне озера, обещая покой, «привольное житье» и свою любовь. Но разве покой нужен Мцыри? Нет, единственное, что его по-настоящему интересует, это его родина, и не страх смерти, ни какой-либо соблазн не могут заставит его ее позабыть. Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что «Быть может, он с своих высот / Привет прощальный мне пришлет, / Пришлет с прохладным ветерком…».

Вот так из мелких сцен и складывается художественно достоверный образ главного героя в поэме «Мцыри». Мцыри предстает перед читателем свободным и несломленным, и вместе с тем очень разносторонним юношей, судьба которого могла бы сложиться совсем по-другому. Обстоятельства погубили его, но так и не смогли себе подчинить, они даже не смогли озлобить его естественную, близкую к природе душу. Перед смертью он прощается с далекими родными горами, и выражает надежду на то, что «я засну, / И никого не прокляну!…».

Образ и характеристика Мцыри в поэме Мцыри Лермонтова 8 класс сочинение

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова повествует читателю о молодом грузинском юноше, заключенным с раннего детства в монастыре, о его совершенном побеге и в завершении поэмы трагической смерти. Поэма исповедует сильные желания и стремления бедного юноши о свободе и о огромном желании увидеть окружающий мир.

Мцыри привезли еще ребёнком, которого взяли в плен. Он не помнил ни матери, ни отца, но мечтал их увидеть снова. Мечтал вернуться в свой аул, обнять свою родню.

Каков же образ Мцыри? Юноша по характеру нелюдимый, но обладает сильной волей характера. Он скрытен, и в тоже время страстен. Он горяч, как все молодые кавказские мужчины. У него поэтичная и романтичная душа, только такая тонкая душа способна увидеть красоту природы, страдать от переживаний и радоваться, оказавшись на свободе. Монахи не могут понять страстную натуру Мцыри, недоумевают, почему он так ищет свободы. Он для них чужд и скрыт. Мцыри так мечтал обрести свободу и волю, но так до конца не приблизился к своей мечте. Он думал, что сможет быть счастливым, но это не случилось. Оказавшись на свободе, он был счастлив на свободе всего лишь три дня. Он вдыхал в свежий глоток воздуха, наслаждался звонким пением птиц, наблюдал, как красиво качаются деревья. Он не мог поверить в своё счастье. Он был настолько воодушевлен, что, встретив юную красавицу грузинку, почувствовал, что в сердце вспыхнули любовные чувства. Но день сменялся ночью, и для Мцыри оказалось не так уж прекрасным. Он был изнеможенным и голодным, к тому же он сбивается со своего пути. Хотя Кавказ был очень близок, он мог его видеть, но он не знал туда путь. Он понял, что на Родину ему уже не попасть.

Читайте также:  Лирика Лермонтова: сочинение

Мцыри сражается с барсом, которого побеждает. Казалось бы, свобода близко, путь свободен, но трагический эпизод поэмы очевиден. Даже эпизод с барсом показывает, что у юноши еще есть силы, чтобы бороться, но судьба распорядиться иначе. Образ Мцыри встал перед читателем, как свободный и несломленный, гордый и целеустремленный кавказец, который до конца своей жизни был верен своей заветной мечте. Перед трагической смертью Мцыри видит родной Кавказ, надеясь посмотреть на него хотя бы с высот. Он прощается с родными горами, прощается со своими родными. Его хоронят в прекрасном саду, где он велел его схоронить. Обстоятельства смелого героя Кавказа погубили, но так и не смогли подчинить своей воле. Он умер, но остался непокоренным судьбе и своему характеру.

Вариант 2

М. Лермонтов написал поэму «Мцыри» в 1839 г. В ней повествуется о жизни юного послушника по имени Мцыри.

Образ Мцыри в этом произведении является самым ключевым, поскольку в нём заключается главная идея произведения. По ходу прочтения мы узнаём, что Мцыри оказался в монастыре ещё в детстве, потому что его родной горный аул был разрушен войной. Затем также узнаётся, что он перенёс тяжелую болезнь и был воспитан монахами как послушник.

Однако все эти горести жизни не сломили его, а, напротив, сделали сильнее.

Мцыри представляет собой юношу очень чуткого и восприимчивого, с тонкой душевной натурой. Любые движения природы откликаются в его душе.

В Мцыри бушует кровь горцев, стремление к независимости и свободе. Мир, который состоит из монастырских молитв, смирения и послушания для него чужд и неприятен. Он был рождён не для отшельничества и вечного служения богу. Окружающие его люди, монахи, не способны его понять из-за своей религии.

Для свободолюбивого Мцыри такая жизнь является отягощающей и ненастоящей. Поэтому он совершает побег из монастыря. Он остался в одиночестве, но это вовсе не беспокоит Мцыри, потому что ему открылся целый мир с его простором и великим естеством природы. Но этого недостаточно, он желает большего, что было бы для него, действительно, важным. Его настоящее его желание – это вернуться туда, где он вырос, на родину. Пытаясь отыскать свою родину, Мцыри заблуждается. Он видит горы, Кавказ, знает, что там его дом. Но Мцыри не знает, как туда попасть. Проведя долгие годы в монастыре, он забыл дорогу назад. Даже если Мцыри сможет вернуться на родину, что его там ждет, в давно разрушенном ауле? Все его близкие погибли. У него не осталось ни одного дорогого человека на всём свете.

Постепенно Мцыри осознаёт, что ему не удастся вернуться домой, и он также осознаёт своё чудовищное проклятье – абсолютное одиночество.

Далее в ходе действия поэмы происходит битва с барсом. Мцыри сражался с ним яростно и самозабвенно, как дикий зверь.

Мцыри выходит победителем, но слишком много ранений ему нанесли. Смерть неизбежна. И Мцыри это полностью понимает. Он не боится смерти. Он сознательно пошёл на этот шаг, потому что дальнейшая жизнь для него бессмысленна. Мцыри утратил всё ценное, что у него было в этой жизни.

Мцыри является очень ярким и запоминающимся на долгое время героем, достойным сострадания.

Сочинение Характеристика и образ Мцыри

В этом сочинении я собираюсь поднять тему образности персонажа Мцыри в произведении М. Ю. Лермонтова. Произведение повествует нам о нелегкой судьбе юного мальчика попавшего в плен и украденного из своего аула.

Вследствие долгого путешествия мальчику нездоровится, и он остаётся в безымянном монастыре. Проходит время, и мы видим вполне себе подросшего Мцыри. Однако ему с самого начала не нравилось в монастыре, из-за чего как только он подрос, он попытался сбежать из монастыря, однако вскоре его находят изнеможенного в лесу. После между стариком в монастыре и Мцыри завязывается диалог. Мцыри говорит о его родине, о желании вернуться, о жестокой схватке с барсом из которой он вышел победителем.

Исходя из вещей, о которых говорит Мцыри, его можно назвать свободолюбивым человеком, который больше всего хочет вернуться туда, откуда его силой забрали в детстве. Он буквально страдает от воспоминаний о своем родном ауле, из-за того что ему туда никогда не вернуться. Также он говорит о девушке, которую он увидел во время своего побега, в которую, видимо, он влюбился. Буквально разрываемый воспоминаниями о родине и о своей семье он рассказывает это старику, и поведав ему о ранах нанесённых барсом, он умирает, говоря старику не забывать о его былой пылкости и о том, каким был Мцыри в юности.

Исходя из всего сказанного Мцыри, его можно охарактеризовать как стремящегося к свободе и независимости человека, очень сильно скучающего по своей родине, и понимающего своё безвыходное положение. Также если проанализировать его бой с барсом, то можно увидеть что он очень смелый человек, который не боится смерти, а напротив готов принять её с распростёртыми объятьями. Даже находясь на смертном одре также как и в детстве, он старается не показывать слабости или страха. Говоря старику свои последние слова, он отправляется в мир иной.

В конце концов, мы видим удивительную историю рассказанную нам М. Ю. Лермонтовым, эта история о борьбе совсем ещё юного мальчика со всем остальным миром. В своём стремлении найти свой родной аул он нашёл гораздо большее, он нашёл себя. Пусть это и грустная повесть, но она показывает нам всё несправедливость положения Мцыри и его борьбу с ней.

Для 8 класса

Поэма «Мцыри» как и все творчество М.Ю. Лермонтова – это мир, полный романтизма, драмы, сомнений мятущейся души и поисков себя. Главный герой до самого сердца потрясен той несправедливостью, что царит в мире. Его взгляды и убеждения противопоставлены тем условиям, в которых он был вынужден прожить всю жизнь. Его пылкость и свободолюбие составляют яркий контраст с религией монахов, которые отрицают свободу человеческой души.

Знакомство с героем происходит в самом начале поэмы, где автор рассказывает о его прошлом. Здесь сразу можно отметить необычность и трагизм ситуации, а также некоторую закономерность событий. Мцыри оказался в плену, будучи еще ребенком, сначала к русскому генералу, затем – в монастырь. Образ героя строится на противопоставлении слабости физического облика и силы его души. Обстоятельства сказались на его внешности, но не сломили дух.

На протяжении всего произведения не раз используется прием сравнения: монастырь сравнивается с тюрьмой. У главного героя нет ненависти по отношению к монахам, которые все же спасли его. Но ему чужд их образ мыслей и мировосприятия, поэтому монастырские застенки неизбежно воспринимаются им как препятствие между ним и свободой. И этот конфликт не ослабевает до самого конца.

Мцыри – сирота. Он мечтает о семье, о том, как бы сложилась его жизнь, если бы волей судьбы он не оказался вырван из привычной среды. Он родился в гордом горном племени, где пленение приравнивалось к бесчестью. Он ни с кем не мог поделиться сокровенным своей души, поэтому его побег оказался полной непредвиденностью для монахов. Они считали, что наш герой полностью готов к монастырской жизни. Им не дано было понять главного смысла, к которому он стремился – это жизнь и свобода. Более того, такие мысли казались монахам богопротивными и противоестественными. Мы видим, что даже предсмертная исповедь не была выслушана ими с должным пониманием и снисхождением. Отсюда замкнутость главного героя.

Центральное место в поэме занимает схватка с барсом. Автор дает возможность рассмотреть ее с двух позиций: с одной стороны показано несомненное бесстрашие Мцыри, вступившего в схватку с опасным хищником, с другой – бессмысленная трагичность ситуации, когда два живых существа, в силу обстоятельств, вынуждены сражаться друг с другом. В конце концов, герой путем невероятных усилий одерживает победу над диким зверем.

Романтизм характера Мцыри является трагичным еще и потому, что ему не дано воплотить в жизнь свои идеалы. Он романтик и поэтому безнадежен. Главный герой отдает предпочтение смерти, нежели жизни в заключении, и только после смерти он в некотором смысле обретает желанную свободу.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Мцыри

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой роман в виде трилогии, основной тематикой которого является изображение судьбы молодого советского ученого

Произведение является русской народной сказкой, повествующей о лисьей хитрости. Однажды старик отправляется на рыбную ловлю, которая оказывается удачной

Эгоизм – это то самое плохое качество человека, с которым необходимо бороться. И не важно, сколько времени на это уйдет, главное искоренить его из душ людей.

Персонажи в произведении очень разные. И про каждых из них можно написать отдельную книгу с уникальной историей. Но самый необычный персонаж книги – это Пьер Безухов

Александр Сергеевич Пушкин был не только выдающимся поэтом, но и прозаиком. Его простые, но в то же время гениальные произведения не могут оставить равнодушным ни одного читателя.

Ссылка на основную публикацию
×
×