Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Любовная лирика Лермонтова

Статья для подготовки к сочинению на тему: Любовная лирика М. Ю. Лермонтова.

В любовной лирике Лермонтова почти всегда прослеживаются автобиографические мотивы, в этом отношении она более субъективна, чем лирика Пушкина. Исследователи выделяют циклы стихов, посвященных Наталье Ивановой, Екатерине Сушковой, Варваре Лопухиной и др. Характер любовного чувства, воплощенный в стихах Лермонтова, также отличается от «лелеющей душу гуманности» пушкинских стихотворений. Если у Пушкина любовь – это светлое чувство, то у Лермонтова с самой ранней юности оно окрашено в мрачные тона.

Лирический герой его любовных стихотворений – это одинокая личность, противостоящая всему миру. Он ни в чем не может найти себе утешения, даже в любви его преследуют измена и предательство. В стихотворении 1832 года «Я не унижусь пред тобою. », относящемся к Ивановскому циклу, поэт упрекает свою возлюбленную, которую он боготворил и ради которой он «был готов на смерть и муку», в коварной измене. Ему горько оттого, что она не оценила его любовь, что «не была сначала, какою стала наконец».

В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. В стихотворении «Нищий» 1830 года, которое принадлежит Сушковскому циклу, жаждущий ответной любви лирический герой сравнивает себя с бедняком, просящим подаяния, чтобы не умереть с голода. Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства героя стихотворения были обмануты. Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.

Из юношеских увлечений наиболее глубокий след в сердце Лермонтова оставила Варвара Лопухина, в замужестве Бахметева. Ей посвящен ряд стихотворений, в том числе «Молитва», написанная в 1837 году. Лирический герой, представляющий себя «странником в свете безродным», тоже нуждающимся в заступничестве, молится о счастье дорогой ему женщины. Он хочет вручить ее Божьей Матери, «теплой заступнице мира холодного». Герой просит «окружить счастием душу достойную», дать ей «сопутников, полных внимания», «молодость светлую, старость покойную». Однако этому не суждено сбыться: Варенька Бахметева умерла в возрасте тридцати шести лет, через десять лет после Лермонтова.

В последние дни жизни Лермонтов встречался на Кавказе со своей родственницей Екатериной Быховец, напоминавшей ему Вареньку. С ней он охотнее всего разговаривал о «подруге юных дней». Оттого посвященное Быховец стихотворение 1841 года начинается словами: «Нет, не тебя так пылко я люблю. » Здесь не говорится, что поэт все еще любит другую, он любит «прошлое страданье» «и молодость погибшую» свою. В отличие от «Молитвы», в этом стихотворении, как обычно у Лермонтова, речь идет прежде всего о нем самом, о его собственных чувствах и переживаниях. Прошлое для него не умерло и образ любимой еще жив в памяти, хотя о «подруге юных дней», навсегда потерянной, лирический герой думает как об умершей. Он, глядя на присутствующую девушку, видит «в устах живых уста давно немые», а «в глазах огонь угаснувших очей». Разлука для его ранней возлюбленной оказалась подобной смерти: продолжающаяся жизнь проходит в печальном молчании, ее «очи» угасли и потеряли блеск.

За несколько месяцев до смерти, в 1841 году на Кавказе, Лермонтов написал пророческий «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана. »). Лирический герой этого стихотворения рассказывает свой сон, в котором он видит себя убитым, лежащим в долине Дагестана. Однако и в «мертвом сне» он видит «вечерний пир в родимой стороне», вероятно в Петербурге, хотя для сосланного на Кавказ «родимая сторона» – это уже вся Россия. На сияющем огнями вечернем балу, по контрасту с тем, что случилось в Дагестане, между юными женами идет веселый разговор о герое. Однако одна из них не вступает в этот разговор, она тоже видит сон, в котором ей снится долина Дагестана, «знакомый труп», вернее труп знакомого, и рана, дымящаяся в его груди. Разделенные пространством, герой и одна из юных жен оказались близки внутренне в роковой час его кончины. Однако эта близость не приносит им счастья, она лишь усугубляет трагизм происшедшего. «Он теряет вместе с жизнью ее, она теряет его, и оба в грезах видят друг друга: мертвый – живую, живая – мертвого».

В 1840 году написано «Завещание» – стихотворение также об умирающем от раны в грудь офицере, дающем последние поручения боевому товарищу. Однако этот персонаж явно не из светской среды, он скорее близок к Максиму Максимычу из «Героя нашего времени», но моложе его. Герой ничуть не идеализирован, он даже не знает, живы ли его родители, потому что «писать ленив». «Если кто из них и жив», ему было бы жаль опечалить их известием о своей смерти. Не жаль лишь соседку, которая о нем и не спросит. Он хочет, чтобы его товарищ рассказал ей всю правду, «пустого сердца» жалеть не нужно: «Пускай она поплачет. / Ей ничего не значит!» Герой этого стихотворения – человек, чьей судьбой никто особенно не озабочен. Однако он не окончательно огрубел на войне, вдалеке от дома. Характерно и его обращение к другу («брат»), и то, что он не забыл своей давней личной драмы, хотя любимая оказалась недостойной его. Любовь и смерть у Лермонтова и здесь оказываются рядом. Однако внимание поэта к простому, бесхитростному человеку другого социального круга свидетельствует о его гуманности, и это нечто новое в творчестве Лермонтова. Теперь он не только сам страдает оттого, что не видит рядом родной души, но и сострадает другому, также обреченному на одиночество.

Любовь для Лермонтова всегда оставалась прекрасным романтическим идеалом, недосягаемым и противоречащим действительности. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен. » 1840 года лирический герой, находясь на новогоднем балу, который не приносит ему радости, вспоминает о своем прошлом, мечтает о любви. Бегство в память и в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта. Не имея возможности полюбить ни одну из надменных и холодных светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной: «С глазами, полными лазурного огня. » Этот вымышленный образ, создание его мечты, целиком овладевает сердцем героя, он любит ее, думает только о ней и плачет. Но мечта – это не реальность, опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злостью».

Тоска по родной душе, сопровождавшая Лермонтова на протяжении всей его жизни, осталась неудовлетворенной. Об этом говорится в стихотворении «И скучно и грустно. » 1840 года. Обреченному на полное одиночество даже «в минуту душевной невзгоды» лирическому герою некому подать руку, рядом с ним нет близкого, любящего человека, способного выразить сочувствие и понимание, оказать поддержку. Любовь как временное чувство не приносит ему удовлетворения, а вечная любовь невозможна. Оттого вся жизнь кажется ему «пустой и глупой шуткой».

Любовная лирика Лермонтова свидетельствует о полном разочаровании поэта в любви, которая оказалась недосягаемым романтическим идеалом. Он переживает свою отверженность и одиночество, остро чувствует роковое неустройство его собственной и всеобщей жизни. Эта всеобщая разобщенность, трагическая безысходность осознаются им как непреложный закон бытия.

Урок литературы по теме “Любовная лирика М.Ю. Лермонтова”. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

Тип урока: объяснения нового материала.

Технологии: элементы технологии развивающего обучения, ИКТ.

Цели:

  • Образовательная: рассмотреть, как художник раскрывает тему любви в своих произведениях.
  • Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать монологическую устную речь.
  • Воспитательная: воспитывать оптимистическое отношение к жизни.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова на тему любви.
  • Дать представление об избранницах поэта, которым он адресовал свои произведения.
  • Сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
  • Развивать эмоционально-образное мышление учащихся.
  • Воспитывать эстетический вкус к классической литературе.

Учащиеся должны:

  • знать: факты из жизни М.Ю.Лермонтова, стихотворения о любви, написанные поэтом.
  • уметь: определять основную мысль произведения.

Оборудование: проектор, презентация или портреты М.Ю. Лермонтова, Н.Ф. Ивановой, Е.И. Сушковой, М.А. Щербатовой, В.А. Лопухиной, эпиграф.

Музыкальное оформление: «Лунная соната» Бетховена. Романс «Отчего», сл. М.Ю. Лермонтова, муз. А. Даргомыжского

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.

Учебник: Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. под ред. В.Я. Коровиной. – М.: П., 2009.

Эпиграф:

Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил

1. Оргмомент

2. Сообщение темы учителем

– Ребята, что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? (Ответы учеников.)

(Учитель открывает доску, где написаны задачи урока, или слайд презентации.)

  • Познакомиться с любовной лирикой М.Ю. Лермонтова.
  • Получить представление об избранницах поэта.
  • Сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

3. Вступительное слово учителя

– Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что любовь – чувство, о котором мечтает каждый человек, и каждого волнуют вопросы: «Что такое любовь? Какая она бывает?» И мы не исключение. Не правда ли?!
В словаре Ожегова дана такая трактовка любви. «Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренной привязанности».
Это всего лишь определения любви, но они приобретают смысл, когда мы влюбляемся. У всех это происходит по-разному. Одни ждут любви с замиранием сердца, другие ищут предмет обожания сами, вглядываясь в лица окружающих.
Когда-то давно, будучи в вашем возрасте, я написала стихи:

Я жду, а дождь любви не падает,
Забрал себе всё скряга-водяной.
Дождинкой старец землю не обрадует:
Мечту любви сожжёт жестокий зной.

Это не образец поэзии, но это мои ощущения и желания в 14 лет.
У Михаила Юрьевича Лермонтова совсем по-другому.
Летом 1825г. М.Ю. Лермонтов пережил первую детскую влюбленность. Он сам рассказывал об этом в записи, датированной 8 июля 1830 года: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9… Я не помню, хороша собой была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю, почему…
Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет; с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз… И так рано! В 10 лет… о, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум. иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! – но чаще плакать».
О своём первом детском увлечении Лермонтов говорит в стихотворении 1830г. «Кавказ».

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ.

4.

1 У.С. Впервые М.Ю. Лермонтов испытал чувства любви в 10 лет. После Михаил Юрьевич Лермонтов влюблялся не однажды и любил сильно и страстно. А какой именно была его любовь? Это задача, которую нам придется решать. Но прежде определим виды любви и запишем на доске.

Читайте также:  В чем состоит трагизм судьбы Печорина: сочинение

Используйте личный опыт, жизненные наблюдения, прочитанные произведения, просмотренные кинофильмы.

(Ученик идёт к доске и записывает виды любви.)

Романтическая, счастливая, взаимная, чистая, неразделённая, искренняя, несчастная, восторженная, трагическая, взаимная, страстная, бескорыстная, безответная, святая, латоническая и др.

2 У.С. – Какую же именно любовь М.Ю. Лермонтов испытывал к своим избранницам?

– Кто они, женщины, сыгравшие большую роль в судьбе поэта и его творчестве?
Возможно, кто-то из вас читал о них? Расскажите, пожалуйста. (Ответы.)
А я предлагаю вам посмотреть на портреты Натальи Федоровны Ивановой, Марии Алексеевны Щербатовой, Екатерины Александровны Сушковой, Варвары Александровны Лопухиной.
Каждая женщина полна очарования и притягательной силы. Портрет Варвары Александровны Лопухиной – это акварель Михаила Юрьевича Лермонтова, изобразившего Лопухину испанской монахиней.

– Ребята, перед вами лежат материалы с краткими сведениями из жизни избранниц поэта. (Приложение 1)

Задание:

1. Ознакомьтесь с краткими сведениями из жизни избранниц поэта.
2. Прочитайте стихотворение, предложенное вашей группе.
3. Определите, какой из женщин оно посвящено. Аргументируйте свой ответ строками из этого произведения.

– Работаем в группе. Поэтому решите, кто прочитает выразительно стихотворение, а кто будет отвечать от группы на поставленный вопрос.

Ответы учеников по группам

Задание: Проанализируйте стихотворения «Отчего», «Сонет», «Но я вас помню…», «Нищий» по предложенной вам схеме.

1. Какие строки, по вашему мнению, выражают основную мысль стихотворения?
2. Сформулируйте тему стихотворения как широкую, так и узкую.
3. Каким представляется вам в этом стихотворении лирический герой, автор? Аргументируйте свои утверждения.

– Определите, о какой любви говорит Лермонтов в вашем стихотворении. (Ответы учеников. Учитель подчеркивает на доске вид любви, указанный учениками.)
– Из ответов одноклассников сделайте вывод, какие мысли и чувства лирического героя повторяются во всех стихах?
– Тема какой именно любви просматривается в них?

Учитель: Да, вы правы, мысли об одиночестве, измене, предательстве в любви, трагичности происходящего.
Мы видим, что лирическому герою М.Ю.Лермонтова суждено остаться одиноким и непонятым, потому что, по мнению поэта, счастье в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света невозможно!»

(Учитель зачитывает эпиграф.)

– Эти строки я взяла эпиграфом к нашему уроку.
– Как вы думаете, почему любить – необходимость для поэта?

Ответ: Одиночество усиливает в Лермонтове поиски «души родной», трагические попытки поэта найти спасение в любви.
Согласитесь ли вы с моей мыслью, что лирика Лермонтова – это лирика сильнейших страстей и глубоких страданий? (Ответы учеников.)

Учитель: Любовь Лермонтова – это страдание сердца и душевные муки, которые нашли воплощение в его произведениях, ставших шедеврами классической литературы.
Стихи М.Ю. Лермонтова, по словам В.Г. Белинского, – это «вздох музыки, это мелодия грусти, это кроткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою».

4 У.С. Мы знаем, что М.Ю.Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником А.С.Пушкина.
Давайте посмотрим, одинаково ли в их творчестве звучит тема любви.
Я предполагаю вам задуматься над утверждением «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило нашей поэзии».
Справедливо ли оно? Какое художественное средство используется в этом утверждении? (Прием антитезы).

Перед вами задание 3.

1. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина, предложенное вашей группе («Красавица», «В альбом», «К ***», «Когда, бывало, в старину»), определите, о какой любви автор говорит в нем.
2. Сформулируйте тему стихотворения как широкую, так и узкую.
3. Каким представляется вам в этом стихотворении лирический герой, автор?
4. Сопоставьте стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтоава. Чем близки эти стихотворения и в чем их различие?
Аргументируйте свои утверждения.

Ответ: Любовь Лермонтова неразлучна с печалью, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Для Пушкина любовь – источник счастья.

5. Заключение

– Дорогие ребята, вы сейчас находитесь в прекрасном возрасте – начала юности.
Это возраст предчувствия любви – сильного и вдохновенного чувства.
И, наверное, каждый из вас надеется, что любовь будет светлой, чистой, романтической, счастливой. Но не пугайтесь, не отчаивайтесь, если ваша любовь окажется неразделённой. Вспомните о великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове, о его поисках «родной души». Пусть у него не было взаимной любви, но он был счастлив тем, что любовь его посетила и вдохновила на создание бессмертных лирических произведений.

6. Домашнее задание

– Я надеюсь, что дома вы возьмёте томик стихов М.Ю.Лермонтова, прочитаете стихи о любви и выучите понравившееся наизусть.

7. Рефлексия

– Мне хотелось бы, чтобы в вашей памяти остались самые лучшие минуты нашего урока, давайте вспомним их под прекрасные звуки романса Александра Даргомыжского на стихи М.Ю. Лермонтова.

Литература:

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В.Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2008.
  2. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах.Т.1,2,4/Художник С.В.Богачев – М.:»Воскресенье», 19999
  3. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. под ред. В.Я. Коровиной. – М.: П., 2009.
  4. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество / Вступ. статья Г.М.Фридлендера. Коммент. А.А.Карпова. – М.: «Современник», 1987.
  5. Творчество М.Ю.Лермонтова./ Ред. У.Р.Фохт. – М.: «Наука», 1964

Музыка сердца в произведениях М. Ю. Лермонтова

Страницы юношеских тетрадей Лермонтова напоминают стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом.
Редеют бледные туманы
Над бездной смерти роковой,
И вновь стоят передо мной
Веков протекших великаны…
Историю протекших веков и все лучшее, накопленное русской и европейской культурой – поэзию, прозу, драматическую литературу, музыку, живопись, исторические и философские труды, – Лермонтов усваивал систематически, начиная с первого дня пребывания в пансионе при Московском университете и затем в годы студенчества.
Он владел французским, немецким, английским, читал по-латыни, впоследствии, на Кавказе, принялся изучать “татарский”, то есть азербайджанский, язык, в Грузии записывал слова грузинские и одной из своих поэм дал грузинское заглавие “Мцыри”. Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, иностранных и русских, но из обширного круга чтения двух авторов нужно выделить Байрона и – особенно – Пушкина. Еще ребенком Лермонтов постигал законы поэзии, переписывал в альбом их поэмы. Перед Пушкиным он благоговел всю свою жизнь. И больше всего любил “Евгения Онегина”. Об этом он сам говорил Белинскому. Он не просто читал – каждая книга для него становилась ступенью к самостоятельному пониманию назначения поэзии, каждая воспринималась критически.
Воображение уносило его на Кавказ, где он побывал в детстве, и в страны, где он никогда не бывал, – в Литву, Финляндию, Испанию, Италию, Шотландию, Грецию, в будущее и в прошлое и даже в мировое пространство, где летает печальный Демон:
Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной,
И о земле позабывал…
Его мысль находилась в непрестанном горении. Недаром Белинский сразу же отметил у Лермонтова “резко ощутительное присутствие мысли”, и не одни пластические изображения, заключающие в себе мысли поэта, но самая мысль, обретшая художественную форму, составляет силу множества его лучших вещей – “Не верь себе”, “Сказки для детей”, “Демон”, “Дума”:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она напевала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего “Ангела”:
Он думу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
Лермонтов был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи. В последний год жизни он положил на музыку свою “Казачью колыбельную песню”. Были даже и ноты, но пропали и до нас не дошли. Однако, если бы мы даже не знали об этом, мы догадались бы о его музыкальности, читая его стихи и прозу. Не много было в мире поэтов, умевших передавать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор посредством стиха и прозаической фразы, звучание которых составляет неизъяснимую прелесть, заключенную в музыкальности каждого слова и в самой поэтической интонации. Не много рождалось поэтов, которые бы так “слышали” мир и видели бы его так – динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его глаз художника. Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником.
Изображая в “Герое нашего времени” ночной Пятигорск, он сначала описывает то, что замечает в темноте глаз, а затем – слышит ухо: “Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отроги Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко; месяц поднимался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Отклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь. Порою топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрипом нагайской арбы и заунывным татарским припевом”.
Эти описания Лермонтова так пластичны, что становится понятно, почему современники называли его русским Гете: в изображении природы великий немецкий поэт считался непревзойденным. “На воздушном океане”, строки, не уступающие пантеистической лирике Гете, Лермонтов написал в двадцать четыре года. При всем том он умел одухотворять, оживлять природу: утес, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями – им ведомы радости встреч, горечь разлук, и свобода, и одиночество, и глубокая, неутолимая грусть.

Сочинение по литературе на тему: Музыка сердца в произведениях М. Ю. Лермонтова

Другие сочинения:

Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов ввел в русскую литературу неповторимый стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью слова. Он рано осознал себя “избранником” судьбы, “странной” и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком, мечтающим о гармоническом и прекрасном мире, где земное слито с Read More .

Тема “горячего сердца” в произведениях Островского В творчестве Островского 70-80-х годов важное место занимает тема “горячего сердца”. Неустанно разоблачая “темное царство” даже в новом облике европеизированных буржуа, драматург утверждал в своих произведениях высокие нравственные принципы, искал в русской жизни силы, которые хотя бы в моральном отношении Read More .

История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России. Наша страна обладает очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни. Именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели Read More .

Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее 10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на одном балу или в театре, в ложе одной из “красоток записных”. И все же, чего же было больше – сходства Read More .

Читайте также:  Виноват ли Печорин или виновата эпоха: сочинение

Героические характеры в произведениях М. Ю. Лермонтова Творчество великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова приходится на период 30-х годов XIX века – очень сложное время в истории России. Оно связано с правлением императора Николая I, с его жестокими реакционными действиями. Период русской истории времен николаевской реакции можно Read More .

Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова В период расцвета русской литературы, названный впоследствии Золотым веком, читатель сформировался особенный – проницательный, ищущий отражения жизненного водоворота событий в произведениях тех писателей и поэтов, чье творчество он выделял или чьим произведениям отдавал свое читательское предпочтение. На первую ступень литературного Read More .

Поединок человека с судьбой в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Все философы, на протяжении двух с половиной тысяч лет всегда уделяли внимание проблеме судьбы, рока, действующего вне зависимости от наших желаний и устремлений. Стоило людям задуматься о собственном предначертании, как встал вопрос о судьбе, о том, что существуют некие внешние Read More .

Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова Русская литература – литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов. С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень Read More .

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова 9 класс сочинение

За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Отношение поэта к России было противоречивым. В своем произведении «Родина» автор пишет о «странной» любви к Отечеству. Поэт не любит государственных чиновников, потому что они не заботятся о простых людях, но он восторгается традициями и культурой Отчизны, Лермонтову нравится пляска “с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”. В «Бородино» Лермонтов гордится своей страной и историей России.

Любовная лирика поэта видна в первых стихотворениях, причем любовь переплетена с печалью и одиночеством. Лермонтов не находит счастья в любви: «счастья без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях мы находим безнадежность героя, отчаяние, светлые чувства к нему не приходят, и он разочаровывается в любви: «не стоит труда», «все там ничтожно». Поэт не верит в идеальную любовь и понимает, что в жизни может влюбиться только раз, потому что мимолетные увлечения быстро проходят, оставляя в душе пустоту.

Пейзажные зарисовки родной страны являются неотделимой частью лирических произведений поэта. В этих стихотворениях картины природы просты, точны, красочны: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студеный ключ», «белеющие березы». Очень точно Лермонтов употребляет прием одушевления, он первый, кто стал привлекать сравнения из природы применительно к человеку: «Он был похож на вечер ясный…». Также автор рассказывает нам, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревога», «весело жить». Часто лирический герой Лермонтова одинок, и именно природа помогает автору раскрыть душу этого героя. И природа помогает подчеркнуть это одиночество.

Тема одиночества проходит почти через всю лирику Лермонтова. Наиболее полно раскрыта эта тема в стихотворении «Узник». Поэт сам ощущает себя узником времени, ведь современники его не понимают. В «Пророке» лирический герой не нужен людям, они не желают его слушать, поэтому он вынужден удалиться в пустыню, там пророк обретет покой.

Лирика М.Ю. Лермонтова наполнена грустью, печалью и чувством одиночества, читая его поэзию, мы можем заглянуть в душу поэта и ближе узнать его как человека.

Сочинение Темы и мотивы творчества Лермонтова

Русскую литературу невозможно представить без такого писателя, как Михаила Юрьевича Лермонтова, который являлся романтической личностью, глубоко любящей собственную Родину.

Творил поэт как раз в то время, когда господствовал романтизм. Лермонтову удалось выявить на первый план лирическое «я», что неоднократно предстает центром мира всего. И тем, которыми руководствовался Михаил Юрьевич, было много. Основная – это тема, посвященная одиночеству.

Такое состояние для Лермонтова воспринималось как нечто повседневное, обыденное. Поэт считал, что так оно и есть, и было. В его творениях лирический герой противопоставляется реальному миру, наполненному бездумной толпой, что не может никак понять человека талантливого. Появляется конфликт, который никаким образом не может разрешиться. Одиночество для персонажа Михаила Юрьевича представляется как плата за то, что искал, а затем и приблизился к внутреннему покою, душевному равновесию. Герой постоянно находится в поисках самого себя, своего внутреннего мира, своей души. И в концепции писателя в конце то концов трактуется то, что лирический персонаж так и не обрел покой, даже оставшись совершенно в полном одиночестве…

С другой стороны считается, что одиночество – это некий побег человека от окружающего сурового мира, который надоедает и раздражает своим шумом, в мир иной, иллюзионный. И сразу возникает наряду с этим отчужденность персонажа в сем мире, которое возрастает и неумолимо продолжает возрастать.

На смену первой теме приходит другая: тема воли, а также тема неволи. Для Михаила Юрьевича свобода – это самая главная ценность. И лирический герой то и делает, что отстаивает собственное право на то, чтобы являться свободным и независимым от всего мирского. Это, прежде всего, замечается в поэме «Мцыри». Связь проявляется и в стихотворении «Узник», что тоже полон мечтаниями о свободе, о том, чтобы вырваться из клетки.

Удивительно то, что мотивы лирики Михаила Юрьевича и темы неразрывно связаны друг с другом, потому как в произведениях Лермонтова прослеживается и мотив отчужденности лирического героя от пагубностей всего окружающего, и тема одиночества, которая проносится у поэта по всему его творчеству. И то, и то тесно связаны с темой природы, ибо персонаж, мечтая уйти от насущной действительности, обнаруживает утешение в прекрасной красоте природы, которая способна благоприятно воздействовать на человека, очищая и излечивая его душу.

Особое внимание в творчестве Лермонтова уделяется толпе, которую он старается ярко выразить, так как её влияние либо возвышает человека, либо принижает настолько, что дальше продолжать собственный путь гораздо тяжелее. Общество Михаил Юрьевич сурово критикует, вырисовывает образы таких людей праздным, ветреным, довольно мелочным, легкомысленным. Их главный недостаток в том, как считает поэт, что отсутствует духовность. Толпа достаточно безынициативна, тщеславна. Ей чужды переживания простого творца, поэтому персонаж Лермонтова и отходит все дальше и дальше от них, дабы не соприкасаться и не взаимодействовать с таким обществом «душевных калек».

Безусловно, Михаил Юрьевич не обошел такую тему, как тема Родины! В своих стихотворениях писатель показывает, насколько понятие «родина» далеко и не похоже на понятие «государство». Это две совершенно отличные друг от друга ветви. Одна, как утверждает поэт, воодушевляет, делает благороднее, возвышенным тебя человеком. Другая излучает лишь ханжество, легкомыслие, безучастность в судьбах людей.

И важная тема писателя – это тема любви, которая выражается у Лермонтова пессимистично. Взаимности наблюдать в творческих трудах Михаила Юрьевича бессмысленно, ибо лирический герой находит свое утешение лишь в одиночестве.

Таким образом, вклад Лермонтова в русскую литературу неоценим! Мысли витиевато располагаются на бумаге, поражая своим содержанием и великолепием!

3 вариант

Замечательный поэт и писатель в России М.Ю. Лермонтов. Он жил в эпоху романтизма, поэтому его произведения пронизаны трагическим настроением и чувствами. Его знаменитое стихотворение «Весна» стало прекрасным отражением событий того времени.

Давайте рассмотрим вопросы: Какой основной мотив есть в творчестве автора? В каких произведениях отражены основные черты лирики писателя? Какие мотивы были отражены в работах Лермонтова?

Природа – центральный мотив творчества Лермонтова. Он отражал природу в написании текстов и в красивых пейзажах. Самым популярным и красивым мотивом считали героизм. Замечательная воля, жертвенные подвиги и смелые выходки его героев. Все эти моменты остались в сердцах у людей. Самым популярным произведением у людей стал роман «Герой нашего времени».

Он отражает трудности, которые обозначены в обществе. Он оказался свидетелем социальных беспорядков. В поэме «Последний сын вольности» отражены все социальные проблемы в обществе.

В работах автора понятно отмечен мотив неволи. Такое положение вещей стало изменениями в государстве, которые он разделял. В результате «Мцыри» и «Узник», заняли центральное место в творчестве поэта. Трудности взаимопонимания в обществе были обозначены у великого писателя. Если он чувствовал одиночество и хотел перемен, но не получив поддержку народа, он не стал продолжать борьбу за свои идеалы.

В творческих работах «Пророк» и «Смерть поэта» были конкретными признаками предчувствия его смерти или отсутствия сил. Лермонтов – чувственная и замечательная натура, которая обращает свой взгляд на религию. Мотивы из Библии оказались в центре работ автора.

Сильно отмечены мотивы в работах «Молитва» и «Демон». Мотивы, отражённые в церкви обладали героическими поступками, нежели смиренный. Душа поэта не смирялась с поражениями и желала побед, поэтому она призывала народ. В результате Лермонтов отправился на Кавказ. Такая ситуация отражена в его работах. Такие следы отражены в работах автора «Синие горы Кавказа» и «Узник». Лермонтова считали настоящим героем, который совершил подвиг.

Гвардейский офицер, который прошёл войну. Он обладал чувствительной душой и доброе сердце, хотя был дерзкий снаружи.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения и обозначения центральных мотивов лирики Лермонтова, чтобы лучше понять смысл всех произведений конкретного автора.

Сочинение Основные темы лирики Лермонтова.

За короткую жизнь Лермонтов оставил уникальное наследие. Творческая жизнь поэта представляет огромное разнообразие. В его лирике отмечают такие темы: Родины, одиночества, любви и природы. Давайте посмотрим, что хотел сказать автор в своём творчестве.

Тема Родины проходит через творческий путь Лермонтова. Он испытывает смешанные чувства по отношению к России. В своём творении «Родина» автор отмечает «странную» привязанность к Отечеству. Поэт презирает чиновников, так как они не заботятся о населении, но он боготворит традиции и культуру Отчизны. Автор восхищается танцами с «топаньем и свистом под говор пьяных мужиков». В «Бородино» Лермонтов прославляет военных людей и историю страны.

Любовную лирику в творчестве поэта сопровождает печаль и одиночество. Поэт не обретает счастье: «счастье без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях отражена безнадёжность грея, отчаяние, светлые чувства его не посещают, поэтому он считает любовь таким чувством, которое посещает человека раз и на всю жизнь. Не забывая о мимолётных увлечениях, которые быстро проходят.

Различные пейзажи страны считаются частью конкретных произведений. В таких стихотворениях природа имеет простые краски: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студёный ключ», «белеющие берёзы». Он стал внедрять в литературу приём одушевления и сравнения человека с природой: «Он был похож на ветер ясный…». Ещё автор отмечает, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревоги». В основном герой Лермонтова испытывает одиночество, поэтому природа помогает автору раскрыть душу этого героя. Природа помогает отразить душевные переживания.

Читайте также:  Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Тема одиночества идёт фактически в каждой работе Лермонтова. В полном объёме тема раскрыта в стихотворении «Узник». Поэт чувствует, что заперт во времени, ведь с современниками у него не получается диалога. В «Пророке» автор подчёркивает, что его лирика не нужна людям, они не желают его слушать, поэтому он желает уйти в пустыню и получить покой.

В лирике Лермонтова отражены грусть, печаль, чувство одиночества, читая его поэзию, изучая его поэзию, люди могут заглянуть в душу поэта и узнать его человеческие качества.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения о лирике Лермонтова, чтобы понять и рассмотреть его произведения. Не забывая анализировать все мысли поэта.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Популярные сегодня темы

Попрощавшись с супругой, царь отправляется в путь. Жена ожидает его, с грустью смотря в окошко. В ночи рождается будущая царевна. Вскоре приезжает царь. Супруга умирает.

В знаменитом романе Л.Н. Толстого читатели встречаются с двумя великими полководцами того времени – Михаилом Кутузовым и Наполеоном Бонапартом.

Хлестаков, главный герой произведения Гоголя, является одним из самых узнаваемых литературных образов. Он запомнился читателям не добрыми качествами души, а дурными манерами, враньём и чрезмерным хвастовством.

Человек должен много и целенаправленно трудиться, чтобы развиваться в обществе и выглядеть не хуже других! Иногда, человеку не хочется что – то выполнять. Возможно, это организм устал. Появился страх, что не получится результат.

Горский создавал немалое количество картин на тему войны – феномен, который возможно изображать совершенно разными способами. Художник может изобразить поле сражение или какой-то элемент героического подвига

Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Лермонтов и его поэзия &#151 это до конца не изведанная страна, где все огромно, беспредельно и необозримо в своей неповторимости и величии. Читаю снова и снова стихи поэта. Что влечет меня к ним? Красота языка или мудрость мысли, отчаяние мятущейся души или поэзия силы и действия? Скорее всего &#151 все вместе. Поэта волнуют глобальные события, происходящие в стране, судьба родины. Уже в пятнадцать лет он задавал себе вопрос: “К чему глубокие познанья, талант и пылкая любовь к свободе, когда мы их употребить не можем?” На этот вопрос он ответил всем своим дальнейшим творчеством, придя к выводу, что призвание поэта &#151 служить родине. И лира Лермонтова всю жизнь звучала для России, волнуя, будоража, борясь с равнодушием и пассивностью. Недаром его с юности влекла бунтарская поэзия великого романтика Байрона, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции.

Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;
О, если б одинаков был удел.

Поэзия Лермонтова &#151 это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание. О своем одиночестве в светском обществе, об окружающих его бездушных людях-масках, о холодности рук и душ говорит поэт в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен. ” Лермонтов пишет о том, как “большой свет” пытается убить его душу. Стихотворение начинается с картины маскарада. Что раздражает поэта, и почему он пытается “забыться памятью” в “недавней старине”, почему ласкает в душе старинную мечту? Маскарад отвратителен своей фальшью. Это притворство, это маски, прикрывающие бездушие, хранящие пустоту. Они нелепы. Все парадоксально в мире маскарада. “Пестрая толпа” видится поэту “как будто бы сквозь сон”. Мелодия в музыке разрушена. Вместо искренних, доверительных речей слышится лишь “дикий шепот”. Все противоестественно, все лжет. Душа Лермонтова живет “вольной птицей” только тогда, когда он вспоминает:

. и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут
Спящий пруд,
А за прудом село дымится.

Лермонтов скучал и задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. В “буре тягостных сомнений и страстей”, как ни ярка, ни властна мечта поэта, она лишь “свежий островок”. При всей ее притягательности мечта хрупка.

И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью. После этого отрезвления от мечты у поэта с необычайной силой рождается желание “смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью”. В этих горьких, выстраданных строчках звучит горячий протест против всего, что воплотила в себе светская чернь, и что было особенно отвратительно поэту: фальшь, бездушие, пустота. Этой борьбе Лермонтов был верен до конца своей жизни. И силы для этого давал ему истинный и прекрасный, полный гармонии мир, который всегда жил в его душе.

Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни “без шума и следа”, не оставив следа в истории, вытеснила его юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов живет теперь, чтобы сказать правду о “плачевном состоянии” его духа и совести поколению безвольному и малодушному, живущему без надежды на будущее.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию &#151 презренные рабы.

Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения. Лермонтов не может примириться с тем, что образованные, гуманно мыслящие люди, усвоив “поздний ум” отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняя голову перед силами реакции. Поэтому Лермонтова восхищает жизненный подвиг его великого предшественника Пушкина, который “восстал. против мнений света” и поплатился за это жизнью. Его до глубины души возмущает фальшивое, лицемерное сожаление подлых убийц гениального русского поэта. И он бросает им в лицо гневные, убийственные слова и грозит справедливым возмездием:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда &#151 все молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед. Лермонтов звал современников к борьбе и к избавлению от рабской неволи. В своем воображении он рисовал гордых героев, людей, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за верность самим себе. Ведь могущественный образ лермонтовской поэзии &#151 буря. Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поле деятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, “как брат, обняться с бурей”. Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури. Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией.

Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.

Музыка сердца в лирике Лермонтова

Музыка сердца в лирике Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов ввел в русскую литературу неповторимый стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью слова. Он рано осознал себя “избранником” судьбы, “странной” и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком, мечтающим о гармоническом и прекрасном мире, где земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным без конфликтов и противоречий. Поэт жаждал света, простоты и сердечности, а в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок.

Детство Лермонтов провел в имении богатой бабушки. Он был лишен ласки рано умершей матери и отстраненного от его воспитания отца. Книги заменили ему все. Его кумиром с детства был А. С. Пушкин, трагическая гибель которого потрясла Лермонтова. Он не мог не откликнуться на убийство гения, из кровоточащей души поэта вылилось стихотворение “Смерть Поэта”.

Пал оклеветанный молвой.

Молодой и никому еще не известный автор сумел точно определить причину гибели Пушкина и назвать истинных виновников трагедии. “Смерть Поэта” – отклик на трагическую гибель Пушкина, но автор нигде не упоминает его имени. И постепенно начинаешь понимать – это боль и за собственную судьбу, которую Лермонтов гениально предвидел и предсказал в другом своем стихотворении:

Еще неведомый избранник,

В моей душе, как в океане,

Толпе Мои расскажет думы?

Очень скоро темы избранничества и одиночества в людском мире становятся самыми популярными в творчестве Лермонтова. Но это не одиночество гордеца, презирающего толпу, а одиночество страдающей личности, не находящей близкой души. Поэт отмечен “печатью” судьбы, но в то же время он – человек, нуждающийся в понимании окружающих. Ему необходимы близкие и родные по духу люди. А Лермонтов не находил понимания ни в семье (“Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть”), ни в любви и дружбе, ни в обществе:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Патриотизм Лермонтова не безоглядный, он критически осмыслен. Размышляя о России, поэт с горечью говорит, что слава и доблесть остались в прошлом, его же поколение не способно на подвиги: изнеженные и инфантильные, испуганные расправой над декабристами, они надеются как-то переждать тревожные времена, уцелеть любыми средствами. В окружающих его людях нет места творчеству, познанию мира, дружбе и любви, поэтому поэт снова обращается к славным страницам истории государства, вспоминая победу над Наполеоном, одержанную “отцами”.

– Да, были люди в наше время,

Богатыри – не вы!

Пройдет совсем немного времени и горечь автора усугубится: он тоже принадлежит к этому “немощному” поколению, не выделяя себя, говоря “мы”, а не “они”:

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу

А в сердце поэта все отчетливее становится ощущение отринутости. Лермонтов хотел не только существовать, жить, дышать, а приносить пользу стране. Вокруг него же – апатия и равнодушие. Лермонтов не отделяет себя от общества, с горечью причисляет себя к нему.

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Когда свободная когда свободная и мятежная личность видит и понимает происходящее, она бросает обвинение прямо в лицо обществу – ведь молчание рождает беззаконие властей. “Прощай, немытая Россия” – одно из самых загадочных творений поэта. С одной стороны, это обвинение народу, которым он восхищался в стихотворении “Бородино”, и одновременно искренняя боль за все происходящее, за бесправие и угнетение, за покорность судьбе.

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И ты, им преданный народ.

Постепенно в его лирике начинает преобладать гармония силы духа и мечта о душевном покое. Мне думается, о чем бы ни писал поэт, это было о его трагедии разлада с обществом и самим собой. Оттого нет в лирике Лермонтова таких безмятежно счастливых и радостно искрометных строк, как у Пушкина. Образ пленного рыцаря, узника, скованного цепями, то и дело возникает в лирике поэта. Как и они, автор – невольник, но иных цепей: условностей, непонимания, вынужденного одиночества.

Отворите мне темницу,

Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком.

В зрелом периоде его творчества мотивы одиночества, непонимания замыслов и чувств поэта, начатые в лирике, будут продолжены в драматическом произведении “Маскарад” и в романе “Герой нашего времени”, но приобретут более общий характер, чем в стихотворениях.

Ссылка на основную публикацию
×
×