Литературные контрасты и антитезы в романе «Герой нашего времени»: сочинение

Литературные контрасты и антитезы в романе “Герой нашего времени”

Характер Печорина раскрывается в двух планах: с одной стороны, он главный герой, активный участник событий, о которых повествует автор; с другой стороны, он “автор” “исповеди”, в которой с предельной откровенностью выявляются его понимание жизни, результаты наблюдений и раздумий. Чувствуя в душе своей “силы необъятные”, он, однако, не использует их для “назначения высокого”, а увлекается “приманками страстей пустых и неблагодарных”. Это противоречие между “назначением” и действительным туерный порок не только этой эпохи. Есть в романе примеры антонимичных прилагательных: высший – низший; мрачный – радужный; первый – последний; антонимы-глаголы: любить – презирать; выздороветь – умереть; жить – умереть; антонимы-наречия: хуже – лучше; направо – налево; высоко – внизу и антонимы-местоимения: свое – чужое.
Более сложны и разнообразны в романе речевые антонимы. Большая часть их выражает контрасты, которые ускользают от видения многих; их обнаруживают лишь люди типа Печорина, привыкшие анализировать жизнь во всех ее проявлениях: “Воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю”; “История души человеческой, хотя. бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”.
Печорин понимает, что для близких к нему людей он часто оказывается носителем зла. “Неужели зло так привлекательно?” – спрашивает он себя, когда думает о Вере и о причинах ее чувства к нему.
Способность Печорина всюду видеть контрасты поразительна. Отсутствие у него друзей он объясняет, например, тем, что дружба никогда не основывается на равноправии: “Из двух друзей всегда один раб другого”. А так как рабом он быть не способен, то это означает, что и друга у него не может быть. Таким образом, само понятие друга для Печорина внутренне противоречиво.
Прием антитезы используется часто для выражения явных и скрытых контрастов. Вот примеры первой разновидности: “Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой”; “Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка”. Для выражения скрытых контрастов чаще всего используются два определения, связанные противительным союзом но, к одному существительному: “Мне уже пересказали две-три эпиграммы на мой счет, довольно колкие, но вместе с тем очень лестные”; “Ее (княжны Мери) легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное…”
Антитезы получают в романе и другие формы выражения, например контрастные по смыслу предложения: “Есть минуты, когда я понимаю Вампира! А я еще слыву добрым малым и добиваюсь этого названия”; “Я всегда ненавидел гостей у себя – теперь у меня каждый день полон дом”.
Итак, антонимы в романе связаны с попытками Печорина понять самого себя, понять те внутренние противоречия, которые составляют существо его характера и конкретных поступков, а также выражают оценки отдельных лиц и их суждений.

Сочинение по литературе на тему: Литературные контрасты и антитезы в романе “Герой нашего времени”

Другие сочинения:

Мотивы лирики Лермонтова в романе “Герой нашего времени” Что такое лирическое стихотворение? По-моему, это душа того, кто пишет. Читая лирические произведе шя, узнаешь, о чем думает поэт, что тревожит его. Лирика – это дневник, хранящий в себе самые сокровенные мысли и желания. Говорят, что глаза человека – зеркало Read More .

Тема сочинения судьбы и доли в романе “Герой нашего времени” Тема судьбы в романе “Герой нашего времени” звучит на протяжении всех глав книги. В “Тамани” Печорин задумывается, с чего бы это его судьба закинула в компанию контрабандистов. В “Княжне Мэре” он радовался, что судьба послала ему ради развлечения Грушницкого, а Read More .

Образ Печорина в романе “Герой нашего времени” Главным героем является Григорий Александрович Печорин, молодой человек лет двадцати пяти. В нескольких местах романа автор дает описание внешности героя, указывая некоторые ее признаки с характером. Впервые Печорин предстает в романе перед Максимом Максимычем в крепости за Тереком (“Бэла”):”Он явился Read More .

Особенности композиции и художественного времени в романе Лермонтова “Герой нашего времени” Скажите, пожалуйста, разве обычный читатель задумывается над композицией произведения? Какая ему разница, где в романе завязка, где кульминация, как течет художественное время? Читаешь себе, как развиваются события в жизни героев. Если очень интересно, даже не читаешь – “проглатываешь”, если так Read More .

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” В 1840 году в свет вышел роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, ставший вершиной творчества писателя. Это был первый психологический роман в русской литературе. Автор рисует портрет современного ему человека, исследует его душу. Григории Александрович Печорин – сюжетообразующий персонаж. Read More .

План сочинения: Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” План I история души человеческой. II… мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! (из “княжны Мери”) 1…. Человек замечательный по многим причинам А) он скептик и материалист Б) он плакал над умирающим солдатом В) у него был злой язык Read More .

О романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: Read More .

Печорин как тип лишнего человека в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе “Герой нашего времени” он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи. Этим человеком является Печорин, который в силу обстоятельств становится “лишним человеком”. Писатель раскрывает причины Read More .

Черты романтизма в романе Герой нашего времени Лермонтова

Роман «Герои нашего времени» написан М.Ю.Лермонтовым в реалистическом стиле. Но временами там проявляется и романтизм, который показывает главного героя как разностороннюю личность.

Главным образом романтизм проявляется в описании природы, рассказывая о красотах и опасностях гор Кавказа. В действиях каждого героя понимание красоты окружающего мира меняется, в зависимости от персонажа. Например, страстные герои, как Максим Максимович и Бэла, видят природу иначе, и при их описании она играет яркими красками. Для других же, персонажей с нищей душой, все происходящее вокруг лишь фон, не представляющий ничего необычного.

В природе вдохновение черпает и главный герой романа – Григорий Александрович Печорин. Несмотря на образ одинокого, загадочного и скучающего человека, в некоторых главах произведения четко видны его романтические черты. В части «Тамань» он предстает, как романтический юноша, склонный к предрассудкам. Его встреча с контрабандистами, нарушившая их планы, наполнена реализмом. Но то, как описывается море и паруса, является полноправными чертами романтизма.

Также реализм и романтизм переплетаются в главе «Максим Максимович». Здесь Печорин выступает как реалистический персонаж, переживая одиночество и разочарование в жизни. Но ему противостоит полный романтических качеств Максим Максимович – друг главного героя.

В главе «Бэла» полностью преобладает романтизм. В ней главного героя переполняет восхищение горами Кавказа. Такая романтическая атмосфера способствовала влюбленности Печорина в экзотическую Бэлу. Но вскоре он разочаровался в ней, не найдя в отношениях с дикаркой никакого отличия от любви знатной особы.

Кульминационной главой, наполненной романтизмом, становится «Фаталист». В ней главный герой ставит на кон собственную жизнь, проявляя такие романтические черты, как жертвенность и игры со смертью.

Наиболее ярко романтизм прослеживается в записях, которые Печорин делает в своем дневнике. Там он открыто и честно излагает свои мысли, наполненные искренними чувствами, без приукрашивания и притворства. Там он рассказывает о чувствах к княжне, которые считает лишь пустым звуком, признается, что играет с любовью девушки. Пустыми и лишними чувствами он называет и дружбу. Эти мысли создают вокруг персонажа атмосферу романтики, мятежности и грусти.

В других моментах романа Печорин поступает как настоящий реалист, разрушая романтические представления других героев. В одной его личности уживаются как романтические позывы, так и пороки общества, бессердечность к окружающим и безжалостный эгоизм. Романтизм является преградой для трезвого и четкого восприятия действительности.

2 вариант

Яркое выражение в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» получило одно из самых сложных направлений в художественной литературе – романтизм.

Центральное место занимает в романе образ Печорина. Автор представляет его сильной личностью, который во всем пытается противостоять законам общества, в котором он пребывает. Это одна из особенностей направления. Именно вокруг него, в первую очередь, определяются черты романтизма. Несмотря на постоянный контакт героя с окружающими его людьми, он остается в душе одиноким и несчастным. С одной стороны, Печориным управляют некоторые эмоции, которые иногда даже напоминают страсти. Однако восхищение женщинами, общение с товарищами – это лишь ложная видимая оболочка, которая его угнетает. Его разочарование жизнь неискоренимо, поэтому Печорин отдается течению жизни, продолжая гневаться, скучать и презирать остальных. Героя в обществе ждет только разлад, это приводит его к постоянным мучениям. Создается ощущение, что он постоянно играет с судьбой, безбоязненно относится к ее переменам.

Произведение наполнено эмоциональными состояниями героев, которые стремятся к счастью по-разному. Читатель не может не обратить внимание, что чувства в тексте занимают главное место. Они управляют героями, делая их несчастными или помогают приблизиться к мечте.

Внутренний мир каждого героя в романе имеет первостепенное значение. Их переживания, связанные с пробой своих чувств в разных ситуациях, являются показателем становления на протяжении определенного этапа души, формирования характеров. Стремление героев к идеалам присутствует на страницах романа с разной степенью проявления. Одни проявляют меньше эмоций, стараясь оставаться больше в тени, скрывая свои чувства. Другие идут к цели, идеалу через страдания других.

Детальное описание пейзажа в романе является чертой, характерной для романтизма. Созвучие с душевным состоянием героев становится обязательной особенностью направления. Освобождение мыслей от тревог происходит с Печориным в тот момент, когда он «с жадностью глотает благовонный воздух». Он непрестанно отмечает ароматы в воздухе, синеву небес. Каждая зарисовка будто вторит желаниям, мыслям героев, сопровождая их душевное состояние.

Сочинение Романтизм романа “Герой нашего времени”

В реалистическом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно обнаружить немало романтических черт. Прежде всего, одной из них является образ главного героя.

Григорий Печорин – личность с романтическим воображением, человек страстей. На протяжении произведении читатель следит за последовательным разрушением романтических иллюзий героя. Молодой человек будто сошёл со страниц европейских романтических книг – одинокий, загадочный, страдающий, создающий впечатление изгнанника, что так притягивает светских барышень.

Каждая глава романа знакомит нас с определённой гранью характера молодого человека. В хронологически первой части, «Тамани», Печорин предстаёт юным романтиком, верящим в тайные знаки судьбы и склонным к предрассудкам. Ситуация со слепым мальчик манит его своей таинственностью, девушка-контрабандистка кажется ундиной из немецких баллад, а в возможности ввязаться в историю с преступниками герой слышит зов к приключениям. Романтический фон усиливает экзотический морской пейзаж. Правда оказывается прозаичной: бандиты хотят убрать Печорина как ненужного свидетеля.

В главе «Бэла» Печорин снова оказывается в центре романтической атмосферы. Окружающие горы, бесстрашные горцы – неудивительно, что в такой среде офицер влюбился в экзотичную Бэлу. Однако чувства дикарки ничем не отличаются от любви знатной барышни, и Печорин опять впадает в хандру.

Кульминационной становится глава «Фаталист», где Григорий Александрович вступает в схватку с судьбой. Герой ставит эксперимент над собой и Вуличем, проверяя существование рока. Однако ни та, ни другая ситуация не может подтвердить или опровергнуть его сомнения. Удачный захват пьяного казака можно трактовать и как благосклонность судьбы, и как хорошо продуманные действия.

В других эпизодах Печорин разрушает чужие романтические иллюзии – веру Максима Максимыча в дружбу, наивное представление княжны Мери о любви и браке. В романтичной личности героя рядом с благородными порывами соседствуют пороки общества, холодный эгоизм и бессердечное отношение к окружающим. Романтизм становится препятствием для здравого восприятия реальности, «розовый флёр», который нужно отдёрнуть. Это те самые «сласти», которыми так долго кормят людей, в то время как им нужны «горькие лекарства, едкие истины». Но автор только указывает на болезнь, а как её лечить – дело за читателем.

Также читают:

Картинка к сочинению Черты романтизма в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Как выглядит роман «Герой нашего времени»? Он не похож на другие произведения, которые доводится читать. Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи хорошо образованным в области литературы и наделенный значительной долей новаторского ума

Рассказ «Река играет» написан русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Анализ данного произведения приведен в этой статье.

Тарас Бульба является главным героем произведения Гоголя. Он постоянно сражался не только за свою свободу, но и за свободу своего народа. Все своим народом он считал казаков. Они жили свободно и вольно, а ведь это не всем нравится.

Всю сознательную жизнь большинство людей ищут свою вторую половинку, кому-то это удается, кто-то терпит фиаско, а в некоторых стрела Купидона попадает так точно, что подаренная любовь может вознести человека

По жанру произведение можно отнести к сказке – абсурду. Её написал английский математик, который увлекался литературой и написанием стихов. Льюис Кэрролл – это его псевдоним.

Портретные и пейзажные описания в романе Лермонтова Герой нашего времени

Портретные и пейзажные описания в романе Лермонтова Герой нашего времени

М.Ю. Лермонтова называют преемником Пушкина, наследником «могучей его лиры». Кроме того, в произведениях поэта, особенно ранних, четко прослеживаются традиции и Жуковского, и Рылеева, и западноевропейской литературы. Но все же Лермонтов, как любой выдающийся писатель, обладает своим особым стилем, который к моменту создания романа «Герой нашего времени» был уже полностью сформирован.

Читайте также:  Сочинение по повести «Белеет парус одинокий»: сочинение

Портретные и пейзажные описания имеют ряд особенностей и по другой причине. Роман «Герой нашего времени» составлен из отдельных частей, объединенных общим героем и местом действия, Кавказом; каждая из них представляет собой образец какого-либо малого жанра русской прозы 30-х годов ХIХ века. И это предполагает, с одной стороны, широкий диапазон художественных средств, а с другой — накладывает на произведение ряд условностей (например, связанных с особенностями каждого из жанров).

Так, портрет у Лермонтова психологичен, что позволяет в небольшом «объеме» текста дать герою точную и глубокую характеристику. К примеру, Максим Максимыч описывает Казбича так: «…рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий … А уж ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре». Упоминает старый офицер также и его глаза — «неподвижные, огненные». И эта характеристика дает портрет человека бесстрашного, хитрого, своенравного и объясняет, почему впоследствии Казбич так отчаянно берег своего коня.

Особую роль в портретном описании у Лермонтова играют особенности его построения и то, как оно меняется — что остается постоянным, а что постепенно исчезает. Так, выражение лица княжны Мери часто меняется — это выдает внутреннюю работу, но рефреном повторяется в тексте одна черта — «бархатные глаза»: «Они так мягки, они будто бы тебя гладят», — говорит Печорин. И сначала эти глаза то кокетничают, то выражают равнодушие, но впоследствии княжне Мери все меньше и меньше удается скрывать свои чувства, а взгляд то становится решительным и страшным, то полным неизъяснимой грусти.

Особенности трактовки образа героя времени в романе Лермонтова Герой нашего времени

. русской литературы художественные открытия Лермонтова. «Герою нашего времени» принадлежит немалая . и черные брови. Такие портретные детали призваны подчеркнуть сложность и . неординарности его натуры. Гак, пейзажные зарисовки в «Журнале Печорина» . некоторой скрытности характера. . О глазах я должен сказать еще несколько . а самая крупная часть «Княжна Мери»— психологическая повесть. Завершает произведение .

Портрет же Печорина строится на антитезах и оксюморонах. «Крепкое сложение» и «женская нежность» бледной кожи, «пыльный бархатный сюртучок» и «ослепительно чистое белье» под ним, светлые волосы и черные брови — такие черты указывают на всю сложность и противоречивость натуры этого героя.

Кроме того, описание портрета характеризует и самого лирического героя, от имени которого ведется повествование. К примеру, Максим Максимыч дает весьма незатейливые характеристики действующим лицам своего рассказа и отмечает в них такие качества, как смелость или трусость, знание кавказских обычаев, силу натуры, красоту — словом, то, что бросается в глаза доброму старому человеку, давно служащему в тех местах. А странствующий офицер, ведущий путевые заметки и только с год находящийся на Кавказе, обращает внимание на одежду, походку, цвет лица, но при первой встрече не делает никаких психологических выводов о Максиме Максимыче.

Таковы общие черты, характерные для всех портретных зарисовок в романе. Что же касается пейзажа, то особенности его описания связаны прежде всего с жанром каждой из частей.

«Бэла» представляет собой путевые заметки, и поэтому природа в этой части описывается с большой документальной точностью, лишенной романтической интонации: «На темном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывал кустарник, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и нервное побрякивание русского колокольчика».

По той же причине и портрет Максима Максимыча — скорее зарисовка, просто передающая его внешний вид, ведь он лишь временный попутчик странствующего офицера. «На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывает, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…» и так далее — вот каков его «фотографический» портрет.

Психологический портрет героя. Буратино

. университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» Тема Психологический портрет героя. Буратино Студент гр. ВБ 220102 Слесарева Е. О. Преподаватель Меренкова . . акцентуация характер коммуникабельность трудоспособность 3. Если бы человек с характеристиками героя был моим воспитанником, какую модель общения с ним я бы .

«Максим Максимыч» — это психологический рассказ. Поэтому внимание автора обращено на лица героев, а пейзажных описаний почти нет. В подробностях описан сам Печорин, странствующий офицер стремится связать его внешность с особенностями характера, например, проводит параллель между «стройным, тонким станом» и стабильностью, целостностью личности, которая не была уничтожена «ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными».

Но одновременно сам автор подчеркивает, что делает подобные выводы, может быть, только потому, что знает «некоторые подробности его жизни». Таким образом, этот рассказ так же остается верен жанру путевых заметок, как и «Бэла».

Печальная встреча Максима Максимыча и Печорина — главное событие этой части, поэтому их разговор выписан с огромной психологической точностью. Маленькими ремарками автор передает почти каждое движение души героев. Так, старый офицер восклицает: «А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты. Ведь вы были страстный охотник стрелять… А Бэла. » — Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся… — «Да, помню! — сказал он, почти тотчас принужденно зевнув…»

В «Тамани», которая представляет собой авантюрно-приключенческий рассказ и открывает дневник Печорина, портрет и пейзаж играют совсем другую роль — они призваны интриговать читателя и окружать таинственным ореолом героев. Оттого автор так заостряет внимание на слепых глазах мальчика, открывшего ему дверь: «Я замечал, что есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерей члена душа теряет какое-нибудь чувство», — так пишет он в своем дневнике, но это подозрение ничем впоследствии не оправдывается, а только создает напряженную атмосферу.

Героя, глазами которого показаны другие персонажи, не интересуют сами люди, он просто хочет «достать ключ этой загадки». Поэтому в описании «ундины» больше изображения ее красоты: «правильный нос», «необыкновенная гибкость ее стана», «золотистый отлив ее слегка загорелой кожи». И все психологические замечания, основанные на выражении ее лица, обладают лишь долей вероятности (за счет глагола «казаться») — настолько загадочна героиня.

Становление романного героя в прозе М.Ю. Лермонтова

. . Также в романе описаны некоторые факты из жизни автора, например, дуэль главного героя с Грушницким; Печорин явился ее провокатором. Да и Лермонтов любил . . Структурно роман состоит из предисловия, первой части (“Бэла”, “Максим Максимыч”, “Журнал Печорина”, “Тамань”) и второй части (“Окончание журнала Печорина”, “Княжна Мери”, “Фаталист”). Хронологическая последовательность .

Что же касается пейзажных зарисовок, то они наряду с созданием таинственно-мистической атмосферы выполняют еще одну задачу: автор, противопоставляя дикость, неукротимость стихии и бесстрашие героев, подчеркивает, что для них бушующая стихия — естественная среда.

В одном из эпизодов нарисована пугающая картина: «…и вот показалась между горами волн черная точка; она то увеличивалась, то уменьшалась. Медленно поднимаясь на гребни волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. … Она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди берегов пены,.». Но слепой об этом «пловце» говорит: «Янко не боится бури».

Подобную характеристику автор дает каждому из контрабандистов: «ундина» с легкостью ходит по отвесу берега и плавает в открытом море, слепой так же непринужденно бродит по кромке бушующей воды.

«Княжна Мери» представляет собой светскую повесть с элементами психологического жанра, поэтому в тексте этой части обилие портретных зарисовок, передающих, как правило, именно изменение душевного состояния героев. Так, когда Печорин, иронизируя над Грушницким, льстит ему уверением, что княжна, верно уж влюблена в него, несчастный юнкер «краснеет до ушей». «О самолюбие! Рычаг, которым Архимед хотел поднять земной шар. » — так комментирует герой его реакцию.

Весьма примечателен в этой части романа пейзаж. Он психологичен, но не в художественном смысле. Здесь природа влияет на людей, располагая их к определенному настроению. Так, в Кисловодске ” … бывают развязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука”, так как «здесь все дышит уединением». А крутой обрыв в сцене дуэли Печорина и Грушницкого, выполнивший сначала роль выразительного антуража, в итоге становится причиной нарастания напряженности героев: тот, в кого попадут, будет убит и найдет свое пристанище на дне жуткой пропасти. Такая функция пейзажа — следствие реалистичности литературного метода Лермонтова.

Реферат на тему «Реалистические и романтические начала в романе м.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

. есть, во всей её противоречивости и двойственности. Печорины — часть этой действительности. Язык, слог, стиль романа Лермонтова органически впитали в себя достижения зрелого романтизма . романтизма и реализма. Повесть «Фаталист» завершает роман. Она является наиболее мистической и загадочной из всех частей «Героя нашего времени». В «Фаталисте» заключена важнейшая .

Иную роль, роль символа, играет описание природы (оно там всего одно!) в философской повести «Фаталист». Здесь спокойно сияющие звезды на темно-голубом небе наводят героя на размышления о силе веры в то, что твои усилия и деяния нужны кому-нибудь, и то, что «…светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах». Здесь звездное небо символизирует гармонию мировосприятия и ясность цели человеческого существования, которых как раз и не хватает Печорину в жизни. Портретные характеристики в данной части романа тоже есть, но они не обладают никакими особыми свойствами, за исключением общих для лермонтовского стиля вообще.

Портреты и пейзажи, меняющие свою роль и построение от одной части романа к другой, объединены не только «техническими» особенностями, но и рядом мотивов, проходящих через весь роман. Один из них связан с отношением героя к природе, которое выступает мерилом глубины и странности натуры героя.

Так, Печорин в своем дневнике неоднократно дает почти поэтические описания окружающего пейзажа: «Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками». Максим Максимыч же видит в природе Кавказа практическую сторону: по облакам на горизонте и темным тучам у снежных пик он судит о погоде. Вернер, во внешности которого хоть и есть «отпечаток души испытанной и высокой», равнодушен к красоте пейзажа, очаровавшего Печорина, и думает о завещании последнего перед дуэлью. И, что интересно, «приятельские отношения» между ними после этого случая практически угасают, а последняя записка доктора дышит холодностью и отстраненностью; он ужаснулся игре Печорина и не понял его.

Своеобразие жанра и композиции романа Лермонтова Герой нашего времени

. романа и единстве героя. Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью». Такой «внутренней необходимостью» стала загадка характера Печорина, которая последовательно раскрывается от части к части . жалкая шутка!». Таким образом, мы видим, что роман «Герой нашего времени» сочетает в . прямого и косвенного психологизма. Очень важную роль при этом играет и развернутая образная .

Другая «ниточка», пронизывающая роман, — мотив лица человека как карты его судьбы и отпечатка характера. Особенно ясно эта тема прозвучала в «Фаталисте». Герой, пристально рассматривающий лицо Вулича, видит на нем знак скорой смерти, появляющийся «часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов», что и подтверждается потом в ходе развития сюжета этой части.

Противоречивое же описание портрета Печорина созвучно с историей его жизни, переданной им самим в разговоре с княжной Мери: «Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже…» и так далее.

С идеей соотношения внешности и характера связано также и пристрастие Печорина к правильным чертам лиц, и убеждение, что «с потерей члена душа теряет какое-нибудь чувство»; это не художественный прием, но действительное мировосприятие героя и, по-видимому, самого автора.

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ХАРАКТЕР И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

. .3.Темперамент и личность………………………………………………..22 III. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ХАРАКТЕР И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА …………………………………………………………………….25 3.1. Роль темперамента. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией . поведение, прежде чем анализировать поведение свое и других людей. Осознав, насколько ваш характер и другие факторы могут повлиять на ваше поведение, вы .

В романе «Герой нашего времени» порой очень сложно отделить мысли героев от мыслей самого писателя, но такой «избыток внутреннего, субъективного элемента» составляет особенность именно Лермонтова. И с этим связана во многом самобытность его таланта, которая видна даже на примере его портретных и пейзажных характеристик. Недаром на будущие поколения писателей художественные открытия этого поэта оказали весьма значимое влияние.

Роль пейзажа и природы в романе «Герой нашего времени»

Описание природы Кавказа

Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, – ведь пейзаж помогает воссоздать реальность описываемых событий, проявляет авторскую точку зрения, раскрывает причины поступков героев.
Пейзаж и природа в романе «Герой нашего времени» позволяют нам, читателям, во всей полноте постичь замысел автора именно потому, что характер описания природы, пейзажные зарисовки разнообразны и точны.

Описание природы Кавказа в романе «Герой нашего времени» создано неравнодушным пером – это чувствует любой читатель, и это действительно так.
С детства Кавказ стал для Лермонтова «волшебной страной», где прекрасна природа и интересны, самобытны люди. Несколько раз возила его, совсем мальчика, бабушка на кавказские воды, поправить здоровье. Тонко чувствующий прелесть и первозданность природы, Лермонтов был очарован ею. Здесь же, в совсем юном возрасте, пришло к нему и первое сильное настоящее чувство. Может быть, благодаря этому пейзажи кавказской природы потому так глубоки и тонки у поэта.

Читайте также:  Авторское сочинение на тему произведения М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Характеристика места как функция пейзажа в романе

Роль пейзажа в «Герое нашего времени» разнопланова и многогранна. Лермонтов с его помощью обозначает, характеризует место или время сюжетной линии. Так, пейзаж, которым открывается повествование, вводит нас в художественный мир романа, мы с легкостью представляем себе, где именно происходят события. Оказавшийся в Койшаурской долине рассказчик объемно и точно описывает скалы, «неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар», «обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов», ему кажется, что Арагва «обнимается» с другой речкой, «шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

Описание картин природы как преддверие событий

Пейзаж в «Герое нашего времени» часто предваряет события, о которых мы еще не знаем. Например, читатель еще не увидел героя, еще ничего не происходит, просто «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах», а пейзаж этот оставляет явственное ощущение холода и равнодушия. И ощущение это не обманет нас – от Печорина, встретившегося с Максим Максимычем, который так мечтал увидеть старого приятеля, повеет тем самым холодом.

После испытания поручиком Вуличем судьбы, когда офицеры расходятся по квартирам, Печорин наблюдает спокойные звезды, но показавшийся из-за горизонтов домов месяц «полный и красный, как зарево пожара».

Сочувствуя Печорину, скачущему, «задыхаясь от нетерпенья», чтобы догнать Веру, понимаем, что это невозможно, ведь «солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно».
Раскрытие внутреннего мира главного героя.

Пейзаж в «Герое нашего времени», пожалуй, наиболее важен для раскрытия внутреннего мира главного героя. Выслушав только рассказ Максима Максимыча, мы вряд ли сумели бы найти в Печорине приятные черты, однако именно образы природы, созданные героем в своем журнале, открывают для нас, читателей, сложную, противоречивую его натуру. Взглянув из окна на Пятигорск глазами Печорина, пусть и на мгновение, пока не вспомнит он о маске, которую надо надеть перед появлением в обществе, обнаружим тонко чувствующую, восторженную натуру. «Моя комната наполнилась запахом цветов… Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна. Вид с трех сторон у меня чудесный. … Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…Амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин… Весело жить в такой земле! ..Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?» Оказывается, есть в жизни Печорина нечто, отчего весело жить, и внутренний мир его значительно богаче, чем могут предположить окружающие.

Подтверждаем наше открытие, читая, как Григорий Печорин после встречи с Верой мчит на лошади «по высокой траве, против пустынного ветра»; как вспоминает: «с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее». Оказывается, вот что может излечить его от любой горечи и беспокойства, вот отчего становится легче на душе.

Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя

Лермонтов использует в своем романе пейзаж и как средство изображения душевного состояния героя. Яркий пример тому – природа в восприятии Печорина до и после дуэли. «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Печорин не притворяется – он снова приоткрывает свой светлый внутренний мир, он естественен, он радуется жизни и ценит ее. «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели» – читаем мы и ощущаем безрадостность состояния героя. И позже: « сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свищет и колеблет ставни… Скучно!»

Человек и природа в романе

Человек и природа в романе Лермонтова неоднозначны. Знакомясь с «водяным обществом», историей Вулича, читая о Грушницком, мы не найдем образов природы, пейзажей, с ними связанных, не увидим природу их глазами. В этом случае природа как будто противопоставляется героям, они люди, далекие от естественной жизни.

Печорин, так тонко умеющий чувствовать и воспринимать естественную прелесть жизни, мечтающий о слиянии с ней, не может стать ее частью – таков его удел. Для людей же, не связанных с условностями общества, далеких от «цивилизации», природа – неотделимая часть жизни.

Природа в «Герое нашего времени» Лермонтова является, например, частью жизни контрабандистов – подслушанный Печориным разговор между ундиной и слепым мальчиком дает нам понять это ясно, и здесь автор не представляет нам развернутый пейзаж, наоборот, герои говорят о природе только с практической точки зрения: «буря сильна», «туман густеет».

Мастерство писателя в изображении природы

Мастерство поэта – пейзажиста огромно. Порой он показывает в романе природу как художник – и создается впечатление, что рассматриваешь акварели или рисунки Лермонтова, подобные его картинам «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с верблюдами» или «Сцена из кавказской жизни», – так разнообразны и выразительны эпитеты и метафоры: «умирающая прохлада ночи», «голова Машука», дымящаяся, «как загашенный факел», «как змеи, серые клочки облаков», «золотой туман утра», метель – изгнанница, плачущая о своих раздольных степях». Усиливает выразительность пейзажей и ритм повествования – то сжатый, стремительный, когда речь, например, идет о Печорине, или замедленно-плавный, при описании утреннего Кавказа.

Таким образом, пейзаж и природа в романе «Герой нашего времени» помогают нам понять характеры героев и их переживания, постичь замысел произведения, пробуждают собственные размышления о природе и ее месте в нашей жизни.

Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе “Герой нашего времени” и стихотворении “Дума”

Скачать сочинение

Анализируя творческое наследие М.Ю. Лермонтова – поэта и прозаика, мы отмечаем его неоднократное обращение к проблеме поколения тридцатых годов девятнадцатого века. Лермонтов создает удивительно емкий и подробный лирико-эпический портрет современной ему эпохи, передовой дворянской молодежи. При этом, как справедливо указывает Белинский, следует учесть, что «мысль изобразить… героя нашего времени не принадлежит исключительно Лермонтову».
Действительно, проблемы и судьбы молодого поколения занимали в свое время Н.М. Карамзина («Рыцарь нашего времени»), В.Ф. Одоевского («Странный человек»), К.Ф. Рылеев («Чудак») и многих других писателей. Подробное изображение «лишнего человека» мы видим в романе Пушкина «Евгений Онегин». Однако именно в произведениях М.Ю. Лермонтова поколение тридцатых годов выступает во всей его многогранности.
Наиболее рельефно и полно портрет героя лермонтовской эпохи изображен в стихотворении «Дума» и романе «Герой нашего времени».
Следуя точно сформулированному в предисловии к роману принципу: «Нужны горькие лекарства, едкие истины», в «Думе» Лермонтов обнажает трагические противоречия поколения, «дремлющего в бездействии» (Белинский), выносит ему объективный и суровый приговор:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
Проблемы цели и смысла жизни, трагедия бездействия сильной личности, рассматриваемые в стихотворении на примере всего поколения, в романе персонифицированы в образе Печорина.
В обоих произведениях Лермонтов четко формулирует и последовательно развивает идею о том, что молодежь тридцатых годов оторвана от реальной жизни, склонна к рефлексии, неспособна к практическому применению своих незаурядных сил и способностей. «Мы иссушили ум наукою бесплодной…», – горько восклицает лирический герой «думы». Отсюда – и «мозаичность», фрагментарность судьбы Печорина, и бесплодность «философствований» Вернера, и трагедия Вулича.
Духовная опустошенность и противоречивость лермонтовского поколения отражается также в его сомнении в ценности человеческих взаимоотношений – любви и дружбы:
«И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе кокой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Аналогичную мысль развивает и Печорин в своем дневнике, размышляя о том, что «из жизненной бури вынес только несколько идей и ни одного чувства». Поэтому герой «смеется над всем на свете, особенно над чувствами», и на первое место в системе ценностей он ставит свою свободу.
Душевный холод, упадок нравственных сил и ослабление воли к жизни рождают также насмешливо – циничное отношение поколения тридцатых годов к своей судьбе, его стремление «играть со смертью».
С одной стороны, эта деятельная позиция Печорина, его попытка активно противостоять Року, бросить вызов Судьбе: авантюрное приключение в Тамани, дуэль с Грушницким, эпизод с пьяным казаком. С другой стороны, в романе изображается пассивно-отстраненная позиция Вулича, его ощущение растворенности в своей судьбе, слепая вера в предопределение. Это поэтически отражено в «Думе»:
«И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный ребяческий разврат,
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад».
Основными средствами художественного воплощения проблематики, объединившей оба лермонтовских произведения, являются в «Думе» ритм и стиль стихотворного повествования.
Так, преобладание шестистопного ямба, передающего интонацию размышления лирического героя и публицистичность стиля усиливают социально – философского направленность стихотворения.
Аналогичную роль в романе «Герой нашего времени» играет авторское предисловие, в котором особо подчеркивается общественная направленность лермонтовского произведения: «Герой нашего времени… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Одним из наиболее ярких средств выражения авторской позиции в раскрытии общей проблематики романа и стихотворения является прием контраста.
Так, в «Думе» мы наблюдаем постоянное столкновение антонимов и использование антитезы. А в «Герое нашего времени» используется прием контраста как в построении всей системы образов, так и для раскрытия характера главного героя.
Итак, стихотворение «Дума» и роман «Герой нашего времени» объединены общей нравственно – философской и социально – политической проблематикой. В обоих произведениях Лермонтов размышляет над судьбой ярких представителей передовой молодежи, исследует духовные и социальные пороки своего времени.
Неповторимую особенность лермонтовского мировосприятия очень точно и лаконично сформулировал Белинский: «Герой нашего времени» – это грустная дума о нашем времени…»

28596 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе “Герой нашего времени” и стихотворении “Дума”

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Реферат/Курсовая Лирическе мотивы в романе Лермонтова Герой нашего времени
Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 19.04.13. Год: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru:


СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление
2. Мотивы лирики Лермонтова в романе “Герой нашего времени”
3. Заключение
4. Использованная литература Почти в каждом лирическом произведении Лермонтов поднимает тот или иной философский вопрос.

М.Ю. Лермонтов – очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью.

В чем суть завещания будущему такого поэта, как Лермонтов? Прежде всего, в том, что его творчество служило передовым идеям своего времени, добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье людей. А это всегда остается главной миссией поэта. Разве Пушкин завещал не то же самое поэтам в своем знаменитом “Памятнике”? “Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, – писал И. Андроников, – Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”.

Н. А. Бердяев писал, что философия – это искусство, которому нельзя научить, акт творчества. Неудивительно, что философские взгляды часто находят свое отражение в произведениях искусства. Художники выражают свое мировоззрение в полотнах, писатели – в романах и рассказах, поэты – в лирике и поэмах.

Творчество Лермонтова в полной мере отражает его философское понимание жизни.

Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал “. поэзией страдающей совести”. Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе. Со всей строгостью “судьи и гражданина” Лермонтов оценивал события современной ему действительности. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, жажда гармоничного человеческого бытия – все это сливалось в бурный поток его лирики.

Основные философские принципы Лермонтова нашли свое отражение в романе “Герой нашего времени”, где поэт выразил свою жизненную, нравственную позицию, следовательно, роман объединил основные мотивы, свойственные поэзии Михаила Юрьевича. Белинский писал, что в романе Лермонтов явился таким же творцом, как и в своих стихотворениях.

Читайте также:  Неизвестный: сочинение

В своей критической статье о “Герое нашего времени” Виссарион Григорьевич говорит о полноте впечатления, заключающейся, по его мнению, в единстве мысли, которая выразилась в романе и от которой произошла эта оконченность, полнота и замкнутость целого.

Творчество Лермонтова – несомненное органическое единство, мотивы его лирики взаимосвязаны, тесно переплетены друг с другом, “просвечивают один через другой”. Каждый из них представляет ту или иную грань художественного мира поэта, в совокупности же микроанализов раскрывается объемность и целостность миросозерцания поэта.

МОТИВ – проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой)
МОТИВ (франц. motif, от лат. moveo — двигаю), в поэтике:
1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке;
2) мельчайшая единица действия в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное — образом); различаются мотивы структурные, сюжетообразующие;
3) повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формально-содержательный компонент текста, тяготеющий к символичности;
4) расширительно — устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)
В лермонтовской энциклопедии дается следующее определение: ” МОТИВ – (от французского motif – мелодия, напев) – устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений”.
Мотив может быть рассмотрен в контексте всего творчества одного или нескольких писателей, какого- либо литературного направления или литературы целой эпохи, а также отдельного произведения. В поэзии воплощается в ведущих темах, символах, сюжетных ситуациях, образах.

МОТИВ о работах Лермонтова – расширительно: для обозначения группы стихов, связанных тематическим единством, для характеристики целого ряда разновременных произведений, имеющих открытый политический или социально-публицистический характер.

Проследим взаимосвязь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа “Герой нашего времени”

Мотивы лирики Лермонтова в романе “Герой нашего времени”
Почти в каждом лирическом произведении Лермонтов поднимает тот или иной философский вопрос.

Уже в ранний период творчества поэта волнует проблема свободы. Свобода и воля – центральные мотивы, определяющие мятежный пафос наследия Лермонтова. Представление поэта о свободе менялось в течение жизни. Так, первые стихотворения носят поэтическую окраску, свобода понимается в них как вольность, в духе декабристских традиций, ряду стихов (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян…”, “Последний сын вольности”) присуща декабристская фразеология (слова тиран, рабство, цепи, сыны славян, отчизна…).
В стихотворении “Новгород” древнерусский город выступает как символ демократического устройства России. Обращаясь к декабристам, автор пишет:

Есть бедный град, там видели народы
Все то, к чему теперь ваш дух летит.

Другие ранние стихотворения отразили романтическое представление поэта о свободе. Так, в стихотворении “Желание” Лермонтов пишет:

Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной,
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить.

В ряде произведений Лермонтов утверждает политическую свободу личности, но внутренняя свобода кажется ему гораздо более важной.
В период более позднего творчества поэт воспринимает свободу как освобождение от светского общества.
Этому посвящено стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен”. Автор говорит о бездушии и лживости высшего света:

При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски.

Поэт стремится уйти от этих людей и мечтает перенестись в мир детства. Он вспоминает “высокий барский дом”, “сад с разрушенной теплицей”, тенистый пруд, тенистую аллею. Интересно, что для поэта воображаемый мир более реален, чем окружающая действительность. Общество мелькает “как будто бы сквозь сон”, описание же мира детства близко к природным началам. Противоречие между мечтой и реальностью разрешается в пользу мечты. Она вызывает у автора прилив энергии, желание “бросить им в глаза железный стих”. Таким образом, автор утверждает свою внутреннюю независимость от морали светской жизни. Интересно, что в романе “Герой нашего времени”, рассказывая о жизни общества, Лермонтов также сравнивает ее с театральным действием. Не случайно в речи Печорина, главного героя романа, мелькают слова из театрального лексикона: сцена, действующие лица, роль, завязка, развязка. Печорин, как и автор, стремится обрести свободу. Но все его попытки обречены на неудачу. Дело в том, что сама эпоха не создала почвы для полезной деятельности. Печорин не находит себе применения. Деятельная натура заставляет его искусственно создавать условия для борьбы. Но своими действиями он приносит лишь страдания окружающим его людям. И Печорин вынужден признаться, что всю жизнь “разыгрывал жалкую роль палача или предателя”, так как не смог найти достойного применения своим силам. Понимая это, герой уже не стремится к борьбе, он постепенно теряет интерес к жизни, становится равнодушным. “Так жизнь скучна, когда боренья нет… Мне нужно действовать…” – запись в дневнике Лермонтова.

Действие и подвиг – опорные мотивы поэзии Михаила Юрьевича.
Проблему действия, а вернее, бездействия Лермонтов затрагивает и в стихотворении “Дума”. Поэт осуждает своих современников за то, что они не способны понять “своего предназначенья” и не могут найти свое место в жизни.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Поэт говорит, что его современники не способны не только действовать, но и глубоко чувствовать:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

В этом стихотворении Лермонтов поднимает еще одну важную проблему – познания. Она затрагивается и в романе “Герой нашего времени”. “Герой нашего времени” – это грустная дума о нашем времени,” – писал Белинский. Поэт говорит, что его современники “осушили ум наукою бесплодной”, то есть наукой, которая не может дать практических результатов. Лермонтов отрицает “бесплодную” науку, считая такие знания бесполезными. Печорина, как представителя поколения тридцатых годов, тоже тяготит бремя “познанья и сомненья”. Он говорит: “Я стал читать, учиться – науки также надоели. Я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько”. Но герой не может уйти от таких размышлений и начинает рефлектировать. В нем живут как бы два человека: один действует, а другой судит его поступки. Антитеза действию – уход в себя, в трагичное бездействие, совершив поступок, Печорин углубляется в себя, пытаясь оправдаться. Самоанализ переходит у него в крайность, он делает из себя постоянный объект для наблюдений, и это мешает ему ощущать полноту жизни. Герой глубоко разочарован в своей судьбе, ведь ни его знания, ни его “силы необъятные” не находят применения, и возникает вопрос: есть ли вообще смысл действовать и бороться, не лучше ли смириться и вести спокойный образ жизни, предоставив судьбе решение своей участи. В то время философия фатализма была широко распространена в России, что явилось реакцией на разгром декабристского движения. Отношение Лермонтова к этой проблеме наиболее ярко отразилось в главе, которая так и называется – “Фаталист”.
В этой главе автор приводит пример, который, казалось бы, полностью подтверждает эту теорию. Но лишь одной фразой, выражающей сомнение, Лермонтов убеждает нас в обратном: “И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?” Главный герой романа разрешает проблему свободы воли двояко. С одной стороны, он признает существование судьбы и ее неизбежность, но, с другой, оставляет за собой право выбора своей судьбы. Это подтверждает его запись в дневнике: “Я часто, пробегая мысленно прошедшее, спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное”. Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига. Он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце. И всматривается в туманную даль: не мелькнет ли и там “желанный парус. ”.
Парус является для Лермонтова символом мятежности, вызова судьбе, которая обрекает героя на одиночество. Печорин одинок в любом обществе, куда бы он ни попал. Одинок и сам Лермонтов, бросивший вызов судьбе своим творчеством. Уже в раннем стихотворении “Парус” поэт говорит о своем одиночестве, сравнивая свою жизнь в светском обществе с одиноким парусом в бушующем море. Но мятежный дух его “ищет” этой бури, ему не нужен покой, он вечный странник в поисках действия:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Мотив странничества характерен для многих произведений Лермонтова. В романе одиноким странником выступает и сам автор, и его герой. Печорин, как и парус Лермонтова, путешествует без цели, сам не сознавая того, “он счастия не ищет и не от счастия бежит”. Печорин не может обрести счастья, так как его деятельная натура не найдет себе применения. Его жизнь – “ровный путь без цели, за которым последует закономерная смерть. Неудовлетворенность жизнью заставляет его искать этой смерти. Это чувство неудовлетворенности своей судьбой было присуще всему поколению”. Печорин говорит о своей судьбе: “Я был готов любить весь мир, – меня никто не любил, я выучился ненавидеть”. Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом, Печорин не признает ни христианских добродетелей, ни нравственных устоев общества. Он говорит: “Я люблю врагов, только не по-христиански”. Однако он не предлагает ничего взамен существующей морали. Эту важную философскую проблему добра и зла Лермонтов поднимает и в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. Поэт, по мнению Лермонтова, обладает как добрым, так и злым началом. Об этом он прямо говорит в стихотворении “Мое грядущее в тумане. ”:

К чему творец меня готовил,
Добра и зла он дал мне чашу,
Сказав: я жизнь твою украшу,
Ты будешь славен меж людей!

Лермонтов считал, что в его время поэзия должна была быть прежде всего оружием и доброе начало должно уступить место злому, восславившему пороки общества, во имя конечной цели – добра:

С святыней зло во мне боролось,
Я удушил святыни голос,
Из сердца слезы выжал я.

К этой же мысли он возвращается в стихотворении “Поэт”, сравнивая поэзию с грозным оружием – кинжалом, не знающим пощады, карающим во имя высокой цели. И во вступлении к роману Лермонтов вновь проповедует идею зла ради добра: “Довольно людей кормили сластями; нужны горькие лекарства, едкие истины”.

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

Таково назначение поэзии. Там, где слово перестает служить битве за правое дело, там, по Лермонтову, кончается поэзия, и начинаются “блестки и обманы”.

Поэзия Лермонтова – поэзия героического.

Через все стихотворение “Бородино”, в котором поэт воспел подвиг русского народа, как лейтмотив, проходит грусть-тоска по минувшим временам, по людям героической эпохи. Впервые здесь появляется выражение “наше время”. Это время героическое, которое, кажется, прошло безвозвратно, с его битвами и его героями. Поэт будто бы задумывается над превратностью времен, над сменой эпох. Герой и время – такова важнейшая тема лермонтовского “Бородина”, тема, над которой поэт работает до конца дней своих и которой он посвятил центральное произведение всего своего творчества – роман “Герой нашего времени”. В романе исследуется другое, не бородинское “наше время”, не время великих битв, а время упадка, этот роман является непосредственным продолжением “Бородина” как развитие главной мысли, с которой начинается и которой заканчивается эта поэма:

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.

Максим Максимыча можно сравнить с “дядей”, который рассказывает о Бородине: когда героя Бородина попросили рассказать о “боевых схватках”, он повел рассказ о богатырях, о Москве, о русских людях, о силе русского штыка о неотвратимости удалой атаки, о готовности отдать жизнь за Родину; когда героя кавказской войны, Максим Максимыча, попросили рассказать, собственно, о том же, он повел рассказ о Бэле, как самом значимом и интересном из всего, что с ним произошло за много лет на Кавказе.

Одиночество – мотив, пронизывающий почти все творчество и выражение умонастроения поэта, одновременно и центральная тема его поэзии, начиная с юношеских стихов.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока,
– это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” – последняя капля в чаше его страданий. И если пушкинское последнее стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаянья, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Ссылка на основную публикацию
×
×