Художественное своеобразие Песни про царя Ивана Васильевича…: сочинение

Сочинение: Художественное своеобразие “Песни про Царя Ивана Васильевича”

Поэма 1837 года “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором. Интерес к фольклору характерен для 30-х годов прошлого века. Глубокий кризис переживала страна. Находясь “на перепутье”, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на “внутренние ресурсы”. Дворянская и народная культуры в России были разделены глубокой пропастью: у нас не было того среднего класса, буржуазии, который в Европе “соединял” аристократию и простонародье, обеспечивал взаимопроникновение культурных традиций и этических принципов. В 30-е годы такую роль “посредника” взяла на себя литература. Каким обостренным интересом к народу, его жизни и творчеству ознаменовался несчастный холерный 1830 год! Пушкин обратился к сказкам; появился Гоголь, написавший “Вечера на хуторе близ Диканьки”, которыми зачитывалась вся Россия; появляются “собиратели народных сказаний”.

Выбор исторического периода для сюжета “народной” поэмы вполне понятен: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал символом деспота, тирана, самодура. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт стремится сопоставить Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую “просвещенным” государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности “тогда” и “теперь”. Все герои “Песни. ” — прежде всего яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, или в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.

Одна из важнейших характеристик героев “Песни. ” — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья.

Бесконечно важна вся система нравственных ценностей, согласно которой живут Степан Парамонович и его мир. Превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен не только перед собой, но и перед предками и потомками своими за каждый свой шаг. Какой силой, каким могуществом и бесстрашием наполняет человека это сознание!
Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду:

А из роду ты ведь Скуратовых
И семьею вскормлен Малютиной.

Имя Малюты Скуратова, страшного приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич, ощущая за своей спиной всю опричнину и самого царя.

Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Оно становится причиной столкновения частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной им своей дружине.

Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, что ни на секунду не допускает мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.

Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Обещав перед всем народом праведный суд за бой:

“Кто побьет кого, того царь наградит,
А кто будет побит, тому Бог простит!”,

он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что государь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.

Показательно, что решило исход битвы само моральное превосходство Калашникова:

И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег:
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло.
Потому что главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: “Не в силе Бог, но в правде.”
Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитревной, для которой позор имени страшней
личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:
Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей ты меня, или выслушай!
Твои речи — будто острый нож;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюся твоей немилости.
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание!

Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и бесстрашной верностью его братьев:

Ты наш старший брат, нам второй отец;
Делай сам, как знаешь, как ведаешь,
А уж мы тебя родного не выдадим.

Вот они — истинные русские характеры. Лиц не видно только в толпе, народ же начинается с индивидуальности каждого человека, с чувства личной ответственности и перед своей совестью, и перед семьей, и перед людьми.

Общество, ненавидящее личность, по мнению Лермонтова, само обрекает себя на гибель, на абсолютную моральную деградацию.

“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” написана в особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни. “, не лично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество “правды-матушки” в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории.

Сочинение: Художественное своеобразие “Песни про Царя Ивана Васильевича”

Художественное своеобразие и историко-философская проблематика ” Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”

Поэма 1837 года “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором.Интерес к фольклору характерен для 30-х годов прошлого века. Глубокий кризис переживала страна. Находясь “на перепутье”, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на “внутренние ресурсы”. Дворянская и народная культуры в России были разделены глубокой пропастью: у нас не было того среднего класса, буржуазии, который в Европе “соединял” аристократию и простонародье, обеспечивал взаимопроникновение культурных традиций и этических принципов. В 30-е годы такую роль “посредника” взяла на себя литература.Каким обостренным интересом к народу, его жизни и творчеству ознаменовался несчастный холерный 1830 год! Пушкин обратился к сказкам; появился Гоголь, написавший “Вечера на хуторе близ Диканьки”, которыми зачитывалась вся Россия; появляются “собиратели народных сказаний”.

Выбор исторического периода для сюжета “народной” поэмы вполне понятен: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал символом деспота, тирана, самодура. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт стремится сопоставить Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую “просвещенным” государемНиколаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности “тогда” и “теперь”. Все герои “Песни. ” — прежде всего яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, или в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.

Одна из важнейших характеристик героев “Песни. ” — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода,чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и егобратья.

Бесконечно важна вся система нравственных ценностей, согласно которой живут Степан Парамонович и его мир. Превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен не только перед собой, но и перед предками и потомками своими за каждый свой шаг. Какой силой, каким могуществом и бесстрашием наполняет человека это сознание!

Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду:

А из роду ты ведь Скуратовых

И семьею вскормлен Малютиной.

Имя Малюты Скуратова, страшного приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич, ощущая за своей спиной всю опричнину и самого царя.

Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Оно становится причиной столкновения частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной им своей дружине.

Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, что ни на секунду не допускает мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.

Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Обещав перед всем народом праведный суд за бой:

“Кто побьет кого, того царь наградит,

А кто будет побит, тому Бог простит!”,

он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что государь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.

Показательно, что решило исход битвы само моральное превосходство Калашникова:

И услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег:

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло.

Потому что главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: “Не в силе Бог, но в правде.”

Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитревной, для которой позор имени страшней

личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:

Государь ты мой, красно солнышко,

Иль убей ты меня, или выслушай!

Твои речи — будто острый нож;

От них сердце разрывается.

Не боюся смерти лютыя,

Не боюся я людской молвы,

А боюся твоей немилости.

Ты не дай меня, свою верную жену,

Злым охульникам в поругание!

Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и бесстрашной верностью его братьев:

Ты наш старший брат, нам второй отец;

Делай сам, как знаешь, как ведаешь,

А уж мы тебя родного не выдадим.

Вот они — истинные русские характеры. Лиц не видно только в толпе, народ же начинается с индивидуальности каждого человека, с чувства личной ответственности и перед своей совестью, и перед семьей, и перед людьми.

Общество, ненавидящее личность, по мнению Лермонтова, само обрекает себя на гибель, на абсолютную моральную деградацию.

“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” написана в особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни. “, не лично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество “правды-матушки” в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории.

Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича. »

Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Не было у “Песни. ” перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова. Правда в поэме “Боярин Орша” автор затрагивает семейную тему, но особенность “Песни. ” в том, что данная тема здесь представлена совершенно иначе, хотя речь идёт тоже о бесчестьи семьи. . _
Тема бесчестья была очень характерна для творчества Лермонтова этого периода, но надо сказать, что он разграничивал оскорбление и бесчестье. Оскорблённый дворянин получал удовлетворение на дуэли, независимо от её исхода, это был поединок равных. “Бесчестье в качестве разрешения ситуации предусматривало убийство, самоубийство или сумасшествие, то есть в любом/случае бесчестье необратимо, и обесчещенный не может далее оставаться в обществе чести”. Так писал сам Лермонтов.
В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов не случайно активно подчёркивает жажду мести “невольника чести”. Исследователь творчества поэта Б.М.Эйхенбаум предполагал, что “Песня. ”, возможно, написана во время мнимой болезни, заставившей поэта сидеть дома после смерти А.С.Пушкина. В таком случае правы те, кто считает, что толчком к созданию поэмы могла быть именно гибель Пушкина, защищавшего свою честь и честь семьи.

Опозорил он, осрамил меня
Меня честную, непорочную. –

говорит Алёна Дмитриевна мужу о Кирибеевиче. Хоть она и начинает свой рассказ, повалившись в ноги своему мужу, Степану Парамоновичу, просит она не прощения, потому что виниться ей не в чем, а заступничества.

Ты не дай меня свою верную жену
Злым охульникам в поругание!

Таким образом, мстя опричнику Кирибеевичу, купец Калашников прежде всего выполняет просьбу Алёны Дмитриевны и выступает защитником семьи и рода. Алёна Дмитриевна, обращаясь к мужу, вспоминает своих родственников, умерших и живых, доказывая, что ей больше не у кого просить помощи, как у родной семьи. Здесь Лермонтовым точно отражено средневековое сознание русского человека, хотя подобная ситуация не потеряла актуальности-и в его время. Ведь Пушкин тоже защищал честь своей семьи, а не только свою личную.
Ещё одной жанровой особенностью поэмы является намерение автора снизить романтический ореол образов главных героев. Лермонтов придаёт им реалистические черты, христианские идеалы русского народа непосредственно отражаются в психологии главных героев поэмы. Так, “лукавый раб” Кирибеевич обманул царя, не сказав ему, что “. красавица В церкви божией перевенчана По закону нашему христианскому”. Этим он нарушает незыблемый закон, обезумев от любви. Сначала опричник просит царя отпустить его “. в степи Приволжские, чтобы там сложить буйную головушку”, но невольно становится жертвой собственного обмана. Царь жалует ему драгоценности, с помощью которых Кирибеевич пытается прельстить Алёну Дмитриевну. Иван Грозный сам толкает своего любимца на бесчестный поступок.

Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать
Лишь не дай мне умереть смертью грешною,
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание.

Так упрашивает свою любовь Кирибеевич. Его претензии не безграничны, — он, подобно Мцыри, готов довольствоваться несколькими мгновениями счастья. Опричник всё же христианин, он боится умереть смертью грешною, то есть покончить с собой. Но в то же время он типично лермонтовский герой, ведь он действует, не считаясь с тем, что всё происходит на глазах “злых соседушек”.

И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные —

с отвращением рассказывает Алёна Дмитриевна. Своевольного героя постигает возмездие, осуществляемое не одним Калашниковым и “властью провидения”, а силой совести самого Кирибеевича. Он не может не принять смертельный бой. Но в то же время проявляет себя в нём настоящим “басурманским сыном”. Когда он ударил купца Калашникова, то погнул висевший на груди Степана Парамоновича крест со святыми мощами из Киева. Удар оказался так силён, что Калашников собирает все силы, чтобы выстоять.
При этом он ведет себя не как романтический герой, он не борется с судьбой и не противостоит ей, а просто защищает честь семьи. Дело его правое, однако с точки зрения существующего закона он вершит самосуд и готов за это принять казнь. Степан Парамонович принимает на себя судьбу преступника, чего никак не могло бы случиться в романтической поэме, где герой предпочтёт такой участи смерть и станет мучеником, о котором будут потом слагать песни.
Жанровое своеобразие поэмы состоит ещё и в том, “то кроме реалистических конфликтов “Кирибеевич — семья Калашникова”, “Калашников — Иван Грозный”, в поэме есть и романтический конфликт. Это конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии. Степан Парамонович не может сказать царю, что убил “нехотя”, не только из-за своей честности и прямоты. То, что он убил “вольной волею”, должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора. Нравственная независимость Калашникова, то, что он личность, а не “лукавый раб”, является в поэме причиной его трагической гибели. Личное достоинство в нём неразрывно связано с народными нравственными устоями. Поэтому несмотря на “позорную казнь” и на то, что похоронен он был не по христианскому обряду (не на кладбище), купец оставил о себе хорошую память в народе. Проходя мимо его безымянной могилки,

. стар человек — перекрестится
Пройдёт молодец — приосанится,
Пройдёт девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.

Мажорным, подлинно песенным аккордом заканчивается поэма.
Таким образом, идея поэмы, в отличие от классических канонов, не исчерпывается противопоставлением “безгеройной” современности и героического прошлого, века незаурядных людей. В поэме далеко не все герои заслуживают сочувствия и одобрения. Так, купец Калашников, верный народным нравственным устоям, оказывается морально выше самого царя.
Лермонтовский Грозный вовсе не по неведению подталкивает Кирибеевича к насилию и казнит Калашникова. В его характере отмечен чудовищный цинизм. Свой ответ на исполненные достоинства слова Степана Парамоновича “Я убил его вольной волею, А за что про что — не скажу тебе, Скажу только богу единому. ” царь начинает мрачной шуткой: “Хорошо тебе, детинушка, что ответ держал ты по совести”, — и перечисляет все будущие благодеяния родным, оставляя напоследок смертный приговор, и как бы обмолвившись, называет детей Калашникова сиротами.

Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую.

Обещая купцу торжественную казнь, царь на самом деле устраивает “глумление над осужденным”. Он произносит откровенно издевательские слова:

Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью.

“Песнь. ” со всей определенностью высвечивает процесс художественной эволюции Лермонтова. От лирической напряженности стиля, сосредоточенного вокруг авторского “я”, от прямых и открытых лирических формул, от жанра исповеди автор переходит к созданию психологических образов и сюжетов. Главный герой как бы предчувствует трагические события, когда еще ничего не предвещает беды. Так в тот самый злополучный день сидит молодой купец за прилавком, раскладывает товары,”

Речью ласковой гостей он заманивает,
Злато, серебро пересчитывает.
Да недобрый день задался ему:
Ходят мимо баре богатые,
В его лавочку не заглядывают.

В поэме между горячими событиями ее возникает удивительный образ Древней Руси и ее столицы Москвы:

Над Москвою великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучи серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.

Богатство исторических деталей и примет времени отличает поэму Лермонтова. Это не только описание одежды, утвари, вооружения, но также формы поведения главных героев, скажем, перед боем. К общим, исторически обусловленным чертам добавляются индивидуальные характеристики. Так, Кирибеевич, выходя на бой, “. царю в пояс молча кланяется”, затем он “на просторе . похаживает, Над плохими бойцами подсмеивает”. Калашников же, выйдя против опричника, “Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому”.
В поэме мы встречаем такие художественные приемы, как использование традиционных эпитетов (“вино сладкое, заморское”, “очи соколиные”), сравнений, синтаксических повторов, параллелизмов, инверсий, прямого отрицания (“Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце Сидит грозный царь Иван Васильевич”). Все эти приемы мастерски воспроизводят русский фольклорный поэтический стиль. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом “и”:

Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника.

Стилизованная “песенность” поэмы, эмоциональная напряженность ее содержания, динамика сюжета скрывают некоторые исторические погрешности и отдельные смысловые несообразности. Так, например, Кирибеевич описывает царю красоту Алены Дмитриевны и расхваливает ее “косы русые, золотистые”, которые видеть не мог, так как замужние женщины прятали свои волосы под платок.
Обращает на себя внимание еще одна особенность “Песни. ” — ее полифоничность. Песнь поют несколько гусляров, но в одном месте прорывается голос единственного автора, который говорит об Алене Дмитриевне: “Задрожала вся, моя голубушка. ”
К относительной несообразности, мне кажется, стоит отнести тройное повторение клича перед боем. “Трижды громкий клич прокликали — Ни один боец и не тронулся”. Это не значит, что Степан Парамонович проспал, как Онегин перед дуэлью. Затягивание действия в поэме усиливает напряженность атмосферы, к тому же соблюдается фольклорный принцип троич ности. Этот принцип просматривается и в композиции произведения: в “Песне. ” три главы, три припева.
Финал “Песни. “является по традиции “славой” боярину, боярыне и всему христианскому народу.
“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” — уникальное произведение Лермонтова и всей русской литературы. Оно по праву считается шедевром русской национальной классики.

Идейно-художественное своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению в 8 классе коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

Название: Художественное своеобразие “Песни про Царя Ивана Васильевича”
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 06:53:05 01 февраля 2008 Похожие работы
Просмотров: 1707 Комментариев: 17 Оценило: 12 человек Средний балл: 4.6 Оценка: 5 Скачать
ВложениеРазмер
lit.chtenie._lermontov_8_kl.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Идейно-художественное своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

– продолжить знакомство учащихся с произведением М.Ю.Лермонтова;

– развивать способность полноценно воспринимать произведение;

– обеспечивать глубокое понимание содержания произведения;

– формировать навык работы с текстом литературного произведения и проблемного анализа художественного образа;

– развивать умение устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;

коррекционно-развивающая: развивать навыки осознанного беглого чтения, наблюдательность и внимание, умение слушать учителя и ответы своих одноклассников, работать над развитием речи учащихся, пополнять словарный запас новыми терминами;

воспитательная: воспитывать нравственность учащихся, понятия о долге и чести, на примере содержания произведения воспитывать интерес к своему историческому прошлому.

Знать: текст поэмы, понимать поступки главных героев, их эмоциональное состояние, средства художественной выразительности.

Уметь : работать с текстом, находить эпитеты, сравнения, олицетворения, коллективно заполнять таблицу (характеристика главных героев)

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к произведению, презентация, словарная работа.

Современная образовательная технология: кейс-технология.

– Добрый день, ребята! Мы продолжим с вами знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

  1. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Разминка на знание поэмы.

  1. В каком году была написана «Песня…».
  2. Почему цензура не разрешила печатать это произведение.
  3. От чьего лица ведется изложение поэмы.
  4. О ком идет речь «Словно ястреб взглянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого».
  5. Как звали жену Калашникова.
  6. Кому и кто говорит: «Не боюсь я смерти лютой, не боюсь я людской молвы».

– Сейчас мы вспомним об историческом прошлом Руси и правлении царя Ивана Грозного.

– об эпохе Ивана Грозного;

– о Малюте Скуратове.

Постановка целей и задач.

– Сегодня мы познакомимся с 3 частью «Песни…» и постараемся ответить на главные вопросы:

– С какой целью обратился автор к эпохе Ивана Грозного?

– Каково идейно-художественное своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова?

  1. Вводная беседа (о развлечениях царя).

(слайд №3 о кулачных боях)

  1. Анализ поэмы с точки зрения идейно-художественного своеобразия.

Работа с учебником.

  1. Анализ сцены боя на Москва-реке.

– Найдите сравнения, эпитеты, метафоры, которыми поэт пользуется для описания утра.

– Выделите две последние строчки этой строфы.

– Какой смысл скрывается за этими вопросами, о чем они предупреждают?

(читайте эту строфу медленно, торжественно; обратите внимание на красоту стиха, напевность речи)

(слайды №4, №5, №6, сравнения, метафоры, эпитеты).

– Как готовится поле к кулачному бою? («Оцепили место двадцать пять сажень…» Здесь разыгрывается поединок чести с бесчестьем, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием).

– Прочтите строчки, где выходит Кирибеевич на бой.

– Кому поклонился Кирибеевич? (Только царю. Он хочет потешить царя-батюшку).

– А как выходит Калашников на бой? (Калашников кланяется царю, Кремлю, да святым церквам, а потом «народу русскому».)

(дети зачитывают отрывки, отвечают на вопросы, работают с текстом, находят примеры)

– В бой вступили два человека, какими они предстают перед вами?

(дети зачитывают отрывки, отвечают на вопросы, работают с текстом, находят примеры

– Вслушайтесь в слова:

«К тебе вышел теперь, бусурманский сын,

Вышел я на страшный бой, на последний бой».

– Знал ли Калашников, что при любом исходе ему не выжить?

– Как характеризует его тот факт, что он пошел на смерть ради сохранения чистоты имени

– Что он защищает?

– Почему купец не сказал правды царю?

(дети отвечают на вопросы. Ученики, обращаясь к тексту (диалог Калашникова с царем), осмысливают под руководством учителя важнейшую черту характера героя – он не признает царского суда в делах совести, он живет по «закону христианскому»).

– На чьей стороне симпатии автора?

– Каким чувством проникнуты строки о смерти героев?

– Почему гусляры, зная, что перед ними «лукавый раб», все говорят о нем как об «удалом бойце», «буйном молодце»?

(учащиеся рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы., подтверждают ответы строчками поэмы).

– Для чего автор использовал фольклорные традиции в написании поэмы?

(Поэма написана в фольклорной традиции, народным языком. Фольклорные художественно-выразительные средства помогают создать яркую картину прошлого, делают повествование лиричным, похожим на русскую песню).

– Почему именно царь – главное действующее лицо, какова его роль в конфликте?

(Иван Грозный – покровитель и защитник опричника, виновника драмы. Царь в поэме и велик, и жесток. Калашников не просто мстит опричнику, а выступает против произвола и несправедливости, насаждаемых самодержавием)

– Именно поэтому царь – главное действующее лицо.

– Кому симпатизирует народ? («Схоронили…споют песенку»

Героический поступок купца Калашникова вызывает восхищение, одобрение народа. Гусляры дают народную оценку событиям и героям.)

– Почему же в народе называют поэму «Песней про купца Калашникова…»?

(Потому что в памяти народной сохранился его поступок, поэтому он настоящий герой.)

Теперь мы подошли к проблемному вопросу.

– Почему Лермонтов использовал именно это историческое время?

(Чем страшнее время, правление, чем преступнее власть, тем героичнее, честнее, достойнее, ярче выглядит образ Калашникова. Это прославление героя, дерзнувшего в такое время защитить честь и достоинство свое и своей семьи.)

Честь – нравственные и этические принципы, незапятнанная репутация, доброе имя.

Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, уважение их в самом себе.

– В каком году написана поэма?

– Что вы знаете об этой дате?

(гибель на дуэли Пушкина).

А в чём же позиция автора в поэме? Какую роль играет сам автор? В выборе темы, в постановке проблемы. В 1837 году, защищая честь своей жены, на дуэли погиб А.С.Пушкин от руки любимца царского двора Дантесом.

Случайным ли является такое совпадение? Нет. Проблема, которую выдвигает автор-это проблема власти и народа. Мы видим на примере событий поэмы, что власть, выходя за рамки закона, заставляет простых людей тоже преступать закон.

– Значит поэма Лермонтова – это проекция реального конфликта на историю, это прославление поэта, дерзнувшего защитить честь и достоинство.

«Песня…» сложена в назидание людям, наделенным властью и могуществом, правом решать судьбы людей. Поэма заставляет задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности.

Написать отзыв о прочитанном произведении. Выразительно читать 3часть.

Анализ поэмы Песня про купца Калашникова Лермонтова

Произведение создается в период пребывания поэта в Царском Селе, когда у него происходит формирование собственной позиции относительно общественной российской жизни в виде понимания неоспоримых народных достоинств несправедливого произвола власти.

Поэма является составной частью единственного сборника стихотворений поэта в виде первого произведения.

Жанровая направленность поэмы представляет собой романтическое национально-историческое сочинение, близкое к народному фольклору, стилизованное под русский эпос.

Композиционная структура произведения представляется классической схемой в виде экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. При этом отличительной особенностью композиции является включение автором перед каждой частью фольклорных зарисовок, которые придают поэме народный колорит и исторические оттенки.

Стихотворным размером в поэме является форма тонического стиха, который представляется более близким к фольклорным сказовым произведениям.

Сюжетная линия поэмы разворачивается в период правления Ивана Грозного, когда главный герой, представленный в образе Степана Парамоновича Калашникова, совершает в честной кулачной битве убийство своего врага в лице Кирибеевича, являющегося царским опричником, который опозорил его жену Алену Дмитриевну.

Главный герой изображается в поэме в образе настоящего русского человека, отличающегося простотой, сердечностью, уважением к окружающим, благородством и порядочностью. Калашников совершает нравственный подвиг, жертвуя своей жизнью во имя сохранения семейной репутации.

Полной его противоположностью представляется Кирибеевич, описанный в качестве оригинальной, яркой и сильной личности, одержимой единственной физической страстью к жене Калашникова, отличающейся нравственной ущербностью, своеволием и лукавством.

Второстепенным персонажем поэмы автор представляет образ Иван Грозного, изображенный в качестве двойственной личности, отличающейся жестокостью, несправедливыми поступками и решениями, деспотичным характером, не желающим осознавать последствия своих приказов. Царь изображается в поэме как бессмысленный правитель, не проявляющий мудрости, действующий под влияниям собственных произвольных желаний, не думающий об интересах государства и народа.

Средствами художественной выразительности в поэме являются характерные для народного творчества приемы в виде разнообразных повторов, необычных сравнений, традиционно ярких эпитетов, многочисленных олицетворений, а также использование литературных методов в форме анафоры и эпифоры, подчеркивающих высокий и торжественный стиль произведения, прославляющего подвиг обычного русского человека, гибнущего во имя правды и справедливости.

Основная тема поэмы представляется в виде проблематики проявления человеком чести, в сочетании с которой раскрываются темы властной вседозволенности, любви, нравственности, свободы и человеческой несправедливости.

Ключевой идеей поэмы становится авторское размышление о необходимости защиты чести и достоинства в виде борьбы за свободу, выступления против деспотичности власти.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении любви и верности, в духовной и физической победе человека в борьбе против несправедливости и жестокости. Поэма демонстрирует авторскую позицию, заключающуюся в необходимости восстания личности против устоявшейся системы в целью выхода из замкнутого деспотичного круга власти тиранов.

Вариант 2

Лермонтов Михаил Юрьевич после окончания Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1835 году отправляется как корнет в лейб-гвардии гусарского полка в Царское Село под Санкт-Петербургом. В этот период молодого поэта начинает особенно интересовать история России. Поэтому и появляется поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1838 году поэму опубликовали, и это была первое произведение у Лермонтова, подлежащее публикации.

Сама по себе «Песня» повествуется в стиле русских народных песен, используется бытовой сюжет. И как никогда актуален этот сюжет, потому что как основное в поэме описана проблема людей с властью и деньгами, их вседозволенность и могущество, которое не подвластно простому человеку. Вообще в произведении описывается целый цикл нравственных проблем. Помимо властного человека, поднята проблема мести (как пример, отношения между Кирибеевича и Алены, а затем желание наказать бесчестного человека у самого купца Калашникова). Тут же раскрывается о человеческом достоинстве, когда Калашников не стал рассказывать царю, за что убил Кирибеевича.

Поэма очень расплывчато граничит с фольклорным произведением и историческим повествованием. Лермонтов использует и элементы действительно песенных произведений (пример, ох ты гой еси. »), и реальных трактатов. Например, описание пира в царском дворце. Описание одеяния Ивана Грозного, а затем и его личности, которую невозможно не сравнивать с личностью Петра Первого. К реализму «Песни» добавляется то, что поэт точно воссоздал колоритность той эпохи, а также показал социальное положение людей, разницу в слоях населения и их характеры в социальной обусловленности.

Вообще описание того века не могло не заинтересовать Лермонтова с его любовью к истории отечества. Ведь XVI век являлся одним из самых кровавых периодов для страны, период опричнины и правления Ивана Грозного. Величайший скачок в развитии страны, особенно в расширении территориальном, был оплачен кровавой платой народа.

Однако в поэме данный период описан более высоким и героическим, все ужасные деяния высших чинов спрятаны и не показаны читателю. На примере Кирибеевича показан образ раба царя, который следует только за своими желаниями и интересами, а нормы общества его совершенно не интересуют.

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня» является уникальнейшим произведением, поскольку является одним из единственных среди подобных вещей, в котором чутко отмечена яркая стилизация фольклора в крупной и эпической выраженной форме. Сам стиль поэмы очень сильно напоминает народную песню, в которой используются мотивы и гуслярной, и гусарской, и даже застольной песни с элементами романсов и всевозможными стилизациями.

Сочинение 3

Лермонтов написал огромное количество разных произведений и одним из них является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно его и издал писатель еще до того как умер.

Все происходит в то время, когда всем правит Иван Грозный. Еще прямо во вступлении гусляры сочинили специальную песню, а теперь хотят, чтобы ее послушал сам Иван Грозный. Кроме этого данное произведение является уникальным, потому что до Лермонтова ничего подобного никогда не сочинял.

Каждый из героев наделен специальными чертами и способностями, которые готовы проявиться в любой момент. Иван Грозный сам выбирает, кому отдать свое предпочтение и кому уделить внимание. И если человек при этом остается равнодушным, то его это очень сильно раздражает. У него есть верный слуга, который во всем ему подчиняется. Кроме этого ему кажется, что этот самый слуга ненавидит его и завидует ему.

Кирибеевич появляется в первой сцене. Больше всего на свете он влюблен в Алену Дмитриевну, которая на данный момент была не свободна и находилась замужем.

Оказывается, муж Алены был богатым купцом. Он уже давно понимает и подозревает жену в измене и постоянно угрожает ей тюрьмой. Но когда он узнает о том, что Кирибеевич оскорбил, то наоборот становится добрым и во всем защищает ее. И просит братьев, если он умрет, то вызвать на поединок Кирибеевича и убить.

Алена Дмитриевна старается во всем слушаться мужа и всегда подчиняться и выполнять все, что он прикажет ей. Поскольку в это время настали суровые времена, то и отношения друг к другу стали такие же суровые. Именно поэтому когда жена вечером возвращается без фаты, то грозится наказать ее.

Здесь описывается поединок между Кирибеевичем и Калашниковым. Многие считают этот поединок правды с неправдой. Перед тем как выйти на бой Кирибеевич глубоко кланяется Ивану Грозному. А вот Калашников прежде, чем выйти на бой кланяется церкви, а потом еще и всему честному народу, который собрался здесь. Больше всего на свете ему хочется защитить честь и достоинство своей семьи, а потом уже правду, которая мало, кому известна.

В этом поединке побеждает Кирибеевич. А если быть честным, то он побеждает его не только морально, но и физически. Даже если его казнили прямо сейчас, он никогда бы не рассказал причину, по которой вышел на это сражение. А ведь все это он делал только ради своей семьи. За все это время он ни разу не сказал имя своей жены, ведь к ней прилип бы позор.

Калашников делает все для того чтобы отомстить своему самому злейшему врагу, за все что он натворил в этой жизни.

Никто не знает, где именно похоронен Калашников, ведь все считают, что он являлся преступником. Вот только у народа совсем другое мнение.

Сочинение Анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова

«Песня…» была опубликована Лермонтовым в 1838 году. Данное произведение знаменует начало нового творческого пути Лермонтова.

Разуверившись в современном обществе, Лермонтов обращается к XVI веку. В поэме поэт рассказывает о событиях, которые взяли свое начало во времена, когда правил Ивана Грозный. По мнению Михаила Юрьевича, в те далекие времена еще можно было найти благородных и честных людей, когда понятия о долге, высоконравстенности и чести были чем-то обыденным.

Данную поэму можно отнести к такому литературному направлению, как романтизм.

Герои поэмы четко поделены на две контрастные группы. В этом и заключается главный конфликт поэмы. Опричник Киребеевич и Царь представляют недобрую силу, большую беду и несправедливость. Им противопоставлен молодой купец Степан Парамонович со своими близкими. Они демонстрируют читателю моральные устои славянского населения, его мощь и отвагу.

Немаловажную роль в системе образов поэмы занимает Иван Васильевич. Этот образ сложился исходя из простонародных представлений, передаваемых фольклорным творчеством, в которых подчеркнуто объединение в характере царя черт справедливого отношения и вместе с тем тиранства. Лермонтов мастерски использует народную поэзию, беспрепятсвенно манипулируя ею и переделывая в соответствии со своими мыслями. Как ни странно в «Песне про купца Калашникова» нет простого и буквального подражания фольклорным текстам.

Следует отметить, что встретившись лицом к лицу с Иваном Грозным Калашников показывает себя, как человека с большим достоинством. Он понимает, что находится перед царем, чувствует почтение к нему, но не кланяется и не молит о пощаде. Калашников без страха говорит Ивану Грозному, что вина за убийство Киребеевича лежит на нем, но причину, по которой он так поступил, он скажет лишь Богу.

Следуя из этого, главный конфликт произведения — это противостояние плохого и хорошего, добра и зла. Как и свойственно произведению романтизма, на практике победу одерживает зло: Степан казнен за свою победу над опричником. Но, по сути, правда остается за юным купцом, ведь на его стороне моральная победа.

«Песня. » описывает трагичный для Руси период опричнины, кровавого правления Ивана Грозного. 16 век — один из самых запоминающихся и мрачных лет в истории России.

Образец 5

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про купца Калашникова» является историческим лиро-эпическим произведением.

Действия поэмы разворачиваются во времена Опричнины. Опричники, по мнению Лермонтова, являются выражением абсолютной, сумасбродной, несправедливой власти царя. Они не следили за своим поведением и позволяли себе слишком многое.

Примером того служит Кирибеевич, опричник, которому понравилась Алена Дмитриевна, жена купца Калашникова. Он не посмотрел на то, что она замужняя женщина, стал за ней ухаживать. Опричник пытался всеми силами добиться ее силой. Алене его ухаживания были неприятны. Она была верной женой и любила мужа.

Купец Калашников является образом любящего, справедливого, благородного мужа, который готов на все ради своей семьи, ради счастья своей супруги. Он искренне ей интересуется, помогает.

Купец Калашников решил защитить честь своей жены в кулацком бое. Кирибеевич был сильным соперником, поэтому все считали, что купец погибнет.

Увы, сила оскорбленного мужа была сильнее силы опричника, поэтому тот погиб. Царь воспринял это как личное оскорбление.

Образ Ивана IV имеет много сходств с реально жившим прототипом. Царь восстает перед читателями импульсивным, несправедливым, эгоистичным, глупым самодуром. Кулацкий бой был для него лишь развлечением, в то время как он мог привести к гибели людей. Иван IV не думал о благополучии своего народа. Его волновало лишь собственное счастье и удовлетворение потребностей.

Жизнь подданных ничего не значила для государя, поэтому он совершенно свободно совершал казни. Смерть опричника он воспринял как личное оскорбление, поэтому должен был наказать купца. Как это сделать? Конечно же, царь принял решение убить его.

Тем самым Иван IV оставил Алену Дмитриевну без кормильца и без защитника. Бедная женщина была убита горем, так как искренне любила мужа и заботилась о нем, переживала. Что будет с вдовой? Бесспорно, ее ждет погибель.

Для написания поэмы Михаилу Лермонтову пришлось долго заниматься историей и изучать источники Московской Руси. В произведении используются характерные для того времени слова, правила грамматики, составления предложений. Писатель проделал колоссальный труд, результатом которого является данная поэма.

«Песнь про купца Калашникова» полностью отражает язык, традиции и обычаи времени, описанного в ней.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича

Популярные сегодня темы

На это раз художник создал превосходную картину, которая одним взглядом ошеломляет своего зрителя

Глубже раскрыть и понять различные черты характера Печорина помогают его встречи с персонажами «Героя нашего времени».

Комедия в стихах «Горе от ума» Грибоедова А.С. написана в начале ХIХ века Произведение является вершиной русской поэзии и драматургии. Афоризмы, которыми изобилует текст пьесы, народ «растащил на цитаты

Рассказ И.А. Бунина «Митина любовь» можно назвать повестью. Это повесть о трагической любви главного героя. О том, как Митя боготворит свою возлюбленную Катю. Как терзается муками ревности и ненавидит богемный свет, в котором вращается Катя.

Так сразу и не ответишь. Вообще-то, и размышление тоже не даёт ответа на этот вопрос, потому что запутываешься. Есть аргументы и за, и против! В такой ситуации, действительно, лучше письменно попробовать найти решение

Идейно-художественное своеобразие поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича. “

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

(Интегрированный урок-семинар литературы, истории, ИЗО с применением ИКТ)

· Показать своеобразие произведения автора, истоки которого восходят к народной поэзии.

· Показать способы раскрытия авторского отношения к изображаемым событиям и героям.

· Активизация литературоведческих понятий в аналитической беседе по тексту.

· Совершенствование навыков продуктивного монологического высказывания.

· Пополнение словаря учащихся нравственно – этической лексикой.

· Развитие умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров.

· Побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение.

· Воспитание высоких нравственных качеств (благородства, уважения к семье, к национальным традициям) в работе с художественным текстом.

Методическую разработку урока

Оборудование урока: компьютер, презентация «Двенадцать портретов (по ходу урока через портреты проходит вся жизнь писателя), иллюстрации к поэме разных художников)

– так определил своеобразие поэзии : «Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность». Справедливость этого высказывания подтверждает и произведение, о котором мы продолжим разговор.

Тема нашего урока – «Идейно-художественное своеобразие поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Эта поэма принесла молодому поэту известность. Она была напечатана в 1838 году. Хотя по достоинству современная Лермонтову публика её тогда не оценила. В качестве защитника выступил уже известный критик . Он писал так (читает учащийся):

« Здесь [в поэме] поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа…, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи… – и вынес из неё быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории…»

– Скажите, какую жанровую черту этой поэмы подметил критик? (поэма историческая)

– Послушаем, что расскажут нам наши «историки» о времени, когда на Руси царствовал Иоанн IV.

– Грозный стал великим князем московским в 1533 году. А в 1547 он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, при его правлении русские перешагнули через Урал и расселились в Сибири. Но при нём же русский народ встретился с невероятной жестокостью, деспотизмом, с так называемым, террором.

Иван Грозный, когда начались неудачи, покинул Москву, объявил, что собирается отречься от престола. Но после уговоров вернулся на царство, вытребовав себе особые полномочия. С этого времени вся Русь разделилась на две части: «земщину», где продолжали существовать старинные государственные учреждения и «опричнину» – здесь власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы. Царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками.

Отряды опричников разъезжали по земщине и безнаказанно совершали грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на «земских» страх и ужас. Пёсья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю «измену» из государства.

Иван Грозный добился главного – ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. (При нём варили в кипятке, жарили заживо, резали на куски людей)

в 1584 году, незадолго до того в порыве ярости убив собственного сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе. (Из «Истории Государства Российского» )

– Спасибо за столь подробную историческую справку, а теперь вы, читатели, попробуйте найти приметы этого сурового времени в тексте поэмы!

· Упоминаются исторические лица: царь Иван Васильевич, Малюта Скуратов – приближенный Ивана Грозного, глава опричников

А из роду ты ведь Скуратовых

И семьёю ты вскормлен Малютиной.

· Гусляры, купцы, боярин с боярыней, князья, стольники (придворные прислуживающие за царским столом)

И пирует царь во славу божию,

В удовольствие своё и веселие…

· Принято было проводить кулачные бои на Москве-реке.

· Ещё учиняют набеги «злы татаровья»

Отпусти меня в степи приволжские,

На житьё на вольное, на казацкое.

Уж сложу я там буйную головушку

И сложу на копье бусурманское;

И раздеят по себе злы татаровья

Коня доброго, саблю острую…

· Царь православный, святая Русь, молодые венчались в церкви перед «святыми иконами» Степан Парамонович

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому…

Сильна вера христианская.

· Сам уклад семьи того времени требовал от женщины беспрекословного подчинения мужу. «Домострой» – свод житейских правил регулировал жизнь семьи и отношения мужа и жены. «Жёны мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, Богу и мужу угодити и дом свой добре строити…» Поэтому опоздание Алёны Дмитриевны – слишком необычное происшествие для того времени. А гнев любимого мужа – самое страшное наказание для неё.

– Кто главные герои поэмы? (Ребята называют царя Ивана Грозного, молодого опричника, купца Калашникова и его жену Алёну Дмитриевну)

– Почему не все герои указаны в заглавии, а про жену купца мы узнаём только из поэмы? ( Лермонтов в название поэмы вынес имена трёх основных героев и расположил их по иерархии. По-видимому, по законом того времени имя женщины не могло быть заявлено в заглавии поэмы)

· Безоговорочное подчинение младших старшему, готовность отстоять честь семьи даже в смертельном поединке.

А побьёт он меня – выходите вы

За святую правду-матушку…

– Итак, перед нами историческая поэма, потому что она рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, есть исторические действующие лица, показаны реалии жизни того времени.

Но прочитаем, какую ещё особенность поэмы выделил ?

«Поэма Лермонтова – создание мужественное, зрелое и столько же художественное, сколько и народное… Наш поэт вошёл в царство народности, как её полный властелин…»

– Какую ещё особенность поэмы Лермонтова заметил критик?

(Народный дух, фольклорные традиции)

– С точки зрения композиции, какие традиционные элементы вы обнаружили?

Ох, ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песнь сложили мы…

Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!

Ай, ребята, пейте – дело разумейте.

Красно начинали – красно и кончайте,

Каждому правдою и честью воздайте.

Тароватому боярину слава!

И красавице боярыне слава!

И всему народу христианскому слава!

Другие фольклорные традиции:

· Ведут рассказ гусляры, которые на Руси всегда являлись хранителями традиций, носителями народного сознания. Через их образы сквозит отношение самого автора к героям: осуждают опричника, любуются героиней, восхищаются мужеством и силой духа купца Калашникова.

– Почему ни разу царь не назван по своему прозвищу Грозный?

(Возможно, из-за страха перед суровым царём, который, несомненно, граничит с уважением. Ведь у историков нет однозначной оценки деяний Иоанна IV. Есть мнение, что это был человек исключительной для своего времени образованности, он мечтал о могуществе России, хотел подобно Петру I «прорубить окно» в Европу, но исторические условия не дали возможности ему это выполнить.)

Передать Лермонтову народный дух помогают

· постоянные эпитеты: тёмная ночь, сыра земля, солнце красное;

· троекратные повторы: трижды Иван Грозный пытается обратить внимание молодого опричника, трижды громкий клич кликали, трижды кланяется Степан Парамонович;

· повторы контекстуальных синонимов: пёс-ворчун, снегом-инеем, цаловать-ласкать

· повторы однокоренных слов: пир пировать, клич кликать, шутку шутить

· повторы слов: во темную ночь, во темную ночь, морозную…)

· Инверсия: братцы любезные, листочек осиновый

Аль ты думу затаил нечестивую?

Але славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

· Особое внимание обратим на сравнения. Вспомните, какие сравнения (явные и скрытые) использует Лермонтов? О ком так сказано?

1. Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно … взглянул с высоты небес

На молодого … сизокрылого…

2. На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто …;

Смотрит сладко – как …;

Молвит слово – … поёт…

3. Когда сизый … зовёт голосом

На кровавую долину побоища,

Зовёт пир пировать, мертвецов убирать,

К нему малые … слетаются…

4. Горят очи его …,

На опричника смотрят пристально…

( Запись на доске с опорой на словарь :

Ястреб – перен. Об агрессивно настроенных сторонниках войны,

Орёл – перен. О гордом, смелом, сильном человеке.

Очи соколиные – перен. В народной словесности – ясные, зоркие.

– Как эти средства выразительности дополняют образы героев?

(Через средства выразительности мы можем судить о народном отношении к героям: подчёркивается суровость, грозность царя, смелый, гордый характер Калашникова, сочувственное отношение к влюблённому Кирибеевичу, любование Алёной Дмитриевной)

– Ребята, обратите внимание на имена героев, по скрытому значению которых мы тоже можем судить об отношении автора к своим персонажам.

Кирибеевич – возможно, сын Кирия, с греч. «власть, право, сила» За смерть своего любимого опричника наказывает Калашникова сам царь.

Степан – с греч. «венок, венец, корона» (венец мученика, страдальца), Парамонович – с греч. Парамон – «прочный, надёжный» Отстоял честь семьи даже ценой своей жизни, перед смертью просит не за себя, а за свою семью.

– В качестве домашнего задания я просила вас создать свои синквейны про каждого героя и объяснить их. Сначала я покажу, как это получилось у меня.

Правит, казнит, милует.

Правит всей Русью.

Перед нами царь, который долгое время управлял Русью. А какой царь может править бессменно 26 лет? Только умный и дальновидный политик. Русь в своих руках может удержать только строгий правитель. Конечно, строгость подразумевает и казни. Но не только. Царь может и миловать, и прощать.

(Слушаем защиту синквейнов учащихся)

– «Песня …» Лермонтова – удивительно прекрасное произведение, которое даёт художнику большие возможности для творчества. И многие известные художники иллюстрировали поэму. Наиболее известны нам картины И. Билибина, В. Васнецова, В. Кустодиева.

Послушаем сообщения наших «художников-искусствоведов»!

– Иван Яковлевич Билибин () – один из лучших иллюстраторов детских сказок, произведений русских писателей конца XIX – начала XX века. Он посещал Рисовальную школу, учился в студии в Мюнхине, затем поступил в мастерскую Репина. Летом любил отдыхать в небольшой деревушке в Тверской губернии. Здесь от местных крестьян он услышал старинные русские предания о богатырях, волшебных зверях и птицах. Под впечатлением от всего услышанного художник создаёт свои первые акварели. Позже из-под его кисти вышла серия иллюстраций к поэме Лермонтова, на которых изображены разные эпизоды: например, «Бой с Кирибеевичем», «Кирибеевич и Алёна Дмитриевна» и другие.

– () – русский живописец, график, архитектор. По настоянию родителей окончил духовное училище, затем, не доучившись в семинарии, уезжает в Петербург, где также учится в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Потом учёба в Академии художеств. В 1878 году он стал членом Товарищества передвижных выставок. В этом же году он переезжает в Москву, и в его творчестве появляются новые темы: русская история, былины, народные сказки.

Всем известна картина Васнецова «Иван Грозный» Русский царь изображён во весь рост, в дорогом одеянии, в своих палатах. Но в этом величавом портрете что-то настораживает зрителя – это грозный взгляд из-под нахмуренных бровей.

А в 1891 году появляются картины, иллюстрирующие поэму М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» Перед нами эпизод «Бой Калашникова с Кирибеевичем»

– Эпизод боя не оставил равнодушным и другого известного художника – Бориса Михайловича Кустодиева () Родился он в Астрахани. Окончив в 1896 году Духовную семинарию, он приехал в Петербург и поступил в Академию Художеств, а в 1898 году был принят в мастерскую Репина.

Интересно было бы сравнить иллюстрации художников.

запечатлел эпизод начала кулачного боя. «Удалой Кирибеевич» уже скинул с могучих плеч «шубу бархатную» Стоит он «подпершися в бок рукою правою» И выходит Степан Парамонович, «молодой купец», «удалой боец»

Художник изобразил Кирибеевича спиной к зрителям, по-видимому, потому, что не он является настоящим героем, а Калашников, который вышел «на смертный бой» отстаивать честь семьи.

На иллюстрации мы видим уже саму схватку, «богатырский бой начинается» Художником изображён тот момент, когда Калашников «изловчился, приготовился» и «ударил своего ненавистника». «И опричник молодой застонал слегка, закачался…»

Васнецов выбрал эпизод, когда уже ясен исход боя. Кирибеевич «упал замертво», «повалился на холодный снег». Видим, как царь Иван Васильевич прогневался гневом», «нахмурил брови чёрные».

Таким образом, несмотря на то, что иллюстрации называются «Бой Калашникова с Кирибеевичем», художники не повторились. Они выбрали разные моменты кулачного боя. И на всех картинах мы видим превосходство Калашникова, который изображён в полный рост, лицом к зрителям, так как он одержал не только победу в кулачном бою, не только выступает как защитник семейной чести, но ещё отстаивает справедливость в её народном понимании.

(Ребята рассматривают иллюстрации)

– Спасибо нашим искусствоведам. Через иллюстрации великих художников нам передался дух того времени.

Итак, от мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов перенёс своих читателей в героические времена, когда создавалось могучее русское государство, когда выковывались волевые характеры людей.

Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало как глубоко современное. Напомню, что пишет поэт «Песню…» в 1837 году.

– Как сюжет поэмы связан с жизнью и смертью ? (Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить честь жены и своё благородное имя.)

Вывод по уроку о своеобразии поэмы Лермонтова нам поможет сделать :

«…Его поэма не может быть переведена ни на какой язык, ибо колорит её весь в русско-народном языке, но тем не менее она – художественное произведение, во всей полноте, во всём блеске жизни воскресившее один из моментов» русской истории.

Спасибо за работу. Д/з написать сочинение «Кто является в «Песне…» главным героем и почему?» « Что привлекает и что отталкивает в Кирибеевиче?» Индив. «Фольклорные традиции в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича…» «Типы сравнений в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича…»

Читайте также:  Своеобразие жанра и композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×