Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова: сочинение

Основные мотивы лирики Лермонтова

Лирика первой половины 19-го века пронизана романтическим пафосом, в связи с этим основные мотивы лирики Лермонтова во многом созвучны с настроениями романтиков, которые были склонны воспевать свободу и волю, героические поступки и подвиги, восхищались созерцанием природы, страдали от непринятия и непонимания фелистерским обществом, из-за чего уходили на войну, уезжали в экзотические страны (путешествия и ссылки Лермонтова на Кавказ). Все это не чуждо и лирике русского поэта, однако в ней есть и свои особенности.

Следует отметить, что мотив часто отождествляется с темой, смысловой доминантой, которая является ключевой в произведениях, отличается частотностью. Мотив может также выражать общий смысл ряда произведений/стихотворений или же представлять цельный образ, символ. Так, говоря о мотивах в творчестве Лермонтова, следует учитывать, что под мотивом можно понимать и тему, и общий образ/символ или ведущее настроение.

За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич успел многое повидать, узнать, а также оставить после себя. Он возглавил русскую поэзию после Пушкина, а это сделать мог далеко не каждый. Так, если рассматривать основные темы лирики Лермонтова, можно выделить целый ряд серьезных проблем человечества, русского народа, а также современного поэту поколения.

Одиночество – ведущий мотив большей части стихотворений. Так, им раскрываются и тема одиночества личности во враждебном и несправедливом мире, одиночество поэта среди равнодушной толпы, одиночество разочарованного в любви юноши… Лирический герой, который часто отождествляется с автором, страдает от невозможности найти единомышленника, «родную душу» («Сосед», «Парус», «Листок»), безысходности существования («И скучно и грустно»), предчувствия собственной трагической гибели («Не смейся над моей пророческой тоской…»).

Лирический герой Лермонтова с одной стороны становится на путь деятельный, «пророческий», стремится повлиять на толпу, что-то изменить в государственном строе, политической системе, а с другой – разочаровывается из-за тщетности своих усилий, замыкаясь в своей вселенной далекой от земной жизни. В этой связи часть стихотворений посвящена общественно-исторической проблематике. В них герой борется за свободу, проявляя свой мятежный характер («Жалобы турка», «Песнь барда», «Баллада» («В избушке позднею порою)», «Плачь! Плачь! Израиля народ», «Новгород», «Приветствую тебя, воинственный славян», поэма «Последний сын вольности», «Парус»). Все эти стихи написаны под влиянием декабристской поэзии. Важно отметить, что у Лермонтова речь идет об абсолютной свободе, то есть носит романтический характер. Личная свобода становится ступенью к свободе, провозглашаемой как для себя, так и для всего человечества:

«Кто силится купить страданием своим
И гордою победой над земным
Божественной души безбрежную свободу».
(«Унылый колокола звон»)

Тема воли присутствует в стихотворениях «Воля», «Желание». Воля – нечто естественное, данное человеку при рождении, но часто недоступное: либо оставленное в прошлом («Новгород»), либо находящееся в «диких» краях («Кинжал»). Кавказ становится символом «вольности простой» («Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас»).

Поэт приходит к выводу о том, что в современном обществе свободолюбивой, вольной душе нет места («Смерть поэта», «Дума», «Прощай, немытая Россия»). В борьбе лирического героя со светом, толпой, судьбой, страстями также проявляется стремление к свободе. Тема непринятия поэтом современного ему общества звучит в стихотворении «Дума», поэме «Маскарад»:

«Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Пестреет и жужжит толпа передо мной…
Но сердце холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой!»

Поэтом показано губительное влияние «света» на «души людей». С неприятием бездушного дворянства созвучен мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик»).

Вполне естественно появляется в лирике поэта и мотив неволи («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Иногда местом плена может быть монастырь («Исповедь», «Боярин Орга», «Мцыри»), в чем можно усмотреть антиклерикальные настроения, однако это больше связано с социально-политической позицией Лермонтова.
В стихотворениях просматривается движение от жажды абсолютной индивидуальной свободы, свойственной романтикам, к ее ради приобщения к миру людей («Демон»), так как последняя не приносит герою счастья (такая же ситуация наблюдается в истории Печорина). Так, свобода и воля становятся центральными мотивами лирики Лермонтова.
Жажда действия и подвига во имя чести, славы и памяти также занимает видное место в лирике поэта:

«Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя…»
(«1831-го июня 11 дня»).

Лермонтов часто вспоминает героические подвиги прошлого России («Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Такие стихотворения затрагивают также тему Родины («Прощай, немытая Россия», «Родина»).

Но действие лирического героя часто сталкивается с непониманием, отвержением, безответностью или обманом, вследствие чего он становится на путь мести:

«Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова…»
(«1831-го июня 11 дня»).

Или выбирает одиночество, бездействие и разочарование во всем земном. Отдаляясь от людей, герой хранит внутренний гений и свободу духа, периодически уходя в созерцание («Желанье», «Кто в утро зимнее, когда валит», «Небо и звезды») и покой («Выхожу один я на дорогу»).

Жажда свободы, стремление к идеалу, попытки изменить что-то в мире отражают основной конфликт романтизма – противоречие между идеалом и действительностью – в поэзии Лермонтова он достигает крайнего напряжения. Это ведет к тому, что земное бытие часто расценивается как напрасное, бесцельное, ведь заложенные в гении таланты не могут здесь воплотиться в жизнь, напрасность активной деятельности и самоотдачи наблюдаем в стихотворении «Пророк».

Поэт, его назначение и судьба еще одна важная тема в лирике Лермонтова («Памяти А.И. Одоевского», «Не верь себе», «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»). Поэт призван влиять на народную толпу. Избранничество и сила поэта, влекут за собой появление «метафизической» тревоги, необъяснимых душевных терзаний, мысли о скоротечности и незаметности человеческой жизни перед лицом вечного бытия.
Автор сопоставляет поэта не только с пророком, но и с самим Творцом: «Твой стих как божий дух носился над толпою» («Поэт»). Нередко речь идет о споре, диалоге между поэтом и божеством. Ропщущий поэт все время требует отчета от Бога: «И начал громко я роптать…» («Азраил»). Его речи, обращенные к божеству, окрашены личной интонацией и звучат как претензии к равному. Поэт также упрекает Бога в невмешательстве, когда льется «Кровь стариков, растоптанных детей» в «беспрестанной» и «напрасной» вражде людей.

Необходимо отметить, что имя Христа практически не встречается в произведениях Лермонтова, что свидетельствует об определенном восприятии божества. Бог предстает у него как создатель мира и творец природы («Кладбище»). Лирический герой Лермонтова, хотя и верит в существование Бога («Верь, что есть на небе Бог и только», «Испанцы»), но сомневается в большинстве принципов библейской веры (в благости провидения, в божием милосердии, в загробном существовании).

Бог и природа противостоят у него мятежному, «вечному ропоту» человеческого «Я» («Демон», «Мцыри»). Причем равнодушие Бога переносится и на созданную им природу, безучастной к человеку в своей красоте:

«Час разлуки, час свиданья,
Им не радость ни печаль;
Им в грядущем нет желанья,
И прошедшего не жаль…
Будь к земному без участья
И беспечна, как они!».
(«Демон»)

Однако весь ценностный мир Лермонтова организован вокруг библейской символики, построен на антитезах райского сада и адской бездны, блаженства и проклятия, невинности и грехопадения. Библейские темы вызывают у Лермонтова лично-психологический отклик. В его поэзии появляется тема чудесной сверхчеловеческой мощи, которой наделен поэт. Так, мы наблюдаем причудливое сочетание богоборческих мотивов с традиционной народной христианской этикой и моралью, осквернение которых недопустимо.

Тему любви раскрывают многие стихотворения поэта, который, увы, не познал счастья в этой области («В полдневный жар в долине Дагестана», «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва» («Я, матерь, Божия, ныне с молитвою»), «На светские цепи»). Практически всегда светлые, полные надежды настроения сменяются появлением мотивов одиночества, мести жестокой возлюбленной, разочарования и недоступности чистой, взаимной любви. Любовная лирика представляет собой емкое жанрово-тематическое наполнение: богатство содержания не укладывается в рамки только любовной лирики. Так, стихотворение «Нищий», адресованное Е.А. Сушковой представляет нам не только обманутого влюбленного, но и затрагивает социально-политические проблемы, содержит философские, богоборческие мотивы.
Таким образом, в творчестве Лермонтова органично сочетаются романтические мотивы свободы, героизма, избранничества с философскими размышлениями на тему Бога, бытия, судьбы, предназначения и являются весьма актуальными для современного поэту общества.

Сочинение: Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова

Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова

Автор: Лермонтов М.Ю.

После разгрома восстания декабристов в 1825 году в России наступили времена черной реакции. Новый император Николай I, напуганный выступлением на Сенатской площади, стремился подавить всякое проявление свободомыслия. Началась настоящая травля передовых людей России.

29 января 1837 года страну потрясла ужасная весть: скончался раненный на дуэли Пушкин. А через несколько дней уже звучали страстные и гневные строки стихотворения “Смерть Поэта”. Его автор открыто говорил о том, кто были истинные убийцы Пушкина:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона;

Пред вами суд и правда — все молчи.

Смело выступив против тирании самодержавия, молодой Лермонтов продолжал дело погибшего Пушкина. Уже ранняя лирика Михаила Юрьевича (до 1837 года) представляет его как борца за свободу. Стихотворение “Жалобы турка” (1829 год) Лермонтов написал в форме письма “к другу, иностранцу”, но ясно, что в этом произведении речь идет о России, о тех порядках, которые царят в стране:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей.

Друг! Этот край. моя отчизна!

В том же году Лермонтовым было создано стихотворение “Монолог”. В нем говорится о том, что умный, душевный и честный человек не может жить в светском обществе:

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует.

В стихотворении “Предсказатель” поэт говорит об ожидаемой им революции в России:

Настанет год, России черный год,

Когда цепей корона упадет.

Глубокая неудовлетворенность современной действительностью, протест против самодержавия роднят Лермонтова с декабристами.

Стихотворение “Парус” (1832 год) стало для многих символом творчества поэта. В нем чувствуется мятежный дух автора, страстное отрицание им покоя и глубокая грусть от сознания своего одиночества.

Следуя лучшим традициям Пушкина и поэтов-декабристов, Лермонтов обращается к истории родной земли. В стихотворении “Бородино”, которое принесло ему первую славу, молодой поэт изобразил Бородинскую битву, одно из главнейших событий Отечественной войны 1812 года. Были живы еще многие участники этого героического сражения. Среди них — родственники Лермонтова и крестьян из Тархан, поместья его бабушки. Их рассказы послужили основой произведения. Повествование ведется от лица старого солдата-артиллериста. Впервые не царь или полководцы, а простой русский народ был представлен автором как истинный герой, вынесший на своих плечах всю тяжесть войны. Стихотворение “Бородино” стало гимном русским богатырям, всегда готовым “постоять головою за Родину свою”. Позже Лев Толстой скажет, что без этого произведения не было бы “Войны и мира”.

Лермонтов горячо любил свою Родину, свой народ. Гнев и боль звучат в стихотворении “Прощай, немытая Россия. ”:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Часто в стихах Лермонтова звучит тема одиночества, внутренней тоски, отчаяния. Белинский когда-то написал о себе, что жизнь вне Родины для него невозможна. Думается, эти слова можно смело отнести и к Лермонтову.

В стихотворении “Дума” Лермонтов размышляет о настоящем и будущем России. Он говорит о том, что потомки не простят ему и его современникам бездействия:

И прах наш, с гордостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом.

Добролюбов писал: “Лермонтов, обладая громадным талантом, сумев рано постичь недостатки современного общества, сумел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится в народе”.

Каждый стих Лермонтова бередит душу, каждое слово звучит, как набатный звон в мертвой тишине русского царства. Выступать в защиту свободы в годы реакции значило проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца своей жизни Михаил Юрьевич Лермонтов был верен своей теме — теме борьбы за свободу русского народа, за процветание Родины.

Сочинение на тему: ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

«Надо было обладать безгра­ничной гордостью, чтобы с кан­далами на руках и ногах высоко держать голову».

Произведения ранней гражданской лирики Лермон­това основаны на традициях русской вольнолюбивой по­эзии. Поэт широко использует ее лексику («тиран», «раб­ство», «цепи», «отчизна», «сыны славян», «вольность»), сравнения, аналогии и ораторскую интонацию. Напри­мер, в стихотворении «Новгород» и в поэме «Последний сын вольности» Лермонтов представляет древний город как символ «народной вольности». Поэт осуждает рабст­во и угнетение и превозносит бескомпромиссное выпол­нение гражданского долга. Эта позиция наиболее ярко выражена в стихотворениях «Три ночи я провел без сна в тоске…», «О, полно извинять разврат. ».

Ты пел о вольности, когда

Тиран гремел, грозили казни;

Боясь лишь вечного суда

И чуждый на земле боязни,

Ты пел, и в этом есть краю

Один, кто понял песнь твою.

(«О, полно извинять разврат. »)

В стихотворении «30 июля. — (Париж). 1830 года» Лермонтов горячо приветствует июльскую революцию во Франции и свержение короля. Он предсказывает падение царской власти в России, сопряженное с необузданным народным мятежом в стихотворении «Предсказание».

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет…

К гражданской лирике Лермонтова относятся так­же патриотические стихотворения об Отечественной войне «Два великана», «Поле Бородина» и сатиричес­кие стихотворения «Булевар», «Пир Асмодея», «При­мите дивное посланье…».

Основным философским мотивом, лежащим в осно­ве гражданской лирики поэта, является конфликт его идеалов и реальности. Этот конфликт выражается в творчестве Лермонтова через критику современного поколения, которая отчетливо звучит в стихотворени­ях «Поэт», «Не верь себе», «Дума».

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

В поэзии Лермонтова проявляется влияние Байро­на с его осуждением фальши светского общества и ли­цемерной дружбы-вражды. Трагически звучит в связи с этим тема «одиночества в толпе» в стихотворении «Русская мелодия».

Так перед праздною толпой

И с балалайкою народной

Сидит в тени певец простой,

И бескорыстный, и свободный.

Образ бала и маски, символизирующий светское общество с бездушными лицами кукол, подчеркивает трагизм одиночества героя. Этой же теме посвящены драма «Маскарад» и стихотворения «Как часто, пест­рою толпою окружен…», «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «И скучно и грустно…». В последнем стихотворении от­рицание светского образа жизни постепенно перерас­тает в разочарование жизнью вообще.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем

вокруг, —

Такая пустая и глупая шутка…

В творчестве поэта противоборствуют скептицизм и вера в «золотое будущее» человечества. Лермонтов увлекался утопическими идеями Сен-Симона и меч­тал об идеальном устройстве общества, основанном на социальном равенстве — и свободе личности. В заклю­чительных строках стихотворения «На жизнь наде­яться страшась…» поэт рисует образы новой жизни, новых людей:

Не будут проклинать они;

Меж них ни злата, ни честей

Не будет. Станут течь их дни,

Невинные, как дни детей;

Меж них ни дружбу, ни любовь Приличья цепи не сожмут,

И братьев праведную кровь Они со смехом не прольют.

Гражданские и патриотические мотивы в лирике Лермонтова

Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением. Его разрешение неминуемо предполагало гибель одного из действующих лиц исторической драмы. Созданный реакцией общественный климат убил Лермонтова-человека, но Лермонтов-поэт, как бы предугадавший свою участь задолго до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтов единственным критерием оценки действительности.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян. ”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами. В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует.

Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы” — так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: “Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем командире: Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам…Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.

В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.

Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

В зрелой лирике критика Лермонтова становится более социально острой и более конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Именно таким «железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

В стихотворении «Прощай, немытая Россия. » горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». Но даже в обстановке жесточайшей реакции поэта не покидает желание бунта. В стихотворении «1 января 1840 года» он опять упрекает поколение в бездушности, внутренней опустошенности.

Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после трагической гибели А. С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль и негодование звучат в стихотворении. В стихотворении три героя: Пушкин — «невольник чести», светская толпа и поэт, ее клеймящий и оплакивающий Пушкина. Толпа не оценила истинного таланта, не поняла подлинного искусства. Поэт открыто указывает на истинных убийц — это бездушное светское общество, которое направляло руку убийцы: «Восстал он против мнений света Один, как прежде. и убит!»

Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Образ России и отношение к ней у поэта двояки.

Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу. В поэзии Лермонтова сталкиваются два мира – мир России народной и мир Росси официальной. Контраст, неслиянность этих становиться основным композиционным принципом стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен». Россия официальная, Россия столичного высшего общества, предстает как мир маскарада, где все противоестественно и лживо. Дисгармоничны звуки – шум музыки и пляски, дикий шепот; невозможно определить краски, так как все сливается в вихре маскарада, поэтому Лермонтов использует только эпитет «пестрою». Это искусственный неживой мир – «бездушные люди», «затверженные речи», «приличьем стянутые маски», «бестрепетные руки». Созданные мечты героя гораздо живее тех, кто его окружает. Мир родных мест – это мир тишины, гармонии, благостного уединения. Это мир живых красок: «зеленой сетью трав», «желтые листы», «лазурный огонь глаз», «улыбка розовая» и др. Если мир маскарада рождает у героя чувство горечи, злости, сомнения, то воспоминания о родине и детстве заставляют сжаться сердце «странной тоской». Странная тоска в противовес веселости толпы – это особый знак духовности, сродной вдохновению.

Слово «странная» появляется для определения любви поэта и в стихотворении «Родина». В стихотворении «странен» и сам облик России Лермонтова: это не Россия славы, «купленной кровью», не Россия старины и даже не только Россия довольно привычного ожидания – разливы рек, «степей холодное молчание», «лесов безбрежных колыхание», это Россия довольно неожиданного – «дрожащие огни печальных деревень», «изба, покрытая соломой», «говор пьяных мужичков». Неожиданно и странно это потому, что стало неотъемлемыми сторонами того поэтического, одухотворенного облика России, который создан в стихотворении. У Лермонтова именно такая Россия пробуждает чувство любви. Любовь к этой России родилась вместе с поэтом и ограничена для него, поэтому объяснить ее причины невозможно: «за что, не знаю сам». Россия «четы белеющих берез» ближе, роднее, теплее поэту России «славы» и «преданий старины». И если Россия официальная гонит Лермонтова, заставляя его стать вечным странником («Прощай немытая Россия») то Россия народная может дать ночлег и человеческое тепло.

Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна — духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом. И зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих закономерностей бытия. Это такие стихотворения, как «Тучи», «На севере диком. », «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Здесь запечатлена не просто одухотворенная красота природы, а трагические явления в жизни человеческой души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет стихотворение «Тучи». Стихийное странничество туч сопоставлено с изгнанничеством поэта: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную».

В строках «Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ. » Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине. В этом стихотворении впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России: «И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ». В стихотворении речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. оно выражает чувство безнадежности: в этой стране покорности, жестокости и несвободы жить нельзя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова 9 класс сочинение

За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Отношение поэта к России было противоречивым. В своем произведении «Родина» автор пишет о «странной» любви к Отечеству. Поэт не любит государственных чиновников, потому что они не заботятся о простых людях, но он восторгается традициями и культурой Отчизны, Лермонтову нравится пляска “с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”. В «Бородино» Лермонтов гордится своей страной и историей России.

Любовная лирика поэта видна в первых стихотворениях, причем любовь переплетена с печалью и одиночеством. Лермонтов не находит счастья в любви: «счастья без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях мы находим безнадежность героя, отчаяние, светлые чувства к нему не приходят, и он разочаровывается в любви: «не стоит труда», «все там ничтожно». Поэт не верит в идеальную любовь и понимает, что в жизни может влюбиться только раз, потому что мимолетные увлечения быстро проходят, оставляя в душе пустоту.

Пейзажные зарисовки родной страны являются неотделимой частью лирических произведений поэта. В этих стихотворениях картины природы просты, точны, красочны: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студеный ключ», «белеющие березы». Очень точно Лермонтов употребляет прием одушевления, он первый, кто стал привлекать сравнения из природы применительно к человеку: «Он был похож на вечер ясный…». Также автор рассказывает нам, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревога», «весело жить». Часто лирический герой Лермонтова одинок, и именно природа помогает автору раскрыть душу этого героя. И природа помогает подчеркнуть это одиночество.

Тема одиночества проходит почти через всю лирику Лермонтова. Наиболее полно раскрыта эта тема в стихотворении «Узник». Поэт сам ощущает себя узником времени, ведь современники его не понимают. В «Пророке» лирический герой не нужен людям, они не желают его слушать, поэтому он вынужден удалиться в пустыню, там пророк обретет покой.

Лирика М.Ю. Лермонтова наполнена грустью, печалью и чувством одиночества, читая его поэзию, мы можем заглянуть в душу поэта и ближе узнать его как человека.

Сочинение Темы и мотивы творчества Лермонтова

Русскую литературу невозможно представить без такого писателя, как Михаила Юрьевича Лермонтова, который являлся романтической личностью, глубоко любящей собственную Родину.

Творил поэт как раз в то время, когда господствовал романтизм. Лермонтову удалось выявить на первый план лирическое «я», что неоднократно предстает центром мира всего. И тем, которыми руководствовался Михаил Юрьевич, было много. Основная – это тема, посвященная одиночеству.

Такое состояние для Лермонтова воспринималось как нечто повседневное, обыденное. Поэт считал, что так оно и есть, и было. В его творениях лирический герой противопоставляется реальному миру, наполненному бездумной толпой, что не может никак понять человека талантливого. Появляется конфликт, который никаким образом не может разрешиться. Одиночество для персонажа Михаила Юрьевича представляется как плата за то, что искал, а затем и приблизился к внутреннему покою, душевному равновесию. Герой постоянно находится в поисках самого себя, своего внутреннего мира, своей души. И в концепции писателя в конце то концов трактуется то, что лирический персонаж так и не обрел покой, даже оставшись совершенно в полном одиночестве…

С другой стороны считается, что одиночество – это некий побег человека от окружающего сурового мира, который надоедает и раздражает своим шумом, в мир иной, иллюзионный. И сразу возникает наряду с этим отчужденность персонажа в сем мире, которое возрастает и неумолимо продолжает возрастать.

На смену первой теме приходит другая: тема воли, а также тема неволи. Для Михаила Юрьевича свобода – это самая главная ценность. И лирический герой то и делает, что отстаивает собственное право на то, чтобы являться свободным и независимым от всего мирского. Это, прежде всего, замечается в поэме «Мцыри». Связь проявляется и в стихотворении «Узник», что тоже полон мечтаниями о свободе, о том, чтобы вырваться из клетки.

Удивительно то, что мотивы лирики Михаила Юрьевича и темы неразрывно связаны друг с другом, потому как в произведениях Лермонтова прослеживается и мотив отчужденности лирического героя от пагубностей всего окружающего, и тема одиночества, которая проносится у поэта по всему его творчеству. И то, и то тесно связаны с темой природы, ибо персонаж, мечтая уйти от насущной действительности, обнаруживает утешение в прекрасной красоте природы, которая способна благоприятно воздействовать на человека, очищая и излечивая его душу.

Особое внимание в творчестве Лермонтова уделяется толпе, которую он старается ярко выразить, так как её влияние либо возвышает человека, либо принижает настолько, что дальше продолжать собственный путь гораздо тяжелее. Общество Михаил Юрьевич сурово критикует, вырисовывает образы таких людей праздным, ветреным, довольно мелочным, легкомысленным. Их главный недостаток в том, как считает поэт, что отсутствует духовность. Толпа достаточно безынициативна, тщеславна. Ей чужды переживания простого творца, поэтому персонаж Лермонтова и отходит все дальше и дальше от них, дабы не соприкасаться и не взаимодействовать с таким обществом «душевных калек».

Безусловно, Михаил Юрьевич не обошел такую тему, как тема Родины! В своих стихотворениях писатель показывает, насколько понятие «родина» далеко и не похоже на понятие «государство». Это две совершенно отличные друг от друга ветви. Одна, как утверждает поэт, воодушевляет, делает благороднее, возвышенным тебя человеком. Другая излучает лишь ханжество, легкомыслие, безучастность в судьбах людей.

И важная тема писателя – это тема любви, которая выражается у Лермонтова пессимистично. Взаимности наблюдать в творческих трудах Михаила Юрьевича бессмысленно, ибо лирический герой находит свое утешение лишь в одиночестве.

Таким образом, вклад Лермонтова в русскую литературу неоценим! Мысли витиевато располагаются на бумаге, поражая своим содержанием и великолепием!

3 вариант

Замечательный поэт и писатель в России М.Ю. Лермонтов. Он жил в эпоху романтизма, поэтому его произведения пронизаны трагическим настроением и чувствами. Его знаменитое стихотворение «Весна» стало прекрасным отражением событий того времени.

Давайте рассмотрим вопросы: Какой основной мотив есть в творчестве автора? В каких произведениях отражены основные черты лирики писателя? Какие мотивы были отражены в работах Лермонтова?

Природа – центральный мотив творчества Лермонтова. Он отражал природу в написании текстов и в красивых пейзажах. Самым популярным и красивым мотивом считали героизм. Замечательная воля, жертвенные подвиги и смелые выходки его героев. Все эти моменты остались в сердцах у людей. Самым популярным произведением у людей стал роман «Герой нашего времени».

Он отражает трудности, которые обозначены в обществе. Он оказался свидетелем социальных беспорядков. В поэме «Последний сын вольности» отражены все социальные проблемы в обществе.

В работах автора понятно отмечен мотив неволи. Такое положение вещей стало изменениями в государстве, которые он разделял. В результате «Мцыри» и «Узник», заняли центральное место в творчестве поэта. Трудности взаимопонимания в обществе были обозначены у великого писателя. Если он чувствовал одиночество и хотел перемен, но не получив поддержку народа, он не стал продолжать борьбу за свои идеалы.

В творческих работах «Пророк» и «Смерть поэта» были конкретными признаками предчувствия его смерти или отсутствия сил. Лермонтов – чувственная и замечательная натура, которая обращает свой взгляд на религию. Мотивы из Библии оказались в центре работ автора.

Сильно отмечены мотивы в работах «Молитва» и «Демон». Мотивы, отражённые в церкви обладали героическими поступками, нежели смиренный. Душа поэта не смирялась с поражениями и желала побед, поэтому она призывала народ. В результате Лермонтов отправился на Кавказ. Такая ситуация отражена в его работах. Такие следы отражены в работах автора «Синие горы Кавказа» и «Узник». Лермонтова считали настоящим героем, который совершил подвиг.

Гвардейский офицер, который прошёл войну. Он обладал чувствительной душой и доброе сердце, хотя был дерзкий снаружи.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения и обозначения центральных мотивов лирики Лермонтова, чтобы лучше понять смысл всех произведений конкретного автора.

Сочинение Основные темы лирики Лермонтова.

За короткую жизнь Лермонтов оставил уникальное наследие. Творческая жизнь поэта представляет огромное разнообразие. В его лирике отмечают такие темы: Родины, одиночества, любви и природы. Давайте посмотрим, что хотел сказать автор в своём творчестве.

Тема Родины проходит через творческий путь Лермонтова. Он испытывает смешанные чувства по отношению к России. В своём творении «Родина» автор отмечает «странную» привязанность к Отечеству. Поэт презирает чиновников, так как они не заботятся о населении, но он боготворит традиции и культуру Отчизны. Автор восхищается танцами с «топаньем и свистом под говор пьяных мужиков». В «Бородино» Лермонтов прославляет военных людей и историю страны.

Любовную лирику в творчестве поэта сопровождает печаль и одиночество. Поэт не обретает счастье: «счастье без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях отражена безнадёжность грея, отчаяние, светлые чувства его не посещают, поэтому он считает любовь таким чувством, которое посещает человека раз и на всю жизнь. Не забывая о мимолётных увлечениях, которые быстро проходят.

Различные пейзажи страны считаются частью конкретных произведений. В таких стихотворениях природа имеет простые краски: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студёный ключ», «белеющие берёзы». Он стал внедрять в литературу приём одушевления и сравнения человека с природой: «Он был похож на ветер ясный…». Ещё автор отмечает, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревоги». В основном герой Лермонтова испытывает одиночество, поэтому природа помогает автору раскрыть душу этого героя. Природа помогает отразить душевные переживания.

Тема одиночества идёт фактически в каждой работе Лермонтова. В полном объёме тема раскрыта в стихотворении «Узник». Поэт чувствует, что заперт во времени, ведь с современниками у него не получается диалога. В «Пророке» автор подчёркивает, что его лирика не нужна людям, они не желают его слушать, поэтому он желает уйти в пустыню и получить покой.

В лирике Лермонтова отражены грусть, печаль, чувство одиночества, читая его поэзию, изучая его поэзию, люди могут заглянуть в душу поэта и узнать его человеческие качества.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения о лирике Лермонтова, чтобы понять и рассмотреть его произведения. Не забывая анализировать все мысли поэта.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Популярные сегодня темы

Попрощавшись с супругой, царь отправляется в путь. Жена ожидает его, с грустью смотря в окошко. В ночи рождается будущая царевна. Вскоре приезжает царь. Супруга умирает.

В знаменитом романе Л.Н. Толстого читатели встречаются с двумя великими полководцами того времени – Михаилом Кутузовым и Наполеоном Бонапартом.

Хлестаков, главный герой произведения Гоголя, является одним из самых узнаваемых литературных образов. Он запомнился читателям не добрыми качествами души, а дурными манерами, враньём и чрезмерным хвастовством.

Человек должен много и целенаправленно трудиться, чтобы развиваться в обществе и выглядеть не хуже других! Иногда, человеку не хочется что – то выполнять. Возможно, это организм устал. Появился страх, что не получится результат.

Горский создавал немалое количество картин на тему войны – феномен, который возможно изображать совершенно разными способами. Художник может изобразить поле сражение или какой-то элемент героического подвига

Сочинение Излюбленные мотивы Лирики Лермонтова на примере двух стихотворений

Ответ

М.Ю. Лермонтов – великий русский поэт. Все, о чем болела его душа – его размышления о своем поколении, о времени, о настоящем и будущем – Лермонтов отразил в своих бессмертных произведениях.

Талант этого поэта расцвел в то время, когда дворянская революция была разгромлена, а новые поколения борцов еще только формировались. Передовые люди его эпохи понимали, что для возрождения родины к новой жизни нужны другие люди, со свежими силами и могучей волей, направленной на благородные цели. Но большая часть современного поэту общества была лишена этих качеств. Я думаю, именно поэтому мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в творчестве Лермонтова немалое место.

Поэт безжалостно бичевал недостатки своих современников, бесцельно проживающих жизнь и не способных к подвигам во имя родины. Об этом он пишет в своем стихотворении «Дума», говоря, что будущее его поколения «иль пусто, иль темно». И возможно, поэтому в лирике Лермонтова рождается идеал человека одаренного, с сильными чувствами, преисполненного жажды жизни, стремящегося к переменам и сердцем, и душой.

Но поэт понимает, что личность, способную на бунт и перемены, ждет непонимание со стороны окружающих, ждут трудности и одиночество. Всю свою боль он выразил в стихотворении «Смерть поэта». Это произведение написано с огромным душевным протестом и гневом. Лермонтов бичует «завистливый и душный свет», «палачей свободы», «жадною толпой» стоящих у трона. Он противопоставляет им «восставшего против «мнений света» Пушкина, смерть которого взывает к отмщению. Это стихотворения возвестило России о появлении нового поэта, поэта-бунтаря.

В творчестве М.Ю.Лермонтова отчетливо звучит разлад между личностью и обществом. В ранний период тема одиночества раскрывается в его произведениях традиционным противопоставлением героя бездушной толпе. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» поэт высмеивает завсегдатаев светского общества. Но в стихотворении «Стансы» появляется новое осознание одиночества, не навязанного миром, а избранного добровольно как единственно возможное состояние души:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг

Прочел потерянным досугом…

На светлый запад удалюсь,

Вид моря грусть мою рассеет.

Ни с кем в отчизне не прощусь-

Никто о мне не пожалеет!…

Стихотворение Лермонтова «Парус» стало символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!…

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Лермонтов неоднократно обращался к лирическим раздумьям о своем отношении к отчизне. Тема родины обрисовывается в его лирике с двух сторон: неприятием самодержавно- крепостнической России («Жалобы турка») и прославлением ее героического прошлого («Бородино»). Но ни в одном своем произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении «Родина»: «Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой».

Поэзия природы – не просто часть творчества Лермонтова, а душа его и сердце. Природа выступает не только как храм, но и как близкий, сердечный друг поэта. Иногда он выражает свои заветные мысли и чувства, непосредственно наблюдая природу («Когда волнуется желтеющая нива»), а иногда сравнивает свою внутреннюю жизнь с явлениями природы («Парус»). Мне кажется, что Лермонтов тяготеет к первобытной, изначальной чистоте ощущений, к непосредственной близости к природе: «Блажен, кто вырос в сумраке лесов. Меж дикими воспитан табунами…»

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема назначения поэта и поэзии. Одни из лучших его произведений на эту тему — стихотворения «Поэт» и «Пророк». В «Поэте» автор сопоставляет поэта с кинжалом, утверждая этим представление о поэзии как о грозном боевом оружии. Лермонтов считал, что назначение поэзии – в служении людям, в пробуждении добрых, благородных чувств, геройского духа. Она должна воспламенять людей к подвигам и борьбе.

В творчестве Лермонтова мы находим правдивое отражение того, что происходило с русским обществом 30-х годов 19 века. Поэт переживал все настроения своей эпохи гораздо более болезненно, чем его современники. Но, мне кажется, грустный тон стихов Лермонтова никогда не переходил в отчаяние. Поэт никогда не покорялся судьбе. Мятежный дух его поэзии, ее лиризм, глубина мысли, удивительная музыкальность и совершенство стихов ставят Лермонтова в ряд величайших поэтов мира.

Читайте также:  Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 13:55:46 21 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 21 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать