Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова Люблю я цепи синих гор…: сочинение

Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Люблю я цепи синих гор…”

Михаил Юрьевич Лермонтов испытывал глубокую и неизменную любовь к природе, чудесно чувствовал ее и мог правильно изобразить свои ощущения. В своем знаменитом стихотворении “Люблю я цепи синих гор…” Лермонтов изображает яркий и красочный закат в горах:
Ярка без света и красна Всплывает из-за них луна, Царица лучших дум певца И лучший перл того венца, Которым свод небес порой Гордится, будто царь земной.
Или:
На западе вечерний луч Еще горит на ребрах туч И уступить все медлит он Луне – угрюмый небосклон…
Всякое слово

Related posts:

“Люблю я цепи синих гор” (по поэзии М. Ю. Лермонтова)Среди многообразия тем, которых касался в своем творчестве М. Ю. Лермонтов, немаловажная роль отведена стихотворениям о природе. Пейзаж является неотъемлемой частью лирических произведений поэта. Беспредельно любя русский народ, свою родину, он тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии – свободная, романтическая стихия. Именно в ней – гармония и красота, справедливость и счастье. В […].

ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ЛЮБЛЮ Я ЦЕПИ СИНИХ ГОР…”, “КАВКАЗ”ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ЛЮБЛЮ Я ЦЕПИ СИНИХ ГОР…”, “КАВКАЗ” Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ… М. Ю. Лермонтов В русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов оставил неизгладимый след. Он внес огромный вклад в национальную культуру русского народа и по праву вошел в число великих русских поэтов. Художественное наследие Лермонтова велико […].

“Люблю я цепи синих гор…”(по поэзии М. Ю. Лермонтова) (1) Среди многообразия тем, которых касался в своем творчестве М. Ю. Лермонтов, немаловажная роль отведена стихотворениям о природе. Пейзаж является неотъемлемой частью лирических произведений поэта. Беспредельно любя русский народ, свою родину, он тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии – свободная, романтическая стихия. Именно в ней – гармония […].

“Люблю я Кавказ!” (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Люблю я цепи синих гор”, “Кавказ”)С синими горами Кавказа у М. Ю. Лермонтова была связана целая глава жизни – лучшая глава. Свобода и поэзия, героизм и храбрость, опасность и истинный патриотизм – вот что этот скалистый край будил в сердце вольнолюбивого поэта. Необыкновенная, мужественная красота природы Кавказа вызывала у Лермонтова чувство гордости и восхищения. Даже обычная луна здесь – Царица […].

КРАСОТА ПРИРОДЫ И ГАРМОНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…”КРАСОТА ПРИРОДЫ И ГАРМОНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…” 1 вариант Я очень люблю лирику М. Ю. Лермонтова. Когда я открываю книгу с его произведениями, стихи льются со страниц сами, и не хочется останавливаться. Стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…” относится к философской лирике Лермонтова, в нем он размышляет о роли природы […].

ГАРМОНИЯ И КРАСОТА ПРИРОДЫ (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”)ГАРМОНИЯ И КРАСОТА ПРИРОДЫ (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”) 1 вариант М. Ю. Лермонтов – выдающийся поэт-лирик, посвятивший множество своих произведений воспеванию гармонии и красоты природы. Одним из них является стихотворение “Три пальмы”. В голой, бесплодной, жаркой пустыне пальмы олицетворяют собой надежду. Щедро и великодушно дарят они усталым путникам прохладу и живительную влагу […].

Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстейЛермонтов – автор произведения, в жанре стихотворения “Я не люблю тебя…”. Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с Екатериной Сушковой. Эта девушка была очень красива, молода и очень кокетлива. Она флиртовала и кокетничал с многими, недаром у нее было много поклонников, и нет ничего необычного в том, что и Лермонтов, когда ему было […].

Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблюМихаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить Варваре Лопухиной, что не будет жениться на ней, так как не видит смысла, хоть он и любит ее. Ведь он – несчастный, […].

Поэтические картины природы в стихотворении А. С. Пушкина “Зимнее утро”Приятно проснуться морозным солнечным утром и услышать веселый треск затопленной печи. “Вся комната янтарным блеском озарена” и это создает ощущение праздника. Трудно поверить, что еще “вечор… вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, а “луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела”. Такая погода наполняла душу смутной тревогой и печалью. “А нынче… Погляди в окно:” […].

Личность и общество: возможна ли гармония? (По одному или нескольким произведениям М. Ю Лермонтова)Творчество Лермонтова посвящено истории 30-х годов XIX столетия. Современники гениального творца жили в эпоху “безвременья”: еще не забылось восстание декабристов, интеллигенция постепенно отрекалась от идеалов прошлого, но не могла найти применения собственным силам в обществе. В своих произведениях Лермонтов раскрывал присущие обществу проблемы, которые существуют вне зависимости от времени. В исследованиях вопросов взаимоотношения личности с […].

Сочинение Гармония человека и природыЧто такое гармония? Это установленное взаимопонимание между двумя или более составляющими. Они не вредят друг другу, не препятствуют развитию, а, наоборот, дополняют и совершенствуются вместе. Это, немного лирическое, вступление подводит нас к раскрытию данной темы. Природа – матушка, кормилица, без нее человеческое существование будет под угрозой. Она вбирает в себя миллионы живых существ, все экосистемы […].

Гармония природы и несовершенство человекаПрирода дает нам пример гармонии и совершенства. Все в ней разумно взаимосвязано. Но горделивый человек не желает подчиняться единым законам в силу присущих пороков: жадности, жестокости, эгоизма. Темная сторона человеческой натуры болезненно отражается на окружающем мире. Проблема взаимоотношений природы и человека издавна волнует мудрых людей. Но в ХХI веке угроза от антропогенного воздействия на экологию […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю… “. (Лермонтов М. Ю.)Стихотворение было опубликовано в 1841 году. В это время Лермонтов имел любовные отношения с Екатериной Быховец, однако стихотворение посвящено Варваре Лопухиной, которую Лермонтов так и не смог забыть. Тема стихотворения – любовь. Однако любовь не к настоящему, а к прошлому:” Люблю в тебе я прошлое страданье” Основная мысль – поэт хочет сказать, что прошлая любовь […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Пусть я кого-нибудь люблюВ 1830 году 16-летний Михаил Лермонтов гостил у своих родственников в подмосковном имении, где познакомился с очаровательной Екатериной Сушковой. Девушка произвела на юного поэта неизгладимое впечатление и очень скоро догадалась о том, какие чувства испытывает к ней Лермонтов. Но, обладая весьма своевольным характером, эта кокетка решила поиграть в любовь с молодым человеком, не подозревая, что […].

Гармония поэтического текста М. Ю. ЛермонтоваК сожалению, М. Ю. Лермонтов очень мало писал о проблемах творчества, но в письмах мы несколько раз встречаемся с упоминанием такой поэтической фигуры, как контраст. Как известно, способы создания контраста могут быть самыми разными. Контраст выражается с помощью антитезы, может доходить в выражении до антиномии. Так, в письме М. А. Шан-Гирей 1830 года М. Ю. […].

Анализ стихотворения “Нет, не тебя так пылко я люблю” Лермонтова“Нет, не тебя так пылко я люблю” (1841). Стихотворение обращено к молодой девушке, дальней родственнице Лермонто­ва Екатерине Быховец, которая напомнила поэту Варвару Алек­сандровну Лопухину. С помощью данного лирического произве­дения Лермонтов стремится передать собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью. В стихотворении не создается образ любимой женщины, нет признания ей в любви. По словам […].

Картины родной природы в стихотворении А. С. Пушкина “Зимняя дорога”Стихотворение “Зимняя дорога” А. С. Пушкин написал в 1826 году. Но когда я читаю эти стихи, мне кажется, что я тоже ехала с Пушкиным по “дороге зимней, скучной”, куталась в шубу от холода, слушала песни ямщика и поглядывала в окошко кареты. А за окном луна и снег, укрывший всю землю. Пустынно и одиноко вокруг. “Ни […].

КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова)КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова) Красота и величие самобытной природы Кавказских гор покорили сердце поэта еще в пору его детства. Лермонтов лишился матери, когда ему не было еще и трех лет, и с тех пор его воспитанием занималась бабушка Елизавета Алексеевна. Заботливо следя за состоянием здоровья внука, она несколько раз […].

Пейзажные образы в стихотворении Лермонтова “Тучи”В марте 1840 г. за дуэль с Э. де Варантом, сыном французского посла, Лермонтов был переведен из Тенгинского полка и должен был выехать на Кавказ. Друзья и приятели собрались на квартире Кармазиных, чтобы проститься со своим юным товарищем. Растроганный вниманием к себе, поэт, стоял возле окна и глядя на тучи, которые ползли над садом и […].

“Нет, не тебя так пылко я люблю… ” анализ стихотворения ЛермонтоваНе каждый мужчина способен признаться в любви: он может просто не найти нужных слов. Гораздо легче сделать это с помощью стихов – Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Но нельзя забывать, что и поэты тоже любили, а их знаменитые любовные признания подчас были адресованы тем, кто не ответил взаимностью. Не избежал подобной участи и молодой поэт Михаил Юрьевич […].

Описание природы в стихотворении “Осень”Красота осени показана Пушкиным в сравнении ее с другими временами года. Внутренняя структура стихотворения необычайно сложна, так как она основана на смысловых “контрфорсах” – иронии и скрытой патетике. Авторская ирония как бы снимает всякую условность, поэтизацию, оттеняя в то же время подлинно поэтическое. “Прозаизм” здесь не только словарный элемент, а и тот аспект зрения, который […].

Сочинение на тему: КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова)Пребывание на Кавказе наполняло М. Ю. Лер­монтова удивительными замыслами. Кавказ ока­зался для него не только источником вдохнове­ния, но и темой многих его произведений. “Лю­бимой темой”, – подчеркнул великий грузин­ский поэт Илья Чавчавадзе, писавший, что в “своих мощных стихах, преисполненных поэзии, Лермонтов изобразил весь Кавказ…”. Почему же так манили поэта красота и вели­чие природы Кавказа? Отчасти […].

ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ТУЧИ”ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ТУЧИ” 1 вариант Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою страну цветущей и свободной, народ […].

Значение некоторых слов и словосочетаний в стихотворении “Смерть поэта” М. Ю. ЛермонтоваОклеветанный молвой – униженный в глазах общественного мнения. Невольник чести – заложник правил “комильфо”, диктующих определенное поведение. Не вынесла душа поэта – слишком велик стал разрыв между духовной реальностью гения и физической реальностью его жизни среди обычных людей. Жалкий лепет – искусственные лицемерные оправдания. Злобно гнали – издевались, не давали прохода. Дивный гений – удивительный, […].

Сочинение на тему: “Чувство природы в поэзии Лермонтова и Пушкина”На поэтическом языке каждого писателя лежит печать его личности, выражения в той или иной мере ярко. Помимо воли самого автора в творениях отражаются его индивидуальные черты. Восприятие природы, как и восприятие действительности в целом, также глубоко индивидуально. Мне хотелось бы остановиться на теме природы в творчестве двух великих поэтом – А. С. ПушкинА и М. […].

Любовь к родине в творчестве М. Ю. Лермонтова. “Люблю отчизну я…”Лермонтов понимает любовь К родине истинно, свято и разумно. Н. А. Добролюбов Поэт-гражданин, М. Ю. Лермонтов любил свою родину, ее народ, ее природу, он желал счастья своей стране. Любить отчизну, в представлении Лермонтова, значило бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к родине – тема многих стихотворений поэта […].

Как в стихотворении “Сосны” Б. Л. Пастернака отразилась мысль автора о единстве человека и природы?В стихотворении “Сосны” Б. П. Пастернак отражает неразрывную связь между человеком и природой. Поэт рисует прекрасный пейзаж: ромашки, дикие бальзамины, сосновая просека, “густая синева” .С картинами живого мира сливаются образы героев стихотворения, которые отдыхают на лоне природы. За могучими стволами лирическому герою мерещится море с шумными, высокими волнами, белой пеной и “черной магией воды”: И […].

Картины русской природы в лирике М. Ю. ЛермонтоваПрекрасна и загадочна поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова. До сих пор она завораживает нас своей таинственной мелодичностью, красотой, глубинной печалью. Лермонтова заслуженно считают продолжателем традиций Пушкина, поскольку он пришел в литературу со своими темами, по-своему и неповторимо отражал в произведениях мысли и настроения современного ему мира. Достаточно своеобразен взгляд поэта и на природу. С детства потрясенный […].

Читайте также:  Художественное своеобразие Песни про царя Ивана Васильевича…: сочинение

“Я РОДИНУ ЛЮБЛЮ…” (тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова)Москва, Москва/ Люблю тебя как сын! Как русский, – сильно, пламенно и нежно. М. Ю. Лермонтов С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и твор- чество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилья “голубых мундиров” и жесто- чайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному связано с […].

О стихотворении М. Ю. Лермонтова “Дума”“Эти стихи писаны кровью”, – так сказал о лермонтовской “Думе” В. Г. Белинский. Даже не верится, что автору такого глубокого и трагического стихотворения было только 24 года. Возможно, он предчувствовал, что должен торопиться высказаться, так как жить оставалось только три года. Это стихотворение достаточно редкого жанра, название которого – дума – вынесено в заголовок. Произведение […].

Кавказ в стихотворениях М. Ю. ЛермонтоваЕще в детстве М. Ю. Лермонтов побывал на Кавказе, затем он там служил, будучи офицером. Лермонтов прекрасно знал Кавказ и горячо его любил. В лучших его стихах и поэмах, а также в романе “Герой нашего времени” предстает перед нами суровая красота Кавказа, которая с детства покорила Михаила Юрьевича. Этому замечательному краю посвящено и написанное в […].

Сочинение на тему: “ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ” (образ родины в поэзии М. Лермонтова)Родина и народ… Какие короткие слова. Но какой огромный в них заложен смысл. Для каж­дого человека понятие родины связано с различ­ными аспектами и сторонами жизни. Для М. Ю. Лермонтова оно – сама жизнь, оно – часть его пламенной, страстной, искренней души. Лермонтов не мыслил себя без родины, без России. А Россию не мыслил без русского […].

Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри ЛермонтоваКолоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении. Каждый читатель не только проникается самим произведением, но и той природой которая описана автором в данном произведении. Сама по себе природа и весь пейзаж однозначно являются одним из […].

Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова1. Противоречивое отношение поэта к родине. 2. Прославление поэтом героического прошлого России. 3. Воспевание красоты русской природы и интерес к жизни простого народа. Лермонтов – поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни. В. Г. Белинский Творчество М. Ю. Лермонтова многогранно и широко. Помимо того, что писатель внес большой вклад в […].

Стихотворение М. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю…” (Восприятие, истолкование, оценка)На фоне глубокой внутренней борьбы между двумя противоположными стихиями – небом и землею, переход от безусловного признания примата первого над вторым через признание их равноправности к радостному ощущению возможности их примирения, их слияния, синтеза между ними, – таков был тяжелый путь жизни и творчества Лермонтова. Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня […].

Звуки неведомого в стихотворении Лермонтова “Ангел”Для человека 30-х годов религия воплощала не только и не столько идеалистическое мировосприятие, сколько служила опорой для некоей внешней веры в великое предназначение человека и в конечное торжество разума и добра. Отсюда романтики, в том числе и Лермонтов, делали, как известно, отнюдь не религиозные выводы. Человек обязан стремиться к совершенству, полному и вечному, Максимализм этих […].

Сочинение: Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета “Заря прощается с землею…”Стихи Афанасия Афанасьевича Фета принадлежат к наи­высшим достижениям русской поэтической культуры девят­надцатого века. Главными темами поэтического творчества Фета были природа и любовь, а назначение поэзии он понимал как слу­жение красоте. Именно красоту он считал важнейшей целью художника и всем своим творчеством стремился к достиже­нию этой цели. Но ведь природу и любовь воспевали многие поэты и […].

Образ природы в стихотворении АхматовойКакова роль природных образов, используемых в стихотворениях А. Ахматовой? Формируя развернутое суждение на заданную тему, вспомните, како­вы композиционные особенности данного произведения. Проанализи­руйте строение стихотворения от начала к финалу и выясните наличие двух тем и двух объектов изображения. Покажите, что тема природы, представленная в стихотворении, выпол­няет особую текстовую функцию. Она способствует развертыванию второй темы – описания душевного […].

Образы природы у М. Ю. Лермонтова (На примере нескольких стихотворений)1. Одинокие природные образы. 2. Лучезарные и радостные пейзажи. 3. Целебная сила природы. В природе ничто не пропадает, кроме самой природы. А. Крыжановский Картины природы, возникающие под пером М. Ю. Лермонтова, обладают особым свойством, которое можно назвать душой. Весь этот органический и неорганический мир становится очень близкими не только самому поэту, но и нам. Кажется, […].

Картины природы в лирике М. Ю. Лермонтова1. Природные объекты в лирике Лермонтова. 2. Умиротворение и приближение к богу, которым способствует красота природы. 3. Философские раздумья лирического героя 4. Ландшафт России в стихотворении “Родина”. Люди друг к другу Зависть питают; Я же, напротив, Только завидую звездам прекрасным, Только их место занять бы желал. М. Ю. Лермонтов Картины природы занимают значительное место в […].

Сочинение: Лермонтов м. ю. – люблю я цепи синих гор. ..

Лермонтов м. ю. – люблю я цепи синих гор. ..

(по поэзии М. Ю. Лермонтова) (1)

Среди многообразия тем, которых касался в своем творчестве М. Ю. Лермонтов, немаловажная роль отведена стихотворениям о природе. Пейзаж является неотъемлемой частью лирических произведений поэта. Беспредельно любя русский народ, свою родину, он тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии – свободная, романтическая стихия. Именно в ней – гармония и красота, справедливость и счастье. В своих стихах Лермонтов как бы перекликается с разными природными явлениями, растворяется в их жизни. «С отрадой, многим не знакомой» смотрит автор на бескрайние леса и нивы, реки и степи, «серебристый ландыш», «желтеющая нива», «студеный ключ» вносят успокоение в душу поэта. Следует отметить, что особое место в пейзажной лирике занимает образ Кавказа – его любимого края.

Лермонтов изображает природу Кавказа правдиво, без преувеличений. В стихотворении «Утро на Кавказе» он любовно описывает звезды, луну, облака; «дикой пеленой» вьется туман вокруг лесистых гор.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там.

Мы чувствуем, какое глубокое чувство, какую искреннюю нежность и любовь вызывают у поэта «цепи синих гор», «вершины». Они, как и вся русская природа, явились для поэта воплощением его родины. Побывав там хотя бы один раз, уже не сможешь никогда забыть эти края, уверен Лермонтов. «Как сладкую песню отчизны» полюбил он Кавказ. Однако его пейзажи не простые картины природы, они отражают мысли и чувства, которыми наполняется сердце поэта. Луна, «царица лучших дум певца» восхищает поэта, он находится в «чудесном забытьи», когда любуется, как «туманный месяц» осыпает «серебристым блеском» гриву его коня. Автор стремится слиться с этим волшебством природы, раствориться в ней. В то же время он возвеличивает природу: она вправе укорять человека, рискнувшего оспаривать ее владычество. И все же: присущая Лермонтову тревога звучит и в его пейзажной лирике. Он стремится «за стеной Кавказа» укрыться от «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей» голубых мундиров, найти покой и справедливость. Но, к огромному своему сожалению, в ущельях и скалах он видит все те же несчастья, которые встречал по всей стране:

Кавказ! далекая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной.
(по поэзии М. Ю. Лермонтова) (2)

Михаил Лермонтов – великий русский поэт, преемник и продолжатель пушкинских традиций. Его творчество ознаменовало новый этап в развитии русской литературы. Имя Лермонтова, называемого «классиком XIX столетия», широко известно за пределами России.

Читая произведения поэта, каждый раз испытываешь чувство глубокого восхищения его гениальностью, и вместе с тем – горечь и сожаление о безвременной гибели этого выдающегося человека в столь молодом возрасте.

Тематика, затрагиваемая Лермонтовым в его стихотворениях, богата и многогранна. Он выступает одновременно как тонкий лирик и пламенный патриот. С раннего детства проникнувшись любовью к Кавказу как краю «свободы и чести», родине «благородных и возвышенных стремлений», поэт посвятил ему целый ряд своих поэзии.

С искренним восхищением воспевает Лермонтов неповторимую красоту природы Кавказа. Он мастерски передает и грозную величественность «синих гор», и бескрайность степей, и вольность ветра, и серебристый блеск луны:

Туманный месяц и меня,

И гриву и хребет коня

Сребристым блеском осыпал.

С глубоким сожалением вспоминает поэт дни своей безоблачной

юности, ночные прогулки по степи и «в ущельях гор», когда так ясно понималась неразрывная связь человека с окружающим миром.

Однако для Лермонтова горы не только воплощение радостного детства, но и символ одиночества, безрадостной жизни вдали от родины. Картины, рисуемые им, словно отображают печальную судьбу поэта, обреченного на жизнь в ссылке. Он отождествляет себя с утесом:

Он стоит, задумался глубоко.

И тихонько плачет он в пустыне.

Пейзажи словно оттеняют переживания гонимого поэта и его любовь к родной земле, о которой он постоянно вспоминает и тоскует.

Но несмотря на все невзгоды, М. Лермонтов не терял присутствия духа, мужества и стойкости, умения отрешаться от бренных проблем, даря людям прекрасные произведения.

Время идет неумолимо, сменяются поколения, но стихи Лермонтова не тускнеют, не утрачивают прелести, они достигают глубин человеческих сердец. Можно с уверенностью сказать, что поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова неподвластна времени.

Тема родины и природы в лирике М.Ю.Лермонтова

Если бы М.Ю.Лермонтов не стал бы великим русским поэтом, он смог увековечить свое имя как великолепный живописец. В его стихотворениях о природе звучит упоение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей и связывающей явления как будто несовместимые: суровость и нежность, спокойствие и яркость, легкость и величие.

Изображение природы вечно помогало поэту передать сокровенные переживания, раскрыть исповедь сердца, с болью сообщить о человеческом одиночестве. Оно служило также способом философского осмысления мира. В то же пора лирический пейзаж выступал средством запечатления исконной красоты мира, поэзии отдаленных уголков земли, где приходилось бывать Лермонтову.

В лирике природы у поэта прослеживается художественная эволюция. В ранние годы творчества у Лермонтова преобладает условно-романтический пейзаж. Например, в стихотворении ранней лирики “Русская мелодия” поэт сопоставляет “бури шумные природы” с “бурями тайных страстей”. В стихотворениях “Гроза”, “Вечер”, “Песня”, “Синие горы Кавказа, приветствую вас…” изображение природы сравнивается с душевным состоянием лирического героя. Важным мотивом пейзажной лирики 30х годов у Лермонтова является запечатление неба и звезд.

В стихотворениях “Листок”, “Утес”, “На севере диком стоит одиноко…” поэт описывает о разобщении человека и природы. Наиболее значимым стихотворением на эту тему является “Три пальмы” (1839 г.). В этом стихотворении поэт делает попытку преодоления мотива одиночества.

Лермонтов настойчиво ищет путей единения человека и врачующей природы, слияния личности с окружающей его гармонией. Мы видим это на примере концовки-мечты в стихотворении “Выхожу один я на дорогу…” (1841 г.):

Чтоб всю жизнь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий звук пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Это стихотворение поражает странным сочетанием восторга перед красотой природы – и горечи, усталости – и надежды. Ночь открывает поэту таинство слияния всего со всем. Мир суров, пустынен и в то же пора наполнен жизни. “Кремнистый путь блестит” не мертвенно, а “сквозь туман”. “Пустыня”, которой свойственно быть равнодушной, “внемлет Богу”. И самое великое чудо ночи – молчаливый разговор звезд, далеких, разбросанных в бездонном небе, но внимающих приятель другу: “И звездочка с звездою говорит”.

В этом гармоничном мире красоты лишь один диссонанс – мрачность в душе поэта. И поэт воспринимает свою боль как отступление от гармонии природы. Восхищение торжественной красотой мира ведет его к мучительным вопросам:

Что же мне так больно и так трудно.

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Это охота гармонии, стремление преодолеть неволю и зло мира. Картиной мироздания стихотворение начато, слиянием с природой оно завершено. Стихотворение “Выхожу один я на дорогу…” отличается исключительной музыкальностью. С.Я.Маршак говорил: “Оно все поет”. Не случайно многие композиторы создали романсы на эти стихи. И в их числе – наиболее популярный, сочиненный Е.С.Шашиной.

“Когда волнуется желтеющая нива…” (1837 г.). Стихотворение написано в необычных условиях пребывания под арестом, на клочках бумаги с помощью печной сажи, вина и спички. Такие исключительные обстоятельства, в условиях которых у поэта возникла потребность нарисовать пейзаж, подчеркивает особую значимость последнего в творчестве Лермонтова. Это стихотворение не следствие созерцания природы, а результат раздумья о ней. Обилие глаголов, глагольных форм, а значит, и действий: нива “волнуется”, лес “шумит”, слива “прячется”. Конкретны и признаки: желтеющая (нива), свежий (лес), малиновая (слива), сладостная (тень), зеленый (листок).

Поразительно то, что в пределах одного пейзажного произведения – воссоздание картины трех времен года: осени, весны и лета. Значит, это стихотворение-размышление о природе вообще с ее различными состояниями. Это размышление сгущено в последней, четвертой строфе. Восприятие природы, единение с нею способно хотя бы на пора освободить человека от его мучений и тревог. И тогда наступает состояние целительного успокоения, желанное постижение счастья, гармонии личности и мироздания, признание божественной красоты мира. Но это состояние редкостное и временное.

Одна из важнейших тем лирики Лермонтова – тема Родины. Уже в раннем стихотворении “Жалобы турка” (1829 г.) молодой поэт касается темы страдающей родины, хотя и заменяет Россию Турцией, представляющей в те времена страну с деспотическим режимом. Такая маскировка связана с цензурными условиями. Поэт рисует страну, где господствует крепостническая система, попрание человеческого достоинства и произвол.

В стихотворении “Монолог” (1829 г.) Лермонтов прибегает к гневным выпадам против николаевской России:

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и личность тоскует…

Стихотворение “Бородино” (1837 г.) было написано поэтом к 25ой годовщине Бородинского сражения. “Бородино” – стихотворение о подвиге русского народа, спасшего Родину от наполеоновского нашествия. В стихотворении герои – простые солдаты. Один из них и рассказывает о “дне Бородина”. “Схватки боевые”, когда “нашли большое поле, есть разгуляться где на воле” показаны с большим мастерством. Для поэта важно, что ведь это было поколение декабристов, поколение Пушкина, перед которым он поклонялся всю жизнь Не желая словословить Россию самодержавно-крепостническую, Лермонтов сосредотачивает чуткость на РФ народной, родившей поколение богатырей, не похожих на “нынешнее племя”.

В стихотворении “Прощай, немытая Россия…” Лермонтов с горечью говорит о том, что Россия – “страна рабов, страна господ”, голубых мундиров жандармов и красных воротников полицейских. Он надеется, что “за хребтом Кавказа” укроется от ее “пашей, от их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей”.

Стихотворение “Родина” (1841 г.) представляет собою не только раздумье о своеобразии авторского отношения к отчизне (“странная любовь”), но и исповедь любви к РФ.

Лермонтов четырежды по-сыновьи клянется в преданности Родине.

РФ парадной, гордящейся победами всесокрушающего меча (“славе, купленной кровью”), поэт противопоставляет страну мирного труда и проселочных путей, крестьянских забот и незатейливых праздников, молчаливых степей и топанья со свистом мужичков. От безмерности величественного пространства (“разливы рек, подобные морям”) поэт переходит к точечным образам “дрожащих огней печальных деревень”, а от них – к нежным образам “дымка спаленной жнивы” и “четы белеющих берез”.

В своем подлинно патриотическом чувстве Лермонтов опирается на народные представления об истинном, добром и прекрасном. Ощущение красоты усиливается и отдельными уменьшительно-ласкательными словами (“дымок”, “мужичков”), придающими и всему остальному какую-то трепетность и уютность.

Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Люблю я цепи синих гор.”

М. Ю. Лермонтов великолепно чувствовал природу и точно мог передать свои ощущения. В стихотворении “Люблю я цепи синих гор.” он описывает красочный закат в горах:
Ярка без света и красна
Всплывает из-за них луна.
Или
На западе вечерний луч
Еще горит на ребрах туч
И уступить все медлит он
Луне – угрюмый небосклон.
Каждое слово стихотворения пронизано настроением, образом, цветом. А затем – стремление, полет, стук копыт, и замирает дыхание:
Однажды при такой луне
Я мчался на лихом коне.
.Туманный месяц

Сюжетное содержание поэмы Лермонтова “Мцыри” Поэма “Мцыри” содержит и много других высоких мыслей и чувств, но именно эти и определяют для учителя-чтеца “сквозное действие”. Трудность чтения поэмы связана с высокой эмоциональностью этого произведения. Патетика поэмы.

Основное в характеристике образа Печорина Нельзя не видеть высокой культуры, широкого кругозора и разносторонней образованности героя. В его дневнике постоянно встречаются литературные и исторические имена, научные понятия; среди них особенно валены философские термины, показывающие интерес.

Пафос поэмы в произведениях “Мцыри” и “Беглец” Особенность характера Мцыри – органическое соединение в нем строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом, так ярко выступающими в его отношении к природе, в его думах.

Что заставляет Печорина проводить эксперименты над собой и окружающими? (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) К работе над романом “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов приступил в 1838 г. Произведение публиковалось частями в “Отечественных записках”: в журнале была напечатана повесть “Бэла”, затем “Фаталист” и “Тамань”.

ЛЕРМОНТОВ И ПЕЧОРИН “Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля.” (В. Г. Белинский). Лермонтов и Печорин. Герои одного и того же времени. Кто они? В чем сходство и.

Характеристика образа Григория Печорина по роману “Герой нашего времени” Григорий Александрович Печорин – это сложный собирательный образ общества своего времени – тридцатых годов девятнадцатого века. Печорин одинок и не находит себе дела, занятия. Ему скучно, потому что никакие светские.

Стихотворение “Дума” продиктовано отчаянием Николай I, расправившийся жестоко с декабристами, старался с корнем вырвать их идеи. Молодое поколение не могло выступить против царского режима, но, несмотря на реакцию, лучшие люди 30-х годов продолжали бороться.

Обличение светской черни в стихотворениях Лермонтова Лучшим ключом к пониманию нового гражданского, аналитически-углубленного подхода Лермонтова к действительности служит стихотворение “Дума” (1838). Значение “Думы” как одной из важнейших идейных деклараций Лермонтова – в развернутой аналитической критике современного.

“Во мне два человека.”(В чем сложность и противоречивость натуры Печорина) В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов с сожалением отмечал, что пока еще русский читатель наивен и слишком простодушен, поэтому ему зачастую приходится разъяснять цели и замысел своих произведений.

Пари Печорина с Вуличем (Анализ главы повести “Фаталист”) Роман Лермонтова “Герой нашего времени” по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским романом, а потому философские вопросы органично входят в него. Основная идея романа поиск места сильной личности.

О романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни.

“Герой нашего времени”. Центральная проблема романа Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство.

Авторское отношение к персонажам в поэме “Песня про купца Калашникова” Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории и находил в ней ярких героев, величие духа, героизм поступков. В русской истории поэт искал героев, которые.

Связь поэмы М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича.” с народным творчество Связь поэмы М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича.” с народным творчество 1. Особенности эпохи, когда была создана “Песня.”. 2. Своеобразие произведения. 3. Фольклорные элементы в “Песне.”. Поэма М.

Поэма “Демон” венец всей творческой жизни Лермонтова Тоску любви, ее волненье, И мыслит он, что жизни новой Пришла желанная пора Образно-смысловая структура “Демона” содержит в себе различные пласты и уровни. Их переплетение и взаимодействие обусловлено прежде всего.

Мцыри – “любимый идеал” Лермонтова Страстную тоску передовых современников Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме “Мцыри”. Замысел поэмы о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. В поэму “Мцыри ” Лермонтов.

Почему ни одна история любви в жизни Печорина не имела счастливого конца Как хитро в деве простодушной Я грезы сердца возмущал! Любви невольной, бескорыстной Невинно предалась она. Что ж грудь теперь моя полна Тоской и скукой ненавистной?. А. С.Пушкин В романе “Герой.

Особенности композиции и художественного времени в романе Лермонтова “Герой нашего времени” Скажите, пожалуйста, разве обычный читатель задумывается над композицией произведения? Какая ему разница, где в романе завязка, где кульминация, как течет художественное время? Читаешь себе, как развиваются события в жизни героев.

Романтический герой Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – произведение романтическое. Ее действие разворачивается на Кавказе, где живут гордые непокорные горцы, где суровые монастыри с аскетическим образом жизни и быта хранят свои вековые.

Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Этот имеет в себе как будто от природы все то, что для Онегина составляет предмет забот. Он не.

Сейчас вы читаете: Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Люблю я цепи синих гор.”

Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова.

Вхождение Михаила Юрьевича в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Его знаменитое стихо­творение «Смерть поэта» известно всем. Но писал Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Он боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой Лермонтов только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было стихотворение “Бородино”. В стихотворении “Бородино” рассказ о войне дове­рен старому солдату. Основная мысль стихотворения выражается в словах: “Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя . ”. В этих словах жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Поэт считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.
И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не отклик­нуться на это трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении, ко­торое стало известно общественности, проявился его вольнолюбивый дух. Для лирики Лермонтова свойственны двойственность в восприятие мира. В душе поэта был свой идеальный особый мир, который резко отличался от действи­тельности: “В уме своем я создал мир иной. ”. Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он соз­дал огромное количество философских, романтических, патриотических стихо­творений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Скромное по объему, сравнительно с другими классиками, творчество Лермонтова внут­ренне едино и целеустремленно. О Лермонтове можно сказать словами Мцыри:

Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть.

Как всякий настоящий, а тем паче великий поэт, Лермонтов исповедо­вался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем про­честь историю его души и понять его как поэта и человека.
Когда читаешь эти стихотворения, тебя охватывает странное чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.

Это строчки из стихотворения “Дума”, в них большая горечь, которая распространяется не только на него самого, но и на все поколение.
Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение “Выхожу один я на дорогу”. В нем мы вновь видим горечь, также в нем проявилось исключи­тельное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Пе­ред нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя.
Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворен­ности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Кон­траст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, — это контраст природы и внутреннего состояния человека:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтова явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он гово­рил: “Я поэт другой эпохи”.
Большое место в творчестве Лермонтова занимает изображение природы. Но в отличие от Пушкина его любимый пейзаж не таков: беспокойная и мятеж­ная душа его, в которой жила какая-то трагическая сила, не серой однообразной обыденностью жизни, жаждала сильных и ярких впечатлений. Потому и в при­роде Лермонтов искал по преимуществу величественного, необычайного, по­ражающего чувства и воображение. “Любил он моря шум, молчанье синей степи и мрачных гор зубчатые хребты”, – говорит он в стихотворении, посвя­щенном памяти князя Одоевского, – и эти же слова можно вполне отнести к нему самому. Природа родной земли, с ее “красою тихою, блистающей сми­ренно”, не могла дать ему тех сильных ярких впечатлений, которых искала его душа, томившаяся жаждой бури. Только величественный героический мог удовлетворить этим потребностям его духа. И такой пейзаж нашел Лермонтов в горной природе Кавказского края.
Впечатление, произведенное на него в детстве величественной дикой природой Кавказа, было настолько сильно, что сохранилось на всю его жизнь. “Мой гений сплел себе венок в расселинах Кавказских скал”, – говорит Лермон­тов в одном из ранних своих стихотворений (“Посвящение” 1830г.). В другом стихотворении того же года он выражается так:

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей
Люблю я Кавказ.

Обращением к Кавказу начинается и поэма “Измаил – Бей” (1832г.):

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой;
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили, –
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утёсы гор.

Сам факт постоянного обращения мысли Лермонтова к далекому доказы­вает, насколько сильным было то обаяние, каким этот край был окружен в во­ображении поэта. И это обаяние сохранилось у Лермонтова на всю жизнь.
В стихотворении “1831-го, июня 11 дня”, представляющем собой как бы испо­ведь молодого поэта и потому очень важном для понимания его настроений и преобладающего направления его вкусов и симпатий, Лермонтов говорит:

Что на земле прекрасней пирамид
Природы, этих горных снежных гор?
Не переменит их надменный видим
Ничто: ни слава царств, ни их позор.

Этому величественному виду снеговых гор поэт противопоставляет одно­образную и печальную картину степи, причем картина эта получает у него своеобразное аллегорическое значение:

Печален степи вид.
Где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.

Здесь картина степи олицетворяет в воображении поэта все однообразие, весь мертвенный покой будничного существования. “Как жизнь скучна, когда боренья нет!” – восклицает он далее, изображая снедающую его тоску бездейст­вия, томительную “жажду бытия”, жажду иной полной жизни. И, не находя этой жизни в окружающей его “степи людской, печальной и безбрежной”, он переносился мечтой в иные условия, в иную, прекрасную и величественную об­становку, связывающуюся в воображении поэта с картинами далекого дикого Кавказа. Туда переносил он действие большинства своих наиболее крупных по размерам и по художественному достоинству произведений (“Демон”, “Мцыри”, “Герой нашего времени”). Кавказ служит великолепным фоном, пре­красно гармонирующим с трагическими порывами духа мятежных и страдаю­щих героев Лермонтова, Кавказу посвящены и многие лирические стихотворе­ния, принадлежащие лучшим созданиям его зрелого периода: “Казбек”, “Сон”, “Утес”, “Дары Терека”, “Валерик” и др.
Из крупных произведений Лермонтова наиболее богаты картинами кавказской природы поэмы: “Хаджи – Абрек”, “Демон” и “Мцыри”, – особенно последняя, представляющая собой один восторженный гимн красоте Божьего мира, гимн, вложенный в уста умирающего юноши, которому только на краткий миг уда­лось вырваться на волю, припасть на лоно дикой, но вечно прекрасной при­роды, от которой он был насильно отторгнут.
Но если Лермонтов и является по преимуществу “певцом Кавказа”, если величественная и разнообразная природа этого края неудержимо влекла и при­ковывала к себе воображение поэта, то из этого не следует, чтобы он не умел ценить и своеобразную прелесть скромного русского пейзажа. Как раз среди его стихотворений последних двух лет есть несколько пьес, позволяющих предполагать, что в его вкусах в этом отношении начался некоторый поворот, который не укрылся от его собственного взора, хотя он и не мог ещё дать себе в нем ясного отчета. Так, в альбомном посвящении С. Н. Карамзиной (1840г.) Лермонтов говорит:

Любил и я в былые годы,
В невинности души моей,
И бури шумные природы,
И бури тайные страстей.
Люблю я больше год от году
Желаньям мирным дать простор,
Поутру ясную погоду,
Под вечер – тихий разговор.

Несмотря на шутливый тон этих стихов, в них, вероятно, скрывается на­мек на вполне серьезное и искреннее чувство, постепенно овладевшее душою поэта. Возможность такого предположения станет яснее, если сопоставить при­веденные стихи с написанными около того времени пьесами “Первое января 1840г.”, где поэт с такою любовью отдается воспоминаниям о своем детстве и о “родных местах”, среди которых он возрос, – и в особенности со знаменитым стихотворением “Отчизна”. В этих задумчиво – спокойных стихах Лермонтов нашел новые звуки и краски, нашел новые слова, такие простые и обыденные, для выражения той “странной любви”, которая привязывала его к родной земле. И сам поэт точно с каким-то недоумением останавливается перед тайной силой своего чувства, над которым не властен холодный рассудок:

. Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее полей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.

В этих стихах Лермонтова мы видим редкое у него совпадение чувства природы с чувством Родины, той инстинктивной, кровной, сыновей привязан­ности к родной земле. Весьма возможно, что, проживи Лермонтов еще не­сколько лет, это чувство получило бы дальнейшее развитие, стало бы для него источником живого вдохновения. Но рок сулил иначе. Лермонтов умер слиш­ком рано, и мы можем лишь смутно гадать о том, какое направление приняла бы его поэзия, если бы ему суждено было прожить дольше.
Я считаю, что за тридцать лет своего творчества Лермонтов совершил, если так можно выразиться, лирический подвиг. Он опоэтизировал всегда за­едающую душу серую обыденность жизни, заронил в себе искру страсти, любви и надежды. Прекрасно, что на лирическом опыте такого поэта, как М. Ю. Лермонтов, нам выпало осваивать страну мечты, страну “горнего духа”.

Вернуться на предыдущую страницу

Тема Родины и природы в лирике М.Ю.Лермонтова

Если бы М.Ю.Лермонтов не стал бы великим русским поэтом, он смог увековечить свое имя как великолепный живописец. В его стихотворениях о природе звучит восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей и связывающей явления как будто несовместимые: суровость и нежность, спокойствие и яркость, легкость и величие.
Изображение природы всегда помогало поэту передать сокровенные переживания, раскрыть исповедь сердца, с болью сказать о человеческом одиночестве. Оно служило также способом философского осмысления мира. В то же время лирический пейзаж выступал средством запечатления исконной красоты мира, поэзии отдаленных уголков земли, где приходилось бывать Лермонтову.
В лирике природы у поэта прослеживается художественная эволюция. В ранние годы творчества у Лермонтова преобладает условно-романтический пейзаж. Например, в стихотворении ранней лирики «Русская мелодия» поэт сопоставляет «бури шумные природы» с «бурями тайных страстей». В стихотворениях «Гроза», «Вечер», «Песня», «Синие горы Кавказа, приветствую вас…» изображение природы сравнивается с душевным состоянием лирического героя. Важным мотивом пейзажной лирики 30х годов у Лермонтова является запечатление неба и звезд.
В стихотворениях «Листок», «Утес», «На севере диком стоит одиноко…» поэт пишет о разобщении человека и природы. Наиболее значимым стихотворением на эту тему является «Три пальмы» (1839 г.). В этом стихотворении поэт делает попытку преодоления мотива одиночества.
Лермонтов настойчиво ищет путей единения человека и врачующей природы, слияния личности с окружающей его гармонией. Мы видим это на примере концовки-мечты в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841 г.):
Чтоб всю жизнь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Это стихотворение поражает странным сочетанием восторга перед красотой природы – и горечи, усталости – и надежды. Ночь открывает поэту таинство слияния всего со всем. Мир суров, пустынен и в то же время наполнен жизни. «Кремнистый путь блестит» не мертвенно, а «сквозь туман». «Пустыня», которой свойственно быть равнодушной, «внемлет Богу». И самое великое чудо ночи – молчаливый разговор звезд, далеких, разбросанных в бездонном небе, но внимающих друг другу: «И звезда с звездою говорит».
В этом гармоничном мире красоты лишь один диссонанс – мрачность в душе поэта. И поэт воспринимает свою боль как отступление от гармонии природы. Восхищение торжественной красотой мира ведет его к мучительным вопросам:
Что же мне так больно и так трудно.
Жду ль чего? жалею ли о чем?
…….
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Это желание гармонии, стремление преодолеть неволю и зло мира. Картиной мироздания стихотворение начато, слиянием с природой оно завершено. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» отличается исключительной музыкальностью. С.Я.Маршак говорил: «Оно все поет». Не случайно многие композиторы создали романсы на эти стихи. И в их числе – наиболее популярный, сочиненный Е.С.Шашиной.
«Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.). Стихотворение написано в необычных условиях пребывания под арестом, на клочках бумаги с помощью печной сажи, вина и спички. Такие исключительные обстоятельства, в условиях которых у поэта возникла потребность нарисовать пейзаж, подчеркивает особую значимость последнего в творчестве Лермонтова. Это стихотворение не следствие созерцания природы, а результат раздумья о ней. Обилие глаголов, глагольных форм, а значит, и действий: нива «волнуется», лес «шумит», слива «прячется». Конкретны и признаки: желтеющая (нива), свежий (лес), малиновая (слива), сладостная (тень), зеленый (листок).
Поразительно то, что в пределах одного пейзажного произведения – воссоздание картины трех времен года: осени, весны и лета. Значит, это стихотворение-размышление о природе вообще с ее различными состояниями. Это размышление сгущено в последней, четвертой строфе. Восприятие природы, единение с нею способно хотя бы на время освободить человека от его мучений и тревог. И тогда наступает состояние целительного успокоения, желанное постижение счастья, гармонии личности и мироздания, признание божественной красоты мира. Но это состояние редкостное и временное.
Одна из важнейших тем лирики Лермонтова – тема Родины. Уже в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1829 г.) юный поэт касается темы страдающей родины, хотя и заменяет Россию Турцией, представляющей в те времена страну с деспотическим режимом. Такая маскировка связана с цензурными условиями. Поэт рисует страну, где господствует крепостническая система, попрание человеческого достоинства и произвол.
В стихотворении «Монолог» (1829 г.) Лермонтов прибегает к гневным выпадам против николаевской России:
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Стихотворение «Бородино» (1837 г.) было написано поэтом к 25ой годовщине Бородинского сражения. «Бородино» – стихотворение о подвиге русского народа, спасшего Родину от наполеоновского нашествия. В стихотворении герои – простые солдаты. Один из них и рассказывает о «дне Бородина». «Схватки боевые», когда «нашли большое поле, есть разгуляться где на воле» показаны с большим мастерством. Для поэта важно, что ведь это было поколение декабристов, поколение Пушкина, перед которым он поклонялся всю жизнь. Не желая словословить Россию самодержавно-крепостническую, Лермонтов сосредотачивает внимание на России народной, родившей поколение богатырей, не похожих на «нынешнее племя».
В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» Лермонтов с горечью говорит о том, что Россия – «страна рабов, страна господ», голубых мундиров жандармов и красных воротников полицейских. Он надеется, что «за хребтом Кавказа» укроется от ее «пашей, от их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей».
Стихотворение «Родина» (1841 г.) представляет собою не только раздумье о своеобразии авторского отношения к отчизне («странная любовь»), но и исповедь любви к России.
Лермонтов четырежды по-сыновьи клянется в преданности Родине.
России парадной, гордящейся победами всесокрушающего меча («славе, купленной кровью»), поэт противопоставляет страну мирного труда и проселочных путей, крестьянских забот и незатейливых праздников, молчаливых степей и топанья со свистом мужичков. От безмерности величественного пространства («разливы рек, подобные морям») поэт переходит к точечным образам «дрожащих огней печальных деревень», а от них – к нежным образам «дымка спаленной жнивы» и «четы белеющих берез».
В своем подлинно патриотическом чувстве Лермонтов опирается на народные представления об истинном, добром и прекрасном. Ощущение красоты усиливается и отдельными уменьшительно-ласкательными словами («дымок», «мужичков»), придающими и всему остальному какую-то трепетность и уютность.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Лермонтов м. ю. – люблю я цепи синих гор. ..
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение Добавлен 09:18:33 18 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 3 Комментариев: 7 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать