Демон: сочинение

Сочинение Демон в поэме Демон Лермонтова

Демон – главный герой поэмы. Он предстает перед читателем не тем чудовищным и бесчувственным существом, которое изображено в библейских текстах. Демон Лермонтова – совершенно другой, он способен на более глубокие чувства, он чувствует и ощущает мир подобно человеку. В этом, отчасти, и состоит загадочность и многогранность поемы.

Этому персонажу не чуждо чувство одиночества, об этом Лермонтов пишет в начале поемы, описывая душевные терзания, гнетущее бессмертие и презрение к окружающему миру которые испытывает Демон в начале поемы. Далее глубокие переживания главного героя поемы дополняются чувством влюбленности, которое Демон испытывает к молодой грузинке Тамаре. Но им не суждено встретиться, так как она человек, и прикосновение демона ее убьет. К тому же, она влюблена и выходит замуж.

Испытывая отвращение к заведенному Богом порядку, демон убивает жениха Тамары руками разбойников. Верша судьбы людей, герой Лермонтова показывает желание стать таким же как они, прикоснуться к человеческой сущности и оправдать все свои поступки человеческими сомнениями.

Далее Демон пытается совратить Тамару, представляясь ей красивым юношей, разговаривая с ней по ночам, но Тамара не поддается. Тамара – воплощение божественного женского начала, она отвергает все демоническое и борется за чистоту своих помыслов (По иронии судьбы именно в такую девушку суждено влюбиться Демону). Тамара уговаривает отца отправить ее в монастырь, думая, что Бог и молитвы помогут ей избавиться от искушения и губительной любви Демона. Ангел встает на защиту девушки, но сомнения, одолевающие душу девушки, не дают ему за нее заступиться. Тамара дает Демону себя поцеловать и умирает.

Демон в отчаянии, потеряв любимую, хочет забрать ее душу, но ангел не дает ему этого сделать. Демон остается наедине с собственной болью, отчаянием, одиночеством и чувством безответной любви к прекрасному и чистому созданию, грузинской девушке Тамаре.

Образ Демона

Образ Демона в знаменитой поэме Лермонтова – является брошенным героем, который посмел переступить правила добра. Он презирает ограничение человеческого проживания. Данный портрет взят автором из библейской легенды про изгнанного из рая. Михаил Юрьевич на свой манер переделал содержание. Наказание главного лица исходит из того, что он обречен до скончания веков блуждать абсолютно одиноким.

Образ демона это причина зла, уничтожающего всё на пути перед собой. Но несмотря на это, он оказывается в сближенном взаимодействии с противоположным началом. Поскольку нечистый это обращённый ангел, то ему прекрасно вспоминаются прошедшие события. Герой словно выливает свою накопившуюся месть на весь мир. Стоит выделить тот факт, что данный образ демона очень сильно отличается от Сатаны или же Люцифера. Такое вот личное выражение российского поэта к образу.

Основной смысл поэмы состоит в том, что герой стремится найти способ перевоплотиться. Он весьма рассержен тем обстоятельством, что ему отведена участь рассеивать зло по всему людскому миру. По нежданному стечению событий он влюбляется в прекрасную девушку грузинку, которую зовут Тамара. Данным способом герой во что бы то ни стало желает победить Божью кару.

Образ героя в этом произведении выражается двумя главными особенностями. Это притягательность небес и таинственная загадочность. Поэтому женщина Земли не способна из-за своей слабости устоять перед искусителем. Он не итог человеческого воображения. Тамара может его почувствовать и осязать. Постепенно он начинает посещать её во сне. Демон походить на воздух и может вдохновляться чрез внутренний голос и дыхание. В поэме мы не найдём описания внешнего вида героя. В чувствах девушки он как светлый вечер, светится неслышно, подобно звезде, ускользает неслышно и бесследно. Грузинку заманивает зачаровывающий голос, притягивает её. После совершения убийства суженого Тамары, он приходит к ней, напускает золотые сны, избавляет ото всех земных беспокойств. Портрет перевоплощается с помощью колыбельную песенку. В этой песне присутствует воспевание мира в ночи, который столь характерен для романтической особенности.

Воспевания, которые воспроизводит Демон с течением времени отравляют сердце бедной девушки по миру, которого нет. Земные события и вещи её не привлекают. Доверяясь своему совратителю, грузинка покидает этот мир. Это происшествие приводит Демона к ещё большему отчаянию и сознанию в своей несостоятельности.

Также читают:

Картинка к сочинению Демон в поэме Демон Лермонтова

Популярные сегодня темы

Роман «Тихий Дон» содержит 4 тома и является первым и лучшим произведением Михаила Шолохова. В романе описывается судьба донского казачества. В романе автор описал самых разнообразных образов.

Гордость и смирение – два понятия, взаимоисключающие друг друга. Гордость – обостренное чувство собственного достоинства. Смирение – понимание и признание собственной неполноценности или же ошибок.

В 1852 году Лев Николаевич Толстой издал автобиографическую повесть «Детство». Обратим внимание на одного из персонажей произведения, а именно на Наталью Савишину, прислугу в доме Николеньки.

Пословица «В радости знай меру, в беде не теряй веру» представляет собой характерный образец народной мудрости

Лизавета — это один из второстепенных персонажей романа русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского под названием Преступление и наказание.

Демон: сочинение

Сочинение по картине М.А. Врубеля “Демон”

1 вариант сочинения

Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землей
(как царь с развенчанной главой)
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой.
М. Ю. Лермонтов

Михаил Александрович Врубель – известнейший русский художник, наиболее самобытный и значительный выразитель тенденций символизма и модернизма в русской живописи и графике. Его произведения отличаются «драматической напряженностью колорита, кристаллической четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску». Картина «Демон» М. А. Врубеля широко известна. Вообще, художник очень долго и мучительно пытался найти образ своего Демона. Однако ни рисунки, ни созданные им скульптуры до конца не соответствовали его замыслу. Творческие искания продолжались несколько лет, пока не воплотились в 1890 году в картину «Демон». Большую роль здесь сыграла одноименная поэта М. Ю. Лермонтова, к которой Врубель создал виртуозные иллюстрации — на их основе и сложилась графическая манера мастера, «трактующая мир как «магический кристалл».

Демон Врубеля предстает перед нами в облике искусительно-прекрасного героя. В его лице нет ничего демонического: большие темные глаза смотрят на мир с невыразимой печалью и мудростью, губы сложены в горькую усмешку, черные вьющиеся волосы свободно ниспадают на плечи. Демон изображен полуобнаженным, с развитым торсом и мускулистыми руками. Он сидит, обняв колени, и от его уныло-задумчивой фигуры веет какой-то безысходностью.

В «Демоне» нет ни злобы, ни презрения. Создается впечатление, что он весь погружен в свои мысли и осознание его нечеловеческой природы лишь добавляет ему трагизма. Меланхолическое оцепенение Демона столь велико, что он не замечает ни мерцающих самоцветами скал, ни прекрасного заката. Сам М. А. Врубель писал, что отразил на холсте свое видение Демона — «…полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката…».

Я считаю, что изображенный на картине Демон — это символ молодости и силы духа, мужской красоты, человечности и нерастраченных пылких чувств.

2 вариант сочинения

Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель в своем творчестве часто обращался к глубоким философским проблемам: смысл человеческого бытия, противоборство добра и зла, место и роль человека в окружающем мире. Однако художник не мог найти решения этих вопросов в реальной жизни. Эти противоречия отразились в его картинах, которые содержат элементы таинственности, загадочности и зачастую носят мистический характер. Он обращался в своем творчестве и к античной мифологии, и к мотивам русских народных сказок, и к сюжетам романтических произведений писателей и поэтов различных эпох.

Читайте также:  Виноват ли Печорин или виновата эпоха: сочинение

Характерный для Врубеля мотив противоречия между мечтой о преобразовании мира и жестокой действительностью, попытки отразить в своих образах все высокое и прекрасное в человеке ярко представлены в ряде работ, посвященных теме Демона. Это картина художника «Демон», а также иллюстрации к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. На полотне «Демон» автор изображает героическую личность, бросающую вызов несправедливой действительности, личность с бунтарским характером, которая в то же время ощущает трагическое одиночество.

Мы видим на фоне экзотического пейзажа гордого, но печального юношу. Весь его облик, могучая стать, сильные мускулистые руки говорят о том, что это сильный, независимый человек, с могучей волей, мужественным сердцем и неистовыми страстями. Но взгляд его грустных глаз, в задумчивости направленный куда-то вдаль, говорит о внутренних переживаниях этого юноши. Он одинок. И, скорее всего, одинок не по своей воле. Он страдает от непреодолимых внутренних противоречий, его душа наполнена глубокой тоской. Художник изображает Демона не таким, каким его чаще всего представляют. Здесь мы видим не злого возмутителя спокойствия и порядка на земле, не врага человека и человечества, несущего разлад и бедствия людям. Наоборот, автор создал образ очень человечный и возвышенный. Он вызывает у нас не ужас и отвращение, а чувство сострадания. Как Демон он всемогущ. Но даже он не в силах преодолеть несправедливость, примирить добро и зло, любовь и ненависть, правду и ложь, свет и тьму.

Все полотно словно передает ощущение противоречивости окружающего мира. Как противопоставлены небо и земля, суша и вода, ангелы и демоны, так же контрастны и цвета картины. Здесь мы видим темные пятна и яркие вспышки света. Художник переплетает эти цвета, но не объединяет их, словно показывая стремление к гармонии и невозможность ее достижения. Резкие, ломающиеся линии, расчленение изображения на множество пересекающихся граней и плоскостей, напоминающий мозаику фон — все это передает напряженность и тревожность, с которой художник воспринимает действительность. Яркие, насыщенные, словно пылающие краски, сочетания цветов, наполненные богатой эмоциональностью, еще больше подчеркивают драматизм сюжета. Мы чувствуем, какими противоречиями, какой нескончаемой борьбой наполнено все вокруг. Эти непримиримые чувства и порывы отражаются и в облике самого Демона.

Подобная эмоциональность, сильная напряженность и трагизм в целом очень характерны для работ М. А. Врубеля. Они во многом и определяют своеобразие творчества этого художника. Разносторонность поисков автора, мечта о соединении искусства с жизнью, величественные монументальные замыслы выразились во многих его произведениях. На протяжении всего творческого пути Врубель стремился создать полную картину мира, в котором все взаимосвязано и одушевлено, где за обычными очертаниями предметов скрыта особая, сложная, часто напряженная и противоречивая жизнь. И картина «Демон» — один из заметных шагов на этом нелегком пути.

Сочинение на тему «Образ Демона в одноименной поэме Лермонтова»

Поэму «Демон» Михаил Юрьевич написал в 1832 году, она по праву считается одной из жемчужин его творчества и романтической поэзии в целом. Поэт и писатель работал над этим произведением целых десять лет и вложил в него всю суть своих тираноборческих амбиций. Не зря главный герой поэмы предстает могущественным противником ужаснейшего из тиранов — творца. Именно поэтому образ демона передает суть авторской мысли гораздо больше, чем собственно сюжет.

Судьба демона, его чувства и мысли, отношение к Тамаре — все это создает трагичность и возвышенность персонажа, облагораживает его роль борца за свободу, несправедливо осужденного тираном. Такая интерпретация образа демона была для литературы крайне редкой, даже можно сказать, что пришлась современникам Лермонтова в новинку.
Демон вовсе не отрицательный персонаж, хотя он и носит клеймо «позора преступленья», читатель невольно ему симпатизирует, жалеет, гневается на несправедливость бога. Каждая строчка застрагивает струну в душе:

«Я тот, чей взор надежду губит,
Едва надежда расцветет,
Я тот, кого никто не любит,
И все живущее клянет.
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь,— я у ног твоих!»

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Эти строки, несмотря на свое внешне отрицательное содержание, невероятным образом наполняются невыносимым страданием демона, который их произносит. Вместе с тем поэт раскрывает всю глубину и возвышенность натуры персонажа.

В начале поэмы демон предстает отрешенным, опустевшим от вечно творимого зла и бесконечной власти над грешными людьми:

«Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему»

Кажется, будто из этого замкнутого круга ему не выбраться. Он и сам уверен, что вынужден вечно скитаться, все больше полнясь глубоким страданием из-за собственного всесилия. Но однажды герой узнает о Тамаре, святой женщине, монахине. Эта мимолетная, исключительно земная, но чистая красота пленяет его, побуждает к жизни. С этого момента перед читателем предстает новый демон, такой, каким он был когда-то, будучи во власти страстей. Только теперь он раскрывается в полной мере, во всех гранях своей натуры.

Безумная страсть демона похожа на помешательство, чтобы соблазнить Тамару, он клянется в потрясающих масштабами вещах, вызывая некий трепет перед собой:

«Пучину гордого познанья
Взамен открою я тебе.
Толпу духов моих служебных
Я приведу к твоим стопам;

Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня. »

Выражая свои чувства, демон пугает и восхищает не меньше, чем его обещания:

«С моей преступной головы
Я гордо снял венец терновый,
Я все былое бросил в прах:
Мой рай, мой ад в твоих очах.
Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты:
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты»

Это открывает в персонаже безумного авантюриста, способного бросить к ногам своей страсти самые великие и сокровенные плоды мироздания. При чем становится понятно, что это касается не только любви к женщине, но и любви к идее, к желанию. Демон буквально охвачен попыткой возродить себя самого, он поднимает в себе все то, что так старался заглушить, мучимый великим страданием.

Когда Тамара умирает, ей прощаются все грехи и даруется право отправиться на небеса. Демон вновь, как когда-то, вступает в неравный бой с тираном, силясь отвоевать свое право на счастье, но терпит ожидаемое поражение. Он вновь становится на путь одиночества, отчаяния и опустошения. Это настоящая трагедия бессмертного существа, которое вынуждено угасать в вечности, не имея возможности наконец потухнуть, как бы ни было сильно желание.
Интересно отношение демона к человечеству:

«Что повесть тягостных лишений,
Трудов и бед толпы людской
Грядущих, прошлых поколений,
Перед минутою одной
Моих непризнанных мучений?
Что люди? что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут…»

Удивительно, что демона сумела покорить земная женщина, которая никогда не стремилась к его идеалам, а напротив — чтила бога. Это только подтверждает вольность натуры героя, истинно свободного даже от навязанных мирозданием порядков.

Анализ поэмы М.Ю. Лермонтова “Демон”

Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» по праву считается вершиной русской романтической поэзии. Замысел ее воз­ник еще в 1829 году. Поэт работал над ним почти всю свою творческую жизнь, создав восемь вариантов поэмы. Лер­монтов нарисовал яркий образ — портрет Кавказа — из совокупности экзотических пейзажей, зарисовок патриар­хального быта и оригинальных персонажей, на фоне кото­рых предстал главный герой. Но более всего оригинальный авторский подход виден в понимании конфликта и в рас­крытии образа Демона: здесь сказались отзвуки новейших для того времени воззрений на проблему личности.

Читайте также:  Поэт Лермонтова: сочинение

Демон Лермонтова — образ человечный и возвышен­ный, вызывает не ужас и отвращение, а сочувствие и сожаление. Он воплощение абсолютного одиночества. Демон одинок поневоле, он страдает от своего тяжкого одиночества и преисполнен тоски по духовной близости. Демон существует как бы на грани разных миров, и пото­му-то Тамара представила его следующим образом:

То не был ангел-небожитель,

Ее божественный хранитель:

Венок из радужных лучей

Не украшал его кудрей.

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик — о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет.

В поэме Лермонтова предстает не дерзкий претендент на власть небесного владыки, не возмутитель спокойствия и порядка во вселенной, не враг человечества. Лермонтов создал образ жертвы несправедливого мироустройства.

Демон тоскует по гармонии. Он страдает от противо­речий, раздирающих все вокруг него. Демон тоскует по справедливости, но и она недоступна для него, потому что не может быть справедливым мир, основанный на борьбе противоположностей. Демон не только сам страдает, но и обязан мучить людей.

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья,

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья

И зло наскучило ему.

И он искал примирения с извечным противником, жаждал возрождения к новой участи, искал общения с чистой душой, пытался полюбить с «неземной страстью» — бескорыстно и самозабвенно. В этом смысле его встреча с Тамарой не случайна, а подготовлена всеми предыдущими нравственными исканиями. Демон не намеревался иску­шать ее: он искренне полюбил, а такая любовь предпола­гает готовность приносить добро. И столь же искренним он был, когда явился на необычное свидание:

И входит он, любить готовый,

С душой, открытой для добра,

И мыслит он, что жизни новой

Пришла желанная пора.

Демон готов отказаться от свободы в одиночестве, чтобы обрести расцвет души в общении. Однако его наме­рениям не дано сбыться. Примирение с небесами не состо­ялось: Демона оттолкнули. Чистая любовь не осуществи­лась- его опять заставили сыграть роль искусителя. В келье Тамары его уже поджидает Ангел: «И вместо сладкого привета Раздался тягостный укор». Посланец небесного владыки назвал его духом беспокойным и порочным, а в посещении Тамары увидел злой умысел. Не стерпев уни­жения, Демон вступает в борьбу за душу Тамары, но теперь не ради ее любви, а чтобы доказать свое могущество и превосходство над Ангелом. Так на пути нравственных исканий Демон совершил поворот вспять. «И вновь в душе его проснулся Старинной ненависти яд» — эта психологи­ческая мотивировка объясняет срыв намечавшегося пере­рождения Демона.

У современников Лермонтова постоянно возникали вопросы о том, почему в основе мироустройства лежит трагичная дисгармония. У реалистов и романтиков ответы были разными по выражению, но почти одинаковыми по существу.

Так, например, и у Пушкина в поэме «Медный всад­ник» возникал вопрос: кто виноват в трагедии «бедного Евгения», чье счастье разбито наводнением? И Пушкин помогал читателю понять: не император-преобразователь, не «разъяренная Нева», не случай и слепые стихии вино­ваты, а историческая необходимость всему причиной.

Лермонтов же обратился к древнему мифу, чтобы в духе романтических воззрений представить извечно траге­дийную основу мира.

В поэме Лермонтова «Демон» особенным образом преломились настроения и духовные искания 1830-х годов. Однако ее значение шире тех исторических рамок: поэма увлекла своим содержанием и эстетическими достоинства­ми многие поколения русских читателей.

Проблемы поэмы Лермонтова «Демон»

Проблематика поэмы Лермонтова «Демон»

Поэма «Демон» — важнейшее стихотворное произведение Лермонтова, написанное в романтическом стиле. Поэт работал над ним более десяти лет, в период с 1829 по 1839 годы. В процессе работы над поэмой несколько раз менялся творческий замысел, Лермонтов неоднократно редактировал ее, меняя место действия, сюжет и состав действующих лиц.

Под «демоном» понимается сверхъестественное существо, чаще всего -падший ангел, восставший против Бога. Демонизм — это отношение к миру, основывающееся на абсолютной свободе воли его носителя и тотальном скептицизме, конечная цель которого — разрушение всех ценностей. В его основе лежит отрицание добра и любви, а также личная обида носителя демонизма, глубокий комплекс. Понятие свободы в данном случае рассматривается не в контексте «свобода для», а в контексте «свобода от» чего-то.

Согласно сюжету, демон, летая над землей, вспоминал лучшие времена, дни, «когда он верил и любил». Сейчас же он скучает и находится в постоянном унынии: ничто не радует его, «он сеял зло без наслажденья», нигде не встречая достойный отпор, и в конечном счете «зло наскучило ему». Пролетая над Кавказом, демон замечает, что вокруг дома, который «всегда безмолвно» стоял на утесе, происходит какое-то оживление. Оказалось, местный князь Гудал выдает замуж свою дочь — княжну Тамару. Планировались знатные торжества — «на пир он созвал всю семью». Подлетев поближе, демон видит молодую и прекрасную Тамару, танцующую с бубном. И вдруг случилось то, чего демон явно не мог ожидать:

Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук —

И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!

Падший ангел влюбляется, и теперь ему надо разобраться с соперником. Демон видит, как властитель Синодала — жених Тамары — со всех ног скачет навстречу своему счастью, и решает во что бы то ни стало не допустить его появления на свадебном пиру. Сначала Демон делает так, что соперник не остановился помолиться в часовне, где лежал «какой-то князь, теперь святой», и сразу же после этого напускает на караван жениха разбойников. Раненого жениха из битвы вывозит его конь, но «злая пуля осетина» все же догоняет его. Таким образом Демону удается избавиться от соперника.

Когда конь привозит тело жениха к воротам Гудала и все понимают, что свадьбе не быть, начинаются «плач и стоны», а сам глава семьи видит в этом Божью кару. Лежа в своей комнате, «рыдает бедная Тамара», но вдруг ей слышится «волшебный голос над собой»: это Демон пришел смущать ее сладкими речами:

Нет, жребий смертного творенья,

Поверь мне, ангел мой земной,

Не стоит одного мгновенья Твоей печали дорогой!

Тамара засыпает и ей снится сон, будто бы, «красой блистая неземной», к изголовью ее кровати спускается некий «пришелец» и жалобно, с любовью смотрит на нее. Но она не может понять, кто это: «Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет». Так продолжается несколько ночей подряд, и Тамара понимает, что это, скорее, «дух лукавый», и умоляет отца разрешить ей постричься в монахини. Гудал соглашается, и родные отвозят Тамару в монастырь. Но и там образ Демона не отпускает ее, не дает ей покоя:

Уж много дней она томится,

Сама не зная почему;

Святым захочет ли молиться —

А сердце молится ему.

Демон ищет встречи с Тамарой, но долго не может войти в «святыню мирного приюта». Его одолевают сомнения: он понимает, что расплата за любовь — гибель девушки, и это его мучит, в какое-то мгновенье ему даже хочется улететь, но «его крыло не шевелится». Демон действительно страдает, ему не хочется причинять ей зло, но он не может ничего с собой сделать, и это доводит его до слез:

Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень,

Читайте также:  Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова.: сочинение

Демон все же входит в келью, но видит там не Тамару, а ее ангела- хранителя. И тут «старинной ненависти яд» снова просыпается в душе Демона. Он объясняет херувиму, что «явился ты, защитник, поздно», потому как его любовь к Тамаре уже успела стать взаимной, и «здесь больше нет твоей святыни». Ангел, поняв, что Демон его не обманывает, покидает поле боя. Тамару при виде Демона начинают одолевать сомнения, и она просит его поклясться, что он отрекается от «злых стяжаний». Он клянется; Демон вкладывает все свое мастерство красноречия, увещевания и соблазнения в эту клятву:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Чертоги пышные построю Из бирюзы и янтаря;

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное —

Тамара не может устоять перед пылкостью, страстностью и сладостью этих слов и дарит свою любовь духу зла. Но расплата за эту любовь — смерть — не заставляет себя долго ждать:

Мучительный ужасный крик Ночное возмутил молчанье.

Сложность этой поэмы заключается в том, что Лермонтов одновременно и подключается к традиции, и во многом идет своим путем. Поэма «Демон», над которой Лермонтов продолжал работать почти всю свою творческую жизнь, отличается от других произведений той же тематической направленности сюжетным построением. К образу демона обращался Джордж Байрон в поэме «Каин», Иоганн Гете в «Фаусте», А. С. Пушкин в «Демоне», в «Мое беспечное незнание» и в «Ангеле». У Лермонтова Демон — более сложный характер, он совмещает человеческие черты Фауста и Мефистофеля с таким свойством демона, как мятежность. Его Демон стремится к добру, красоте и гармонии, решает переписать свою судьбу, то есть его нельзя назвать только силой зла. Автор пытается сказать, что мир настолько погряз во зле, что Демон стал незаметен: зла хватает и без него. Лермонтовскому Демону кажется, что любовь может все изменить, и в нем происходит борьба: он понимает, что губит Тамару, но ему кажется, что любовь его облагораживает. Демон по-своему понимает добро, но то, что он считает добром, на самом деле им не является. Духу зла неведома такая любовь, которая заставила бы его оставить Тамару, его собственные желания ставятся выше: Демон любит не ее, а свою любовь к ней, иначе бы он не добивался ее. Но Демон сам себя обманывает, он действительно верит в свои слова. «Нечеловеческая слеза», которую он проливает у стен монастыря — доказательство этой борьбы.

Еще одна борьба в поэме происходит между Демоном и Ангелом за душу Тамары. Здесь Лермонтов подчеркивает, что Божий суд милосерден, а Бог и ангелы способны разглядеть чистоту души, то есть в мире есть сила, которая выше Демона.

Сочинение: «Могучий образ» в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»

Образы сильных людей, бунтарей и прометеев, враждующих с «небом и землей», долгие годы владели творческим воображением М.Ю. Лермонтова. В поэме «Сказка для детей» он признается:

Мой юный ум, бывало, возмущал
Могучий образ; меж иных видений,
Как царь, немой и гордый, он сиял
Такой волшебно-сладкой красотою,
Что было страшно.

«Могучим образам» Лермонтов посвятил более десяти произ­ведений, лучшее из которых — поэма «Демон» по праву может счи­таться вершиной романтической поэзии XIX века.

В «Демоне» отразился мучительный опыт самого поэта, за ко­торый он заплатил годами страданий, а страдание для зрелого Лер­монтова — это мера внутренней ценности личности. Оно, по его мнению, играет очищающую, искупительную роль. Эта идея и была воплощена в поэме, начатой в 1829 году. Было несколько редак­ций этого произведения (последняя редакция относится в 1839 г.), которые отражали изменения в художественном сознании самого Лермонтова. В этот период жизни в центре внимания поэта нахо­дится личность одинокого героя, его сложный духовный мир, но не среда, в которой он живет. Творческому замыслу соответствует и манера повествования. Лирическое, субъективное начало про­низывает все произведение, важное место в поэме занимает испо­ведь главного героя.
[sms]

Праведный гнев Демона зарождался «на несгораемом костре немыслимой любви», в познании мира и страстей человеческих. В шестой редакции поэт нашел окончательное место действия — Кавказ, а сюжет оказался погруженным в атмосферу народных преданий и был обогащен деталями быта и этнографии.

В основу поэмы положена легенда о Прометее, который был проклят богами и обречен на вечную борьбу со светом и добром. Однако Лермонтов наделил этот миф совершенно иным смыслом. Его герой не враг человечества, не возмутитель спокойствия — он жертва несправедливости. Низвергнутый с небес, он не стал сво­им среди людей. Он оказался между двух миров: «Ни день, ни-ночь — ни мрак, ни свет. ». Образ Демона возвышенный и чело­вечный, наделенный страстью, сильной волей, внутренними про­тиворечиями, в нем заложено начало отрицания зла. В. Г. Белин­ский писал, что Демон «отрицает для утверждения, разрушает для созидания. Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения. »

Герой мечтает о гармонии и справедливости, и страдает от не­возможности достичь их. Здесь автор проводит мысль о недоступ­ности гармонии вообще, о вечном разъединении света и тьмы, неба и земли, ангелов и демонов. Тамара пробудила в сердце Демона надежду:

И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты.

Был ли то «признак возрождения»? Пришлали «жизни новой. желанная пора»? Но, так или иначе, Демон получил меру ценнос­ти своих деяний. Он возненавидел свою власть и бессмертие, и уже готов отказаться от свободы в одиночестве, ради «радости земной».

Он действительно искренне полюбил Тамару, у него не было мысли искушать ее. Мы видим, как с «неясным трепетом ожида­нья» входит он к Тамаре. Однако здесь его ждет новая несправед­ливость:

Вместо сладкого привета
Раздался тягостный укор.

Демон снова невиновен, но обвинен. И не имеет возможности для объяснения. На фоне этого

Вновь в душе его проснулся
Старинной ненависти яд,

и он вступает в борьбу за душу Тамары уже не ради любви, а чтобы доказать свое превосходство над Ангелом. Так терпит крушение начинающееся перерождение героя.

По своему философско-этическому содержанию образ Тама­ры равновелик образу Демона. Автор наделил ее той полнотой пе­реживаний, которая исчезла в современном мире; любовь ее са­моотверженна и соединена с искупительным страданием. Поэто­му, Погубив Тамару, Демон не только наказан безысходным одино­чеством, но и побежден в самый момент своей мнимой победы — так как его жертва возвысилась над ним.

Этот последний этап эволюции замысла был связан с общей переоценкой индивидуалистической идеи, затронувшей все твор­чество Лермонтова конца 30-х гг. Справедливость невозможна в мире, основанном на борьбе противоположностей. Примирить добро со злом, любовь с ненавистью, ложь с правдой не в силах даже Демон, при всем своем могуществе.

Ангел побеждает, но при этом он признает мысль своего со­перника о торжестве зла на земле, доказывая тем самым правоту сомнений Демона. Неизбежность начала отрицания заключена и в последних словах поэмы:

.. .Вечный ропот человека
Их вечный мир не возмутит.

Таким образом, победа Ангела — это и победа Демона. Но Де­мон остался существом бунтующим и страдающим; в его моноло­гах звучит отрицание существующего миропорядка, и его-голос сливается с голосом автора. Жизнь человека бессмысленна, опус­тошена, обесценена — такой приговор вынесен Лермонтовым сво­ему времени, своему народу.

Поэт на основе древнего мифа представил извечную трагедию мира, поэтому своим содержанием и эстетической глубиной по­эма «Демон» увлекала и продолжает увлекать многие поколения.[/sms]

Ссылка на основную публикацию
×
×