Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова»: сочинение

АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕРСОНАЖАМ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕРСОНАЖАМ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА . «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и уда­лого купца Калашникова» впервые была опубликована в 1838 году в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду». Она была вос­торженно воспринята критиками. Как писал В. Г. Белинский, «поэт от настоящего мира неудовлетворяющей его русской жизни перенес­ся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, про­ник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа…»

В центре внимания поэта семья купца Калашникова: «молодой купец, статный молодец Степан Парамонович» и его жена-красавица Алена Дмитриевна. Нетрудно заметить, что авторское уважение и любовь принадлежат именно этим персонажам. Семья Калашниковых дружная, в ней царят мир, спокойствие, взаимопонимание. Подрастают дети. Но злая судьба распоряжается по-своему: пригля­нулась Алена Дмитриевна царскому опричнику Кирибеевичу. Пер­вый раз читатель встречается с опричником на пиру у царя Ивана Васильевича, причем образ Кирибеевича раскрывается двояко. При­казал царь поднести опричникам сладкого заморского вина, все пили вино и славили царя. Один Кирибеевич думу крепкую думал, ни на кого и ни на что не обращал внимания. Но, услышав царское «слово грозное», не мог более молчать. Вынужден был признаться опричник, что влюблен в Алену Дмитриевну:

Как увижу ее, я и сам не свой:

Опускаются руки сильные.

Помрачаются очи бойкие;

Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться.

Речь Кирибеевича трогательна, вызывает сочувствие царя, но, — и на этот факт обращает внимание читателей автор, — на самом деле опричник лукавит. Он смело и восторженно говорит о своей любви, о готовности умереть, если любимой не будет рядом. Правда же ис­тинная остается в тени: Алена Дмитриевна была уже повенчана по христианским обычаям в церкви с купцом Калашниковым, она его верная жена. Судьба на стороне ловкого опричника, и царь, не зная правды, со смехом предлагает верному своему слуге помощь.

Недобрый день задался Степану Парамоновичу, по прозванию Калашников. Во-первых, неудачи преследовали его в торговле, «боя­ре богатые в его лавочку не заглядывают». Во-вторых, когда пришел домой, увидел купец, что стол не накрыт, молодая жена не встречает его, детки не пошли отдыхать, а «плачем плачут, все не унимают­ся». Старая работница объясняет, что Алена Дмитриевна не верну­лась еще с вечерни. На улице валит снег, вокруг ничего не видно. Наконец, жена возвращается, но что с ней произошло?

Сама бледная, простоволосая,

Косы русые расплетенные Снегом-инеем пересыпаны;

Смотрят очи мутные как безумные;

Уста шепчут речи непонятные.

Виновник всех бедствий опричник Кирибеевич, на глазах сосе­дей он обнимал и целовал честную и непорочную женщину. Зали­ваясь горючими слезами, Алена Дмитриевна просит помощи у сво­его мужа. Купец не может не отстоять честь и достоинство своей жены, потому что этот позор ложится и на него.

Отмщение происходит во время кулачного боя. Сильный, бес­страшный удалой Кирибеевич не знает равных себе противников.

Трижды прозвучал громкий клич, но ни один из бойцов не готов был сразится. Обещание царя наградить победителя только раззадори­ли опричника. Он похаживает и подсмеивается над струхнувши­ми бойцами. В этом эпизоде проявляется сущность опричника Кирибеевича. Удалой воин на самом деле оказывается льстецом, лжецом, хвастуном. Он способен на неблаговидные поступки ради своих сиюминутных желаний и прихотей. Он готов калечить, уничто­жить чужие судьбы, жизни…

Купец Калашников выступает как полная противоположность опричнику. Он должен, обязан отстоять честь своего рода, своей се­мьи. Ничто не может остановить этого сильного и смелого духом человека на пути справедливого отмщения, даже смерть:

Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!

Достойно отомстил Степан Парамонович своему обидчику: вы­бил жизнь из его тела одним ударом. «Достойную» награду полу­чил купец от царя. За убийство лучшего царского воина осужден был и казнен «смертью лютою, позорною». Но даже перед лицом смерти не признается Степан Парамонович в том злодеянии, кото­рое совершил опричник. Это еще одна загадка этого удивительно­го, сильного духом героя: признание могло спасти ему жизнь, но он выбрал честь и смерть. Таким образом, автор, придерживаясь об­щепринятых канонов народной морали, находится на стороне чес­ти, достоинства, силы духа, олицетворенных в поэме в образе куп­ца Калашникова. Прямого осуждения или восхваления чьих-то дей­ствий мы в тексте не найдем, но стоит вспомнить, что похоронили купца «на чистом поле промеж трех дорог», и никто не пройдет мимо, не отдав дани уважения честному человеку.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Анализ поэмы Песня про купца Калашникова Лермонтова

Произведение создается в период пребывания поэта в Царском Селе, когда у него происходит формирование собственной позиции относительно общественной российской жизни в виде понимания неоспоримых народных достоинств несправедливого произвола власти.

Поэма является составной частью единственного сборника стихотворений поэта в виде первого произведения.

Жанровая направленность поэмы представляет собой романтическое национально-историческое сочинение, близкое к народному фольклору, стилизованное под русский эпос.

Композиционная структура произведения представляется классической схемой в виде экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. При этом отличительной особенностью композиции является включение автором перед каждой частью фольклорных зарисовок, которые придают поэме народный колорит и исторические оттенки.

Стихотворным размером в поэме является форма тонического стиха, который представляется более близким к фольклорным сказовым произведениям.

Сюжетная линия поэмы разворачивается в период правления Ивана Грозного, когда главный герой, представленный в образе Степана Парамоновича Калашникова, совершает в честной кулачной битве убийство своего врага в лице Кирибеевича, являющегося царским опричником, который опозорил его жену Алену Дмитриевну.

Главный герой изображается в поэме в образе настоящего русского человека, отличающегося простотой, сердечностью, уважением к окружающим, благородством и порядочностью. Калашников совершает нравственный подвиг, жертвуя своей жизнью во имя сохранения семейной репутации.

Полной его противоположностью представляется Кирибеевич, описанный в качестве оригинальной, яркой и сильной личности, одержимой единственной физической страстью к жене Калашникова, отличающейся нравственной ущербностью, своеволием и лукавством.

Второстепенным персонажем поэмы автор представляет образ Иван Грозного, изображенный в качестве двойственной личности, отличающейся жестокостью, несправедливыми поступками и решениями, деспотичным характером, не желающим осознавать последствия своих приказов. Царь изображается в поэме как бессмысленный правитель, не проявляющий мудрости, действующий под влияниям собственных произвольных желаний, не думающий об интересах государства и народа.

Средствами художественной выразительности в поэме являются характерные для народного творчества приемы в виде разнообразных повторов, необычных сравнений, традиционно ярких эпитетов, многочисленных олицетворений, а также использование литературных методов в форме анафоры и эпифоры, подчеркивающих высокий и торжественный стиль произведения, прославляющего подвиг обычного русского человека, гибнущего во имя правды и справедливости.

Основная тема поэмы представляется в виде проблематики проявления человеком чести, в сочетании с которой раскрываются темы властной вседозволенности, любви, нравственности, свободы и человеческой несправедливости.

Ключевой идеей поэмы становится авторское размышление о необходимости защиты чести и достоинства в виде борьбы за свободу, выступления против деспотичности власти.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении любви и верности, в духовной и физической победе человека в борьбе против несправедливости и жестокости. Поэма демонстрирует авторскую позицию, заключающуюся в необходимости восстания личности против устоявшейся системы в целью выхода из замкнутого деспотичного круга власти тиранов.

Вариант 2

Лермонтов Михаил Юрьевич после окончания Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1835 году отправляется как корнет в лейб-гвардии гусарского полка в Царское Село под Санкт-Петербургом. В этот период молодого поэта начинает особенно интересовать история России. Поэтому и появляется поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1838 году поэму опубликовали, и это была первое произведение у Лермонтова, подлежащее публикации.

Сама по себе «Песня» повествуется в стиле русских народных песен, используется бытовой сюжет. И как никогда актуален этот сюжет, потому что как основное в поэме описана проблема людей с властью и деньгами, их вседозволенность и могущество, которое не подвластно простому человеку. Вообще в произведении описывается целый цикл нравственных проблем. Помимо властного человека, поднята проблема мести (как пример, отношения между Кирибеевича и Алены, а затем желание наказать бесчестного человека у самого купца Калашникова). Тут же раскрывается о человеческом достоинстве, когда Калашников не стал рассказывать царю, за что убил Кирибеевича.

Поэма очень расплывчато граничит с фольклорным произведением и историческим повествованием. Лермонтов использует и элементы действительно песенных произведений (пример, ох ты гой еси. »), и реальных трактатов. Например, описание пира в царском дворце. Описание одеяния Ивана Грозного, а затем и его личности, которую невозможно не сравнивать с личностью Петра Первого. К реализму «Песни» добавляется то, что поэт точно воссоздал колоритность той эпохи, а также показал социальное положение людей, разницу в слоях населения и их характеры в социальной обусловленности.

Вообще описание того века не могло не заинтересовать Лермонтова с его любовью к истории отечества. Ведь XVI век являлся одним из самых кровавых периодов для страны, период опричнины и правления Ивана Грозного. Величайший скачок в развитии страны, особенно в расширении территориальном, был оплачен кровавой платой народа.

Однако в поэме данный период описан более высоким и героическим, все ужасные деяния высших чинов спрятаны и не показаны читателю. На примере Кирибеевича показан образ раба царя, который следует только за своими желаниями и интересами, а нормы общества его совершенно не интересуют.

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня» является уникальнейшим произведением, поскольку является одним из единственных среди подобных вещей, в котором чутко отмечена яркая стилизация фольклора в крупной и эпической выраженной форме. Сам стиль поэмы очень сильно напоминает народную песню, в которой используются мотивы и гуслярной, и гусарской, и даже застольной песни с элементами романсов и всевозможными стилизациями.

Сочинение 3

Лермонтов написал огромное количество разных произведений и одним из них является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно его и издал писатель еще до того как умер.

Все происходит в то время, когда всем правит Иван Грозный. Еще прямо во вступлении гусляры сочинили специальную песню, а теперь хотят, чтобы ее послушал сам Иван Грозный. Кроме этого данное произведение является уникальным, потому что до Лермонтова ничего подобного никогда не сочинял.

Каждый из героев наделен специальными чертами и способностями, которые готовы проявиться в любой момент. Иван Грозный сам выбирает, кому отдать свое предпочтение и кому уделить внимание. И если человек при этом остается равнодушным, то его это очень сильно раздражает. У него есть верный слуга, который во всем ему подчиняется. Кроме этого ему кажется, что этот самый слуга ненавидит его и завидует ему.

Кирибеевич появляется в первой сцене. Больше всего на свете он влюблен в Алену Дмитриевну, которая на данный момент была не свободна и находилась замужем.

Оказывается, муж Алены был богатым купцом. Он уже давно понимает и подозревает жену в измене и постоянно угрожает ей тюрьмой. Но когда он узнает о том, что Кирибеевич оскорбил, то наоборот становится добрым и во всем защищает ее. И просит братьев, если он умрет, то вызвать на поединок Кирибеевича и убить.

Читайте также:  Мцыри как романтический герой: сочинение

Алена Дмитриевна старается во всем слушаться мужа и всегда подчиняться и выполнять все, что он прикажет ей. Поскольку в это время настали суровые времена, то и отношения друг к другу стали такие же суровые. Именно поэтому когда жена вечером возвращается без фаты, то грозится наказать ее.

Здесь описывается поединок между Кирибеевичем и Калашниковым. Многие считают этот поединок правды с неправдой. Перед тем как выйти на бой Кирибеевич глубоко кланяется Ивану Грозному. А вот Калашников прежде, чем выйти на бой кланяется церкви, а потом еще и всему честному народу, который собрался здесь. Больше всего на свете ему хочется защитить честь и достоинство своей семьи, а потом уже правду, которая мало, кому известна.

В этом поединке побеждает Кирибеевич. А если быть честным, то он побеждает его не только морально, но и физически. Даже если его казнили прямо сейчас, он никогда бы не рассказал причину, по которой вышел на это сражение. А ведь все это он делал только ради своей семьи. За все это время он ни разу не сказал имя своей жены, ведь к ней прилип бы позор.

Калашников делает все для того чтобы отомстить своему самому злейшему врагу, за все что он натворил в этой жизни.

Никто не знает, где именно похоронен Калашников, ведь все считают, что он являлся преступником. Вот только у народа совсем другое мнение.

Сочинение Анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова

«Песня…» была опубликована Лермонтовым в 1838 году. Данное произведение знаменует начало нового творческого пути Лермонтова.

Разуверившись в современном обществе, Лермонтов обращается к XVI веку. В поэме поэт рассказывает о событиях, которые взяли свое начало во времена, когда правил Ивана Грозный. По мнению Михаила Юрьевича, в те далекие времена еще можно было найти благородных и честных людей, когда понятия о долге, высоконравстенности и чести были чем-то обыденным.

Данную поэму можно отнести к такому литературному направлению, как романтизм.

Герои поэмы четко поделены на две контрастные группы. В этом и заключается главный конфликт поэмы. Опричник Киребеевич и Царь представляют недобрую силу, большую беду и несправедливость. Им противопоставлен молодой купец Степан Парамонович со своими близкими. Они демонстрируют читателю моральные устои славянского населения, его мощь и отвагу.

Немаловажную роль в системе образов поэмы занимает Иван Васильевич. Этот образ сложился исходя из простонародных представлений, передаваемых фольклорным творчеством, в которых подчеркнуто объединение в характере царя черт справедливого отношения и вместе с тем тиранства. Лермонтов мастерски использует народную поэзию, беспрепятсвенно манипулируя ею и переделывая в соответствии со своими мыслями. Как ни странно в «Песне про купца Калашникова» нет простого и буквального подражания фольклорным текстам.

Следует отметить, что встретившись лицом к лицу с Иваном Грозным Калашников показывает себя, как человека с большим достоинством. Он понимает, что находится перед царем, чувствует почтение к нему, но не кланяется и не молит о пощаде. Калашников без страха говорит Ивану Грозному, что вина за убийство Киребеевича лежит на нем, но причину, по которой он так поступил, он скажет лишь Богу.

Следуя из этого, главный конфликт произведения — это противостояние плохого и хорошего, добра и зла. Как и свойственно произведению романтизма, на практике победу одерживает зло: Степан казнен за свою победу над опричником. Но, по сути, правда остается за юным купцом, ведь на его стороне моральная победа.

«Песня. » описывает трагичный для Руси период опричнины, кровавого правления Ивана Грозного. 16 век — один из самых запоминающихся и мрачных лет в истории России.

Образец 5

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про купца Калашникова» является историческим лиро-эпическим произведением.

Действия поэмы разворачиваются во времена Опричнины. Опричники, по мнению Лермонтова, являются выражением абсолютной, сумасбродной, несправедливой власти царя. Они не следили за своим поведением и позволяли себе слишком многое.

Примером того служит Кирибеевич, опричник, которому понравилась Алена Дмитриевна, жена купца Калашникова. Он не посмотрел на то, что она замужняя женщина, стал за ней ухаживать. Опричник пытался всеми силами добиться ее силой. Алене его ухаживания были неприятны. Она была верной женой и любила мужа.

Купец Калашников является образом любящего, справедливого, благородного мужа, который готов на все ради своей семьи, ради счастья своей супруги. Он искренне ей интересуется, помогает.

Купец Калашников решил защитить честь своей жены в кулацком бое. Кирибеевич был сильным соперником, поэтому все считали, что купец погибнет.

Увы, сила оскорбленного мужа была сильнее силы опричника, поэтому тот погиб. Царь воспринял это как личное оскорбление.

Образ Ивана IV имеет много сходств с реально жившим прототипом. Царь восстает перед читателями импульсивным, несправедливым, эгоистичным, глупым самодуром. Кулацкий бой был для него лишь развлечением, в то время как он мог привести к гибели людей. Иван IV не думал о благополучии своего народа. Его волновало лишь собственное счастье и удовлетворение потребностей.

Жизнь подданных ничего не значила для государя, поэтому он совершенно свободно совершал казни. Смерть опричника он воспринял как личное оскорбление, поэтому должен был наказать купца. Как это сделать? Конечно же, царь принял решение убить его.

Тем самым Иван IV оставил Алену Дмитриевну без кормильца и без защитника. Бедная женщина была убита горем, так как искренне любила мужа и заботилась о нем, переживала. Что будет с вдовой? Бесспорно, ее ждет погибель.

Для написания поэмы Михаилу Лермонтову пришлось долго заниматься историей и изучать источники Московской Руси. В произведении используются характерные для того времени слова, правила грамматики, составления предложений. Писатель проделал колоссальный труд, результатом которого является данная поэма.

«Песнь про купца Калашникова» полностью отражает язык, традиции и обычаи времени, описанного в ней.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича

Популярные сегодня темы

На это раз художник создал превосходную картину, которая одним взглядом ошеломляет своего зрителя

Глубже раскрыть и понять различные черты характера Печорина помогают его встречи с персонажами «Героя нашего времени».

Комедия в стихах «Горе от ума» Грибоедова А.С. написана в начале ХIХ века Произведение является вершиной русской поэзии и драматургии. Афоризмы, которыми изобилует текст пьесы, народ «растащил на цитаты

Рассказ И.А. Бунина «Митина любовь» можно назвать повестью. Это повесть о трагической любви главного героя. О том, как Митя боготворит свою возлюбленную Катю. Как терзается муками ревности и ненавидит богемный свет, в котором вращается Катя.

Так сразу и не ответишь. Вообще-то, и размышление тоже не даёт ответа на этот вопрос, потому что запутываешься. Есть аргументы и за, и против! В такой ситуации, действительно, лучше письменно попробовать найти решение

Авторское отношение к персонажам в поэме “Песня про купца Калашникова”

Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории и находил в ней ярких героев, величие духа, героизм поступков. В русской истории поэт искал героев, которые вызывали бы восхищение богатством и красотой своей души. В поэме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтов изображает суровую эпоху царя Ивана IV. И именно в этом времени находит достойного героя в образе “удалого купца” Калашникова.
В произведении рассказывается, как в жену молодого

Мятежный дух в лирике Лермонтова Приличьем скрашенный порок Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. Лермонтов Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик.

И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей В Кобы мы расстались с Максимом Максимычем. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. Сознайтесь. что Максим Максимыч человек достойный уважения?. Если вы сознаетесь в этом, то я впол>се.

Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов ввел в русскую литературу неповторимый стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью слова. Он рано осознал себя “избранником” судьбы, “странной” и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком.

Любимое произведение (“Песня про царя Ивана Васильевича.”) Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных.

Почему Тамара жертвует собой в поэме “Демон” И мир в неведенье спокойном Я на челе, тебя достойном, Ни ненавидеть, ни любить. Слезой раскаянья сотру Следы небесного огня и готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра.

Образ и характер Вернера Вернер занимает особое положение по отношению к Печорину. Печорин не противопоставляется Вернеру, а сопоставляется с ним, так как между ними много общего. Вернер – “скептик и материалист”, так же как.

Анализ реалистической поэмы Лермонтова “Демон” “Демон” (1829 – 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том, что в поэме существует несколько планов восприятия и истолкования текста.

Авторская мысль в стихотворении “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” в стремительном движении своих образов от одной общности к другой становится стихотворением о бессмертии казнимой Свободы. Сюда привела смерть Поэта. Здесь реализовалась до конца внутренняя идея произведения.

Печорин и контрабандисты. (Анализ главы “Тамань” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) “Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?” М. Ю. Лермонтов В романе Лермонтова “Герой нашего времени” решается злободневный вопрос: почему люди, умные и энергичные, не находят применения.

В чем своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова И ненавидим мы, И любим мы случайно. М. Ю. Лермонтов. С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать.

Пейзаж в лирике М. Ю. Лермонтова Лермонтов являлся, с одной стороны, продолжателем традиций Пушкина, а с другой – находился в острой полемике с ним. Поскольку там, где Пушкин утверждал общечеловеческие ценности, которые наполняют жизнь смыслом, Лермонтов.

Патриотические мотивы в поэзии М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов, как известно, служил честно и храбро, как и подобает русскому офицеру. Он горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории.

История души человеческой в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу – нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем.

Как часто пестрою толпой окружен Стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен” в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Поставленная Лермонтовым перед текстом стихотворения дата 1-е января была весьма загадочной. Появление в.

Образ поэта и тема творчества в лирике М. Ю. Лермонтова Тема творчества – одна из центральных в лирике М. Ю.Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений, по мироощущению тождественный самому Лермонтову, размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Идеалом для.

Читайте также:  «Эпоха безвременья» в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Любовь Печорина к Вере Любовь Печорина к Вере – большое и искреннее чувство. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать “погибшее счастье”. Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать.

Лермонтов – наш современник В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею.

Литературная судьба романа “Герой нашего времени” В романе “Герой нашего времени” автор, еще не вполне отделившийся от созданного им образа, совершает тот же путь, что и Печорин. Лермонтову удалось лишь отчасти воплотить в последующих художественных произведениях.

Основные мотивы лирики Лермонтова Лермонтов для меня – это прежде всего, еще с детских лет, “Белеет парус одинокий”. Может, потому что эти строки впервые прозвучали на морском берегу, словно звуковым фоном к маленькой белой.

Тамара – характеристика литературного героя ТАМАРА – героиня “восточной повести” М. Ю. Лермонтова “Демон” (1829-1841). Самое сокровенное творение Лермонтова, “Демон” в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения – способом непосредственного.

Сейчас вы читаете: Авторское отношение к персонажам в поэме “Песня про купца Калашникова”

Конспект урока литературы в 7 классе. Знакомство с Песней про купца Калашникова. Связь с фольклором
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Особенности сюжета поэмы. Авторское от­ношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Развитие представлений о фольклоризме литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_literatury_v_7_klasse_znakomstvo_s_pesney_pro_kuptsa_kalashnikova._svyaz_s_folklorom.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

Тема: Знакомство с «Песней про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова,

с ее героями. Связь с фольклором

Учебно-методическое обеспечение учебник литературы для 7 класса под редакцией В.Я. Коровиной

Время реализации 2 урока по 45 минут

Основное содержание урока. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Развитие представлений о фольклоризме литературы.

Основные виды деятельности. Выявление элементов сюжета. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фольклоризм». Обсуждение произведений книжной графики.

Современные образовательные технологии

  • Технология: исследовательская работа.
  • Обучение в сотрудничестве (работа в группах).
  • Проблемное обучение.
  • Информационно-коммуникативная технология:
  • Сайты в сети Интернет,
  • Авторская презентация, созданная в среде POWER POINT, составленная учителем.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.

Метапредметные: умение осуществлять смысловое чтение и учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе; применять таблицы и схемы для решения учебных задач, определять понятия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы.

Предметные: осознание литературы как особого способа познания жизни, коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения создавать аналитические и интерпретирующие высказывания, развёрнутые суждения, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное.

Тип урока: урок углубления знаний и ознакомления с новым материалом

Номер урока по теме: второй

Форма урока: урок-исследование

Формы обучения: групповая, самостоятельная и фронтальная работы

Методы обучения: проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные

Показ презентации festival.1september.ru/articles/538299/pril2.ppt‎.

– Каким я представляю себе Ивана IV?

Написание синквейна (на основе знаний по истории и общего культурного развития учащихся)

  1. Лекция с записью в тетради. Знакомство с исторической эпохой.

Учитель: – Как уже было сказано, действие в произведении М. Ю. Лермонтова происходит в Москве во времена Ивана Грозного, т. е. во второй половине XVI века (Запись в тетрадях). Попробуем мысленно перенестись на 400 с лишним лет назад и посмотреть, какой тогда была наша столица.

Улочки были узкие, кривые, мощеные брёвнами. Дома – в большинстве деревянные – были огорожены высокими заборами.

(Показ иллюстрации В. Г. Шварца 1862 г. из альбома “Иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова”.)

В центре Москвы был Кремль и площадь. На ней против главных ворот стоял круглый помост (возвышение), называвшийся Лобным местом.

(Ученики записывают в тетрадях: “Лобное место”. Показ фрагмента с картины Ф. Алексеева “Москва. Красная площадь”.)

С этого места оглашались царские указы; на этом помосте на виду всего народа палач казнил провинившихся, отрубая им головы на плахе – большом обрубке дерева.

Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину из-за измен боярства, которое мешало ему в войне с Ливонией и проведении реформ, направленных на укрепление единодержавия на Руси.

Что же обозначают эти слова: опричник, опричнина? Опричник – служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV.

Опричнина – часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством.

(Ученики записывают в тетрадях:

Опричник – дворянин, состоявший в войсках опричнины при Иване IV.

Опричнина – часть государства, удел, выделенный в управление царя).

Учитель: А сейчас мы обратимся к истории. Опричнина началась в декабре 1564 года, когда Иван IV со своим двором отправился на богомолье праздновать день Николы Зимнего (Чудотворца). Необычным было то, что его сопровождало много людей. Возвращение двора затянулось, а 3 января 1565 года в Москву пришло известие, что Иван IV отказывается от царства. Это вызвало панику. На церковном соборе было решено послать делегацию в Александрову слободу (ныне здесь расположен город Александров).

5 января Иван IV согласился править, но с двумя условиями: 1) казнить тех, кого он почтёт изменниками, 2) ему выделят удел (опричнину) в государстве.

С возвращением царя в Москву по всей стране распространились казни. Синонимом опричнины становится кровопролитие. Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри.

Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.

(Ученики записывают в тетрадях: Малюта Скуратов).

Царь часто устраивал в своём дворце пиры (трапезы) для опричников, поил их хмельным мёдом, пенящимся, как квас, дорогими заморскими винами.

(Показ репродукции картины И. Я. Билибина “Боярский пир времён Ивана Грозного”).

Он награждал своих слуг ценными подарками: кафтанами из парчи; дарил аргамаков.

Что же обозначают эти слова: парча, аргамак? Парча – материя с шёлковой основой, затканная золотыми или серебряными нитями.

Аргамак – порода быстрых и лёгких верховых лошадей.

(Ученики записывают в тетрадях:

Парча – материя, на которой золотом или серебром вытканы узоры.

Аргамак – порода быстрых и лёгких верховых лошадей).

На этих пирах гусляры и скоморохи развлекали пирующих песнями, рассказами, плясками. Кто такой скоморох? Скоморох – в древней Руси певец-музыкант и актёр, исполнявший шутовские и акробатические номера, а также серьёзные поэтические произведения.

Скоморох – певец-музыкант и актер в древней Руси.).

Москва в XVI веке была богатым городом, где рядом с жалкими лачугами высились хорошо построенные дома бояр и купцов; напротив Кремля стоял гостиный двор – лавки купцов, или по-старинному, гостей, торговавших местными товарами или привезёнными из далёких восточных стран: дорогими бухарскими шелками, прозрачной шелковой фатой, которой женщины закрывали своё лицо, драгоценными камнями, мехом соболя.

Иван Грозный поощрял торговлю, так как купцы платили государству пошлины.

В старой Москве было много церквей, наполненных богато украшенными иконами. Многие церкви собирали с верующих деньги за поклонение “святым мощам”.

Одним из общественных развлечений для народа были кулачные бои, происходившие зимой на льду Москвы-реки. В этих боях состязалась в силе и ловкости московская молодёжь; но иногда разгоревшиеся страсти приводили к печальному концу: кто-либо из бойцов получал увечье или даже умирал от тяжелого удара.

(Иллюстрация В. М. Васнецова, 1891 год).

Неизменным свидетелем кулачных боёв был Иван Грозный. В личности царя сливались жестокость и набожность. Известно, что после жестоких расправ он заказывал молебны по убитым.

Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского” писал об Иване Грозном, что он “имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать пред ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели лучше державного играть в шашки или карты…”

А теперь обратимся к картине В. М. Васнецова “Иван Грозный”.

Рассмотрите, пожалуйста, картину.

1. Кто изображён на картине Васнецова?

2. Где находится Иван Грозный? (В одной из палат Московского Кремля).

3.Что можно сказать о фигуре царя? (Величественная, гордая).

4.Обратим внимание на лицо царя. Какое оно? ( Волевое, сосредоточенное, хмурое, злое).

5.Что привлекает внимание, когда всматриваемся в лицо царя? ( Глаза).

6.Какие они? ( Холодные, мрачные).

7.Каков взгляд Ивана Грозного? ( Изучающий, задумчивый, пронизывающий).

8. Какие части лица указывают на мрачность, тяжелое настроение Ивана IV? ( Губы тонкие, брови густые, сросшиеся).

9. Как одет царь? ( Кафтан из парчи, отороченный мехом. На голове шапка с изображениями святых. На руках рукавицы, расшитые золотом. Обут в сафьяновые сапоги.)

10. Что можно сказать о жестах героя картины? Что у него в руках? ( Скипетр, четки).

(Ученики записывают в тетрадях)

Жизнь людей того времени была связана со сводом житейских правил XVI века – “Домостроем”. (Показ книги “Домострой”. Ученики записывают в тетрадях:

“Домострой” – свод житейских правил XVI века).

Особенно тяжелым было положение женщины, определявшееся принципом: “Жена да убоится мужа своего”.

Людям было предписано поклоняться богу и царю как равному ему: “Царя бойся и служи ему верою и правдою и всегда о нём бога моли и ложно отнюдь не глаголи перед ним; но с покорением истину отвечай ему, яко самому богу, и во всём повинуйся ему”.

Такова была жизнь в Москве 4 с лишним века назад.

Каким предстаёт время, в которое он жил?

Эпоха Ивана IV соединяла в себе жестокость и набожность, богатство и убожество. Фигура Ивана IV предстаёт очень противоречивой. Но и для этого мрачного периода нашей характерна борьба человека за личное счастье, чувство собственного достоинства. Герой Лермонтова, купец Калашников, олицетворяет собой представителя народной среды. Поэтому, М. Ю. Лермонтов вкладывает “Песню. ” в уста скоморохов, которые за небольшую плату увеселяли народ плясками, пением и представлениями.

  1. Осмысление особенностей сюжета поэмы. Образы гусляров.

Авторское отношение к изображаемому. Оценка героев с позиций народа. Язык и стих поэмы.

Группа 1. Определите элементы сюжета поэмы: зачин, экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, концовку. Какие сюжетные и композиционные элементы поэмы показывают её близость к фольклору? Какова роль образов гусляров? Почему каждая часть поэмы заканчивается их словами? Докажите, что поэма носит романтический характер. (Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям, напряжённость чувств героев, статичность образов, субъективность и эмоциональность авторского языка.) Какие принципы реалистического произведения использует Лермонтов? (Показ реалистических деталей жизни и быта героев, изображение жизни в её причинно-следственных связях, критика общественных отношений.)

Группа 2. Найдите в поэме цитаты, выражающие авторское отношение к событиям, героям, их поступкам.

Сочинение на тему “Основной конфликт “Песни про купца Калашникова” М.Ю. Лермонтова”

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким».

В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.

«Песня про купца Калашникова» – произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.

В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.

Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…

Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.

Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.

Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о своей жене, о товарищах, о Боге:

Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!

Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.

Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.

Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.

Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».

Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.

Таким образом, основной конфликт произведения – это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.

Главные герои поэмы Песня про купца Калашникова Лермонтова

«Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова – историческая поэма времен правления Ивана Грозного. Главными героями стали сам царь и его опричник – молодой купец Степан Парамонович Калашников.

Степан. Характер Степана представлен читателю как доброго, благородного и честного купца, хорошего семьянина, где главной его ценностью является Семья. Поэтому когда произошло несчастье в его семье, он незамедлительно решает защитить честь и доброе имя его жены, отомстить и наказать негодяя.

Когда же происходит трагедия и он предстает перед царем, купец не выносит сора из избы, не говоря царю истиной причины убийства Кирибеевича, – Я отвечу лишь богу одному. И грозный царь отправляет его на казнь.

Степан не просит пощады себе, а лишь царской милости и заботы о его семье и родных. Даже в трудную минуту он думает о семье, этот поступок и запомнился народу, который воспел его подвиг в песнях.

Иван Грозный. Характер царя Ивана Грозного известен многим, и его имя уже говорит само за себя. Строгий и суровый правитель, которому важна судьба самой России, а не людей. Выросший в обстановке постоянных заговоров, интриг, насилия и бесконечных убийств, ему чужда судьба человека. Он не старался узнать сути и причины случившегося, которые сподвигли человека на тот или иной поступок, – Не хочешь сказать, не надо, сколько их таких на свете. Окружающие его очень бояться, но из-за его справедливости уважают.

Кроме главных героев в поэме присутствуют и герои второго плана, такие как жена купца Калашникова и ее обидчик Кирибеевич.

Алена Дмитриевна. Жена Калашникова Алена Дмитриевна – добрая и честная христианка, любящая мать и жена. Судьба ее несчастна станов молодой вдовой, невольно являясь причиной этому.

Кирибеевич. Опричник у царя Кирибеевич обманщик, негодяй и трус, который обманом хотел завладеть чужой женой. Обещая богатства женщине, пытается заполучить ее, но получив отказ, он прилюдно начинает приставать к ней, невзирая, ни на кого. Но увидев на поединке купца сразу струсил и пытался мухлевать в бою.

Второстепенными героями поэмы окружающие люди, которые в какой-то степени влияют на развернувшуюся ситуацию:

  • Соседи семьи Калашниковых и их знакомые
  • Свита и окружение царя
  • Собравшийся народ

Одни видя посягательства на жену купца они насмехаются и осуждают ее, вместо того чтобы помочь и пресечь бесчинства.

Другие не говорят о истиной причине убийства, боясь царя.

Третьи, восхищаясь подвигом купца, слагают о нем песни и легенды.

Вариант 2

Действие происходит, когда властвовал Иван четвертый. И о том, как молодой купец убил опричника царя Ивана, за то, что тот обидел и опозорил его жену. Но сделал купец это достойно, вызвав его на поединок.

Главным героем является царь Иван Васильевич Грозный, которого все уважают, а также бояться, ведь он строг и суров, а также порой жесток, но справедлив. Он плохо разбирается в людях, но умен в правлении. Он честен, но совсем не знает, как живет простой народ. А также он пообещал заботиться о семье купца. Это было щедрым поступком, но он же и убил купца, не зная всех причин. Купца он казнила то что тот убил его любимца.

Степан Парамонович Калашников.

Еще один главный персонаж, тот самый купец, он честен и является положительным человеком. Он сильный и смелый персонаж, у него богатырское телосложение. Трудолюбивый мужчина, который имеет большой дом. Степан женат на красивой женщине, также есть дети. Он по-настоящему счастлив. Его очень уважают другие люди и называют его по имени и отчеству.

Однажды, вернувшись домой, он не застал свою супругу дома, а дети плакали. Когда его жена вернулась, она тоже плакала и рассказала мужу, что к ней приставал и вообще вел себя непристойно Кирибеевич. Он прилюдно обнимал и целовал женщину, а окружающим было смешно. Калашников решил постоять за честь своей любимой и решил пойти на кулачные бои. На этом бою он вышел против Кирибееча и убил своего соперника в присутствии царя. Царю, когда тот задал вопрос Клашникову, за что тот убил Кирибеевича, он так и не рассказал причину, по которой убил Кирибеевича, чтобы не опорочить честь свой супруги. Калашников, вызывав своего обидчика на поединок, уже знал, что ему будет за смерть любимца царя, но не боялся своей гибели.

Супругой Калашникова является красивая и добрая христианская женщина. У нее милое лицо, с розовыми румянцами на щеках, прекрасные золотые косы, заплетенные в ленты. По неволе оказалась причиной гибели своего мужа. Она очень скромная и даже носила платок, прикрывала свою красоту, показывала ее только своему любимому супругу. Любящая жена и мать хорошо ведет свое хозяйство. Алена идеальная русская жена и мать. Она любит Калашникова и уважает его, а также просит его о помощи.

Хитрый мужчина, который служил у царя. Его любит царь, поэтому Кирибеевич тщеславен, высокомерен, а также эгоистичен. Когда встретил на бою купца, то уже догадался, что поединок будет на смерть, но не стал укланиваться от этой битвы, так как для него также была важна его честь.Внешне он красив, имеет темные волосы. Также он отважен и бесстрашен. Но все же отрицательных черт в характере у него намного больше, чем положительных. У него есть странная симпатия, а вернее он одержим страстью к Алене, но он не имеет к ней уважения, также как к ее супругу, позже это приводит к трагедии. Кирибеевич был одержим своей страстью и ради этого был готов на все, что угодно. Этот мужчина опозорил бедную женщину, а также скрыл всю правду от Ивана Грозного.

Главные герои поэмы Песня про купца Калашникова

Несколько интересных сочинений

Э. М. Ремарк вошел в историю своими произведениями на околовоенную тематику. Быть точным, благодаря произведениям о Первой мировой войне.

В произведении Гоголь создает образ крупного чиновника, но обычного и нерешительного человека. Решив жениться, тот собирается кардинально изменить свою жизнь, но боится этого, что создает ряд комических ситуаций.

Безусловно, война – это самое страшное, беспощадное и суровое слово в мире. Она приносит людям только самое плохое: страдания, горе, слезы, голод. Война никогда не принесет даже победителю счастье. Она очень жестока.

Язык играет огромную роль в жизни человека. Трудно представить, что было бы, если бы на Земле не существовало такого многообразия языков. С самых ранних лет ребенок начинает понимать, как называется тот или иной предмет

Ссылка на основную публикацию
×
×