Анализ романа Герой нашего времени: сочинение

Анализ романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Личность и творчество М. Ю. Лермонтова стали знаковыми для всей русской литературы. Вклад поэта не только в русскую, но во всю мировую культуру трудно переоценить. Многие смело ставят его в один ряд с легендарным А. С. Пушкиным. «Герой нашего времени» Лермонтова считается образцовым произведением литературы первой половины девятнадцатого века, открывшим новую творческую нишу для писателей.

История создания

История романа покрыта тайной. До сих пор неизвестно, что именно вдохновило Лермонтова на создание книги. Однако доподлинно известно, что у многих персонажей и ситуаций в произведении имели свои реальные прототипы:

  • Так, Лермонтову самому пришлось испытать то, что произошло сего героем в главе «Тамань».
  • Образ доктора Вернера был вдохновлён доктором Н. В. Майером, имевшим дружбу с сосланными на Кавказ декабристами.
  • А юнкер Грушницкий стал отражением никого иного, как Николая Мартынова, которому было суждено стать убийцей Лермонтова.

Замысел «Героя нашего времени» во многом перекликается с «Евгением Онегиным» Пушкина. Даже фамилию главного героя Лермонтов выбрал по подобию пушкинского героя — Онегин от названия реки «Онега», а Печорин от названия реки «Печора». Так, задумка Лермонтова продолжает творческие поиски Пушкина. Перед нами новая версия Онегина — более циничный и глубокий лишний человек, раскрытый со всех сторон.

Направление, жанр, композиция

Несмотря на наличие некоторых романтических черт, вроде южной экзотики и яркого индивида, противопоставляемого остальному обществу, «Герой нашего времени» принято относить к направлению реализма. Лермонтов стремится к натуральному изображению всех аспектов жизни, а персонажи полностью соответствуют окружающей среде и живут по соответствующим ей закономерностям. Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени» кратко обозначены тут.

«Герой нашего времени» стал первым лирико-психологическим романом в русской литературе. Поэт сочетает глубокий психологизм с чёткой сюжетной канвой и активными действиями персонажа.

При работе над романом писатель использовал нелинейную композицию. События в романе расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с авторской задумкой раскрытия образа главного героя. Смысл расположения глав, хронология и особенности композиции отражены в кратком сочинении.

Смысл названия

Многие литературоведы выдвигали различные теории происхождения названия. Краеугольный камень всех дискуссий заключается в отношении самого Лермонтова к своему персонажу.

  1. Одни полагают, что слово «герой» подразумевается в своём прямом значении, и главный герой, для Лермонтова, является настоящим образцом для подражания в дворянском обществе девятнадцатого века. В подтверждение этой теории Многомудрый Литрекон написал эссе, где доказал ее состоятельность.
  2. Другие высказывают мысли о том, что слово «герой» используется в значении литературного персонажа, что подчёркивает типичность происходящего в романе.

В предисловии лирический герой автора, путешествуя по Кавказу, встречается со старым офицером Максимом Максимовичем. В разговоре офицер вспоминает о том, как он служил вместе с молодым дворянином Григорием Печориным, и том, как тот стал причиной несчастья знатной грузинской семьи.

Чуть позже лирический герой и Максим Максимович встречаются с самим Печориным, который уезжает в путешествие на Восток.

Потом мы узнаём о смерти Печорина, и том, что его дневник попал в руки героя лирического героя.

В последующих главах раскрывается внутренний конфликт Печорина. Поднимаются проблемы его одиночества и его потребности в вечном антагонизме. Если в начале романа Печорин воспринимается как бездушное чудовище, ближе к концу образ героя становится более неоднозначным и человечным. Вот подробное краткое содержание романа по главам для более глубокого погружения в сюжет.

Главные герои и их характеристика

Кратко о системе образов и каждом значимом персонаже Многомудрый Литрекон написал в эссе.

  1. Григорий Печорин — молодой дворянин и офицер. Красив внешне, но опустошён внутренне. Не имеет перед собой никакой цели. Не видит смысла в своей жизни. Он циничен, эгоистичен, высокомерен, но при этом умен, по-своему благороден и даже способен на любовь. На протяжении всего романа пытается заполнить пустоту внутри себя, принося окружающим одни лишь страдания. Умирает, так и не найдя себя. Образ Печорина раскрыт в этом сочинении.
  2. Мери — молодая княжна. Образованная светская красавица, еще сохранившая естественность и живость манер. Наивно поддаётся чарам окружающих мужчин. Становится жертвой жестокого эксперимента Печорина, который разбил ей сердце.
  3. Бэла — красивая и гордая грузинская княжна. Была похищена Печориным. Поддалась на его манипуляции и влюбилась в него. После того, как Печорин охладел к ней, замкнулась в себе, грустила, а потом стала жертвой мести горца Казбича её семье. Подробнее о женских образах Многомудрый Литрекон написал здесь.
  4. Грушницкий — молодой юнкер. Выполняет роль кривого зеркала Григория. Пытается подать себя таким же отверженным жизнью страдальцем, как и Печорин, вызывая у того раздражение. На деле же прагматичен, мелочен и подл. Проигрывает схватку за сердце Мери и погибает на дуэли от руки Григория.
  5. Вернер — пожилой доктор. Двойник Печорина. Циничен и умён, но в то же время сострадателен и человечен. Так же, как и главный герой, презирает человеческое общество, но чувствует себя неспособным противостоять ему, что становится причиной их взаимного отдаления. Вот сочинение на эту тему, посвященное двойникам «Героя нашего времени».
  6. Вера — давняя любовь Печорина. Духовно богатая личность. Несмотря на уже второе замужество, любит только Григория, прекрасно осознавая, какие страдание он ей принёс. В конце концов, она также оставляет Печорина, повергая его в отчаяние.
  7. Максим Максимович — дослужившийся до офицера простой крестьянин. Опытный военный. Исполнителен и трудолюбив. Обладает высокой нравственностью. Осуждает поведение Печорина, но не может не испытывать симпатии к нему.

Тематика романа «Герой нашего времени» весьма богата различными вопросами, которыми мы задаемся довольно часто.

  • Любовь в романе Лермонтова приносит одни несчастья. Печорин пытается искренне полюбить, но только лишь вредит окружающим и себе. Любовь сделала несчастной Веру. Она же разбила сердце Мери и разрушила жизнь Бэлы. Любовь — не благо, а труднейшее испытание.
  • Дружба. Скептически Лермонтов относится и к такому понятию, как дружба. Максим Максимыч считал себя другом Печорина, но так и не смог понять его. Тёплые отношения с Вернером также были разрушены. По мнению Лермонтова, человек всегда одинок в этом мире.
  • Судьба. Лермонтов верит в то, что все предопределено. Печорин обречён прожить несчастную жизнь, страдая и заставляя страдать других. Однако Лермонтов призывает не смиряться с судьбой, а бороться с ней, ведь именно это и делает человека человеком.
  • Пейзаж. Окружающая природа очень важна для повествования. Она отражает развитие отношений между персонажами и показывает нам внутренний мир героя. Подробнее (с примерами из текста) пейзаж и его роль в романе «Герой нашего времени» раскрываются в мини-сочинении.
  • Кавказ. Кавказ предстаёт перед нами экзотическим и прекрасным краем с цветущей первобытной природой, населённым благородными дикарями со своими особенными традициями.

Проблемы

Проблематика романа тоже заслуживает отдельного внимания:

  1. Общество. Лермонтов осуждает легкомысленное и лицемерное дворянское общество, которое порождает таких людей, как Печорин или Грушницкий. От него исходят все остальные проблемы и пороки, упомянутые в произведении «Герой нашего времени». Сам Печорин в исповеди княжне говорит, что он стал эгоистом и циником лишь потому, что ступал на тропу, навязанную окружением. В нем видели того, кем он ни был, и он стал им, удовлетворяя спрос.
  2. Лишние люди. Лермонтов поднимает проблему молодого поколения дворянского общества. Поэт видел, как эти лишённые забот и уставшие от жизни люди могут стать страшной проблемой для страны в будущем. Они только слоняются по гостиным и проживают деньги, нажитые крестьянским трудом. Такие граждане не способствовали процветанию страны, а губили ее. Кроме того, автор затронул личный аспект общественной проблемы: какого самому «лишнему человеку» осознавать свою неприкаянность? В этом и заключается смысл трагедии Печорина, и о ней Многомудрый Литрекон подробно написал в кратком сочинении.

Основная идея

Лермонтов показал непростую судьбу «лишнего» человека, указав на болезнь, которая разъедала дворянское общество девятнадцатого века. Он метко подметил симптомы и признаки диагноза, и смысл его романа состоит именно в диагностике и изучении общественного феномена — инфантильного, циничного и надломленного поколения после декабристов.

Главная мысль автора состоит в том, что герой нашего времени — следствие политических и социальных проблем, которые многие люди предпочитали замалчивать. Так, бессмысленность жизни молодого и богатого дворянина объясняется лишь одним обстоятельством — он не видит достойного применения для своих сил. Он умен и видит, что за стоящую инициативу (декабристское восстание) государство отвечает дворянам каторгой, поэтому разочаровывается в своей роли опоры государства и прожигает жизнь впустую. Он не нужен своей стране, безнадежно далек от других сословий и подсознательно винит себя в удручающем неравенстве между трудовым народом и аристократией. Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи оппозиционером, винил свое поколение в инфантильности и обличал разъедающий душу цинизм. В укор ему и себе (как его части) он изобразил трагический путь Печорина.

Вывод

Чему учит роман «Герой нашего времени»? Наверное, тому, что жизнь несправедлива и жестока. Человек ничтожен, слаб и может лишь повиноваться судьбе. Однако в то же время Лермонтов призывает нас продолжать жить и пытаться бороться с несправедливостью жизни, несмотря даже на то, что борьба эта обречена на поражение.

Мораль Лермонтова свойственна романтическому мировоззрению: бунт не имеет практического смысла, но он красив и приближает нас к идеалу. Этого достаточно, чтобы, подобно Печорину, играть с судьбой.

Но более приземленному читателю будут понятнее и ближе нравственные уроки произведения: необходимость труда и моральных основ в жизни человека. Праздность и леность развращают нас, и, какими бы умными мы ни были, все дарование пропадет зря, если его не применять. Также нельзя жить только ради себя, ведь такое существование действительно не имеет смысла и проходит напрасно.

Критика

Разумеется, критики не могли обойти стороной это произведение. Так, именно Белинский сформировал ныне господствующий взгляд на роман. Он выделил особенности книги «Герой нашего времени» — дуализм натуры Печорина, подчеркнув его рефлексирующую и глубокую натуру, которая, однако творит зло, страдая от этого.

«…Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что при самом рождении ее она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова…»

Кое-кто из читателей и писателей ставил прозаическое мастерство Лермонтова выше его стихотворных заслуг, подчеркнув своеобразие его «поэтической» прозы:

«…Я прочел Лермонтова «Героя нашего времени» в связи и нахожу в нем большое достоинство. Живо помню слова Ваши, что Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца…» (из письма С. Т. Аксакова к Н. В. Гоголю, 1840 г.)

«…Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою. Тут видно больше углубленья в действительность жизни — готовился будущий великий живописец русского быта…» (Н. В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями», 1846 г.)

«…Может быть, я и не прав, но лермонтовская «Тамань» и пушкинская «Капитанская дочка», не говоря уж о прозе других поэтов, прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящной прозой…» (Письмо А. П. Чехова к Я. П. Полонскому от 18 января 1888 г.)

Не остался в стороне даже император Николай I, который увидел в романе человеконенавистнический посыл и резко осудил его, назвав автора испорченным человеком. Хотя, образ Максима Максимыча император оценил очень высоко, посчитав именно его главным героем романа.

Некоторые рецензенты и вовсе опровергли причастность Печорина к русским и заявили, что его проблема для России чужда. Впрочем, так говорили и о «Ревизоре», и об «Истории одного города»…

«Где причина того, что Печорин переживает томительную скуку и непомерную грусть духа, где причина его апатии?… в западном воспитании, чуждом чувству веры. …Печорин не герой нашего времени… если явления, подобные Печорину, типичны для Западной Европы и выражены в произведениях Гете и Байрона, то в России этой болезни нет. Печорин только герой фантазии Лермонтова, в нем нет ничего русского…» (С. П. Шевырев, журнал «Москвитянин», 1841, № 2. «О герое нашего времени»)

И.А. Гончаров (автор «Обломова») горячо упрекал Печорина в глупости и дон-жуанстве. В пример ему он ставил Чацкого («Горе от ума»), который был деятельным и активным гражданином, а не «паразитом».

В советской критике к творчеству Лермонтова отнеслись благосклонно, ведь в его романе сквозило недовольство монархическим строем. А.Н. Толстой писал:

«…Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы…

Значение романа «Герой нашего времени» лучше всего подчеркнул А. Чехов. По воспоминаниям И. Бунина, он говорил, что можно было написать одну главу «Тамань» и умереть, ведь для литературы и так сделано очень много. Он очень высоко ценил прозу Лермонтова и восхищался ею.

Анализ романа Герой нашего времени Лермонтова смысл, суть, идея сочинение

Произведение создается автором под впечатлением прочитанного пушкинского творения «Евгений Онегин и первоначально имеет форму путевых заметок, впоследствии сложившихся в целостное сочинение.

Смысловое значение заглавия романа состоит в изображение автором типичного представителя того исторического периода времени, характеризующегося тонкость и трагичностью личности той эпохи.

Жанровая направленность произведения представляет собой повести различных литературных стилей в виде путевого очерка, новелл, дневниковых записей, светских заметок.

Сюжетная линия романа повествует об истории жизни офицера Григория Печорина, являющегося истинным дворянином.

Основной темой романа является изображение автором душевных противоречий главного героя, который на протяжении всей своей жизни пытается найти ей смысл, становясь в обществе лишним человеком.

Роман выходит в свет в период, который определяется безвременьем, характеризующимся потерей смысловой нагрузки светлых идеалов лучших представителей общества, стремящихся изменить жизнь к лучшему, получение молодым поколением образования не дает возможности его дальнейшей реализации. Образ главного героя используется автором для изображения пороков апатичного и праздного исторического периода.

Смысловая идея романа заключается в проведении автором психоанализа поколения на примере образа главного героя, отличающегося завороженным и вдохновленным романтизмом.

Главными героями произведения являются княжна Мэри, представленная в образе красивой девушки, завидной невесты, отличающейся гордыней, влюбленной в главного героя безответной любовью.

Также главным персонажем романа является Печорин, представленный в образе молодого офицера, дворянина, получившего блестящее образование, отличающегося эгоистичностью, холодностью, умом, оказавшегося разочарованным в дружбе и браке, являясь несчастным человеком.

В качестве второстепенных героев романа представляются Грушницкий, изображенный в образе молодого юнкера, эмоционального, страстного, обидчивого, глупого, тщеславного, Вера, являющаяся дочерью черкесского князя, позволившая себе любовь к главному герою, который быстро к ней охладевает, погибшая от рук Казбича.

Отличительной особенностью романа является использование автором героев-двойников главного персонажа в лице Вулича, Вернера и Грушницкого.

Основными проблемами, раскрываемыми автором в романе, представляются поиск жизненного смысла, понятие счастья, безнравственность существующего общества и социальная проблематика.

Композиционная структура романа представляется несколькими повестями, которые не имеют хронологического порядка. С точки зрения литературоведения композиция является кольцевой, начинаясь с повествования о кавказских событиях и заканчиваясь также на Кавказе. Композиция отличается отсутствием экспозиционной и кульминационной частей при наличии общей развязки в виде смерти главного героя.

Применение нестандартной композиционной структуры, смены лица, который ведет повествование, включение в сюжетную линию героев-двойников является приемом психологизма, направленного на изображение личности, а не событий или явлений. Соответственно, авторский акцент делается на причины совершения тех или иных поступков героев.

Смысловая нагрузка романа заключается в изображении автором независимости человеческой судьбы от происходящих событий и их хронологии, поскольку на нее оказывает воздействие лишь разум человека.

Вариант 2

Русский поэт, прозаик, драматург и художник Лермонтов Михаил Юрьевич написал это великое произведение, знакомое миллионам и популярное во всем мире в 1838-1840 годах.

В произведении главным героем является Печорин Григорий. Печорин- это великий человек, который намного умнее, прозорливее чем все остальные люди на этой планете. Он невероятный и неповторимый человек, который начал пользоваться своими умениями и знаниями совсем не по тому направлению. В произведении, Печорин- как «лишний» персонаж, он невероятно циничный и расчетливый человек, именно таким его сделал этот жестокий мир. «Лишним человеком» называются люди, которые не могут найти места в этом жестоком мире, не может понять сущности своего существования.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»: сочинение

Произведение написано в то время, когда жестокая государственная система рушила все мечты людей, которые стремились к новому поколению, новым мыслям, идеям. В этой повести рассказывается о том, как быстро умное, образованное и воспитанное поколение может прийти к никчемной жизни, которая никому не нужна. Даже им самим такая жизнь совершенно не сдалась.

В самом начале произведения главный герой Григорий может показаться отвратительным, мерзким, но читая дальше и углубляясь в его жизнь можно счесть его вполне симпатичным. В книге две части и пять глав. На страницах книги очень много недомолвок, благодаря которым мы можем сами достроить логическое продолжение, придумать что-то сами, развить наше воображение. Печорина мы представляем благодаря этому очень скрытным и разносторонним человеком, даже критики и другие писатели очень неоднозначно относятся к личности данного героя.

Построено произведение «Герой нашего времени» очень интересно, главы идут не по порядку жизни главного персонажа, а в разброс, что позволяет намного глубже проникнуться персонажем и его жизнью. Он повествует нам о том, что никогда в жизни не встречал любви, радости, дружбы, товарищества. Он давно привык к опасности, но не привык наслаждаться жизнью.

Несмотря на то, каким бы ужасным нам не показался Печорин, можно сказать, что он буквально ждал, когда его остановят, когда окажут достойное сопротивление. Несмотря на все, что он сделал, Печорин был ярким человеком, который точно выделялся из серой светской массы, он, несмотря на все, был самим собой и не следовал не за кем, делал только то, что сам считал нужным.

Читая это произведение, можно прийти к догадкам, что в Печорине будто жило два совершенно разных человека, один из которых делал отвратительные, низкие и гадкие поступки, ради того, чтобы как-то выкрутится в жизни, а второй осуждал и корил его за это.

Григорий долго и упорно искал в этом мире ласку, нежность, заботу, даже не учитывая всего того, что он совершил, его можно назвать «Героем нашего времени», так как он никогда не сдавался, никогда не останавливался на полпути. Печорин все произведение проходил через страшные пытки, недоверие, цинизм современного, на то время, общества.

Анализ произведения Герой нашего времени

Конечно, роман написан Лермонтовым в 1840 году, но действие, на мой взгляд, неспроста перенесено именно на начало века. Спустя век мы увидим подобную рефлексию в книгах творческих людей нового времени от Ремарка до Хэмингуэя, тоже переживших войну, тоже пытающихся понять суть своего времени.

Тем не менее, вернемся к Герою нашего времени – названию весьма самоуверенному, так как не каждый сподобится дать своему творению именно такое всеобъемлющее имя. Этот роман во многом отражает воззрения и биографию самого Лермонтова, то есть в какой-то степени он без преувеличения считал себя героем своего времени. Конечно, в какой-то степени чрезмерная самоуверенность, но с другой стороны Лермонтов подобно всякому достойному человеку и писателю писал, в том числе и книгу собственной жизни, и довольно умело, отсюда много драматичных эпизодов «Героя..» подобных биографии Лермонтова.

По форме роман состоит из двух частей и пяти глав, в которых мы узнаем историю офицера Печорина. По содержанию Лермонтов использует довольно оригинальные художественные приемы как-то описание главного героя через других, и использование дневника героя, благодаря чему книга приобретает лирическо-психологический аспект.

В целом, психология занимает довольно существенное пространство в книге. Печорин – глубокий и вдумчивый человек и его поведение обуславливается не только приличиями его времени, но и глубоким самоанализом, пониманием собственной сути. Да он циничен, когда ухаживает за Мери на зависть Грушницкому, но он понимает собственный цинизм и занимается этим делом с хладнокровием натуралиста, изучающего рефлексы лягушки на живом препарате. Собственно, из себя Печорин тоже делает такой препарат, который досконально исследует на практике и в этом его честность.

Полного накала этот (без преувеличения сказать) духовный поиск достигает в диалоге с сербом Вуличем и последующей поимкой казака. Вулич на себе доказывает собственную теорию, Печорин как бы следует за ним, тоже рискует собой, ради понимания этого мира.

Наверное, в подобном поиске и заключен основной смысл этого романа. Лермонтов описывает бытие человека, который не погружен в пучину бытовой банальности. Такой человек (лучший человек, герой того времени) смотрит на океан страстей сверху и пристально пытается понять всю глубину мира. Отсюда вполне логично заключить – этот герой не какого-то конкретного времени, речь на самом деле идет о герое – вне времени.

В своей книге Лермонтов воспевает героическое начало и человеческое достоинство как таковое, он ставит эти факторы превыше остальных и ему удается описать саму суть и нерв подобной личности. Удается по весьма простой причине – во многом он описывает собственное понимание мира, которое сам прожил и пропустил через себя.

История – забавная штука и хотя отсчет лет – только цифры, каким-то удивительным образом именно на начало столетий приходится период осознания людьми собственной эпохи и сути, рефлексии.

Анализ романа Герой нашего времени Лермонтова

Несколько интересных сочинений

Это очень описательная, красивая повесть. Она объединена, конечно, общей темой – рассказом о той самой стороне. Автор очень любит этот край. Это чувствуется и в самих описаниях, но Паустовский и прямо говорит, что это его «первая любовь»

Картина Голубятня, написанная в 1874 году прекрасным художником Василием Григорьевичем Перовым – настоящее произведение русского искусства.

Произведение Гроза А. Н. Островского была написана накануне отмены крепостного права в 1859 году. И стала первым знаком изменения эпохи.

На данный момент состояние окружающей среды оставляет желать лучшего. К числу серьезных проблем, определяющих сложившуюся ситуацию

Успешным может быть только тот человек, который достиг определенных результатов. Для этого важно уметь ставить цели. Они могут быть большими, глобальными или маленькими, промежуточными, характерными для какого-то этапа

Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов

Великий литературный гений М. Ю. Лермонтов известен не только как выдающийся поэт, но и гениальный писатель, создавший множество прозаических произведений. Одним из величайших произведений автора является его роман, в котором отображены исторические события того времени, психологизм героя, ставшего поистине ярким представителем той эпохи. Предлагаем краткий анализ произведения по плану, материал которого может пригодиться для работы на уроках литературы в 9 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Герой нашего времени.

Год написания – 1838 – 1840 гг.

История создания – Интересна сама история создания этого произведения. Когда автор, прочитав «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, вдохновившись его идеями, решил написать что-либо подобное, поражающее умы своих современников, Лермонтов создал «Героя нашего времени».

Тема – Темой своего романа автор решил взять противоречия души отдельного героя, ищущего смысл жизни.

Композиция – Особенности композиции романа состоят в том, что он создан из нескольких повестей, события которых не соблюдены в хронологической последовательности.

Жанр – Жанр «Героя нашего времени» можно отнести к психологически – социальному роману, в котором соединены несколько жанров – это и очерк, повесть, рассказ, новелла, объединенные в одно целое.

Направление – Романтизм.

История создания

Сама история создания «Героя нашего времени» не хранит точной документальной даты, когда этот роман был начат.

Автор долго думал над созданием романа, и работал над ним продолжительное время. Ему хотелось утвердиться на литературном поприще, создав произведение, которое смогло бы удивить его современников. Впечатления, произведенные на писателя от прочтения «Евгения Онегина» Пушкина, придали уверенности в собственных силах, и настроили на творческий лад.

Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла, и начал работу. Созданные части романа публиковались как отдельные произведения, полностью роман вышел в печать в 1840 году, что и стало годом написания.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Название книги автор сделал говорящим – “Герой нашего времени” В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства того поколения, собрав в нем характеристики молодых людей той эпохи – в этом смысл названия книги!

Основная тема «Героя нашего времени» – лишний человек. Печорин намного умнее и дальновиднее остальных, но в этом его беда. Окружающие его люди, может быть, не так умны и дальновидны, но они живут настоящими чувствами: они любят, страдают, сочувствуют. Печорин считает себя выше всего этого: он холодный, расчетливый и циничный молодой человек, не подвластный эмоциям.

Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» было создано в эпоху «безвременья». Социально – политическая подоплека этого романа ясно дает понять, что государство, уничтожившее деятельных и прогрессивных молодых людей, стремящихся к изменению устаревшего уклада жизни, в последующем поколении убило все стремления.

На смену деятельным декабристам, взывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях в служении родине, и пресыщенное светской жизнью.

Смысл «Героя нашего времени» – это показательное отображение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.

Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатии, так и симпатии к своей личности, в этом и проявился психологизм всего произведения в целом.

Композиция

Проводя в «Герое нашего времени» анализ произведения, необходимо разобрать композицию романа. Главная его особенность – хронологическая несогласованность эпизодов. Части романа следуют не по порядку, действия, которые в них происходят, совершенно непоследовательны. Таким выразительным способом автор выражает основную мысль романа. Такая неординарная идея автора приводит читателя к выводу, что судьба человека не зависит от окружающих событий и их последовательности, а находится в зависимости лишь от его разума.

Непоследовательное расположение каждой главы приводит к тому, что читатель раскрывает потаенные уголки души Печорина, проникается его сознанием, и глубиной его проблем.

В построении сюжета романа нет экспозиции, как и общей кульминации. Каждая из глав живет собственной жизнью, имея свое строение. В каждой отдельной повести существует своя кульминация, общей является лишь развязка, то есть, смерть главного героя.

Композиция романа очень сложная по своему построению, сочетание разных жанров повествования под одной «шапкой» стали новым шагом в литературном творчестве. Именно такое построение романа, глубокое и постепенное вникание в сущность Печорина, вызвало неподдельный восторг читающей публики.

Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни и целеустремленно следовать к цели.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Героя нашего времени».

Романтическое направление присутствует во всех повестях, его жанровое своеобразие, включающее в себя несоответствие хронологии, характеристика героя, данная с разных позиций – все это определяет произведение писателя как социально-психологический роман. В состав романа вошли повести разных жанров литературы, такие как: путевой очерк, где присутствуют элементы новеллы, и повести в виде дневника, и светская повесть. Ранее в русской литературе использовался такой метод – создание нескольких повестей, входящих в сборник под авторством одного рассказчика, Лермонтов преобразил и дополнил этот способ, преобразив цикл нескольких повестей в одно общее произведение. Так возник психологический роман.

Сочинение Анализ романа Герой нашего времени Лермонтова

Лермонтов известен мировой литературе не только как великий поэт, но и выдающийся прозаик, писавший повести и рассказы. Одним из его прозаических произведений является повесть «Герой нашего времени», написанная в период 1838-1840 г.

В повести писателя отображены исторические события той эпохи, психология «романтического героя», действительно ставшим знаковым героем своего времени. Писатель вложил особый смысл в название произведения. В лице Григория Печорина писатель отобразил мысли и чувства молодого поколения, жившего в то нелегкое время, их пресыщенность светской жизнью.

В произведении автора поднята тема лишнего человека, которым стал главный герой. Печорин – умный и образованный человек, он выделяется из общества тем, что намного дальновиднее и прозорливее своих современников, у него развито новое мышление, это человек нового поколения. Он стал циничным и расчетливым, пользуясь своим умом, ему нравится играть чувствами других людей.

Свое произведение писатель создал в эпоху «безвременья», когда жесткая государственная система уничтожила поколение, стремящееся к новому прогрессивному будущему, к изменению уклада старой жизни. После чего, следующее поколение разочаровалось в стремлении к высоким идеалам служения Отчизне. Появилось пустое, не думающее поколение, холодное и бездушное. Суть сочинения Лермонтова в том, чтобы показать ошибки того поколения грядущим потомкам. Это документальное отображение целой эпохи, с ее проблемами и ошибками.

В произведении писателя существуют особенности построения композиции: все части идут друг за другом, не соблюдая хронологической последовательности. Такая несогласованность глав произведения помогает читателю глубже понять характер главного героя, освещенный с разных сторон, и в различных ситуациях. Проблематика отношений главного героя с окружающим обществом полностью раскрывает черты его характера, высвечивая самые потаенные уголки души Печорина. Если сначала он вызывает у читателя негативное отношение к себе, то мере развития действия повести проявляются и иные стороны его характера, и Печорин где-то становится даже симпатичен.

Повесть Лермонтова, это действительный пример того, как умное и образованное поколение может прийти к бессмысленному существованию, потеряв смысл жизни, потеряв собственное «я». Повесть «Герой нашего времени» учит будущее поколение тому, что постоянно надо искать смысл жизни, и неуклонно двигаться к поставленным целям.

Сочинение 2

Как выглядит роман «Герой нашего времени»? Он не похож на другие произведения, которые доводится читать. Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи хорошо образованным в области литературы и наделенный значительной долей новаторского ума, прибегнул к специфичной форме циклизации повествования. Чтобы передать образ центрального персонажа, автор не ограничился сухим описанием его портрета и краткой биографией, которая бы объяснила причины его поступков.

Вместо этого Печорин представлен читателю сначала глазами сторонних наблюдателей. Одним из них стал близкий друг, несколько лет проживший с Печориным под одной крышей, старый сослуживец. Второй оказался совершенно посторонним человеком, увидевший Печорина, уже известного ему по рассказам, «свежим взглядом». Помимо этого, еще в предисловии к роману сам автор дает собственную оценку Печорину. Лермонтов не высказывает осуждения, даже приводит какие-то оправдания для ужасных поступков своего главного героя. Но весь роман шаг за шагом раскрывает, наглядно изображает сущего демона в личине человека.

Подобные образы в литературе на тот момент были весьма популярны, многие знаменитые зарубежные и российские писатели уже опубликовали произведения с подобными автопортретами. Львы светского общества, они не понаслышке сталкивались с неразделенной любовью красавиц и обманутым доверием друзей. Дуэли случались повсеместно.

Работая над романом, Лермонтов смешал несколько стилей: психологический, авантюрный, социальный, исповедальный. Произведение состоит из отдельных повестей, новелл, очерков, дневниковых записей. Хронология событий нарушена, вначале описываются последние события, давая читателю возможность увидеть главного героя в своей конечной форме. С середины произведения автор возвращается на несколько лет в прошлое, к условному началу, и раскрывает Печорина уже его собственными глазами, анализируя каждое действие и побудившие его к этому действию причины.

Такое пренебрежение хронологией не случайно. Основная цель произведения заключена в раскрытии образа главного героя, а не в последовательном изложении сюжетной линии. Сюжет второстепенен, как декорация в спектакле.

Итак, в первом кусочке романа, предисловии автора, Лермонтов призывает читателя сходу не осуждать главного героя, а сначала попытаться понять его внутренний мир.

Далее Максим Максимыч рассказывает историю из жизни Печорина, участником которой ему довелось стать самому. Он не скрывает, что в целом относится к своему сослуживцу тепло и с симпатией. И несмотря на то, что Печорин оказался виновником смерти молодой женщины и ее отца, старый вояка относится к нему все еще с сочувствием.

В следующем отрывке попутчик Максима Максимыча стал очевидцем их встречи. Максим Максимыч после долгой разлуки надеялся на теплую встречу с Печориным, но неожиданно для себя понял, что для Печорина их встреча менее желанна. На самом деле, Печорин не испытывал дружеской привязанности ни к кому, с кем бы ни сводила его судьба. Для него прожитые вместе с Максимом Максимычем года – всего лишь эпизод в насыщенной событиями жизни. После их расставания Печорин продолжил свой путь, в то время как его бывший товарищ испытал глубокое потрясение. Случайный попутчик, который и описал их встречу, отметил внутреннюю надломленность, возникшую после этой встречи в облике старого солдата. Так старый друг оказался еще одной жертвой «Героя нашего времени».

Читайте также:  Характеристика образа Печорин Григорий Александрович: сочинение

В следующей части произведения, «Тамань», описываются события, произошедшие до истории с Бэлой. Тут в роли автора повествования выступает сам Печорин. Его краткосрочное пребывание в Тамани и мимолетное увлечение юной красавицей вновь принесли несчастье окружающим – та самая красавица и ее возлюбленный вынуждены покинуть привычное место и пуститься в скитания, а слепой мальчик оказался один на пустом берегу, лишенный друзей и постоянного заработка.

«Княжна Мэри» написана в виде дневника. В новое увлечение Печорина вмешивается его собственное прошлое. Печорин играючи влюбляет в себя юную красавицу Мэри, от его руки в дуэли погибает юнкер Грушницкий. Встреча с Верой, бывшей возлюбленной Печорина, пробуждает в нем прежнее чувство. Кажется, в ней заключен смысл того, что он так долго искал на протяжении жизни. Он готов все бросить, начать жизнь с чистого листа вместе с Верой. Но Вера уже замужем за другим, и вместе с мужем она покидает город. Печорин тщетно пытается догнать ее. Теперь он сам стал жертвой рока. Он обречен жить, не зная счастья, и причинять страдания окружающим.

В заключительной части, «Фаталист», краски сгущаются настольно, что Печорин кажется воплощением дьявола. Сохранив внешнюю привлекательность, он будто получил сверхъестественные силы. По его слову жизнь человека оказывается предрешенной.

Кто-то считает Печорина человеком, который не сумел найти себе место в жизни. Кто-то считает его обычным молодым дворянином, каких множество. Лермонтов категорично рассуждает, у людей, подобных Печорину, изначально не может быть места в мире. О гибели самого Печорина вскользь упоминается в середине произведения. Осталось неизвестным, где и как это произошло, его смерть просто неважна.

Анализ Герой нашего времени

Произведение Лермонтова, ан мой взгляд, является во многом бравадой и отражение собственных взглядов писателя. Без лишнего стеснения Лермонтов называет книгу о человеке, который по многим биографическим параметрам похож на него самого – Герой нашего времени. При этом сам герой оказывается в действительности за пределами времени, Печорин для своего времени – лишний человек, он не совсем этому времени нужен.

Наверное, не следовало бы отрицать возможность Лермонтова к саморефлексии, если бы эпизоды произведения не отражали столь существенно детали из биографии самого автора. К примеру, как известно, Лермонтов тоже однажды подобно Печорину стрелял вверх на дуэли.

Несет ли этот эпизод смысловую нагрузку в самом произведении? Не особенно, по большей части мы видим дополнение к портрету героя, но не особенно нужное. Печорин – пацифист, фаталист – не понятно и в самом итоге.

Безусловно, он искатель, но искатель, который в итоге ничего не смог отыскать. Произведение обрывается без какого-либо существенного вывода, даже эпизод с сербом и казаком ничего не привносит, мы только видим, как Печорин реагирует на ситуацию и потом не может понять быть ли ему фаталистом. При этом он довольно явно видит перед собой признаки в глазах Вулича и его предчувствие не обманывает его.

Тем не менее, автор сводит возможность зрелого рассуждения к банальной речи Максима Максимовича о возможностях осечек и подобном. Такой диалог явно примитивизирует все повествование и завершает роман чем-то наподобие «есть много на свете друг Гораций..».

Конечно, есть многое на свете, есть дуэли и есть человеческие отношения. Только вот, когда мы рассматриваем книгу Герой нашего времени, то хотелось бы получить более-менее отрефлексированное понимание этого самого героя. Да и вообще фигуру именно героя, а не типичного представителя.

Для Лермонтова, а точнее Печорина бытие героем заключается именно в типичности его поведения. Да он не такой как остальные, но в силу обстоятельств, по сути, он просто вспыльчивый офицер, который от скуки и бравады начинает развлекать себя вмешательством в судьбы людей.

Превосходит ли себя или обстоятельства Печорин в героическом подвиге? На мой взгляд, – не превосходит. Даже наоборот.

Вариант 4

«Герой нашего времени», первый в русской прозе лирико-психологический роман. Многие исследователи творчества Лермонтова и его современники видели в главном герое Печорине самого автора.

Главный герой романа прапорщик Печорин, пытается разгадать смысл жизни, в то же время его тяготит скука земного существования, тем самым бесцельно проживает он свои годы. Тут выступает феномен лишнего человека в русской литературе. Феномен этот характерный для произведений русских писателей середины XIX века. Как правило, это человек значительных способностей, который не может реализовать свои способности в жизни. К типичным чертам лишнего человека относятся: душевная усталость, глубокий скептицизм, общественная пассивность и т. д.

Возможно, Лермонтов писал своё произведение под впечатлением от другого романа эпохи, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Там тоже описан молодой человек, дворянин, разочарованный жизнью. Героя Лермонтова можно отнести к байроническому герою эпохи романтизма. Этот тип героя описан лордом Байроном в его «Паломничестве Чайльд Гарольда». Герой такого типа производят неизгладимое впечатление на окружающих, он умён и в то же время загадочны (замкнуты) и харизматичны. Такие герои вступают в конфликт с обществом, ставя себя выше его. В таких людях присутствует «тёмная сторона» души. У Печорина так же есть эта сторона и за частую, она берёт вверх. Отчасти Лермонтовым воплощён некий демонизм главного героя. В полной мере это свойство воплощается в лермонтовском «Демоне». Когда однажды Лермонтова спросили, кого он изобразил в «Демоне», тот ответил, «Самого себя!».

Всё навивает на Печорина скуку, он общается с людьми, ходит на балы, стреляется на дуэлях, но всё это для того, что бы развлечь себя от повседневности. Любовь для него так же предмет для развлечения и самоутверждения над другими, показать Грушницкому своё доминирование. С Грушницким они были в прошлом друзьями. Это так же показывает пренебрежительное отношение Печорина и к дружбе. История любовного треугольника, Печорин Мери Грушницкий заканчивается трагично, дуэлью и смертью Грушницкого.

В то же время Печорин мечется в поисках смысла жизни и сталкивается с непониманием общества.

По мнению писателя Владимира Набокова, герой Печорина как и сам Лермонтов это Гамлет и Дон Жуан в одном лице который «не в ладах и с раем, и с адом, и с богами, и с людьми».

Суть роман «Герой нашего времени», отображение молодого светского офицера «николаевской эпохи» и нравов общества. Само общество противоречиво, погрязло в интригах и сплетнях, единственное, что выделяет Печорина из этого социума это поиск истины. Он презирает его, но в то же время играет по правилам этого общества.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Большинство своих произведений Шукшин писал не только о деревне, но и деревенских жителях. И рассказ «До третьих петухов» не является исключением. Здесь рассказывается обо всех традициях, которые соблюдаются русским человеком.

Роман «Евгений Онегин» является центральным произведением в творческом пути Александра Сергеевича Пушкина. Он создал самое крупное произведение художественной литературы в стихах

Наверное, каждый человек, когда достигает какого-то возраста, начинает задумываться над тем, кто он есть на самом деле, что ему нужно сделать, чтобы чего-то добиться в жизни, а также ему нужно понять что ему ценно

Александр Блок, как и многие поэты, был чуток и восприимчив к окружающему миру. Он искал смысл, глубину жизни в целом. При этом пытался донести свои мысли так, чтобы читатель задумался

Многие произведения Астьфьева автобиографичные. Он писал книги для детей, в которых описывал события, произошедшие с ним в деревне. Писатель обращал много внимания на формирование личности, взросление ребёнка, складывание его характера.

Анализ «Героя нашего времени» Лермонтова

Автор: Guru · Опубликовано 13.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Михаил Лермонтов сочетал в себе редкие дарования: виртуозное стихосложение и мастерство прозаика. Его роман известен ничуть не меньше, чем его лирика и драма, а может и больше, ведь в «Герое нашего времени» автор отразил болезнь целого поколения, исторические особенности своей эпохи и психологизм героя-романтика, ставшего голосом своего времени и самобытным проявлением русского романтизма.

История создания

Создание романа «Герой нашего времени» покрыто тайной. Нет ни одного документального подтверждения точной даты начала написания этого произведения. В своих записках и письмах писатель умалчивает об этом. Принято считать, что окончание работы над книгой датируется 1838 годом.

Первыми были «Бэла» и «Тамань». Дата выпуска этих глав приходится на 1839 год. Они, как самостоятельные повести, публиковались в литературном журнале «Отечественные записки» и имели огромный спрос у читателей. В феврале 1840 появляется «Фаталист», в конце которой редакторы обещают скорый выход целой книги Лермонтова. Автор дописал главы «Максим Максимыч» и «Княжна Мэри» и в мае того же года выпустил роман «Герой нашего времени». Позднее он еще раз издал свой труд, но уже с «предисловием», в котором дал своеобразный отпор критике.

Изначально М.Ю. Лермонтов не задумывал данный текст как что-то целостное. Это были своего рода путевые заметки, со своей историей, на которые его вдохновил Кавказ. Только после успеха повестей в «Отечественных записках» писатель дописал еще 2 главы и соединил все части общим сюжетом. Следует отметить, что писатель очень часто бывал на Кавказе, поскольку с детства здоровье его было слабым, и бабушка, опасаясь смерти внука, часто привозила его в горы.

Смысл названия

Заглавие уже вводит читателя в курс дела, открывая истинные замыслы художника. Лермонтов с самого начала предвидел, что критики сочтут его произведение личным откровением или же банальной беллетристикой. Поэтому он решил сразу же обозначить суть книги. Смысл названия романа «Герой нашего времени» заключается в том, чтобы заявить тему произведения – изображение типичного представителя 30-х годов 19 века. Произведение посвящено не личной драме какого-то выдуманного персонажа, а тому, что чувствовало целое поколение. Григорий Печорин вобрал в себя все тонкие, но аутентичные для молодых людей той эпохи, характеристики, позволяющие понять атмосферу и трагедию личности того времени.

О чем книга

В романе М.Ю. Лермонтова ведется повествование о жизни Григория Печорина. Он – дворянин и офицер, о нем мы впервые узнаем «из уст» Максима Максимыча в главе «Бэла». Старый солдат поведал читателю об эксцентричности своего молодого приятеля: всегда добивается своих целей, чего бы ему это не стоило, при этом не боится общественного осуждения и даже боле серьезных последствий. Выкрав прекрасную горянку, он жаждал ее любви, которая со временем зародилось в сердце Бэлы, другой вопрос, что Григорию это стало уже не надо. Своим безрассудным поступком он в один миг подписал смертный приговор девушке, ведь позднее Казбич в порыве ревности, решает увезти красавицу от похитителя, а когда поймет, что с женщиной в руках ему не уйти – смертельно ранит ее.

В главе «Максим максимыч» раскрывается холодность и чувственный барьер Григория, которые он не готов переступить. Печорин очень сдержанно приветствует старого друга — штабс-капитана – чем очень сильно огорчает старика.

Глава «Тамань» приоткрывает завесу совести героя. Григорий искренне раскаивается, что влез в дела «честных контрабандистов». Волевая сила характера так же показана в этом фрагменте в момент борьбы в лодке с Ундиной. Наш герой любознателен и не хочет оставаться в неведение дел, происходящих вокруг него, именно поэтому он следует за слепым мальчиком посередине ночи, допрашивает девушку на предмет ночных деяний ее бадны.

По-настоящему таинства души Печорина открываются в части «Княжна Мэри». Здесь он подобно Онегину, что от скуки «волочился» за дамами, принимается разыгрывать пылкого влюбленного. Смекалка и чувство справедливости героя в момент дуэли с Грушницким поражают читателя, ведь в холодной душе живет и жалость, Григорий давал шанс товарищу на раскаяние, но тот его упустил. Главная линия в этой главе — любовная. Мы видим героя любящим, все-таки он умеет чувствовать. Вера растопила все «льды», заставив старые чувства загореться еще ярче в сердце избранника. Но жизнь его не создана для семьи, его образ мыслей и свободолюбие косвенно влияют на исход отношений с возлюбленной. Всю жизнь Печорин разбивал сердца молоденьких дам, а теперь он получает от судьбы «бумеранг». Она не уготовила для светского франта семейного счастья и тепла домашнего очага.

В главе «Фаталист» ведутся рассуждения о предначертании человеческой жизни. Печорин вновь проявляет мужество, проникая в дом к казаку, зарубившему шашкой Вулича. Здесь нам представлены размышления Григория о судьбе, о предопределении и о смерти.

Основные темы

Лишний человек. Григорий Печорин — умный, интеллигентный юноша. Он не показывает эмоциональности, как бы сильно сам не захотел этого. Холодность, расчетливость, циничность, умение анализировать все свои поступки – эти качества выделяют молодого офицера из всех персонажей романа. Он всегда в окружении какого-либо общества, но всегда там «чужой». И дело не в том, что героя не принимает высший свет, отнюдь, он становится объектом внимания каждого. Но он сам себя отодвигает от окружения, и причина кроется в его развитии, которое ушло дальше «века сего». Склонность к анализу и трезвому рассуждению – вот, что поистине выдает в Григории личность, а, значит, и объяснение его неудач в «социальной» сфере. Люди, которые видят больше, чем мы хотим показывать, нам никогда не понравятся.

Печорин сам признается, что избалован высшим светом, в нем же и причина пресыщения. После освобождения от опеки родителей Григорий, как и многие молодые люди любого времени, начинает изучать удовольствия жизни, доступные за деньги. Но нашему герою быстро наскучивают эти развлечения, разум гложет скука. Ведь и княжну Мэри он влюбляет в себя ради потехи, ему это было не нужно. От скуки Печорин начинает играть в крупные «игры», невольно разрушая судьбы людей вокруг себя. Так, Мэри остается с разбитым сердцем, Грушницкий убит, Бэла стала жертвой Казбича, Максим Максимыч «обезоружен» холодностью героя, «честным» контрабандистам приходится покинуть любимый берег и оставить слепого мальчика на волю судьбы.

Судьба поколения

Роман был написан в период «безвременья». Тогда потеряли смысл светлые идеалы деятельных и активных людей, которые мечтали изменить страну к лучшему. Государство в ответ надругалось над этими благами намерениями и показательно наказало декабристов, поэтому вслед за ними пришло потерянное поколение, разочаровавшееся в служении родине и пресыщенное светскими увеселениями. Их не могли удовлетворить врожденные привилегии, они же прекрасно видели, что все остальные сословия прозябают в невежестве и нищете. Но помочь им дворяне не могли, с их мнением не считались. И в лице своего героя Григория Печорина М.Ю. Лермонтов собирает пороки той апатичной и праздной эпохи, не случайно роман назван «Герой нашего времени».

Юноши и девушки получали должное воспитание и образование, но реализовать свои возможности было невозможно. Из-за этого молодость их проходит не за удовлетворением амбиций путем достижения целей, а за постоянными весельями, отсюда и берет начало пресыщение. Но Лермонтов не корит своего героя за его действия, задача произведения состоит в другом – писатель старается показать, как Григорий пришел к такому положению дел, он старается показать психологические мотивы, по которым персонаж действует тем или иным образом. Конечно, ответом на вопрос является эпоха. После неудач декабристов, казней лучших представителей общества молодые люди, на глазах которых вершилось подобное, никому не верили. Их приучили к хладности разума и чувств, сомнению во всем. Люди живут, оглядываясь по сторонам, но при этом, не выказывая виду. Эти качества и вобрал в себя герой романа М.Ю. Лермонтова — Печорин.

В чем смысл?

Когда читатель впервые знакомится с Печориным, у него появляется антипатия к герою. В дальнейшем эта неприязнь уменьшается, нам раскрываются новые грани души Григория. Его действия оценивает не автор, а рассказчики, но и они не судят юного офицера. Почему? В ответе на этот вопрос и кроется смысл романа «Герой нашего времени». М.Ю. Лермонтов своим произведением дает отпор николаевскому времени, а через образ лишнего человека показывает, к чему человека приводит «страна рабов, страна господ».

Читайте также:  Основной конфликт Песни про купца Калашникова М. Ю. Лермонтова: сочинение

Кроме того, в произведении автор в подробностях описал романтического героя в российских реалиях. Тогда это направление было популярно в нашей стране, поэтому многие художники слова пытались воплотить свежие тенденции в искусстве и философские веяния в литературе. Отличительной чертой новаторского мотива был психологизм, которым как раз и прославился роман. Для Лермонтова образ Печорина и глубина его изображения стали необыкновенной творческой удачей. Можно сказать, что идеей книги является психоанализ его поколения, завороженного и вдохновленного романтизмом (статья «Что такое романтизм» подробнее расскажет вам об этом).

Характеристика главных героев

  1. Княжна Мэри – не обделенная красотой девушка, завидная невеста, любит мужское внимание, хоть и не выдает этого желания, в меру горда. Прибывает с матерью в Пятигорске, где и знакомится с Печориным. Влюбляется в Григория, но безответно.
  2. Бэла – черкешенка, дочь князя. Ее красота не похожа на красоту девушек высшего света, это что-то необузданное и дикое. Печорин замечает прекрасную Бэлу на свадьбе у князя и тайком крадет ее из дома. Она горда, но после долгих ухаживаний Григория ее сердце оттаяло, позволив любви овладеть им. Но ему она уже стала не интересна, ведь только запретный плод действительно сладок. Погибает от руки Казбича. Женские образы в романе «Герой нашего времени» мы описали в сочинении.
  3. Вера – единственный человек, который любит Печорина таким, какой он есть, со всеми недостатками и странностями. Когда-то Григорий любил ее в Петербурге, и, встретив снова в Пятигорске, вновь испытывает к Вере теплые и сильные чувства. Она же имеет сына и была дважды замужем. Второму мужу в порыве переживаний на фоне дуэли Печорина с Грушницким она рассказывает о ее связи с Григорием. Супруг увозит Веру, а любовник сгорает в бесплодных попытках догнать возлюбленную.
  4. Печорин – молодой офицер, дворянин. Григорию было дано блестящее образование и воспитание. Он эгоистичен, холоден сердцем и разумом, анализирует каждое действие, умен, красив и богат. Доверяет только себе, он разочарован в дружбе и браке. Несчастен. Подробнее его образ Печорина разобран в сочинении на эту тему.
  5. Грушницкий – молодой юнкер; эмоционален, страстен, обидчив, глуп, тщеславен. Его знакомство с Печориным происходит на Кавказе, подробности этого в романе умалчиваются. В Пятигорске вновь сталкивается со старым приятелем, на этот раз у молодых людей одна узкая дорога, с которой кому-то придется сойти. Причиной ненависти Грушницкого к Григорию стала княжна Мэри. Даже подлый план с незаряженным пистолетом не помогает юнкеру избавиться от соперника, и он погибает сам.
  6. Максим Максимыч – штабс-капитан; очень добрый, открытый и умный. Знакомится с Печориным во время службы на Кавказе и искренне полюбил Григория, хотя и не понимал его странностей. Ему 50 лет, холостяк.

Герои-двойники в романе

В романе «Герой нашего времени» представлено 3 двойника главного героя – Григория Печорина – Вулич, Вернер, Грушницкий.

С Грушницким нас знакомит автор в начале главы «княжна Мэри». Данный персонаж всегда находится в игре «трагического спектакля». На каждый вопрос он всегда имеет заготовленную красивую речь, сопровождающуюся жестами и жизнеутверждающей позой. Как ни странно, именно это и делает его двойником Печорина. Но поведение юнкера, скорее, пародия на поведение Григория, нежели его точная копия.

В этом же эпизоде читатель знакомится с Вернером. Он врач, его взгляды на жизни весьма циничны, но основаны они не на внутренней философии, как у Печорина, а на врачебной практике, которая явственно говорит о смертности любого человека. Мысли молодого офицера и врача похожи, что и зарождает дружбу между ними. Доктор, как и Григорий, скептик, причем его скепсис гораздо сильнее Печоринского. Чего не скажешь о его цинизме, который только «на словах». Герой достаточно холодно относится к людям, он живет по принципу «а вдруг завтра умрешь», в общении с окружением выступает в роли покровителя. В руках у него зачастую оказываются «карты» человека, расклад которых делать ему, ведь он отвечает за жизнь пациента. Так же и Григорий играет судьбами людей, но ставит на кон и свою жизнь.

В главе «Фаталист» появляется Вулич, который верит в предрешенность судьбы, играя с заряженным пистолетом. Печорин пророчит ему смерть, но оружие дает осечку, что очень удивляет Григория, ведь печать смерти была так явственна на челе офицера. Ночью последнего зарубит шашкой пьяный казак. Знаток предопределения является двойником Печорина потому, что юный офицер так же позднее испытает свою судьбу и так же останется жив после выстрела, но умрет позднее в дороге. Складывается впечатление, что он пошел по следам смерти, оставленным Вуличем. Подробнее об этом мы написали в сочинении «Двойники Печорина».

Проблемы

  • Проблема поиска смысла жизни. На протяжении всего романа Григорий Печорин ищет ответы на вопросы бытия. Герой чувствует, что не достиг чего-то высокого, но вот вопрос, чего? Он старается заполнить свою жизнь интересными моментами и интригующими знакомствами, испытать весь спектр своих возможностей, и в этих стремлениях к самопознанию губит других людей, поэтому теряет ценность собственного существования и бездарно тратит отведенное время.
  • Проблема счастья. Печорин в своем журнале напишет, что удовольствие и настоящее чувство счастья – насыщенная гордость. Он не приемлет легкодоступность. Несмотря на то, что он имеет все аспекты для насыщения своей гордости – он несчастен, поэтому герой и пускается во всякие авантюры, надеясь хоть в этот раз достаточно потешить свое самолюбие, чтобы стать счастливым. Но становится лишь удовлетворенным, и то ненадолго. Истинная гармония и радость ускользают от него, так как Григорий отрезан обстоятельствами от созидательной деятельности и не видит ценности в жизни, как и возможности проявить себя, принести обществу пользу.
  • Проблема безнравственности. Григорий Печорин был слишком рьяным циником и эгоистом, чтобы остановить себя в игре с человеческими жизнями. Мы видим постоянные размышления героя, он анализирует каждое действие. Но находит, что ни к любовному счастью, ни к крепкой долговременной дружбе не способен. Его душа наполнена недоверчивостью, нигилизмом и усталостью.
  • Социальная проблематика. Например, очевидна проблема несправедливого политического строя. Через своего героя М.Ю. Лермонтов передает потомкам важный посыл: личность в условиях постоянных ограничений и жесткой деспотичной власти не развивается. Писатель не судит Печорина, его цель показать, что таковым он стал под влиянием времени, в котором родился. В стране с огромным количеством нерешенных социальных вопросов такие явления – не редкость.

Композиция

Повести в романе «Герой нашего времени» расположены не в хронологическом порядке. Сделано это для того, чтобы более глубоко раскрыть образ Григория Печорина.

Так, в «Бэле» рассказ ведется от лица Максим Максимыча, штабс-капитан дает свою оценку молодому офицеру, описывает их взаимоотношения, события на Кавказе, приоткрывая одну часть души приятеля. В «Максим Максимыче» повествователем выступает офицер, в разговоре с которым старый солдат и вспоминал Бэлу. Здесь мы получаем описания внешности героя, поскольку видим его глазами чужого человека, который, естественно, сначала сталкивается с «оболочкой». В «Тамани», «Княжне Мэри» и «Фаталисте» о себе рассказывает сам Григорий – это его путевые заметки. В этих главах подробно описаны его душевные перевороты, его мысли, чувства и желания, мы видим, почему и как он приходит к тем или иным поступкам.

Интересно, что роман начинается с рассказа о событиях на Кавказе и заканчивается там же – кольцевая композиция. Автор сначала демонстрирует нам оценку героя чужими глазами, а потом уже раскрывает особенности устройства души и разума, найденные в результате самоанализа. Повести выстроены не в хронологическом, а в психологическом порядке.

Психологизм

Лермонтов открывает читателям глаза на внутренние составляющие души человека, мастерски анализируя личность. Необычной композицией, сменой повествователя, героями-двойниками автор раскрывает таинства сокровенного внутреннего мира героя. Это и называется психологизмом: повествование направлено на то, чтобы изобразить личность, а не события или явление. Акцент смещается с действия на того, кто его выполняет и на то, зачем и почему он это делает.

Лермонтов считал бедой начала 19 века робкое молчание людей, напуганных последствиями декабристского восстания. Многие были недовольны, но снесли обиду и не одну. Кто-то терпеливо страдал, а кто-то даже не подозревал о своих несчастьях. В Григории Печорине писатель воплотил трагедию души: отсутствие реализации своих амбиций и нежелание за нее бороться. Новое поколение разочаровалось в государстве, в обществе, в себе, но даже не попробовало что-то изменить к лучшему.

Анализ романа Герой нашего времени

«Герой нашего времени» – роман М. Ю. Лермонтова, в котором отразились его фаталистические искания. Состоит роман из нескольких частей, объединённых общими героями. Это первый в России лирико-психологический роман со сложной структурой.

Композиция и сюжет

Части («главы») романа расположены так, что их хронологический порядок нарушен. Это сделано намеренно. В частности, это позволяет рассмотреть главного героя – Печорина – сначала глазами стороннего человека, Максима Максимыча, а затем раскрыть его внутреннюю сущность – через его журнал.
Вот как расположены части:

Часть первая:
1. Бэла;
2. Максим Максимыч;
Журнал Печорина:
1. Предисловие;
2. Тамань;

Часть вторая (окончание журнала Печорина):

1. Княжна Мэри;
2. Фаталист.

А вот как события разворачиваются в хронологическом порядке:

1. Тамань;
2. Княжна Мэри;
3. Бэла;
4. Фаталист;
5. Максим Максимыч;
6. Предисловие к журналу Печорина.

В рассказе «Бэла», в котором повествование ведётся от лица Максима Максимыча, Печорин, служащий на Кавказе, крадёт лошадь местного жителя, а затем похищает дочь местного князя. Его другом и пособником является Азамат, а хозяином лошади – Казбич. После похищения следует целый ряд драматических событий: горцы поднимают бунт, Азамат уходит из семьи, Казбич находит Бэлу и убивает её и её отца.

В следующем рассказе «Максим Максимыч» тот же рассказчик встречается с Печориным, однако они быстро расходятся. Рассказчик пытается разгадать внутренний мир Печорина, опираясь на внешние признаки.

В повести «Тамань» фигурирует уже сам Печорин. Он описывает, как случайно наткнулся на контрабандистов. Едва оставшись в живых и при этом чуть не распугав «честных контрабандистов», он не корит судьбу за то, что она забросила его в это место.

«Княжна Мэри» рассказывает о жизни Печорина в Пятигорске, куда он приехал лечиться на воды. Там он увидел княгиню Лиговскую и её дочь, называемую на модный манер Мэри. Там же он встречает и своего знакомого Грушницкого; тот – позёр, карьерист и эгоист, полная противоположность Печорина. В Печорина влюбляется Мэри, однако впоследствии он ей отказывает. Поссорившись с Грушницким, он убивает его на дуэли, за что его ссылают в далёкую крепость; в ней-то он и знакомится с Максимом Максимычем.

«Фаталист» – наверное, наиболее загадочная часть романа. В казачьей станице собрались офицеры, которые коротают время за картами в одном доме. Среди них Печорин и Вулич – офицер-серб. Вулич является ярым фаталистом, он верит в судьбу и убеждён, что всё «написано на небесах». В доказательство своей теории он выстреливает из заряженного пистолета в себя, но тот даёт осечку. Чтобы подразнить Вулича, Печорин ему говорит, что видит на его лице некие «знаки смерти». Разъярённый Вулич не верит ему и уходит к себе. Однако вскоре становится известно, что по дороге домой он был убит пьяным солдатом.

Композиция романа необычна не только в силу указанного расположения повестей. Если приглядеться к ней, то можно заметить, что в романе отсутствует завязка. Произведение состоит из отдельных рассказов и повестей, которые являются как бы кульминациями повествования. Завязкой мог бы, к примеру, служить рассказ о том, как Печорин приезжает на Кавказ для прохождения службы, но ничего подобного здесь нет. А вот развязка у романа есть – ею служит сообщение о том, что Печорин умер. Это показывает, что «Герой нашего времени» – всё-таки единое произведение, а не просто сборник коротких рассказов об одном человеке. Выходит, что композиция романа состоит из нескольких кульминаций и развязки. Видимо, «завязка» автором как бы подразумевалась – ею, по-видимому, служили известные исторические события (восстание декабристов, неудачная попытка смены власти и появление вследствие этого целого пласта «лишних людей»).

Но и с расположением частей романа не всё ясно до конца. Кроме двух упомянутых расположений (фактического и хронологического) можно отметить и третье – по времени их создания. Это тоже может иметь определённый смысл, однако точных сведений об этом у исследователей нет. Предполагается, что первой была «Тамань», потом «Бэла», затем «Фаталист» и «Максим Максимыч».

Проблематика

Центральный персонаж романа – это, конечно же, Печорин. Это личность эпохальная, знаменующая собой целый тип личности. Поведение и характер его противоречивы и загадочны, они не подчиняются общепринятой логике. Он может жаловаться на испортившуюся погоду, а через некоторое время отчаянно рвётся в бой. Он противостоит окружающему миру и обществу, однако постоянно становится причиной неких громких потрясений, часто даже не желая этого. Это личность деятельная, но нередко его действия имеют одну цель, но приводят к совершенно другим результатам; так, кража коня и похищение любимой девушки на Кавказе приводят к бурному развитию драматических событий и их кровавому окончанию (несмотря на то, что подобные происшествия на Кавказе – дело вполне обычное). Посмеявшись над ярым фаталистом и желая его поддеть, он совершенно точно предсказывает его судьбу.

В образе Печорина отразились особенности молодёжи «последекабристского» времени. В ту пору прогрессивными умами владело отчаяние и разочарование в действительности. Однако провал был заметен только внешне, в глубине общества же шли существенные перемены.

Печорин на протяжении его романа сталкивается с судьбой. С ней у него весьма сложные отношения. Ведь она ему преподносит те или иные сюрпризы, которые он принимает как должное, он иной раз даже благодарит её. Вместе с тем он не оставляет попыток побороться с ней, испытать её и вместе с тем испытать себя на прочность. Печорин – один из тех молодых людей, которые сражаются и рискуют жизнью даже не столько ради каких-то значимых подвигов, сколько из любви к острым ощущениям. Бездеятельная жизнь раздражает его, и он совершает подчас безрассудные поступки, чтобы ощутить вкус настоящей жизни и борьбы.

Таким образом, Печорин сочетает в себе черты «байронического» героя и «лишнего человека», не нашедшего себе места в новом (точнее, в «новом старом») обществе. Подобное отношение проявляли к нему и реакционные критики. К примеру, Фаддей Булгарин считал Печорина личностью, не типичной для русского общества; он называл его эгоистом, а в появлении таких настроений винил «загнивающий запад». Реакционные критики утверждали, что называть Печорина «героем нашего времени» – это то же самое, что оскорбить Россию; самого героя они называли человеком развратным. Между тем прогрессивная критика отмечала, что трагедия Печорина – это трагедия всего передового русского общества.

Печорин – это ещё и некая «усовершенствованная» версия Евгения Онегина. Об этом говорит даже фамилия героя. Печора – река более северная, чем Онега, притом горная; таков и Печорин по отношению к Онегину – более мрачный, более печальный и более бурный и деятельный. Известно, что в черновиках Лермонтов, описывая Печорина, однажды случайно написал «Евгений», потом зачеркнул и исправил на «Григорий». Лермонтов действительно вдохновлялся Онегиным, который был одним из любимых его персонажей. Это также байронический герой и в определённой степени «лишний человек»; светское воспитание и постоянные развлечения повергли его в депрессию, из-за чего он решил покинуть общество и отправиться в деревню. Но Онегина нельзя назвать трагичной фигурой, так что Печорин является его дальнейшим развитием.

Смысл названия романа

Несмотря на то, что реакционные критики осудили такое название романа и посчитали его скандальным, сам Лермонтов в предисловии к произведению рассказал, почему он выбрал именно такое заглавие. По его словам, Печорин, будучи «героем нашего времени» (то есть 1830-х годов), воплотил в себе все пороки, которые имели место среди молодых людей тех лет. То есть в названии произведения имелся некий сарказм, которого реакционные критики так и не заметили.

Ссылка на основную публикацию
×
×