Тема трагической любви в творчестве Куприна (Олеся, Гранатовый браслет): сочинение

Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)

Тема любви часто затрагивается в творчестве А.И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «Олеся» и «Гранатовый браслет».
Повесть «Олеся» – раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
Олеся – человек чистой души. Она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
Олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. Иван Тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. Между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем помогает раскрыть сущность их характеров. Перед нами предстает драма неравной любви персонажей. Олеся – девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей душой. Искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. Иван Тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. Иван Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором. Иван Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.
Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, безусловной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, но с самого начала у читателя создается впечатление, что героиня его не любит.
Спокойное течение жизни этих персонажей нарушают только письма от анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г.С.Ж. Брат героини презрительно относится к браку, не верит в любовь, поэтому он готов прилюдно высмеивать этого незадачливого Г.С.Ж. Но, присмотревшись повнимательней, читатель понимает, что только этот тайный поклонник княгини Веры является подлинным сокровищем среди пошлых, разучившихся любить людишек. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», – такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
Поклонником Веры Николаевны оказывается мелкий чиновник Желтков. Однажды в его жизни произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел – слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
От самого героя мы узнаем, что чувство это – не следствие душевной болезни. Ведь в ответ на свои эмоции ему не нужно было ничего. Пожалуй, это абсолютная, безусловная любовь. Чувства Желткова настолько сильны, что он добровольно уходит из жизни, лишь бы не мешать Вере Николаевне. Уже после смерти героя, под самый конец произведения, княгиня начинает смутно осознавать, что не сумела вовремя разглядеть в своей жизни что-то очень важное. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Но, пожалуй, только лишь это чувство способно придать смысл человеческому существованию. Можно сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Сильные люди (такие как Желтков, Олеся) благодаря этому чувству начинают светиться изнутри, они способны нести любовь в своем сердце, не смотря ни на что.

Тема трагической любви в произведениях А.И.Куприна (Куприн А. И.)

“Всякая любовь страшна.Всякая любовь-трагедия”,-писал знаменитый

ирландский поэт Оскар Уайльд. Ведь и правда,любовь -это не всегда светлое и бескорыстное чувство, но и порой настоящее горе. Одних она окрыляет,делает счастливыми,а другие мучаются и страдают из-за неё. В творчестве Александра Ивановича Куприна тема любви является одной из важнейших. Однако,в большинстве случаев это чувство разрушает жизни героев.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Тема трагической любви ярко отражена в таких произведениях,как “Олеся” и “Гранатовый браслет”. Давайте рассмотрим их поближе.

“Олеся”-это одно из самых первых и любимых произведений писателя.В основе сюжета этой повести лежит история любви между Иваном Тимофеевичем,молодым барином, и Олесей,юной колдуньей. Познакомились герои совершенно случайно. Именно тогда Ивана привлекли «цельная, самобытная натура,ум» в юной девушке,поэтому барин начинает навещать её все чаще и в итоге влюбляется. Олеся разделяла симпатию героя,хоть и знала,что обрекает себя на несчастье .Романтические чувства,вспыхнувшие в душе молодых людей,были обречены еще с самого начала.Я считаю,что причина этому-разные социальные статусы героев. Иван Тимофеевич-образованный дворянин,который проживал в городе. Олесю же воспитала сама природа,она была не адаптирована в обществе. Героиня была готова на любые жертвы ради любимого человека.Преодолевая страх,она решила приобщиться к социуму. Девушка отправляется в церковь,но крестьяне приняли её поступок за кощунство,потому что считали её ведьмой, и после службы сильно избили . Так в конце произведения любовь героев обращается в трагедию:униженная Олеся вместе с Мануйлихой навсегда покидает деревню.А.И.Куприн выражает мысли о том,что Иван ,выросший в обществе,в котором царствуют деньги и жестокость,не в состоянии принять образ жизни своей возлюбленной,именно поэтому их отношения несли такой трагичный характер.

По мнению К.Паустовского, “Гранатовый браслет”-это одно из самых благоуханных и печальных рассказов о любви. В этом произведение речь идёт о безответных чувствах Георгия Желткова к замужней Вере Шеин. Героя ничего не интересовало в жизни,он существовал только любовью к княгине. Порой Желтков отправлял ей анонимные письма,в которых описывал все свои чувства. На именины Веры Николаевны Георгий делает ей подарок-шикарный гранатовый браслет,который достался ему от прабабушки. Брат и муж княгини боятся за её репутацию,поэтому просят Желткова больше не появляться в жизни княгини. Когда Георгий лишается своей единственной радости,то решает покончить жизнь самоубийством,ведь его существование больше не имеет смысла. Любовь Желткова была чистой и искренней,не требовала ничего взамен.Но замкнутое само в себе,это чувство способно лишь разрушать. Только после смерти героя Вера понимает,что”та любовь,о которой мечтает каждая женщина,прошла мимо неё”. На этой трагической ноте заканчивается повесть. Писатель изображает настоящую любовь,которая бывает “раз в тысячу лет”.Человек,одаренный таким чувством,готов на все,даже на самоотречение. А.И. Куприн показывает читателям,что любовь может привести к таким ужасным последствиям,как в случае с Желтковым.

В заключение можно сказать,что любовь-это действительно одно из самых удивительных чувств, свойственных человеку. Она может делать людей счастливыми или убивать их,приносить счастье или страдания. Тема трагической любви очень актуальна в современном обществе. Очень часто встречается безответная любовь,которая причиняет людям много боли.Бывает,что люди,которые любят друг друга,не могут быть вместе по каким-то обстоятельствам.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id54456

Тема любви в творчестве А.И. Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»).

Тема любви – наверное наиболее часто затрагиваемая в литературе, да и в искусстве вообще. Именно любовь вдохновляла величайших творцов всех времен на создание бессмертных произведений. В творчестве многих писателей эта тема является ключевой, к их числу принадлежит и А. И. Куприн, чьи три основных произведения – «Олеся», «Суламифь» и «Гранатовый браслет» – посвящены любви, представленной однако автором в разных проявлениях.

Наверное нет более загадочного, прекрасного и всепоглощающего чувства, знакомого всем без исключения, чем любовь, ведь с самого рождения человек уже любим своими родителями и сам испытывает, пусть безотчетно, ответные чувства. Однако для каждого любовь имеет свой особенный смысл, в каждом своем проявлении она неодинакова, уникальна. В этих трех произведениях автор изобразил это чувство с позиций различных людей и у каждого из них оно имеет разный характер, при этом суть ее остается неизменной – она не знает границ.

В рассказе «Олеся», написанной в 1898 году, Куприн описывает глухую деревушку Волынской губернии , на окраину Полесья, куда судьба забросила Ивана Тимофеевича, “барина”, городской интеллигента. Судьба сводит его с внучкой местной колдуньи Мануйлихи, Олесей, которая завораживает его своей необычайной красотой. Это красота не светской дамы, а дикой лани, живущей на лоне природы. Однако не только внешность привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе: Молодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью и дерзостью девушки. Выросшая в глубине лесов и почти не общаясь с людьми, она привыкла относиться к незнакомым людям с большой осторожностью, однако встретившись с Иваном Тимофеевичем, она постепенно влюбляется в него. Тот подкупает девушку своей непринуждённостью, добротой, интеллигентностью, ведь для Олеси все это необычно, ново. Девушка очень рада , когда молодой гость часто навещает её. В один из таких визитов она, гадая по его руке, характеризует читателю главного героя как человека «хотя и доброго , но только слабого», признаётся, что доброта его «не сердечная». Что сердце у него «холодное , ленивое», и той, которую он “будет его любить” , принесёт он, хотя и невольно, “много зла”. Таким образом, со слов юной гадалки, Иван Тимофеевич предстаёт перед нами как эгоист, человек, неспособный к глубоким душевным переживаниям . Однако, несмотря ни на что, молодые люди влюбляются друг в друга, полностью отдаваясь этому всепоглощающему чувству. Влюбляясь, Олеся проявляет свои чуткую деликатность, врождённый ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Более того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотверженности, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, терпя издевательства деревенских жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус, представляющих собой символ вечной любви и преданности. Образ Олеси для Куприна является идеалом открытого, самоотверженного, глубокого характера. Любовь возвышает её над окружающими, даря ей радость, но в то же время делая ее беззащитной, ведёт к неизбежной гибели. По сравнению с великой любовью Олеси даже чувство Ивана Тимофеевича к ней во многом проигрывает. Его любовь более похожа порой на мимолетное увлечение. Он понимает, что девушка не сможет жить вне природы, окружающей ее здесь, но все же, предлагая ей руку и сердце, подразумевает, что она будет жить с ним в городе. При этом, он не задумывается о возможности отказаться от цивилизации, оставшись жить ради Олеси здесь, в глуши.

Читайте также:  Одиночество любви (повесть Куприна “Гранатовый браслет”): сочинение

Он смиряется с положением, даже не делая попыток изменить что-либо, бросив вызов сложившимся обстоятельствам. Наверное, будь то настоящая любовь, Иван Тимофеевич разыскал бы возлюбленную, сделав для этого все возможное, но, к сожалению, он так и не понял, что упустил.

Тему взаимной и счастливой любви А . И . Куприн раскрыл и в рассказе «Суламифь», повествующем о безграничной любви богатейшего царя Соломона и бедной рабыни Суламифь, работающей на виноградниках. Непоколебимо крепкое и страстное чувство поднимает их выше материальных различий, стирая границы, разделяющие влюбленных, еще раз доказывая силу и мощь любви. Однако, в финале произведения автор разрушает благополучие своих героев, убивая Суламифь и оставляя Соломона в одиночестве. По мнению Куприна, любовь – это светлая вспышка, открывающая духовную ценность человеческой личности, пробуждающая в ней всё лучшее, что скрыто до поры в глубине души.

Совсем иную любовь изображает Куприн в рассказе «Гранатовый браслет». Глубокое чувство главного героя Желткова, мелкого служащего, «маленького человечка» к светской даме княгине Вере Николаевне Шеиной приносит ему столько страданий и мук, так как любовь его безответна и безнадежна, сколько и наслаждения, поскольку она возвышает его, волнуя душу и даря радость. Скорее даже не любовь, а обожание, оно столь сильно и безотчетно, что даже насмешки не умаляют ее. В конце концов, осознав несбыточность своей прекрасной мечты и потеряв надежду на взаимность в своей любви, а также во многом под давлением окружающих Желтков решает покончить жизнь самоубийством, но даже в последний миг все его мысли лишь о возлюбленной, и, даже уходя из жизни, он продолжает боготворить Веру Николаевну, обращаясь к ней словно к божеству: “Да святится имя Твое”. Лишь после смерти героя та, в которую он был так безнадежно влюблен осознает, “что та любовь , о которой мечтает каждая женщина , прошла мимо неё”, жаль что слишком поздно. Произведение глубоко трагично, автор показывает, как важно вовремя не только понять другого, но и, взглянув в свою душу, быть может найти там ответные чувства. В “Гранатовом браслете” есть слова о том, что “любовь должна быть трагедией”; мне кажется, что автор хотел сказать, что прежде чем человек осознает, духовно дойдет до того уровня, когда любовь – это счастье, наслаждение, он должен пройти через все те трудности и невзгоды, что так или иначе сопряжены с ней.

Любовь в произведениях Куприна искренна, преданна и бескорыстна. Это такая Любовь, которую мечтает однажды обрести каждый. Любовь, во имя и ради которой можно принести в жертву что угодно, даже собственную жизнь. Любовь, которая пройдет сквозь любые преграды и барьеры, разделяющие тех, кто искренне любит, Она одолеет зло, преобразив мир и наполнив его яркими красками, а, самое главное, сделает людей счастливыми.

Тема любви в творчестве Куприна Молох, Гранатовый Браслет, Олеся, Поединок (стр. 1 из 2)

“Да святится имя твое”

(Урок-беседа “Тема любви в творчестве А. И. Куприна”) 11 класс

Тема урока. Тема любви в творчестве А. И. Куприна.

Цель урока. На примере повестей “Молох”, “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Поединок” раскрыть острые социально – нравственные проблемы затронутые в этих произведениях.

Учитель. А. И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, подарившим читателям три повести – “Гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”,­- объединенных этой прекрасной темой.

Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, “зоологических” проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков (“Суламифь”), забираясь в лесную глушь Волынской губернии (“Олеся”), заглядывая в каморку влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире (“Гранатовый браслет”).

Приступая к анализу повести “Гранатовый браслет” (1911), необходимо кратко остановиться на сюжете произведения, что поможет уяснить основные проблемы, затрагиваемые в нем, понять обстоятельства трагической любви “маленького человека”, почувствовать время, в рамках которого происходят события повести.

Ученик. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого “высшего сословия”. Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодования брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить “плебея”, осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: “А ­- почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”. Любовь “маленького человека” заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ, герой повести погибает.

Учитель. Мне припомнилось стихотворение австрийского поэта первой половины XIX в. Николая Ленау, который имеет связь с содержанием повести “Гранатовый браслет”:

Молчать и гибнуть. Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать не проронив ни слова! –

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд ее бездонный.

“Молчать и гибнуть” – вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдание любви. Любви страстной, испепиляющей которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

Ученик. Могла ли быть такая любовь в действительности? “Гранатовый браслет” – чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?

Учитель. Писатель старался находить в реальном мире сюжеты и образы для своих произведений. В основу повести положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. В октябре 1910 г. Куприн сообщал об этом своему другу, критику и историку литературы Ф. Д. Батюшкову: “Это – помнишь? – печальная история маленького телеграфного чиновника К. П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимого (Д. Н. Теперь губернатор с Вильне)”.

Ученик. Так что же все таки любовь ? В повести Куприна старик-генерал Аносов ратует за сильную любовь, которая “заключает весь смысл жизни – всю вселенную!” Любовь и вселенная – это же абстракция!

Учитель. Не совсем так. Любовь не может быть изолированной. Она проявляется во всем спектре человеческой жизнедеятельности. Истинная любовь, по мысли Куприна, является основой всего земного. И не только земного. Возможно поэтому влюбленные часто обращают свои взоры к звездному небу. Великий итальянский поэт Данте Алигьери не случайно стихом каждой из трех частей “Божественной комедии” сделал слова: “Любовь, движущая солнцем и прочими звездами”. А теперь давайте вместе попробуем еще раз найти в тексте повести слова, выражающие взгляды Куприна на любовь. Попытаемся сформулировать их.

Ученик. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть не легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выходе и корысти: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Второй ученик. Любовь, по Куприну, должна основываться на высоких, возвышенных чувствах, на взаимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу. “Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка!” – тихо спросила Вера. Ответ старика был отрицательным.

Таким образом, мы говорим о любви, которую надо нести в себе всю жизнь, следовать ей, не предаваясь мимолетным страстям и увлечениям, о которых, кстати, и вспоминал генерал.

Учитель. А. М. Горький, который раннее критиковал Куприна за отход от реальной действительности в мир мистики, от этой повести был в восторге. В одном из писем он писал: ”А какая превосходная вещь “Гранатовый браслет” Куприна. Чудесно! И я – рад, я – с праздником! Начинается хорошая литература!”.

Чем объясняется, по-вашему, такая оценка?

Второй ученик. Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей “высшего сословия”, проявляющуюся перед лицом чистой, бескорыстной любви.

Третий ученик. Автор показал, как буржуазный Молох врывается в “святая святых” человеческих чувств, разрушая и извращая их красоту и естественность.

Учитель. Итак, повесть “Гранатовый браслет” – подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, “одержимых” высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти,. Вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. В письме к Ф. Д. Батюшкову (1906) он утверждает: “Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте. не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви”.

Читайте также:  Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»: сочинение

Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести – “Олеся” (1898). Давайте вспомним сюжет этого произведения.

Ученик. Написана повесть сразу после знаменитого “Молоха”, в котором Куприн показал жестокий мир капитала со всеми его ужасами и пороками. События, изображенные в ней, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повести – Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с “дочерью природы” – полесской девушкой Олесей. Красота “больших, блестящих темных глаз, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности”, “первобытное и яркое воображение”, “гибкий, подвижный ум” Олеси покорили сердце Ивана Тимофеевича.

Учитель. Все ли так безоблачно в повести? Невежество, стяжательство, ложь успели свить гнездо и в этой полесской деревушке. Свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее колдуньей. Они ненавидят ее и преследуют. Противостояние очевидно. В полярных отношениях, несмотря на взаимную любовь, находятся, кроме всего, Олеся и Иван Тимофеевич. Давайте вспомним как характеризует его писатель.

Ученик.Его характеристику Куприн дает устами героини повести. Во время гадания Олеся говорит Ивану Тимофеевичу: “Человек вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите но подчиняетесь”.

Учитель. Выросший в царстве жестокого Молоха, Иван Тимофеевич отравлен его порочным дыханием. Так он не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир “дочери природы” и его собственной. Он понимает невозможность совместного счастья. Понимает это, а вернее, догадывается и Олеся “Наивная, очаровательная сказка” любви заканчивается разлука. И виной тому, как уже говорилось невежественные поселяне, но и Иван Тимофеевич.

Какая же основная мысль повести? Что хотел сказать Куприн, что предложить, от чего предостеречь?

Ученик. Только вдали от цивилизации, от капиталистического города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.

Учитель. Завершается повесть удивительно характерной художественной деталью. Давайте вспомним, какой именно, и попытаемся объяснить, для чего она понадобилась автору.

Тема любви в творчестве Куприна Олеся Гранатовый браслет тема трагической любви куприн

Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Тема любви в творчестве Куприна Олеся Гранатовый браслет тема трагической любви куприн

В своем творчестве А. И. Куприн часто обращается к теме любви. Однако, это возвышенное чувство зачастую приводит к трагическим последствиям.

В повести Олеся молодой человек случайно знакомится с красавицей-колдуньей, которая живет в избушке в глухом лесу. Красота, добрый характер, природная непосредственность девушки привлекают его, и он влюбляется. Не обращая внимания ни на осуждение окружающих, ни на предупреждения

Он даже поверил, что у этого чувства есть Будущее, что они будут счастливы.

Но вместо того, чтобы принять возлюбленную такой, как она есть, герой начинает переделывать, перекраивать колдунью на свой лад. В результате это и приводит к трагическому концу. Действительность разрушает его планы.

Слишком велика пропасть, разделяющая их.

Гранатовый браслет так же описывает нам историю взаимоотношений людей из разных слоев общества. И так же, как и в повести Олеся,

Сам вроде-бы понимает невозможность взаимных чувств. К чему тогда эта его навязчивость? Он как бы передает инициативу в руки женщины. Которая, конечно, не видит смысла в этих его ухаживаниях.

На что он надеется? Он и сам понимает, что шансов у него нет, и решает добровольно уйти из жизни. Этот поступок как бы возвышает его в глазах читателей. А подумал ли он о том, что эти воспоминания будут лежать тяжких грузом на душе его возлюбленной?

Что он как бы делает ее соучастницей своего убийства?

Обе эти повести, и «Олеся», и «Гранатовый браслет», несомненно, трагичны. Но есть в этой трагичности и красота, и радость. Иначе бы и не сделал писатель эти истории сюжетами своих произведений. Ведь героям довелось испытать истинную любовь.

А разве не для этого живет человек на свете?

Дайджест:

По повести Куприна А. И. «Гранатовый браслет»;. Часть 2 В одиннадцатой главе повести автор подчеркивает мотив судьбы. Княгиня Вера, которая никогда не читала газет, опаса­ясь испачкать руки, вдруг разворачивает как раз тот лист, где напечатано объявление о самоубийстве Желткова. .

На тему: Настоящая любовь в рассказе Гранатовый браслет, Куприн ­Настоящая любовь Во все времена тема любви волновала людей искусства. Поэты посвящали ей объемные стихи, писатели — целые романы, художники — красочные картины, а музыканты — мелодии любви. Иногда произведение. .

Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» В 1908-1910 годах А. И. Куприн создает «целый цикл новелл о любви». Этот цикл открывается повестью «Суламифь» — романтическим переложением библейской «Песни песней». А заканчивается он реалистической повестью » Гранатовый. .

На тему: Какие качества раскрывает в человеке любовь в рассказе Гранатовый браслет, Куприн ­Какие качества раскрывает в человеке любовь Тема любви во все времена волновала писателей и поэтов. Это неудивительно, потому что любовь — это самое сильное чувство, которое испытывает один человек по. .

На тему: Книжка подаренная сестрой в рассказе Гранатовый браслет, Куприн ­Книжка подаренная сестрой Александр Иванович Куприн был из тех писателей, которые верили в силу любви и романтизма. В своих произведениях автор использует множество маленьких деталей, которым отводится определенная смысловая роль. .

Любовь как высшая ценность мира в рассказе Куприна «Гранатовый браслет» Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. .

Характеристика героя Ярмола, Олеся, Куприн Ярмола Ярмола — один из второстепенных персонажей повести А. И. Куприна «Олеся», слуга и лесовщик из Полесья. Это один из жителей глухой деревни в Волынской губернии, куда судьба забросила начинающего. .

Характеристика героя Анна Николаевна, Гранатовый браслет, Куприн Анна Николаевна Анна Николаевна была сестрой Веры Николаевны, но­ она­ была совершенно на нее не похожа, начиная с внешности и заканчивая ее характером и поведением. Несмотря на это сестры заботливо. .

Талант любви в произведениях Куприна Начну с «Гранатового браслета». Куприн, как известно, создал это произведение по мотивам истории, рассказанной ему когда-то. Эта история связана с семьей князя Дмитрия Любимова. Все действия этой истории накладываются на. .

Любовь или сумасшествие по повести Гранатовый браслет Тема любви — основная тема в творчестве А. И. Куприна. Он считает, что любовь раскрывает в человеке лучшие качества, но иногда заставляет идти на безумные поступки. Например, самоубийство… В любви. .

Любовь — это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. А. И. Куприн Личность складывается из множества различных факторов, и описывать ее можно, основываясь на мыслях и ощущениях человека, поступках и отношении к различным аспектам жизни, однако наиболее верную характеристику человека можно определить. .

Тема любви в лирике Пушкина Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин. .

Мой Куприн Мой Куприн. Хотелось бы сказать о нем словами блоковских строчек: Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество! Но это как-то торжественно и напыщенно, а писатель. .

Что значит быть счастливым по рассказам Чехова, Бунина, Куприна «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду…» — сказал когда-то Иван Бунин, который был не только поэтом, но и замечательным прозаиком. В его коллекции есть множество рассказов и. .

Тема любви в романе «Тихий Дон» План Вступление Григорий Мелехов и Наталья Григорий и Аксинья Астахова Заключение Вступление Тема любви в романе » Тихий Дон » Шолохова, прежде всего, раскрывается на примере отношений Григория Мелехова с. .

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина Богат и разнообразен Тема любви и дружбы в лирике ПушкинаБогат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим. .

На тему: Тема любви в поэзии Блока А. А. Блок — поэт-символист «серебряного века» русской литературы. Сложность, неоднозначность, подавляющая масштабность социальных потрясений революционной эпохи породила богатую, сложную, таинственную символику творчества Блока. Поэт воспринимает происходящее скорее не сознанием. .

Тема любви в романе «Отцы и дети» Тема любви в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева Любовь — очень важный прием для любого романиста, и в особенности для Тургенева, так как в его романах герои становятся. .

На тему: Тема любви в рассказе И Бунина «Чистый понедельник» Тема любви в рассказе И Бунина «Чистый понедельник» Рассказ «Чистый понедельник» был написан в мае 1944 года, когда писатель был уже в преклонном возрасте и находился в эмиграции. Рассказ вошел. .

Тема любви и дружбы в лирике Александр Сергеевич Пушкин — это великий человек, творчество которого разнообразно. Пушкин и поэт, и писатель, и критик, и публицист. Для меня Александр Сергеевич прежде всего, — поэт. Его лирика многогранна. .

Тема любви к родной земле «Баюкал мою колыбель ветер родного Подолья…» Так еще на рассвете прошлого столетия вдохновенно и поэтически высказал свою любовь к «малой Отчизне» знаменитый мой земляк — галичанин Богдан Лепкий. Да, меня. .

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ГЕЙНЕ Осенними вечерами, когда плачут неба и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных блуждает любовь. Будто и песня, необъятная и непостижимая, блуждает оно. И как его найти. .

Тема любви в русской прозе XIX века Любовь способна творить чудеса, полностью изменить их видение жизни. Быть может, это самое сильное чувство, властвующее над разумом человека и способное заставить его по-новому смотреть на мир, воспринимать события с. .

Читайте также:  Письмо литературному герою (По произведению А.. И Куприна Гранатовый браслет) 2: сочинение

На тему: Композиция и тема любви в темных аллеях Композиция рассказов сборника «Темные аллеи» подчине­на воссозданию ситуации, в которой герои как бы вспомина­ют пережитую в молодости любовь. Здесь категория памяти вы­полняет содержательную функцию, которая включает в себя и построение. .

Тема любви в лирике А. А. Фета Тема любви является одной из составляющих теории «чистого искусства», наиболее широко в русской литературе отраженной в стихах А. А. Фета и Ф. Тютчева. Эта вечная тема поэзии нашла у этих. .

Тема любви к профессии в «Песчаной учительнице» В рассказе русского советского писателя Андрея Платонова «Песчаная учительница» повествуется о судьбе юного педагога Марии Нарышкиной. Оказавшись по направлению от государства в богом забытом среднеазиатском поселке, двадцатилетняя девушка опускает было. .

Рассказ А. П. Платонова «Юшка». Тема любви и ненависти окружающих героя людей Короткий рассказ Платонова оставляет чувство горечи. Поневоле разочаровываешься в людях, которых изображает автор. Кажется, что в городе, где живет Юшка, нет ни одного порядочного и благородного человека, все превратились в. .

Тема любви в рассказах И. Бунина «Недоумение счастья» Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало. Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет. Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено. .

Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина Бывают поэты и писатели, которые с первого прочтения становятся добрыми спутниками нашей жизни. Мы то и дело возвращаемся к их творчеству, на разных этапах нашей жизни открываем для себя все. .

Тема России в творчестве поэтов Серебряного века Мне интересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. — периода, обозначенного в истории русской литературы «серебряным веком».Этот период отмечен именами таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин. .

Тема народной судьбы в творчестве H. А. Некрасова I. Биографическая обусловленность темы. 2. Мелочность и убогость богатых. 3. Нравственная чистота народа. 4. Печальная песня надежды. Уже при покачивании колыбели решается, куда склонится чаша весов судьбы. С. Е. Лец. .

Тема маленького человека в творчестве Толстого В русской литера­туре существовала необычная трактовка маленького человека, осо­бенно ярко проявившаяся в творчестве Л. Толстого. В творчестве писателя в маленьком, незаметном на пер­вый взгляд человеке выявляются скрытые достоинства, но они. .

По содержанию «Суламифь»: высокое счастье и трагедия истинной любви Автор «Суламифи» достаточно точно и тщательно воспроизводит все основные сведения, данные в Библии; использует, казалось бы, незначительные и неважные для его повествования детали. Вместе с тем сведения, почерпнутые из Библии. .

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — «поэт уже совсем другой эпохи». Эта эпоха полна трагического, и именно это и. .

На тему: Тема любви в поэзии «серебряного века» У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль. .

Московская тема в творчестве Цветаевой М. И Марина Цветаева родилась и выросла в Москве и всегда считала себя частью города. Для нее этот город — воплощение гармонии. В стихотворении «Домики старой Москвы» он предстает как символ прошедшего. .

Тема женщины-матери в творчестве И. Драча Школьное сочинение по поэме «Чернобыльская мадонна». 26 апреля 1986 года… День как день… Весна… Дерева в цвету — все белое! Все зеленое! В реках прибыло воды: она такая прозрачная, чистая. .

На тему: ТЕМА ВОЗМЕЗДИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. М. Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта» В. .

Тема революции в творчестве поэтов начала XX века 1. Значение революции как исторического события. 2. Революция, воплощенная в образах красноармейцев в поэме Блока «Двенадцать». 3. Поэтохроника Маяковского «Революция». События 1917 года всколыхнули всю Россию, перевернули все привычные представления. .

Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»? Авторы многих произведений описывают любовные отношения героев как стихийное чувство, независимое от разума. Оно способное полностью поглотить влюбленного и даже превратиться в навязчивую идею, стать стимулом и смыслом жизни. В. .

Тема любви в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет»

Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

(«Болезнь любви неизлечима…»)

Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Любовь… Слово, обозначающее самое трепетное, нежное, романтическое и вдохновенное чувство, присущее человеку. Однако люди часто путают любовь с влюбленностью. Настоящее же чувство овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые невероятные поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение. Но любовь – это не всегда радость, взаимное чувство, счастье, данное двоим. Это ещё и разочарование от неразделенной любви. Человек не может разлюбить по желанию.

Каждый большой художник посвятил немало страниц этой «вечной» теме. Не обошел её стороной и А. И. Куприн. Писатель на всем протяжении своего творчества проявлял огромный интерес ко всему прекрасному, сильному, искреннему и естественному. К великим радостям жизни он относил и любовь. Его повести и рассказы «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет» повествуют об идеальной любви, чистой, безграничной, прекрасной и могучей.

В русской литературе, пожалуй, нет более сильного по эмоциональному воздействию на читателя произведения, чем «Гранатовый браслет». Куприн прикасается к теме любви целомудренно, благоговейно и в то же время нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано всё. Разве можно говорить о любви после «Тристана и Изольды», после сонетов Петрарки и «Ромео и Джульетты» Шекспира, после пушкинского стихотворения «Для берегов отчизны дальней», лермонтовского «Не смейся над моей пророческой тоскою», после «Анны Карениной» Толстого и чеховской «Дамы с собачкой»? Но у любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя радость, своё счастье, своя печаль и боль, и своё благоухание.

Рассказ «Гранатовый браслет» является одним из самых печальных произведений о любви. Куприн признался, что он плакал над рукописью. А если произведение заставляет автора и читателя плакать, то это говорит о глубокой жизненности того, что создано писателем и о его великом таланте. У Куприна есть много произведений о любви, об ожидании любви, о трогательных её исходах, о её поэзии, тоске и вечной юности. Он всегда и всюду благословлял любовь. Тема рассказа «Гранатовый браслет» – любовь до самоуничижения, до самоотречения. Но интересно то, что любовь поражает человека самого обыкновенного – канцелярского чиновника Желткова. Такая любовь, мне кажется, была дарована ему свыше как награда за безрадостное существование. Герой рассказа уже не молод, и его любовь к княгине Вере Шеиной придала смысл его жизни, наполнила её вдохновением и радостью. Любовь эта была смыслом и счастьем только для Желткова. Княгиня Вера считала его безумцем. Она не знала его фамилии и ни разу не видела этого человека. Он только присылал ей поздравительные открытки и писал письма, подписываясь Г. С. Ж.

Но однажды, в день именин княгини, Желтков решился на дерзость: он прислал ей в подарок браслет старинной работы с прекрасными гранатами. Опасаясь, что её имя может быть скомпрометировано, брат Веры настаивает на возвращении браслета владельцу, а муж и Вера соглашаются.

В порыве нервного возбуждения Желтков признается князю Шеину в любви к его жене. Это признание трогает до глубины души: «Я знаю, что не в силах разлюбить её никогда. Что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно – смерть…» Любовь за долгие годы стала болезнью, неизлечимой болезнью. Она поглотила всю его сущность без остатка. Желтков жил только этой любовью. Пусть княгиня Вера и не знала его, пусть он не мог открыть ей свои чувства, не мог обладать ею… Это не главное. Главное – он любил её возвышенною, платоническою, чистою любовью. Ему достаточно было просто видеть её иногда и знать, что у неё всё хорошо.

Последние слова любви к той, что была смыслом его жизни долгие годы, Желтков написал в своем предсмертном письме. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать это письмо, в котором надрывно и изумительно звучит рефрен: «Да святится имя твоё!» Особую силу рассказу придает то, что любовь предстает в нём как неожиданный подарок судьбы, опоэтизированный и озаряющий жизнь. Любовь Желткова как луч света среди обыденности, среди трезвой реальности и устоявшегося быта. От такой любви нет лекарства, она неизлечима. Избавлением может служить только смерть. Эта любовь замкнута в одном человеке и несет разрушительную силу. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни заботы о будущем счастье людей, – пишет Желтков в письме, – для меня вся жизнь заключается в вас». Это чувство вытесняет все другие помыслы из сознания героя.

Особую силу и горечь повествованию придает и осенний пейзаж, безмолвное море, пустые дачи, травянистый запах последних цветов.

Любовь по Куприну, – это страсть, это сильное и настоящее чувство, возвышающее человека, пробуждающее лучшие качества его души; это правдивость и честность в отношениях. Свои мысли о любви писатель вложил в уста генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться».

Мне кажется, что сегодня практически невозможно встретить такую любовь. Любовь Желткова – романтическое поклонение женщине, рыцарское служение ей. Княгиня Вера поняла, что настоящая любовь, которая дается человеку лишь раз в жизни и о которой мечтает каждая женщина прошла мимо неё.

Ссылка на основную публикацию
×
×