Тема любви в творчестве А.И. Куприна: сочинение

Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна “Гранатовый браслет”)

Школьное сочинение

У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна, ее он подчеркнул, может быть, излишне резко, в рассказе “Гранатовый браслет”. Это гамсуновская тема о “неразделенной, невознагражденной, мучительной любви “, тема о той большой любви, которая приходит раз в сто лет, о которой любят так красиво мечтать женщины и герои-романтики у Куприна, да и он сам.

Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным. Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали современного общества. Сопротивляться и побеждать — пусть даже ценой собственной жизни.

Любовь — это спасительная сила, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с открытой, неиспорченной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Именно такими и являются герои лучших повестей и рассказов А. И. Куприна (“Олеся”, “Поединок”, “Суламифь”).

Писатель обращается к теме любви как к одной из величайших загадок бытия. И, наверное, именно поэтому в его произведениях настоящая любовь всегда идет рядом со смертью. Смерть во имя спасения — любимого, себя, своего чувства. Нежная и самоотверженная Олеся полюбила “доброго, но только слабого” Ивана Тимофеевича и ради него совершила настоящий подвиг любви. “Чистый и добрый” Ромашов без малейшего сомнения пожертвовал собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трепетная Суламифь отдала жизнь за своего любимого. Все эти герои вызывают истинное восхищение — восхищение силой характера, глубиной чувств, богатством духовного мира. Их истории проникают в самые глубины сердца, заставляя нас задумываться над тем, что же такое настоящая любовь, какую невероятную силу таит она в себе.

Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе “Гранатовый браслет”. Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически — не найдя понимания в сердце любимой женщины — гордой и прекрасной княжны Веры, требующей “прекратить как можно скорее” навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение — уходит из жизни. Но этот факт только подчеркивает истинность любви героя, которая, по словам генерала Аносова, всегда “должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!” Любовь должна быть возвышенной и бескорыстной, “дивной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной”. Ее не должны касаться “никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы”. О такой любви слагают стихи поэты, ей посвящают свои творения художники и музыканты, о такой любви “грезят женщины”. Именно такой была любовь Желткова, но, к сожалению, такая любовь почти исчезла из реальной жизни. Как утверждает автор, “виноваты мужчины. неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию”.

Читая рассказ Куприна, начинаешь верить, что и в наши дни еще можно — пусть и редко — встретить такую любовь. Подтверждением этому является тот факт, что история, положенная в основу “Гранатового браслета”, взята автором из жизни. Рассказанная хорошими знакомыми писателя, семьей Любимовых, в реальной жизни она не имела такого трагического продолжения, но реальный Желтиков был таким же простым служащим, как и Желтков Куприна. И точно так же в свое время испытывал чистую, искреннюю и бескорыстную любовь, подлинное восхищение и преклонение перед любимой женщиной. Любовь, не ставшую разделенной, но не утратившую от этого своей прелести и величия.

Внешний облик, социальное положение, манера поведения героя рассказа “Гранатовый браслет” соответствуют образу “маленького человека”. Но этого “маленького” человека можно назвать “великим “: нас покоряет богатство его внутреннего мира, благородство его души, глубина и сила его чувства. Его любовью не могут управлять ни он сам, ни, тем более, внешние обстоятельства. Лишить его главного чувства в жизни не способны ни уговоры, ни угрозы. Уходя из жизни, чтобы освободить от своего внимания княгиню Веру Николаевну, Желтков пишет ей последнее письмо. Герой не упрекает свою возлюбленную, наоборот, он благодарен ей за то, что она была в его жизни единственной радостью. И даже просит у нее прощения: “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что. для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”.

Просить прощения за любовь, за то, что именно эта женщина оказалась одной из немногих “избранных”, удостоенных такого всепоглощающего чувства?! Думаю, на такое способны только по-настоящему сильные личности. “В первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет никого похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли”.

Да, такие слова, наверное, могли бы растопить даже самое черствое и гордое сердце. А Вера, на мой взгляд, не была черствой. В ее душе жила нежность, “которой она в себе не ожидала”. Жаль, что только прочитав прощальное письмо, она увидела и поняла всю силу, все бескорыстие любви Желткова к ней, все величие души человека, который столько времени был для нее лишь поводом для досады и негодования.

Уходя, этот человек говорит: “Да святится имя Твое”. Эти слова звучат как гимн любви, гимн величию человеческой души, гимн самой жизни. Герой умирает, но чувство его живо. До последней минуты Желтков остается сильным, безмерно любящим и благодарным жизни. Его любовь оказалась “сильна как смерть”. Она оказалась даже сильнее смерти. Это была любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение или гибель вовсе не труд, а великая радость. Эта любовь побеждает смерть, потому что тот, кто любит, не боится гибели. Он продолжает славить и благодарить возлюбленную. Эта любовь сильнее всего на свете. И эта сила еще больше подчеркивается музыкой Бетховена, которая звучит в финале рассказа. Музыка великого композитора вызывает в душе героини, да и в наших тоже, такое смятение чувств, что невольно верится в бессмертие души, в великую силу любви, дающей вдохновение мастерам искусства и оставляющей вечную память о себе. А если остается жива память об этой любви, то жива и сама любовь, в людской памяти продолжает жить человек, который оказался способным на такое сильное чувство.

Почти век назад великий мастер художественного слова А. И. Куприн поставил важнейшие жизненные вопросы — о смысле человеческой жизни, о силе характера, о достоинстве и справедливости, об истинных чувствах, о любви и смерти. Ответы на эти вопросы искали многие поколения читателей. Продолжаем искать их и мы. А произведения писателя, наполненные неповторимым светом, оптимизмом, волшебством и нереальной красотой, помогают нам следовать в этих поисках по правильному пути. И верить, что обязательно найдем то, что ищем, когда найдем — испытаем, встретим ту единственную, настоящую, истинную любовь, которая способна победить все. Даже смерть!

Тема любви в творчестве Куприна

Тема любви в творчестве Куприна сочинение с планом:

  • Введение
  • Любовь-трагедия
  • Первая любовь
  • Самые значительные произведения Куприна о любви
  • Заключение

Тема любви была для А. И. Куприна самой заветной. К ней он относился с огромным трепетом. Писатель благословлял истинную любовь, которая заключает в себе “целомудрие, поэзию, красоту и молодость” (“Фиалки”).
В творческом наследии Куприна есть немало произведений, посвященных различным аспектам великого чувства. Очень часто огромная любовь (вернее, ее утрата) приводит главных героев к трагическому исходу.

2. Любовь-трагедия

Главная тема повести “Молох” – осуждение капитализма и представителей новой элиты: промышленных дельцов, фабрикантов, владельцев акционерных компаний. С этим лживым и продажным миром сталкивается нежная любовь инженера Боброва к Нине Зиненко.

Бобров ненавидит пошлый образ жизни семейства Зиненко. Он верит, что его возлюбленная сохраняет чуткую и отзывчивую душу, а ее манерность и кокетство вызваны средой и образом жизни. Девушка дает Боброву основания для счастливых надежд.

Читайте также:  Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна: сочинение

На пикнике все иллюзии Боброва рушатся. Он с ужасом узнает, что его Нина, образец чистоты и целомудрия, попросту продается Квашнину. Девушку интересуют не любовь и беззаветная преданность, а “триста тысяч” годового дохода. Андрей Ильич не может перенести такого жестокого удара и возобновляет впрыскивания морфия. Тем самым инженер ставит крест на своей дальнейшей судьбе.

Подпоручик Ромашов (“Поединок”) ведет пошлую и однообразную жизнь армейского офицера. Полгода продолжается его связь с нелюбимой глупой женщиной. На этом удручающем фоне ярким и светлым пятном является любовь Ромашова к Александре Петровне.

Случайно главный герой узнает, что его спивающийся приятель Назанский тоже влюблен в Шурочку. Между ними даже был роман в прошлом. Разгоряченный алкоголем Назанский произносит страстную речь, в которой воспевает настоящую любовь, противопоставляя ее “грубо-животному”, “блудливому и постыдному” чувству. Он согласен закончить жизнь сумасшествием, лишь бы хоть раз в жизни испытать “удивительную, невероятную любовь”. Такого же мнения придерживается и Ромашов.

Накануне дуэли главный герой понимает, что Шурочка – не ангел во плоти. Во время последнего свидания между ними “проползало что-то тайное, гадкое, склизкое”. Так или иначе ради счастья любимой женщины Ромашов готов пожертвовать жизнью. На следующий день он решительно выходит на поединок и погибает.

3. Первая любовь

В жизни каждого человека одним из самых дорогих и приятных воспоминаний остается первая любовь. К кадету Казакову из рассказа “Фиалки” она приходит в образе “принцессы из сказки”. Воспитанника сиротского пансиона Нельгина (“Храбрые беглецы”) настолько поразили появление прекрасной княгини и первое в жизни ласковое обращение, что он восклицает: “Для тебя. Все!”.

4. Самые значительные произведения Куприна о любви

Целиком посвящена теме любви повесть “Олеся”. Это трогательная история о недолгом романе между главным героем и молодой “полесской ведьмой”. Автор не скрывает своей симпатии к образу Олеси – символу первой и единственной любви. Девушка противостоит всему пошлому и грязному миру, что подчеркивается ее необъяснимыми “колдовскими” способностями.

Ради любимого Олеся готова попытаться войти в чуждое ей человеческое общество и попросить прощения у Бога. Но она сталкивается с грубостью и жестокостью темных сельчан. Влюбленные вынуждены расстаться. До конца жизни они будут с благодарностью вспоминать о своем коротком счастье.
Ярче всего отношение Куприна к любви отражено в знаменитой повести “Гранатовый браслет”. Бедный чиновник Желтков восемь лет безнадежно влюблен в княгиню Веру Николаевну. Его чувство совершенно бескорыстно. Ради своего “божества” Желтков готов “совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение”, не требуя за это никакой награды.

Единственным выходом для несчастного влюбленного становится самоубийство. В прощальном послании Желткова звучит изумительная по глубине и силе воздействия фраза: “Да святится имя Твое”.

Вечная, дающаяся одной паре из миллиона любовь изображена в романе “Колесо времени”. Главный герой утрачивает счастье по своей вине. Лишившись Марии навсегда, он находит утешение в “сладких чудесных воспоминаниях”.

5. Заключение

Истинная любовь для Куприна всегда представлялась божественным даром, который получают лишь единицы. К этому подарку судьбы следует относиться очень бережно. Любовь сильнее смерти, но утратить ее очень легко. Даже короткое обладание неземным счастьем возвышает душу человека и придает его жизни смысл.

Сочинение Любовь в творчестве Куприна (в произведениях)

В творчестве каждого великого художника тема любви занимает ведущее место. Отношения между мужчиной и женщиной – самые волнующие, не поддающиеся однозначному толкованию. Невозможно найти одинакового подхода к этой теме у разных писателей.

Классик русской литературы А.И. Куприн писал о любви-трагедии, любви-тайне, не подвластной компромиссам и расчетам. Его произведения необычайно увлекательны, но практически в каждом происходит трагедия. Герои или довольствуются неразделенной любовью, или гибнут в столкновении с враждебной средой.

Для произведений этого писателя характерно, что в трагедии виновато, прямо или косвенно, общество. Герои стремятся к счастью, но или не находят его, или погибают. А.И. Куприн описывал неизбежный печальный исход любви, оказавшейся под влиянием условностей. Во многих повестях (напр., «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» и др.) трагедия любви вырастает из трагедии социальной. Так, в повести «Олеся» любовь сталкивается с предрассудками общества. Иван Тимофеевич, интеллигент, городской человек, встречает в глухом Полесье девушку, выросшую вне общества и цивилизации. Между ними возникает сильная любовь. Олеся принимает предложение Ивана Тимофеевича выйти за него замуж и идет в церковь. Здесь и происходит трагедия. Люди, всегда считавшие Олесю ведьмой, которая приносит им только несчастья, накинулись на нее, избили. Иван Тимофеевич оказался, как ему и нагадала Олеся, «хотя и добрым, но только слабым. ». Главный герой не предотвратил трагедию, на которую была обречена его любовь, не пошел против предрассудков.

Любовь в произведениях А.И. Куприна изображена как великое чувство, имеющее естественную власть над человеком. В «Гранатовом браслете» такая любовь становится «громадным счастьем», тем единственным, что наполняет жизнь главного героя. Георгий Желтков – бедный чиновник, который много лет любил одну единственную женщину. При этом он довольствовался только тем, что посылал ей письма и изредка имел возможность увидеть ее. Но именно в этой неразделенной любви, в мечтах о возлюбленной и состоял смысл его жизни, то единственное, ради чего он жил.

Повестям А.И. Куприна свойственно, что описанный в них период жизни героев – самый лучший, самый светлый. Но в то же время и самый краткий. Так, в повести «Суламифь» главные герои наслаждались своим счастьем всего семь дней. Несмотря на то, что Суламифь погибла, Соломон никогда ее не забудет и не будет никого так любить, как ее. В «Олесе» счастье главных героев тоже было недолгим. Иван Тимофеевич может быть и забудет Олесю, но вот она его – никогда. Это также характерно для А.И. Куприна: только для одного из героев прошедшая любовь становится единственной.

По мнению писателя, высокое и чистое чувство любви – единственная ценность в мире, возвышающая человека. Это праздник, но он не долговечен, потому что каждый раз происходит трагедия. И виноваты в ней люди, не достойные великой любви, не умеющие ее оценить и сохранить.

Также читают:

Картинка к сочинению Любовь в творчестве Куприна

Популярные сегодня темы

Жил на свете один знатный мужчина. Рано став вдовцом, он решил жениться второй раз. Женщина эта была сварливая и вредная, такая же, как ее две дочери. У мужа тоже была дочь, но добрая и отзывчивая

В русском языке используется множество частей речи. Для более удачного описания рядом с существительным может располагаться наречие

Легенда о Данко – составная часть рассказа Горького «Старуха Изергиль» и является как бы кульминацией, ибо описывается в конце рассказа. Этим автор видимо хотел подчеркнуть

Один из деревенских гусей, хозяином которого был мальчик по имени Степка, привлекал особое внимание всех окружающих. Обсуждениям подвергалась и его горделивая осанка, и продуманные движения с периодическими замираниями

Женился князь на княжне. Не успели они намиловаться, как нужно было князю покинуть свою жену. Наказал он ей не покидать свою башню, да с чужими разговоры не вести. Ослушалась его возлюбленная

Тема любви в творчестве А.И. Куприна

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Любовь, похожая на сумасшествие; любовь-сумасшествие; любовь, доводящая до сумасшествия… Пожалуй, ярче всего эту метафору воплотили в своих произведениях русские писатели рубежа 19 – 20 веков – Бунин и Куприн.
Творчество А.И. Куприна пронизано темой искренней, чистой, светлой любви – Любви с большой буквы. Однако это чувство, утверждает автор, не может существовать с современном ему мире, где царят цинизм, безверие, равнодушие, эгоизм. Именно поэтому практически во всех произведениях Куприна любовь оказывается повергнутой, растоптанной, преданной.
Такова участь чувства Олеси – героини одноименной повести. Девушка, выросшая в лесу и привыкшая открыто выражать свои чувства, не бояться мнения окружающих, полюбила человека «цивилизованного мира». А тот, из трусости и эгоизма, предал Олесю и ее любовь, подверг жизнь девушки опасности. В итоге «паничу», лишившемуся большой любви, остается лишь вспоминать свою «дикарку» и сожалеть о том чувстве, что он навсегда потерял.
В поиске настоящей любви Куприн обращается в прошлое – в библейские времена. Тогда, утверждает писатель, жили люди, которые были способны на большое чувство. В качестве примера автор рассказывает о любви царя Соломона и простой девушки Суламифь, которая стала образцом подлинной любви и верности.
Счастье Соломона и его возлюбленной было настолько огромным, что вызывало зависть у окружающих, не способных испытать подобное. Злоба и коварство сделали свое дело – Суламифь погибла от рук заговорщиков. Но и перед лицом смерти она твердила имя своего любимого, не уставала благодарить его за то, что он подарил ей величайшее счастье на свете: «Благодарю тебя, мой царь, мой возлюбленный, мой прекрасный. Вспоминай изредка о твоей рабе, о твоей обожженной солнцем Суламифи».
Однако и в современности Куприн все же видит отголоски той, древней, истинной, великой любви. Рассказ «Гранатовый браслет» является тому подтверждением.
В произведении сталкиваются две философии любви. Одна принадлежит княгине Вере Николаевне Шеиной и ее окружению. Куприн показывает, что современная ему аристократия разучилась любить по-настоящему. Искренняя любовь для нее заменилась привычкой, дружеской симпатией, просто необходимостью. Именно такую подмену мы наблюдаем в отношениях Веры Николаевны и ее мужа.
Но есть в «Гранатовом браслете» и другой взгляд на любовь. Его воплощает невзрачный, на первый взгляд, герой, из разряда «маленьких людей». Господин «Г.С. Ж» – мелкий служащий на почте. Как сам он признавался, в жизни его ничего особенно не интересовало – «ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…»
Но внезапно эта «серая» жизнь озарилась божественным светом – Любовью к княгине Шеиной. Желтков прекрасно понимает, что никогда не сможет даже приблизиться к своей возлюбленной – настолько велика разница между ними. Но мы видим, что этого герою и не нужно. Он несказанно счастлив тем чувством, что поселилось в его сердце. Благодаря ему жизнь «маленького человека» Желткова наполнилась смыслом, связью со всем миром и Богом: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете… я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».
Для Желткова его чувство стало божьим даром, он испытывал огромную благодарность за него и к создателю, и к Вере Николаевне. Именно поэтому герой решился, в порыве чувств, подарить княгине самое дорогое – гранатовый браслет. Это, в сущности, не очень красивое украшение – семейная реликвия Желткова: «Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни».
В конце концов, Желтков принимает решение уйти из жизни. На прощание герой оставляет княгине свое благословение – в виде сонаты Бетховена, которая наполнена любовью и светом: «И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».
Таким образом, тема любви – одна из ведущих тем всего творчества А. И. Куприна. Писатель считал, что любовь – то истинное чувство, ради которого стоит рождаться и жить на этой земле. Однако современные ему люди, по наблюдениям Куприна, все меньше и меньше были способны любить, посвящать свою жизнь другому человеку, чем-то жертвовать ради него. И от этого любовь становилось еще более редким и драгоценным явлением в этом бездушном и эгоистичном мире. Уметь заметить ее, не пропустить, наградить себя и других любовью – вот к чему призывает в своих произведениях А.И. Куприн.

Читайте также:  Обзор творчества А. И. Куприна: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Тема любви в творчестве Куприна – сочинение

А. И. Куприн ярчайшим образом ворвался в русскую прозу начала двадцатого века. Его творчество является привлекательным в первую очередь из-за своей многогранной глубиной и заинтересованностью человеческой сущностью. Данного литературного деятеля можно назвать максимальным демократом. Он интересуется такими людьми, которые никогда бы не заинтересовали человека не глубокого, равнодушного к окружающему миру. Он относится к ним с теплом. В произведениях Куприна разворачивается перед читателем череда самых разных героев – это и бродячие актеры, и музыканты, военные, моряки, рыбаки, чиновники и литературные деятели. Писатель анализирует их внутренние миры и создает невероятно четкие и яркие образы. Нередко его персонажи имеют возможность раскрыться в той области, в которой чаще всего люди и показываются – это область любовных чувств.

Любовь в творчестве этого автора – это абсолютно не бессмысленная, черная страсть, а светлое чувство, которое во многих творениях автора является центром Вселенной для героев. К примеру, в повести «Поединок» отражается существование и быт русских офицеров старта двадцатого века. Читатель на одном уровне с автором изучает душевный мир поручика Ромашова, что является главным героем произведения. Он проживает в захолустном военном городишке. Бытие героя скучно, однообразно и лишено интереса к духовному. Будни офицеров заняты тем, что они постоянно готовятся к военному смотру, жестко муштруются днем, а вечером пьянствуют, играют в карты и крутят пошлые романы с замужними дамами. Главный герой примечателен среди остальной своей способности на настоящее истинное чувство. Его чувства к Шурочке – настоящая любовь. Именно благодаря ей могут показаться сильные стороны главного героя. Но любовь эта оказывается несчастной. Шурочка оказалась жестокой и расчетливой женщиной, которая вышла замуж по расчету и отправила человека, готового ради нее на самопожертвование, на верную смерть. Ромашов погибает, а для его жены это означает открытие всех путей. Для убитого влюбленного эта всего лишь физическая смерть совершена на благо любви.

А вот в другом произведении Куприна, которое называется «Гранатовый браслет», герои сталкиваются с тем, что не могут любить друг друга из-за сословной разницы. Автор выражает сочувствие своим героям. Главными персонажами являются Вера Николаевна Шейная – богатая светская дама и мелкий чиновник по фамилии Желтков, который до беспамятства влюблен в эту женщину. Теперь для героя стремление к прекрасной даме – это смысл его жизни. Он без памяти хочет быть с нею, но ему тоже суждено погибнуть, как и Ромашову. Жаль, что мужчины в том кругу, в котором находится Вера, не могут так же любить, как Желтков. Герой не находит места себе в этом мире.

А вот в произведении «Олеся» жестокий мир убивает подлинные и искренние чувства.

Куприн смог достойно и ярко раскрыть тему любви. Его замечательные произведения – тому подтверждения.

Тема любви в творчестве Куприна

Несколько интересных сочинений

Новая столица, окно в Европу и город трех революций – эти характеристики позволяют довольно точно понять значение Петербурга для страны, для России в литературе.

Художник из купеческой семьи. Закончил училище живописи, ваяния и зодчества. Два года прослужил в армии на время Мировой войны.

Язык – это, несомненно, очень важная часть любой культуры. С ним связано много событий истории, а знание того, каким он был в старые времена вызывает удивлённый вздох. Любой язык ведь меняется со временем

Россия – сильнейшая в мире держава! – так нам внушают с самого детства. Однако последние события на международной политической арене говорят об обратном. Но надо признать, что сейчас Россия в трудном положении

Повесть о Петре и Февронии была написана в ХVI веке иноком Ермолаем. В древнерусской литературе имеются множество произведении и житие святых. Но это сочинение стоит особняком, так как олицетворяет собой духовные семейные ценности

Тема любви в творчестве А. И. Куприна

I вариант

Жить — так жить, Любить — так уж влюбляться. В лунном золоте целуйся и гуляй, Если ж хочешь мертвым поклоняться, То живых тем сном не отравляй.

Открываешь собрание сочинений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Читайте также:  А.И.Куприн Гранатовый браслет: сочинение

Несмотря на множество драматических ситуаций, в произведе­ниях Куприна жизнь бьет ключом. Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.

Одной из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Суламифь» он поднимает эту животрепещущую для всех времен тему. Эти произведения имеют общие черты, самая глав­ная из которых — трагичность судеб главных героев. Мне кажется, что ни в одном из прочитанных мною литературных произведений тема любви не звучит так, как у Куприна. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не жаждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость.

Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведо­мо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской «ведьмы» Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. Героям повести «Олеся» суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдво­ем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе. Такая развязка обусловлена многими причинами, завися­щими как От самих героев, так и от обстоятельств.

Повесть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный ин­теллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, а с другой — Олеся — «дитя природы», человек, не подвергавшийся влиянию городской цивилизации. Куприн ри­сует облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богат­ством оттенков ее духовного мира, всегда искренней и доброй нату­ры. Куприн открывает нам истинную красоту невинной, почти дет­ской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и растений. Наряду с этим Куприн Показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвест­ным, неизведанным. Но все побеждает настоящая любовь. Нитка красных бус — последний подарок сердца Олеси, память «об ее нежной, великодушной любви».

Протестуя против продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть «Суламифь». Она была написала по мотивам биб­лейской «Песни песней» царя Соломона. Царь полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы воз­любленная погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему воз­любленному. «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому ис­точнику.. Никогда не было и не будет женщины счастливее меня». Писатель показал чистое и нежное чувство: любовь бедной девуш­ки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забу­дется, потому что крепка, как смерть.

А как захватил меня сюжет повести «Гранатовый браслет», где показана рыцарская романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне! Любовь чистая, безответная, бескорыстная. Ни­какие жизненные удобства, расчеты, компромиссы не должны ее касаться. Устами генерала Амосова автор говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, не иметь выгоды и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Но! Грубое вмешательство в святые чувства, в пре­красную душу убило Желткова. Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое». Желтков умирает, благословляя любимую женщину.

Многие события проходят перед нами на страницах повести «Поединок». Эмоциональной кульминацией становится не траги­ческая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с плени­тельной Шурочкой. И счастье, испытанное Ромашовым этой пред- дуэльной ночью, столь велико и впечатляюще, что именно оно-то и передается читателю.

Так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки всему, мне хочется, чтобы так было.

Теперь, прочитав Куприна, я уверена, что эти книги никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Мно­гому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, а самое главное — ценить любовь.

2 вариант

И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.

Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с тра­дициями русского реализма. В своем творчестве писатель опирал­ся на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого, Чехова. Главное направление творческого поиска Куприна выраже­но в следующей фразе: «Нужно писать не о том, как люди обнища­ли духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его».

Тематика произведений этого писателя чрезвычайно разнооб­разна. Но есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно и благоговейно, да иначе к ней и нельзя прикасать­ся. Это тема любви.

Подлинной силой человека, способной противостоять опош­ляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда была са­моотверженная и чистая любовь. В одной из работ писатель назы­вает три проявления любви: овеянной «нежным целомудренным благоуханием», «могучий призыв тела» и «роскошные сады, где ра- потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна!»

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести «Гранатовый браслет». Герой этого повество­вания, бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не остав­ляет места для других интересов влюбленного. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него «единственной радостью в жизни, един­ственным утешением, одной мыслью». Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмертном письме влюб­ленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она «. должна быть трагедией, величайшей тайной в мире», не знаю­щей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей ари­стократической сдержанности, весьма впечатлительная, способ­ная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими по­этами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью.

«Молчать и гибнуть. » Этот талант не был дан Желткову. Но и для него «волшебные оковы» оказались милей жизни. «Малень­кий» человек оказался выше и благороднее представителей высшей ступени социальной лестницы.

В повести «Олеся» развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая «чистое золото» чело­веческой натуры от «оподления», от разрушительного влияния бур­жуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, добро­го сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. По­весть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интелли­гент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся — «дитя природы», человек, не под­вергшийся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Ива­ном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, «ленивого» сер­дца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уве­ренностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за бо­гатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искрен­него и глубокого.

«Олеся» — художественное открытие Куприна. В начале повесть заставляет нас пережить тревожный период зарождения любви. Почти целый месяц продолжается наивная очаровательная сказка. Даже после трагической развязки не меркнет светлая, сказочная атмосфера повести. Куприн открыл нам истинную красоту невин­ной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх пе­ред неизвестным, неизведанным. Чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равно­душия своих близких. Но над всем этим одержала победу настоя­щая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память «об ее нежной, великодушной любви».

Особенность художественного дарования А. И. Куприна — по­вышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа — позволила ему по-своему освоить ре­алистическое наследие. Ценность его творчества — в художествен­но убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести А. Куприна поднимают извечные проблемы че­ловечества — проблемы любви.

Ссылка на основную публикацию
×
×