Своеобразие темы любви в прозе Куприна: сочинение

Сочинение на тему «Тема любви в прозе Куприна»

Писатель, старающийся придерживаться в своих рассказах и повестях подлинного реализма и описывать реальную жизнь и настоящие эмоции обыкновенных людей, сумел передать всю силу любви таким образом, чтобы заставить задуматься над подобным ощущением любого из читателей.

Влюбленные герои в прозаических произведениях Куприна всегда являются абсолютно бескорыстными, готовыми пожертвовать всем ради действительно дорогого им человека. Для многих из персонажей Александра Ивановича именно любовь становится трагедией всего их существования, что происходит, в частности, в повести «Олеся».

Главная героиня этой истории, юная и чистая девушка, полагает, что «от судьбы не убежишь», какими бы сильными ни были чувства человека и его желание соединить свой путь с дорогой того, кого ему выпало полюбить. Иван Тимофеевич, влюбившийся в Олесю, еще до встречи с ней немало слышал от жителей глухого, отдаленного края о некоей бабке, владеющей искусством колдовства, и проживающей вместе с внучкой в лесу. Однажды мужчине случается заблудиться в чаще, и после долгих блужданий он обнаруживает избушку чародейки, в результате чего и происходит его знакомство с Олесей.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Простая, лишенная всякого образования и светских манер девушка производит на Ивана Тимофеевича совершенно неожиданное впечатление. Она ничего не скрывает от собеседника, являясь безусловно искренней, к тому же Олеся способна в определенной мере предсказать дальнейшие события.

В сердцах обоих зарождается сердечное чувство и взаимная тяга, однако и представитель сильного пола, и юная женщина ощущают, насколько все вокруг противостоит тому, чтобы они были вместе. Олеся предвидит непременную разлуку, но продолжает любить безоглядно, хоть и без всякой надежды на счастливое будущее. Девушка не в состоянии отказаться от своего чистого, первого в ее жизни чувства, она остается выше окружающей ее ограниченной толпы и ее псевдоморальных понятий.

Олеся решается прийти в храм, веря, что и она имеет полное право вознести Господу молитву от всего сердца, однако для нее все завершается весьма печально. Безжалостные сельские обитатели жестоко избивают внучку колдуньи, считая, что и она занимается недозволенными, «бесовскими» делами и не должна находиться в церкви. Олеся, не в силах сдержать сильнейшей обиды и гнева, обещает окружающим, что они еще «вспомнят это» и «наплачутся досыта». Именно в этот момент начинается сильнейший град, и крестьяне нисколько не сомневаются в том, что это бедствие наслали на них бабушка Олеси и сама девушка.

Пожилая женщина вместе с внучкой вынуждены бежать подальше от ярости неуправляемой толпы. Иван Тимофеевич не успевает даже попрощаться с любимой. Отныне мужчине предстоит жить с постоянной тоской по Олесе и с чувством вины из-за того, что он не сумел проявить свою любовь к ней полностью, защитить ее от невежественных и злобных людей, ведь иначе, как ему кажется, он и его возлюбленная могли бы провести вместе множество прекрасных лет.

Та же тема, посвященная несчастной, безответной, но удивительно светлой любви, прослеживается и в известном рассказе Куприна «Гранатовый браслет». Главным героем этого произведения является некий Желтков, мелкий чиновник, ничем не примечательный человек, влюбившийся в светскую даму Веру Шеину. Из года в год он не перестает писать ей нежные, проникнутые глубочайшим чувством письма, хотя он и понимает, что ни на что не может надеяться.

Более того, страсть Желткова превращается в объект постоянных насмешек и издевательств всего семейства его возлюбленной. Гранатовый браслет, который он присылает в подарок любимой, вызывает резко негативную реакцию и у супруга Веры, и у ее брата. Лишь генерал Аносов замечает Шеиной, что, возможно, на ее жизненном пути возникла «именно такая любовь», о которой мечтает любая представительница прекрасного пола, но на которую уже давно «не способны» мужчины. Желтков не в состоянии перестать любить Веру, осознавая всю бесперспективность этого чувства, всепоглощающая любовь в итоге просто его уничтожает.

В финале страдания влюбленного мужчины заставляют даже мужа Шеиной испытать к нему уважение, а сама княгиня, видимо, догадывается о том, что настоящая, светлая, великая любовь прошла мимо нее. Фраза в письме чиновника о том, что «имя Твое» в будущем должно «святиться», подчеркивает трагизм его чувства, которое являлось смыслом его существования.

Невзирая на печальное завершение этого произведения, при его чтении становится ясно, насколько выше, чище и достойнее во всех отношениях способна сделать любого, самого заурядного человека настоящая любовь. Во многих своих произведениях Куприн убедительно показывает, как меняет людей такое чувство, заставляющее их полностью приносить в жертву самих себя и собственные интересы ради того, кого они беззаветно полюбили, и читатели невольно проникаются величием любви и в то же время огромной душевной болью, которую она непременно приносит персонажам этого автора.

Своеобразие темы любви в прозе Куприна: сочинение

Тема любви – основная тема в творчестве А.И.Куприна. Она отражена в таких произведениях, как: «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»… Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А.Куприн видит, что человек в современном ему мире, измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые обществом нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

А.И.Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент встречи Олеси с Иваном Тимофеевичем, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А.И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания « быть вместе» с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на « смутных влечениях», но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: « Доброта ваша не хорошая, не сердечная». И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз- причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся – полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщине. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ « дочери лесов». Жизнь Олеси проходит изолировано от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того – Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь – это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

«Для любви нужен особый талант, как для музыки, живописи, скульптуры, пения, стихотворства» – эти слова Куприна можно поставить эпиграфом ко всему его творчеству, посвященному теме любви. У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Герои Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них не находят счастья или гибнут в столкновении с враждебным миром, но всем своим существованием, своими мечтами они утверждают мысль о возможности счастья на земле.

Любовь – заветная тема для Куприна, он приравнивает это чувство к высокому искусству. в творчестве писателя оно нашло воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. О любви Куприн размышлял сам, заставлял говорить и думать своих героев. О ней он пишет в лирический и патетических тонах, нежных и исступленных, гневных и благословляющих. Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, писатель создает образы, удивительные по красоте и силе примера идеальной любви. Автор наделяет своих героев способностью любить чисто и бескорыстно, но они не находят в этом счастья и понимания окружающих.

Одним из примеров темы любви в произведениях Куприна является рассказ «Гранатовый браслет». В основе сюжета лежит курьезный случай из жизни, единственное, что было изменено, это финал.

В рассказе Куприн поведал историю о том, как мелкий чиновник, робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек влюбляется в княгиню безнадежно, беззаветно, безответно, но он и не требует ничего взамен. Любовь для телеграфиста Желткова становится великим счастьем и великой трагедией. Для него не существует ничего, кроме любви, которая расширяется до размеров целого мира, «заключает весь смысл жизни – всю Вселенную!», и которую он готов унести в мир иной. Она настолько велика, что заслоняет собой все, становится уже не частью жизни, пусть даже самой большой, а самой жизнью. Трагедия рассказа не только в том, что Желтков влюблен в замужнюю женщину, а в том, что окружающие прекрасно обходятся в жизни без настоящей любви и видят в этом чувстве все что угодно, но только не святую и чистую привязанность.

Читайте также:  Роль символических образов в рассказе А. Куприна Гранатовый браслет: сочинение

Единственным человеком, кроме самого Желткова, способным по-настоящему чувствовать и знавшим, что такое настоящая любовь, был престарелый генерал Аносов. За свою довольно долгую жизнь он успел многое повидать, многое понять и сделать для себя выводы. Одним из первых его опытов была неудачная женитьба, потом – мимолетное увлечение в Бухаресте. Кроме того, у него есть еще много примеров того, на что одни способны ради любви, и как этим пользуются те, для кого нет ничего святого в этом чистом и светлом чувстве. Самое ужасное, что первых во много раз меньше, чем вторых. А значит, вывод неутешительный: «А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» Еще он верил, что если к человеку пришла настоящая любовь, то ее ни в коем случае нельзя пропустить.

Без любимой женщины Желткову незачем больше жить. Он решил пойти на смерть во имя возлюбленной, чтобы не причинять ей беспокойства своим существованием, он жертвует собой во имя ее счастья, а не умирает от безысходности, лишившись единственного смысла жизни. Смерть не страшна

герою, его любовь сильнее. Он никогда не был близко знаком с Верой Шеиной, но любовь к ней всегда была с ним и вселяла в него жизненные силы, она способна преодолеть любое расстояние.

Однако сама Вера «находится в сладкой дремоте» и еще не способна понять, что «ее жизненный путь пресекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Куприн создал рассказ не о зарождении любви Веры, а именно о ее пробуждении ото сна. Уже само появление гранатового браслета с письмом Желткова вносит в жизнь героини взволнованное ожидание, некоторое беспокойство. Все происходящее далее обостряет сознание исключительности прошедшей мимо любви, а когда наступает развязка, княгиня видит на мертвом лице Желткова «то самое умиротворенное выражение», как на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона». Бетховенская соната как бы доносит до героини его потрясение, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души все суетное, вселяя ответное облагораживающее страдание. Даже муж Веры признал, что он присутствует «при какой-то громадной трагедии души».

Последнее письмо Желткова поднимает тему любви до высокого трагизма. Оно предсмертное, поэтому каждая его строка наполнена особенно глубоким смыслом. Но со смертью героя не заканчивается всевластная любовь. Желтков, умирая, завещает свою любовь миру и Вере. Великая любовь безвестного человека входит в ее жизнь и будет существовать в ее сознании как неизгладимое воспоминание о таинстве, с которым она соприкоснулась и значение которого не сумела вовремя понять.

Имя героини Куприн выбирает не случайно – Вера. Вера остается в этом суетном мире, когда умирает Желтков, она познала, что такое настоящая любовь. Остается также вера в то, что Желтков был не единственным человеком, наделенным таким неземным чувством.

Эмоциональная волна, нарастающая на протяжении всего рассказа, достигает предельного накала в заключительной главе, где тема великой и очищающей любви раскрывается полностью в величественных аккордах гениальной сонаты Бетховена. Желтков благодарен той, которая вызвала в его сердце это превосходное чувство, возвысив его, маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную со словами «Да святится имя твое». В этих последних словах звучит и мольба о любви, и глубокая скорбь о недостижимости ее. Здесь и происходит то великое соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла другую.

Тема любви в творчестве А. И. Куприна (Куприн А. И.)

Александр Иванович Куприн — известный русский писатель, открывший для нас невероятно тонкий и чуткий мир в своих произведениях. Его по праву можно считать одним из лучших прозаиков, способных затронуть самые глубокие струны человеческой души. О любви писали многие, но А. И. Куприн совершенно по-особенному описывает это чувство.

Люди всегда говорят о любви, но у каждого человека есть свое представление о ней. Одни считают, что она несет боль и разочарование, другие же — счастье.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Думаю, что с уверенностью можно говорить о разделении Куприным мнения вторых.

Что такое любовь? Все ли люди способны любить по-настоящему? В произведениях Александра Ивановича можно увидеть ответы на эти вопросы. Я бы хотела рассмотреть их на примерах некоторых его произведений.

По мнению писателя, любовь — это что-то светлое и чистое, глубокое и яркое, возвышающее человеческий дух. В “Гранатовом браслете” автор освещает проблему права каждого на это особое чувство. Несмотря на печальный конец, здесь нам представляется настоящая, великая любовь, “о которой так мечтают женщины и на которую больше не способны мужчины”. Бедный телеграфист Желтков был безответно влюблен в Веру Шеину с первого взгляда. Он был несчастен, ему оставалось лишь иногда писать ей письма. Но счастлива ли была Вера? В мирной её аристократической семье не было искренности и нежности, которую мог дать этой женщине простой телеграфист. Желтков боготворил её, уважал, не навязываясь и не вторгаясь в ту скучную жизнь, которой жила Вера. Позже она поняла, “какая любовь прошла мимо неё”, но было уже поздно принимать её, кричать о ней, ведь по-настоящему любящий Веру Шеину мужчина больше не слышал, не дышал.

В своем творчестве А. И. Куприн показывает, что любить способен не каждый человек. Вспомним произведение “Олеся”, повествующее о глубоких чувствах, вспыхнувших между молодой ведьмой и Иваном Тимофеевичем. Девушка любила верно всем своим чутким и добрым сердцем. Подтверждением этому служит ее поход в церковь. Олеся знала, что снова не будет принята обществом из-за необычных способностей, которыми была одарена с детства. Но это не остановило её. Она доказала, что готова пожертвовать собой в имя любви, во имя любимого человека. Эту героиню повести Александр Иванович наделил не только загадочностью, он дал девушке возможность, которая представляется редким людям, — искренне любить. К сожалению Иван Тимофеевич был лишен этого таланта. Молодой помещик тоже влюбился, дорожил Олесей, робел рядом с ней, но не мог сохранить их общего счастья. В том ли дело, что он был недостаточно настойчив в своем желании жениться на дорогой его сердцу ведьме, или какая-то другая причина помешала ему защитить Олесю, этого мы не узнаем. Одно можно сказать точно: Иван Тимофеевич не умел любить по-настоящему, не мог так самоотверженно бороться за свою любовь, как это делала его возлюбленная.

Я читала самую малую часть произведений Александра Ивановича Куприна, но очень многое поняла и уяснила для себя из прочитанного. Думаю, что любить — это большой, грандиозный талант, обладать которым повезло не каждому. Трагичный конец повести о любви еще не говорит о том, что эта любовь — несчастье, потому что несчастны герои становятся тогда, когда она исчезает, ускользает или покидает их. Это удивительное чувство, такое нежное и скромное, но толкающее людей на невероятные поступки, потому и безумное, очень загадочно для меня, как и для многих школьников. Куприн открыл нам некоторые тайны любви и рассказал, какой она бывает, написав о ней так красиво и чувственно в своих произведениях, покоривших огромное множество читающих людей.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id74239

Сочинение по произведению на тему: Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна (1)

И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
А. С. Пушкин

Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма. В своем творчестве писатель опирался на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого, Чехова. Главное направление творческого поиска Куприна выражено в следующей фразе: “Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его”.
Тематика произведений этого писателя чрезвычайно разнообразна. Но есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно и благоговейно, да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви.
Подлинной силой человека, способной противостоять опошляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда была самоотверженная и чистая любовь. В одной из работ писатель называет три проявления любви: овеянной “нежным целомудренным благоуханием”, “могучий призыв тела” и “роскошные сады, где растут таинственные, наглые грибы”. Куприн не отрицает возможность существования ни одной из форм, но подчеркивает ничтожность и презренность “всех усилий опутать ее (любовь) цепями условности”. Однако художник не прекращает поиска гармоничного чувства. На этом пути и была создана повесть “Суламифь”.
Писатель блистательно воспевает духовное единение влюбленных, которое так велико, что каждый готов на самопожертвование ради другого. Поэтому умудренный, все познавший Соломон и юная пастушка Суламифь одинаково велики. Им, способным на столь редкое и гармоничное чувство, дарится возможность нравственного возвышения.
Свой идеал любви Куприн искал в современной ему жизни, однако писатель так и не увидел торжествующей любви, “крепкой, яко смерть”. Даже Олеся из одноименной повести, принесшая себя в жертву во имя своего чувства к Ивану Тимофеевичу, не смогла пробудить в нем высокое духовное начало. А сила любви для самого Куприна состояла именно в преображении души. Трагедия Олеси в том, что она полюбила человека “доброго, но только слабого”.
От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой, либо пороки и низменные желания. Писатель как бы проверяет своих героев, посылая им чувство любви. Словами одного из героев Куприн выражает свою точку зрения: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Для писателя она — дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить единицы из миллиона. Конкретным примером служит Желтков из повести “Гранатовый браслет”. Образ Желткова раскрыт в наивысшей точке внутреннего подъема. Однако этому состоянию предшествовало внутреннее развитие: сначала были письма с настойчивым желанием свиданий, поиски взгляда Веры Шейной на балах и в театре, а затем — молчаливое “преклонение”, но и уверенность, что “семь лет безнадежной вежливой любви дают право” хоть раз в году напоминать о себе. Желтков не мог каждый день, каждый час и каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне, поэтому он подарил ей гранатовый браслет, самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Он был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикоснутся руки его богини.
Герой погибает, но величие его чувства в том и состоит, что даже после ухода Желткова из жизни оно пробуждает внутренние силы Веры. Лишь во время прощания с прахом Желткова Вера Николаевна “поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”. Ответное чувство состоялось, пусть “одно мгновение, но навеки”.
Любовь как сила, способная преобразить мир, всегда привлекала Куприна. Но он был очень чуток и к страшным процессам измельчания, искажения, гибели этого врожденного дара. Такая трагедия показана в повести “Яма”. Автор не затенял страшной правды, так как хотел предостеречь молодежь от нравственного падения, пробудить в ее душе ненависть к пороку и желание противостоять ему. Куприн показывает, что душа у обитательниц публичного дома жива, и она, несомненно, более чиста, чем у тех, кто сюда приходит.
У любви героев Куприна тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении — своя печаль, свой излом, свое благоухание. Даже несмотря на трагическую развязку герои счастливы, так как считают, что осветившая их жизнь любовь — это подлинное, прекрасное чувство.
Александр Иванович Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал благословение всему сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям и вечной красоте, заключенной в женщине.

Читайте также:  Тема любви в творчестве А.И. Куприна: сочинение

Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере одного произведения)

ПЛАН ОТВЕТ»

1. Тема любви — одна из основных в творчестве А. И. Куприна.

2. Сюжет, идея повести «Гранатовый браслет».

3. Великая сила любви.

1. У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них не находят счастья или гибнут в столкновении с враждебным миром, но всем своим существованием, всеми своими мечтами они утверждают мысль о возможности счастья на земле.

Любовь — заветная тема для Куприна. Любовью величественной и всепроникающей, вечной трагедией и вечной тайной наполнены страницы «Олеси» и «Суламифи». Любовь, возрождающая человека, раскрывающая все человеческие способности, проникающая в самые потаенные уголки души, входит в сердце читателя со страниц «Гранатового браслета». В этом удивительном по своей поэтичности произведении автор воспевает дар неземной любви, приравнивая его к высокому искусству.

2. В основе сюжета рассказа лежит курьезный случай из жизни. Единственное, что изменил автор, это финал. Но удивительно то, что анекдотическая ситуация превращается под пером писателя в гимн любви. Куприн считал, что любовь — это дар от Бога. На прекрасное, возвышенное чувство способны далеко не многие. Герой «Поединка» Назанский говорит о любви так:

«Она — удел избранных. Вот вам пример: все люди обладают слухом, но у миллионов он как у рыб, а один из этого миллиона — Бетховен. Так во всем: в поэзии, в художестве, в мудрости. И любовь имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов». И такая любовь озаряет «маленького человека», телеграфиста Желткова. Она становится для него великим счастьем и великой трагедией. Он любит прекрасную княгиню Веру, не надеясь на взаимность. Как точно замечает генерал Аносов, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Для Желткова и не существует ничего, кроме любви, которая «заключает весь смысл жизни — всю Вселенную!» Но трагедия рассказа не только в том, что Желтков и княгиня Вера принадлежат к разным сословиям, и даже не в том, что он влюблен в замужнюю женщину, а в том, что окружающие прекрасно обходятся в жизни без настоящей любви и видят в этом чувстве все что угодно, но только не святую и чистую привязанность.

Существует мнение, неоднократно высказанное критиками, что в образе Желткова есть некоторая ущербность, ибо для него весь мир сузился до любви к женщине. Куприн же своим рассказом подтверждает, что для его героя не мир сужается до любви, а любовь расширяется до размеров целого мира. Она настолько велика, что заслоняет собой все, становится уже не частью жизни, пусть даже самой большой, а самой жизнью. Поэтому без любимой женщины Желткову нечем больше жить. Но Желтков решил пойти на смерть во имя возлюбленной, чтобы не причинять ей беспокойства своим существованием. Он жертвует собой во имя ее счастья, а не умирает от безысходности, лишившись единственного смысла жизни. Желтков никогда не был близко знаком с Верой Шейной, и потому «заочная» утрата Веры не стала бы для него концом любви и жизни. Ведь любовь, где бы он ни находился, всегда была с ним и вселяла в него жизненные силы. Он не так часто видел Веру, чтобы, перестав следить за ней, утратить свое великое чувство. Такая любовь способна преодолеть любое расстояние. Но если любовь может поставить под сомнение честь любимой женщины, а любовь есть жизнь, то нет выше радости и блаженства, чем пожертвовать своей жизнью.

Однако страшное в том, что сама Вера «находится в сладкой дремоте» и еще не способна понять, что «ее жизненный путь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Куприн создал рассказ не о зарождении любви Веры, а именно о ее пробуждении ото сна. Уже само появление гранатового браслета с письмом Желткова вносит в жизнь героини взволнованное ожидание. При виде «пяти алых кровавых огней, дрожащих внутри пяти гранатов», так не похожих на привычные дорогие подарки мужа и сестры, она ощущает беспокойство. Все происходящее далее обостряет сознание исключительности прошедшей мимо любви, а когда наступает развязка, княгиня видит на мертвом лице Желткова «то самое умиротворенное выражение», как «на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Величие пережитого простым человеком чувства постигается ею под звуки бетховенской сонаты, как бы доносящей до героини его потрясение, его боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души все суетное, вселяя ответное облагораживающее страдание. Последнее письмо Желткова поднимает тему любви до высокого трагизма. Оно предсмертное, поэтому каждая его строка наполнена особенно глубоким смыслом. Но еще важнее, что со смертью героя не заканчивается звучание патетических мотивов всевластной любви. Желтков, умирая, завещает свою любовь миру и Вере. Великая любовь безвестного человека входит в ее жизнь и будет существовать в ее сознании как неизгладимое воспоминание о таинстве, с которым она соприкоснулась и значение которого не сумела вовремя понять.

Имя героини Куприн выбирает не случайно — Вера. Вера остается в этом суетном мире, когда умирает Желтков, она познала, что такое настоящая любовь. Но и в мире остается вера в то, что Желтков был не единственным человеком, наделенным таким неземным чувством.

3. Эмоциональная волна, нарастающая на протяжении всего рассказа, достигает предельного накала в заключительной главе, где тема великой и очищающей любви раскрывается полностью в величественных аккордах гениальной сонаты Бетховена. Музыка властно овладевает героиней, и в ее душе слагаются слова, которые как бы нашептывает любивший ее больше жизни человек: «Да святится имя Твое. » В этих последних словах звучит и мольба о любви, и глубокая скорбь о недостижимости ее. Здесь и происходит то великое соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла другую.

34. Герои ранних рассказов М. Горького

Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и читателей, принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие глубины “дна жизни”, которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте.
Этот богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ее развитии, брожении. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы “среда заела”, которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших 90-м годам XIX столетия, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.
Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем законам романтического жанра рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-повествователь —- носитель общественного сознания. Ему говорят: “. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны”. Ему противостоит мир романтических героев — опять же красивых, смелых, сильных людей: “Они шли, пели и смеялись”. В рассказе ставится проблема этической направленности характера романтической личности. Романтический герой и другие люди — как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, традиционная тема: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это очевидно проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.
Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория, люди ищут путь к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками (“Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства”). Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек , заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой”.
Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко использовался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием “Данко” и с изображением на обертке горящих сердец). Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе “Старуха Изергиль” явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства.
Еще явственнее он в особом жанре — песнях (“Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”), Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Они и в прошлом не раз давали материал для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М. Горького появилась статья с названием “Бывший Главсокол, ныне Центроуж”). Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в “Песне о Соколе”, мне бы хотелось обратить внимание: проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во многом развита М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода.
Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги — в те годы их принято было называть босяками, М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение “певец босячества”. В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX-века. Новизна была в авторской позиции. Если раньше люди вызывали прежде всего сострадание как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе “Коновалов”.
Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он “прекрасный пекарь, умелец”, им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную натуру — одарен живым умом. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного, безгеройного существования: “Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь!”. Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: “Не нашел я себе места!”. Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов трагически погибая.
Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа “Супруги Орловы”. Григорий Орлов — один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел, — например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: “А горит сердце большим огнем”.
М. Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа, как это предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения проблем нашего времени.

Читайте также:  Горечь и сладость человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна.: сочинение

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9180 – | 7392 – или читать все.

Сочинение на тему Своеобразие темы любви в прозе А И Куприна

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-06-27

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма. В своем творчестве писатель опирался на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого, Чехова. Главное направление творческого поиска Куприна выражено в следующей фразе: “Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его”. Тематика произведений этого писателя чрезвычайно разнообразна.

Но есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно и благоговейно, да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Подлинной силой человека, способной противостоять опошляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда была самоотверженная и чистая любовь. В одной из работ писатель называет три проявления любви: овеянной “нежным целомудренным благоуханием”, “могучий призыв тела” и “роскошные сады, где растут таинственные, наглые грибы”. Куприн не отрицает возможность существования ни одной из форм, но подчеркивает ничтожность и презренность “всех усилий опутать ее (любовь) цепями условности”. Однако художник не прекращает поиска гармоничного чувства.

На этом пути и была создана повесть “Суламифь”. Писатель блистательно воспевает духовное единение влюбленных, которое так велико, что каждый готов на само- пожертвование ради другого. Поэтому умудренный, все познавший Соломон и юная пастушка Суламифь одинаково велики. Им, способным на столь редкое и гармоничное чувство, дарится возможность нравственного возвышения. Свой идеал любви Куприн искал в современной ему жизни, однако писатель так и не увидел торжествующей любви, “крепкой, яко смерть”.

Даже Олеся из одноименной повести, принесшая себя в жертву во имя своего чувства к Ивану Тимофеевичу, не смогла пробудить в нем высокое духовное начало. А сила любви для самого Куприна состояла именно в преображении души. Трагедия Олеси в том, что она полюбила человека “доброго, но только слабого”. От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой, либо пороки и низменные желания. Писатель как бы проверяет своих героев, посылая им чувство любви. Словами одного из героев Куприн выражает свою точку зрения: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Для писателя она — дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить единицы из миллиона.

Конкретным примером служит Желтков из повести “Гранатовый браслет”. Образ Желткова раскрыт в наивысшей точке внутреннего подъема. Однако этому состоянию предшествовало внутреннее развитие: сначала были письма с настойчивым желанием свиданий, поиски взгляда Веры Шейной на балах и в театре, а затем — молчаливое “преклонение”, но и уверенность, что “семь лет безнадежной вежливой любви дают право” хоть раз в году напоминать о себе. Желтков не мог каждый день, каждый час и каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне, поэтому он подарил ей гранатовый браслет, самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Он был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикоснутся руки его богини. Герой погибает, но величие его чувства в том и состоит, что даже после ухода Желткова из жизни оно пробуждает внутренние силы Веры. Лишь во время прощания с прахом Желткова Вера Николаевна “поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”. Ответное чувство состоялось, пусть “одно мгновение, но навеки”. Любовь как сила, способная преобразить мир, всегда привлекала Куприна. Но он был очень чуток и к страшным процессам измельчания, искажения, гибели этого врожденного дара.

Такая трагедия показана в повести “Яма”. Автор не затенял страшной правды, так как хотел предостеречь молодежь от нравственного падения, пробудить в ее душе ненависть к пороку и желание противостоять ему. Куприн показывает, что душа у обитательниц публичного дома жива, и она, несомненно, более чиста, чем у тех, кто сюда приходит. У любви героев Куприна тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении — своя печаль, свой излом, свое благоухание. Даже несмотря на трагическую развязку герои счастливы, так как считают, что осветившая их жизнь любовь — это подлинное, прекрасное чувство. Александр Иванович Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал благословение всему сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям и вечной красоте, заключенной в женщине.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на пути судьбы. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”.

Ссылка на основную публикацию
×
×