Социальная тема в творчестве А.И. Куприна: сочинение

Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна “Гранатовый браслет”)

Школьное сочинение

У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна, ее он подчеркнул, может быть, излишне резко, в рассказе “Гранатовый браслет”. Это гамсуновская тема о “неразделенной, невознагражденной, мучительной любви “, тема о той большой любви, которая приходит раз в сто лет, о которой любят так красиво мечтать женщины и герои-романтики у Куприна, да и он сам.

Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным. Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали современного общества. Сопротивляться и побеждать — пусть даже ценой собственной жизни.

Любовь — это спасительная сила, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с открытой, неиспорченной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Именно такими и являются герои лучших повестей и рассказов А. И. Куприна (“Олеся”, “Поединок”, “Суламифь”).

Писатель обращается к теме любви как к одной из величайших загадок бытия. И, наверное, именно поэтому в его произведениях настоящая любовь всегда идет рядом со смертью. Смерть во имя спасения — любимого, себя, своего чувства. Нежная и самоотверженная Олеся полюбила “доброго, но только слабого” Ивана Тимофеевича и ради него совершила настоящий подвиг любви. “Чистый и добрый” Ромашов без малейшего сомнения пожертвовал собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трепетная Суламифь отдала жизнь за своего любимого. Все эти герои вызывают истинное восхищение — восхищение силой характера, глубиной чувств, богатством духовного мира. Их истории проникают в самые глубины сердца, заставляя нас задумываться над тем, что же такое настоящая любовь, какую невероятную силу таит она в себе.

Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе “Гранатовый браслет”. Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически — не найдя понимания в сердце любимой женщины — гордой и прекрасной княжны Веры, требующей “прекратить как можно скорее” навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение — уходит из жизни. Но этот факт только подчеркивает истинность любви героя, которая, по словам генерала Аносова, всегда “должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!” Любовь должна быть возвышенной и бескорыстной, “дивной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной”. Ее не должны касаться “никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы”. О такой любви слагают стихи поэты, ей посвящают свои творения художники и музыканты, о такой любви “грезят женщины”. Именно такой была любовь Желткова, но, к сожалению, такая любовь почти исчезла из реальной жизни. Как утверждает автор, “виноваты мужчины. неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию”.

Читая рассказ Куприна, начинаешь верить, что и в наши дни еще можно — пусть и редко — встретить такую любовь. Подтверждением этому является тот факт, что история, положенная в основу “Гранатового браслета”, взята автором из жизни. Рассказанная хорошими знакомыми писателя, семьей Любимовых, в реальной жизни она не имела такого трагического продолжения, но реальный Желтиков был таким же простым служащим, как и Желтков Куприна. И точно так же в свое время испытывал чистую, искреннюю и бескорыстную любовь, подлинное восхищение и преклонение перед любимой женщиной. Любовь, не ставшую разделенной, но не утратившую от этого своей прелести и величия.

Внешний облик, социальное положение, манера поведения героя рассказа “Гранатовый браслет” соответствуют образу “маленького человека”. Но этого “маленького” человека можно назвать “великим “: нас покоряет богатство его внутреннего мира, благородство его души, глубина и сила его чувства. Его любовью не могут управлять ни он сам, ни, тем более, внешние обстоятельства. Лишить его главного чувства в жизни не способны ни уговоры, ни угрозы. Уходя из жизни, чтобы освободить от своего внимания княгиню Веру Николаевну, Желтков пишет ей последнее письмо. Герой не упрекает свою возлюбленную, наоборот, он благодарен ей за то, что она была в его жизни единственной радостью. И даже просит у нее прощения: “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что. для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”.

Просить прощения за любовь, за то, что именно эта женщина оказалась одной из немногих “избранных”, удостоенных такого всепоглощающего чувства?! Думаю, на такое способны только по-настоящему сильные личности. “В первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет никого похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли”.

Да, такие слова, наверное, могли бы растопить даже самое черствое и гордое сердце. А Вера, на мой взгляд, не была черствой. В ее душе жила нежность, “которой она в себе не ожидала”. Жаль, что только прочитав прощальное письмо, она увидела и поняла всю силу, все бескорыстие любви Желткова к ней, все величие души человека, который столько времени был для нее лишь поводом для досады и негодования.

Уходя, этот человек говорит: “Да святится имя Твое”. Эти слова звучат как гимн любви, гимн величию человеческой души, гимн самой жизни. Герой умирает, но чувство его живо. До последней минуты Желтков остается сильным, безмерно любящим и благодарным жизни. Его любовь оказалась “сильна как смерть”. Она оказалась даже сильнее смерти. Это была любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение или гибель вовсе не труд, а великая радость. Эта любовь побеждает смерть, потому что тот, кто любит, не боится гибели. Он продолжает славить и благодарить возлюбленную. Эта любовь сильнее всего на свете. И эта сила еще больше подчеркивается музыкой Бетховена, которая звучит в финале рассказа. Музыка великого композитора вызывает в душе героини, да и в наших тоже, такое смятение чувств, что невольно верится в бессмертие души, в великую силу любви, дающей вдохновение мастерам искусства и оставляющей вечную память о себе. А если остается жива память об этой любви, то жива и сама любовь, в людской памяти продолжает жить человек, который оказался способным на такое сильное чувство.

Почти век назад великий мастер художественного слова А. И. Куприн поставил важнейшие жизненные вопросы — о смысле человеческой жизни, о силе характера, о достоинстве и справедливости, об истинных чувствах, о любви и смерти. Ответы на эти вопросы искали многие поколения читателей. Продолжаем искать их и мы. А произведения писателя, наполненные неповторимым светом, оптимизмом, волшебством и нереальной красотой, помогают нам следовать в этих поисках по правильному пути. И верить, что обязательно найдем то, что ищем, когда найдем — испытаем, встретим ту единственную, настоящую, истинную любовь, которая способна победить все. Даже смерть!

Социальная тема в творчестве А. И. Куприна

Александр Иванович Куприн — очень яркий и самобытный писатель конца XIX — начала XX столетия. В его таланте современники видели первозданную мощь русского народа, что-то могучее и сильное. Таковы и его лучшие произведения — в них отразилась жизнь различных классов и сословий русского общества.

В своем творчестве Куприн продолжал демократические и гуманистические традиции русской литературы, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. Он всегда старался затрагивать актуальные события своего времени.

Заниматься литературой Куприн

За этот поступок его арестовали и посадили на гауптвахту. В 1841 году Куприн вышел в отставку, поселился в Киеве и стал писать для газет.

Куприн написал очень много рассказов, все они прекрасны, необычны, поднимают актуальные проблемы нравственной ответственности интеллигенции за страдания и плохую жизнь народа. Мне хотелось бы остановиться на двух произведениях А. И. Куприна

«Молох» написан после того, как Куприн побывал в Донецке и увидел жизнь рабочих. Надо сказать, что жизнь у рабочих сталелитейного завода была страшная. И Куприн очень красочно и достоверно воспроизводит ее в своей повести. В ней Куприн показывает противоречия между богатыми и бедными, между теми, кто работает, и теми, кто наживается на их труде. Мы видим будни крупного капиталистического завода, убогий быт рабочих, их нищету, а также нежелание так жить, которое выливается в мятежи и грабежи.

Главный герой повести — инженер Бобров, который все это видит и задумывается над происходящим. Он очень остро и болезненно реагирует на несправедливость, на страдания и боль. Писатель сравнивает капиталистический порядок со злым и страшным богом Молохом, который требует человеческих жертв. В повести служителем этого Молоха является хозяин завода — Квашнин. Он делает деньги на всем, но также он хочет быть вождем своей буржуазной партии: «Нам принадлежит будущее», — говорит он.

На заводе Квашнина боятся и делают все, чтобы ему угодить и не разозлить его. Ему даже отдают лучшую девушку — невесту Боброва Нину Зиненко.

Это вызывает в Боброве протест, и он хочет взорвать заводские склады, уничтожив это чудище. Однако дальше мысли дело не идет. Здесь Куприн показывает, что интеллигенция того времени еще не готова к решительным действиям.

И в этом ее трагедия.

Тем не менее будущее Куприн связывает с восстанием народа — повесть заканчивается бунтом рабочих. Они все-таки подожгли завод, Квашнин убежал, а из Москвы прислали карателей для усмирения восставших. Так писатель показал, что изменить жизнь и сложившиеся устои может только сам народ.

Еще мне очень нравится замечательный рассказ «Гамбринус», который был написан в 1907 году. Здесь опять возникает тема революции — очень актуальная тема для того времени. Только здесь нет ни революционеров, ни заговоров. «Гамбринус» — это рассказ о маленьком человеке, который посмел бросить вызов властям. Это рассказ о том, что у каждого должна быть своя позиция и ее надо отстаивать.

Главный герой произведения — еврейский музыкант Сашка, которого все любят. У него есть талант скрипача, и он собирает своей музыкой всех простых людей. Он играет разные мелодии, но больше всего всем нравится «Марсельеза» — революционная музыка. Эта музыка необходима, потому что идет революция. Однако вскоре наступила реакция, и Сашка отказывается играть гимн по заказу полицейских.

Тогда его избивают, ломают ему пальцы, чтобы впредь неповадно было.

Но Сашка не унывает — он вернулся в кабачок и продолжил играть веселую и задорную музыку. Так Куприн хотел показать, что сила искусства и дух свободы непобедимы. Эта тема будет продолжаться и в других рассказах писателя.

Рассказ «Гамбринус» учит нас не предавать свои идеалы и не падать духом ни при каких обстоятельствах.

Дайджест:

Тема любви в творчестве Куприна Олеся Гранатовый браслет тема трагической любви куприн Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Тема любви в творчестве Куприна Олеся Гранатовый браслет тема трагической любви куприн В своем творчестве А. И. Куприн часто обращается к теме любви. Однако, это возвышенное. .

Современная социальная тема в творчестве испанских писателей Обращение к современной социальной теме становится характернейшей чертой передовой литературы страны. Примечателен расцвет в эти годы публицистических жанров. Вклад в прогрессивную публицистику, в частности, внес своим творчеством Мануэль Домингес Бенавидес. .

Анализ рассказа «Гамбринус» Куприна А. И Рассказ «Гамбринус» — одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна. Это мощный гимн интернационализму. Куприн всей душой отрицал национальную рознь. В своей жизни писатель общался с людьми самого разного. .

Тема любви в произведениях Бунина и Куприна Тема любви была одной из главных тем писателей 20 века. О любви писали во все века, и даже с наступлением нового времени она не остается незамеченной. Эта проблема волновала все. .

Тема любви повести А. И. Куприна «Олеся» Тема любви основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но. .

Тема любові у творчості Куприна Любов… Цим почуттям пронизана вся творчість А. И. Куприна. Воно звучить вавсем: в описі природи, у його відношенні до своїх героїв, особливо кженщине. Як видно, у житті Куприн не знайшов. .

Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов. Гранатовый браслет Куприн А. И Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов. Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни. .

Читайте также:  Особенности творчества Куприна: сочинение

Примеры чистой и возвышенной любви в творчестве А. И. Куприна А. И. Куприна, великого мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви Этой вечной и прекрасной теме он посвятил три повести —. .

Тема армии в произведениях Толстого и Куприна Тема армии и царящих в ней беззаконий роднит таких разных по масштабу таланта и воззрениям художников, как Лев Николаевич Толстой и Александр Иванович Куприн. Их произведения «После бала» и «Поединок». .

Детство и юность Куприна А. И Александр Иванович Куприн родился в 1870 году в маленьком уездном городе Наровчате Пензенской губернии. Отец, Иван Иванович Куприн, работал письмоводителем в канцелярии мирового посредника. Он умер в 1871 году. Мать. .

Краткое содержание рассказа Куприна «Гамбринус» «Гамбринус» — пивная в подвале южного портового города. Каждый вечер много лет подряд здесь играет скрипач Сашка-еврей, веселый, вечно пьяный человек неопределенных лет, похожий на обезьяну. Неизменно к шести часам. .

Краткая хроника жизни и творчества Куприна Александра Ивановича 1870 г., 26 августа. Будущий писатель родился в городе Наровчате Пензенской губернии в семье чиновника Ивана Ивановича Куприна и Любови Алексеевны, урожденной княжны Кулунчаковой. 1874 г. Вместе с матерью переезжают. .

Любовь как высшая ценность мира в рассказе Куприна «Гранатовый браслет» Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. .

Тема деревни в творчестве И. А. Бунина В творчестве замечательного русского писателя, лауреата Нобелевской премии в области литературы, И. А. Бунина большое место занимает тема деревни. Надо сказать, что тема деревни всегда присутствовала в русской литературе, а. .

Эмиграция Куприна А. И Куприн покинул Россию вместе с Белой армией. Тоска по родине не покидала его. В письме И. Е. Репину писатель признавался: «…так скучаю по России… что и сказать не могу. Хотелось. .

Тема Родины в творчестве А. А. Ахматовой Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. Анна Андреевна Ахматова жила и создавала свои прекрасные стихи в очень. .

Тема дворянских гнезд в творчестве Бунина И. А. «Антоновские яблоки» Тема разоряющихся дворянских гнезд на рубеже XIX-XX веков была одной из самых популярных. Для Бунина она очень близка, ведь его семья была среди тех, чьи «гнезда» были разорены. Еще в. .

Тема природы в творчестве Е. И. Носова Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Старый Акимыч и его собеседник неторопливо бредут по улице. И вдруг внимание Акимыча привлекает сломанная кукла. «В грязном придорожном кювете валялась. .

Рассказ о любви А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел жизненный опыт заставить. .

Кавказская тема в творчестве М. Ю. Лермонтова 1. Стихотворения, посвященные Кавказу. 2. Поэмы. 3. Кавказ в романе «Герой нашего времени». Романтический образ Кавказа, описание природы и нравов его коренных жителей занимают значительное место как в поэзии, так. .

Московская тема в творчестве Цветаевой М. И Марина Цветаева родилась и выросла в Москве и всегда считала себя частью города. Для нее этот город — воплощение гармонии. В стихотворении «Домики старой Москвы» он предстает как символ прошедшего. .

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского В. В Твой труд переживет тебя, поэт, Переживут творца его творенья, Живого не утратит выраженья С тебя когда-то списанный портрет. И. А. Бунин В. В. Маяковский унаследовал из литературной традиции ответственное отношение. .

Талант любви в произведениях Куприна Начну с «Гранатового браслета». Куприн, как известно, создал это произведение по мотивам истории, рассказанной ему когда-то. Эта история связана с семьей князя Дмитрия Любимова. Все действия этой истории накладываются на. .

«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» . По произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет» 1. Тема любви в творчестве писателей. 2. Куприн — поэт любви. 3. «Гранатовый браслет» — рассказ о «святой» любви. Любовь. Этой теме посвящено столько стихов, написано столько произведений. Пожалуй, ни. .

Тема судьбы в творчестве М. Ю. Лермонтова 1. Роман «Герой нашего времени». 2. Судьба как движущая сила сюжета в «Песне про купца Калашникова». 3. Судьба поэта в обществе. Тема судьбы как жизненного пути личности так или иначе. .

Тема «маленького человека» в творчестве М. Ю. Лермонтова Если говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, то тема «маленького человека» постоянно присутствует в их творчестве. Лермонтов ставил перед собой другую задачу: показать незаурядную личность, которая страдает в. .

Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина 1. Лицейские друзья. 2. Безжалостное время. 3. Спасительный огонь. Храбреца испытывает война, мудреца — гнев, друга — нужда. Арабская мудрость При рассмотрении темы дружбы в лирике А. С. Пушкина перед. .

Декабристкая тема в творчестве H. А. Некрасова 1. Решимость и непоколебимая вера. 2. Самоотверженность хрупкой женщины. 3. Нравственная опора мужчинам. Великие должны наклонять небо к людям, не снижая его уровня. С. Е. Лец Н. А. Некрасов в. .

Тема родины в творчестве М. Ю. Лермонтова 1. Значение темы в творчестве поэта. 2. Отвага русского солдата. 3. Чистота национального характера. Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. А. Н. Радищев Тема родины в. .

Обзор ранних произведений Куприна В ранних произведениях Куприна, необычайно пестрых, разностильных, подчас несопоставимых по художественному значению, сказалось недостаточное знание жизни, да, наконец, и просто слабость общей культуры. О тех опасностях, какие подстерегали талант молодого. .

Тема революции в творчестве поэтов начала XX века 1. Значение революции как исторического события. 2. Революция, воплощенная в образах красноармейцев в поэме Блока «Двенадцать». 3. Поэтохроника Маяковского «Революция». События 1917 года всколыхнули всю Россию, перевернули все привычные представления. .

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — «поэт уже совсем другой эпохи». Эта эпоха полна трагического, и именно это и. .

Анализ романа «Юнкера» Куприна А. И Подобно другим крупным русским писателям, которые, оказавшись на чужбине, обратились к жанру художественной автобиографии, Куприн посвящает своей юности самую значительную вещь — роман «Юнкера». В определенном смысле это было подведение. .

Тема поэта и поэзии в творчестве А. Блока А. Блок — один из самых ярких поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков, времени трудного, переломного в исторических судьбах России. Как и многие другие поэты этой кризисной эпохи, А. Блок напряженно размышляет. .

Тема родины в творчестве А. А. Блока В 1908 году Блок писал К. С. Станиславскому: «…стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это —. .

Тема материнства в творчестве H. А. Некрасова 1. Образ матери в литературе. 2. Сыновья любовь Некрасова. 3. Обобщенный образ матери. Будешь жить ты в памяти людской, Пока в ней жить моя способна лира. Н. А. Некрасов Образ. .

Тема свободы в творчестве Пушкина Когда это будет и как народ обретет свободу — это вопрос особый и в творчестве Пушкина один из важнейших. Достаточно сказать, что его исследованию посвящены многие страницы таких произведений, как. .

Тема гордости в творчестве Лермонтова Это тема народного преображения под знаменем восстания, ВТО тема обретения массами человеческого достоинства и революции. И это открылось гениальному взору юноши-поэта, который как поэт нашел удивительно смелый Шаг, соединив несоединимое. .

Антифашистская тема в творчестве Хемингуэя Антифашистская тема оставалась близкой писателю до конца его дней. С 1953 по 1960 год Хемингуэй несколько раз приезжал в Испанию, куда его впускали с условием, что он будет «помалкивать насчет. .

Военная тема в творчестве Василий Семенович Гроссма В годы Великой Отечественной войны Василий Семенович Гроссман был военным корреспондентом газеты «Красная Звезда»;. В эти годы писатель публикует очерки, рассказы и первое крупное произведение о войне — повесть «Народ. .

Социальная тема в творчестве А.И. Куприна: сочинение

В чем смысл названия повести А. И. Куприна “Поединок”?

Почему А. И. Куприн воспринимает любовь как трагедию? (По повестям “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь”)

Когда закрываешь последнюю страницу повести Куприна “Поединок”, возникает ощущение нелепости, несправедливости случившегося. Сухие строки рапорта по-канцелярски точно и бесстрастно излагают обстоятельства смерти подпоручика Ромашова, погибшего в результате дуэли с поручиком Николаевым. Просто и буднично обрывается жизнь юного, чистого и честного человека.

Внешняя канва повести вроде бы объясняет причину этой трагедии. Это любовь Юрия Алексеевича к замужней женщине, Шурочке Николаевой, вызвавшая законную и понятную ревность мужа и его желание защитить поруганную честь. Но к этой любви примешивается подлость и корыстный расчет Шурочки, которая не постыдилась заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала его жизнь. Кроме того, создается впечатление, что гибель Ромашова предопределена теми событиями, которые происходят в повести. Этому способствует общая атмосфера жестокости, насилия, безнаказанности, которая характеризует офицерскую среду.

Значит, слово “поединок” является выражением конфликта между общечеловеческими нравственными нормами и беспределом, который творится в армии.

Юный подпоручик Ромашов приезжает на место службы с надеждой найти здесь свое призвание, встретить честных, мужественных людей, которые примут его в свою дружную офицерскую семью. Автор вовсе не идеализирует своего героя. Он, что называется, средний, даже заурядный человек со смешной привычкой думать о себе в третьем лице. Но в нем, несомненно, чувствуется здоровое, нормальное начало, которое вызывает в нем чувство протеста против уклада армейской жизни. В начале повести этот протест выражается в робкой попытке Ромашова высказать свое несогласие с общим мнением сослуживцев, одобряющих дикие поступки пьяного корнета, врубившегося в толпу евреев, или офицера, застрелившего, “как собаку”, штатского, который посмел сделать ему замечание. Но его сбивчивая речь о том, что культурные, порядочные люди все-таки не должны нападать с шашкой на безоружного, вызывает лишь снисходительную ответную реплику, в которой сквозит плохо скрытое презрение к этому “фендрику”, “институтке”. Юрий Алексеевич чувствует свою отчужденность среди сослуживцев, наивно и неловко пытаясь преодолеть ее. Он втайне восхищается удалью и силой Бек-Агамалова, пытаясь стать похожим на него. Однако врожденные доброта и совестливость заставляют Ромашова вступиться за солдата-татарина перед грозным полковником. Но простое человеческое объяснение того, что солдат не знает русского языка, расценивается как грубое нарушение воинской дисциплины, которая оказывается несовместимой с принципами гуманности и человечности.

Вообще в повести Куприна много “жестоких” сцен, рисующих унижение человеческого достоинства. Они характерны прежде всего для солдатской среды, среди которой особенно выделяется обезумевший, замордованный солдат Хлебников, пытавшийся броситься под поезд, чтобы положить конец ежедневным истязаниям. Сочувствуя этому несчастному солдату, защищая его, Ромашов тем не менее не может спасти его. Встреча с Хлебниковым заставляет его еще острее почувствовать себя изгоем в офицерской среде.

В представлении героя постепенно выстраивается целая шкала унижений, когда генерал грубо обращается с командиром полка, тот в свою очередь унижает офицеров, а те – солдат. На этих покорных, бессловесных существах офицеры вымещают всю свою злость, тоску от бессмысленности, идиотизма армейских будней и досуга. Но герои купринской повести вовсе не отпетые негодяи, почти в каждом из них есть какие-то проблески человечности. Например, полковник Шульгович, грубо и резко отчитав офицера, растратившего казенные деньги, тут же помогает ему. Значит, в общем-то, неплохие люди в условиях произвола , насилия и беспробудного пьянства теряют человеческий облик. Это еще сильнее оттеняет глубину нравственного падения офицеров в разлагающейся царской армии.

Образ Ромашова дается писателем в динамике, развитии. Автор показывает в повести духовный рост героя, который проявляется, например, в его изменившемся отношении к обществу офицеров, которое командир полка называет “целой семьей”. Ромашов уже не дорожит этой семьей и готов хоть сейчас вырваться из нее и уйти в запас. Кроме того, теперь он не робко и сбивчиво, как раньше, а ясно и твердо высказывает свои убеждения: “Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить головы. Это стыдно”. Если раньше Ромашов нередко находил забвение в пьянстве или пошлой связи с Раечкой Петерсон, то к концу повести он обнаруживает твердость и силу характера. Может быть, в душе Юрия Алексеевича тоже совершается поединок, в котором борются честолюбивые мечты о славе и военной карьере с тем возмущением, которое охватывает его при виде бессмысленной жестокости и полнейшей духовной опустошенности, пропитавших всю армию.

Читайте также:  Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна: сочинение

И в этом бескровном поединке одерживает победу здоровое нравственное начало, гуманное стремление защитить униженных, страдающих людей. Взросление юного героя сочетается с его духовным ростом. Ведь зрелость не всегда означает стремление к совершенству. Об этом свидетельствуют образы офицеров, людей, свыкшихся с гнетущей обстановкой, приспособившихся к ней. Да, в них иногда прорывается тоска по иной, нормальной жизни, которая обычно выражается всплеском злобы, раздражения, пьяным разгулом. Возникает какой-то замкнутый круг, из которого нет выхода. По-моему, трагедия Ромашова в том, что, отрицая однообразие, идиотизм и бездуховность армейской жизни, он все же не имеет достаточной силы, чтобы противостоять ей. Из этого нравственного тупика возможен для него только один выход – смерть.

Повествуя о судьбе своего героя, его исканиях, заблуждениях и прозрении, писатель показывает общественное неблагополучие, которое охватило все сферы российской действительности начала века, но ярче и отчетливее проявлялось в армии.

Таким образом, название повести Куприна можно понимать как поединок добра и зла, насилия и гуманизма, цинизма и чистоты. В этом, по-моему, и заключается основной смысл названия повести А. И. Куприна “Поединок”.

Произведениям замечательного писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. В чем же их неиссякаемая чарующая прелесть? Наверное, в том, что они воспевают самые светлые и прекрасные человеческие чувства, зовут к красоте, добру, гуманности. По-моему, самые трогательные и проникновенные произведения Куприна – это его повести о любви “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь”. Именно любовь окрыляет героев, дает им ощущение высшей полноты жизни, возвышает их над серым безотрадным бытом.

Любовь раскрывается писателем как сильное, страстное, всепоглощающее чувство, всецело завладевшее человеком. Оно позволяет героям выявить лучшие качества души, озаряет жизнь светом доброты и самопожертвования. Но любовь в произведениях Куприна часто оканчивается трагедией. Такова прекрасная и поэтическая история чистой, непосредственной и мудрой “дочери природы” из повести “Олеся”. Этот удивительный характер сочетает в себе ум, красоту, отзывчивость, бескорыстие и силу воли. Образ лесной колдуньи овеян тайной. Необычна ее судьба, жизнь вдали от людей в заброшенной лесной избушке. На девушку оказывает благотворное влияние поэтичная природа Полесья. Оторванность от цивилизации позволяет ей сохранить цельность и чистоту натуры. С одной стороны, она наивна, потому что не знает элементарных вещей, уступая в этом интеллигентному и образованному Ивану Тимофеевичу. Но с другой, Олеся обладает каким-то высшим знанием, которое недоступно обыкновенному умному человеку.

В любви “дикарки” и цивилизованного героя с самого начала чувствуется обреченность, которая пронизывает произведение грустью и безнадежностью. Слишком разными оказываются представления и взгляды влюбленных, которые приводят к разлуке, несмотря на силу и искренность их чувства. Когда заблудившийся в лесу во время охоты городской интеллигент Иван Тимофеевич в первый раз увидел Олесю, его поразила не только яркая и оригинальная красота девушки. Он почувствовал ее непохожесть на обычных деревенских “дивчат”. Во внешности Олеси, ее речи, поведении есть что-то колдовское, не подлежащее логическому объяснению. Наверное, это и пленяет в ней Ивана Тимофеевича, в котором восхищение незаметно перерастает в любовь. Когда Олеся по настойчивой просьбе героя гадает ему, то с удивительной прозорливостью предсказывает, что жизнь у него будет невеселая, никого он сердцем не полюбит, так как сердце у него холодное и ленивое, а, наоборот, принесет много горя и позора той, которая полюбит его. Трагическое пророчество Олеси сбывается в финале повести. Нет, Иван Тимофеевич не совершает ни подлости, ни предательства. Он искренне и серьезно хочет связать свою судьбу с Олесей. Но при этом герой проявляет нечуткость и бестактность, которые обрекают девушку на позор и гонение. Иван Тимофеевич внушает ей мысль о том, что женщина должна быть набожной, хотя прекрасно знает, что Олесю в деревне считают колдуньей, а следовательно, посещение церкви может стоить ей жизни. Обладая редким даром предвидения, героиня ради любимого человека идет на церковную службу, ощущая на себе злобные взгляды, слыша издевательские реплики и брань. Этот самоотверженный поступок Олеси особенно подчеркивает ее смелую, свободную натуру, которая контрастирует с темнотой и дикостью жителей деревни. Избитая местными крестьянками, Олеся уходит из своего дома не только потому, что опасается их еще более жестокой мести, но и потому, что прекрасно понимает несбыточность ее мечты, невозможность счастья. Когда Иван Тимофеевич застает опустевшую хату, то его взгляд притягивает нитка бус, которая возвышалась над кучами сора и тряпок, как “память об Олесе и ее нежной, великодушной любви”.

Сильное и прекрасное чувство связывает и таких разных и по возрасту, и по положению людей, как мудрый царь Соломон и бедная девушка с виноградников в повести “Суламифь”. Эта библейская легенда воспринимается как гимн любви, мудрости и красоте. Любовь помогает героине преодолеть страх смерти. Истекая кровью, она называет себя самой счастливой женщиной на свете и благодарит возлюбленного за его любовь, красоту и мудрость, к которой “она прильнула, как к сладкому источнику”. Ревность царицы Астис смогла погубить юную соперницу, но она бессильна убить любовь, светлую память царя Соломона об “обожженной солнцем Суламифи”. Трагический отсвет любви, озарившей жизнь мудреца, заставляет его продиктовать глубоко выстраданные строки: “Крепка, как смерть, любовь, и жестока, как ад, ревность: стрелы ее – стрелы огненные”.

Безответная любовь дает бедному телеграфисту Желткову из повести “Гранатовый браслет” высшее блаженство и острую сладкую тоску. Весь мир сосредоточился для него в любви к княгине Вере Николаевне Шеиной, замужней женщине, занимающей высокое положение в обществе. Его наивные, трогательные письма, дышащие любовью и обожанием, становятся постоянным источником насмешек и острот благородного княжеского семейства. Но подаренный ко дню именин Веры гранатовый браслет, в котором благодаря удачному освещению “вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни”, нарушает, по мнению Николая Николаевича, брата княгини, всякие границы благопристойности. Заботясь о добром имени князей Шеиных, этот сухой и черствый человек начинает поиски этого ничтожного “Ге Эс Же”, чтобы возвратить ему подарок и положить конец его преследованиям княгини Веры. Тягостный и бессмысленный разговор заканчивается обещанием Желткова больше не напоминать о себе, хотя он искренне признается Василию Львовичу в том, что никогда не сможет разлюбить его жену. Эта встреча оставляет у князя Шеина, доброго и порядочного человека, странное чувство, что он присутствует “при какой-то громадной трагедии души”. Княгиня Вера тоже предчувствует, “что этот человек убьет себя”.

Герои купринской повести много говорят об этом чувстве, мечтают о бескорыстной, самоотверженной любви, для которой “совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость”, но не замечают, что именно такая любовь пересекла жизненный путь Веры. Связанный обещанием, данным мужу и брату княгини Шеиной, Желтков кончает жизнь самоубийством, так как не в состоянии разлюбить Веру.

В разных произведениях писатель обращается к разным эпохам, изображает непохожих героев, принадлежащих к одной социальной среде. Но общим в этих повестях является любовь – самоотверженная, верная, исполненная благородства, преданности и всегда трагичная.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

Теги: О творчестве А. И. Куприна Сочинение Литература

Основные темы в творчестве А.И.Куприна

Куприн всегда горячо и нежно любил Россию. Это чувство нашло отражение в его творчестве. Основными темами творчества писателя-реалиста становятся обычные рабочие люди, великолепные в труде и разгуле балаклавские рыбаки, философствующие поручики и замученные рядовые, великолепная природа России с её обитателями, цирк и дети, а так же ряд произведений, в которых есть место мистическому и даже фантастическому.

Переживания и накопленный жизненный опыт, полученный в учебных военных заведениях и на службе, Куприн передаёт в своих произведениях через образ «маленького» человека, угнетаемого оскорбительно чужой и враждебной ему средой. Тема угнетения и оскорбления «маленького» человека передаётся
в повести «Поединок» (1905), рассказе «Дознание» (1894), а также в раннем произведении Куприна – повести «На переломе» («Кадеты», 1900). В повести «На переломе» «Куприн подробно запечатлел калечащие детскую душу нравы, косность начальства, “всеобщий культ кулака„, отдавший слабого на растерзание более сильному, наконец, отчаянную тоску по семье
и дому
» [25, с. 49]. Этой же глубокой симпатией к простому человеку проникнуты ранние рассказы Куприна из армейской жизни («Дознание»
и «Прапорщик армейский»), а также рассказы, обличающие чиновников-взяточников и пройдох («Негласная ревизия» и «Просительница»).

Работа на заводах Донецкого бассейна в 1896 году послужила материалом для цикла очерков о положении рабочих, которые впоследствии преобразовались в первое крупное произведение Куприна – повесть «Молохов». Темой этих рассказов и повести стали обычные рабочие люди.

Куприн и дальше продолжает развивать тему простых, обычных людей, рабочих разных профессий. Ещё одна известная группа произведений, посвященных обычным людям, – очерки «Листригоны». В очерках развивается тема жизни балаклавских рыбаков, воспевается их тяжёлый труд,
а также здоровые и мужественные люди, живущие суровой, но богатой чувствами жизнью. Эта тема начинала развиваться ещё в очерках «Господня рыба», «Тишина» и «Макрель» (выпущенные под общим заглавием «Балаклава» в 1908 году), а так же в последующих очерках: «Воровство»
и «Белуга», выпущенных под общим названием «Листригоны». Среди произведений, написанных вдали от Родины, следует отметить рассказ Куприна «Светлана» (1934).

В своей повести «Яма» Куприн открывает весьма необычную для литературы того времени тему, тему женщин, оказавшихся на дне жизни. Куприн описывает образы проституток, создавая живые и прекрасные характеры. Автор с глубоким сочувствием относится к своим персонажам, вызывающим сожаление и глубокое сострадание. К сожалению, повесть «Яма» не стала выдающимся явлением в русской литературе. Это связано
с тем, что «возникшая в “Яме„ натуралистическая описательность находилась в противоречии с теми эстетическими принципами, которые воплотились в ряде его предшествующих произведений, – с верой в человека,
с воспеванием красоты, ненавистью к социальным силам, губящим красоту
» [4; 295]. В намерения Куприна не входило любование «дном», однако при чтении повести возникает ощущение, что автор иногда любуется создаваемыми им картинами. В своей повести Куприн показал уже изуродованного обществом человека, скатившегося на дно буржуазного общества, а не процесс уродования человеческой личности. Столь противоречивое произведение для самого автора, однако, не отклонилось от его основной темы, темы «маленького» человека, при этом добавляя тему буржуазного общества.

Тема буржуазного общества, а точнее критика Куприна в адрес буржуазной интеллигенции представлена в рассказах «Убийца», «Обида», «Бред» и сказке «Механическое правосудие». Эти произведения связаны общей идеей протеста против насилия над человеком.

Актёрская деятельность Куприна способствовала написанию произведений о цирке, о простых и благородных людях – борцах, клоунах, дрессировщиках, акробатах. Этой теме посвящено несколько новелл
и рассказов Куприна: «Ольга Сур» (1929), «Дурной каламбур» (1929), «Блондель» (1933), «Белый пудель».

Одной из распространённых тем в творчестве А. И. Куприна является тема природы, любви и уважения к окружающему миру. Куприн как писатель-реалист достаточно полно и красочно описывает пейзажи любимой родины
и других мест. В описаниях природы чувствуется глубокая симпатия и любовь к этим местам, а так же уважение к её жителям. Тема окружающего мира
в творчестве Куприна присутствует во многих его произведениях: где-то она показывается в обычных описаниях местности, где-то помогает понять сюжет произведения и душевное состояние героев, а где-то является ключевой темой произведения. Среди рассказов Куприна есть несколько про окружающий мир, где героями становятся самые обычные животные, которые на страницах произведения превращаются в героев. В творчестве Куприна среди рассказов, повествующих о животных, выделились рассказы «Белый пудель», «Барбос и Жулька», «Изумруд», «Ральф», «Ю-ю», «Слон». Эти рассказы были написаны автором в разные годы, однако они объединены общей идеей – показать читателям возможности и способности животных, их достоинства
и качества, а также убедить будущих писателей уделять внимание миру природы и её представителям.

Говоря о теме природы, не следует забывать, что в своих произведениях Куприн много писал о детях и для детей. Куприн очень любил детей.
Он обращался с ними по-дружески и считал, что с ними нельзя обращаться легкомысленно, по-шутовски. Куприн много произведений написал для детей,
к ним можно отнести произведения жанра легенды-сказки («Синяя звезда»), а так же несколько произведений о животных.

Не менее важной в творчестве Куприна стала тема любви
и романтических чувств
. Этой темой наполнены строки таких
известных произведений, как повести «Олеся», «Гранатовый браслет»
и повесть «Колесо времени», написанная в Марселе, а так же ранний рассказ «Странный случай» и многих других произведениях.

В повести «Олеся» затронута тема простого рабочего народа,
тема стремления к природе, а также в сюжете повести есть и мистика. Тема любви в повести «Олеся» передаётся через романтику любовного
и драматического чувства.

Читайте также:  Одиночество любви (повесть Куприна “Гранатовый браслет”): сочинение

«Любовь до самоотречения и даже до самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины…» [25; 55] – именно в таком
понимании раскрывается тема любви в раннем рассказе Куприна
«Странный случай» (1895), а позднее в «Гранатовом браслете». О теме любви в повести «Гранатовый браслет» писал К. Паустовский:
“… любовь существует как неожиданный подарок – поэтический,
озаряющий жизнь, среди обыденщины, среди трезвой реальности
и устоявшегося быта
” [25; 55].

Тема войны в произведениях Куприна наиболее полно представлена
в рассказе «Канталупы». В рассказе, незатейливом и «бессюжетном»,
автор через характер героя обличает лицемера, «… зловеще окрашивает фигуры буржуазных стяжателей, для которых народное горе – источник новых прибылей» [4; 293].

В своих произведениях Куприн рассматривал тему войны не только
со стороны угнетения и получения прибыли буржуазными стяжателями.
В своих произведениях о войне писатель рассказывает про жизнь простых русских людей, на долю которых выпала обязанность выполнить свой долг перед родиной. Создавая образы героев, Куприн наделяет их душевной теплотой и добродушным юмором. Таким героем стал военный лётчик
в рассказе «Сашка и Яшка».

В годы изгнания Куприн тоскует по Родине, о чём пишет в своём очерке «Родина». Тема тоски по России отчётливо выражена в крупном произведении Куприна – повести «Жанета». В своей автобиографии «Юнкера» Куприн дополнительно открывает тему Москвы, Москвы «сорока сороков» [25; 58].

Кроме своих обычных, уже устоявшихся тем, Куприн пробует себя
в таких жанрах как фантастическая новелла, легенда-сказка, религиозная легенда и других. Однако, создавая некий вымысел, изменяя образы
и окружающей мир героев произведений, Куприн остаётся верным своим принципам реалистичности.

В своих произведениях фантастического жанра он лишь раскрывает умение соединить фантастическое с жизненно-конкретным. Это умение раскрывается в фантастической повести «Звезда Соломона».

Очень интересны и занимательны произведения Куприна в жанре легенды-сказки. Немного юмористические, жизненные и поучительные они нашли своего читателя, как среди детей, так и взрослых. Особенно остроумной и поучительной сказкой стала «Синяя звезда», которая по своему мотиву напоминает сказку Андерсена «Гадкий утёнок». К этому жанру относятся произведения «Четверо нищих» и «Геро, Леандр и пастух».

К жанру религиозных легенд Куприн обращается в годы войны.
В произведениях «Два святителя» и «Сад пречистой девы» (1915) высказано глубокое уважение и сочувствие к простому народу, угнетённому
и униженному.

Куприн известен литературе не только как писатель, но и как журналист, публицист и даже редактор.

Будучи еще молодым писателем, в 1894 году Куприн подает прошение
об отставке и переезжает в Киев. Писатель работает в газетах, пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом этой полуписательской, полурепортёрской работы стали два сборника: очерки «Киевские типы» (1896) и рассказы «Миниатюры» (1897).

После 1902 г. Куприн участвует в издании журнала «Мир Божий» как редактор, а также публикует в нём несколько своих произведений: «В цирке», «Болото» (1902), «Корь» (1904), «С улицы» (1904), однако к редакторской работе, мешавшей его творчеству, вскоре охладевает.

В 20-х годах XX века Куприн, оказавшись на самом правом
фланге эмиграции, выступает как темпераментный публицист. Однако эта темпераментность вскоре угасает, и в нём снова просыпается художник.

Таким образом, основные темы творчества Куприна отражают
его интерес к людям различных сословий и уровню их жизни, к природе
и животным. Любовь Куприна к детям и уважительное отношение
к окружающему миру отражаются в творчестве писателя: он пишет о детях, пишет для детей, создаёт новые жанры, которые вызывают интерес не только
у детской аудитории, но и у взрослой (среди них легенды-сказки). Творчество Куприна пропитано его отношением и интересом к окружающему миру,
а также уважением к его представителям и их жизни. Развитию творчества,
его экспериментам и нововведениям способствовало отчасти его любопытство по отношению к окружающему миру, отчасти события его жизни, отчасти его профессиональная деятельность в журналистике, публицистике и редактуре,
а так же во многих других профессиях, не связанных с издательским
и авторским делом.

Сочинение: Своеобразие темы любви в творчестве Куприна

А. И. Куприн – идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в повестях “Гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”. В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и “любви, верной до смерти”. Для А. И. Куприна любовь – самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть “Суламифь”. Она была написана по мотивам библейской “Песни песней” царя Соломона. Он полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: “Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику… Никогда не было и не будет женщины счастливее меня”. Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество. В повести “Суламифь” писатель показал чистое и нежное чувство: “Любовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, – царица, потому что любовь

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести “Гранатовый браслет”. Герой этого повествования, бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью”. Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмертном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: “Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”. Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она “…должна быть трагедией, величайшей тайной в мире”, не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью.

“Молчать и гибнуть”… Этот талант не был дан Желткову. Но и для него “волшебные оковы” оказались милей жизни. “Маленький” человек оказался выше и благороднее предртавителей высшей ступени социальной лестницы.

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества – любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Повесть “Олеся” построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны – образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой – Олеся – “дитя природы”, человек, не подвергшийся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого.

“Олеся” – художественное открытие Куприна. “В начале повесть заставляет нас пережить тревожный период зарождения любви. Почти целый месяц продолжается наивная очаровательная сказка. Даже после трагической развязки не меркнет светлая, сказочная атмосфера повести. Куприн открыл нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса.

Чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких. Но над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус – последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Особенность художественного дарования А. И. Куприна – повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа – позволила ему по-своему освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества – в художественно убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести А. Куприна поднимают извечные проблемы человечества – проблемы любви.

Сочинение Любовь в творчестве Куприна (в произведениях)

В творчестве каждого великого художника тема любви занимает ведущее место. Отношения между мужчиной и женщиной – самые волнующие, не поддающиеся однозначному толкованию. Невозможно найти одинакового подхода к этой теме у разных писателей.

Классик русской литературы А.И. Куприн писал о любви-трагедии, любви-тайне, не подвластной компромиссам и расчетам. Его произведения необычайно увлекательны, но практически в каждом происходит трагедия. Герои или довольствуются неразделенной любовью, или гибнут в столкновении с враждебной средой.

Для произведений этого писателя характерно, что в трагедии виновато, прямо или косвенно, общество. Герои стремятся к счастью, но или не находят его, или погибают. А.И. Куприн описывал неизбежный печальный исход любви, оказавшейся под влиянием условностей. Во многих повестях (напр., «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» и др.) трагедия любви вырастает из трагедии социальной. Так, в повести «Олеся» любовь сталкивается с предрассудками общества. Иван Тимофеевич, интеллигент, городской человек, встречает в глухом Полесье девушку, выросшую вне общества и цивилизации. Между ними возникает сильная любовь. Олеся принимает предложение Ивана Тимофеевича выйти за него замуж и идет в церковь. Здесь и происходит трагедия. Люди, всегда считавшие Олесю ведьмой, которая приносит им только несчастья, накинулись на нее, избили. Иван Тимофеевич оказался, как ему и нагадала Олеся, «хотя и добрым, но только слабым. ». Главный герой не предотвратил трагедию, на которую была обречена его любовь, не пошел против предрассудков.

Любовь в произведениях А.И. Куприна изображена как великое чувство, имеющее естественную власть над человеком. В «Гранатовом браслете» такая любовь становится «громадным счастьем», тем единственным, что наполняет жизнь главного героя. Георгий Желтков – бедный чиновник, который много лет любил одну единственную женщину. При этом он довольствовался только тем, что посылал ей письма и изредка имел возможность увидеть ее. Но именно в этой неразделенной любви, в мечтах о возлюбленной и состоял смысл его жизни, то единственное, ради чего он жил.

Повестям А.И. Куприна свойственно, что описанный в них период жизни героев – самый лучший, самый светлый. Но в то же время и самый краткий. Так, в повести «Суламифь» главные герои наслаждались своим счастьем всего семь дней. Несмотря на то, что Суламифь погибла, Соломон никогда ее не забудет и не будет никого так любить, как ее. В «Олесе» счастье главных героев тоже было недолгим. Иван Тимофеевич может быть и забудет Олесю, но вот она его – никогда. Это также характерно для А.И. Куприна: только для одного из героев прошедшая любовь становится единственной.

По мнению писателя, высокое и чистое чувство любви – единственная ценность в мире, возвышающая человека. Это праздник, но он не долговечен, потому что каждый раз происходит трагедия. И виноваты в ней люди, не достойные великой любви, не умеющие ее оценить и сохранить.

Также читают:

Картинка к сочинению Любовь в творчестве Куприна

Популярные сегодня темы

Жил на свете один знатный мужчина. Рано став вдовцом, он решил жениться второй раз. Женщина эта была сварливая и вредная, такая же, как ее две дочери. У мужа тоже была дочь, но добрая и отзывчивая

В русском языке используется множество частей речи. Для более удачного описания рядом с существительным может располагаться наречие

Легенда о Данко – составная часть рассказа Горького «Старуха Изергиль» и является как бы кульминацией, ибо описывается в конце рассказа. Этим автор видимо хотел подчеркнуть

Один из деревенских гусей, хозяином которого был мальчик по имени Степка, привлекал особое внимание всех окружающих. Обсуждениям подвергалась и его горделивая осанка, и продуманные движения с периодическими замираниями

Женился князь на княжне. Не успели они намиловаться, как нужно было князю покинуть свою жену. Наказал он ей не покидать свою башню, да с чужими разговоры не вести. Ослушалась его возлюбленная

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Своеобразие темы любви в творчестве Куприна
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 05:34:24 20 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 47 Комментариев: 10 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать