Роль символических образов в рассказе А. Куприна Гранатовый браслет: сочинение

Сочинение: Роль символических образов в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”

Роль символических образов в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свой жизненный опыт заставить служить своему творчеству.

Талантливый был писатель Александр Иванович Куприн. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них широкая, многообразная картина русской жизни конца прошлого века и начала нынешнего.

«Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья»эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.

Не обошел эти темы и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал «Гранатовый браслет» прекрасный рассказ о неразделенной великой любви, любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.

«В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черному моря» начала рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под «молодым месяцем» понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина. «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле.» Где эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.

Следующим символом следует назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: “… Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах.” Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, символизирует человека, достойного настоящей, «святой» любви.

Немалое значение отводит Куприн «тучному, высокому, серебряному старцу» генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г.С.Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем.

Ему принадлежат пророческие слова: “… может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины.” Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов, и о которой мечтает каждая женщина, гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила его «покойная матушка», кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти… И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убъет себя.» Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!» Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков только мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: “… Ваш до смерти и после смерти покорный слуга.” К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. «И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному „Пе Пе Же“.

Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумашествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: „Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам.“ И не проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: „Да святится имя Твое!“ И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека гранатовый браслет.

Роль символических образов в рассказе А. Куприна Гранатовый браслет: сочинение

31.12.2020 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”

10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 – Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

Символические детали в рассказе «Гранатовый браслет».

Какие предметы в рассказе наделены помимо бытового еще и символическим значением? Раскройте смысл каждого символа.

Центральным символом в рассказе становится, естественно, гранатовый браслет. В контексте творчества Куприна драгоценные камни играют очень важную роль. Увлечение писателя мистическим значением камней получило наилучшее воплощение в рассказе «Суламифь». Но если в «Суламифи» эта символика была скорее средством создания антуража, то в данном произведении самоцветному камню уготована совсем иная роль.

Впервые браслет возникает в пятой главе рассказа, и по сути его описание представляет собой завязку действия. Браслет предстаёт перед читателем в мельчайших подробностях

(цитата с 323-324). В этом описании прочитывается предчувствие дальнейших событий

Зеленый гранат в середине и сама его редкость, необычность соотносятся с темой всего текста: темой подлинной, бескорыстной любви, «о которой грезят женщины и на которую более не способны мужчины». С кровавыми огнями в глубине камней приходит мотив жертвенности и предвидение трагического финала этой истории.

Далее в письме Желткова, этот мотив углубляется. Зеленый гранат защищает от смерти, значит, отдавая его, Желтков обрекает себя на гибель. Этот мотив – неотделимости жертвенности от настоящей любви – разворачивается затем в рассказе генерала Аносова и завершается кульминационной сценой созерцания Верой мертвого Желткова.(цитата с.352)

С образом гранатового браслета сопряжен другой – образ записной книжечки, подаренной Вере сестрой Анной. Это тоже драгоценность, но иного рода: молитвенник, переделанный в дамский carnet(цитата с.314). В предыстории (экспозиции рассказа) этот символ играет центральную роль, будучи соотнесенным с образом самой Веры. Кощунственный подарок Анны намекает на то, чего недостает самой Вере – безрассудства, умения пренебречь условностями. Упоминание маркизы Помпадур и королевы Антуанетты, воспоминание о средневековой Венеции делает это сопоставление более прозрачным.

Читайте также:  Социальная тема в творчестве А.И. Куприна: сочинение

Третьим важнейшим символом становится Largo Appassionato Бетховена, взятая Куприным в качестве эпиграфа к рассказу. Возникая в финале, эта соната знаменует собой развязку трагедии, прошедшей перед глазами читателя (цитата с.353). Этот глубочайший, необычайный по силе эмоционального воздействия символ словно собирает воедино все мотивы рассказа: жертвенности, подлинной любви, ее неизбежной сопряженности со смертью, одиночества человеческой души, покоя и счастья, которые дарит даже неразделенная любовь.

Представляется неслучайным обращение Куприна к миру искусства, воплощенному в основных символах рассказа. Вечные, вневременные произведения, лежащие в основе сюжета, говорят о бессмертии хрупкой человеческой любви, о её великой власти над ушами. Эти образы расширяют социальную проблематику рассказа, выводят её на более высокий уровень обобщения.

Поделись с другом в социальной сети

Сочинение по произведению Гранатовый браслет Куприна

“Гранатовый браслет” – произведение, написанное Александром Ивановичем Куприным в 1910 году. Основанием для написания послужила реальная история, случившаяся с писателем: в его жену был влюблён телеграфист Желтиков, подаривший супруге цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Для семьи эта ситуация была комичной, но в повести Куприна приобрела трагический характер.

Главной темой “Гранатового браслета” является тема любви. Чистой, покорной, но безответной. Идеей повести стала мысль о том, что раз в сто лет встречается в мире настоящая любовь, которую нельзя упускать.

События рассказа происходят в конце сентября на даче княжеской семьи Шеиных у Чёрного моря. Многие действия и герои книги интересуют, удивляют и озадачивают, но наиболее сильное впечатление произвели слова Аносова о том, что искренняя любовь всегда должна быть трагична. Именно этот персонаж “открыл глаза” главной героине Вере на некоторые вещи и мотивы создания семьи, показал примеры истинной самоотверженной любви. Вспоминая слова Якова, графиня понимает, что упустила именно те нежность и верность, о которых только могла бы мечтать любая женщина.

Также удивляет “пропитанность” книги символами и суевериями: число гостей на празднике – 13, являющееся несчастливым, подарок мужа – жемчужные серьги (жемчуг – знак недоброго предзнаменования), сам гранатовый браслет (гранат – камень, любви, гнева и крови), пасмурная погода накануне торжества. Поражает ещё и сила любви Желткова. Он всегда оставался в стороне, не был навязчивым, внимал каждой просьбе Шеиной, и лишившись возможности видеть её, покончил жизнь самоубийством, потому что Вера была смыслом его жизни, и без наблюдения за ней он счёл своё существование бессмысленным. После чего героиня не только огорчилась, но и поняла, что её сердце еще способно на страсть и любовь, а неинтересная и приевшаяся жизнь заиграла новыми красками и оттенками. Она осознала искренность тёплых чувств и готовность жертвовать собой ради другого человека при отсутствии какой-то отдачи и взаимности.

“Гранатовый браслет” заставляет задуматься о настоящей любви и подводит к мысли, что это светлое ощущение и симпатия важна в жизни каждого, и если человек влюблён безответно, но очень крепко и глубоко, то даже наблюдение за предметом обожания на дистанции наполняет существование смыслом и может осчастливить его. Нужно уметь любить, не требуя ничего взамен, и не бояться казаться смешным и глупым из-за проявления своих чувств.

2 вариант

С момента существования человечества, каждый писатель считал за честь рассказать о любви. На эту тему было написано насчитанное количество сочинений и рассказов. И совсем не просто так. Ведь это чувство окутывает сердца каждого из нас и не может оставить в покое. Среди всего разнообразия и потока описания этого чувства, стоит выделить повесть «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна.

«Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире!» — говорит генерал Аносов. Именно это проходит красной нитью через всю повесть Куприна.

Главные герои много говорят о любви. Из их уст она предстаёт в самых разных формах и образах. Настоящая любовь – большая редкость. Но именно такой она была у чиновника Желткова. По своей натуре робкий и мечтательный, чиновник среднего звена, не имеющий за плечами ничего кроме искренних чувств, влюбился в девушку из высшего общества. Его самоотверженная и безответная любовь длилась целых восемь лет. Это чувство поглотило Желткова целиком и полностью.

В качестве доказательства своей безграничной любви Желтков преподносит подарок Вере Николаевне, единственную ценную вещь доставшуюся ему в наследство от матери – гранатовый браслет. Так и не сумев найти ключи к сердцу своей горячо любимой Веры, он решает покончить с собой, тем самым выполняя ее волю – оставляет в покое.

Позднее, сама Вера осознаёт всю чистоту и искренность чувств Желткова. Что настолько сильно и бескорыстно, ее никто не любил и уже вряд ли полюбит. Лишь после кончины Желткова, Вера сравнивает его с величайшими людьми. Сыграв сонату Бетховена в память о нем, понимает что он простил ее и не держит зла.

Само произведение наполнено размышлением о любви, которое срывается с уст каждого героя. Александр Куприн в своей повести показывает любовь как некую недостижимую тайну, для которой не существует никаких преград и сомнений. Окунает нас в мир бескорыстных и добрых людей. Где настоящее и мощное чувство – любовь.

Но, в тоже время, не навязывает своих мыслей, а лишь показывает поступки героев, их жизнь и судьбы, тем самым заставляя читателя самостоятельно анализировать и делать выводы. О символизме – которым является гранатовый браслет. Идее – настоящей любви, которая не проходит бесследно. Основной мысли – настоящей и искренней любви, которую нужно уметь замечать.

Сочинение 3

Что на протяжении всей истории человечества больше всего волнует и трогает сердца? Поэты и писатели воспевают это чувство, посвящают ему целые поэмы. Конечно, речь о любви. Казалось бы, человек, которого посетило настоящее чувство должен быть бесконечно счастлив. Но все может быть иначе.

Мелкий чиновник влюбляется в жену князя. Он любуется ею издали, хранит ее образ в своем сердце, лишь иногда позволяя напомнить о себе. Вера Николаевна, взаимностью ответить, конечно, не может. Во-первых, она действительно хорошо относится к своему мужу, он достойный человек, и опозорить его изменой она просто не может. Во-вторых, Вера и Желтков из разных сословий. Она принадлежит к благородной дворянской фамилии. Он — обыкновенный чиновник, которых сотни в каждой канцелярии.

Впрочем, на взаимность Желтков не очень надеется. Ему достаточно просто существования Веры, чтобы чувствовать себя счастливым. Он не ждет ничего взамен, готов только отдавать, а не брать. Он всего себя отдает этому чувству и любимой женщине.

Муж Веры и ее брат знают об этом поклоннике. Он вызывает у них улыбку, смешанную с жалостью, ведь все понимают, насколько тщетны были бы любые попытки с его стороны.

Вера Николаевна просит Желткова больше не писать ей писем о своей любви и он подчиняется, напоследок отправляя возлюбленной тот самый гранатовый браслет, как символ вечной любви.

Кстати, эта история является автобиографичной. В жену самого Куприна был влюблен телеграфист Желтиков, который однажды подарил ей кулон в виде пасхального яйца. Семья писателя комически отнеслась к этой истории, но в рассказе все закончилось более трагически.

Понимая, что его существование отравляет жизнь любимой женщины, Желтков решает уйти из этой жизни. Он словно наказывает сам себя за совершенное преступление, ведь он хотел то, чего нельзя было хотеть.

На мой взгляд, он поступил не совсем благородно, сообщив Вере о своем уходе из жизни. Ведь, получив такое письмо, любая женщина почувствует себя виноватой, хотя никакой вины на ней не лежит. Гораздо лучше было бы сказать, что он решил куда-то уехать и навсегда ее оставить.

Хотя именно этот поступок и показал Вере, что значит настоящая любовь и самоотверженность. Она поняла, что еще умеет чувствовать, что сердце ее не зачерствело.

В своей повести Куприн показывает любовь, какой, по мнению писателя, она и должна быть. Но не каждый способен обрести ее. Является эта способность врожденной или приобретенной? Кто знает.

Вариант 4

Любовь – это самое искреннее и чистое чувство, присущее человеку во все времена, не зря все великие писатели, певцы и поэты в своих произведениях прославляют любовь во всех её проявлениях. У одних она безответная и несчастная, у других – взаимная, а третьи любят бескорыстно, трепетно, не требуя ничего взамен. Но каждый человек нуждается в любви, как в воздухе, без этого чувства мир просто перестал бы существовать.

А.Куприн в своем произведении «Гранатовый браслет» описывает любовь, которая настигает только одного из героев. Скромный служащий канцелярии Желтков безумно влюбляется в Веру Николаевну, утонченную и грациозную княгиню, но увы, она не испытывает к своему поклоннику абсолютно никаких чувств. Желтков настолько очарован женщиной, что даже не помышляет о какой-бы то ни было взаимности с её стороны. Он счастлив уже от одного присутствия Веры Николаевны рядом и конечно же не последнее место в этой истории любви занимают его письма.

Среди других героев произведения, Желтков стоит на порядок выше, ведь никто из них никогда не любил по-настоящему, а он испытал это чувство в полной мере, каждая частичка его тела ликовала при мыслях об объекте своего обожания. Окружающие его люди только надсмехались над Желтковым, перечитывая его письма.

Кроме пылкой, страстной и самоотверженной любви главного героя, в произведении упомянут ещё один тип этого чувства: любовь дружеская, проверенная годами. Именно такие чувства испытывает Вера Николаевна к своему супругу. Ответив на любовь Желткова она бы предала мужа, а проигнорировав, что она и сделала, Шеина, возможно упустила своё счастье.

Самым важным моментом во всей этой истории становится получение Верой Николаевной последнего, можно даже сказать, прощального письма от Желткова. В нем он открывается Шеиной в своих чувствах, ни в коем случае не обвиняя ее и не требуя никакой отдачи. Тут невольно вспоминаются знаменитые строки А.С.Пушкина: «Я вас любил…»

Вера Николаевна только после смерти Желткова понимает всю силу его преданности и любви, но уже ничего нельзя изменить.

Автор данного произведения с печальным финалом хотел донести до читателя одну простую истину: надо почаще оглядываться по сторонам, ценить тех, кто нам безгранично предан, иначе может быть уже поздно, а повернуть время вспять просто невозможно.

Читайте также:  Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Гранатовый браслет

Популярные сегодня темы

Главным персонажем повести является Гриша Печорин. Это уникальнейший человек, которого никто не смог изучить досконально. Такие героические личности можно встретить в любом истерическом промежутке.

Каждый человек нуждается в любви. С рождения в индивида закладывается потребность любить и быть любимым. Первая встреча человека с любовью происходит в момент знакомства с матерью.

Полное изречение Теренциана Мавра о судьбе книги имеет концовку, которую чаще всего опускают. В ней говорится о том, что дальнейший путь книги зависит от принятия читателем.

Хорь – человек полностью противоположный по характеру и мировоззрению Калинычу. Хорь привык полагаться на догматы ума и рассудительности

Как известно, любовь является самым сильным и возвышающим чувством. Именно о нем А. С. Пушкин повествует в своем произведении «Дубровский». Мария Троекурова и Владимир Дубровский были предназначены друг другу с детских лет.

Тема любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет»

Александр Иванович Куприн воспевал в повестях высокие чувства. Теме любви в произведении «Гранатовый браслет» отведено центральное место. Даже безответное влечение к человеку помогает стать чище, благороднее, ярче ощутить краски жизни. Сюжет построен так, чтобы читатель смог заглянуть в сокровенные уголки душ героев, прочувствовать то же, что и они.

Повесть о прекрасном чувстве

Главная тема произведения Куприна «Гранатовый браслет» — любовь с трагичным исходом. Многие писатели и поэты воспевали это чувство, но Александр Иванович Куприн показал его с необычного ракурса. Повесть «Гранатовый браслет» написана настолько талантливо, что ею зачитываются и подростки, и люди средних лет, и пожилые. В основе сюжета — искреннее убеждение автора, что ради любви каждый способен на благородные поступки. Чувства главного героя вызывают восхищение, и читателю хочется верить, что когда-то ему тоже доведётся испытать похожие ощущения.

Писателю, избравшему для раскрытия столь банальную тему, сложно не скатиться в шаблоны, однако Куприну удалось остаться оригинальным. Проводя анализ произведения, можно понять: мастерство автора проявилось в том, что он подошёл к раскрытию темы небанально. Во многих произведениях безответное чувство ведёт к распаду личности. Иначе обстоит дело в «Гранатовом браслете».

В творчестве Куприна трагическая любовь не мешает героям сохранять чистоту души и оставаться благородными, несмотря на отсутствие взаимности.

Главные и второстепенные герои

В повести 2 главных персонажа и несколько второстепенных. Основные действующие лица:

  • Шеина Вера Николаевна, возлюбленная Желткова, урождённая Мирза-Булат-Тугановская. Замужняя женщина, приятная и простая, с аристократической внешностью и хорошими манерами.
  • Желтков. По некоторым деталям можно предположить, что молодого человека зовут Георгием. Желтков в течение 8 лет любит Веру и шлёт ей письма. Когда родные Веры раскрывают личность тайного поклонника, он лишает себя жизни.

Второстепенных действующих лиц всего 4, и каждый из них вносит вклад в развитие сюжета. Краткая характеристика героев, которым Куприн отвёл вторые роли:

  • Фриессе Анна Николаевна, урождённая Мирза-Булат-Тугановская. Сестра Николая и Веры, любит играть в карты, при этом религиозна и тайком носит власяницу. Женщина не чувствует себя счастливой в браке, имеет 2 детей, однако испытывает неприязнь к мужу. Анна держит себя пристойно, но не прочь пококетничать.
  • Николай Николаевич, родной брат Анны и Веры. Человек со связями, занимает высокую должность: работает заместителем прокурора. Николай скуп и прагматичен, ему непонятны беседы о чувствах.
  • Шеин Владимир Львович. Человек благородного происхождения, муж Веры. Вёл активную светскую жизнь, устраивал балы, и это привело семью к бедности. Шеин спокоен, уравновешен, философски относится к трудностям. Узнав о влюблённости Желткова, супруг Веры испытывает не гнев, а жалость, что говорит о его мягком характере.
  • Аносов Яков Михайлович, генерал, исполняющий обязанности коменданта. Это добрый и приятный человек. Ранее он дружил с отцом Анны, Веры и Николая, а сейчас поддерживает связь с младшим поколением. Девушки любят его, как родного дедушку, хотя генерала не связывают с ними кровные узы. У Якова Михайловича нет своей семьи, и он находит утешение в общении с Верой и Анной, воспринимая их почти как своих детей.

Неразделённая страсть Желткова

Желтков испытывает по отношению к Вере прекрасные чувства, но понимает, что не может рассчитывать на взаимность. Даже если девушка отнесётся к его признанию снисходительно, герой вправе ожидать только платонических отношений.

Есть несколько факторов, из-за которых Желтков и его любимая не могут быть вместе:

  • Разное социальное положение. Семья Веры хотя бы в прошлом была богата, а Желтков беден, и изменить своё финансовое положение в лучшую сторону он не в силах.
  • Характер Шеиной. Вера получила хорошее воспитание, которое не позволило бы ей изменить мужу. Она и не думает о низком поступке, её натуре чуждо прелюбодеяние. Оставить мужа женщина тоже неспособна.
  • Узы брака. Семья — это союз двух людей, подкреплённый документами, и развод бросил бы тень на всю семью.

Есть ещё одна причина — привязанность Веры к супругу. Нельзя сказать, что она горячо его любит, но есть симпатия, дружба, забота и другие чувства, на которых так часто строятся семьи. Проблема в том, что княгиня желает иметь детей, но почему-то они не рождаются. В этом можно усмотреть намёк на то, что Бог указывает женщине другой путь, отличающийся от выбранного ею. Возможно, если бы она ответила Желткову взаимностью, у них могли родиться дети.

Желтков испытывает к Вере христианское чувство, без оттенка эгоизма. Он готов отдавать любовь, не рассчитывая на взаимность, хотя в сердце живёт надежда на то, что когда-нибудь удастся быть вместе с любимой. Герой не бунтует, понимая, что его страсть греховна. При этом он оберегает честь семьи Шеиных. Желтков ни разу не скомпрометировал женщину, не обратился к ней с недостойным предложением. Он мог бы поступить иначе, но благородство натуры не позволило.

Чтобы хорошо написать сочинение на тему любви в «Гранатовом браслете» Куприна, нужно рассмотреть чувство с разных точек зрения, включая общечеловеческую и христианскую.

В повести это чувство многообразно. Страсть не затмевает разум, хотя и приводит к гибели. Истинные лики любви в «Гранатовом браслете» — жертвенность, духовность, благородство.

Преступление и самоубийство

Желтков не преследует княгиню, но часто поздравляет её с праздниками. Однажды он присылает женщине дорого́й подарок, приложив к нему письмо с поздравлениями. Все гости удивлены, а супруг Веры, веселясь, показывает юмористические рисунки, сделанные им, чтобы посмеяться над тайным поклонником.

Брат женщины прочёл письмо, и теперь он уверен, что нужно найти воздыхателя и вернуть ему гранатовый браслет. По его мнению, такой подарок компрометирует княгиню. Когда гости разъезжаются, Вера идёт провожать генерала. По дороге она рассказывает ему всю историю. Яков Михайлович высказывает предположение, что преследователь может оказаться маньяком. При этом он не исключает и другой вариант: это может быть та самая любовь, о которой большинство женщин только мечтают.

Василий Львович и Николай находят Желткова. Он признаётся, что писал Вере письма и отправил подарок. Гранатовый браслет куплен на казённые деньги, и теперь у героя остаётся единственный выход — совершить самоубийство. В то время, о котором идёт речь в повести, считалось нормальным лишить себя жизни, чтобы кровью смыть позор. При этом репутация окружающих оставалась незапятнанной. Таким образом, уход Желткова из жизни не бросил тень на честь молодой княгини.

Когда Вера узнала, что поклонник застрелился, она опросила у мужа разрешения попрощаться с покойным. Утром в газетах написали о чиновнике, который покончил с собой, а вечером почтальон доставил последнее письмо от него. Желтков благодарил княгиню за то, что она была для него единственным утешением. В конце он написал: «Да святится имя Твоё».

Кроме слов благодарности, в письме была просьба: если Вера вспомнит о нём, пусть сыграет часть «Сонаты № 2» Бетховена.

Когда женщина пришла проститься с поклонником, она поняла, что мимо неё прошло прекрасное чувство. Вечером она попросила, чтобы пианистка сыграла сонату, о которой говорилось в письме. Слушая прекрасную музыку, княгиня плакала. Когда пианистка закончила играть, Вера ощутила облегчение и поняла, что покойный её простил.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Роль символических образов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Александр Иванович Куприн (1870—1938) был чело­веком удивительной судьбы. Он обладал редким талан­том неистощимого жизнелюбия, в самых тяжелых обстоятельствах он умел быть счастливым. Неуемная жаж­да жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому, огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делают ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познавший в жизни, он сумел свой жизненный опыт заставить служить своему твор­честву. Куприн прославился как беллетрист и литературный критик. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей, Все права защищены и охраняются законом &copy 2001-2005 олсоч.

ру он представил в своих произ­ведениях широкую, многообразную картину русской жизни конца XIX — начала XX века. «Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья», — эти слова из очерка Куприна можно было бы взять эпиг­рафом ко всему его творчеству. Великий жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев Куприн пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью Куп­рина стал «Гранатовый браслет» — рассказ о неразделен­ной великой любви, любви, «которая повторяется толь­ко один раз в тысячу лет». В этом рассказе писатель поведал историю о том, как мелкий чиновник, робкий мечтатель и глубоко чувству­ющий человек, Желтков, влюбляется в светскую даму, Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворян­ства, влюбляется безнадежно, безответно, беззаветно: Но Куприн не заостряет своего внимания на «неравен­стве состояний».

Основная тема рассказа иная — «пока­зать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви», как писал сам Куп­рин. Желтков любит княжну Веру Николаевну той лю­бовью, которая «заключает весь смысл жизни, всю все­ленную». Это прекрасно понимают и муж Веры Нико­лаевны, признаваясь, что он присутствует «при какой-то громадной трагедии души», и сама Вера Николаев­на, когда кладет у изголовья мертвого Желткова красный цветок — символ вечной любви. «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая жен­щина, прошла мимо нее». В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн создал не­сколько символических образов, несущих на себе весь идейный смысл, на которых зиждется весь фундамент повествования. Первым таким символом можно считать начало рассказа: «В середине августа, перед рождени­ем молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря». Описание пасмурной, сырой, очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в луч­шую сторону, имеет огромное значение для характери­стики главной героини рассказа Веры Николаевны Шейной.

Читайте также:  Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок»: сочинение

Куприн описывает ее как независимую, цар­ственно спокойную, холодную красавицу: «…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Вера Николаевна, благо­родная, удивительная женщина, символизирует челове­ка, достойного настоящей, «святой» любви. Немалое значение отводит Куприн «тучному, высо­кому, серебряному старцу» — генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного молодого человека более серьезно.

Своими размышлениями о любви гене­рал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Васи­лием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: «…Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пере­секла именно такая любовь, о которой грезят женщи­ны и на которую больше не способны мужчины». Гене­рал Аносов символизирует мудрое, старшее поколение, и автором ему доверено сделать очень важный, имею­щий огромное значение в этом рассказе вывод: в при­роде истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям.

За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного приме­ра, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне. Причиной скорой развязки истории, длившейся бо­лее восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил новый сим­вол той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина, — гранатовый браслет. Он ценен Желткову, сделавшему столь щедрый подарок, тем, что его носила его «покойная матушка»; кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти…

И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот че­ловек убьет себя». Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а княги­ня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!» Любовь, которую символизирует брас­лет, не подчиняется никаким законам и правилам.

Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков Только хмелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его пре­красное чувство: «…Ваш до смерти и после смерти по­корный слуга». К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает бес­ покойство.

«И все ее мысли были прикованы к тому не­ ведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному «Пе Пе Же». Княги­ ня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все па свои места. Он любит. Любит безна­дежно, страстно и идет в своей любви до конца, прини­мая свое чувство как божий дар, как великое счастье: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя Твое!

» И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека — гранатовый браслет… В произведениях Куприна о любви, написанных на сюжеты жизненные, реальные, почти никогда не бывает «счастливых концов». В рассказе «Гранатовый браслет» Желтков кончает самоубийством, — такова, по мнению Куприна, логика жизни. Но сама любовь, придя однажды, совершает чудеса.

Анализ «Гранатовый браслет» Куприн

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гранатовый браслет.

Год написания – 1910

История создания – На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема – В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция – Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр – Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление – Реализм.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» – безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями – супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы» .

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка – получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий – рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

В канву основных событий автор вплел любовные истории, которые тоже помогают читателю понять смысл любви в человеческой жизни.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Гранатового браслета».

Жанр «Гранатового браслета» – повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Ссылка на основную публикацию
×
×