Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок»: сочинение

«Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок»»

Повесть А. И. Куприна «Поединок» по­явилась в свет в 1905 году. Она сразу при­влекла к себе всеобщее внимание и сдела­ла знаменитым ее автора.

Материал для создания «Поединка» дала Куприну сама жизнь. Писатель учился в ка­детском корпусе и в юнкерском училище, затем почти четыре года прослужил в ар­мейском пехотном полку. Накопленные впечатления и легли в основу повести, поз­волили писателю правдиво изобразить картины провинциальной армейской жиз­ни и создать целую галерею портретов офицеров и солдат.

У офицеров N-ского полка есть общие черты, обусловленные сходством службы, быта, условий жизни. Их повседневность складывается из строевых занятий и изуче­ния воинских уставов, офицерских собра­ний, выпивок в одиночку или в компании, связей с чужими женами, игр в карты.

Однако каждый из офицеров наделен ка­кими-то своими, характерными чертами. Вот перед нами непритязательный, добро­душный поручик Веткин. Он привык ни о чем не задумываться, жить одним днем. Веткин производит впечатление легко­мысленного и недалекого человека. Рот­ный командир капитан Слива — тупой слу­жака, «грубый и тяжелый осколок прежней, отошедшей в область предания, жестокой дисциплины» — не интересуется ничем, что выходит за пределы роты, строя и уста­ва. Поэтому неудивительно, что во всем мире у него лишь две привязанности: «строевая красота своей роты и тихое, уе­диненное ежедневное пьянство по вече­рам». Поручик Бек-Агамалов никак не мо­жет справиться со вспышками диких кро­вожадных инстинктов. Капитан Осадчий прославился своей жестокостью. Он вос­певает «свирепую беспощадную войну» и внушает «нечеловеческий трепет» своим подчиненным. Продолжают эту галерею портретов меланхоличный и пассивный штабс-капитан Лещенко, «способный одним своим видом навести тоску»; фат и пустыш­ка Бобетинский, воображающий себя изящ­ным великосветским человеком; «молодой старик», хлыщеватый поручик Олизар и мно­гие другие. Искреннюю жалость вызывает нищий вдовый поручик Зегржт, которому не хватает крошечного жалованья, чтобы про­кормить четверых детей.

Спасаясь от скуки и рутины, офицеры стараются придумать себе какое-нибудь занятие, средство уйти от тяжелой бес­смыслицы военной службы. Так, подпол­ковник Рафальский, по прозвищу Брем, от­водит душу в домашнем зверинце. Среди товарищей он слывет «милым, славным чу­даком, добрейшей душой». Но как-то раз «добрейший человек», взбешенный тем, что горнист из-за крайней усталости не­верно выполнил его приказ, так ударил, его, что солдат вместе с кровью выплюнул на землю выбитые зубы.

Истинным военным по призванию явля­ется капитан Стельковский. Он заботится о своих солдатах, у него лучшая рота в пол­ку: «Люди в ней были все как на подбор, сытые, бойкие, глядевшие осмысленно и смело в глаза всякому начальству. В роте у него не дрались и даже не ругались. его рота по великолепному внешнему виду и по выучке не уступила бы любой гвардей­ской части». Во время военного смотра ка­питан проявляет себя как отличный коман­дир — находчивый, сообразительный и инициативный. Однако вне службы Стельковский не может похвалиться благородст­вом и высокими душевными качествами: он совращает молоденьких крестьянских девушек, и это стало для него своеобраз­ным развлечением.

Повесть «Поединок» раскрывает бесче­ловечность, душевное опустошение людей в условиях армейской жизни, измельчание и опошление их. Армейской среде с ее косной офицерской кастой и доводимыми до одурения солдатами противопоставля­ются подпоручик Ромашов и его старший друг офицер Назанский.

Для читателя Ромашов, прежде всего, обаятельный молодой человек, привлека­ющий своим благородством и душевной чистотой. Однако именно из-за этих ка­честв Ромашову трудно ужиться в армей­ской среде. Он добр и простодушен, об­ладает ярким воображением, детской мечтательностью. Окружают же его в большинстве своем опустившиеся, по­рочные люди, которые разучились мыс­лить. Неудивительно, что Ромашов чувст­вует себя чужим и одиноким среди них: «Уже не в первый раз за полтора года сво­ей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночест­ва и затерянности среди чужих, недобро­желательных или равнодушных людей. » Ему не по душе грубые армейские при­вычки, карты, попойки, пошлые связи, из­девательства над солдатами.

Особую симпатию читателей вызывает его отзывчивость, сострадание к чужому несчастью. Так, Ромашов вступается за татарина Шарафутдинова, который почти не понимает по-русски и никак не может уразуметь, чего от него хочет полковник. Он удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, доведенного до отчаяния из­девательствами и побоями. Ромашов, в отличие от других офицеров полка, пони­мает, что «серые Хлебниковы с их одно­образно-покорными и обессмысленными лицами — на самом деле живые люди, а не механические величины. ». Человечность подпоручика сказывается и во многом другом: в обсуждении офицер­ских расправ со «шпаками» (то есть штат­скими), в том, как он относится к своему денщику черемису Гайнану и его веровани­ям, в том, как Ромашов, рискуя жизнью, ос­тался один перед обезумевшим Бек-Агамаловым и защитил от него женщину, в том, как мучительно тяготился Ромашов пош­лым романом с Раисой Петерсон, в том, на­конец, как чисто и самоотверженно полю­бил он Александру Петровну.

Создавая образы героев повести, Ку­прин проявляет поразительную наблюда­тельность в описании бытовых подробнос­тей, незаметных, но важных мелочей. На­пример, о Ромашове сказано, что он имеет наивную юношескую привычку думать о себе в третьем лице словами романов, которых успел начитаться. И вот перед на­ми образ молодого человека, немного смешного, впечатлительного и неуверен­ного в себе, который хочет казаться значи­тельным.

Особое место среди героев «Поединка» занимает Назанский. Это наименее жиз­ненный персонаж повести. По-видимому, писатель вводит его для выражения своих взглядов. Казалось бы, почему их нельзя вложить в уста такого прекрасного чело­века, как Ромашов? Но подпоручик слиш­ком молод и недостаточно образован, что­бы стать выразителем такой философии. Кроме того, Назанский дополняет образ Ромашова.

В уста Назанского Куприн вложил беспо­щадную критику армии и офицерства. «Нет, подумайте вы о нас, несчастных армеутах, об армейской пехоте, об этом главном ядре славного и храброго русского войска. Ведь все это заваль, рвань, отбросы», — говорит Назанский. Трагедия этого человека заклю­чается в том, что он прекрасно понимает всю мерзость окружающей его среды, но не в силах что-либо изменить. Более того, ему не с кем, кроме Ромашова, поделиться сво­ими взглядами на жизнь, потому что его ни­кто не в состоянии понять: «Они смеются: ха-ха-ха, это все философия. Смешно, и дико, и непозволительно думать офицеру армейской пехоты о возвышенных матери­ях. Это философия, черт возьми, следова­тельно — чепуха, праздность и нелепая бол­товня».

Поэтому неудивительно, что Назанский чувствует себя счастливым и свободным только в пьяном угаре, когда наступает оче­редной запой. «И вот наступает для меня это время, которое они зовут таким жесто­ким именем, — делится он с Ромашовым. — Это время моей свободы. свободы духа, воли и ума. Я живу тогда, может быть, странной, но глубокой, чудесной внутрен­ней жизнью. Такой полной жизнью!»

Но, несмотря ни на что, Назанский обладает огромным жизнелюбием. Куприн пе­редал ему свое восхищение жизнью, свое преклонение перед ее радостью и красо­той. «А посмотрите, нет, посмотрите толь­ко, как прекрасна, как обольстительна жизнь! — воскликнул Назанский, широко простирая вокруг себя руки. — О радость, о божественная красота жизни!» Герой Ку­прина искренне убежден в том, что будет прославлять прелесть жизни даже в самые страшные минуты, даже если он попадет под поезд и его внутренности «смешаются с песком и намотаются на колеса». Это жизнелюбие, полное ощущение радости и красоты были присущи и мировоспри­ятию писателя. Столь же близки ему и вдохновенные слова о любви к женщине, которые произносит Назанский. По его мнению, любовь — самое прекрасное и удивительное чувство, даже если она ли­шена взаимности. Василий Нилович гово­рит, что счастье — хоть раз в год случайно увидеть любимую женщину, целовать сле­ды ее ног, раз в жизни коснуться ее платья. Он воспевает готовность отдать за нее, «за ее каприз, за ее мужа, за любовника, за ее * любимую собачонку» и жизнь, и честь, «и все, что только возможно отдать». Взволнованный Ромашов всей душой при­нимает эти слова, потому что именно так любит он Александру Петровну.

Назанский делится с Ромашовым и дру­гими мыслями — о будущем, о «новых, смелых и гордых» людях, о своем идеале. Назанский отвергает евангельское настав­ление «люби ближнего, как самого себя». Он утверждает, что на смену любви к чело­вечеству идет новая вера: «Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к свое­му всесильному уму, к бесконечному бо­гатству своих чувств. Вы — царь мира, его гордость и украшение. Делайте что хоти­те. Берите все, что вам нравится. Не стра­шитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам. Настанет время, и великая вера в свое «я» осенит, как огненные языки свято­го духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жа­лости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами».

Хотя Ромашов восторженно слушает от­кровения Назанского и даже хочет назвать собеседника учителем, ему чуждо его ниц­шеанское презрение к слабому. (Доста­точно вспомнить, как бережно относится Ромашов к Хлебникову, как добр к Гайнану.) Несмотря на ум и блеск Назанского, Ромашов предстает перед читателем го­раздо более благородным, по-человечес­ки более привлекательным. Потому что для Куприна наиболее важной в повести явля­ется мысль о том, что честный и порядоч­ный человек всегда выше, всегда остается победителем в духовном плане.

Психология личности в повести А. И. Куприна “Поединок”

Повесть А. И. Куприна “Поединок” появилась в свет в 1905 году. Она сразу привлекла к себе всеобщее внимание и сделала знаменитым ее автора.

Материал для создания “Поединка” дала Куприну сама жизнь. Писатель учился в кадетском корпусе и в юнкерском училище, затем почти четыре года прослужил в армейском пехотном полку. Накопленные впечатления и легли в основу повести, позволили писателю правдиво изобразить картины провинциальной армейской жизни и создать целую галерею портретов офицеров и солдат.

У офицеров N-ского полка есть общие черты, обусловленные сходством службы, быта, условий жизни. Их повседневность складывается из строевых занятий и изучения воинских уставов, офицерских собраний, выпивок в одиночку или в компании, связей с чужими женами, игр в карты.

Однако каждый из офицеров наделен какими-то своими, характерными чертами. Вот перед нами непритязательный, добродушный поручик Веткин. Он привык ни о чем не задумываться, жить одним днем. Веткин производит впечатление легкомысленного и недалекого человека. Ротный командир капитан Слива – тупой служака, “грубый и тяжелый осколок прежней, отошедшей в область предания, жестокой дисциплины” – не интересуется ничем, что выходит за пределы роты, строя и устава. Поэтому неудивительно, что во всем мире у него лишь две привязанности: “строевая красота своей роты и тихое, уединенное ежедневное пьянство по вечерам”. Поручик Бек-Агамалов никак не может справиться со вспышками диких кровожадных инстинктов. Капитан Осадчий прославился своей жестокостью. Он воспевает “свирепую беспощадную войну” и внушает “нечеловеческий трепет” своим подчиненным. Продолжают эту галерею портретов меланхоличный и пассивный штабс-капитан Лещенко, “способный одним своим видом навести тоску”; фат и пустышка Бобетинский, воображающий себя изящным великосветским человеком; “молодой старик”, хлыщеватый поручик Олизар и многие другие. Искреннюю жалость вызывает нищий вдовый поручик Зегржт, которому не хватает крошечного жалованья, чтобы прокормить четверых детей.

Читайте также:  Мой А. И. Куприн: сочинение

Спасаясь от скуки и рутины, офицеры стараются придумать себе какое-нибудь занятие, средство уйти от тяжелой бессмыслицы военной службы. Так, подполковник Рафальский, по прозвищу Брем, отводит душу в домашнем зверинце. Среди товарищей он слывет “милым, славным чудаком, добрейшей душой”. Но как-то раз “добрейший человек”, взбешенный тем, что горнист из-за крайней усталости неверно выполнил его приказ, так ударил, его, что солдат вместе с кровью выплюнул на землю выбитые зубы.

Истинным военным по призванию является капитан Стельковский. Он заботится о своих солдатах, у него лучшая рота в полку: “Люди в ней были все как на подбор, сытые, бойкие, глядевшие осмысленно и смело в глаза всякому начальству. В роте у него не дрались и даже не ругались. его рота по великолепному внешнему виду и по выучке не уступила бы любой гвардейской части”. Во время военного смотра капитан проявляет себя как отличный командир – находчивый, сообразительный и инициативный. Однако вне службы Стельковский не может похвалиться благородством и высокими душевными качествами: он совращает молоденьких крестьянских девушек, и это стало для него своеобразным развлечением.

Повесть “Поединок” раскрывает бесчеловечность, душевное опустошение людей в условиях армейской жизни, измельчание и опошление их. Армейской среде с ее косной офицерской кастой и доводимыми до одурения солдатами противопоставляются подпоручик Ромашов и его старший друг офицер Назанский.

Для читателя Ромашов, прежде всего, обаятельный молодой человек, привлекающий своим благородством и душевной чистотой. Однако именно из-за этих качеств Ромашову трудно ужиться в армейской среде. Он добр и простодушен, обладает ярким воображением, детской мечтательностью. Окружают же его в большинстве своем опустившиеся, порочные люди, которые разучились мыслить. Неудивительно, что Ромашов чувствует себя чужим и одиноким среди них: “Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей. ” Ему не по душе грубые армейские привычки, карты, попойки, пошлые связи, издевательства над солдатами.

Особую симпатию читателей вызывает его отзывчивость, сострадание к чужому несчастью. Так, Ромашов вступается за татарина Шарафутдинова, который почти не понимает по-русски и никак не может уразуметь, чего от него хочет полковник. Он удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, доведенного до отчаяния издевательствами и побоями. Ромашов, в отличие от других офицеров полка, понимает, что “серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессмысленными лицами – на самом деле живые люди, а не механические величины. “. Человечность подпоручика сказывается и во многом другом: в обсуждении офицерских расправ со “шпаками” (то есть штатскими), в том, как он относится к своему денщику черемису Гайнану и его верованиям, в том, как Ромашов, рискуя жизнью, остался один перед обезумевшим Бек-Агамаловым и защитил от него женщину, в том, как мучительно тяготился Ромашов пошлым романом с Раисой Петерсон, в том, наконец, как чисто и самоотверженно полюбил он Александру Петровну.

Создавая образы героев повести, Куприн проявляет поразительную наблюдательность в описании бытовых подробностей, незаметных, но важных мелочей. Например, о Ромашове сказано, что он имеет наивную юношескую привычку думать о себе в третьем лице словами романов, которых успел начитаться. И вот перед нами образ молодого человека, немного смешного, впечатлительного и неуверенного в себе, который хочет казаться значительным.

Особое место среди героев “Поединка” занимает Назанский. Это наименее жизненный персонаж повести. По-видимому, писатель вводит его для выражения своих взглядов. Казалось бы, почему их нельзя вложить в уста такого прекрасного человека, как Ромашов? Но подпоручик слишком молод и недостаточно образован, чтобы стать выразителем такой философии. Кроме того, Назанский дополняет образ Ромашова.

В уста Назанского Куприн вложил беспощадную критику армии и офицерства. “Нет, подумайте вы о нас, несчастных армеутах, об армейской пехоте, об этом главном ядре славного и храброго русского войска. Ведь все это заваль, рвань, отбросы”, – говорит Назанский. Трагедия этого человека заключается в том, что он прекрасно понимает всю мерзость окружающей его среды, но не в силах что-либо изменить. Более того, ему не с кем, кроме Ромашова, поделиться своими взглядами на жизнь, потому что его никто не в состоянии понять: “Они смеются: ха-ха-ха, это все философия. Смешно, и дико, и непозволительно думать офицеру армейской пехоты о возвышенных материях. Это философия, черт возьми, следовательно – чепуха, праздность и нелепая болтовня”.

Поэтому неудивительно, что Назанский чувствует себя счастливым и свободным только в пьяном угаре, когда наступает очередной запой. “И вот наступает для меня это время, которое они зовут таким жестоким именем, – делится он с Ромашовым. – Это время моей свободы. свободы духа, воли и ума. Я живу тогда, может быть, странной, но глубокой, чудесной внутренней жизнью. Такой полной жизнью!”

Но, несмотря ни на что, Назанский обладает огромным жизнелюбием. Куприн передал ему свое восхищение жизнью, свое преклонение перед ее радостью и красотой. “А посмотрите, нет, посмотрите только, как прекрасна, как обольстительна жизнь! – воскликнул Назанский, широко простирая вокруг себя руки. – О радость, о божественная красота жизни!” Герой Куприна искренне убежден в том, что будет прославлять прелесть жизни даже в самые страшные минуты, даже если он попадет под поезд и его внутренности “смешаются с песком и намотаются на колеса”. Это жизнелюбие, полное ощущение радости и красоты были присущи и мировосприятию писателя. Столь же близки ему и вдохновенные слова о любви к женщине, которые произносит Назанский. По его мнению, любовь – самое прекрасное и удивительное чувство, даже если она лишена взаимности. Василий Нилович говорит, что счастье – хоть раз в год случайно увидеть любимую женщину, целовать следы ее ног, раз в жизни коснуться ее платья. Он воспевает готовность отдать за нее, “за ее каприз, за ее мужа, за любовника, за ее * любимую собачонку” и жизнь, и честь, “и все, что только возможно отдать”. Взволнованный Ромашов всей душой принимает эти слова, потому что именно так любит он Александру Петровну.

Назанский делится с Ромашовым и другими мыслями – о будущем, о “новых, смелых и гордых” людях, о своем идеале. Назанский отвергает евангельское наставление “люби ближнего, как самого себя”. Он утверждает, что на смену любви к человечеству идет новая вера: “Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств. Вы – царь мира, его гордость и украшение. Делайте что хотите. Берите все, что вам нравится. Не страшитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам. Настанет время, и великая вера в свое “я” осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами”.

Хотя Ромашов восторженно слушает откровения Назанского и даже хочет назвать собеседника учителем, ему чуждо его ницшеанское презрение к слабому. (Достаточно вспомнить, как бережно относится Ромашов к Хлебникову, как добр к Гайнану.) Несмотря на ум и блеск Назанского, Ромашов предстает перед читателем гораздо более благородным, по-человечески более привлекательным. Потому что для Куприна наиболее важной в повести является мысль о том, что честный и порядочный человек всегда выше, всегда остается победителем в духовном плане.

Концепция личности в повести куприна поединок ,поэтика повести.

«Поединок» был опубликован в 1905 г., в дни тяжелых поражений, понесенных русской армией в войне с Японией. Многие современники видели в купринской повести правдивое изображение тех пороков армейской жизни, которые привели к трагедии Цусимы и Порт-Артура. Официальная же и консервативная печать обвинили писателя в клевете на армию. Однако позднейшие неудачи русских войск в первой мировой войне, революционная катастрофа 1917г. подтвердили, что Куприн нисколько не сгустил краски.

Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства – неприкосновенность военной касты.

Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми, однако проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Но самое главное заключалось в общей, объединяющей концепции, которой не хватало более ранним произведениям Куприна о царской армии и которая в период мощного революционного подъема была подсказана писателю жизнью и легла в основу его «Поединка». Эта концепция, позволившая в частных явлениях открыть их общий смысл, заключается в том, что в «Поединке» «пороки военного быта» даны писателем как выражение «общего неизлечимого недуга» всего монархического строя.

В «Поединке» раскрывается процесс становления характера в важный период жизни героя. Мировоззрение главного героя только еще складывается, он по сути дела «стоит на пороге жизни». Молодостью Ромашова многое объяснено: непоследовательность поведения, романтическая влюбленность, подчинение обстоятельствам и отсутствие твердой воли. Но сила этого характера в том, что он постепенно просыпается для значительной, наполненной жизни, которая мыслится им как служение обществу.

Куприн остался верен лучшим заветам русской реалистической литературы.

Обобщая явления современности, писатель выбрал демократического героя, человека среднего достатка, средних способностей, подчеркивая, что процесс пробуждения личности широко захватил общество. Ромашов помещен в характерные обстоятельства – в атмосферу пошлости, тупости, жестокости и равнодушия царской армии. И при всей своей внешней заурядности и незаметности Ромашов возвышается над средой.

«Поединок» – наиболее зрелое и сложное произведение, к которому Куприн пришел после долгого раздумья, обогащенный житейским и писательским опытом. Сюжет был подсказан Куприну фактами собственной биографии. Но организация художественного сюжета требовала долгих поисков. Очень важно было найти начало, которое и заинтересовало бы читателя, и ввело бы его непосредственно в самую гущу событий, в самые главные мысли произведения.

Именно будничные занятия солдат и офицеров, повседневная жизнь армии выдвигалась на первый план, а не романтическая интрига повести. Не случайно говорил Куприн, что этой повестью он вызывает на поединок общество, царскую армию, т. е. подчеркивал социальную значимость произведения.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

«Поединок» – это социально-психологическая повесть. Сюжет ее охватывает события, происходящие в течение нескольких месяцев, но внутренняя насыщенность и напряженность сюжета создают впечатление о более длительном периоде времени.

Создавая свое произведение, Куприн не утопает в мелочах, он выделяет главное: отношения между офицерами и солдатами, сущность «воспитания» в армии, нравственный облик военной касты и ее социальная опасность.

До тонкости изучив военную касту, ее идеалы, быт, речь, Куприн показывает ее членов как жрецов царского самодержавия, что звучало особенно актуально в условиях позорной войны с Японией. Судьба героя на фоне общей деградации и деморализации трагична. Но не менее трагичны судьбы и других людей, обезличенных армейской машиной. Множество офицеров, действующих в повести, составляют коллективный образ, мастерски нарисованный Куприным при помощи групповых характеристик.

Читайте также:  Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна Олеся: сочинение

Благодаря мастерским портретным характеристикам писателю удалось показать своеобразную общность всех действующих лиц и в то же время наделить их живыми, индивидуальными, разнообразными чертами. Куприн отдельными штрихами сумел показать живых узнаваемых людей и наметить глубокие социальные обобщения, так как все простые, достоверные детали-характеристики выстроились у него в продуманную систему, оказались единственно возможными и совершенно необходимыми.

В «Поединке» природа непосредственно связана с переживаниями людей, главным образом, Ромашова: чуткая, по-матерински заботливая, она сопровождает героя в самые важные моменты его жизни (разговоры с Назанским, свидание с Шурочкой в роще, мучительные мысли после провала на полковом смотре и т.д.). Внутренний мир человека сливается с «тайной творческой жизнью природы».

От природы – друга, участника событий и творца переживаний человека Куприн приводит читателя к природе – фону, а от него – к миру холодных и бесчувственных вещей. Вот тогда-то и говорит мысленно Ромашов: «Я приговорен. Я один». Да, сначала Ромашов стал чужим «живой и чуткой природе», а затем природа и сама как бы умирает – ее заменяют бесчувственные вещи, потому и герой обречен – он неминуемо должен погибнуть. Таким образом, пейзажи в «Поединке» очень важны композиционно, вот почему так тщательно продуманы Куприным все детали, так мастерски отобраны для их воплощения лексические средства.

Языковая ткань произведения свидетельствует о возросшем мастерстве Куприна. Удивительная гибкость, с которой Куприн использовал богатство русского литературного и разговорного языка, пригодилась писателю для углубленного воспроизведения отдельных характеров и коллективных характеристик в «Поединке».

К своей работе над повестью Куприн подходил ответственно, как большой писатель-реалист. Реалистическая форма произведения соответствовала тому социальному накалу, который таил в себе «Поединок», написанный уверенной рукой мастера. В этом сочетании большой общественной идеи и ее художественного решения и заключается непреходящая ценность выдающегося произведения русской литературы XX века.

Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок»

Повесть А. И. Куприна «Поединок» по­явилась в свет в 1905 году. Она сразу при­влекла к себе всеобщее внимание и сдела­ла знаменитым ее автора.

Материал для создания «Поединка» дала Куприну сама жизнь. Писатель учился в ка­детском корпусе и в юнкерском училище, затем почти четыре года прослужил в ар­мейском пехотном полку. Накопленные впечатления и легли в основу повести, поз­волили писателю правдиво изобразить картины провинциальной армейской жиз­ни и создать целую галерею портретов офицеров и солдат.

У офицеров N-ского полка есть общие черты, обусловленные сходством службы, быта, условий жизни. Их повседневность складывается из строевых занятий и изуче­ния воинских уставов, офицерских собра­ний, выпивок в одиночку или в компании, связей с чужими женами, игр в карты.

Однако каждый из офицеров наделен ка­кими-то своими, характерными чертами. Вот перед нами непритязательный, добро­душный поручик Веткин. Он привык ни о чем не задумываться, жить одним днем. Веткин производит впечатление легко­мысленного и недалекого человека. Рот­ный командир капитан Слива — тупой слу­жака, «грубый и тяжелый осколок прежней, отошедшей в область предания, жестокой дисциплины» — не интересуется ничем, что выходит за пределы роты, строя и уста­ва. Поэтому неудивительно, что во всем мире у него лишь две привязанности: «строевая красота своей роты и тихое, уе­диненное ежедневное пьянство по вече­рам». Поручик Бек-Агамалов никак не мо­жет справиться со вспышками диких кро­вожадных инстинктов. Капитан Осадчий прославился своей жестокостью. Он вос­певает «свирепую беспощадную войну» и внушает «нечеловеческий трепет» своим подчиненным. Продолжают эту галерею портретов меланхоличный и пассивный штабс-капитан Лещенко, «способный одним своим видом навести тоску»; фат и пустыш­ка Бобетинский, воображающий себя изящ­ным великосветским человеком; «молодой старик», хлыщеватый поручик Олизар и мно­гие другие. Искреннюю жалость вызывает нищий вдовый поручик Зегржт, которому не хватает крошечного жалованья, чтобы про­кормить четверых детей.

Спасаясь от скуки и рутины, офицеры стараются придумать себе какое-нибудь занятие, средство уйти от тяжелой бес­смыслицы военной службы. Так, подпол­ковник Рафальский, по прозвищу Брем, от­водит душу в домашнем зверинце. Среди товарищей он слывет «милым, славным чу­даком, добрейшей душой». Но как-то раз «добрейший человек», взбешенный тем, что горнист из-за крайней усталости не­верно выполнил его приказ, так ударил, его, что солдат вместе с кровью выплюнул на землю выбитые зубы.

Истинным военным по призванию явля­ется капитан Стельковский. Он заботится о своих солдатах, у него лучшая рота в пол­ку: «Люди в ней были все как на подбор, сытые, бойкие, глядевшие осмысленно и смело в глаза всякому начальству. В роте у него не дрались и даже не ругались. его рота по великолепному внешнему виду и по выучке не уступила бы любой гвардей­ской части». Во время военного смотра ка­питан проявляет себя как отличный коман­дир — находчивый, сообразительный и инициативный. Однако вне службы Стельковский не может похвалиться благородст­вом и высокими душевными качествами: он совращает молоденьких крестьянских девушек, и это стало для него своеобраз­ным развлечением.

Повесть «Поединок» раскрывает бесче­ловечность, душевное опустошение людей в условиях армейской жизни, измельчание и опошление их. Армейской среде с ее косной офицерской кастой и доводимыми до одурения солдатами противопоставля­ются подпоручик Ромашов и его старший друг офицер Назанский.

Для читателя Ромашов, прежде всего, обаятельный молодой человек, привлека­ющий своим благородством и душевной чистотой. Однако именно из-за этих ка­честв Ромашову трудно ужиться в армей­ской среде. Он добр и простодушен, об­ладает ярким воображением, детской мечтательностью. Окружают же его в большинстве своем опустившиеся, по­рочные люди, которые разучились мыс­лить. Неудивительно, что Ромашов чувст­вует себя чужим и одиноким среди них: «Уже не в первый раз за полтора года сво­ей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночест­ва и затерянности среди чужих, недобро­желательных или равнодушных людей. » Ему не по душе грубые армейские при­вычки, карты, попойки, пошлые связи, из­девательства над солдатами.

Особую симпатию читателей вызывает его отзывчивость, сострадание к чужому несчастью. Так, Ромашов вступается за татарина Шарафутдинова, который почти не понимает по-русски и никак не может уразуметь, чего от него хочет полковник. Он удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, доведенного до отчаяния из­девательствами и побоями. Ромашов, в отличие от других офицеров полка, пони­мает, что «серые Хлебниковы с их одно­образно-покорными и обессмысленными лицами — на самом деле живые люди, а не механические величины. ». Человечность подпоручика сказывается и во многом другом: в обсуждении офицер­ских расправ со «шпаками» (то есть штат­скими), в том, как он относится к своему денщику черемису Гайнану и его веровани­ям, в том, как Ромашов, рискуя жизнью, ос­тался один перед обезумевшим Бек-Агамаловым и защитил от него женщину, в том, как мучительно тяготился Ромашов пош­лым романом с Раисой Петерсон, в том, на­конец, как чисто и самоотверженно полю­бил он Александру Петровну.

Создавая образы героев повести, Ку­прин проявляет поразительную наблюда­тельность в описании бытовых подробнос­тей, незаметных, но важных мелочей. На­пример, о Ромашове сказано, что он имеет наивную юношескую привычку думать о себе в третьем лице словами романов, которых успел начитаться. И вот перед на­ми образ молодого человека, немного смешного, впечатлительного и неуверен­ного в себе, который хочет казаться значи­тельным.

Особое место среди героев «Поединка» занимает Назанский. Это наименее жиз­ненный персонаж повести. По-видимому, писатель вводит его для выражения своих взглядов. Казалось бы, почему их нельзя вложить в уста такого прекрасного чело­века, как Ромашов? Но подпоручик слиш­ком молод и недостаточно образован, что­бы стать выразителем такой философии. Кроме того, Назанский дополняет образ Ромашова.

В уста Назанского Куприн вложил беспо­щадную критику армии и офицерства. «Нет, подумайте вы о нас, несчастных армеутах, об армейской пехоте, об этом главном ядре славного и храброго русского войска. Ведь все это заваль, рвань, отбросы», — говорит Назанский. Трагедия этого человека заклю­чается в том, что он прекрасно понимает всю мерзость окружающей его среды, но не в силах что-либо изменить. Более того, ему не с кем, кроме Ромашова, поделиться сво­ими взглядами на жизнь, потому что его ни­кто не в состоянии понять: «Они смеются: ха-ха-ха, это все философия. Смешно, и дико, и непозволительно думать офицеру армейской пехоты о возвышенных матери­ях. Это философия, черт возьми, следова­тельно — чепуха, праздность и нелепая бол­товня».

Поэтому неудивительно, что Назанский чувствует себя счастливым и свободным только в пьяном угаре, когда наступает оче­редной запой. «И вот наступает для меня это время, которое они зовут таким жесто­ким именем, — делится он с Ромашовым. — Это время моей свободы. свободы духа, воли и ума. Я живу тогда, может быть, странной, но глубокой, чудесной внутрен­ней жизнью. Такой полной жизнью!»

Но, несмотря ни на что, Назанский обладает огромным жизнелюбием. Куприн пе­редал ему свое восхищение жизнью, свое преклонение перед ее радостью и красо­той. «А посмотрите, нет, посмотрите толь­ко, как прекрасна, как обольстительна жизнь! — воскликнул Назанский, широко простирая вокруг себя руки. — О радость, о божественная красота жизни!» Герой Ку­прина искренне убежден в том, что будет прославлять прелесть жизни даже в самые страшные минуты, даже если он попадет под поезд и его внутренности «смешаются с песком и намотаются на колеса». Это жизнелюбие, полное ощущение радости и красоты были присущи и мировоспри­ятию писателя. Столь же близки ему и вдохновенные слова о любви к женщине, которые произносит Назанский. По его мнению, любовь — самое прекрасное и удивительное чувство, даже если она ли­шена взаимности. Василий Нилович гово­рит, что счастье — хоть раз в год случайно увидеть любимую женщину, целовать сле­ды ее ног, раз в жизни коснуться ее платья. Он воспевает готовность отдать за нее, «за ее каприз, за ее мужа, за любовника, за ее * любимую собачонку» и жизнь, и честь, «и все, что только возможно отдать». Взволнованный Ромашов всей душой при­нимает эти слова, потому что именно так любит он Александру Петровну.

Назанский делится с Ромашовым и дру­гими мыслями — о будущем, о «новых, смелых и гордых» людях, о своем идеале. Назанский отвергает евангельское настав­ление «люби ближнего, как самого себя». Он утверждает, что на смену любви к чело­вечеству идет новая вера: «Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к свое­му всесильному уму, к бесконечному бо­гатству своих чувств. Вы — царь мира, его гордость и украшение. Делайте что хоти­те. Берите все, что вам нравится. Не стра­шитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам. Настанет время, и великая вера в свое «я» осенит, как огненные языки свято­го духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жа­лости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами».

Хотя Ромашов восторженно слушает от­кровения Назанского и даже хочет назвать собеседника учителем, ему чуждо его ниц­шеанское презрение к слабому. (Доста­точно вспомнить, как бережно относится Ромашов к Хлебникову, как добр к Гайнану.) Несмотря на ум и блеск Назанского, Ромашов предстает перед читателем го­раздо более благородным, по-человечес­ки более привлекательным. Потому что для Куприна наиболее важной в повести явля­ется мысль о том, что честный и порядоч­ный человек всегда выше, всегда остается победителем в духовном плане.

Читайте также:  Тема трагической любви в творчестве Куприна (Олеся, Гранатовый браслет): сочинение

Личность и среда в повести А. Куприна «Поединок»

Повесть Александра Ивановича Куприна “Поединок” появилась в свет в 1905 г. Она сразу привлекла к себе всеобщее внимание и сделала знаменитым ее автора. Действительно, трудно назвать другое произведение, где с такой силой и мастерством показано состояние армии того времени и царящие в ней нравы. Но главным в этой повести является, раскрытие автором проблемы самопознания личности, в частности – героя его повести «Поединок» Ромашова. Все события повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. У офицеров есть черты, обусловленные сходством службы, условий жизни. Их повседневность складывается из присутствия на строевых занятиях и изучения воинских уставов, посещения офицерского собрания, выпивок в одиночку или компанией, связей с чужими женами, играми в карты. Армейской среде с ее косной офицерской кастой и доводимыми до одурения солдатами противопоставляются подпоручик Ромашов и его старший друг офицер Назанский. Эти герои олицетворяют гуманистическое начало в повести. Все события, происходящие в повести, показаны Куприным через призму восприятия подпоручика Ромашова, в душе которого и происходит «поединок», вынесенный автором в заглавие. Это поединок между обществом, то есть армейской средой, в которой живет герой, и его живым, человеческим «я», поединок между тем Ромашовым, которого видят и воспринимают люди, и тем, который есть на самом деле, но спрятан глубоко под военным мундиром. Ромашов безволен и не может активно противостоять миру, который его окружает, но он хотя бы не смирился, как остальные офицеры, с жизнью, полной жестокости, бездуховности и однообразия. Внешне он ничем не отличается от других: как и они, он муштрует солдат, крутит бессмысленную интрижку с женой одного из офицеров, — но в душе он протестует против всего этого, не может смириться с той судьбой, которая ему отныне суждена. Для читателя Ромашов прежде всего обаятельный молодой человек, привлекающий своим благородством и душевной чистотой. Однако именно из-за этих качеств Ромашову трудно ужиться в армейской среде. Он добр и простодушен, обладает ярким воображением, детской мечтательностью. Окружают же его в большинстве своем опустившиеся порочные люди, которые разучились мыслить. Не удивительно, что Ромашов чувствует себя чужим и одиноким среди них. Ему не по душе грубые армейские привычки, карты, попойки, пошлые связи, издевательства над солдатами. Особую симпатию читателей вызывает его отзывчивость, сострадание к чужому несчастью. Так, Ромашов вступается за татарина Шарафутдинова, который почти не понимает по-русски и никак не может понять, чего от него хочет полковник. Он удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, доведенного до отчаяния издевательствами и побоями. Человечность подпоручика сказывается и во многом другом: в обсуждении офицерских расправ со “шпаками”, в том, как он относится к своему денщику черемису Гайнану и, между прочим, к его языческим верованиям, в том, как Ромашов, рискуя жизнью, остался один перед обезумевшим Бек-Агамаловым и защитил от него женщину, в том, как мучительно тяготился Ромашов пошлым романом с Раисой Петерсон, в том, наконец, как чисто и самоотверженно полюбил он Александру Петровну. Особое место среди героев “Поединка” занимает Назанский. Это наименее жизненный персонаж повести. По-видимому, писатель вводит его для выражения своих заветных мыслей и мировоззренческих взглядов. Назанский удачно дополняет образ Ромашова. В уста Назанского Куприн вложил беспощадную критику армии и офицерства. Назанский делится с Ромашовым мыслями — о будущем, о “новых, смелых и гордых” людях, о своем идеале. Назанский отвергает евангельское наставление “люби ближнего, как самого себя”. Он утверждает, что на смену любви к человечеству идет новая вера: это любовь к себе. В уста Назанского Куприн вложил беспощадную критику армии и офицерства. Трагедия этого человека заключается в том, что он прекрасно понимает всю мерзость окружающей его среды, но не в силах что-либо изменить. Более того, ему не с кем, кроме Ромашова, поделиться своими взглядами на жизнь, потому что его никто не в состоянии понять. Поэтому неудивительно, что Назанский чувствует себя счастливым и свободным только в пьяном угаре, когда наступает очередной запой. Но, несмотря ни на что, Назанский обладает огромным жизнелюбием. Куприн передал ему свое восхищение жизнью, свое преклонение перед ее радостью и красотой. Это жизнелюбие, полное ощущение радости и красоты были присущи и мировосприятию писателя. Столь же близки ему и вдохновенные слова о любви к женщине, которые произносит Назанский. По его мнению, любовь — самое прекрасное и удивительное чувство, даже если она лишена взаимности. Василий Нилович говорит, что счастье — хоть раз в год случайно увидеть любимую женщину, целовать следы ее ног, раз в жизни коснуться ее платья. Хотя Ромашов восторженно слушает откровения Назанского и даже хочет назвать собеседника учителем, ему чуждо презрение к слабому. Третья главная героиня этой повести — Шурочка. Она женщина, а значит, не может относиться к армии и к офицерам иначе, чем будучи замужем за одним из них. Однако оказывается, что Шурочка, как и военные, не ценит настоящие человеческие чувства. Для нее главное — положение в свете, деньги, известность. Ромашов разочаровывается и в ней настолько же, насколько ему стала претить служба в армии. В этой повести Куприн делает вывод о том, что существуют только три призвания, достойных человека, — наука, искусство и свободный физический труд. Армия не может быть призванием человека, ведь там он лишен радости творчества, мысли и может лишь подчиняться тем приказам, которые ему отдает начальство.

Сила любви (по повести А.И. Куприна «Поединок»)

Повесть А.И. Куприна «Поединок» стала своеобразным взрывом, шоком для читателей. Это произведение рассказало всю правду о российской армии конца 19 – начала 20 века. И правда эта была ужасающей.
Сам Куприн, как известно, служил в армии и знал «изнутри» все ее законы и порядки. Он, впервые в русской литературе, откровенно и подробно показал, как военщина уродует людей, сознательно уничтожая в них личность. Писатель утверждал, что армии не выгодно иметь в своих рядах думающих, критически настроенных людей. Сама армейская специфика требовала в свои ряды машины, способные только подчиняться и убивать. А когда все это накладывалось на российскую действительность, то армия превращалась для человека в невыносимую пытку, финал которой был заранее известен – смерть, духовная или физическая.
В центре повествования находится судьба молодого офицера Георгия Ромашова. Писатель рисует его как натуру тонкую, глубокую, думающую и чувствующую. Ромашов – романтик. Он пришел в армию служить Родине, защищать отечество. Но, погружаясь в тягостные армейские будни, герой начинает видеть истинное лицо русской армии. И такая правда отталкивает Ромашова.
Герой вступает в своеобразный поединок с окружающей его жизнью, армейской машиной. Он пытается подходить ко всему с точки зрения человеческой нравственности, морали. Ромашов пытается относиться к людям с любовью и пониманием. Поэтому его сердце разрывается, а рассудок не может понять того, что герой видит вокруг.
Пораженный случаем с Хлебниковым, который был доведен до отчаяния издевательствами офицеров, Ромашов начинает сострадать ему. Но, кроме этого, он осознает, что забитые «серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессиленными лицами – на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком…» То есть герой начинает видеть в каждом солдате личность. А с таким подходом и взглядом невозможно существовать в армии, где личность намеренно игнорируется и уничтожается.
Здесь, в армии, Ромашов влюбляется. Его «богиней» становится Шурочка Николаева, жена поручик Николаева. Эту женщину также со всей смелостью можно назвать жертвой армейского уклада. Талантливая, способная, с острым умом и красивой внешностью, она могла бы составить счастье какого-нибудь выдающегося человека. Тем более что Александра Петровна очень амбициозна. Она стремится в Петербург, туда, где, по ее мнению, и происходит настоящая жизнь.
Именно поэтому Шурочка так желает, чтобы ее муж сдал наконец экзамены и поступил в академию генерального штаба. Это открыло бы ему путь для дальнейшего карьерного роста. Героиня прикладывает все усилия, чтобы поручик Николаев усвоил программу, но тому она дается с превеликим трудом. К сожалению, муж Шурочки – недалекий и не очень способный человек.
Ромашов обожает Александру Петровну. Все в ней ему кажется прекрасным. Но постепенно мы начинаем понимать, что романтичный герой во многом придумал себе образ возлюбленной, наделил ее идеальными чертами. На самом же деле Шурочка оказалась довольно взбалмошной и эгоистичной натурой. Увлекшись «милым Ромочкой» от скуки и пустоты, она практически становится виновницей его смерти. Между поручиком Николаевым и Ромашовым происходит дуэль из-за Шурочки. И Ромашов погибает.
Эта смерть очень закономерна в логике развития повести. Вспомним, что в результате своих размышлений Ромашов приходит к мысли, что армия не нужна совсем. Но не знает, что лично он может сделать для улучшения ситуации. Можно сказать, что Ромашов оказывается на нравственном и идейном распутье. Он осознает порочность и неправильность системы и образа окружающей его жизни, но не видит выхода, не имеет представления о том, как это исправить.
Вообще, в финале повести раскрываются и сводятся воедино все поединки, которые герой вел на протяжении своей жизни. Это и поединок Ромашова с собой, со своей слабостью, мечтательностью, нерешительностью. Это и его поединок с обществом, уничтожающим в человеке личность и мешающим пробуждению самосознания личности. В итоге все это воплощается в буквальный поединок Ромашова с его «соперником» – поручиком Николаевым.
Ромашов гибнет на дуэли. И этот печальный финал его жизни очень символичен. Герой проиграл поединок с жизнью, вернее, с ее абсурдным порядком. В такой жизни нет места чистым и светлым душам, говорит Куприн. Важно, что гибнет Ромашов именно в тот момент, когда душа его полна любви к Шурочке Николаевой. Тем самым Куприн еще раз подчеркивает, что существующий строй, уклад губит все самое лучшее, живое, искреннее. В армии и жизни, описанной писателем, нет места людям. Там выживает лишь серость, рабы, пушечное мясо.
Даже сила любви неспособна что-либо изменить в сложившейся системе. Или его и не было здесь, настоящего чувства? Куприн показывает, что в армии нет места христианской любви – к ближнему, вообще к человеку. Все здесь построено лишь на насилии и уничтожении. Нет здесь места и любви человека к самому себе, потому что система уничтожает это с корнем.
Нет в армии места и любви мужчине к женщине. Шурочка не любит своего мужа, но живет с ним, надеясь на его продвижение по службе. Ей нравится юный Ромашов, но она не видит в нем своего «героя». И, несмотря на это, играется с ним и становится поводом для его гибели.
Таким образом, Куприн дает нам понять, что в русской армии начала 20 века нет места любви, а значит, нет места и жизни. Русская армия обречена на гибель, вымирание.

Ссылка на основную публикацию
×
×