Афористичность басен И. А. Крылова: сочинение
6 класс
Сочинения по русской литературе
АФОРИСТИЧНОСТЬ ЯЗЫКА БАСЕН КРЫЛОВА
1 вариант
И. А. Крылов — великий русский баснописец. Он писал свои басни так просто, так доходчиво, что каждый легко запоминает их текст, узнает русский характер. Плохое или хорошее изображено кратко, сильно, с такой ясностью, как будто видишь наяву всех, кто выведен в баснях.
В своих произведениях Крылов доказывал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность — главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью. С большим искусством изображал он зверей, умел в двух строчках создать характер.
Баснописец не только мастерски выбирал идеи и сюжеты для своих произведений, но и славился афористичностью языка. Строки крыловских басен легко вошли в обиходную речь. Вспомним только известные: «А ларчик просто открывался», «Слона-то я и не приметил», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Сильнее кошки зверя нет», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: «. веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Басни Крылова не стареют, потому что настоящие, поэтически сильные и правдивые слова навечно становятся достоянием народа.
2 вариант
Иван Андреевич Крылов был автором многих комедий, комических опер, трагедий, сатириком-журналистом, стихотворцем. Но из-за господствовавшей в те времена жесткой цензуры ему постоянно приходилось искать новые виды литературной деятельности.
Самые большие возможности опубликовать свои произведения в обход цензуры писателю открывал именно жанр басни.
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Все мы понимаем, что в этой басне — аллегория, и что под насекомыми подразумеваются люди. Но в образе порхающей Стрекозы автор воплотил не просто легкомыслие и беззаботность резвой особы, у которой «в мягких муравах» «голову вскружило». Смысл произведения более глубокий — басня направлена против тунеядства и паразитизма определенных слоев общества.
Обходя преграды, которые ставила на его пути цензура, Крылов дает вполне определенные разъяснения того, как надо читать его басни, как их нужно понимать. Это разъяснение можно увидеть в басне «Ларчик»:
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
Автор говорит о том, что во всяком деле не следует излишне осложнять задачу, а нужно лишь попытаться решить ее самыми простыми и доступными средствами. Таким вот «ларцом с секретом» и является каждая из басен Крылова.
Всеобщее признание писателю принесли его басни «Волк на псарне», «Щука», «Ворона и Лисица», «Квартет» и другие. В этих баснях автор выставляет напоказ основные пороки общества и его отдельных представителей, подвергает критике политический уклад того времени. Писатель рисует правдивую картину общества, в котором рядом с овцами всегда живут волки и другие хищники — специально для того, чтобы прекратить их существование; а рядом с лещами размножаются щуки. Отношения сильных и слабых, хищников и жертв сводятся к жестокой борьбе — не на жизнь, а на смерть. Осуждает автор и несправедливый суд в баснях «Волк и Ягненок», «Крестьянин и Овца», «Щука», и неправомерность привилегий дворянства, напоминающих притязания Гусей, которые заявляли:
А этого не смыслит неуч сей,
Что он обязан нам почтеньем;
Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,
Которым некогда был должен Рим спасеньем.
Хотя мысль писателя и так ясна, он все же добавляет мораль:
Баснь эту можно бы и боле пояснить —
Да чтоб гусей не раздразнить.
Невозможно более прямо произнести слово «дворяне», утвердив их абсолютную ненужность.
Осуждению Крылова подвергается и неожиданное получение богатства, когда оно «рекою льется», или «дождем червонцы» сыплются, или курица у скупого несет золотые яйца. Автор подчеркивает, что подобный поток обогащения никому и никогда не приносит счастья. Наоборот, по-настоящему счастлив оказывается Сапожник, который утверждает:
А мне, за песни и за сон,
Не надобен ни миллион.
В одной из самых известных басен «Волк на псарне» Крылов повествует о том, как Наполеон, пытаясь спасти от окончательного разгрома свою армию, вступил в переговоры с Кутузовым о немедленном заключении мира. Рассказывают, что Кутузов, прочитав слова «ты сер, а я, приятель, сед», снял фуражку и обнажил свою седую голову. Этим он показал, что ощерившийся Волк — это Наполеон, а мудрый Ловчий, знающий волчью натуру, — это он сам.
Басенное творчество Крылова остается актуальным во все времена, потому что сюжеты, характеры, мотивы и образы его произведений универсальны. А вечные проблемы добра и зла, дружбы и коварства, истины и лжи, подвига и трусости всегда остаются важными.
Басни Крылова — прекрасный образец образного мышления, емкости формул, которые со временем обрели художественную самостоятельность и афористическую завершенность. Многие высказывания, взятые из произведений писателя, вошли в повседневную речь, в быт народа. И в самых разных случаях и жизненных ситуациях нам на ум приходят крыловские образы и афоризмы.
Афористичность басен И. А. Крылова: сочинение
Иван Андреевич Крылов был автором многих комедий, комических опер, трагедий, сатириком-журналистом, стихотворцем. Но из-за господствовавшей в те времена жесткой цензуры ему постоянно приходилось искать новые виды литературной деятельности.
Самые большие возможности опубликовать свои произведения в обход цензуры писателю открывал именно жанр басни.
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Все мы понимаем, что в этой басне — аллегория, и что под насекомыми подразумеваются люди. Но в образе порхающей Стрекозы автор воплотил не просто легкомыслие и беззаботность резвой особы, у которой «в мягких муравах» «голову вскружило». Смысл произведения более глубокий — басня направлена против тунеядства и паразитизма определенных слоев общества.
Обходя преграды, которые ставила на его пути цензура, Крылов дает вполне определенные разъяснения того, как надо читать его басни, как их нужно понимать. Это разъяснение можно увидеть в басне «Ларчик»:
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
Автор говорит о том, что во всяком деле не следует излишне осложнять задачу, а нужно лишь попытаться решить ее самыми простыми и доступными средствами. Таким вот «ларцом с секретом» и является каждая из басен Крылова.
Всеобщее признание писателю принесли его басни «Волк на псарне», «Щука», «Ворона и Лисица», «Квартет» и другие. В этих баснях автор выставляет напоказ основные пороки общества и его отдельных представителей, подвергает критике политический уклад того времени. Писатель рисует правдивую картину общества, в котором рядом с овцами всегда живут волки и другие хищники — специально для того, чтобы прекратить их существование; а рядом с лещами размножаются щуки. Отношения сильных и слабых, хищников и жертв сводятся к жестокой борьбе — не на жизнь, а на смерть. Осуждает автор и несправедливый суд в баснях «Волк и Ягненок», «Крестьянин и Овца», «Щука», и неправомерность привилегий дворянства, напоминающих притязания Гусей, которые заявляли:
А этого не смыслит неуч сей,
Что он обязан нам почтеньем;
Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,
Которым некогда был должен Рим спасеньем.
Хотя мысль писателя и так ясна, он все же добавляет мораль:
Баснь эту можно бы и боле пояснить —
Да чтоб гусей не раздразнить.
Невозможно более прямо произнести слово «дворяне», утвердив их абсолютную ненужность.
Осуждению Крылова подвергается и неожиданное получение богатства, когда оно «рекою льется», или «дождем червонцы» сыплются, или курица у скупого несет золотые яйца. Автор подчеркивает, что подобный поток обогащения никому и никогда не приносит счастья. Наоборот, по-настоящему счастлив оказывается Сапожник, который утверждает:
А мне, за песни и за сон,
Не надобен ни миллион.
В одной из самых известных басен «Волк на псарне» Крылов повествует о том, как Наполеон, пытаясь спасти от окончательного разгрома свою армию, вступил в переговоры с Кутузовым о немедленном заключении мира. Рассказывают, что Кутузов, прочитав слова «ты сер, а я, приятель, сед», снял фуражку и обнажил свою седую голову. Этим он показал, что ощерившийся Волк — это Наполеон, а мудрый Ловчий, знающий волчью натуру, — это он сам.
Басенное творчество Крылова остается актуальным во все времена, потому что сюжеты, характеры, мотивы и образы его произведений универсальны. А вечные проблемы добра и зла, дружбы и коварства, истины и лжи, подвига и трусости всегда остаются важными.
Басни Крылова — прекрасный образец образного мышления, емкости формул, которые со временем обрели художественную самостоятельность и афористическую завершенность. Многие высказывания, взятые из произведений писателя, вошли в повседневную речь, в быт народа. И в самых разных случаях и жизненных ситуациях нам на ум приходят крыловские образы и афоризмы.
Афористичность басен И. А. Крылова
И. А. Крылов — мастер афоризма. Афоризм — это краткое выразительное изречение.
Каждый слышал такие крылатые выражения, как: «А ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест», «Сильнее кошки зверя нет», «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!» А ведь это строки из басен Крылова. Написаны эти басни в первой половине XIX века. А мы, читатели начала третьего тысячелетия, воспринимаем мудрые слова Крылова как современные. Ну разве не современно звучит выражение «Да только воз и ныне там»? Или: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»? В чем современность этих строк? Представим себе, что люди, подобно крыловским героям Лебедю, Раку и Щуке, берутся за какое-то дело, а толку от их усилий никакого. А все потому, что нет в их действиях согласия. А что это за воз, который «и ныне там»? Это, может, дом, который никак не достроят, дороги, по которым трудно ездить. Они потому не приведены в порядок, что те, кому положено ими заниматься, не имеют призвания к дорожному строительству. Вот и напоминают они крыловских музыкантов, которые «затеяли сыграть квартет», а у них не вышло. Под музыкантами автор подразумевает людей, взявшихся не за свое дело.
Крылов и поныне наставляет нас, «что делом, не сведя конца, не надобно хвалиться» , «что если голова пуста, то голове ума не придадут места» . Почти в каждой жизненной ситуации можно применить крылатые слова Крылова. Они помогают нам жить честно, не бросать слов на ветер, уметь отличать дурака от умного, не поддаваться на лесть и не льстить самим. Не случайно А. С. Пушкин назвал И. А. Крылова «самым народным нашим поэтом».
АФОРИСТИЧНОСТЬ ЯЗЫКА БАСЕН КРЫЛОВА АФОРИСТИЧНОСТЬ ЯЗЫКА БАСЕН КРЫЛОВА 1 вариант И. А. Крылов — великий русский баснописец. Он писал свои басни так просто, так доходчиво, что каждый легко запоминает их текст, узнает русский характер. Плохое или хорошее изображено кратко, сильно, с такой ясностью, как. Читать далее.
АКТУАЛЬНОСТЬ БАСЕН И. А. КРЫЛОВА АКТУАЛЬНОСТЬ БАСЕН И. А. КРЫЛОВА 1 вариант Басни И. А. Крылова известны и любимы не только в нашей стране, но и за ее пределами. Лично для меня они привлекательны тонким юмором, афористичностью, глубоким пониманием человеческой сущности, умелым изобличением пороков и. Читать далее.
Идейно-тематическое содержание басен И. А. Крылова Басня — небольшое произведение повествовательного характера в стихах или в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформулированному моральному выводу. Басня — один из древнейших литературных жанров. Читать далее.
Значение басен Крылова Забавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не. забудут этой были. Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. Кн. П. Вяземский Но справедливости можно. Читать далее.
Обличительная мораль и жизнеутверждающая традиция басен Ивана Крылова Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И. А. Крылова, одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени. Его творчество таит в себе такое огромное богатство, к которому следует постоянно обращаться и из которого можно. Читать далее.
Почему басни И. А. Крылова не теряют своей актуальности (2) Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества. Читать далее.
Анализ басни Крылова Жанр басни зародился в глубоком прошлом. В этом жанре проявили себя такие великие мастера слова, как Эзоп, Федр, Лафонтен. Из их бессмертных творений черпал вдохновение для своих басен И. А. Крылов, давший произведениям из глубокого прошлого новую жизнь, приблизив их. Читать далее.
Сочинение на тему: «Исторические параллели в баснях Крылова» Выдающийся русский писатель, баснописец И. А. Крылов был одним из тех, кто заложил основы реализма в русской литературе. За образами животных, которые стали излюбленными персонажами его басен, легко угадываются люди с определенными чертами характера; но современники автора соотносили их с. Читать далее.
Краткая биография Крылова Будучи рожден в простой и не совсем богатой семье, Крылов появился на этот мир в 1769 году в городе Москве. Его отец был вынужден окончить службу и в 1775 году перевести свою семью провинциальную Тверь. Семья была стеснена в средствах. Читать далее.
От Эзопа до Крылова Кипящий водопад, свергаяся со скал. Целебному ручью с надменностью сказал… И. Крылов Хотя Крылов часто использовал сюжеты Эзопа, Лафонтена, Марциала, его произведения абсолютно самостоятельны. В конце концов и Пушкин не брезговал сюжетами французских, древнегреческих и древнеримских писателей! Но ведь его. Читать далее.
Осуждение человеческих пороков в баснях Крылова Басни Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления. Читая басню «Демъянова уха», понимаешь: история, которую рассказывает автор. Читать далее.
Анализ басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука» Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Крылов в своих баснях. Читать далее.
Моя любимая басня И. А. Крылова (1) За свою жизнь великий русский баснописец И. А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях, используя иносказание, он отражал волнующие страну общественные события, высмеивал общечеловеческие недостатки. Сегодня басни И. А. Крылова известны во многих странах мира. Из всех басен. Читать далее.
Сочинение на тему: «Пороки в баснях И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна» Как во времена Крылова так и наши актуальна проблема видения чужих пороков, ошибок, но не замечание своих. Мы видим щепку в глазу чужого, а в своем бревна увидеть не можем. Говорят, что умные люди учатся на чужих ошибках, а глупые. Читать далее.
Моя любимая басня И. А. Крылова Казалось бы, приятно находиться за столом, когда тебя от души потчует сосед. Тем более, если, как он говорит: «Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» Однако с Фоки уж давно катился градом пот, а все потому, что пребывание за столом для него. Читать далее.
О баснях И. А. Крылова И. А. Крылов — известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Мне кажется, именно этого добивался И. А. Крылов, в баснях. Читать далее.
Анализ басни Крылова «Обоз» Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года. Автор использует характерный для басни прием — аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра. Читать далее.
Образы животных в баснях Крылова Басня — это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория — воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни — это условные басенные звери. Принято считать. Читать далее.
Вопросы и ответы к теме «Басни И. А. Крылова» Какие человеческие пороки и недостатки осмеивает в своих баснях И. А. Крылов? Каждая басня Крылова — это «ларчик с секретом». В ней содержится и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не всем. Те, кто хочет избавиться. Читать далее.
История государства Российского в баснях Крылова Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так. Читать далее.
Исследование по литературе “И.А.Крылов – мастер афоризма.”
Автор работы исследует басни как источник афоризмов. В ходе исследования уученик попытался классифицировать афоризмы, появившиеся в русском языке благодаря басням И. А. Крылова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mityushkin_tyukalinsk_omskaya.rar | 655.35 КБ |
Исследование по литературе “И.А.Крылов”.- мастер афоризма | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Крылов – мастер афоризма»
ученик 8а класса
МОУ «Гимназия г. Тюкалинска»
учитель русского языка и
литературы МОУ «Гимназия
Полёт человеческой мысли – афоризм…………………………………………. 7
Исследование уровня распространённости афоризмов…………………………11
Мир литературы сложный, многогранный и интересный. У каждого из нас, наверное, есть
свои предпочтения. Какой-то писатель нравится больше, какой-то меньше. Есть писатели знаменитые, есть популярные, а есть… забытые.
В настоящее время, я думаю, все более забывается И.А.Крылов. Басни мы «проходим» в школе, а вот являются ли они частью нашей современной жизни?
Тема моей работы: «Крылов – мастер афоризмов».
Актуальность: мне интересно разобраться, какие афоризмы появились именно благодаря И.А.Крылову и его басням.
Проблема: какие афоризмы из басен Крылова стали частью нашего языка.
Объект исследования: басни И.А.Крылова .
Предмет исследования: афоризмы из басен И.А.Крылова.
Цель : выявление особенностей афоризмов из басен И.А.Крылова; выявление уровня распространенности афоризмов.
Чтобы достичь цели, мне необходимо ответить на следующие вопросы:
- какая библиография существует по жизни и по творчеству И.А.Крылова;
- когда Крылов начал писать басни?
- что такое афоризм?
- выбрать афоризмы из басен Крылова;
- можно ли классифицировать афоризмы из басен Крылова;
- насколько афоризмы распространены в гимназии.
Поиск ответов на эти вопросы – это задача моего исследования.
Гипотеза: Басни Крылова известны, можно предположить, что известны и популярны афоризмы из басен Крылова.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
II.1. В мастерской баснописца.
Мне необходимо изучить биографию И.А.Крылова и найти тот отправной момент, с которого начинается народное признание Крылова и любовь к нему. Нужно увидеть ту почву, на которой «выросли» басни, выражения из которых стали
афоризмами. Почему это стало возможным?
Биография Крылова изложена в работах Д.Д.Благого, Н.Н.Степанова, В.И.Коровина. Сохранились воспоминания современников поэта. В интернет-ресурсах также можно почерпнуть информацию о жизни и творчестве баснописца.
Изучив биографию Крылова, я увидел, что его жизнь была наполнена событиями, которые закалили характер Ивана Андреевича: многого приходилось добиваться трудом, преодолевая трудности, сопротивляясь внешним обстоятельствам.
И.А.Крылов не принадлежал к родовитому дворянскому роду. Не было возможности получить систематическое образование. Д.Д.Благой считает, что это положительный фактор, так как будущий писатель не попал под влияние иностранного образования, следовательно, Крылов был ближе к народной среде. В девятилетнем возрасте Иван уже на службе подканцеляристом; знакомится с плутнями, мздоимцами – никто не остается не замеченным внимательным и наблюдательным подростком. Любит Иван народные сборища, торговые площади, качели, кулачные бои, где можно помериться силой, услышать яркое, образное слово. В то же время Крылов занимается самообразованием, начинает писать комедии, трагедии, повести. В 1789-1792 гг. писатель издает сатирические журналы.
Казалось бы, И.А.Крылов, несмотря на трудности, сумел стать литератором, есть признание, популярность, но Крылов не останавливается на достигнутом. Он будто ищет что-то более значительное – главное дело своей жизни. А, может быть, писатель вбирает в себя жизнь, копит наблюдения, чтобы потом – в полной мере в баснях проявить свой талант.
Итак, в 1806 г. Крылов начал писать басни. Вот как Н.В. Гоголь охарактеризовал «существо дарования» И.А.Крылова: «Выбрав себе самую незаметную и узкую тропу, шёл он по ней почти без шуму, пока не перерос других, как крепкий дуб перерастает всю рощу, вначале его скрывавшую. Этот поэт – Крылов. Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную, как вещь старую, негодную для употребления и почти детскую игрушку – и в сей басне умел сделаться народным поэтом. Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, которым крепок русский человек, ум выводов, так называемый задний ум… Отсюда то и ведёт своё происхождение Крылов. Его притчи – достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа».
В этом высказывании я обратил внимание на ключевые слова «ум, которым крепок русский человек». Возникает вопрос: «Что объединяет басни и ум человека?» И как это «Крепок умом. » Предстоит выяснить.
Пройдя сложный путь творческих исканий, Крылов в зрелые годы пришел к басне. Всего им написано двести басен. Позаимствовав сюжеты у предшественников (Эзопа, Лафонтена, Сумарокова), Крылов наполнил басни новым содержанием; главным стало создание обобщенного образа человеческого характера. Сила сатирического воздействия басен – это результат мастерского владения словом и ритмом. Мораль его басен заключает в себе яркие, точные образные выводы, ставшие широко известными афоризмами. Дидактические выводы подобны пословице, в них «отразилось много народных свойств, в них есть всё: издевка, насмешка, попрёк, словом всё шевелящее и задирающее за живое: как стоглавый Аргус, глядит каждая на человек». (Н.В.Гоголь).
Не только Н.В.Гоголь, но и другие исследователи называют отличительной особенностью басен Крылова яркость, афористичность языка.
А что значит афористичность языка? Близость лексического строя к ярким, запоминающимся оборотам, – афоризмам. Словарь иностранных слов дает такое определение афоризма: «Афори́зм (греч. αφορισμός, «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателем. Пример: «Почему удар в спину наносят те, кого, как правило, защищаешь грудью?»
Воспользовавшись сайтом « Википедия – свободная энциклопедия», я выяснил, что афоризмы возникли в эпоху Гиппократа. Авторами афоризмов – афористами – на протяжении разных эпох становятся острословы и остроумцы, наделенные философским взглядом на жизнь. Мастерами афористики были пророки Ветхого завета, ученые и поэты Средневековья, полководцы Европы, мыслители, писатели 19-20 вв.
Я думаю, И.А.Крылов, будучи остроумным человеком, смог создать яркие выражения, которые заняли достойное место в ряду афоризмов.
Анализируя афоризмы Крылова, стоит обратить внимание на то, что они выросли на русской национальной почве народной лексики. Баснописец смело использует просторечные слова и конструкции: «рыло», «мужик», «навоз», «скотина», «увидь», «то к темю их прижмет», «в ушах у гостя затрещало». В.Г.Белинский отмечал: «Эти идиомы, эти русицизмы, составляющие народную физиономию языка; его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство уловлены Крыловым с невыразимой верностью».
Так как Крылов пришел к басням, уже имея жизненный опыт, разбираясь в людях, он сумел точно выразить народные воззрения на добро и зло, на справедливость и бесправие… Поэтому его поучения становятся народным достоянием, превращаясь в афоризмы, иногда – в пословицы.
По словарю крылатых выражений я выяснил, что существует множество афоризмов, автором которых является И.А.Крылов. Это те афоризмы, которые пришли в нашу речь из басен Крылова. Порой трудно определить, кому они принадлежат: взял ли их Крылов у народа или народ у Крылова.
И.А.Крылов одним из первых в русской литературе проник в самую душу народного языка со всеми его оттенками и богатствами. Он стал писать не для немногих, а для всего народа, не выдумывая новых слов, не калеча и не уродуя языка, не манерничая и не подлаживаясь под простонародную речь. Он хорошо знал, как бесконечно богат и красочен родной язык.
Басни сразу были приняты читателем, к поэту приходили письма издалека, в которых спрашивали, что еще написал Крылов. Завистники не понимали, почему читатель так жадно ищет басен Крылова. Что в них особенного? А особенным в них был как раз тот «задний ум, которым крепок всякий русский человек» (по замечанию Н.В.Гоголя). Читатель находил в баснях отражение своих настроений, чаяний, чувств и видел в авторе человека, который знает жизнь. Действительно, мораль, завершающая басни, очень часто била не в бровь, а в глаз.
Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.
С-т-и-х-и
Тексты песен
Проза
Сценарии
Сочинения
Своеобразие басен Крылова
И.А. Крылов, великий баснописец первой половины ХІХ столетия, останавливает свой взгляд на басне, народном, понятном и занятном жанре, только после многих литературных проб в драматургии, комедии, журналистике.
Своеобразием его басен стал “мужицкий” взгляд на окружавшую его действительность. Высмеивая человеческие недостатки, Крылов чаще всего в своих баснях показывал различных животных. Но современники знали, что под масками Ослов, Волков, Лисиц скрывались конкретные исторические лица. Они раздражали автора своей тупостью, подлостью, жадностью. На сторону слабых и угнетенных вставал сам автор. О беззаконии сильных мира сего Крылов пишет в басне “Волк и Ягненок”:
Усильного всегда бессильный виноват.
Последняя фраза настолько точно выразила характер представителей власти, что стала крылатой.
Новаторство Крылова
Под пером Крылова жанр басни изменился. Баснописец приблизил басню к большим жанрам: комедии или роману. Строение и законы такого текста остались прежними: рассказ и моральное поучение. Персонажи создают мир, которому тут же выносят приговор. Рассказ наполнен подробностями, персонажи наделены характерами, вместо автора присутствует в тексте рассказчик.
Нравственный вывод автор подает в виде пословиц, поговорок, афоризмов, таких близких жизненному опыту народа.
Автор и рассказчик
Показывая объективный взгляд на проблему, автор не проявляет себя в тексте прямо. На первый план выходит рассказчик, который находится рядом с героями, проникнут их чувствами, знает их не понаслышке.
притворно доверяется персонажам;
дает выговориться и совершить поступки;
передает их точку зрения.
В конце лукавый рассказчик приводит героев к полному посрамлению, так как знает все их слабости и достоинства.
Тематика басен
С давних пор басня учила людей правилам поведения в обществе, поэтому в них высмеивались пороки человека и недостатки общественной жизни:
Язык басен прост и доходчив.
Тема труда
Крылов считал, что нормальная жизнь в обществе зависит от труда, профессионализма и согласия. К чему приводит отсутствие профессионализма говорится в басне “Квартет”. Горе-музыканты искали причину в том, что нужно правильно сесть:
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет.
Лишь соловей соловей открыл настоящую истину провала оркестра:
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней.
Об общем деле, требующим согласия, говорится и в басне “Лебедь, Щука и Рак”. Животные не желали прислушиваться друг к другу, поэтому воз, который они тянули в разные стороны, не сдвинулся с места.
Тема противоречия сильных и слабых
Открыто и смело Крылов направлял свое жало сатиры против властителей, что были «богаты иль когтем, иль зубком»,
против льва и тигра, алчного волка и хитрой лисы, подразумевая под масками этих зверей грабителей вельмож, продажных чиновников, судей-взяточников:
Что Климыч на руку не чист, все это знают.
Насилие и взяточничество
Тема насилия звучит в басне “Мор зверей”, в которой каятся насильники. Каждый из зверей хватает добычу согласно его положению:
что можно великому Льву, то нельзя Волку и Лисе (басня «Лев на ловле»).
.
Слон-воевода занимается преступлениями на службе, разрешая подчиненным волкам «по шкурке снять» с овцы («Слон на воеводстве»).
Продажный суд
Крестьянин в произведении Крылова “Крестьянин и овца” обращается к судье Лисице с жалобой на Овцу, подозревая ее в краже курей, потому что она была во дворе. Свидетели-соседи утверждали, что не видели в ней «ни воровства, ни плутовства», овца «совсем не ест мясного». Все же судья решает:
Все плуты, ведомо, искусны.
И вследствие того казнить Овцу…
Басни бытового цикла
Человеческие пороки Крылов высмеивает в баснях бытового цикла:
угодничество в басне “Кукушка и Петух”;
хвастовство – «Слон и Моська»;
неблагодарность – «Волк и Журавль»;
невежество – «Мартышка и Очки».
Человеческие поступки проглядывают через маски зверей, а читатель без труда узнает пороки, которые высмеивает баснописец.
Система образов
Басня широко пользуется олицетворением, так как в ней нарушена логика отношений живого-неживого. Наряду с человеком в тексте живут и действуют:
животные, наделенные характером;
явления природы (реки, тучи).
Крылов обычно использует антитезу, поэтому его герои представляют пару:
сила-бессилие (“Волк и Ягненок”);
глупость-ум (“Ворона и Лисица”).
Антитеза заключена и в название басни.
Афористичность басен
Язык басен Крылова афористичен, близок к народной разговорной речи. Многие фразы стали настолько популярными, что превратились в пословицы и поговорки, стали крылатыми:
«А ларчик просто открывался»;
«А Васька слушает да ест»;
«Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!».
Написанные в XIX веке, басни актуальны и сегодня. Ведь и в ХХІ веке люди не избавились от человеческих пороков: также лгут, занимаются не своим делом, не слышат мнения других, власть предержащие творят беззаконие.
К кому же обращены басни Крылова? Не к нам ли? Людям прошлого, настоящего и будущего. Ведь смех во все времена воспитывал людей, показывал те недостатки, от которых надобно избавляться во все времена.
Крылов и поныне учит нас, «что делом, не сведя конца, не надобно хвалиться» (басня «Синица»). Крылатые выражения И.Крылова можно применить во многих ситуациях. Они помогают нам не лгать, не сорить напрасно словами, уметь разбираться в людях, не прославиться льстецом и самим не принимать лесть.
Сочинение: Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И. А. Крылова
Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И. А. Крылова
В историю русской литературы Иван Андреевич Крылов вошел как великий баснописец. На протяжении многих поколений русские читатели знакомятся с крыловскими баснями с детских лет. Их персонажи вошли в наш повседневный обиход, а крылатые фразы из них — в нашу обыденную речь.
Главными достоинствами басен Крылова являются их народность и гибкий стихотворный язык. Написанные так называемым «вольным ямбом», они с удивительной точностью передают разговорную интонацию русской речи. Открытием Крылова в его баснях стал образ рассказчика, который за маской простодушия скрывает ум и иронию, направленную на обличение социальных пороков. Николай Васильевич Гоголь назвал басенное творчество Крылова «книгой мудрости самого народа».
Нравственное значение большинства басен Крылова заключается в том, что автор обличает в них различные человеческие и общественные пороки.
Рассмотрим, например, басню «Волк и Ягненок». Ее темой является социальное неравенство людей в крепостническом обществе. Мораль этой басни заявлена в первой же строчке: «У сильного всегда бессильный виноват». Беспомощный Ягненок ни в чем не провинился перед всесильным Волком. Но никакие оправдания, неопровержимые доводы, которые несчастный приводит в подтверждение своей невиновности, не принимаются Волком во внимание. Когда ему надоедает слушать жалкий лепет Ягненка, он заявляет прямо: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». И это предопределяет трагическую развязку произведения.
В басне «Свинья под Дубом» Крылов изображает Свинью, которая, «наевшись желудей досыта, до отвала», стала затем подрывать корни у дерева, давшего ей пищу. Здесь баснописец ведет речь о невежде, который, как сказано в заключительной морали, «в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды». Но можно понимать басню еще и как обличение человеческой неблагодарности. А в наши дни давняя сатира Крылова приобретает еще и новые оттенки значения. Сегодня мы видим, что неумеренное потребление природных богатств приводит к истощению земли, к оскудению ресурсов природы. Таким образом, данная басня не только не утратила своего значения, но и наполнилась новым смыслом.
Если в двух рассмотренных баснях обличение Крылова несет ясно выраженный социальный характер, то в некоторых других его произведениях усмешка баснописца более добродушна, и вызывают ее отдельные человеческие недостатки. Так, доверчивых людей, падких на неприкрытую лесть, выводит поэт в басне «Ворона и Лисица». Казалось бы, Ворона должна понимать, что ее голос никак не может сравниться с соловьиным. Однако —
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
И Ворона лишилась лакомого кусочка из-за того, что поверила в несуществующие собственные таланты.
Таким же добродушным юмором наполнена басня «Квартет». Ее персонажи: «Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» — полагают, что их умение играть на музыкальных инструментах зависит от того, кто на каком месте сидит. Но как бы они ни расселись, «Квартет нейдет на лад». Объясняет незадачливым музыкантам, в чем их ошибка, Соловей — словами, которые стали крылатыми:
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь.
Ушли в прошлое события, непосредственным откликом на которые служили крыловские басни, но остались неизменными взаимоотношения людей и типы человеческих характеров. Поэтому, несмотря на некоторую архаичность лексики и бытовых деталей, большинство басен Крылова остаются понятными и злободневными в наши дни.