Русская журнальная сатира XVIII века на примере произведени Крылова: сочинение

«Русская журнальная сатира XVIII века на примере произведени Крылова»

1. Начало творческого пути И. А. Крылова.
2. Издательская деятельность писателя.
3. Значение журнальной сатиры для развития литературы и общества.

Иван Андреевич Крылов всю жизнь был верен девизу Кантемира: «В стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу». Может быть, поэтому именно его творчество стало достойным завершением русской журнальной сатиры XVIII века. Родившись в семье небогатого армейского офицера, Крылов все детство и юношество провел в Твери, где протекала интенсивная литературно-театральная жизнь. Получая образование в Тверской семинарии, юный Крылов не только посещал различные литературный диспуты, но и сам пробовал писать. В 1783 году писатель, прибывший в Петербург, представил комическую оперу «Кофейница». Выбор этого жанра был неслучаен. Молодого литератора привлекала перспектива создания произведения, соединяющего в себе обличительную направленность, непринужденную веселость, легкость действия и доступную музыку. С другой стороны, опера давала пищу для более серьезных размышлений. Большинство комедий и комических опер не попали на сцену из-за разногласий драматурга с театральной дирекцией. Однако эти произведения сыграли огромную роль в творчестве Крылова, поскольку в них оттачивалось мастерство диалога, создание характеров, что было необходимо для будущего басенного жанра.

В 70—80-х годах XVIII века наблюдается спад в журнальной сатире. Этот жанр не совсем исчез с журнальных страниц, однако острота существенно убавилась. Блистательные успехи русской журналистики, достигнутые в периодических изданиях Новикова, ушли в прошлое. Фонвизин хотел Возродить старые сатирические традиции, однако публикации были запрещены Екатериной II. Крылов решил подхватить знамя сатиры и стал издавать свой журнал. Он продолжил линию Новикова — Фонвизина, однако обличение русского общества осуществлял с более демократических позиций. Первый журнал литератора «Почта духов, ежемесячное издание, или Ученая, Нравственная и Критическая переписка Арабского Философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами» просуществовал восемь месяцев. Есть мнение, что в создании журнала принимал активное участие Радищев, а 23 из 48 писем журнала представляют собой перевод из романов маркиза д’Аржана. Однако это совершенно не умаляет заслуг Крылова.

Здесь проявилось огромное мастерство сатирика, который сумел мастерски соединить оригинальные произведения с переводными материалами, кроме того, разделить различные функции между корреспондентами Маликульмулька. В журнале Крылов не делал скидки никаким сословиям, высмеивая на страницах все то, что приносит вред русскому обществу. В «Почте духов» автор использует многие сатирические приемы, в частности применяет зоологизацию. Фамилия откупщика Скотонрава говорит сама за себя, а сравнение щеголя с кривляющейся обезьяной служит для большей выразительности образа. Помимо зоологизации, автор широко использует в своих произведениях гротеск, пародию гиперболу и другие художественные приемы.

В 1792 году Крылов вместе с П. А. Плавилыциковым и А. И. Клушиным начинают выпускать новый сатирический журнал «Зритель». Именно на страницах этого журнала была впервые опубликована едкая антимонархическая сатира Крылова «Каиб». Произведение было создано в жанре восточной повести, что было своеобразным прикрытием критики резкой политики, которую проводила императрица. Писатель в своем произведении также высмеивал классицистическую и сентиментальную эстетику, которая искажала существующую действительность.

Герой калиф встречает на своем пути поэта-одописца, который недавно воспел в своей оде визиря, повешенного за взятки. В произведении добродетели казненного были так хорошо воспеты, что «калиф зачал уже опасаться, не святого ли он повесил». Однако поэт успокоил его словами, что дает «воображению волю в похвалах с тем только условием, чтоб после всякое имя вставить можно было». «Похвальная речь в память моему дедушке» была написана Крыловым в жанре пародийного панегирика. Здесь автор активно разоблачал поместного крепостника, который был убежден, что «собака не слуга», она может и укусить, а с крепостными можно делать все, что угодно.

В журнале Крылов публикует и свои знаменитые басни, высмеивающие человеческую глупость, подлость, жадность и другие отрицательные стороны людского характера. Сатира, по мнению писателя-баснописца, является одним из эффективнейших средств общественного воспитания. Именно поэтому именно к этому жанру литературы предъявляются самые высокие и серьезные требования.

Последним изданием, в котором закончил свою журнальную деятельность Крылов, был «Санкт-Петербургский Меркурий». Практически все произведения писателя не выходят за рамки «просвещенного абсолютизма». Однако это не мешает автору, противопоставляя реального и идеального императора, сатирически подходить к правлению самой Екатерины II. В своем прощальном слове к читателям Крылов и Клушин писали, что «слабо то сочинение, которое в самом себе не заключает своего оправдания». Литературная деятельность Крылова сыграла огромную роль в развитии русской литературы. Именно в произведениях этого автора проявляются первые признаки реализма, созревает демократическая эстетика.

Журналистские работы Крылова нашли свое продолжение в издании Н. И. Страхова «Сатирический вестник». Здесь авторы в лучших традициях сочинений Крылова высмеивают нелицеприятные стороны жизни дворянского корпуса. Главными героями журнала становятся помещики — разорители своих крепостных, картежники, щеголи, моты, взяточники и т. д. Так, перекликаясь с героем крыловского произведения Промотом, погуби- шим для своих нарядов немало сел и деревень, страховский сосед и «многие ему подобные обратили волшебным образом все свои деревеньки и достаточек в одни сии пуговицы».

В своем творчестве Крылов, по мнению П. Н. Беркова, нашел самую удачную форму, когда классические принципы гармонично сочетаются с традициями народного театра, народных игрищ.

Сочинение «Русская журнальная сатира XVIII века на примере произведени Крылова»

1. Начало творческого пути И. А. Крылова.
2. Издательская деятельность писателя.
3. Значение журнальной сатиры для развития литературы и общества.

Иван Андреевич Крылов всю жизнь был верен девизу Кантемира: «В стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу». Может быть, поэтому именно его творчество стало достойным завершением русской журнальной сатиры XVIII века. Родившись в семье небогатого армейского офицера, Крылов все детство и юношество провел в Твери, где протекала интенсивная литературно-театральная жизнь. Получая образование в Тверской семинарии, юный Крылов не только посещал различные литературный диспуты, но и сам пробовал писать. В 1783 году писатель, прибывший в Петербург, представил комическую оперу «Кофейница». Выбор этого жанра был неслучаен. Молодого литератора привлекала перспектива создания произведения, соединяющего в себе обличительную направленность, непринужденную веселость, легкость действия и доступную музыку. С другой стороны, опера давала пищу для более серьезных размышлений. Большинство комедий и комических опер не попали на сцену из-за разногласий драматурга с театральной дирекцией. Однако эти произведения сыграли огромную роль в творчестве Крылова, поскольку в них оттачивалось мастерство диалога, создание характеров, что было необходимо для будущего басенного жанра.

В 70—80-х годах XVIII века наблюдается спад в журнальной сатире. Этот жанр не совсем исчез с журнальных страниц, однако острота существенно убавилась. Блистательные успехи русской журналистики, достигнутые в периодических изданиях Новикова, ушли в прошлое. Фонвизин хотел Возродить старые сатирические традиции, однако публикации были запрещены Екатериной II. Крылов решил подхватить знамя сатиры и стал издавать свой журнал. Он продолжил линию Новикова — Фонвизина, однако обличение русского общества осуществлял с более демократических позиций. Первый журнал литератора «Почта духов, ежемесячное издание, или Ученая, Нравственная и Критическая переписка Арабского Философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами» просуществовал восемь месяцев. Есть мнение, что в создании журнала принимал активное участие Радищев, а 23 из 48 писем журнала представляют собой перевод из романов маркиза д’Аржана. Однако это совершенно не умаляет заслуг Крылова.

Здесь проявилось огромное мастерство сатирика, который сумел мастерски соединить оригинальные произведения с переводными материалами, кроме того, разделить различные функции между корреспондентами Маликульмулька. В журнале Крылов не делал скидки никаким сословиям, высмеивая на страницах все то, что приносит вред русскому обществу. В «Почте духов» автор использует многие сатирические приемы, в частности применяет зоологизацию. Фамилия откупщика Скотонрава говорит сама за себя, а сравнение щеголя с кривляющейся обезьяной служит для большей выразительности образа. Помимо зоологизации, автор широко использует в своих произведениях гротеск, пародию гиперболу и другие художественные приемы.

В 1792 году Крылов вместе с П. А. Плавилыциковым и А. И. Клушиным начинают выпускать новый сатирический журнал «Зритель». Именно на страницах этого журнала была впервые опубликована едкая антимонархическая сатира Крылова «Каиб». Произведение было создано в жанре восточной повести, что было своеобразным прикрытием критики резкой политики, которую проводила императрица. Писатель в своем произведении также высмеивал классицистическую и сентиментальную эстетику, которая искажала существующую действительность.

Герой калиф встречает на своем пути поэта-одописца, который недавно воспел в своей оде визиря, повешенного за взятки. В произведении добродетели казненного были так хорошо воспеты, что «калиф зачал уже опасаться, не святого ли он повесил». Однако поэт успокоил его словами, что дает «воображению волю в похвалах с тем только условием, чтоб после всякое имя вставить можно было». «Похвальная речь в память моему дедушке» была написана Крыловым в жанре пародийного панегирика. Здесь автор активно разоблачал поместного крепостника, который был убежден, что «собака не слуга», она может и укусить, а с крепостными можно делать все, что угодно.

В журнале Крылов публикует и свои знаменитые басни, высмеивающие человеческую глупость, подлость, жадность и другие отрицательные стороны людского характера. Сатира, по мнению писателя-баснописца, является одним из эффективнейших средств общественного воспитания. Именно поэтому именно к этому жанру литературы предъявляются самые высокие и серьезные требования.

Последним изданием, в котором закончил свою журнальную деятельность Крылов, был «Санкт-Петербургский Меркурий». Практически все произведения писателя не выходят за рамки «просвещенного абсолютизма». Однако это не мешает автору, противопоставляя реального и идеального императора, сатирически подходить к правлению самой Екатерины II. В своем прощальном слове к читателям Крылов и Клушин писали, что «слабо то сочинение, которое в самом себе не заключает своего оправдания». Литературная деятельность Крылова сыграла огромную роль в развитии русской литературы. Именно в произведениях этого автора проявляются первые признаки реализма, созревает демократическая эстетика.

Журналистские работы Крылова нашли свое продолжение в издании Н. И. Страхова «Сатирический вестник». Здесь авторы в лучших традициях сочинений Крылова высмеивают нелицеприятные стороны жизни дворянского корпуса. Главными героями журнала становятся помещики — разорители своих крепостных, картежники, щеголи, моты, взяточники и т. д. Так, перекликаясь с героем крыловского произведения Промотом, погуби- шим для своих нарядов немало сел и деревень, страховский сосед и «многие ему подобные обратили волшебным образом все свои деревеньки и достаточек в одни сии пуговицы».

В своем творчестве Крылов, по мнению П. Н. Беркова, нашел самую удачную форму, когда классические принципы гармонично сочетаются с традициями народного театра, народных игрищ.

Творчество И.А Крылова: журнальная сатирическая проза, драматургия

И.А Крылов (1769 –1844 гг.)

Журнальная проза Крылова

Журнальная сатира Крылова занимает большое и важное место в творческом наследии писателя и принадлежит к наиболее замечательным образцам русской прозы конца XVIII века. Возникнув на основе традиций русской передовой общественной мысли и сатирической журналистики 60 — 80-х годов XVIII века, сатирическая проза Крылова во многом предвещала и подготовляла его позднейшую деятельность баснописца. Целый ряд сатирических мотивов журнальной прозы Крылова перешел впоследствии в его басни.

Читайте также:  Агата Кристи мастер детективного романа: сочинение

Начало журнальной деятельности Крылова относится к 1786 году, когда в декабрьском номере журнала Ф. Туманского «Лекарство от скуки и забот» была помещена за подписью «И. Кр.» эпиграмма, являвшаяся первым печатным выступлением начинающего писателя. Гораздо значительнее участие Крылова в журнале И. Рахманинова «Утренние часы», выходившего в 1788—1789 годах. Помимо оды «Утро», помещенной за полной подписью Крылова, им были напечатаны здесь анонимно первые басни (авторство Крылова установлено благодаря находке редакционного экземпляра двух первых частей журнала; см. Ф. Витберг, Первые басни Крылова, СПБ., 1900). Есть основания приписать Крылову также и авторство сатирических очерков «Роднябар», «Письмо Смиреннолюбова», «Модные торговки», помещенных, как и все прозаические статьи, в этом журнале без подписи.

С начала 1789 года Крылов, при содействии И. Рахманинова, издает «Почту духов», задуманную как ежемесячный журнал. Однако «Почта духов» существовала лишь восемь месяцев, и в том же 1789 году издание ее прекратилось.

В декабре 1791 года Крылов совместно с И. Дмитревским, П. Плавильщиковым и А. Клушиным заводит типографию «Г. Крылов с товарищи». Типография являлась не коммерческим предприятием, а скорее издательской базой для облегчения издания произведений членов этого товарищеского объединения С 1792 года во вновь открывшейся типографии стал издаваться журнал «Зритель», редакторами и авторами которого были Крылов, Плавильщиков и Клушин. Помимо них в журнале сотрудничали кн. Горчаков, кн. Хованский, Варакин и др. Направление журнала в основном определялось требованием национальной самобытности русской культуры, наиболее полно выраженном в программной статье «Нечто о врожденном свойстве душ российских», помещенной в первом номере журнала и принадлежавшей П. Плавильщикову.Крыловым в «Зрителе» были напечатаны наиболее блестящие прозаические произведения: повесть «Ночи», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Рассуждение о дружестве», «Мысли философа по моде», «Похвальная речь в память моему дедушке», сатирическая повесть «Каиб».

Обличительная ревность сатиры, демократизм всей идейной позиции «Зрителя» навлекли на издателей недовольство и подозрение властей. В мае 1792 года в типографии «Крылова стоварищи» был устроен обыск. Полиция искала не дошедшее до нас сочинение Крылова «Мои горячки» и заодно проверила деятельность издателей «Зрителя». Согласно донесению петербургского губернатора Коновницына гр. П. А. Зубову при осмотре полицией типографии были отобраны сочинения Крылова «Мои горячки» и поэма Клушина «Горлицы», а за «типографиею, Крыловым и Клушиным» было установлено «наблюдение», «не упуская из виду поведения подозрительных издателей»

Злоключения, перенесенные издателями «Зрителя», сделали их осторожнее и осмотрительнее и, возможно, явились причиной прекращения «Зрителя» с конца того же 1792 года. Однако Крылов и Клушин в следующем 1793 году принялись за издание нового журнала — «С.-Петербургский Меркурий», Плавильщиков и Дмитревский, к этому времени, отошли от журнала, и главная роль в нем перешла к Крылову и Клушину. В «С.-Петербургском Меркурии» сатира приобретает более сдержанный и осторожный характер. Крылов помещает здесь всего лишь две сатирических статьи: «Похвальную речь науке убивать время» и «Похвальную речь Ермалафиду», а также две рецензии на пьесы Клушина «Смех и горе» и «Алхимист».

По сравнению с предшествующими журналами «Меркурий» пользовался большим успехом — в столице и провинции подписались на 162 экземпляра. Однако, несмотря на осторожность издателей, Крылова и Клушина вновь постигают неприятности. В третьей части журнала была помещена рецензия А. Клушина, излагавшая содержание только что напечатанной трагедии Княжнина «Вадим», вызвавшей недовольство правительства. Видимо, это обстоятельство имело значение для судьбы журнала и его издателей. Четвертая часть «С.-Петербургского Меркурия» печаталась уже не в типографии «Крылова стоварищи», а в типографии Академии наук. Крылову и Клушину к концу года пришлось отказаться от издания журнала и даже на время оставить литературу и уехать из столицы.

За годы скитаний по провинции (1794—1800) Крылов почти выбывает из литературы. Лишь время от времени в журналах появляются отдельные незначительные и не характерные для него произведения.Последний этап журнальной деятельности Крылова относится к 1808 году, когда Крылов по возвращении в Петербург принимает близкое участие в журнале «Драматический вестник», в котором наряду с баснями помещена была рецензия его на пьесу П. Сумарокова «Марфа-Посадница».Прозаические сочинения Крылова помещаются в данном томе в двух разделах. В первый, основной, раздел включены: «Почта духов» и произведения Крылова,печатавшиеся за его подписью в «Зрителе» и «С.-Петербургском Меркурии», а также театральные рецензии. Во второй раздел отнесены редакционные предисловия, переводы и произведения, приписываемые Крылову.

После смерти отца (1778 год) семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 – 1788 Крылов написал трагедии “Клеопатра” и “Филомела”, комедии “Бешеная семья” и “Проказники”. Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.

. В 1785—1786 создает трагедии «Клеопатра», «Филомела», оперу «Бешеная семья», комедию «Сочинитель в прихожей», но ни одна из них не увидела свет. Первой его публикацией были стихи и эпиграммы, появившиеся в журнале «Лекарство от скуки и забот». В 1787 Крылов лишается самого дорогого и близкого человека — матери, которую он боготворил.

Несмотря на явные неудачи, Крылов продолжает писать комедии и оперы, изобразив в «Проказниках» своих «благодетелей» — драматурга Я.Б. Княжнина и директора Императорских театров П.А. Соймонова. Разразился скандал. Крылов посылает Княжнину письмо, пронизанное едким сарказмом: «Обижая меня, вы обижаете себя, находя в своем доме подлинники толикогнусных портретов». Второе письмо он направляет Соймонову.В этих письмах-памфлетах Крылов прощается со своей театральной молодостью. После отлучения от театра он публикует в журнале «Утренние часы» оду «Утро»» и несколько басен, среди которых «Стыдливый игрок» и «Судьба игроков». Но продолжения им не последовало. Крылов выбирает для себя другое поприще — журнальное.

Иван Андреевич Крылов был достаточно успешным драматургом, но обстоятельства жизни его сломили. Таланту в скором времени пришлось переспециализироваться в баснописца. К сожалению, русская драматургия много потеряла. Но многое обрел другой жанр литературы – басня.Одна из самых успешных комедий Ивана Андреевича – «Трумф», или «Подщипа». Это достаточно открытая сатира на государственных лиц России 19-го века. На беззащитного царя, на придурковатого князя, на решительную царевну. Также не обошлось без трусливых бояр и жаждущей наживы цыганки-обманщицы.В комедии нашли отражение и боязливость князя, которая характеризует настроение мелких землевладельцев относительно войн и междоусобиц. Крылов также показывает цыганку, как она есть – женщина, отбивающаяся от своих клиентов общими фразами. Царь Вакула не умеет расставлять приоритеты и боится лишь за себя-любимого. Про народ он даже и не думает: «А что мне урожаи? У меня всегда будет свежий хлеб, а народ переживет!»

Русская журнальная сатира XVIII века на примере произведени Крылова

1. Начало творческого пути И. А. Крылова.
2. Издательская деятельность писателя.
3. Значение журнальной сатиры для развития литературы и общества.
Иван Андреевич Крылов всю жизнь был верен девизу Кантемира: “В стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу”. Может быть, поэтому именно его творчество стало достойным завершением русской журнальной сатиры XVIII века. Родившись в семье небогатого армейского офицера, Крылов все детство и юношество провел в Твери, где протекала интенсивная литературно-театральная жизнь. Получая образование

Сатира Крылова и ее влияние на русскую литературу Сатира Крылова не щадит и царей: в XX письме войны, уносящие бессчетные человеческие жизни, происходят по вине государей, прозванных “великими”. Образ “мисантропа”, осуждающего пороки царя и сограждан (письмо IV), образ.

Иван Андреевич Крылов – мастер слова В день похорон Ивана Андреевича Крылова те, кто пришли отдать последний поклон баснописцу, получили небольшие пакеты в траурной обертке. В пакете лежали басни Крылова в девяти книгах. Это был нежданный.

Осуждение человеческих пороков в баснях Крылова Басни Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека.

Начало литературной деятельности Крылова Крылов не обладал ни колоссальной образованностью, ни продуманной глубиной философских взглядов Радищева. Но он умел с детства ненавидеть дворянскую государственность и дворянскую культуру. Дворянин по паспорту, а на самом деле.

Моя любимая басня И. А. Крылова Иван Андреевич Крылов – один из любимых русским народом поэтов, один из основоположников русской литературы. Николай Васильевич Гоголь говорил, что басни Крылова стали настоящей – “книгой мудрости народа”, на них.

Теория басни Крылова Крылов-баснописец всецело принадлежит XIX в. Но хорошо известно, что первые басни были им написаны значительно раньше, в 1780-е годы, и напечатаны без подписи в “Утренних часах”. Никогда позднее Крылов не.

От Эзопа до Крылова Кипящий водопад, Свергаяся со скал. Целебному ручью С надменностью сказал. И. Крылов Хотя Крылов часто использовал сюжеты Эзопа, Лафонтена, Марциа-ла, его произведения абсолютно самостоятельны. В конце концов и Пушкин не.

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) Творчество И. А. Крылова началось еще в XVIII в., когда он издавал известные сатирические журналы “Почта духов” и “Зритель”, сыгравшие важную роль в развитии русской демократической литературы. В конце XVIII.

Басня И. Крылова “Квартет” И. А. Крылов был популярнейшим баснописцем в России в XIX веке. В своих баснях он остроумно высмеивал различные человеческие недостатки. Герои басни И. Крылова “Квартет” – “выдумщица Мартышка, Осел, Козел.

Человек и история в басне Крылова “Обоз” Я прочитал басню И. А.Крылова “Обоз”, касающуюся стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Автор обращается к истории и историческим персонажам, чтобы показать один из многих примеров, к.

Исторические параллели в баснях Крылова (“Волк на псарне”, “Лягушки просящие царя” и др.) 1. Связь творчества Крылова с общественной жизнью России и историческими событиями, происходившими в России и Европе. 2. События 1812 года и их отражение в творчестве Крылова (“Волк на псарне”, “Кот.

Басни И. А. Крылова. Русский ациональный колорит басен Басни Крылова стали принципиально новым явлением по отношению к разновидностям этого жанра, утвердившимся в русской литературе XVIII века, – классицистической и сентимента-листской басням. Первая была создана А. П. Сумароковым и.

Читайте также:  Осуждение человеческих пороков в баснях Крылова: сочинение

Петербург в лирике О. Мандельштама Кто, скажите, мне сознанье Виноградом замутит, Если явь – Петра созданье, Медный всадник и гранит? О. Мандельштам Петербург всегда был дорог и близок сердцу О. Ман­дельштама, потому что здесь прошли.

Осмеяние человеческих недостатков в баснях Крылова Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец XIX века. В. А. Жуковский говорил, что слог басен Крылова чист и приятен, он “то возвышается в описании величественном, тот трогает вас простым.

Дедушка Крылов А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. И. Крылов Наверное, высшая награда для писателя – полное принятие его сочинений народом. До такой степени, что его литературные.

Особый цикл басен Крылова посвященных войне с Наполеоном Особый цикл басен посвящен Отечественной войне 1812 г. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это “Раздел”, “Кот и Повар”, “Обоз”, “Ворона и Курица”, “Волк на псарне”, “Щука.

Система образов басен И. А. Крылова Басня, как сказка, нарушает логические от­ношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы.

Чем же так привлекают к себе читателей басни Крылова Басня – это короткий рассказ, в котором заключен иносказательный смысл. Иносказание, аллегория появляются, когда отвлеченную мысль, понятие писатель заменяет изображением конкретного предмета, живого существа или явления реальной жизни. Действуют в.

Художественное мастерство Крылова на примере басни “Тришкин кафтан” Художественное мастерство Крылова в его баснях поистине совершенно. Но отточенный стих давался Крылову ценой огромного труда. Тщательно отделывая свои басни, Крылов многие строки переписывал по десять, двадцать раз, подбирая единственные.

Басни И. А. Крылова. Русский национальный колорит басен “Крылов выразил – и, надо сказать, выразил широко и полно – одну только сторону русского духа – его здравый, практический смысл, его опытную житейскую мудрость, его простодушную и злую иронию.

Сейчас вы читаете: Русская журнальная сатира XVIII века на примере произведени Крылова

Русская журнальная сатира XVIII века на примере произведени Крылова

1. Начало творческого пути И. А. Крылова.
2. Издательская деятельность писателя.
3. Значение журнальной сатиры для развития литературы и общества.

Иван Андреевич Крылов всю жизнь был верен девизу Кантемира: «В стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу». Может быть, поэтому именно его творчество стало достойным завершением русской журнальной сатиры XVIII века. Родившись в семье небогатого армейского офицера, Крылов все детство и юношество провел в Твери, где протекала интенсивная литературно-театральная жизнь. Получая образование в Тверской семинарии, юный Крылов не только посещал различные литературный диспуты, но и сам пробовал писать. В 1783 году писатель, прибывший в Петербург, представил комическую оперу «Кофейница». Выбор этого жанра был неслучаен. Молодого литератора привлекала перспектива создания произведения, соединяющего в себе обличительную направленность, непринужденную веселость, легкость действия и доступную музыку. С другой стороны, опера давала пищу для более серьезных размышлений. Большинство комедий и комических опер не попали на сцену из-за разногласий драматурга с театральной дирекцией. Однако эти произведения сыграли огромную роль в творчестве Крылова, поскольку в них оттачивалось мастерство диалога, создание характеров, что было необходимо для будущего басенного жанра.

В 70—80-х годах XVIII века наблюдается спад в журнальной сатире. Этот жанр не совсем исчез с журнальных страниц, однако острота существенно убавилась. Блистательные успехи русской журналистики, достигнутые в периодических изданиях Новикова, ушли в прошлое. Фонвизин хотел Возродить старые сатирические традиции, однако публикации были запрещены Екатериной II. Крылов решил подхватить знамя сатиры и стал издавать свой журнал. Он продолжил линию Новикова — Фонвизина, однако обличение русского общества осуществлял с более демократических позиций. Первый журнал литератора «Почта духов, ежемесячное издание, или Ученая, Нравственная и Критическая переписка Арабского Философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами» просуществовал восемь месяцев. Есть мнение, что в создании журнала принимал активное участие Радищев, а 23 из 48 писем журнала представляют собой перевод из романов маркиза д’Аржана. Однако это совершенно не умаляет заслуг Крылова.

Здесь проявилось огромное мастерство сатирика, который сумел мастерски соединить оригинальные произведения с переводными материалами, кроме того, разделить различные функции между корреспондентами Маликульмулька. В журнале Крылов не делал скидки никаким сословиям, высмеивая на страницах все то, что приносит вред русскому обществу. В «Почте духов» автор использует многие сатирические приемы, в частности применяет зоологизацию. Фамилия откупщика Скотонрава говорит сама за себя, а сравнение щеголя с кривляющейся обезьяной служит для большей выразительности образа. Помимо зоологизации, автор широко использует в своих произведениях гротеск, пародию гиперболу и другие художественные приемы.

В 1792 году Крылов вместе с П. А. Плавилыциковым и А. И. Клушиным начинают выпускать новый сатирический журнал «Зритель». Именно на страницах этого журнала была впервые опубликована едкая антимонархическая сатира Крылова «Каиб». Произведение было создано в жанре восточной повести, что было своеобразным прикрытием критики резкой политики, которую проводила императрица. Писатель в своем произведении также высмеивал классицистическую и сентиментальную эстетику, которая искажала существующую действительность.

Герой калиф встречает на своем пути поэта-одописца, который недавно воспел в своей оде визиря, повешенного за взятки. В произведении добродетели казненного были так хорошо воспеты, что «калиф зачал уже опасаться, не святого ли он повесил». Однако поэт успокоил его словами, что дает «воображению волю в похвалах с тем только условием, чтоб после всякое имя вставить можно было». «Похвальная речь в память моему дедушке» была написана Крыловым в жанре пародийного панегирика. Здесь автор активно разоблачал поместного крепостника, который был убежден, что «собака не слуга», она может и укусить, а с крепостными можно делать все, что угодно.

В журнале Крылов публикует и свои знаменитые басни, высмеивающие человеческую глупость, подлость, жадность и другие отрицательные стороны людского характера. Сатира, по мнению писателя-баснописца, является одним из эффективнейших средств общественного воспитания. Именно поэтому именно к этому жанру литературы предъявляются самые высокие и серьезные требования.

Последним изданием, в котором закончил свою журнальную деятельность Крылов, был «Санкт-Петербургский Меркурий». Практически все произведения писателя не выходят за рамки «просвещенного абсолютизма». Однако это не мешает автору, противопоставляя реального и идеального императора, сатирически подходить к правлению самой Екатерины II. В своем прощальном слове к читателям Крылов и Клушин писали, что «слабо то сочинение, которое в самом себе не заключает своего оправдания». Литературная деятельность Крылова сыграла огромную роль в развитии русской литературы. Именно в произведениях этого автора проявляются первые признаки реализма, созревает демократическая эстетика.

Журналистские работы Крылова нашли свое продолжение в издании Н. И. Страхова «Сатирический вестник». Здесь авторы в лучших традициях сочинений Крылова высмеивают нелицеприятные стороны жизни дворянского корпуса. Главными героями журнала становятся помещики — разорители своих крепостных, картежники, щеголи, моты, взяточники и т. д. Так, перекликаясь с героем крыловского произведения Промотом, погуби- шим для своих нарядов немало сел и деревень, страховский сосед и «многие ему подобные обратили волшебным образом все свои деревеньки и достаточек в одни сии пуговицы».

В своем творчестве Крылов, по мнению П. Н. Беркова, нашел самую удачную форму, когда классические принципы гармонично сочетаются с традициями народного театра, народных игрищ.

Русская сатира 18 века: история и теория; творчество А. Кантемира, Н. Новикова, И. Крылова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:40, реферат

Описание

САТИРА (латинское satira; от более раннего satura – букв. «паштет, фарш, смесь, всякая всячина»):
1). Определенный стихотворный лиро-эпический малый жанр, сложившийся на древнеримской почве (в творчестве поэтов-сатириков Невия, Энния, Луцилия, Горация, Персея, Ювенала и др.) и возрожденный в 17–18 вв. литературой классицизма (сатиры М.Ренье, Н.Буало, А.Д.Кантемира и др.). История и поэтика этого жанра изучены литературоведением достаточно полно.

Работа состоит из 1 файл

Реферат русская сатира.docx

Важная разновидность сатиры представлена художественными пародиями. Исторически сатиру вообще нельзя отделить от пародии. Всякая пародия сатирична, а всякая сатира несет в себе элемент пародирования. Пародирование – наиболее естественный путь преодоления устаревших жанров и стилистических приемов, мощное средство обновления художественного языка, его спасения от косности и механичности, от обессмысленных и переживших себя элементов традиции. Пародия – одно их ключевых средств литературной эволюции. Уже на заре истории европейской литературы пародия заявляет свои права: в 5 в. до н.э. возникает пародия на греческий героический эпос – Батрахомиомахия, где описанная Гомером в Илиаде война троянцев с ахейцами представлена борьбой мышей и лягушек. Предметом осмеяния здесь становится само эпическое слово. Пародия эта является сатирой на уже отмирающие жанр и стиль эпохи. Такую роль в истории литературы будет играть по сути всякая пародия. Иногда высмеивание жанра и стиля переходит на задний план, но озорная интонация пародирования остается, вызывая смех уже непосредственно над героями пародии (роман Короли и капуста и новеллы цикла Милый жулик О.Генри, Клуб удивительных промыслов Г.Честертона, отчасти Москва – Петушки Вен. Ерофеева как пародия на жанр записок путешественника). В пародийной сатире распространен принцип композиционной симметрии – герои-двойники (Средневековый роман, Принц и нищий М.Твена), герои-противоположности (Дон Кихот и Санчо Панса); в мире, окружающем героя, господствуют законы игры, спектакля, розыгрыша (иллюзии Дон Кихота, герцогство Санчо Пансы). Житейский эквивалент литературной пародии – мистификация, которая вообще легко становится мотивировкой сатирического сюжета.

Разные типы сатирической типизации могут вступать в сложное взаимодействие. Так, в Дон Кихоте общий замысел – пародийно-иронический, но характер главного героя раскрывается в психологическом плане, а картина противостоящего ему мира – это философски-обобщенный образ. Сюжет романа вполне рационалистичен: читателю предлагается традиционная «охота» наблюдателя за наблюдениями.

Сатира эпохи Возрождения направлена на пересмотр господствующей идеологии и устоявшихся форм средневековой жизни (Декамерон Дж.Боккаччо, стихотворная сатира С.Бранта Корабль дураков, Похвала глупости Эразма Роттердамского, Письма темных людей и др.). В романе Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль гуманистическая программа автора осуществляется в гротескных, гиперболических смеховых образах, расшатывающих монолитную серьезность официальной средневековой идеологии. Задуманный как литературная пародия, Дон Кихот Сервантеса перерастает рамки замысла и становится универсальной комической панорамой мира на границе двух эпох, в «точке перехода» от высокого героизма средневековья к торгашеско-корыстным отношениям новой, предбуржуазной эпохи. Первоначальный объект насмешки – «рыцарь печального образа» – оказывается судьей «вывихнутого» мира.

В литературе 17 в. сатирическое начало оскудевает. Смех уходит на второй план, утрачивает радикализм и универсальность, довольствуется явлениями частного порядка. И лишь в жанре комедии, в творчестве Ж.Б.Мольера, сатира расцветает, изображая четко очерченные типы (Скупой, Тартюф, Журден). Стихотворные сатиры этой эпохи лишь воскрешают жанры античности (Н.Буало, басни Ж.Лафонтена).

Читайте также:  Осуждение человеческих пороков в баснях Крылова: сочинение

В литературе 18 в., в эпоху Просвещения, сатирическое начало проявляется в самых различных жанрах. Развивается плутовской роман (Молль Флендерс Д.Дефо, Приключения Перегрина Пикля Т.Дж.Смолетта и др.). Плутовской роман и комедия этого времени (Женитьба Фигаро Бомарше и др.) отражают пробудившееся самосознание представителя «третьего сословия», рождение «частного человека», высвобождающегося из-под власти общественного механизма. Веселая насмешка обличителя противостоит здесь поэтике барочного романа – одного из важных жанров эпохи, где издевка сопровождалась зачастую трагической горечью. Развитие пародийной сатиры в 18 в. связано с творчеством Л.Стерна (Тристрам Шенди, Сентиментальное путешествие). Жанр сатирического романа (либо повести) начинает выполнять функции философского трактата (Племянник Рамо Д.Дидро, философские повести Вольтера). Художественные произведения французских просветителей, как и Путешествия Гулливера Дж.Свифта, создают картину несовершенного, чающего радикальных перемен мира. Причем отрицание Свифта носит универсальный, «сверхсоциальный» характер – писателя возмущает не столько общество, сколько человечество, не придумавшее для себя лучшей формы организации, чем общество. Так, отраженная в зеркале сатиры, рушится основная иллюзия эпохи – культ разума, рационального жизнеустройства, «просвещенного», а потому «разумного человека»: по Свифту, разумное начало совершенно чуждо алогичной и «деструктивной» природе человека.

Существенную роль в истории сатирического творчества Нового времени сыграли английские сатирические журналы 18 в. («Зритель» и «Болтун»). Ими были созданы и закреплены жанры мелкой журнальной сатиры: диалогической, очерковой, пародийной. Расцветает жанр фельетона. Этот тип осмеяния современности в новых условиях во многом повторяет формы горацианской сатиры (разговорный диалог, галерея вскоре бесследно исчезающих высказывающихся героев, полудиалоги, письма, смесь шутливых и серьезных размышлений). Журнальный тип сатирического творчества в основных своих чертах дошел до наших дней.

Древнерусская литература не знала сатирического творчества в собственном смысле слова. На Руси изображение дурных сторон действительности, противоречащих религиозно-нравственному идеалу, в отличие от западноевропейской традиции, не было связано со смехом. Смех осмыслялся древнерусскими книжниками как начало духовно двусмысленное, греховное, страстное. Отрицательное отношение автора принимало форму не осмеяния, а обличения, подчеркнуто серьезного, чаще скорбного – в жанре обличительного слова, в летописи, в агиографии. Смеховые формы оказывались совершенно за пределами официальной культуры – в фольклорных жанрах, в свадебных и аграрных обрядах, в искусстве скоморохов. Суть отношения к смеху в русском средневековье полнее всего выразилось в житиях юродивых, чье поведение по внешним признакам напоминало поведение шута. Однако смеяться над юродивыми считалось грехом (характерен эпизод из Жития Василия Блаженного: посмеявшиеся над его наготой ослепли и были исцелены лишь после раскаяния в невежественном смехе). Рыдать над смешным – вот эффект, к которому стремится юродивый, обнаруживая под личиной глупости глубинную мудрость, а за внешним богохульством – святость.

Собственно смеховая культура начинает оформляться на Руси под западными влияниями лишь в 17 в. При Петре I традиционный запрет на смех и веселье постепенно снимается. Парадоксальность ситуации состоит в том, что в начале 18 в. слепки с форм «народной карнавальной культуры» насаждаются в России сверху и нередко вызывают протест со стороны «народных низов» (маскарады, дурацкие процессии, шутовские свадьбы, «сумасброднейший, всешутейский и всепьянейший собор» Петра Великого). С конца 17 в. появляются образцы серьезной нравоучительной сатиры, созданные латинствующими авторами (Вертоград многоцветный Симеона Полоцкого и т.п.).

Сатира в России. В 18 в. сатира в России процветает. Она облекается в самые разнообразные жанры: эпиграмму, послание, басню, комедию, эпитафию, пародийную песню, публицистику. Создателем русской сатиры как малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, стал А.Д.Кантемир (восемь сатир в рукописном собрании 1743). Сатиры Кантемира поэтикой и тематикой ориентировались на теорию, изложенную в стихотворном трактате Н.Буало Поэтическое искусство. В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское – просвещенному, бессмысленное – разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии (обратный порядок слов) и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки.

Однако стилистические новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе. Следующий шаг в развитии отечественной сатиры был сделан А.П.Сумароковым, автором книги 1774 Сатиры, который свои теоретические воззрения на назначение сатиры и ее место в иерархии классицистических жанров изложил в двух эпистолах 1747 – О русском языке и О стихотворстве. Сатира на бездарных авторов становится важным средством литературной борьбы.

Во второй половине 18 в. стихотворная сатира в России утрачивает свою былую роль и уступает место журнальной. В 1760–1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», издаваемые И.С.Крыловым «Почта духов», «Зритель» и многие другие. В литературном сознании формируется расширительное понимание сатирического как межжанровой разновидности идейно-эмоционального подхода к предмету изображения. Один из первых образцов сатиры в широком смысле слова – комедия Д.И.Фонвизина Недоросль (1782).

Творчество Антиоха Дмитриевича Кантемира (1709—1744)

А. Д. Кантемир вошел в историю русской литературы как один из первых поэтов-просветителей XVIII века, как автор стихотворных сатир.

В статье «Русская сатира в век Екатерины» Н. А. Добролюбов отмечал: «Литература наша началась сатирою, продолжалась сатирою и до сих пор стоит на сатире». Родоначальником сатирического направления в русском классицизме по праву считается Антиох Кантемир.

Князь Антиох Дмитриевич Кантемир родился 10 сентября 1709 года1 и был пятым ребенком в семье молдавского господаря (т. е. правителя Молдавского княжества) Дмитрия Константиновича Кантемира. Правителем Молдавии был и дед Антиоха — Константин Кантемир, получивший титул господаря из рук турецкого султана. Дело в том, что с начала XVI века Молдавское княжество находилось в полной зависимости от Турции и фактически управлялось из Константинополя. Чтобы предупредить измену, турецкий султан обычно держал при себе в качестве заложника одного из сыновей молдавского господаря. Так отец Антиоха — Дмитрий Кантемир — оказался в Константинополе. В 1699 году он женился на Кассандре Кантакузен — дочери правителя другого придунайского княжества, Валахии, а в 1710 году, после смерти своего отца Константина, унаследовал титул господаря Молдавии.

Дмитрий Кантемир был одним из образованнейших людей своего времени. Он оставил после себя ряд ученых трудов на латинском, немецком, румынском и русском языках, в том числе и написанную по-латыни «Историю образования и падения Оттоманской империи» . Еще до начала русско-турецкой войны (1710—1713) Дмитрий Кантемир задумал отторжение Молдавии от Турции и присоединение ее к России. Но после неудачного для русской армии Прутского похода 1711 года против турок, спасаясь от расправы, семья Кантемира выехала в Россию. Будущему поэту было тогда три года.

Антиох Кантемир также получил блестящее образование. Он с детства владел латинским, новогреческим, французским и итальянским языками, в юности усердно изучал под руководством лучших профессоров Российской Академии наук философию, историю, физику, математику, географию, юриспруденцию. Старославянскому и русскому языкам Антиоха обучал выпускник Славяно-греко-латинской академии Иван Ильинский. Ильинский сам писал стихи, и, по-видимому, именно он приохотил к этому занятию своего воспитанника.

Здесь нужно сказать несколько слов о том, что представляла собою книжная русская поэзия конца XVII — первой четверти XVIII века. В то время в России было широко распространено виршевое стихотворство. (Виршами в XVI—XVIII веках назывались всякие стихи, предназначенные для чтения.) Господствующей системой стихосложения была силлабическая (т. е. слоговая) система. Это были, как правило, длинные и довольно неуклюжие стихи (стихотворная строка состояла обычно из 11 или 13 слогов) с парной системой рифмовки, когда рифмовались смежные строки, и с одним-единственным постоянным ударением всегда только на предпоследнем слоге — так называемая «женская» рифма. Этого одного ударения не хватало, чтобы ритмически организовать стих, и потому силлабические вирши часто звучали как проза. Силлабическая система стихосложения вообще не соответствует национальным особенностям русского языка, она больше подходит для языков с постоянным, фиксированным ударением — польского, французского. Поэтому наиболее проницательные поэты и филологи — В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов — уже в 30-е годы XVIII века пришли к мысли о необходимости реформы русского стиха. Более подробно об этом будет рассказано дальше.

Но так или иначе силлабическая система просуществовала довольно долго в России и успешно применялась в стихах таких поэтов, как Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин. В их числе был и Антиох Кантемир, который остался верен силлабическому стиху до конца своей жизни, даже после реформы Тредиаковского и Ломоносова.

В 1729 году молодой Антиох Кантемир примыкает к кружку самых просвещенных людей России «Ученая дружина», куда кроме него входят виднейший писатель и публицист первой трети XVIII века архиепископ Феофан Прокопович, историк Василий Никитич Татищев и некоторые другие передовые люди того времени, пропагандисты петровских преобразований. В том же 1729 году Кантемир пишет свою первую стихотворную сатиру «На хулящих учения. К уму своему», которая быстро распространилась в рукописных списках и принесла молодому поэту широкую известность. А Феофан Прокопович, ознакомившись с этой сатирой, в специальном стихотворном послании поздравил начинающего автора с таким блестящим дебютом.

В 1730 году Кантемир вместе с другими членами «Ученой дружины» сыграл немалую роль в возведении на российский престол племянницы Петра I Анны Иоанновны. Но, как это часто бывает, был обойден милостями новой императрицы и вместо благодарности в 1732 году отправлен российским посланником («резидентом», как их тогда называли) в Англию, что являлось по существу почетной ссылкой. В Россию Антиоху больше не суждено было вернуться. Шесть лет (с 1732 по 1738 год) Кантемир был дипломатическим представителем России в Лондоне, а еще шесть лет (с 1738 по 1744 год, т. е. до самой смерти) в должности чрезвычайного посла (затем — полномочного министра) во Франции, в Париже. Кантемир скончался от болезни желудка 31 марта 1744 года в Париже, но лишь в 1745 году гроб с его телом был перевезен в Россию. Согласно его завещанию, Кантемир был погребен в греческом монастыре в Москве на Никольской улице.

Кантемир был автором многих поэтических произведений — од, басен, эпиграмм, неоконченной поэмы о Петре I — «Петрида», переводов Анакреонта, Горация, Буало, Воль­тера. Однако сатиры занимают особо важное место в литературном наследии Кантемира. Их всего девять. Пять написаны поэтом до отъезда за границу в 1729—1731 годах (и затем несколько переработаны и отредактированы самим автором в Лондоне в 1736—1737 годах), а четыре созданы за рубежом — в Лондоне и Париже. Сатиры Кантемира отличаются разнообразием тематики, но едино их композиционное построение. Обычно они состоят из вступления, в котором автор обращается к уму своему, к музе, к солнцу, к своим друзьям и единомышленникам, а затем представлена галерея сатирических персонажей, олицетворяющих собою различные общественные пороки и недостатки.

Ссылка на основную публикацию
×
×